Какие подержанные автомобили покупать в кризис. Вот автомобили, которые меньше всего теряют в цене на вторичном рынке Машины не падающие в цене

Очевидно, что практически все ниже перечисленные правила были актуальны и в докризисные времена, но сегодня - особый случай. Первая и, пожалуй, одна из самых привлекательных для покупателя подержанного авто группа - это модели стоимостью свыше трех миллионов рублей. Они очень быстро теряют в цене. Согласно статистике, за три года дорогая машина может потерять более 40% своей первоначальной стоимости. Владельцы таких автомобилей не станут держать в своем парке машину старше трех лет - по статусу не положено. Вот и скидывают их по бросовым ценам, чтобы освободить место для новой дорогой игрушки. Так что предложений на рынке масса. Несомненный плюс такой покупки - практически идеальное состояние автомобиля. Неоспоримый минус - дорогое содержание.

К примеру, с двигателем мощностью 407 л.с. четыре года назад официальные дилеры предлагали за 4 850 000 руб. Список оборудования флагмана баварской марки полностью соответствует цене. Среди опций - полный привод, массаж и вентиляция сидений, камеры в переднем и заднем бамперах, проекционный дисплей и многое другое. Список можно продолжать до бесконечности. Тут есть все, что душа пожелает. Но самое приятное - какая у него цена на рынке подержанных машин сейчас. BMW 750Li xDrive 2011 года выпуска с пробегом 50–70 тыс. км, в приличном состоянии и интересной комплектации можно купить за 1,5–2 миллиона рублей. Выходит, что эта модель за четыре года «подешевела» более чем вдвое. К такому предложению точно стоит присмотреться повнимательнее тем, кому нужен статусный автомобиль, но денег на новый не хватает.

  • Средняя стоимость ТО: 20 000 руб.
  • Транспортный налог: 61 050 руб. (здесь и далее регион - Москва)
  • (здесь и далее регион - Москва, водителю 22 года, стаж - более 3 лет)
  • Стоимость каско: от 139 365 руб.

Не везет и владельцам BMW X6 - в 2011 году они платили от 3 136 000 руб. за версию с 306-сильным бензиновым мотором. А при перепродаже сегодня они могут рассчитывать лишь на 1,8 миллиона.

  • Средняя стоимость ТО: 18 800 руб.
  • Транспортный налог: 45 900 руб.
  • Стоимость ОСАГО: от 17 500 руб.
  • Стоимость каско: от 201 326 руб.

«Просел» в цене и . Еще четыре года назад официальные дилеры марки предлагали эту модель с двигателем мощностью 290 л.с. за 3,3 млн руб. Теперь же стоимость Equus на вторичном рынке колеблется на отметке в 1,3 миллиона. При этом, имея в распоряжении еще 200 тысяч, можно приобрести флагманский Hyundai 2013 года выпуска с мотором в 334 л.с. и пробегом в пределах 30 тыс. км.

  • Средняя стоимость ТО: 10 000 руб.
  • Транспортный налог: 43 500 руб.
  • Стоимость ОСАГО: от 17 500 руб.
  • Стоимость каско: от 64 000 руб.

«Ненадежные» автомобили

Шуток про ломучесть Land Rover в народе придумали массу. Согласно одной из них, владельцы Land Rover покупают сразу два автомобиля - на втором можно ездить, пока первый в ремонте. Продать на вторичном рынке машину с таким имиджем задача не из легких. Именно поэтому Land Rover, да и Jaguar так быстро дешевеют. К тому же содержать такой автомобиль по карману не каждому. Этим можно воспользоваться.

Так, три года назад дизельный мощностью 275 л.с. в базовой комплектации предлагали за 2,4 млн руб. Теперь же эту модификацию на вторичном рынке можно приобрести всего за 1,3 миллиона. Причем за эти деньги предлагают автомобили со смешными пробегами - всего 20–30 тыс. км. Да и список опций радует глаз - кожаная обивка салона, навигация, вентиляция и электрорегулировка сидений, камера заднего вида и даже бронированные стекла (да-да, попадаются и такие экземпляры).

  • Транспортный налог: 41 250 руб.
  • Стоимость ОСАГО: от 17 500 руб.
  • Стоимость каско: от 116 708 руб.
в 2011 году можно было купить за 2 882 000 руб. Столько просили за автомобиль с 3,0-литровым дизелем мощностью 245 л.с. Сегодня на рынке подержанных машин за Discovery просят в среднем 1,7 млн руб.
  • Транспортный налог: 18 375 руб.
  • Стоимость ОСАГО: от 17 500 руб.
  • Стоимость каско: от 107 874 руб.

