Компьютер и личная безопасность. План-конспект урока по ОБЖ на тему: "Безопасный компьютер" (5 класс) Скачать урок по обж безопасный компьютер

Цель: Ознакомить с правилами работы на компьютере и его влиянии на здоровье человека

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный урок (урок-презентация)

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, ноутбук.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Профилактика утомлений

III. Изучение новой темы.

В настоящее время компьютер стал неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Всё более широко компьютеры внедряются в учебный процесс общеобразовательного учреждения. Это неизбежно и необходимо, так как компьютер помогает человеку более быстро и точно находить решение различных задач, позволяет хранить и получать необходимую информацию. Владение компьютером для каждого человека, в том числе учащегося, становится насущной потребностью. Вместе с тем необходимо понимать, что, работая на компьютере, следует соблюдать определённые меры предосторожности, чтобы не причинить вреда своему здоровью.

Установлено, что длительное пребывание у экрана компьютера небезвредно для здоровья человека. Опасность представляет электромагнитное излучение от различных деталей компьютера, в первую очередь от монитора (экрана). Из-за мерцания экрана и разницы в интенсивности свечения экрана и освещения помещения возникает сильная нагрузка на глаза. Кроме того, устают руки, появляется дополнительная нагрузка на позвоночник из-за неподвижности позы работающего за компьютером и неправильной подготовки рабочего места.

Существует ряд правил, соблюдение которых уменьшает отрицательное воздействие компьютера на здоровье. Повторим некоторые из них.

Для профилактики переутомления время работы на компьютере регламентируется с учётом возраста человека. Установлена общая безопасная продолжительность нахождения перед экраном учащихся подросткового возраста - не более 1 ч в день. При этом школьники 5-6 классов должны делать перерывы в работе с компьютером через каждые 25 мин работы.

Необходимо придерживаться ещё одного правила: после занятий на компьютере следует воздерживаться от просмотра телепередач в течение 2-3 ч.

Освещение в комнате должно быть таким, чтобы по сравнению с ним свечение экрана не было ни слишком ярким, ни слишком слабым.

При работе с компьютером положение монитора должно соответствовать направлению взгляда, а середина экрана монитора располагаться на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 см ниже. Экран монитора должен быть установлен на таком уровне, при котором взгляд по горизонтали направлен на центр экрана, находящегося на расстоянии не менее 50-60 см от глаз.

Хорошей профилактикой переутомления при работе с компьютером может служить выполнение специальных упражнений для глаз и тела.

Приведём ряд упражнений из книги врача-ортопеда И. Степановой «Гимнастика за компьютером».

1. И. п. (исходное положение) - сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус, провожая ладонь взглядом, - вдох, положите руку снова на колено - выдох. Затем повторите движение левой рукой. Упражнение активизирует дыхание и включает группы мышц грудного и шейного отдела, которые больше всего напряжены.

2. И. п. - то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пятки над полом, сделайте перекат с пяток на носки. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

3. И. п. - кисти к плечам. Делайте круговые движения локтями назад и вперёд. Упражнение укрепляет грудной отдел позвоночника и благотворно влияет на сердце.

4. И. п. - руки в замок, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затёкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

5. И. п. - сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Согните ногу, обхватив колено руками, подтяните колено к животу, затем выпрямите ногу вперёд и опустите на пол. Упражнение улучшает кровообращение в органах малого таза, препятствует застою крови - так же, как и следующее.

6. И. п. - то же. Согнутую в колене ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг в сторону, затем вернитесь в и. п.

7. И. п. - руки согнуты, кулаки крепко сжать, положить на грудь. Выпрямите руки вперёд, в стороны и вверх. Упражнение разминает мышцы рук, грудной клетки и спины.

8. И. п. - прямые руки вытянуты перед собой. Делайте руками плавательные движения, имитирующие брасс, при этом старайтесь потянуться вперёд и в стороны. Упражнение обеспечивает лёгкий массаж сердца, улучшая его работу.

Каждое упражнение следует повторить 5-6 раз.

IV. Итог урока

1. Закрепление темы урока

— Почему перед тем, как начать работать на компьютере, необходимо познакомиться с мерами его безопасного использования?
— Какие существуют правила для снижения отрицательного воздействия на здоровье человека при работе на компьютере?
— Соблюдаете ли вы режим работы на компьютере, который рекомендуется соблюдать в вашем возрасте?
— Почему рекомендуется знать и выполнять ряд специальных упражнений для глаз и мышц тела при работе на компьютере?

