Какие нормы нужно использовать при списании гсм. Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист , форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

ФАЙЛЫ

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула , применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

N расх. = 0,01 х N предусм. х (1 + х К х 0,01)

  • N расх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • N предусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Формулы

Начнем с формул расчета нормативного расхода ГСМ. Они приведены в разд. 4 Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте , утвержденных приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее - Нормы № 43 ), и применяются в зависимости от типа автомобиля (легковой автомобиль, автобус, грузовой бортовой или специальный автомобиль и т. п.).

Таблица 1. Формулы для расчета нормативного расхода топлива

Нормативный расход топлива по типам автотранспорта

Порядок расчета

легковых автомобилей и автобусов(п. 4.1 Норм № 43 )

Q н = 0,01 х H s х S х (1 + 0,01 х К ) ,

где Q н - нормативный расход топлива, л (м 3);

H s - базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м 3 /100 км);

S - пробег автомобиля, км;

К - суммарный корректирующий коэффициент, %

Базовые линейные нормы расхода топлива (H s ) приведены в приложениях А и Б к Нормам № 43 в разрезе моделей (модификаций) автомобилей.

Пробег автомобиля (S) определяют по показаниям спидометра и отражают в путевом листе.

Нормативный расход топливана работу обогревателя (п. 4.2 Норм № 43 )

Q он = H он х 0,01 х К T х t он ,

где Q он -максимально возможное значение нормативного расхода топлива на работу обогревателя, л;

H он - базовая норма расхода топлива на работу автономного обогревателя, л/ч;

К T -процент использования мощности обогревателя в зависимости от фактической температуры воздуха в холодное время года;

t он - обоснованная и должным образом задокументированная продолжительность работы автономного обогревателя, ч

При использовании в автомобилях (в том числе автобусах) автономных (независимых) обогревателей нормативный расход топлива на работу обогревателя добавляют к общему нормативному расходу топлива (п. 1 этой таблицы).

Базовая норма расхода топлива на работу независимого обогревателя (H он ) приведена в приложении Г к Нормам № 43.

Процент использования мощности обогревателя T ) определяют согласно п. 1.8 Норм № 43.

Продолжительность работы автономного обогревателя и обоснование процента использования его мощности указывают в путевых листах и/или других отчетных документах.

Нормативный расход топливапри эксплуатациилегковых автомобилей и автобусов с прицепами, выполняющих транспортную работу, учитываемую

в тонно-километрах

(п. 4.3 Норм № 43 )

Q н = 0,01 х (H san х S + H w х W) х (1 + 0,01 х К ) ,

где H san - линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км (м 3 /100 км);

S - пробег автопоезда, км;

H w - норма на выполнение транспортной работы, л/100 т·км

(м 3 /100 т·км);

W

К ∑ - суммарный корректирующий коэффициент, %

Нормативный расходтопливадля бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов, автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах

(п. 4.4 Норм № 43 )

Если транспортная работа для легковых автомобилей и автобусов с прицепами не учитывается, то к ним согласно п.п. 3.1.11 Норм № 43 применяется коэффициент повышения линейной нормы расхода топлива для автомобиля с прицепом, рассчитанной с учетом снаряженной массы прицепа.

Линейную норму расхода топлива на пробег автопоезда (H san ) определяют так:

H san = H s + H g х G np ,

где H s - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км (м 3 /100 км);

H g - норма расхода топлива на одну тонну снаряженной массы прицепа или полуприцепа, л/100 т·км (м 3 /100 т·км);

G np - снаряженная масса прицепа или полуприцепа, т.

Объем транспортной работы (W) определяют следующим образом:

W = G ван х S ван ,

где G ван - масса груза, т;

S ван - пробег с грузом, км.

Нормативный расходтопливадля автомобилей-самосвалови самосвальных автопоездов

(п. 4.5 Норм № 43 )

Q н = 0,01 х Н sanc х S х (1 + 0,01 х K ) + H z х Z ,

где Н sanc - линейная норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км (м 3 /100 км);

S - пробег, км;

К ∑ - суммарный корректирующий коэффициент, %;

H z - норма расхода топлива на ездку с грузом автомобиля-самосвала, л (м 3);

Z - количество ездок с грузом

Линейную норму расхода топлива самосвального автопоезда sanc ) определяют так:

Н sanc = Н s + H w х (G np + 0,5 х g) ,

где Н s - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км (м 3 /100 км);

H w - норма расхода топлива на транспортную работу и снаряженную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т·км (м 3 /100 т·км);

G np - снаряженная масса прицепа или полуприцепа, т;

g - грузоподъемность прицепа, т.

