Кто владеет системой платон. Как дальнобойщики обманывают Платон

«Платон» - запущенная 15 ноября 2015 года система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Дорожный сбор составляет 1,53 рублей за каждый 1 км пути. ООО «РТ-Инвест Транспортные системы » является единственным исполнителем проекта.

Оператор системы ведет реестр, который представляет собой структурированную базу данных пользователей системы взимания платы, для организации порядка внесения платы в счет возмещения вреда. Регистрация транспортного средства и его владельца в реестре системы взимания платы выполняется оператором бесплатно.

Создание и развитие системы

2018

Повышение тарифа с 1 июля

В марте 2018 года Министр транспорта РФ Максим Соколов подтвердил прежние намерения государства повысить ставки тарифа в системе «Платон» с 1 июля 2018 года до 2,15 руб./км, а с 1 июля 2019 года - до 2,24 руб./км.

Кроме того, министр заявил, что для пользователей системы «Платон» планируют ввести систему скидок. Уже к середине 2018 года Минтранс рассчитывает доработать методику предоставления скидок в системе взимания платы с грузовиков «Платон» и представить ее в правительство.

Между тем, количество грузовых перевозчиков и, в то же время, большегрузных транспортных средств, зарегистрированных в системе «Платон», все растет. По отчетным данным оператора системы, компании «РТ-Инвест Транспортные Системы », общее число грузовых перевозчиков на середину марта 2018 года составило 361 тысяч, а большегрузных транспортных средств - 964 тысячи.

Что касается финансовых показателей, то за прошедший отчетный месяц, с 15 февраля по 14 марта, перевозчики перечислили через систему 1,546 млрд руб., благодаря чему общая сумма денежных средств, собранных в дорожный фонд за все время работы системы, достигла отметки 43,343 млрд руб.

2017

Россия предложила Индии внедрить систему «Платон»

По данным газеты, цель нововведения - препятствовать созданию нелегальных свалок. Сам проект поправок разработан по поручению зампреда правительства России Александра Хлопонина .

«Система будет обеспечивать сбор информации о перемещении твердых коммунальных отходов на основе приема мониторинговых данных от бортовых устройств, установленных на транспортных средствах... Разработка поправок обусловлена отсутствием контроля за перевозкой и размещением (хранением) твердых коммунальных отходов, что оказывает негативное влияние на экологическую обстановку на территории РФ», - говорится в пояснительной записке к документу.

По информации издания, в компании «РТ-Инвест Транспортные Системы », эксплуатирующей систему «Платон», считают, что инициатива не создаст существенных проблем для перевозчиков мусора.

«Платон» автоматически тарифицирует пропуски в маршруте движения

Соответствующее постановление подготовил Минтранс, оно подписано президентом Дмитрием Медведевым . Им внесены изменения в правила расчета платы в «Платоне» и утверждены в июне 2013 года.

Определяя маршрут, подлежащий тарификации, «Платон» полагается на данные бортового устройства большегруза. Те отрезки маршрута, на которых устройство выключено водителем, или по какой-то другой причине не поставляет данных о пройденном пути, раньше не засчитывались в оплату. Именно они будут автоматически восстанавливаться и тарифицироваться.

Бортовое устройство – не единственный способ определить протяженность маршрута, подлежащего оплате. Как вариант, владелец большегруза может оформить маршрутную карту. Однако в 85% случаев используется именно бортовое устройство. Авторы поправок поясняют, что некоторые водители намеренно отключают устройства на определенных участках пути, и включают только по мере приближения к пункту контроля.

Восстановление маршрута возможно в тех случаях, когда «потерянный» участок маршрута не длиннее 30 км, время его прохождения менее 1 часа, а скорость транспортного средства на участке не превышает 150 км/ч. Кроме того, у «Платона» должны быть данные о координатах этого отрезка, полученные из других источников – например, от каких-то объектов системы или бортовых устройств других автомобилей.

Поскольку «Платон» взимает оплату только за ущерб, нанесенный федеральным трассам, восстановление маршрута будет проводиться до точки пересечения такой трассы с региональной или межмуниципальной.

Пополнение с мобильного телефона

Для грузоперевозчиков с мая 2017 года открыта услуга для пополнения расчетной записи в системе «Платон» и оплаты оформленных маршрутных карт удаленно с лицевого счета мобильного телефона. Сервис доступен для абонентов МТС , Билайн , Мегафон и Теле2 . Поставщиком данного технологического решения стала группа «МОБИ.Деньги ».

Внести средства со счета мобильного телефона грузоперевозчики могут, воспользовавшись ссылкой на сайте системы «Платон» в разделе «Реквизиты для оплаты» или на сайте партнера проекта – группы «Моби.Деньги», в разделе «Оплата услуг». При проведении операции для пополнения расчетной записи необходимо указать номер свидетельства о регистрации транспортного средства и госномер автомобиля, и для оплаты маршрутной карты ее номер. Также необходимо указать номер телефона, с баланса которого будут списаны денежные средства.

Минимальная сумма пополнения – 10 рублей, максимальная – 15 тыс. рублей.

«Платон» спонсирует строительство автомоста в Красноярском крае

Часть денег на постройку автомобильного моста через реку Енисей будут выделены от сбора средств системой «Платон». Об этом на днях заявил в марте министр транспорта Красноярского края Сергей Еремин. Предполагается, что уже к 2021 году мост будет сдан в эксплуатацию .

Для выполнения проекта потребуется около 8 млрд рублей, из которых частные инвестиции составят не менее 15%. Проект будет частью Ангаро-Енисейского кластера на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). По словам Сергея Еремина, сейчас власти активно ищут инвесторов. Предположительно ведутся переговоры с золотодобытчиками, однако сложность состоит в том, что в итоге сам мост будет находиться в государственной собственности. Также инвесторы проводят подсчеты в изменении себестоимости продукции.

На данном этапе проект переправы уже разработан - это постройка дорожных развязок и коммуникаций, реконструкция дорожного полотна на участках «Енисейск - Высокогорский» и «Епишино - Северо-Енисейск». Сам мост будет возведен в 300 километрах от Красноярска, около поселка Высокогорский.

Для столь масштабного проекта власти края в прошлом году уже выделили на строительства автодороги 500 млн рублей.

ГЧП является госпрограммой совместного финансирования в транспортной, коммунальной, социальной сферах и IT-технологий в регионах. Концессионное соглашение «Платон» финансировалось по принципу ГЧП и на данный момент действует уже на протяжение полутора лет. Средства от реализации программы идут на ремонт и благоустройство дорог федерального значения.

2016

Система «Платон» собрала в бюджет более 14 млрд рублей

«Цифры, собранные на настоящий момент, составляют 14,5 млрд руб. Это показатель того, что автомобилисты пользуются этой системой», - уточнил Советников.

По его словам, за период работы системы было выписано 9,8 млн дорожных карт.

Российские грузоперевозчики смогут пользоваться постоплатой в системе «Платон»

В феврале 2016 года стало известно, что российские грузоперевозчики смогут пользоваться постоплатой в системе «Платон». Отсрочка по внесению платы для грузоперевозчиков вводится по просьбам бизнес-сообщества, в первую очередь, представителей малого и среднего бизнеса. Постоплата – это возможность для пользователей системы «Платон» вносить плату за фактически пройденное расстояние по федеральным дорогам после расчетов с грузоотправителями, а не авансовым платежом, как сейчас. Одновременно с введением отсрочки по внесению платы будут отменены разовые маршрутные карты, оформляемые по упрощенной схеме. Такой способ внесения платы с указанием минимальных регистрационных данных является временным инструментом, который был открыт для удобства иностранных перевозчиков и российских владельцев транспортных средств, отложивших обязательную регистрацию на последний момент. Сегодня разовые маршрутные карты не востребованы пользователями, которые после полноценной регистрации получают удобный доступ ко всем сервисам системы «Платон».

