Коробка передач механика переключение скоростей. Как переключать скорости на механической коробке передач? Правильное переключение передач на повышенную и пониженную

На сегодняшний день объем производства новых автомобилей, оснащенных , заметно растет. Однако автомобили с механической коробкой передач также пользуются популярностью, особенно среди опытных автолюбителей, которые по праву считают самой надежной.

На практике механическую коробку передач действительно можно считать более надежным решением, чем «автомат» и, тем более, . Однако главным минусом, особенно для начинающих водителей, является принцип действия МКПП и управление такой коробкой на фоне автоматических .

Далее мы поговорим о том, как устроена механическая коробка и поверхностно рассмотрим принцип работы КПП данного типа, а также отдельно уделим внимание тому, как осуществляется переключение передач на механике.

Читайте в этой статье

Принцип работы механической коробки передач

Изначально МКПП может показаться сложным и неудобным решением, так как в последнее время все больший процент будущих автомобилистов обучается вождению на автомобилях, оборудованных АКПП. Причина проста – такие водители не имеют должного опыта управлением автомобилем с МКПП.

При этом именно механическая коробка передач в полном объеме позволяет раскрыть понятие «управлять автомобилем». Чтобы научится ездить на механике и профессионально управлять автомобилем с такой КПП, необходимо разобраться в схеме ее устройства и знать принцип работы ее механизмов.

Итак, механическая коробка передач относится к ступенчатым коробкам, принцип которых основан на изменении . Каждая ступень имеет свое передаточное число (отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни).

На легковые автомобили устанавливают, как правило, 4-ступенчатую, 5-ступенчатую или 6-ступенчатую коробку передач. На грузовых автомобилях количество передач КПП доходит до 12 (за счет использования половинчатых ступеней для более эффективного использования крутящего момента ДВС при высоких тяговых нагрузках).

Основные детали и узлы механической коробки передач:

  • первичный вал (ведущий), вторичный вал (ведомый) и промежуточный валы с шестернями;
  • картер КПП;
  • дополнительная ось и шестерня заднего хода;
  • рычаг переключения передач;
  • механизм смены передачи с блокировочным и замковым устройством (переключения передач);

Что касается принципа работы МКПП, для начала движения автомобиля используется рычаг переключения передач, который переводят из нейтрального положения в положение первой передачи.

Блокировочный механизм фиксирует положение рычага, не позволяя отключится данной передаче. Включение передач приводит к сцеплению шестерен первичного, вторичного и промежуточного валов.

Шестерни имеют различное количество зубьев. Если сумма зубьев шестерни на ведущем валу в два раза меньше количества зубьев шестерни на промежуточном валу, передаточное число уменьшится вдвое.

Например, если первая шестерня имеет 20 зубьев, а вторая 40, тогда при двух оборотах первой шестерни вторая сделает только один оборот (передаточное число равно 2). В МКПП автомобиля имеется большой набор шестерен.

Вводя в зацепление различные пары, появляется возможность менять общее передаточное отношение коробки передач. Получается, в результате передачи импульса вращения первичного вала двигателя через промежуточную ось к вторичному валу коробки передач, КПП распределяет нагрузку на двигатель и управляет скоростью движения автомобиля.

Посредством дополнительной оси с шестерней заднего хода, выполняется реверсивное движение (задний ход). Синхронизаторы, расположенные в интервалах шестерен вторичного вала, обеспечивают плавное и бесшумное включения передач.

Переключение передач на механике при начале движения автомобиля

Итак, перед началом движения необходимо выжать сцепление и установить рычаг коробки передач в нейтральное положение.

Затем, удерживая педаль тормоза, можно завести двигатель, после чего, отпустив педаль тормоза, потребуется выжать педаль сцепления и, не отпуская ее, включить первую передачу.

После включения первой передачи, плавно отпустив сцепление, можно начать движение. При необходимости параллельно плавному отпусканию сцепления также слегка нажимается педаль газа.

Необходимо также помнить, что при ускорении автомобиля порядок переключения передач должен быть строго по возрастанию. Еще после начала движения максимально плавно отпускать сцепление уже не нужно. Другими словами, после включения, например, второй или третьей передачи, сцепление можно «бросить» быстрее и резче.

Если же необходимо применить экстренное торможение, следует одновременно выжать педаль тормоза и сцепления, при этом рычаг переключения передач в нейтральное положение можно перевести позже.

