Какой автомобиль наиболее склонен к аквапланированию. Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться. Толщина водяной пленки

Каждый водитель сталкивался с тем, что на мокрой дороге или во время гололеда машина совершенно не слушается, ее начинает самопроизвольно нести. Складывается впечатление, что машина «плывет», и вы полностью теряете контроль над ее управлением. Этот неприятный момент называется аквапланированием. Случается такое, когда шины теряют сцепление с дорожным покрытием во время непогоды. Аквапланирование может начаться во время ливня, дождя, при попадании колесами в огромную лужу, когда дорога покрыта тонким слоем льда.

Понятие эффекта аквапланирования

Что происходит при аквапланировании? Аквапланирование – это своеобразное скольжение по поверхности дорожного покрытия, когда сцепление колес с твёрдой поверхностью сводится к минимуму. На шинах оттеснены канавки, по которым вода должна отводиться в сторону, если машина эксплуатируется в условиях непогоды. В случае, когда дорога покрыта большим слоем воды, эти канавки не успевают отводить воду в сторону, и возникает эффект аквапланирования. Водитель на короткое время теряет контроль над машиной.

Внимание! Не путайте понятия «скольжение» и «аквапланирование»! Скольжение возникает при резком торможении или повороте на дороге, покрытой тонким слоем льда или во время небольшого дождя. В этом случае сцепление шин с дорогой недостаточное (но не теряется полностью).

Чтобы избежать аквапланирования, не нужно в непогоду ехать на большой скорости и делать резких маневров на дороге. В аквапланирование чаще попадают переднеприводные машины (передние ведущие колеса стягивают автомобиль на мокрой дороге), и вы не сразу замечаете, что теряете управление (так как задние колеса уже подвержены процессу аквапланирования). Заднеприводные машины дают шанс водителю вовремя почувствовать начало аквапланирования (управлять машиной становится сложнее, руль отказывается слушаться) и предпринять меры.

Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля

Аквапланирование автомобиля провоцируется рядом факторов:

Большая скорость движения во время дождя, когда дорога покрыта слоем воды.

Попадание в лужу на большой скорости.

Сильный поток воды на дороге.

Неравномерное водяное препятствие на дороге (в случае с неровной трассой).

Небольшая остаточная глубина протекторов (лысеющие шины).

Давление в шинах машины.

Неисправная подвеска машины.

Рисунок шин

Аквапланирование возникает, если рисунок на шинах стирается (нормальным считается рисунок с глубиной канавок на шинах до 8 мм), уменьшается глубина бороздок. С лысыми шинами (глубина бороздок до 1 мм) и на сухом асфальте коэффициент сцепления падает, а на покрытой слоем воды – и подавно. При контакте с водой бороздки не успевают высвободить резину для хорошего сцепления с покрытием трассы, и машина «плывет».


Желательно ставить на машину шины с рисунком «дождевой» (в виде елочки). Это водоотталкивающие покрышки, которые снижают риск возникновения аквапланирования. Переобувайте машину в протекторы «зима-лето». Зимние шины имеют более глубокие бороздки рисунка шин, потому что резине приходится бороться со снегом и снежной кашицей.

Интересно знать! Термин «аквапланирование» впервые появился в авиации.

Кроме рисунка на шинах, смотрите также на ширину протекторов: узкие или широкие. Преимущество остается за широкими шинами, так как у них большее напряжение сжатия. Необходимо следить и за давлением в шинах. Если протекторы проседают, то глубина бороздок уменьшается, а риск аквапланирования увеличивается.

Толщина водяной пленки

Эффект аквапланирования напрямую зависит от толщины водяной пленки. На мокрой дороге сцепление колес с асфальтом лучше, чем на дороге с внушительным слоем воды (сильный дождь, ливень). Если дорога имеет перепады в покрытии, то слой воды на ней неравномерный. В этом случае попасть в аквапланирование можно запросто, потому как протекторы должны справиться с разным слоем воды на дороге.

Скорость движения

В непогоду очень важно следить за скоростью, не превышать ее. Аквапланирование шин начинается при скорости от 70 км/ч даже во время небольшого дождя (даже при условии хорошего рисунка на шинах и исправной ходовой части).

Если вы мчитесь на высокой скорости, то аэродинамика слегка поднимает машину над дорогой. В этом случае сцепление колес с основой и так падает. Если учесть, что в дождь на пути сцепления становится вода, то коэффициент сцепления снижается (вода не вытесняется из протекторов, и возникает аквапланирование).

Интересно знать! Второе название аквапланирования – «глиссирование» (момент всплытия колес на водяном клине).

