Когда лоси выходят на дорогу. Лоси бросаются под колеса от голода Что делать если сбил лося на дороге

С начала августа на дорогах Беларуси произошли 2 столкновения транспортных средств с дикими животными, в которых погибли люди. 19 августа в Столбцовском районе мотоциклист , 20 августа в Островецком районе автомобиль . Без кардинальных мер по исключению подобных встреч, ситуация будет только усугубляться - охотничье хозяйство в стране развивается, численность диких животных - увеличивается.

В последние годы арендаторам охотничьих угодий поступает много жалоб и исков от пострадавших при встрече с дикими животными на дорогах. Арендаторы также заинтересованы в уменьшении количества подобных аварий, так как каждое погибшее на дороге животное охотничьего вида - финансовая потеря организации.

В ремя "пьяных" лосей

Период с августа по начало октября - время осенней миграции диких животных, рассказали сайт в Научно-практическом центре по животноводству НАН РБ. За 7 месяцев нынешнего года на дорогах страны было совершено 9 наездов на диких животных с погибшими и пострадавшими в них людьми. Большинство подобных ДТП произошло во время весенней миграции зверей - конец апреля - май.

По словам экспертов, днем или в сумерки больше вероятность встретить на дороге лань или оленя, ночью - кабана или лося. Кстати, лани и косули очень пугливы, так что в зоне действия знака "Дикие животные" нелишне двигаться, периодически подавая звуковой сигнал.

Наиболее опасен для водителей , вес которого может доходить до 600 килограммов, а действия - абсолютно непредсказуемы. Лось может спокойно идти вдоль проезжей части, а затем внезапно прыгнуть прямо под мчащийся автомобиль. Он может остановиться посреди дороги, не реагируя на свет фар приближающегося автомобиля и рев клаксона. А при попытке объезда неподвижное животное вдруг прыгнет прямо на капот автомобиля. Пик "непредсказуемости" приходится на осень, виной чему "пьяные" яблоки. По словам экспертов, лоси активно поедают падающие с деревьев яблоки-"дички" и другие плоды, которые, попадая на прелую листву, начинают подгнивать и бродить. В результате животные впадают в состояние "опьянения" и становятся совершенно неадекватными.

Животное перед капотом - что делать?

Как показывает практика, водитель может затормозить перед животным лишь когда заметил его на дороге заблаговременно. В сумерки, ночное время или при внезапном появлении животного на дороге среагировать вовремя практически невозможно.

Реальный выход - максимально затормозив, идти на столкновение. Удар машиной любого животного - даже 600-килограммового лося - оставляет водителю больше шансов, чем фронтальное столкновение с другим автомобилем при выезде на "встречку", удар о дерево или опору освещения при съезде с трассы.

Чаще всего, как показывает практика, сидящие в автомобиле получают смертельные травмы не в результате столкновения с животным, а именно после съезда за пределы проезжей части. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь вывернуть руль даже когда столкновение неизбежно.

Не пробуйте проскочить перед животным, объезжая его по направлению его движения - звери развивают большую скорость, редко поворачивая назад.

Будьте предельно внимательны, увидев закончившее переход дороги животное. Олени, лани и кабаны живут стадами - за одним животным можно ожидать появления других.

И ни в коем случае не выходите после столкновения из машины, пытаясь осмотреть раненое животное - в шоковом состоянии оно может покалечить или даже убить. В беседе с сайт сотрудники УГАИ МВД РБ припомнили случай, когда раненный кабан изодрал клыками шины и кузов ударившего его автомобиля. Водителя спасло лишь то, что он не покидал салона.

Чего ожидать от ГАИ и охраны животного мира?

Инспекторов ГАИ вызывать на место ДТП - обязательно! За съезд с места аварии предусмотрен штраф в размере от 2 до 5 миллионов рублей или лишение прав сроком на 2 года.

Вместе с тем, как пояснили в ГАИ, водитель, столкнувшийся с препятствием, нарушает пункт 9.9 ПДД, так как обязан "принимать в складывающейся ситуации меры по снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, обеспечивающие безопасные условия для дорожного движения". Если в процессе разбирательства будет установлено, что животное появилось перед автомобилем внезапно и водитель не имел возможности избежать столкновения, административной ответственности он не понесет.

