Коробка робот или автомат что лучше. В чем разница между коробкой — автоматом и роботом. Плюсы и минусы роботизированной коробки передач

В наши дни количество разновидностей коробок передач неуклонно растет день за днем. Относительно недавно автолюбителями было сделано открытие существования стандартных коробок автоматического исполнения, в конструкции которых предусмотрен гидротрансформатор.

Нередким явлением становится и наличие роботизированной КП в автомобилях, хотя некоторые из заядлых автолюбителей недостаточно доверяют этому варианту конструкции. Разумным и справедливыми становятся вопросы: что лучше — автомат или робот? Какая КП практичнее и легче в управлении? Чем отличается АКПП от робота? Давайте разберемся.

Вопреки распространенному заблуждению, роботизированные коробки не являются «родственниками» автоматов. По своей сути РКПП является механического вида трансмиссией, где сцепление и передачи автоматизированы. Человек, сидящий за рулем такого автомобиля, а также условия дорожного покрытия лишь формируют базу для работы такой коробки переключения передач.

Принятие решений и режимов работы осуществляется внутри самой коробки переключения посредством особого электроблока, для которого заданы алгоритмы действий в тех или иных ситуациях. Такой принцип работы и является отличительным для РКПП. С вопросами: чем отличается РКПП от АКПП, в чем разница двух обозначенных видов, – мы разобрались. Идем дальше.

Роботизированная КП отличается:

  • комфортностью;
  • надежностью;
  • относительной экономичностью;
  • дешевизной.

Устройство роботизированной коробки переключения передач

Также обозначенные виды коробок передач могут отличаться и конструкционными особенностями. Кстати говоря, роботизированные варианты могут разниться между собой и по некоторым характеристикам конструкции. Общим для всех вариантов исполнения является наличие в структуре принципа МКПП (механической коробки), которая управляется, как мы выяснили ранее, электронными «мозгами».

Устройство РКПП предполагает наличие фрикционного типа сцепления. Оно может быть одно дисковым или многодисковым. Современные варианты роботизированных коробок используют систему двойного сцепления. Такая особенность позволяет избежать серьезных потерь в мощности при сохранении показателей динамики.

Привод роботизированных коробок передач

Приводные системы в РКПП могут быть двух видов: на основе гидравлики или электрики. В случае применения электрических контроллеров конструкция содержит особые приборы и механизмы типа сервомоторов. Если же привод представлен гидравлическим видом, то работа происходит благодаря специальным цилиндрам, управляющимся электромагнитными клапанами.

Яркими представителями таких систем трансмиссий являются Форды и Опели. Стоит отметить, что электрического вида приводы характеризуются недостаточной скоростью работы. Хорошо было бы понимать, что системами гидроприводов обеспечивается постоянное давление, то есть затраты энергии в таком случае возрастают в разы. Чаще всего такого рода решения предусматриваются на спортивных автомобилях.

Область использования

Роботизированные коробки переключения часто можно встретить на автомобилях эконом-класса. Яркими представителями являются Митсубиши, Фиаты, Пежо. Вместе с ростом престижа и стоимости автомобиля растет и вероятность применения в его конструкции гидравлических систем.

Процесс управления

Как уже отмечалось ранее, управление роботом осуществляется специальным электрическим механизмом. В такой механизм встроены специальные датчики и системы исполнения. Датчиками осуществляется мониторинг основных параметров.

Стоит отметить, что слежение за показателями давления и температуры для РКПП является почти обязательным условием для нормального бесперебойного функционирования. Датчики передают собранные данные в электрический блок управления, который исходя из них создает управляющие сигналы благодаря заложенным в него особым алгоритмам.

Гидравлическими системами кроме всего прочего в качестве конструкционного элемента предусмотрены гидравлические элементы, обеспечивающие процессы управления. Пришло время рассмотреть особенности работы и конструкции автоматической КП для того чтобы разобраться, что лучше: робот или автомат.

Автоматическая коробка переключения передач

Автоматическая коробка представлена двумя основными модулями – это гидротрансформатор и редуктор. Первоочередной функцией гидротрансформатора является плавное переключение передач. В некотором контексте им же выполняется роль сцепления, присутствующего на машинах с механической КП. Редуктор автомата содержит в себе некоторое количество пар шестерней, находящихся в непрерывном сцеплении. Ступенями редуктора являются 4-я, 5-я и 6-я.

