Читайте также
Партнерские предложения
«Такого не было несколько лет». Что происходит с продажами автомобилей
Кто помогает рынку восстанавливаться, какие программы оказались наиболее эффективными, как изменятся цены и почему прогнозы на наступивший год не стали очень оптимистичными
Прошлый 2017 г. запомнился разворотом рынка, когда казавшееся бесконечным падение продаж сменилось полноценным ростом. Окончательные итоги года еще не подведены, но по результатам 11 месяцев, согласно отчетам Ассоциации европейского бизнеса, реализовано 1,43 млн автомобилей — на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты уверены, что к концу 2017 г. рынок точно преодолеет отметку в 1,5 млн машин, превысив уровень продаж 2009 года.
Аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов утверждает, что неожиданностей не было, и в целом прогнозы на рост рынка полностью оправдались: «Год назад мы давали прогноз по рынку на уровне 1,45-1,5 млн и на рост 10-15%. Сейчас мы наблюдаем рост на 12%, и по итогам всего года рынок вплотную подберется к 1,5 млн машин».
Сами местные
У производителей, имеющих локальное производство, прибавка оказалась еще больше. Так, рост продаж марки Lada составил 17%, что помогло производителю добиться доли рынка в 20%, и это лучший результат бренда за последние шесть лет. Прибавка марки Renault за 11 месяцев составила 18%. В пресс-офисе компании отметили, что этот результат стал возможен благодаря реализации стратегии локального производства.
Кроме того, французская компания считает успешным опыт организации онлайн-продаж — через интернет удалось продать более 10 тыс. автомобилей. А у бренда Mitsubishi рост составил уже 33% во многом за счет расширения модельного ряда, увеличения нагрузки на сборочный завод под Калугой и снижения цен на локализованные модели.
«Серьезный отложенный спрос формировался с 2014 г., и теперь люди начали, наконец, менять автомобили, которые они покупали в 2011-2012 годах. Этот процесс пошел в уходящем году и продолжится в следующем», — прогнозирует Азат Тимерханов.
Можно и в кредит
Другим катализатором рынка стали программы господдержки, объясняет эксперт: «За счет программ господдержки, которые были расширены к концу года за счет первого и семейного автомобилей, доля кредитных продаж сильно выросла и превысила 50%, чего не было несколько лет». Так, с помощью кредитных программ была реализована треть автомобилей Renault, а у Hyundai этот показатель достиг величины 52%.
Представитель дилерского агрегатора Autospot.ru Кира Каддаха полагает, что ключевым фактором развития рынка стала именно господдержка, поскольку в 2017 г. льготы были усилены.
«Во-первых, максимальная стоимость машины для программы льготного кредитования была увеличена до 1 450 000 руб. вместо прежних 1 140 000 рублей. Во-вторых, с 2017 г. у покупателей появилась возможность приобрести автомобиль без первоначального взноса. В-третьих, была снижена процентная ставка», — перечисляет эксперт.
Каддаха напоминает, что максимально возможная ставка для заемщика была ограничена отметкой 11,3% годовых. Представители АвтоВАЗа, в свою очередь, особенно отметили эффективность программы trade-in, по которой было продано 40% машин, а у Nissan с использованием trade-in прошло более 50% сделок.
Именно направленностью господдержки директор по продажам Jaguar Land Rover Россия Алексей Шилыковский объясняет более скромный рост в премиальном сегменте: «Господдержка и спрос в первую очередь нацелены на локальное производство и на автомобили массового сегмента - там рост очевиден, и он будет продолжаться. В премиальном сегменте существенного увеличения объема продаж, скорее всего, ждать сейчас не приходится».
Кроме государтственных программ, у дилеров появились и новые финансовые инструменты. Помимо лизинга для физических лиц дилеры стали активно продвигать кредит с обратным выкупом и небольшими ежемесячными платежами. Такая программа, запущенная представительством Renault, помогла реализовать около 5 000 автомобилей. Аналогичная схема работает у компании Hyundai, и на нее пришлось 40% всех выданных кредитов.
«Одним из факторов, которые влияют на выбор клиентов, стало наличие финансовых инструментов и программ», — подтверждает Юлия Тихонравова из Hyundai.
Представитель Nissan Роман Скольский обращает внимание на легкость получения кредита: «Специальные финансовые программы доступны по методике одного окна — решения по условиям финансирования принимаются за 20 минут с возможностью получить средства без предоставления финансовой отчетности непосредственно в дилерском центре».
