Когда можно ездить без шипов. Когда менять резину с зимней на летнюю

Переход на зимнюю резину в России в 2016 году с какого числа ожидать начало действия закона? В начале прошлого 2015 года, был разработан совершенно новый техрегламент Таможенного Союза, в котором точно указывается минимально допустимая глубина протекторов шин. Это четыре миллиметра для зимних и один целый и шесть десятых для летних. Приняты такие меры для избегания аварий и пробок на дорогах, особенно в зимний период.

Ведь безопасность на дороге зависит не только от виртуозности и знаний водителя, но и от технического состояния автомобиля, его сезонного приспособления к условиям дороги. Особенно важно, в зимний период, наличие хорошего сцепления колес с дорожным полотном.

Множество Европейских стран давно внедрило подобное законодательство, обязывающее водителя, заботится о сезонной смене резины на своем автомобиле. Несоответствие или полное игнорирование этого закона, там строго карается большими денежными штрафами или, даже административной ответственностью. Ведь, нарушение этого закона европейцы напрямую связывают с безопасностью человеческой жизни на дороге.

Теперь переход на зимнюю резину в России проходит не по желанию или возможности владельца авто, а строго выходя из установленных законом норм. Согласно, внесенных в закон поправкам, теперь есть четко описанные нормы и характеристики для зимней резины, которым должны соответствовать все владельцы машин.

О все сезонной резине

Инспекторы ГИБДД могут выписать штраф за нарушение этих норм сезонности шин. О всесезонных шинах в регламенте указано, что пользоваться круглый год можно лишь неошипованной резиной с соответствующей зимней маркировкой, следовательно, Вас могут оштрафовать за всесезонные шины, если они не будут соответствовать описанным в законе нормам.

Началом зимнего шинного сезона предложено считать первое декабря, а окончанием – первое марта. Летний период это июнь-август. Но, в зависимости от региона страны, эти периоды могут быть изменены. Ведь Россия достаточно большой площади страна и ее пересекают несколько климатических поясов. И погодные условия в разных уголках страны могут сильно отличатся, поэтому было бы правильно обеспечить региональное регулирование сезонности для шин на автомобилях.

Шип на зимней резине

Для легковых машин, в зимний период, законодательство предусматривает шипы на резине, не менее 4-х мм, а для летнего сезона – не меньше 1.6мм. Для квадроциклов, мотоциклов и прочего транспорта, категории Л, положены шины с протектором, не менее 0.8милиметра.

Для грузовиков, массой более трех с половиной тонн, разрешено в зимний период 1мм, автобусам полагается двух миллиметровые протекторы. Зимняя резина обязательно должна быть промаркерованна следующими отметками: М+S, M&S или M S. Стоит отметить, что зимняя резина, маркировки М+S, и без шипов может применяться целый год. Так же, предусматриваются поправки к закону, в отношении многотонных автомобилей, ведь никакие протекторы не выдержат массу авто, по этому есть предложения, обязать одевать на такие машины цепи, в зимний период.

Ничего о требованиях к колесным дискам в законе не сказано, то есть уже является не существенным. А вот повреждения резины строго контролируются, не равномерный износ шин, потертости, порезы – все это категорически запрещено.
Не соответствие резины модели машины, разноразмерные шины на одной оси, установка на одну и ту же машину летней и зимней резины одновременно, на разные колеса – все это так же пресекается законодательством.

Переход на зимнюю резину в России в 2016 году с какого числа он начинается?

Переход следует с первого сентября, по пятнадцатое ноября. При несоблюдении нового законодательного акта, полагается штраф, в размере 500рублей. То есть штраф выписывается при: несоответствии маркировки шин, нарушении минимально допустимого размера протекторов, которые будут замерять в самых потертых местах. За отсутствие предупреждающей наклейки на автомобиле о шипованной резине, штрафные санкции не предусмотрены. Так же, штраф могут и не наложить, применив только предупреждение.

Весьма большая вероятность ужесточения штрафных мер для нарушителей данного законодательного акта. Депутаты Государственной Думы Российской Федерации, внесли предложение увеличить штраф, прировняв его к стоимости комплекта сменной резины. То есть, если эту поправку примут, цена штрафа составит около десяти тысяч рублей.

Так же должны ввестись поправки в закон, в соответствии с региональным расположением. Пока этот закон находится на стадии доработки и исследования. После получения результатов различных социальных и научных исследований, оценки потребности ужесточения штрафных мер и размера денежного штрафа, возможно, закон таки дополнится.

Но это только в планах. А пока – существуют вполне выполнимые и доступные нормы закона для сезонной смены шин. И достаточно приемлемые и не существенные штрафы за их нарушение. Правила эти придуманы не просто так, обезопасьте себя и своих сограждан на дорогах нашей страны, придерживайтесь рекомендаций, законодательства и правил дорожного движения. Ни жезла, ни гвоздя Вам!


В январе 2015 года заработал новый технический регламент Таможенного союза, в соответствии с которым начали действовать ограничения на минимально допустимую глубину протектора шин: для зимних – 4 миллиметра, для летних – 1,6 миллиметра. Премьер-министр России Дмитрий Медведев в декабре прошлого года дал поручение правительству разработать действенные меры по предотвращению пробок на трассах в зимнее время и внести поправки в законодательство, обязывающие водителей ездить на зимней шипованной резине. Рассмотрим же, какие штрафы за шипованные шины действуют на 2017 год.

Законопроект о зимней резине

10 января 2013 года председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов предложил законопроект, предусматривающий штрафы за неустановленную зимнюю резину на колеса автомобилей в зимнее время года. Предполагается, что введен в действие закон будет с 1 января 2014 года.

Документом планируется дополнить Кодекс об административных правонарушениях разработанной статьей о том, что эксплуатация транспортного средства в строго оговоренные месяцы года без зимней резины повлечет за собой штраф за шины в размере 5 тыс. рублей. Для должностных и юридических лиц размер штрафа, скорее всего, будет существеннее, что станет известно после дальнейшей проработки законопроекта. Первоначальная его версия была отклонена.