Переключение передач в МКПП происходит в следующих диапазонах: первая передача 0-20 километров в час, вторая передача 20-40 километров в час, третья передача 40-60 километров в час, четвертая передача 60-90 километров в час, пятая передача 90-110 километров в час.

Шестая передача включается тогда, когда ТС движется со скоростью свыше 110 километров в час. Также задняя передача включается только после полной остановки автомобиля.

Правильное переключение передач МКПП предотвращает преждевременный износ мотора и снижает расход топлива. Следует помнить, что при неправильном переключении передач в основном страдает диск сцепления, так как он испытывает на себе большие нагрузки.

Другими словами, правильное переключение передач МКПП сохранит ресурс сцепления и убережет элемент от слишком быстрого износа.

Основные ошибки водителей при переключении передач на МКПП

  • Неправильная работа с педалями. В первом случае сначала выжимается педаль сцепления, а нога при этом еще находится на педали газа.
  • В этом случае появляется «перегазовка», двигатель начинает реветь, затем отпускается педаль газа и выполняется переключение передачи.

Во втором случае, когда сначала отпускается педаль газа, а потом выжимается сцепление, появляется (так называемый «клевок»). В этой ситуации автомобиль сначала идет на торможение, а потом отсоединяется двигатель от коробки передач, после чего делается переключение передач.

  • Неправильная работа рычагом переключения передач. Резкое переключение передач или передачи переключаются по диагонали, при этом включаются не те передачи, которые необходимы.
  • Неправильный подбор передачи. Это происходит, когда водитель автотранспортного средства во время движения автомобиля, снижая скорость, выжимает сцепление и включает передачу, не соответствующую данному скоростному режиму. Результат — обороты ДВС или слишком сильно повышаются, или понижаются, автомобиль может заглохнуть.

Многие водители – новички при обгоне транспортного средства включают высокую передачу, тем самым теряя в динамике и скорости. В этом случае опытные автолюбители рекомендуют при начале обгона понизить передачу на одну или две ступени.

Что в итоге

Как видно, даже с учетом того, что МКПП известна своей надежностью, долговечностью и ремонтопригодностью, необходимо придерживаться основных правил эксплуатации механической коробки передач, описанных выше. В противном случае даже надежная механическая коробка автомобиля в скором времени потребует капитального ремонта.

Также отметим, чтобы научиться управлять машиной на механике, плавно отпускать сцепление, своевременно включать и подбирать нужные передачи, потребуется терпение и практические навыки.

По этой причине без определенного опыта управления в период обучения на начальном этапе лучше отказаться от попыток выезда на дороги общего пользования на автомобиле с механической коробкой передач. Оптимально осваивать «механику» на закрытых площадках под руководством опытного инструктора.

Читайте также

Устройство и принцип работы механической коробки передач. Виды механических коробок (двухвальная, трехвальная), особенности, отличия

  • Коробка передач "механика": основные плюсы и минусы данного типа КПП, принцип работы механической трансмиссии автомобиля (МКПП).


  • Если вы начинающий водитель или до сих пор водили только машину с автоматической коробкой передач, мысль о механике поначалу может привести вас в ужас. К счастью, понять, как завести автомобиль с механической коробкой передач и как переключать передачи, может каждый. Для этого нужно разобраться, что такое сцепление, научиться пользоваться рычагом переключения передач и затем практиковаться трогаться с места, останавливаться и переключать передачи на разных скоростях. Единственный способ по-настоящему научиться – это практика и еще раз практика.

    Шаги

    Часть 1

    Запуск двигателя

      Начните учиться на ровной поверхности. Если вы впервые садитесь за руль автомобиля с механической коробкой передач, не спешите. Как только вы сядете в автомобиль, пристегните ремень безопасности. Пока вы обучаетесь, лучше всего опустить окна. Это позволит вам лучше слышать двигатель и соответственно переключать передачи.

      • В машине с механической коробкой передач три педали. С левой стороны находится педаль сцепления, посередине – тормоз, а справа – газ. Расположение педалей одинаково как для автомобилей с левым рулем, так и с правым.
    1. Разберитесь с предназначением сцепления. Прежде чем жать на незнакомую педаль слева, ознакомьтесь с ее функциями.

