Когда переобуваться на летнюю по закону. Сроки перехода на зимнюю резину установлены законом в россии. Советы профи, как учитываются климатические особенности региона

Из этой статьи вы узнаете, когда нужно менять резину и некоторые полезные рекомендации по автомобильным шинам.

Большинству водителей, два раза в год, перед началом зимнего и летнего сезона эксплуатации автомобиля, приходится менять резину на авто, соответственно на зимнюю или летнюю, то есть как говорят автомобилисты «переобувать» машину.

С этим приходится мириться, так как универсальных шин, одинаково хорошо проявляющих себя и зимой, и летом, нет.

Кто – то может возразить, вспомнив, что кроме зимней и летней резины есть еще и всесезонные шины, но любой специалист вам скажет, что это не самый лучший выход из положения.

Дело в том, что всесезонные шины обладают некими усредненными свойствами зимних и летних шин, а в конечном итоге будут заведомо хуже вести себя зимой, чем зимние шины, а летом хуже, чем летние. Тем более в таком климате, где зимой очень холодно, а летом очень жарко.

Другими словами, лучше оставить эти шины в покое и поговорить о зимних и летних шинах.

Когда менять резину?

В первую очередь, определимся, когда нужно «переобувать» автомобиль, когда менять резину?

1. С окончанием зимнего сезона шипованные зимние , как только среднесуточная температура поднимется выше нулевой отметки.

С дорог сойдет снег – ездить по чистому асфальту на шипованной резине крайне нежелательно, так как из-за относительно высокой температуры зимние мягкие шины будут интенсивно изнашиваться, а могут просто вылетать из шины.

Также шипованные шины при торможении на чистом асфальте существенно увеличивают тормозной путь, что конечно, скажется на безопасности.

3. Готовя машину к зимнему сезону, шины — «липучки» одевают при наступлении первых морозов, а зимние шипованные шины при понижении среднесуточной температуры воздуха ниже нулевой отметки.

Удобнее всего, когда шины для каждого сезона будут уже смонтированы на диски, тогда процесс замены значительно упростится. Да и шины будут служить дольше, так как вы убережете их от лишних манипуляций при шиномонтаже.

Считается, что срок годности автомобильных шин – около пяти лет. После этого резина стареет, теряет эластичность и трескается. Конечно, это усредненная цифра, так как на срок службы шин влияет множество факторов, таких как:

  • тип автомобиля;
  • стиль вождения водителя;
  • условия хранения и т.д.

На любой шине указывается такой параметр, как «индекс скорости и нагрузки». Эта цифра означает максимальную скорость движения автомобиля, которую данная шина выдерживает в течение 30 минут, без негативных последствий. Если превысить эту скорость, то шина может просто разрушится, что чревато самыми негативными последствиями.

Выбирая шины, обращайте внимание на их индекс скорости и не превышайте данную скорость во время поездок.

«Переобувать» машину нужно в таких сервисах для которых данная работа является профильной. Специалисты шиномонтажа должны доходчиво объяснить вам, какие именно манипуляции будут проводиться с вашими шинами и дисками.

Всегда обращайте внимание на чистоту в мастерской и на состояние шиномонтажного оборудования. Если в помещении беспорядок и грязь, то лучшим вариантом будет поиск другого сервиса.

Когда менять резину — видео:

Что касается покупки шин, то делать это лучше не на рынке, где они обычно хранятся уложенными в большие стопки и где корд шин может деформироваться. Покупайте шины в специализированных магазинах, где обеспечивается правильное их хранение на стеллажах.


Один из основных вопросов, который задают себе подавляющее большинство автомобилистов, это - когда менять резину? В нашей стране важность этого вопроса сложно преуменьшить - «день жестянщика» никто не отменял.

Однако, мало кто знает, но существует целый ряд правил, рекомендаций и даже законов, которые устанавливают порядок смены резины на автомобилях.