В случае работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом использования грузоподъемности выше 0,5 допускается нормирование расхода топлива согласно п. 4.4 Норм № 43, т. е. по формуле из п. 3 этой таблицы. В этом случае за базовую линейную норму принимается базовая линейная норма для соответствующего базового бортового автомобиля, скорректированная на разницу снаряженных масс этих автомобилей.

Нормативный расход топлива для спецавтомобилей, выполняющих специальные работы во время стоянки(п.п. 4.6.1 Норм № 43 )

Q н = 0,01 х Н s х S х (1 + 0,01 х К ) + H об х T об х (1 + 0,01 х К с ) ,

где Н s

S - пробег спецавтомобиля, км;

К

H об

T об

К с

Нормативный расход топлива дляспецавтомобилей, выполняющих транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах (п.п. 4.6.1 Норм № 43 )

Q н = 0,01 х (Н s х S + Н w х W) х (1 + 0,01 х К ) + H об х T об х (1 + 0,01 х К с ) ,

где Н s - базовая линейная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;

S - пробег спецавтомобиля, км;

H w - норма на выполнение транспортной работы, л/100 т·км;

W - объем транспортной работы, т·км;

К ∑ - суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме, %;

H об - норма расхода топлива на работу спецоборудования, л/ч (или литр на выполненную операцию, например, заполнение цистерны и т. п.);

T об - время работы оборудования, ч (или количество выполненных операций);

К с - суммарный корректирующий коэффициент к норме на работу специального оборудования, %

Если спецавтомобиль выполняет транспортную работу, которая не учитывается в тонно-километрах, нормативный расход топлива рассчитывается по формуле, приведенной в п. 5 этой таблицы с учетом в составе К корректирующего коэффициента из п.п. 3.1.11 Норм № 43.

Нормативный расход топлива дляспецавтомобилей, выполняющих работу во время движения (п.п. 4.6.2 Норм № 43 )

Q н = 0,01 х (Н s х S + Н sc х S c ) х (1 + 0,01 х К ) + H n х N,

где Н s - базовая линейная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля (без выполнения специальной работы), л/100 км;

S - пробег спецавтомобиля без выполнения специальной работы, км;

Н sc - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы, л/100 км;

S c - пробег спецавтомобиля при выполнении специальной работы, км;

К ∑ - суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме, %;

H n - норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси согласно табл. Б.2 приложения Б к Нормам № 43 , л;

N -количество кузовов разбросанного песка или смеси за смену

Как видите, для того чтобы рассчитать нормативный расход топлива, нужно знать норму расхода топлива и поправочные коэффициенты, которые помогают учесть дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы ( разд. 3 Норм № 43 ). Информацию о видах норм расхода топлива представим в табл. 2, а затем рассмотрим особенности применения корректирующих коэффициентов.

Таблица 2. Виды норм расхода топлива

№ п/п

Вид норм расхода ГСМ

Порядок применения нормы

Значение

Базовая линейная норма (H s )

(п. 1.2 Норм № 43 )

Устанавливают на 100 км пробега автомобиля

Приведены в таблицах приложений А и Б к Нормам № 43 в разрезе моделей (модификаций) автомобилей. Распространяются только на модели (модификации) автомобилей с указанными техническими данными и особенностями конструктивного исполнения

Базовые линейные нормы расхода топлива установлены в таких единицах измерения:

. для бензиновых, дизельных автомобилей и автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, - в литрах на 100 км пробега (л/100 км);

. для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, - в нормальных кубических метрах на 100 км (м 3 /100 км);

. для газодизельных автомобилей: нормы расхода сжатого природного газа - в м 3 /100 км, а дизельного топлива - в л/100 км.

