Карьерные великаны. Самосвалы. Самые большие карьерные грузовики

На деле, спрос на карьерные самосвалы в мире весьма невелик. Этим машины, будучи раз отправленными в карьер, работают там десятилетиями, не требуя замены. В частности потому что ремонт значительно дешевле — карьерные самосвалы собираются обычно вручную очень небольшими партиями.

В прошлом существовали и другие производители, ныне ликвидированные, — в частности, Euclid (1924−1968), Unit Rig (1935−1960), Bucyrus (1880−2011). Некоторые компании не исчезли, а просто свернули производство карьерных грузовиков, например, румынский DAC, австрийский WABCO или немецкий Kress. Раньше малые карьерные самосвалы были в гамме Могилёвского автомобильного завода (МоАЗ), ныне — филиала БелАЗа.

БелАЗ (Жодино, Беларусь). Белорусский автомобильный завод был основан в 1948 году и до сих пор является одним из крупнейших в мире производителей карьерной техники, а также горного, металлургического и прочего оборудования. Сперва в Жодино собирали карьерные самосвалы МАЗ-525, но в 1961 году появилась и первая собственная модель, 27-тонный БелАЗ-540. В гамме целых 13 моделей. БелАЗ является мировым рекордсменом — модель БелАЗ-75710 (2013) грузоподъёмностью 450 тонн — это самый большой в мире грузовик. Собственно, он на снимке.


Liebherr (Биберах-ан-дер-Рис, Германия). Германо-швейцарская компания, основанная в 1949 году Гансом Либхерром. Производит широчайшую гамму продукции — всевозможные строительные и портовые краны, бытовую технику, станки, экскаваторы, оборудования для авиационной и железнодорожной сферы. В линейке карьерных самосвалов на сегодняшний день — 3 модели. На снимке — самый тяжёлый грузовик компании, Liebherr T 284 (2012) грузоподъёмностью 363 тонны.


Terex (Вестпорт, США). Одна из крупнейших в мире технологических компаний, производящая практически любое оборудование для дорожно-строительной, горнодобывающей, нефтедобывающей, транспортной, перерабатывающей промышленности и коммунального хозяйства. Основана в 1933 году Джорджем Армингтоном и с тех пор постоянно расширяется, поглощая младших конкурентов. Некогда именно Terex делал самые большие в мире карьерные самосвалы, но сегодня линейка небольшая, состоит всего из 4-х моделей, самая крупная из которых — 100-тонный Terex TR100 (1998), на снимке.


Caterpillar (Пеория, США). Ещё один американский гигант, производитель всевозможной спецтехники — тракторов, экскаваторов, дорожно-строительных машин, погрузчиков, лесозаготовительного оборудования и так далее. А также — удивительно — известной марки обуви, но это, скорее, побочный бизнес. Компания основана в 1925 году. Ныне в гамме карьерных грузовиков — 17 самосвалов, самый большой из которых — 363-тонный Caterpillar 797F (2009).


Komatsu (Токио, Япония). Крупный японский конгломерат, производящий карьерные самосвалы различных типов (в том числе троллейкары и автономные беспилотники), а также различную дорожно-строительную технику, автопогрузчики, трубоукладчики, горнодобывающее оборудование, прессы и иное индустриальное оборудование, военную технику и так далее. Основана компания в 1921 году. В гамме — 14 карьерных самосвалов, крупнейший из которых — 400-тонный Komatsu 980E-4 (2016), на снимке.


Hitachi (Токио, Япония). Мощная японская корпорация, имеющая десятки подразделений и производящая всё — от компьютеров и бытовой техники до дорожно-строительных машин и карьерных самосвалов, от кораблей и поездов до медицинских препаратов. В общем, действительно, всё. Основана в 1910 году, тяжёлую карьерную технику строит с 1951-го. В гамме — 5 карьерных самосвалов, самый большой — 326-тонный Hitachi EH5000AC-3 (2013).


Sanyi (Чанша, Китай). Китайская компания, производящая всевозможную дорожно-строительную, карьерную, нефтедобывающую технику, а также ветряные турбины и различные энергетические устройства. Одна из самых молодых на рынке карьерных самосвалов — основана в 1989 году. В гамме — 3 не очень больших карьерных самосвала. Самый крупный — 95-тонный Sanyi SRT95C.


XCMG (Сюйчжоу, Китай). Ещё одна свежеобразованная относительно прочих китайская компания, производящая практически любое тяжёлое оборудование (не будем в очередной раз перечислять «дорожно-строительное, горнодобывающее…»). Основана в 1989 году и на сегодняшний день занимает 5-е место по капиталам в своей отрасли. В гамме карьерных самосвалов — 5 моделей, крупнейшая из которых XCMG XDE400 грузоподъёмностью 400 тонн (на снимке). Самое смешное, что его можно заказать не только через официального дилера, но и на… интернет-рынке Alibaba.


Beml (Бангалор, Индия). Крупнейшая индийская компания по производству дорожного и так далее оборудования и грузовиков. Основана в 1964 году. В гамме карьерных самосвалов — 6 моделей, крупнейший из которых — 205-тонный Beml BH205E, на снимке. Является первым грузовиком такого типа, полностью разработанным и выпускаемым в Индии.


LiuGong (Гуанси, Китай). Китайский производитель кранов, экскаваторов и далее по списку, основанный в 1958 году (то есть не из «новых китайцев»). Пока что не очень развернулся на рынке карьерных самосвалов, всего одна 46-тонная модель LiuGong SGR50.