О ранении или гибели животного необходимо сообщить пользователю охотничьих угодий либо по телефону дежурной линии Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при президенте Республики Беларусь. Контактные данные организаций есть на информационных табличках, установленных вдоль дорог в районе угодий. Не стоит бояться, что собственник угодий потребует возмещения вреда - за оленя, косулю или кабана, "добытых" с нарушением правил, придется заплатить 6 млн рублей в качестве компенсации ущерба природе, лося - 9,5 млн рублей. Подобное требование может быть предъявлено к водителю, чья вина в ДТП, совершенном в зоне действия предупреждающего знака "Дикие животные", доказана. При этом, поскольку ответственность лица, управляющего транспортным средством, застрахована, вред должна возмещать страховая компания в пределах лимита (10 тыс. евро). Если же если водитель был пьян и/или уехал с места ДТП, страховая предъявит ему регрессный иск.

Что будет с "трофеем"?

Сбитое автомобилем животное передают в территориальное Общество охотников и рыболовов. Если с момента аварии прошло не более двух часов и внутренние органы животного не пострадали, его тушу после соответствующей санитарной проверки и обработки могут разделать, а мясо пустить в продажу. В противном случае погибшего зверя утилизируют.

Страховые нюансы

Страховой риск "повреждения транспортного средства в результате действий животных" сегодня предусмотрен в типовых договорах КАСКО всех белорусских страховщиков. Следовательно, компания возместит владельцу полиса добровольного комплексного страхования вред, полученный от встречи с животным.

Если автокаско нет, страховая ущерб не возместит. Если же вина водителя в ДТП не установлена, а на дороге не было предупреждающих знаков о возможном появлении диких животных, можно попробовать взыскать через суд компенсацию расходов на ремонт машины с арендаторов охотничьих угодий или дорожно-эксплуатационной службы.

Решение проблемы: у нас и за рубежом

Минлесхоз несколько лет назад обязал каждого пользователя охотничьих угодий определить основные пути миграции животных на своей территории и внести предложения дорожным службам по установке информационных указателей и предупреждающих дорожных знаков. Мера оказалась недостаточно эффективной и "Белгосохота" с учетом зарубежного опыта разработала рекомендации охотпользователям. Например, в Беларуси уже начали строить надземные переходы для зверей и подземные - для земноводных в местах их массовой миграции.

Мировой опыт доказал, что самая эффективная мера обезопасить трассы от зверей, - оградить дороги от леса забором-"сеткой". Подобные конструкции практикуют в Литве, Латвии, Швеции, Германии, Франции и других европейских странах. В Беларуси, где леса занимают более 60 процентов околодорожных территорий, это пока дорогое удовольствие.

В Норвегии пробовали использовать отпугивающие запахи, нанося на стволы деревьев и столбы ограждения жидкость, имитирующую запах мочи волка. Это привело к реальному снижению количества ДТП на контрольных участках.

А еще в Европе популярно изменение конструкции дороги - на участках наиболее вероятного выхода лося на дорогу вдоль обочины насыпают камни среднего размера. Шаткая земля под ногами заставляет лося идти медленнее, что дает водителям время среагировать.

В Швеции и Финляндии одно время пытались бороться с дикими животными с помощью "волчьих глаз" - вдоль дороги на столбах или деревьях монтировали зеркала, которые отражали свет фар автомобиля, что должно отпугнуть диких животных от дороги. Но эксперименты показали, что, например, на лосей это не действует. В Беларуси, кстати, тоже пытались внедрить эту технологию, но большинство "волчьих глаз" с деревьев наши соотечественники украли.

Осень – период повышенной активности диких копытных животных.

Охотоведы уверяют, что олени, лоси, кабаны (а именно эти животные попадали под машины в нашем районе) активно передвигаться начинают осенью - во время гона. В результате зверьё появляется на дорогах, гибнет само и калечит людей в машинах. Дорожные аварии с участием диких животных на наших дорогах не редкость. Последнее резонансное ДТП с участием лося произошло 27 сентября на 158 километре автодороги А-113 Кострома - Иваново. 60-летний водитель автомобиля «Фольксваген Тигуан» сбил лося, после чего тушу животного отбросило на движущийся во встречном направлении автомобиль «Рено Дастер» под управлением 43-летнего жителя с. Ново-Талицы. В результате ДТП пассажирка автомашины «Рено», женщина 65 лет, получила ушиб грудной клетки.