      • Сцепление разъединяет работающий двигатель и колеса и позволяет вам переключить передачу без скрежета зубцов отдельных передач.
      • Перед переключением передач необходимо выжать сцепление.
    2. Отрегулируйте положение сиденья так, чтобы вы могли свободно выжать педаль сцепления (левую, рядом с педалью тормоза) полностью в пол левой ногой.

      Выжмите педаль сцепления и удерживайте ее в таком положении. Это хороший момент, чтобы почувствовать разницу между педалью сцепления и педалями газа и тормоза, а также поучиться медленно отпускать сцепление.

      • Если раньше вы ездили только с коробкой-автоматом, вам может быть неудобно жать на педаль левой ногой, но со временем вы к этому привыкнете.
    3. Переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Это среднее положение, в котором рычаг может свободно двигаться из стороны в сторону. Автомобиль не работает на передаче, когда:

      • рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и/или
      • педаль сцепления полностью нажата.
      • Не пытайтесь переключать передачи, не выжав сцепление.
    4. Запустите двигатель с помощью ключа зажигания при полностью выжатой педали сцепления. Убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении. В целях безопасности перед запуском двигателя поставьте машину на ручной тормоз, особенно если вы еще новичок.

      • Некоторые автомобили заводятся на "нейтралке" без выжатого сцепления, но это редкий случай.
    5. Уберите ногу со сцепления (при условии, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении). Если вы находитесь на ровной поверхности, автомобиль останется неподвижным, если на склоне – поедет вниз. Если вы готовы перейти непосредственно к вождению, не забудьте снять машину с ручного тормоза.

      Остановитесь. Чтобы остановка прошла под контролем, переключайте передачи по мере уменьшения, пока не дойдете до первой. Когда нужно будет полностью остановиться, перенесите правую ногу с газа на тормоз и нажмите. Как только вы замедлитесь до скорости около 15 км/ч, вы почувствуете вибрацию. До конца выжмите педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Воспользуйтесь педалью тормоза, чтобы остановиться полностью.

      • Остановиться можно на любой передаче. Для этого нужно полностью выжать сцепление и нажать на тормоз, одновременно переключившись на нейтральную передачу. Пользуйтесь этим способом только в том случае, если вам нужно быстро остановиться, так как при этом вы меньше контролируете автомобиль.

    Часть 4

    Практика и решение проблем
    1. Возьмите несколько простых уроков у опытного водителя. Если у вас уже есть водительские права, вы вполне можете практиковаться самостоятельно на любой дороге, однако опытный инструктор или напарник поможет вам быстрее освоить переключение передач. Начните на ровной пустой площадке (например, на пустой парковке), затем выезжайте на тихие улицы. Практикуйтесь на одном и том же маршруте, пока не начнете овладевать всеми необходимыми навыками.

    2. Поначалу избегайте останавливаться и начинать движение на крутых холмах. Когда вы только учитесь ездить с механической коробкой передач, выбирайте маршруты, не предполагающие остановок (скажем, светофоров) на вершине холма. Вам понадобится весьма хорошая реакция и координация, чтобы держать под контролем рычаг переключения, сцепление, тормоз и газ, иначе при переключении на первую передачу вы можете откатиться назад.

      • Вам нужно научиться быстро (но плавно) переносить правую ногу с тормоза на газ, одновременно левой отпуская сцепление. Чтобы не откатываться назад, можете пользоваться ручным тормозом, но не забудьте снять с него автомобиль, чтобы двигаться вперед.
    3. Научитесь парковаться, особенно на холме. В отличие от автоматической коробки, в ручной нет парковочной передачи. Если вы просто переключитесь на "нейтралку", автомобиль может откатиться вперед или назад, особенно если дорога, где он, находится под уклоном. Всегда ставьте машину на ручной тормоз, но помните, что его одного недостаточно, чтобы удержать ее на месте.

      • Если вы паркуетесь на подъеме (машина "смотрит" вверх), остановите двигатель на нейтральной передаче, затем переключитесь на первую и включите ручной тормоз. Если вы паркуетесь на спуске (машина "смотрит" вниз), проделайте то же самое, но переключитесь на задний ход. Так вы не позволите автомобилю скатиться с холма.
      • На особо крутых склонах или из дополнительной предосторожности, вы можете зафиксировать колеса противооткатными упорами.
    4. Перед переключением с переднего на задний ход (и наоборот) останавливайтесь полностью. Полная остановка при смене направления движения поможет избежать серьезного повреждения и дорогостоящего ремонта коробки передач.