Преимущества и недостатки автоматической коробки переключения

Некоторые автолюбители считают, что лучше автомат. Попробуем разобраться, почему, рассмотрев характерные особенности автоматов. Итак, АКПП позволяет осуществлять управление машиной со сравнительной простотой. Отсутствует необходимость владения навыками применения сцепления, переключение передач также возложено на коробку, сложный для новичков момент — как правильно тронуться и т.д. и т.п. – всё это возлагается на устройство автоматической коробки передач.

При условии, что гидротрансформатор рассматривается как аналог сцеплению, можно сделать простой вывод: традиционное сцепление из-за недостаточных навыков и способностей некоторых водителей быстро приходит в ненадлежащее состояние, появляется вероятность деформаций КП. Ко всему прочему, важным является тот факт, что применение в конструкции автомобилей автоматических коробок переключения дает нагрузки меньшие, чем у аналогов такого варианта в виде роботов.

Это позволяет сделать следующее заключение: ресурс мотора расходуется не зря. Стоит также понимать, что коэффициент полезного действия машин с автоматикой отличается низкими показателями. Эта особенность обусловлена тем, что гидротрансформатор большую часть полезного действия расходует на осуществление своей корректной работы. Важной особенностью является и та, что автоматические КП работают при наличии небольшой задержки. Теперь, когда мы поближе познакомились с тем, что из себя представляют коробки роботизированные и автоматические, можно поговорить об их различиях.

Разница роботов и автоматов

Если рассматривать оба варианта исполнения КПП с позиции эксплуатационных моментов, то разница между ними невелика. В автоматической КП сцепления просто-напросто нет, роботизированный вариант его хоть и предусматривает, однако управление им полностью берет на себя. В целом, роботизированные коробки – это аналог механических коробок, автоматы же предусматривают наличие системы гидромеханических элементов.

Пожалуй, это основная особенность и отличие роботизированных вариантов от автоматических. Стоит учитывать и важно понимать нюанс разгона с некоторой задержкой. Жидкости в автоматах своевременно не справляются с воздействиями ведомых валов из-за нежесткого сцепления. Такая особенность конструкции создана специально для того, чтобы выполнять роль некоего «предохранителя».

Трансформатор же будет осуществлять вращения в свободном режиме, даже если что-либо заклинит. КПД, как мы отметили ранее, сравнительно мал, что способствует потере части мощности. К тому же при отключенном двигателе автоматическая коробка передач просто не сможет функционировать.

За и против

Несомненным плюсом робота по отношению к автомату является небольшая цена. Не только при покупке автомобиля, но и при последующем ремонте и обслуживании трансмиссии. К тому же, основу робота составляет классическая «механика», которая испытана и проверена годами.

Если говорить о показателях надежности, то автоматическая коробка снова проигрывает, потому как статистические данные говорят о том, что владельцы автоматов чаще обращаются в ремонтные мастерские, чем их коллеги-автолюбители с роботизированными коробками.

Отмечаются и вопросы экономичности: робот характеризуется меньшими потерями топлива, особенно при покрытии больших расстояний. Дополнительный плюс в копилку автоматики: драйв и скорость, простота обслуживания и отсутствие потребности в поиске мастерских, которые взялись бы за обслуживание и ремонт. Профессионалов по части роботов намного меньше.

Итог

Как мы выяснили, роботизированная коробка передач отличие от автоматической имеет совсем небольшое: оно заключается в мощностных показателях, тонкостях обслуживания и долговечности. В целом, если говорить серьезно и с позиции мнения профессиональных водителей или просто специалистов, знающих от и до особенности как конструкционные, так и рабочие и варианта автоматического исполнения, и роботизированного, то однозначного ответа на вопрос: что лучше? – просто нет.

В случае, если бы на автомобильном рынке в настоящее время было бы представлено универсальное конструкционное решение, многие мировые концерны уже давно переняли бы его и выпускали авто с унифицированной коробкой переключения передач.

