Какой датчик температуры стоит на калине. Как заменить датчик температуры двигателя на Калине? Принцип работы дтож

Датчик температуры охлаждающей воды для Лады Калины

Еще с конца 90-х российский завод АвтоВАЗ занимается созданием модели Лада Калина. Сейчас она, пройдя через бессчетные этапы модернизации, вышла на новый виток собственного развития. Аккуратная и эстетичная, удобная и полностью оживленная, эта машина сразила сердца большой покупательской аудитории.

На данный момент Калина является одной из самых нужных и фаворитных на русском рынке. Но, естественно, не считая плюсов у модели наблюдается и ряд суровых недоработок. К ним относятся не самая наилучшая подвеска, плохо справляющаяся с непростыми дорогами, уязвимая тормозная система, движок, мощность которого пока оставляет вожделеть наилучшего, и почти все другое.

Не наименьшие прирекания вызывает таковой на вид обычной и незначительный устройство, как датчик температуры охлаждающей воды. Здесь указанное устройство наиболее часто выходит из строя, приводя к другим, более весомым проблемам технического характера. Что собой представляет датчик температуры охлаждающей воды Калина, каковы его особенности?

Роль датчика охлаждающей жидкости

Хоть какой движок нуждается в охлаждающей системе, потому что в процессе насыщенной работы он подвергается сильному перегреву, а температура снутри корпуса тотчас добивается 250 °С. За систему остывания отвечает маленькое, но очень принципиальное электрическое устройство - датчик температуры охлаждающей воды, либо ДТОЖ. Устройство подает сигнал на электрическую панель управления о состоянии охлаждающей системы на определенный момент.

По данным, высвечивающимся на блоке управления, шофер может судить об эффективности работы систем и принимать конструктивные меры. Датчик представляет собой резистор, который работает за счет увеличения либо снижения сопротивлений, взаимосвязанных с температурными колебаниями. При повышении температуры сопротивление понижается, при охлаждении, напротив, становится выше.

Устройство должен находиться в охлаждающей воды. Если ее уровень существенно падает, то датчик начинает выдавать некорректные данные, отчего все системы по цепной реакции начинают давать сбой. Вот почему так принципиально смотреть за уровнем воды, чтоб предупредить технические препядствия.

Регулятор температуры воздуха, обычно, размещается на блоке термостата, в редчайших случаях его можно увидеть на головке блока цилиндров мотора. В автомобилях нового эталона встречается даже два измерительных устройства для надежности. 1-ый делает задачку ответственного контроллера электрической системы, а 2-ой отвечает за эффективную работу вентилятора.

Принцип работы ДТОЖ

Снутри мотора повсевременно происходит сложные процессы колебания температур и напряжения. Когда температура становится ниже допустимой, для нормализации требуется обогащенная смесь. Если же шкала подымается выше определенной метки, то, напротив, обогащенная смесь может привести к чертовским последствиям для мотора. При обычном функционировании ДТОЖ все эти данные приходят на приборную доску в безупречном формате, становясь хорошими подсказками пожеланий автомобиля, адресованных водителю.

Но в случае обрыва, даже самого микроскопичного, в проводках датчика эти измерения выполняются уже в нарушенном формате. В итоге, когда это не надо, система подает обогащенную смесь, отчего в моторе происходит перерасход горючего. Сколько датчиков на приоре? (Решено) - 3 ответа. Агрегат начинает работать в завышенном режиме на износ, итогом таковой работы является высочайший процент вредных выхлопов в атмосферу.

Указатель температуры на панели приборов уходит в красную зону. калина

указатель температуры данная процедура происходит после диагностики температуры .

Определение неисправности датчика Температуры без Диагностики

Видео про подмену датчика температуры охлаждающей воды на автомобиле ВАЗ 2115 (2113, 2114).

Бывает и другая ситуация, когда в датчике происходит куцее замыкание, тогда таковой импульс воспринимается электрическим блоком управления как очевидный перегрев внутри силового агрегата. Настроенная таким образом, чтобы препятствовать перегреву, система управления поставляет обедненную смесь. Так как на самом деле никакого перегрева нет, обедненная смесь приводит к неэффективной работе двигателя, отчего он теряет свою мощность и устойчивость. Итог - поломки, требующие ремонта.