В Шуйском районе в этом году подобных аварий зарегистрировано не было. Однако, по информации директора Шуйского охотничьего рыболовного хозяйства Анатолия Абрамова, за последние несколько лет у нас произошло уже девять случаев ДТП с участием диких животных. Теоретически водитель, увидев знак «Дикие животные», должен притормозить и форсировать опасный участок дороги с предельной осторожностью и на минимальной скорости. Но! На загородных шоссе мало кто сбрасывает скорость и, соответственно, успевает среагировать.

Компетентное мнение

Марина ЛЫЧЁВА, инспектор по БДД ОГИБДД МО МВД России «Шуйский»:

Если лось вышел на дорогу, не пытайтесь сигналить ему световым или звуковым сигналом, чтобы отпугнуть. Вместо того, чтобы уйти, зверь весом до полутонны может броситься вам навстречу. Исключением является мигающий свет «аварийки» - им вы подадите сигнал транспортным средствам, едущим за вами. Если животное долго не уходит с дороги, попытайтесь медленно объехать его сзади. Если наезда избежать не удалось, водитель должен остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и сообщить о случившемся в полицию и «скорую», если есть пострадавшие, и ожидать прибытия сотрудников полиции. За оставление водителем места ДТП предусмотрена административная ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток.

Анатолий АБРАМОВ, директор Шуйского охотничьего рыболовного хозяйства:

Большая доля ответственности за исход аварии с участием дикого животного возлагается на водителя в любом случае. Если внезапно выскочивший на дорогу зверь гибнет под колёсами, то водитель заплатит 40 тысяч рублей штрафа даже когда на дороге нет предупреждающего знака «Дикие животные». Если же этот знак установлен, и водитель, видя его, всё равно сбил животное, то штраф увеличивается.

Несколько слов в защиту лосей. Часть 2 "Осторожно, на дороге Лоси"! November 11th, 2014


Фото 1 Лось стоящий на обочине. Здесь конечно не глубокая темнота, когда тёмное тело лося практически сливается с лесом.

Фото 2 И вот приблизительно, как, эта ситуация выглядит ночью.
Лишь светящиеся глаза, да белые ноги, могут выдать присутствие животного на дороге!
Теперь попробуйте представить, что можно увидеть, если стемнеет ещё больше!

Ярославская область вышла на печальное первое место по столкновению машин с лосями. Гибель лосей и тяжёлые травмы людей однозначны. Сколько таких случаев я не знаю, но сам факт говорит за себя.

Столкновения обычно происходят в ночное время на оживлённых автострадах. Перемещаясь из пункта А в пункт В водители под музыку наслаждаются скоростью своего железного коня и по вполне понятным причинам стараются поскорее преодолеть расстояние. В тот момент они особо не задумываются, что кто-то внезапно может появиться на дороге, ведь рядом нет населённых пунктов, и следовательно не о чем беспокоится.
Здесь и случается непоправимое. Лоси, целый день ожидавшие перехода через дорогу, с наступлением темноты начинают двигаться. В темноте животным кажется, что их не видно, а по сему, они становятся более решительными, но они никак не могут связать светящиеся вдали фары с быстро приближающейся смертельной опасностью. Плохих вариантов, развития событий, несколько:

1. Лось близко перебегает дорогу перед быстро едущим авто. Водитель не успевает среагировать, лось не успевает пересечь трассу.

2. Лось стоит на обочине в ожидании попытки пересечь трассу. Водитель приближающейся машины, как правило, находится в процессе управления. Скорее всего, в салоне есть пассажиры, с которыми он общается, играет музыка, и никто не видит в темноте стоящего зверя. Даже на блеснувшие, в луче фар глаза, никто не обращает внимания. А лось, животное непредсказуемое, и вот он, при приближении транспортного средства, вдруг шагает на дорогу. Водитель, уже ничего не успевает сделать.

3. Лось переходил дорогу и от вида проезжающих машин в растерянности вдруг впадает в ступор и остановливается. Водитель одного из авто посигналив животному, принимает решение не снижая скорости объехать его. И тут лось, испугавшись, бросается под машину.