2. Домашнее задание

Выполните специальные упражнения для глаз и тела, приведённые в параграфе. Постарайтесь всегда их выполнять в те дни, когда вы работаете на компьютере.

Тема урока: Компьютер и его влияние на здоровье

Цель урока: убеждать учащихся в необходимости правильной работы с компьютером.

Оборудование:

  • плакаты и рисунки, приготовленные детьми,
  • компьютер, проектор, презентация .

Ход урока:

Слайд 1.

  1. Орг. момент.

Дорогие ребята, обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Он подходит к нашей выставке работ.

Слайд 2.

  1. Д/з. Выставка плакатов «Я за здоровый образ жизни».

Слайд 3.

3. Тест «Ответьте, пожалуйста, о чём идёт речь?»

это индивидуальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовывать свои возможности для сохранения здоровья и обеспечения благополучия.

Слайд 4.

  1. Как можно назвать это определение одним словом?

это состояние временного снижения работоспособности человека.

Слайд 5.

  1. Как можно назвать это определение одним словом?

отсутствие болезней, состояние физического, психического и социального благополучия.

Слайд 6.

  1. К какому определению относятся эти пункты?

Нагрузка всегда должна не больше наших возможностей

Нагрузки повышать постепенно, учитывая свои умственные и физические возможности, соблюдая принципы здорового образа жизни.

Слайд 7.

5. Какого пункта здесь не хватает?

  • соблюдение режима дня
  • физическая культура и двигательная активность,
  • прогулки на свежем воздухе
  • закаливание
  • правила личной гигиены
  • правильное питание
  • Отсутствие вредных привычек

Слайд 8.

Правильные ответы:

  • Утомление
  • Здоровье
  • Профилактика утомления
  • Отсутствие вредных привычек

Слайд 9.

  1. Новая тема:

Слово учителя: Ребята, предлагаю поработать в паре. Вспомните и назовите:

1 вариант – положительные стороны компьютера

2 вариант – отрицательные стороны компьютера

Докажите, что ваша точка зрения правильная.

(Ответы детей)

Вывод: всё хорошо в меру!

Видеоролик «Значение компьютера в современном мире»

После просмотра фильма попробуем составить памятку «Компьютер мой друг!»

Подумайте, когда он ваш друг? Самостоятельная работа в тетрадях.

(ответы детей)

Слайд 10.

  • По времени работы
  • Расстояние до монитора
  • Осанка
  • Освещение

Слайд 11.

Эти правила нужно выполнять, чтобы компьютер был всегда другом.

Учитель: В настоящее время очень много приходится работать за компьютером не только взрослым, но и детям. Поэтому я предлагаю выполнить некоторые упражнения, чтобы выполнять их дома.

Слайд 12.

1 упражнение

И. п. (исходное положение) - сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус, провожая ладонь взглядом, - вдох, положите руку снова на колено - выдох. Затем повторите движение левой рукой.

Упражнение активизирует дыхание и включает группы мышц грудного и шейного отдела, которые больше всего напряжены.

Слайд 13.

2 упражнение

И. п. - то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пятки над полом, сделайте перекат с пяток на носки.

Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

Слайд 14.

3 упражнение

И. п. - кисти к плечам.

Делайте круговые движения локтями назад и вперёд.

Упражнение укрепляет грудной отдел позвоночника и благотворно влияет на сердце.

Слайд 15.

4 упражнение

И. п. - руки в замок, кисти захватывают предплечья.

Делайте круговые движения перед собой вправо и влево.

При этом разминаются затёкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

Ребята, следите за состоянием своего здоровья, выполняйте упражнения, меняйте деятельность и делайте всё с удовольствием.

Давайте повторим некоторые правила работы с компьютером:

Слайд 16.

Посмотрите, пожалуйста, какие из этих правил вы выполняете, какие нарушаете?

Как следят за вашим занятием на компьютере ваши родители?

Слайд 17.

Современная картинка от обезьяны к человеку и обратно

Что можно сказать по данному рисунку? (Ответы детей)

Слайд 18.

Д/з. подобрать 2 упражнения для глаз при работе за компьютером.

Желаю всем здоровья и правильной работы за компьютером.

