Кто на каких авто ездит. На каких автомобилях ездят лидеры государств. Верка Сердючка и её легендарный Rolls-Royce

Среди машин, которые владелец хочет продать не проездив на новеньком авто и года выделяются семь моделей. Именно эти модели американцы по тем или иным причинам особенно не любят и стараются побыстрее от них избавиться.

Автомобильный сайт iSeeCars.com проанализировал 5 млн. машин, проданных с сентября 2013 по март 2014 года, и проверил тех же автовладельцев год спустя. Так определилась семерка марок машин, от которых автовладельцы бысто избавились, хотя на спидометре было от 10 до 15 тыс. пройденных миль.

Семь машин, на которых не любят ездить американцы:

1. Nissan Frontier

6,9% пикапов Nissan Frontier были перепроданы их первоначальными владельцами всего лишь через год после покупки. Это в 2,6 раза выше средней цифры – 2,7%. Цена в США – 23425 долл.

2. Chevrolet Cruze

По Chevy Cruze статистика чуть хуже. Эти авто продают через год после покупки 7,2% владельцев. Цена – 18345 долл.

3. Mercedes-Benz C-Class


Первый шок списка. 7,4%, т.е. каждая четырнадцатая машина C-Class была перепродана через год после покупки. Цена - 36000 долл.

4. Dodge Charger


У этой модели процент возврата через год после покупки составляет 7,7%. Цена – 27900 долл.

5. BMW X1

7,8% хозяев этого кроссовера избавились от них уже через год после покупки. Цена – 31850 долл.

6. Chevrolet Sonic

Второй автомобиль в списке самых непопулярных машин, сделанных GM. Процент возврата через год – 8,9%. Цена – 14995 долл.

7. Buick Regal

Машины GM пользуются у американцев особой нелюбовью. 10,7% автолюбителей, купивших Regal, т.е. почти каждый девятый человек продали их, поездив всего лишь год. Цена – 30615 долл.

Любопытно взглянуть на такую же статистику по России. Естественно, вкусы и пристрастия у наших и американских автолюбителей не совпадают. Мало того, можно смело утверждать, что по ряду позиций они могут даже диаметрально отличаться.

К примеру, три машины из семерки самых непопулярных в Америке вполне популярны в России.

Речь идет о Chevrolet Cruze, Mercedes-Benz C-Class и BMW X1, которые российские автолюбители не только активно покупают, но и долго на них ездят.

Например, по продажам Chevrolet Cruze Россия на третьем месте в мире. По состоянию на август 2014 года в нашей стране было продано 195 тыс. автомобилей Cruze.

Что касается Mercedes-Benz C-Class, то продажи этого автомобиля в России несмотря на кризис в январе этого года даже выросли на 16% по сравнению с январем прошлого года.

Популярен у россиян и BMW X1. Правда, в нынешние тяжелые времена продажи падают, но если уж наши автолюбители их покупают, то ездят на них долго. Не случайно, наверное, ни у одной иномарки нет столько уменьшительных имен и прозвищ: «бэха», «бумер», «бэма» - лишь немногие из них.

Следует отметить, что большинство россиян выставляют автомобиль на продажу по достижению им 6-8-летнего возраста.

Такие выводы были сделаны специалистами сайта объявлений Avito Авто после анализа предложений по продаже подержанных автомобилей, выставленных в октябре 2014 года. Большая часть объявлений – это предложения от владельцев машин, произведенных в 2006-2008 гг. Такая ситуация наблюдается в абсолютном большинстве российских регионов.

Средний возраст эксплуатирующихся моделей Lada – 13,8 лет, УАЗ – 15,4 лет, ГАЗ – 15,7 лет. Самое интересное, что у многих иностранных брендов статистика не лучше, ведь с вторичного рынка Европы в Россию также попадало немало старья. Поэтому средний возраст моделей Audi у нас – 16,1 лет. У Mercedes и BMW этот показатель – 13,2 лет, у Volkswagen – 13,1 лет, у Toyota – 12,5 лет, у Opel – 12 лет.

Самый популярный в автопарке чиновников автомобиль - американский Ford Focus российской сборки, самый дорогой транспорт - в южных регионах, а зарабатывает на продаже машин государству компания, учредитель которой зарегистрирован в США. Таковы результаты анализа данных реестра федерального имущества и сайта госзакупок, проведенного РБК

Служебный автомобиль президента России Владимира Путина — Mercedes-Benz S600 Pullman — записан на ФСО России, обеспечивающую охрану первого лица государства (Фото: «РИА Новости»)

РБК продолжает серию материалов «Государство в государстве» — это статьи об имуществе российских государственных органов. В первом материале мы рассказали об имуществе самого большого и закрытого ведомства — управления делами президента. В новой публикации РБК исследует парк служебных автомобилей крупнейших министерств и ведомств, включая транспорт самых высокопоставленных чиновников.

Что и как мы считали

23 июля 2015 года член сообщества «Синие ведерки» в LiveJournal выложил фото с припаркованной на пешеходном переходе и оборудованной мигалкой Audi с госномером А 141 МР97 . В пассажире автомобиля он узнал Сабира Кехлерова, заместителя генпрокурора Юрия Чайки.

В реестре федерального имущества, который изучил РБК, этот госномер действительно числится за Генпрокуратурой. Ведение такого реестра было санкционировано правительством в 2007 году. Но, судя по всему, предписание это выполняется не очень аккуратно. Так, по данным Росимущества, органы прокуратуры располагают 2,2 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, в самом же ведомстве РБК сказали, что в его распоряжении около 4,3 тыс. авто. В МИДе, который, по данным реестра, вместе со своими представительствами и подведомственными организациями распоряжается чуть более чем 600 автомобилями, РБК заявили, что само министерство вообще не имеет машин. ФСИН сообщила, что у нее только легковых автомобилей более 8 тыс., в реестре же зафиксированы только 1,3 тыс.

Данные в списке Росимущества при этом изложены хаотично, с ошибками и опечатками. При этом в открытом доступе лежит информация об автомобилях президентской охраны, включая госномера, тогда как в самой Федеральной службе охраны (ФСО) на запрос РБК ответили, что эти сведения — государственная тайна.


