Какие шины устанавливаются на зил 111. Выставка правительственных автомобилей: От Никиты Хрущева до Константина Черненко. Гараж Леонида Брежнева

Автомобиль ЗИЛ-111 считался во времена СССР представительским автомобилем высшего класса. Его опытные образцы экспонировались в Москве на Выставке достижений народного хозяйства ещё в 1956 г. Он назывался также «Москва» и представлял собой шасси ЗИС-110 с полностью новым кузовом.

Отличительные особенности этого прототипа — гнутое (не панорамное) ветровое стекло, задние петли задних дверей, очень массивные клыки буферов. По габариту, базе и колее он оставался таким же, как прежний ЗИС-110. Однако его снаряжённая масса была больше — 2575 кг.

Затем группа специалистов ЗИЛа под руководством А. Н. Островцова создала полностью новую машину ЗИЛ-111: с кузовом, внешне трудно различимым с «Паккардом-кариббиен», с новым V-образным восьми-цилиндровым двигателем, гидромеханической трансмиссией. Этот автомобиль по принципиальным техническим решениям был идентичен ГАЗ-13. Масштабы его выпуска составляли 10-12 машин в год, в то время как «Чайку» делали по 150 экземпляров в год, и первые серийные ЗИЛ-111 завод изготовил в ноябре 1958 г.

Технические характеристики ЗИЛ-111

Технические особенности ЗИЛ-111: гидротрансформатор с коэффициентом преобразования 2,45, планетарная двухступенчатая коробка передач, панорамные лобовое и заднее стекла, независимая пружинная подвеска передних колес (развитие схемы ЗИС-110) с рычажными амортизаторами и зависимая рессорная задних с телескопическими. Подобно «Чайке», у ЗИЛ-111 были электрические стеклоподъёмники, омыватель лобового стекла, кнопочное управление трансмиссией, вакуумный усилитель в приводе тормозов, гидроусилитель руля, противотуманные фары, приёмник с автоматической настройкой. Кроме того, на машине предусмотрены опускная стеклянная перегородка позади переднего сиденья, дистанционное управление радиоприёмником с заднего сиденья, гидравлические толкатели клапанов.

Помимо базовой модели ЗИЛ-111 с семиместным кузовом лимузин выпускалась её модификация ЗИЛ-111А с установкой для кондиционирования воздуха в салоне. Эта машина тяжелей базовой на 150 кг, и её заднее стекло существенно меньше по площади.

Третья разновидность — ЗИЛ-111В с кузовом кабриолет. Она использовалась преимущественно в торжественных случаях: на парадах, встречах почетных гостей. В частности, на ЗИЛ-111В следовал 14 апреля 1961 г. из аэропорта в Кремль первый космонавт Ю. А. Гагарин.

Лимузин ЗИЛ-111 был довольно тяжёлым автомобилем: его снаряжённая масса достигала 2605 кг. Он развивал наибольшую скорость 170 км/ч, разгонялся с места до 100 км/ч за 23 с. расход топлива этой машиной: контрольный (наименьший) — 19 л/100 км, эксплуатационный — около 29 л/100 км.

Габариты автомобиля — под стать массе и расходу топлива: длина -6140 мм, ширина — 2040 мм, высота — 1640 мм; база — 3760 мм; колея колес: передних — 1 570 мм, задних — 1650 мм.

С декабря 1962 г. модель ЗИЛ-111 уступила место модернизированной машине ЗИЛ-111Г с кузовом лимузин. У неё изменилось главным образом внешнее оформление кузова, которое стало более строгим. Совершенно по-иному решён дизайн передней части кузова с четырьмя фарами. Двигатель и шасси были такими же, как у ЗИЛ-111.

Сохранилась, в частности, лонжеронная рама с Х-образной поперечиной и шинами размером 8,90-15″. Изменения внешнего вида и оборудование салона (кондиционер, отделка) сделали автомобиль длиннее на 50 мм и тяжелее на 210 кг. Наряду с лимузином ЗИЛ-111Г выпускался с 1964 г. и кабриолет ЗИЛ-111Д.

