Какое масло заливать в ГУР Какое масло заливать в ГУР. Принципы замены жидкости в гуре Видео о том, как заливать недостающее масло в гидроусилитель

Как правило, автомобилисты различают жидкости для системы гидроусилителя руля по цвету самой жидкости. Стоит обратить внимание, что реальные отличия жидкости для ГУР заключаются не в ее цвете: сами жидкости могут иметь различный состав, отличаться по показателям вязкости, наличию присадок, типу базы. Жидкости одного и того же цвета могут быть принципиально разными, а значит, смешивание их приведет к негативным результатам. Говорить о том, что если в систему залита жидкость желтого цвета, то можно спокойно заливать в нее другую жидкость желтого цвета, в корне неверно.

Цвета жидкости ГУР

1. Красный

Жидкости для ГУР красного цвета принадлежат к семейству Dexron. Однако автомобилистам стоит принимать во внимание, что жидкости красного цвета синтетического и минерального происхождения ни в коем случае нельзя смешивать друг с другом. Существует несколько разных видов Dexron-ов, однако все эти масла относятся к ATF-классу и применяются в основном для АКПП (для ГУР - намного реже).


Жидкости для ГУР желтого цвета, как правило, используются в автомобилях производителя Mercedes.


3. Зеленый

Жидкости зеленого цвета для ГУР обычно используют такие концерны, как Peugeot, Citroen, VAG и некоторые другие. Такие жидкости не применяются для АКПП. Однако стоит помнить, что синтетические и минеральные жидкости зеленого цвета смешивать в одной системе недопустимо.

Минеральные или синтетические жидкости для ГУР?

Для системы ГУР выбор между минеральными и синтетическими жидкостями вряд ли будет уместным. Важная особенность гидроусилителя руля заключается в том, что в этой системе находится огромное количество резиновых деталей, для которых синтетика не подходит. Синтетические жидкости чересчур агрессивны для деталей, созданных на основе натуральных каучуков. Заливаться синтетические жидкости могут только в такую систему ГУР, где все детали разработаны с учетом использования жидкостей такого типа и имеют специфический состав. Если в инструкции к вашему авто нет информации о том, что для его ГУР необходимо использовать синтетическую жидкость, значит, применять можно только минералку.

Можно ли смешивать разные жидкости для ГУР между собой?

Разные жидкости для ГУР действительно можно смешивать между собой. Однако, если вы не хотите навредить системе гидроусилителя, необходимо позаботиться о соблюдении определенных правил:

  • синтетические жидкости никогда не смешиваются с минеральными;
  • если в системе используется зеленая жидкость, заливать в нее жидкость другого цвета запрещено;
  • смешивать между собой можно минеральные жидкости красного и желтого цветов.

Интервалы замены жидкости для ГУР

Для ГУР большинства автомобилей используются исключительно жидкости PSF. Проверять состояние жидкости гидроусилителя руля необходимо каждые 10 тысяч километров пробега. Многие автомобилисты, а также специалисты в сфере авторемонта отмечают, что, как правило, замена масла ГУР требуется через каждые 40-50 тысяч километров пробега. Однако, если вы не уверены в том, что в вашем авто залита правильная жидкость, или при проверке авто жидкость отдает запахом гари - ее лучше сменить.


Кроме того, менять жидкость в ГУР необходимо, если:

  • при движении авто во время поворота руля вы слышите мяукающий звук (будто мокрая резина трется о металлическую поверхность);
  • во время стоянки авто при повороте руля чувствуется едва заметный его провал.

Помните, что только качественная проверенная жидкость, своевременная ее замена и грамотный уход за системой гидроусилителя руля могут гарантировать исправную работу автомобиля.

Появление в конструкции автомобиля гидравлического усилителя руля прибавило маневренности и управляемости. Отразилось это на безопасности на дороге – когда нет необходимости концентрироваться на приложении значительных усилий к рулевому колесу, водителю проще сосредоточиться на дорожной обстановке.

ГУР – сложная техническая система, нуждающаяся в периодическом обслуживании и ремонте.

При проведении таких мероприятий нередко требуется замена или доливка жидкости. Здесь автомобилистов поджидают трудности – оригинальные материалы у официальных дилеров стоят дорого и не всегда есть в продаже, а правильный выбор из разнообразных предложений производителей автохимии, заполнивших полки магазинов и страницы интернет-ресурсов, сделать непросто.

Жидкости для гидроусилителя.

Несмотря на приставку «гидро» в усилителе рулевого управления используется не вода, а различные виды масел. Решают они несколько задач:

  • Являются рабочей средой, давление в которой обеспечивает усиление рулевого воздействия;
  • Обеспечивают смазку деталей системы и уменьшают скорость износа поверхностей трения;
  • Благодаря эффективному отводу тепла снижают вероятность перегрева;
  • Защищают детали системы коррозии.