Результат рынка мог бы быть еще лучше, утверждает Тимерханов, но продажи сдерживают чисто экономические факторы: «Все упирается в экономику. Цена на нефть держится примерно на одном уровне, отечественная валюта избегает резких колебаний, но реальные доходы населения не растут».
По той же причине эксперты дают более осторожные прогнозы на 2018 год. Покупательская способность снизится, уверяет Кира Каддаха, а объемы локального производства упадут: «Затишье будет связано не только с ростом цен, но и с тем, что завершится период отложенного спроса, за счет которого 2017 г. был таким успешным практически для всех автопроизводителей».
Автомобили и цены
В 2017 г. цены на автомобили росли очень умеренно. По данным агентства «Автостат», по итогам 11 месяцев средневзвешенная цена на новые легковые автомобили выросла почти на 2%, до 1,33 млн. рублей. Так, повышение цен на модельный ряд Lada составило 3%, а в офисе Skoda заверили, что марка вообще не вносила значительных изменений в прайс-листы в течение года. Не менялись цены на модели Jaguar и Land Rover. Nissan корректировал цены в рамках инфляции, повысив их на 2-3% в зависимости от модели.
При этом курсовую разницу смогли до конца отыграть не все производители, говорит Тимерханов: «С августа 2014 г. по ноябрь 2017 г. цены на машины выросли на 48%. А иностранные валюты по отношению к рублю выросли более значительно: доллар — на 76%, йена и юань — на 60%, евро — на 50%». А представитель Jaguar Land Rover считает, что полностью компенсировать курсовую разницу было невозможно.
Сохранившаяся курсовая разница — не единственная причина грядущего роста цен на автомобили, которого ждут аналитики. «В первую очередь, это связано с инфляцией и изменениями в акцизах, а также с изменениями комплектаций моделей при смене модельных годов», — говорит Алексей Почечуев из представительства Skoda.
Управляющий директор Киа Моторс Рус Александр Мойнов прогнозирует рост на уровне 5% только по инфляционной составляющей.
С нового года на 15% увеличился утилизационный сбор, который год назад уже повышался на 65%, а также выросли акцизы на легковые автомобили с двигателями мощностью свыше 150 лошадиных сил. Больше всего это коснулось машин большой мощности. Например, акциз для автомобилей мощностью более 300 л.с. составляет 1218 руб. за 1 л.с., то есть фактически, покупателю такой машины придется дополнительно заплатить более 300 тыс. руб. таможенных сборов.
«В правительстве решили, что нужно поднять акцизы на мощные моторы, а на самые сильные из них — более чем вдвое. Соответственно, ценник поднимется из-за увеличения взимаемых с автопроизводителей акцизов, которые те вынуждены закладывать в цену транспортных средств», — поясняет Кира Каддаха. А с утилизационных сборов правительство рассчитывает в 2018 г. получить 223,4 млрд руб., и эти деньги, говорит эксперт, в конечном счете тоже лягут на покупателей.
Цены продолжат расти, но рост будет не таким серьезным, как в период кризиса, уверен Азат Тимерханов. «В среднем ожидаем рост цен на 2-3%. Более конкретные цифры зависят от степени локализации», — говорит эксперт.
Не исключено, что повысить цены производителей могут стимулировать даже негативные ожидания от экономики. О росте цен в новом году уже объявили BMW и Cadillac — баварцы увеличили стоимость машин на 2,5%, американцы — на 6-8%. По информации сайт, в новом году также скорректируют свои прайс-листы Porsche и Mercedes-Benz.
Средство от депрессии
С учетом всех этих факторов в агентстве «Автостат» ожидают, что в 2018 г. рынок продолжит расти, но лишь в пределах 10%. Однако спрос может снизиться во второй половине года, говорит Тимерханов: «Период президентских выборов будет сопровождаться вбросом денежной массы, что позволяет людям более активно вкладываться в покупки. Это будет временный эффект, который будет сохраняться в первом полугодии. Во втором полугодии рынок пойдет на спад, особенно с учетом сравнительно высокой базы 2017 года».
Представители Hyundai также предполагают, что в 2018 г. рынок вырастет на 10% и достигнет объема 1,75 млн автомобилей. А Наталья Костенок из российского офиса Mitsubishi считает, что рост на величину 10-13% будет возможен только при продолжении субсидирования со стороны государства.