БелАЗ-75710

Самый большой карьерный самосвал для перевозки породы во всем мире БелАЗ – 75 710 выпускается на белорусском заводе. Грузоподъемность этой машины 450 тонн, а полная масса почти 810 тонн. Размеры внушают уважение и восхищение: более 8 метров в высоту, почти 10 метров шириной и почти 21 метр длиной. Оснащен гигант двумя дизельными двигателями с суммарной мощностью 4600 л.с. и имеет полный привод и максимальную скорость чуть более 60 км/час. Конечно, нельзя не упомянуть о недостатке, который выходит логично из размеров автомобиля, и это расход топлива самосвала.

Liebherr-T282B

В свое время самый большой самосвал получивший массу положительных откликов на выставке. И не мудрено ведь грузоподъемность 363 тонны. Собственная же масса 230 тонн. Соотношение полной и перевозимой массы впечатляет. Комплектуется двумя двигателями. Очень удобен для водителя.

XCMG DE400

Китайская разработка – самосвал XCMG DE400 поражает шириной, которая равна десяти метрам, был представлен на суд специалистов в 2012 году. Его длина составляет почти 16 метров, а высота 7.6 метров, и загрузить в него можно до 360 тонн породы. Максимальная скорость автомобиля 50 км/час и при таких размерах это тоже впечатляет. До появления БелАЗ – 75710 это был самым крупным.

Terex 33-19 Titan

Самосвал производимый в Канаде производства Terex 33 – 19 Titan так же выйдя впервые на рынок в середине семидесятых превосходил все аналоги, будучи первым в мире с грузоподъемностью почти 320 тонн. Был сделан только единственный экземпляр, и отработав до начала девяностых он был установлен как памятник около трассы поблизости со Спарвудом – канадским городом.

Liebherr T284

Самосвал Liebherr T 284 на сегодняшний день не имеет себе равных по высоте, которая составляет 8,3 метра, длина гиганта – 15, 7 метра, а вот ширина 8,9 метра. Масса с загружено й породой достигает 600 тонн. Компания также известна производством больших автокранов.

Bucyrus MT6300AC

Американский Самосвал Bucyrus M T 6300 AC начал производится в начале 2008 года и оснащен двигателем с номинальной мощностью в 3750 л.с. Свое имя носит с 2010 года а до этого назывался Terex Unit Rig MT 63 00 AC.

Caterpillar 7 9 7 F

Самосвал производства США Caterpillar 7 9 7 F общей массой более 620 тонн до сегодняшнего дня есть победитель в размерах среди всех американских производителей. На заднем плане виден большой карьерный экскаватор. А о победителях соревнований, проходящих у нас в России среди вдадельцев ATV и SSV, можно узнать, заглянув на соответствующий сайт. Видео: трофи рейдыдоступны к просмотру каждому желающему.

Komatsu 960E

Детище японских инженеров автомобиль Komatsu 960 E является на сегодняшний день является самым крупным самосвалом среди моделей компании Komatsu.
Автомобиль оснащается V образным двигателем с номинальной мощностью 3500 л.с. Длина автомобиля 15,6 метров, а высота более 7 метров, и не смотря на это Komatsu 960E удобен и легок в управлении, ведь он оснащен различными предназначенными для этого системам.

Бел АЗ 75 600

Бел АЗ 75 600 имеет возможность перевозить до 320 тонн. Его полная масса после загрузки максимального количества породы может составить 560 тонн. Длиною он почти пятнадцать метров, а его двигатель развивает мощность свыше трех с половиной тысяч лошадиных сил. При всех его громадных размерах и грузоподъемности он может развить скорость до 64 км/час.
Размеры всех этих автомобилей, их мощность и возможности перевозить сотни тонн грузов, накладывают на них невозможность экономии на топливе. Расход его как уже писалось просто огромен, но при впечатляющих размерах бака как раз хватает на рабочий день.

Им не место в городе. Им не место на трассе. Им вообще нет места на дорогах. Потому, что еще пока не создали таких дорог, по которым спокойно смогли бы перемещаться карьерные самосвалы. Тысячи лошадиных сил мощности, десятки тысяч ньютон-метров крутящего момента, сотни тонн собственной массы - постоянная среда обитания всего этого великолепия рудники и открытые разработки полезных ископаемых. И, несмотря на то, что сектор применения автомонстров очень специфичен и ограничен, а стоимость каждого самосвала составляет несколько миллионов долларов, конкуренция очень высока. Но в отличие от обычных автомобилей, где борьба идет за комфорт, динамические характеристики и дизайн, здесь самые-самые определяются по другим параметрам, самый главный из которых - грузоподъемность. Так, отдельные представители тяжелой техники за один раз способны перевезти в своем кузове более 350 тонн породы! И даже более того, они это делают каждый день, не прерываясь на выходные и праздники. А отдыхает автомобиль только в случае поломки, планового технического обслуживания или по дороге на новое место работы.

На место работы гиганты отправляются в разобранном виде - асфальтовых дорог, которые без последствий смогли бы выдержать их вес, пока еще не придумали. Жестоко? Да жестоко, но иначе нельзя. После покупки автомобиль должен сразу отрабатывать немалые затраты на его покупку, и каждая минута простоя обходится владельцу очень дорого. Вот и трудятся огромные исполины практически круглые сутки, ползая по тропам рудников и разработок. Если посмотреть на эту картину из окна вертолета или со смотровой площадки, то все кажется достаточно органичным: узкие тропы и обычные грузовики. Масштабы происходящего начинаешь осознавать, только если окажешься в непосредственной близости.

