Кто такой берендей и его царство. Значение слова берендеи. Что ждало царя дома

УДК 821. 161.1

ХРИПТУЛОВА Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры филологических основ издательского дела и литературного творчества Тверского государственного университета, Тверь, Россия ptulovatat@ranbler. ш

«БЕРЕНДЕЕВО ЦАРСТВО» Н.И. ТРЯПКИНА

В лирике Н.И. Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта. Обращает на себя внимание один из поэтических сказочных образов стихотворений - царь Берендей. Для поэта в его попытках изображения «берендеева царства» оказались важны традиции весенней литературной сказки А.Н. Островского «Снегурочка».

Ключевые слова: Н.И. Тряпкин, А.Н. Островский, волшебная сказка, традиция.

KHRIPTULOVA Tatyana Nikolayevna, Candidate for Doctorate in Philology, Associate Professor, Chair of Philological Aspects of Publishing and Literary Creative Work, Tvyer State University,

Tvyer, Russia [email protected]

«BERENDEY TZARDOM» INTERPRETED BY N.I. TRYAPKIN

Tradition of literary interpretation of Russian fairy tales in Tryapkin"s lyric poetry is represented by various magic characters and images, and multiple examples of poems evidence it. One of the brightest examples of poetic myth images that had drawn attention of this study was Tzar Berendey. The poet found it important in his attempts to represent the «Berendey tzardom» to follow tradition of literary variation by A. N. Ostrovsky of the spring fairytale «The Snow Maiden».

Key words: N.I. Tryapkin, A.N. Ostrovsky, Berendey, fairy tale, tradition.

Поэзия Н.И. Тряпкина представляет собой сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы. Исследователи видели в Тряпкине продолжателя русской классической поэзии (А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова) и восприемника опыта старших современников (М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого, Я. Сме-лякова), ставили его лирику в непосредственную связь с достижениями русской поэзии конца XX в. (Б. Слуцкого, В. Соколова, Ю. Кузнецова). Но был еще один, не менее важный для Тряпкина, источник его поэтического вдохновения - русское народное творчество. Это подтверждают многие его высказывания, свидетельства современников и творчество поэта: художник ищет и находит народную мудрость, расшифровывает и творчески подходит к ней в своих произведениях, обращаясь к различным фольклорным жанрам: былинам, песням, частушкам, сказкам.

В лирике Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта. Например, в стихотворении «Кострома» (1958) древнейший русский город предстает перед читателем в сказочном свете:

Там рыжие лоси в большой снегопад На дровнях по школам развозят ребят,

Там царь Берендей на проспекте живет,

А сказки, что бабки, сидят у ворот .

Обращает на себя внимание один из поэтических образов стихотворения - царь Берендей.

Вообще «берендеи» - дикие кочевники, кочевое племя тюркского происхождения - упоминаются в русских летописях с 1097 г. до конца XII в. «Берендеево царство» воспел А.Н. Островский в своей пьесе «Снегурочка». Осенью 1848 г. драматург, переезжая из Москвы в Щелыково через Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому, услышал местную легенду о царстве счастливых берендеев, которыми правил мудрый и добрый царь. Нигде не сказано, каким путем Берендей пришел к власти, но, несомненно, владел ею по праву. Царство берендеев находилось, согласно народным преданиям, на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого, на острове, сохранились остатки древнего городища. Таким образом, драматург это название «подсмотрел» в летописи или взял его из топонимов .

Представляется интересным сравнить структуру «берендеева царства» в пьесе Островского «Снегурочка» и в стихотворениях Тряпкина.

Для своей пьесы драматург избрал форму поэтической весенней сказки, структурная организация которой такова, что в ней имеют место два царства. Одно то, с которого начинается повествование. Другое то, которое противопоставлено реальному миру . Берендеево царство Островского имеет свою географию, свои законы, свой собственный отсчет времени. Оно абсолютно и самодостаточно. Это мир не идеальный, но счастливый. Нравы и быт берендеев просты. Берендеи миролюбивы, «Берендея держава» «миром красна», «Веселы грады в

стране берендеев/Радостны песни по рощам и долам». У Островского берендеи ведут образ жизни, свойственный большинству племен, населявших среднюю полосу славянских земель . Одна из главных героинь пьесы Островского - Весна, как Сила Природы - говорит о берендеях: «они беспечны»; «частые игры и празднества» - обычное явление в их жизни. Берендеи не знают, что такое междоусобные войны, любовь оберегают как святыню.

В лирике Тряпкина «берендеево царство» - эта «угрюмая страна», с ее «могучей природой», похожей на Россию, зима здесь именно такая, как где-нибудь в лесу средней полосы:

За синие своды,

За вешние воды

Зовут меня детские сказки природы,

На белую гору, к метельному бору,

Отвесить поклон старику Зиморогу.