Состояние подвески

Если ваша подвеска изношена, то риск аквапланирования повышается в плохих погодных условиях даже на скорости от 40 км/час.

Опасность аквапланирования для вас и вашего авто

Что делать при аквапланировании? Не паниковать – это главное. Попав колесами в поток воды на асфальте или в огромную лужу, вы ощутите снижение скорости. Это происходит потому, что возрастает сопротивление движению. При попадании в лужу сцепление колес получается разным (одно колесо уже на более-менее сухой поверхности, а другое находится еще в луже), потому машину и заносит. Иногда может возникнуть небольшой удар, и машину непроизвольно начнет разворачивать. Чтобы этого не произошло, крепко держите руль в руках.

Внимание! Ни в коем случае не делайте резких рывков рулем в сторону (это только усугубит ситуацию). При аквапланировании руль поворачивайте короткими множественными движениями на маленький угол – так вы сможете выровнять машину.

Как предотвратить аквапланирование

Лучше предотвратить беду, чем бороться с аквапланированием. Важно прислушаться к некоторым советам:

Правильно выбирайте покрышки (узор «елочка», водоотталкивающие, широкие/узкие, наличие пиктограммы: water или aqua – вода, rain – дождь).

Переобувайте машину по сезону (зимняя и летняя резина).

Следите за изношенностью покрышек (на «лысой» резине ехать нельзя).

Следите за состоянием подвески.

Проезжайте лужи по прямой.

В дождливую погоду нельзя резко тормозить и поворачивать.

В непогоду максимально снизьте скорость (должна быть меньше 70 км/час).

Крепко и правильно держите обе руки на руле (ориентируйтесь по циферблату 10-2 или 9-3), чтобы его не выбило из рук при попадании в лужу.

Исключите резкие маневры (колеса должны быть всегда прямо).


Какие действия предпринять, если аквапланирование началось

Как же бороться с аквапланированием? Никак. Если уж попали в «плавание», то остается только крепче держать руль прямо и ждать, когда машина проедет участок с толстым слоем воды.

Если попытаться резко повернуть руль, когда передние колеса еще в луже, а задние на асфальте (или наоборот), то может еще раз «кидануть» вплоть до переворота машины. Отбросьте свое психологическое желание тормозить, если машину уже несет.

Внимание! Тормозить надо до водной преграды, а не в ней.

Водители с большим опытом могут поймать и подкорректировать занос, но не всегда (а при касании с твердой поверхностью машину снова уведет в одну из сторон под тем углом, под которым она вошла в «занос»).

Внимание! В момент аквапланирования потихоньку отпускайте педаль газа, чтобы скорость снизилась.

Подписывайтесь на наши ленты в

Чем оно опасно? Этой статьей мы продолжаем серию материалов из категории "Школа вождения". Весна, лето -хорошая школа для начинающих водителей. Однако, если не быть подготовленным к этому явлению, могут возникнуть очень серьезные проблемы. Итак - что такое аквапланирование ?

Может возникнуть при наезде на водную преграду, при этом слой воды препятствует нормальному контакту шины с дорогой. Из-за потери сцепления с дорожным покрытием машина становится практически неуправляемой. Такой эффект возникает в том случае, если скорость транспортного средства является критической, то есть пятно контакта шины не успевает очищаться от воды. Следовательно, на возникновение аквапланирования влияют три основных фактора:

1. Скорость, с которой движется авто.

2. Толщина водяной плёнки.

3.Рельеф протектора и износ шины.

В тоже время, эффект аквапланирования усиливается за счёт не правильного давления в шинах и в следствии плохого состояния ходовой части.

Согласно проведённым испытаниям, критической можно считать скорость от 70 до 100 км/ч. , плохого дорожного покрытия, изношенности покрышек, подвески - аквапланирование возникает уже на скорости 40–50 км/ч.

Попав одним колесом в лужу, вы почувствуете снижение скорости авто. Это связано с увеличением сопротивления движению. Кроме того, этот эффект может сопровождаться ударом. Поэтому во избежание непроизвольного поворота нужно крепко зафиксировать руки на рулевом колесе.

Непроизвольный поворот возможен и при попадании в лужу обоими колёсами: вода распределяется неравномерно, одно из колёс может быстрее коснуться твердой поверхности, спровоцировав тем самым резкий поворот.

Стабилизируя транспортное средство, неопытный автомобилист выворачивает колёса в одну из сторон. При выезде из лужи колёса обретают сцепление с дорожным покрытием, поэтому-то и возникает занос. Дабы обезопасить себя от этого, нужно короткими движениями – множественными поворотами руля на маленький угол – вернуть его в исходное положение.