Слайд 19.

Девиз урока: Укрепить и сохранить здоровье может только сам человек

возьмите на заметку. Спасибо за работу.


План – конспект урока ОБЖ

на тему: «Безопасный компьютер».

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

    Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.]; под ред. Ю.Л.Воробьева. - М.: АСТ: 2014.

    Рабочая тетрадь по ОБЖ: к учебнику «Основы безопасности. 5-й класс» под редакцией Ю.Л.Воробьева: 5-й класс / Р.Г.Драновская. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.

Дополнительные средства обучения:

    Видеофильм «Инфоурок ОБЖ 32 Компьютер и его влияние на здоровье человека».

    Раздаточный материал к уроку (Приложения 1, 2, 3, 4, 5).

    Проектор, ноутбук.

Название раздела, темы: Личная безопасность в повседневной жизни.

Урок: №27.

Тема урока: Безопасный компьютер

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к безопасному взаимодействию с компьютером, связанному с построением системы понятий о домашнем компьютере, как бытовом приборе с особой сферой применения, влиянии его на здоровье человека, правилах работы на компьютере.

Образовательная цель: расширение понятийной базы «Личная безопасность в повседневной жизни» за счет включения в нее элементов компьютерной грамотности, выявление теоретических основ понятия «безопасный компьютер», ознакомление с основными вредными факторами при работе на компьютере.

Формирование УУД.

Личностные действия:

    формирование учебной мотивации

    оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

    формирование адекватной реакции учащегося на трудности

    установление учащимися связи между продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется

Познавательные действия:

    умение формулировать тему и проблему урока

    умение вести поиск и структурировать необходимую информацию в нужной форме

    умение учащихся ориентироваться в своей системе знаний

    умение делать выводы в результате совместной работы в классе

    умение строить логическую цепь рассуждений

    сформированность умений анализа и синтеза

Коммуникативные действия:

    умение учащегося осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками

    инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    разрешение конфликтов

    умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    умение соблюдать правила речевого поведения

Регулятивные действия:

    умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

    планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

    умение проговаривать последовательность действий на уроке

    умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

    умение оценивать других и давать оценку своим действиям

Основные понятия: опасности в быту, компьютер, электромагнитное излучение, суставы, осанка, аллергия, психика, компьютерная зависимость,

Структура и ход урока.

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный

момент (1-2 минуты)

Цель: создание пра-вильного психологичес-кого настроя обучаю-щихся на урок

Психологический настрой обучающихся на урок.

    фиксирующая пауза

    приветствие

    организационные действия (посещае-мость, готовность личная и класса к проведению урока)

    сообщение о целях урока

    настраиваются на работу

    оценивают готовность к уроку личную (учебные принадлежности)

    оценивают готовность к уроку класса (доска, мел, общее состояние помещения)

    уточняют тематические рамки урока

Коммуникативные: умение настро-иться на совместную работу и общение с одноклассникам и учителем.

Личностные: положительное отно-шение к учению, к познавательной деятельности.

2. Актуализация

знаний (4-5 минут)

Цель: воспроизведение и коррекция опорных зна-ний учащихся, необхо-димых и достаточных для восприятия нового материала.

Базовые вопросы:

    Назвать тему прошлого урока

    Какие выводы вы сделали, изучив эту тему?

    Как назвать тип опасности при употреблении некачественных продуктов?

    Какие опасности в быту вы знаете?

    Какие бытовые приборы представляют опасность?

    Как можно избежать опасности при работе с бытовыми приборами?

Называют тему прошлого урока

Отвечают на вопросы по теме: «Продукты под контролем» из Рабочей тетради (№№ 1-3)

Формирование понятий «Опасности в быту», «Правила использования бытовых приборов»

Личностные: формирование конст-руктивного отношения к ошибкам.

Регулятивные: обучение приемам самопроверки и самоанализа.

Познавательные: умение ориенти-роваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: обучение раз-ным способам выражения своих мыслей.

3.Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Цель: активизация субъ-ектного опыта учащихся, мотивация учебной деятельности, вовлече-ние в совместную учеб-ную деятельность

Организует постановку проблемы урока учащимися, формулировку темы урока.

Базовые вопросы:

    Для чего нужен домашний компьютер?

Постановка проблемы урока

Ученики делают вывод о том, что домашний компьютер – это бытовой прибор с особой сферой применения.