И тогда маленькие тропы превращаются в широченные плато, на которых спокойно разъезжаются исполины высотой с хороший двухэтажный дом, и шириной почти в десять метров, везущие в кузовах по небольшому Эвересту. И с высоты человеческого роста, которая, кстати, вполовину меньше высоты колеса карьерного самосвала, думать о том, что «вот та громадина чуть поменьше вот той» не приходится. И все-таки они различаются. Так, например, японский Komatsu 930E-3SE в импровизированной четверке самых больших автомонстров можно поставить на четвертое место.

4 место. Komatsu 930E-3SE.

Komatsu 930E-3SE - флагман японского производителя тяжелой техники, полная масса автомобиля - 504 тонны, а мощность двигателя - 3500 лошадиных сил. Автомобиль длиною чуть менее 15,5 метров, способен перевозить в своем «чреве» до 290 тонн груза. А его полная масса составляет ни много, ни мало 500 тонн! Для того, чтобы сдвинуть такую громадину с места под капотом (в переносном смысле этого слова) расположен 18-ти цилиндровый турбодизельный двигатель мощностью 3500 лошадиных сил, которые он развивает при 1900 оборотах в минуту. Кстати, этот силовой агрегат может похвастаться не только высокой мощностью и убийственным крутящим моментом, но и немалым весом - 10 тонн! И эта цифра не кажется совсем фантастической, особенно, после того как узнаешь, что в его системе смазки с мокрым картером «плещется» 340 литров моторного масла, а в системе охлаждения все 719 литров антифриза. В отличие от обычных автомобилей, где маховик двигателя соединен с ведущими колесами через коробку передач, в карьерных самосвалах самой популярной является другая схема тягового агрегата. Двигатель всю свою мощность отдает не механической трансмиссии, а генератору переменного тока, который в свою очередь питает тяговые электромоторы.

Размеры грузовика действительно огромны - в своем кузове он может перевезти загородный дом средних размеров. Кстати, электродвигатели, составляют часть задней оси, а значит, являются рабочими образцами пресловутых мотор-колес, которых мы никак не дождемся в легковом секторе. Крутящий момент от электродвигателей передается на гигантские колеса с посадочным диаметром покрышки 63 дюйма не напрямую, а через компактные редукторы (так объем масла, необходимый для работы каждого редуктора составляет всего 95(!) литров «трансмиссионки»). С таким силовым агрегатом, максимальная скорость Komatsu 930E-3SE составляет 64,5 километров в час, что для такой махины совсем не мало, и проблема тут состоит не в том, чтобы ее разогнать, а в том, как остановить. Над этой задачей трудится гибридная тормозная система, состоящая из трех подсистем: основной, вспомогательной и стояночной. Основная система - гидравлическая, многодисковая, с раздельными контурами передней и задней оси и масляным охлаждением тормозных дисков. Максимальное давление тормозной жидкости в контуре составляет 172 атмосферы и при этом во время торможения общая площадь поверхности трения составляет почти 10 квадратных метров! Но даже такая система не может в одиночку справляться с гигантом, поэтому ей в помощь трудится вспомогательная - электродинамическая система торможения. Во время торможения тяговые электромоторы переключаются в режим генераторов, и вся вырабатываемая ими электроэнергия превращается в тепло на нагрузочных резисторах. Мощность, рассеиваемая на резисторах, в пике может быть более 4000 киловатт! В то время как среднее значение этого параметра составляет 2900 киловатт. Стояночная тормозная система - с сухими тормозными дисками, способна удерживать полностью загруженный автомобиль на 15% уклоне. Привод цилиндров - механический пружинный, управление - гидравлическое.

3 место. БелАЗ 75600.

Почти что отечественный БелАЗ 75600 за час работы потребляет большее 500 литров дизельного топлива. Еще больше руды, чем Komatsu 930E-3SE, способен перевезти БелАЗ 75600 - грузовик, который с запасом входит в элитный класс 300-тонных карьерных самосвалов. Его максимальная грузоподъемность составляет 320 тонн , а полная масса загруженного автомобиля - 560 тонн. При этом его длина даже меньше чем у японского тяжеловеса - всего 14,9 метра. В качестве силового агрегата на БелАЗе используется 18-ти цилиндровый V-образный турбодизель Cummins QSK78-С объемом 77,6 литров. Номинальная мощность двигателя - 3546 лошадиных сил, крутящий момент - 13771 Нм. Схема силовой установки - комбинированная с генератором переменного тока и двумя тяговыми электродвигателями фирмы Siemens мощность по 1200 киловатт каждый. Максимальная скорость автомобиля - 64 км/час. Кстати, средний расход топлива в час у такой махины колеблется у отметки 500-550 литров солярки в час, так что стандартного 4375-литрового бака хватит как раз на рабочую смену.