Итоговое решение по выбору той или иной стороны, той или иной машины, с автоматом или роботом — должны принимать вы сами, определив, чего хотите больше: плавности либо динамики. Первым параметром характеризуется автоматическая коробка, вторым – роботизированная. Удачи на дорогах и всего доброго!

Имея ранее ограниченный выбор трансмиссий, автолюбители при покупке транспортного средства могли отдать предпочтение только механике или автомату. Сейчас же активное развитие автомобильной индустрии привело к появлению новых трансмиссий, и выбор становится уже не таким простым. Интерес представляет коробка робот и автомат: в чём разница между этими трансмиссиями и как между ними выбирать?

Чем отличается робот от автомата

Чтобы понять, чем отличается коробка автомат от робота, стоит разобраться с принципом работы каждой из указанных трансмиссий и устройством системы в целом.

В основе автоматики система управления, гидротрансформатор и сама КПП планетарного типа с конкретными шестернями и фрикционами. Благодаря подобной конструкции скорости переключаются в автономном режиме без участия водителя. Ориентиром в данном случае являются такие параметры, как режим движения, нагрузка и обороты двигателя.

Читайте также очень познавательную статью нашего специалиста, рассказывающую о том, .

Актуальность установки автомата наблюдается на грузовых и легковых машинах, а также автобусах. Если автомобиль переднеприводный, конструкция АКПП дополняется дифференциалом и .

Первое, чем отличается робот от автомата — особая конструкция, сочетающая в себе возможности механической и автоматической КПП. По сути, механика в данном случае дополнена автоматическим управлением с исполнительными механизмами, которые отвечают за переключение передач и работы сцепления. Переключение происходит аналогичным образом, как в случае с механической трансмиссией, но водитель в этом не участвует.

Первостепенной целью создания роботизированной КПП являлось снижение стоимости трансмиссии и одновременное слияние всех преимуществ механики и автомата. Речь идёт об удобстве управления и комфорте. В результате существует несколько вариантов устройства системы.

  1. На примере автомобилей BMW серии M можно рассмотреть наиболее качественную и известную РКПП под названием Sequental M Gearbox (SMG). Коробка передач 6-ступенчатая, механическая, при этом электронная управляемая гидравлика отвечает за переключение скоростей и отключение сцепления. Передачи переключаются за 0,08 сек.
  2. На примере Mercedes-Benz A-класса можно рассмотреть другой принцип, где электрогидравлический привод сцепления установлен на базе механики. В переключении скоростей водитель участвует, но педалей здесь только две. Электрический привод самостоятельно отслеживает положение рычага и педали газа, поэтому сцепление в данном случае отсутствует и отключается в автоматическом режиме. Цифры на ABS и датчиках двигателя помогают электронике в расчеёах, чтобы избежать рывков при переключении и резкого прекращения работы двигателя.
  3. На примере автомобилей Ford и Opel можно рассмотреть третий принцип, где гидронасосы заменены шаговыми двигателями. Несмотря на бюджетность такого варианта, на практике он получился не слишком удачным, что выражается в задержке переключения скоростей и сильных рывках. Тем не менее на Toyota Corolla установлена аналогичная трансмиссия, и упомянутые недостатки здесь отсутствуют.

Основные отличия АКПП от РКПП

Итак, коробка робот и автомат: в чём разница между этими двумя трансмиссиями?

  1. Первое отличие в конструкции. В случае с роботом это механика с блоком управления, устройство автоматики совсем другое.
  2. Плавность и скорость переключений у автоматики лучше.
  3. Почти все АКПП лишены функции ручного переключения, тогда как у роботизированной трансмиссии данная функция присутствует.
  4. Еще одно отличие робота от автомата заключается в бюджетном ремонте и обслуживании первого.
  5. Экономия также выражается в том, что робот потребляет меньше масла и топлива.

Преимущества и недостатки трансмиссий

Чтобы окончательно сделать выводы о том, что лучше: робот или автомат, стоит проанализировать положительные и отрицательные стороны каждой из трансмиссий.

Сравнительная характеристика преимуществ и недостатков автоматики представлена далее.