Читайте также:

  • Машина ГАЗ-66 "Шишига"
  • Автомобиль ЗАЗ-1102 "Таврия"

ЗиЛ-111 - советский легковой автомобиль, который использовался высшим руководством страны и важными лицами. Собирался в нескольких вариантах кузова, использовался на многочисленных парадах. Выпущен малым количеством экземпляров, что придаёт автомобилю уникальности.

История создания ЗиЛ-111

До середины прошлого столетия Советское руководство для передвижения использовало ЗИС-110. К концу 50-х годов машина морально и технически устарела, поэтому требовалась её замена. Стране нужен был новый транспорт, поддерживающий имидж крупного на мировой арене государства.

В 1948 спроектирована модификация 110-й модели, получившая индекс «М». Она сохранила прежнее шасси, но получила рестайлинговый кузов с современными очертаниями, присущими «Победе» 1948 года выпуска. Авто представляло собой опытный образец. Специалисты между собой называли его ЗИС-111, но в официальных документах такое название не указывалось.

В середине 50-х годов прошлого века дизайнер Валентин Ростков разработал новый проект государственной машины. По нему собрали новый образец с новым шасси. Разработкой нового шасси занималась команда под руководством А.Н. Островцева, который также руководил проектом ЗИС-110. Новая модель получила наименование ЗИС-111 «Москва». Неофициальные источники утверждали, что первые экземпляры седана получили шасси от 110-й модели.

Главное отличие от старого поколения - современный дизайн кузова. Он совместил в себе лучшие черты легкового транспорта премиум-класса от американских производителей Cadillac, Packard и Buick. Внешний вид получился банальным, в нём не было ничего уникального. До 1956 года собрали 2-3 экземпляра. Их показывали на многих отечественных выставках, но интереса у потребителей они не вызвали. В 1955 году американские аналоги перешли к новому дизайнерскому направлению, поэтому новый автомобиль уступал им по красоте.

Чтобы решить проблему, предприятие запустило конкурс на разработку дизайна машины. С разных уголков Союза поступило множество интересных вариантов. Окончательный выбор делали из двух предложений - Росткова и Льва Еремеева (работал на предприятии ГАЗ, разработал «Волгу» ГАЗ-21 и ЗИМ-13, который позже стал известен как «Чайка). Выбор сделали в пользу идеи Льва Еремеева, подготовив макет из пластилина в 1956 году. Валентин Ростков не принял проигрыша, поэтому в этот же год покинул своё место работы.

История выпуска ЗиЛ-111

Первый рабочий экземпляр собрали в 1961 году. Отличительными чертами стала облицовка радиатора, новые бампера, сдвоенные передние фары. Остальные дизайнерские решения сильно напоминали первоначальный вариант.

За год внешний вид изменили ещё сильнее: задние фары получили круглую форму, ветровое стекло получило новое оформление, рамы и молдинги заменили на новые, повысили мощность мотора. Если оценивать полную картину, то становится ясно, что основные дизайнерские решения взяты с Cadillac 61-го года выпуска. Выпуск маленькими партиями продолжался с 1962 по 1966 года.

На базе «Г» собрали несколько модификаций. Первой стала модель с индексом «В», которая получила открывающийся кузов. Название второй получило дополнение «Д». Авто представляло собой парадный фаэтон. Первый открытый ЗиЛ-111 собрали в начале 1963 года, когда закончился рестайлинг стандартной версии.

В конце апреля 1963 года Фидель Кастро в рамках визита в СССР посетил завод имени Лихачёва. Ему сделали официальный подарок - новый открытый автомобиль премиум-класса. Кастро отправился домой на самолёте, а его новый транспорт на Кубу доставили пароходом в руки посла СССР в этой стране. Он лично передал транспорт Фиделю Кастро уже на острове.

