Кем был предложен термин ноосфера. Учение В. И. Вернадского о Ноосфере и поиск пути выхода из глобальных кризисов. Но это изменение биосферы - стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли

Известный русский ученый В.И.Вернадский почти век назад, в 1927 году, ввел в широкую научную общественность новые понятия, в актуальности которых сейчас убеждаемся все больше и больше. Речь идет об учении о ноосфере, которое возникло философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира (учение космизма).

Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц.

А заслуга же В.И. Вернадского в том, что он наполнил этот термин новое, материалистическое содержание, понятное обывателю и строй научной общественности. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Осознавая огромную роль и значение человека в жизни преобразовании планеты, Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли;

3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние — отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих.

Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества».

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Что есть ноосфера

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда. Тут можно задуматься - если мир людей гораздо старше, чем пишет официальная наука, то и ноосфера существует очень давно...

Вернадский считал, что научная мысль - такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара.

Значит, научная мысль является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние - в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии».

Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества.

Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием - впервые на нашей планете - захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.

Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского - биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу - новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли.

Значение теории Вернадского

Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о ноосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера уже есть качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия “техносфера”. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетается с “интересами природы”.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозированно разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключается непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую.

Ноосфера - предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы , становление которой связано с развитием общества , оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.

Возникновение и эволюция понятия

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа , который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом - крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом, и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом . При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии , которые в /1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский .

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом . Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205-270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину , сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определённой ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма . Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума , чтобы затем, через экстаз , приобщиться к Единому . Согласно Тейяру де Шардену , человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге .

В. И. Вернадский о ноосфере

  1. Заселение человеком всей планеты.
  2. Резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами.
  3. Усиление связей, в том числе политических, между государствами Земли.
  4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
  5. Расширение границ биосферы и выход в Космос.
  6. Открытие новых источников энергии.
  7. Равенство людей всех рас и религий.
  8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов и внутренней политики.
  9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
  10. Подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабить влияние болезней.
  11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать способной удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
  12. Исключение войн из жизни человечества.

Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

В. И. Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, и как о неотвратимом будущем:

Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человека.

Мы живем в небывало новую, геологически яркую эпоху. Человек своим трудом - и своим сознательным отношением к жизни - перерабатывает земную оболочку - геологическую область жизни - биосферу. Он переводит её в новое геологическое состояние; его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу . Им создаются в биосфере новые, не существовавшие раньше биогеохимические процессы. Биогеохимическая история химических элементов - планетное явление - резко меняется. На нашей планете создаются, например, в огромных массах новые свободные металлы и их сплавы, в ней никогда не существовавшие. Таковы, например, алюминий, магний, кальций. Резчаишим образом изменяется и нарушается растительная и животная жизнь. Создаются новые расы и виды. Лик планеты меняется глубочайшим образом. Создается стадия ноосферы

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

  1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
  2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

По мнению Л. Л. Прозорова:

…многие современные интерпретации со ссылкой на «Учение Вернадского о ноосфере» носят разрозненный, в основном социально-политический, иногда спекулятивный характер, без определённого концептуального стержня. <…> не было создано такого учения, <…> чтобы научный мир принял его хотя бы как единую концепцию для своих исследований. Фактически это и породило ту легковесность, которая дала возможность делать любые построения «своих миров».

Критика

Если понятие «живое вещество» было принято советской наукой, а понятие «биосфера» иногда встречается даже в пост-советских научных текстах, то понятие «ноосфера» вызывает резкие возражения в научных кругах, а в научных публикациях используется крайне редко. Критики учения о «ноосфере» указывают на то, что оно идеологизированно и носит не научный, а религиозно-философский характер. В частности, крупный советский эколог и доктор биологических наук Ф. Р. Штильмарк считает: «мысли о Ноосфере как Обществе Разума… уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными» .

Американский историк природоохраны Д. Винер называет учение о ноосфере «утопической и научно несостоятельной идеей» .

Российский эколог и климатолог А. Поздняков пишет:

В научной среде России «ноосферогенез» рассматривается как учение. Однако если под учением понимать теорию достижения цели, единственно необходимую последовательность практических действий, то это скорее не учение, а недостаточно обоснованные утопические положения о всемогуществе Человека. В основе этого «учения» - обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся в эго- и антропоцентризм… .

На основе учения о «ноосфере» появилось понятие «ноосферизма». Правоведы М. Н. Кузнецов и И. В. Понкин дали заключение «по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма» , в котором отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной идеологии», указано на тесные связи «ноосферизма» с оккультно-религиозным учением «русского космизма» и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов . В то же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию Вернадского, поскольку «ноосферизм» является манипуляцией идеями Вернадского и его именем .

Российский историк и социолог Н. А. Митрохин называет ноосферологию «сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей личность покойного академика В. Вернадского» и потенциально «самой влиятельной из гражданских религий современной России» .

  • Какосфера - антипод ноосфере.

В массовой культуре

  • В субкультуре компьютерных игр несколько раз употреблялось понятие «ноосфера», хоть и в значении, мало связанном с изначальным (в частности, в играх S.T.A.L.K.E.R. и Warhammer 40,000 ).
  • В научной фантастике окололитературного характера встречалось употребление слова «ноосфера», в весьма вольной трактовке его семантики.