Норма на выполнение транспортной

работы (H w )

(п. 1.3 Норм № 43 )

Учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом. Устанавливают на 100 тонно-километров (т·км)

Предельно допустимые (максимальные) нормы на выполнение транспортной работы в зависимости от вида топлива составляют:

Бензин - 2,0 л/100 т·км;

Дизельное топливо - 1,3 л/100 т·км.

При работе за пределами города на дорогах с твердым покрытием (дорогах из асфальтобетона, цементобетона) в условиях, не подпадающих под применение корректирующих коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2 , 3.1.2 , 3.1.3 - 3.1.8 , 3.1.15 Норм № 43 , предельно допустимые нормы на выполнение транспортной работы в зависимости от вида топливасоставляют:

Бензин - 1,4 л/100 т·км;

Дизельное топливо - 0,9 л/100 т·км.

При питании двигателя другими видами топлива , в частности сжиженным нефтяным газом (СНГ), сжатым природным газом (СПГ), в том числе в случае газодизельного питания, к приведенным нормам применяют переводные коэффициенты в соответствии с п.п. 2.1.4 Норм № 43 , а именно:

а) бензин - СПГ - 1:1;

б) бензин - СНГ - 1:1,25;

в) дизтопливо (дизель) - СПГ - 1:0,92.

При осуществлении магистральных перевозок современными грузовыми автомобилями рекомендуется применять норму на транспортную работу в пределах 0,55 - 0,7 л дизельного топлива на 100 т·км

Норма на выполнение транспортной работы применяется для:

. бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов;

. автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, которые выполняют работу, учитываемую в тонно-километрах;

. легковых автомобилей и автобусов с прицепами, которые выполняют транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах.

Фактический расход топлива на выполнение транспортной работы увеличивается в условиях эксплуатации, включающих осуществление большого количества остановок и фаз разгона-выбега-торможения на единицу пути, повышенное сопротивление качению (некачественное дорожное покрытие, дороги из щебня (гравия), грунтовые дороги

и т. п.), холмистый рельеф местности.

Увеличенные значения норм на выполнение транспортной работы, подпадающие под применение корректирующих коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5 - 3.1.8, 3.1.15 Норм № 43, при работе за пределами города используются на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах).

Рекомендовано дифференцированное использование норм расхода топлива на выполнение транспортной работы в зависимости от условий осуществления перевозок и технологического уровня (топливной экономичности) подвижного состава и в соответствии с фактическими потребностями. При этом конкретные величины норм расхода топлива на выполнение транспортной работы в регламентированных пределах устанавливает руководитель предприятия и утверждает приказом (распоряжением) по предприятию .

Норма на одну тонну снаряженной

массы (Н g )

(п. 1.4 Норм № 43 )

Учитывает дополнительный расход топлива при изменении снаряженной массы автомобиля, прицепа или полуприцепа

Применяют в случае изменения снаряженной массы автомобиля.

Нормы на одну тонну снаряженной массы в зависимости от вида топлива равны соответствующим нормам на выполнение транспортной работы согласно п. 1.3 Норм № 43 (см. п. 2 этой таблицы). Используют их так же, как и нормы на выполнение транспортной работы

Норма на маневрирование в местах загрузки и разгрузки и выполнение операции по разгрузке (Н z )

(п. 1.5 Норм № 43 )

Учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в местах загрузки и разгрузки и выполнением операций по разгрузке - на одну ездку

Устанавливают на каждую ездку с грузом. Ее максимально возможное значение рассчитывают в зависимости от грузоподъемности автомобиля так:

H z = 0,02 х G в ,

где G в - грузоподъемность автомобиля, т.

При питании двигателя бензином эту норму увеличивают на 25 %.

При питании двигателя СПГ, СНГ и другими видами топлива (в том числе в случае газодизельного питания) применяют переводные коэффициенты в соответствии с п.п. 2.1.4 Норм № 43 (см. п. 2 этой таблицы)

Норму на маневрирование применяют для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами.

Норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях (H об )

(п. 1.6 Норм № 43 )

Устанавливают в литрах на 1 час работы оборудования или в литрах на одну технологическую операцию

Приведены в табл. Б.1 приложения Б к Нормам № 43

Норму на работу специального оборудования применяют для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих специальные работы во время стоянки (автокраны, компрессорные, буровые установки и т. п.).