Сосновые своды, глухие проходы...

Я слушаю тайную флейту природы,

Иду через дремы, очнуться не смея,

К прогалинам детства, в страну Берендея... .

В европейской литературной традиции лес - символ человеческих заблуждений. В русской - источник помощи, которая вдруг придет, когда ее неоткуда ждать, средоточение таинственных сил. Таинственность русского леса скорее манит, чем пугает: «На красные горы, в певучие боры,/Где тучи с громами ведут разговоры,/Где сосны и ели вздыхают о Леле...» .

Считается, что имя «Лель» принадлежало одному из божеств в языческом пантеоне славян, его отождествляли с Купидоном . У Островского образ Леля несет в себе и реальное (в «сказке» драматурга юный Лель - пастух), и сказочное начало, хотя не обнаруживающее себя так, как в образе Снегурочки. У обоих писателей Лель - беспечный баловень судьбы, любимец девушек, поэт и музыкант (у Тряпкина Лель играет на «ворожейной свирели»). Вообще действительность, преломляясь в сознании писателей, нередко приобретает фантастические черты. В берендеевом царстве уживаются и люди, и сказочные существа (у Островского: Вес-на-Красна, Дед-Мороз, Леший, Снегурочка; у Тряпкина - «коньки-сорванцы», «Мороз, поднявший усы», Елка, Баян, «бородатый лес»).

У Островского царь Берендей - заботливый и справедливый правитель, который будет старательно отыскивать причины гнева Ярилы в «неправильном» житье-бытье своих подданных. Его владения превратятся в арену мести Солнечного бога. У Тряпкина царь Берендей -«лицо необыкновенное», волшебное существо, объединяющее в себе народную культуру с народным бытием, с его широтой и общезначительностью:

А про сельский наш корень скажу вам смелей:

Мы фамильнее прежних бояр и князей!

Не на знатных гербах, а на наших горбах Эту Русь начинал еще царь Берендей .

Конфликт, охватывающий мир берендеев Островского («тепло» и «стужа») пронизывает социальный аспект, у Тряпкина «тепло» и «стужа» - это не конфликт, а неотъемлемые составляющие природного мира (зимы и лета как времен года). И гармоничность мира «берендеева царства» Тряпкина заключается в его слитности с природой, а значит - в полной ей подчиненности лирического героя:

Проносятся тучи, проносятся годы,

Меняются земли, меняются воды.

А я эти тропы, и вздохи, и стуки Держу на примете, беру на поруки,

А я эти песни, рожки и свирели Хотел бы оставить в родной колыбели,

Где красные горы, где шумные боры,

Где я на дулейке искал переборы.

И слушал земли заповедные Веды,

Садясь на пенек для высокой беседы... .

Итак, народно-поэтическая культура специфично преломилась в поэзии Тряпкина, вос-принимаясь не только в «чистом виде», но и через литературную традицию, в частности, через традицию А.Н. Островского. Для поэта в его попытках приблизиться к народно-сказочной России близкими оказались традиции весенней литературной сказки Островского «Снегурочка».

1. Бурдакова Т. Кто есть кто в Царстве Берендея // Литература №1. 2000 - С. 5-7.

2. Соловьева В. Берендеево царство // Литература. №1. 2000. - С. S-9.

3. Богданова С. Мифологические мотивы в сюжете пьесы «Снегурочка» // Литература. №1. 2000. - С. 10-11.

4. Кошелева И.Н. Фольклорный мир в поэзии Н. Тряпкина, Ю. Кузнецова, В. Высоцкого: Способы реализации фольклорной цитации в стихотворном тексте. Дисс. ... канд. филолог. наук. - Бийск. 2005. -177 с.

б. Тряпкин Н.И. Избранное: Стихотворения. - М.: Худ. лит-ра, 19S4. - 560 с.

б. Тряпкин Н.И. Излуки: Стихотворения. - М.: Молодая гвардия, 19S7. - 159 с.

1. Burdakova T. Kto est kto v TSarstve Berendeya // Literatura №1. 2000 - S. 5-7.

2. Soloveva V. Berendeevo tsarstvo // Literatura. №1. 2000. - S. S-9.

3. Bogdanova S. Mifologicheskie motivy v syuzhete pesy "Snegurochka" // Literatura. №1. 2000. - S. 10-11.

4. Kosheleva I.N. Folklornyy mir v poezii N. Tryapkina, YU. Kuznetsova, V. Vysotskogo: Sposoby realizatsii folklornoy tsitatsii v stikhotvornom tekste. Diss. ... kand. filolog. nauk. - Biysk. 2005. -177 s.