Закон о зимней резине, по мнению законотворцев, позволит решить большинство дорожных проблем, предотвратить множество дорожно-транспортных происшествий, обезопасив как водителей, так и пешеходов на дороге. Поводом к поиску вариантов внедрения штрафов за нешипованные шины стало появление многочисленных многокилометровых пробок, парализующих движение автостранспорта не только в городе, но и на федеральных трассах России. В большинстве случаях причиной пробок стало несоблюдения ПДД и отсутствие зимней резины на автомобилях.

Закон о смене автомобильных шин по строго заведенному графику, скорее всего, примут уже к зимнему сезону 2013-2014 гг. Такое поручение озвучил первый вице-премьер страны Игорь Шувалов соответствующим ведомствам. Вопрос о графике смены резины с летней на зимнюю и наоборот в конце февраля обсуждался на заседании правительственной Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения с участием министра связи и массовых коммуникаций России Николая Никифорова, министра здравоохранения Вероники Скворцовой, министра транспорта Максима Соколова, замминистра внутренних дел Виктора Кирьянова и других представителей министерств и ведомств.

По сообщениям пресс-службы Госавтоинспекции, поручение по зимней резине Игорь Шувалов дал с ограничением в сроке исполнения — комплекс мер должен быть принят уже на зиму 2013-2014 гг.,несмотря на то, что технический регламент Евразийской Экономической Комиссии о зимней резине вступает в силу только 1 января 2015 года. Первый вице-премьер рекомендовал проанализировать и мировой опыт в области применения зимней резины и решить вопрос с сезонностью в регионах.

Согласно разработанному Вадимом Тюльпановым законопроекту, зимним периодом он предложил считать отрезок времени с 1 декабря по 1 марта, но в регионах все же должна быть предусмотрена возможность озвучивать собственные рамки зимы для резины. Следует учесть, что такую огромную страну, как Россия, пересекает несколько климатических поясов, колебания температуры в середине зимы происходят в амплитуде от −3С до −40С, в июле разброс тоже существенен — от 0 до +38С. Согласно статистике Гидрометцентра России, погодные условия в любом регионе могут меняться каждый год. Случаются отклонения от среднегодовых значений до 15С на севере и до 30С на юге России.

Эксперты утверждают, что в зимнее время года аварийность на дорогах повышается на 30-40%, особенно если произошло обледенение дороги, снижающее сцепление летней резины с асфальтом, и конечно, это становится серьезной проблемой как властей и ГИБДД, так и общественности.

Кроме того, летняя езда на шинах с шипами может быть столь же опасна, как и зимняя без шипов. Шипы просто могут вылететь из колеса в идущий сзади транспорт, такие шины сильнее изнашивают и разбивают асфальт и др.

Зимняя резина и регламент Таможенного союза

Требование об обязательном применении зимних шин в соответствующих погодных условиях, в том числе для фур, прописано в техническом регламенте Таможенного союза. Закон о замене шин является не просто инициативой внутренних органов, это обязательное требование регламента Таможенного союза, применяемое в рамках экономического (Евразийского) союза «О безопасности транспортных средств». Россия должна принять данные обязательства с начала 2015 года.

Однако российские представители сообществ автомобильных перевозчиков (защищающие права водителей большегрузных автомобилей) выступают против таких норм, которые могут привести к финансовым трудностям и даже стать причиной прекращения деятельности ряда транспортных компаний.

Закон о зимней резине — европейский опыт

Во многих европейских странах, таких как Финляндия, Швеция, действуют законы, предписывающие обязательное наличие зимней резины. Отсутствие нужных шин на автомобиле в оговоренное время года в этих странах является грубым нарушением правил дорожного движения и карается большими штрафами и даже серьезной административной ответственностью.

Так, климат Финляндии схож с российским. Зимнюю резину в стране водители обязаны устанавливать с 1 ноября и не снимать ориентировочно до 31 марта, а точнее: переходить на летние покрышки можно уже через неделю после пасхи. Вне обозначенного периода эксплуатировать зимнюю резину в Финляндии можно, если в этом есть необходимость — образовалась наледь, выпал снег и т.д.

В Латвии автомобиль должен быть оборудован зимней резиной с 1 декабря по 1 марта, но эти рамки законодатели планируют заменить на период с октября до апреля.

В Эстонии использовать покрышки с шипами категорически запрещены вообще. Можно устанавливать только зимнюю резину маркировки M+S в период трех зимних месяцев.

В Германии закон только дорабатывается, его прежняя редакция довольно расплывчата — водители обязаны ставить зимнюю резину с оглядкой на ситуацию на дороге.

В Норвегии закон делает послабления только иностранцам на колесах, которым разрешено приезжать в страну на автомобиле с любой резиной, местные обязаны зимой устанавливать соответствующую резину.

Интересен закон о зимней резине в Швейцарии. А точнее там как такового закона нет, но в случае зимнего ДТП по вине водителя на автомобиле с летними покрышками, ему обязательно выпишут дополнительный штраф. Кроме того, в Швейцарии нельзя гонять на шипованной резине выше 80 км/ч за городом и выше 50 км/ч — в любом населенном пункте.

Целесообразность внесения пункта о зимней резине в законодательные акты

В марте текущего года МВД поручило профильным институтам и ведомства на основании масштабного исследования в каждом регионе определить целесообразность закона о зимней и летней резине. Стало известно, делается это для того, чтобы в некоторых регионах смена летней резины на зимнюю и наоборот получила исключительно рекомендательный характер.

В МВД понимают, что зимней резины для грузовых автомобилей не существует — никакие шипы не выдержат такой большой вес. И все же в планах законотворцев присутствует обязать транспортные компании специальные противоскользящие цепи.

В России намерены применять гибкий подход к нормированию зимних шин и противоскользящих цепей. Если научные исследования подтвердят важность и жизненную необходимость зимней резины в ряде регионов, ПДД будут дополнен новым пунктом правил, уточняющим период использования зимней резины — с 1 ноября по 1 апреля.