См. также

Примечания

  1. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов . - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
  2. Яншина Ф. Т. О появлении и первоначальном толковании термина «ноосфера» // Вестник РАН. 1994. № 11. С. 1016-1022.
  3. Яншина Ф. Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива // Общественные науки и современность ". 1993. № 1. С. 163-173.
  4. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.
  5. Вернадский В. И. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы // Проблемы биогеохимии. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. Вып. 2. C. 2.
  6. Штильмарк Ф. Р. К спорам о дикой природе, заповедности и антропоцентризме (недоступная ссылка)
  7. Винер Д. Р. Культ Вернадского и ноосфера / Винер Дуглас Р. // В. И. Вернадский: pro et contra. - СПб., 2000. - С.645-646
  8. Миркин Б. М. и Наумова Л. Г. Курс лекций по устойчивому развитию. - АНО «Журнал „Экология и жизнь“», 2005. ISBN 5-94702-027-0
  9. Кутырёв В. А. Насколько разумна «сфера разума»? // Философия биологии: вчера, сегодня, завтра (Памяти Регины Семеновны Карпинской). / Отв. ред. И. К. Лисеев . - М.: ИФ РАН , 1996. - 300 с.
  10. Поздняков А. В. Добрыми намерениями мостится дорога в ад // Проблемы устойчивого развития: иллюзии, реальность, прогноз: Материалы 6-го Всерос. постоянно действующего науч. семин. (Томск, 13-15 ноября 2002 г.). - Томск: Томский гос. ун-т, 2002. - С.3-17.
  11. Заключение было направлено в ФСБ РФ «Общественным комитетом по правам человека»

Возникновение и эволюция понятия

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870-1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом - крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом . При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии , которые в /1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский ( -).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом . Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205-270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину , сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма . Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума , чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге .

В. И. Вернадский о ноосфере

По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются:

  • расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком»,
  • радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми,
  • создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной», «ганглиевой»),
  • «подъём благосостояния трудящихся» и «победа демократии»,
  • установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом, но и других его форм,
  • учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства,
  • вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой,
  • превращение человечества в «геологическую силу».

Академик утверждал, что эти социальные реформы и катаклизмы сделают «переход к ноосфере» необратимым.

В структуре ноосферы и биосферы Вернадский выделял «семь видов вещества»:

  • живое,
  • биогенное (возникшее из живого),
  • косное (возникшее не из живого),
  • биокосное (частично живое, частично неживое),
  • радиоактивное,
  • атомарно-рассеянное,
  • космическое.

Эта теория получила своё логическое продолжение и развитие в трудах академика Лысенко , а также профессора Лепешинской , расширившей и углубившей учение о «живом веществе». Тем не менее «Теория семи видов вещества» никогда не была принята западным научным сообществом.

Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Иногда Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, иногда - как о неотвратимом будущем. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… - отмечал он. - Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

  1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
  2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Критика

Если понятие «живое вещество» было принято советской наукой, а понятие «биосфера» иногда встречается даже в пост-советских научных текстах, то понятие «ноосфера» вызывает резкие возражения в научных кругах, а в научных публикациях используется крайне редко. Критики учения о «ноосфере» указывают на то, что оно идеологизированно и носит не научный, а религиозно-философский характер. В частности, биолог Ф. Штильмарк из Института проблем экологии и эволюции РАН считает: «мысли о Ноосфере как Обществе Разума… уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными» .

Американский историк природоохраны Д. Винер называет учение о ноосфере «утопической и научно несостоятельной идеей» .

Критика «ноосферы» Вернадского дана также в монографии Б. Миркина и Л. Наумовой .

Доктор философских наук В. Кутырев считает:

«Суть обновлённого взгляда на ноосферу, который мы намерены здесь защищать и который, как кажется, более адекватно отвечает ситуации, такова: это учение с самого начала несло в себе элементы утопии; в нём переплелись аксиологические и онтологические подходы без какого-либо их разграничения… Ноосфера как гармония - сциентистский аналог социально-политических утопий типа коммунизма и прочих, более ранних мечтаний о рае» .

Российский эколог и климатолог А. Поздняков пишет:

В научной среде России «ноосферогенез» рассматривается как учение. Однако если под учением понимать теорию достижения цели, единственно необходимую последовательность практических действий, то это скорее не учение, а недостаточно обоснованные утопические положения о всемогуществе Человека. В основе этого «учения» - обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся в эго- и антропоцентризм… .

На основе учения о «ноосфере» появилось понятие «ноосферизма». Профессор-правовед М. Н. Кузнецов и юрист И.В.Понкин дали заключение «по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма» , в котором отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной идеологии», указано на тесные связи «ноосферизма» с оккультно-религиозным учением «русского космизма» и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов. В то же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию Вернадского, поскольку «ноосферизм» является манипуляцией идеями Вернадского и его именем .

Российский историк и социолог Николай Митрохин называет ноосферологию «сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей личность покойного академика В. Вернадского» и потенциально «самой влиятельной из гражданских религий современной России» .

