Кто выпускает двигателя. Российские лодочные моторы – советы при выборе. Дизельные двигатели от Mitsubishi

Двигатель - основной и самый дорогостоящий агрегат, от его надежности во многом зависит, затратным ли окажется содержание автомобиля. Особенно это актуально для покупателей подержанных машин. Хотя бы потому, что обычно моторы начинают требовать внимания уже по истечении гарантийного срока - чаще у вторых или третьих хозяев. Именно им в первую очередь адресован наш рейтинг, подготовленный совместно с московской компанией ИНОМОТОР, которая около двадцати лет занимается профессиональным ремонтом двигателей.

Мы запланировали несколько сравнительных материалов, в которых рассмотрим двигатели разного объема. Начнем с атмосферных бензиновых двухлитровых моторов. Поскольку добротный капитальный ремонт - удовольствие недешевое, к мотористам почти не привозят агрегаты меньшей кубатуры: их восстановление обойдется дороже так называемого контрактного двигателя с пробегом, привезенного из-за границы. Поэтому статистика по таким моторам слишком скудна для сравнительного анализа.

В рейтинге представлены хорошо изученные и популярные двигатели, дебютировавшие 10–15 лет назад. Примерно в это время произошло значительное падение качества - существенно снизились ресурс моторов и их надежность. По большей части эти агрегаты ставили на автомобили предпоследнего поколения, многие из которых стали бестселлерами на вторичном рынке. Они накатали солидные пробеги, дав достаточно материала для размышлений о надежности.

Основной критерий при распределении мест - общий ресурс двигателей. Кроме того, оцениваем надежность их отдельных систем и элементов, а также качество изготовления деталей. Технологии ремонта мы подробно рассматривали в материале «Вторая жизнь» (ЗР, 2015, № 1). Практически все элементы моторов можно восстановить - вопрос лишь в экономической целесообразности. Подходы к ремонту двигателей, представленных в обзоре, идентичны, разница лишь в количестве деталей, требующих лечения. Поэтому в качестве дополнительного критерия сравнения рассматриваем стоимость и доступность запчастей.

В целом атмосферные бензиновые моторы объемом 2,0 л - довольно ресурсная и не самая проблемная группа; многие двигатели тех же семейств, но с бóльшим объемом, например 2,3–2,5 литра, значительно капризнее. Это справедливо и для «призеров» нашего рейтинга.

8-е место: BMW

Двигатели BMW серий N43, N45 и N46 принадлежат к одному семейству, хотя имеют конструктивные различия. Их основные носители - модели 318i, 320i (E90) и 520i (E60) - представители предпоследних поколений BMW третьей и пятой серий.

Средний ресурс моторов по износу цилиндропоршневой группы оценивают ниже 150 000 км - качество изготовления деталей не выдающееся. Двигатели технически сложны для своего времени - пожалуй, даже чересчур. У них много систем и узлов, начинающих капризничать еще до наступления естественного износа цилиндров и поршневых колец.

Моторы конструктивно склонны к потреблению масла, причем ситуацию усугубляют некоторые неисправности. По причине выхода из строя резиновой диафрагмы клапана вентиляции картерных газов масло начинает попадать во впускной трубопровод - автомобиль дымит, как паровоз. К 100 000 км пробега из-за износа направляющих втулок возникает повышенный люфт клапанов системы ГРМ, в результате масло через маслосъемные колпачки попадает прямиком в камеру сгорания. К тому же неполное закрытие клапанов приводит к пропускам зажигания и перебоям при холодном пуске мотора зимой.

До 150 000 км обычно не доживают цепь ГРМ и муфты изменения фаз газораспределения. Из-за неравномерного удлинения цепь начинает шуметь, возможен даже обрыв, и тогда встреча поршней с клапанами неизбежна. Но чаще она только перескакивает на несколько зубьев без катастрофических последствий. Вдобавок к механическому износу муфт изменения фаз примерно к 100 000 км пробега масляные отложения забивают управляющий ими соленоид - мотор переходит в аварийный режим.

Капризна и система изменения высоты подъема впускных клапанов (Valvetronic), которая работает вместо привычной дроссельной заслонки. После 100 000 км пробега масляными отложениями забивается дорогостоящий электромотор, и в конце концов его заклинивает. Из-за частой езды по пробкам на клапанах нарастает нагар, что оборачивается их неполным закрытием. На оборотах холостого хода чувствительная система воспринимает это как серьезную неисправность, мотор начинает работать с перебоями, загорается контрольная лампа Check Engine.

Эти моторы BMW, как и многие их современники, не имеют заводских ремонтных размеров. В случае критического износа стенок цилиндров мотористы растачивают и гильзуют блоки, сохраняя при этом номинальный размер поршневой группы. Увы, оригинальные запчасти моторов BMW - самые дорогие среди прочих из нашей подборки, а аналогов им практически нет. Капитальный ремонт этих моторов наиболее затратный.

7-е место: Volkswagen

Моторы 2.0 FSI ставили на многие модели концерна Volkswagen. Самые распространенные - Golf V, Passat B6, Octavia и Audi A3 второго поколения.

Средний ресурс двигателей - 150 000 км. Мотористы оценивают уровень качества изготовления их элементов как средний. Подобно моторам BMW, фольксвагеновские агрегаты 2.0 FSI из-за технически сложной конструкции не блещут надежностью, но масштабы бедствия поменьше.

Топливная аппаратура непосредственного впрыска капризна. Дорогостоящие, но недолговечные форсунки и ТНВД умирают уже после 100 000 км пробега. Кроме того, вследствие конструктивного недостатка системы питания возникает неравномерный износ цилиндров: форсунка распыляет бензин практически на противоположную стенку цилиндра, тем самым смывая с нее масло. Уже к 120 000 км пробега цилиндр в этой зоне из-за износа имеет отчетливую бочкообразную форму.

Еще один недостаток непосредственного впрыска: топливо не очищает впускные клапаны от нагара. Рано или поздно это приводит к их неполному закрытию и нестабильным холодным пускам мотора, особенно зимой. Усугубляет ситуацию быстрый износ направляющих втулок клапанов (как у моторов BMW), что вдобавок ведет к повышенному расходу масла.

Отметились двигатели FSI и частым залеганием поршневых колец. Заметное уменьшение их толщины значительно повлияло на жесткость. Кстати, это одна из тенденций в современном двигателестроении: снижение массы сказывается на надежности. Менее жесткие кольца быстрее теряют свою исходную геометрию, закоксовываются и фактически перестают работать. Один из предвестников этого - затрудненный холодный пуск мотора в зимний период.

Ремонтные размеры для моторов FSI не предусмотрены. Оригинальные запчасти не из дешевых. Благо, на рынке предостаточно заменителей. В целом стоимость капитального ремонта двигателей FSI высока, дороже только у агрегатов BMW.

6-е место: Ford/Mazda

Совместное детище компаний Ford и Mazda - двигатели семейства Duratec HE/MZR. Эти идентичные моторы широко распространены, их устанавливали на такие массовые модели, как Mazda 3 и Mazda 6 первых двух поколений, Focus и Mondeo предыдущих генераций.