Из этой статьи вы узнаете:

Летняя и зимняя резина

Первое, что нужно понимать автомобилисту, это что Россия - страна со сложными условиями с большими перепадами температур. Это значит, что универсального комплекта покрышек в нашей стране быть не может (за исключением некоторых южных регионов), а значит - резина на автомобиле должны быть по сезону.

Летняя резина обладает свойствами, необходимыми для безопасного движения автомобиля в тёплую погоду, в том числе и в сильную жару. Состав резиновой смеси летних покрышек делается достаточно жёстким, чтобы покрышка не расплавилась на нагретом солнцем асфальте и удерживала автомобиль на заданной траектории.

Зимняя резина, в свою очередь, обладает свойствами, необходимыми для безопасного движения автомобиля в холодную погоду, в том числе в сильный мороз. Состав резиновой смеси зимней резины делается достаточно мягким, чтобы при отрицательных температурах шина обрела необходимую эластичность для комфортной езды, а в сильный мороз не «задубела» продолжала удерживать машину на нужной траектории. Зимние шины имеют обозначения «MS», «M&S», «M+S» на своей боковине.

Почему нужно менять резину

Разумеется, каждому автовладельцу необходимо понимать, что летняя резина абсолютно не предназначена для движения зимой. При понижении температуры жёсткая резиновая смесь летней шины становится как «пластиковая лыжа», не способная ни останавливать и удерживать машину на дороге.

В свою очередь, зимняя резина, точно так же, не предназначена для движения летом - при плюсовых температурах она сильно размягчается и точно так же перестаёт «держать» автомобиль в поворотах и при торможении, очень сильно при этом изнашиваясь (не говоря уже про шипы, которые сильно увеличивают тормозной путь на асфальте).

Указывают температуру, при которой возможна эксплуатация летних шин от +5 до +50, а зимних от +5 до -50. Таким образом, пограничная температура для сезонных комплектов резины, установленная производителями +5 градусов. Если автовладелец видит на уличном термометре установившуюся температуру около +5 градусов - это значит, что время сезонной смены покрышек пришло.

Что касается , то нужно сказать, что такие покрышки тоже не подходят для эксплуатации в России. Так как эти шины по определению должны удовлетворять взаимоисключающим требованиям - быть достаточно эластичными в морозы и одновременно достаточно жёсткими в тёплую погоду — чего до сих пор не удалось добиться ни одному производителю покрышек в мире. Всесезонки плохо ездят при плюсовых температурах и ещё хуже ездят в морозы.

Когда менять шины по закону

Мало кто из автомобилистов знает, что с 1 января 2015 года в России действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».

Согласно этому регламенту на всей территории России в зимние месяцы (декабрь, январь и февраль) на автомобилях должны быть установлены зимние шины. Дословно пункт 5.5 приложения 8 к «Регламенту» гласит:

Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.

Таким образом, на всей территории России и стран Таможенного союза зимние шины обязательны с 1 декабря и по 28 (29) февраля, но местные органы управления могут изменять эти сроки в сторону увеличения, согласно климатическим условиям своего региона. В то же время шипы запрещены с 1 июня и по 31 августа.

Штрафы за резину не по сезону

В случае, если сотрудниками ГИБДД будет выявлен автомобиль на шинах не по сезону, согласно Главе 12 КоАП, в 2017 году штраф на его водителя пока ещё наложен быть не может. Но проект поправок, включающий этот штраф, уже проходит обсуждения и можно не сомневаться, что в скором времени полноценный штраф появится.

Так же нужно сказать, что сотрудники ГИБДД уже сегодня имеют право наложить штраф в 500 р. на водителя автомобиля, в случае, если на его транспортном средстве установлены изношенные зимние шины с глубиной протектора менее 4 мм.

Когда менять летние шины на зимние

Любому автовладельцу, который заботится о безопасности движения своего автомобиля, необходимо понимать, что кроме законов о зимней резине и рекомендаций заводов-производителей, существуют так же и погодные условия, которые на самом деле имеют первостепенное значение при смене резины.