На БелАЗ 75600 используется объединенная гидросистема, которая включает в себя опрокидывающий механизм платформы, тормозную систему и рулевое управление. Все это дело приводит в действие аксиально-поршневой двухсекционный насос переменной производительности. Общий объем гидравлической системы - 600 литров масла, давление в рабочем контуре - 165 атмосфер. Рулевое управление у БелАЗа с аварийным контуром - в случае отказа основной системы или остановки двигателя, в работу вступают пневмогидроаккумуляторы, запаса энергии которых хватит для того, чтобы совершить пару маневров. Подвеска - полностью зависимая, спереди установлено по 2 масляных амортизатора с газовым подпором, сзади по одному. Амортизаторы отличаются сверхмалыми рабочими ходами поршней: для передней оси 200 мм, для задней 170 мм. Кстати, в плане формирования списка дополнительных опций, карьерные самосвалы ничем не отличаются от легковых автомобилей, естественно с поправкой на специфику. Так для БелАЗ 75600 можно дополнительно заказать кондиционер, дополнительный отопитель, систему контроля давления в шинах и даже подогрев зеркал заднего вида! Кроме того, самосвал, можно оснастить и весьма специфическими опциями, чего стоит одна система предупреждения о приближении к высоковольтным линиям или система контроля загрузки автомобиля.

2 место. Caterpillar 797B.

Caterpillar 797B по конструкции - обычный грузовой автомобиль, разве что очень большой. На втором месте заслуженно обосновался представитель наиболее известного производителя тяжелой техники - Caterpillar 797B. Исполин с полной массой почти 624 тонны, способен взять на борт 345 тонн груза. При этом он обладает достаточно экзотичной для карьерных самосвалов конструкцией. Хотя, если посмотреть с обычной автомобильной точки зрения - Caterpillar 797B построен по традиционным, даже скорее классическим канонам: заднеприводный автомобиль с передними управляемыми колесами, турбодизельным двигателем и гидромеханической трансмиссией.

Силовой агрегат у Caterpillar 797B поражает воображение: 24 цилиндра, 117 литров рабочего объема, 3550 лошадиных сил и 16 000 Нм крутящего момента! В передней части самосвала расположен огромный 24-х цилиндровый двигатель рабочим объемом цилиндров 117 литров! Для того, чтобы создать такой мотор, инженерам фактически пришлось взять два двенадцатицилиндровых двигателя Cat 3512B и совместить их воедино. Несмотря на большой объем, мощность двигателя всего на 4 лошадиных силы больше, чем у БелАЗа. Такую «скупость» производитель обещает возместить повышенным ресурсом двигателя, и именно с этой целью были ограничены максимальные обороты. Зато крутящий момент здесь действительно рекордный: больше 16 000 Нм! От двигателя крутящий момент через короткий карданный вал передается в самую большую коробку переключения передач в мире! Гидромеханическая планетарная коробка имеет 7 ступеней и управляется компьютером.

Вообще Caterpillar 797B по праву считается одним из самых напичканных электроникой карьерных самосвалов. Центральный блок контролирует сотни параметров и в зависимости от внешних условий, корректирует работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы. Так во время старта груженого самосвала или подъема в гору, система кратковременно увеличивает крутящий момент на 22% от номинального значения и выбирает оптимальные моменты для переключения передач, а во время торможения не допускает блокировки колес и увода автомобиля с траектории.

Любовь американцев к «автоматам» и объемным моторам дала о себе знать и в тяжелой технике - Caterpillar 797B может похвастаться самой большой трансмиссией и самым большим двигателем. Над чем действительно пришлось потрудиться основательно, так это над тормозной системой. Если у конкурентов, основную часть работы на себя берут электродинамические тормоза, то здесь вся нагрузка приходится на гидравлику. Чтобы гарантированно останавливать полностью загруженный автомобиль суммарную рабочую площадь тормозных дисков пришлось увеличить до 33 квадратных метров - это более чем втрое больше, чем у того же Komatsu. Кроме этого тормоза имеют мощную масляную систему охлаждения и резервный контур с гидравлическим замком - как только давление в контуре падает - тормозные цилиндры под действием пружины останавливают автомобиль.

Две педали, руль, селектор «автомата» - рабочее место водителя вполне себе заурядно. Кстати, Caterpillar 797B может похвастаться несколькими рекордами: самый большой двигатель - 117 литров рабочего объема и 24 цилиндра; самая большая трансмиссия, самая большая максимальная скорость - почти 68 км/ч; самый вместительный топливный бак - 6800 литров. Но все-таки первое место ему занять мешает…

1 место. Liebherr-T282B.

Восьмое чудо света. Именно так прозвали Liebherr-T282B во время премьеры, на строительной выставке в Германии. 363 тонны . Больше груза, чем Liebherr-T282B пока не может взять на борт ни один грузовик в мире. При этом его снаряженная масса на 50 тонн меньше чем у Caterpillar 797B - 230 тонн против 280 у американца. Именно по способности перевезти как можно больше груза при наименьшей собственной массе оценивается совершенство конструкции, и по этому параметру Liebherr-T282B превосходит всех своих конкурентов. Автомобиль может комплектоваться двумя двигателями: либо 18-ти цилиндровым Cummins QSK 78 (как на БелАЗ 75600) массой 11300 килограмм, либо более легкой и мощной «двадцаткой» Detroit Diesel, объемом 90 литров, мощностью 3650 л/с. Схема силовой установки классическая для карьерных самосвалов - двигатель приводит в действие генератор переменного тока, а тяговой силой являются электромоторы Siemens.

