Уходящий год, безусловно, стал переломным для российского авторынка, который после четырех лет падения постепенно восстанавливается. Напомним, в феврале спрос на новые автомобили достиг дна, после чего стал показывать непрерывный рост, а с мая - даже в двукратных величинах. За январь-ноябрь продажи легковых машин и LCV увеличились на 12%, до 1,43 млн единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годовой результат, по прогнозу АЕБ, составит 1,58 млн автомобилей, что на 11% больше по сравнению с 2016 годом.
Впрочем, достаточно активный рост обусловлен исключительно прошлыми антирекордами, и на самом деле российский авторынок все еще находится на очень низком уровне. Достаточно сказать, что показатели «успешного» 2017 года оказались почти вдвое меньше докризисного 2013-го, когда в России было продано 2,94 млн машин.
Как говорит заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, основными факторами, позволившими авторынку преодолеть кризис, являются отложенный спрос за периоды «низкого рынка» в 2014–2016 годов, регулярное продление программ господдержки в авторитейле, а также повышение локализации у крупнейших объемообразующих брендов масс-сегмента, таких как Kia, Hyundai, Skoda и Volkswagen. «Наш прогноз на декабрь, в случае отсутствия глобальных потрясений в валютном секторе - на уровне динамики ноября, так как сокращение ряда программ господдержки компенсируется традиционным предновогодним ралли», - отметил он.
Безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ, реализовавший в январе-ноябре 279 тыс. машин (+17%). Для сравнения, это на 110 тысяч больше, чем у ближайшего преследователя - корейской Kia. При этом несмотря на то, что продажи автомобилей Lada начали расти раньше рынка (с июля 2016-го), тольяттинцы продолжают наращивать свою долю, практически достигнув целевых 20%. На самом АВТОВАЗе успехи связывают с развитием модельного ряда Lada и производственных площадок в Тольятти и Ижевске, усилением дилерской сети, гибкой маркетинговой политикой и .
Увеличению доли Lada среди прочего способствуют длительная стабильность цен, а также большой выбор различных типов трансмиссий, моторов и опций, добавляет директор по продажам Lada в ГК «Терра-Авто» Игорь Бадер. По его мнению, сокращение программ господдержки в 2018 году не должно сильно сказаться на позициях АВТОВАЗа, поскольку, к примеру, Lada Vesta уже несколько месяцев не участвует в льготных программах утилизации и трейд-ин, по другим моделям они обеспечивают порядка 5% продаж, однако сокращение программ не нанесло существенного ущерба спросу.
В сегменте иномарок продолжают господствовать корейские Hyundai и Kia, которые совместно уже обошли АВТОВАЗ по объему реализации. За 11 месяцев нынешнего года покупателей в России нашли 169 тыс. автомобилей Kia (+24%) и 143 тыс. машин Hyundai (+9%). Таким образом, для конкурентов «корейцы» по-прежнему остаются вне досягаемости: позади них Renault (122,1 тыс. шт., +19%), Toyota (83,4 тыс. шт., -1%) и Volkswagen (79,1 тыс. шт., +19%).
«Hyundai и Kia удерживают лидерские позиции в сегменте иномарок благодаря двум основным факторам - высокой степени локализации производства в России, позволяющей лишь минимально повышать цены, и лучшему сочетанию цена/опции, дающему клиенту возможность получить больше автомобиля за сопоставимые деньги. Кроме того, надежность и пятилетняя гарантия являются визитной карточкой указанных брендов. Свою роль играет и оперативный выход новинок и обновлений текущих бестселлеров», - комментирует Александр Зиновьев.
Операция «Преемник»
Между тем в рейтинге самых популярных моделей на российском авторынке вновь сменился лидер. Напомним, в прошлом году титул бестселлера впервые завоевала иномарка - это звание досталось Hyundai Solaris, сместившей с верхней строчки автомобильного чарта вазовскую Гранту. В 2017 году лидером продаж стал Kia Rio, продажи которого в январе-ноябре выросли на 14%, до 90,5 тыс. единиц. На втором месте остается Lada Granta с показателем 83,4 тыс. реализованных автомобилей (+6%). А «бронзу» впервые получила Lada Vesta, чей результат составил 69,3 тыс. машин (+44%). Стоит отметить, что с выходом нового универсала Lada Vesta SW и его внедорожной версии Vesta SW Cross флагманское семейство АВТОВАЗа по итогам ноября впервые вышло на второе место в рейтинге российских бестселлеров, обогнав Гранту. Как отмечает Игорь Бадер, в дальнейшем позиции вазовского бюджетника во многом будут зависеть от планируемого рестайлинга модели, который ожидается в следующем году.
По мнению консультанта-аналитика Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, Lada Granta сохранит сильные позиции на рынке, оставаясь в числе лидеров благодаря своей конкурентной цене на фоне сокращения программ господдержки. При этом предпочтения покупателей будут и дальше смещаться в сторону более современных автомобилей.
Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)
# | Модель | Январь-ноябрь | ||
2017 | 2016 | Изм.,% | ||
1. | Kia Rio | 90 491 | 79 633 | 14 |
2. | Lada Granta | 83 384 | 78 953 | 6 |
3. | Lada Vesta | 69 336 | 48 160 | 44 |
4. | 63 673 | 82 338 | -23 | |
5. | 49 406 | 17 927 | 176 | |
6. | Volkswagen Polo | 42 994 | 43 390 | -1 |
7. | Renault Duster | 39 012 | 40 105 | -3 |
8. | Lada Largus | 30 090 | 26 460 | 14 |
9. | Toyota RAV4 | 29 740 | 28 445 | 5 |
10. | Lada XRAY | 29 583 | 17 299 | 71 |
11. | Chevrolet Niva | 27 796 | 26 727 | 4 |
12. | Renault Kaptur | 27 746 | 10 216 | 172 |
13. | Renault Logan | 27 306 | 26 541 | 3 |
14. | Renault Sandero | 27 277 | 25 524 | 7 |
15. | Skoda Rapid | 26 648 | 23 458 | 14 |
16. | Lada 4x4 | 25 936 | 24 720 | 5 |
17. | Toyota Camry | 25 288 | 25 535 | -1 |
18. | Volkswagen Tiguan | 24 383 | 9 029 | 170 |
19. | Kia Sportage | 22 431 | 17 264 | 30 |
20. | Skoda Octavia A7 | 20 594 | 19 719 | 4 |
21. | Lada Kalina | 18 166 | 19 238 | -6 |
22. | Nissan X-Trail | 18 127 | 16 310 | 11 |
23. | Nissan Qashqai | 17 856 | 16 892 | 6 |
24. | Datsun on-DO | 17 343 | 12 046 | 44 |
25. | Mazda CX-5 | 16 715 | 14 008 | 19 |
А вот прошлогодний бестселлер Hyundai Solaris выпал из тройки лидеров, заняв лишь четвертое место в рейтинге продаж. В январе-ноябре эту модель выбрали 63,7 тыс. российских покупателей, что на 23% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И это при том, что в феврале на рынок вышел новый Solaris, правда, со сменой поколений модель лишилась кузова хэтчбек и сегодня предлагается только в четырехдверном исполнении. Именно этим и объясняется падение продаж Соляриса в сравнении с прошлым годом, ведь на хэтчбеки раньше приходилось примерно 25% реализации модели. В то же время продажи новых седанов, по данным «Хендэ Мотор СНГ», выше, чем в предыдущем поколении. В свою очередь, Александр Зиновьев отмечает, что если в аналогичных комплектациях, то у последнего будет небольшое преимущество в цене, к чему крайне чувствителен потребитель в данном сегменте.
Кстати, без традиционного кузова хэтчбек осталась и модель Kia Rio, которая с августа также стала доступна в . Сначала новинка появилась в продаже в четырехдверной версии, а в ноябре на рынке стартовал , который отличают увеличенный до 170 мм клиренс, адаптированные настройки подвески, а также защитный пластиковый обвес. Растущий спрос на псевдокроссоверы должен укрепить лидерство модели Rio на российском рынке в дальнейшем.
Заслуженное признание
В сегменте SUV, который является крупнейшим на российском авторынке, также новый бестселлер. Это, конечно же, кроссовер Hyundai Creta, который, напомним, в первый же месяц продаж в августе 2016-го. Однако получить пальму первенства по итогам года он смог только сейчас, завершив, таким образом, многолетнее господство Renault Duster, лидирующего в этом сегменте в 2013–2016 годах. Так, в январе-ноябре реализация Креты с учетом низкой базы выросла в 2,8 раза, до 49,4 тыс. машин. Дастер за тот же период разошелся в количестве 39 тыс. единиц, при этом спрос на него снизился на 3%. Впрочем, часть покупателей у него явно перетянул другой, более современный кроссовер этой французской марки - Kaptur, чьи продажи активно набирают обороты. По итогам 11 месяцев 2017-го он входит в пятерку самых популярных моделей SUV в России с показателем 27,7 тыс. реализованных машин (рост в 2,7 раза). Таким образом, Kaptur уже практически догнал Chevrolet Niva, чей результат составил 27,8 тыс. автомобилей (+4%), и сократил отставание от Тойоты RAV4, на которой остановили свой выбор 29,7 тыс. покупателей (+5%).
«Лидерство Креты ожидаемо ввиду ее новизны и цены, которая ниже, чем у большинства конкурентов с подобным уровнем технологического оснащения. Снижение продаж Дастера случилось из-за того, что модель без существенных изменений находится на конвейере почти 10 лет и на фоне конкурентов уже является довольно устаревшей, хотя и сравнительно дешевой. На мой взгляд, отчасти из-за отсталости Дастера, Kaptur набирает популярность среди поклонников марки Renault в России и в следующем году имеет шансы обогнать его. Toyota RAV4, которая почти в два раза дороже, чем Creta, имеет стабильную позицию на российском рынке, но без претензий на большее», - констатирует Иван Кондратенко.
Как заявил «За рулем.РФ» управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев, у Креты очень высокие шансы сохранить свое лидерство в следующем году. В первом квартале будущего года на заводе компании в Санкт-Петербурге стартует производство . Автомобиль получит новые сочетания коробок передач и двигателей, также в течение года будут доступны пакеты опций, разработанные в соответствии с запросами клиентов.
В апреле-мае следующего года в России стартуют продажи внедорожника Skoda Kodiaq локального производства. Напомним, с июня новинка поставляется к нам из Чехии только в топовых версиях по цене от 2 млн рублей, а с началом местной сборки Skoda сможет расширить линейку двигателей и вариантов комплектаций для этой модели, в том числе с передним приводом. Ежегодно планируется продавать до 30 тыс. таких автомобилей, что вполне сопоставимо с текущим уровнем реализации лидеров сегмента SUV. По мнению экспертов, даже если локализация производства позволит снизить начальную стоимость Kodiaq до 1,5 млн рублей, как заявлялось ранее, он все равно будет дороже или на уровне цен конкурентов, таких как Kia Sportage и Nissan X-Trail.
«В первую очередь необходимо понять, насколько существенное влияние окажет локальное производство на итоговую цену Skoda Kodiaq для конечного потребителя. В то же время в этом ценовом сегменте конкуренция очень серьезная, и говорить о том, что новинка сможет потеснить конкурентов, пока рано», - считает Александр Зиновьев.
Расслоение авторынка
Сегмент автомобилей премиум-класса, который оказался более устойчив к кризисным явлениям в прошлые годы, в 2017-м, напротив, показывает более низкую динамику спроса, а некоторые премиальные марки и вовсе снижают продажи на растущем рынке. Практически все представители пятерки лидеров по итогам 11 месяцев 2017 года оказались «в минусе»: Mercedes-Benz (-2%), Lexus (-3%), Audi (-19%), Land Rover (-3%), и только BMW смог нарастить реализацию (+8%). Стоит также отметить успехи Volvo и Infiniti, чьи продажи с начала года выросли на 20% и 12% соответственно.