Еще сразу две модели, снискавшие славу ненадежных, - это «братья» Citroen C4 и Peugeot 308 . По данным «Автостата», «французы» за три года владения теряют в цене примерно 40%. Так, в 2011 году новый базовый С4 с 120-сильным мотором предлагали за 575 тыс. руб., а аналогичный Peugeot - на 25 тысяч дороже. Сегодня же средняя цена подержанных «французов» составляет 350 тыс. руб. Да, расходы на содержание на первый взгляд не такие высокие, но страх перед «постоянными поломками» останавливает многих покупателей.

  • Средняя стоимость ТО: 9000 руб.
  • Транспортный налог: 3000 руб.
  • Стоимость ОСАГО: от 13 000 руб.
  • Стоимость каско: от 52 474 руб.

Редкие птицы

Еще один привлекательный сегмент для ищущих выгодное предложение на рынке подержанных машин - это редкие автомобили. Не секрет, что осенью количество объявлений о продаже кабриолетов растет как грибы после дождя. И чем ниже температура воздуха за бортом, тем ниже и ценники на такие машины. Причем эта закономерность наблюдается как в сегменте дорогих кабриолетов, так и среди более доступных моделей.

Например, имеет смысл поторговаться за Mercedes-Benz SLK. Интересных предложений на рынке предостаточно. Четыре года назад цены на SLK стартовали с отметки в 2 млн руб. за автомобиль с двигателем мощностью 184 л.с. Сегодня же за родстер с аналогичным мотором просят около 1,3 миллиона. При этом все машины на рынке отличаются небольшим пробегом (около 40 тыс. км) и идеальным состоянием кузова и салона. Про всевозможные опции и говорить не стоит - список оборудования порадует даже старого скептика.

  • Средняя стоимость ТО: 17 000 руб.
  • Транспортный налог: 9200 руб.
  • Стоимость ОСАГО: от 17 500 руб.
  • Стоимость каско: от 76 961 руб.
Или, к примеру, Subaru Impreza WRX STi . Еще четыре года назад дилеры предлагали этот 300-сильный хэтчбек за 2 150 000 руб. Купить подержанный экземпляр сейчас можно за 1 250 000 руб. Все дело в дорогом обслуживании и чрезмерной спортивности, да и надежностью эта модель не отличается.
  • Средняя стоимость ТО: 14 000 руб.
  • Транспортный налог: 45 000 руб.
  • Стоимость ОСАГО: от 17 500 руб.
  • Стоимость каско: от 120 494 руб.

Непопулярные автомобили

Быстро теряют в цене и автомобили, которые изначально на нашем рынке не пользовались большим спросом. А значит, и перепродать такую машину будет не так просто. Владельцы непопулярных моделей вынуждены сильно снижать цену, чтобы найти покупателя.

Продажи Volvo в России никогда не были впечатляющими. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, Volvo в 2012 году занимала 26-ю строчку в рейтинге российских продаж легковых автомобилей. А потому с годами, к примеру, теряет около 40% изначальной стоимости. Судите сами, в 2012 году цена на S80 составляла 1,7 млн руб. за автомобиль с двигателем мощностью 249 сил. Сегодня на вторичном рынке его цена равна 900 тысяч. Столь существенному падению стоимости способствует и то, что даже на вторичном рынке Volvo не пользуется спросом - объявлений о продаже этой модели раз-два и обчелся.

  • Средняя стоимость ТО: 13 000 руб.
  • Транспортный налог: 18 675 руб.
  • Стоимость ОСАГО: от 17 500 руб.
  • Стоимость каско: от 54 643 руб.

Похвастаться хорошими продажами никогда не мог и Cadillac. По итогам 2012 года эта марка занимала последние места в рейтинге продаж автомобилей на нашем рынке. К примеру, стоимость CTS у официальных дилеров марки в 2012 году составляла почти 2 млн руб. В России предлагали CTS с двигателем объемом 3,6 л и мощностью 311 л.с. При этом автомобиль мог похвастать отличным оснащением и яркой внешностью. Однако все это не помогло марке завоевать любовь российского покупателя. А потому среди подержанных машин Cadillac попал в невыгодное положение. CTS за три года владения теряет в цене почти половину - сейчас приобрести автомобиль 2012 года выпуска с небольшим пробегом можно всего за миллион.

  • Средняя стоимость ТО: 16 000 руб.
  • Транспортный налог: 46 650 руб.
  • Стоимость ОСАГО: от 17 500 руб.
  • Стоимость каско: от 49 826 руб.

В классе доступных автомобилей лидеры по потере рыночной стоимости - Renault Laguna, ZAZ Chance, Hyundai Sonata и Chevrolet Aveo. Эти автомобили за три года службы теряют больше половины своей стоимости. Но не спешите радоваться - найти приличный автомобиль в этом сегменте не так просто. Часто на рынке предлагают автомобили с непомерно большими пробегами - от 100 тыс. км, да и состояние машин энтузиазма не вызывает. К сожалению, на многих фотографиях в Сети невооруженным глазом видны сколы и следы от небольших ДТП. Так что в поисках приличного экземпляра придется забраковать далеко не одну машину.