Отсрочка по внесению платы будет предоставляться на один месяц. Для получения разрешения на использование постоплаты грузоперевозчику необходимо подать заявление оператору системы, что можно будет сделать с 15 апреля 2016 года. Это позволит пользователям, которые соблюдают все необходимые условия, внести плату за пройденный километраж в течение месяца, следующего за расчетным.

Срок действия маршрутных карт будет снижен

С 15 апреля 2016 года будет снижен срок действия маршрутных карт с 30 до 7 дней. Изменение вводится для удобства пользователей, которым проще работать с краткосрочными маршрутными картами.

«Статистика первых месяцев работы Системы показывает, что среднее время использования маршрутных карт не превышает 7 суток. Чаще их используют в течение одного – трех дней. Помимо этого, снижение срока действия карт продиктовано обращениями пользователей, которые часто сталкиваются с необходимостью изменения маршрута. На большие расстояния гораздо удобнее для перевозчика оформлять несколько маршрутных карт на короткие отрезки пути с меньшим периодом действия, что позволит легко и удобно отменять и переоформлять карты только на часть пути, а не на весь маршрут», - пояснил коммерческий директор «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков.

Мировой опыт показывает, что пользователи постепенно переходят на бортовые устройства для внесения платы. Например, в Словакии маршрутные карты использовались только в течение первых трех лет, и это был безотзывный способ платежа, их нельзя было отменить так просто, как в Системе «Платон», нажатием одной кнопки в личном кабинете на сайте или мобильном приложении.

По запросам зарегистрированных пользователей оператор Системы «Платон» выдал 220 тыс. бортовых устройств. Сейчас в порядке очередности поступления заявок идет выдача следующей партии устройств, сформированной по запросам регистрирующихся грузоперевозчиков.

«К моменту постоплаты будет произведено необходимое количество бортовых устройств. Все пользователи, которые зарегистрировались и оставили заявки на бортовые устройства, их получат в порядке очереди. Пользователям нет необходимости приходить в офис. Для получения бортового устройства нужно оставить заявку в личном кабинете на сайте. Мы оповестим каждого пользователя о необходимости прийти в офис и получить бортовое устройство», - уточнил Антон Замков.

Оператор Системы ведёт ежедневный мониторинг активности выданных бортовых устройств и зафиксировал, что часть грузоперевозчиков ни разу не подключала полученные ещё в ноябре прошлого года устройства. Пользователи, которые в течение двух месяцев не активировали бортовые устройства, получили уведомления о необходимости подключения или возврата устройств. Согласно договору безвозмездного пользования бортовым устройством, пользователь Системы «Платон» обязан установить и включить полученное устройство до начала движения по федеральным дорогам. С теми грузоперевозчиками, которые после уведомления не установят или не вернут полученные устройства, оператор Системы будет вынужден расторгнуть договор безвозмездного пользования бортовым устройством, дистанционно отключив устройства.

В Системе взимания платы зарегистрировались 123 тысячи владельцев 655 тысяч транспортных средств массой свыше 12 тонн. В Дорожный фонд собрано более 3,5 млрд рублей. На сегодняшний день пользователи Системы оформили более 4 млн маршрутных карт.

Путин освобождает пользователей «Платона» от транспортного налога

В декабре 2015 года в связи в введением в эксплуатацию системы взимания платы за проезд большегрузов по федеральным трассам «Платон» Владимир Путин поручил Правительству освободить 12-тонники от транспортного налога, который на порядок меньше расчетных «платоновских» отчислений .

Об этом сообщил в мае 2016 года коммерческий директор компании-оператора «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков на пресс-конференции в Ханты-Мансийске.

По его словам, в настоящее время к «Платону» подключены 248 тыс. грузоперевозчиков и логистических компаний, которые зарегистрировали 719 тыс. транспортных средств. При этом пользователи оформили 7,5 млн маршрутных карт, а на грузовики установлено более 435 тыс. бортовых устройств.

2015

18 мая 2015 года постановлением Правительства РФ № 474 были внесены поправки в постановление № 504 от 14 июня 2013 года «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн». Значимое изменение - размер платы, взимаемой с владельцев фур за разбитые дороги: если до настоящего момента она составляла 3,5 рубля за километр, то теперь, с учетом инфляции, выросла до 3,73 рубля.

В начале июня 2015 года «РТ-Инвест Транспортные Системы» презентовала систему взимания платы с 12-тонников и первый в России центр информационной поддержки пользователей. Разработчики системы назвали свое детище "Платон" - сокращение от фразы "плата за тонну".

В августе 2015 года РТ-Инвест Транспортные Системы открыл предварительную регистрацию в системе крупных грузоперевозчиков.

15 сентября 2015 года начал работу круглосуточный колл-центр системы на русском и английском языках по телефонам горячей линии: 8-800-550-02-02 (для России) и +7-495-540-02-02 (для звонков из-за рубежа).

Открыта предварительная регистрация в системе «Платон» для всех грузоперевозчиков

Посредством сервиса российские и зарубежные перевозчики могут предварительно зарегистрироваться в системе - до начала ее работы, на 6 октября 2015 года, 36 дней. Личный кабинет, сайт системы доступны на русском и английском языках.

Официальный запуск "Платона"

15 ноября система "Платон" запущена в эксплуатацию на всех федеральных трассах России . В проекте успешно прошли регистрацию уже более 400 тысяч транспортных средств отечественных грузоперевозчиков и иностранных логистических компаний, работающих на территории страны.

По данным оператора "Платона" ("РТ-Инвест Транспортные Системы"), регистрацию в системе к моменту ее запуска в эксплуатацию прошли все крупные корпоративные клиенты с автопарком от 50 автомобилей.

В преддверии запуска проекта "Платон" в Росавтодоре были проведены переговоры с представителями рынка грузоперевозок, которые выдвинули ряд требований во избежание возникновения отдельных кризисных ситуаций в системе внутренних междугородних перевозок, связанных с тем, что не все компании успели вовремя пройти регистрацию в системе взимания платы и протестировать ее.

В результате были приняты компромиссные решения, учитывающие интересы, как бизнеса, так и государства. В первую очередь, для перевозчиков были снижены экономические риски, упрощена процедура оформления маршрутных карт. Также сокращен перечень документов, необходимых для получения бортового устройства заявителем.

К работе с системой "Платон" подготовились и международные перевозчики. В среднем, таким компаниям понадобился месяц, чтобы адаптироваться к новым правилам .

ИТ-систему «Платон» атаковали из-за рубежа за $2 млн

На второй день после запуска «Платона» система подверглась массовой хакерской атаке, в результате которой завис сайт проект и терминал в офисе оператора. Проблему устранили в тот же день.

25 ноября 2015 года сбой в работе «Платона» объяснили атакой, осуществляемой из-за пределов России . Также стала известна примерная сумма, которая была потрачена на организацию этих кибернападений.

Навальный опубликовал секретное соглашение по «Платону»

В декабре 2015 года глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный опубликовал концессионное соглашение между правительством РФ и компанией «РТ-Инвест» о создании системы «Платон». Власти отказались предоставить этот документ ФБК, сославшись на коммерческую тайну, но кто-то анонимно прислал его фонду на специальный ящик.

