Ко Дню рождения Высоцкого: автомобили легендарного поэта и музыканта

Как утверждал бессмертный Остап Бендер: «Машина, не роскошь, а средство передвижения». Он был не прав. В Советском Союзе автомобиль, особенно если он был заграничного производства, являлся самой настоящей роскошью. При этом одним из самых известных советских автолюбителей был Владимир Семенович Высоцкий, о количестве автомобилей которого в стране ходили самые невероятные слухи.

Первая «копейка»

По воспоминаниям друзей поэта автомобили он водил великолепно, хотя впервые, что сел за руль, когда его возраст подходил к тридцати годам. Но, поскольку Высоцкий любил жить на пределе человеческих возможностей, то и машины он водил достаточно резко из-за чего часто попадал в аварии. Несмотря на то, что водить Высоцкий учился на «Волге» ГАЗ-21, принадлежавшей его другу, первым собственным автомобилем артиста стала обычная серая копейка ВАЗ 2101. Причем данную машину Высоцкий не покупал, а получил в подарок от собственного отца. Однако, отношения с продукцией советского автопрома у Владимира Семеновича не сложились, и машина была им быстро разбита.

Рено: подарок от любимой

Вторым автомобилем популярного барда стала элегантная Renault 16, которую в подарок любимому мужчине привезла из Парижа, его знаменитая жена Марина Влади. Данному презенту оказалось посвящено немало строк в мемуарах людей близко знавших поэта. Самое удивительное, что вторую машину Высоцкого постигла судьба первой. Вскоре, после получения дорогого подарка, поэт врезался в автобус, вылетев через лобовое стекло. К счастью, все обошлось ссадинами и ушибами, а немного помятую машину удалось восстановить. После ремонта молодожены отправились на восстановленном автомобиле в первое зарубежное турне Высоцкого в Париж. Сложно сказать по какой причине, но во Франции Марина Влади машину быстро продала. Возможно, езда на битом автомобиле была ей неприятна. Тем не менее, почувствовав вкус скорости и удовольствие от езды, Владимир Семенович оставаться без стального коня не желал.

Близнецы марки БМВ

Третьей машиной Высоцкого стало синее БМВ, которое поэт привез из поездки по Германии. Правда, любивший экстремальную езду артист, достаточно быстро осознал, что допустил изрядную ошибку, обзаведясь дорогой иномаркой. Достать к ней запчасти в Советском Союзе, даже человеку с его связями и популярностью было непросто. Тем не менее, расставаться с красивым автомобилем Высоцкий не захотел и в комиссионном магазине приобрел второй аналогичный автомобиль, но другой расцветки «на запчасти». В наши дни подобным образом поступают многие владельцы редких или раритетных автомобилей, а во времена СССР данный шаг посчитали, чуть ли не вызовом обществу. Со временем Высоцкий решил вопрос с редкими автозапчастями и гордо стал ездить поочередно на обоих БМВ. Правда, для этого ему приходилось постоянно перекручивать номера с одного автомобиля на другой и обратно.

Мерседес: на зависть Брежневу

Продав оба БМВ, поэт загорелся покупкой автомобиля популярной в Европе марки Мерседес. К этому времени Высоцкий хорошо зарабатывал своими концертами и часто выезжал за границу. В связи с этим проблем с покупкой серого Мерседеса в Мюнхене и ввозом его в страну у него не возникло. Проблемы начались во время поездок по городу. Дело в том, что кроме Высоцкого в то время в Москве Мерседесы были только у Л.И. Брежнева, С.М. Михалкова и еще нескольких человек. Говорят, милиция отдавала честь, когда Высоцкий мчался на своей новой машине по столице. С этого момента Владимира Семеновича было уже не остановить. Благодаря своим немецким друзьям он приобрел редкий даже для Европы спортивный Мерседес 350, перещеголяв всех своих соотечественников, включая Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. Самое печальное, что оба Мерседеса, постигла участь первых машин поэта. На первом Высоцкий врезался об трамвай, а затем разбил и второй спортивный автомобиль. Стать владельцем новых авто Владимир Семенович из-за преждевременной смерти не успел.