Разумеется, наехав в лужу, передвигаясь со скоростью 100 км/ч на машине с толщиной протектора в 1 мм, вы лишь усугубите эффект аквапланирования . Возникнет водяной клин, отрывающий колесо от дороги, – машина плывёт.

Примечание: не стоит путать аквапланирование с обыкновенным скольжением; риск возникновения скольжения на мокрой дороге присутствует всегда, достаточно резко затормозить или проделать необдуманный маневр. Фактически под скольжением стоит понимать обыкновенное ухудшение контакта покрышек с дорогой.

Как предотвратить аквапланирование

1. Не въезжайте в лужи на большой скорости.

2. Старайтесь преодолевать водные преграды по прямой.

3. Следите за состоянием подвески. К примеру, амортизаторы, изношенные на 50%, ухудшают управляемость в случае проявления эффекта аквапланирования .

4. Выбирайте водоотталкивающие покрышки.

Запомните, аквапланирование гораздо легче предотвратить, нежели остановить. Но что же делать, если подобная неприятность произошла? Об этом мы и поговорим далее.

Что делать, если вы увидели водную преграду

1. Максимально снизьте скорость движения.

2. Включите щётки стеклоочистителя в максимально быстрый режим, чтобы не потерять обзор во время обильного попадания воды на лобовое стекло.

3. Правильно держите руки на руле (положение 10-2 или 9-3). При этом кисти крепко держат руль, а локти разводят в стороны. Нужно быть предельно сконцентрированным, чтобы при наезде в лужу руль попросту не выбило из ваших рук.

4. Колёса должны смотреть прямо, никаких поворотов.

Как нейтрализовать эффект аквапланирования

Прежде всего, стоит отметить, что поведение автомобиля в данном случае может отличаться в зависимости от его привода. Начнём с заднеприводных машин, на которых данное явление, как правило, начинается с передней оси. В первые мгновения потери контакта с дорогой руль становится «мягким». Это уже сигнализирует об опасности. При последующем наезде в лужу поглубже возникнет аквапланирование .

Совет специалистов: отпустите педаль газа и начинайте плавно притормаживать, резкое нажатие на педаль тормоза приведёт к заносу.

С переднеприводной машиной дела обстоят несколько иначе. начинается с задней оси. Изначально неопытный водитель, скорее всего, ничего не заметит. Но резкий сброс скорости при торможении может привести к непоправимым последствиям – блокировка колёс, заглушенный двигатель, занос и т.д. Поэтому нужно плавно отпустить педаль акселератора, не прибегая к нажатию педали тормоза.

Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, почему так важен правильный подбор шин. Давайте разберёмся, как выбрать хорошие водоотталкивающие шины.

Подбор шин

Так называемые , изображающей капли дождя. На некоторые модели нанесена соответствующая надпись:

В ходе испытаний было доказано, что На одной и той же скорости дождевая шина гарантирует хороший контакт с дорожным полотном, в то время как обычный протектор подвержен начальному этапу аквапланирования.

Кроме маркировки, есть и другие визуальные признаки водоотталкивающих шин:

1. Присутствие глубокой центральной канавки, которая, в свою очередь, должна быть продольной.

2. Поперечные канавки «навылет».

Эффективно справляются с задачей водоотводы, образующие «ёлочку». Когда вершина этой «ёлочки» контактирует с дорогой, вода, попадая в канавки, выводится по обеим сторонам и сзади покрышки.

ИНТЕРЕСНО: если давление в шинах будет ниже положенного заводом-изготовителем, вероятность аквопланирования увеличивается в несколько раз. Это связано с тем, что на спущенных покрышках сужаются водоотводящие каналы. К примеру, при падении давления на 0,5 атмосферы площадь контакта сокращается вдвое. Если же давление с двух атмосфер упадет до одной – площадь контакта снизится в четыре раза.

Когда оно опустится ниже нормы, это негативно скажется на ходовой части авто, а также на всех показателях, предусмотренных заводом-изготовителем.

Потенциальные опасности аквапланирования

Тормозной путь на мокрой дороге с типичным асфальтовым покрытием в три раза больше, нежели на сухой. Он на одну треть больше тормозного пути на дороге, укрытой снегом или льдом. Это, разумеется, ведёт за собой появление определённых рисков. К тому же, как показывает практика, далеко не каждый водитель-новичок способен отличить сухой асфальт от того, который покрыт тонким водяным слоем (он является самым опасным).