б. Tryapkin N.I. Izbrannoe: Stikhotvoreniya. - M.: KHud. lit-ra, 19S4. - бб0 s.

б. Tryapkin N.I. Izluki: Stikhotvoreniya. - M.: Molodaya gvardiya, 19S7. - 159 s.

Несчастье берендеев не столько от «зол» природы, сколько от них самих. Зло -- в их делах, в их отношениях друг к другу, в устройстве их жизни. Сами люди не могут навести порядки на своей земле. Сами неравно разделили богатства, сами себе устроили и барство и холопство. Здесь утеряно сочувствие, участие. Здесь беда человека -- беда чужая.

Островскому слышится диалог царя берендеев с одним из своих приближенных -- Бермятой. В нем едкая, ироническая оценка «благополучия» в пределах его страны.

Великий парь счастливых берендеев,

Живи вовек! От радостного утра,

От подданных твоих и от меня

Привет тебе! В твоем обширном царстве

Покуда все благополучно. *

Правда ль?

Воистину.

Не верю я, Бермята.

В суждениях твоих заметна легкость.

Не раз тебе и словом и указом.

Приказано, и повторяю вновь,

Чтоб глубже ты смотрел на вещи, в сущность

Проникнуть их старался, в глубину.

Нельзя ж легко, порхая мотыльком,

Касаться лишь поверхности предметов.

Поверхностность -- порок в почетных лицах,

Поставленных высоко над народом.

Не думай ты, что все благополучно,

Когда народ не голоден, не бродит

С котомками, не грабит по дорогам.

Не думай ты, что если нет убийств

И воровства...

Воруют понемножку.

И ловите?

Зачем же их ловить,

Труды терять? Пускай себе воруют.

Когда-нибудь да попадутся; в силу

Пословицы народной: «Сколько вору

Ни воровать, кнута не миновать».

Итак, мы переходим к первому человеку страны берендеев, в пьесу «поселен» царь -- Берендей. Он сказочен и, как царь, необычен. В нем сосредоточены нити всех жизненных начал его страны. И что совсем необычно, в его уме и сердце «нити» от человеческих дум и чувствований: от умов и сердец берендеев.

Берендей -- не просто средоточие людских настроений, в нем активна мысль, контролирующая, упорядочивающая и направляющая эти настроения. В Берендее совмещаются мудрость и простота, справедливость и доброта, любовь к людям и целомудрие, царская власть и наивная скромность. Берендей - настоящий сказочный царь, таким его хотел видеть Островский.

Мудрая и добрая суть царя Берендея ощущении сложной, конфликтной жизни своего народа, в оценке причин несчастья людей, в поиске способов искоренения таких причин для достижения всеобщего благополучия.

Берендей чуток к настрою жизни. Он слышит людской стон. Он хочет войти в жизнь народную, понять беды народные, причины этих бед. И помочь устроить жизнь без бед и несчастий.

Как все люди «царства», Береядей видит первую причину несчастий -- в непогоде, в отсутствии летнего тепла и в этом -- первая его озабоченность.

Благополучие -- велико слово!

Не вижу я его давно в народе,

Пятнадцать лет не вижу. Наше лето,

Короткое, год от году короче

Становится, а весны холодней,--

Туманные, сырые, точно осень,

Печальные. До половины лета

Снега лежат в оврагах и лядинах,

Из них ползут туманы по утрам,

А к вечеру выходят злые сестры --

Трясучие и бледные кумохи,

И шляются по деревням, ломая,

Знобя людей...

В основах общежития, в людском эгоизме и в отношениях, построенных на эгоизме. В потере людского родства, в утрате любви между людьми, утрате чувства красоты.

В сердцах людей заметил я остуду

Не малую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев.

Исчезло в них служенье красоте...

Короче, друг, сердечная остуда

Повсюдная, -- сердца охолодели,

И вот тебе разгадка наших бедствий

И холода: за стужу наших чувств

И сердится на нас Ярило-Солнце

И стужей мстит. Понятно?

И тут вот рождается та самая «фантастическая» идея действия. Если понятны причины народного несчастья, почему не уничтожить их? Соединить разъединенных людей, порушить вражду, преодолеть людскую холодность, украсить человеческую жизнь любовью -- вот задача. Свершить это великое дело -- значит добиться всеобщего счастья на земле берендеев.

Бессонницей томимый,

Продумал я всю ночь, до утра вплоть,

И вот на чем остановился: завтра,

В Ярилин день, в заповедном лесу,

К рассвету дня сойдутся берендеи;

Велим собрать, что есть в моем народе,

Девиц-невест и парней-женихов

И всех зараз союзом неразрывным

Соединим, лишь только Солнце брызнет

Румяными лучами по зеленым

Верхам дерев. И пусть тогда сольются

В единый клич привет на встречу Солнцу

И брачная торжественная песнь.