О большой любви к автомобилям рассказывает близкая подруга Владимира Высоцкого, народная артистка РСФСР Нина Ургант, которая познакомилась с ним на съемках фильма «Я родом из детства». По ее словам, они «сразу нашли общий язык и много времени начали проводить вместе».

«Володя был дружен с моим мужем, Кириллом Ласкари (знаменитый балетмейстер. - Прим. ред. ), с которым они вели светские беседы, но больше всего любили разговаривать об… автомобилях!» - говорит г-жа Ургант.

Еще бы, ведь в советские времена простые люди могли только мечтать о хороших машинах, поэтому заграничные авто, которые привозил Высоцкий, были безумно интересны всем! Он был неравнодушен к автомобилям, и как только стал хорошо зарабатывать, то смог позволить себе новую Волгу, а так как в те года машин на улицах было мало, он гонял по Москве с одного конца города на другой.

Фотограф Валерий Плотников, который сделал знаменитую серию фотографий Владимира Семеновича, вспоминает, что , которую он приобрел 1967 году, была серого цвета. Но эту машину он разбил. А в 1971 году стал чуть ли не первым обладателем . «Увы, но и его он вскоре разбил из-за своей агрессивной манеры вождения», - говорит Плотников.

Затем у Высоцкого появился Renault 16, который Марина Влади привезла из Парижа. Как вы понимаете, Высоцкий и его тоже разбил, причем в самый первый день, врезавшись в автобус. Эту машину потом долго восстанавливали, после чего Высоцкий смог на ней вместе с Влади совершить путешествие из Москвы в Париж.

Про знаменитый Mercedes-Benz

Сын Высоцкого, Никита, который стал продюсером фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», вспоминает, что пытался найти , но его след потерялся в Грузии в конце 80-х годов. Поэтому в фильме представлена копия автомобиля того самого Mercedes-Benz W116 c номером 71–76 ММУ , который знала вся Москва.

Знаменитый Mercedes-Benz W 116 c номером 71–76 ММУ.

Знаменитый Mercedes-Benz W 116 c номером 71–76 ММУ.

«Такие машины сейчас - раритет, найти их довольно сложно. Мы со съемочной командой даже обратились в компанию Mercedes-Benz, чтобы они подсказали нам, как лучше это сделать», - говорит Высоцкий.

Модель автомобиля, использованная в фильме, была полностью в рабочем состоянии, ее отреставрировали, покрасили в оригинальный цвет, и она реально ездила в кадре.

Фотограф Валерий Плотников добавляет, что после смерти Высоцкого его Мерседес еще долго стоял в мастерской, за ним никто не приезжал и не платил за ремонт. Затем этот долг повесили на Марину Влади. Многие задаются вопросом: как машина могла сохраниться после многочисленных аварий, в которых побывала? Очевидно, Мерседесы тех лет отличались , а Высоцкий, по заверениям многих, был «опытным водителем» и «бился аккуратно».

Но знаменитый Мерседес Высоцкого все же удалось отыскать бизнесмену и коллекционеру Андрею Гавриловскому. Правда, он до сих пор не рассказывает, как машина оказалась в Грузии и почему столько лет находилась там. Но он смог вернуть ее на родину, восстановить, и теперь на ней можно даже ездить.

«Все те Мерседесы, которые принято показывать на выставках и выдавать за машины Высоцкого, - это неправда, нас обманывают. Оригинальная модель хранится в музее Высоцкого в Екатеринбурге, у нас есть все документы на нее, есть доверенность, подтверждающая то, что это машина Высоцкого», - отмечает Гавриловский.

Всего у Владимира Семеновича было восемь разных машин: разбив одну, он тут же покупал другую. Хотя насчет «покупал» до сих пор есть сомнения, так как третья супруга певца, артистка Марина Влади, как-то рассказала Гавриловскому, что все машины Высоцкому приобретала она.