Как говорит руководитель отдела продаж АЦ Беляево Павел Филиппов, кризис затрагивает в первую очередь автомобили среднего и нижнего ценового сегментов. Премиум-сегмент начинает падать позднее, но это падение, в отличие от более дешевых категорий, происходит глубже, с более длительным выходом на прежние показатели продаж. «Доходы и покупательская способность населения упали, и многие клиенты, которые ранее владели машинами премиум-класса, сегодня пересаживаются на более бюджетные модели, но зато новые автомобили. Доход от продаж в премиум-сегменте упал в разы, и если бы дилеры не создавали искусственный ажиотаж за счет дисконта и специальных предложений, то это падение было бы еще большим. Ожидать роста продаж премиальных автомобилей не стоит - в лучшем случае произойдет замедление падения или стагнация», - рассуждает эксперт.
А вот в ГК «АвтоСпецЦентр» прогнозируют на 2018 год небольшой рост в премиальном сегменте за счет выхода большого числа новых моделей. По словам Александра Зиновьева, подстегнуть спрос смогут интересные новинки будущего года - Audi A6, Audi Q8, BMW X7, BMW X2, новый Porsche Cayenne, обновленные Infiniti QX50 и QX80.
Неубиваемая ГАЗель
На рынке легких коммерческих автомобилей 2017 год ознаменовался выходом нового легкого грузовика УАЗ Профи грузоподъемностью 1,5 тонны, который должен составить конкуренцию ГАЗели. С октября новинка доступна в продаже с однорядной и двухрядной кабиной, в том числе и с полным приводом. Также недавно УАЗ выпустил битопливную модификацию Профи, работающую на бензине и газе. Стоит отметить, что новый ульяновский грузовичок стал самым доступным предложением в сегменте полуторатонников - его стоимость начинается от 749 тыс. рублей, без учета спецпредложений. Для сравнения, цена ближайшего конкурента - бортовой ГАЗели Бизнес - стартует от 865 тыс. рублей.
Впрочем, выход на продажах ГАЗелей никак не сказался, заявляют в пресс-службе «Группы ГАЗ». По данным компании, продажи бортовых ГАЗелей Бизнес, а Профи называли «убийцей» именно этой модели, в октябре-ноябре 2017 остались на уровне прошлого года. Совокупные же продажи бортовых грузовиков ГАЗ (ГАЗель Бизнес и ГАЗель Next) выросли за эти же два месяца на 25%.
В низком ценовом сегменте LCV опциональный состав автомобиля, на который делают упор разработчики УАЗ Профи, практически не оказывает влияния на решение о покупке, отмечают, с свою очередь, дилеры ГАЗа. По их словам, главное для покупателя здесь - способность автомобиля перевезти 1,5–2 тонны груза или рабочую бригаду, проехать в место погрузки/разгрузки, и именно по этим показателям Профи уступает ГАЗели.
В октябре на российский рынок вышел стоимостью от 2 млн руб. Еще одной новинкой в сегменте LCV стал , который поступит в продажу в конце декабря в двух модификациях - пятиместный грузопассажирский автомобиль (819 тыс. руб.) и коммерческий фургон (814 тыс. руб.). Эта модель должна занять нишу между фургоном Lada Largus (от 500 тыс. руб.) и Peugeot Partner с Citroen Berlingo (от 1,2 млн руб.). В свою очередь, PSA Group в первом квартале 2018 года начнет выпускать в России фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy нового поколения, а в дальнейшем на калужском конвейере к ним добавятся пассажирские микроавтобусы Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer.
«УАЗ сделал смелый ход с запуском модели Профи, но вряд ли она способна существенно ослабить позиции ГАЗа на рынке LCV. Поэтому неоспоримое лидерство ГАЗели, думаю, будет продолжаться и в 2018 году. Renault Dokker будет конкурировать с родственной Lada Largus, а Citroen Jumpy и Peugeot Expert займут свою небольшую нишу компактных LCV», - комментирует Иван Кондратенко.
Не хватает уверенности
Что касается прогнозов на 2018 год, то динамика российского авторынка во многом будет зависеть от объема господдержки. Уже известно, что программы утилизации и трейд-ин свернут, отказалось правительство и от льготных автокредитов. В 2018 году будут возобновлены только адресные программы «Первый...» и «Семейный автомобиль» , однако их предварительный бюджет рассчитан на продажу лишь 55 тыс. машин. Для сравнения: в уходящем году с помощью различных мер господдержки реализовано порядка 750 тыс. автомобилей, что обеспечило почти половину всех продаж. В случае сокращения мер стимулирования спроса авторынок может вновь столкнуться с падением продаж, которое будет усугубляться продолжающимся ростом цен.
Как говорят в пресс-службе Kia, программы господдержки - это эффективный инструмент, позволяющий сократить разницу между темпами роста цен на автомобили и роста доходов населения, которая сформировалась за 2014–2017 годы и достигла за этот период почти 30%. В компании полагают, что пока рынок не вернется хотя бы к среднегодовому уровню в 2 млн автомобилей, господдержка будет иметь очень важное значение.
В ГК «Авторусь» отмечают, что рост продаж, который наблюдается в последние месяцы, - это, скорее всего, его пиковые значения, обусловленные сезонной активностью дилеров. В будущем году авторынок прибавит в лучшем случае 8–10%.
А вот в Frost & Sullivan прогнозируют, что при оптимистическом сценарии развития рынка в 2018 году возможно сохранение уровня продаж в пределах 1,5 млн машин или минимальный рост. Но в целом, оценивая эффект программ господдержки на рынок в предыдущие годы, можно рассчитывать, что с их окончанием российский авторынок в следующем году вернется к некоторому снижению. Естественный же рост рынка наступит при условии, что ускорится экономический рост в стране и курс валют будет оставаться на стабильном уровне. «В этом случае даже в ситуации отмены мер по стимулированию автопродаж российский покупатель, который выжидал с покупкой новой машины, почувствует улучшение благосостояния и будет уверен в завтрашнем дне», - резюмирует Иван Кондратенко.
