Лёд трогается (тронулся). Начинающему водителю Секреты скользкой работы

Передвижение на автомобиле зимой требует гораздо больше навыков и умений, чем в теплое время года. Особенно трудно приходиться новичкам, встречающим первую зиму за рулем.

Коварство зимней дороги заключается в низком коэффициенте сцепления колес с асфальтом. Лед и снег на дороге мешают колесам зацепиться и приводят к пробуксовке ведущих колес, особенно при движении на подъем. Наиболее часто пробуксовка проявляется при начале движения. Наиболее эффективный же разгон получается при трогании без пробуксовки колес или с минимальной пробуксовкой.

Чаще всего пробуксовка проявляется при эксплуатации переднеприводных автомобилей, так как при трогании вес автомобиля перераспределяется назад и ухудшается сцепление передних колес с дорогой. Заднеприводный автомобиль в этом отношении имеет небольшое преимущество, его ведущие колеса при трогании наоборот прижимаются к дороге. Благодаря этому колеса заднеприводного автомобиля чаще всего пробуксовывают при трогании, на 1 передаче, тогда как у переднеприводного пробуксовка может проявляться при резком разгоне и на 2й, и на 3й передаче и т.д.

Итак, рассмотрим как следует правильно трогаться на льду .

1. Максимально аккуратная работа педалями газа и сцепления. Действовать нужно по правилу «чем более скользкая дорога, тем ниже обороты двигателя». При начале движения на чистом льду трогаться нужно практически на холостых оборотах, с задержкой включения сцепления. Повышенные обороты двигателя, также как и резкая работа с педалями газа и сцепления, приведет к пробуксовке колес. Если это произошло, не пытайтесь помочь увеличением оборотов, это только усугубит ситуация. Лучше выключите сцепление и попробуйте еще раз. Это так называемый двойной выжим, помогающий тронуться на переднеприводном автомобиле. При первом включении сцепления нагрузка распределиться назад, если в этот момент отпустить газ и выжать сцепление, автомобиль по инерции качнется вперед и колеса прижмутся к дороге, в этот момент нужно повторить попытку начать движение.

2. При трогании на льду можно использовать вторую передачу вместо первой, так как при этом на колеса будет подаваться меньший крутящий момент и меньше шансов что колеса сорвутся в пробуксовку.

3. На заднем приводе при трогании можно наполовину затянуть стояночный тормоз, что также ограничит вращение задних колес и уменьшит риск пробуксовки.

4. При остановке на скользком подъеме старайтесь оставлять больше дистанции до передних и задних автомобилей, а также увеличенный боковой интервал. При начале пробуксовки ваш автомобиль, или автомобиль вашего соседа по дороге может съехать в сторону или сползти назад, будьте готовы к этому.

5. При управлении автомобилем с АКП используйте зимний режим.

6. При начале движения передние колеса нужно держать в прямом положении, повернутые даже на несколько градусов колеса могут привести к пробуксовке.

7. Если позволяют дорожные условия и ПДД, можно отъехать назад, до участка с нормальным покрытием и преодолеть скользкий участок с разгона.

Эти советы относятся к автомобилям, не оснащенным такими современными электронными помощниками, как антипробуксовочная система, система стабилизации, Hill Asist и др. Однако даже если ваш автомобиль оснащен всеми современными системами, не стоит проверять предел их возможностей, законов физики еще никто не отменял.

Если вы часто выезжаете за город, где дорожные условия оставляют желать лучшего, положите в багажник мешочек с песком или солью. Пару горстей, насыпанных под ведущие колеса, помогут вам тронуться даже на зеркально ледяной поверхности. В крайнем случае, используйте подручные средства: ветки, ветошь, солому и пр.

При старте на скользкой поверхности первый оборот колес должен быть сделан без пробуксовки. Этого можно добиться, трогаясь «внатяг», за счет задержки включения сцепления. При этом передние колеса обязательно должны стоять ровно, поскольку даже при малейшем повороте они создают упор и провоцируют пробуксовку. Можно трогаться, многократно осторожно включая сцепление при постоянной минимальной частоте вращения двигателя или же одновременно отпуская педали сцепления и газа после того, как мотор раскрутили до средних оборотов.

Начиная движение на скользкой поверхности, следует учитывать все факторы – особенности конструкции трансмиссии автомобиля (тип привода), состояние и тип шин, наличие тех или иных электронных систем, уклон и рельеф дороги, погодные условия.