В массовой культуре

  • Широкое значение ноосфера приобрела в серии игр «S.T.A.L.K.E.R.» (в особенности в игре S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля), где вымышленная группировка «О-Сознание», верила в коллективное сознание и работала над способом общения с ноосферой - информационной оболочкой Земли. Работа с ноосферой привела к локальной катастрофе и образованию аномальной Зоны.
  • В научно-фантастическом рассказе Альберта Шатрова «Есть контакт!» (др. название «В контакте») высказывается предположение, что ноосферы планет, населенных гуманоидными существами, каким-то образом общаются между собой, что выражается в наличие на этих планетах явления контактантов.

См. также

Примечания

Ссылки

  • В. И. Вернадский. «Несколько слов о ноосфере» (1944).
  • Пьер Тейяр де Шарден. «Феномен человека»
  • Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука, 1989. ISBN 5-02-029200-1
  • Фесенкова Л. В. Ноосферное мышление и современная экологическая ситуация // Высшее образование в России, 2008, №1
«Ноосфера» в словарях
  • Ноосфера // «Новейший философский словарь»
  • Ноосфера // «Российский гуманитарный энциклопедический словарь»
  • Ноосфера // «Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура»
  • Ноосфера // «Энциклопедия социологии»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ноосфера" в других словарях:

    Ноосфера … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. noos разум и sphaira шар), антропосфера, психосфера, техносфера, новый, современный, следующий после биогенеза этап эволюции органического мира, связанный с появлением человека, индустриального человеческого общества. В ноосфере… … Экологический словарь

    - (от греч. разум и шар), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеч. деятельность становится гл. определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: техносфера,… … Философская энциклопедия

    Ноосфера - (гр. nous ақыл+sphaira шар) – қоғам мен табиғаттың өзара әрекет сферасы, оның шекарасында (ішінде) есті (парасатты) адами қызмет дамудың аңықтаушы факторы болады. Бұл терминді мәдени және ғылыми айналымға ХХ ғ. басында француз палеонтологы,… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (сфера разума) особый этап в развитии биосферы, в к ром решающее значение приобретает духовное творчество человечества. Понятие Н. было введено в к. 20 х гг. франц. палеонтологом, математиком и философом Э. Ле Руа (1870… … Энциклопедия культурологии

Развитие учения о ноосфере

Длительный процесс развития живых организмов на Земле приводит к качественным изменениям самой биосферы . В $1927$ году французский ученый Э. Леруа предложил термин «ноосфера». Он был знаком с В. И. Вернадским и посещал его лекции. Леруа считал, что ноосфера – это нынешний геологический период развития биосферы. Он утверждал, что пришел к такой точке зрения вместе со своим другом и коллегой П. Т. де Шарденом, который в дальнейшем разработал собственную теорию о ноосфере.

Де Шарден считал, что ноосфера - это «новый мыслящий слой, зародившийся в конце третичного периода, который формируется над миром животных и растений вне биосферы и над ней».

Но что же представляет собой ноосфера вообще? В конце $20$-х годов $XX$ века было сформулировано такое определение:

Учение В. И. Вернадского о ноосфере

В. И. Вернадский, продолжая развитие теории о формировании биосферы, вкладывал в понятие ноосферы материалистическое наполнение. Он считал, что человек, как часть природы, должен подчиняться ее законам, а не стараться изменить их. Поэтому человечество должно учитывать природные закономерности в процессе развития общества и среды.

Сначала Вернадский считал ноосферу особой оболочкой разума, которая развивается над биосферой. Но позже он пришел к выводу, что:

Определение 2

"Ноосфера – это новое состояние биосферы, в котором умственная разумная деятельность человека станет определяющим фактором ее развития".

Он указывал, что биосфера переходит в свое новое состояние – ноосферу – под воздействием научной мысли и человеческой деятельности. Человечество все больше стало отличаться от других составляющих биосферы как новая биогенная природоформирующая сила. Благодаря научной мысли, воплощенной в достижениях науки и техники, человек способен осваивать те части биосферы, куда раньше он не мог проникнуть. Для ноосферы характерна тесная связь законов природы и социально-политических факторов общества. Она основана на научно обоснованном рациональном использовании природных ресурсов, которое предполагает восстановление кругооборота вещества и потока энергии. Характерной отличительной чертой ноосферы является экологизация всех сфер человеческой жизни. Это предполагает формирование у человечества экологического мышления и экологического сознания.

В результате оценивания роли человеческого разума как планетарного явления, В. И. Вернадский сформулировал основные положения своего учения.

  1. Развитие науки является решающей силой, которой человек изменяет биосферу, в которой сам обитает.
  2. Изменения биосферы это неизбежное явление. Оно происходит параллельно с обогащением научными знаниями.
  3. Изменения биосферы не зависят от воли человека. Это - процесс.
  4. Средой обитания человечества является организованная оболочка – биосфера. Поэтому постепенные изменения в ней в результате научной деятельности человека, как решающей силы, является закономерным процессом перехода биосферы в ноосферу.