В соглашении более 400 страниц. Как пишет Навальный, беглый анализ показал, что, по условию соглашения, «РТ-Инвест» ничего не платит государству, тогда как государство платит компании более 10 миллиардов рублей. Компания «РТ-Инвест » наполовину принадлежит Игорю Ротенбергу - сыну Аркадия Ротенберга , близкого к Владимиру Путину бизнесмена .

2014

Запуск системы взимания платы с грузовиков откладывается на год

В июне 2014 года стало известно, что введение платы за вред, причиняемый федеральным трассам грузовиками массой свыше 12 тонн, откладывается на год - до 15 ноября 2015 года. Поправки в законодательство подписал президент России Владимир Путин.

Перенос срока связан с тем, что до 1 ноября 2014 года не удастся завершить необходимые мероприятия, чтобы начать взимать плату с грузовиков. Это связано с установленным порядком заключения концессионного соглашения в отношении системы взимания платы, а также с процедурой создания и введения этой системы в эксплуатацию.

Правительство отменило конкурс на создание системы взимания платы с грузовиков

В августе 2014 года Правительство отменило конкурс на создание и обслуживание системы взимания платы с грузовиков. На контракт претендовали три консорциума: «Инфраструктурные спутниковые системы» (включает «ВТБ Капитал », «Ростелеком », РФПИ , французскую Vinci и «Ланит »), «Навигационные информационные системы» (НИС ГЛОНАСС , МТС Банк , австрийская Kapsch) и «Оптима Плюс», представляющая консорциум Газпромбанка , словацкой Sky Tall и «Оптима Толл», за которой, по данным источников РБК, стоят интересы бизнесменов Аркадия и Бориса Ротенбергов.

За отмену конкурса выступала госкорпорация «Ростех » во главе с Сергеем Чемезовым . В середине июня «Ведомости » писали, что «Ростех» направил Владимиру Путину письмо с предложением отменить конкурс и отдать заказ напрямую корпорации.

«Ростех» предлагал отказаться от конкурса, поскольку его условия предполагали участие в проекте зарубежной компании, говорил представитель «дочки» корпорации «РТ-Инвест». По его словам, в этом случае технологическое ядро и центр обработки данных оказались бы за пределами России и информация о передвижении, составе всех транспортных средств, а также грузах различного назначения была бы доступна. Использование отечественного оборудования позволило бы ограничить доступ к этой информации и обеспечить более высокий уровень ее безопасности, пояснял представитель «РТ-Инвеста» .

Соглашение о создании системы взимания платы с грузовиков подписано с "дочкой" "Ростеха"

В сентябре 2014 года Росавтодор подписал концессионное соглашение с компанией «РТ-Инвест Транспортные системы» (учредителями является ГК «Ростехнологии» и ООО «РТ-Инвест») о создании системы взимания платы (СВП) с грузовиков массой более 12 тонн. За установку и обслуживание системы компания будет получать 10,6 млрд рублей в год в течение 13 лет.

2013

Росавтодор объявил конкурс на создание системы взимания платы с грузовых автомобилей

11 сентября 2013 года Федеральное дорожное агентство объявило открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на создание системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (Система взимания платы - СВП).

По условиям конкурса, концессионер должен профинансировать создание и запуск системы взимания платы. Капитальные затраты, по расчетам Росавтодора, должны составить 21,3 млрд рублей. Затраты инвестора за весь срок действия соглашения (13 лет) - 64,3 млрд рублей. Государство намерено компенсировать вклад инвестора, выплачивая ему ежегодно по 11,6 млрд рублей до конца срока действия соглашения.

2012

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 278 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 336 и 337 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил, что плата с большегрузов будет взиматься, начиная с 1 ноября 2014 года.

2011

В 2011 году принят федеральный закон № 68-ФЗ, согласно которому в Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения - введена статья 31.1.

В соответствии с данной статьей движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Финансирование проекта

На реализацию проекта «Платон» «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) в 2015 году получила кредит от Газпромбанка в размере 27 млрд рублей. За эти деньги компания обещала построить 481 «рамку» на федеральных дорогах, управлять парком из 100 автомобилей для мобильного контроля, организовать 103 региональных и 35 пограничных центров информационной поддержки, предоставить перевозчикам не менее 2 млн бортовых устройств и создать ряд организационных, мониторинговых центров. Общая стоимость контракта на создание системы «Платон» - 25,6 млрд рублей. При этом, по словам гендиректора РТИТС Александра Советникова общий объем средств, затраченный на создание «Платона» составил более 29 млрд рублей, около 2 млрд рублей из которых вложили акционеры. Государство, по его словам, в создание «Платона» деньги не вкладывало.

Собранные деньги РТИТС будет передавать в дорожный фонд. Утвержденный весной 2015 года тариф составлял 3,73 руб./км и тогда Росавтодор оценивал годовые сборы в 50–60 млрд рублей. Но за несколько недель до запуска «Платона» правительство решило, что тариф будет расти постепенно – 1,53 рубля до марта 2016 г., 3,06 рубля до 2018 г. и потом 3,73 рублей. В 2016 г. государство рассчитывает собрать 39,9 млрд рублей .

Предполагается, что эти средства возместят вред, который причиняют федеральным трассам 12-тонники, из них же государство в рассрочку расплатится с концессионером: РТИТС будут возвращать по 10,6 млрд рублей в год. При этом, почти вся эта сумма пойдет на обслуживание системы и кредита, прибыль составит порядка 5%, утверждал представитель РТИТС.

Жалобы на «Платон»

За два месяца до запуска системы «Платон» 20 крупных транспортных компаний направили в правительство, Госдуму, Минтранс и Росавтодор письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева и председателя Госдумы Сергея Нарышкина, в котором попросили не взимать штрафы за нарушение новых правил до 1 марта 2016 года. Они пояснили, что на раннем этапе система неизбежно будет сбоить и штрафы будут необоснованными. Авторы письма предупредили, что если просьба не будет выполнена, некоторые компании будут вынуждены приостановить работу, что приведет к транспортному коллапсу и перебоям в снабжении. Оператор «Платона», компания РТИТС, в ответ заявила, что опасения бизнесменов необоснованны - система работает нормально и никаких сбоев не ожидается.

В конце октября 2015 года крупнейшие перевозчики социально значимых товаров, участвовавшие в заседании координационного совета в Госдуме, потребовали ввести мораторий на запуск «Платона». По словам координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, участники заседания заявили, что система неработоспособна и нанесет ущерб, не сопоставимый с прибылью, которую государство рассчитывает получить. На тот момент на форуме ассоциации уже велось обсуждение возможной забастовки 15 ноября.

Технические проблемы

По состоянию на 15 ноября 2015 года было выпущено около 300 тыс. счетчиков для установки на транспортных средствах, тогда как на российских дорогах насчитывается около 2 млн автомобилей весом более 12 т, включая зарубежные.

«Провайдеры говорят о сбоях, 16 ноября сайт системы не работал полдня, – сказали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). – Система дает постоянные сбои. Оформить маршрутные карты даже на несколько машин – задача, требующая терпения. У 50% перевозчиков по Москве и Московской области оплата списывается по тарифу 3,73 рубля вместо названных 1,53 рубля. Деньги списываются несколько раз. Нет возможности добавления в маршрутную карту более трех адресов. Не работает сервис личного кабинета. Нет понимания, сколько и за что взимаются сборы».