Самым важным фактором для рынка эксперты единодушно считают экономическую ситуацию. Все будет зависеть от курса рубля и цен на нефть, утверждает Кира Каддаха: «По прогнозам Министерства финансов среднегодовая стоимость нефти марки Brent в 2018 г. может составлять 40$ за баррель. Минфин заложил в бюджет страны курс доллара 69,8 руб. Это почти на 10 руб. или 16% выше, чем за последние 6 месяцев. Рубль будет дешеветь вместе с нефтью, и есть высокая вероятность того, что 2018 г. может погрузить авторынок в депрессию».
Составлен ТОП-10 самых популярных подержанных автомобилей в столице России по итогам марта 2018 года.
Московский рынок автомобилей с пробегом по итогам марта текущего года показал спад. В общей сложности за указанный период было перепродано 24 090 машин. Как сообщает «Автостат », этот результат на 8,3% меньше по сравнению с показателем того же месяца 2017 года. Лидером по объёму продаж на вторичном авторынке снова стал Ford Focus.
ТОП-10 наиболее востребованных автомобилей с пробегом в Москве по итогам марта 2018 года |
|||
Место | Модель | Продажи в марте 2018 года, шт. | Разница, % |
1 | Ford Focus | 787 | — 14,5 |
2 | Hyundai Solaris | 716 | — 4,0 |
3 | Kia Rio | 523 | + 16,5 |
4 | Skoda Octavia | 516 | + 24,0 |
5 | Toyota Camry | 418 | + 7,0 |
6 | Volkswagen Polo | 383 | + 15,0 |
7 | Opal Astra | 343 | — 15,0 |
8 | Mercedes-Benz E-Class | 333 | — 11,0 |
9 | BMW 5 series | 318 | — 4,5 |
10 | Volkswagen Passat | 309 | — 19,0 |
На первой строчке рейтинга самых востребованных машин на вторичном авторынке столицы РФ по итогам января и февраля 2018 года был Hyundai Solaris. Теперь же на место лидера вернулся Ford Focus, несмотря на отрицательную динамику продаж. Наиболее значительный спад из десятки у Volkswagen Passat, а самый ощутимый прирост – у Skoda Octavia.
Любопытно, что Ford Focus обогнал Hyundai Solaris не только в марте, но и по итогам первого квартала, так как суммарное количество перепроданных Фокусов по итогам первых трёх месяцев составило 2 023 единицы, тогда как аналогичный показатель Солярисов – 1 958 экземпляров.
Ранее портал «Колёса.ру» сообщал о том, что 2018 года составил примерно 489 100 машин. Этот результат на 6,7% больше, по сравнению с мартом 2017 года. В числе лидеров в стране Lada 2114 (13 807 единиц), Ford Focus (12 167), Lada 2107 (11 630), Lada 2110 (10 523), Lada Priora в кузове седан (10 373), Toyota Corolla (9 507), Lada 4×4 (8 734), Hyundai Solaris (8 023), Lada 2112 (8 011) и Lada 2115 (7 758 машин).
По итогам 2017 года мы также публиковали . В пятёрке лидеров оказались Ford Focus, Toyota Corolla, Hyundai Solaris, Toyota Camry и Renault Logan.
Вчера Европейская ассоциация автопроизводителей опубликовала очередной не радостный в период с января по июль 2016 года. Как и прогнозировали международные аналитики наш рынок автомобилей продолжил свое затяжное падение. Итог не утешительный. За 7 месяцев текущего года продажи новых транспортных средств сократились на 14,4 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Еще более неутешительная статистика видна по итогу июльского месяца текущего года в котором продажи новых автомобилей упали на 16,6 процентов. Но к подобной падающей статистики люди уже привыкли и вряд ли у кого-то эта информация вызовет удивление. Все дело в том, что все мы уже привыкли каждый месяц видеть, как сжимается . А что, если посмотреть на статистику продаж автомобилей в трехлетний период. Давайте более подробнее узнаем насколько действительно упал наш автомобильный рынок, а также проанализируем его шансы на восстановление.