Функционально жидкости ГУР близки к используемым в автоматических коробках передач. Пожалуй, единственным отличием является способность смазочных материалов АКПП создавать для фрикционов повышенные значения трения покоя.

Фактически, даже пакеты присадок в этих маслах выглядят аналогично и содержат:

  • Добавки, снижающие трение пар (металла по металлу, резине и каучукам, полимерам, в особенности, фторопласту).
  • Вещества, стабилизирующие вязкость.
  • Присадки, оказывающие антикоррозионное воздействие.
  • Компоненты, улучшающие непосредственно качеств основы при различных условиях – противоокислительные и противопенные, красители и пр.

В ATF (Automatic Transmission Fluid) вводятся дополнительно присадки, противодействующие проскальзыванию и износу фрикционов коробки передач. Из-за необходимости использовать для фрикционов из разных материалов строго определенных веществ в составе масла появился огромный ассортимент смазок для АКПП.

Следует отметить, что такая незначительная разница в составах PSF (для гидроусилителей) и ATF (для коробок-автоматов) позволяет говорить о возможности использования последних для заливки в ГУР. Дополнительные присадки, ввиду отсутствия фрикционов, значительного влияния на работу механизма не оказывают. Такое положение учитывают, например, японские автопроизводители, которые применяют в рулевом управлении те же масла, что и в автоматических коробках.

Иной подход у европейских автоконцернов. Они настаивают на использовании в гидроусилителях специализированных жидкостей, причем оригинальных, однозначно определенных для каждой модели авто. Иначе как попыткой привязать к себе покупателя это не назовешь – все механизмы системы отлично функционируют при заливке любых, подходящих по техническим характеристикам.

Виды жидкостей для усилителя руля.

Для масляных составов, используемых в гидроусилителях, как для всех подобных материалов, основным отличительным признаком является тип основы. Производятся они как на минеральной, так и на синтетической основе. Специфика их применения определяется химическими свойствами, прежде всего, воздействием на резиновые детали, входящие в состав системы. Синтетические смазки более агрессивны по отношению к изделиям на основе натурального каучука и его производных, поэтому использовать их вместо минеральных в гидроусилителях нельзя. Обратная замена (применение минеральных масел вместо синтетических) допускается, когда их характеристики аналогичны.

Вообще в ГУР синтетические смазки применяются крайне редко, в основном в новейших моделях автомобилей. Спецификация в обязательном порядке приводится в технической документации. Эксперты рекомендуют использовать в гидроусилителе (если не обговорено особо) составы на минеральной основе.

Другие отличия жидкостей для гидроусилителей.

Разработчики при проектировании систем автомобиля закладывают определенные характеристики расходных материалов. В случае с маслами для усилителя руля к ним относятся:

  • Вязкость, в том числе кинематическая;
  • Гидравлические, механические, температурные и прочие параметры.

Ориентироваться при выборе необходимо на приведенные производителями авто спецификации. Кроме того, следует учитывать и специфические эксплуатационные свойства материалов:

  • Безопасность. В процессе эксплуатации неизбежны нагрев и испарение жидкости. Часть паров, попадающая в салон не должна оказывать негативного воздействия на здоровье водителя и пассажиров. Чтобы выбрать качественный продукт, требуется проверить сертификат производителя.
  • Устойчивость к температурным воздействиям. Ввиду возможного значительного нагрева рабочая среда ГУР должна выдерживать такое воздействие (вплоть до температур, превышающих 100 градусов) без существенного изменения эксплуатационных свойств – вязкости, консистенции.

На практике автомобилисты производят подбор масла по цвету. Производители выпускают продукцию для использования в усилителях трех цветов с различными оттенками:

  • Красного. Как правило, так окрашены смазки Dexron или обычные ATF. Автомобилистам следует знать, что Dexron (Декстрон) – не название бренда, а спецификация (стандарт) определяющая свойства. В усилителях руля применяют материалы Dexron II, IIE, III, VI. Выпускаются смазки на минеральной, синтетической и полусинтетической основе (даже при схожих цветах смешивать их между собой нельзя). Оптимальным выбором по различным критериям являются Mannol Dexron III Automatic Plus, Febi 32600 Dexron VI,. Многим спецификациям производителей для использования в ГУР соответствуют такие ATF как ATF 320 Premium от Mobil, Motul Multi ATF, Top Tec ATF 1100 и 1200 производства Liqui Moly и др.