Преимущества Недостатки
  1. Управление автомобилем простое и комфортное. Водитель только следит за дорогой, всё остальное за него делает автоматика.
  2. Гидротрансформатор более долговечный, если сравнивать со сцеплением в руках новичков.
  3. Нагрузки на двигатель меньше по сравнению с механикой. Число оборотов не увеличивается для переключения скорости.
  4. Нагрузка на ходовую часть также снижается.
  5. Наличие пассивной системы безопасности предотвращает самостоятельное движение машины, если она стоит на уклоне.
  6. Топливо расходуется более экономно, если речь идёт о шестиступенчатых АКП.
  1. Существенный расход топлива на 4- и 5-ступенчатых трансмиссиях.
  2. Отсутствие такой динамики разгона, как в случае с механикой.
  3. КПД меньше за счёт наличия гидротрансформатора.
  4. Стоимость автоматики более высока, что влияет на общую стоимость транспортного средства, его обслуживание и ремонт.
  5. Масло расходуется в больших объёмах.
  6. Динамичность не так высока, длительный разгон.
  7. Передачи переключаются с небольшой задержкой.
  8. Если начинать движение на склоне, то небольшое скатывание назад присутствует.


На очереди анализ преимуществ и недостатков роботизированных трансмиссий.

Преимущества Недостатки
  1. Экономичность на уровне механики.
  2. Более низкая цена, доступный ремонт и обслуживание. Более экономное потребление масла.
  3. Быстрое переключение скорости благодаря соответствующим системам на руле.
  4. Роботизированная коробка передач, в отличие от автоматической, меньше весит.
  5. Более высокая динамика.
  1. Недостаточно плавное переключение скоростей, чувствуются рывки.
  2. После включения заданной передачи ощущается задержка.
  3. Необходимость переключать рычаг в нейтральное положение при любой остановке.
  4. Ресурс КПП существенно страдает при каждой пробуксовке.
  5. Наличие небольшого отката во время начала движения.


Выбирая, что лучше: робот или автомат, стоит ориентироваться на три основных принципа – комфорт, стоимость и надёжность.

Любой автолюбитель, когда задумывается над вопросом покупки нового автомобиля или авто с пробегом, решает задачу, с какой коробкой передач покупать машину. И достаточно часто именно этот выбор ставит человека в тупик.

И если в вопросе выбора между автоматом и механикой все относительно понятно, то роботизированные коробки передач вызывают у автолюбителей немало вопросов. Поэтому мы сегодня расскажем своим читателям о том, чем отличается робот от автомата, попытаемся выяснить, что лучше: робот или автомат.

Ведь нужно учитывать все особенности автоматической и роботизированной коробки передач, их недостатки и преимущества. В чем отличия, условно говоря, робота и автомата, их плюсы и минусы. И перед тем как выбрать автомобиль с той или иной коробкой, нужно все тщательно взвесить.

Автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка передач состоит из двух основных модулей: гидротрансформатора и редуктора. Основная функция гидротрансформатора – плавное переключение скорости, вернее, плавное и без рывков переключение передач. В определенной степени гидротрансформатор выполняет задачу сцепления, которое есть на автомобилях с механической коробкой передач.

Редуктор автоматической коробки передач имеет несколько пар шестеренок, которые находятся в зацеплении. Редуктор АКП имеет несколько ступеней: 4, 5, 6. И возможности у разных по количеству ступеней АКП, совершенно различные.

Преимущества АКП

АКП обеспечивает простое управление автомобилем. Не нужно выжимать и отпускать сцепление, не нужно думать о переключении передач, не нужно думать, как правильно тронуться с места. За все это отвечает автоматика, освобождая водителя для внимания за дорогой.

Если рассматривать гидротрансформатор в качестве аналога сцепления, становится очевидно, что по сравнению с традиционным сцеплением, привести в негодность этот механизм, так быстро, как это происходит с классическим сцеплением у новоиспеченных водителей, невозможно.

АКП не создает таких нагрузок на двигатель, как это может происходить с механикой. Переключение скоростей происходит без лишнего увеличения числа оборотов. Таким образом, ресурс двигателя не расходуется впустую.

За счет использования гидротрансформатора снижается нагрузка не только на двигатель, но и на ходовую часть автомобиля.