Для начала давайте вспомним 2013 год, который уже начал показывать замедление темпов продаж новых автомобилей. То есть уже тогда рынок начал свое падение, несмотря на то что до экономического кризиса наша страна еще была далеко. Но судя по 5 процентному падению по итогу 2013 года первым начал реагировать на замедление ВВП страны. И это с учетом того что цены на нефть на мировых биржах были еще высокими, и наша страна получала сверхдоходы от продажи черного золота. Тем не менее из-за структурных проблем в Правительстве и экономики России, замедление ВВП неминуемо отразилась на снижении доходов населения. В итоге автомобильный рынок первым в стране ощутил на себе падение спроса на новые автомобили. Но тогда на снижение продаж никто не отреагировал, так как 2012 год стал для России рекордным по продажам новых транспортных средств. В итоге большинство аналитиков считало, что замедление темпов продаж новых автомобилей в 2013 года было связано с временным насыщением спроса.
Но сегодня оглядываясь назад уже все понимают, что именно 2013 год стал зарождением долгосрочного падающего тренда на авторынке, конца которого нет и по сей день. Хотя эксперты и аналитики считают, что в этом году у Российского авторынка есть реальный шанс прекратить падение. Вполне возможно, что нашему рынку действительно удастся впервые за несколько лет стабилизироваться. Предпосылки к этому есть. Но тем не менее ситуация в экономике страны остается неустойчивой и поэтому прогнозировать итоги года в настоящий момент не благодарное дело.
То, что наш авторынок серьезно упал, ни у кого не вызывает сомнения. Но мало кто задумывается как упали продажи в разрезе последних трех лет. Для этого нужно наглядно видеть насколько упали продажи автотранспортных средств. Давайте посмотрим таблицу, которую мы для вас подготовили. Эта аналитика наглядно показывает, как сильно сложился наш автомобильный рынок:
Статистика продаж новых автомобилей с июля 2013 по июль 2016 года
МАРКА | ИЮЛЬ | ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ | ||||
2016 | 2013 | Динамика в % | 2016 | 2013 | Динамика в % | |
Lada | 21754 | 37549 | -42,07 | 146107 | 264278 | -44,71 |
KIA | 11841 | 17099 | -30,75 | 81607 | 111969 | -27,12 |
Hyundai | 10802 | 14755 | -26,79 | 75136 | 104221 | -27,91 |
Renault | 9132 | 18013 | -49,30 | 61173 | 122646 | -50,12 |
Toyota | 7144 | 14599 | -51,07 | 51381 | 87653 | -41,38 |
VW | 5839 | 13303 | -56,11 | 39463 | 90583 | -56,43 |
Nissan | 4765 | 11605 | -58,94 | 41089 | 75352 | -45,47 |
Skoda | 4670 | 6805 | -31,37 | 31560 | 49652 | -36,44 |
ГАЗ ком.авт. | 4115 | 7245 | -43,20 | 28865 | 45425 | -36,46 |
Ford | 3306 | 9293 | -64,42 | 23984 | 60416 | -60,30 |
УАЗ | 3290 | 4158 | -20,88 | 24600 | 29141 | -15,58 |
Mercedes-Benz | 2952 | 3835 | -23,02 | 22093 | 23865 | -7,43 |
Chevrolet | 2577 | 15487 | -83,36 | 17360 | 95687 | -81,86 |
BMW | 2100 | 3515 | -40,26 | 16261 | 22789 | -28,65 |
Mazda | 1854 | 3300 | -43,82 | 11001 | 23442 | -53,07 |
Audi | 1700 | 2954 | -42,45 | 12832 | 21135 | -39,29 |
Lexus | 1665 | 1298 | 28,27 | 12752 | 8774 | 45,34 |
Lifan | 1387 | 2603 | -46,72 | 8952 | 14083 | -36,43 |
Mitsubishi | 1358 | 6087 | -77,69 | 10067 | 43662 | -76,94 |
Datsun** | 1303 | 0 | 9532 | |||
Land Rover | 573 | 1715 | -66,59 | 5312 | 11307 | -53,02 |
VW ком.авт. | 456 | 1312 | -65,24 | 3109 | 9010 | -65,49 |
Chery | 437 | 1853 | -76,42 | 3110 | 11525 | -73,02 |