Вместе с тем приобретать на вторичном рынке автомобили, входящие в Топ-10 продаж, не самая лучшая идея. Пожалуй, стоит немного подождать и купить новую машину. Самые ходовые модели - Renault Sandero, Hyundai Solaris и Volkswagen Polo - с годами теряют в цене крайне неохотно. В среднем, за три года стоимость таких моделей уменьшается всего на 15–20% от первоначальной. А автомобили, которые предлагают по цене ниже рыночной, либо битые, либо их техническое состояние вызывает серьезные опасения. Так стоит ли игра свеч?

При поиске наиболее выгодного предложения на вторичном рынке не стоит пытаться найти ходовой товар по низкой цене. Скорее всего, машина окажется со скрытыми недостатками. А вот к редким и непопулярным модификациям присмотреться, наоборот, стоит. Правда, нельзя забывать и о рисках - во сколько обойдется содержание такого автомобиля и можно ли будет его удачно продать.

Агентство «Автостат» обнародовало исследование о том, как меняется стоимость разных автомобилей со временем. Для этого аналитики взяли данные продаж новых легковых машин 2011 года и сравнили их с примерным перечнем цен на рынке в 2014 году. По итогам было составлено два рейтинга - автомобили, которые больше всего потеряли в цене за три года, и машины, стоимость которых снизилась незначительно.

Больше всего в стоимости потеряли Renault Laguna, Jaguar XF и Cadillac CTS. В частности, если в 2011 году средняя цена новой Laguna составляла 954 тыс. руб., то в 2014-м на вторичном рынке ее продают уже за 528 тыс. руб. (потеря в цене - 44,6%). В «антирейтинг» вошли также BMW 7-й серии и Volvo S80.

Какие автомобили больше всего теряют в цене

Меньше всего в цене теряют модели, пользующиеся наибольшим спросом на рынке. Так, если Renault Sandero в 2011 году стоил 426,4 тыс. руб., то спустя три года - 362,9 тыс. руб. (потеря -14,9% стоимости). На 15–16% дешевле стали Hyundai Solaris, Santa Fe, VW Golf. «Лидерство этих моделей объясняется тем, что три года назад при выводе на рынок производители стремились ставить минимальные цены. И теперь потеря стоимости оказалась минимальной».

Какие автомобили меньше всего теряют в цене

Чем дороже автомобиль, тем выше вероятность, что он потеряет в цене. Так, при цене машины от 3 млн руб. средняя уценка составляет 32%, при стоимости от 400 тыс. до 600 тыс. руб.- 26%. «Потеря одних и тех же величин в процентах для автомобилей разного класса оборачивается значительной разницей в реальных деньгах. Так, потеря 41,4% стоимости для Zaz Chance означает для автовладельца примерно минус 130 тыс. руб., владелец же Cadillac CTS за тот же период (три года) при тех же 41,4% теряет больше в несколько раз - 759,4 тыс. руб.»

«Один из ключевых факторов - это ликвидность автомобилей, которая, в свою очередь, зависит от общего объема продаж,- говорит эксперт PwC Сергей Литвиненко. Laguna, Berlingo, Chance - достаточно редкие машины, спрос на них небольшой и продать их сложно, поэтому они быстро теряют в цене. Другой фактор - это первоначальная цена на авто. Предполагаю, что для исследования брались данные из официальных прайс-листов. Однако при покупке дорогих машин, таких, как Jaguar XF, BMW 7-ой серии дилеры, как правило, предлагают скидки от 5 до 20%, таким образом цена продажи подобных автомобилей зачастую меньше официальной цены. Поэтому чисто арифметически получается, что эти модели сильно потеряли в цене. Еще один фактор - это фейслифтинг или обновление модели. К примеру, у Audi A3 не так давно менялся дизайн, что сразу отразилось на спросе и стоимости автомобилей в предыдущем дизайне. Существенно дешевеют машины представительского класса: обеспеченные люди предпочитают ездить на новых и актуальных автомобилях».

Что касается рейтинга машин с минимальными потерями в цене, то здесь, по словам Сергея Литвиненко, ситуация обратная - в нем оказались машины, наиболее востребованные на рынке. Кроме того, такие автомобили как Santa Fe и Golf известны среди автовладельцев как очень надежные и/или дешевые в обслуживании, что также отражается на спросе.

В народе считается, что "французы" дешевеют быстро, а "немцы" и "японцы" - медленно. Как показывает статистика цен вторичного рынка, это не всегда так. Разбираемся, на покупке каких автомобилей вы потеряете большие деньги.

Как считаем?