Основные признаки ноосферы

После Вернадского в науке накопился обширный фактический материал о биосфере и производственной деятельности человека. Были сформулированы основные современные признаки ноосферы:

  1. Увеличение объема добычи полезных ископаемых. Ныне он превышает в пять раз объем горных пород, которые переносятся реками в результате речной эрозии.
  2. Массовое потребление органических веществ, образованных благодаря фотосинтезу в прошедшие геологические эпохи, приводит к неминуемому увеличению концентрации углекислого газа в биосфере. Одновременно уменьшается содержание в ней кислорода.
  3. С появлением человека происходит рассеивание энергии в ноосфере, а не ее накопление.
  4. В ноосфере в массовом масштабе образуются новые вещества, не характерные для природы.
  5. Развитием современных технологий и ядерной энергетики привело к появлению новых трансурановых химических элементов.
  6. В результате научно-технической революции ноосфера вышла за пределы биосферы. Человечество начало осваивать околоземное пространство и Солнечную систему. Ведутся разработки по возможности создавать искусственные экосистемы на других планетах.
  7. Наша планета переходит планеты в новое качественное состояние в связи с образованием ноосферы. Ноосфера превращается в сферу Солнечной системы.

Место человека в природе

Но не стоит забывать, что окружающая нас природа – очень хрупкая система. Философы давно пытаются определить роль человека в природе – раб или господин. Можно утвердительно ответить в обе стороны.

Замечание 1

Несмотря на всю индустриальную мощь, человечество не стало независимым от окружающей природы. Изменяя ее, человек вынужден одновременно охранять и возрождать окружающую среду. Мы должны использовать природные закономерности в своих интересах, не нарушая природного равновесия. Достичь этого возможно только в рамках всемирного сотрудничества.

В.И. Вернадский считал, что под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера будет медленно переходить в новое состояние - ноосферу. Свои биосферные функции человек сможет полноценно выполнить только в эпоху ноосферы. В 1925 г.. Французский философ и естествоиспытатель Пьер Тейяр де Шорден придумал слово "ноосфера". Но тогда этот несколько спиритуалистический нематериальный срок был отделен от науки. Только позже В.И. Вернадский определил ноосферу как биосферу, контролируется разумом человека.

Французский математик и философ Эдуард Леруа предложил понятие "ноосфера" в 1927г. И трактовал ноосферу как "мыслящего" оболочку, формируется человеческим сознанием. Рассмотрев закономерности эволюции жизни, Э. Леруа пришел к выводу, что в человеке биологическая эволюция себя исчерпала. Дальнейшая эволюция живого на нашей планете, по его утверждению, будет осуществляться только духовными средствами: общественные отношения, речь, ум и т. Д. И это будет ноосфера, которая может заменить биосферу. Под ноосферой Э. Леруа понимал закономерный этап развития органического мира, когда доминантная роль в эволюции принадлежать духовном творчестве человека и продуктовые ее труда. И в этом его взгляды отличались от представлений П. Тейяра де Шардена, который рассматривал ноосферу как мыслящий пласт, который постепенно разворачивается из мира животных и растений и приходит на последнем этапе психогенеза к осознанию тождества всего сущего с точкой "Омега" - божеством.

По мнению П. Тейяра де Шардена, весь универсум охвачен процессом развития космогенезу. Космогенез состоит из следующих этапов: биогенеза (возникновения и эволюции живого), антропогенеза (становления человека), ноогенеза (развития мыслящей материи) и христогенезу (генезиса Христа в вещах). На каждом из этих этапов происходит специфическое развитие: сначала витализации, то есть возникновения форм жизни; дальше интериоризация - возникновение общности существования людей; затем планетизация - превращение человечества в сверхорганизм и, наконец, аморизация, или слияние в точке Омега любви абсолютной и личной, Человека и Христа.

Ключевые положения, которые легли в основу концепции ноосферы, разрабатывались задолго до ее создания. Имеются в виду мысли об особой роли человека в геологической истории Земли, высказывались представителями разных отраслей науки Л. Агассис, Ж. Бюффоном, А.П. Павловым, С.А. Подолинским, П.А. Флоренским, Ч. Шухертом, а также физиократами. Однако непосредственными создателями учения о ноосфере были ВЛ. Вернадский и французские исследователи П. Тейяр де Шарден и Э. Леруа. Произведения последних, посвященные сфере разума, появились раньше, чем аналогичные работы В.И. Вернадского, однако в своей работе французские ученые основывались на положениях, высказанных украинским ученым во время чтения им лекций в Сорбонне 1922-1923 гг. В отличие от своих предшественников, В.И. Вернадский создал концепцию ноосферы, которая полностью отвечала критериям научности. Он заимствовал слово "ноосфера", которое ему понравилось, но отнюдь не его смысл.

В 1944 В.И. Вернадский написал статью "Несколько слов о ноосфере", где определил, что ноосфера - это "последний из многих этапов эволюции биосферы в геологической истории этап наших дней. Течение этого процесса только начинает проясняться по изучению ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах. Ноосфера - новое геологическое явление на нашей планете. В ней человек впервые становится огромной геологической силой. Она может и должна перестроить своим трудом и мыслью свою жизнь, перестроить коренным образом по сравнению с тем, что было раньше ".

Мощной геологической силой человека впервые назвал А.П. Павлов (1854-1929), который высказывал мысли о антропогенную эру в развитии Земли. В.И. Вернадский подчеркивал, что человечество физически составляет чрезвычайно малую массу вещества планеты, но сила его связана не с его материей, а с работой его сознания, с его разумом и направленным этим разумом трудом. Ноосферу ВЛ. Вернадский понимал как природное тело, компонентами которого будут литосфера, гидросфера, атмосфера и органический мир, преобразованный умственной деятельностью человека. Ученый был убежден в закономерности возникновения ноосферы: «Взрыв научной мысли в XX в. Подготовленный всем прошлым биосферы и имеет глубокие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может разве что замедлиться в своем темпе... Биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно, в ноосферу "1. В.И. Вернадский пришел к концепции ноосферы в последние годы своей жизни. Итак, в ней отразились результаты его многолетнего научного поиска. Главная работа, посвященная этой проблеме, - "Научная мысль как планетарное явление".

