Когда тормозишь скрипит. Скрипят тормоза при торможении на машине. Срок службы тормозных колодок

Вам нравится, когда по стеклу проводят гвоздем? Мы уверены, что нет. В этот же список крайне раздражающих для нежного человеческого уха звуков можно включить скрипящие тормоза. Скрип автомобильных тормозов - явление очень неприятное, и неважно, стоите вы на тротуаре, возле которого тормозит автомобиль, разносящий писклявый высокочастотный звук по всей округе, или находитесь в той самой машине. Это будет нервировать в любом случае.

Но для водителей подобное «пение» тормозных механизмов может быть четким индикатором возникшего сбоя. Причем различные по частоте звуки будут говорить о разных степенях проблемы. Проигнорируете сигнал - может произойти серьезная или даже авария.

Как видите, тема важная, поэтому, если вы не в курсе, по какой причине внезапно начали пищать тормоза и пытаетесь найти ответ в сети Интернет, возможно, этот Топ-5 самых распространенных причин писка поможет вам добраться до истины. Если нет - смело езжайте к проверенным авторемонтникам, профессионалы с большим опытом выявят проблему и решат ее в кратчайшие сроки.

Итак, начнем. Первое, о чем хотелось бы упомянуть: звуковое сопровождение может быть различным - от высокочастотного писка до шорканья, от постоянного звука во время движения до кратковременного при нажатии на тормозную педаль. Все эти кусочки паззла помогут выявить конкретную причину появления звуков, а значит, появляется шанс исправить ситуацию.

Природа звука, исходящего от тормозов, всегда едина - в ее основе лежит вибрация одного или нескольких металлических компонентов тормозной системы.

Обратите внимание на то, что колодки разводятся от тормозной поверхности диска на очень небольшое расстояние - менее миллиметра. Это позволяет тормозным механизмам срабатывать практически молниеносно, но также этот нюанс конструкции приводит к неприятностям, если за тормозными дисками не следить. К примеру, со временем может появиться вот такое биение:

Таким образом, поверхность диска будет задевать за поверхность тормозных колодок, что приведет к появлению ритмично повторяющегося скоблящего звука . Причиной «поплывшего» диска мог стать его перегрев или внезапное охлаждение после длительного торможения (автомобиль въехал в лужу на дороге). Также с этим биением сталкиваются «экстремалы», любящие с зажатым ручником, или просто невнимательные водители, забывшие снять автомобиль с ручного тормоза. *

*Звук может появиться даже на новом тормозном диске, если его эксплуатация не подразумевает таких нагрузок.

1. Первая самая распространенная причина - изношенные компоненты (тормозной диск, колодки)

Износ тормозных колодок

Действительно, не все автолюбители вовремя меняют компоненты на своих автомобилях. Не следят за своим «железным конем», а потом удивляются: «Почему машина издает странные звуки?»

В особо запущенных случаях автолюбители истирают колодки в ноль, до металлической подложки. Явление редкое, но имеет место быть. Металл начинает тереться об металл, производя невыносимый для всего живого скрежет. Ужасно безответственное отношение к безопасности!


Это просто финиш!

С такими «колодками» автомобиль полностью перестает тормозить. Его начинает уводить в сторону, а поршни суппортов выходят из своих посадочных мест настолько далеко, что могут в любой момент заклинить колесо!


Изношенная в "ноль" - слева и новая колодка - справа

Для предотвращения подобного рода эксцессов инженеры придумали «индикатор износа колодок» - металлическую скобу, выступающую над поверхностью опорной металлической плиты на два-три миллиметра. Когда придет время менять колодки, вы услышите легкий царапающий звук. Не игнорируйте его, ведь настало время заменить старые колодки. По возможности приобретайте колодки с этим индикатором, он ставится не всеми производителями тормозных колодок.


На индикатор износа - "пищалку" - указывает палец в синей перчатке

Как устранить проблему. Замените колодки на новые. Напомним, что меняется комплект попарно: передние колодки с левой и правой стороны.