Автомобили Министерства обороны не вошли в наш список, поскольку его данные в реестре очевидно неполны: непосредственно на министерство там записана только одна машина. На два запроса РБК в ведомстве Сергея Шойгу не ответили (Фото: Андрей Епихин/ТАСС)

РБК проанализировал автопарк потенциально крупнейших автовладельцев — МВД, МЧС, ФСИН, ФСКН, Следственного комитета, органов прокуратуры, ФНС, ФСО и Минздрава, включая их подведомственные организации и территориальные подразделения, а также Управления делами президента (УДП), чьи предприятия «Автотранспортный комбинат», «Транспортный комбинат «Россия» и «Автобаза № 2» обслуживают президента, правительство, Совет Федерации, Госдуму, Конституционный суд, ЦИК, Счетную палату и других высокопоставленных чиновников.

Специальный транспорт в расчет не брался. В результате отбора количество легковых и легких коммерческих автомобилей составило около 50 тыс. Из-за того, что реестр заполнен неаккуратно, кое-где цена за один автомобиль (мы брали первоначальную стоимость транспортного средства) достигала нескольких миллиардов или сотен миллионов рублей — в таких случаях мы корректировали суммы в соответствии со средними показателями.

Машины на службе общества

Лидером по количеству транспорта ожидаемо оказалось МВД: у него более 30 тыс. автомобилей. Вряд ли это численное преимущество обусловлено тем, что полиция наиболее точно среди федеральных ведомств представляет данные — в реестре сведения о движимом имуществе, правообладателем которого является МВД, содержат наибольшее количество ошибок.


В автопарке ведомств, проанализированных РБК, самый возрастной транспорт — 1970 года выпуска — уазик ивановских пожарных. В общей сложности автомобилей старше 2000 года выпуска — чуть больше тысячи.

Самый популярный автомобиль, пятая часть всего парка — Ford Focus, бюджетная легковушка средней стоимостью 640 тыс. Focus доминировал в госзакупках с 2003 года (только в 2013-м чиновники сделали исключение для Volkswagen Passat). Focus производится во Всеволожске начиная с 2002 года, поэтому чиновники уже многие годы следуют курсу импортозамещения. Как выяснил РБК в конце прошлого года, у обычных россиян с 2000-го по 2014 год была Lada, а в 2015 году больше всего в России продали моделей Lada Granta.

На втором месте по количеству автомобилей в парке — УАЗ «Патриот», но статистику несколько «испортило» МВД, которому принадлежит 80% уазиков. А вот третье место по популярности занимает тоже Ford, но модель Mondeo, покупаемая ведомствами в среднем по 1 млн руб. «Mondeo — лучшее по цене предложение в сегменте бизнес-класса, этот фактор, скорее всего, был определяющим», — предполагает Сергей Баранов, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю». Марки и модели выбираются по следующему принципу: производство на территории РФ, поддержание однотипности парка (Toyota Camry, Ford Focus, Nissan Almera, Chevrolet Niva, УАЗ «Патриот», ГАЗ), при учете таких параметров, как цена-качество и ремонтопригодность, указали в ответе РБК сотрудники Генпрокуратуры.

В СИЗО на отечественном

В реестре нашлось 1500 автомобилей с пометками «автозак», «для перевозки задержанных». Парк автозаков МВД состоит целиком из машин российского производства: в основном это продукция Горьковского автозавода — ГАЗ-2705 и 3302 и грузовики ГАЗ-3307, а также автобусы КаВЗ.


«Членовозы»

В категории представительских авто, или, как их называли во времена СССР, «членовозов», фавориты такие: если BMW, то большей частью серии 523, 525, 750, если Audi, то A6, из всего модельного ряда Mercedes чиновники предпочитают E350 и S350, из Volkswagen — Passat.

Но если у BMW, Toyota, Audi и Volkswagen чиновники могут заказать автомобили и российской сборки, то Mercedes так и не организовал местное производство. «Насколько мне известно, из-за постановления (о запрете закупок иностранных автомобилей, вступило в силу 1 января 2015 года. — РБК ) было существенно ограничено приобретение Mercedes», — подтверждает Дмитрий Селезнев, директор по развитию компании Persis, которая занимается автоматизацией госзакупок.

Это постановление лишило чиновников также самого любимого представительского внедорожника Toyota Land Cruiser. было закрыто летом этого года из-за «экономической нецелесообразности», остальные модели внедорожника в России не выпускались.

Тем не менее, в мае этого года Toyota Land Cruiser 200 за 3,6 млн руб. 2015 года выпуска появилась на балансе дирекции по строительству в Дальневосточном федеральном округе управделами президента — той самой, чей гендиректор Андрей Поплавский . В августе 2014 года Mercedes-Benz E400 2014 года выпуска был передан в управление МВД по Кабардино-Балкарии, но точную дату приобретения РБК в ведомстве уточнить не смогли, отметили только, что автомобиль используется «в целях обеспечения безопасности дорожного движения».

О транспортных излишествах чиновников ходят легенды, но, как выяснилось, в основном это касается цены автомобиля, а набор марок у ведомств — стандартный. Так, в реестре нашелся всего один Jaguar — модели XF 2008 года выпуска, на балансе МИДа (судя по номеру, может принадлежать представительству ведомства в Ростове-на-Дону), но куплен он был, как следует из предоставленных данных, всего за 1,1 млн руб.

Внедорожники — почти пятая часть всех автомобилей в проанализированном РБК массиве. Помимо Land Cruiser и уже упомянутых «Патриотов», популярны УАЗ-3151 и Chevrolet Niva, SsangYong Kyron — бюджетный южнокорейский кроссовер (средняя цена — 760 тыс. руб., собирается во Владивостоке). Пользуется спросом и Mitsubishi Pajero (в среднем — 1,5 млн руб.), в 2013-м началось производство его модификации Sport в Калуге.

И роскошь, и средство передвижения

Всего в реестре 1,3 тыс. легковых автомобилей дороже 3 млн руб., еще 3,3 тыс. — стоимостью больше 1,5 млн и меньше 3 млн руб. Самые дорогие машины принадлежат ФСО. Автопарк президентских охранников ожидаемо превосходит по качеству все остальные: главные марки — Ford, Mercedes-Benz и Volkswagen.