Фото: ИТАР-ТАСС, depositphotos.com и компании-производители
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в мае этого года в России было продано 124 990 новых автомобилей, что на 15 991 штуку больше, чем в мае 2016-го. В плюсе вся первая десятка, но если спуститься ниже по таблице, то можно увидеть, что вопреки общему тренду заметно упали продажи у брендов УАЗ (-17%), Lexus (-20%) и Audi (-14%).
Если суммировать результаты продаж за первые пять месяцев текущего года, то выяснится, что из первой десятки в минусе две популярные японские марки - Toyota и Nissan. Если Toyota, скорее всего, через месяц-два все-таки выйдет в плюс, то недавняя очередная оптимизма не внушает.
Топ-20 самых продаваемых марок автомобилей в России в мае 2017 года и с января по май 2017 года.
# | МАРКА | МАЙ 2017 | МАЙ 2016 | Изменение | ЯНВАРЬ-МАЙ 2017 | ЯНВАРЬ-МАЙ 2016 | Изменение |
Lada | 25 051 | 20 597 | 112 835 | 102 124 | |||
15 121 | 11 997 | 68 434 | 56 986 | ||||
Hyundai | 11 955 | 10 603 | 55 915 | 52 333 | |||
Renault | 10 917 | 8952 | 48 599 | 41 966 | |||
Toyota | 7898 | 6871 | 34 836 | 37 152 | |||
Volkswagen | 7118 | 5567 | 32 270 | 27 406 | |||
Nissan | 5766 | 5414 | 28 308 | 30 315 | |||
Skoda | 4985 | 4706 | 23 045 | 22 094 | |||
ГАЗ ком. авт. | 4370 | 3983 | 19 878 | 18 647 | |||
Ford | 3921 | 3495 | 17 350 | 16 989 | |||
Mercedes-Benz | 3065 | 2840 | 14 494 | 15 830 | |||
УАЗ | 2586 | 3107 | 15 561 | 16 602 | |||
Chevrolet | 2486 | 2375 | 12 315 | 11 869 | |||
2350 | 2200 | 11 906 | 11 860 | ||||
Mazda | 1778 | 1307 | 8777 | 7383 | |||
Lexus | 1766 | 2212 | 8656 | 9471 | |||
Audi | 1553 | 1808 | 6798 | 8832 | |||
Mitsubishi | 1476 | 1105 | 6999 | 7307 | |||
Datsun | 1461 | 1524 | 8997 | 6690 | |||
Lifan | 1273 | 1270 | 5831 | 6255 |
Глядя на рейтинг самых популярных моделей, можно уже достаточно уверенно сказать, что новый Hyundai Solaris не оправдал возложенных на него надежд и растерял популярность предшественника: в мае его впервые обогнала по продажам Lada Vesta и прорвалась в тройку бестселлеров.
Лидером же по-прежнему является Kia Rio, причем спрос на «корейца» растет! Фирма Kia вот-вот представит на нашем рынке Rio нового поколения, но, честно говоря, уже есть большие сомнения, стоит ли это делать и не повторит ли новый Rio судьбу Соляриса. Понятно, что запуск преемника никто не отменит, и если новый Рио вслед за Солярисом ощутимо подорожает, то уже к концу года два первых места в рейтинге самых популярных автомобилей в России будут за Ладами - Грантой и Вестой.
Топ-20 самых продаваемых моделей автомобилей в России в мае 2017 года и с января по май 2017 года.
# | МОДЕЛЬ | МАЙ 2017 | МАЙ 2016 | Изменение | # | МОДЕЛЬ | ЯНВАРЬ-МАЙ 2017 | ЯНВАРЬ-МАЙ 2016 | Изменение |
Kia Rio | 8083 | 7569 | Kia Rio | 38 126 | 30 825 | 7301 |
|||
Lada Granta | 7324 | 7967 | Lada Granta | 33 444 | 36 748 | 3304 |
|||
Lada Vesta | 6556 | 3752 | 2804 | Lada Vesta | 27 986 | 17 766 | 10 220 |
||
Hyundai Solaris | 5802 | 7627 | 1825 | Hyundai Solaris | 25 260 | 37 254 | 11 994 |
||
Hyundai Creta | 4203 | Hyundai Creta | 20 131 | ||||||
VW Polo | 3920 | 3540 | VW Polo | 18 088 | 17 754 | ||||
Renault Duster | 3456 | 4151 | Renault Duster | 15 886 | 19 417 | 3531 |
|||
Toyota RAV4 | 3166 | 2565 | Lada XRAY | 12 692 | 6247 | 6445 |
|||
Lada XRAY | 2887 | 1608 | 1279 | Toyota RAV4 | 12 449 | 14 152 | 1703 |
||
Renault Kaptur | 2669 | Chevrolet Niva | 11 948 | 11 672 | |||||
Lada Largus | 2609 | 2846 | Renault Kaptur | 11 324 | |||||
Toyota Camry | 2605 | 2169 | Skoda Rapid | 11 227 | 10 335 | ||||
Renault Sandero | 2603 | 2366 | Renault Sandero | 10 835 | 10 879 | ||||
Chevrolet Niva | 2422 | 2349 | Toyota Camry | 10 828 | 10 202 | ||||
Skoda Rapid | 2406 | 2393 | Lada 4x4 | 10 755 | 11 142 | ||||
Kia Sportage | 2258 | 1412 | Renault Logan | 10 520 | 10 960 | ||||
Lada 4x4 | 2207 | 1825 | Lada Largus | 10 451 | 11 709 | 1258 |
|||
Renault Logan | 2165 | 2319 | Kia Sportage | 9871 | 6934 | 2937 |
|||
VW Tiguan | 2165 | 1530 | VW Tiguan | 9496 | 3280 | 6216 |
|||
Nissan Almera | 1786 | 1003 | Skoda Octavia | 8783 | 8513 |
Кстати, хорошую статистику продаж в мае отчасти обеспечила плохая погода и короткие в этом году майские выходные: многие россияне не поехали на дачу, потребительская активность была нетипично высокой для этого месяца.