С помощью учителя формулируют проблему урока: «Компьютер – друг или враг?»

Личностные: создание учителем проблемной ситуации, мотивиру-ющей учащихся на открытие ново-го знания.

Регулятивные: развитие умения формулировать проблему и искать пути ее решения.

Познавательные: формулирование познавательной цели; умение стро-ить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: уметь оформ-лять свои мысли в устной и письменной форме.

Организует обсуждение проблемы и пути ее решения.

Базовые вопросы:

    Какие опасности вы можете назвать при работе с компьютером?

    Что нужно сделать, чтобы избежать этих опасностей?

Предлагают и анализируют опасности при работе с компьютером и пути их преодоления.

С помощью учителя формулируют вывод: при работе с компьютером надо соблюдать особые правила безопасности.

С помощью учителя формулируют тему урока: « Безопасный компьютер »

Организует работу класса по записыванию в тетрадь темы урока и определения.

Делают записи в тетради (подчеркнуто):

    тема урока

    определение домашнего компьютера

4. «Открытие нового

знания» (12-14 минут)

Длительность видеома-териала – 6 минут.

Цель: осмысление и ре-шение учебной задачи путём исследования ви-деоматериала.

Организация мотивированного просмот-ра видеоматериала «Компьютер и его влияние на здоровье человека»

Базовые вопросы:

    Какие факторы опасного влияния компьютера на здоровье человека вы узнали?

    Посмотрите фильм и обратите внимание на то, какие опасные факторы влияния компьютера на здоровье человека мы не назвали.

Демонстрация видеоматериала.

Обобщают знания и понятия предыдуще-го этапа урока.

Просмотр видеоматериала «Компьютер и его влияние на здоровье человека»

Личностные: мотивация учения

Регулятивные: определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного резуль-тата.

Познавательные: умение осуществ-лять поиск и выделение информа-ции в видеоматериале; умение уста-навливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь с доста-точной полнотой и точностью выра-жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни-кации

Организация анализа учащимися видео-материала и формулирование правил по обеспечению безопасной работы на компьютере.

Базовые вопросы:

    О каких опасных факторах влияния компьютера на здоровье человека вы узнали из фильма?

    О каких факторах не упоминается в фильме?

Ученики с помощью учителя формируют перечень факторов опасного воздействия компьютера:

    долгое сидячее положение

    перегрузка суставов кистей рук

    электромагнитное излучение

    свечение экрана

    электрический прибор (в фильме нет)

    пожароопасный прибор (в фильме нет)

    На какие отделы организма человека компьютер оказывает наибольшее опасное воздействие?

Ученики с помощью учителя делают вывод. Влияние компьютера организм на человека:

    на скелет, осанку

    на зрение

    на кожу (аллергия)

    на психику

Организует работу класса по записыванию поэтапно в тетрадь сформулированных выводов.

Делают записи в тетради (подчеркнуто).

Организует обсуждение учащимися вопроса:

    Что нужно сделать для уменьшения опасного воздействия компьютера на человека?

Формулируют обоснованный вывод о необходимости знания и выполнения правил безопасного пользования компьютером.

5. Первичное закрепле-ние. (3-4 минуты)

Цель: самооценка степе-ни усвоения содержания; развитие навыков про-цессуального самоконт-роля.

Организует работу в парах по выполнению Задания 1. в Рабочей тетради (с.57) с использованием раздаточного материала (Приложение 1):

    раздать материал на каждого

    поставить задачу

    информировать, что раздаточный материал является частью домашнего задания 2 в рабочей тетради

    информировать, что задания в Рабочей тетради будут проверены на следующем уроке

Используя раздаточный материал, в процессе обсуждения в паре заполняют схему Задания 1. в Рабочей тетради.

Выполнив работу, вкладывают разда-точный материал в Рабочую тетрадь и закрывают ее.

Личностные: понимание личной от-ветственности за будущий резуль-тат совместной деятельности в паре.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение осуществ-лять поиск и выделение информа-ции в схемах; умение структури-ровать информацию в нужной форме.

Коммуникативные: умение состав-лять план действий по конструк-тивному сотрудничеству в паре; умение вступать в диалог; умение договариваться несиловыми мето-дами.