Если в каком-либо из российских регионов чиновники посчитают обязательным использование зимних шин, что будет закреплено законодательно, МВД предлагает нарушителям выписывать символический штраф в 100 рублей. Однако депутаты продолжают настаивать на более серьезной мере наказания — штрафе в 1-5 тысяч рублей, чтобы автомобилисты осознали всю важность нововведения.

Противники «обязаловки» с шинами считают, что безопасность движения можно обеспечивать иными способами. В первую очередь должно улучшаться качество дорожного покрытия, повышаться эффективность работы дорожных служб, осуществляющих своевременную уборку проезжей часть от снега и наледи. Наконец, можно применять косвенные меры воздействия. К примеру, в случае с ДТП по вине «неперобутой» машины дать право страховым компаниям взыскивать ущерб с нарушителя. Или ввести особый пункт о зимней резине при прохождении техосмотра.

Кроме того, ни в одном из пяти законопроектов о зимней резине, подготовленных в Госдуме и Совете Федерации и еще не рассмотренных парламентом, не оговариваются специальные требования к самим покрышкам. В действующем законодательстве также сформулированы только общие требования к автомобильным шинам (речь идет о двух постановлениях: «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» и «О правилах дорожного движения»). Наиболее конкретные параметры зимней резины прописаны в регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в котором четко перечисляются характеристики шипованных шин.

Зимняя резина 2015

Предыдущие законопроекты, обязывающие водителей использовать шины по сезону, потерпели неудачу и были отклонены. Однако с 1 января 2015 года на всей территории России начнет действовать технический регламент Таможенного союза. Данный документ запрещает эксплуатацию транспорта без использования зимних шин в период зимы, с декабря по февраль. Зимняя резина будет запрещаться к использованию в летние месяцы, с июня по август.

Разумеется, климатические условия в различных регионах нашей страны имеют свои особенности, и на уровне субъектов интервалы для использования зимней резины будут меняться.

За эксплуатацию шин не по сезону автомобилистов будут штрафовать на 2000 рублей.

Но уже в 2014 году, когда российские водители переобули своих автомобили в зимнюю резину, они начали получать штрафы от сотрудников ГИБДД за отсутствие на заднем стекле значка «Ш» (шипы), оповещающего об использовании шипованой резины других участников дорожного движения.

Данные действия ГИБДД крайне возмутили правозащитников, поскольку выписываемый водителям штраф в 500 рублей за это правонарушение не предусмотрен КоАП, а следовательно он не правомерен.

Следите за дальнейшим развитием событий вместе с нами, подписавшись на нашу .

Зимняя резина 2016-2017

Законодатели внесли поправки в Правила дорожного движения, которые теперь четко описывают понятия зимней, летней и всесезонной резины, а также регламентируют их использование, однако законопроект о зимней резине так и не начал работать во всю силу, поскольку в КоАП до сих пор не внесен штраф за нарушение данных требований.

Ранее депутаты Госдумы предлагали наказывать нарушителей штрафом в 10 тысяч рублей, поскольку, по их мнению, сумма штрафа должна быть приравнена к стоимости комплекта шин. Однако законопроект еще дорабатывается, и каким будет окончательное решение в отношении размера штрафа - пока не известно.

Таким образом, за отсутствие зимней резины, а точнее за нарушение требований к глубине протектора шин, на начало 2017 года водителю по прежнему грозит штраф в 500 рублей. А как в дальнейшем изменится ситуация - покажет время.

Алина Ягодная, Виктория Голдина, 29.03.2013, обновлено: 02.02.2017
Перепечатка без согласия редакции запрещена.

Интересное по теме

не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Олег 23.07.2015 22:59
Здравствуйте! купил авто летом, на нем стоят зимняя резина но не одного металлического шипа нет, инспектор сказал, что он в заявлении не распишется пока не поставлю летнюю резину, далее сказал про лобовое стекло, что пока я его не заменю будет тоже самое, ТО я прошел, внутри машины трещину стекла не видно, инспектор опирается на какой то регламент, спросив какой он ответил ищи в интернете развернулся и ушел, дальше меня не слыша! В интернете не чего нет, кроме того, что написано только какие документы нужны при постановке авто на учет! Как это законно? На какой регламент он опирается?

алим 06.03.2015 16:28
штрафы на толстые животы и жирные задницы гос служащих,депутатов и всяких бюрократов надо,а не на резину

Николай 27.01.2015 11:07
Прошу прощения... для КВНщиков...

Николай 27.01.2015 11:04
Я живу на юге Ростовской области и снег выпал всего раз,в ноябре примерно,а дальше по прогнозам сплошные + сы... Дороги сухие и сейчас... О каких шипах может идти речь??? Законодатели стоят в Московских пробках (хотя,я сомневаюсь что стоят) и загоняют ОГРОМНУЮ СТРАНУ в рамки Садового кольца... Пусть дорожники не днём работают,создавая тем самым самые большие пробки,а по ночам,как во многих стрстранах (если уж начали Европу вспоминать). В двух словах,у нас что не закон то пища для кончиков...

А в краснодаре нет снега,на те штраф,какого хрена шипами нам дорогу ламаеш,так получается.Товарищи госслужащие наверно хватит придумывать законы противоречущие друг другу,наверно пора просто поработать,а непридумывать законы опкрадывающие людей,противоречущие друг,другу и появляющиеся в законодательстве чуть ли не каждый день,за которыми неуспевают даже некоторые юристы,неговоря уж о простых людях.А на щет безопасности движения-эт наверно не причина отсутствие или присутствие шипов,а причина такая,как отсутствие дорожных служб на дороге и если их где то и видно то качество обслуживание дорог в некоторых местах доходит до нуля.Извиняюсь за ошибки,писал на скорую руку.Я работаю на перевозке груза по россии,дольнобойщик,не меньше и передвигаюсь по россии и на легковой,15лет стажа и не разу не ставил на свои машины шипованную резину,на шипованной резине ездил раза три у брата на а/м,вот они дающие ильлюзию уверенности и теряющую бдительность у водителей и еще дураки на дороге,им хоть траки приклей.