Норма на пробег при выполнении специальной

работы (H sc )

(п. 1.7 Норм № 43 )

Устанавливают на 100 км пробега

Нормы на пробег по моделям спецавтомобилей приведены вместе с линейными нормами на пробег без выполнения специальной работы в табл. Б.2 приложения Б к Нормам № 43

Эту норму применяют для специальных и специализированных автомобилей, которые выполняют специальные работы во время движения (снегоочистители, поливомоечные и т. п.).

Норма расхода топлива на работу автономного (независимого) обогревателя (H он )

(п. 1.8 Норм № 43 )

Устанавливают на один час работы независимого обогревателя

Базовые нормы расхода топлива автономными обогревателями на один час работы обогревателя приведены в приложении Г к Нормам № 43 .

В случае отсутствия в приложении Г нормы на работу автономного обогревателя применяют корректирующий коэффициент согласно п.п. 3.1.13 Норм № 43 или, при необходимости, согласно п. 2.2 этих Норм устанавливают соответствующую временную норму

Указанную норму применяют для автомобилей и другой техники на колесном шасси, оборудованных автономными обогревателями.

Нормативный расход топлива на работу автономного обогревателя устанавливается в процентах от базовой нормы расхода на один час работы обогревателя (соответствующей его номинальной мощности) в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды в холодное время года (процент использования мощности обогревателя):

ниже чем +15 °C и до +5 °C включительно - до 20 %;

ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно - до 40 %;

ниже чем -5 °C и до -15 °C включительно - до 60 %;

ниже чем -15 °C и до -25 °C включительно - до 80 %;

ниже чем -25 °C - до 100 %.

Расход топлива на работу обогревателя учитывают в общем нормативном расходе топлива согласно п. 4.2 Норм № 43.

Корректирующие коэффициенты

Корректирующие коэффициенты приведены в форме процентов повышения или снижения базового значения нормы расхода топлива. Повышающие коэффициенты перечислены в п. 3.1 , а понижающие - в п. 3.2 Норм № 43 .

Важно! Максимальные значения коэффициентов, указанные в п. 3.1 Норм № 43 , соответствуют предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации транспортных средств. Их нельзя устанавливать одновременно для всех автомобилей (оборудования) предприятия и на весь период эксплуатации.

По возможности, следует устанавливать индивидуальные значения коэффициентов корректировки для каждого транспортного средства в зависимости от особенностей его конструкции, технического состояния и условий эксплуатации (п.п. 3.5.3 Норм № 43 ).

Если при эксплуатации автомобиля учитывают сразу несколько коэффициентов, то для расчета нормативного расхода топлива понадобится сначала определить суммарный коэффициент корректировки (п. 3.3 Норм № 43 ):

K = K 1 + K 2 +… + К n .

Учтите! Уменьшающие коэффициенты подставляют в формулу со знаком «минус».

Для корректировки линейных норм можно применять все корректирующие коэффициенты, но с учетом ограничений , приведенных в разд. 3 Норм № 43 . Например, для корректировки норм на транспортную работу не применяют коэффициенты, указанные в пп. 3.1.11 и 3.2.3 Норм № 43 . А для корректировки норм на работу спецоборудования можно применять только корректирующие коэффициенты, указанные в пп. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.9 и 3.1.10 Норм № 43 . Корректирующие коэффициенты, указанные в пп. 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.8 Норм № 43 , применять одновременно запрещено.

Все числовые значения корректирующих коэффициентов (в том числе значения процентов установления норм на работу оборудования и значения норм расхода и т. п.), приведенные в Нормах № 43 с предлогом «до», следует считать такими, которые могут применяться включительно . При расчетах достаточно округлять значения до трех значимых цифр .

Конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливает непосредственно руководитель предприятия и утверждает приказом (распоряжением).

Обратите внимание! Собственникам старых авто (производство которых прекращено 25 и более лет назад) при нормировании ГСМ разрешено применять корректирующие коэффициенты и формулы расчетов, приведенные в Нормах № 43 , а базовые линейные нормы - приведенные в Нормах расхода топлива и смазочных материалов на автотранспорте , утвержденных приказом Минтранса от 03.05.95 г. № 179 . Об этом сказано в п. 1.2 Норм № 43 .