      • Перед тем как переключиться с заднего хода на передний, настоятельно рекомендуется остановиться полностью. В большинстве автомобилей с ручной коробкой можно переключиться на первую или вторую передачу во время медленного движения назад, однако делать это не рекомендуется, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на сцепление.
      • В некоторых автомобилях есть механизм, блокирующий задний ход, чтобы вы не включили его случайно. Перед тем как использовать задний ход, вам необходимо узнать об этом механизме и о том, как его отключить.
    • Если автомобиль глохнет, отпускайте сцепление как можно медленнее. Приостановитесь в момент трения (когда машина начинает двигаться) и продолжите отпускать сцепление очень медленно.
    • Во время морозов не рекомендуется оставлять автомобиль надолго на ручном тормозе. Влага замерзает, и вы не сможете опустить ручной тормоз. Если автомобиль припаркован на ровной поверхности, оставьте его на первой передаче. Не забывайте поднимать ручной тормоз, когда выжимаете сцепление, иначе машина начнет движение.
    • Не путайте педали тормоза и сцепления.
    • С ручной коробкой передач вы легко можете сделать прокручивание колес.
    • Автомобили с ручной коробкой передач относятся к стандартной комплектации.
    • Научитесь распознавать звуки вашего двигателя, вы должны в конечном итоге быть в состоянии понять, когда нужно переключать передачи, не полагаясь на тахометр.
    • Если вам кажется, что автомобиль заглохнет или двигатель работает не ровно, нажмите на сцепление и подождите пока работа двигателя стабилизируется.
    • Не забывайте выжимать сцепление до конца прежде, чем переключить передачу.
    • Если на рычаге переключателя передач нет обозначения расположения передач, посоветуйтесь с кем-то, кто хорошо в этом разбирается. Вы ведь не хотите въехать задом во что-либо или в кого-либо в то время, как вы думаете, что включили первую передачу.
    • Если вы знаете, что придется парковаться на крутом склоне, возьмите с собой камень или кирпич, который необходимо осторожно поместить под колесо. Это не плохая идея, так как тормоза, как и все детали, изнашиваются и могут не удержать вашу машину на склоне.

    Большинство современных автомобилей, вопреки популярности АКПП, оборудуется именно механической коробкой передач. МКПП - это самая старая и одна из самых надежных трансмиссий, которые только существуют в мире. Однако правильное переключение передач на механике требует особых знаний и навыков. Сегодняшняя статья будет посвящена уроку вождения автомобиля на МКПП. Итак, как правильно переключать передачи на механике?

    Расположение педалей

    Для начала давайте изучим расположение педалей в автомобилях с МКПП.

    Как мы видим, здесь присутствует газ, который находится справа, тормоз (по центру) и сцепление (с левой стороны). Именно наличием последней составляющей отличается механическая коробка передач. Как переключать передачи на ней, мы рассмотрим немного позже. А пока выясним, какие функции выполняет каждая из этих педалей. Например, акселератор (газ) отвечает за обороты двигателя. Чем сильнее его надавить, тем больше оборотов будет у двигателя. Соответственно, скорость движения будет больше. С педалью тормоза все ясно - она отвечает за снижение скорости автомобиля. А вот сцепление выполняет функцию переключения передач. Если его не выжать, произвести переключение скоростей будет невозможно. Кроме этого, от него зависит плавность хода автомобиля. Чем плавне отпускать эту педаль, тем лучше машина будет ехать (без рывков и скачков).

    Работа с педалью сцепления

    Как мы уже сказали ранее, сцепление важно уметь правильно отпускать. Поэтому для начала следует немного потренироваться с этой педалькой. Управляется сцепление левой ногой. При этом пятка должна находиться на полу салона, а подошва (передняя ее часть) управлять нажатием.

    После того как вы выжали сцепление «в пол», переключите ручку КПП на одну из скоростей. Далее под воздействием пружины педаль автоматически возвратится в свое первоначальное положение. Но бросать сцепление категорически не рекомендуется. После включения передачи следует очень плавно отпустить педаль. При этом нельзя допускать рывков. Так следует проделать несколько раз или до того момента, пока у вас не разработается мышечная память на плавное отпускание педали.