Угодней нет Яриле жертвы!

Островский опускает ла землю борьбу богов. Здесь, на земле, их продолжения -- дети: Снегурочка и Лель, дочь Мороза и сын Ярилы -- Солнца. И суть конфликта здесь, на земле, -- землая, житейская, человеческая. Лель и Снегурочка -- молодые, красивые люди, парень и девушка. Судьба их сводит неспроста. Они должны полюбить друг друга. И если бы так! Тогда бы кончилась вечная борьба тепла и холода. Кончились бы муки берендеев. Однако может ли состояться такое соединение? Ведь оно значило бы гибель Снегурочки! Она бы растаяла от жаркой любви сына Ярилы!.. И так надо. В этом и благо. Таков замысел бога Ярилы.

У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей, что совпадало с древней Ладой, богиней любви и весеннего плодородия. Очевидно родство имени Леля с именем матери Снегурочки - Весны, а также родство их «душ».

Весна - Лель, Весна - Снегурочка, Снегурочка - Лель. Дочь Весны, Снегурочка испытывает влечение к теплым и трепетным стихиям жизни. В этом и кроется разгадка детской привязанности Снегурочки к пастушку.

Снегурочка, сама того не понимая, поступает с Лелем по-детски эгоистично: «Поди от нас, уйди подальше, Лель! / Не я гоню, нужда велит». Снегурочка - дитя, которое может играть или не играть со своей любимой игрушкой (Лелем), но от других оберегает ее болезненно ревностно: «…с другими девицами водиться перестань, ласкаешь их, а мне сердечко больно, целуешь их, а я гляжу да плачу». Но «Солнца любимый сын» и дочь Мороза не будут вместе, так как разные они не только по своей природе, но и по отношению к жизни. Ледяное сердечко Снегурочки еще не только не способно любить, но и не способно к состраданию и жалости, которые свойственны большинству берендеев, в том числе и Лелю.

В стране берендеев образуются союзы без любви. Кажется, что Лель любит Снегурочку, но она холодна, она не может любить. Кажется, что полюбили друг друга Купава и Мизгирь. Но ведь это только кажется, а любви-то нет! Невозможность счастливых союзов обнаруживается при самом их зарождении. Разрушение наметившихся союзов происходит до наступления торжеств в честь Ярилы. Но все дело не в разрушении, а в соединении! В соединении людей на началах любви. Именно -- на началах любви. Вот это чудо и должно произойти. Островский творит это чудо.

Можно предположить, что союз Леля и Купавы обусловлен даже их именами. Очень давно празднество Ярилы называлось Купальскими праздниками. Имена Куп-ало (Куп-ава) обозначали одно и то же плодотворящее божество лета. Значит, «Купава», как и «Ярило», может обозначать «свет», «тепло», «солнце».

А Лель? «Его (солнца) тепло в речах моих… в крови и в сердце». Купава - «солнечная», а Лель - «Солнца любимый сын». Их союз словно освящен самым языческим божеством, да и породы они одной - берендеевской.

Сквозь языческий колорит народной безудержной жизни в «весенней сказке» проходит мысль о христианской любви - любви одухотворенной, в основе которой не страсть, а сострадание и жалость. В старину на Руси говорили: «Жалеет - значит любит»

Снегурочка, сердце которой еще не оттаяло, не может понять поступок Леля - принародный поцелуй с Купавой, в основе которого лежит сострадание и понимание чужого горя.

Не случаен выбор Морозом Бобылей, для которых счастье в том только, «чтобы в руках богатство было». Мороз предпочитает худших лучшим, холодные сердца горячим. Ведь Бобылю, «что день - то пир, что утро - то похмелье, - вот самое законное житье!» В холоде Бобылей, думает Мороз, сохранится и холодная наивность Снегурочки.

Нельзя ли найти сходство между Снегурочкой и Мизгирем, привыкшим не дарить, а покупать любовь. Он, как и Снегурочка, которая только собирается взять у матушки «немножечко сердечного тепла, чтоб только лишь чуть теплилось сердечко», не знает настоящей любви, хотя красавиц видел много. То, что он называл любовью, не горячее чувство, а лишь увлечение. Потому, встретив «лучшую красоту», он, не задумываясь, оставляет прежнюю - Купаву: «Любил тебя, теперь люблю другую - Снегурочку».