С этим не согласна Нина Ургант, которая знает, что свой знаменитый Мерседес он приобрел на личные сбережения, чем очень гордился.

«Он любил прихвастнуть: „Такая машина есть только у меня, ну и еще у “. Хотя было чистой правдой, ведь его машина была первой в картотеке московского ГАИ», - вспоминает Ургант.

Опять-таки, нужно отметить, что это были советские годы, когда у всех были одинаковые машины, а Высоцкий ездил по России на иностранных авто, о которых даже чиновники не могли мечтать! Зарплата простого советского человека была 120 рублей, поэтому даже советская машина была (очереди на них ждали годами!), а уж иностранная - тем более.

Про манеру вождения

Все знакомые Высоцкого отмечают, что он был импульсивный, эмоциональный и яркий за рулем. «Ему всегда хотелось подчеркнуть мощь машины своей экспрессивной манерой вождения», - вспоминает Ургант.

Фотографу Валерию Плотникову посчастливилось ездить вместе с Высоцким, и вот что он вспоминает об этом: «Володя ездил очень быстро, он любил гонять на машинах. Хотя, когда было „надо“, умел успокоиться, соблюдать ПДД и не нарушать. Но вы же понимаете, даже нарушения ему часто прощали - это же был Высоцкий!».

Высоцкий рассказывал, что сотрудники ГАИ останавливали его просто так, чтобы посмотреть машину. А что творилось на светофорах, когда к нему подбегали простые люди, чтобы не только взять автограф, но и поглазеть на иностранный автомобиль!

Ездил Владимир Семенович не только в Москве, но и в Петербурге, причем доезжал из одного города в другой тоже сам, без чьей-либо помощи. Марина Влади отмечала, что когда они выезжали за границу, то там он «с удовольствием садился за руль и катался по хорошим дорогам Франции, Германии, Америки».

Шоферов он не жаловал, в Москве сам постоянно был за рулем. Когда появилась популярность, то без конца мотался из одного конца города в другой на съемки, спектакли, выступления. В машине мог делать несколько дел одновременно: репетировать роль, петь, писать стихи.

Про ДТП Высоцкого

Агрессивная манера вождения Высоцкого выливалась в частые ДТП - по большей части мелкие, без серьезных последствий. Но были у него и страшные аварии. Одна из них произошла за Минском на трассе Москва - Брест, когда он отправлялся на гастроли в Германию.

«Он тогда только купил двухместное купе Mercedes-Benz горчичного цвета. На нем и попал в аварию: на скорости около 200 км/ч не справился с управлением и улетел в кювет», - вспоминает Плотников.

Многие связывают частые аварии Высоцкого с его пагубными привычками - алкоголем и наркотиками, но Валерий Плотников отрицает это. «Просто он был настолько погружен в себя, был в постоянном поиске и придумке новых песен, ролей - а этого нельзя делать за рулем, нужно сосредоточиться на управлении машиной», - добавляет он.

Нельзя не вспомнить и то, что за рулем Владимир Семенович написал несколько прекрасных песен на автомобильную тематику. В одной из них есть такие строчки: «Наматываю мили на кардан и еду вертикально к проводам…».

О любви Владимира Семеновича Высоцкого к автомобилям слагаются легенды. Однако многие из них, по словам знакомых, лишь красивая выдумка. Что известно достоверно, так это то, что Высоцкий сел за руль автомобиля довольно поздно – в 30 лет, но сразу же полюбил процесс вождения машиной и за последующие 13 лет в его автопарке побывало семь автомобилей. К сожалению, большинство из них оказались разбиты, по словам знакомых артиста, «из-за агрессивной манеры вождения на скорости до 200 км/ч».

Первый автомобиль

В далеком 1967 году друг Высоцкого, Борис Диодоров, с которым он был знаком еще со времен Большого Каретного, посадил его за руль «Волги». Этот автомобиль был недоступен для большинства граждан закрытого СССР, но после недолгого обучения Владимир Семенович овладел мастерством вождения и вскоре приобрел себе серую «Волгу» ГАЗ-21. После непродолжительной езды автомобиль был разбит. Это был первый «погибший от рук Высоцкого» автомобиль. В последствии такую же учесть ждет еще четыре машины из шести.