    Об обуви

    Отметим, что для первых уроков вождения нельзя использовать обувь на каблуке и шлепки. Лучше всего подойдут кроссовки - так нога не будет соскальзывать с педалей, да и вы не будете нервничать гораздо меньше, если вам будем комфортно.

    Как правильно переключать передачи на механике? Трогаемся с места

    Для тренировок важно подобрать такое место, где не будет сторонних автомобилей и пешеходов. Лучше всего подойдет автодром. Но в качестве альтернативы можно отыскать какую-то заброшенную трассу. А вообще местность может быть любой (хоть грунтовка), главное, чтобы на ней не было стороннего транспорта и переходов. В одиночку начинать езду не рекомендуется. Лучше всего посадить рядом человека, который уже имеет опыт вождения. В случае чего он может дать дельный совет и рассказать все тонкости.

    Но прежде всего нужно освоить теорию. Итак, как правильно переключать передачи на механике? Первым делом, сев на водительское место, необходимо отрегулировать положение спинки и расстояние от сиденья до руля под свой рост. После этого следует проверить положение рычага КПП. Если машина стоит на передаче (ручка не двигается влево-вправо), выжимаем сцепление и выводим рычаг коробки в нейтральное положение. И здесь необязательно плавно отпускать педаль.

    Дальше можно заводить автомобиль и начинать движение. Итак, выжимаем сцепление и переводим рычаг КПП в положение 1, то есть включаем первую передачу. Далее вспоминаем первые уроки работы с педалью и плавно-плавно отпускаем сцепление. Как только автомобиль тронулся, правой ногой немного нажимаем на газ. При этом стрелка тахометра должна находиться в зеленой зоне. Когда на спидометре скорость составила более 5 километров в час, сцепление можно отпускать и продолжать движение, управляя лишь педалью акселератора. Помните, что газ и тормоз управляются только правой ногой.

    Как управлять механической коробкой передач? Особенности езды на отечественных автомобилях

    Если вы тренируетесь мастерству вождения на отечественных машинах типа «Волга» и «Жигули», знайте, что перед отпусканием сцепления нужно сразу жать на газ и уже на оборотах отпускать левую педаль. Так машина не будет глохнуть, а мотор не будет терпеть больших нагрузок.

    Трогание с места происходит примерно так же, как и на иномарках. Сначала выжимается сцепление, далее включается передача. Но потом, держа сцепление выжатым, нажимаем на газ до того момента, как на тахометре стрелка не окажется на уровне 2 тысяч оборотов. Затем можно плавно отпускать сцепление и продолжать ход.

    Эту тактику можно применять и на иномарках, но там моторы более мощные и двигаются даже на одном сцеплении (то есть на скорости 1-3 км/ч можно вообще не нажимать на газ). Но помните, что чем больше оборотов, тем меньше риск того, что машина заглохнет.

    Включение 1-5 скоростей

    Как правильно переключать передачи на механике? Все очень просто - как только вы услышите характерный рев мотора и стрелка тахометра будет ползти в красную шкалу, отпускайте газ, выжимайте сцепление и переводите рычаг КПП в следующее положение. Что делать далее? После этого плавно отпускаем левую педаль и нажимаем на педаль акселератора.

    Как тормозить на машине с МКПП?

    Как производится переключение передач на механике, мы уже выяснили. Теперь о том, как тормозить на автомобиле с МКПП. При торможении главное - запомнить, как управлять педалью сцепления.

    Давайте раскроем всю суть вопроса. Итак, вам необходимо затормозить. Для этого следует бросить газ, выжать сцепление и перевести рычаг переключения КПП в нейтральное положение. После этого можно смело останавливать ход.

    Есть и другой способ, который очень полезно применять при движении. Суть его заключается в том, что машина может стоять и при включенной передаче, но при полностью выжатом сцеплении. То есть при остановке нужно выжать «в пол» левую педаль и одновременно давить на тормоз. Так машина не заглохнет и будет готова продолжать движение при отпускании сцепления обратно.

    Но есть здесь и свои опасности. Применяя этот способ, помните, что долго оставлять сцепление выжатым не следует, ибо вскоре вы сожжете его полностью. Поэтому на светофорах и перекрестках (если машина не продолжает ход более пяти-десяти секунд) лучше включать «нейтралку». Так вы сохраните механизм сцепления.

    Заключение

    Итак, мы выяснили, как переключать передачи на «механике». Как видите, научиться водить автомобиль не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Главное - не бояться педали сцепления и быть готовым поддерживать обороты двигателя.