Мизгирь той же породы, что и Мороз: властный, холодный, эгоистичный. Он из тех, кто не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках: «Сердце приказывать привыкло… Вольно ему любить и разлюбить». Мизгирь готов заплатить за любовь: «Люби меня… Дарами бесценными красу твою осыплю бесценную», «возьми бесценный жемчуг, а мне любовь отдай».

Снегурочка для Мизгиря не такая, как все девушки-берендейки, которые и «любят без оглядки», и «обеими руками обнимают», и «весело глядят». Мизгирю нравится необычность Снегурочки:

Опущены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнет сквозь них молящий нежно взор…

Одной рукой ревниво держит друга,

Другой его отталкивает прочь.

Обделённые сердечной теплотой, а потому чужие для берендеев Снегурочка и Мизгирь были отторгнуты слобожанами.

Но и в душе Мизгиря впервые пробуждается настоящее, истинное чувство любви. И хотя этому чувству пока нет ответа, так как Снегурочке еще не дано любить, искреннее чувство само по себе для Мизгиря -- высочайшая найграда. Потому что именно оно пробуждает в человеке человеческое.

Заключительные сцены «Весенней сказки» показаны на лесной «Ярилиной поляне» в ночь. Здесь собрались все берендеи. И перед восходом солнца происходят удивительные превращения. Люди объединяются и соединяются в общем веселье. Соединяются душами, сердцами.

Однако соединения эти свершаются не без препятствий и не без драматизма. Происходит особенно страстная, великая борьба за любовь. Огнем, разжигающим эту страсть любви и борений, становится Лель, он находит свою любовь. Любовь ответную, горячую. Пастух Лель, которого Мураш не допускал до своего порога, нашел искреннюю любовь его дочери -- Купавы. Отец же Купавы, Мураш, искренне рад за любовь своей дочери. Свершилось то, что ранее казалось невозможным.

«Измена» Леля оскорбляет Снегурочку. В ней рождается чувство тревожной зависти к чужой любви. Она хочет вернуть к себе Леля, вернуть во что то ни стало; Она всюду преследует Леля, умоляет вернуться к ней.

Однако, муки Снегурочки--не от потерянной любви. Ее, любви, не было и нет. Она не способна любить. И страсть ее поэтому -- не любовная. И страсть, и муки, и действа ее -- от ума, а не от сердца, от оскорбленности, от ущемленности ее самолюбия.

Отчаяние, вспыхнувшее вместе с прозрением, гонит Снегурочку к матери Весне. Чтобы выплакать горе, чтобы вымолить любящее сердце.

Родимая, в слезах тоски и горя

Зовет тебя покинутая дочь.

Из тихих вод явись услышать стоны

И жалобы Снегурочки твоей.

Хочу любить, но слов любви не знаю,

И чувства нет в груди...

Мучительную ревность

Узнала я, любви еще не зная.

Отец-Мороз и ты, Весна-Красна,

Дурное мне, завистливое чувство ""

Взамен любви в наследство уделили...

О мама, дай любви!

Любви прошу, любви девичьей.

Когда сердце Снегурочки наполняется любовью, чудо, свершающееся в Снегурочке, оказывается чудом и в сердцах берендеев.

Апофеоз картины, завершающей сказку, в очищении людских судеб от порочных нравов, в обогащении самих людей высокой человечностью.

Любовь Снегурочки живительной влагой разливается по душам берендеев. И согревает их. И объединяет их.

«Весенняя сказка» заканчивается словом царя Берендея и хором всех берендеев под запев сына Ярилы.

Снегурочки печальная кончина

И страшная погибель Мизгиря

Тревожить нас не могут; Солнце знает,

Кого карать и миловать. Свершился

Правдивый суд!..

Изгоним же последний стужи след

Из наших душ и обратимся к Солнцу.

Они впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовльским князем Василько Ростиславичем .

Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. Об одном из них летопись сообщает под 1121 г.: «В лѣто 6629. Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси, а Торци и Печенѣзи сами бѣжаша».

В борьбе великого князя Ярополка Владимировича с черниговским Всеволодом Ольговичем в 1139 году на помощь киевскому князю пришло 30 тысяч берендеев, якобы посланных венгерским королём. С. А. Плетнёва предполагает, что это была та самая орда, которую Владимир Мономах изгнал из Руси в 1121 году. Ярополк предоставил орде для пастбищ земли в Поросье, и с тех пор берендеи стали союзниками Руси.

Около 1146 года образовалось племенное объединение, известное под названием чёрных клобуков (в него вошли берендеи, торки, печенеги и другие), ставшее «вассалом» Руси.

В 1155 году берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого (1155 до 1157 года) во время его киевского княжения, захватили в плен много половцев. Уцелевшие отправились в степь за помощью, подошли к Киеву и попросили князя, чтобы тот приказал наёмникам вернуть пленных, но те отказались: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь, а пленники - наша собственность».