Главный риск данного явления состоит в потере управляемости. Следовательно, есть вероятность слёта с дороги или столкновения со встречным автомобилем.

Закрепляем правила минимизации риска аквапланирования

1. При наезде в лужу нельзя крутить рулевое колесо.

2. Никаких резких торможений.

3. Не паникуйте. Вы должны полностью контролировать ситуацию.

И последнее. С одной стороны - осторожность и благоразумие! С другой - не оправданный риск и лихачество!

Читайте также

Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.

1. Что такое аквапланирование?

Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.

Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.

2. Какие факторы повышают риск аквапланирования?

Я еду пьяным за рулем. Что мне будет?

Как мы помним, «закон о нулевом промилле» сравнительно недавно ушел в прошлое, и теперь у водителей снова есть возможность пить кефир, есть яблоки и бананы и принимать спиртосодержащие микстуры, после чего управлять...

33006 0 3 19.05.2017

Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.

Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.

Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.

Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.

Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.

3. Как бороться с аквапланированием?

Что такое утрата товарной стоимости авто при ДТП, и как ее компенсировать

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) в базовом понимании - это разница между стоимостью автомобиля, не бывшего в ДТП, и автомобиля, восстановленного после ДТП. Ведь совершенно очевидно, что небитый автомобиль...

14984 1 0 10.04.2017

Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.

Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.

Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.

Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.

Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».

Здравствуйте, уважаемые читатели сайт. Сегодня подробно разберём довольно редкое, но крайне опасное явление - аквапланирование автомобиля.

Аквапланирование – это эффект, при котором покрышки автомобиля полностью теряют сцепление с дорожным покрытием из-за образовавшейся под ними водяной плёнки. То есть, двигаясь на определённой скорости при въезде на поверхность, покрытую водой, образуется гидродинамический клин, который слегка отрывает колёса машины от дороги. Автомобиль становится максимально неуправляемым.


Также не стоит путать такое явление со скольжением. Поведение машины и правильные действия водителя в этих ситуациях кардинально отличаются. Это является следствием того, что коэффициенты сцепления покрышек при скольжении и глиссировании (аквапланировании) заметно отличаются. Если принять за 1 движение по сухому асфальту, то уровень сцепления на снегу или грязи будет равен 0,5, а при аквапланинге он вообще равен 0.

Чем опасен эффект глиссирования

Главная опасность состоит в том, что водитель практически беспомощен в такой ситуации. Пятно контакта шин с дорогой исчезает, поворот руля становятся не только бесполезным, но даже вредоносным решением. Поэтому неправильные действия водителей (новичков) могут привести к развороту либо, что ещё хуже, заносу с последующим вылетом на большой скорости на встречную полосу или в кювет.

Условия возникновения водяного клина

Водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия, может наступить при наличии нескольких (необязательно всех перечисленных) ключевых факторов:
  • Критическая скорость
  • Дорожное покрытие
  • Погодные условия
  • Рельеф протектора
  • Давление воздуха в покрышках
  • Изношенность амортизаторов
Разберём подробнее каждый:

Скорость движения

Критическая скорость возникновения аквапланирования варьируется от 70 до 100 км/ч. Но при усилении или ослаблении влияния других факторов, перечисленных выше, скорость может существенно отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. Не исключено, что ваш автомобиль начнёт глиссировать даже на 40 км/ч.

Дорожное покрытие

Следующей немаловажной причиной являются качество и вид дорожного покрытия. Например, дорога, покрытая крупнозернистым асфальтом более устойчива к образованию водной плёнки, чем гладкое покрытие современных автобанов, что подтверждает следующее видео:

Большую роль играет не только зернистость, но и равномерное распределение материала. Неправильная укладка асфальтобетона на начальном этапе и отсутствие ремонтных работ в будущем приводят к быстрому образованию колейности и ям, где скапливается вода.

Помимо покрытия дорога должна иметь правильную дренажную систему, включающую принцип поперечного уклона. Он составляет >4%, то есть 4 сантиметра на один метр полотна. Такой уклон способствует эффективному отводу воды.