Ресурс моторов - 150 000–180 000 км. Конструктивно они довольно просты, но, увы, качество деталей оставляет желать лучшего. Кроме того, эти двигатели особенно чувствительны к масляному голоданию и перегревам.

При активной езде значительно возрастает расход масла. Если владелец не уследил за его уровнем, велик риск проворота шатунных и коренных вкладышей коленчатого вала. На этих двигателях вкладыши выполнены без замков и установлены внатяг - на месте они удерживаются лишь благодаря упругости металла. К сожалению, сегодня это еще одно распространенное решение. Достаточно непродолжительного масляного голодания или незначительного перегрева мотора, и вкладыши теряют свою геометрию.

При провороте вкладышей страдают шейки коленвала и его постели в блоке цилиндров. При их ремонте всплывает посредственное качество изготовления. Нередки случаи, когда трескаются шейки вала: дорогостоящий вал - на выброс. А при откручивании болтов коренных крышек из отверстий высыпаются ошметки резьбы. Очевидно, что при сборке она уже не выдержит требуемого момента затяжки. Приходится ее восстанавливать с помощью футорок.

У двигателей нет ремонтных размеров. При этом для двигателей моделей Ford запчасти по отдельности недоступны - только как шорт-блок (блок цилиндров в сборе). Благо, в продаже есть аналогичные детали Мазды. На рынке представлены и неоригинальные запчасти. Цена капитального ремонта моторов средняя.

5-е место: Renault-Nissan

Моторы концерна Renault-Nissan семейств M4R/MR20 больше знакомы по японским кроссоверам. Агрегатом MR20 вооружали X‑Trail предыдущего поколения, а Qashqai не расстался с ним и поныне. Французский аналог стоял на Мегане третьего поколения и пока еще доступен для Флюэнса.

Ресурс моторных братьев составляет 180 000–200 000 км. Качество деталей лучше, чем у ближайших конкурентов - моторов для автомобилей Ford и Mazda, но без слабых мест тоже не обошлось. Иногда появляются трещины на шейках коленчатых валов и возникает деформация четвертого цилиндра - как правило, когда сервисмены при установке коробки передач перетягивают болты крепления. Недолговечна цепь ГРМ: растягивается уже к 80 000 км пробега.

Как обычно, ремонтные размеры не предусмотрены. Доступны оригинальные запчасти по отдельности. По стоимости капитального ремонта эти двигатели сопоставимы с парой Ford/Mazda.

4-е место: Mitsubishi

Мотор Mitsubishi серии 4B11 открывает подгруппу двигателей, лишенных серьезных болезней. Его ставили на Outlander предыдущего поколения и Lancer Х первых лет выпуска.

Ресурс двигателя - 180 000- 200 000 км. Качество изготовления его элементов хорошее. Общая надежность мотора во многом обусловлена еще и простотой конструкции, лишенной капризных систем. Как правило, двигатели попадают к ремонтникам из-за естественного износа цилиндропоршневой группы.

Мотор имеет ремонтный размер. Доступны оригинальные запчасти по отдельности.

По стоимости восстановления двигатель Mitsubishi сопоставим с моторами Renault, Nissan, Ford, Mazda.

3-е место: Honda

Мотор Honda серии R20 ставили преимущественно на Accord седьмого и восьмого поколений и на CR-V двух последних генераций.

Ресурс - около 200 000 км. Качество изготовления деталей чуть выше, чем у мотора Mitsubishi. Двигатель R20 надежен и конструктивно прост. Простая схема регулировки клапанов «винт - гайка» не требует подбора и замены толкателей клапанов. При соблюдении регламента этой операции (каждые 45 000 км) R20 не будет доставлять хлопот вплоть до возникновения естественного износа цилиндропоршневой группы.

Ремонтные размеры для двигателя не предусмотрены. Запчасти для моторов Honda недешевы, поэтому капитальный ремонт один из самых дорогих в японской подгруппе.

2-е место: Toyota

Ресурс - около 200 000 км. Качество изготовления элементов очень хорошее. В нашем списке два явных лидера по этому показателю - Toyota и Subaru. Двигатель 1‑AZ опередил хондовский R20 и по другому параметру: оригинальные детали для него относятся к числу наиболее дешевых. Цена восстановления двигателя 1‑AZ - самая низкая в нашем рейтинге.

Принято считать, что в России сейчас производят мало техники, которая, к тому же, имеет крайне низкое качество, отстающее от качества зарубежных образцов. Однако все далеко не так: сейчас в нашей стране развито машиностроение, в том числе и двигателестроение для различных отраслей: автомобилестроения, тракторостроения, судостроения, авиастроения, производства генераторного оборудования и т.д. И заводов, производящих моторы, в России сейчас не менее трех десятков.

В серии статей мы рассмотрим основные предприятия по выпуску двигателей: от производителей относительно небольших легковых двигателей до внушительного размера промышленных силовых установок.

Данная статья — краткий обзор производителей легковых двигателей.


ОАО «АвтоВАЗ»

«АвтоВАЗ» — одно из известнейших отечественных предприятий, производящих автомобили популярных и ставших легендарными семейств «Жигули», «Нива» и других. Волжский Автомобильный Завод основан в 1966 году в городе Тольятти, и уже в 1970 году с конвейера сошли первые «Копейки» ВАЗ-2101. Сегодня «АвтоВАЗ» выпускает несколько новых семейств автомобилей, а также все необходимые для них комплектующие и двигатели.

Инжекторный бензиновый двигатель объемом 1,6 л и мощностью 82 л.с.. Используется для установки в автомобили Lada Kalina и Lada Granta.

Инжекторный бензиновый двигатель объемом 1,4 л и мощностью 89 л.с., соответствует экологическим нормам «Евро-3» и «Евро-4». Используется на различных модификациях автомобиля Lada Kalina (ВАЗ-11174, ВАЗ-11184 и ВАЗ-11194).

Один из наиболее старых двигателей ВАЗ, бензиновый, карбюраторный, рабочим объемом 1,5 л и мощностью 71 л.с. Устанавливается на автомобили ВАЗ «Классика» (модели ВАЗ-2103, ВАЗ-2153, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 и другие).

Инжекторный бензиновый двигатель объемом 1,45 л мощностью 68 л.с.. Применяется на «классических» моделях ВАЗ-2103, ВАЗ-2104, ВАЗ-21053, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107.

Карбюраторный бензиновый двигатель объемом 1,6 л и мощностью 74,5 л.с.. Устанавливается на автомобили ВАЗ «Классика», а также на ВАЗ-2121 «Нива», «Москвич-2141» и другие. Соответствует экологическим нормам «Евро-2». Также выпускается инжекторная модификация ВАЗ-21067 с теми же характеристиками и применяемостью.