- В прошлом году российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей , в этом .
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС
Если смотреть на автомобильный рынок России, то складывается ощущение, что никакого экономического кризиса в России нет и никогда не было. Продажи стремительно растут, некоторые дилеры в разговорах вновь начинают употреблять слова «дефицитная модель», а покупателей все чаще заставляют вместе с машиной приобретать кучу дорогущего допоборудования (в противном случае «живых» машин неожиданно нет, и ждать заставляют по несколько месяцев).
С чем связан столь радостный взлет продаж? Думается, что есть несколько факторов. Первое - покупатели уже привыкли к нынешнему курсу доллара/евро и смогли адаптироваться к изменившейся экономической ситуации. Второе - люди все чаще берут автомобили в кредит. Уже в первом квартале 2018 года более 50 процентов проданных автомобилей приобретались именно в кредит.
Причина третья - для многих водителей настало время смены автомобиля. Наш авторынок был на пике в 2012-2013 годах. И сейчас многие понимают, что пора покупать что-то новое (пусть и заметно подорожавшее).
У Datsun и Audi есть проблемы
В группе лидеров почти все компании показали хороший рост. У Mitsubishi он вообще плюс 141%, причем это не случайность - продажи «Митсу» растут уже давно. А еще отметим возрождение из пепла компании Honda. В мае прошлого года японцы смогли продать в России лишь 41 автомобиль, а многие стали говорить, что «Хонда» скоро покинет наш рынок. Но сегодня мы видим уже 339 машин (хотя это, конечно, тоже весьма скромные показатели на фоне лидеров - даже Porsche продает больше).
Хотя есть компании, которым сложно даже в пока еще очень удачном 2018 году. По-прежнему не может выкарабкаться из кризиса Audi (-15% в мае и -10% по итогам 5 месяцев). Так что дилеры немецкой компании с нетерпением ждут начала поставок , который имеет шансы стать весьма популярным в России.
Падают продажи и у Datsun, который сейчас продает лишь перелицованную Lada Kalina. И с трудом находит на нее покупателей (-29% по итогам мая). Очевидно, что клиенты «Датсуна» бегут к «Ладе», которая предлагает более современную «Весту» в различных кузовах (в том числе и ). Кстати, продажи самой «Калины» тоже очень скромны - модель уже даже не входит в список 25 самых популярных в стране.
В «личном» зачете ничего революционно нового нет. Самой популярной моделью вновь стала Kia Rio , но ей в затылок дышат «Лады» (Granta и Vesta). Замыкают пятерку две модели Hyundai, которые делаются на заводе в Санкт-Петербурге (Solaris и Creta). Кстати, отметим, что Kia и Hyundai смогли неплохо нарастить свои продажи и в сегменте кроссоверов - Sportage в мае был на 9 месте в списке самых популярных автомобилей в стране, пропустив вперед только Creta и Duster (продажи Hyundai Tucson скромнее, но тоже достойные - 22 место в рейтинге).
Марка | Май | Январь-Май | ||||||||||||||
2018 | 2017 | % | 2018 | 2017 | % | |||||||||||
Lada | 28 654 | 25 051 | 14% | 138 480 | 112 835 | 23% | ||||||||||
KIA | 19 561 | 15 121 | 29% | 91 353 | 68 434 | 33% | ||||||||||
Hyundai | 15 859 | 11 955 | 33% | 70 613 | 55 915 | 26% | ||||||||||
Renault | 12 128 | 10 917 | 11% | 57 277 | 48 595 | 18% | ||||||||||
VW | 9 025 | 7 118 | 27% | 39 224 | 32 270 | 22% | ||||||||||
Toyota | 8 616 | 7 898 | 9% | 37 977 | 34 836 | 9% | ||||||||||
Škoda | 5 973 | 4 985 | 20% | 29 195 | 23 045 | 27% | ||||||||||
Nissan | 5 941 | 5 766 | 3% | 29 645 | 28 308 | 5% | ||||||||||
GAZ LCV | 4 675 | 4 370 | 7% | 21 740 | 19 878 | 9% | ||||||||||
Ford | 3 701 | 3 921 | -6% | 21 360 | 17 350 | 23% | ||||||||||
UAZ | 3 630 | 2 586 | 40% | 14 413 | 15 561 | -7% | ||||||||||
Mitsubishi | 3 561 | 1 476 | 141% | 16 824 | 6 999 | 140% | ||||||||||
Mercedes-Benz | 3 234 | 3 065 | 6% | 15 189 | 14 494 | 5% | ||||||||||
BMW | 2 917 | 2 350 | 24% | 13 854 | 11 906 | 16% | ||||||||||
Mazda | 2 536 | 1 778 | 43% | 11 638 | 8 777 | 33% | ||||||||||
Chevrolet | 2 373 | 2 486 | -5% | 12 211 | 12 315 | -1% | ||||||||||
Lexus | 2 080 | 1 766 | 18% | 9 483 | 8 656 | 10% | ||||||||||
Lifan | 1 327 | 1 273 | 4% | 5 949 | 5 831 | 2% | ||||||||||
Audi | 1 318 | 1 553 | -15% | 6 131 | 6 798 | -10% | ||||||||||
Datsun | 1 034 | 1 461 | -29% | 7 399 | 8 997 | -18% | ||||||||||
Land Rover | 728 | 848 | -14% | 3 618 | 3 745 | -3% | ||||||||||
VW NFZ | 720 | 585 | 23% | 2 840 | 2 535 | 12% | ||||||||||