Теория ноосферы В.И. Вернадского сформировалась тогда, когда мир состоял из трех взаимосвязанных элементов: природа - человек - общество. К ним потом присоединяется еще один существенный элемент - техника, созданная человеком и которая стала главным фактором изменений на планете, особенно с началом в конце 50-х годов XX в. научно-технической революции как гигантского качественного скачка в развитии науки и техники. Это и привело экологическую проблему - одну из самых опасных среди глобальных проблем человечества; началось разрушение гармонии отношений между людьми и природой.

В 1943 г.. ВЛ. Вернадский пишет о ноосфере: "То же геологическое явление в 1930 году. Было выражено иначе, более, мне кажется, четко. Французские ученые - математик и философ Э. Леруа и палеонтолог-геолог П. Тейяр де Шарден, на основе представлений о биосфере как об особой геологическую оболочку Земли пришли к выводу о том, что биосфера в наш исторический момент геологически быстро переходит в новое состояние - ноосферу, то есть в такое состояние, в котором должны проявляться разум и направлена им работа человека как новая небывалая на планете геологическая сила "1.

Из других работ, в частности из примечаний В.И. Вернадского к статье "Несколько слов о ноосфере", известно, что Э. Леруа употреблял термин "ноосфера" уже в 1927, а П. Тейяр де Шарден - еще в 1925 В письме Б.Л. Лычкова от 7 ноября 1936 В.И. Вернадский недвусмысленно отмечает: "Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера вытворилась в постплиоценову эпоху - человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, и в итоге активная энергия биосферы увеличивается" 2.

Итак, согласно всего вышеизложенного, термин "ноосфера" (от греч. Nous - разум, sphaira - шар) предложил французский философ и естествоиспытатель Я. Тейяр де Шарден в 1925 Смысл его, развитый В.И. Вернадским, таков: выливать на природу, изменять биосферу следует особенно рационально, думая не об сегодняшние выгоды, а о будущих последствиях. Ноосфера - это сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Обязательным условием деятельности человека должно оставаться благоприятное состояние биосферы, ведь человек, как и другие живые существа, приспособленная лишь до тех природных условий, в которых она возникла и живет. Именно в этом заключается смысл ноосферы - не стихийное разрушительное вмешательство в природу, а научно обоснованное сохранение на Земле условий для жизни и счастья людей. То есть ноосфера - это высшая стадия развития биосферы, которая характеризуется сохранением всех природных закономерностей биосферы и максимальными возможностями общества удовлетворять материальные и культурные потребности человека.

Самым главным и определяющим показателем отношений между биотических и социальным на ноосферной стадии развития биосферы является то, что внешнее возмущение распространилось не только на биосферу, но и на космическое среду. Антропогенные изменения охватили все уголки жизни, а производственная деятельность человека осуществляется далеко за пределами биосферы. Для раскрытия структурно-функциональной сути системы "природа - общество" или "человек - биосфера" нужны новые подходы и качественно новая интерпретация глобальных изменений.

Основные идеи учения о ноосфере В.И. Вернадского такие:

o Эволюция биосферы привела к появлению человека, отмечается мышлением и рефлексией. Мышление становится самостоятельным феноменом, влияет на дальнейшее развитие окружающего мира, и это происходит в определенной степени направлено. Последнее является сущностью понятия ноосферы.

o Человечество полностью заселило биосферу. Его давление осуществляется повсеместно, имеет глобальный характер. Мощность воздействия человека на окружающую среду сравнялась с мощными природными процессами.

o Человек всегда остается частью природы.

o Задача науки - сознательное формирование ноосферы, регулирование с помощью человеческой деятельности целесообразного распределения природных благ.

В работах В.И. Вернадского указаны конкретные условия, необходимые для создания и существования ноосферы:

Заселение человеком всей планеты;

Резкое преобразование средств связи и обмена между странами;

Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, происходящими в биосфере;

Расширение границ биосферы и выход человека в космос;

Открытие новых источников энергии;

Равенство людей всех рас и религий;

Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;

Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений

Продуманная система улучшения благосостояния трудящихся; создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно уменьшить вероятность болезней;

Разумное преобразование природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности населения, растет;

Исключение войн из жизни общества.

Теперь, когда прошло уже более полувека, можно легко проверить, насколько выполняются эти условия в современном мире.

Заселение человеком всей планеты. Это условие выполнено - на Земле почти не осталось мест, где бы не ступала нога человека; она устроилась даже в Антарктиде. Сейчас "нет ни одного уголка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ей нужно".

Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Это условие также можно считать выполненным. С помощью радио, телевидения, Интернета мгновенно можно узнать о событиях в любой точке планеты. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было даже мечтать. В.И. Вернадский писал: "Скоро можно будет сделать известными для всех события, происходящие за тысячи километров". Бесспорно, это пророчество ученого сбылось.

Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, происходящими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека во многих случаях привело и продолжает приводить к негативным экологическим последствиям. Объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти вдвое превышает средний объем лавы и пепла, которые ежегодно выносятся всеми вулканами планеты.

Расширение границ биосферы и выход в космос. Конечно, это пророчество сбылось.

Открытие новых источников энергии. Условие выполнено, но, к сожалению, с очень трагическими последствиями. Атомная энергия уже давно освоена как в мирных, так и в военных целях. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал В.И. Вернадского еще более полувека назад. В предисловии к труду "Очерки и речи" он писал: "Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию - такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как она захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? ».

Равенство людей всех рас и религий. Это условие если и не достигнута полностью, то, во всяком случае, достигается.

Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие выполнено почти во всех странах с парламентской формой правления, с более или менее развитой демократией.

Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений. Трудно говорить о выполнении этого условия в стране, где еще совсем недавно наука находилась под колоссальным давлением этих самых политических построений. Сейчас наука от таких давлений уволилась, однако вследствие тяжелого экономического положения многие ученые вынуждены зарабатывать на жизнь ненаучным трудом или ехать за границу. Но в развитых странах и развивающихся странах (например, Индия), правительство создает режим максимального благоприятствования свободной научной мысли.

Продуманная система улучшения благосостояния трудящихся. О выполнении этого условия пока трудно говорить объективно. Однако В.И. Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено; на этом пути временные отступления неизбежны.

Разумное преобразование природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности населения, растет. Это условие не может считаться выполненной, но первые шаги в направлении разумного преобразования природы уже, безусловно, начали осуществляться.

Исключение войн из жизни человечества. Это условие В.И. Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования биосферы. Но она до сих пор не выполнено, и пока не ясно, может ли она быть выполнено вообще. Мировое сообщество старается не допустить мировой войны, но локальные войны ещё уносят много человеческих жизней.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие из названных В.И. Вернадским условий, необходимых для перехода биосферы в ноосферу, сегодня уже реализовано. Вместе с тем, принцип саморазвития человечества "национальные государства" - "наднациональные цивилизации" - "глобальное человечество" еще не исчерпал содержания своего второго этапа. Впереди человечество ожидает длительный период формирования наднациональных, континентальных и межконтинентальных социально-политических образований, период их мирного сотрудничества, а возможно и конфликтного противостояния. При этом ни одна из ведущих цивилизаций мира не согласна уступить собственной системой ценностей ради общей цели. Однако глобальный экологический кризис не дает человечеству возможности решать этот вопрос веками, угрожая вывести параметры биосферы за пределы диапазона, пригодного для существования человека. Нехватка времени наталкивает на вывод, что конфликтный сценарий развития цивилизационного этапа не только противодействует ноосферному идеала, но и губительно для всего человечества.

Люди должны понимать, что сегодня в ноосфере процветают коррупция, терроризм, алкоголизм, наркомания, проституция; ежегодно разворовывается интеллектуальная собственность на миллиарды долларов. В последние десятилетия выросло количество психически больных людей, выявлено более 30 ранее неизвестных тяжелых инфекционных болезней. Сейчас 40% населения мира не хватает питьевой воды, а 2500000000 не имеют доступа к современным энергетическим услугам. Ощутимые проявления глобального потепления, содержание в атмосфере основного парникового фактора - углекислого газа - в течение 1965-1998 гг. Вырос вдвое. За период с 1900 г.. Уровень Мирового океана поднялся на 10-20 см. Загрязнение окружающей среды физическими, механическими, химическими и биологическими добавками превратилось в одну из решающих причин снижения "качества" и "количества" здоровья людей. И хотя в некоторых высокоразвитых странах мира благодаря высокому уровню благосостояния и медицины продолжительность жизни выросла до 80 и более лет, дальнейший ее рост становится невозможным вследствие действия этих факторов.

Эволюция человека отличается от эволюции всех организмов тем, что человек не приспосабливалась к природе, а будто отделял себя от нее. Орудия труда, одежда, жилье, огонь - все это приемы, с помощью которых она отгораживается от окружающей среды, создает свою собственную стабильную среду. А сохраняя свою внутреннюю среду, человек во все больших масштабах изменяет среду внешнее. Сегодня, к сожалению, объемы этих изменений стали угрожать существованию самого человека.

Антропологи и физиологи заметили такую особенность: потенциальные возможности мозга человека намного выше ее физиологические потребности. Мозг человека достиг современного уровня сложности задолго до того, как возникли культура и цивилизация. Создается впечатление, будто эволюция человека заранее "предусматривала" будущие потребности вида Homo sapiens и наделила его таким "компьютером", который не используется в полную силу, но, возможно, будет задействован в будущем. По некоторым оценкам, мозг современного человека реализует лишь около 2% своих потенциальных возможностей.

Человек в биосфере Земли стала новой силой, новым фактором. Сегодня человек уже овладела и продолжает овладевать огромными силами природы, и это поставило перед ней больной вопрос - о самом себе. "Человек впервые реально понял, - писал В. И. Вернадский, - что она - житель планеты, а потому должна мыслить и действовать в новом аспекте, не только отдельной особи, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте ".