Мы берем статистику только вторичного рынка: цены на годовалые экземпляры 2013 года и на «пятилетки» 2009 года. Высчитываем удешевление в процентах, а затем считаем средние цены по годам и строим кривую для пущей наглядности.

Почему мы не берем цены на новые автомобили? Очень просто: для того, чтобы посчитать среднюю стоимость нового автомобиля, нужно знать, сколько машин, в каких комплектациях и с какими дополнительными опциями купили - этой статистики не ведет ни «Автостат», ни какое-либо другое агентство.

С годовалыми экземплярами все гораздо проще: достаточно выявить среднее арифметическое из предложений на сервисах бесплатных объявлений. В целом система далека от академического идеала, но если посчитать много автомобилей в одинаковой методике, а потом сравнить, то мы получим представление об удешевлении. Итак, какие же авто теряют в стоимости быстрее других? Мы расположили их по классам.

«Бюджетники»

Lada Priora - 40% за 4 года

Хотя качество «Лад» за последнее время серьезно подросло, до надежности того же «Логана» им еще далековато. Особенно если брать машины 4-5-летней давности, когда не было ни Бу Андерссона, ни технологий Renault-Nissan. Поэтому, несмотря на огромный спрос и востребованность, Lada Priora дешевеет быстро.

Chevrolet Aveo - 39% за 4 года

Изначально мы хотели включать в этот антирейтинг только автомобили, которые за расчетный период дешевеют не менее чем на 40%. Но для недорогой популярной иномарки и 39% - многовато. Стоит, конечно, учесть смену поколений в 2012 году, но даже принимая ее во внимание, падение стоимости внушительное. Корень проблемы, скорее всего, в далеко не эталонной надежности (особенно подвески и электрики), а также не самого высокого престижа марки.


Средний класс

Citroen C4 - 46% за 4 года

Этот автомобиль удивительным образом оправдывает все стереотипы, сложившиеся в отношении французских авто. Он часто ломается по мелочи, сильно дешевеет и с большим трудом продается на вторичном рынке. Что удивительно, соплатформенный Peugeot 308 теряет в цене значительно медленнее - на 34% за тот же срок. Стало быть, роль играет не только фактическая «ломучесть» «Ситроена», но еще и «народная слава». Дополнительный повод для снижения стоимости - выход нового поколения в 2011 году.


Бизнес-класс

Volkswagen Passat - 46% за 4 года

Похоже на сенсацию, не правда ли? Как же слава легендарного, никогда не ломающегося автомобиля? Но реальность такова, что былой надежности поколений B3 и B4 у современных B6 и B7 уже нет, стоят они дорого, и на рынке их относительно немного. Вы скажете, что чем дороже машина, тем быстрее она теряет в цене, и будете правы. Но все познается в сравнении. Так вот: Nissan Teana за тот же срок теряет 39% стоимости, Ford Mondeo - 32%, а Toyota Camry - и вовсе 30%.


BMW 5 series - 49% за 4 года

И снова удивление: «баварец» за 4 года теряет половину стоимости! Вероятно, это связано с имиджем автомобиля. БМВ покупают для активного вождения, и ресурс их расходуется достаточно быстро. Для сравнения: более спокойные и респектабельные Audi A6 и Mercedes-Benz E-class дешевеют за тот же срок на 46% и 35% соответственно. С другой стороны - Jaguar XF, который падает в цене аж на 52% в силу своей малой востребованности на вторичном рынке и сомнительной славе британского автопрома.


Дорогие кроссоверы

Nissan Murano - 48% за 4 года

Средние и компактные кроссоверы мы в этот обзор не включаем - они высоко ценятся на рынке и дешевеют медленно, даже если это Chery Tiggo. А вот автомобили более высокого класса падают в цене уже весьма ощутимо. В случае с Nissan Murano это связано, судя по всему, со страхом покупателей перед склонной к перегреву коробкой-вариатором и дорогими расходниками и запчастями. Важно еще учесть, что за все годы Murano выпускается в одном и том же поколении, а именно их смена обычно обрушивает цены. Одноклассники Murano дешевеют по-разному: Subrau Outback теряет те же 48%, Volvo XC60 - 41%, а Toyota Highlander - 35%.


Мы провели небольшое исследование, чтобы выяснить, на какой тачке вы потеряете больше всего денег, если купите её новой.

Для начала расскажем о том, как мы оцениваем «обесценивание» авто. Точка отсчета – минимальная стоимость новой машины на рынке. Понятно, что такие комплектации практически никто не берет, и как правило, стоимость машины получается выше, порой на значительную сумму. И даже если задаться целью выяснить у дилера, какая комплектация той или иной машины самая популярная, то к концу такого опроса может получиться, что ваша первая информация не актуальна. Брать чисто среднюю цену по комплектациям – тоже не очень правильно, ведь у какой-то модели более популярные «пустые» версии, а в случае машин подороже – полный топ. Да и еще пару модных аксессуаров от именитого тюнингового ателье. Вот и получается, что самая объективная реперная точка – минимальная цена.