Volvo | 711 | 697 | 2% | 2 244 | 2 359 | -5% | ||||||||||
Subaru | 698 | 429 | 63% | 2 980 | 1 993 | 50% | ||||||||||
Mercedes-Benz Vans | 586 | 367 | 60% | 2 676 | 2 251 | 19% | ||||||||||
Chery | 525 | 520 | 1% | 2 422 | 2 020 | 20% | ||||||||||
Suzuki | 509 | 418 | 22% | 1 881 | 1 707 | 10% | ||||||||||
Ravon | 508 | 1 219 | -58% | 5 184 | 3 707 | 40% | ||||||||||
Peugeot | 502 | 327 | 54% | 2 435 | 1 785 | 36% | ||||||||||
Porsche | 477 | 365 | 31% | 1 662 | 1 576 | 5% | ||||||||||
Honda | 339 | 41 | 727% | 1 776 | 448 | 296% | ||||||||||
Citroёn | 334 | 283 | 18% | 1 726 | 1 561 | 11% | ||||||||||
Infiniti | 324 | 296 | 9% | 1 822 | 2 153 | -15% | ||||||||||
Haval | 286 | 173 | 65% | 989 | 687 | 44% | ||||||||||
Geely | 215 | 206 | 4% | 812 | 904 | -10% | ||||||||||
Zotye | 206 | 119 | 73% | 943 | 361 | 161% | ||||||||||
MINI | 202 | 115 | 76% | 872 | 543 | 61% | ||||||||||
Jaguar | 188 | 198 | -5% | 927 | 1 030 | -10% | ||||||||||
FAW | 159 | 42 | 279% | 575 | 180 | 219% | ||||||||||
Genesis | 149 | 45 | 231% | 495 | 287 | 72% | ||||||||||
Jeep | 146 | 102 | 43% | 568 | 622 | -9% | ||||||||||
FIAT | 146 | 161 | -9% | 647 | 827 | -22% | ||||||||||
Changan | 141 | 133 | 6% | 562 | 649 | -13% | ||||||||||
smart | 136 | 92 | 48% | 350 | 238 | 47% | ||||||||||
Cadillac | 123 | 116 | 6% | 428 | 561 | -24% | ||||||||||
DFM | 93 | 31 | 200% | 523 | 215 | 143% | ||||||||||
Isuzu | 66 | 58 | 14% | 277 | 245 | 13% | ||||||||||
Iveco | 51 | 20 | 155% | 179 | 124 | 44% | ||||||||||
Foton | 46 | 35 | 31% | 167 | 88 | 90% | ||||||||||
Hyundai LCV | 30 | 4 | 650% | 137 | 49 | 180% | ||||||||||
HTM | 16 | 11 | 45% | 28 | 65 | -57% | ||||||||||
Brilliance | 12 | 21 | -43% | 67 | 79 | -15% | ||||||||||
Chrysler | 6 | 2 | 200% | 30 | 3 | 900% | ||||||||||
SsangYong | 4 | 11 | -64% | 73 | 54 | 35% | ||||||||||
Baw | - | 15 | - | - | 59 | - | ||||||||||
Итого | 147 525 | 125 001 | 18,0% | 692 870 | 577 510 | 20,0% |
# | Модель | Марка | Май | # | Модель | Марка | Январь-Май | ||||
2018 | 2017 | 2018 | 2017 | ||||||||
1 | Rio | KIA | 8 857 | 8 083 | 1 | Rio | KIA | 42 750 | 38 126 | 4 624 | |
2 | Granta | Lada | 8 486 | 7 324 | 2 | Vesta | Lada | 39 792 | 27 986 | 11 806 | |
3 | Vesta | Lada | 7 673 | 6 556 | 3 | Granta | Lada | 36 490 | 33 444 | 3 046 | |
4 | Solaris | Hyundai | 6 467 | 5 802 | 4 | Solaris | Hyundai | 27 457 | 25 260 | 2 197 | |
5 | Creta | Hyundai | 5 759 | 4 203 | 5 | Creta | Hyundai | 27 456 | 20 131 | 7 325 | |
6 | Polo | VW | 5 257 | 3 920 | 6 | Polo | VW | 21 697 | 18 088 | 3 609 | |
7 | Largus | Lada | 3 778 | 2 609 | 7 | Duster | Renault | 17 294 | 15 886 | 1 408 | |
8 | Duster | Renault | 3 521 | 3 456 | 8 | Largus | Lada | 17 143 | 10 451 | 6 692 | |
9 | Sportage | KIA | 3 018 | 2 258 | 9 | XRAY | Lada | 14 086 | 12 692 | 1 394 | |
10 | XRAY | Lada | 2 991 | 2 887 | 10 | Rapid | Skoda | 13 770 | 11 227 | 2 543 | |
11 | Sandero | Renault | 2 934 | 2 603 | 11 | Sportage | KIA | 13 704 | 9 871 | 3 833 | |
12 | Kaptur | Renault | 2 829 | 2 669 | 12 | Tiguan | VW | 12 948 | 9 496 | 3 452 | |
13 | Rapid | Škoda | 2 821 | 2 406 | 13 | Kaptur | Renault | 12 925 | 11 324 | 1 601 | |
14 | Tiguan | VW | 2 719 | 2 165 | 14 | Sandero | Renault | 12 828 | 10 835 | 1 993 | |
15 | Camry | Toyota | 2 601 | 2 605 | 15 | 4×4 | Lada | 12 699 | 10 755 | 1 944 | |
16 | Logan | Renault | 2 506 | 2 165 | 16 | Logan | Renault | 12 586 | 10 520 | 2 066 | |
17 | 4×4 | Lada | 2 479 | 2 207 | 17 | NIVA | Chevrolet | 11 982 | 11 948 | 34 | |
18 | NIVA | Chevrolet | 2 302 | 2 422 | 18 | RAV 4 | Toyota | 11 057 | 12 449 | -1 392 | |
19 | RAV 4 | Toyota | 2 127 | 3 166 | 19 | Camry | Toyota | 10 681 | 10 828 | -147 | |
20 | Outlander | Mitsubishi | 2 068 | 1 072 | 20 | Octavia A7 | Škoda | 9 622 | 8 783 | 839 | |
21 | Octavia A7 | Škoda | 2 002 | 1 747 | 21 | Outlander | Mitsubishi | 9 500 | 5 967 | 3 533 | |
22 | Tucson | Hyundai | 1 972 | 668 | 22 | Cee’d | KIA | 8 779 | 6 272 | 2 507 | |
23 | Cee’d | KIA | 1 972 | 1 267 | 23 | X-Trail | Nissan | 8 541 | 8 590 | -49 | |
24 | CX-5 | Mazda | 1 828 | 1 368 | 24 | CX-5 | Mazda | 8 458 | 6 281 | 2 177 | |
25 | X-Trail | Nissan | 1 766 | 1 550 | 25 | Qashqai | Nissan | 8 074 | 8 165 | -91 |
Данных по мировой статистике продаж не так много и они весьма противоречивы, но как бы там не было, составить общее представление о тенденциях на мировых рынках можно.