Данные топонимии свидетельствует о том, что часть берендеев была переселена во Владимиро-Суздальскую землю (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др.). А. С. Плетнёва считает, что эти берендеи вероятнее всего были переселены из Поросья Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским в период их обладания киевским столом . Целый ряд топонимов [каких? ] на Западной Украине позволяет также предположить переселение туда отдельных групп чёрных клобуков. О наличии берендеев в войске волынского князя сообщает Ипатьевская летопись под 1158 год. Можно предположить, что «волынские» берендеи из войска Мстислава Изяславича были переведены на Волынь из Поросья его отцом Изяславом Мстиславовичем в период, когда он занимал киевский стол, также фактически контролируя Волынь. Ипатьевская летопись неоднократно отмечает, что Изяслав Мстиславович пользовался большой любовью у чёрных клобуков. Вероятно, что находясь в постоянной борьбе за Киев с Юрием Долгоруким и, дважды, будучи изгнанным, из Киева, Изяслав позаботился о переселении части чёрных клобуков на Волынь, по аналогии с упомянутым переселением берендеев во Владимиро-Суздальские земли. Таким образом, в случае утраты киевского стола Изяслав автоматически терял контроль над чёрными клобуками Поросья, однако в его распоряжении оставались «волынские» берендеи.

Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие.

Столицей чёрноклобукского союза Поросья был город Торческ (Торцкь, Торцьскъ).

Каждая орда союза занимала определённую территорию. Берендеи получили от киевских князей регион в верховьях Роси, центром которого являлся город Ростовец. Здесь находились их вежи, а также небольшие укреплённые городки, упоминаемые летописью. В 1177 году вторгшиеся в пределы Поросья половцы «взяша 6 городовъ Береньдиць», затем нанесли русским дружинам поражение под Ростовцем.

Название в летописях исчезает к XIII веку . Во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде , частично ушли в Болгарию и Венгрию .

В культуре

Известная пьеса Александра Островского «Снегурочка » переносит зрителя в «царство добрых берендеев», мало имеющих отношение к реальным берендеям. Фильм «Снегурочка» частично снимался в Костроме, и место съёмок позже стало парком культуры и отдыха «Берендеевка».

В литературе

  • Сулейменов О. «Чёрные клобуки».
  • Сулейменов О. «Берендеи».

Напишите отзыв о статье "Берендеи"

Примечания

Литература

  • Карамзин Н. М. // История государства Российского . - СПб. : Тип. Н. Греча , 1816-1829. - Т. 2.
  • Енциклопедія Українознавства - Львів, 1993. - Т. 1. - С. 115.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • А. Н. Островского на музыку Римского-Корсакова «Снегурочка »
  • , - Берендеи в мифологии.

Отрывок, характеризующий Берендеи

– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
– Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.
– Mais, mon cher m r Pierre, [Но, мой милый Пьер,] – сказала Анна Павловна, – как же вы объясняете великого человека, который мог казнить герцога, наконец, просто человека, без суда и без вины?
– Я бы спросил, – сказал виконт, – как monsieur объясняет 18 брюмера. Разве это не обман? C"est un escamotage, qui ne ressemble nullement a la maniere d"agir d"un grand homme. [Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека.]
– А пленные в Африке, которых он убил? – сказала маленькая княгиня. – Это ужасно! – И она пожала плечами.
– C"est un roturier, vous aurez beau dire, [Это проходимец, что бы вы ни говорили,] – сказал князь Ипполит.
Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.
Виконту, который видел его в первый раз, стало ясно, что этот якобинец совсем не так страшен, как его слова. Все замолчали.
– Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг? – сказал князь Андрей. – Притом надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. Мне так кажется.
– Да, да, разумеется, – подхватил Пьер, обрадованный выступавшею ему подмогой.
– Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.
Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.

БЕРЕНДЕЙ - Дед-Лесовик - дух-повелитель лесов и растительности , предопределяющий жизнь, судьбу и поведение всех обитателей лесных чащоб и обеспечивающий согласие в природе, олицетворение вечно живой природы.

Руки его покрыты дубовой корой, в волосах и бороде вьется плющ, по щекам зеленый мох растет, а на голове - птичье гнездо.

Согласно толковым словарям, Берендей - колдун, оборотень, кочевник , тот, кто постоянно живёт в лесу.

Берендей - дух-помощник в гадании по листьям растений.

_________________________

Гадание по листьям растений:

Чтобы приоткрыть загадочную завесу будущего, совсем не обязательно обращаться за помощью к гадалкам, экстрасенсам, колдунам и другим носителям магических знаний.