  • Желтого. PSF, использующиеся преимущественно на автомобилях Mercrdes. Допускается, при необходимости совместное использование с красными (в зависимости от типа основы).

  • Зеленого. Включают PSF и универсальные жидкости для гидравлического оборудования авто (Multi Hydraulic Fluid – MHF). Чаще всего имеют специальные пакеты присадок, изготавливаются как на минеральной, синтетической и полусинтетической основе. Допускается смешивание между собой в зависимости от типа основного компонента, с образцами других цветов – не допускается. Применение в ГУР автомобиля возможно, только если имеется явное указание производителя. Сюда относятся Multi HF, выпускаемая Motul, Pentosin CHF 11S, Hydraulic PSF Fluide (продукт от Ravenol, все шире применяющийся на отечественных авто), Zentralhydraulik-Oil от LIQUI MOLY.

Что касается применения того или иного масла в конкретных марках и моделях авто, руководствоваться необходимо документацией завода-изготовителя и использовать замены только в случае, когда оригинальные расходники применять невозможно.

Варианты для популярных в России автомобилей сведены в таблицу.

Модель Рекомендации производителя Варианты жидкостей
Hyundai Solaris (Хендай Солярис) Смазки спецификации PSF-3 Любые, соответствующие спецификации PSF-3, например Ravenol Hydraulic PSF Fluide. Dexron III или IV любого производителя.
Ford Fusion (Форд Фьюжн) Оригинальное Ford DP-PS Dexron III (Mobil ATF 320, Top Tec ATF 1100)
Ford Focus 2,3 (Форд Фокус) Зеленые – спецификация WSS-M2C-204-A2 LIQUI MOLY Zentralhydraulik-Oil
Красные - спецификации WSA-M2C-195-A, WSS-M2C-938A
Mercon LV XT-10-QLVC, TopTec ATF 1100, Mobil ATF 220 (320), Castrol ATF D2 (D3)
Renault Logan ELF RENAULTMATIC D2, D3 Жидкости спецификаций Dexron II, III, VI
Chevrolet Lacetti, CRUZE Dexron II,III,VI Материалы, соответствующие спецификациям
Mitsubishi Lancer Dia Queen PSF Mitsubishi ATF 220 Mobil, Dexron VI, II/III
Kia Rio 3 Материалы спецификаций PSF-3, PSF-4 Любые, соответствующие спецификациям
Toyota Camry (Тойота Камри) Toyota PSF-EH Для замены подойдут материалы Dexron III
Лада Приора, Веста, Гранта Pentosin Hydraulik Fluid CHF 11S-TL (VW52137) Аналоги, например Mannol CHF-11S
MAZDA 3 оригинальная ATF M-III или D-II -
AUDI VAG G 004000 М2 -
RENAULT LOGAN Renaultmatic D3 или Matic G3 марки Elf -
Honda Оригинальные PSF, PSF II -
Saab 9-5, 9-3 Pentosin CHF 11S -
BMW Pentosin chf 11s (оригинал), Febi S6161 (аналог) -
Volkswagen Passat VAG G 004000 М2 -
Geely MK DEXRON II или DEXRON III -

Руль с гидроусилителем делает комфортным управление автомобилем. Многие водители мечтают иметь автомобиль с ГУРом. Но наличие гидроусилителя не только повышает комфорт, но и добавляет забот по уходу за машиной. Необходимо знать, какую жидкость для гидроусилителя руля можно использовать, как часто ее менять. В статье рассматриваются эти вопросы, дается инструкция по .

[ Скрыть ]

Какой должна быть жидкость для ГУР?

Семейство масел желтого цвета заливается в систему ГУРа. Желтая жидкость может использоваться в АКПП и заливаться в механическую коробку передач. Это универсальная жидкость для системы управления руля.

Жидкость ГУР зеленая, как и красная, может иметь быть как минеральной, так и синтетической. Применять ее можно только в механических КПП.

Можно смешивать масла разных производителей, если они совпадают по своим характеристикам, так как предусмотрена их взаимозаменяемость. При смешивании следует обращать внимание на цвет. Если смешать зеленую и желтую жидкость, она может пениться, поэтому при замене следует промывать полностью систему.

Возможно применение АТФ для гидроусилителя руля, так как оно отличается от масла для ГУР лишь наличием дополнительных присадок, которые нужны для фрикционов АКПП. В ГУРе отсутствуют фрикционы, поэтому наличие присадок для них не влияет на эксплуатационные характеристики. Оригинальная жидкость ГУР PSF 3 подходит для большинства систем управления рулем (автор видео — Stanislav Lub).

Что лучше заливать в гидроусилитель руля?