20-ти цилиндровый двигатель с генератором переменного тока расположен над передними колесами, тяговые электродвигатели - вместо задней оси. Тормоза - гибридные. Основную работу на себя берет электродинамическая тормозная система, превращая тяговые электромоторы в генераторы, которые в свою очередь гасят выработанную энергию на специальных резисторах. В помощь им трудятся гидравлические дисковые тормоза: по одному тормозному диску на передних колесах и по паре на задних. В отличие от других самосвалов, где одна гидравлическая система обслуживает, рулевое управление, тормоза и систему опрокидывания кузова, здесь две первых системы снабжены собственным независимым контуром объемом 1060 литров с резервным гидравлическим аккумулятором.

На жидкокристаллическую приборную панель, помимо технических данных может выводиться изображение с видеокамер, расположенных по периметру кузова. Управлять такой махиной совсем непросто, и ошибка водителя может стоить действительно дорого, поэтому в автомобиле сделано все для того, чтобы облегчить водителю рабочую смену. В кабине хорошо защищенной от внешнего шума и пыли, педали и руль находятся на своих привычных местах, а перед глазами водителя - прогрессивная жидкокристаллическая панель приборов. От жары водителя спасает кондиционер с мощной системы фильтрации воздуха, от холода - не менее мощная печка, ну а от скуки - современная аудиосистема, и осознание того, что твоим рукам подчиняется самый большой автомобиль в мире.

Добычей полезных ископаемых в разных формах человечество занимается тысячелетиями. Казалось бы, в наши дни процесс и вовсе должен быть автоматизирован, чтобы рабочие операции производили роботы. Тем не менее в силу специфики технологии добычи минералов на удаленных месторождениях по-прежнему сохраняет актуальность тяжелый транспорт, впечатляющий своими размерами и функциональными возможностями. Поэтому карьерные машины - это не просто утилитарный инструмент узкой специализации, но и в некотором роде произведение инженерного искусства. Крупнейшие машиностроительные гиганты работают над развитием характеристик данной техники, в результате чего с разной периодичностью в свет выходят настоящие рекордсмены по габаритам и массе.

Основные производители карьерной техники

Работу в сегменте крупногабаритных грузовиков с возможностями самосвала может себе позволить далеко не всякий изготовитель транспорта как такового. Для этого требуются не просто высокие производственные мощности, но и научно-исследовательский инженерный потенциал, на формирование которого могут уйти десятилетия. В лидерских позициях по регулярно оказываются белорусские машины - карьерные «БелАЗы», которые также отличаются высокой грузоподъемностью, массой и наличием технологичных органов управления.

Прямую конкуренцию им составляют немецкие внедорожники-самосвалы Liebherr и американская продукция Caterpillar. Активно укрепляет свои позиции и концерн Terex, в семействе которого за последние годы появилась целая россыпь грузовиков высокой производительности. Время от времени удачные по сочетанию мощности и эксплуатационных характеристик модели самосвалов выпускают компании Euclid, Volvo и японская Komatsu.

«БелАЗ-75710»

Модель выпущена в 2013 г. и позиционируется как самосвал наивысшей категории грузоподъемности. Без преувеличения, это самая большая карьерная машина в мире. Фото, представленное выше, демонстрирует ее внушительные размеры. По заявлению производителя и официальной документации эта версия способна поднимать 450 т. Однако в 2014 г. на испытательном полигоне был поставлен абсолютный рекорд - 503,5 т. С учетом того, что сама машина весит 360 т, нагрузка на силовую установку и конструкцию составила 863 т.

Очевидно, что справляться с таким весом может далеко не всякий двигатель, даже по меркам сегмента самосвалов. Разработчики использовали дизель-электрический силовой комплекс, в котором задействуется несколько функциональных блоков. К примеру, мощностный потенциал двух дизельных установок составляет 2330 л. с. Что касается габаритов, то карьерная машина «БелАЗ» этой версии имеет длину в 20 м, высоту более 8 м и ширину около 10 м. Машина снабжается амортизаторами диаметром 170 мм, колесами типоразмера 63/50 и шинами формата 59/80R63. Вместительность топливного бака составляет 2800 л, причем грузовик имеет две емкости.

Liebherr T282B

Довольно старая модель, выпущенная еще в 2004 г., но и по нынешним меркам на фоне характеристик другой карьерной техники выглядит достойно. Грузоподъемность немецкого самосвала составляет 363 т. По сравнению с предложением «БелАЗа», показатель невысокий, но этот разрыв применим и к другим представителям сегмента. При собственной массе в 252 т машина способна обслуживать максимальный эксплуатационный вес на 600 т.

Габаритные параметры у самосвала следующие: длина 15,3 м, высота около 8 м и ширина - 9,5 м. То есть и по размерам, и по грузоподъемности белорусский конкурент имеет существенное преимущество. Тем не менее карьерные машины фирмы Liebherr выгодно отличаются наличием современных технологий. Так, если традиционная механика управления рабочими органами грузовика предполагает использование приборной панели в комбинации с рычагами, то оператор T282B взаимодействует с техникой посредством эргономичного и функционального дисплея.

Caterpillar 797

Тоже далеко не новая разработка уже от американских конструкторов, и это в очередной раз подтверждает, что крупная карьерная техника с повышенными технико-физическими параметрами появляется нечасто. Впрочем, пример этого грузовика показывает динамику развития модели по мере совершенствования модификаций. Базовая версия 797, выпущенная в 2002 г., сменилась машиной 797B, мощностный потенциал которого составлял 345 т, что на 18 т больше, чем у первой генерации.