Автомобили с АКП имеют пассивную систему безопасности. В случае если автомобиль стоит на уклоне, он покатиться не может.

Для шестиступенчатой АКП характерен меньший расход топлива.

Минусы АКП

Автомобили с АКП не имеют такой динамики разгона, как это есть на автомобилях с механикой.

На четырех и пятиступенчатых АКП расход топлива значительный. Особенно это проявляется на четырехступенчатых автоматических коробках.

В целом автомобили, на которых установлена АКП, имеют меньший КПД. Это происходит из-за того, что значительные потери КПД происходят в гидротрансформаторе.

Сама автоматическая коробка передач стоит дорого. Это не может не сказаться на общей стоимости автомобиля. Помимо этого дорого стоит ремонт и обслуживание АКП.

В АКП используется большой объем масла. Причем масло это дорогостоящее. И это все накладывает свой отпечаток на стоимость обслуживания.

Автомобиль, на котором установлена автоматическая коробка, менее динамичен. Т.е. разгон на нем занимает гораздо больше времени, чем это происходит на механике или на автомобилях с роботизированной коробкой передач.

Существует определенная инерция в переключении передач. Т.е. автоматическая коробка работает с небольшой задержкой.

Если начало движения происходит на склоне, может произойти определенное скатывание назад.

Роботизированная коробка переключения передач

Теперь, чтобы выяснить, чем отличается робот от автомата, разберем особенности, плюсы и минусы роботизированной коробки передач.

Все коробки передач этого типа можно разделить на два вида. Первый вид роботизированной коробки передач предполагает, что имеется, по сути, механическая коробка передач, имеющая автоматическое управление.

В такой коробке переключение передач выполняется при помощи электроники. Таким образом, у такого устройства нет традиционного сцепления. Одновременно с переключением передач при помощи автоматики, может происходить переключение в ручном режиме, как на обычной механике. В таком случае на автомобиле устанавливается сцепление.

Для таких коробок передач характерно прерывание крутящего момента, поэтому могут возникать провалы при переключении скоростей.

Второй тип роботизированных коробок более совершенен. Такие коробки передач используются в автомобилях спортивного класса. Именно в тех машинах, которые участвуют в гонках. Специфика таких роботизированных коробок состоит в том, что имеются две системы сцепления, которые отвечают за различные передачи. Благодаря наличию двух систем сцепления и прямому включению, скорость переключения передач максимальная. Это очень важно в спорте.

Плюсы роботизированных коробок передач

Если рассматривать первый тип роботизированной коробки переключения передач, то их недостатки проявляются гораздо больше, чем их достоинства. Система достаточно сырая.

Но, тем не менее, у нее есть свои преимущества по сравнению с АКП.

Роботизированные коробки передач более экономичные, по сравнению с АКП. Их экономичность находится на одном уровне с механическими коробками.

Роботизированная коробка стоит дешевле, чем АКП, к тому же она дешевле в обслуживании и ремонте. Потребляет меньше масла, чем АКП.

Вес роботизированных коробок меньше, чем коробок-автоматов.

Могут использоваться специальные системы переключения передач, расположенные на руле, которые делают переключение скоростей весьма быстрым. Таким образом, динамика у автомобиля гораздо выше, чем у автомобилей с автоматами.

Минусы роботизированных коробок передач

По сравнению с АКП переключение скоростей происходит не настолько плавно. Рывки автомобиля во время переключения весьма ощутимы.

Существует определенная задержка после включения нужной передачи и началом ее выполнения.

Практически любая остановка требует переключения рычага в нейтральное положение, чего нет в автомобилях с АКПП.

Любые пробуксовки при движении негативно сказываются на ресурсе роботизированной коробки передач. Т.е. такая коробка подходит в основном для твердых дорожных покрытий.

Во время начала движения происходит определенный откат. Хотя и небольшой.

Определенные выводы

Таким образом, в вопросе о том, что лучше робот или автомат, не может быть однозначного ответа. Если бы один вариант был однозначно хуже другого, производители выпускали бы автомобили с коробкой передач лишь одного типа. Другое дело, что вопрос выбора КП индивидуален, и каждый автолюбитель решает его самостоятельно, опираясь на свои представления об удобстве и комфортности управления автомобилем.