На рынке представлен широкий выбор жидкостей для гидроусилителя руля, которые отличаются не только составом, но и производителями. Чтобы правильно выбрать масло, нужно знать, какие свойства должна иметь качественная смазка.

Масло для ГУР должно иметь следующие свойства:

  1. Быть безопасным для водителя при эксплуатации. Во время работы механизма масло нагревается, выделяются пары, которые должны быть безопасны для здоровья человека. Качество масла должно подтверждаться сертификатом.
  2. Качественная смазка должна быть устойчивой к высоким температурам. Она не должна терять своих свойств при повышении температуры выше 100 градусов, оставаться той же консистенции. Если масло станет густым, руль будет трудно крутить. Это грозит выходом из строя системы гидроусилителя.
  3. Некоторые производители обещают, что ресурса масла достаточно на весь период эксплуатации гидроусилителя руля. Но на практике жидкость со временем меняет свой цвет, часть ее испаряется, она может вытекать через уплотнительные кольца. Поэтому через несколько лет необходимо либо доливать масло в ГУР, либо полностью менять.

Лучше заливать ту жидкость, которую рекомендует завод-изготовитель вашего авто.

Перед тем, как заменить жидкость в ГУРе, нужно внимательно изучить характеристики приобретенного для замены продукта. Марка жидкости гидроусилителя руля может быть любой, важно, чтобы она отвечала требованиям, предъявляемым к маслам для гидравлических систем рулевого управления. Нужно помнить о допустимых вариантах смешивания жидкостей. При соблюдении правил эксплуатации руль будет поворачивать колеса автомобиля без усилий со стороны водителя.

В каких случаях следует менять масло для ГУР?

Срок, когда менять жидкость гидроусилителя руля, зависит от интенсивности эксплуатации, какой нагрузке подвергается авто, и стиля вождения. Меняется жидкость в промежутке от 60 тысяч до 120 тысяч километров пробега. Если средний пробег за год составляет 10-20 тысяч километров, то жидкость меняется один раз в 2-3 года. Некоторые водители считают, что менять смазку следует, когда начнутся проблемы с ГУРом.

Показателем необходимости замены масла является его состояние. Для проверки нужно отвернуть крышку бачка ГУРа и капнуть несколько капель на светлую поверхность: вату, салфетку, стекло и др. Жидкость должна быть прозрачной без посторонних частиц и примесей. Запах не должен напоминать горелое масло. Если структура и цвет смазки изменились (можно сравнить с новым маслом), то его желательно заменить.

Инструкция по замене своими руками

Замена жидкости ГУРа своими руками — процедура несложная, поэтому выполнить ее может любой автолюбитель. Важно запастись всем необходимым заранее, тогда процесс займет немного времени.

Инструменты и материалы

Перед тем, как заменить жидкость в ГУРе, нужно приготовить необходимый инструментарий и материалы:

  • крестообразную отвертку;
  • гаечный ключ на «10»;
  • плоскогубцы;
  • подрезанный шприц на 20 мл;
  • отрезок капилярной трубки;
  • чистую ветошь;
  • воронку;
  • емкость для слива рабочей жидкости;
  • новую жидкость ГУР.

Объем масла в системе ГУР составляет около 1 литра. По времени процесс замены займет не более часа.

Этапы

Процедура замена масла в системе ГУРа состоит из этапов:

  1. Сначала нужно снять крышку с бачка системы гидроусилителя.
  2. Под крышечкой находится фильтр, который можно достать двумя пальцами, слегка его повернув. Вынув его из горловины, очищаем от налета и грязи. Можно воспользоваться для этих целей спреем-очистителем.
  3. Выкачиваем масло с помощью большого шприца. Если шприца нет, то можно использовать шланг. Аккуратно втянув воздух, опускаем край шланга ниже уровня бачка. Сливаем жидкость в приготовленные емкости.
  4. Освободив бачок от жидкости, нужно слить оставшуюся часть в насосе и шлангах. Снимаем оба шланга: один, идущий на насос, другой с обратки бачка. Для этого снимаем патрубок с бачка, сжимая усики хомута плоскогубцами и повернув хомут на 4 см. Перед тем, как слить жидкость из системы, нужно приготовить тару. Конец шланга опускаем в тару для слива. Чтобы слить все остатки масла, можно на несколько секунд запустить мотор и повернуть руль до упора.
  5. Когда слита жидкость, вставляем воронку в шланг, идущий от бачка к насосу, и вливаем немного масла. Вместо воронки можно воспользоваться пластиковой бутылкой. Место соединения шланга и воронки лучше обмотать изолентой, чтобы исключить течь. Воронку следует прикрутить проволокой, чтобы она не падала. Наливать жидкость нужно понемногу.
  6. Периодически садимся за руль и проворачиваем его до упора. Каждый раз смотрим, какая жидкость сливается в емкость. Вливаем масло до тех пор, пока не потечет новое. Это означает, что жидкость ГУРа полностью заменилась.
  7. После этого вынимаем воронку и подсоединяем обратно шланги, закручиваем хомуты.
  8. Заливаем масло до максимального уровня жидкости в бачке гидроусилителя руля. Закрутив крышку на бачке, запускаем двигатель и вращаем руль до упора. Каждый раз контролируем уровень масла в бачке и снова доливаем его при необходимости. Повторяем процедуру, пока жидкость не останется на нужной отметке.
  9. На завершающем этапе вставляем фильтр и окончательно закручиваем крышку на бачке.