Основное правило смены резины говорит нам, что как только среднесуточная температура становится ниже +5 +7 градусов — шины пора менять. Правда, осенняя погода часто бывает переменчивой и непостоянной, из-за чего определить точный день смены покрышек довольно сложно.

К примеру, в 2017 году зимнюю резину лучше поменять не позже 21-22 октября, потому что, согласно прогнозам синоптиков, уже 23 октября наружная температура воздуха в центральной России опустится до отрицательных значений в дневное время суток и езда на летней резине станет опасной.

В то же время в 2018 году, вполне возможно, что в конце октября в центральной России погода будет достаточно тёплой и в конце октября менять летние шины будет ещё рано.

Для определения точного времени смены летней резины на зимнюю, автовладельцу необходимо отслеживать прогноз погоды на пару недель вперёд. Как только в этом прогнозе появятся отрицательные температуры в ночное время суток, не говоря уже о дневном - значит можно считать, что день смены резины наступил.

Смысл этой рекомендации прост: лучше поставить зимние шины на неделю раньше, чем остаться в «день жестянщика» на летних. В крупных городах эта рекомендация так же позволит избежать потери большого количества времени в очередях в шиномонтаж.

Так же не стоит забывать и о загородных поездках осенью: если планируете такую поездку и не уверены в погоде — поменяйте шины заранее, это исключит возможность оказаться на летних шинах при минусовой температуре.

Когда менять зимние шины на летние

Замена зимних шин на летние, как правило, происходит гораздо более безболезненно, чем летних на зимние. Причина проста - в плюсовую температуру зимние шины какое то время ещё позволяют «держать» автомобиль, поэтому, срочной замены, как с летними шинами осенью, не требуется.

Тем не менее, езда на зимних шинах в тёплую погоду довольно опасна, поэтому замену зимних шин на летние откладывать не стоит. Здесь работает аналогичная рекомендация с прогнозом погоды: если в ближайшие несколько недель в ночное время суток отрицательных и околонулевых температур не предвидится - значит день замены зимних шин на летние наступил. Особенно это касается владельцев шипованных зимних шин - шипы сильно увеличивают тормозной путь на асфальте.

Протектор шин

Кроме сезонной смены резины, автовладельцу не стоит забывать и о том, что покрышки должны иметь достаточную толщину протектора, чтобы обеспечивать безопасность движения на должном уровне.

Согласно пункту 5 приложения №1к ПДД («Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств») для летних шин остаточная глубина протектора должна быть не менее 1,6 мм, а для зимних шин - не менее 4 мм. Меньше этих значений инспектор ГИБДД уже имеет право оштрафовать водителя.

Однако, штрафы штрафами, но на практике, если протектор шины изнашивается более чем на половину - ездовые характеристики такой шины уже перестали обеспечивать должный уровень безопасности движения (или уже близки к этому). Такие шины лучше заменить новыми.

Новая летняя шина имеет толщину протектора 8 мм. Таким образом, если глубина её протектора стала 4 мм и меньше - значит, шину пора менять.

Новая зимняя шина имеет толщину протектора 12 мм. Таким образом, если глубина её протектора стала меньше 6 мм - значит, шину пора менять.

Обязательным и неотъемлемым процессом эксплуатации автомобиля является сезонная смена шин - с летних на зимние и с зимних на летние. Каждый водитель знает, что состав смеси летних и зимних шин кардинально отличается. Летняя резина разработана таким образом, чтобы сохранять мягкость и цепкость с дорожным покрытием при плюсовой температуре, а зимняя при минусовой. Такая сезонная смена шин два раза в год - это гарантия безопасности. Понятно, что зимняя шина не сможет обеспечить должный уровень безопасности летом, она будет просто "плавать" по асфальту. Летняя шина зимой мгновенно затвердевает и просто скользит по снегу, льду, "каше" из грязи, снега и реагентов. Если автомобиль "обут" не по сезону - это опасный экстрим , будут сносы на поворотах, плохая управляемость и сцепкость с покрытием, никакого комфорта, непредсказуемое поведение машины, увеличенный тормозной путь.