Нет смысла говорить, что во всех случаях у лося нет ни единого шанса выжить.
У водителя есть, но немного. У его машины тоже.
Как же избежать подобной аварии?

В первую очередь не нужно гнаться, особенно в темноте.

Во вторых нужно быть более внимательным, особенно когда трасса идёт лесом.

Реагировать на знаки «Осторожно животные».

Постоянно контролировать обочину и при подозрении, что на ней кто-то есть, снижать скорость.

При обнаружении на дороге светящихся глаз так же снижать скорость.

Ну и самое главное - включать мозги, а не ехать, как в потустороннем мире. Туда Вы всегда успеете.

Фото 3 Лось вышел на дорогу.
Никогда, не рискуйте проехать на скорости мимо животного, лучше всего подождать пока оно скроется в лесу. Потому что неизвестно, как поведёт себя животное дальше.

Фото 4 Мгновение, и спокойно стоящий на обочине лось, бросается на дорогу.
Если сейчас скорость вашей машины больше 60 км/час, то шансов избежать столкновения у Вас нет!

Страшные аварии, в которых гибнут люди и лоси, вернулись в полицейские сводки. сайт разобрался, почему сохатые и водители не могут поделить доро ги и что с этим делать .

Накануне вечером на трассе в Тихвинском районе выбежавший лось спровоцировал смертельную аварию. Автомобиль "Черри" сбил животное и от удара вылетел на встречку. Там машина столкнулась ещё с двумя автомобилями. В аварии погибли водитель и пассажир "Черри".

Через несколько часов, в 0:40, в Гатчинском районе ещё одного сохатого сбила "Киа Рио". За рулём находился 23-летний молодой человек, он вёз 17-летнюю девушку . Спасти её не удалось.

Вечером 18 сентября животное сбили на трассе "Скандинавия": сначала в выбежавшего лося въехал ВАЗ, затем зверя переехал "Рено". Погиб водитель отечественной легковушки.

В то же время дикое животное сбили в Померанье. К счастью, люди почти не пострадали, но сохатый не выжил .

Каждый год в Ленинградской области гибнет больше сотни лосей. Осенняя активность сохатых неслучайна: у них идёт гон, сезон размножения. Звери ведут себя очень активно, у них теряется осторожность, поясняют экологи.

Кроме того, никуда не пропали и пресловутые лосиные тропы. Животные ходили по одним и тем же маршрутам многие годы. Полоса асфальта никак их не изменила.

Коллаж: сайт

Экологи считают, что обезопасить лосей от людей (и наоборот) можно с помощью натянутой вдоль дороги сетки. Такие уже применяют на Приозерском шоссе. Они заметно ограничивают передвижение животных, но в некоторых местах оставляют зазор для прохода.

Эффективным решением проблемы зоологи считают и так называемые экодуки. Мосты над автодорогами, которые начинаются и заканчиваются в лесополосах, уже построены над дорогами Канады и Скандинавии. В России первый и единственнй экодук построен в Калужской области над трассой М3.

В Ленобласти, где насчитывается около 18 тысяч лосей, пока строить экодуки неготовы, хотя такие проекты рассматриваются. Пока у нас ограничиваются лишь дорожными знаками.

"В местах, где наиболее часто встречаются лоси, стоят дорожные знаки. Поэтому водитель, соблюдающий скоростной режим, не попадет в ДТП с животным. Аварии с участием лосей происходят, потому что автолюбители ездят слишком быстро", - в областном комитете дорожного хозяйства.

Несмотря на банальную рекомендацию, скоростной режим в зоне действия знаков действительно может спасти жизни людей и лосей. Экологи также рекомендуют при встрече с лосями остановить машину и дождаться, когда животное покинет проезжую часть.

Еще в самый разгар автомобильной эры фиксировались столкновения с лосями. А сейчас при разработке новых автомобилей даже введен обязательный комплекс испытаний, именуемый «лосиный тест». С его помощью определяются предельные режимы выполнения маневра экстренного уклонения от столкновения с неожиданно возникшим препятствием.

Чем опасна встреча с лосем?