Volvo | 430 | 1021 | -57,88 | 2924 | 8407 | -65,22 |
Mercedes-Benz ком.авт. | 372 | 411 | -9,49 | 3103 | 2416 | 28,44 |
Subaru | 359 | 1304 | -72,47 | 2989 | 9929 | -69,90 |
Porsche | 358 | 299 | 19,73 | 2719 | 2163 | 25,71 |
Infiniti | 342 | 625 | -45,28 | 2613 | 5051 | -48,27 |
Citroёn | 263 | 2925 | -91,01 | 2390 | 16772 | -85,75 |
Suzuki | 257 | 2551 | -89,93 | 3140 | 16372 | -80,82 |
Peugeot | 248 | 2907 | -91,47 | 2118 | 20464 | -89,65 |
Geely | 242 | 2773 | -91,27 | 3350 | 14474 | -76,86 |
Ravon** | 237 | 237 | ||||
Jaguar | 220 | 175 | 25,71 | 941 | 938 | 0,32 |
FIAT | 129 | 678 | -80,97 | 1361 | 4181 | -67,45 |
Cadillac | 125 | 114 | 9,65 | 724 | 909 | -20,35 |
MINI | 120 | 234 | -48,72 | 743 | 1584 | -53,09 |
Honda | 119 | 2246 | -94,70 | 838 | 14520 | -94,23 |
smart | 96 | 26 | 269,23 | 231 | 108 | 113,89 |
DFM** | 88 | 696 | ||||
Jeep | 85 | 411 | -79,32 | 691 | 2413 | -71,36 |
FAW | 77 | 461 | -83,30 | 577 | 2329 | -75,23 |
Brilliance** | 60 | 706 | ||||
Isuzu | 40 | 20 | 100,00 | 288 | 73 | 294,52 |
Zotye** | 36 | 110 | ||||
Iveco** | 29 | 345 | ||||
SsangYong | 19 | 3651 | -99,48 | 1039 | 19516 | -94,68 |
BAW | 15 | 134 | -88,81 | 108 | 1017 | -89,38 |
Alfa Romeo** | 12 | 65 | ||||
Changan** | 9 | 316 | ||||
Chrysler | 3 | 21 | -85,71 | 19 | 114 | -83,33 |
Foton | 0 | 0 | 27 | 6 | 350,00 | |
Haima* | 0 | 37 | -100,00 | 114 | 136 | -16,18 |
Daewoo* | 3908 | 8574 | 31182 | -72,50 | ||
Opel* | 0 | 6551 | -100,00 | 0 | 46144 | -100,00 |
Great Wall* | 0 | 1708 | -100,00 | 0 | 12122 | -100,00 |
Итого | 109410 | 233574 | -45,60 | 781442 | 1559955 | -32,60 |
* - Марка ушла с Российского рынка / Продажи не зафиксированы
** - Марка не была официально представлена на Российском рынке в 2013 году
Как видно из трехлетней статистики продаж новых автомобилей в России, ситуация на авторынке нашей страны оставляет желать лучшего. Так с июля 2013 года по июль 2016 года автомобильный рынок России упал на 45,60 процентов, сократившись с продаж в 233,574 автомобилей до 109,410 шт.
Если сравнивать 7 месяцев 2013 года с аналогичным периодом 2016 года, то рынок новых автомобилей сократился с 1,559,955 шт. автомобилей до 781,442 шт., упав в процентном выражении на 32,6 процентов.
В целом из таблицы видно, что с падением продаж столкнулись практически все автомобильные марки, представленные официально на Российском рынке.
Правда не все автомобильные компании фиксируют удручающую статистику продаж. Так такие марки как , и за прошедшие 3 года нарастили продажи. Особенно удивляют продажи Lexus, которые выросли за три года на 28,27 процентов, когда как продажи родственного бренда Toyota за этот же период сократились на 51,07 процентов.
Но судя по всему рост продаж отдельных автомобильных марок связан в связи с увеличением спроса на дорогие эксклюзивные автомобили. Например, компания Porsche также отчиталась об увеличении продаж в период с 07.2013 года по 07.2016 года на 19,73 процента. Но больше всего поразила компания Jaguar, которой удалось в кризисные годы нарастить продажи на Российском авторынке на 25,71 процент.
Кроме того, стоит отметить, что за трехлетний кризисный период с авторынка России ушли ряд автомобильных марок, которые в 2013 году показывали не плохие продажи. Например, чего стоит уход с рынка марок Chevrolet и Opel, которые до кризиса имели неплохую долю рынка. Но по экономическим (или возможно политическим) соображением эти бренды ушли с рынка.