Величину падения цены мы берем за три года эксплуатации. В хорошие времена после такого периода времени люди покупали себе новую машину, поэтому падение стоимости немного замедлялось, да и предложений было достаточно. Хоть сейчас у нас есть проблемы с экономикой и люди продают машины после большего периода эксплуатации, но на авторынке пока еще остались подобные тенденции.

Но перед тем, как ознакомиться со списком, вы, наверное, поинтересуетесь, какое авто самое выгодное? В первую пятерку вошли Skoda Octavia и Rapid, Nissan Juke, Toyota RAV-4 и Mercedes-Benz GL-Class. Долго размышлять о том, почему эти машины так мало теряют свою стоимость, не будем, но внезапным лидером является GL, он хоть и теряет почти 5 тысяч долларов стоимости, но на фоне его цены это практически незаметно, поэтому GL – как банк. Да и выглядит, как небольшое его отделение.

10 место. Range Rover Sport

Стартовая цена – 83 тысячи, б/у – 53, падение на 36,3%. У машины не так давно произошла смена поколений, да и кому охота покупать старый “Рейндж”? У вас и так есть проблемы, чтобы приобретать себе еще, а если и захочется аристократический джип, то новая модель будет явно получше.

9 место. Porsche Cayenne

В салоне такая стоит около 115 тысяч долларов, а вот видавшая виды – около 70, что дает нам падение стоимости в 39,1%. Про «перец» нашему человеку нечего рассказывать, хоть и стоимость машины такова, что только небольшой процент избранных людей могут себе его позволить. Однако практически все его хотят, более того – знают о проблемах, нюансах обслуживания и тонкости управления. Ну, а как иначе – машина-мечта.

8 место. Lexus GX 460

Начальная цена самой простой (если её можно так назвать) комплектации начинается с 81 тысячи долларов, а на рынке 3-годичный GX можно купить за 49 тысяч, что дает нам падение цены в 39,4%. Возможно, такие цены вызваны наличием подержанных арабских или американских версий, которые к тому же редко завозят официально, но сути дела не меняет. Если после трех лет пользования вы вдруг захотите продать такую машину, то вам нужно будет конкурировать с такими цифрами, что не есть хорошо. Да, на вашем «официале» вы заработаете ощутимо больше, но все равно потеря стоимости ощутима.

7 место. Volkswagen Golf

Начальная стоимость – 25 тысяч, б/у – от 14, потеря стоимости 39,9%. С этой машиной все довольно просто – на рынке поддержанных машин много авто, пригнанных из Польши и Германии, где стоимость трехлетнего Golf начинается чуть-ли не с 10 тысяч евро. Машина, конечно, очень хорошая, но такая ситуация сильно отталкивает покупателей. И решить этот вопрос – прерогатива не дилера, а наших безгранично алчных властей.

6 место. Volkswagen Touareg

Новая – 70 тысяч, б/у – от 40, удешевление – 42,6%. Ситуация аналогична Golf, правда, у нас такое авто более популярное, как и остальные представители бренда. Как-никак очень неплохой внедорожник, да и статусный. Второе поколение модели избавилось от многих «детских» болезней, да и обзавелось хорошим дизелем, поэтому покупка б/у Touareg-а – не самая плохая идея.

5 место. Mercedes-Benz S-Class

Новый – от 105 тысяч, б/у – от 59, удешевление – 43,99%. Есть очень веское предположение, что это временная ситуация, так как владельцы предыдущей версии хотят избавиться от старья и поэтому демпингуют цены. Но возможно, нас читают владельцы S-class или знающие люди, которые объяснят, почему так?

4 место. Volkswagen Passat

Новенький Passat, в котором будут, возможно, только сиденья да руль, стоит от 32 тысяч, в то время как поездивший немного – от 18, что дает нам удешевление в 44%. Ну, вы и сами понимаете, почему все так, поэтому не будет акцентировать внимание на этой машине.

3 место. Range Rover

Царь зверей. Аристократ из аристократов. Начальный билет в «элиту» общества начинает с отметки в 125 тысяч долларов. А вот если вы не гонитесь за модой, то можно найти машину и за 60 тысяч. 52,2% стоимости улетучиваются, как воздух из пробитого шарика. Но мир дорогих машин немного другой, поэтому такие проблемы, как потеря половины стоимости, никого не волнуют. А может, и волнуют, поэтому люди выбирают себе немного другую, более надежную марку.

2 место. Lexus LS 460

Одна из самых дорогих машин на рынке – 148 тысяч долларов за «базу». И около 65 тысяч – за подержанную версию. Потеря стоимости – 56,2%. В защиту можно вспомнить факт про наличие “серых” “арабов” и “американцев” на рынке, но это все равно не очень хорошо.