Встреча с лосем опасна по простой причине. Вес взрослой особи составляет примерно 500 кг, а рост в холке превышает 2,3 метра при очень длинных ногах. Массивное туловище поднимается над землей примерно на 1,3 метра. А это значит, что тело находится выше всех защитных зон автомобиля, то есть выше бамперов и сминаемых конструкций передка, помогающих при возникновении обычных ДТП поглотить энергию соударения. При ударе ноги животного подрубаются бампером, как гильотиной, и полтонны живой массы летит прямо в лобовое стекло. Из школьного курса физики мы помним, что при расчете энергии соударения берется квадрат скорости. Тем самым разница даже в 10 км/ч становится существенной.

На скорости столкновения выше около 100 км/ч туша пробивает стекло и вместе с ним влетает в салон до заднего ряда сидений, калеча седоков. Причем разбитое стекло может выполнять роль ножа. Если скорость соударения составляет примерно 80 км/ч, то туловище застревает примерно на уровне передних кресел. Если фронтальный удар произошел где-то на 60 км/ч, то ноги не подрубаются, и лось имеет шансы улететь в сторону, не убивая водителя. Если скорость еще ниже, то шансы выжить появляются и у животного. Кроме того, конструкция автомобиля позволяет при 60 км/ч выполнять маневр резкого перестроения для избежания столкновения.

Что делать во избежание столкновения?

Самая большая проблема в том, что лоси обладают непредсказуемым характером. С виду спокойный житель лесов способен мгновенно броситься прямо под колеса грузовика даже с обочины или наоборот, будет несколько минут смотреть на огни приближающихся фар, не осознавая опасности. Поэтому, завидев лося, лучше сбавить скорость до минимума и проезжать мимо при 40 км/ч. В этом случае всегда есть возможность затормозить до полной остановки, если сохатый вдруг решит перебежать трассу.

Но бывает, что лось возникает прямо по ходу движения и бежит наперерез.

Чтобы не столкнуться, обычно прибегают к резкому маневру уклонения. Выполняется он на скорости 50-60 км/ч. Отработать такой маневр можно заранее. Для этого лучше выбрать длинную заасфальтированную площадку с разгонной прямой, где имитируется двухполосная дорога. Через 100 метров после стартовой зоны выставляются конусы, обозначающие «лося» и определяются габариты дороги. По бокам можно разметить коридор, в который необходимо загнать машину. А перед препятствием определяем зону торможения (за 20 м до «лося») и зону маневрирования (за 10 м до «лося»).

После начала упражнения держим скорость в 60-70 км/ч и примерно за 20 метров до конусов начинаем маневр. Он состоит из трех частей. Сначала ударное торможение до 40 км/ч, а затем отпускание педали и маневрирование. Быстрым движением руля подрубаются колеса, а затем таким же резким движением автомобиль стабилизируется на соседней прямой. Далее можно поддать газу и вернуться на свою полосу уже в свободном режиме.

Самый трудный маневр предполагает уклонение не только от лося, но еще от мнимого встречного автомобиля. В этом случае потребуется столь же резко вернуться на свою полосу. То есть выполнить лосиный маневр уже в другую сторону.

Естественно, с первого раза выполнить «лосиный маневр» не удастся. Если перекрутить руль, то машину занесет, и она вылетит за пределы обозначенного конусами коридора. Но отчаиваться не стоит. Главное не слишком заламывать руль. А вот крутить баранку надо быстро, словно стараешься сорвать ее с замков. Если крутить руль медленно, то есть риск просто не успеть уклониться и зацепить «лося» бортом. В общем, после нескольких тренировок «лосиный маневр» должен получиться.

Однако останавливаться на достигнутом не стоит. Через несколько дней тренировку необходимо повторить и повысить скорость разгона до 80 км/ч. Тогда после экстренного торможения маневр уклонения будет проводится на 50 км/ч. Эта скорость наиболее приближена к реальной скорости на которой происходит столкновение с сохатым. Современные автомобили рассчитываются проходить «лосиный тест» именно на ней.

А вот расстояние до препятствия при тренировках лучше не менять. Дело в том, что увидеть лося ночью очень трудно. Серая шерсть поглощает свет фар, и животное целиком становится заметно как раз за 40-50 метров. Еще секунда нужна на принятие решение. И зачастую человек начинает торможение за 30-20 метров до препятствия. В этот момент главное не паниковать — и бить по тормозам, снижая скорость до минимума. Это поможет безопасно обрулить лося.