Руслан Шанкин, гендиректор автотранспортной компании «Навигатор-М» отмечал, что система не учитывает некоторые тонкости дороги .

«Например, один перевозчик столкнулся с тем, что система проложила маршрут по дороге, где высота моста 3,5 метра, а высота автопоездов 4 метра. Если кто-то такой маршрут оформит, ему, возможно, придется объезжать там, где маршрут не прописан. Камера его там сфотографирует, и он будет оштрафован на 450 тысяч рублей. У нас в компании за два дня работы было 20 случаев, когда система «Платон» списывала деньги по 5–7 раз за автомобиль. За день было 20 случаев, когда автомобиль по нашему спутнику проходил 600–700 км, а система списывала, будто он прошел 3–5 тыс. км. И если нам не удастся доказать «Платону», что они неправомерно списали деньги, нам придется идти в суд. А это дополнительные издержки».

Иностранные «Платоны»

В Германии система сбора Toll Collect была введена в 2005 году. Сначала платить за пройденные километры обязали грузовики массой более 12 т, сейчас платить необходимо за автомобили массой более 7,5 т. На сайте Toll Collect можно ознакомиться с картой дорог, проезд по которым подлежит оплате. Контроль над грузовиками осуществляется с помощью специальных приборов OBU.

В Австрии собирать деньги с грузовиков начали в 2004 году. В 2011 году системы сбора средств в Австрии и Германии объединили в транснациональную систему TOLL2GO.

В 2010 году сбор с грузовиков массой более 3,5 т был введен в Словакии. Их передвижения также контролируются бортовым прибором OBU. Система, получившая название Sky Toll, действует только на некоторых участках дорог. Впоследствии оператор Sky Toll начал работу также на дорогах Венгрии. По данным газеты «Коммерсантъ» , гендиректор оператора российской системы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александр Советников в прошлом возглавлял компанию «Оптима Плюс», связанную со словацким оператором Sky Toll. «Оптима Плюс» участвовала в конкурсе на создание «Платона», который в 2014 году был отменен правительством.

  • Обеспечение требуемой функциональности системы и достижение показателей назначения
  • Эффективная аппаратная поддержка программно-технических решений ПО СВП (веб-приложения высокой нагрузки)
  • Использование при наличии функционального аналога технологических и технических решений российского производства или решений с открытым кодом (opensource)
  • Минимизация рисков при использовании нероссийского оборудования или ПО
  • Масштабируемость системы
  • Стоимость технического решения
  • Снижение OPEX при одинаковом CAPEX

Принцип работы системы

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

Для проезда по федеральным дорогам владельцу автомобиля массой свыше 12 тонн необходимо зарегистрировать в Реестре системы взимания платы себя и свои транспортные средства.

Информация о движении грузовика собирается с помощью специального оборудования спутниковой навигации и обрабатывается в автоматическом режиме. Бортовое устройство, которое владелец автомобиля может получить в Центре информационной поддержки пользователей после заключения договора безвозмездного пользования с оператором системы, с помощью ГЛОНАСС /GPS определяет географические координаты движущегося автомобиля. Движение без бортового устройства допускается при наличии заранее оформленной маршрутной карты.

Полученные координаты передаются в Центр обработки данных через сети сотового оператора. В Центре обработки данных на основании данной информации в автоматическом режиме рассчитывается размер платежа за пройденное расстояние по федеральным трассам. В случае, если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге, либо проезжает по платным участкам федеральных автомобильных дорог, система не включает данные участки пути в расчет платы.

При прохождении транспортного средства под рамкой системы стационарного контроля осуществляется проверка наличия денежных средств на расчетном счете (при наличии бортового устройства) или наличие маршрутной карты (при отсутствии бортового устройства). Плата за проезд автомобиля взимается в автоматическом режиме с лицевого счета владельца транспортного средства. В местах отсутствия рамок стационарного контроля предусмотрено наличие специально оборудованных автомобилей – мобильного контроля .

Региональный сегмент «Платона»

Действие системы взимания платы за пользование федеральными трассами грузовыми автомобилями свыше 12 тонн может быть распространено на региональные дороги. Обсуждение «расширенной» версии налога для водителей большегрузов проходило параллельно с разработкой федеральной системы. Главы субъектов обеспокоены возможным увеличением нагрузки на трассы, которые находятся в их подчинении, поскольку это повлечет за собой дополнительные расходы на ремонт изувеченного грузовиками дорожного покрытия .

О системе взимания платы с грузовиков задумалась Московская область

В конце декабря 2015 года стало известно, что руководство Московской области работает над проектом системы взимания платы с большегрузного транспорта на региональных трассах, но возможные тарифы или сроки еще не называются .

«Над этим проектом мы работаем, но конкретных сроков ввода в эксплуатацию подобного рода системы и вообще вопрос введения платы за проезд большегрузов по региональным дорогам в настоящий момент не обсуждается»,- заявил заместитель председателя правительства Московской области, министр инвестиций и инноваций региона Денис Буцаев.

Председатель Комитета ГД по транспорту: Заявления о введении системы «Платон» для региональных дорог не имеют оснований

30 ноября 2015 года Председатель Комитета ГД по транспорту Евгений Москвичев заявил, что «появившиеся в СМИ заявления о том, что система взимания платы «Платон» может быть введена на региональных дорогах, не имеют отношения к действительности».

«Такое предложение не рассматривалось, и рассматриваться не будет. Система «Платон» будет работать исключительно на федеральных трассах», - подчеркнул глава профильного Комитета ГД Евгений Москвичев .

В Прикамье разрабатывают аналог "Платона" для региональных и муниципальных дорог

В Пермском крае следом за федеральными трассами платными для большегрузов могут стать региональные и муниципальные дороги.

Создание регионального аналога «Платона» обсуждалось совещании в краевом минтрансе в конце ноября 2015 года. В материалах, розданных участникам совещания, сказано, что в Госдуме находится законопроект, который позволяет вводить для большегрузов плату в счет возмещения вреда региональным и межмуниципальным трассам.

"В связи с этим министерством транспорта Пермского края прорабатывается вопрос о создании региональной системы взимания платы", - говорилось в документе .

Калужский губернатор предложил распространить «Платон» на региональные дороги

Действие системы "Платон" следует распространить и на региональные дороги, нагрузка на которые увеличится из-за того, что транспортные компании перенаправят на них часть большегрузов, считает губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.

"Наши (региональные) дороги изначально были спроектированы на меньшие нагрузки и могут быть очень быстро разрушены, если мы не будем этот процесс контролировать. В весенний период, когда грунты еще слабые, а грузовики перевозят по 40-60 т инертных материалов по нашим дорогам, это разве нормально?" - заявил Артамонов в конце ноября 2015 года.

По его словам, транспортный комплекс Калужской области работает в обычном режиме, уже более 50% перевозчиков зарегистрированы в системе "Платон", это около 3000 грузовиков.

"Ни в торговых сетях, ни у предприятий калужского промышленного кластера не возникает сложностей с поставками. Я не вижу здесь никаких особых проблем, мы должны привыкать жить в рамках цивилизованных правил. Это норма [взимание платы с грузовиков в счет ущерба, причиняемого дорогам], которая существует во многих странах и в том числе в странах Европы", - подчеркнул Артамонов .

Добрый день, уважаемый читатель.

Начиная с 15 ноября 2015 года на территории России начинает действовать обязательный платеж в счет возмещения вреда, который наносят федеральным дорогам транспортные средства с разрешенной максимальной массой более 12 тонн.