Износ тормозных дисков

Также некоторые автолюбители совершенно забывают о том, что тормозные диски тоже подвержены износу. Пусть и гораздо более медленному. Сравните, передние колодки в основном ходят от 15 до 35 тыс. километров . Разброс продиктован разным качеством и составом тормозной поверхности. Нагруженные передние диски не потребуют замены на протяжении 100 тыс. км и более. Но это не означает, что про них стоит забывать. И не проверять их толщину.

Толщина проверяется штангенциркулем по центру диска. У каждого типа тормозного диска минимальная толщина может быть разной. Например, новый диск будет 24 мм в толщину, полностью изношенный - 22 мм.

Постепенно металл стачивается, толщина уменьшается, подходит время замены диска. Пример ужасно изношенного тормозного диска. Тот, кто довел его до такого состояния - полный профан:


В процессе изнашивания в диске «выедается» центральная часть. По бокам образуются бортики. Очень быстро чугун начинает окисляться, появляется ржавчина. Задевание за эту кромку вызывает дополнительный неприятный скрипучий звук.


Ржавый бортик по краю тормозного диска


А мы его наждачкой потрем

Как устранить проблему. Причину легко устранить: сточите наждачкой ржавые бортики. Если толщина подошла к минимальному порогу или вы проехали больше 100 тыс. км, замените диски. Меняются попарно спереди и сзади.


Лайфхак. При установке нового тормозного не забудьте очистить поверхность ступицы от ржавчины и смазать ее медной смазкой. В противном случае биения диска будет не избежать.

2. Причина - загрязнение тормозных дисков и колодок

Обратите внимание: со временем на дисках появляются бороздки. Причина этому - частички песка, пыли, грязи. Некачественные колодки с большим количеством грубых абразивных частиц также влияют на этот фактор. Все это неравномерно изнашивает поверхность:


Износ также может происходить из-за ржавления диска. Вы наверняка замечали, что после долгой стоянки в дождь диски покрываются бурым налетом. Ничего хорошего он не сулит.

Загрязнение отрицательно сказывается и на . Грязь буквально въедается в них, что приводит к ухудшению торможения.

Как устранить проблему. Очистить поверхность колодок несложно, достаточно пройтись по ее поверхности малоабразивной наждачной бумагой (маркировкой от 100 до 200). Диски можно почистить очистителем тормозов. Если они очень сильно заржавели, лучше поменять тормозные диски на новые.

3. Износ или поломка деталей суппорта

Тормоза - это надежный и слаженно работающий механизм. Однако существует немало причин, по которым колодки перестают разжиматься, прижимаются с перекосом и так далее.


Как устранить проблему. Пальцы суппорта и направляющие колодок должны быть смазаны, не иметь ржавого налета или загрязнений. Особенно актуально делать их ревизию после зимы. В противном случае вы услышите протяжный скрип, который будет сигнализировать о том, что ваши колодки не встали на свое место после торможения.

Преувеличить значение тормозной системы в автомобиле сложно: именно она гарантирует безопасность передвижения транспортного средства в любых условиях. Поэтому неудивительно, что каждый автовладелец внимательно относится не только к малейшим проявлениям неисправности тормозов, но и к звукам, не характерных для машины при резкой остановке. Если скрипят тормоза при торможении на машине – есть повод для проведения диагностических и профилактических мер. Для этого нужно разобраться с причинами возникновения довольно-таки неприятного звука.

Почему скрипят тормоза

Изначально стоит понять несложный принцип действия системы принудительной остановки автомобиля. При нажатии на педаль тормоза движется к поршням рабочего цилиндра, который воздействует на колодки. Они начинают прижиматься к тормозному диску и вращение колеса замедляется. Чаще всего скрип возникает из-за трения элементов тормозной системы о диск, что связано с материалом напыления на эти детали. Если изделие соответствует модели вашего авто, а неприятный звук появился после установки новых запчастей, то достаточно несколько раз резко затормозить и свистеть колодки не будут. Но если тормоза собираются пищать по-прежнему? Есть и иные причины появления проблемы:

  1. Несовместимость материалов изготовления. Здесь рецепт только один: нужно заменить колодки и покупать их и диски только от одного производителя.
  2. Предельный износ. Даже при самом удачном подборе тормозных элементов при окончании их эксплуатационного срока появление скрипа неизбежно. Всё дело – в наличии «индикаторов» износа. Это специальные пластины, «вживленные» в запчасть, и начинающие издавать внештатные звуки при ее истончении. Сделано это специально, чтобы владелец авто при выполнении желания тормозить вовремя задумался о замене этих расходных материалов.
  3. Неравномерный износ тормозного диска. Такая незадача может приключиться в двух случаях: при перегреве или гидроударе. Постоянное и частое торможение, характерное для агрессивного стиля езды, плюс резкое охлаждение (например, при попадании колеса в лужу) – всё ведет к деформации тормозного диска (изменению его симметрии). Если это случилось, то скрежетать будет любая колодка, вне зависимости от бренда. Решить проблему можно заменой диска или его проточкой.
  4. Скрип самой педали тормоза: здесь уже колодки и тормозной диск ни при чем: необходимо осмотреть ее и, при необходимости смазать ось крепления (ЛИТОЛ 24 или ему подобные составы).
  5. Выработка ресурса ступичным подшипником . В этом случае скрип тормозов характерен для машин с большим пробегом.
  6. Подклинивание суппорта, вызванного неправильным ходом поршня в рабочем цилиндре (требуется его замена).
  7. Низкое качество самих колодок или клеевого состава.

Как избавиться от скрипа

Хруст (или скрип) вызываются вибрацией, от которой никуда не денешься. Однако избавиться от неприятных ощущений можно, если частоту звука «перевести» в диапазон частот, недоступный для человеческого уха. Чтобы изменить вибрацию, достаточно разделить накладку на пару-тройку сегментов: иногда это делают и сами производители, создавая пропил по её середине. В результате площадь и масса колодки становятся меньше: частота и время вибраций увеличиваются и ее звук выходит за предел частот, воспринимаемых человеком. Сделать прорези просто:

  • ширина пропила 2 мм;
  • глубина 4 мм.

Вышеприведенные данные справедливы для новой колодки.


Еще один метод избавления от скрипа тормозов – закругление деталей по их краям. Если это сделать, тормозное усилие, возникающее при нажатии на педаль, появляется постепенно, а не мгновенно. В итоге колодка будет не так сильно вибрировать. Сточить ее края можно самостоятельно: для этого понадобятся тиски и широкий плоский напильник. Однако лучше сразу покупать хороший товар, который не надо переделывать. Но как выбирать изделие, какие типы есть и на что обращать внимание в первую очередь?

Виды тормозных колодок

Производители на сегодня предлагают всего четыре типа деталей, отличающихся друг от друга не только материалом изготовления, но и свойствами. Что же можно найти на рынке?

  1. Полуметаллические изделия. Их «конек» — долговечность, доступная стоимость и высокая теплоотдача. В состав колодок входят различные металлы, процентная доля которых составляет 30-60%, помимо композитов. Минус – шум и понижение эффективности при отрицательных температурах.

  2. Органические колодки. Для их изготовления используется нетрадиционные материалы, а именно – кевлар (из него делают бронежилеты), резина и стекло, а также углеродные компоненты и смола, устойчивая к высокотемпературному воздействию. При всех плюсах такие изделия имеют и свои минусы: органические колодки не рекомендуется использовать в авто с вентилируемыми дисками, т. к. эти элементы при работе образуют пыль, которая забивает детали тормозной системы. Еще один недостаток – нетерпимость к попаданию влаги: в этом случае эксплуатационные качества запчасти падают, срок износа сокращается.
  3. Низкометаллические колодки. Для их изготовления применяется та же технология, что и для вышеперечисленных изделий с той лишь разницей, что доля металла здесь доходит, максимум, до 30%. Присутствие «железа» повышает теплоотдачу и, как следствие, эффективность торможения. Минус в том, что эти элементы при резкой остановке транспортного средства шумят (но не скрипят!).
  4. Керамические колодки. Считаются наиболее совершенными, что обусловлено высокой эффективностью торможения и хорошей теплоотдачей, устойчивостью к износу и демократичной стоимостью. Изделия «равнодушны» к любым перепадам температуры и атмосферному воздействию (ездить по лужам можно без опаски). Для изготовления таких колодок используют различные металлы и керамическое волокно.