В 2009 г. Caterpillar выпустила в свет еще более производительную машину - карьерный самосвал 797F, который может поднимать 363 т, как и немецкий конкурент T282B. На фоне расширения подъемных возможностей увеличивался и мощностный потенциал. К примеру, 24-цилиндровый дизельный агрегат обеспечивает 3370 л. с. Важным отличием версии 797F от предыдущих моделей является скоростной предел, составляющий 68 км/ч. Отрыв от других машин этой групп невелик, но даже 3-4 км/ч могут иметь значение в этой области применения транспортной техники.

Terex 33-19

Продукт канадских специалистов, который, пожалуй, имеет самую богатую биографию из всех представленных в обзоре грузовиков. Модель сошла с конвейера в 1974 г. и не удивительно, что в своем время она долгое время была самой крупной и грузоподъемной машиной. При массе в 235 т конструкция и силовые агрегаты Terex 33-19 обеспечивали подъем 350 т, что и сегодня является высоким показателем.

Также и по размерам канадский самосвал не отстает от современного рекордсмена из Беларуси. Длина карьерной машины также составляет 20 м, а высота - 7 метров. Причем с поднятым разгрузочным отсеком высота будет достигать 17 м. Но, конечно, технологическая отсталость тех времен тоже не могла не оставить свой отпечаток. Дизельная установка с группой электромоторов рабочим объемом порядка 170 л смогла обеспечить максимальную скорость не более 50 км/ч, что в наши дни является очень слабым показателем.

Komatsu 930 E-3 SE

Не отстают от моды на большие грузоподъемные машины и японские машиностроители. Фирма Komatsu славится малогабаритными погрузчиками - штабеллерами, вилочной техникой и различными автотележками. Но пример полноценной карьерной машины, фото которой продемонстрировано выше, подтверждает и успехи производителя в разработке крупных грузовиков. Модель справляется с массой порядка 290 т, а полная эксплуатационная нагрузка может составлять 500 тонн. Мощностный потенциал машины - 3014 л. с. при объеме двигателя в 4542 л.

К преимуществам 930 E-3 SE относят высокую степень надежности, качество сборки и долговечность элементно-конструкционной базы. Однако заточенность японских специалистов на малоформатные грузоподъемники все же дала о себе знать. Слабым местом грузовика стала именно массивность корпуса, который плохо управляется и не позволяет совершать сложные маневры.

XCMG DE400

Тоже интересная разработка, отличающаяся высокими технико-эксплуатационными показателями и приличной грузоподъемностью. К слову, последний параметр составляет 350 т. Можно сказать, это стандартный и ничем не примечательный показатель, но по сравнению со многими вышеназванными представителями сегмента достигается он меньшим мощностным ресурсом - 2596 л. с. при совокупном объеме цилиндров двигателя 3633 л.

Что касается конструкции, то можно говорить о противоположных качествах относительно рассмотренной выше японской машины. Карьерная техника XCMG располагает примерно теми же размерами, однако не ограничивает возможности перемещения. Проходимость этой версии самосвала является ее главным преимуществом, позволяющим работать на угольных, твердокаменных и песчаных месторождениях. Надежности при передвижении способствует современная балансировка элементов несущей базы, а также система компьютерного контроля траектории с возможностью блокировки колес.

Euclid EH5000

Еще одна машина родом из Японии. Бренд Euclid мало известен широкой аудитории, однако его курирует один из крупнейших мировых изготовителей техники и оборудования Hitachi. В серии EH производителя представлено 12 моделей, самая мощная из которых, EH5000, способна поднимать около 320 т. Геометрический объем техники составляет 197 м 3 , а силовой потенциал - 2013 кВт. К особенностям этого грузовика стоит отнести и повышенную прочность конструкции.

Стены корпуса больших карьерных машин семейства EH выполняются на основе износостойкой стали Hardox 400. Толщина элементов кузова варьируется от 8 (козырек) до 26 мм (днище). Имеет свои особенности и фирменная подвеска Euclid с амортизаторами Neocon. Эта комбинация функционирует по принципу сжатия рабочей жидкостной среды, что повышает и надежность, и производительность техники - достаточно сказать, что эксплуатация ходовой части благодаря этому решению увеличивается на 20-25 %.

«БелАЗ 75600»

Стоит вновь отметить преимущества белорусского автопрома, но уже на примере младшей версии самосвала. Эта модификация легко обслуживает 320 т при максимальной загрузке на 560 т. Длина машины составляет 15 м, что на 5 м меньше по сравнению с аналогичным показателем рекордсмена в классе. Что касается силовой установки, то ее формирует V-образный 18-цилиндровый турбодизель на 78 л. Мощностная отдача составляет 3546 л. с.

Иными словами, это стандартный самосвал из линейки 300-тонных. Это не самая большая, но зато в своем сегменте одна из наиболее производительных карьерных машин в мире. Фото ниже изображает оригинальную схему двигателей, которые в том числе собраны из электроустановок Siemens мощность по 1,2 кВт. Благодаря этой установке техника способна, с одной стороны, выдавать крутящий момент на уровне 13771 Нм, а с другой - обеспечивать скорость до 64 км/час.