Карбюраторный бензиновый двигатель объемом 1,5 л и мощностью 69 л.с.. Один из наиболее распространенных двигателей. Устанавливается на автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-21083, ВАЗ-2109, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099, ВАЗ-2113, ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115.

Инжекторный бензиновый двигатель объемом 1,5 л и мощностью 77 л.с.. Используется в тех же моделях автомобилей ВАЗ, что и мотор ВАЗ-21083.

Бензиновый инжекторный двигатель рабочим объемом 1,6 л и мощностью 81,6 л.с.. Имеет самое широкое применение на переднеприводных автомобилях моделей от ВАЗ-2109 до ВАЗ-2112, а также на Lada Kalina.

ВАЗ-21116i

Один из новых инжекторных бензиновый двигателей, имеет объем 1,6 л и мощность 90 л.с.. Применяется на автомобилях Lada Granta.

Бензиновый инжекторный мотор объемом 1,6 л и мощностью 89 л.с.. Одна из относительно новых модификаций для автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112.

Инжекторный бензиновый двигатель объемом 1,6 л и мощностью 98 л.с.. Используется для установки на автомобиль Lada Priora.

Мощный инжекторный двигатель объемом 1,8 л и мощностью 105 л.с.. Применяется для установки на автомобили ВАЗ-2110, ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112, а также на новые Lada Priora. Данный двигатель производится компанией «Супер-Авто» по заказу «АвтоВАЗ».

Карбюраторный бензиновый двигатель объемом 1,7 л и мощностью 79 л.с.. Применяется на автомобилях ВАЗ семейства «Нива», а также на ВАЗ-2120 «Надежда».

Инжекторный бензиновый двигатель объемом 1,7 л и мощностью 81 л.с.. Устанавливается на семейство «Нива» и «Надежда».

Бензиновый инжекторный двигатель объемом 1,7 л и мощностью 81 л.с.. Разработан для установки в автомобили ВАЗ-2123 «Chevrolet-Niva».

Карбюраторный 1,7-литровый, 82-сильный бензиновый двигатель, разработанный на базе мотора ВАЗ-21213. Применяется на тех же автомобилях, наделяет их улучшенными динамическими характеристиками.

ОАО «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ)

Заволжский моторный завод был основан в 1956 году в городе Заволжье Нижегородской области. Изначально он производил продукцию для автозавода ГАЗ (являясь его филиалом), однако уже в 1958 году ЗМЗ стал самостоятельным предприятием. На предприятии было запущено производство 4-х и 8-цилиндровых автомобильных двигателей, эти направления остаются для ЗМЗ приоритетными и сегодня. В настоящее время ЗМЗ входит в состав компании ОАО «УАЗ».

Карбюраторные бензиновые четырехцилиндровые двигатели мощностью 100 л.с.. Устанавливаются на легковые и легкие грузовые автомобили УАЗ и ГАЗ.

Карбюраторный бензиновый четырехцилиндровый двигатель мощностью 95 л.с.. Применяется для установки на легковые и малотоннажные грузовые автомобили УАЗ и ГАЗ.

Бензиновый карбюраторный четырехцилиндровый двигатель мощностью 96 л.с.. Устанавливается в автомобили УАЗ повышенной проходимости.

Инжекторный бензиновый четырехцилиндровый двигатель мощностью 152 л.с., соответствует экологическим нормам «Евро-2». Применяется для установки на грузовые автомобили и микроавтобусы «ГАЗель».

Одни из самых новых двигателей ЗМЗ (выпускаются с 2013 года), бензиновые, инжекторные, четырехцилиндровые, мощностью 140,5 л.с. Соответствуют экологическим нормам «Евро-4». Применяются на автомобилях «ГАЗель» «Бизнес».

Инжекторные бензиновые 4-цилиндровые двигатели семейства ЗМЗ-406, имеют мощность 144-145 л.с., модель 40621.10 является развитием модели 4062.10, она имеет лучшие показатели по экономичности, и соответствует экологическому классу «Евро-2». Оба двигателя применяются на легковых автомобилях УАЗ и ГАЗ («Волга»).

Карбюраторный бензиновый 4-цилиндровый двигатель мощностью 110 л.с., является модификацией мотора ЗМЗ-4062.10. Находит применение на грузовых автомобилях и микроавтобусах УАЗ и «ГАЗель».

Инжекторный бензиновый двигатель, рядный 4-цилиндровый, имеет мощность 143 л.с., соответствует экологическим нормам «Евро-2». Устанавливается на автомобили УАЗ повышенной проходимости.

Инжекторный бензиновый двигатель мощностью 125 л.с., соответствует нормам «Евро-3». Серийно выпускается с 2007 года, устанавливается на грузовые автомобили УАЗ и автомобили УАЗ с цельнометаллическим фургоном.

Инжекторный бензиновый двигатель мощностью 125 л.с., одна из новейших разработок ЗМЗ (выпускается с 2012 года), соответствует экологическим нормам «Евро-4». Используется в качестве силовой установки в грузовых автомобилях УАЗ повышенной проходимости.

Бензиновые инжекторные 4-цилиндровые двигатели мощностью 140,5 л.с., соответствуют требованиям по экологии «Евро-4». Устанавливаются на новое поколение автомобилей УАЗ — Hunter, Patriot, Pickup и Cargo.

Карбюраторный бензиновый 8-цилиндровый V-образный двигатель мощностью 125 л.с., используется на грузовых автомобилях ГАЗ средней грузоподъемности.

Карбюраторный бензиновый V-образный 8 цилиндровый двигатель мощностью 125 л.с., применяется в качестве силовой установки на грузовых автомобилях ГАЗ средней грузоподъемности — ГАЗ-3307, ГАЗ-33074 и ГАЗ-3308 «Садко».

Карбюраторные V-образные 8-цилиндровые бензиновые двигатели мощностью 130 л.с., устанавливаются на грузовые автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308, а также на автобусы ПАЗ-3205 и ПАЗ-3206.

Бензиновый карбюраторный Vобразный 8-цилиндровый двигатель мощностью 124 л.с., соответствует нормам экологического класса «Евро-4». Выпускается с 2013 года, устанавливается на автобусы ПАЗ-3205 и ПАЗ-3206.

Карбюраторный бензиновый V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 123 л.с. и рабочим объемом 4,25 л. Применяется на различной спецтехнике.

Дизельный 4-цилиндровый рядный двигатель мощностью 98 л.с. Устанавливается на легковые и легкие грузовые автомобили УАЗ и «ГАЗель».

Новый (выпускается с 2012 года) дизельный 4-цилиндровый рядный двигатель мощностью 113,5 л.с. Оборудован топливной аппаратурой Common Rail от Bosch и турбокомпрессором. Соответствует нормам «Евро-4». Устанавливается на автомобили УАЗ Hunter, Patriot, Cargo и Pickup.

ООО «Нижегородские моторы»

История завода «Нижегородские моторы» началась в 1932 году с основанием в Нижегородском автозаводе отдельного моторного цеха. Уже в 1941 году, накануне войны, предприятие выпустило свой миллионный мотор. Во время войны завод наладил выпуск танковых и авиационных двигателей, но уже с 1946 года предприятие вновь переключилось исключительно на моторы для автомобилей ГАЗ. На сегодняшний день «Нижегородские моторы» являются одним из основных предприятий дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ».