ВАЗ-2101

Вторым автомобилем в жизни Высоцкого стал ВАЗ-2101 такого же серого цвета с гос. номером МКЛ 16-55. Эту машину Высоцкий получил одним из первых в СССР и очень гордился ею. По легенде, этот автомобиль был разбит Владимиром Семеновичем 31 июля 1971. После матча он поспорил со своим соседом-болельщиком, у которого был такой же автомобиль, только зеленый. Согласно пари, кто первым повернет свою машину, двигаясь навстречу друг другу, тот и проиграл. Как гласит история, второй владелец «Копейки» оказался не менее азартным человеком, что и привело к аварии, в которой оба автомобиля влетели друг другу лоб в лоб. После такого инцидента ВАЗ-2101, принадлежащий Владимиру Семеновичу, был восстановлен и 11 октября того же года снят с учета и продан.

Первая иномарка. Renault 16TS

После того, как ВАЗ-2101 был разбит, Марина Влади, третья супруга поэта, на которой он женился в 1970 году, привезла ему из Парижа Renault 16TS. Это была первая иномарка в автопарке артиста. Но, к сожалению, в первый раз сев за руль, поэт врезался в стоявший на остановке городской автобус. Машина отправилась на восстановление. Так как на этом Renault были установлены французские номера, автомобилю запрещалось выезжать из Москвы дальше чем на 100 километров. Друзья и знакомые Высоцкого помогли сделать ему специальную справку, благодаря которой он вместе со своей женой смог уехать в Париж и продать там восстановленную иномарку.

BMW в розыске. Гастроли в Германии

Через год после продажи Renault 16TS Высоцкий отправился на гастроли в Германию, откуда пригнал себе две BMW 2500v SST: одна машина была бежевая, а вторая серая. Причина такой странной покупки проста и никак не связана с большой любовью Владимира Семеновича к этой марке: найти в СССР запчасти на такую машину в то время было практически невозможно, и артисту пришлось купить две машины, чтобы одна из них могла стать «донором» для второй. Зарегистрировать артист смог только одну машину, серую, так как бежевая оказалась в розыске и в последствии была конфискована Интерполом. Но это не мешало Высоцкому просто менять местами номера на машинах и использовать оба автомобиля. Позже серый BMW 2500v SST был продан им во время поездки в Париж. Именно об этих двух авто поэт и написал свое произведение «Песня о двух красивых автомобилях», которую исполнял не только Высоцкий, но и его жена Марина Влади.


Mercedes 450 SEL с V8 на 6,9-литра

Венцом автомобильного автопарка Высоцкого стал Mercdes-Benz 450 SEL W116 1974 года выпуска. Это был действительно легендарный Mercedes: первая система ABS, гидропневматическая подвеска и первая трехступенчатая АКПП делали его также и самым продвинутым в технической части. Изюминкой этой машины был двигатель, а точнее, самый большой бензиновый мотор, который тогда устанавливался на легковые авто: V8, объемом 6,9-литра и мощностью 286 лошадиных сил. Крутящий момент составлял более 500 Нм, что по меркам того времени казалось запредельно. Это был самый дорогой Mercedes, за него Владимиру Семеновичу пришлось выложить все деньги, полученные с продажи BMW и еще добавить гонорары с нескольких концертов, в общей сложности около 73 тысячи марок. Пошлина за ввоз такого авто в СССР была такой же космической, как и стоимость авто, поэтому артисту пришлось дать несколько концертов для сотрудников таможенной службы, после чего ему разрешили выплачивать госпошлину в рассрочку. Это был первый Mercedes, который был поставлен на учет в ГАИ Пресненского района. В то время такой автомобиль был только у Высоцкого и у Генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева, поэтому при виде такой машины инспекторы попадали в ступор и вытягивались по стойке смирно, отдавая честь водителю авто. На этой машине Владимир Высоцкий проездил до конца 1979 года, после чего 1 января 80-го года попал в аварию, врезавшись в трамвай. Великий автомобиль, как и предыдущие разбитые артистом машины, отправился на восстановление, после чего был продан. Все поиски этого авто приводили поклонников творчества артиста в тупик. След этой машины был потерян еще в 1989 году где-то в Грузии. На данный момент в музее Высоцкого в Екатеринбурге можно увидеть точную копию того самого Mercedes 450 SEL.