Нормативные документы, связанные с введением новой системы взимания платы рассмотрены в статьях:

В этой статье речь пойдет о системе взимания платы Платон, которая является практической реализацией приведенных выше нормативных документов. Приступим.

Регистрация в системе Платон

Официальный сайт системы взимания платы для большегрузов - platon.ru .

Регистрация в системе Платон возможна тремя способами:

  • На сайте системы.
  • В ближайшем центре обслуживания.
  • В ближайшем терминале самообслуживания (при оформлении маршрутной карты).

Несмотря на то, что Платон начнет работать только с 15 ноября 2015 года, пройти регистрацию и получить бортовое устройство можно уже сейчас.

Напомню, что использовать систему можно двумя способами :

  • Получить бортовое устройство (многоразовое).
  • Получить маршрутную карту (одноразовую).

Поскольку на практике всем владельцам большегрузов рано или поздно придется выезжать на федеральные трассы, я рекомендую им заранее заключить договор и получить многоразовое бортовое устройство. Его эксплуатация обещает быть более удобной, т.к. не придется сообщать оператору о своих перемещениях заранее.

Вернемся к возможным способам оплаты:

1. Терминал самообслуживания в рамках данной статьи рассматривать не будем, т.к. он не позволяет получить бортовое устройство.

2. Сайт системы Платон . Регистрация на сайте состоит из нескольких шагов, на которых водитель должен ввести данные о себе и о своем транспортном средстве.

Для заполнения формы физическому лицу потребуются:

  • Адрес электронной почты.
  • Номер мобильного телефона.
  • Банковские реквизиты.
  • Отсканированное свидетельство о регистрации транспортного средства.

После введения всех перечисленных данных и приложения копии документов Вам предложат подождать до 5 дней , пока введенные данные пройдут проверку. И только после этого Вы сможете пойти в офис системы и получить бортовое устройство.

Так что в качестве быстрого способа регистрации сайт системы Платон не подойдет.

Примечание. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей список необходимых документов гораздо шире. Уточнить его Вы можете на сайте системы взимания платы.

3. Центр обслуживания . Данный способ, на мой взгляд, выглядит оптимальным. Водитель может отправиться в офис компании, где будут оформлены документы и выдано бортовое устройство.

Для поиска ближайшего центра обслуживания можно воспользоваться следующей картой:

Введите в верхней части название Вашего населенного пункта либо найдите ближайший центр обслуживания перемещаясь по карте и увеличивая нужные ее части.

Для регистрации в офисе Вам потребуются паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства.

Внесение платы в систему Платон

Внесение платы в систему Платон в настоящее время возможно двумя способами:

  • Банковской картой.
  • Перечислением на счет в банке.

Никакой информации по поводу приема наличных денежных средств сайт системы не предоставляет.

Так что это может вызвать определенные проблемы у водителей, не имеющих банковских карт. Судя по всему банковскую карту придется завести, а это повлечет дополнительные затраты на ее годовое обслуживание.

Напомню, что владелец транспортного средства должен внести деньги на счет в системе Платон до того, как его автомобиль выедет на федеральную автодорогу. В противном случае он получит .

Бортовое устройство системы взимания платы Платон

Бортовое устройство системы Платон представляет собой небольшой электронный прибор, который включается в прикуриватель. Рекомендую заранее обратить внимание, что в грузовике теперь потребуется дополнительная розетка 12 Вольт. В противном случае придется отключить какое-то из имеющихся устройств.

Устройство предназначено для автоматического определения маршрута движения с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. Информация о перемещениях транспортного средства передается в систему Платон через сети сотовых операторов.

Бортовое устройство Платон устанавливается на лобовом стекле автомобиля. Существуют несколько дополнительных условий по установке, прочитать про которые можно в инструкции.

Отдельно хочу отметить, что бортовое устройство должно быть установлено вне зоны обогрева лобового стекла. Не знаю, насколько это распространено у грузовиков, но некоторые легковые автомобили выпускаются с полностью обогреваемым лобовым стеклом. Куда в данном случае устанавливать бортовое устройство, остается непонятным.

Еще одна важная особенность бортового устройства - его можно использовать только в том случае, если индикатор "Статус" горит зеленым цветом. В противном случае устройство не работает и эксплуатация автомобиля может повлечь .

В процессе эксплуатации бортовое устройство системы взимания платы Платон не требует дополнительной настройки. В случае возможных неисправностей водителю нужно позвонить оператору (для получения маршрутной карты) и затем отправиться в ближайший центр обслуживания для замены устройства.

В завершение хочу отметить, что введение системы взимания платы Платон имеет целью сбор дополнительных средств на восстановление дорог. Однако насколько удобна она будет на практике узнаем только через месяц.

Удачи на дорогах!

Серия статей "Платный проезд грузовиков по федеральным дорогам"

На каком основании уравняли цены на РАЗБИТЫЕ федеральные дороги: 20т и 10т авто; если нагрузка у 20т в 2раза больше, чем у 10т??? Почему взымается одинаковая плата, если нагрузка на дорожное полотно неодинаковая?! И вообще сделайте за счет государства сначала дороги,а потом с чистой совестью можете "запускать" свой платон!!! Занялись бы лучше выявлением(фирм,чиновников...)- куда деваются бешенные деньги выделенные на дороги? Никакого контроля!!! Тахограф за 50тыс,глонасс за 4500,обязат-е страхование груза,за обналичку в банке 1% взымают,теперь еще и за уьитые дороги дань собирают(расценки на грузолеревозки при этом низкие!!!) Водитель-И.П. на кого работает???

Шумиха, поднявшаяся вокруг оплаты большегрузным транспортом проезда по федеральным трассам, не утихает уже 2 года.

То в одном регионе, то в другом периодически проходят протестные мероприятия в среде водителей и предпринимателей. Отчасти этому способствует и поведение законодателя, который планомерно повышает тарифы и ужесточает санкции за уход от оплаты.

Подогрел ситуацию и оператор по взиманию сборов, разместив на сайте platon.ru перечень видов автотранспорта, включающий даже легковые авто.

Попробуем внести ясность, что же такое система «Платон», и какие автомобили под нее попадают.

Чем больше машин колесит по дорогам нашей Родины, тем больше изнашивается их покрытие, тем чаще требуется ремонт.

Основной ущерб, как считается, наносят крупнотоннажные грузовики, которые не только истирают асфальтовое покрытие, но и продавливают «подушку» из песка, щебня и специальных материалов, что становится причиной колейности и повышения аварийности на дорогах.

Все дороги в нашей стране имеют либо федеральное, либо региональное подчинение . Если в регионах на ремонт собирается транспортный налог, то дороги, за состояние которых отвечает государство, строят и поддерживают за счет госбюджета. А с увеличением грузопотока, выделяемых средств стало не хватать.

Вот почему по поручению правительства РФ была разработана и внедрена система оплаты проезда по магистралям федерального значения «Платон». Ее название произошло от слов «платить» и «тонна» .

Суть «Платона» в том, что с помощью оборудования для спутникового наблюдения отслеживается маршрут передвижения машины, данные поступают в систему, рассчитывается пройденный километраж, и средства списываются со счета, закрепленного за данным автомобилем.

Таким образом, госбюджет получает финансовые вливания ежедневно, направляя их на содержание системы, в доход инвесторов и на ремонт дорог.

Надо отметить, что платный проезд по государственным дорогам для грузового и грузопассажирского транспорта действует уже почти во всех странах Европы.

Впервые эту идею реализовали в Австрии – там уже с 2004 г. магистрали оборудованы соответствующей техникой, действует система тарифов.