Погода, толщина водяной плёнки

Угроза возникновения аквапланирования автомобиля зависит от слоя воды на поверхности, по которой движется авто. Однако не существует определённой величины такого слоя, так как степень влияния этого параметра сильно зависит от двух других: скорости вхождения в лужу и глубины протектора шин. Однозначно можно лишь утверждать, что двигаясь свыше 100 км/ч в сильный ливень, вероятность «поймать водяной клин» максимально высока, так как толщина водяной плёнки в такую погоду составляет не менее 2 миллиметров. Коэффициенты сцепления для покрышки на различных поверхностях
Скорость Состояние шины Состояние дороги (толщина водяной плёнки)
Сухая Мокрая (0,2 мм) Дождь (1 мм) Лужи (2 мм) Лёд
Коэффициент сцепления
50 км/ч Новая 0,85 0,65 0,55 0,5 <0,1
Изношенная 1 0,5 0,4 0,25
90 км/ч Новая 0,8 0,6 0,3 0,05
Изношенная 0,95 0,2 0,1 0,05
130 км/ч Новая 0,75 0,55 0,2 0
Изношенная 0,9 0,2 0,1 0

Глубина протектора

Вот мы добрались до ещё одного важного фактора – износа шины. Остаточная глубина протектора установленных шин по правилам дорожного движения должна быть для транспортных средств категорий:

Следовательно, для легковых автомобилей резину с высотой протектора меньше 1,6 мм можно смело называть «лысой». Шина, изношенная до глубины протектора 1 мм, сохраняет лишь 11% площади, задействованной при нормальных условиях. Попасть в аквапланирование на таких колёсах можно даже на незначительной скорости, так как канавки протектора не будут успевать отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. Из-за этого перед шиной образуется водяной вал, который сразу же преобразуется в «клин» и слегка приподнимает авто над землёй (начинается аквапланирование автомобиля).

Стоит учесть, что смена грязевого участка дороги на участок, покрытый водой, тоже не сулит ничего хорошего, так как канавки протектора кратковременно забиты грязью. Это равносильно езде на изношенной резине. В таблице показана площадь контакта шины с сухой дорогой в зависимости от остаточной глубины протектора:

Давление воздуха в покрышках

Теперь рассмотрим второстепенные условия, при которых возникает эффект аквапланирования. Одно из них – это давление в шинах. Низкое давление существенно снижает площадь пятна контакта. Это происходит вследствие того, что потоку воды гораздо проще пробиться через середину покрышки, промяв её, чем быть выдавленной в стороны по водоотводящим канавкам.

Изношенность амортизаторов

В результате множества исследований доказано, что амортизаторы, износ которых составляет 40% - 60%, оказывают гораздо большее влияние на попадание в гидропланирование, чем новые амортизаторы, при прочих равных условиях.

Другие факторы

Чуть менее значимый «вклад» в появление аквапланирования вносят:
  • Состояние механизма руля
  • Параметры развала – схождения
  • Состояние подвески автомашины
  • Общий вес транспортного средства
  • Распределение нагрузки по осям
  • Наличие/отсутствие спойлера

Что происходит при аквапланировании

В принципе из выше сказанного уже можно понять, что происходит во время аквапланирования. Остаётся лишь зарезюмировать. Итак, во время движения колесо машины съезжает с относительно сухой поверхности на поверхность, покрытую тонким слоем воды. Перед покрышкой образуется водяной вал. Водоотводящие канавки протектора не успевают полностью справиться с гидроударом, большая часть воды попадает под покрышку, образуется своего рода «водяной клин». Грубо говоря, автомобиль «всплывает». Пятно контакта шины с дорогой практически исчезает, машина становиться неуправляемой.

Процессы на переднем приводе

Существуют небольшие отличия в поведении транспортных средств в зависимости от ведущих колёс. Если автомобиль переднеприводный, то задние покрышки больше склоны к планированию по воде. Это не означает, что передние не подвержены такому эффекту. Всё зависит от глубины водной преграды. Водитель может даже не почувствовать, что автомобиль начал глиссировать, а задние колёса уже давно будут оторваны от земли.

На заднем приводе

На заднеприводных автомобилях, наоборот, первыми всплывают передние колёса. Водитель сразу почувствует, что руль стал «мягким». При этом время на принятие правильного решения немного больше, так как пятно контакта задних покрышек всё ещё остаётся значительным. Однако это длится лишь до того момента, пока скорость не будет снижена.