Выявление неисправности датчика и его замена

Конструкция системы охлаждения Лады Калина
1 - расширительный бачок; 2 - отводящий шланг радиатора; 3 - наливной шланг; 4 - радиатор; 5 - паро-отводящий шланг; б - подводящий шланг радиатора; 7 - электровентилятор; 8 - кожух электровентилятора; 9 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 - дроссельный узел; 12 - кронштейн трубы насоса охлаждающей жидкости; 13 - насос охлаждающей жидкости; 14 - труба насоса охлаждающей жидкости; 15 - подводящий шланг радиатора отопителя; 16 - отводящий шланг радиатора отопителя; 17 - выпускной патрубок; 18 - шланг трубы насоса охлаждающей жидкости; 19 - корпус термостата

Чтобы определить, что датчик температуры испарителя находится в неисправном состоянии, следует для начала провести визуальный осмотр, тщательный и последовательный. Особое внимание нужно уделять проводам и их соединениям, так как именно здесь наиболее часто происходят микроскопические обрывы. Кроме того, отложения ржавчины, даже в мизерных дозах, могут привести к поломке.

Трещины в корпусе вызывают утечку охлаждающей жидкости, что тоже плохо. Итак, если на блок управления Калины поступает сомнительная информация об уровне охлаждающей жидкости , если мотор начинает давать ничем не обоснованные сбои, а после и вовсе глохнет, если мотор во время движения неожиданно начинает терять мощность и управляемость, в 80 процентах случаев это может говорить о неисправности датчика.

Поэтому, чтобы определить локализацию поломки, стоит сначала проверить этот прибор. Кроме этих симптомов о том, что датчик температуры охлаждающей жидкости нуждается в ремонте, сигнализируют следующие признаки:

  • на холостых оборотах двигатель нестабилен, запуск затруднен, происходит остановка;
  • внезапно увеличивается топливный расход;
  • контрольная лампа предупреждает о перегреве.

Понять, рабочий ли датчик температуры салона, можно путем проверки сопротивления и напряжения. Для диагностики необходимо снять датчик, затем опустить его в емкость с водой, температуру которой попеременно менять. В теплой воде напряжение должно варьироваться от 3 до 1 Вт в течение 4-5 минут. Сколько датчиков на приоре? Датчик температуры в приоре и калине. Помимо мониторинга датчика следует внимательно проверить и другие системы.

Радиатор и уровень наполненности охлаждающей жидкостью. Здесь очень важно знать, что крышку радиатора можно снимать только тогда, когда мотор остыл, иначе несложно получить серьезный ожог. Следует проверять и герметичность крышки. Если крышка негерметична, то в систему попадает воздух, что приводит к перегреву мотора и, как следствие, искаженным данным датчика.

Важно проверять химический состав охлаждающей жидкости. Производитель в равных пропорциях совмещает воду и антифриз, но если чего-то (как правило, воды) становится больше, то от жидкости будет не столько пользы, сколько вреда. Не следует заливать устаревшую жидкость, которой более 3 лет, она теряет свои технические свойства и становится бесполезной.

И последнее - необходимо следить за работоспособностью вентилятора, от которого тоже зависит многое. Чтобы демонтировать устройство ДТОЖ Калины, нужно сначала отсоединить от аккумулятора отрицательный провод. Далее необходимо слить всю охлаждающую жидкость. Третьим этапом становится отсоединение проводка от датчика. Теперь вооружаемся ключом на 21 и выкручиваем прибор.

Устанавливается новый в обратном порядке. Не забудьте в конце работы наполнить радиатор антифризом. Датчик температуры меняется только в крайнем случае, когда точно известно, что он неисправен. О проверке устройства говорилось в предыдущем пункте. Но иногда датчик меняется и при функциональном состоянии. Когда это делается? При необходимости полной переборки мотора Калины или его замены.

Подобные перемены в первую очередь отражаются на работе датчика, поэтому во избежание возможных сложностей и неприятностей лучше заменить устройство на новое. В случае аварийного перегрева силового агрегата и с датчиком происходят неполадки. Поэтому, занимаясь ремонтом двигателя Лады Калина, не забудьте уделить внимание и датчику.

Еще с конца девяностых отечественный завод АвтоВАЗ занимается производством модели Лада Калина. Сегодня она, пройдя через многочисленные этапы модернизации, вышла на новый виток своего развития. Аккуратная и эстетичная, практичная и вполне динамичная, эта машина покорила сердца огромной покупательской аудитории.