6. Самостоятельная рабо-та с проверкой по этало-ну. (4-5 минут)

Цель: применение полу-ченных знаний с после-дующими самоконтро-лем и самооценкой

Организует индивидуальную работу учащихся по применению полученных знаний, используя раздаточный материал (Приложение 2) и Бланк (Приложение 3):

    раздать материал на каждого

    поставить задачу – составить Памятку при работе на компьютере (задание 1 Бланка)

Выполняют задания Бланка самостоятельно.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: умение осуществ-лять самоконтроль в форме сличения с заданным эталоном; коррекция; формирование содержа-тельной самооценки.

Познавательные: умение осущест-влять поиск и выделение информа-ции в схемах и рисунках; умение анализировать с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для сравнения; умение работать с табличными данными.

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

Организация самоанализа и самоконт-роля учащихся:

    после выполнения задания 1 Бланка раздать эталон для самопроверки (Приложение 4)

    предложить выполнить задание 2 Бланка

Выставляют свою оценку в соответ-ствующей строке Бланка.

    после выполнения всех заданий Бланка собрать раздаточный материал (Приложение 2) и работы для выставления оценок в журнал

Передают раздаточный материал (Приложение 2) и работы учителю

7.Включение нового зна-ния в систему знаний и повторение. (8-10 минут)

Цель: осознание и оце-нивание результатов осу-ществленной собствен-ной деятельности.

Организация коллективного обсуждения вопроса об особом воздействии компью-тера на здоровье человека.

Базовые вопросы:

    Какие вы знаете опасности в повседневной жизни человека?

    В чем главная особенность опасного воздействия компьютера на человека?

Информация о компьютерной зависи-мости от игр и Интернета.

Формулируют с помощью учителя вывод.

Главные особенности опасного воздей-ствия компьютера на человека:

    угрозу нельзя увидеть и почувствовать сразу

    компьютерная зависимость

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личнос-ти.

Регулятивные: умение осознать уровень и качество усвоения содержания.

Познавательные: умение ориенти-роваться в своей системе знаний; развитие способности к синтезу как составлению целого из частей; умение работать с табличными данными.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение взаимодей-ствовать в группе.

Организует работу класса по записыванию поэтапно в тетрадь сформулированных выводов.

Делают записи в тетради (подчеркнуто).

Организует анкетирование учащихся на тему: «Степень моей зависимости от Интернета» (во время самостоятельной работы учащихся переносит оценки с Бланков в журнал):

    раздать Анкеты (Приложение 5)

    проинструктировать учащихся

N . B .! Тему Анкеты не называть для большей объективности ответов; можно обозначить тему: «Моя работа с компьютером»

    после заполнения Анкеты информи-ровать: подсчитайте количество поло-жительных ответов; если их пять и более, то Вы – Интернет-зависимы.

Заполняют Анкеты (индивидуальная работа).

Проводят обработку результатов.

Делают индивидуальные выводы (без их афиширования).

После окончания анкетирования раздает Бланки учащимся.

Акцентирует внимание учащихся на результатах Анкет и Бланков.

Предлагает учащимся в Бланках отметить, какие правила работы на компьютере они выполняют (задание 3).

Делает обобщающий вывод:

    опасные факторы при работе с компьютером человек не замечает

    каждый из вас может увидеть в Бланках и Анкетах, какие болезни ему угрожают при несоблюдении правил работы на компьютере

    компьютерная зависимость – болезнь, которая ведет к разрушению личности человека

Анализируют индивидуально результаты своих Анкет и Бланков и с помощью учителя делают вывод.

Чтобы избежать потери здоровья при работе с компьютером, необходимо соблюдать особые правила безопасности.

Организует работу класса по записыванию в тетрадь сформулированного вывода.

Бланки и Анкеты (Приложения 3, 5) остаются у учащихся, Эталон ответов (Приложение 4) учитель собирает.

Делают записи в тетради (подчеркнуто).

Передают Эталон ответов учителю, Бланки и Анкеты убирают в Рабочую тетрадь.

8. Рефлексия.

(1-2 минуты)

Цель: помочь ученику осознать пройденный путь, систематизировать полученный опыт, оце-нить свое состояние, эмоции, результаты сво-ей деятельности

Организует коллективную эмоциональ-ную рефлексию.

На вопросы ученики «отвечают» поднятой рукой.

Базовые вопросы:

    Кто узнал новое?

    Кому было интересно на уроке?

    Кто удивился?