Как избежать аквапланирования

Для того чтобы избежать аквапланирования автомобиля, нужно соблюдать 10 основных правил:
  1. В первую очередь, это соблюдение скоростного режима . Причём в дождливую погоду двигаться лучше на 20-30% медленнее, чем в сухую. Всё просто – чем меньше скорость автомобиля, тем в большей безопасности вы находитесь. Здесь вполне уместно было бы вспомнить одно из высказываний Михаила Жванецкого:

  2. «Не водите машину быстрее, чем летает Ваш ангел-хранитель»

  3. Правильный выбор покрышек . Лучше отдать предпочтение узким шинам, с узором «ёлочка» и маркировкой «aqua», «water» или «rain». Однако надо понимать, что такие колёса не лучшим образом ведут себя в других условиях.
  4. Контроль над состоянием протектора шин. Протектор, изношенный на половину, снижает сопротивляемость эффекту аквапланирования на 70%. «Лысая» резина снижает критическую скорость начала глиссирования почти до 40 км/ч. Не пренебрегайте этим фактором.
  5. Не стоит забывать о постоянном контроле правильного давления воздуха в покрышках .
  6. Также лучше вовремя менять резину в зависимости от сезона . Летнюю на зимнюю, и наоборот.
  7. Немаловажную роль играет состояние амортизаторов и подвески в целом.
  8. Во время движения внимательно следите за качеством и состоянием дороги . Удивительно, но ровные хорошие дороги более склонны к аквапланированию, так как вода на них распределена равномерно на больших площадях. Не менее опасны дороги с глубокой колейностью.
  9. Перевозя грузы в дождь, стоит помнить, что нагрузка на все оси должна быть распределена равномерно . По возможности лучше избежать большого давления на одну сторону.
  10. Лужи на дороге надо проезжать без резких манёвров по прямой .
  11. Тормозить нужно до водной преграды , а не в ней! Обязательно до въезда в лужу стоит успеть включить дворники , если они не были включены.

Что делать при возникновении гидропланирования

Соблюдение перечисленных выше пунктов практически полностью исключают попадания на водяной клин. Что делать, если аквапланирования избежать не удалось? Для этого желательно следовать следующим эффективным советам.

Как вести себя водителю

Самое главное не паниковать . Впервые ощутив всю «прелесть» въезда в лужу на большой скорости, неопытный водитель зачастую поддаётся панике. В результате ошибочных действий он только усугубляет ситуацию. Поэтому обязательно надо проявлять хладнокровие.

Как только вы почувствовали, что руль стал «мягким» или «пустым», сразу выкиньте из головы мысль о том, что автомобиль находится под вашим контролем. К сожалению, это не так. Всё что возможно сделать - дать машине выехать из водного препятствия без заноса. Въехав в лужу, крепко двумя руками (в положении «10 и 2 часа») держите руль, с направленными прямо колёсами . Любая попытка повернуть их в сторону в самой луже не даст никакого результата. А на выезде, когда колёса вновь получат сцепление с дорожным покрытием, автомобиль сразу сорвётся в занос.


С рулевым колесом разобрались. Теперь, что касается педалей. В самом начале статьи было упомянуто, что аквапланирование – это не скольжение, поэтому нажатие на педаль газа не помогает, а, наоборот, делает ситуацию хуже . Если ведущим является задний привод, как только автомобиль попал в аквапланирование, следует отпустить педаль газа и начать плавно притормаживать. Если автомобиль переднеприводный, нужно просто отпустить педаль акселератора, не прибегая к нажатию на педаль тормоза. В обоих случаях рекомендуется дополнительно применять торможение двигателем .

Основные ошибки

Существуют три самые распространённые ошибки, присущие, в основном, неопытным водителям:
  1. Попытки выкрутить руль.
  2. Нажатие на педаль тормоза (на ведущем переднем приводе).
  3. Нажатие на педаль газа.
Внимание! Перечисленные 3 действия при аквапланировании автомобиля значительно ухудшат ситуацию, поэтому прибегать к ним не стоит! К чему приводят такие действия можно увидеть на этом видео:

Дождевые шины

Хотелось бы рассказать и о правильном выборе дождевых покрышек. Шина, устойчивая к гидроотталкиванию имеет ряд характерных особенностей:
  1. Маркировка. Современные известные бренды маркируют свои изделия специальными символами или словами. На дождевых шинах чаще всего это «rain», что переводиться с английского, как дождь, «water» или «aqua» - переводиться, как вода. Либо просто нарисована картинка в виде дождя.
  2. Канавки. Дождевые покрышки имеют минимум одну глубокую продольную канавку. А также большое количество поперечных, водоэвакуационных ламелей, направленных в обе стороны.
  3. Рисунок. Узор протектора может быть любым, но самым эффективным по праву принято считать «ёлочку» или «бабочку». Поперечные канавки расположены под углом к продольной борозде и смотрят назад. Это способствует эффективному выбросу воды из-под колеса. Учтите, что такую покрышку нужно правильно поставить. Вершина «ёлочки» должна смотреть вперёд. Хотя 90% современных производителей рисуют стрелку, указывающую направление движения колеса. Так что больших проблем с установкой быть не должно.