Многие современные автомобили оснащены системой гидроусилителя руля, но сравнительно недавно автомобилисты могли об этом только мечтать. И вот, когда в вашем распоряжении появилось подобное транспортное средство, нужно иметь представление о том, какую именно жидкость нужно заливать в данную систему и как часто следует осуществлять ее замену. Сразу обозначим, что для продолжительной и эффективной эксплуатации этого механизма стоит использовать строго качественное и оригинальное масло.

Жидкость в гидроусилителе – зачем она нужна?

Гидроусилитель руля способен сделать процесс управления машиной максимально комфортным, так как без затруднений можно будет вращать одним пальцем. Именно масло в ГУР позволяет добиться таких эксплуатационных характеристик.

От того, какая жидкость используется для усилителя руля, во многом зависит эффективность работы этого узла. Обратите внимание, что здесь нужно использовать специализированное масло, в составе которого присутствуют некоторые уникальные в своем роде присадки, отличающие моторное масло.

Куда, сколько и какую жидкость заливать в усилитель руля?

Изначально масло должно заливаться в соответствующий бачок, а только после этого посредством специального насоса оно будет перемещаться по контуру системы. Примечательно, что использование некачественных жидкостей может привести к выходу из строя многих деталей рулевого механизма. Именно они обеспечивают смазку узлов и деталей, что дает возможность избавиться от следов проявления коррозии.

Гидроусилитель руля устроен таким образом, что многие детали вынуждены постоянно испытывать на себе силу трения, и именно посредством технической жидкости удается справиться с отводом тепла. Важно понимать, что любое масло выступает в качестве основы, а главные его качества зависят от того, какие именно присадки были применены.

Какие жидкости бывают?

Надо иметь представление о том, какие жидкости стоит заливать в гидроусилитель руля, а какие использовать категорически запрещено. Визуально определить ATF масло несложно по его цвету, вязкости и производителям. Масла могут быть на минеральной или синтетической основе, как и моторное.

Жидкость для гидроусилителя руля чаще всего применяют именно на минеральной основе. Оправдано это тем, что в данном узле присутствует достаточно большое количество деталей из резины.

Со временем они могут рассохнуться, особенно, если машина эксплуатируется довольно интенсивно. Именно минеральное ATF масло для усилителя руля позволяет избавиться от этого негативного момента, чего нельзя добиться, если использовать моторное. Теперь стало понятнее, какое масло можно лить в ГУР.

Какая же причина использования синтетических масел в ГУР? Их целесообразно применять только тогда, если производитель автомобиля указал на это, хоть на практике такое встречается крайне редко. В составе этой технической жидкости присутствуют каучуковые волокна, и именно они способны негативно влиять на все резиновые детали системы.

Если такое масло заливать в автомобиль, производитель которого указал на использование минеральных смазок, то его надо слить и залить рекомендуемую жидкость, так как в противном случае эксплуатационный срок существенно уменьшится. Сколько жидкости заливать – строго индивидуально для каждой машины.

Синтетическое ATF масло гидроусилителя достаточно часто используется в технических автомобилях, где присутствует ГУР, и производитель рекомендует использование именно этой жидкости, а моторное масло не подойдет.

Жидкости можно смешивать, но только одного типа и в случае, если они еще не выработались, сколько ее нужно – указано на этикетке. Современные масла для ГУР имеют определенный цвет, что является своего рода памяткой для водителя.

Как правило, эти ATF масла бывают зелеными, желтыми и оранжевыми. Перед доливкой нужно посмотреть, какая именно смазка уже залита, и доливать нужно жидкость ГУР такого же цвета.

Недопустимо смешивать между собой синтетические и минеральные ATF смазки, так как они имеют в своем составе разные присадки, несовместимые между собой.

Какая смазка и сколько ее нужно для ГУР?