Даже на очень хорошей резине, когда колесо попадает в ямку, не всегда получается сразу сдвинуться с места. В таком случае надо попытаться аккуратно раскачать автомобиль. Для этого нужно включить переднюю или заднюю передачу, выжать сцепление, давая автомобилю возможность откатываться обратно, и добавлять газ в тот момент, когда машина скатывается в ямку, словно подталкивая ее. Обороты двигателя при этом должны быть малыми или средними. Бессмысленное буксование ни к чему не приведет: вращающиеся колеса растапливают снег и верхний слой льда, и под ними образуется прослойка воды. В моноприводных машинах без самоблокирующегося дифференциала (а таких большинство) не поможет и второе ведущее колесо – «дифф» выключит его, передавая весь момент на буксующее.

При разгоне следует использовать высшие ступени, переходя на них раньше, чем обычно (пока мотор не развил максимальный крутящий момент), чтобы не допустить передачи на колеса излишней тяги.

В крутую гору проще трогаться и подниматься на машинах с полным или задним приводом. Можно даже посадить пассажиров назад, чтобы еще больше увеличить давление на задний мост. Таким образом, ведущие колеса будут сильнее загружены, тогда как на переднеприводных моделях на подъеме ведущие колеса разгружаются и сцепление с дорогой ухудшается. На переднеприводниках для разгона можно «зацепиться» за обочину. Тогда одна сторона автомобиля будет идти по снегу, и сцепление соответствующих колес будет лучше. Такой метод, впрочем, подходит для любого типа привода. Но в данном случае делать это надо очень осторожно и на небольшой скорости (иногда только для начального импульса), чтобы машину не развернуло.

2. Едем

На скользкой следует несколько по-иному воспринимать, казалось бы, стандартные ситуации. Например, при выезде со второстепенной дороги быстрого разгона может не получиться из-за пробуксовывания колес (особенно если водитель занервничает и перегазует). В то же время водитель другой машины просто не в состоянии будет быстро маневрировать на скользкой дороге. Поэтому лучше выезжать, когда вы наверняка никому не помешаете. И поосторожней с обгонами. Не стоит забывать, что резкая работа рулем способна спровоцировать , а передозировка газа приведет к проскальзыванию ведущих колес, и интенсивного ускорения не получится.

При избыточной тяге как при троганьи, так и во время движения переднеприводный автомобиль проявляет склонность к сносу передней оси, заднеприводный – к заносу задних колес, а полноприводный вообще может поползти боком.

На загородной трассе при выезде на открытое пространство или при обгоне автопоезда резкий порыв бокового ветра на льду может легко сместить машину в сторону. Так что не стоит увлекаться скоростью и следует быть готовым отреагировать на порыв.

Если при входе в вираж скорость оказалась слишком высокой и машина «поплыла» наружу поворота, надо попытаться распрямить траекторию, уменьшив угол поворота колес. Затем погасить скорость и завершить маневр.

На скользкой дороге нельзя резко поворачивать руль, нажимать на педали, сбрасывать газ. Все действия водителя должны быть быстрыми и при этом плавными.

При переключениях следует аккуратно подводить сцепление и ни в коем случае нельзя «бросать» педаль. Быстрая смена крутящего момента способна спровоцировать снос или занос ведущих колес даже при движении по прямой, не говоря уже о повороте.

В гололед надо учитывать рельеф дороги и стараться объезжать места с уклонами, по которым машина может соскользнуть. Заслуживают отдельного разговора машины, в которых крутящий момент при помощи муфты перераспределяется между передними и задними колесами. Вследствие этого авто с плавающим моментом может неожиданно сменить переднеприводные «повадки» на заднеприводные и наоборот.

3. Замедляемся

В гололед коэффициент сцепления шин с дорогой намного меньше, чем на сухом асфальте. При этом снижается интенсивность замедления автомобиля, а тормозной путь существенно увеличивается. Исходя из этого, следует соблюдать большую дистанцию до впереди идущей машины.

На дороге с низким коэффициентом сцепления надо начинать движение на повышенных, а замедляться и тормозить – на пониженных передачах. Делать это надо плавно, с задержкой включения сцепления, чтобы не было резкого броска крутящего момента, способного резко замедлить машину и вызвать ту же реакцию, что и блокировка колес.

Ни в коем случае нельзя допускать блокировки колес на скользком покрытии, иначе автомобиль потеряет управляемость. Если это произойдет на дуге поворота, машина сохранит прямолинейное движение и не впишется в него.