Дизельные 4-цилиндровые рядные двигатели мощностью 95,2 л.с., оснащены турбокомпрессором, соответствуют экологическим нормам «Евро-1» и «Евро-2». Данная модель двигателя собирается по лицензии австрийской компании Steyr. Применяются на автомобилях «ГАЗель», «Соболь» и «Волга».

Более мощная (110 л.с.) версия мотора ГАЗ-560, благодаря повышенной мощности находит применение как на автомобилях «ГАЗель», «Соболь» и «Волга», так и на новых ГАЗ-2308 «Атаман».

Дизельные 4-цилиндровые рядные моторы мощностью 110 л.с., соответствуют требованиям экологического класса «Евро-3». Применяется на автомобилях «ГАЗель», «Соболь» и «Волга».

Дизельный 6-цилиндровый рядный двигатель мощностью 110 л.с., соответствует экологическим нормам «Евро-2». Устанавливается на грузовые автомобили ГАЗ-33081, «Валдай», на военный автомобиль «Тигр» и специальный автомобиль повышенной проходимости «Водник».

Дизельный 4-цилиндровый двигатель мощностью 110 л.с., за счет применения нейтрализатора соответствует требованиям экологического класса «Евро-4». Устанавливается на автомобили «Волга», «ГАЗель» и «Соболь».

ОАО «Ульяновский моторный завод» (УМЗ)

Ульяновский моторный завод был основан в 1944 году, однако фактически он начал свою работу еще в 1941 году, вместе с эвакуацией в Ульяновск мощностей Московского автомобильного завода имени И.С. Сталина. В военное время предприятие собирало «чужие» моторы и автомобили, после войны начался выпуск малолитражных двигателей, и только с 1969 года завод стал выпускать автомобильные силовые установки под маркой УМЗ. Сегодня УМЗ входит в состав «Группы ГАЗ», двигатели завода используются для установки на отечественные автомобили «ГАЗель» и УАЗ.

Бензиновые карбюраторные двигатели мощностью 96 л.с., две модификации (еще две сняты с производства), используются на автомобилях «ГАЗель».

Два семейства бензиновых инжекторных двигателя мощностью 107 л.с., всего 14 модификаций, которые находят применение на автомобилях «ГАЗель» и «Соболь». Соответствуют экологическим нормам «Евро-3».

Газобензиновый инжекторный двигатель мощностью 100 л.с. и экологического класса «Евро-4», три модификации. Оснащен топливной аппаратурой Delphi, используются на автомобилях «ГАЗель».

Инжекторные газобензиновые двигатели мощностью 99 л.с., три модификации «Евро-3», используются на автомобилях «ГАЗель».

Инжекторный бензиновый двигатель 107 л.с. и экологического класса «Евро-4». Четыре модификации, все оснащаются топливной аппаратурой Delphi, также имеют дополнительное оборудование для установки системы кондиционирования и др. Используются на автомобилях «ГАЗель».

Инжекторный бензиновый двигатель мощностью 99 л.с., соответствует нормам «Евро-3», применяется на автомобилях «ГАЗель». Отличительная особенность — кронштейны крепления «старого» образца.

УМЗ-4178

Карбюраторные бензиновые двигатели, две модификации мощностью 76 и 82 л.с. и с различным оборудованием. Используются на автомобилях УАЗ. Модель снята с производства.

УМЗ-421

Карбюраторный бензиновый двигатель мощностью 98 л.с., имеет самое широкое применение на автомобилях УАЗ.

УМЗ-4213

Линейка инжекторных бензиновых двигателей, включающих шесть модификаций мощностью от 99 до 107 л.с. экологических классов «Евро-2» и «Евро-3». Различные модификации находят применение в автомобилях УАЗ легкового и грузового семейств.

УМЗ-4218

Карбюраторные бензиновые двигатели мощностью 89 л.с., актуально три модификации (еще три, мощностью 98 л.с., сняты с производства), применяемых на автомобилях УАЗ.

В данной статье рассматривались основные производители двигателей для отечественных легковых автомобилей. Подобный обзор по двигателям для грузовой автотехники — в следующей статье.

Производство двигателей внутреннего сгорания в России в 2015 году продемонстрировало положительную динамику +8,3% к уровню предыдущего года. На этом отечественные моторостроители не остановились - прирост производства в первой половине 2016 года составил 63%. Основная причина - локализация производства иностранных компаний.

Согласно исследованию в России, 2013 - 2014 гг. выпуск сокращался (-7% и -21% соответственно к предыдущему году). Однако в 2015 году несмотря на спад производства автомобилей (-29% г/г), произошел перелом - выпуск двигателей внутреннего сгорания показал прирост на 8% к уровню 2014 года. Главной причиной является начало работы нового завода компании Volkswagen в Калуге. По данным Volkswagen Group Rus, объемы выпуска продукции могут составить более трети суммарного производства двигателей по России.

В 2016 году тенденция предыдущего года продолжилась - за январь - июнь выпуск двигателей внутреннего сгорания вырос на 63% г/г. По мнению IndexBox, в первую очередь это связано с выходом на проектную мощность Калужского завода, который начал работу только в сентябре 2015 г. На рынок двигателей внутреннего сгорания также благотворно влияет снижение темпов спада производства автомобилей. В январе-июне 2016 г. динамика составила их выпуска -19% к аналогичному периоду 2015 года против -26% г/г в январе-июне 2015 г. Социально-экономическая ситуация в стране постепенно стабилизируется и на рынке новых автомобилей постепенно складывается новое равновесия спроса и предложения.

Помесячное производство в 2016 году демонстрирует стабильные показатели без значительных колебаний. Наибольшее увеличение к аналогичному периоду 2015 года наблюдается в январе и мае (+109% и +92% соответственно).

Динамика производства ДВС в России

По мнению представителя отдела сбыта одного из крупнейших предприятий по производству двигателей в России, в условиях текущего кризиса наблюдаются сдвиг спроса от большегрузных автомобилей в сторону среднетоннажных, однако значительных количественных изменений в результате этого ожидать не стоить. Наибольшее влияние на рост выпуска двигателей внутреннего сгорания оказывает локализация производства, и часть компаний двигается в этом направлении. Так Ярославский моторный завод еще в 2013 году заключил соглашение с компанией Westport о разработке линейки газовых двигателей для автомобильной, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники. В настоящее время происходит постепенное «вытеснение» импортной продукции в данных сегментах.

Объем производства ДВС в России

Основные производители ДВС в России

Заводы по производству двигателей внутреннего сгорания принадлежит в основном крупнейшим игрокам автомобильной промышленности, среди которых выделяются «Группа ГАЗ», Sollers, ПАО «КамАЗ», ОАО «Автоваз» и упомянутый ранее Volkswagen. Крупнейшие центры производства: ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ОАО «Тутаевский моторный завод» (Ярославская область) ЗАО «Камминз КАМА» (Татарстан), ООО «Нижегородские моторы», ПАО «Заволжский моторный завод» (Нижегородская область), АО «Ульяновский моторный завод» и др.