    С опытом вы уже научитесь распознавать обороты мотора по звуку и автоматически принимать решение, что и когда следует нажимать. Помните, что именно та манера езды, которую вы для себя разработаете, будет наиболее приемлемой для вас. Поэтому учиться мастерству вождения лучше всего еще до автошколы. Ездить на старой «учебке» с выжженным сцеплением - то еще испытание, особенно если вам насаждают другой стиль езды (бывает и такое).

    В настоящее время все больше автотранспорта выпускается с АКПП, но у механической коробки есть свои достоинства, к которым относится полное слияние с машиной и понимание ее работы, улучшенная проходимость в трудных условиях. Далее мы более детально рассмотрим все тонкости работы и вождения авто с МКПП.

    Особенности механической коробки передач

    Механическая КПП - вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.

    Более простым языком назначение МКПП - регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.

    Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.

    Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.

    Преимущества транспорта с МКПП:

    • недорогой ремонт и легкое обслуживание;
    • высокая надежность;
    • достаточный диапазон вариантов вождения;
    • возможность буксировать автотранспорт на любую протяженность пути;
    • запуск машины с «толкача»;
    • улучшенная проходимость в трудных условиях;
    • повышенная динамика и КПД.

    К минусам МКПП следует отнести:

    • сложность смены передач для начинающего водителя;
    • неудобства и рост усталости при передвижении в пробках в связи с постоянным переключением ступеней и выжимом сцепления;
    • возрастает риск поломок МКПП и корзины сцепления при неграмотном переключении ступеней и работе со сцеплением;
    • сниженный ресурс двигателя при передвижении на достаточно маленьких или больших оборотах.

    Предназначение передач и педалей в машине с МКПП

    Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.

    Предназначение педалей в автомобиле с МКПП

    Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.

    Перед ногами водителя расположены 3 педали:

    • Педаль сцепления - крайняя слева. Ее функция - передавать крутящий момент от мотора к колесам. Всегда нажимается при переключении ступеней. Выжимать необходимо в пол, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления равносильна нейтральной ступени - обеспечивает разрыв связи мотора и колес.
    • Педаль тормоза - находится в середине, ее функция — торможение транспорта при нажатии на нее за счет прижимания колодок к дискам и барабанам системы торможения.
    • Педаль акселератора (газа) - крайняя правая. Регулирует подачу топливной смеси за счет открытия (надавливание на педаль) или закрытия (снижение нажима) дроссельной заслонки. Давление на педаль приводит к увеличенному количеству топливной смеси и, как следствие, увеличению скоростного режима. Отпустив «газ» или снизив нажим - происходит падение оборотов мотора и скорости.

    Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.

    Назначение передач

    Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах - существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.

    При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.

    Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):

    • Задняя передача ® . Задняя применяется для осуществления некоторых маневров при передвижении назад - парковка и выезд с нее, маневрирование при объезде препятствий и прочих ситуаций. Передвижение осуществляется на неполностью отжатой педали сцепления для безопасности движения.
    • Нейтральная передача. Рукоятка КПП находится в свободном положении посередине, проверяется раскачиванием рукоятки вправо и влево. Незатрудненное раскачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывающая связь мотора и колес - холостой ход.
    • Первая передача (1). Применяется для начала движения (вперед). Максимальный диапазон скорости при передвижении — 50-70 км/ч, но предпочтительнее переходить на следующую при 15-25 км/ч.
    • Вторая передача. Подходящий диапазон скорости — 20-50 км/ч, переходить на следующую желательно при 40-50 км/ч. Одна из важных и часто используемых ступеней, особенно при передвижении в городе и тяжелых условиях (бездорожье, крутые спуски).
    • Третья передача. Подходящий диапазон — 40-70 км/ч. Переход на 4-ю ступень происходит при 60-80 км/ч.
    • Четвертая передача. Предназначена для передвижения со скоростным интервалом в 60-90 км/ч. Применяется при езде по дорогам с незатрудненным движением (в городе или на трассе).
    • Пятая скорость. Используется для равномерного передвижения по шоссе или магистрали со стабильной скоростью свыше 90 км/ч. Переход на 5-ю ступень рекомендован при 90-100 км/ч. Подходящий режим работы мотора и сниженный расход топлива возможен при 90-110 км/ч.

    Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней.

    Справка. В автомобилях с дизельными моторами диапазон оборотов значительно ниже, чем у бензиновых. Это связано с особенностью мотора и достижением максимального крутящего момента (значит и большей мощности) на более низких оборотах, поэтому дизеля более тяговитые и мощные.

    Варианты расположения скоростей

    1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.

    2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.

    Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.

    Как трогаться

    Для новичка самое сложное при езде на машине, оборудованной МКПП, - начать движение.

    Для того чтобы тронуться с ровной поверхности следует:

    • нажать на педаль сцепления до конца;
    • передвинуть рукоятку на первую скорость;
    • начать плавно снижать нажим на педаль сцепления, в момент незначительного падения оборотов на 100-200 об/мин., и толчка (точка схватывания) повысить обороты мотора до 1300—1800 об/мин. мягким нажатием на педаль газа;
    • продолжить аккуратно отпускать сцепление, регулируя обороты мотора педалью акселератора.

    При начале движения с наклонной поверхности начинающему водителю следует поставить транспорт на ручной тормоз для избегания отката. При толчке автомобиля ручник необходимо отжать и мягко увеличить давление на педаль газа.

    Неправильный выжим сцепления (бросание) характеризуется:

    • дерганьем машины, рывками;
    • зачастую транспортное средство глохнет после нескольких рывков.

    Бросание сцепления чревато увеличенным износом МКПП, сцепления и мотора.

    На перекрестках и в некоторых ситуациях это может привести к ДТП:

    • сзади находящиеся водители рассчитывают, что впереди стоящий транспорт поедет, а не заглохнет, и могут врезаться в задний бампер;
    • заглохшая машина посреди дороги на перекрестке может получить удар в боковую часть при проезде нерегулируемого перекрестка с затрудненным движением или при выезде на кольцо в плотном потоке.

    Правильное переключение передач на повышенную и пониженную

    Правильным переключением ступеней считается такое, при котором обороты мотора не опускаются ниже рекомендуемого интервала (2000—3000 об/мин.).

    При требуемом подъеме оборотов (2500—3500) при разгоне необходимо быстро перевести рукоятку на повышенную передачу, с мягким нажатием на педаль акселератора после полного отпускания сцепления. При медленной смене ступени обороты двигателя упадут, что приведет к затрудненному набору скорости или невозможности ее набрать.

    Совет! В связи с тем, что в первое время смена передач для разгона у новичка будет недостаточно быстрым, рекомендовано перед повышением передачи увеличить обороты до 3000—3500 об/мин., при передвижении на подъеме до 4000 об/мин. В противном случае автомобиль может прекратить набирать скорость.

    Для перехода на пониженную ступень требуется:

    • отпустить педаль газа;
    • при выборе пониженной ступени для снижения скорости — аккуратно надавить на тормоз и уменьшить скорость до интервала предыдущей, более низкой передачи;
    • выжать сцепление;
    • выбрать более низкую ступень;
    • плавно отпускать сцепление;
    • для сохранения или набора скорости (при ускоренном разгоне) в самом конце хода педали сцепления добавить газа;

    Как тормозить и притормаживать на механической КПП

    Торможение автомобиля с механической трансмиссией имеет свои особенности. Обороты при торможении не должны опускаться ниже показателей для холостого хода.

    Основные правила при торможении автомобиля с МКПП на прямой:

    • отпускается педаль акселератора;
    • выжимается тормоз до достижения оборотов, приближенных к показателям холостого хода;
    • выжимается сцепление;
    • при высокой скорости для плавного торможения выбирается пониженная ступень и повторяется процесс;
    • при невысокой скорости рычаг КПП перемещается в нейтральное положение и осуществляется остановка дальнейшим нажатием тормоза.

    При экстренном торможении выжимается только тормоз, двигатель будет способствовать торможению за счет снижения оборотов.

    Тормозная система оборудована вакуумным усилителем тормозов для облегчения нажатия педали. Усилитель работает только при работающем моторе и с большей эффективностью при более высоких оборотах, чем у холостого хода.

    В случае если автомобиль заглохнет на нейтральной ступени или при выжатом сцеплении, педаль тормоза практически не будет выжиматься и тормозной путь вырастет в разы, вплоть до торможения о находящийся впереди автомобиль.