    Кто задумался после изучения темы?

    Кто понял, что компьютер может быть врагом?

    Кто теперь знает, как сделать компью-тер другом?

    Кто сегодня считает себя самым активным на уроке?

Ученики совместно с учителем оценивают эмоциональное восприятие материала и свою активность на уроке.

Личностные: оценивание усвоен-ного содержания, исходя из социальных и личностных ценнос-тей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные: формирование поло-жительной самооценки

Коммуникативные: умение выра-жать свои мысли и эмоции разными способами; умение интегрироваться в среду сверстников.

9. Итог урока информа-ционный (1минута)

Цель: подведение итогов

урока

Краткая информация о Домашнем задании (в электронном дневнике)

    § 29, ответить устно на вопросы и задание (с.155)

    Рабочая тетрадь, с. 57-58, №№ 2 (вклеить раздаточный материал), 3.

Оценка деятельности и результатов учащихся

Личностные: мотивация учения

Регулятивные: оценка результатов учебной деятельности

Приложение 1.

Раздаточный материал (разрезной, 6 шт.)

Приложение 2.

Раздаточный материал (разрезной, 4 шт.)

Приложение 3.

Бланк «Правила при работе на компьютере». Класс 5.

Дата_____________ Ф.И.___________________________

Задание 1. Подпишите Бланк, поставьте дату.

Против каждого параметра (графа 2) выберите и подчеркните один правильный ответ в графе 3 («Ответы»).

Ухудшение зрения;

компьютерная зависимость

а) ниже уровня локтя; б) на уровне локтя;

в) выше уровня локтя

Болезни суставов кистей рук

Поверхность стола

а) не должно быть еды, лишних предметов, пыли;

б) все учебники и тетради; в) не важно

Аллергия;

Под столом

а) системный блок; б) подставка для дисков, бумаг;

в) пустое пространство

Сколиоз

(искривление позвоночника)

Сиденье кресла

а) под наклоном; б) без наклона; в) не важно

Болезни поясничного отдела

Спинка кресла

а) прямая; б) не важно;

в) анатомическая (изогнутая)

Неправильная осанка

а) не касаются пола;

б) полностью стоят на полу (подставке); в) не важно

Боли в пояснице

Расстояние до монитора

а) более 50 см; б) менее 50 см; в) не важно

Ухудшение зрения

Центр экрана монитора

а) выше уровня глаз; б) на уровне глаз;

в) ниже уровня глаз

Болезни шейного отдела

Поза человека

а) расслабленная; б) не имеет значения;

в) прямая спина

Сколиоз;

неправильная осанка

Задание 2. Проверьте свою работу: 1) получите «Эталон ответов»;

2) поменяйте цвет ручки и обведите буквы правильных ответов в Бланке;

3) в графе 4 поставьте «+» против правильных ответов и подсчитайте их количество;

4) число правильных ответов = ___________.

Вычислите процент выполнения: число правильных ответов умножить но 10. Мой процент выполнения: _______________.

По табличке в «Эталоне ответов» определите оценку по проценту выполнения. Оценка: ________.

Приложение 4.

Раздаточный материал к Бланку «Эталон ответов» (разрезной, 2 штуки)

Эталон ответов

Эталон ответов

Параметры

Ответы

Параметры

Ответы

а) 1,5-2 часа

Время нахождения за компьютером

а) 1,5-2 часа

Положение поверхности стола и клавиатуры

б) на уровне локтя

Положение поверхности стола и клавиатуры

б) на уровне локтя

Поверхность стола

Поверхность стола

а) не должно быть еды, лишних предметов, пыли

Под столом

в) пустое пространство

Под столом

в) пустое пространство

Сиденье кресла

б) без наклона

Сиденье кресла

б) без наклона

Спинка кресла

в) анатомическая (изогнутая)

Спинка кресла

в) анатомическая (изогнутая)

Высота стола и кресла такая, что ступни ног

Высота стола и кресла такая, что ступни ног

б) полностью стоят на полу (подставке)

Расстояние до монитора

а) более 50 см

Расстояние до монитора

а) более 50 см

Центр экрана монитора

в) ниже уровня глаз

Центр экрана монитора

в) ниже уровня глаз

Поза человека

в) прямая спина

Поза человека

в) прямая спина

Шкала перевода баллов в отметку

Проценты выполнения

Проценты выполнения

Если согласны, ставьте в строке «+» («да»)