К сожалению уход с рынка автомобильных марок, которые ранее имели не плохой модельный ряд и соответственно приемлемые продажи новых автомобилей, не был заменен новыми автомобильными компаниями. Появление марки Alfa-Romeo и ряда других автомобильных брендов, не повлияло на расклад сил и рыночных долей .
Статистика падения продаж новых автомобилей с 2013 по 2016 года
(динамика падения продаж по моделям)
№ | МОДЕЛЬ | МАРКА |
январь- июль 2016 |
январь- июль 2013 |
Изм. (%) | Июль 2016 | Июль 2013 | Изм. (%) |
1 | Granta | Lada | 50301 | 98783 | -49,08 | 6334 | 14542 | -56,44 |
2 | Solaris | Hyundai | 53834 | 66493 | -19,04 | 7904 | 9484 | -16,66 |
3 | New Rio | KIA | 47086 | 51887 | -9,25 | 7632 | 7651 | -0,25 |
4 | Duster | Renault | 26400 | 48058 | -45,07 | 3094 | 7348 | -57,89 |
5 | Polo | VW | 25494 | 41720 | -38,89 | 4135 | 7000 | -40,93 |
6 | Kalina | Lada | 12476 | 40870 | -69,47 | 1885 | 3789 | -50,25 |
7 | Focus* | Ford* | 39913 | 5749 | ||||
8 | Priora | Lada | 9702 | 36767 | -73,61 | 1398 | 4882 | -71,36 |
9 | Cruze** | Chevrolet** | 31296 | 6644 | ||||
10 | Logan | Renault | 16331 | 30180 | -45,89 | 2501 | 4289 | -41,69 |
11 | Niva | Chevrolet | 17085 | 29816 | -42,70 | 2545 | 3961 | -35,75 |
12 | Largus | Lada | 17061 | 29569 | -42,30 | 2514 | 4867 | -48,35 |
13 | Sandero | Renault | 15552 | 26044 | -40,29 | 2054 | 3806 | -46,03 |
14 | Octavia A5 (A7) | Skoda | 12471 | 25770 | -51,61 | 1880 | 3021 | -37,77 |
15 | 4x4 | Lada | 15102 | 25320 | -40,36 | 2035 | 3431 | -40,69 |
16 | Samara* | Lada* | 23845 | 4954 | ||||
17 | RAV 4 | Toyota | 18348 | 23389 | -21,55 | 2181 | 3474 | -37,22 |
18 | Astra** | Opel** | 22532 | 3783 | ||||
19 | Camry | Toyota | 16042 | 20464 | -21,61 | 2864 | 4207 | -31,92 |
20 | Qashqai | Nissan | 10515 | 19388 | -45,77 | 1337 | 3242 | -58,76 |
21 | Sportage | KIA | 10011 | 19030 | -47,39 | 1376 | 2675 | -48,56 |
22 | New Cee"d | KIA | 9510 | 18735 | -49,24 | 2955 | ||
23 | ix35 (Tucson) | Hyundai | 1129 | 18063 | -93,75 | 2859 | ||
24 | Nexia** | Daewoo** | 17622 | 2106 | ||||
25 | Tiguan* | VW* | 16073 | 1851 |
Данные Европейская ассоциация производителей автомобилей (aerobus.ru)
* - Автомобиль не попал в статистику в связи с отсутствием в Топ-25 самых продаваемых автомобилей
** - Модель в представленном периоде не была официально представлена на Российском рынке
В отличие от ситуации со статистикой продаж новых автомобилей (по маркам) за последние 3 года, ситуация со статистикой по моделям выглядит еще хуже. Выше вы можете видеть таблицу, в которую входит Топ-25 самых продаваемых автомобилей в России по итогу июля 2013 (и за 7 месяцев 2013 года) и по итогу июля 2016 года (а также за 7 месяцев 2016 года).
Из статистики вы можете увидеть, что падение продаж самых популярных моделей на Российском авторынке выглядит более глубоким, чем в целом падение продаж отдельно по каждой компании.
То есть из-за серьезных экономических проблем в России автомобильный рынок упал в первую очередь за счет самых продаваемых ранее автомобилей. К сожалению главный удар падения спроса на новые автомобили коснулся Отечественных автомобилей. Тут конечно сыграла роль роста цен на продукцию, снижение интереса публики к Российским брендам в сторону автомобилей Зарубежных марок, а также конечно рост процентных ставок по автокредитованию. Дело в том, что в 2013 году доля автомобилей, купленных в составляла примерно 70-75 процентов. Как видите в докризисные годы автокредитование и обеспечивало львиные доли продаж новых автомобилей в России.