Не секрет, что Владимир Путин передвигается на Mercedes-Benz S600 Pullman — в реестре на ФСО записано 11 таких, включая совсем старые 1996-2000 года выпуска. Всего Mercedes-Benz S600 в базе ФСО — 48 штук, каждый стоимостью от 6 до 64 млн руб. Четыре автомобиля стоят дороже 60 млн руб., еще восемь авто обошлись бюджету в 40-60 млн.


По закону о госохране, ФСО, помимо президента, занимается транспортным обслуживанием глав иностранных государств в России, напоминает Степан Доронин из Альянса ветеранов и сотрудников Гаража особого назначения ФСО: «И каждому надо дать Mercedes». И, напротив, кортеж президента сопровождает его самого в поездках за рубеж.

Mercedes-Benz S600 обслуживают президента и в его резиденциях. Кроме того, по закону такие машины могут быть предоставлены и членам семьи президента, и его близким, да и вообще всем, на кого укажет глава государства, напоминает Дмитрий Галинович, сооснователь проекта o001oo.ru (собирает информацию о машинах с мигалками и их владельцах).


После Алексия II услугами ФСО продолжает пользоваться и патриарх Кирилл (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

На автомобилях президентского гаража под охраной ФСО передвигается и глава Православной церкви : эту привилегию предоставил Владимир Путин в начале 2000 года, как только стал исполняющим обязанности президента, писал «Коммерсантъ Власть» (существование указа подтверждала и ФСО , и сама РПЦ).

Кроме того, ФСО работает на премьер-министра, спикеров Совета Федерации и Госдумы, глав Конституционного и Верховных судов, генпрокурора и председателя Следственного комитета. В ее распоряжении — два автомобиля Mercedes-Benz S500 за 53 и 63 млн руб., Mercedes-Benz G500 за 26 млн., два BMW — 760 по 25 млн. Почти 100 автомобилей ведомства стоили более 10 млн руб. каждый. У ФСО самая высокая средняя стоимость авто — 3,1 млн руб.

«Кавказ рулит»

У МВД самая дорогая легковушка находится в распоряжении управления по Чеченской Республике — это Mercedes-Benz S600 за 21,7 млн руб. По данным «Синих ведерок» , в 2011 году на автомобиле с таким госномером передвигался глава МВД Чечни Руслан Алханов. Такими же авто за 20,4 млн руб. распоряжаются непосредственно министерство («Синие ведерки» приписывали его номер экс-главе ведомства Рашиду Нургалиеву) и управление МВД по Карачаево-Черкесии. На момент написания заметки комментарий от них получить не удалось.

Вообще, самые дорогие авто в реестре — из южных регионов страны (не только республик, но и окружающих краев и областей), и чем южнее, тем больше в регионе представительских автомобилей (см. инфографику). Бронированные автомобили стоят в три-четыре раза дороже, а на Кавказе до сих пор тяжелая ситуация с безопасностью, отмечает сооснователь проекта o001oo.ru Дмитрий Галинович.

У МЧС самые дорогие автомобили — бронированный внедорожник Toyota Land Cruiser за 7 млн руб. и два BMW 750 за ту же цену (оба числятся за Ставропольским краем), Mercedes-Benz S500 Южного регионального поисково-спасательного отряда за 6,4 млн и еще один Land Cruiser за 6,3 млн руб. (на балансе дагестанского управления).

Самая дорогая машина Генпрокуратуры — Mercedes-Benz S500 за 6,7 млн руб., за ним идет BMW 750 за 6 млн — в блоге «Синих ведерок» есть видео его передвижения по встречной полосе по Рублево-Успенскому шоссе, но пассажира блогеры опознать не смогли — и еще один Mercedes-Benz S500 за 5,7 млн руб. Самый дорогой автомобиль Следственного комитета — BMW 750 — был куплен за 9,2 млн руб. (Ставропольский край), за ним идут три внедорожника Toyota Land Cruiser за 6,4, 6,3 и 6,2 млн руб., находящиеся на балансах Кабардино-Балкарского, Дагестанского и Чеченского управлений соответственно.

Федеральная налоговая служба распоряжается бронированной Toyota Camry за 6,2 млн руб. (тоже в собственности дагестанского управления).


Без дорогостоящих Mercedes-Benz S500 не обошлась и Федеральная служба исполнения наказаний: самый дорогой — 6,3 млн руб. — принадлежит Южному региональному учебному центру службы, еще один — за 4 млн руб. — управлению ФСИН по Ростовской области. Также за ФСИН числится Mercedes-Benz E320 за 4,5 млн руб., находящийся на балансе исправительной колонии № 19 в Татарстане.

Во ФСИН РБК рассказали, что эти три автомобиля были закуплены в 2003, 2001 и 1999 годах соответственно. Сейчас их балансовая стоимость равна нулю, добавил представитель службы: согласно постановлению правительства от 2002 года, срок амортизации легкового автомобиля ограничен пятью годами.

Mercedes-Benz S500 — самый дорогой автомобиль Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Он стоил 6,8 млн руб. и принадлежит непосредственно ведомству. Его госномер в 2009 году «Ведерки» приписывали автомобилю руководителя службы Виктора Иванова.

Самые дорогие автомобили Минздрава — Audi S8 за 5,3 млн руб. Центра медицинской реабилитации «Луч» в Ставропольском крае, Mercedes-Benz S450 за ту же цену. Российского научного центра медицинской реабилитации и курортологии в Сочи и BMW 750 за 4,9 млн руб. Медицинского университета им. Сеченова.

У управделами президента другие лидеры — три BMW 760 за 24,4, 18,6 и 17 млн руб. Первые два — на балансе транспортного комбината «Россия», на одном из них ездил бывший управляющий делами президента Владимир Кожин, писали «Синие ведерки» . Один раз автомобиль был замечен передвигающимся по МКАД с включенными спецсигналами и собакой внутри, из-за чего стал в сети объектом насмешек. Еще один автомобиль принадлежит санаторию управделами «Сочи». А BMW 750 2014 года выпуска (в парке комбината «Россия», на автомобиле с таким же номером, по данным «Синих ведерок», в 2009 году передвигался пресс-секретарь президента Дмитрий Песков) стоил 5,2 млн руб.