Последние годы регулярно ходят разговоры и слухи о том, что скоро в России будет введен штраф за использовании зимней резины летом, а летней резины в зимний период. Назывались даже точные даты, а иногда называлась даже точная сумма в 2000 рублей штрафа за летнюю резину на зимней дороге. В первую очередь мы хотим успокоить сразу всех водителей – данные штрафы за резину не по сезону в 2019 году не введены, а законопроект N 464241-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств)», в котором были прописаны штрафы за использование летней резины зимой, не принят в первом чтении.

Но за какую резину могут оштрафовать автовладельца, если его транспортное средство зимой двигается на летних шинах, а летом на зимних? Как себя вести в диалоге с инспектором ГИБДД колес автомобиля?

Тем не менее, владельцам транспортных средств необходимо знать тонкости вопроса регулирования правомерности использования того или иного типа автомобильных шин в летние и зимние периоды, так как не исключено, что в скором времени очередной законопроект будет одобрен в Государственной Думе и штрафные санкции будут введены. В данной статье мы подробно разберемся в проблеме.

Существуют ли штрафы за резину не по сезону?

Еще в 2014 году в Государственную Думу страны был внесен законопроект №464241-6, в котором предлагалось дополнить статью 12.5 КоАП РФ частью 3.2:

«частью 3.2 следующего содержания: «3.2 Управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колес,- влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей».

На протяжении двух лет рассмотрение данного законопроекта откладывалось, но 20 октября 2016 года он был направлен на рассмотрение в Государственную думу и должен был быть рассмотрен в трех чтениях. А по факту законопроект о штрафе за использование летней резины в зимнее время не прошел даже первое чтение , и 1 ноября 2016 года было принято решение отложить его рассмотрение на неопределенный срок, и по состоянию на 2019 год к рассмотрению «шинного законопроекта» больше не приступали.

Так какой штраф за летнюю резину зимой на сегодня?

Вопрос относительно смены зимних и летних шин в России на сегодня ничем НЕ регламентируется, и водителям не нужно бояться штрафов за использование летней резины зимой, или санкций за другой вариант не подходящей по сезону авторезины - просто потому, что таких штрафов нет! Автовладельцы по своему усмотрению принимают решение о замене летних шин на зимние, опираясь на погодные условия и температуру воздуха. Если говорить о конкретных датах, то в средней полосе России негласными ориентирами являются 15 ноября для смены резины с летней за зимнюю, и 15 марта - для перехода с зимней резины на летнюю.

Безусловно, эти даты довольно условные, и в тех или иных регионах Российской Федерации они отличаются. Водители, опираясь на здравый смысл, при смене шин делают упор не на даты, а на погодные условия, То есть если на календаре уже весна, а на дорогах еще лежит снег и прогноз обещает гололедицу, то «переобуваться» в летнюю резину никто не будет. И если в теплом Крыму или в Сочи в ноябре, а порой даже в декабре, наблюдается солнечная, теплая погода, и дорожное покрытие сухое и чистое, то водители вряд ли перейдут на зимнюю резину в срочном порядке.

Какие штрафы за летнюю резину в зимнее время предлагались?

Как мы уже говорили выше, слухи о том, что в ближайшее время на законодательном уровне будет запрещено «обувать» транспортное средство не по сезону, ходили давно, причем на рассмотрение в Государственную Думу поступали несколько законопроектов, но по разным причинам, ни один не прошел даже первого чтения. Суть этих шинных законопроектов сводилась к следующему:

  • Штрафовать за езду на транспортном средстве с использованием шин не по сезону (водитель обязательно должен , либо «переобувать авто» с учетом показателя среднесуточной температуры.
  • Штрафовать за то, что водитель в летнее время эксплуатирует транспортное средство на зимней резине с шипами.
  • Отказ в в том случае, если при ДТП транспортное средство виновника был на шинах не по сезону.

Но, как видим, пока все эти законодательные инициативы дальше законопроектов не зашли, и вы по прежнему сами решаете, когда вам менять резину с летней на зимнюю и наоборот! Штрафа за летнюю резину в зимнее время в РФ нет!

Существует ли штраф за зимнюю резину летом?

Если изучить Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», то выяснится, что для российских автомобилистов он принес новые правила. В этом техническом регламенте в пункте 5.5 Приложения №8 имеются такие положения об использовании тех или иных автомобильных шин в разные времена года:

  • На летней резине можно ездить с июня по август (она должна быть нешипованной).
  • С декабря по февраль водителям можно принимать участие в дорожном движении, находясь за рулем машины, «обутой» в зимнюю резину (шипованной или нет).
  • В регламенте ТС 018/2011 вы не найдете понятия «всесезонная резина».
  • Соблюдение норм по предельному износу резины – обязательно.

На уровне региональных властей допускается изменять месяцы установленного запрета на использование шин по сезону – данные нюансы должны быть зафиксированы нормативными региональными актами.

Если говорить о том существует ли штраф за зимнюю резину летом, то уже на протяжении долгого времени этот вопрос остается нерешенным. На первом этапе обсуждений были предложения за подобные нарушения установить штраф в размере 5000 рублей – но такая инициатива не нашла одобрения у депутатов. Были и другие предложения относительно размера штрафа за езду летом на зимней резине.

Фактически в 2019 году действует штраф за езду летом на зимней резине только опосредованно по ч.1 ст.12.5 КоАП РФ , то есть если вы летом выехали с сильно изношенным протектором («лысые» шины), глубина которого меньше 4 мм, то штраф за «лысую резину» составит 500 рублей (либо предупреждение).

Каковы штрафы за езду на лысой резине в 2019 году?