Предположения

Предположения

Провожу за компьютером более 2 часов в день

Часто ем, пью чай, готовлю уроки за компьютером

Прихожу домой и сразу сажусь за компьютер

«Заигравшись» на компьютере забываю поесть

Могу не выучить уроки из-за компьютера

У меня есть постоянное желание играть

У меня портится настроение, если компьютер сломался

Конфликтую на запрет сидеть за компьютером

Если согласны, ставьте в строке «+» («да»)

Если согласны, ставьте в строке «+» («да»)

Предположения

Предположения

Провожу за компьютером более 2 часов в день

Провожу за компьютером более 2 часов в день

Часто ем, пью чай, готовлю уроки за компьютером

Часто ем, пью чай, готовлю уроки за компьютером

Прихожу домой и сразу сажусь за компьютер

Прихожу домой и сразу сажусь за компьютер

«Заигравшись» на компьютере забываю поесть

«Заигравшись» на компьютере забываю поесть

Могу не выучить уроки из-за компьютера

Могу не выучить уроки из-за компьютера

У меня есть постоянное желание играть

У меня есть постоянное желание играть

У меня портится настроение, если компьютер сломался

У меня портится настроение, если компьютер сломался

Конфликтую на запрет сидеть за компьютером

Конфликтую на запрет сидеть за компьютером

Приложение 5.

Анкета «Степень моей зависимости от Интернета» (разрезная, 4 штуки)

Конспект урока на тему «Человек и компьютер. Техника безопасности»

МКУ Муксутская ООШ

Цели урока:

Образовательная:

    дать представление о предмете изучения;

    познакомить учащихся с назначением основных устройств компьютера;

    сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены, познакомить с правилами при работе с компьютером;

Развивающая:

    развивать познавательный интерес,

    умение работать в группе,

Воспитательные:

    прививать интерес к предмету,

    формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности.

Оборудование:

Учебник Информатика и ИКТ Начальный уровень. Под редакцией профессора Н. В. Макаровой, компьютер, компьютерная презентация «Человек и компьютер».

План урока:

Орг. момент. Знакомство с классом. (3 мин)

Актуализация знаний.(2 мин)

Теоретическая часть. (25 мин)

Физкультминутка (1 мин)

Работа за компьютером. (5 мин)

Д/з (1 мин)

Итог урока. (3 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент. Знакомство с классом.

Приветствие. Знакомство с классом. Закрепление рабочих мест за учащимися.

II. Актуализация знаний.

Главная задача учителя на этом уроке - пробудить интерес учеников к предмету, дать им понять, что изучение информационных технологий дает им неограниченные возможности в любом виде деятельности, облегчает творческий труд – дает возможность автоматизировать рутинную деятельность: написание и оформление текстов, выполнение расчетов, поиск нужной информации.

Пояснение, как будут проходить уроки, сколько тетрадей нужно иметь учащимся, Пояснение учащимся, какие темы они будут изучать в течение года, чтобы они примерно поняли, чем будут заниматься на уроках. Закрепление рабочих мест за учащимися.

Мы начинаем знакомство с новым учебным предметом ИНФОРМАТИКА- это сложная, но очень интересная дисциплина. Надеюсь, вы поладите с ней. Ведь тому, кто с ней подружится, информатика раскроет удивительные возможности. Поздравляю вас с новым учебным годом, с новым интересным предметом.

Сегодня на этом уроке мы познакомимся с основными устройствами компьютера. Тема урока Человек и компьютер.

III. Теоретическая часть.

Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, - получаете новую информацию. Информация – это знания, различные сведения. Первичную информацию об окружающем мире люди получают с помощью органов чувств в виде звуков, зрительных образов, запахов.

Но, всегда ли мы можем доверять своим органам чувств?

Вы заметили фигуры, различия, движение там, где их нет. Называется это оптическими иллюзиями. Зрительная иллюзия – не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей строения нашего зрительного аппарата.

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек использует различные устройства и приборы.

Приведите примеры, какие это устройства? (линейка, весы, микроскоп, телескоп, термометр...).

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. Они придумывали различные механизмы и приспособления. Для облегчения умственного труда, человек придумал компьютер.