Кастовость в транспортном обеспечении чиновников — не негласное правило. Когда Дмитрий Медведев вводил запрет на закупку чиновниками авто дороже 2,5 млн руб., в документе четко описали , кому по рангу положен какой автомобиль и на какую сумму. Есть связь между маркой автомобиля и его поведением на дорогах, отмечает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Все зависит от того, кто внутри: чем высокопоставленнее чиновник, тем больше он себе может позволить, — поясняет он. — На Ford ездят рангом пониже — соответственно, и позволить они себе могут меньше».

Главный извозчик

18 декабря одна из автобаз управления делами президента — транспортный комбинат «Россия» — решила в очередной раз обновить свой автопарк. Комбинату потребовалось 45 автомобилей средней стоимостью более 2,2 млн руб. (марка и модель, согласно закону, в документации указаны не были) и еще 11 авто в среднем за 1,1 млн руб. — в придачу к уже имеющимся более чем 4 тыс. легковых и коммерческих машин суммарной стоимостью 6,5 млрд руб. И это не единственная покупка за год: только этот комбинат за 2015 год приобрел 432 новых автомобиля за 535 млн руб. Причина расширения автопарка неизвестна: запрос РБК в УДП остался без ответа.

Между тем, «дочки» управделами не только перевозят высокопоставленных чиновников, но и предлагают автомобили в аренду всем желающим, сфера деятельности — от «организации ежедневных деловых поездок до создания помпезных кортежей» (цитата с сайта «Автотранспортного комбината»). Судя по прайс-листу комбината «Россия», почувствовать себя чиновником можно менее чем за 1 тыс. руб. в час. За 917 руб. в час, например, «Автотранспортный комбинат» возил участников мероприятий, посвященных 1000-летию смерти князя Владимира.

В целом автопарк УДП не отличается разнообразием. Самая популярная машина — Ford Mondeo, из более чем 4 тыс. авто в парке ведомства более 1,7 тыс. приходятся именно на эту модель.


Вторая по популярности марка — BMW, самой распространенной моделью которой стала BMW 750. Средняя стоимость одной BMW — 2,7 млн руб., BMW 750 — 5 млн руб. «Наверно, сыграло роль то, что двигатель у него довольно мощный. В случае разных чрезвычайных ситуаций это может быть важно», — предполагает директор дилерских центров Rolf Jaguar Land Rover Максим Вирченко.

Кто зарабатывает

Постановление об импортозамещении в отношении автомобилей было подписано Дмитрием Медведевым только в 2014 году, но в автопарке управделами уже давно в основном BMW калининградской сборки и Ford — всеволожской.

Однако полностью без помощи иностранных посредников в обеспечении российских госорганов транспортом обойтись не удается. Согласно базе данных госзакупок, основной поставщик автомобилей для УДП — компания «Авилон АГ», учредителем которой, по данным СПАРК, является зарегистрированная в США New York Motors Corp. Владельцем компании называют бизнесмена Александра Варшавского, который вместе с двоюродным братом президента России Игорем Путиным входил в совет директоров производителя теплоизоляционных материалов «Термостепс-МТЛ», писала «Новая газета» . На вопросы РБК к моменту публикации материала представители «Авилон АГ» не ответили.

Проблемы «Авилона»

Ранее «Авилон» чуть не лишился права поставлять чиновникам Mercedes. Несмотря на наличие в России официального дилера, он был в России крупнейшим поставщиком этих машин для госструктур, но после коррупционного скандала с участием Daimler в США (выяснилось, что компания платила чиновникам 22 стран, включая Россию, взятки) автопроизводитель решил обойтись без посредника. В тот период продажи Mercedes на российском рынке сильно выросли — на 50% с 2010 по 2012 год, «Авилон» же в то время увеличил продажи этих машин всего на 3%. В итоге «Авилон» обратился в суд, в 2013 году было заключено мировое соглашение между ним и «Мерседес-Бенц рус», писали «Ведомости» .

Тройка самых популярных в УДП автомобилей — Ford, BMW и Hyundai — есть в автопарке дилера, который с 2010 года, по данным «СПАРК-Маркетинг», заключил около 1000 контрактов с госструктурами. Выручка «Авилон АГ» за этот период увеличилась более чем вдвое — с 24 млрд руб. в 2010 году до 52 млрд в 2014 году.


Видео: Телеканал РБК

Именно «Авилон» стал победителем двух крупных аукционов, которые привлекли внимание прессы в августе этого года. Тогда структуры УДП объявили два тендера на закупку в общей сложности 140 легковых автомобилей, за которые были готовы заплатить более 200 млн руб. Первый аукцион «Авилон» выиграл , не скинув ни рубля с начальной цены. Второй — предложив цену меньшую, чем у конкурента. Но после подведения итогов аукциона сумма контракта с дилером выросла на несколько миллионов. «Это плановая закупка в рамках ежегодного обновления автопарка, — объяснял бывший представитель управделами Виктор Хреков. — Есть экономически обусловленные нормы эксплуатации автомобилей, которые рассчитываются исходя из пробега или срока эксплуатации. Автомобили планово списываются и заменяются новыми».

«Авилон АГ» — крупнейший поставщик автомобилей Ford для МВД. Согласно данным «СПАРК-Маркетинг», большинство контрактов на их закупку и последующее техобслуживание заключено именно с этой компанией. А Генпрокуратура в преддверии запрета на закупку дорогих авто в декабре заключила очередной контракт с «Авилоном» на поставку 10 люксовых Hyundai Equus стоимостью 3,9 млн руб. каждая.

Стабильность

Если считать год выпуска автомобиля за год покупки, можно увидеть, что ежегодное пополнение чиновничьего автопарка шло все большими темпами. Не было исключений и в кризисные 2008 и 2009 годы (в 2009-м и вовсе было закуплено почти на 80% больше автомобилей, чем в 2007 году). Российский же авторынок в 2009 году . А в 2012-м закупки авто чиновниками достигли своего пика — было приобретено 7,5 тыс. автомобилей в среднем по 1 млн руб. каждый.