На рынке можно нередко нарваться на поддельные ATF масла, при этом объем в упаковке может не соответствовать заявленному. Дабы не столкнуться с такими проблемами, целесообразно покупать его у проверенных продавцов. Также нужно иметь представление о том, каким требованиям должна соответствовать действительно качественная смазка.

В первую очередь она должна обеспечивать безопасность для водителя. Заливаемый объем жидкости неизменно регламентирован производителем. Теоретически можно залить меньше, но не больше жидкости, но стоит соблюдать указанный уровень, иначе ATF не сможет эффективно работать. Смазка от разных производителей имеет отличные друг от друга характеристики, хоть по большому счету оно схоже.

Во время работы смазка существенно нагревается, и выделяются пары, которые не должны быть опасны для здоровья. Обращайте внимание на характеристики жидкости при покупке и просите у продавца сертификат качества. Можно использовать проверенные многими автомобилистами варианты, о которых пишут на тематических форумах.

Масло для ГУР должно обладать возможностью противостоять достаточно высоким температурам, поскольку в противном случае система выйдет из строя. Если жидкость будет предельно низкого качества, то в процессе эксплуатации она может попросту свернуться при первом же перегреве.

Очень важно, чтобы даже при интенсивной эксплуатации не изменялась изначальная консистенция. В противном случае может существенно снизиться управляемость транспортным средством, ГУР выйдет из строя. Определить это можно, если неожиданно рулевое колесо стало крутиться с большими усилиями.

Нередко автопроизводители указывают на то, что масло гидроусилителя заливается один раз на весь эксплуатационный срок транспортного средства, однако на самом деле время от времени его следует менять. За границей автомобили эксплуатируют намного меньше, чем в нашей стране. Если вы ездите на старой иномарке, то столкнуться с заменой масла в усилителе руля придется в любом случае. В ходе эксплуатации жидкость может не только изменить свой первоначальный цвет, но и даже изменить объем. При частых перегревах имеют место испарения. Из этого следует, что раз в несколько лет нужно проверять состояние масла в ГУР и его объем.

Заключение

Перед заливкой технической жидкости предварительно нужно детально изучить ее свойства, при этом обращать на это внимание стоит еще в магазине. Если приходится смешивать жидкости, то предварительно нужно удостовериться, что это не запрещено.

Заливать нужно только те масла, которые рекомендует производитель автомобиля, так как в противном случае ГУР может быстро выйти из строя. Если правильно обслуживать данный узел управления авто, то он будет исправно работать на протяжении многих лет, а вам останется только доливать жидкость.

Одним из важных моментов при обслуживании транспортного средства является правильный выбор смазочных жидкостей. Именно от них зависит рабочая эффективность отдельных узлов и агрегатов, а значит, лучше отдавать предпочтение надежным производителям, проверенным временем. Это утверждение касается и масла в системе ГУР, хотя многие автовладельцы понятия не имеют, как правильно его менять и с какой периодичностью это делать. На эти вопросы вы и найдете ответ в данной статье.

1. Как часто необходимо менять масло в системе ГУР

Достаточно чувствителен к качеству рабочей жидкости, поэтому, каким бы хорошим ни казался заливаемый смазочный состав, его все равно необходимо периодически менять. Конкретных рекомендаций касательно регулярности этого процесса не существует, однако периодическую проверку уровня смазки все же стоит проводить (обычно при каждом техосмотре). В случае необходимости масло доливают.

Некоторые отечественные специалисты по ремонту гидроусилителей немного иначе относятся к данному вопросу. На их взгляд, учитывая эксплуатационные условия и пробег автомобиля, замену смазочной жидкости ГУР следует проводить один раз в два года (если пробег машины составляет 5000-8000 км в год). Кроме того, при каждой замене масла также следует менять и фильтрующий элемент (на тех моделях автомобилей, где он установлен).

Если эксплуатация автомобиля проходит в очень интенсивном режиме, тогда менять масло нужно при потемнении жидкости или появлении запаха гари. В среднем, замену масла в системе гидроусилителя руля проводят один раз в год или по прохождении машиной 30 000 километров. Конечно, это не является единственно правильным показателем, ведь многое в этом вопросе зависит от качества используемого вами масла.

Как же автовладельцу понять, что пришло время сливать смазочную жидкость? Здесь существует несколько характерных признаков, свидетельствующих о том, что день «Х» настал. Во-первых , водитель наверняка заметит изменения в работе руля, так как придется прикладывать на рулевую систему несколько больше усилий. Второй и самой характерной причиной замены масла является изменение цвета смеси. Конечно, чтобы определить этот факт, необходимо открыть бачок ГУР, взять оттуда несколько капель смазочной жидкости и нанести их на светлую поверхность (на эту роль хорошо подойдет белая салфетка или лист бумаги), в крайнем случае можно просто капнуть себе на палец. Обратите внимание на состав жидкости и наличие в ней посторонних примесей.