Резкое потепление весной, первые заморозки и первый снег в конце осени - это те периоды в году, о которых с нервозностью вспоминают автомобилисты. Именно в эти периоды в разы повышается статистика аварий на дорогах, а шиномонтажные сервисы бьют рекорды по километровым очередям. Отстаивать часами в очередях, затягивать с "переобувкой", рискуя своей безопасностью, или же вызывать мобильный шиномонтаж "на дом", каждый решает сам.

Сезонная смена шин круглосуточно - с выездом
Услуги - Круглосуточный выездной шиномонтаж дежурят во всех районах Москвы

В результате того, что точные даты, когда следует проводить сезонную смену шин, назвать нельзя, повально возникают ситуации, когда многие тормозят по прогретому асфальту зимними шинами или колесят на летней резине по льду и снегу. В каждом случае - это очень опасно, кроме того, покрышки не по сезону быстро "убиваются". Поэтому очень актуален вопрос: когда все же "переобувать" автомобиль?

Когда менять летние шины на зимние?

Тут самым правильным решением будет "переобувать" автомобиль, ориентируясь на градусник. Именно это и рекомендуют производители шин. Российский континентальный климат очень часто преподносит сюрпризы в виде утреннего льда на дороге и летнего солнышка днем до +15С. Поэтому необходимость сменить немедленно летнюю резину на зимнюю при вероятности появления заморозков - это только теория. Следует учитывать, что в городах свой климат, поэтому если преимущественно вы ездите по городу, то беспокоится о смене шин в начале октября не стоит. А вот для частых поездок по трассам ранним утром, стоит перестраховаться и "переобуть" автомобиль в зимние шины уже в первых числах октября.

Исходя из конструктивных особенностей зимних шин, их установку следует проводить, когда градусник за окном несколько дней подряд показывает снижение средносуточной температуры до 5 - 6 градусов С. Это самое корректное правило, которое позволит обеспечить безопасность движения в данный период. Но, следует учитывать и тот факт, что увеличение данного температурного порога до +9С, то плохая сцепляемость, ускоренный износ шин, никакой безопасности на поворотах, плохая управляемость гарантированны. В случае снижения данного температурного режима и езды на летних шинах - это будет экстремальная езда и большая вероятность трат на дорогой кузовной ремонт.

Когда менять зимние шины на летние?

Как правило, в начале весны холодные и теплые дни чередуются, что и сбивает с толку водителей, когда установить летние шины на автомобиль. Если на колесах стоит не шипованная резина, лучшее решение - дождаться стойкой температуры в ночное время и до +9 - +10С днем. Но если шины шипованные , то езда по сухому асфальту, даже всего несколько дней, выльется к мгновенному износу покрышек, шипы быстро потеряются, да и тормозить шипами по сухому асфальту очень опасно. Замену зимней шипованной резины на летнюю следует проводить, когда температура воздуха среднесуточная закрепилась на отметке +5 - +8С. Понятно, что замену зимних шин на летние следует проводит также ориентируясь на градусник за окном. Но нужно обратить внимание и на особенности климата в своем регионе и обязательно нужно смотреть на состояние дорог.

Отдельной строкой следует отметить вопрос о всесезонных шинах. Для наших климатических условий понятия всесезонной резины просто нет! Для Италии, Греции, Испании и других стран с теплым умеренным климатом всесезонные шины - популярнейший вариант. В наших суровых климатических условиях и с постоянными сюрпризами/капризами погоды, такие шины все необходимые характеристики безопасной езды не обеспечивают даже на 30%! У нас, уверенность на дороге, могут обеспечит только конструкции зимних или летних шин (в зависимости от сезона).