И последнее. Аквапланирование автомобиля проще не допускать, чем бороться с ним! Поэтому не пренебригайте простым профилактическим контролем за состоянием машины.

P.S. Полезное видео

Сегодня мы рассмотрим такое частое явление, которое может произойти абсолютно с любым автомобилем на дороге, как аквапланирование. Давайте узнаем, что означает этот термин, а также как это явление может влиять на ваш автомобиль. В том числе мы узнаем, что делать если ваша машина начала аквапланировать.

К сожалению, в большинстве регионов нашей страны каждый год выпадает огромное количество осадков. Больше всего конечно эти выпадают в виде дождей, ливня и града. Наибольшую опасность для всех автомобилистов представляет конечно дожди, которые приводят к образованию луж на дорогах.

Лужи представляют угрозу не только двигателю автомобиля (например, из-за воды может произойти ), но могут стать причиной аквапланирования машины.

Возможно вы имеете огромный стаж вождения и ниразу не сталкивались с аквапланированием автомобиля на дороге. Но это не означает что аквапланирование редкое явление и что с вашим автомобилем подобное никогда не произойдет.

Помните, что на дороге может произойти все что угодно. Так что вы должны быть готовы ко всему. В том числе и аквапланированию. Также вы должны знать, что делать в этом случае.

Что такое аквапланирование?

Аквапланирование - несмотря на сложное название довольно таки просто объяснить. Это такое явление, когда ваш автомобиль начинает терять сцепление с дорогой из-за слоя воды под колесами. В тот момент, когда шины автомобиля перестают справляться с большим количеством воды, пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью, начинает резко сужаться. В конечном итоге автомобиль может полностью потерять сцепление с дорогой. Это и называется аквапланирование. При этом машина перестает реагировать на рулевое управление, на торможение и даже в некоторых случаях на ускорение.

Почему так происходит и почему даже на новой резине автомобиль может саквпланировать на дороге? Напомним, что каждые имеют на поверхности специальный протектор, который предназначен для отвода воды при движении по мокрой и влажной поверхности. Этот отвод воды и создан для того чтобы предотвращать постоянное аквапланирование автомобиля на дороге.


Благодаря этому протектору для отвода влаги, вода в буквальном смысле рассекается и рассеивается, осушая участок дорожной поверхности, с которым взаимодействует покрышка.

Если же объём воды на дороге больше, чем может отвести протектор шин автомобиля, то под колесом образуется избыток воды. В результате автомобиль может потерять сцепление с дорогой, произойдет аквапланирования, после чего транспортное средство может стать полностью не управляемым.

Вот почему так . Особенно за глубиной протектора. Ведь от состояния резины зависит ваша безопасность, безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.

Вы должны помнить, что новые или неизношенные нормальные шины могут удалять достаточное количество воды чтобы в большинстве случаев избежать аквапланирования. Правда это касается только новых или слегка изношенных покрышек. Так, по данным экспертов новая летняя шина может всего за 7 секунд отвести (удалить) с дорожной поверхности стандартное ведро воды. Правда эта скорость отвода воды достигается при максимальной скорости вращения колеса, которая предусмотрена производителем покрышек.

Если протектор шин имеет недостаточную глубину (изношен), то под колесами во время дождя начинает образовываться избыток воды. Вода под шинами может накапливаться и достигнуть критичной точки, когда пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью сузится до опасного размера или полностью исчезнет. В результате, под шинами может образоваться водная подушка, которая поднимет колеса над дорожным покрытием, и машина начнет аквапланировать из-за того, что шины полностью потеряют контакт с дорогой.

Обычно, наиболее подвержены аквапланированию передние колеса, поскольку задние шины обычно взаимодействуют уже с более сухим асфальтом, после отвода воды передними шинами. Это означает что при аквапланировании автомобиль может потерять управляемость. В том числе при аквапланировании может значительно теряться , поскольку передние колеса при аквапланировании не смогут должным образом остановить машину.

В том числе, при аквапланировании на переднеприводных автомобилях не поможет и педаль газа, чтобы вывести машину из неуправляемого состояния, поскольку передние колеса, куда передается крутящий момент, не смогут ускорить машину из-за отсутствия контакта с дорожной поверхностью.

Также могут потерять сцепление с дорогой и управляемость и полноприводные автомобили. Например, когда все четыре колеса потеряют контакт с дорожным покрытием из-за водной подушки, которая может образоваться под колесами.

Что делать, если произошло аквапланирование?