Чаще всего к ним относятся мелкие частицы других сильно износившихся деталей и грязевые отложения. Если таких чужеродных элементов достаточно много, тогда лучше не доливать свежее масло, а полностью заменить его. При соответствии нормальным показателям (смазка полностью прозрачная и не имеет запаха гари) можно просто долить жидкость до требуемого уровня.

2. Какое масло заливать в гидроусилитель

Некоторые автовладельцы привыкли выбирать масло для ГУР исходя из цвета этого состава. Однако реально оценить свойства той или иной жидкости с учетом только одного критерия, конечно же, нельзя. Вязкость масла, тип базы и виды присадок разных составов одинакового цвета могут оказаться совсем разными. Поэтому нельзя утверждать, что если раньше использовалось красное масло, то доливать можно только красную жидкость, ведь даже в этом случае эффективное смешивание может и не произойти.

Существует три цвета смазочной жидкости, использующейся в работе гидроусилителя руля:

Красный (масло относится к семейству Dexron, которые, в свою очередь, принадлежат к классу ATF – жидкостей для автоматических коробок передач, а в некоторых случаях и ГУР). Минеральные и синтетические масла красного цвета нельзя смешивать.

Желтый – зачастую применяется в автомобилях марки «Мерседес»;

Зеленый цвет масел для ГУР больше характерен для систем автомобилей концерна VAG, Пежо, Ситроен и некоторых других. Для автоматических коробок передач этот вид не подходит. Также нельзя смешивать зеленую «минералку» и такую же синтетику.

Что же лучше выбрать: минеральную или все-таки синтетическую смазочную жидкость? Нужно отметить, что в отношении ГУР такие споры абсолютно неуместны, ведь в этой системе очень много резиновых деталей, а синтетика намного агрессивнее воздействует на них, из-за чего ресурс элементов существенно сокращается. Поэтому, прежде чем лить в систему данный вид масла, нужно убедиться, что ее резиновые составляющие хорошо взаимодействуют с ним и имеют особый состав.

Лишь в редких случаях для ГУР используются синтетические масла. Намного чаще они применяются в автоматических коробках передач, поэтому правильнее всего использовать только минеральные составы, конечно, если в инструкции нет других требований.

Более того, если вы не хотите навредить своей системе гидроусилителя руля, тогда придется соблюдать некоторые правила ее обслуживания. Во-первых, запомните: смешивать желтые и красные масла можно, а вот составы зеленного цвета ни в коем случае нельзя доливать к уже имеющимся желтым или красным. Во-вторых, запрещается смешивать «минералку» и «синтетику».

Масла для системы ГУР и отличаются друг от друга только наличием дополнительных присадок в последнем варианте. Они как раз и предназначаются для фрикционов коробки-автомат, которые в рулевом управлении отсутствуют. Наличие подобных «дополнений» никак не сказывается на работоспособности механизмов гидроусилителя руля, поэтому трансмиссионные масла для АКПП можно спокойно использовать для их смазки. Например, японские производители уже давно применяют только один вид масла и для ГУР, и для АКПП, в то время как их европейские коллеги настаивают на том, что для их авто необходимо использовать только рекомендованные ими же жидкости.

Некоторые автолюбители считают, что это банальный маркетинговый ход, и если залить в ГУР качественное, но не оригинальное масло, то это никак не скажется на работоспособности и рабочем ресурсе системы. К примеру, одинаковые насосы компании ZF будут хорошо работать на разных машинах и с разным типом масел, утвержденных самым производителем. В такой ситуации получается, что смазочные жидкости зеленного и желтого цвета одинаково хорошо подходят для работы гидроусилителя, а вся разница только в цвете.

Однако на практике все оказалось не так чудесно, и в отдельных случаях при их взаимодействии начала появляться пена. Правда, решить эту проблему совсем несложно, просто необходимо хорошенько промыть систему перед использованием масла другого цвета.

Смешивание минеральных масел типа Dexron и смазочных жидкостей для ГУР показало, что они достаточно хорошо сочетаются между собой, и никакие побочные явления не проявляются. Другими словами, имеющиеся в составах присадки не конфликтуют друг с другом, а соединяясь в новой смеси, продолжают выполнять свои функции.

Если вы не уверены, какое масло точно подойдет для системы ГУР вашего автомобиля, загляните в руководство по его технической эксплуатации. Там должно быть отмечено, какую смазку и как заливать ее в гидроусилитель. В некоторых случаях даже название фирм-производителей указывается, и если найти в магазине нужный товар не удастся, в сети Интернет он точно должен быть.