В России систему оплаты за проезд грузовиков ввели в действие лишь 15.11.205 г., но еще задолго до этой даты дальнобойщики и владельцы фур и большегрузов начали выражать протесты.

Видео: Как работает система «Платон»

Каждый грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS .

Если какие-либо машины с такой массой хоть иногда покидают пределы населенного пункта, на них устанавливаются специальные приборы и регистрируется аккаунт в системе «Платон».

Ну а если они на регулярной основе задействованы в грузоперевозках, имеет смысл установить внутри специальное бортовое устройство, которое фиксирует фактически пройденный маршрут и направляет данные в систему контроля.

Для единичных поездок водитель может воспользоваться Маршрутной картой – документом, где указаны данные об автомобиле, маршруте проезда и сроках поездки . На его основе рассчитывается размер оплаты.

Отклонение от указанного маршрута не разрешено. Для контроля используются стационарные рамки и мобильные пункты – автомобили со спецоборудованием.

На текущем этапе использования «Платона» предусмотрена оплата постфактум . Однако деньги должны быть внесены на индивидуальный счет, закрепленный системой за конкретным большегрузом, заранее, до поездки.

Получив сигнал с бортового устройства, система рассчитывает стоимость и списывает средства в автоматическом режиме.

В случае нарушения режима проезда или отсутствия регистрации в системе «Платон», равно как при неисправном бортовом устройстве, на водителя и/или владельца крупнотоннажника будет наложен внушительный штраф.

Изначально предполагалось штрафовать юридические лица до 1 млн. рублей . Но после протестов дальнобойщиков, суммы штрафов были пересмотрены, их размер и порядок наложения описаны в ст. 12.21.3. КоАП и составляют, на 2019 год:

  • при первичном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 5000 рублей;
  • при повторном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 10000 рублей.

На сегодняшний день вносить плату за проезд по автодорогам федерального значения обязаны водители грузовых автотранспортных средств, у которых максимальная разрешенная масса превышает 12 тонн.

В эту цифру входит вес самой машины, максимально возможный вес груза, вес водителя, пассажиров и их багажа. В перечень автоматически попадают еврофуры и грузовые прицепы.

Кроме того, раскошелиться придется грузовым автопоездам и автосцепкам. Пассажирский транспорт, например, автобус, чья максимально разрешенная масса с пассажирами и всем багажом составляет свыше 12 тонн, не облагается платой за проезд.

Но только в том случае, если в документации зарегистрировано назначение – пассажирские перевозки. Если же заявлена функция грузопассажирских перевозок, то водителю уже придется оплачивать пройденный километраж.

Наконец, всегда существует соблазн уйти от лишних затрат, нагрузив свыше 12 тонн грузовик с меньшей максимально разрешенной массой.

Например, многие машины как азиатского, так и европейского производства рассчитаны на перевозку до 10-11,9 тонн. Однако любой инспектор ДПС на стационарном пункте имеет право проверить реальную массу такого авто и оштрафовать нарушителя.

От оплаты проезда по федеральным трассам освобождены:

Можно ли не платить «Платону»?

Напомним, что оплате в системе «Платон» подлежит только проезд по федеральным магистралям, которые имеют буквенно-циферную нумерацию, начинающуюся на литеру М.

Любой водитель/собственник большегруза вправе воспользоваться следующими способами избежать оплаты за проезд по ним:

  • В системе не тарифицируется проезд, осуществленный по платным для любого автотранспорта участкам дорог;
  • Не оплачивается проезд по трассам регионального значения, узкоколейкам и гравийкам, проселочным дорогам и в населенных пунктах;
  • Бесплатно можно перевозить грузы на автотранспорте с допустимой массой менее 12 тонн.

В последнее время СМИ усиленно обсуждают тему введения обязательной платы за проезд по федеральным магистралям для авто с предельно допустимой массой ниже 12 тонн и даже для владельцев легковушек.

Опасения понятны: если горожанин редко выбирается загород, то многие жители пригородов ежедневно ездят на работу в ближайшие города. Им такое новшество обойдется, что называется, «в копеечку».

Слухи об обязательной регистрации в системе «Платон» для легковых автомобилей уже в 2019 году вызвало появление на сайте оператора полного перечня видов автомобильного транспорта, в числе которого присутствуют и легковушки. Представители системы пока никак не комментируют данный факт.

Однако, даже если такая обязанность рано или поздно будет возложена на всех автовладельцев, государству предстоит разработать нормативную базу, что, само по себе, процесс небыстрый .

Так, например, Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни, и законы РФ запрещают использовать системы и приборы слежения за частными лицами без соответствующих разрешений со стороны системы правосудия.

Кроме того, придется пересматривать принципы исчисления обязательного для владельцев автомобилей транспортного налога . Так что в ближайшее время можно не опасаться введения платного проезда для всех.

Теперь Вы знаете, на какие машины распространяется «Платон», что представляет собой данная система, кто и в каких случаях может избежать оплаты проезда. Пользуйтесь свободой с умом и не нарушайте правил системы «Платон». Ровной вам дороги!

Вас заинтересует:


12 Comments

    Будьте готовы раскошелица, ведь эти поборы «Платон» оплачивает всё население, так как на сумму этих поборов повышают цены на все потребительские товары, которые перевозятся автотранспортом. И конечно же это очередное надувательство, так как по данным КПРФ. Платон собирает за год по стране свыше 300-х сот миллиардов рублей, а не 12-15, которые поступают в бюджет, и понятно, что остальные 280 млрд. и более отмываются.И название Платон не название произошло от слов «платить» и «тонна»., а Платон назван в честь сына одного из друзей Путина — Платона Аркадьевича Ротенберга., попробуйте доказать, что это совпадение?.. , и владеют этим бизнесом Ротенберги. Не смотря на то, что этот побор вне закона, так как не принят думой законодательно — нас эти мошенники «имеют» народ по полной программе.

    ЧТО ЗА БРЕД, ВЫ ГРАЖДАНИН Alekson, НАПИСАЛИ? ВЫ ПРОСТО ПРОВОКАТОР!!! КИЛОМЕТР СТОИТ 1,91 КОП! ЕСЛИ МАШИНА ВЕЗУЩАЯ 20000 КГ ФРУКТОВ ПРОЕДЕТ 1000 КМ. ПЛАТИТЬ ПРИДЁТСЯ 1910 РУБЛЕЙ! А ВЕЗЁТ ФУРА 20000 КГ.! И СКОЛЬКО ДОБАВИТСЯ К ЦЕНЕ ОДНОГО КИЛОГРАММА? еСЛИ ТЫ БЕСТОЛКОВЫЙ ВОДИТЕЛЬ И ПОЕДЕШЬ НА ФУРЕ «К СВОЕЙ БАБЕ» В ХАБАРОВСК, КТО ТЕБЕ ВИНОВАТ? ЕСЛИ ТЫ ВМЕСТО КОРОТКОГО ПУТИ СДЕЛАЕШЬ КРУГАЛЯ, КТО ТЕБЕ ВИНОВАТ?! ТАК, ЧТО БРЕД НЕ НЕСИ!

      • АНОНИМ, а в зеркало ты давно смотрелся? Кто из нас двоих «бот», кто зашифровался? ПЛАТОН... А ведь греки во всём виноваты, а не Ротенберги! Платон то их философом был! Так что «Платон мне друг, а истина дороже!» А истина в том, что дороги становятся лучше и МОСТЫ новые строятся, и быстро строятся! А это из тех же денег.