Момент блокировки колес прочувствовать очень сложно. Поэтому при включенной передаче на переднеприводном автомобиле, не оборудованном ABS и/или «автоматом», на скользком покрытии при заблокированных колесах может заглохнуть двигатель. Естественно, сразу отключится гидроусилитель руля (если есть) и вакуумный усилитель тормозов. Кратковременный выжим и отпускание педали сцепления не всегда дают результат – не исключено, что мотор с наката на льду не запустится. На задне- и полноприводных моделях двигатель тоже может заглохнуть, но вероятность этого меньше, поэтому при торможении следует действовать аналогичным образом – находясь на пониженной передаче, нужно выжать сцепление. При этом надо быть готовым плавно отпустить педаль, передавая момент на крутящие колеса, если вдруг потребуется вытянуть машину газом. Так что запас тяги всегда должен быть.

В экстренной ситуации для того, чтобы погасить скорость движения, можно попробовать притереться боком к снежному сугробу. Главное – помнить, что при выезде на скорости на заснеженную обочину машину может начать разворачивать из-за разницы коэффициентов сцепления правых и левых колес.

4. Паркуемся

Маневрировать на льду в стесненных условиях намного тяжелее, чем на асфальте. Машина может скользить по льду при торможении даже на скорости ниже 5 км/ч или при троганьи. Поэтому, ставя авто на стоянку, следует соблюдать большую дистанцию и интервал между машинами и другими объектами.

Паркуясь на льду, лучше перестраховываться и выполнять все действия на очень маленькой скорости.

Неосмотрительно брошенный возле бровки автомобиль наутро может оказаться отгороженным от дороги снежным бруствером, который нагребет дорожная снегоочистительная техника.

Не стоит также въезжать в ямки. Если в них стоит вода, то ночью она может замерзнуть, «прихватив» колесо. Лучше не ставить машину на «ручник»: за ночь снег растопится на разогретых механизмах, и тормоз может примерзнуть. По этой же причине под сильно разогретой резиной наутро образуется лед. Вдоль тротуара на спусках/подъемах лучше ставить машину так, чтобы, отъезжая, не приходилось трогаться в гору.

Лёд трогается (тронулся) ЛЁД, льда (льду), о льде, на льду, м. Замёрзшая и затвердевшая вода. Холодный как л. Скользить по льду́ и по́ льду. Вечные льды (в полярных морях). Искусственный л. В голосе, во взгляде Ч л. (перен.: холодная враждебность).

  • - В котором тысяча немазаных колес - о необычайном неприятном шуме Ср. И новый хор певцов такую дичь занес, Как будто тронулся обоз, В котором тысяча немазаных колес. Крылов. Парнас. См. дичь пороть...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - о начале чего-л. давно ожидаемого...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - Какъ будто тронулся обозъ, Въ которомъ тысяча немазанныхъ колесъ Поясн. о необычайномъ непріятномъ шумѣ. Ср. И новый хоръ пѣвцовъ такую дичь занесъ, Какъ будто тронулся обозъ, Въ которомъ тысяча немазанныхъ колесъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Экспрес. Положено начало чему-либо ожидаемому. - Поздравь меня скорей. ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Разг. 1. Об исчезновении враждебности, начале примирения. 2. О решительном, резком начале чего-л. /i> Выражение заимствовано из франц. языка в XIX в. ФСРЯ, 222; БМС 1998, 334; БТС, 490; ЗС 1996, 116, 527...
  • - Разг. О неожиданном и резком изменении к лучшему, наступлении благоприятного переломного момента в какой-л. сложной ситуации. /i> Выражение - из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» . Дядечко 2, 190...

    Большой словарь русских поговорок

  • - у кого. Жарг. мол. Шутл. О выбитых зубах. Вахитов 2003, 181...

    Большой словарь русских поговорок

"Лёд трогается (тронулся)" в книгах

6. ЛЕД ТРОНУЛСЯ (1522-1525)

Из книги Лютер автора Гобри Иван

6. ЛЕД ТРОНУЛСЯ (1522-1525) Кампания, организованная столь умело и проведенная с таким энтузиазмом, не могла не принести своих плодов. Разумеется, католики оборонялись, проявляя кто талант, кто ум, кто упорство. Увы, ни один из них не сумел завладеть всеми тремя «козырями» сразу,

Лед тронулся

Из книги Игра престолов. В мире Льда и Пламени автора Хорсун Максим Дмитриевич

Лед тронулся Первый сезон, включающий в себя десять эпизодов, вышел на экраны весной 2011 года. Сериал взорвал рейтинг популярности среди зрителей, а чуть позже поставил еще и пиратский рекорд как самый скачиваемый сериал в мире.Уже через два дня после премьеры было

10. Поезд тронулся

Из книги Тайны жизни Э Л Джеймс автора Шапиро Марк

10. Поезд тронулся Любим мы британскую «желтую» прессу или ненавидим, но ей следует отдать должное. Потому что когда нужно кого-то выследить, она становится настоящей ищейкой.Первым делом установили, что за псевдонимом «Э Л Джеймс» скрывается таинственный автор. Дальше