Сейчас формируются новые взаимоотношения в системе "человек - биосфера". Вследствие работы тысяч радио-, телестанций, релейных линий и других объектов Земля сегодня излучает энергии в радиодиапазоне (на метровых волнах) больше, чем Солнце. Ежегодно человечество только в сельском хозяйстве переворачивает своими плугами и культиваторами массу почвы, которая в 200 раз больше, чем масса песка, глины, ила, выносимых в Мировой океан всеми реками Земли. Человечество стало провоцировать настоящие землетрясения в результате подземных ядерных взрывов, а также строительства крупных водохранилищ в сейсмически опасных зонах. Сегодня человек использует все элементы таблицы Менделеева, создает новые соединения, которых раньше не было на Земле. Все добытое из недр Земли человек рассеивает на поверхности, колоссально ускоряя перемещение химических элементов в биосфере, разрушая те биогеохимические циклы, которые сложились в течение миллионов лет.

Запасы энергетического сырья, металлов и прочего, которые накапливались в природе в течение больших геологических периодов, человек тратит за считанные десятилетия, а взамен возвращает природе новые соединения, в основном вредные для биосферы. На сегодня за счет техногенной деятельности в биосферу попало уже около 50 тыс. Новых химических веществ, не свойственных природе и, как правило, вредных для живых организмов. Люди и дальше продолжают действовать в том же направлении, не осознавая очевидного факта; Земля, на которой они развились до современного уровня, - это маленькая планета с ограниченными ресурсами и очень уязвимым режимом, и она требует к себе тем осторожного и бережного отношения, чем шире становятся возможности людей в нарушении этого режима.

По мнению В.И. Вернадского, человек возьмет на себя управление всеми процессами в биосфере, направит ее развитие в нужном для себя направлении. На смену "дикой" биосфере должна прийти новая оболочка - ноосфера, то есть качественно новое состояние биосферы, переработанной, перестроенной умом человека и его работой. Основоположники учения о ноосфере верили, что ее становление ведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Этот процесс В.И. Вернадский и даже П. Тейяр де Шарден связывали с социалистической организацией жизни людей. В некоторых случаях ноосфера рассматривалась как полное устранение зла, как общая гармония, особенно типично для ее космических вариантов.

Экологические тенденции современности, однако, настолько тревожны, что требуют мыслить и действовать, несмотря на теоретические стереотипы. Нужна коренная смена представлений о ноогенеза - учение о ноосфере с самого начала мало элементы утопии. Но сейчас есть угроза существованию природы в качестве самостоятельной целостности. Между тем отношение к ноосфере продолжает оставаться преимущественно восторженным, будто ее развитие никак не связан с кризисом современной цивилизации. По В.И. Вернадским, "ноосфера - это гармоничное сочетание природы и общества, торжество разума и гуманизма, где сольются воедино наука, общественное развитие и государственная политика на благо человека, это мир без оружия, войн и экологических проблем, это мечта, цель, стоящая перед людьми доброй воли, это вера в великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой ". Подобное некритическое отношение к ноосфере, к сожалению, до сих пор царит в нашей повседневной сознания.

Ноосфера как гармония - аналог политической утопии коммунизма и других мечтаний о рае. В соответствии с духом времени она основывается на науке. Так к ней и надо относиться, хотя против надежд и утопий вообще выступать бессмысленно. Они полезны в той мере, насколько смягчают трагические реалии, помогая жить. Когда же утопия мешает трезвому взгляду на вещи, она может стать опаснее то, от чего спасает. Нужны реалистичные надежды на возможность длительного развития биосферы и ноосферы, при котором скорость преобразования окружающей среды не будет выше скорости нашего приспособления к ней. За эти надежды надо бороться, поскольку именно они являются условием выживания человечества.

Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления, В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:

1. Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу.

2. Эти изменения биосферы происходят независимо от человеческой воли, стихийно, как естественный процесс.

3. А так как среда жизни есть организованной оболочкой планеты - биосферой, то вхождение нового фактора ее изменения - научной работы человечества - является естественным процессом перехода биосферы в новую фазу - фазу ноосферы.

На пути превращения биосферы в ноосферу возникают новые по качеству круговороты вещества, основные признаки которых:

o Увеличивается объем материала, механически изымается из земной коры; это связано с увеличением разработок месторождений полезных ископаемых.

o Происходит массовое потребление (сжигание) продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох.

o Антропогенные процессы в биосфере ориентированы на рассеяние энергии, а не на ее накопления, как это было характерно для биосферы до появления человека.

o Массово создаются вещества, которых раньше в биосфере не было, в частности, чистые металлы. Появляются, хотя и в небольших количествах, трансурановые химические элементы (плутоний) в связи с развитием ядерной технологии и ядерной энергетики.

o Ноосфера выходит за пределы планеты Земля в результате научно-технической революции.

Общие принципы учения о ноосфере В.И. Вернадского можно подытожить в следующих положениях:

1. Фундаментом концепции ноосферы является созданное В.И. Вернадским учение о биосфере как целостную планетарную оболочку.

2. Концепция ноосферы отражает стихийный процесс перехода биосферы в новое эволюционное состояние - ноосферу - под влиянием социальной научной мысли и труда человечества. Этот процесс обусловлен возникновением и резким ускорением научно-технического прогресса в XX в.

3. Главным социальным двигателем перехода биосферы в ноосферу, согласно предсказанию В.И. Вернадского, является резко возросшая творческая активность народных масс, стремление их к максимальному научного знания, участия в общественной жизни и управлении государством.