В водительской среде давно ходит выражение «лысая резина», означающая езду на резине, где протектор стерся практически полностью. Согласно новым правилам езда на покрышках со стертым протектором может повлечь за собой наказание в виде штрафа в размере 500 рублей (или предупреждение) . Если обратиться к ПДД и его положению о допуске ТС к эксплуатации, то водителю запрещается принимать участие в дорожном движении, если остаточная высота рисунка протектора шин его транспортного средства:

  • грузового транспорта – меньше 1 мм;
  • легковой машины - менее 1,6 мм;
  • мопеда или мотоцикла – менее 0,8 мм;
  • автобуса – менее 2 мм.

Согласно ст. 12.5 КОАП сотрудники ГИБДД могут выписать водителю штраф за данное нарушение – 500 рублей.

По слухам, депутаты планируют в будущем на законодательном уровне увеличить сумму штрафа за езду на лысой резине в 4 раза. Такой скачок можно считать вполне обоснованным, так как по вине водителей, выезжающих на дорогу на лысой авторезине, происходит огромное количество ДТП, особенно в зимние месяцы, когда на дорогах гололед.

Появится ли запрет на шипованную резину?

О требованиях к шинам транспортных средств в разные сезоны года мы поговорили, а теперь рассмотрим вопрос, какие изменения относительно использования шипованной резины планируются на законодательном уровне.

Для стран, входящих в Таможенный союз, технический регламент ТР ТС 018/2011, о котором мы говорили выше, устанавливает следующие условия:

  • Шипованные шины запрещается использовать в летний период – с июня по август;
  • Резина с шипованным протектором должна быть на всех колесах транспортного средства (то есть нельзя иметь одновременно и шипованные шины и нешипованные зимние «липучки»;
  • На погонный метр протектора прописано предельное число шипов – 60 штук. Данное требование будет применяться к резине, которая была изготовлена после 1 января 2016 года.

Если говорить о потенциальных штрафах за использование резины с шипами сегодня, то на законодательном уровне они не установлены! Поэтому водителям стран, входящих в Таможенный Союз пока не стоит опасаться штрафных санкций. А вот штраф за то, что вы управляете автомобилем на шипованных шинах, а у вас при этом нет знака «Шипы» – составляет 500 рублей.

Езда на всесезонной резине (липучке) в 2019 году

Отдельно стоит упомянуть про всесезонную резину, на ней вполне комфортно можно ездить на автомобиле и зимой и летом. Собственно, такие нешипованные всесезонные шины и предназначены для эксплуатации на дорогах в течение всего года.

Обратите внимание, что зимой эксплуатироваться подобная резина может только если на ней есть обозначения в виде маркировки «М+S», «M&S» или «MS» (что означает «Mud & Snow», то есть по-английски «грязь и снег») и хотя в ином случае эксплуатация всесезонных шин в зимние месяцы не допускается, штрафа за это всё равно пока нет.

Как сотрудники ГИБДД смогут оштрафовать за шины?

Выше мы уже изложили ситуацию относительно законодательной базы по вопросам сезонной смены резины и штрафов за использование шин не по сезону. Возникает закономерный вопрос, как непосредственно на дороге сотрудники органов ГИБДД будут контролировать выполнение водителями оговоренных выше норм?

Сегодня имеется лишь единственно возможный способ установления соответствия сезонности шин – это прохождение технического осмотра. Но и здесь не обошлось без проблем. К примеру, новые автомобили, только что вышедшие из автосалона, могут не проходить техосмотр. Да и с автомобилями находящимися в эксплуатации тоже не все ясно – в обязанности их владельцев входит прохождение ТО только раз в год, а значит проверяться соответствие авторезины сезону будет только один раз в год.

Подводя итог хотелось бы отметить - несмотря на то, что штрафы за резину не по сезону в 2019 году НЕ введены , каждый автовладелец должен ответственно подходить к вопросу готовности его транспортного средства к текущим дорожным условиям! В ваших же интересах максимально подготовить машину к тем или иным погодным и климатическим условиям!

Когда менять шины на зимние? И нужно ли это делать в принципе? Эти вопросы постоянно интересует водителей, ведь новая резина - удовольствие не из дешевых. К тому же многие уверены, что на летних шинах можно спокойно ездить и зимой.

Так ли это? У каждого водителя на это есть свой ответ. К тому же вечное желание сэкономить в данной ситуации порой имеет решающее значение. Тем не менее, исследования и практика показали, что своевременная замена шин является гарантом безопасности на дорогах. И если езда на зимней резине летом - это еще приемлемый вариант, то летняя в холодное время года может сыграть с вами злую шутку. Не зря же производители шин выпускают свою продукцию как для холодного, так и для теплого периода.

А тут еще российское законодательство обязывает переобувать автомобиль с наступлением холодов. На вопрос, когда одевать зимнюю резину теперь есть конкретный ответ, прописанный законом РФ. Тем не менее, Россия - страна большая, климатические условия на ее территории очень разнообразны. А значит, ориентироваться нужно не только на законодательство РФ, но и на то, какая погода за окном.

Вот видео по этому поводу:

Зачем менять сезонную резину на автомобиле

На этот счет любой продавец в магазине шин может прочитать вам длинную лекцию. Тем не менее, теория - это одно, а практика - совсем другое. Только когда водитель начинает осознавать, что замена резины вопрос не только его собственной безопасности, но и всех участников дорожного движения, он перестанет искать компромисс с совестью и кошельком.

В первую очередь нужно помнить, что при резком снижении температуры летняя резина теряет свои свойства. То есть, сцепление с дорогой становится хуже, что часто влечет за собой заносы. Естественно, увеличивается тормозной путь на таком автомобиле, и это только при незначительном похолодании. Летняя резина просто становится тверже, а небольшая ширина протектора не позволяет при таких условиях полноценно выполнять свои функции.

Если говорить о гололедице и снеге на дорогах, то в этих случаях езда на летней резине становится просто опасной как для водителя и пассажиров данного автомобиля, так и для других машин и пешеходов.