Как определить износ колодок

Здесь стоит упомянуть причины этого, как, казалось бы, естественного процесса. Первый момент – стиль вождения: высокая скорость передвижения, рывки на светофоре – это резко сокращает срок службы колодок. Что еще свидетельствует о необходимости их замены?

  1. Поперечная «вдавленная» полоса. Если она была на новой колодке и стала незаметной, то деталь требует замены.
  2. Пробег. Вы поставили новые тормозные запчасти и после «преодоления» 300 км свист не исчез? Значит, колодки низкого качества или не подходят к тормозному диску.
  3. Неправильное использование специальной пасты. Речь идет о составе, предотвращающем свист колодок. Пасту нужно наносить на тыльную сторону колодок: если это требование нарушено, то удивляться появлению скрипа не приходится.

Нюанс: скрип колодок при условии их высокого качества, никак не влияет на эффективность торможения.

Рейтинг тормозных колодок: что купить?

Лучшего производителя выбрать непросто, и данные, что вполне естественно, ежегодно меняются. Поэтому стоит рассмотреть несколько компаний, находящихся на первых местах.

NISSHINBO

Японский производитель, специализирующийся на производстве колодок для обычных авто и тех, что используются в спортивных соревнованиях. Т. е. продукция компании рассчитана как на классических пользователей, так и на любителей быстрой езды. Основные плюсы:

  • разделение на категории под конкретные типы авто (легковушки, грузовики, внедорожники);
  • различие технических параметров в зависимости от типа машины;
  • длительный срок эксплуатации.

Из минусов можно отметить разве что высокую стоимость.

HANKOOK FIXRA

Этот производитель более известен, как изготовитель качественных покрышек. Тем не менее, на российском рынке эта компания занимается производством тормозных колодок в основном для корейских машин. Отличительные черты колодок этой фирмы:

  • присутствие кевларовых волокон, уменьшающих износ элементов тормозной системы;
  • выпуск колодок для «неродных» авто: «Рено Логан», «Лада Калина» и «Приора».

Lucas

Известный европейский бренд, под которым в РФ работает не менее популярная американская TRW. И та и эта компании не приносят чего-либо концептуально нового, но строго придерживаются наработанных правил. В итоге продукция пользуется стабильным спросом. Обе компании выпускают колодки для популярных в РФ «Хонда Аккорд», «Рено Логан», «Шевроле Нива», «Ланчетти» и т.д. При этом стоимость колодок доступна для российского потребителя. Единственный минус – тормозные колодки под этим брендом часто подделывают, что опять-таки свидетельствует о высоком качестве продукции.

Каждый автолюбитель должен знать причины возникновения скрипа в тормозных колодках. Ведь если данный звук с течением времени не исчезает, то следует провести качественную диагностику механизмов тормозов машины .

Почему скрипят колодки?

Материал изготовления тормозных колодок.

Фрикционная область каждой колодки, которая непосредственно принимает участие в прижимании к тормозному диску либо барабану должна изготавливаться из специального состава с соблюдением технологии.

Каждый уважающий себя изготовитель тормозных колодок обладает собственным секретом производства данного состава. Однако многие его компоненты общеизвестны. Это и используют дельцы, занимающиеся подделками.

Если же технология изготовления или состав не выдержаны, то и возникает неприятный скрип при торможении.


Конструктивные особенности колодок.

Каждая подобная деталь имеет основание в виде металлической пластины. К ней и прикрепляется фрикционная часть. До недавнего времени накладки крепились путем наклепывания. Сегодня же применяется специализированный клей для тормозных колодок .

У основания тормозных колодок может быть различная форма в зависимости от конкретной модели машины. Оно имеет предусмотренные конструкцией пазы, прорези и прочие элементы, позволяющие перемещаться колодке без «закусывания» и перекосов. Если же колодка слегка изменяет форму, возможно появление скрипа.


Посторонние составляющие.

В первую очередь это металлическая стружка, являющаяся неотъемлемой частью материала, из которого изготовлена накладка тормозной колодки. Обычно используется стружка либо нити легкосплавных или мягких металлов: меди, свинца, сурьмы, латуни.

Одна из ключевых задач металлических вкраплений в материале колодки – отвод лишнего тепла от колодки. Ведь при постоянном торможении возможен перегрев деталей.