Выбор автомобиля - это дело долгое и хлопотное. Ведь нужно определиться с классом, производителем, конкретной моделью. Перед многими автовладельцами возникает и ещё один очень важный вопрос - какую коробку передач выбрать ? На данный момент выбор довольно широк: альтернативой привычной механике стал самый простой автомат. Но уже давно на рынок вышли два принципиально других варианта: робот и вариатор . И если о первых двух знает почти каждый мальчишка, то вот по поводу последних возникает немало вопросов . Выбор, разумеется, должен быть основан на личных предпочтениях и требованиях водителя, которому и придется нажимать на педали и переключать передачи. У каждого автолюбителя есть свой стиль, свои приоритеты и цели, своя манера вождения, которая и определяет конечный выбор. Так, например, любитель резкого старта и гонок по дорогам (и бездорожью) не откажется от привычной механической коробки . Педали он нажимает «на автомате», не задумываясь о своих действиях. И ни один автомат или вариатор не позволит ему добиться нужного результата. А вот люди, которым надоело постоянно переключать передачи, попадая в пробки , с удовольствием отдадут это «право» автоматической коробке . Так что выбор между механикой и автоматом вполне очевиден. Но что же делать с остальными вариантами? Как определить что лучше: вариатор или автоматическая коробка передач?

Вариатор или автомат: что надежнее?

Этот вопрос беспокоит многих водителей, поскольку в случае поломки и необходимости ремонта, автовладельцам придется отдать немалую сумму денег. Устранить проблему самостоятельно под силу лишь опытным механикам, которые профессионально занимаются ремонтом автоматических коробок передач. Такая высокая сложность работ , конечно же, приводит к значительной их стоимости , несравнимой с ценой ремонта механической коробки передач. Но такой пункт, как надежность, требует особого к себе отношения. Для начала нужно определиться с тем, что же собой представляет вариатор, в чем заключается его исключительность.

Отличие вариатора от автомата

Привычная АКПП заметно упрощает жизнь водителя , устраняя педаль сцепления и необходимость вручную переходить на новую передачу. Этим (далеко не самым приятным процессом) занимается умная электроника, так что владельцу авто нужно лишь вовремя переключаться между нужными режимами, да контролировать педаль тормоза и газа. Тем не менее передачи переключаются, количество ступеней начинается от четырех и может доходить до восьми. Переход между ними максимально плавный, но он все же ощущается.

Вариатор же имеет неограниченное количество «скоростей» , пересчитать их просто невозможно. Разница между вариатором и автоматом заключается в первую очередь в том, что у вариатора нет никаких передач , которые нужно переключать. Передаточные числа изменяются постоянно, поскольку конструкция состоит из двух шкивов , между которыми вращается ремень. Разумеется, такое описание максимально упрощает реальное устройство этого сложного аппарата. Прочность ремня очень велика, ведь он состоит из небольших металлических пластинок и больше напоминает цепь. Ни о каком переключении передач в таком случае и речи быть не может. Вариатор самостоятельно подбирает оптимальное положение ремня , что и объясняет быстрое изменение передаточного числа.

Если вы не знаете, как отличить вариатор от автомата, то просто прокатитесь в машине . Переключение передач (даже самое плавное) будет ощущаться. Особенно это заметно в момент набора скорости. А вот вариатор характеризуется невероятно мягкой ездой без рывков. Также можно заметить более быстрый набор скорости, связанный с тем, что вариатору не требуется тратить время на переключение скоростей.

Сравнить надежность этих устройств очень сложно. Стоит отметить тот факт, что вариатор контролируется большим количеством различных датчиков , вследствие этого вероятность поломки гораздо ниже. Но и при выходе из строя хотя бы одного датчика за ним могут последовать остальные. К тому же ремонт АКПП будет стоить дешевле , чем ремонт вариатора. Причин этому много, но основная - малое количество квалифицированных специалистов.

Чем отличается робот от автомата и вариатора?