Также можно воспользоваться информацией, нанесенной на крышку бачка ГУР: зеленая наклейка – это «Pentosin», а если присутствует надпись «Декстрон», то АТФ. Найти второй вариант – не проблема, так как его выпускает достаточно большое количество различных производителей, а вот с «Pentosin» могут возникнуть некоторые проблемы. Во-первых, его стоимость выше, а во-вторых, найти его очень сложно, и в большинстве случаев приходится покупать MANNOL CHF. Однако надо сказать, что универсальные составы значительно уступают качеству масел, предназначенных специально для ГУР, что может оказаться причиной поломки системы.

3. Замена масла в гидроусилителе руля

Предположим, вы уже выбрали нужный состав (в количестве 2 л) и готовы переходить к непосредственной замене масла ГУР. Однако, помимо нового смазочного материала, вам потребуются и определенные приспособления для проведения данного мероприятия. К ним относятся:

- шприц для откачки отработанного масла (объемом не меньше 20 кубов);

Небольшая резиновая трубка, которая будет плотно надеваться на носик шприца;

Емкость для слива старой смазочной жидкости;

Плоскогубцы и отвертка;

Домкрат;

Перчатки и чистые тряпки.

На первом этапе необходимо полностью слить отработанную смазку с бачка ГУР, не забыв при этом отсоединить от него обратный шланг, с помощью которого и осуществляется слив остатков старого масла, с последующей промывкой системы. Чтобы получить доступ к бачку, снимите его крышку и подготовьте емкость для удаления отработанного масла. После этого наденьте на шприц резиновую трубку и опустите ее второй конец в бак. Таким образом, все содержимое бачка извлекается.

Выполнив откачку смазки, отсоедините патрубок подачи жидкости в систему и, подставив пустую емкость, слейте остаток масла. Надо сказать, что на этом этапе могут возникнуть определенные трудности. Дело в том, что снять патрубок иногда бывает очень сложно, и приходится демонтировать весь бачок.

В принципе, теперь можно залить в систему новый, «свежий» смазочный состав, но лучше всего сделать это после промывки всех механизмов, чтобы остатки старого масла не попали в залитую жидкость. Для выполнения задачи понадобится еще 2-5 л масла. Учитывая не слишком дешевую стоимость такого смазочного материала, некоторые водители предпочитают обходиться без промывочных работ, но если загрязняющие вещества все же попадут в чистый состав, тогда придется снова менять смазку, причем раньше предположительного срока повторной замены.

Прежде чем залить новую жидкость для ГУР, прикройте отверстие в баке, к которому присоединялся патрубок. Для этих целей можно использовать любые подручные материалы, главное, чтобы они были относительно чистыми и хорошо подходили по размерам.

Кроме того, не забывайте следить за уровнем смазочной жидкости в системе. Как только с патрубка потечет заливаемое масло, значит, в системе его уже достаточно. Прикрутив патрубок на прежнее место, долейте оставшуюся жидкость в бак, закройте крышку и снимите машину с домкрата (естественно, для того чтобы провести процедуру, ее необходимо было поднять). На этом процесс замены масла в гидроусилителе руля можно считать завершенным.

Для добавки или разбавки масла в системе ГУР возьмите шприц и выкачайте из бака определенную часть смазочного материала, долив на его место новый состав. После этого нужно запустить мотор и повернуть руль несколько раз в разные стороны. Затем, заглушив двигатель, снова откачайте немного масла и долейте «свежего». Проделывать указанные действия нужно до тех пор, пока цвет жидкости не посветлеет.

Надо отметить, что для выполнения задачи понадобится два человека: один будет контролировать уровень смазочного материала, а второй запускать и глушить двигатель. Если в бачке установлен масляный фильтр – его также рекомендуют заменить, ну или хотя бы хорошенько промыть.

Существуют определенные «хитрости», позволяющие увеличить ресурс жидкости ГУР. Например, при высоких оборотах нельзя удерживать рулевое колесо в крайнем положении больше пяти секунд. Это неизбежно вызовет резкий скачок давления масла в системе и перегрев смазочной жидкости. Кроме того, по этой же причине нельзя слишком давить на руль, если боковая поверхность колеса упирается в препятствие. Для снижения нагрузки достаточно будет отвернуть руль в обратную сторону на пару сантиметров.

Опасно ездить на транспортном средстве с неисправным насосом прокачки масла ГУР. Длительный его застой и износ зубьев рейки приводят к утечке масла, а это значит, что система может в любой момент выйти из строя.