Сейчас Калина является одной из самых востребованных и популярных на российском рынке. Но, конечно, кроме плюсов у модели наблюдается и ряд серьезных недоработок. К ним относятся не самая лучшая подвеска, плохо справляющаяся с непростыми дорогами, уязвимая тормозная система, двигатель, мощность которого пока оставляет желать лучшего, и многое другое.

Не меньшие нарекания вызывает такой с виду простой и малозначительный прибор, как датчик температуры охлаждающей жидкости. Здесь указанное устройство наиболее часто выходит из строя, приводя к другим, более весомым проблемам технического характера. Что собой представляет датчик температуры охлаждающей жидкости Калина, каковы его особенности?

Роль датчика охлаждающей жидкости

Любой двигатель нуждается в системе охлаждения, так как в процессе интенсивной работы он подвергается сильному перегреву, а температура внутри корпуса подчас достигает 250 °С. За систему охлаждения отвечает небольшое, но очень важное электронное устройство — датчик температуры охлаждающей жидкости, или ДТОЖ. Прибор подает сигнал на электронную панель управления о состоянии охлаждающей системы на определенный момент.

По данным, высвечивающимся на блоке управления, водитель может судить об эффективности работы систем и принимать меры. Датчик представляет собой резистор, который работает за счет повышения или понижения сопротивлений, взаимосвязанных с температурными колебаниями. При повышении температуры сопротивление снижается, при охлаждении, наоборот, становится выше.

Прибор должен находиться в охлаждающей жидкости. Если ее уровень значительно падает, то датчик начинает выдавать неправильные данные, отчего все системы по цепной реакции начинают давать сбой. Вот почему так важно следить за уровнем жидкости, чтобы предотвратить технические проблемы.

Регулятор температуры воздуха, как правило, располагается на блоке термостата, в редких случаях его можно заметить на головке блока цилиндров мотора. В автомобилях нового образца встречается даже два измерительных устройства для надежности. Первый выполняет задачу ответственного контроллера электронной системы, а второй отвечает за эффективную работу вентилятора.

Принцип работы ДТОЖ

Внутри двигателя постоянно происходит сложные процессы колебания температур и напряжения. Когда температура становится ниже допустимой, для нормализации требуется обогащенная смесь. Если же шкала поднимается выше определенной метки, то, напротив, обогащенная смесь может привести к катастрофическим последствиям для двигателя. При нормальном функционировании ДТОЖ все эти данные приходят на приборную доску в идеальном формате, становясь отличными подсказками пожеланий автомобиля, адресованных водителю.

Но в случае обрыва, даже самого микроскопического, в проводках датчика эти измерения производятся уже в нарушенном формате. В результате, когда это не нужно, система подает обогащенную смесь, отчего в моторе происходит перерасход топлива. Силовой агрегат начинает работать в повышенном режиме на износ, итогом такой работы является высокий процент вредных выхлопов в атмосферу.

Бывает и другая ситуация, когда в датчике происходит короткое замыкание, тогда такой импульс воспринимается электронным блоком управления как явный перегрев внутри силового агрегата. Настроенная таким образом, чтобы препятствовать перегреву, система управления поставляет обедненную смесь. Так как на самом деле никакого перегрева нет, обедненная смесь приводит к неэффективной работе двигателя, отчего он теряет свою мощность и устойчивость. Итог — поломки, требующие ремонта.

Выявление неисправности датчика и его замена

Конструкция системы охлаждения Лады Калина
1 - расширительный бачок; 2 - отводящий шланг радиатора; 3 - наливной шланг; 4 - радиатор; 5 - паро-отводящий шланг; б - подводящий шланг радиатора; 7 - электровентилятор; 8 - кожух электровентилятора; 9 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 - дроссельный узел; 12 - кронштейн трубы насоса охлаждающей жидкости; 13 - насос охлаждающей жидкости; 14 - труба насоса охлаждающей жидкости; 15 - подводящий шланг радиатора отопителя; 16 - отводящий шланг радиатора отопителя; 17 - выпускной патрубок; 18 - шланг трубы насоса охлаждающей жидкости; 19 - корпус термостата

Чтобы определить, что датчик температуры испарителя находится в неисправном состоянии, следует для начала провести визуальный осмотр, тщательный и последовательный. Особое внимание нужно уделять проводам и их соединениям, так как именно здесь наиболее часто происходят микроскопические обрывы. Кроме того, отложения ржавчины, даже в мизерных дозах, могут привести к поломке.