В последующий период собрали ещё несколько экземпляров. Четыре из них планировали применять на государственных торжествах и парадах. По информации завода, всего собрали 8 машин с индексом «Д». 7 ноября 1967 года состоялся дебют автомобилей на Красной Площади. Они приняли участие в параде к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. До этого времени в парадах принимали участие первые варианты 111-й модели, состояние которых не вызывало нареканий. В этот же год на заводе имени Лихачёва выпустили первую партию 114-й модели, которая отличалась строгим дизайном и качественной отделкой салона.

Фаэтоны 111Д применялись на военных парадах до середины 70-х годов. Для армии они окрашивались в серо-зелёный цвет. Их заменили современными на тот период кабриолетами ЗиЛ-117В. До конца 80-х годов списанные авто бережно хранились в гараже Министерства Обороны. В 1987 году их официально передали Управлению пожарной охраны Московской области, где они находятся в наши дни.

ЗиЛ-111Д числится ещё тремя экземплярами, кузов которых покрасили в чёрный цвет. Один автомобиль отправился в качестве подарка в ГДР, два других долго хранились на самом предприятии. Их дальнейшая судьба неизвестна. Главным «ноу-хау» отечественных продуктов стала кнопка автоматического открытия крыши. Людям того периода в дизайне запомнились антенны на задних крыльях. Они играли функциональную и декоративную роли. Всего произведено 112 машин всех модификаций.

Технические характеристики и устройство ЗиЛ-111

Изначально инженерами планировалось взять за основу шасси американских продуктов, а на них ставить кузов с обновлённым дизайном. Реализовать задумку не получилось из-за габаритов двигателя, поэтому пришлось вносить свои изменения. Длинную силовую установку старого поколения заменили на V-образную, чтобы снизить нагрузку на передние колёса.

Технические характеристики:

  • Длина - 6 140 миллиметров;
  • Ширина - 2 040 миллиметров;
  • Высота - 1 640 миллиметров;
  • Клиренс - 180 миллиметров;
  • Объём силовой установки - 6 литров;
  • Мощность силового агрегата - 200 лошадиных сил;
  • Коробка - автоматическая;
  • Привод - задний;
  • Максимальная скорость - 170 км/ч;
  • Объём топливного бака - 120 литров.

Мотор

Новый двигатель ЗиЛ-111 стал короче на полтора метра из-за двухрядного расположения восьми цилиндров. Массу снизили за счёт использования алюминия в производстве поршней и снижения количества шеек коленчатого вала с 8 до 4 (этого достигли благодаря помещению двух шатунов на одну шейку). Объём одного цилиндра составляет 5,969 литров. При 4 200 оборотах в минуту достигается мощность в 200 лошадиных сил, что на 60 больше, чем у 110-й модели.

Мощность повысили за счёт увеличения сжатия и улучшению наполнения цилиндров горючим (выпускные трубы укоротили, а головки цилиндров оснастили верхними клапанами). Не последнюю роль в улучшении мощности сыграло использование карбюратора нового поколения К-85. Он состоял из четырёх камер. Они начинали работать друг за другом в зависимости от скорости транспорта. Такое конструкционное решение снизило расход топлива при движении в городе и повысило максимальную скорость до 170 км/ч.

Особенностью автомобиля ЗиЛ-111 стала автоматическая коробка передач. Её называли новой, но до этого ею оснастили маленькую серию 21-й Волги. После этого она также применялась на Чайке.

Габариты

Конструкторы при создании авто старались уменьшить высоту, но оставить клиренс прежним. Также немаловажной деталью стало помещение сидений для пассажиров внутри колёсной базы. Уменьшение высоты улучшило устойчивость на дороге и аэродинамику на высоких скоростях. Задний диван увеличили в размерах.

Гидроусилитель

В конструкцию ЗиЛ-111 добавили ГУР. Это стало новинкой для отечественного легкового транспорта. Он упрощал вращение руля в четыре раза. Управлять машиной с таким дополнением стало проще. Также ГУР добавлял комфорт - при проезде по кочкам не чувствовались толчки в руле.