Согласно консалтинговой компании "LMC Automotive" в 2018 годау в мире продано 94 млн. новых легковых и лёгких коммерческих (LCV) автомобилей, это на 0,5% меньше 2017 года. Таким образом, отрицательный результат зафиксирован впервые с 2009 года.
Китай, контролирующий почти треть мировых продаж, уверенно занимает первую строчку. Соединённые Штаты, уступившие в 2009 году первое место - вторую. Замыкает тройку лидеров - Япония. Россия, с темпом роста за год 12,8%, переместилась с 12 на 11 место.
Самыми популярными марками стали: Toyota - 8,6 млн. авто (+1,9%), Volkswagen - 6,9 млн. (+1,8%) и Ford - 5,6 млн. (-9,1%).
Лидеры моделей: Toyota Corolla - 1,2 млн. авто (-1,7%), Ford F-Seriess - 1,1 млн. (+0,4%) и Toyota RAV4 - 0,8 млн. (+3,6%).
Страны лидеры по продажам новых легковых автомобилей в 2018 году
1 | Китай | 23,449 | 24,718 | -5,1 |
2 | США* | 17,327 | 17,235 | 0,5 |
3 | Япония | 4,391 | 4,386 | 0,1 |
4 | Германия | 3,436 | 3,441 | 0,2 |
5 | Индия | 3,395 | 3,229 | 5,1 |
6 | Бразилия | 2,475 | 2,176 | 13,7 |
7 | Великобритания | 2,367 | 2,541 | -6,8 |
8 | Франция | 2,173 | 2,111 | 3,0 |
9 | Канада | 1,087 | 2,041 | -2,6 |
10 | Италия | 1,910 | 1,971 | -3,1 |
11 | Россия* | 1,801 | 1,596 | 12,8 |
12 | Южная Корея | 1,653 | 1,793 | -0,9 |
** Данные за 2017 год приведены с учётом небольших уточнений не влияющих на статистику в целом.
Статистика по Европейским странам приведена на основании данных о регистрации новых автомобилей, представленных Европейской ассоциацией производителей автомобилей (ACEA).
Статистика Китая по данным China Association of Automotive Manufacturers (CAAM).
Статистика Японии по данным JADA.
Статистика Индии по данным Society of Indian Automobile Manufacturers (SIAM).
Статистика Бразилии по данным Anfavea.
Самые продаваемые марки новых легковых автомобилей в мире в 2018 году
Для сортировки щёлкните по заголовку столбца.
1 | Toyota | 8,754 | 8,593 | 1,9 |
2 | Volkswagen | 6,942 | 6,817 | 1,8 |
3 | Ford | 5,560 | 6,118 | -9,1 |
4 | Honda | 5,025 | 5,080 | -1,1 |
5 | Nissan | 4,971 | 5,025 | -1,1 |
6 | Hyundai | 4,535 | 4,434 | 2,3 |
7 | Chevrolet | 4,151 | 4,138 | 0,3 |
8 | Kia | 2,900 | 2,794 | 3,8 |
9 | Mercedes | 2,584 | 2,525 | 2,3 |
10 | Renault | 2,553 | 2,665 | -4,2 |
11 | BMW | 2,132 | 2,075 | 2,7 |
12 | Peugeot | 1,995 | 2,067 | -3,5 |
13 | Audi | 1,819 | 1,859 | -2,2 |
14 | Maruti | 1,633 | 1,621 | 0,8 |
15 | Mazda | 1,611 | 1,563 | 3,1 |
16 | Jeep | 1,591 | 1,406 | 13,2 |
17 | Fiat | 1,481 | 1,645 | -10,0 |
18 | Geely | 1,455 | 1,258 | 15,6 |
19 | Suzuki | 1,437 | 1,408 | 2,1 |
20 | Buick | 1,344 | 1,448 | -7,2 |
21 | Skoda | 1,278 | 1,203 | 6,2 |
22 | Changan | 1,254 | 1,426 | -12,1 |
23 | Mitsubishi | 1,216 | 1,016 | 19,7 |
24 | Wuling | 1,107 | 1,133 | -2,3 |
25 | Citroen | 1,067 | 1,032 | 3,3 |
Самые продаваемые модели новых легковых автомобилей в мире в 2018 году
Для сортировки щёлкните по заголовку столбца.
1 | Toyota Corolla | 1181 | 1202 | -1,7 |
2 | Ford F-Series | 1081 | 1076 | 0,4 |
3 | Toyota RAV4 | 838 | 809 | 3,6 |
4 | Honda Civic | 823 | 818 | 0,7 |
5 | Volkswagen Tiguan | 791 | 728 | 8,6 |
6 | Volkswagen Golf | 790 | 880 | -10,3 |
7 | Honda CR-V | 748 | 759 | -1,5 |
8 | Volkswagen Polo | 725 | 652 | 11,3 |
9 | Toyota Camry | 661 | 637 | 3,8 |
10 | Chevrolet Silverado | 651 | 661 | -1,4 |
11 | Hyundai Elantra | 651 | 630 | 3,3 |
12 | Ram pick-up | 625 | 602 | 3,9 |
13 | Hyundai Tucson | 574 | 629 | -8,7 |
14 | Toyota Hilux | 561 | 505 | 11,0 |
15 | Honda Accord | 514 | 532 | -3,4 |
16 | Volkswagen Lavida | 513 | 517 | -0,8 |
17 | Nissan Qashqai | 513 | 501 | 2,4 |
18 | Kia Sportage | 483 | 430 | 12,1 |
19 | Wuling Hongguang | 480 | 532 | -9,8 |
20 | Nissan Sylphy | 476 | 412 | 15,5 |
21 | Mercedes C Class | 473 | 488 | -3,1 |
22 | Volkswagen Jetta | 471 | 538 | -12,4 |
23 | Ford Focus | 463 | 654 | -29,1 |
24 | Haval H6 | 461 | 508 | -9,4 |
25 | Mazda CX-5 | 458 | 410 | 11,8 |
- Новости
Москва, 5 июня 2017 года – Компания KIA Motors Rus объявляет результаты продаж в России в мае и за период с января по май 2017 года.