Последний автомобиль - Mercedes 350 SLC

За год до смерти, в 1979 году, Владимир Высоцкий купил свой последний автомобиль – Mercedes 350 SLC желто-коричневого цвета. Дефицит на эту машину был даже в Европе, поэтому артист уговорил расстаться со спортивным купе своего друга Серуша Бабека. После последующей покупки поэт самолично отправился на нем в Москву, но последний Мерседес Высоцкого так и не добрался до столицы СССР. На трассе Брест-Москва автомобиль вылетел в кювет на скорости порядка 200 км/ч, после чего долго восстанавливался и был продан уже после смерти поэта, 25 июля 1980 года, чтобы оплатить долги Высоцкого.

О манере вождения

По словам знакомых Владимира Семеновича Высоцкого, ездил он опасно, но в нужный момент мог усмирить свой пыл и соблюдать правила дорожного движения. Большее количество аварий артиста связано с тем, что он любил погонять на больших скоростях. Именно это и не позволило владеть артисту ни одним автомобилем больше, чем 2 года.

Ваши идеи

Мы предлагаем вам подумать над следующим вопросом: на какой бы машине Высоцкий ездил в 2018 году? Я считаю, что человек, который всегда выбирал самые роскошные автомобили, недоступные большинству граждан СССР, сегодня бы выбрал Mercedes-Benz S65 Coupé в кузове W217. Ответы пишите под постом в Instagram.

В московском кинотеатре «Октябрь» раньше можно было увидеть необычную картину: прямо в фойе стоял сверкающий голубой «Мерседес» родом из 1970-х. Машина сыграла в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» роль любимого автомобиля Владимира Семеновича. Увидеть его можно было до премьеры фильма 1 декабря 2011 года и в течение проката. КиноПоиск разузнал, аутентичная ли это машина, где ее искали, и как на съемках раритет чуть было не угнали.


Известно, что Высоцкий любил машины и высокую скорость. До «Мерседеса» у него были «Жигули», которые артист разбил и после ремонта продал, потом «Рено» - его Марина Влади купила на деньги, вырученные от съемок в рекламе какого-то мыла, то есть на «мыльные пузыри», и, наконец, «БМВ» с иностранными номерами, принадлежавший Влади – Высоцкий ездил на нем по доверенности.

А 8 июля 1976 г. в картотеке Краснопресненского отделения ГАИ появился первый «Мерседес» - «Даймлер-Бенц» 1974 г. выпуска, NN двигателя и шасси - 11028-10023792, цвет «голубой металлик», модель 450 W 116 . Именно эту машину киношникам пришлось разыскивать для съемок.

Оригинальный автомобиль найти не удалось – его след обрывается в 1989-м году в Грузии. Для того чтобы найти максимально похожую машину, продюсеры картины подняли архивные документы, ПТС «Мерседеса» и установили VIN код. В Москве и Санкт-Петербурге поиски не увенчались успехом. Решено было искать в Германии. Проблема заключалась в редком цвете машины: хотелось найти аутентичный «голубой металлик». Похожий автомобиль оказался в Дрездене. Фото «Мерседеса» отправили Никите Высоцкому, сыну Владимира Семеновича и автору сценария картины. После его одобрения машину стали перегонять в Россию: раритет хоть и был на ходу, но решили не рисковать и отправили его на эвакуаторе. Машина оказалась точь-в-точь как та, что была у Высоцкого, только двигатель у него был мощнее – 4 литра против 2,6 у найденного «близнеца».