Средняя цена автомобилей (совокупно по всем проанализированным ведомствам) при этом оставалась стабильной — в среднем 1,1 млн руб. Только в кризисном 2009-м она «упала» до 970 тыс., в 2011-м снова вернувшись к миллиону.


«Народный автомобиль» чиновников, Ford, на своей родине, в США, также в числе лидеров по объему закупок федеральными органами и соревнуется с General Motors и Chrysler. А в 2013 году американское правительство закупило в основном азиатские автомобили , писал Bloomberg : все благодаря стремлению увеличить долю «гибридов» в автопарке. Согласно отчету U.S. General Services Administration , в 2014 году на балансе правительства США было 230 тыс. только легковых автомобилей (всего — более 600 тыс.); по замыслу президента страны Барака Обамы, к 2020 году автомобили с нулевым уровнем выбросов или «гибриды» должны составлять 20% от новоприобретенных, и 50% — к 2025 году.

В России закупки автомобилей до «ценового» постановления и обязательной локализации производства на федеральном уровне вообще никак не регламентировались, говорит Тамара Касьянова, управляющий партнер аудиторской компании «2К». Какие-то локальные указы выпущены на уровне Федерального казначейства, ФНС, Минэкономразвития, Государственной фельдъегерской службы, уточняет Константин Аршба, главный редактор журнала «Прогосзаказ.рф».

В Генпрокуратуре РБК сообщили, что иногда закупают автотранспорт за средства антикризисного фонда, которые правительство выделяет для «поддержания объемов продаж у системообразующих российских автопроизводителей» — в таком случае закупаемые модели согласуются с Минпромторгом.


Российский президент любит разнообразие и как минимум трижды публично пробовал свои водительские навыки на электромобиле: на саммите G8 в американском штате Джорджия в 2004 году, на тренировочной базе российских спортсменов в Сочи в 2010 году и на встрече лидеров стран БРИКС в 2013 году в Санкт-Петербурге (Фото: «РИА Новости»)

Экологичная альтернатива

В федеральном реестре есть не так много автомобилей с пометкой Hybrid: две Toyota Prius у МИДа и одна — на балансе МВД по Хабаровскому краю, два гибридных Lexus LS 600h есть у ФСО.

2013 год был ознаменован масштабной закупкой электромобилей — Mitsubishi i-MiEV для участников саммита G20. Автопроизводитель с гордостью отчитывался о 70 проданных машинах; согласно контракту , на них было потрачено 88 млн руб. Сейчас в реестре только 40 таких — у ФСО, а 30 отписали управделами. Еще несколько компактных электрокаров есть у оздоровительного комплекса «Рублево-Успенский» и один — у государственного комплекса «Янтарь» (президентской резиденции в Калининградской области).

Rent a car

Министерства по сути не являются собственниками автомобилей, записанных на них в реестре, они распоряжаются ими «на правах оперативного управления» или «хозяйственного ведения». Это классическая история для госструктур, объясняет руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга «ФинЭкспертизы» Елена Корнетова. «Как правило, на этих правах имуществом наделяются госучреждения и предприятия, но собственником имущества при этом остается государство. Можно сказать, что это практически приравнивается к праву собственности», — говорит она.

Эти ограничения не лишают ведомства обязанности платить транспортный налог, Налоговой кодекс не делает для них исключений и в части оплаты так называемого «налога на роскошь» — для автомобилей дороже 3 млн руб. действует повышенный коэффициент. Обслуживание одного автомобиля федерального ведомства обходится еще примерно в 19 тыс. руб. в месяц, подсчитал Минфин .

Расходов на обслуживание и налоговой волокиты можно избежать, если закупать не автомобили, а автотранспортные услуги у специализированных госорганизаций — у тех же автобаз управделами. Член Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина Иван Бегтин отмечает, что действие постановления о запрете закупок дорогих автомобилей, которое вступит в силу с 1 января 2016 года, на подобные автобазы не распространяется. Никаких упоминаний об аренде автомобилей медведевский перечень не содержит, подтверждает исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов. При этом федеральные государственные бюджетные учреждения (ФГБУ), коими являются автобазы управделами, обновляют весь свой автопарк за бюджетный счет — их бюджет согласовывается на уровне их учредителей и входит в общий бюджет РФ, отмечает Куликов.

В 2016 году такой прокат машин уже оплатил МИД — за 143 автомобиля с водителем ведомство заплатит 477 млн руб. своей подведомственной структуре. Согласно контракту, МИДу в том числе будут предоставлены дорогостоящие — дороже законных 2,5 млн руб. — Audi А8, BMW 528, 740 и 750.

Сейчас на балансе ведомства, согласно реестру, 37 самолетов и 18 вертолетов. Главные составляющие авиапарка — самолеты Ил-96-300 и ТУ-214.

Два самых дорогостоящих самолета в парке СЛО «Россия» — президентские борты с ПУ, «пунктами управления» (системой управления ядерными силами): Ил-96-300 с бортовыми номерами RA-96020 и RA-96021, закупленные по контракту на 10,4 млрд руб. и переданные отряду в конце 2012-го и начале 2014 года. В целом авиапарк «России» состоит преимущественно из отечественных самолетов, иностранных всего четыре. Первая иностранная модель появилась в нем в бытность Дмитрия Медведева президентом — за бюджетные деньги были куплены два бизнес-джета Falcon французской Dassault. «Из моделей, спроектированных как бизнес-джет, эти две — самые топовые», — . Бывший управделами Владимир Кожин оправдывал это тем, что в России не производятся самолеты невысокого класса, которые используются для перелета на небольшие расстояния. Впрочем, премьер, известный своим скептическим отношением к отечественному авиапрому, на Falcon летал, к примеру, и на саммит G8 во французский Довиль.