Падение продаж новых автомобилей в России в 2016 году составило 11%. По подсчетам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в ушедшем году было реализовано 1,425 млн машин — на 176 тыс. меньше по сравнению с 2015-м.
Годовой показатель мог бы немного улучшиться за счет ажиотажного предновогоднего спроса в декабре. В последний месяц года на российском рынке было продано 145 тыс. автомобилей — всего на 1% меньше, чем в декабре 2015-го. Однако многие участники рынка после успешного ноября, когда рынок впервые за долгое время вышел в плюс, ожидали более впечатляющих показателей.
«Почти достигнутый баланс в продажах декабря к декабрю предыдущего года подводит черту под похожий баланс в рамках четвертого квартала (-0,9% против аналогичного периода прошлого года), — комментирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг . — Это хороший результат, если сравнивать его с двузначными цифрами падения в первые девять месяцев года. Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна».
Практически все лидеры рынка по объему продаж ушли в минус по итогам года. Так, например, Lada завершила год с результатом в 266,2 тыс. проданных машин — на 1% меньше, чем в 2015-м.
Просела на 10%, продав за 12 месяцев 145,2 тыс. автомобилей. Результат Kia оказался на 9% ниже, чем в 2015 году, — 149,5 тыс. реализованных автомобилей. Марка показала снижение на уровне 3% (117,2 тыс. продано). Компания Toyota ушла в минус на 4%, реализовав 94,5 тыс. машин, а Volkswagen ухудшил результат 2015-го на 5%, продав 74,2 тыс.
Марок, которые смогли нарастить продажи за год, не так много: ГАЗ (55,8 тыс., +9%), Skoda (55,3 тыс., +1%), УАЗ (48,8 тыс., + 1%), (42,5 тыс., +10%), Lexus (24,1 тыс., +19%) и китайский бренд Lifan (17,4 тыс., +15%). Есть положительная динамика и у нескольких других компаний, годовые объемы продаж которых исчисляются сотнями единиц.
Модели Lada сместили с пьедестала
Таким образом, впервые в истории российского авторынка иномарка возглавила годовую статистику продаж по моделям.
Последние несколько лет первенство удерживали модели Lada Kalina и Priora, затем — Grantra, которая сейчас оказалась лишь на второй строчке, хоть и с небольшим отставанием от конкурента — 87,7 тыс. единиц. Третье место в списке самых продаваемых моделей — Kia Rio, которая разошлась в количестве 87,6 тыс. единиц.
Тем не менее, как заверил «Газету.Ru» глава , в 2017 году автогигант намерен удержать занятую им 20-процентную долю рынка.
В 2017 году есть надежда на рост
В АЕБ надеются, что в 2017 году у рынка есть потенциал закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту.
«Ожидается, что общий размер рынка будет равен 1,48 млн автомобилей, или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году»,
— заявил глава комитета.
В рамках ежегодной пресс-конференции комитета АЕБ Шрайбер также рассказал, что основными факторами, которые позволяют делать положительные прогнозы на 2017-й, являются рост цен на нефть, рост ВВП и, конечно, господдержка рынка — продолжение хорошо зарекомендовавших себя программ по утилизации, льготному автокредитованию и трейд-ин.
При этом, по словам источников «Газеты.Ru» в ряде автокомпаний, положительную динамику в продажах действительно можно будет увидеть только в случае продолжения поддержки отрасли со стороны государства. Но пока никаких точных данных об инструментах, которые планируют запустить в , нет.
«В прошлом году заместитель министра промышленности и торговли пообещал нам очень многое, но серьезная часть этих обещаний оказалась не исполнена, — отметил один из представителей автокомпаний. — Поэтому вопросов к нему и Минпромторгу очень много. Да, нам говорят, что уровень господдержки останется на прежнем уровне. Но пока это только слова, на основании которых сложно строить планы на будущее. Кроме того, нас убеждают, что льготное автокредитование себя исчерпало. Но ведь этот инструмент работает и хорошо себя показал. Зачем придумывать что-то новое только ради того, чтобы просто что-то придумать?»
Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о новых инструментах стимулирования спроса, которые разрабатывает правительство, Шрайбер отметил, что слышал только названия новых программ и не знает подробностей.