Когда одевать зимнюю резину в России

Все понимают, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Прежде всего, здесь нужно руководствоваться такими параметрами:

  1. Погодные условия в регионе.
  2. Законодательство РФ.

О втором мы напишем чуть позже. А вот что касается первого, то по этому поводу есть конкретное правило: при температуре +5 летние шины уже перестают полноценно выполнять свои функции, а значит, именно при такой температуре следует переобувать автомобиль. Но никто не запрещает делать этого и раньше, пока на улице, скажем, +10.

Важно! По закону РФ на зимней резине можно ездить и летом, а вот наоборот, запрещается.

При езде на городских дорогах автомобили находятся не в таких сложных условиях, как на трассах или скоростных дорогах. Именно на больших скоростях и будет наиболее ощутимо несоответствие резины погодным условиям. Опять же, на поворотах и при резком торможении создается особенно опасная ситуация, в которой несвоевременная замена шин может стать решающим фактором для возникновения ДТП.

Это - реальные ситуации, которые ежегодно случаются сотнями на отечественных дорогах. Почему так? Да просто потому, что к неблагоприятным погодным условиям следует добавить еще и специфику дорожного покрытия в большинстве регионов.

Но теперь о приятном. Затраты на покупку зимней резины полностью себя оправдывают, учитывая все вышеперечисленные факторы. Тем более, качественные шины при адекватной манере езды прослужат не один сезон. А значит, затраты будут не такими уж большими, как может показаться на первый взгляд.

Законодательство

Что касается законодательства РФ, то на счет периода езды на зимней резине есть вполне конкретные правила. Вот пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств:

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

К нему имеется дополнение, которое гласит, что региональные органы могут увеличить указанные выше обязательные сроки эксплуатации автомобилей с зимней резиной.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что езда на шипованной резине в летний период запрещается. А с декабря по март можно ездить только на зимних шинах.

В том, когда одевать зимнюю резину по закону разобрались. Но, не стоит забывать и о том, что в большинстве регионов страны холодает гораздо раньше, чем в декабре. Да и значительное потепление в марте - редкость даже для относительно теплых областей. Так что, в Москве и Саратове одевать зимнюю резину можно еще в октябре.

Что касается езды на зимних покрышках летом - это законом не запрещается. Но нужно помнить, что при высоких температурах зимние шины теряют свои свойства, а резина на них буквально плавится. Потому такая езда просто может угробить дорогостоящие шины, которые можно успешно использовать по назначению зимой.

Штрафы

Здесь нельзя не затронуть такой вопрос, как штрафы или любое другое административное наказание за отсутствие установленных на автомобиле соответствующих шин в зимний период. Оказывается, оштрафовать вас за летнюю резину зимой никто не может. Тем не менее, может быть наложен штраф за изношенную зимнюю резину. С одной стороны, это не вполне логично. Но с некоторыми статьями в законодательстве нужно просто смириться.

Таким образом, езда на зимней резине в холодный период года - это мера безопасности для каждого водителя, а не принудительная мера.

Чем отличается зимняя резина от летней

Большинство владельцев уверены, что разница только в толщине и рисунке протектора. Но это далеко не так. Далее предоставлен список всех отличий между зимними и летними покрышками:

  1. Сплав резины, обеспечивающий оптимальное сцепление с дорогой при разных температурных режимах. В результате летние покрышки больше предназначены для быстрой езды, но только по дорогам с хорошим качеством покрытия. Зимние шины более эластичные, потому они не пригодны для езды при высоких температурах.
  2. Глубина протектора у зимней резины больше, хотя порой и незначительно, все зависит от разновидности покрышек.
  3. Рисунок протектора, у зимних шин он более выражен, иногда дополнен шипами или липучками.

Важно! Срок годности зимних покрышек примерно в 3 раза больше, чем летних. Но этот показатель уместен только при езде на зимних при соответствующих температурных режимах.

Кроме того, при покупке зимних шин нужно обращать внимание на наличие обозначения следующего вида:

На зимних шинах всегда присутствует маркировка М+S или любая другая с наличием этих букв.

Именно ее наличие и будет главным параметром при покупке зимних шин.

Как выбрать зимние шины

Чтоб было легче выбрать резину для зимней езды, следует более подробно разобраться в ее классификации. Наверняка, когда вы придете в магазин с шинами, вам предложат европейский или скандинавский тип зимних покрышек. Следует сразу отметить, что скандинавский рисунок протекторов выглядит более эффектно, именно поэтому его можно чаще увидеть в рекламе шин или автомобилей. Но это не значит, что он подходит для любых дорожных условий.

Тем не менее, именно он предназначен для езды в наиболее суровых условиях. Что это значит? Все просто: если в вашем регионе зимой наблюдается большое количество осадков, при этом дороги постоянно обледеневшие, вам подойдут именно эти шины.

Европейский тип считается более универсальным, он подходит для зимних дорог в регионах с относительно мягким климатом. В изготовлении таких протекторах используется более твердая резина, на которой сложно будет ездить по льду, зато для городских дорог зимой она подойдет идеально.

Вот некоторые отличающие характеристики скандинавских и европейских покрышек:

  1. Европейский тип рисунка протектора отличается большим количеством желобов для отвода воды, среди них как глубокие, так и мелкие. В основном они расположены диагонально.
  2. Скандинавский тип протекторов, как правило, имеет по центру желоб, один или несколько. От него расходятся боковые желобки. Такой тип протектора неплохо справляется с мокрым снегом на дорогах. Но прямое их назначение - езда по скользким и заснеженным дорогам.

Именно скандинавский тип чаще всего дополняется шипами, в последнее время они могут заменяться присосками.

Внимание! При покупке шипованных шин нужно понимать, что они не всегда пригодны для езды в мягких климатических условиях. Их нужно приобретать в том случаем, если зимний период сопряжен с постоянным выпадением снега и обледенением дорог.