Безопасность на дороге, как известно, зависит не только от состояния дорожного полотна и адекватности/профессионализма водителей, но и от технического состояния каждого автомобиля. Зимняя резина, в которую обувают автомобили с приходом холодов – не дань моде, а более качественное сцепление колес со скользкой дорогой и, соответственно, гарантия безопасности. Пренебрежение этим правилом чревато не только серьезными пробками в зимнее время, но и ростом числа аварий.

Не изменился ли Закон к 2019 году, и за что будут штрафовать?

Новые поправки к Закону – обязательна ли зимняя резина в России в 2018-2019 году?

Основные положения Закона, представляющие наибольший интерес для автомобилистов:

  1. Согласно новым поправкам, которые вступили в силу с 1 января 2015 года, вводится понятие «зимней резины» и ее конкретное описание. Также в поправках речь идет о допустимой минимальной глубине протектора шин. Речи о сезонной резине при эксплуатации автомобилей в данных изменениях не ведется.
  2. Штрафовать автолюбителей с 2015 года могут за нарушение 1-й части Статьи 12.5 КоАП РФ – то есть, за несоответствие технических характеристик резины тем, что описаны в новых поправках. Причем, инспектор ГИБДД, по своему усмотрению, может и не составлять протокол, а только лишь вынести предупреждение.
  3. Вступил в силу техрегламент ТС (прим. «О безопасности колесных транспортных средств», ТР ТС 018/2011) в 2015 году. Согласно требованию из данного регламента, для летнего сезона (с июня по август) под запретом шипованные покрышки, а для зимнего (с декабря и по февраль) – летняя резина. Срок запрета на летнюю резину может быть изменен в соответствии с климатическими особенностями регионов. За данное нарушение штраф пока не предусмотрен: о сезонном использовании резины в основных положениях, касающихся допуска автомобиля к эксплуатации, ничего не сказано.
  4. Понятие «всесезонные шины» в регламенте отсутствует.

Технический регламент проверки зимних шин в 2019 году – какая зимняя резина пройдет проверку?

Ключевое понятие – глубина протектора. Своя – для каждого типа покрышек каждого конкретного транспортного средства при отсутствии заводского индикатора износа.

  1. Легковые авто, летние шины: минимум глубины протектора - 1,6 мм.
  2. Легковые авто, зимние шины – 4 мм.

Понятие «зимняя резина» включает в себя соответствующую маркировку – пиктограмма «3-пиковая вершина со снежинкой по центру, М&S, M+S и М S.

Ограничения для иных автомобилей:

  1. Категория L (для квадроциклов, мопедов и мотоциклов) – 0,8 мм.
  2. Категории N2, N3, O3, O4 (грузовые авто, разрешенная макс/масса – более 3,5 т) – 1 мм.
  3. Категории М1, N1, O1, O2 (легковые авто) – 1,6 мм.
  4. Категории М2, М3 (автобусы) – 2 мм.

Что касается требований к колесным дискам (отсутствие деформации, следов варки, трещин и пр.) – они ушли в прошлое. А вот на резине повреждения должны отсутствовать – никаких протертостей до корда, боковых порезов, неравномерного износа.

Условия и неисправности (с учетом поправок), при которых эксплуатация автомобиля запрещена:


О сезонности шин речи в документе нет. Но требования к ней (зимней и летней резине) четко прописаны (согласно техрегламенту Таможенного Союза):

  1. При использовании шипованных шин их устанавливают на все колеса.
  2. С июня по август использование шипованных шин запрещено.
  3. В зимний период использование зимних шин (устанавливаются на все колеса) обязательно.
  4. Запрещено использование непригодных для эксплуатации шин.

Будут ли штрафовать за езду на летней или лысой резине в 2019 году?