        • Истина говоришь? Съездий хоть раз в сторону Владивостока дорог как не было так и нет и никто их не делает и мосты рушаться. В городе Канск вообще не проехать дороги просто нету одна грунтовка кирпичами закидана.В Амурской области вообще одни волны. А платон платят. А на эти деньги Москву строят.

    • Виталий, не только Конституция РФ (ст. 27) но и закон РФ №5242-1 дают право «каждому, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» Так вот, Виталий, никто не имеет права ограничивать гражданина России и любого человека (законно находящегося в России) передвигаться, но ведь это не значит, что ты придёшь на вокзал (ж/д, авто. или аэро.) и сядешь, и бесплатно начнёшь передвигаться по стране! Ты ведь не начнёшь ссылаться на Конституцию?

      Не переверайте текст конституции:

      «Статья 27

      1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.»

      Есть слово СВОБОДНО и нет слова БЕСПЛАТНО.

      • Да пусть кто угодно организует процесс реконструкции дорожного покрытия, хоть Ротенберги. Какого хуя солярка такая дорогая? Как ЖКХ. В месяц минимум нужно 10000 р на заправку в городе. В среднем это половина бюджета среднего работяги. Воры! Гандоны! Ублюдки!

В ноябре прошлого года «автомобильные дороги общего пользования федерального значения» стали платными для грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн: размер платы за один километр пути установили на уровне 1,53 рубля, хотя ранее планировалось, что километр будет стоить 3,73 рубля.

Ещё одной уступкой должна была стать частичная отмена системы «Платон», через которую и необходимо платить за проезд. Минтранс поначалу постановил, что за границами Московской области дальнобойщиков не будут штрафовать за неоплаченный проезд до 1 мая 2016 года. Но постановление правительства не было издано, а новость, анонсировавшая отсрочку, с сайта министерства исчезла.

Первые протесты против введения системы начались 11 ноября, когда как минимум 200 фур перекрыли федеральные трассы. В ноябре и декабре подобные акции проводились почти ежедневно, а в нескольких городах даже появились стационарные лагеря протестующих. Со временем протестная активность успокоилась: перевозчикам пришлось принять платные «федералки» как данность.

Год спустя

По состоянию на 15 октября оператор «Платона» публично поделился следующей статистикой. За 13 месяцев своего существования система, в которой сейчас числятся 786,7 тысячи грузовиков, позволила собрать 18,1 млрд рублей. Впечатляет? Если честно, не совсем.

Во-первых, «Платон» уверяет, что «663 тысячи машин резидентов и 124 тысячи нерезидентов - это 79% от целевой аудитории». Но: в России зарегистрированы 1,9 млн грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн. Это значит, за проезд реально платит лишь треть российских перевозчиков!

Во-вторых, давайте подсчитаем. Разделив общую сумму на количество машин, получим, что каждый грузовик привёз только 23 тысячи рублей. Или, учитывая стоимость километра (1,53 рубля), проехал 15 тысяч км. За год - 15 тысяч! Меньше иной легковушки.

Конечно, в обоих случаях скромную статистику можно попытаться оправдать. Скажем, часть тяжёлых грузовиков вообще не ездит по дорогам общего пользования. Другая часть редко или вообще не выезжает именно на федеральные трассы (что, мягко говоря, проблематично), третья - просто стоит на учёте ГИБДД, однако полностью недвижима или встала на временный прикол из-за кризиса.

Но, на самом деле, вывод напрашивается один: дальнобойщики нашли способ, как обойти систему. И это действительно так. Правда, с одним важным уточнением: большие флотилии исправно платят за каждый километр пробега каждого автопоезда (их деньги - это 63% всех сборов «Платона»), а вот частники...

...оформляют «бомжуйский паспорт»

Немного статистики. С начала 2015-го до середины 2016 года 320 тысяч юрлиц переоформили машины на частников. Плюс сами частники вдруг массово начали регистрировать технику на других людей. Зачем? Рассказываем: это так называемая схема «бомжуйского паспорта».

В некой деревне Кукуево живёт некий Василий Иванович Петров, который не имеет ни личного имущества, ни водительского удостоверения, а потому ничего не боится. На него и записываются грузовики: пусть присылаются штрафы, проходят суды, приезжают приставы... Василий Иванович исправно платит чисто символические 1 000 рублей каждый месяц, чтобы фуру не арестовали. И всё.

...накрывают прибор «кастрюлей»

Многие из опрошенных нами частников признались: приборы мы получили, но за весь пробег от точки А до точки В не платим. И вот как. Дальнобойное братство прекрасно знает, где стоят стационарные рамки и мобильные патрули «Платона» - этой информацией полны профильные форумы. Плюс, никто не отменял общение по рации. Дальше - дело техники.

Перед камерой водитель включает бортовое устройство, а проехав её - выключает. Самый простой способ - банально накрыть прибор любым металлическим предметом («кастрюлей»), чтобы он перестал ловить сигнал. Но некоторые дорабатывают начинку электронного счётчика. А как машина доехала от рамки до рамки, не проверишь.

Частники исчезнут как класс?

Знают ли платоновцы, что водители их дурят? Разумеется. Но ничего поделать не могут: не поставишь же камеры через каждые 10 километров. Вариант запустить патрули, которые бы не стояли, а постоянно ездили, тоже неидеален, ведь общая протяжённость федеральных трасс - 51 тысяча километров. «Бомжуйские паспорта» вообще непобедимы.

Теперь давайте снова озвучим упомянутый ранее тезис: компании платят, а частники - нет. И, не проводя прямых параллелей, вспомним, что Госдума по инициативе МВД готовит законопроект, который полностью запретит физическим лицам регистрировать на себя грузовики полной массой свыше пяти тонн, если человек не имеет патента на грузоперевозки.

Законопроект находится на стадии подготовки, но поддерживают его многие. За последний год огромное количество единиц такой техники было переоформлено [...]: таким образом бизнес уходит от уплаты налогов. Ведь физические лица платят куда меньшие штрафы. И потом, у физического лица нет возможности проводить качественный техосмотр техники, что влияет на безопасность

Сергей Тен

заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту

В настоящий момент единственным препятствием для законопроекта является отсутствие понятия «патент» в действующем законодательстве. Однако как только правительство устранит этот момент, думский комитет по транспорту внесет документ на рассмотрение депутатам.

Грузовиков станет меньше?

Кроме того, государство силами РЖД добивается, чтобы железнодорожные перевозки стали более выгодными и предсказуемыми, нежели доставка грузов на дальние расстояния фурами. Логика такова: грузовики должны остаться только на коротком (до 400 км) плече.

Для этого сделано очень многое. Многократно выросло количество грузовых поездов, следующих по расписанию, с точным временем отправления и прибытия. Запущены регулярные контейнерные маршруты, часть из которых - ускоренные. Созданы тарифные коридоры, универсальные транспортные сервисы...

В настоящее время АО «ФГК» и ОАО «РЖД» прорабатывают комплекс вопросов по организации контрейлерных перевозок, включая совершенствование нормативной базы, содержание подвижного состава, терминально-складского хозяйства и объектов инфраструктуры, развитие системы взаимодействия с автомобильным транспортом

Введение в действие системы «Платон» вызвало неоднозначную реакцию в обществе и большое количество споров, особенно среди перевозчиков. Однако опыт применения показывает ее целесообразность.

В статье разъясняется, что представляет собой система «Платон», как она функционирует и регулируется, какие нюансы существуют в ее использовании и чем грозят нарушителям законодательные предписания.