Если же технология производства нарушается, и металла в составе накладки больше или он не соответствует нормативам, то возможен скрип при торможении. Кроме прочего подобные колодки способны серьезно сократить период службы тормозного диска.


Конечно, можно вместо традиционных установить керамические колодки. Однако они стоят далеко не дешево. Если все же решиться на такой шаг, то любые скрипы и свисты, издаваемые колодками, навсегда останутся в прошлой жизни.

Воздействие погоды.

Очень часто скрип либо писк колодок слышится именно после дождя либо в зимнее время года. Таков результат влияния влаги и отрицательных температур. Однако в данном случае не следует сильно переживать, так как скрип по истечении некоторого времени прекратится.

Датчик износа тормозных колодок зачастую становится источником скрипа либо свиста.

Обычно такие звуки являются следствием некорректного монтажа крепежа датчика. Потому он контактирует с тормозным диском, издавая неприятные звуки.

Если же после установки новых колодок скрипы и писки не исчезают, то следует осуществить полную диагностику тормозных механизмов, в том числе и тормозных дисков.

Если все окажется в порядке, то причина в одном – в некачественных колодках.

Свободное колебание тормозной колодки на частотах 20 Гц - 20 кГц приводит к возникновению посторонних звуков. Источником вибрации, которая порождает визг, является постоянный миллисекундный прирост фрикционного материала к диску или барабану с последующим срывом. При нормальном состоянии тормозов происходит гашение колебаний. Поэтому наличие звуков говорит о проблеме.

Причины скрипа тормозных колодок

Скрип колодок - сигнал, что нужна замена. Скрежет создает датчик износа. При достаточной толщине фрикционной накладки он не касается диска, поэтому автомобиль останавливается тихо. Когда расходники неисправны, «пискун» создаёт тормозной скрип.

Проблема появилась после замены тормозных колодок

Часто звуки появляется из-за несовместимости фрикционного материала и дисков или барабанов. Накладки каждого производителя имеют уникальный состав. Поэтому если отказываешься от оригинальных расходников, рискуешь приобрести на замену слишком жёсткие изделия.

После установки новых расходников необходима их притирка. Во время обкатки интенсивность остановки автомобиля снижается, что ведет к риску попадания в аварийную ситуацию. Поэтому производители пытаются сократить срок, который требуется для приработки. Для этого на фрикционный материал наносят напыление, он подвергается термической обработке. В результате первое время может наблюдаться свист. Замена в этом случае не требуется - посторонний звук исчезнет, когда сотрется верхний слой.

Ошибки при монтаже расходников могут стать причиной появления вибраций.

Устанавливая новые колодки на многих моделях, нужно менять антискрипные пластины. Если они не идут в комплекте, придётся покупать дополнительно.

При торможении машины

Скрип новых тормозных колодок во время остановки автомобиля может раздаваться по многим причинам. В большинстве случаев скрежет не является признаком серьезных неисправностей. Основные источники скрипа - это:

  • загрязненный суппорт;
  • заедающие направляющие;
  • порванный пыльник;
  • заклинивший поршень;
  • фрикционный материал низкого качества;
  • поврежденный диск.

Попадание мусора между фрикционной накладкой и контактирующей с ней поверхностью диска также может быть причиной появления скрежета. Это особенно актуально для расходников с прорезью. Застрявший камушек может длительное время свистеть, раздражая водителя.

Подробно о возможных причинах появления свиста рассказывает видео:

Почему тормоза скрипят, когда колодки в норме?

Допустим, в качестве расходных материалов автовладелец полностью уверен - приобретен расходник известного бренда. Но во время остановки раздаётся посторонний звук, причину нужно искать в остальных элементах. Первым под подозрение попадает диск. Его износ, деформация или разрушение приводят к скрипу.

Для снижения вибрации производители совершенствуют способы фиксации расходников. На некоторых моделях есть крепления, вставляемые в поршень. Со временем посадочное место изнашивается, появляется свободный ход. Раздвигание усиков помогает временно исправить ситуацию.

Дело может быть и в направляющих суппорта. Поломки возникают вследствие:

  • чрезмерного износа;
  • повреждения пыльника;
  • неправильного выбора смазки;
  • отсутствия техобслуживания;
  • неправильного монтажа.