Для путешествий по воде у управделами есть две яхты, три теплохода, семь катеров и один парусный катамаран. Яхты — это находящаяся на балансе транспортного комбината «Россия» «Чайка» и Azimut 38 санатория «Русь». «Чайка» турецкого производства была куплена в 2011 году уже бывшей в употреблении, и Кожин тогда объяснял это приобретение экономией бюджетных денег . За бывшее в употреблении судно заплатили, согласно реестру, 1,5 млрд руб. Моторная итальянская Azimut 38 стоила 20 млн руб.

Скромным набором плавсредств также располагает Следственный комитет — у него меньше десятка недорогих лодок и катеров. Несколько судов для «морских прогулок» (так указано в реестре) есть у Федеральной налоговой службы: например, катер Velvette 22 Image за 2,2 млн руб. или гидроцикл Bombardier GTX 4-TEC за 650 тыс. У ФСИН — три старых, еще советских катера, и одна надувная лодка, у ФСКН — четыре катера, самый дорогой из которых — Yamaha FR-26 за 1,5 млн руб. У ФСО — дюжина гидроциклов, четыре новых катера Buster L2 за 1,2 млн руб. каждый и несколько подводных скутеров. У МИДа есть прогулочный катер «Кама» и понтонный катамаран.

У МВД — почти две сотни катеров, самый дорогой из которых — скоростной патрульный катер «Море Мангуст» за 122 млн руб., и несколько десятков лодок стоимостью от 500 тыс. до 8 млн руб. каждая.

В реестре нашлось некоторое количество вездеходов — например, YAMAHA управделами президента, квадроциклы Falcon 150, которые приобрел детский противотуберкулезный санаторий «Кирицы» в Рязанской области, квадроциклы Kawasaki фсиновцев и бестселлер — российский шестиколесный плавающий гигант «Трэкол» у органов прокуратуры, следователей, ФСКН, МЧС и ФСО.

При участии Степана Опалева, Олеси Волковой и Евгения Овчарова​

Россияне дольше всего эксплуатируют отечественные и японские автомобили, первые они любят за дешевизну, а вторые - за устоявшийся миф об особой надёжности. При этом более дорогие машины премиум-сегмента соотечественники меняют намного чаще. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства "Автостат", предоставленные Лайфу.

Безусловным лидером у россиян стали автомобили отечественной марки Lada.

На продукции "АвтоВАЗа" ездят дольше всего - те, кто купил новую машину, эксплуатируют её в среднем 6,1 года. Хозяева подержанных Lada пользуются машиной в среднем 3,4 года, что очень солидно для автомобиля с пробегом. Второе место после вазовских машин прочно удерживает американо-узбекская Daewoo, прославившаяся в России ультрабюджетными моделями Nexia и Matiz (см. инфографику).

Долгий срок владения машинами Daewoo и Lada объясняется тем, что для их владельца покупка автомобиля - само по себе событие весьма непростое. Средства на покупку бюджетников люди копят годами, берут кредит, а за автомобилем тщательно ухаживают и эксплуатируют его бережливо.

Куда интереснее, что пятёрку самых долгоиграющих марок замыкают Honda, Suzuki и Mitsubishi, которые в среднем живут у первого владельца 5,3–5,7 года.

Самая очевидная их общность - "сделано в Японии". Сверхнадёжность японских машин отчасти мифологизирована в 80–90-х годах, когда была эпоха действительно качественных японок. Сейчас же в Россию эти машины импортируют из Венгрии, Англии, Таиланда, США, Турции и очень редко действительно из Японии. Да и какой-то особой надёжностью на фоне европейских или американских машин они уже не отличаются. Но миф есть миф, и на подсознательном уровне он всё ещё работает: "У меня японский автомобиль, значит, ещё долго проблем с ремонтом не будет и можно потянуть с заменой…"

Что касается Honda, Suzuki и Mitsubishi, то, конечно, с одной стороны, здесь значительную роль играет страна происхождения, с другой стороны - эти марки продают в России преимущественно кроссоверы и внедорожники, у которых характеристики по износу тех же элементов подвески выше, чем у бюджетных седанов или, скажем, хетчбэков С-класса. Это даёт потребителю определённый кредит доверия по части запаса прочности своей машины, - объясняет исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов.

На вторичном рынке после вазовских машин дольше всего эксплуатируют машины Subaru, Opel и Volkswagen. Причём про Subaru можно точно сказать, что большая часть этих машин ввезена из Японии. Марка Opel ушла с российского рынка в 2015 году, однако до сих пор популярна на вторичке. Те, кто покупает эти машины с пробегом, как правило, пересаживаются с бюджетных авто и не стремятся расстаться с более высоким по классу автомобилем. Аналогичная ситуация и у Volkswagen, в ассортименте которого ещё и присутствуют популярные у россиян кроссоверы, такие как Touareg и Tiguan.

Автомобили премиальных марок, наоборот, россияне стараются менять чаще. Так, срок владения новыми Audi, BMW и Mercedes-Benz в среднем не превышает 2,8–3,4 года. Обеспеченные люди могут себе позволить через три года эксплуатации сменить автомобиль на новую машину аналогичного класса. Вдобавок на богачей давит их же статус.

Дорогие машины - это показатель статуса, поэтому с выходом нового поколения или рестайлингом человек сменит авто, чтобы не упасть в глазах окружения, передвигаясь на устаревшем автомобиле, - рассказывает руководитель направления автомобилей с пробегом Jaguar Land Rover Андрей Варламов.

Но и во вторых руках особо долго машины премиум-сегмента не задерживаются. Дорогая игрушка не более дёшева и в обслуживании, а те, кто осилил покупку, к примеру, трёхлетнего Porsche Cayenne, отнюдь не всегда в состоянии потянуть элементарное ТО кроссовера в авторизованном сервисе. Некачественное обслуживание влечёт за собой поломки и, как следствие, перепродажу.

Исследование показало, что более половины участников исследования являются владельцами иномарок (62%), причем у большинства опрошенных (91%) легковые автомобили (см. рис. №1).

Рис.№1: Какой у Вас автомобиль?

Интересно, что более 1/2 держателей иномарок (55%) отметили, что покупали новые машины. Новые автомобили отечественного производства приобретало значительно меньшее число опрошенных — около трети. В основном транспортные средства отечественного автопрома были куплены их настоящими владельцами в подержанном состоянии (см. рис. №2).