Трещины в корпусе вызывают утечку охлаждающей жидкости, что тоже плохо. Итак, если на блок управления Калины поступает сомнительная информация об уровне охлаждающей жидкости, если мотор начинает давать ничем не обоснованные сбои, а после и вовсе глохнет, если мотор во время движения неожиданно начинает терять мощность и управляемость, в 80 процентах случаев это может говорить о неисправности датчика.

Поэтому, чтобы определить локализацию поломки, стоит сначала проверить этот прибор. Кроме этих симптомов о том, что датчик температуры охлаждающей жидкости нуждается в ремонте, сигнализируют следующие признаки:

  • на холостых оборотах двигатель нестабилен, запуск затруднен, происходит остановка;
  • внезапно увеличивается топливный расход;
  • контрольная лампа предупреждает о перегреве.

Понять, рабочий ли датчик температуры салона, можно путем проверки сопротивления и напряжения. Для диагностики необходимо снять датчик, затем опустить его в емкость с водой, температуру которой попеременно менять. В теплой воде напряжение должно варьироваться от 3 до 1 Вт в течение 4-5 минут. Помимо мониторинга датчика следует внимательно проверить и другие системы.

Радиатор и уровень наполненности охлаждающей жидкостью. Здесь очень важно знать, что крышку радиатора можно снимать только тогда, когда мотор остыл, иначе несложно получить серьезный ожог. Следует проверять и герметичность крышки. Если крышка негерметична, то в систему попадает воздух, что приводит к перегреву мотора и, как следствие, искаженным данным датчика.

Важно проверять химический состав охлаждающей жидкости. Производитель в равных пропорциях совмещает воду и антифриз, но если чего-то (как правило, воды) становится больше, то от жидкости будет не столько пользы, сколько вреда. Не следует заливать устаревшую жидкость, которой более 3 лет, она теряет свои технические свойства и становится бесполезной.

И последнее — необходимо следить за работоспособностью вентилятора, от которого тоже зависит многое. Чтобы демонтировать устройство ДТОЖ Калины, нужно сначала отсоединить от аккумулятора отрицательный провод. Далее необходимо слить всю охлаждающую жидкость. Третьим этапом становится отсоединение проводка от датчика. Теперь вооружаемся ключом на 21 и выкручиваем прибор.

Устанавливается новый в обратном порядке. Не забудьте в конце работы наполнить радиатор антифризом. Датчик температуры меняется только в крайнем случае, когда точно известно, что он неисправен. О проверке устройства говорилось в предыдущем пункте. Но иногда датчик меняется и при функциональном состоянии. Когда это делается? При необходимости полной переборки мотора Калины или его замены.

Подобные перемены в первую очередь отражаются на работе датчика, поэтому во избежание возможных сложностей и неприятностей лучше заменить устройство на новое. В случае аварийного перегрева силового агрегата и с датчиком происходят неполадки. Поэтому, занимаясь ремонтом , не забудьте уделить внимание и датчику.

За оптимальный температурный режим силовой установки, при котором выход мощности максимальный, отвечает система охлаждения. Данная система включает рубашку охлаждения радиатор и патрубки, по которым циркулирует жидкость. Циркуляция обеспечивается насосом, привод которого выполняется от коленчатого вала.

В систему также входит термостат, обеспечивающий быстрый прогрев двигателя за счет перекрытия трубопровода, идущего на радиатор, при этом жидкость циркулирует только внутри рубашки охлаждения. При достижении определенной температуры термостат открывает патрубок, после чего жидкость циркулирует уже по большому кругу, включающему и радиатор.

В радиаторе происходит охлаждение нагретой жидкости. Для более быстрого охлаждения жидкости на радиатор установлен вентилятор, который создает дополнительный поток воздуха. Но этот вентилятор работает не всегда, он включается только при превышении определенного значения температуры жидкости.


Для выполнения контроля температуры охлаждающей жидкости в эту систему включен датчик температуры охлаждающей жидкости. Показания этого датчика выводятся на приборную панель, что предоставляет водителю информацию о температурном режиме двигателя.

Но это не основная задача этого датчика. Датчик температуры охлаждающей жидкости передает данные о температурном режиме на электронный блок управления, после чего этот блок корректирует подачу топлива в зависимости от температуры. При холодном двигателе, основываясь на показаниях этого датчика, блок управления устанавливает обогащенную смесь, после прогрева топливная смесь становится нормальной. Еще основываясь на показаниях этого элемента, электронный блок регулирует угол опережения зажигания.