Роботизированная коробка передач возвращает водителей к уже хорошо известной механической. Она очень похожа на свою предшественницу, но отличается тем, что управление берет на себя компьютер . Разумеется, педали сцепления вы здесь тоже не найдете. Автомат и вариатор предполагают большее количество датчиков и вариантов контроля автомобиля с помощью электроники. Если решать, что лучше робот или вариатор, то нужно исходить из конкретной ситуации. Так, например, водители, привыкшие к резкому стилю езды и управления машиной, быстро исчерпают ресурсы робота . На узел сцепления и так ложится большая нагрузка, быстрый разгон и резкое торможение приведут к поломкам . Однако ремонт такой коробки будет стоить лишь немного дороже механической.

Вариатор: плюсы и минусы

Можно выделить определенные достоинства и недостатки этого вида коробки передач. Некоторые из них субъективны, но другие заслуживают особого внимания при выборе автомобиля.

Плюсы :

  1. Плавность хода без рывков и ощущений смены передачи.
  2. Экономия топлива.
  3. Низкий уровень шума.
  4. Быстрый разгон.

Минусы :

  1. Очень дорогой ремонт, малое количество профессионалов, разбирающихся в этом виде коробок передач.
  2. Множество датчиков, контролирующих работу вариатора. При выходе из строя одного, может сбиться вся система, что приведет к серьезной поломке.
  3. Вариатор редко устанавливают на автомобили с мощным двигателем.
  4. Потребуется специальная дорогостоящая жидкость, которая подходит только к определенным маркам авто.

Также можно отметить тот факт, что вариатор не позволяет машине издавать рев во время набора скорости. Электроника и электрика контролирует состояние автомобиля, избегая высоких оборотов.

Прежде всего, при наличии автоматической КПП, в штатном режиме водителю не нужно самостоятельно выбирать и включать передачу, работать с педалью и т.д. На практике это значительно упрощает процесс вождения автомобиля, повышает комфорт и безопасность.

Что касается самих автоматических коробок, сегодня «автоматом» в обиходе принято называть как , так и (AMT) и вариаторы. Другими словами, существует несколько вариантов автоматических трансмиссий, при этом по ряду причин среди них наиболее распространены классические АКПП и «роботы».

Читайте в этой статье

В чем отличие «робота» от «автомата»

Чтобы понять, чем один тип КПП отличается от другого, необходимо рассмотреть их особенности и принцип работы. Сразу отметим, что как «автомат» (АКПП), так и «робот» (РКПП, АМТ) обеспечивают похожий конечный результат: трансмиссия автоматически выбирает и переключает передачи при езде с учетом скорости движения ТС, нагрузки на двигатель, положения педали газа и т.д.

Однако гидромеханическая АКПП и роботизированная коробка передач РКПП принципиально отличаются по конструкции и принципу работы. Давайте рассмотрим их особенности и отличия более подробно.

  • Начнем с «классического» гидромеханического «автомата» с . В отличие от робота, который появился сравнительно недавно, обычный автомат появился давно и стал первым видом АКПП, которые начали массово устанавливаться на автомобили.

В двух словах, АКПП является ступенчатой коробкой передач, где гидротрансформатор (ГДТ) играет роль сцепления. При этом в ГДТ передается через трансмиссионную жидкость ATF.

За управление работой АКПП отвечает клапанная плита () и ЭБУ коробкой автомат. Плита имеет специальные каналы, по которым под давлением подается трансмиссионная жидкость. Каналы перекрываются клапанами (). По команде ЭБУ клапан открывается или закрывается, соответственно, открывая или перекрывая канал.

Когда клапан открыт, жидкость ATF воздействует на в коробке передач, что в результате и позволяет включать и выключать передачи в автоматическом режиме.

Преимущества и недостатки АКПП. Если говорить о плюсах и минусах гидромеханической АКПП, в списке основных преимуществ следует выделить надежность агрегата и проверенную временем конструкцию, а также способность выдерживать достаточно большой крутящий момент.

Среди минусов отметим, что хотя АКПП работает достаточно плавно, моменты автоматических переключений передач все равно ощутимы для водителя. Также переключение передач может быть «затянутым», особенно на старых «автоматах». Еще следует выделить большой расход горючего на авто с данным типом трансмиссии.

Что касается ремонта, в случае выхода из строя как самой коробки, так и гидротрансформатора, следует готовиться к серьезным затратам. При этом ремонтопригодность автоматических коробок вполне приемлема, большое количество СТО оказывают услуги по ремонту.