В устройство гидроусилителя вошли силовой цилиндр, золотник управления и масляный насос, которые соединялись с рулевым механизмом. Масляный насос лопастного вида двойного действия устанавливался в передней части мотора. За его работу отвечала ременная передача от шкива коленчатого вала.

Тормозная система

Состояла из двух систем - ножной и ручной. Благодаря ним водитель мог осуществить торможение с минимальным тормозным путём даже на высокой скорости. Ножной механизм оказывал воздействие на все колёса. Он дополнялся гидравлическим приводом с усилителем, что снижало требуемое от шофёра усилие при нажатии на педаль тормоза. За работу задних колодок отвечал один цилиндр, за работу передних - два цилиндра.

Сравнение ГАЗ 13 Чайка и ЗиЛ-111

Одно из основных отличий - молдинг. У Чайки он имеет яркое выражение, обозначенное выделенным рельефом. Дизайн молдинга 111-й модели проще, но придаёт транспорту характер стремительности. Спереди он выглядит более эмоциональным. Длина Чайки - 5,5 метров, а ЗиЛ-111 - чуть больше 6 метров.

Дерзости «111» придавали клыки на бамперах. Противотуманные фары получили прямоугольную форму. В декоративных целях эмблему и решётку радиатора покрыли позолотой. Чайка на фоне этого авто выглядела нежнее и спокойнее. Задние фонари обоих автомобилей сделаны в плавниковом стиле, но у Чайки они имеют более современный вид.

Объём силового агрегата Чайки меньше на пол литра, по мощности уступает на 5 лошадиных сил. Алюминиевых деталей в двигателе больше, поэтому вес меньше. Масса коробки передач меньше, несмотря на большее количество скоростей. За счёт меньшего веса Чайка разгоняется до 100 км/ч за 20 секунд, а ЗиЛ-111 за 23 секунды. Расход топлива у первой - 23 литра на 100 километров, у второй - 30 литров.

В основе интерьера Чайки лежат дизайнерские решения компании Packard. Приборная панель «111» тоже заимствована у американских коллег и не уступает по качеству. В отделке салона обоих машин использованы качественные и дорогие материалы, которые служили владельцам долгие годы при должном уходе. Чайка первая в истории российского автомобилестроения получила электрические стеклоподъёмники.

Популярность Чайки в России выше, чем у ЗиЛ-111. Она имела упрощённую конструкцию, не требовала тщательного ухода и дорогостоящего обслуживания. Преимущество объясняется сроком производства и количеством выпущенных экземпляров.

Какой можно сделать вывод?

ЗиЛ-111 - автомобиль премиум-класса СССР. Он запомнился многим жителям социалистического периода, использовался ведущим руководством страны. Многие люди мечтали о такой машине, но она была за гранью реальности ввиду мелкосерийного выпуска и чёткого предназначения определённым государственным структурам. Некоторые экземпляры сохранились до наших дней, они хранятся в частных коллекциях и стоят огромных денег. Люди стараются найти машины в плохом состоянии, чтобы отреставрировать их и привести в первоначальное состояние.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автомобиль ЗИЛ-111 высшего класса производился с 1958 по 1967 год на московском заводе Лихачева. Серийного выпуска как такового не было, всего собрали 112 машин разных модификаций

ЗИЛ-111 был разработан для замены устаревшего главного автомобиля советского государства - ЗИС-110, который уже не мог к концу 50-х годов выполнять представительские функции в достаточной степени. Необходимость обновления правительственного автомобильного парка назрела, и конструкторское бюро завода имени Лихачева получило директиву, которая предписывала в течение трех месяцев разработать новую, современную машину. Как водится, отечественные инженеры обратили свое внимание на последние модели американского автопрома, и вскоре появился проект под названием ЗИЛ-111.

Заокеанские прототипы

Новая модель имела более современные обводы, кузов был скопирован по частям с нескольких американских моделей средней и высшей категории: "кадиллака", "бьюика" и "паккарда". Однако в целом экстерьер машины оставлял желать лучшего, дизайн не впечатлял, не было той необходимой изюминки, которая делает автомобиль представительского класса стильным и эффектным.