Так что от этого датчика во многом зависит нормальная работа двигателя, расход топлива. Также он приводит в действие вентилятор радиатора. На некоторых авто для включения вентилятора используется отдельный датчик. Он может располагаться как возле датчика температуры, так и в радиаторе.

Конструкция, принцип работы

В конструкцию данного датчика входит термистор – резистор, который меняет сопротивление от окружающей его температуры. Этот термистор помещен в металлический корпус с нанесенной на него резьбой. К этому корпусу подсоединена хвостовая часть, сделанная из пластика. В этой части располагаются контакты для подсоединения проводки. Один контакт – положительный и идет он от электронного блока, второй – отрицательный и подключен он к массе.

Чтобы термистор работал, на него постоянно подается напряжение в 5 В. Это напряжение подает на него электронный блок посредством резистора, имеющего постоянное сопротивление. Поскольку термистор датчика температуры охлаждающей жидкости обладает отрицательным температурным коэффициентом, то при повышении температуры сопротивление его будет снижаться, а также будет и снижаться напряжение, подаваемое на него. По падению этого напряжения электронный блок рассчитывает температуру двигателя, а также выводит ее значение на приборную доску.

Точное место установки данного датчика температуры у разных авто отличается, но незначительно. Он может устанавливаться в головке блока цилиндров возле корпуса термостата, либо же на самом корпусе термостата. Он обязательно располагается возле отводящего патрубка, по которому жидкость идет в радиатор. Возле этого патрубка он располагается для того, чтобы передавать точные данные о температуре.

Признаки неисправности датчика

Считается, что этот датчик очень надежен из-за сравнительной простоты конструкции. Однако и с ним могут быть проблемы. Обычно они сводятся к нарушению градуировки, что приводит к нарушению сопротивления и как следствие неправильной работы электронного блока, поскольку часть своих функций он выполняет, основываясь на температуре двигателя.

Одним из самых явных признаков выхода из строя этого датчика является отсутствие включения в работу вентилятора при превышении температуры выше установленного значения. Но этот показатель не будет являться достоверным, если имеется два датчика – основной, для передачи значения температуры на электронный блок, и дополнительный, отвечающий за включение вентилятора. В таком случае не включение в работу вентилятора будет указывать на повреждение, окисление проводки или выход из строя датчика, отвечающего за его работу.

На современных автомобилях неисправность, сигнализирующая о некорректной работе датчика температуры охлаждающей жидкости, выводится на дисплей бортового компьютера. Однако сообщение о неисправности не всегда указывает на выход из строя датчика. Зачастую проблемы в его работе связаны с обрывом проводки или окислением контактов.

Некорректное функционирование датчика температуры охлаждающей жидкости или обрыв его проводки приводит к перерасходу топлива, высоким оборотам на холостом ходу, детонации. Возможно, что силовой агрегат будет плохо запускаться после прогрева. Самая большая неприятность, которая может произойти из-за неработоспособности этого датчика – это перегрев силовой установки, из-за чего может повести головку блока цилиндров.

Проверка датчика

Проверка работоспособности данного датчика не является сложной. Но перед тем как произвести ее, желательно проверить целостность проводки, идущей к нему. Можно также проверить напряжение, идущее от блока управления. Для этого с датчика нужно отсоединить фишку с проводами и подсоединить ее к вольтметру. После этого запустить двигатель и замерять значение подающегося на датчик напряжения, оно должно соответствовать 5 В. Если напряжение в норме, проверяют датчик на сопротивление.

Для снятия, проверки и замены датчика понадобится не так уж и много:

  • Ключ на 19;
  • Мультиметр;
  • Емкость для слива охлаждающей жидкости;
  • Электрочайник;
  • Термометр;

Перед снятием элемента нужно частично слить жидкость с системы. Всю сливать необязательно, поскольку он находится в верхней части двигателя, достаточно слить до уровня ниже положения датчика.

Затем от датчика отсоединяется фишка с проводкой. Ключом на 19 он выворачивается из своего посадочного места.

Видео: Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Проверяют датчик при помощи электрочайника с термометром и мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления. Проверить можно двумя способами.