Если очень волнует какой-то вопрос, или необходимо принять важное решение достаточно просто сосредоточиться на проблеме, задать вопрос и загадать мысленно: да, или нет?

Дело в том, что все ответы на наши вопросы и события будущего мы уже знаем . Ответы находятся на уровне нашего подсознания. Случайное гадание неведомым нам образом отпускает их оттуда. Именно поэтому простые методы гаданий так популярны в народе.

Из-за своего желания узнавать будущее люди придумали множество вариантов гаданий. С древних времен гадали на стрелах, муке, по внутренностям животных, по пению петуха, узнавали судьбу с помощью кругов на воде, швейных иголок, колец, ключей и т.д.

Но есть ещё один очень старый и популярный способ - гадание на листьях деревьев и растений .

Гадания на листьях деревьев и растений следует проводить в первый день после новолуния . Выберете день, чтобы не было ветра, дождя, погода была хорошая.

Рано утром умойтесь, распустите волосы и снимите украшения. Возьмите уголек, мел и отправляйтесь в лес или парк. Хорошо, если никто не будет вас отвлекать.

Поэтому старайтесь выбрать место, где мало людей и сами никого с собой не берите.

Подберите с земли лист осины, березы или липы и загадайте на своего любимого. Это будет гадание на листочке «любит или нет». Только хорошо сосредоточьтесь, закройте глаза и представьте его (ее) лицо очень явно, подумайте о ваших отношениях как можно более подробно.

Затем напишите углем или мелом на выбранном листе его (ее) имя и подбросьте лист как можно выше. Понаблюдайте за ним.

Если листик поднялся высоко - будьте уверены, ваше желание исполнится, ваш избранник любит и думает о вас.

Если лист поднялся низко , быстро полетел в сторону - вас ждет небольшая ссора, но отношения наладятся.

Если он полетел высоко, а опускаясь, вертится в воздухе - вы будете счастливы вместе.

Плохое предзнаменование - если лист быстро упал и остался лежать на одном месте . Но если он сдвинулся и покатился в сторону, все наладится.

Берендеи обладали тайными магическими знаниями. Они считали окружающую их природу живым существом, обладающим душой. Деревья, цветы и другие растения были для них друзьями. К ним обращались за советом и с помощью гаданий по листьям растений узнавали ответы. Прислушайтесь и вы к их тихим голосам.

Другие гадания с помощью растений

До крещения Руси наши предки землю почитали как мать и растущим на ней растениям приписывали магические свойства. Они верили, что растения способны предсказать судьбу и дать ответ на волнующий вопрос.

В эти дни гадали по листьям растений, по цветам ромашки , которую древние считали упавшей с неба звездой. Гадания на листочках на любовь очень простые. Лепестки ромашки отрывали, задавая вопрос: Любит, не любит? Последний оставшийся лепесток и был ответом.

Также на любовь гадали с помощью травы зверобоя . Из него плели венок и клали на крышу дома вечером. Если утром венок оказывался на земле, значит в этом году девушка выйдет замуж. Если венок оставался на крыше, значит сидеть ей в девках еще год.

Еще срывали цветок зверобоя и сильно его скручивали, чтобы выступил сок. По его цвету девушки гадали на любовь молодого человека. Если выступил прозрачный чистый сок, то он не любит. Если сок красный - девушка, безусловно, любима.

На русалочьей неделе собирали букет из полевых трав . Каждый из членов семьи выбирал себе цветок и загадывал желание. Букет оставляли ночью во дворе, а утром выходили смотреть.

Чьи цветы не завяли и остались свежими, весь год будут здоровы и бодры. Желание их непременно исполнится. Ну а у кого цветы завяли, оставляли исполнение желания на следующий год.

О различных предсказаниях, в том числе о гаданиях по листьям растений можно рассказывать долго. Гаданий существует великое множество, например гадание с лавровыми листами на любовь и другие.

Главное, когда захотите узнать судьбу с помощью гадания, ищите ответ на вопрос, когда он стал очень важным. Не задавайте один и тот же вопрос дважды, даже если первый ответ вам не понравился. Вернитесь к нему через некоторое время.

Не пытайтесь обмануть судьбу. Вторично полученный ответ будет обманчив и только больше запутает реальный ход событий.

___________________________________________________________________________

Беренде́и, берендичи, берендии (др.русск. береньдѣи, береньдичи, точная этимология не установлена), также встречается название берладники — люди, жившие и кочевавшие в южнорусских степях (XI—XIII вв.); в 1097 г. заключили союз с печенегами, в 1105 г. потерпели поражение от половцев и с 1146 г. (в составе чёрных клобуков) стали данниками (вассалами) русских князей. Название в летописях исчезает к XIII в.

Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Некоторыми также считаются предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица — Переяслав (один из будущих центров запорожского казачества), а также то, что на Южной Руси принципиально возможно было только полукочевое скотоводство (на зиму скот должен находиться в зимовьях), поэтому характер жизни этих людей должен был отличаться от жизни кочевников Средней Азии или Каспия. Однако полукочевым скотоводством занимались все наиболее известные из осевших в западной части Дешт-и-Кыпчак степняков: торки (черкасы), кыпчаки (половцы), козари (бродники).

Берендеи отличались от других наёмников и русских федератов большей жестокостью по отношению к половцам (одно из названий половцев — поганые — стало нарицательным негативным украинским обозначением), что указывает на возможную их месть за утрату былых кочевий из-за половцев, которые скорее всего захватили их земли, как это не раз встречалось в истории южнорусских степей. Во вражде черных клобуков с половцами берендеи проявили себя больше торков — эта вражда, продлившаяся несколько веков и проявившаяся в большом количестве взаимных набегов, нашла отражение в летописях и во множестве фольклорных произведений.

Одним из исторических городов берендеев является Бердичев, имевший прежде название Берендичев. Свою столицу берендеи называли Переяслав(-ль).

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова берендеи

берендеи в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

берендеи

    Тюркское кочевое племя в южно-русских степях, упоминаемое в русских летописях XI-XII вв.

    Сказочный народ.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

берендеи

тюркское кочевое племя в южнорусских степях в 11-12 вв. С 1146 (в составе черных клобуков) вассал Руси.

Берендеи

кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских летописях с 1097 до конца 12 в. Б. выделились, очевидно, из племенного объединения огузов. Ко 2-й половине 11 в. Б. вместе с родственными им торками и печенегами обосновались в южнорусских степях, вблизи Киевского и Переяславского княжеств, особенно в районе р. Роси. Около 1146 образовалось племенное объединение, известное под названием чёрных клобуков (в него вошли Б., торки, печенеги и др.), ставшее «вассалом» Руси. В 12 в. у Б. начали зарождаться феодальные отношения ≈ появились князья, знать; имелись города. Киевские князья использовали конницу Б. для обороны Руси от половцев и в княжеских междоусобицах. В связи с нашествием монголо-татар на Русь в начале 13 в. часть Б. ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды.

Лит.: Кудряшов К. В., Половецкая степь, М., 1948, с. 134≈36.

С. М. Каштанов.

Википедия

Берендеи

Беренде́и , берендичи , берендии (др.русск. береньдѣи , береньдичи , точная этимология не установлена) - тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI - XIII вв.). Выделились из огузов.

Примеры употребления слова берендеи в литературе.

Те берендеи , что проснулись раньше всех и хватились жен, заслышав общий крик, опомнились, закрутили головами.

Ужаснувшиеся берендеи сбивались в толпы, кричали наперебой и все порывались идти кого-то бить, только вот никак не могли решить, кого.

И берендеи попадались навстречу тоже все больше радостные, приветливые.

Может, и не стоило ставить в челе войска столь дряхлого полководца, но берендеи и впрямь не воевали вот уже без малого сто лет, а Полкан - тот хотя бы что-то помнил.

Беженцы, они, что ликом, что языком, те же берендеи , а этот еле по-нашенски лопотал.

Сами берендеи до сих пор не отваживались селиться на обширном пепелище, да и погорельцев не жаловали за то, что в развалинах живут.

Судя по доносящейся снизу громкой перебранке подобрались здесь сплошь берендеи , хотя обликом они скорее напоминали тех же беженцев из Черной Сумеречи.

И ворожба тут же стала, будто бы назло, сбываться: гнались с колами берендеи , падало, грозя спалить, светлое солнышко, гроб же, отлившийся из свинца, как она теперь сообразила, предвещал и ей, и Кудыке скорое сошествие под землю.

Все вокруг выродки, а мы с тобой, Кудыка, - берендеи , - проникновенно внушал десятник.

Как ни раскаляй добросиянное, как ни набивай его до отказа резными чурками - зябко, берендеи , зябко.

Однако, пока добрались до Ярилиной Дороги, четное солнышко кануло в Теплынь-озеро, нечетное же вознеслось, припекло, засияло, и остановились берендеи в растерянности.

А вот что солнышко каждый день в сером зипунишке ходит - скучно, берендеи , томно.

И стал говорить еще тише, чтобы никто не мог подслушать: - Я тогда получил весть, что ко мне идут торки, берендеи и печенеги.

Повадились они летать на поляну, где Берендеи пеньки да коренья выдирали и землю под, просо копали.