Был объявлен дизайнерский конкурс, в результате которого появилось несколько новых решений. Все они основывались на американских моделях начала 50-х годов. В то время считалось хорошим тоном копировать зарубежные аналоги, но сходство должно было быть в определенных пределах, иначе со стороны американцев возникали претензии лицензионного характера.

В конце концов ЗИЛ-111 утвердили, и машину стали собирать на отдельном экспериментальном участке. Было решено создать несколько пробных образцов, а затем запустить модель в ограниченную серию. Главные сложности возникли при штамповке оперения, поскольку габариты передних и задних крыльев автомобиля выходили за обычные размеры. Пришлось создавать эксклюзивную оснастку и уже на ней изготавливать детали внешнего оформления.

ЗИЛ-111: технические характеристики

Ходовые и скоростные качества машины отвечали нормам, принятым для официального транспорта, обслуживающего правительственные структуры. В конструкции ЗИЛ-111 просматривалась внешняя атрибутика американских моделей среднего класса, большие стекла, задние крылья плавниковой формы, низкая посадка и легкие диспропорции в соотношении ширины автомобиля к его высоте. Шасси было рамным, поскольку удлиненная колесная база требовала повышенной прочности, которую не мог дать несущий кузов.

Габаритно-весовые параметры:

  • длина автомобиля - 6140 мм;
  • высота - 1640 мм;
  • ширина - 2040 мм;
  • передняя колея - 1570 мм;
  • задняя колея - 1650 мм;
  • база колесная - 3760 мм;
  • дорожный просвет - 210 мм;
  • масса снаряженного автомобиля - 2605 кг;
  • вместимость топливного бака - 120 литров.

Силовая установка

Двигатель ЗИЛ-111 атмосферный, карбюраторный, на бензине АИ-93.

  • Суммарный объем цилиндров - 5969 куб. см.
  • Конфигурация - V8.
  • Количество цилиндров - 8.
  • Число клапанов - 16.
  • Механизм клапанный - тип OHV.
  • Диаметр цилиндра - 100 мм.
  • Степень сжатия - 9.
  • Ход поршня - 95 мм.
  • Система питания - карбюратор К-85, четырехкамерный.
  • Мощность - 200 лошадиных сил.
  • Материал головок блока цилиндров - алюминий.
  • Блок цилиндров - чугунный.

Трансмиссия

Коробка передач автоматическая с гидравлическим трансформатором, двухступенчатая.

  • передача главная - 3,54;
  • первая скорость - 1,72;
  • вторая скорость - 1;
  • передача задняя - 2,39;
  • тип шестеренок - планетарные;
  • переключение скоростей - кнопочное, расположение слева от рулевой колонки.

Ходовая часть

Автомобили ЗИЛ-111 рассчитаны на небольшие скорости. По своему предназначению машины должны двигаться в правительственном кортеже по городу, на праздничном параде 9-го мая выезжать на Красную площадь, представительствовать при встрече высоких гостей в аэропорту. Использование автомобиля ограничено.

И тем не менее ходовая часть машины имеет огромный запас прочности. Этот потенциал необходим, чтобы транспорт, обслуживающий первых лиц государства, не подвел, не отказал и не вышел из строя в самый неподходящий момент. Рамное шасси автомобиля повышенной прочности несет на себе переднюю независимую подвеску многорычажной конструкции с торсионом поперечной устойчивости, стальными пружинами и усиленными гидравлическими амортизаторами.

Задняя подвеска зависимая, на полуэллиптических рессорах, также с гидравлическими амортизаторами. Задний мост, оснащенный планетарным механизмом с дифференциалом, неразрезной конструкции, соединяется с трансмиссией посредством двухсекционного карданного вала. Редукторная пара гипоидного зацепления обеспечивает бесшумное функционирование всей задней подвески. Работа ходовой части была слышна только при движении задним ходом.