Соответственно закону (п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ), запрещается управление автомобилем, если имеют место неисправности, либо условия, при которых недопустима эксплуатация транспортного средства. Эти требования и запреты остаются в силе.

  1. Управление автомобилем неисправным, или подпадающим под условия 2-7-й части указанной статьи, влечет за собой штраф в размере 500 рублей (или предупреждение).
  2. В большей степени штраф будет выписываться не за езду посреди зимы на летней резине, а за несоответствие глубины рисунка протектора ее нормативным значениям.
  3. За отсутствие наклейки «Ш» в ситуации, когда используется шипованная резина, штраф также не предусмотрен.

Каждый водитель меняет резину два раза в год, особенно это нужно для северных регионов. Часто сложно определить когда менять резину с зимней на летнюю. По закону устанавливается точный день смены летней резины на зимнюю – 1 декабря. В Беларуси и России в 2016-2017 году оптимальной датой смены резины с зимней на летнюю является 15 марта. Почему именно этот день установлен законодательством? Считается, что именно к этому времени температура воздуха стабилизируется, а значит, шанс появления гололедицы можно предугадать.

Почему же так необходимо заменять автопокрышки? Кроме разнообразной поверхности автомобильной «обуви», резина разнится ещё и составом. Зимние покрышки более мягкие, что позволяет им не твердеть, а значит, сопротивляется льду легче. Летние, же – более теплостойкие, что позволяет им не плавиться жарким днём, делая передвижение по дороге смертельно-опасным.

К сожалению, точного графика смены резины не существует. По этой причины все автовладельцы обязаны следить за прогнозом погоды наперёд. Средняя температура в сутки обязана достигать +7 градусов и выше.

Не стоит полагаться на то, что избежите штрафа. Даже, если это удастся, велика вероятность ДТП и всех вытекающих последствий. Большинство страховых компаний не оплачивают ремонт автомобиля, если экспертиза выявит причиной аварии несоответствие покрышек сезону. Более того, в некоторых страховых фирмах при заключении договора указываются точные сроки и даты для , и наоборот.

Время, когда стоит менять резину напрямую зависит от того в какое время суток используется машина. Если владелец ездит утром и вечером, то стоит повременить с заменой, ибо в это время понижается температура и часто дорога замерзает. Также, владельцам шиповидных автопокрышек нужно менять её весной раньше, чем владельцам липучки. Причина кроется в том, что шиповидные покрышки быстрее изнашиваются.

Не менее важным фактором является география. Городским жителям смену нужно проводить реже, чем обитателям пригорода. За городом снег тает дольше.

Часто можно услышать ошибочное мнение, что частая смена покрышек вредна для шин и для диска – соответственно. Это не совсем правда. При соблюдении норм хранения: покрышки без дисков всегда хранят вертикально. Также, стоит менять шины одновременно и проследить, чтобы они были одинаковыми, ведь от этого будет зависеть износ каждой. Причём речь идёт не только о модели, но и «свежести» покрышек – дате выпуска. Не забывайте также менять резину и с летней на зимнюю подробнее о том когда этой сделать

Обычно, если автомобиль имеет привод на одну ось, то советуют каждый сезон менять резину с ведущей на не ведущую. Для того, чтобы не попутать покрышки можно пометить их мелом.

Стоит подвести итоги этой статьи. Итак:

  1. Оптимальная дата смены шин – 15 марта.
  2. Не стоит постоянно полагаться на конкретную дату, следите за погодой.
  3. Шины должны быть одной марки и даты выпуска.
  4. Регулярная смена обуви для машины при добросовестном хранении не вредит дискам и самому продукту.
  5. Хранят автопокрышки вертикально и никак иначе.
  6. Жители городских районов должны менять обувь для автомобиля раньше.
  7. Нормальная температура для смены резины на летнюю +7 градусов и выше. В случае нестабильной погоды стоит повременить с этой процедурой.

Надеюсь, эта информация оказалась полезной для читателя. Желаем всего доброго!