Производство двигателей внутреннего сгорания соотносится с основными центрами производства - перечисленными выше компаниями. Приволжский федеральный округ до открытия завода в Калуге концентрировал в себе более 2/3 всего российского производства, однако с 3 квартала 2015 года Центральный федеральный округ уверенно укрепляет свои позиции в отечественном производстве. В остальных регионах сосредоточено менее 1% производства.

Рынок ДВС России: география производства

По результатам анализа рынка двигателей в России, высокие темпы производства в 2016 году обусловлены размещением на территории нашей страны новых производств, что приводит к сокращению импорта данной продукции. В условиях кризиса и целенаправленной политики на импортозамещение часть крупных предприятий модернизирует свои производства и расширяет линейку выпускаемой продукции. Однако данные преобразования были начаты в предкризисный период и их эффект возымел действие именно в настоящий период, поэтому не стоит напрямую связывать политику импортозамещения с ускоренными темпами роста.

В среднесрочной перспективе сохранения аналогичного прироста уже не будет, моторостроение во многом будет развиваться в соответствии с динамикой отечественного автопрома. По данным Минэкономразвития РФ индекс производства транспортных средств и оборудования в 2015 году составил 91,5%, прогноз на 2016 г. оценивается на уровне 97,4%, с дальнейшим ростом до 107,6% в 2019 г. к уровню 2015 года. Таким образом, рынок демонстрирует постепенное улучшение, и рост ожидается с 2017 года.

Прогресс и разработки в автомобильной промышленности идут быстрым шагом. Аналогично идут разработки агрегатов. Рейтинг лучших современных двигателей, характеристики и автомобили на которые они устанавливаются.

Содержание статьи:

Говорить о том, какой двигатель лучший, бензиновый или дизельный, так же, как и о производителе - японский, немецкий или американский – мнения однозначно разделятся. Одни водители предпочитают мощный и надежный агрегат, другие – двигатель рассчитанный на скорость, а третьи – чтоб был долговечным и не подводил. Главным отличием двигателей считается класс автомобиля, на который он будет установлен. В результате будет меняться объем агрегата, характеристики и мощность.

Владельцы автомобилей с опытом скажут, что главное в автомобиле, чтоб работал нормально двигатель. Обычно первые признаки износа двигателя появляются после 100-150 тыс. километров пробега. Хорошо если владелец автомобиля один и смотрит за двигателем, но вот если с начала покупки было несколько владельцев и за двигателем автомобиля не смотрели, то ремонт необходим будет намного раньше, да и стоимость может быть гораздо больше.

Перед покупкой автомобиля, покупателей часто волнует один и тот же вопрос, какой двигатель лучше выбрать. Некоторые модели двигателей инженеры продумали до мелочей, и не смотря на недорогую стоимость машины, с двигателем не будут возникать какие либо проблемы. В другом же случае, купив дорогой автомобиль премиум класса, двигатель не отходит и 50 тыс. км, как начнут проявляться первые проблемы и поломки.

Лучшие автомобильные двигателя


В наши дни инженеры разрабатывают двигателя насколько быстро, что иногда не задумываются о качестве, ради того, чтоб заявить о новой модели агрегата. Достаточно вспомнить малолитражные варианты с турбонаддувом, в которых появляются первые поломки еще до 40 тыс. Но все же, несмотря на стремительный прогресс, есть и легенды в обновленном варианте – это так званные «миллионники», которые заявили о себе с лучшей стороны.

Современные автомобили среди специалистов считаются одноразовыми, так как ремонт двигателя и отдельных составных может обойтись, как весь автомобиль с салона. Средний срок службы таких автомобилей от 3 до 5-ти лет, но многое будет зависеть от характера эксплуатации машины. Встречаются варианты, одна и так же машина, с одинаковыми условиями эксплуатации, но разными двигателями, может пройти разную дистанцию. Это связано с наличием разных двигателей, их качеством сборки и разработки.

Рейтинг лучших современных двигателей

Дизельный миллионник OM602 от компании Mercedes-Benz


Дизельные двигателя компании Mercedes-Benz достаточно популярны и завоевали хорошую репутацию среди конкурентов. Разработан известный дизельный двигатель Mercedes-Benz еще в 1985 году, но за время своего существования пережил не одну модификацию, что позволило дотянуть до наших дней. Не столь мощный как у конкурентов, но экономный и вынослив. Мощность агрегата составляет от 90 до 130 л.с., в зависимости от модификации, на современных автомобилях он маркируется как OM612 и OM647.

Пробег многих таких экземпляров стартует от 500 тыс. километров, хотя встречаются и отдельные редкие экземпляры, рекорд которых в пару миллионов километров. Этот двигатель можно встретить на Mercedes-Benz в кузове W201, W124 и в переходном W210. Так же встречается на внедорожнике G-Class, микроавтобусах Sprinter и T1. Водители со стажем говорят, что если вовремя позаботится о замене необходимых деталей и перебрать топливную систему, то двигатель почти не убиваемый, что прибавляет немало звезд к его рейтингу.

Баварский BMW M57


Баварский производитель BMW решил не отставать от Mercedes-Benz и разработал не менее достойный дизельный двигатель M57. Рядный 6-ти цилиндровый агрегат завоевал доверие у многих владельцев автомобилей этой компании. Помимо ранее сказанной надежности, агрегат выделяется мощностью и резвостью, что на дизелях не часто встречается. Впервые дизельный агрегат M57 был установлен на BMW 330D E46, тогда же коротыша сразу перенесли с класса медленных автомобилей, в класс спортивных и заряженных, несмотря, что под капотом дизель. Мощность агрегата в зависимости от модификации составляет от 201 до 286 лошадки. Помимо автомобилей BMW всех возможных серий, данный двигатель встречается и на автомобилях Range Rover. Достаточно вспомнить этнографическую экспедицию Артема Лебедева и его известного «мумусика». Именно под его капотом был установлен M57 от компании BMW. Заявленный пробег производителем составляет порядка 350-500 тыс. километров.

Бензиновый двигатель 3F-SE от Toyota


Несмотря на огромный пробег дизельных двигателей, большинство водителей предпочитают покупать автомобиль с бензиновым двигателем. Бензиновый агрегат не замерзает в холодную пору года, да и устройство самого двигателя значительно проще.

Долго можно спорить какой бензиновый двигатель лучше, а который хуже, ведь у каждого есть свои плюсы и минусы. Список 4-ох цилиндровых бензиновых агрегатов открывает 3F-SE от Toyota. Объем агрегата 2 литра и рассчитан на 16 клапанов, приводом ГРМ служит ремень и достаточно простой распределенный впрыск топлива. Средняя мощность в зависимости от модификации 128-140 лошадок. Более продвинутые версии агрегата комплектуются турбинами (3S-GTE). Данный модифицированный агрегат можно найти как на современных автомобилях компании Toyota, так и более старых: Toyota Celica, Camry, Toyota Carina, Avensis, RAV4 и другие.