Пыльники делают из резины. После механических повреждений или из-за естественного старения они перестают выполнять функции. Грязь, влага, песок, абразивные элементы попадают на поршень. Трение мусора о металлические поверхности приводит к износу и подклиниванию. Колодки свободно перемещаются, что и становится причиной свиста.

Как устранить скрип тормозных колодок

Стандартным решением проблемы является нанесение антискрипной смазки. Ей покрывают тыльную сторону расходника. Не допускайте попадания пасты на фрикционный материал.

Использовать смазки можно и вместе с противоскрипной пластиной. Средство нужно наносить тонкими полосками. Давление расплющит пасту равномерно между нерабочей стороной и пластинкой.

Радикальным методом, как скрип устранить, является стачивание фрикционного материала. Избавляться от шума таким образом нужно, учитывая снижение площади контакта накладки с диском. Не следует чрезмерно срезать края. Лучше делать прорезь посреди глубиной до 4 мм.

При появлении скрипа колодок после посещения СТО проверьте правильность сборки тормозов. Отсутствие пружин или противоскрипных пластин становится причиной колебания расходника.

При подозрении на заклинивание или чрезмерный износ поршня и направляющих произведите их дефектовку. Пыльники с надрывами, трещинами и другими повреждениями подлежат замене. Смазку следует выполнять только спецсредствами. Запрещено использовать подручные вещества - например, "Литол-24".

Доносящиеся с передней или задней оси посторонние звуки во время торможения нельзя игнорировать. Они говорят о серьезных неисправностях. При появлении скрежета выявите его источник и примите меры по восстановлению нормальной работы. Если не представляете, как избавиться от скрипа тормозных колодок, отвезите машину в сервис. Мастера СТО избавят от скрежета с гарантией.

Это не просто автотехцентр и автомагазин! Мы объединяем владельцев Nissan и помогаем решить вопросы эксплуатации и ремонта, регулярно устраиваем встречи любителей авто, форумы, а также любительские гонки.Наша цель: делать автомобили России надежнее и безопаснее, чтобы они приносили Вам радость!

Как мы это делаем:

  • Мы заботимся о каждом клиенте как о самом ценном друге.
  • Мы продаем качественные запчасти по оптимальным ценам.
  • Мы ремонтируем автомобили быстро и по стандартам.

Нам можно доверять, потому что:

  • 12 лет работаем с автомобилями Nissan.
  • Более 19 380 автолюбителей обратились к нам к 2018 г.
  • 86% клиентов оценивают нашу работу на «отлично».
  • 9 156 автолюбителей вступили в «Ниссан Клуб» и пользуются привилегиями (по состоянию на октябрь 2018г).
Nissan Club – лидер постгарантийного обслуживания автомобилей Nissan в Уральском регионе!

Интернет-магазин автозапчастей для Nissan

Ищете, где купить запчасти Ниссан в Екатеринбурге? Предоставим новые оригинальные, не уступающие качеством аналоги или детали б/у.Доставка запчастей в любой город России. Тщательно упакуем и отгрузим в транспортную компанию бесплатно.При установке в нашем сервисе на весь ассортимент запчастей, представленных в каталоге даем гарантии. На б/у запчасти даем время для проверки с возможностью возврата. И это только начало списка причин, почему вам стоит обратиться в Nissan Club:
  • Ниссан - наша основная специализация, поэтому вас ждет профессиональная диагностика, ремонт и ТО;
  • Запчасти Ниссан всегда в наличии, когда требуется доставка под заказ – сроки четко выдерживаются;
  • Цены на ремонт и запчасти Nissan у нас ниже, проверьте сами;
  • Вступите в Ниссан Клуб, получите дисконтную карту и накопительную скидку до 15%;
  • Наш главный принцип – честная и профессиональная работа. Мы не обманываем клиентов и не навязываем ненужных услуг;
  • Сотрудничаем с частными клиентами и юридическими лицами.
Независимо от того, какой у Вас автомобиль, к проблемам всех автовладельцев мы относимся с одинаковой ответственностью! Приезжайте к нам на Кислородную, 7а или запишитесь онлайн на сайте