1 место. Lexus LX 570

Новая – от 128 тысяч, на рынке есть предложения за 55 тысяч. Падение стоимости – 56,8%. Ситуация с этой машины аналогична для всех Lexus, и такое положение дел вызвано наличием неофициальных машин. К чести представительства марки они борются с этой проблемой довольно успешно, хотя стоит понимать, что процесс это долгий и полной победы не предусматривает. Тот же RX теряет около 10% от своей цены за первые три года, поэтому покупая сегодня LX, вы имеете все шансы потерять намного меньше, чем теперь, в момент продажи.

P.S. Нам не удалось физически охватить все предложения на рынке (мы проанализировали 80 различных машин, в то время как на рынке вдвое, если не втрое больше предложений), поэтому наша статистика достаточно приблизительна. Все данные мы брали из открытых источников, поэтому открыты к любой критике.

P.P.S. В нашем списке были и бюджетные модели, среди них выделились Daewoo Lanos и Sens (24% и 33% соответственно), все остальные вписались в рамки от 10 до 25% потери стоимости.

  • , 31 Июл 2015

Многие рассматривают автомобиль как способ сберечь накопления. Но не надо очертя голову бросаться на поиски самых выгодных предложений, иначе можно стать обладателем машины, от которой придется избавляться долго и с большими потерями. В наше время российский рынок не благоволит к минивэнам, универсалам, купе и кабриолетам, спортмодификациям... Ликвидно лишь то, что отвечает среднестатистическим запросам: седаны, отчасти хетчбэки и, разумеется, кроссоверы. Аналогичный принцип действует и при выборе модификации/комплектации. Найти покупателя на слишком мощную или, напротив, самую слабую и бедную модель проблематично. Поэтому в обзоре мы представим в каждом классе только самые востребованные версии.

Впрочем, это не означает, что вы лишаетесь свободы выбора. Следует, например, прагматично подойти к подбору оснащения. Одна-две практичные опции, выторгованные у дилера по выгодной цене при заказе нового авто, могут с лихвой окупиться после, ведь выставленная на продажу машина будет выделяться “бонусом” для покупателя.

КОМПАКТНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Обычно модели этого класса показывают малую потерю стоимости и ровную динамику ее снижения. А лидеров сегмента не нужно даже вычислять – наибольшим спросом пользуются самые практичные, рациональные и выносливые машины. Но сейчас для них наступили не лучшие времена – рынок переполнен доступными седанами и хетчбэками малого класса, а цены на них находятся под мощным прессом. Это значит, что можно дешево купить, но избавляться от автомобиля придется в таких же жестких условиях соперничества с другими желающими продать.

По данным “Автостата”, основанным на мониторинге цен на вторичном рынке, тройка автомобилей с лучшей остаточной стоимостью в прошлом году выглядела так: “Renault Sandero”, “Volkswagen Polo”, “Hyundai Solaris”. С тех пор мало что изменилось.

Не стоит рассматривать и редкие в компактном сегменте премиальные автомобили, хотя некоторые из них показывают даже лучшее сохранение цены (особенно в течение первых лет). Все-таки это модели на любителя, а их рынок очень узкий.

Динамика снижения цен на автомобили с возрастом рассчитывалась по так называемой оценочной стоимости от года владения, применяемой в тарифообразовании страховых услуг. В тех случаях, когда оценочная стоимость имела заметное расхождение с фактической, данные подвергались корректировке исходя из реальных предложений на рынке б/у автомобилей. Оценки ликвидности, приведенные в таблицах для каждой популярной модификации, не являются точным прогнозом стоимости и служат исключительно для маркетингового анализа.


АВТОМОБИЛЬ ГОЛЬФ-КЛАССА

Поскольку популярные кроссоверы по цене становятся все более недоступными широким слоям покупателей, можно ожидать перераспределения спроса в гольф-сегмент. Это означает, что, купив такой автомобиль сейчас, его можно будет затем продать с наименьшими потерями в цене. Если вы собираетесь владеть автомобилем два-три года, то лучше выбирать седан. Если брать пятилетнюю перспективу, то хетчбэк.


В недалеком прошлом в топ самых ликвидных моделей, согласно подсчетам агентства “Автостат”, входил “Volkswagen Golf”, но покупатели стали отдавать предпочтение более функциональным и просторным машинам, о чем свидетельствуют падение продаж все того же “Golf” и возрастание доли “?koda Octavia”. В остальном все неизменно – возглавляют рейтинги японские седаны и хетчбэки.

Еще лучшие возможности предоставляет, как ни странно, премиальный сегмент. Все модели немецкой тройки в течение пяти лет лучше сохраняют стоимость, чем автомобили стандартного класса. Объяснить это можно тем, что надбавка за престижную марку в гольф-сегменте относительно невелика. В таком тренде привлекательно смотрится даже “MINI Clubman”. Сугубо нишевая модель в прежнем поколении, перейдя из малого сегмента, стала заметно просторнее и функциональнее.

АВТОМОБИЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА

Еще один сегмент с хорошим потенциалом сохранения стоимости. В последние годы он был сильно недооценен покупателями, из-за чего среднеразмерные седаны перестали быть высоколиквидным товаром. Но может возникнуть тенденция к восстановлению. Ведь цены на автомобили-“середнячки” и сейчас остаются привлекательными!

Формально вверху рейтинга – “Passat”, но если учитывать объемы продаж, то лучше выбрать “Mazda6”, сумевшую сохранить стабильно высокий уровень даже в провальные годы. Высокие рейтинги и у нового “Superb”, но эта модель совсем новая, и как воспримет ее рынок, пока можно только гадать. Тот же “Hyundai i40”, например, хотя и находится в рейтинге на ступеньку ниже, зато он реально ликвидный. Следовательно, дает гарантию сохранения цены.

Иной расклад в секторе премиальных среднеразмерных седанов. Модели, во-первых, значительно различаются в способности сохранять стоимость. Во-вторых, уже с первого года владения они обесцениваются ощутимо быстрее стандартных, а еще год-два спустя тенденция даже усиливается, хотя дальнейшее снижение цены идет без скачков. Машины этого класса целесообразно рассматривать как долгосрочную покупку на срок пять и более лет. Они обладают высоким премиальным статусом, но сберегают деньги тем, что относительно не накладны в эксплуатации.


АВТОМОБИЛЬ БИЗНЕС-КЛАССА

Беспроигрышный вариант при выборе солидной модели для частного или корпоративного пользователя – покупка бизнес-седана “Toyota Camry”. Ликвидность у модели беспрецедентная, чем она и изжила своих конкурентов, кто пытался предложить максимум солидности за наименьшие деньги. Но набирает обороты и новая концепция в лице корейского седана “Hyundai Genesis”. Здесь за умеренную цену клиенту предлагают мощный большой автомобиль с исчерпывающим оснащением. Несмотря на кризис, текущие темпы продаж показывают, что он тоже востребован на рынке. Укрепляющаяся репутация модели из Кореи может вывести ее в число ликвидных.


При выборе премиального бизнес-седана сразу свыкайтесь с мыслью, что еще до наступления пятилетнего возраста автомобиль утратит больше половины своей цены. Однако есть модели, которые дают отличные возможности минимизации потерь, если от них избавляться без промедления, не дожидаясь наступления двух-, трехлетнего возраста. Это прежде всего относится к консервативному, зато сверхнадежному “Infiniti Q70”, “Mercedes-Benz” “E-класса” и “Jaguar XF” уходящего поколения.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ АВТОМОБИЛЬ

Любой роскошный седан – это прежде всего имидж и статус. Автоматически это означает, что он же и худший объект для инвестиции, если исходить только из соображения сохранения денег. Уже спустя три года стоимость автомобиля падает вдвое. И тенденция затем почти не замедляется – высокие расходы на обслуживание, налоги и страховки отталкивают покупателей от представительских седанов на вторичном рынке. Даже самые распространенные модификации малоликвидны. А если мы говорим о седанах, которые придется выставлять на продажу уже после того, когда в автосалонах появятся модели той же марки, но следующего поколения, то от оставшейся цены можно еще смело вычитать процентов десять и больше, когда речь идет о престижных топ-модификациях. Ведь главного – престижа – в них как раз и нет.


Есть, правда, два роскошных корейских седана, которые продаются без “налога на престиж” – “Hyundai Equus” и “Kia Quoris” (наиболее популярны версии “Premium” с мотором V6 3.8). Логика подсказывает, что они могли показать наилучшую динамику сохранения стоимости. Но эти модели пока плохо известны рынку, а поэтому к ликвидным относить их еще рано.

КОМПАКТНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

Предложений в этом сегменте очень много. Для компактных кроссоверов характерны относительно небольшие расхождения в потере цены от модели к модели.


Хотя статистика показывает, что спрос на кроссоверы близок к пиковому, их доля среди других классов вряд ли резко обвалится – они все равно останутся высоколиквидными на “вторичке”. К тому же реальная цена на ряд моделей, которые уже побывали в эксплуатации, нередко оказывается выше оценочной. Так было с “Nissan Juke” и премиальным “Range Rover Evoque”, которые, по данным “Автостата”, входили в тройку самых ликвидных кроссоверов. Так что здесь важно угадать с тем, как складываются покупательские интересы. На текущий момент они таковы. В выборе бюджетных моделей (например, “Renault Duster”) клиенты все чаще склоняются к модификациям с механической коробкой, дизельным мотором и приводом 4х4. При покупке стандартного кроссовера покупатели отдают предпочтение моделям с традиционным автоматом и неприхотливым бензиновым двигателем, не доверяя модным роботам с двумя сцеплениями и турбомоторам малого объема. Отчасти это наблюдается и в премиальном сегменте – наилучшей ликвидностью обладает почтенный “QX50”, который, несмотря на возраст, все еще остается третьей по популярности моделью во всей гамме “Infiniti”.

СРЕДНЕРАЗМЕРНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

Выбор заметно сужен, а различия между премиальными и стандартными моделями в потере цены невелики. Лучше сохраняют стоимость автомобили, которые уже давно стоят на конвейере и показали себя крепкими и выносливыми. Тому пример – “Mitsubishi Pajero Sport”. Этот простой классический внедорожник с возрастом не теряет своего главного качества служить обладателю “рабочей лошадкой”, следовательно, не утрачивает и своей ценности. Или “Nissan Murano” – еще один пенсионер, но уже среди кроссоверов. Если вы намерены покупать более современную модель, то стоит присмотреться к “Hyundai Santa Fe Premium” и “Kia Sorento Prime”. Динамика падения цены от года владения в будущем может стать не такой крутой из-за пятилетних гарантий.


В премиальном сегменте меньше всего дешевеют те кроссоверы-”середняки”, которые для рынка в новинку. Одно время рейтинг ликвидности возглавлял “Audi Q5”. Сейчас можно делать ставку на “Mercedes-Benz GLC”, который пришел на смену популярному “GLK”. Непривычно низкие позиции модели от “Lexus” вполне объясняются приведенными выше доводами. Имеющиеся оценки ликвидности делались по модели прежнего поколения, которая порядком надоела публике даже на вторичном рынке. Но новому поколению “RX” по силам восстановить статус-кво.


ПОЛНОРАЗМЕРНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

Если рассматривать стандартные автомобили, то картина с ликвидностью точно такая же, как и в других сегментах. Менее всего теряют в цене “рабочие лошадки” японского производства. Покупатели все больше склонны доверять и американским моделям, которые на рынке считаются достаточно крепкими и неприхотливыми.


Но в премиальном сегменте все иначе. Дорогие престижные модели почти гарантированно теряют за четыре-пять лет больше половины стоимости! Как и роскошные седаны представительского класса, они не лучший способ сохранять деньги. Чтобы оправдать и без того высокие траты, здесь, как нигде, эффективно правило: купил – на третий год продай! Исключений из него очень мало: кроссовер “Infiniti QX70” и большой люксовый вездеход “Lexus LX”. Характеристика удешевления у них куда более пологая и не имеет резкого “обрыва”, который просматривается на графике для всего сегмента крупных премиальных внедорожников.

АЛЬТЕРНАТИВЫ

Российский рынок весьма специфичен в покупательских предпочтениях. Целый ряд моделей, которые в других странах относятся к нишевым, у нас пользуется стабильно высоким спросом и тоже способен хорошо сохранять цену.

Обладатель брутального “Mercedes-Benz G-Klassе” теряет меньше других – даже на пятом году владения модель оценивается не меньше чем в половину изначальной стоимости. Весьма дорогой на рынке остается и такая классика, как “Jeep Wrangler” – топовая трехдверка в первые два года теряет лишь пятую часть стоимости, хотя затем темп снижения ускоряется. Проблема лишь в том, что эта машина “клубная”, покупателя придется искать среди фанатов оффроуда.

С перспективой на пару лет выгодно приобретать купе-кроссовер “BMW X6”. Но если вы “передержите” автомобиль в гараже хотя бы на год, цена едва ли не скачком снизится до половины. Аналогичный характер обесценивания и у четырехдверного купе “Mercedes-Benz CLS 400 4Matic”: оценочная стоимость на второй год владения достигает 84%, что является своеобразным рекордом в обзоре, но за “трехлетку” выручить можно будет уже лишь 65%.

Популярные в России “вседорожные” версии универсалов тоже, казалось бы, могли неплохо сохранять стоимость, но в действительности это не так – за модель в годах на вторичном рынке дают едва ли больше, чем за обычный универсал. Не стоит рассматривать в качестве инвестиции и все модели класса “Luxury” – они теряют четверть цены сразу, как только покидают пределы дилерского центра.

Но это не значит, что “автомобили не для каждого” не способны сохранять стоимость. Такой всемирно известный спорткар, как “Porsche 911 Carrera”, гипотетически дешевеет за пять лет по формуле 96-83-61-59-55%, то есть куда медленнее многих самых ликвидных популярных моделей. На то есть объективная причина: пробеги спорткаров обычно на порядок меньше. Впрочем, из-за этого сравнивать напрямую их ликвидность с обычными моделями будет просто некорректно.


Руслан ТАРАСОВ,
фото фирм-производителей и из архива “Клаксона”