Оказалось, что в зависимости от возраста и половой принадлежности, люди выбирают разные машины. Так, почти половина мужчин-водителей в возрасте до 20 лет отмечали, что ездят на отечественных авто (48%). К 30 годам многие пересаживаются на иномарки. Более 1/3 представителей сильного пола в возрасте 20-29 лет — владельцы машин иностранного производства. Среди еще более старшего поколения (30-39 лет) мужчин, имеющих «русские» авто, оказывается того больше (41%). Что касается женщин, они предпочитают сразу садиться за руль иномарок. Результаты исследования также свидетельствуют, что дамы начинают водить позже мужчин: чаще всего женщин-водителей можно встретить среди автомобилистов в возрасте 20-29 лет (42%), причем представительниц слабого пола, ездящих в этом возрасте на машинах иностранного производства, оказывается почти в 3 раза больше, чем тех, кто передвигается на отечественных авто (см. рис. №2).


Рис. №2: Какой у Вас автомобиль (в каком состоянии куплен)?

При этом согласно данным исследования, на машинах отечественного производства россияне ездят дольше, чем на иномарках. Так 1/4 участников исследования отметили, что передвигаются на машинах отечественного автопрома более 5 лет (стоит добавить, что в основном это мужчины), в то время как на иномарках дольше указанного периода ездят лишь 3% респондентов. В целом, большинство опрошенных проводят за рулем одной и той же машины от 1 до 3-х лет, причем из них 48% — владельцы иномарок (см. рис. №4). Скорее всего, это обусловлено гарантийным периодом, который есть у каждой машины иностранного производства, купленной новой. «Как показывает практика, к хорошему быстро привыкают, — резюмирует директор по исследованиям Profi Online Research Виктория Соколова. — Как только срок гарантийного обслуживания истекает, люди пытаются «скинуть» свои старые машины и обзавестись новенькими, чтобы снова на следующие несколько лет забыть о проблемах, связанных с их ремонтом и обслуживанием».


Рис. №3: Как долго Вы ездите на своем нынешнем авто (на вопрос отвечали только те, кто покупал новые машины)?

Как россияне покупают машины

Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство владельцев отечественных автомобилей имеют машины марки ВАЗ (см. рис.№4.1). Лидирующие же позиции среди марок машин иностранного производства, как среди мужчин, так и среди женщин, занимает Toyota. С двукратным отрывом от лидера, на втором месте Nissan (ее больше предпочитают женщины — их оказалось в два раза больше, чем мужчин), Mazda и Mitsubishi — они в равной степени популярны как в кругу мужчин, так и у женщин (см. рис.№4.2).


Рис. №4.1: Какой марки Ваш автомобиль?

Среди российских потребителей бытует мнение, что японские машины лучше каких-либо других. Вероятно, именно поэтому в тройку лидеров попали именно японские марки.


Рис. №4.2: Какой марки Ваш автомобиль?

Проведенное исследование выявило 3 самых главных критерия, оказывающих влияние на принятие решения о покупке. Это стоимость, марка и год выпуска машины.

Интересно, что тип коробки передач оказался более важен для женщин: тех, кто отметил, что этот показатель оказывает влияние на их решение о покупке машины, оказалось в два раза больше, чем среди мужчин. Представители сильного пола, в свою очередь, больше обращают внимание на стоимость авто и тип его двигателя.

При этом большинство респондентов отметило, что не готово ждать машину желаемой комплектации дольше 1 месяца (порядка ¼ опрошенных). Однако существует достаточно крупный сегмент покупателей (48%), готовый ждать до 3-х месяцев и даже больше.

Рис. №5: Сколько Вы готовы ждать машину желаемой комплектации?

Анализ также показал, что для респондентов в возрасте до 20 лет на первое место выходят такие характеристики авто, как дизайн и цвет. Для более старшего поколения (от 30 лет) более важными оказались такие параметры, как тип привода, тип двигателя, расход топлива и стоимость содержания машины.


Рис. №6: Выберите 5 наиболее важных критериев, которые Вы учитываете при покупке авто.

Выяснилось, что более половины участников исследования при покупке своего автомобиля (как отечественного, так и иностранного) не прибегали к кредитам — они оказались в состоянии внести всю необходимую сумму сразу. Однако, из тех, кто все-таки был вынужден занимать деньги у банка, покупал, как правило, иномарку (35%). Анализ данных показал, что женщины берут кредит на покупку машины чаще, чем мужчины. Данная тенденция может быть объяснена тем, что представительницы слабого пола чаще мужчин приобретают авто иностранного производства (которые, естественно, и обходятся дороже отечественных).


Рис. №7: Как вы покупали свое авто?

Несмотря на финансовый кризис, в планах большинства респондентов (вне зависимости от пола) — смена своей машины, причем они хотят осуществить эту задумку в ближайшие несколько лет.


Рис. №8: Планируете ли Вы сменить свое авто в ближайшие несколько лет (отвечали все респонденты)?

Причем, в течение ближайших 1-2-х лет планируют это сделать более 1/3 участников исследования. Порядка четверти опрошенных готовы сменить автомобиль в более короткие сроки — от 6 месяцев до 1 года.


Рис. №9: В какие сроки Вы планируете сменить свой автомобиль (отвечали только те, кто отметил, что планирует сменить авто)?

Однако, финансовый кризис все-таки стал причиной того, что почти половина участников исследования была вынуждена отложить смену машины. В целом же, кризис оказал влияние на 2/3 участников исследования, планировавших сменить авто. Однако, стоит также отметить, что на задумки еще 1/3 опрошенных он влияния не оказал.


Рис. №10: Повлиял ли финансовый кризис на Ваши планы поменять машину (отвечали только те, кто отметил, что планирует сменить авто)?

Где покупают машины россияне

Решив купить подержанное авто, люди обычно используют достаточно широкий круг источников информации, помогающих им в поиске нужной машины. Так большинство как мужчин, так и женщин предпочитают покупать подержанные автомобили через знакомых (49%). Достаточно популярным инструментом поиска становится Интернет, к нему прибегают более 1/3 участников исследования (см. рис.№11).