Огромный плюс этого двигателя – возможность свободно переносить большие нагрузки, удобное расположение узлов для обслуживания, легкий ремонт и продуманность отдельных деталей. При условии хорошего ухода и без капремонта такой агрегат может спокойно отходить 500 тыс. километров с хорошим запасом на потом. Так же двигатель не перебирает в топливе, что не приносит владельцу дополнительных забот.

Японский агрегат 4G63 от Mitsubishi


Компания Mitsubishi не сдает позицию в строении двигателей среднего класса. Один из самых известных, доживший до наших дней 4G63 и его модификации. Впервые двигатель представили в 1982 году, несмотря на давность, модифицированная версия устанавливается и в наши дни. Некоторые идут с распределенным валом SOHC на три клапана, другая модификация DOHC с двумя распредвалами, набрала большей популярности. Как пример модифицированный агрегат 4G63 устанавливают на Mitsubishi Lancer Evolution, разные модели Hyundai и Kia. Так же встречается на китайских автомобилях марки Brilliance.

За годы выпуска агрегат 4G64 прошел не одну модификацию, в некоторых вариантах добавлена турбина, в других изменили регулировку ГРМ. Такие изменения не всегда идут на пользу, но как отмечают владельцы, ремонтопригодность агрегата осталась прежней, особенно в случае замены масла. К миллионникам относят агрегаты Mitsubishi 4G63 без турбонаддува, хотя при бережной эксплуатации и турбированные варианты дотягивают до рекордной дистанции.

D-серия от компании Honda


Первую пятерку лидеров закрывает японский двигатель D15 и D16 от компании Honda. Более известны как D-серия. Данная серия включает в себя более десяти модификаций этих агрегатов, объемом от 1,2 литра до 1,7 л. и действительно заслуживают статус неубиваемых агрегатов. Мощность двигателя с данной серии доходит до 131 л.с., а вот стрелка тахометра покажет порядка 7 тысяч оборотов.

Платформой для установки таких агрегатов служили автомобили Honda Stream, Civic, Accord, HR-V и американская Acura Integra. До капитального ремонта такие двигателя могут отходить порядка 350-500 тысяч километров, а за счет хорошо продуманной конструкции и правильных рук, можно дать двигателю вторую жизнь даже после ужасных условий эксплуатации.

Европейский x20se от Opel


Еще один представитель с Европы – двигатель x20se семейства 20ne от Opel. Самым главным достоинством данного агрегата является выносливость. Неоднократно были заявления от владельцев, когда агрегат переживал корпус автомобиля. Достаточно простая конструкция, 8 клапанов, ремень на приводе распредвала и достаточно простая система впрыска топлива. Объем такого агрегата – 2 л, в зависимости от модификации, мощность двигателя колеблется от 114 л.с. до 130 лошадок.

За период выпуска, агрегата устанавливался на Vectra, Astra, Omega, Frontera и Calibra, а так же на автомобили Holden, Oldsmobile и Buick. На территории Бразилии одно время выпускали такой же двигатель Lt3, но с турбонаддувом, мощностью 165 лошадок. Один из таких вариантов двигателя C20XE устанавливали на гоночные Lada и Chevrolet и в результате автомобили были отмечены в ралли. Самые простые версии агрегатов семейства 20ne могут не только пройти 500 тыс. км без капремонта, но и при бережном отношении могут преодолеть планку в 1 миллион километров.

Известные V-образные восьмерки


Двигателя данной группы хоть и не сильно славятся своей надежностью, но и не приносят забот с мелкими или крупными поломками. Агрегаты V8 способные легко перешагнуть отметку в 500 тысяч километров можно легко перечислить на пальцах. Баварцы снова заняли ячейку благодаря своему M60 V8, огромный плюс: двухрядная цепь, покрытие цилиндров никасильное, а так же отличный запас прочности двигателя.

Благодаря никель-кремниевому покрытию цилиндров (чаще встречается как Nikasil), делает их по факту неубиваемыми. Как показывает практика, до отметки в полмиллиона километров, агрегат не стоит разбирать, не понадобится и замена поршневых колец. Минусом считается топливо, необходимо тщательно смотреть за качеством бензина, так как никасильное покрытие боится серы в топливе. В США из-за такой проблемы перешли на более мягкую технологию защиты – Alusil. Модернизированным современным вариантом считается М62. Устанавливаются на BMW 5-ой и 7-ой серии.

Шесть цилиндров в ряд


Миллионников среди таких двигателей достаточно много, простая конструкция и сбалансированность – это то, что ведет к надежности и долговечности. Два двигателя 1JZ-GE объемом 2,5 литра и 2JZ-GE объемом 3 литров от компании Toyota, считаются самыми лучшими в этом классе. Данные агрегаты выпускаются простыми и турбированными.

Чаще всего такие двигателя встречаются на праворульных автомобилях Toyota Mark II, Supra и Crown. Среди американских автомобилей это Lexus IS300 и GS300. Благодаря несложной конструкции, такие двигателя легко могут преодолеть отметку в миллион километров пробега, прежде чем понадобится капитальный ремонт.

Баварский BMW M30


История баварского двигателя BMW M30 тянется еще с далекого 1968 года. За период существования агрегата, было выпущено немало модификаций, но несмотря на разные ситуации, двигатель по-прежнему зарекомендовал себя как один из самых надежных. Рабочий объем составляет от 2,5 литра до 3,4 литра, мощностью 150-220 лошадок. Изюминкой конструкции агрегата является чугунный блок (в некоторых модификациях может быть со специального сплава алюминия), цепь для ГРМ, 12 клапанов (модификация М88 идет на 24 клапана) и алюминиевая ГБЦ.

Модификация М102В34 это турбированный М30, мощностью 252 лошадки. Данный двигатель в разных модификациях устанавливают на 5-ую, 6-ую и 7-ую серии БМВ. Пока нет данных, каким был рекорд данного двигателя по пробегу, но отметка в 500 тысяч километров это рядовой барьер. Как многие отмечают, данный двигатель зачастую переживает сам автомобиль в целом.

Еще один баварец - BMW M50


Последнее место в рейтинге лучших двигателей занимает баварский BMW M50. Рабочий объем составляет от 2 до 2,5 литра, мощность двигателя от 150 до 192 лошадки. Плюсом такого агрегата считается доработанная система VANOS, способствующая лучшей работе. В целом от предыдущих вариантов мало чем отличается, поэтому отметку в полмиллиона километров преодолевает без капитального ремонта.

Представленный рейтинг самых лучших двигателей достаточно не сложный. Все же спросите, какой авто двигатель самый лучший. Автолюбители могут сказать, что некоторые агрегаты не включили в список, но рейтинг формировался на основе долговечности и ресурсу. Гибридные и электродвигатели не включены по причине стоимости, да и обслуживание таких агрегатов особенное. Отдельные экземпляры попросту не починить в домашних условиях, поэтому и говорят, что современные автомобили в большей части одноразовые.