Глава 11 ЛЕД ТРОНУЛСЯ

Из книги Клод Моне автора Декер Мишель де

Глава 11 ЛЕД ТРОНУЛСЯ Признаемся, мы немного сгустили краски. Все то время, что семья продолжала жить в Ветее, Марта, Бланш и Сюзанна («большие девочки», как называли их дома) регулярно заглядывали на кладбище и приносили упокоившейся Камилле букетики цветов. Весной 1881 года

21. Лед тронулся

Из книги Циолковский автора Арлазоров Михаил Саулович

21. Лед тронулся После революции по Коровинской улице, как и прежде, гоняли стадо. Но теперь сюда приходили совершенно иные письма. Штаб Воздухофлота заинтересовался цельнометаллическим аэростатом. Издательство Воздушного флота извещало о желании напечатать рукопись

Лед тронулся

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Лед тронулся Смерть Сталина Каждое утро дети собирались в школу, Кирилл - на работу (слава богу, хоть какая-то работа есть). Я оставалась одна со своими болячками в этой осточертевшей, с облупившейся штукатуркой, с трещинами на потолках, неудобной, тесной для детей и для

И у нас лед тронулся

Из книги На ратных дорогах автора Абрамов Василий Леонтьевич

И у нас лед тронулся В начале сентября развернулись упорные бои на реке Терек, в районе Малгобека. Сосредоточив на узком фронте 3-й, 40-й танковые и 52-й армейский корпуса 1-й танковой армии, гитлеровцы предприняли мощные атаки на оборонительные позиции 9-й армии Закавказского

Лед тронулся

Из книги Большая игра СМЕРШа автора Тарасов Дмитрий Петрович

Лед тронулся Весна 1942 года с точки зрения оперативной обстановки на лексиконе контрразведчиков могла бы быть с полным основанием названа «шпионским половодьем». Дело в том, что в строй действующих шпионских резидентур гитлеровской разведки, подготовленных за

Лед тронулся

Из книги Без грифа «Секретно». Записки военного прокурора автора Викторов Борис Алексеевич

Лед тронулся Фальсификаторы держат ответ. В ноябре 1953 года в военном трибунале Западно-Сибирского военного округа рассматривалось необычное дело, которое возникло под влиянием сообщения об аресте Берии.Как только известие об аресте Берии дошло до села Тундрихи,

ДВИГАТЕЛЬ ЗАВОДИТСЯ, НО АВТОМОБИЛЬ НЕ ТРОГАЕТСЯ С МЕСТА

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

ДВИГАТЕЛЬ ЗАВОДИТСЯ, НО АВТОМОБИЛЬ НЕ ТРОГАЕТСЯ С МЕСТА Нет горючего - залить бак; старая батарея - заменить на новую; ослабла сила соприкосновения деталей батареи - затянуть; переполнен карбюратор - подождите, пока сработает дренаж, жмите педаль до упора вниз и

ЛЕД ТРОНУЛСЯ?

Из книги Продукты, которые мы выбираем автора Никитин Сергей Васильевич

ЛЕД ТРОНУЛСЯ? «Крестьянские Ведомости» от 24.06.2002, ссылаясь на агенство «France Press», сообщают: «Бельгия изгоняет трансгенные культуры. Правительство Бельгии приказало французско-германской фирме «Aventis» прекратить испытания генетически модифицированных культур на

7. Лед тронулся!

Из книги В конце концов автора Полевой Борис

7. Лед тронулся! У доктора Джильберта необыкновенная профессия. Он - психолог-криминалист и, как говорят, в этой области серьезный ученый. Американцы в общем-то народ открытый и к прессе весьма неравнодушный. При соответствующем подходе взять у них интервью нетрудно. Но

Трон тронулся

Из книги Призрак России. Кремлевское царство теней автора

Трон тронулся Реакция кремлевских на обращение «Путин должен уйти!» еще раз подтвердила растущую и необратимую тенденцию в самоощущении правящей верхушки. Ее уже охватила неизбежная профессиональная болезнь всех умирающих авторитарных режимов - непреодолимое

Трон тронулся

Из книги Третий путь к рабству [О причинах путинизма и путях выхода] автора Пионтковский Андрей Андреевич

Трон тронулся 15 марта 2010 года. Реакция кремлевских на обращение «Путин должен уйти!» еще раз подтвердила растущую и необратимую тенденцию в самоощущении правящей верхушки. Ее уже охватила неизбежная профессиональная болезнь всех умирающих авторитарных режимов -

Трон тронулся

Из книги Искушение Владимира Путина автора Пионтковский Андрей Андреевич