Объявлениями в печатных СМИ пользуются все меньшее число людей, поскольку они проигрывают электронным СМИ в скорости размещения информации и получения откликов. Велика и доля тех, кто покупает машины в автосалонах. Скорее всего, эти люди выбирают переплачивать за предоставляемые им гарантии, которые другие посредники дать не могут.


Рис. №11: Какие способы покупки подержанного автомобиля для Вас наиболее приемлемы? Выберите не более 2-х вариантов ответа (на вопрос отвечали те, кто покупал последний раз автомобиль б/у).

Новые же машины покупают обычно в салонах автодилеров, продающих авто определенной марки. Вероятнее всего, это связано с тем, что человек ожидает должного уровня сервиса, который обещают продавцы, в течение всего гарантийного периода. Также анализ данных показал, что автомобилисты, приобретающие новые машины отечественного производства, более равнодушны к выбору места их покупки).


Рис. № 12: Где Вы предпочитаете покупать новый автомобиль? Выберите 1 вариант ответа (на вопрос отвечали те, кто купил последний раз новый автомобиль).

Период проведения: сентябрь 2009 года. Характеристики выборки и целевой аудитории: Объем — 1000 чел.; география — 13 российских городов-миллионников (распределение: Москва — 18%, Санкт-Петербург — 6%, другие регионы — 76%); целевая группа — автовладельцы; методология — интерактивный (Online) опрос.

В большинстве стран первые лица - президенты, короли, премьер-министры, - как правило, ездят на автомобилях отечественного производства. Российский президент - пока что исключение. Владимир Путин сейчас ездит на бронированном Mercedes Pullman S600 . А какие именно машины предпочитают президенты других стран мира?

Ангела Меркель (Германия) — Audi A 8

Автомобиль канцлера Германии Ангелы Меркель

Канцлер Германии Ангела Меркель предпочитает пользоваться седаном Audi A8L с удлиненной колесной базой, оснащённым шестилитровым двигателем мощностью 450 лошадиных сил. Автомобиль бронирован, толщина его стекол составляет почти 5 см, колеса непробиваемые - машина может выдержать выстрелы из огнестрельного оружия и взрыв гранаты под днищем. Из оборудования - мобильный офис и мини-бар с холодильником, ничего лишнего.

Франсуа Олланд (Франция) — Citroen DS 5


Автомобиль президента Франции Франсуа Олланда

Президент Франции Франсуа Олланд пользуется почти серийным, небронированным хэтчбеком Citroen DS5 с гибридным двигателем. Это, пожалуй, самый демократичный выбор из автомобилей президентов, представленных в этом обзоре. В крыше машины вырезан люк, чтобы президент мог приветствовать граждан во время торжественных мероприятий.

Джорджо Наполитано (Италия) — Lancia Thema

Машина

Главное транспортное средство президента Италии Джорджо Наполитано - пятиметровый седан Lancia Thema . Формально он считается отечественным (Lancia - старейший итальянский бренд), хотя машина представляет собой перелицованный американский Chrysler 300С второго поколения, оснащенный мощным мотором V8 6,4 л.

Дэвид Кэмерон (Великобритания) — Jaguar XJ Sentinel

Автомобиль премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона

Премьер Соединённого королевства Дэвид Кэмерон , как и его предшественники Тони Блэр и Гордон Браун , предпочитает седан марки Jaguar . Бронированный XJ Sentinel окрашен в темно-синий цвет. Предшественники предпочитали, соответственно, серебристый и зеленый. Традиционный черный цвет представительских автомобилей у британских лидеров не в почете.

Елизавета II (Великобритания) - Bentley State Limousine

Машина британской королевы Елизаветы II

Королева Великобритании пользуется выпущенным в 2002 году в честь 50-летия с даты её восхождения на трон эксклюзивным седаном State Limousine от компании Bentley . Формально этот автомобиль нельзя назвать отечественным - с 1998 года Bentley Motors Limited входит в состав германского концерна Volkswagen Group . Также Елизавете II принадлежит автопарк седанов Rolls-Royce , включая изготовленный в 1978 году в единственном экземпляре Phantom VI со складной крышей.

Си Цзиньпин (Китай) — FAW Hong Qi HQE

Авто председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпиня

Представительский автомобиль главы КНР Си Цзиньпин такой же, как и у его предшественников - лимузин FAW Hong Qi HQE («Красное знамя») длиной 6,4 м, стилизованный под первые Hong Qi 50-х годов прошлого столетия (на дизайн которых оказали сильное влияние советские ЗИЛы того времени). Конструкция машины - государственная тайна. Всё, что известно о седане - это его масса: 4,5 т, а также мощность 12-цилиндрового двигателя - не менее 400 лошадиных сил.

Синдзо Абэ (Япония) — Toyota Century

Toyota Century для высшего руководства Японии

Высшее руководство Японии и императорская семья на протяжении многих лет пользуются седанами Toyota Century, которые собираются для них вручную. Дизайн автомобиля почти не меняется на протяжении уже 40 лет. Мощность пятилитрового V12 - 280 лошадиных сил (максимум, разрешенный японскими законами). Седан премьер-министра Синдзо Абэ более демократичен, чем авто императора Акихито. Императорская Toyota Century Royal обладает более внушительными габаритам, в автомобиле есть шторки из рисовой бумаги, потолочные ширмы и гранитная подножка с электроприводом - дань уважения монарху.

Барак Обама (США) — Cadillac One

Машина президента США Барака Обамы

Семиместный лимузин Cadillac One был изготовлен специально для действующего президента США. Автомобиль Обамы бронирован, оснащён устройством для дымовой завесы, системой ночного видения, полным набором средств связи, кислородным баллоном и оборудованием для переливания крови - за все это автомобиль президента США получил заслуженное прозвище The Beast («Зверь») . Объемом двигателя 6,5 л, но выдающимися динамическими характеристиками, с учетом массы и размера, машина не отличается.

Милош Земан (Чехия) - Skoda Superb

Машина президента Чехии Милоша Земана