«Первый автомобиль» и «машина для села» — это звучит здорово. Будем надеяться, что новые программы станут такими же эффективными»,
— добавил он. При этом Шрайбер в очередной раз посетовал на то, что соглашение о промышленной сборке, которое обеспечивает определенные льготы, у большинства автопроизводителей истекает в 2019 году, а ясности с предложенным взамен этому инструменту также пока нет.
Эксперты прогноз АЕБ в целом разделяют. «Рост авторынка в 2017 году может составить 5-6% — начнется постепенное восстановление, — говорит «Газете.Ru» аналитик « » . — После четырех лет падения спроса настроения потребителей уже должны начать улучшаться».
Гендиректор агентства «Автостат» полагает, что рост авторынка может оказаться более существенным. «Все зависит от цен на нефть, это ключевой фактор. Если она будет стоить в районе 70 руб. за баррель, тогда продажи могут вырасти и на 20%, но если цены начнут падать, то авторынок вполне может не показать роста вовсе. Но это лично мой прогноз, а консолидированного мнения агентства пока не сформировалось».
Падение продаж новых легковых автомобилей на российском рынке в январе 2017 г. ускорилось до 5%, за этот период времени было продано 77 916 новых машин, говорится в отчете Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это первые результаты текущего года, в последние три месяца прошлого, напомним, рынок показал результаты в -2,6%, +0,6% и -1% соответственно.
«Если рынок и собирается вырасти в этом году, то январь не показал никакой спешки в этом намерении. После очень медленных первых двух недель покупательская активность заметно и последовательно увеличивалась, начиная с середины месяца. Это предполагает, что покупатели приняли продуктовые предложения и цены 2017 года и смирились с новой реальностью. Это является солидной базой, чтобы стартовать в начале весеннего сезона, и с продолжением текущего тренда это должно быть только вопросом времени, когда мы увидим рост по сравнению с предыдущим годом», — объяснил результаты продаж председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Больше всего автомобилей в первом месяце 2017 г. было продано под брендом Lada — 16 334 единиц. Это на 5% больше, чем в 2016 г. (15 577 штук). На втором месте — Kia. В прошлом месяце продажи корейского бренда в России выросли на 14% и составили 10 306 автомобиля. Для сравнения, в 2016 г. россияне приобрели 9 049 автомобилей Kia.
Замыкает первую тройку Hyundai с результатом в 6 694 автомобилей — эта цифра на 16% ниже результатов 2016 г. (8 010 единиц). Далее следуют Renault (5 208) и Volkswagen (4 581).
Наибольшее падение в январе 2017 г. показали Brilliance (-88,6%), Geely (-78,4%), Suzuki (-53,6%), Porsche (-51,4%), Toyota (-36,8%), Honda (-35,3%).
Первое место в рейтинге самых популярных моделей заняла Kia Rio. Всего за прошлый месяц в России было реализовано 5 693 автомобилей против 3 553 единиц в 2016 году. На втором месте — Lada Granta. В январе нынешнего года россияне приобрели 4 624 таких машин. В 2016 г. за аналогичный период было реализовано 7 377 единиц. Таким образом, эта машина стала лидером по падению спроса за минувший год.
Замыкает первую тройку Lada Vesta с показателем в 4 088 автомобилей. В 2016 г. - он составил 1 643 машинв. Далее следует Hyundai Solaris (2 886 автомобилей). На пятом месте — Hyundai Creta (2 565 машин).
В премиальном сегменте пять брендов смогли продемонстрировать рост. Показатели Jaguar выросли на 0,2%, до 535 единиц. Cadillac в январе 2016 г. передал клиентам 78 машины, что на 62,5% больше, чем годом ранее. Компания Infiniti продала в прошлом месяце 379 автомобилей (+27,2%). Audi реализовала 935 автомобилей (эта цифра на 3,3% больше показателей 2016 г.), а Volvo продала 72 машины (+350%).
Mercedes-Benz сумел реализовать 2 471 автомобиль — на 22,9% меньше, чем в 2016 году. В свою очередь, Lexus реализовал в России 1 000 автомобилей (-7,8%). Упал спрос и на модели немецкой компании BMW. Всего в прошлом месяце россияне приобрели 1 758 таких машин (-8,4%). Компания Porsche за отчетный период реализовала на 51,4% меньше автомобилей — 151 штуку.