Модификации

В 1959-м базовая модель прошла модернизацию и получила индекс ЗИЛ-111А. Машина была оснащена первым советским автомобильным кондиционером. Кроме того, у модифицированной версии значительно уменьшили заднее стекло. Это было сделано их соображений безопасности и с целью повышения уровня комфорта.

В 1960 году начался малосерийный выпуск фаэтона под индексом ЗИЛ-111В. Огромный семиместный автомобиль оснащался тентом, управляемым гидравликой. Конструкция устройства была аналогичной мягкой крыше ЗИС-110Б и ЗИС-110В.

Радикальная модернизация

Модификация ЗИЛ-111Г была самой заметной в плане кардинальных изменений. Машина отличалась двойными фарами впереди, стильными задними фонарями круглой формы, стрельчатыми хромированными молдингами по бокам и новой никелированной радиаторной решеткой. Изменилась отделка салона, в интерьере появился полускрытый кондиционер нового поколения. В результате преобразований автомобиль стал тяжелее на 210 килограммов и длиннее на 5 сантиметров.

Открытая версия

Затем на базе ЗИЛ-111Г было собрано несколько фаэтонов парадного типа, которые получили индекс ЗИЛ-111Д. Первая машина сошла с конвейера в 1963 году, после чего было выпущено еще семь открытых автомобилей. Всего из ворот завода имени Лихачева в разное время выехало около ста двадцати лимузинов ЗИЛ-111. Москва, столица огромной страны, нуждалась в хороших автомобилях представительского класса, и она их получила.

В начале 60-х годов на автозаводе имени Лихачева приняли в разработку две новые модели ЗИЛа: удлиненный 7-ми местный лимузин ЗИЛ-114 и классический 5-местный седан ЗИЛ-117. Именно им предстояло заменить выпускавшийся тогда лимузин представительского класса ЗИЛ-111. Первые товарные лимузины ЗИЛ-114 завод выпустил в 1967 году, а ЗИЛ-117 стал серийной моделью только в начале 70-х.



На обеих моделях применялся совершенно одинаковый силовой агрегат, состоящий из V-образного восьмицилиндрового двигателя и автоматической гидромеханической коробки передач. Если моторы лимузина ЗИЛ-111, грузовиков ЗИЛ-130 и ЗИЛ-375 представляли собой первое поколение зиловских V8, то двигатель ЗИЛ-114 можно по праву отнести к следующему, второму поколению. Главное принципиальное новшество этого двигателя состояло в том, то он получил алюминиевый блок цилиндров. У сто одиннадцатого и сто тридцатого блок отливался из чугуна. Применение легкого сплава позволило на 100 кг уменьшить массу мотора и сделать его компактнее по размерам. При этом рабочий объем остался такой же, как у самого мощного грузового ЗИЛ-375 - 6960 см3. Более того, в двигателях ЗИЛ-114 и ЗИЛ-375 одинаковые поршневые кольца. Еще одним новшеством можно считать полнопоточную систему фильтрации масла вместо отдельных фильтров тонкой и грубой очистки. Оригинальным узлом стал четырехкамерный карбюратор К-254, пока еще полностью механический, без электроники. Распределительный вал у ЗИЛ-114 остался нижний, в газораспределительном механизме были штанги и коромысла, но клапаны получили гидрокомпенсаторы зазоров. В литературе указывалась запланированная заводом мощность двигателя ЗИЛ-114 300 л.с., но в реальности он развивал около 280 л.с.

В первые годы выпуска ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117 их оснащали гидромеханической передачей с гидротрансформатором и двухступенчатой планетарной коробкой того же типа, что у ЗИЛ-111. Водитель управлял трансмиссией кнопками на приборной панели. После 1975 года появилась новая трехступенчатая коробка, управляемая более современным рычагом-селектором и позже доставшаяся по наследству семейству ЗИЛ-4104. Однако в движении водитель мог и не замечать, какая коробка стоит на машине - двухступенчатая, или трехступенчатая.