Самосвалы «Вольво»

Шведский производитель не претендует на лидерские позиции в данном списке, но его продукция заслуживает внимания благодаря множеству оригинальных технологических решений, используемых именно в грузовой технике. Речь идет о сериях с индексами G и H. Первая была сформирована в 2014 г., а вторую компания обещает уже в ближайшем будущем.

Что касается G-семейства, то в нем представлены самосвалы с двигателями Tier 4 Final, обеспечивающими максимальную грузоподъемность на уровне 35-40 т. В серии H ожидается самая производительная карьерная машина «Вольво» модификации A60H. Ее грузоподъемность должна составить не менее 60 т. Как видно, эти показатели серьезно уступают возможностям рассмотренных гигантов, но низкие технико-эксплуатационные характеристики компенсируются маневренностью, фирменными системами телематики и передовым функциональным обеспечением.

Заключение

Общий сегмент карьерной техники вовсе не является самым продвинутым в плане высоких технических параметров. Существуют также всевозможные тягачи, промышленные транспортеры и обычные крупноформатные грузовики, работающие на асфальтовых дорогах. Но именно самосвалы демонстрируют наибольшую грузоподъемность и габаритные показатели. По крайней мере, в этой категории рекордсмены появляются чаще. На сегодняшний день самая большая карьерная машина представлена предприятием «БелАЗ». Это массивный 20 м, способный практически поднимать 500 т. Примечательно, что даже близко с этой рабочей характеристикой не стоит ни один конкурент. Основная группа самосвалов высокой производительности ориентируется на обслуживание массы 300-400 т. При этом, как отмечают эксперты, потолок на 500 т в скором будущем станет неактуальным, так как его потеснят еще более с грузоподъемностью 600 т и более.

Рудник Super Pit в золотоносном районе Австралии Калгурли представляет собой громадный кратер длиной 3,5 км и шириной 1,5 км с уходящей на 360 метров вглубь воронкой. В нее по бесконечному серпантину дороги один за другим медленно спускаются огромные карьерные самосвалы, а затем в клубах пыли поднимаются на поверхность земли с грузом золотой руды

Добыча на Super Pit ведется карьерным методом, погрузчиками и грузовиками. За историю существования одного из самых больших в мире рудников отсюда было поднято наверх около 295 млн. кубометров породы. Несмотря на свои огромные размеры, Super Pit продолжает расти: по плану глубина рудника вскоре должна превысить 500 м, длина достичь 3,9 км, а ширина - 1,6 км.

Это недалекая перспектива. Ведь жизнь здесь не замирает ни на минуту. Днем работают под палящим солнцем, ночью - в свете прожекторов. В темное время суток рудник похож на съемочную площадку фантастического боевика об очередном захвате Земли пришельцами. Большинство гигантских машин принадлежит золотодобывающей компании Kalgoorlie Consolidated Gold Mines (KCGM). И если на многих рудниках мира водители грузовиков работают в три смены, то здесь, в Калгурли, они проводят за рулем по 12 часов.

Между тем за напряженной жизнью рудника со специальной смотровой площадки наблюдают сотни туристов, которые съезжаются сюда со всего света. Картина и в самом деле захватывающая: перемещающиеся по огромному карьеру гигантские грузовики с диаметром колес в два человеческих роста и кабиной водителя, расположенной на высоте четырехэтажного дома, отсюда, с площадки, кажутся маленькими игрушечными машинками.

Механический карьерный гигант

Эта иллюзия быстро развеется, если вам удастся подойти поближе к , полная масса которого составляет 623 690 кг. Этот гигант за один раз способен перевезти до 345 тонн груза. Если брать в расчет полную массу, то это самый тяжелый автомобиль в мире. Но CAT 797B примечателен не только массой и размерами. Он единственный из гигантских самосвалов использует традиционную трансмиссию с коробкой передач и подводом крутящего момента к колесам через главную передачу. У остальных гигантов - Liebherr, Terex, БелАЗ - для привода колес служит дизель-электрическая трансмиссия.

Источник фото: pinterest.com

Конструктивно 797-й - самый обычный автомобиль, разве что слегка гипертрофированный. Дизельный мотор объемом 117,1 литра (опечатки здесь нет) направляет убийственный крутящий момент к семиступенчатой гидромеханической планетарной коробке передач - самой большой в автомобильном мире! А оттуда ньютон-метры отправляются к другому грандиозному инженерному сооружению - главной передаче, где они возрастают в 21 раз, принимая по-настоящему астрономические значения. Конечное звено в этой цепочке - массивные сдвоенные задние колеса. Самые большие шины в мире, установленные на 63-дюймовых дисках, были разработаны компанией Michelin специально для этой модели.

Поворачивает мастодонт, вращая передние колеса, как обычный автомобиль. Только не силой мышц, слегка усиленной гидроприводом, а гидравлическими моторами, приводящимися от основного ДВС. На случай, если дизель заглохнет, предусмотрены аварийные гидроаккумуляторы. С их помощью можно совершить до трех поворотов на 90 градусов при неработающем двигателе. Замедление осуществляется торможением двигателем, а также многодисковыми тормозными механизмами с принудительным масляным охлаждением.


Источник фото: pinterest.com

Восьмое чудо света

За пальму первенства с CAT 797B может поспорить лишь Liebherr T282B, самый большой в мире грузовик с электрической трансмиссией. Этот гигант может перевезти в своем ковше 363 тонны груза - на 18 тонн больше, чем Caterpillar.