  1. При первом способе погружают рабочую часть датчика в электрочайник с холодной водой, туда же помещается и термометр. Использовать можно только электронный термометр, способный замерять высокие температуры. К самому датчику подсоединяется мультиметр и электрочайник включается в сеть. При повышении температуры воды, сопротивление датчика будет падать. Так, при температуре воды в +15 С, сопротивление должно составлять 4450 Ом. При +40 С показания мультиметра должны составлять 1459 Ом. Нагревать воду нужно до температуры в 100 С. При таком значении сопротивление минимальным – 177 Ом. Если значения отличаются, значит, датчик подает некорректную информацию.
  2. Второй способ подойдет в случае, если нет термометра. Для проведения замеров сопротивления датчик погружают в воду уже после ее закипания. При этом температура воды будет приближаться к 100 С, примерно 95-97 град. Этого вполне достаточно для проведения замеров. После опускания рабочей части датчика на нем сопротивление, которое должно быть немного больше 177 Ом. Если разница большая, датчик неисправен.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости является неремонтируемым, поэтому при обнаружении некорректной его работы он попросту заменяется.

Видео: Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 2115 (2113, 2114)

После приобретения нового датчика желательно его сразу проверить указанными методами. Если все показания в норме, его устанавливают на место снятого. Перед вкручиванием его в посадочное место, резьбу обрабатывают герметиком.

После установки нового элемента к нему подсоединяется поводка, перепутать положение фишки невозможно, поскольку на ней есть специальные направляющие пазы. Далее охлаждающая жидкость в системе доводиться до нормы. После следует проверить, не происходит ли протекания жидкости через датчик, а после уже производить запуск мотора.

Если замена датчика никакого результата не дала, двигатель продолжает, к примеру, перегреваться или не набирает должной температуры, ищут причину в остальных элементах системы. Возможно, что термостат не срабатывает и жидкость постоянно циркулирует либо по малому, либо по большому кругу.

ДТОЖ или датчик, измеряющий температуру жидкости системы охлаждения, является обязательной деталью в системе управления мотором. На основе получаемых от него данных происходит автоматическая корректировка состава топливно-воздушной среды, а также частоты вращения коленвала и угла опережения зажигания.

Поэтому контроль работы ДТОЖ необходим, причем в таких моделях Лада как Гранта, Ларгус, Приора, Веста, Калина Xray и полно приводная Нива эта манипуляция производится одинаково.

Признаки неисправности ДТОЖ

Показатели датчика, измеряющего температуру жидкости для охлаждения, оказывают влияние на функциональность и скорость запуска мотора. Однако и он бывает, неисправен, о чем говорит присутствие:

  • задержка старта мотора, особенно в холодное время года,
  • увеличение потребности в топливе,
  • нарушение выхлопа при работе холодного двигателя,
  • отклонения в работе вентилятора охлаждающей мотор системы .

Замена датчика

ДТОЖ располагается в термостате и для его замены необходимо:

  • слить жидкость из системы охлаждения,
  • отсоединить его от проводов,
  • снять ДТОЖ.

Монтаж производим в обратном режиме. Предотвратить возможную течь после замены можно заменив и медную шайбу. Либо резьбу датчика перед закреплением покрываем термоустойчивым герметиком.

Контроль рабочих параметров ДТОЖ

Начинаем с внешнего осмотра, выявляем коррозию и повреждения. Но проще и надежнее сразу сменить его на новый и исправный.

Для проверки работоспособности нужно запастись:

  • мультиметром,
  • термометром,
  • термостойкой емкостью в 0,5л.

Процедура подготовки

Все просто, но проводится очень тщательно:

  • переводим мультиметр в режим вольтметра,
  • унимаем колодку и провода с ДТОЖ и запускаем зажигание,
  • соединяем «-« щупа мультиметра с «массой» мотора, а второй с выводом колодки под №1,
  • вывод под напряжением от 12В.

Процедура проверки

Не сложно, но

  • мультиметр в режим омметра,
  • в емкость наливаем воду порядка 100°С,
  • щупы мультиметра соединяем с выводами ДТОЖ и окунаем рабочую зону последнего в горячую воду,
  • делаем несколько замеров ДТОЖ в постепенно остывающей жидкости.

Полученные данные сравниваем с тем, что приведено в таблице. Расхождение покажет степень его исправности.