В настоящее время компьютер используется для хранения, обработки, быстрого поиска и обмена информацией. Вы видите его дома, в школе, в больнице, в магазине. Существуют самые разнообразные компьютеры. Одни - огромные и занимают целые залы, другие так малы, что умещаются на ладони. Наиболее распространены персональные компьютеры. Такой компьютер, как правило, находится в распоряжении одного человека, т.е. в персональном пользовании.

Посмотрите, вокруг вас находятся персональные компьютеры. Рассмотрим основные устройства, из которых состоит компьютер.

Человек способен получать информацию из окружающего мира при помощи органов чувств, в компьютер информация попадает через устройства ввода: мышь и … А как называется другое важнейшее устройство ввода информации узнаем, разгадав ребус:

КЛАВИАТУРА.

Человек обрабатывает информацию с помощью мозга, который находится в голове. В компьютере обработку информации осуществляет - центральный процессор, расположенный внутри системного блока. Там же находятся различные устройства, предназначенные для хранения информации – память компьютера. Особая часть памяти оперативная – похожа на исписанную заданиями школьную доску. Как только задание выполняется, их можно стереть и написать новые. Оперативная память хранит временные файлы.

Чтобы увидеть результат работы, используется устройство вывода информации, какое узнаем, разгадав ребус:

Учащиеся выполняют в тетради схематические зарисовки основных устройств компьютера.

Для успешного проведения этого урока можно приготовить детям «подарок» - распечатать правила работы за компьютером и раздать им. Это даст возможность вести беседу с детьми о необходимости соблюдения правил, так как они не будут заняты переписыванием информации, смогут свободно высказывать свои мысли это позволит прочно уяснить правила т.к. возможно повторять их дома.

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правила работы за компьютером

    Включайте и выключайте компьютер только с разрешения учителя.

    Садитесь за клавиатуру с чистыми руками. Нажимайте на клавиши мягко и не используйте для этого посторонние предметы.

    Не трогайте экран монитора руками.

    Не трогайте соединительные провода и не прикасайтесь к задним стенкам системного блока и монитора.

    При возникновении необычной ситуации с компьютером (мигание, посторонние звуки, запах) незамедлительно сообщите о ней учителю.

    Сидите за компьютером прямо, не напрягаясь. Стопы держите на подставке или на полу.

    Соблюдайте безопасное для глаз расстояние до экрана монитора (не менее 50 см, расстояние вытянутой руки)

    Делайте перерывы после непрерывной работы за компьютером каждые 20 минут.

Техника безопасности и организация рабочего места

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны.

2. Не размещайте на рабочем столе посторонние предметы

3. Не трогайте провода и разъемы соединительных кабелей.

4. Не прикасайтесь к экрану монитора.

5. Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе компьютера – немедленно сообщите о них учителю.

IV. Физкультминутка

1. Для чего можно использовать компьютер?

2. Как поступает информация от человека в компьютер?

3. Какое устройство отвечает за обработку информации?

V. Работа за компьютером.

Внимательно осмотрите свое рабочее место.

Найдите системный блок.

Включите компьютер. На передней панели системного блока находится кнопка с надписью POWER для включения и выключения компьютера. Нажмите ее. Во включенном состоянии должна светиться зеленая лампочка (индикатор).

Убедитесь, что монитор включен. Он так же имеет кнопку включения и индикатор.

Рассмотрите клавиатуру. Нажмите несколько клавиш.

Рассмотрите мышь. Переверните ее, потрогайте шарик (если он есть). Попробуйте вращать шарик, наблюдая за экраном монитора.

Положите ладонь на мышь, чтобы указательный и средний пальцы свободно легли на кнопки мыши.

Найдите на экране монитора указатель мыши – белую стрелку. Подвигайте мышь по коврику и проследите, как перемещается указатель по экрану.

Поднимите мышь, подвигайте ею в воздухе. Убедитесь, что указатель мыши на экране монитора не движется.

VII. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

Вот теперь, друзья, немного

Вы с компьютером знакомы.

Если дальняя дорога

Приведет его в ваш дом,

Вы скажите всем вокруг:

«Вот компьютер – лучший друг!»

Что вы узнали на уроке?

На уроке мы узнали, для чего нужен компьютер, для чего мы учимся на нем работать. Узнали назначение основных устройств компьютера. Как правильно организовать свое рабочее место, чтобы учиться было безопасно и интересно. Научились включать и выключать компьютер.