В игровом «Мерседесе» пришлось поменять переднюю панель, чтобы даже магнитола была один в один как у Высоцкого. Владимир Семенович почти всегда включал ее за рулем, в дороге репетировал под магнитолу, учил роли. Как правило, за «Мерседесом» и рядом с ним пристраивались другие машины. Увидев (а если окна были открыты – то и услышав) Высоцкого, водители старались держаться поближе к его авто, чтобы послушать артиста. Высоцкий страстно любил свои машины и держал их идеальном состоянии. Киношники восстановили лако-красочное покрытие кузова, навели глянец, а реальный возраст машины помог добиться ощущения, что ею пользовались каждый день. После съемочного дня «Мерседес» чистили, пылесосили, накрывали чехлом и отгоняли на эвакуаторе в гараж.


Уникальная машина полюбилась не только художникам, но и всем членам съемочной группы. Однажды во время проб на закрытой территории в районе московского Северного речного вокзала оператор Игорь Гринякин предложил актеру проехать до ворот, чтобы снять машину в движении. На «Мерседесе» закрепили две камеры и актер с оператором уехали, оставив съемочную группу ждать. Шло время, но машина не возвращалась. На территории съемок ее не нашли. Пришлось отправляться в «погоню»: допустить, чтобы машина разъезжала по Москве с актером в гриме, оператором и двумя камерами без сопровождения, было невозможно. Нашли беглецов неподалеку: Игорь Гринякин так увлекся съемками, что решил попробовать снять машину и на реальной трассе.

Несмотря на то, что всем членам съемочной группы хотелось бы оставить машину у себя, «Дирекция кино» не продала «Мерседес». Он выставлен в «Октябре» и будет разыгран среди читателей одной из российских газет.

Машины Владимира Высоцкого. January 25th, 2018

Здравствуйте уважаемые.
Большой любитель автомашин, Владимир Семенович один из первых в стране, благодаря супруге Марине Влади, мог спокойно разъезжать в Москве на иномарках.
Всего у Высоцкого было 10 машин.
Самая первая появилась еще в 1967 году- это была бежевая «Волга ГАЗ-21». Машина был разбита

В 1971 году Владимир Высоцкий одним из первых в Союзе становится обладателем новой модели ВАЗ-2101 с номерным знаком 16-55 МКЛ. Долго машина тоже не прожила.

Первой иномаркой была пригнанное из Парижа Renault 16. Забавно, что Высоцкий разбил «Рено» в первый же день, въехав на остановке в автобус. Машину восстановили, но у неё были парижские номера, и по правилам тех лет ГАИ её не выпускали далее 100 км от Москвы.

В 1973 году друзья актёра помогли сделать справку для пересечения границы, и на этой битой машине Владимир и Марина совершили путешествие из Москвы в Париж. Там же, во Франции, они эту машину продали.

Затем у Высоцкого появилось 2 BMW. Одна серая, другая бежевая. Так как бежевый оказался среди угнанных, поэтому столичная ГАИ зарегистрировала лишь одну машину.


Вторая стояла в гараже, хотя ездил Высоцкий на обеих — он просто переставлял номера с одного автомобиля на другой. Позже Интерпол поймал бежевый BMW, и он был отправлен обратно в Германию, а на сером Высоцкий уехал в Париж, где и продал его.

Ну а последние машины у Высоцкого были Мерседесами. В 1976 году 450SEL 6.9 «Мерседес» 1975 года выпуска, цвета «голубой металлик» .


Марина Влади привезла из Франции 4 подряд машин подряд для мужа, но их обязательно надо было увозить из СССР через год после ввоза — таковы были правила. Mercedes стал первой для Высоцкого иномаркой, официально зарегистрированной в Москве.





В конце 1979 года на гастролях в Германии Владимир купил спортивное двухместное купе Mercedes 350 жёлто-коричневого цвета. Она стало его последней машины.


Приятного времени суток.