И так, представьте. Вы едете по дороге, впереди видите большую лужу и не снижая скорости заезжаете в воду. В этот момент предположим, что ваш автомобиль начинает аквапланировать. Как понять, что ваша машина потеряла контакт с дорожной поверхности и начала аквапланировать? Для тех, кто не знаком с этим и никогда не попадал в аквапланирование в первые секунды будет тяжело разобраться что произошло с машиной, но тем не менее даже новичок поймет спустя несколько секунд, что машина начала аквапланировать. Правда желательно это понять сразу, поскольку от этого будет зависеть сможете ли вывести авто из аквапланирования.

Как же распознать в первую секунду что ваша машина начала аквапланировать? Во-первых, при аквапланировании как правило резко возрастают обороты двигателя (из-за снижения сопротивления необходимого для вращения колес). Во-вторых, рулевое колесо становится легче (опять же из-за уменьшения усилия требуемого для поворота колес).

Что делать в этой ситуации?

Как и во многих опасных ситуациях самое худшее что вы можете сделать за рулем, это запаниковать. Например, при аквапланировании самой частой ошибкой водителей являются неадекватные действия. Например, торможение или попытка резко дернуть рулевое колесо, с целью вернуть машине траекторию движения.


Но помните, что как правило автомобиль начинает аквапланировать из-за того, что передние колеса потеряли контакт с дорожной поверхностью, поэтому торможение или рулевое управление будут малоэффективны для восстановления управляемости машины.

Вот что вы должны сделать при аквапланировании:

- Если вы используете , то при первых же признаках аквапланирования выключите его

- Не нажимайте педаль тормоза, поскольку это может привести к заносу машины

- Плавно и медленно отпустите педаль газа. Поскольку тормоза и рулевое управление при аквапланировании не помогут, вам ничего не остается делать, как снизить обороты двигателя, плавно отпустив педаль газа, для того чтобы автомобиль начал замедляться естественным образом. Также ни в коем случае не стоит при аквапланировании нажимать педаль газа, добавляя обороты двигателю, поскольку это только усугубит аквапланирование и возможно приведет к заносу

- По мере снижения скорости автомобиля, осторожно проверьте стало ли рулевое колесо тяжелее (жестче). Если да, то осторожно и медленно начинайте тормозить, нажав педаль тормоза. Если рулевое колесо намного легче чем при нормальной ситуации, то не поворачиваете его и не начинайте торможение, поскольку это означает что колеса автомобиля еще не имеют необходимого пятна контакта с дорожной поверхностью

- Помните, что только плавные и последовательные действия за рулем помогут вам восстановить контроль над машиной после аквапланирования

- К сожалению, вышеописанные действия возможны только если вы двигаетесь на небольшой скорости и у вас будет время медленно и плавно восстановить контроль над машиной. Но чаще всего аквапланирование происходит на большой скорости и в самый неподходящий момент. Например, перед поворотом. В этом случае вам придется попытаться остановить машину нажимая плавно педаль тормоза и корректируя движение автомобиля с помощью рулевого колеса (если конечно это будет возможно).


Но и в этом случае вы должны держать себя в руках и не паниковать. То есть ни в коем случае не делайте резких движений рулевым колесом и не нажимайте резко педаль тормоза. Все движения должны быть плавными и медленными.

Как избежать аквапланирования автомобиля?


Когда ваш автомобиль начинает аквапланировать, то вы в большинстве случаев из водителя фактически превращаетесь в пассажира, поскольку перестаете контролировать автомобиль в буквальном смысле. Поэтому лучший способ действий- это предотвратить аквапланирование.

Есть несколько золотых правил, которые следует соблюдать чтобы уменьшить риск аквапланирования автомобиля во время движения.

Во-первых, всегда учитывайте дорожные условия. Если на дороге, например, вы увидите большую лужу или пошел сильный ливень обязательно снизьте скорость автомобиля. Во время дождя вы также должны избегать движения по затопленным участкам дороги. Особенно по глубокой колее, где обычно скапливается много воды.

Снижая скорость, вы даете шинам автомобиля больше возможности для отвода воды и сохранения пятна контакта. Помните, что чем медленней движется машина, тем меньше накапливается избыточной воды под колесами. Соответственно снизив скорость вы по сути увеличиваете пятно контакта шин с дорогой.

Конечно, чтобы избежать аквапланирования автомобиля вы также должны следить за состоянием покрышек. Изношенные или поврежденные шины менее эффективны при рассеивании воды с дорожной поверхности. Поэтому в случае если глубина протектора шин не соответствует установленной минимальной норме, вы должны заменить покрышки на новые, иначе существует огромный риск аквапланирования.