Видео обзор ТОП 5 худших двигателей:

Начнем с того, что в производственную программу «Камминз КАМА» традиционно входят два семейства двигателей. Львиную долю - порядка 80 % - составляют рядные «шестерки» Cummins ISBe6.7 мощностью от 205 до 300 л. с. Эти агрегаты успешно применяются на средних и тяжелых грузовиках КАМАЗ (95 % всех отгрузок), а также на автобусах НефАЗ и КАвЗ, грузовиках МАЗ, спецтехнике «Эксмаш», «Промтрактор» и других. Остальной объем выпуска приходится на дизельные «четверки» Cummins ISBe4.5, представленные в диапазоне мощности от 140 до 207 л. с. При этом оба семейства двигателей предлагаются в вариантах как четвертого, так и пятого экологического класса. СП также успешно развивает производство перспективных промышленных модификаций своей продукции для обеспечения потребностей ведущих российских производителей дорожно-строительной, промышленной и сельскохозяйственной техники. К примеру, двигатели серии QSB6.7 Tier 3 построены на единой платформе с широко применяемыми в автомобильной технике ISBe6.7.

Начиная с марта 2017 года СП «Камминз КАМА» планомерно приступило к расширению своей продуктовой линейки, запустив сборку двигателей серии L рабочим объемом 8,9 л мощностью от 280 до 400 л. с. Этот шаг обусловлен наличием потребности в двигателях мощностью свыше 300 л.с. в производственной программе КАМАЗа. 9-литровые двигатели запланированы к установке на грузовики КАМАЗ, РИАТ, МАЗ.

Проявление интереса к подобным двигателям со стороны производителей сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники подтолкнуло двигателестроителей к расширению применяемости данных силовых агрегатов, поскольку появились ключевые заказчики из агропромышленного сектора - «Россельмаш», Claas, «Гомсельмаш», МТЗ.

Буквально несколько слов о серии ISLe. Она объединяет в себе преимущества легкого и компактного мотора с конструкционной прочностью тяжелых двигателей, обеспечивает высокие технические характеристики при выполнении высоких экологических требований. При массе чуть более 700 кг двигатель удачно подходит для применения на грузовых автомобилях и средних тягачах, эксплуатируемых в российских условиях, и обеспечивает максимальный уровень крутящего момента для двигателей такой размерности. Промышленные модификации серии L будут представлять собой версии с механической и электронной системой управления впрыска топлива для разных уровней сертификации.

ПРОИЗВОДСТВО

Все производство двигателей, кстати, расположенное на территории завода «КАМАЗ», сосредоточено в двух местах. Так, линия механической обработки блоков цилиндров находится в одном из корпусов завода «КАМАЗ», тогда как окончательная сборка моторов находится в другом. Прежде всего, это связано с различными технологическими требованиями к производственным помещениям, в которых осуществляются работы.

Дизельный двигатель Cummins серии ISLe

Взять, к примеру, технологию обработки отливки блока цилиндров. Сама отливка импортируется из-за рубежа (точно такие же заготовки поставляются на другие заводы Cummins в США, Бразилию и Англию) либо поставляется с литейного завода ПАО «КАМАЗ». Механическая обработка отливки производится с помощью немецких обрабатывающих центров Heller и Nagel.

Из передовых технологий обработки цилиндров от Cummins следует отметить расточку и хонингование с установочной плитой, двухпереходное хонингование, а также затяжку крышек подшипников коленчатого вала и установочной плиты с обратной связью.

Участок механической обработки блоков цилиндров на немецком обрабатывающем центре Heller. Хорошо видна установочная плита, выполняющая роль головки блока. Обработка блока ведется как бы под «напряжением», оказываемым головкой

Посты контроля качества размещены на каждой рабочей станции, при этом оператор, исходя из важности размера, производит замеры самостоятельно - c помощью средств измерений Air Gauge либо отправляет деталь на координатно-измерительную машину Carl Zeiss. Статистический контроль стабильности технологических процессов производится автоматически и охватывает более 500 размеров. Заключительным аккордом в деле контроля качества является проверка на герметичность полостей системы смазки и системы охлаждения. И лишь после успешного прохождения всех этих тестов на готовый блок цилиндров автоматически набивается серийный номер.

Готовые блоки цилиндров упаковываются и на паллетах отправляются в цех финальной сборки двигателей.

Участок установки крышек коренных подшипников коленчатого вала перед обработкой

Из ключевых моментов сборки двигателей стоит отметить напольный конвейер с автоматизированной системой ЧПУ от Thyssen Krupp Krause (Германия); линию подсборки головки блока цилиндров и поршня с шатуном; встроенные испытательные стенды для проверки момента страгивания коленчатого вала, вылета поршней и проверки на герметичность (двигателя, головки блока цилиндров); электрические гайковерты с обратной связью и ультразвуковую установку для измерения нагрузки в болтовых соединениях; автоматические установки для нанесения герметика, стенды для программирования и испытаний электронного блока управления от Sytech (США).

Нельзя не отметить также систему автоматизированного производства с программируемым логическим контроллером, систему управления данными по изделиям и организационную систему управления ресурсами, которые обеспечивают передачу спецификации материалов на сборочные посты, передачу информации для выбора комплектующих со стеллажей для установки на линию, визуализацию технологических документов и инструкций для оператора, контроль параметров затяжки болтовых соединений, исключение ошибок сборки благодаря встроенным точкам контроля, сохранение технических сведений о сборке двигателя, а также возможность отслеживания ключевых данных о двигателе.

На всех операциях осуществляется тотальный контроль качества сразу по нескольким параметрам с их визуализацией

Собранные двигатели отправляются на испытательный участок. Испытания двигателя проводятся на стендах фирмы AVL (Австрия). Испытываются все 100 % производимых двигателей. Для обеспечения бесперебойной работы всех цепочек производства на испытательной станции задействовано быстроразъемное соединение двигателя с испытательным стендом, подключение стенда к электронному блоку контроля с помощью программного обеспечения, подключение Ethernet к серверу участка тестирования и подключение к серверам Cummins для анализа результатов теста и оценки стабильности параметров.

Если замечания отсутствуют, то двигатель проходит финальную окраску. Для чего предусмотрен подвесной конвейер непрерывного действия от Finishline Tech (США). Технология окраски включает станцию маскирования, 4 стадии мойки, окраску двигателя, сушку двигателя в конвекционной печи, зону обдувки, охлаждения, станции доукомплектовки и проверки электрических цепей, после чего готовый двигатель отправляется на склад.

Участок установки топливной аппаратуры

Несколько слов о комплектующих. Прежде всего, это качественные компоненты ведущих мировых производителей, таких как Bosch, Knorr-Bremse, WABCO, Leoni и др. Именно такой подход обеспечивает повышенную надежность и долговечность силового агрегата в целом.