Температура ОЖ, °С Сопротивление ДТОЖ, Ом
100 177
90 241
80 332
70 467
60 667
50 973
45 1188
40 1459
35 1802
30 2238
25 2796
20 3520
15 4450
10 5670
5 7280
0 9420

Если с расхождениями все в пределах нормы, значит, погрешность в работе возникает из-за плохого контакта, неисправности ЭБУ или нарушении целостности проводки.

Незабываем о своевременной смене антифриза или тосола, а также о том, что лучше всего использовать ту жидкость, которую предлагает производитель.

Тарас Каленюк

Время на чтение: 4 минуты

А А

ДТОЖ на Лада Калина, как и на любом другом транспортном средстве, выполняет свои особые функции. Заключаются они в снятии температурных показателей с охлаждающей жидкости и дальнейшей их передачи на ЭБУ.

Согласно этим данным, компьютер определяет - насколько обогащенное топливо послать в систему, какие обороты задать двигателю для оптимальной работы, а также выясняется необходимость включения вентиляторов.

В автомобиле ВАЗ данной модели двигатель снабжается двумя двигателя.

Стоит знать разницу, чтобы в случае необходимости не перепутать их между собой.

Первый из них - сам датчик температуры антифриза. Располагается он в районе термостата и своим чувствительным элементом погружен непосредственно в ОЖ.

Второй датчик - указателя температуры охлаждающей жидкости - находится в головке блока цилиндров и передает данные на бортовой компьютер.

Работа обоих устройств важна, и их выход из строя способен доставить немало проблем, особенно если не принять вовремя меры по устранению неисправности.

Детектор нагрева антифриза дает возможность контролировать следующие моменты в работе двигателя:

  1. активация работы вентиляторов, когда требуется охладить мотор;
  2. регулировка угла зажигания, благодаря чему оптимизируется состав выхлопных газов, что позволяет минимизировать губительное их воздействие на окружающую среду;
  3. обогащение топливной смеси - выравнивание соотношения горючего к воздуху, основывающееся на уровне нагрева двигателя.

Устройство, измеряющее температуру антифриза, представляет собой механизм с отрицательным температурным коэффициентом.

Что это значит?

Работа терморезистора основана на преобразовании тепловых данных в числа сопротивления, которые тем меньше, чем сильнее нагрев антифриза.

Зная эти принципы, можно собственноручно проверить работоспособность прибора, имея под рукой только градусник с достаточной широкой шкалой измерения и универсальный измерительный прибор (мультиметр).

Признаки неисправности ДТОЖ легко распознать, но стоит знать, что они не всегда указывают на поломку именно этого датчика. Данные сбои могут говорить и о поломке системы вентиляции двигателя, и о повреждении проводки, и о порче контактов.

Датчик температуры Лада Калина

Замена датчика температуры

  1. отключить блок проводов, идущих к датчику от системы управления, после чего выкрутить сам прибор при помощи ключа подходящего размера (на Калине это, обычно 19);
  2. установить на место убранного прибора новый и провести сбор в обратном порядке. Стоит учесть, что некоторые детекторы могут иметь слабоватую резьбу. Это легко компенсировать, если при установке ДТОЖ применять уплотнитель, который предотвратит протекание антифриза через зазоры в гнезде детектора;
  3. залить охлаждающую жидкость, подключить АКБ, завести двигатель и убедиться, что ремонт прошел удачно, а система работает исправно.

Как проверить работоспособность ДТОЖ?

Для того, чтобы самостоятельно определить исправность прибора измерения термисторного типа, необходимо обзавестись мультиметром и градусником, способным выдерживать высокие температуры.

Нужно демонтировать прибор согласно вышеописанной инструкции, после чего подключить его к мультиметру, предварительно выставленному в режим омметра.

В заранее подготовленную емкость наливается охлаждающая жидкость, туда же помещается ДТОЖ и градусник.

Антифриз начинает нагреваться, а владелец смотрит на показания сопротивления на экране омметра и на градусник, сравнивая данные с табличкой, чтобы оценить точность работы прибора. Данные приборов у разных моделей могут отличаться, так что лучше пользоваться инструкциями, прилагаемыми к имеющимся приборам.

Одно остается неизменным - в приборах с отрицательным коэффициентом, показатели сопротивления будут падать с ростом температуры.

Итог

Не стоит бояться ремонта автомобиля собственноручно. Это поможет здорово сэкономить деньги и время, а также набраться опыта, что является немаловажным фактором.

Главное - строго следовать инструкциям и соблюдать технику безопасности при работе с подобными приборами.