Всесезонная резина

Стремление сэкономить нередко является основной причиной для покупки всесезонных шин для своего автомобиля. Но перед тем, как совершать данное капиталовложение следует помнить, что всесезонки хороши только в относительно теплых климатических условиях. Как правило, хорошая демисезонная резина действительно более устойчивая к минусовым температурам, чем летняя. Но это не значит, что на ней можно ездить глубокой зимой при гололедице.

То есть, если вы живете в зоне умеренного климата, где зимой -15 - это форс мажор, значит еще можно покупать демисезонные покрышки. При этом, все равно не мешало бы поинтересоваться, на какие температуры рассчитана резина. Соответственно, при выборе следует ориентироваться на показатель средних температур региона, в котором вы проживаете.

Если же вы живете в регионе, где осенью -10 - нормальное явление, то демисезонная - явно не лучший выбор для безопасной езды в холодное время года. Она точно так же, как и летняя, будет терять эластичность при низких температурах. При этом значительно увеличивается тормозной путь, утрачиваться способность сцепления с дорогой.

Потому лучше прислушаться к мнению специалистов и своевременно производить замену летних шин на зимние. Данная мера не только поможет сэкономить средства, но и обеспечит безопасность вашу и всех тех, кто будет находиться вместе с вами на дороге.

Когда менять резину на зимнюю? Ответ на этот вопрос необходимо искать в нормативных требованиях. Однако существует еще несколько нюансов, связанных с процедурой замены. Например, какими характеристиками должны обладать оптимальные зимние покрышки? При каких условиях менять? На какие покрышки поменять - с шипами или без? На эти и другие вопросы мы и постараемся дать подробный ответ.

Так когда же менять резину и на что ориентироваться? На первый снег и гололед? Это будет неверно, ведь климат в нашей стране переменчив и неоднороден. Лучше посмотрите на градусник - если он показывает температуру +7°C±5°C, это свидетельствует о необходимости переобуть свою машину . Оставаться на летней резине небезопасно, так как при такой температуре воздуха резина теряет сцепление с трассой и становится более грубой. Вы можете рискнуть, и ждать пока такое понижение среднесуточной температуры не будет на протяжении целой недели, но знайте - в любой момент автомобиль может занести на повороте и он станет неуправляемым. Так как заморозки на грунте по ночам образуют тонкую корку льда на асфальте. Потому лучше не рисковать.

C учетом конструкционных особенностей зимних шин, оптимальным временем для их установки по мнению большинства производителей является недельный период с момента, как температура опуститься до +5...7 градусов по Цельсию.

Увы, далеко не все владельцы автомобилей следуют данной рекомендации. Одни переобувают автомобиль в зимнюю резину, когда температура опускается до +12, а другие ждут, когда температура воздуха достигнет отметки 0.

Именно рекомендации производителей шин по замене резины являются наиболее правильными и способными обеспечить должный уровень безопасности на дороге. Также существует регламент, в котором четко прописаны требования по времени замены резины.

Когда менять резину на зимнюю по закону

В нормативных требованиях, также есть пунктик на счет когда менять резину по правилам. Об этом мы можем прочитать в “Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств”. В частности в пункте 5.5 написано следующее:

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.

Обозначение зимней резины

На основе этой информации можно сделать вывод, что в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Они должны иметь значок «М+S», «M&S» или «M S» и соответствующий рисунок (см. картинку).

У нас на сайте вы найдете больше информации:

В связи с разнообразием погодных условий в разных регионах РФ местные власти могут увеличить срок запрета эксплуатации шипованных шин. Например, запретят использовать шипованные шины с мая по сентябрь.

Для наглядности приведем для вас таблицу с информацией о периодах возможного использования разной резины в течение года.

Время года Летние Зимние ошипованные Зимние без шипов
Зима (декабрь, январь, февраль)
Весна (март, апрель, май)
Лето (июнь, июль, август)
Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Что касается всесезонной резины, то правилами допускается ее использование лишь в том случае, если на ней имеется одна из следующих надписей «М+S», «M&S» или «M S». Если соответствующие значки отсутствуют, то такую резину эксплуатировать зимой нельзя .

Штрафы за неправильное использование резины

Работники ГИБДД вправе наказать водителя за неправильное использование зимней резины или ее несвоевременную установку. В частности, в 2017 году в КоАП нет статьи, которая бы предусматривала наложение штрафа за факт отсутствия зимней резины. Однако проект такого закона существует, но пока не принят.

В то же время за использование поношенной зимней резины вас могут оштрафовать на 500 рублей. Однако существует и более гуманный метод - устное предупреждение. Штраф накладывается в том случае, когда глубина протектора зимней резины составляет менее 4 мм. Кроме этого, наложение штрафа возможно лишь при условии эксплуатации автомобиля на обледенелом или заснеженном дорожном покрытии.

Существует неофициальный день замены летней резины на зимнюю в центральной полосе РФ. Его датой назначено 15 ноября. Однако все же лучше не дожидаться этого дня, а выполнить замену при описанных выше условиях.

Какие шины установить на свой автомобиль?

Когда менять резину

Мы с вами детально разобрались с тем, когда следует менять резину. При этом у нас остался открытым вопрос - на что менять летние шины? Большинство автомобилистов советуют иметь при себе не только зимнюю и летнюю резину, но и третий комплект. В частности, летнюю, зимнюю шипованную и зимнюю нешипованную резину. Для чего? Все просто - когда в холодный период температура будет находиться в диапазоне -3°C...+5°C целесообразно использовать зимнюю нешипованную, а в случае резкого похолодания он сможет использоваться зимнюю шипованную резину. Однако вследствие высокой затратности данный метод подойдет не всем. Поэтому можно поступить проще - выбрать шипованные либо нешипованные шины.