На данный момент уровень локализации производства двигателей серии ISB составляет 60 %, включая блок цилиндров, головку блока цилиндров, коленчатый вал и маховик. Из 300 позиций деталей, входящих в состав двигателей, локализовано 98 позиций (включая базовые детали). В ближайшее время по серии L предполагается только локальная сборка, дальнейшее углубление локализации будет зависеть от объемов производства и будет увеличено при экономической целесообразности локализации.

Все двигатели в обязательном порядке проходят «горячую» обкатку на испытательной станции

На сегодня СП добилось высокого и стабильного уровня качества продукции своих российских поставщиков в соответствии с международными стандартами и постоянно работает над расширением компонентной базы. Все поставщики прошли процесс подтверждения стандартам Cummins (Leoni, ПАО «КАМАЗ», «Комбат», «Начало», «Технотрон Метиз», Federal Mogul - Набережные Челны; «Норма Групп» - Тольятти; «Макспром» - Уфа). И все же основным поставщиком базовых деталей является ПАО «КАМАЗ». Импорт поставляется централизованно через консолидационный центр Cummins.

Где бы ни был территориально расположен завод двигателей марки Cummins, основополагающим принципом его работы всегда остается обеспечение высокого качества выпускаемой продукции. Естественно, что российское СП ЗАО «Камминз КАМА» не является исключением. Все сотрудники регулярно проходят обучение для повышения квалификации, а само предприятие ежегодно подтверждает соответствие системы менеджмента качества автомобильному стандарту ISO/TS 16949.

Один из двигателей, методом случайной выборки, отправляется в лабораторию для прогона под нагрузкой. Впоследствии его полностью разбирают для контроля

В процессе сборки каждый двигатель проходит через многоступенчатую систему контроля качества. В обязательном порядке проводятся проверки герметичности систем смазки, охлаждения и подачи топлива, проверки электрических цепей. Перед сдачей в сбыт полностью готовый двигатель подвергается «горячей» обкатке на испытательном стенде. При этом результаты всех выполненных проверок по каждому экземпляру выпущенного двигателя сохраняются в заводской базе данных. В борьбе за стабильность качества ежемесячно один случайный двигатель с конвейера вместо отдела сбыта направляется в лабораторию для проведения периодических испытаний. Там его «гоняют» под нагрузкой на стенде, а потом полностью разбирают для контроля. По статистике ЗАО «Камминз КАМА», двигатели проходят все контрольные проверки с первого раза.

Мировая гарантия на двигатель серии ISB составляет 2 года без ограничения по пробегу с глобальным покрытием в сервисной сети Cummins в более чем 190 странах мира. С 2017 года гарантия на автомобильные двигатели производства ЗАО «Камминз КАМА» составляет 3 года или 200 тыс. км пробега.

Линия сборки двигателей Cummins ISBe

К двигателям серии ISL будет применим тот же подход. На сегодня мировая гарантия на этот мотор составляет 2 года или 400 тыс. км - в зависимости от того, что наступит ранее.

По промышленным двигателям QSB, LTAA и QSL гарантия 2 года или 2000 мото-ч, что наступит раньше. Ресурс двигателей Cummins до капитального ремонта - 650 000 км. Межсервисный интервал - до 60 000 км.

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Если немного вспомнить историю становления «Камминз КАМА» в России, то окажется, что первые моторы серии ISBe начали устанавливаться на грузовики КАМАЗ в 2006 году. То были двигатели ISBe5.9. В 2009 году официально была запущена сборочная линия силовых агрегатов Cummins ISBe с рабочим литражом 4,5 и 6,7 л. С тех пор предприятием собрано уже более 50 тыс. моторов.

Попутно по импорту в нашу страну поставлялись более мощные моторы серий ISLe и ISGe. Двигатели первой серии стали устанавливаться на грузовики КАМАЗ с 2012 года. С тех пор только на модели грузовиков, собранные в дочерней структуре КАМАЗа фирме «РИАТ», было установлено свыше 3,5 тыс. таких моторов. Однако основным потребителем данных моторов все же является агропромышленный комплекс в лице «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша», а также прочих производителей комбайнов.

Что же касается двигателей серии ISGe, то их установка на грузовики КАМАЗ началась лишь в 2015 году, именно тогда была поставлена первая пилотная партия из 40 шт.

Кстати, были и иные поставки моторов большей мощности, но это единичные случаи, по особому заказу.

В настоящее время популяция серии ISB в РФ составляет более 53 000 ед., двигателей серии ISL/LTAA/QSL - около 15 000.

В лучшие годы предприятие собирало до 12 тыс. силовых агрегатов, им был 2014-й. Сейчас, по известным причинам, планами завода на 2017 год предусматривается сборка 6500 двигателей. Мощности же СП таковы, что позволяют собирать до 35 тыс. двигателей серии B и L в год.

Уместно будет напомнить, что на территории России и СНГ сервисное покрытие двигателей производства «Камминз КАМА» осуществляется как через сервисную сеть ПАО «КАМАЗ», так и через независимых дилеров Cummins. Ко всему прочему двигатель Cummins - это мотор российского производства. Данный статус позволяет российским производителям автотехники участвовать в различных программах государственных субсидий, что в свою очередь отражается в снижении стоимости автотехники для конечного покупателя.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть о ближайших целях «Камминз КАМА». Прежде всего, главная и весьма амбициозная цель - 100 % локализация, в том числе деталей топливной аппаратуры и электронной системы управления. Хотя решение о локализации деталей всегда принимается с точки зрения экономической целесообразности.

Из краткосрочных программ стоит назвать локализацию по поршням от Federal Mogul и картеру маховика от КАМАЗа.

МИМОХОДОМ

Сотрудничество компаний КАМАЗ и Cummins насчитывает три десятилетия. Первый рабочий визит в Набережные Челны топ-менеджеры американской корпорации нанесли в 1987 г. Результатом переговоров стало освоение советской стороной мелкосерийного производства тягачей КАМАЗ с 10-литровыми дизелями Cummins.

Новый виток сотрудничества пришелся на 2004 г., когда «Камский автозавод» вывел на рынок среднетоннажник КАМАЗ-4308. Будучи оснащен современным, надежным и экономичным дизелем Cummins, новый грузовик получил успех у потребителей. Это обстоятельство сподвигло КАМАЗ и Cummins к углублению сотрудничества и подписанию учредительных документов по созданию СП для производства двигателей. Так родилось ЗАО «Камминз КАМА», отметившее в июне 2016-го 10 лет своей работы.

Производственные мощности СП благодаря использованию самого современного оборудования с высокой степенью автоматизации отличаются компактностью. Производственные площади предприятия составляют всего 14 100 м2. Начав с локальной сборки двигателей, СП постепенно перешло к полноценной производственной деятельности, освоив все технологические процессы обработки блока цилиндров и локализовав 60 % компонентов, включая блок цилиндров, головку блока цилиндров, коленчатый вал и маховик.