Основная модификация двигателя называлась ЗИЛ-114Е. Она отличалась экранированной системой зажигания, не мешавшей работе установленных на автомобиль устройств правительственной спецсвязи. В 70-х годах двигателей с экранированным зажиганием выпускали значительно больше, чем базовых ЗИЛ-114.

В Музее выставлен силовой агрегат ЗИЛ-114 - двигатель с коробкой передач. Он установлен на испытательном стенде, к которому подключены бензобак, аккумулятор, замок зажигания и контрольные приборы. Система выпуска отработанных газов выведена по шлангу на улицу. Подобные стенды используются для обкатки только что собранных после капитального ремонта двигателей на авторемонтных заводах и в ремонтных зонах автобаз. Комплектация музейного мотора на сегодня достаточно редкая. Во-первых, это двигатель базовой модели без экранированного зажигания, каких выпущено заметно меньше, чем «экранированных». Во-вторых, мотор оснащен полностью оригинальным карбюратором К-254. Большинство таких карбюраторов в Гаражах особого назначения, где работали ЗИЛы, заменяли карбюраторами последующих серий, начиная с К-259. На самом ЗИЛе карбюраторы К-254, отслужившие на лимузинах, передавались заводской гоночной команде для форсировки двигателей спортивных грузовиков ЗИЛ-130. Сегодня найти такой карбюратор в оригинальной комплектации очень сложно.

Всего Завод имени Лихачева изготовил около 120 лимузинов ЗИЛ-114, порядка 70 седанов и парадных кабриолетов ЗИЛ-117. Поэтому общий тираж предназначенных для них двигателей не превысил 200 штук.

Техническая характеристика

В Москве. В масштабную серию машина не пошла, всего было собрано чуть более 110 экземпляров. Основное предназначение транспортного средства - обслуживание глав советского государства. Эта модель пришла на замену устаревшему ЗИС-110. Согласно директиве правительства, конструкторское бюро должно было в течение трех месяцев разработать более совершенную машину. Новый проект частично был скопирован с модификаций американской автомобильной промышленности. Рассмотрим особенности этого элитного лимузина.

История создания

ЗИЛ-11 от предшественника отличался более современными обводами, кузовная часть скопирована с нескольких зарубежных модификаций (здесь прослеживаются элементы от «Бьюика», «Кадиллака», Паккарда»). В целом экстерьер модели получился не совсем презентабельным, без особенностей, которые бы делали авто представительской категории эффектным и стильным.

В итоге объявили конкурс на лучший дизайнерский проект. Было предложено несколько решений, большинство из которых основывалось на американских автомобилях 50-х годов. В копировании зарубежных модификаций не было ничего зазорного, однако, нужно было знать меру, иначе могли возникнуть споры о лицензировании.

Итоговый вариант ЗИЛа-111 утвердили и начали собирать в отдельном экспериментальном цеху. Сначала создали несколько прототипов, после испытания которых, решили выпустить ограниченную серию. Основная проблема возникла со штамповкой оперения, так как габариты крыльев обновленного автомобиля выходили за стандартные рамки. Выход нашли путем создания эксклюзивной оснастки, на которой делали элементы внешнего оформления.

Технические характеристики ЗИЛа-111

Ниже приведены основные параметры габаритно-весового плана:

  • Длина/ ширина/ высота - 6,14/ 2,04/ 1,64 м.
  • Колея передняя/ задняя - 1,57/ 1,65 м.
  • База колес - 3,76 м.
  • Просвет дорожный - 21 см.
  • Вес снаряженного авто - 2,6 т.
  • Объем резервуара для горючего - 120 л.

Ходовые и скоростные характеристики автомобиля ЗИЛ-111 отвечали стандартам, принятым для классификации транспортных средств, обслуживающих правительственные структуры. В экстерьере машины определенно узнавался почерк американских модификаций средней категории, включая большие стекла, задние крылья наподобие плавников, заниженную посадку и легкую непропорциональность между шириной и высотой авто. Основа рамного типа позволяла выдерживать удлиненное шасси. такой прочности не имел.