При этом необходимо помнить, что нешипованные шины лучше показывают себя на сухой и мокрой трассе, а шипованные - на заснеженной и заледенелой. Экспериментально было доказано, что на сухом и мокром асфальте у шипованной резины тормозной путь на 7% длиннее, чем у нешипованной. Однако при езде по заснеженному и заледенелому покрытию “шипы” работают на 20% эффективнее.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас используются технологии “плавающих” и “активных” шипов, которые позволяют достичь безупречного поведения резины на любом покрытии, даже при наихудшем гололеде. И такие покрышки имеются в продаже. Их единственным недостатком является высокая цена. Однако со временем она наверняка будет снижаться, и все больше людей смогут позволить себе купить такую резину.

Отличия зимней резины от всесезонной

Несмотря на то, что всесезонная резина позволяет отлично сэкономить на шиномонтаже и необходимости покупки двух комплектов, в условиях российского климата данный тип резины работает слабо. Производители установили оптимальный диапазон использования всесезонной резины - от -5 до +20°C . В результате, остановив свой выбор на всесезонной резине, вы автоматически жертвуете безопасностью ради экономии. Причем опасность существует как летом, когда воздух прогревается свыше 30 градусов, так и само собой зимой, когда на градуснику ниже 30°C.

Что лучше - “скандинавский” или “европейский” тип резины?

Зимние шины подразделяются на “скандинавские” и “европейские” по рисунку протектора.

У “скандинавского” типа резины рисунок более разрежен, с большим числом расположенных в шахматном порядке маленьких ромбовидных шашечек. Расстояние между шашечками существенное. Благодаря этому протектор легко проталкивает верхнюю поверхность льда, и очищается от грязи и снега безо всяких усилий. Максимальное сцепление на заснеженной трассе - главное достоинство таких шин. Резина скандинавского типа отлично подходит для поездок по пересеченной местности и жителей отдаленных городов, то есть, там, где много снега. С ними застрять в снежных сугробах вам не грозит. Скандинавский тип резины широко применяются в общероссийских условиях и северных районах Европы.

Главной особенностью резины “европейского” типа является диагональное построение рисунка с множественными водоотводными каналами и большим количеством малых прорезей. Цель таких шин - обеспечение максимального сцепления с поверхностью дороги во время дождевой и мокрой погоды , а также при мокром снеге. Если зима малоснежная и мокрая (страны Центральной и Южной Европы, южные регионы РФ) - следует останавливать свой выбор именно на шинах европейского типа. Но нужно помнить - лед такой резине противопоказан . Практически всегда на шинах европейского типа присутствует маркировка «M+S»., что означает снег и грязь.

Правила использования зимней резины

Какую бы зимнюю резину не выбрал автовладелец, он обязательно должен помнить про пять правил ее использования:

  1. Шипованная резина ни в коем случае не переставляется с левого колеса одной оси на правое.
  2. В первые 800...1000 км обкатки зимней резины не превышайте скорость более 70 км/ч. Позвольте шинам “притереться”.
  3. В момент зимних колебаний температуры давление в шинах изменяется. Поэтому обязательно следите за давлением в шинах. Дабы предотвратить последствия резких перепадов температур, можно увеличить на на 0,1-0,2 атм. Но не более.

    Несоответствие давления может негативно отразиться на управляемости автомобиля, а следовательно и безопасности при езде.

  4. Обязательно устанавливайте зимнюю резину на обе оси. Не поддавайтесь ошибочному мнению о том, что установка резины на одну (ведущую) ось повысит безопасность при движении - это не так.
  5. При остаточной глубине протектора шипованной резины менее 4,7 – 5 мм не используйте ее.. На данной глубине расположен нижний фланец, посредством которого шипы держатся в покрышке. При установке шипованных шин шипы могут просто вылететь. Что касается обыкновенных зимних покрышек, то аналогичное значение составляет 4 мм.

Также следует остановиться на вопросе, можно ли ездить на зимней резине летом. Ответ прост - можно, но крайне нежелательно. Начнем аргументирование с технической точки зрения. Так, использование зимних покрышек в теплое время года грозит для вас и вашей машины:

  • Снижением безопасности езды. Состав материала покрышки изменяет свои характеристики, из-за чего резина не выполняет в полной мере возложенных на нее функций, в том числе защитных.
  • Увеличением расхода топлива на 5...10%. Ведь двигателю нужно больше мощности для раскручивания “расплывшейся” по асфальту резины. Соответственно, это ударит по вашему карману.
  • Значительным . Поверхность зимних шин более мягкая, и на голом асфальте она быстрее изнашивается.
  • Низким уровнем комфорта при езде для водителя и пассажиров.
  • Увеличившимся износом ходовой автомобиля.

Теперь коснемся юридических аспектов этого вопроса. В 2014 году был внесен Законопроект об использовании автомобильной резины по сезонам с наложением соответствующих штрафов. Предполагаемая сумма штрафа была быть 2000 рублей. Однако в настоящее время закон еще не принят, соответственно, сотрудники ГИБДД могут лишь сделать устное замечание и разъяснить водителю вред использования зимних шин летом.

Особенности монтажа зимней резины

Новые колеса должны быть хорошо отбалансированы. Это правило следует соблюдать независимо от того, меняете вы покрышки самостоятельно либо доверяете это мастеру из шиномонтажа. Также проверьте развал-схождение. При установке колес необходимо учесть направление их движения .

Также откажитесь от литых дисков . Пусть на заснеженной и скользкой трассе ваша машина будет выглядеть не так презентабельно, зато существенно уменьшится вероятность попадания грязи внутрь диска и последующего дисбаланса при движении. Следуйте вышеупомянутым рекомендациям во избежание аварийных ситуаций или ДТП.

Итоги

Не забывайте менять зимнюю резину осенью. Как только температура дойдет до +5...7°C, сразу езжайте на шиномонтаж или выполните замену самостоятельно. Не дожидайтесь 15 ноября. Также следите за тем, чтобы глубина протектора на всех покрышках была более 4 мм. И помните, что зимняя резина предназначена в первую очередь для обеспечения безопасности водителя, пассажиров, а также других людей именно в холодную пору года! Не пренебрегайте ее использованием.