Почему «Платон»?

Ежедневно по российским трассам федерального значения проезжает множество грузовых автомобилей. Естественно, что большая масса фур негативно воздействует на дорожное покрытие, которое изнашивается с повышенной интенсивностью. С целью компенсации этого износа было принято решение брать плату с большегрузных авто за каждый пройденный ими километр по дорогам России. Поскольку смысл этого платежа – в превышении установленного предела массы транспортного средства, то есть плата производится за дополнительную нагрузку на покрытие дороги, было выбрано наименование «Платон » (аббревиатура «ПЛАта за ТОНны»).

Собранные посредством «Платона» финансы поступают в Дорожный фонд, откуда будут расходоваться на различные проекты, связанные с прокладкой и модернизацией дорог, проводимые в регионах РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Система официально была запущена 15 ноября 2015 года, а о грядущем нововведении потенциальные плательщики были информированы с начала года.

Для каких автомобилей применяется «Платон»

Максимальная масса грузовых транспортных средств, до которой разрешено не носить плату-компенсацию за дорожное покрытие, составляет 12 тонн. Автомобили, весящие больше, должны использовать «Платон» в обязательном порядке.

СПРАВКА! Исследованиями подтверждено, что большегрузный транспорт причиняет 56% ущерба покрытию дороги, что сопоставимо с проездом до 50 тысяч легковых авто. За счет количества основная часть налогов и дорожных сборов поступает как раз с водителей легковушек, поэтому справедливо, чтобы автомобили, доход владельцев которых как раз и зависит от дорог, тоже принимали участие в компенсации наносимого вреда.

Законодательное регулирование «Платона»

Потребность в подобной системе назревала давно, и в середине 2014 года Кабинет министров получил распоряжение Президента РФ разработать соответствующие предложения. В результате было принято Постановление Правительства РФ № 474 от 18 мая 2015 года, которым вносились поправки в предыдущее Постановление № 504 от 14 июня 2013 года. Главной поправкой стало изменение характеристики машин, с которых должна взиматься плата, до массы, превышающей 12 тонн. Размер оплаты, установленный за каждый пройденный километр, остался без изменений – 3,73 руб./км.

В Постановлении № 1191 от 3 ноября 2015 года пересмотрена цена за километр дороги – установлен коэффициент, применяемый к принятому в Постановлении № 504. До 2016 года он составлял 0,41, а с 1 марта 2016 года до конца 2018 года планируется применять коэффициент 0,82 (за каждый преодоленный километр придется платить 3,06 руб.)

Оператор «Платона» ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» заключил 13-летнее Концессионное соглашение, в рамках которого он обеспечивает организацию, деятельность, контроль и модернизацию системы совместно с «Росавтодором».

КСТАТИ! Осенью 2016 года система взимания платы «Платон» получила премию Рунета за лучшее соответствие современным технологиям в рамках инноваций.

Как воспользоваться «Платоном»

Чтобы внести плату за движение и провоз груза на автомобиле, масса которого превышает 12 тонн, владельцу необходимо совершить несколько шагов:

  1. Регистрация в системе (в Реестре «Платона», где фиксируются все транспортные средства, с которых нужно взимать этот платеж). Это можно сделать несколькими способами:
    • через Личный кабинет официального сайта «Платон»;
    • в терминале самообслуживания;
    • через мобильное приложение;
    • в одном из Центров информационной поддержки пользователей.
  2. Получение логина и пароля . Эти данные необходимы для доступа в Личный кабинет на сайте.
  3. Внесение денег . Ответственное лицо пополняет счет на необходимую сумму до того, как автомобиль выезжает на маршрут.
  4. Оформление Маршрутной карты или расчет посредством данных бортового устройства .

Способы расчета платы

Владельцам доступно два способа внесения денег на расчетный счет для оплаты через систему «Платон».

Маршрутная карта

Это документ, который оформляется на основании сведений о будущей поездке, которые владелец автомобиля вводит в систему. Это делается разово для каждого конкретного выезда на маршрут. Владелец должен внести в документ следующую информацию:

  • регистрационный знак автомобиля;
  • дату и время формирования документа;
  • срок актуальности карты (с точностью до часа);
  • протяженность маршрута по федеральным дорогам.

Маршрутную карту допускается оформлять любым удобным способом, там же, где и производилась регистрация (на сайте, в терминале самообслуживания, в Центре поддержки, у агента).

Чтобы на маршрутной карте появились внесенные денежные средства, можно воспользоваться такими способами:

  • списать с расчетной записи в системе на сайте «Платона»;
  • путем использования банковской или топливной карты (с помощью электронных платежей через Сбербанк, Киви или самой системы «Платон»);
  • наличными средствами (в Центрах инфоподдержки и в «живых» терминалах, где работают информационные агенты).

Бортовое устройство

По желанию владельца на его большегруз может быть бесплатно установлено специальное устройство БУ-1201 для расчета платы по системе «Платон», производимого автоматически.

Для этого нужно заключить с оператором системы договор, предоставив требующиеся для этого документы. Установить БУ владелец должен сам. Пользование устройством также безвозмездное.

Принцип действия устройства – определение положения авто на трассе посредством навигационной системы ГЛОНАСС/GPS и отправка данных в Центр обработки с определенной периодичностью. Оплата рассчитывается по итогам суток. Когда машина долго стоит, БУ выключается (функционирует в режиме «сна»). Когда авто движется по магистралям, не предусматривающим оплату по «Платону» (участки трассы нефедерального значения, платный автобан), система не включает эти километры в счет.

Пополнение расчетной записи по данным бортового устройства возможно безналичным способом (по предоставленным Оператором реквизитам), с помощью банковских карт, топливной карточки либо наличными. Если на расчетном счете есть достаточное количество средств, они спишутся автоматически.

Тарифы «Платона»

С 1 марта 2016 года плата за 1 километр пути большегрузного авто по федеральным трассам составляет 3,06 руб. Если сравнить этот тариф с суммами, принятыми в других странах, он окажется рекордно низким (для сравнения, в Белоруссии он составляет вшестеро больше, а в Австрии доходит до 0,5 долл/км).

Введение этого тарифа сделает поездку ненамного дороже – менее чем на 10%, тогда как в себестоимость, например, продовольственных товаров цена перевозки заложена на уровне 4-10%, что означает конечное влияние на формирование цены товара в рамках 1%. Таким образом, введение платы по «Платону» не скажется негативно на ценах перевозимых товаров, наоборот, в условиях конкурентной борьбы они даже могут снижаться.

Контроль и наказание за нарушения

За несвоевременную и неполную оплату по «Платону» для владельцев т/с предусмотрена административная ответственность (соответствующие поправки в Кодекс внесены Минтрансом РФ). Штрафы предусмотрены за движение без внесения платы, каковым принято считать:

  • езда с выключенным или не работающим по причине поломки бортовым устройством (без оформления Маршрутной карты);
  • ноль средств, внесенных на расчетный счет;
  • съезд с запланированного маршрута (если нет бортового устройства);
  • отклонение по времени или дате (без БУ);
  • продолжение поездки при истечении средств на счету.

За такие нарушения, зафиксированные системой контроля, предусмотрена ответственность по ст. 12.21 КоАП РФ:

  • 5 тыс. руб. – за первое нарушение;
  • 10 тыс. руб. – за рецидив.

Штрафы одинаковые как для физических, так и для юридических лиц. В 2015 году отменена ответственность для водителей – штрафы с них не взимаются.