Двигатель ЗИЛа-111

Силовой агрегат рассматриваемого автомобиля представляет собой атмосферный карбюраторный мотор, потребляющий бензин типа АИ-93.

Основные параметры двигателя:


Ходовая часть

ЗИЛ-111 ориентирован на малые скорости. Основное предназначение машины - перевозка глав и членов правительства в составе кортежа, выезд на парады и встреча высокопоставленных гостей в аэропорту. В принципе, на этом функционал автомобиля заканчивается.

При этом ходовая часть транспортного средства обладает значительным запасом прочности. Такая подстраховка нужна для того, чтобы машина не подвела в самый ответственный момент. Усиленное шасси рамного типа несет на себе фронтальную подвеску. В ее конструкцию входит независимый многорычажный узел, торсион поперечной устойчивости, пружины из стали и усиленные гидравлические амортизаторы.

Задний аналог - зависимого типа, оснащен рессорами-полуэллипсами, гидравликой, планетарным механизмом с дифференциалом. Конструкция блока - неразрезная, агрегирует с трансмиссией через двухсекционный карданный вал. Гипоидное зацепление в виде редукторной пары обеспечивает бесшумную работу узла. Небольшой шум наблюдался только при движении назад.

Трансмиссионная система

Что касается трансмиссии, то автомобиль ЗИЛ-111 оборудован двухступенчатой коробкой передач автоматического типа с гидравлическим трансформатором и планетарными шестернями. Скорости переключаются при помощи кнопок, которые расположены слева от рулевой колонки. Передаточные числа:(3,54/ 1, 72/ 1, 0/ 2,39) - главная/ передняя/ вторая/ задняя скорости.

Модификации

В 1959 году штатная модель ЗИЛ-111, фото которой представлено выше, прошла первый этап модернизации, получила наименование 111А. Автомобиль оборудовали первым в Союзе специальным кондиционером, а также существенно уменьшили заднее стекло. Такое решение позволило усилить меры безопасности и повысить комфорт передвижения.

В 1960 году небольшой серией выпускался фаэтон 111В. Он представлял собой огромный автомобиль на семь посадочных мест, оснащался тентом, который складывался и раскладывался при помощи гидравлики. По конструкции крыша напоминала аналоги, используемые на ЗИСах.

Модифицированная версия 111Г стала самой значимой в направлении кардинальных внедрений и преобразований. Авто получило двойные фронтальные фары, хромированные стреловидные молдинги по боками и обновленную никелированную решетку радиатора. ЗИЛ-111 (фото салона ниже) был внутри отделан совсем по-другому, появился новый кондиционер полускрытого типа. В итоге транспортное средство стало массивнее на 200 килограмм и длиннее на 50 миллиметров.

Позже на основе модели 111Г были сконструированы парадные фаэтоны (ЗИЛ-111Д). Первый экземпляр сошел с конвейера в 1963 году. Подобных машин было выпущено всего семь единиц. Общее число лимузинов открытого типа на базе рассматриваемой техники составило около 120 штук. Таким образом, была решена проблема с отечественными автомобилями представительского класса.

Касательно фаэтона ЗИЛ-11Д, можно отметить, что три машины были выполнены строго в черном колере. Один экземпляр отправили в ГДР, дальнейшая его судьба неизвестна. Остальные два лимузина долгое время простояли в стенах комбината. У серо-голубых аналогов история повеселее, они периодически появлялись на парадах длительное время.

Впервые на Красную площадь фаэтон выехал в 1967 году (парад, посвященный пятидесятилетию Октябрьской революции). К этой дате было подготовлено несколько авто под индексом 114, но на мероприятие эти правительственные лимузины не попали.

Руководитель СССР Никита Хрущев от чистого сердца подарил один фаэтон команданте Фиделю Кастро. Правитель Кубы вернулся домой на самолете, а презент еще долгое время добирался до места назначения по морю. По прибытии на остров, ЗИЛ-111 был торжественно передан в пользование Фиделю, а мероприятием от Союза руководил посол Алексеев.