4. Единственной жизнеспособной социально-экономической и политической основой построения ноосферы является, по В.И. Вернадским, научный социализм.

5. Концепция ноосферы раскрывает оптимальные пути взаимодействия общества и природы.

6. Концепция ноосферы выдвигает основополагающим условием ее создания отсутствие разрушительных войн между народами.

Успешное решение современных разнообразных глобальных экологических проблем невозможно без обращения к учению В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. С появлением человечества стихийный историческое развитие жизни на нашей планете постоянно ставится под общий сознательный контроль человеческого ума - это и есть тот самый процесс, который В.И. Вернадский представлял как преобразования биосферы в ноосферу. Ученый не оставил законченного учения о ноосфере, отсюда имеем многочисленные и часто неправильные толкования самого понятия. Одни авторы считают, что это планетизований поток информации, который поддерживает или изменяет структуру мира, другие отождествляют ноосферу с техносферой, антропосферы т. При таком понимании ноосферы упускается из виду самое главное в концепции В.И. Вернадского - не только роль сознательного в процессе преобразования природы, но и мысль о творческое влияние человека на окружающую среду.

Необходимость оптимизации биосферы ученый связывал не только с чисто биосферных потребностями человека. Человек понимается им не только как природная сила, "геологический субстрат", а как сила, оптимизирует свою деятельность в природе в соответствии с законами природы. Ноосфера - целостная оболочка Земли, формируется в результате синтеза технической и культурной деятельности людей и природных процессов. До появления на Земле человека все процессы в биосфере базировались на использовании возобновляемых ресурсов. Сегодня 90% энергии для своих нужд человечество добывает из невосполнимых источников (сжигает нефть, уголь, газ и т.д.). Использование ресурсов этого типа вызывает такие нарушения в биосфере, с которыми она не может бороться. Например, у природы механизмов нейтрализации радиоактивного загрязнения в результате деятельности атомных электростанций. Не может природа также компенсировать ущерб, причиненный строительством гидроэлектростанций, когда большие участки суши затапливаются водой.

Разрушенные человеком биотические сообщества сами становятся источником загрязнения природной среды. Например, из-за чрезмерного внесения в почву минеральных удобрений и пестицидов нарушаются состав и деятельность микроорганизмов, что приводит к усиленному поступления в атмосферу метана и углекислого газа. По этой же причине, а также вследствие быстрого уничтожения лесов биота континентов начала выделять в атмосферу столько С02, сколько его поступает туда же от сгорания минерального топлива.

К сожалению, мечта В.И. Вернадского о том, что человек может взять на себя управление всеми процессами в биосфере, направить их в "разумное русло", сегодня выглядит нереальной. Если мы хотим создать систему для полного управления биосферой, она должна быть более сложной от самой биосферы. По подсчетам ученых, для этого всю поверхность Земли (вместе с океанами) пришлось бы укрыть слоем идеальных компьютеров размером с бактерию с ячейками памяти молекулярных размеров и программами, сложнее, чем генетические программы миллионов видов живых существ! Конечно, такая задача не под силу человеку. Так есть ли вообще смысл ставить вопрос об управлении всей биосферой?

В этом смысле закон ноосферы В.И. Вернадского (1944) о том, что биосфера неизбежно превратится в ноосферу, то есть в сферу, где разум человека будет играть ведущую (доминантную) роль в системе "природа - общество", хотя и видится справедливым, на самом деле является мечтой, очень далека от реальности. В.И. Вернадский создал собственную оригинальную концепцию ноосферы и ноосферогенеза. Она базируется на фундаментальных идеях, среди которых основными являются: понимание жизни как явления космического, закономерного этапа развития мира; толкование человека (шире - ума) как необходимого и естественного порождения земной жизни; признание исключительно геологической, то есть одновременно вселенской, роли живых систем и человека как такового фактора, задает естественным процессам определенную направленность и вариативность, даже смысл и ценность. По В.И. Вернадским, эволюционный процесс имеет особое геологическое значение тому, что он творит новую геологическую силу - научную мысль социального человечества. "Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты, - писал ученый. - В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферы" .

Актуальность концепции ноосферы обусловлена тем, что ее освоение дало новый толчок к решению многих мировоззренческих, теоретических и чисто практических проблем. В частности, большинство ноосферных исследований имеет экологическое направление, поскольку в концепции ноосферы фиксируется принципиально новая единство общества и природы, освещаются особенности качественно нового уровня деятельности человека в биосфере, которые присущи современной эпохе. Несмотря на это учение о сфере разума остается еще недостаточно проработанным, ведутся дискуссии относительно отдельных его аспектов.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство природы и культуры. Сам В.И. Вернадский говорил о ней то как о деле будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Ученый отмечал, что биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние, и сейчас наблюдаем именно такой переход в новое состояние - ноосферу, преобразования научной мыслью социального человека. Таким образом, понятие "ноосфера" объединяет два аспекта: во-первых, ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека; во-вторых, ноосфера развитая, сознательно формируется усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Итак, на сегодня можем видеть реализованными почти все те признаки, по которым В.И. Вернадский отличал ноосферу от предыдущих состояний биосферы. Процесс образования ноосферы постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно определить год или десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершенным. Ноосферу стоит воспринимать как символ веры, как идеал разумного вмешательства в биосферные процессы в результате научных достижений.