    Притормаживание, т.е. снижение скорости при продолжении движения, осуществляется отпусканием педали акселератора и нажатием тормоза с контролем над оборотами, которые должны остаться выше оборотов холостого хода.

    При небольшом снижении скорости, когда обороты остаются заметно выше холостого хода, можно продолжить движение на той же ступени или при необходимости понизить ее.

    Для значительного снижения скорости при нажатии на тормоз и достижения оборотов, приближенных к холостому ходу, выбирается более низкая ступень и переключение на нее происходит без участия педали акселератора.

    Сильное падение оборотов, ниже показателей холостого хода, может неблагоприятно отразиться на дальнейшей работе машины, приближая ремонт.

    Как тормозить двигателем и ручником

    Принцип торможения двигателем заключается в понижении ступени при достижении оборотов, приближенных к холостому ходу. Понижать ступени можно с любой более высокой на любую низкую, кроме первой и задней. Для этого необходимо понизить скорость до диапазона нужной ступени и произвести переключение.

    Ручной тормоз предназначен для удерживания транспорта в стоящем положении.

    Торможение ручником на высокой скорости в большинстве случаев приводит к блокированию задних колес, заносу и полной потере контроля над машиной. Известно немало случаев летальных исходов при торможении ручным тормозом на значительной скорости.

    При отказе тормозов и в некоторых других ситуациях может потребоваться прибегнуть к торможению ручником.

    Для избегания опасных последствий при использовании ручника на движущемся автомобиле необходимо:

    • аккуратно, не до последних щелчков подтормаживать ручником, избегая блокировки задних колес;
    • экстренное торможение возможно только при движении по прямой нескользкой дороге и при расположении передних колес строго для движения прямо, избегая любых движений рулем.

    По возможности следует избегать торможения ручником на высокой скорости, предпочтительнее тормозить понижением ступеней вплоть до второй.

    Чего нельзя делать с МКПП

    Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.

    Что нельзя делать на МКПП:

    • включать заднюю передачу до полной остановки машины (поломка МКПП);
    • выжимать сцепление за исключением моментов, необходимых для переключения ступеней (происходит повышенный износ выжимного подшипника и сцепления);
    • придерживать ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления);
    • выбирать высокую передачу (3,4,5) при недостаточной для этого скорости и низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку);
    • выжимать сцепление при остановках продолжительностью более 40 секунд, следует выбрать нейтральную передачу (повышенный износ сцепления);
    • переключать ступени не выжимая сцепления (поломка МКПП);
    • постоянно держать руку на рычаге КПП (повышенный износ различных механизмов коробки передач);
    • неполный выжим сцепления при переключении ступеней;
    • бросание сцепления.

    При соблюдении некоторых правил и вдумчивой езде опыт управлением машины с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.

    Главным преимуществом машины с МКПП является полный контроль над ней, что осознается только с накатанными километрами.

    Нередко начинающий водитель сильно перекручивает мотор на первой, затем ездит на второй или третьей передаче со скоростью 60-80 км/ч вместо перехода на повышенную. Результат – высокий расход топлива, лишние нагрузки на ДВС и трансмиссию.

    Еще добавим, что нередко причиной проблем становится и неправильная работа с педалью сцепления. Например, привычка не переводить коробку в нейтраль во время стоянки на светофоре, то есть удерживание нажатыми педалей сцепления и тормоза одновременно, тогда как передача остается включенной. Такая привычка приводит к быстрому износу и выходу из строя выжимного подшипника сцепления.

    Также некоторые водители при езде держат ногу на педали сцепления, даже слегка нажимая на нее и, таким образом, контролируя тягу. Это также неверно. Правильное положение левой ноги на специальной площадке возле педали сцепления. Также привычка заносить ногу над педалью сцепления приводит к усталости, ухудшается эффективность рулежки. Еще отметим, что очень важно правильно регулировать водительское кресло, чтобы было легко достать до руля, и рычага КПП.

    Напоследок хотелось бы добавить, что во время обучения на машине с механикой, правильно переключать передачи МКПП может помочь тахометр. Фактически, по тахометру, который показывает обороты двигателя, можно определить момент переключения передачи.

    Езда на автомобиле с механической коробкой переключения передач: старт и начало движения, когда включать повышенные передачи, торможение, задний ход.

  • Коробка механика или автомат: какая коробка передач лучше, МКПП или АКПП. Особенности механической и автоматической трансмиссии, рекомендации.