  • Роботизированная коробка передач изначально разработана для того, чтобы добиться максимальной экономии горючего и комфорта с одновременным упрощением и удешевлением самого агрегата. В условиях мирового топливного кризиса и жестких экологических норм такое решение было призвано решить ряд проблем, присущих классическим гидромеханическим АКПП.

Если просто, коробка «робот» является , где ножной привод сцепления заменен на электропривод, а переключение передач осуществляет исполнительный механизм. Выбором передачи и ее включением, а также включением и выключением сцепления управляет электронный блок.

Управление данными коробками напоминает по принципу действия уже известный однодисковый робот. Имеются все те же сервоприводы, исполнительные механизмы и контроллер. Главным отличием является то, что пока, например, включена вторая передача, ЭБУ параллельно включает и третью, удерживая сцепление «выжатым». Как только наступает время переключения, за доли секунды происходит отключение второй передачи и включается уже заранее наполовину включенная третья.

Во время езды блок управления коробкой оценивает действия водителя, учитывает скорость движения автомобиля, положение педали газа, нагрузку на двигатель и ряд других параметров, чтобы подобрать наиболее подходящую передачу применительно к конкретным условиям.

  • Плюсы и минусы «робота» с двойным сцеплением. Если говорить о преимуществах, моменты переключения передач «вверх» и «вниз» незаметны для водителя, высочайшая скорость переключений позволяет добиться практически полного отсутствия разрыва потока мощности, разгон автомобиля плавный и быстрый.

Также сохраняется максимальная топливная экономичность, присущая всем роботизированным КПП. При этом преселективные коробки самые экономичные на фоне всех других видов (однодисковый робот, АКПП, вариатор, механика).

Что касается минусов, прежде всего, такие коробки являются достаточно сложными, автомобили с преселективной КПП отличаются высокой стоимостью. Ресурс данных типов трансмиссий больше, чем у аналогов с одним сцеплением, однако на практике снижен по сравнению с классическими гидротрансформаторными АКПП.

Если же говорить о ремонтопригодности, ремонт DSG и аналогов от других производителей может отказаться достаточно дорогим. На практике, стоимость таких работ и запчастей нередко превышает качественное восстановление АКПП с гидротрансформатором в рамках комплексной переборки или капремонта коробки передач.

Подведем итоги

Как видно, каждая из рассмотренных типов автоматических трансмиссий имеет свои плюсы и минусы. Также если рассматривается коробка автомат и робот, отличия имеются как в устройстве данных КПП, так и в принципах их работы.

Также пред покупкой автомобиля (особенно б/у) важно знать, какой тип КПП установлен, автомат или робот, как отличить данные типы коробок. Дело в том, что под общим понятием АКПП сегодня может скрываться как первый, так и второй вариант.

Как правило, рекомендуется отдельно изучить информацию по конкретной модели автомобиля, на какое поколение и в какие годы выпуска устанавливалась та или иная трансмиссия. Следует помнить, что визуально, например, DSG можно не отличить от обычной АКПП с Типтроник. Другими словами, нужно знать, как отличить робот от автомата на автомобиле.

Напоследок отметим, что однозначно ответить на вопрос, робот и автомат, что лучше, достаточно сложно. Если речь идет о новых автомобилях с автоматом, тогда КПП лучше подбирать с учетом личных предпочтений и финансовых возможностей.

Как правило, машина с однодисковым роботом дешевле и более экономична в плане расхода, однако комфорт при переключении передач по сравнению с классической АКПП может быть снижен. По этой причине оптимально перед покупкой провести тест-драйв моделей с различными типами КПП.

В случае с преселективными роботизированными коробками именно классический автомат может показаться более «задумчивым», немного страдает комфорт при переключении передач, хуже динамика разгона и т.д.

Однако надежность гидротрансформаторной АКПП на практике оказывается выше, такую коробку зачастую проще и дешевле ремонтировать. Указанные особенности следует отдельно учитывать, особенно в том случае, если планируется покупка подержанного автомобиля с автоматической коробкой передач.

Читайте также

Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой - автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.

  • Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.