Когда самосвал длиной 14,5 м и шириной 8,8 м впервые показали широкой публике на Мюнхенской строительной выставке 2004 года, его сразу окрестили "восьмым чудом света". Главным образом не за внушительные размеры и грозный вид, а за то, что он способен перевозить груз в полтора раза больше собственного веса. По этому показателю, характеризующему уровень инженерного совершенства конструкции, Liebherr T 282 B обставляет все другие гигантские экземпляры.


Источник фото: pinterest.com

20-цилиндровый 3650-сильный дизель грузовика объемом 90 литров раскручивает генератор переменного тока, который "питает" электромоторы задних сдвоенных колес. За счет особенностей электрической трансмиссии машина быстрее ускоряется, хотя и обладает чуть меньшей максимальной скоростью, чем CAT 797B.

При торможении мотор-колеса работают здесь как генераторы, экономя ресурс рабочих тормозных механизмов. В качестве стояночного тормоза используют дисковые тормозные механизмы всех колес. Рулевое управление гидравлическое, примерно такое же, как у Caterpillar.

Рудник - родной дом самых больших карьерных грузовиков

Если в чем-то карьерные гиганты и уступают обычному автомобилю, так это в скорости. Однако лихачество им ни к чему. По территории карьера, где и проходит, собственно, вся их жизнь, они передвигаются с разрешенной скоростью 40 км/ч. При этом 797B имеет максимальную скорость около 68 км/ч, скорость Liebherr T 282 B примерно на 3 км/ч меньше. Успевая обернуться за 35-40 минут и вновь встать под ковш не менее гигантского карьерного гидравлического экскаватора (например, Komatsu PC8000 или PC8000-6), две трети этого времени тяжело нагруженный самосвал тратит на то, чтобы выбраться из карьера на поверхность.

Всю свою трудовую жизнь эти гиганты проводят на рудниках. Ни при каких условиях такой грузовик не может добраться туда сам по обычной дороге, ведь от нее просто ничего не останется. Их доставляют на рудники по частям, в контейнерах, и собирают уже на месте.


Источник фото: tractors.wikia.com

Разумеется, любой автомобиль - будь то крошечный Peel P50, самый маленький автомобиль в мире выпуска 1962 года, или гигантский Liebherr T 282 B - требует постоянного обслуживания. Его надо заправлять, проводить техобслуживание, ремонтировать. Каждый экземпляр, работающий в карьерах, обслуживают десятки грузовиков, поездов или вертолетов (как, например, на некоторых рудниках Южной Америки, где нет железнодорожного сообщения или соответствующих дорожных трасс). Это и доставка горючего, которое заливается в гигантские цистерны, расположенные стационарно на руднике, и техническое обслуживание, и огромные мастерские - все это вместе составляет чрезвычайно развитую, дорогостоящую инфраструктуру.

Каждый из гигантских механизмов и сам стоит целое состояние. Средняя цена CAT 797, например, чуть меньше четырех миллионов американских долларов. Соответственно стоит и его обслуживание, а также запчасти к нему. Цена шины 59/80R63 XDR - около $200 000, ну а если, например, сгорает мотор, то на его замену потребуется около $1 миллиона.


Источник фото: pinterest.com

Единственный способ, которым эти массивные машины могут окупить свою стоимость, - это бесперебойная и безаварийная работа 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Как только самосвал попадает на рудник, с первой же минуты все направлено только на одно - скорее окупить миллионные затраты. Каждый раз, когда кузов гиганта наполняется рудой, он отрабатывает свою стоимость.

Сразу же замечу: при стоимости самого самосвала в несколько миллионов долларов, расходах на доставку оборудования к месту работы, на развитие и поддержку инфраструктуры эти гиганты обычно окупают себя быстрее другой техники - менее чем за 12 месяцев! И немалую роль в этом играют именно их размеры. Ведь чем меньше поездок совершает грузовик, чем больше руды способен погрузить, тем быстрее он себя окупит. Перевозя по 300-360 тонн породы за один раз, гигант прекрасно справляется со своей задачей.

Чудище... Огромно... И будет еще больше

Казалось бы, на этом можно поставить точку, ведь все мыслимые и немыслимо огромные механизмы уже изобретены, существуют, работают. Есть ли смысл продолжать работать в этом направлении? Где тот потолок, после достижения которого теряется смысл в разработке новых сверхгигантов и надо искать принципиально новые решения? Насколько громадным может быть чудище и не пора ли остановиться?

Однако авторитетные эксперты утверждают: "Потолок еще не достигнут и в ближайшее время достигнут не будет. Дело в том, что при сегодняшних темпах развития механизации, новых перспективных технологиях, дальнейшем совершенствовании моторов, при постоянном развитии и повышении уровня современной электроники создание новых сверхгигантов вполне реально, а главное - экономически оправдано ".


Источник фото: belaz.by

Приведем контретный пример. Известно, что в ближайшее время намечается очередной рост объема ковшей экскаваторов, а поскольку для эффективной работы грузоподъемность машины должна быть кратна грузоподъемности экскаваторов, появление соответствующего экземпляра вряд ли заставит себя ждать. В этом направлении сегодня работают все мировые лидеры-производители тяжелой горнодобывающей техники. Нет сомнений, что в скором времени они представят миру новое поколение гигантов, которые будут еще тяжелее, крупнее и мощнее своих предшественников из прошлых поколений.

Тина Васильева