Продажи новых автомобилей KIA
За прошедший месяц в России был реализован 15 121 автомобиль KIA, что на 26% больше, чем в мае 2016 года. Согласно предварительным оценкам, рыночная доля KIA в мае 2017 года составила 12,2%, что на 1,2% больше, чем годом ранее. По предварительной статистике, KIA сохранила первую позицию по продажам среди всех иностранных автомобильных брендов в России как в мае, так и по итогам 5 месяцев 2017 года.
В январе-мае 2017 года рост продаж автомобилей KIA в России составил 20% по сравнению с показателем 2016 года. За 5 месяцев было реализовано 68 434 автомобиля KIA. По предварительным оценкам, доля KIA на российском рынке в январе-мае увеличилась на 1,5% за год и достигла 11,9%.
Тройка наиболее востребованных в России моделей KIA не изменилась. Продажи бестселлера KIA увеличились на 7% по сравнению с маем 2016 года и составили 8 083 единицы. С начала 2017 года российские клиенты приобрели 38 126 седанов и хэтчбеков KIA , что на 24% больше, чем за первые пять месяцев 2016 года. Согласно предварительной статистике, KIA по итогам января-мая 2017 года сохранил статус самой продаваемой в России модели среди всех брендов.
Большим успехом продолжает пользоваться кроссовер KIA , вновь занявший второе место по объему продаж в российской линейке марки. В мае 2017 года в России было продано 2 258 автомобилей этой модели, что на 60% больше аналогичного показателя прошлого года. В январе-мае 2017 года клиентам передан 9 871 KIA , что на 42% превышает объем продаж за 5 месяцев 2016 года.
Третье место по объему продаж в модельном ряду KIA по итогам мая и 5 месяцев 2017 года удерживает . Объем продаж KIA в мае увеличился на 26%, достигнув 1267 автомобилей. Продажи за январь-май 2017 года составили 6 272 автомобиля.
Исторический рекорд в мае 2017 года установил бизнес-седан KIA , недавно ставший победителем премии «Автомобиль года в России-2017» в категории «Средний класс». Объем продаж KIA за месяц впервые в истории модели превысил 1 000 единиц. В мае 2017 года в России был реализован 1 001 автомобиль данной модели, что в 3,5 раза больше объема продаж бизнес-седана KIA в мае прошлого года. В январе-мае 2017 года российские клиенты приобрели 3 635 KIA , что на 60% больше аналогичного показателя прошлого года.
По итогам мая 2017 года 8 моделей KIA - , обновленный , обновленный Soul, и - показали положительную динамику продаж. По результатам 5 месяцев текущего года 7 моделей KIA из 12 продемонстрировали рост продаж на фоне аналогичного периода прошлого года. Лидерами роста стали KIA и KIA .
Положительной динамике продаж моделей , и в мае 2017 года способствовал выход на российский рынок специальной серии, посвященной Кубку Конфедераций FIFA 2017. Продажи автомобилей лимитированной серии FCC 2017 стартовали 10 мая. 23 мая во всех дилерских центрах на территории РФ начался прием заказов на новое поколение KIA , а 2 июня 2017 года начались продажи новинки. Появление в России третьего поколения субкомпактной модели позволит укрепить лидирующие позиции KIA в А-сегменте.
Корпоративные продажи KIA
Продолжается укрепление сотрудничества KIA Motors Rus с BelkaCar. В конце мая 2017 года на дороги вышло еще 150 хэтчбеков KIA , пополнивших парк этой каршеринговой компании.
Автомобили с пробегом
Программа продаж сертифицированных автомобилей с пробегом «KIA Уверен», в которой в настоящее время участвуют 62 официальных дилера KIA в России, продолжает развиваться. В мае 2017 года продажи по программе «KIA Уверен» увеличились в 4,6 раза по сравнению с маем прошлого года, достигнув 465 единиц. За 5 месяцев 2017 года было реализовано 1 850 сертифицированных автомобилей KIA с пробегом, что в 5 раз больше, чем в январе-мае 2016 года.
KIA Finance
34% розничных продаж автомобилей KIA в мае 2017 года было осуществлено в кредит по программам KIA Finance, по итогам января-мая текущего года этот показатель составил 32%. Рост спроса на кредиты KIA Finance по сравнению с аналогичными показателями 2016 года составил 55% в мае и 64% за 5 месяцев года.
В рамках государственной программы льготного автокредитования в мае 2017 года было заключено 86% всех кредитных договоров, что эквивалентно 29% от общего объема розничных продаж автомобилей KIA за прошлый месяц. По итогам января-мая 2017 года доля продаж автомобилей KIA по государственной программе льготного автокредитования составила 27%.
Одной из самых востребованных кредитных программ KIA Finance является «KIA Легко!» с гарантированной банком остаточной стоимостью автомобиля. В мае такие сделки заключили 1 240 клиентов. С января по май 2017 года 5 217 покупателей выбрали кредит «KIA Легко!». С начала действия программы в июле 2016 года до конца мая текущего года было заключено 9 459 таких сделок. С мая 2017 года по программе «KIA Легко!» стало возможным приобретение кроссоверов KIA Sorento и KIA .
Дилерская сеть KIA