Нормы расхода смазочных материалов

Нормы № 43 требуют нормировать не только расход топлива, но и расход смазочных материалов. Так, согласно п. 1.10 Норм № 43 нормативы расхода смазочных материалов устанавливают на 100 литров (100 м 3 сжатого природного газа (СПГ)) нормативного расхода топлива (Q н), рассчитанного для данного автомобиля:

Нормативы расхода масел - в л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

Нормативы расхода смазочных материалов - в кг/100 л (кг/100 м 3 СПГ) Q н.

Указанные нормативы приведены в приложении В к Нормам № 43 .

Фактический расход топлива

Традиционно сложилось, что фактическое количество топлива, израсходованного в течение смены (рейса), рассчитывают на основании данных путевых листов . В них помимо прочего фиксируют показания измерительных приборов автомобиля на момент начала и окончания смены (рейса), а также сведения об объемах заправок (дозаправок) автомобиля в течение смены (рейса). Тогда для определения искомой величины можно воспользоваться простой формулой:

Т = ОТ н + ЗТ - От к,

где Т - фактическое количество израсходованного автомобилем топлива (рассчитывается по каждому путевому листу);

ОТ н - остаток топлива в бензобаке (в баллоне, если это газ) автомобиля на начало смены (рейса) (графа путевого листа «остаток при выезде»);

ЗТ - количество топлива, залитого в бензобак (заправленного в баллон, если это газ) в течение смены (рейса) (графа путевого листа «выдано»);

От к - остаток топлива в бензобаке (в баллоне) автомобиля на конец смены (рейса) (графа путевого листа «остаток при возвращении»).

Рассчитанное таким образом количество израсходованного автомобилем в течение смены (рейса) топлива приводится в графе путевого листа «расход топлива фактический, л».

Необходимо отметить, что в настоящее время нормативно установленных форм путевых листов не существует. Однако в учетной сфере обойтись без путевого листа, выполняющего роль первичного документа, по-прежнему невозможно.

Формы путевых листов грузового и легкового автомобилей предприятие может разработать самостоятельно . За основу можно взять старые, уже привычные формы (см. утратившие силу совместный приказ Минтранса и Минстата от 29.12.95 г. № 488/346 , приказ Госкомстата от 17.02.98 г. № 74 ), убрать из них ненужные реквизиты и добавить новые. Главное помнить - в путевом листе должны быть все обязательные реквизиты , указанные в ст. 9 Закона о бухучете . Разработанный предприятием бланк руководитель утверждает своим приказом (распоряжением).

Такой подход одобряют и контролеры (см. письмо Мининфраструктуры от 23.04.13 г. № 4492/25/10-13 , письмо ГФСУ от 09.06.15 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15 ).

Таким образом, путевой лист - это документ, который:

1) удостоверяет величину пробега автомобиля;

2) является основанием для расчета фактического количества использованных автомобилем ГСМ исходя из пройденного километража;

3) подчеркивает (наряду с другой информацией) хозяйственную цель передвижения автомобиля, что имеет решающее значение для НДС-учета.

Говоря о работе автотранспорта, мы, конечно же, не можем оставить без внимания еще один важный «транспортный» документ - товарно-транспортную накладную (ТТН).

ТТН по-прежнему остается обязательным документом , который оформляют при перевозках грузов автотранспортом. Ее наличия требуют Правила перевозок грузов автотранспортом в Украине от 14.10.97 г. № 363 (далее - Правила № 363 ), ст. 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.01 г. № 2344-III (ср. 025069200) . Упоминается она и в п. 1 Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автотранспортом во внутреннем сообщении , утвержденного постановлением КМУ от 25.02.09 г. № 207 .

По большому счету, ТТН нужна только в ситуациях, когда груз перевозят с привлечением сторонней организации (перевозчика). Если вы доставляете груз собственным транспортом, то водителя достаточно обеспечить товарной накладной или другим документом, подтверждающим право собственности на груз. Хотя некоторые плательщики, которые не хотят конфликтовать с налоговиками, оформляют ТТН даже при перевозках грузов собственным автотранспортом. И все потому, что фискалы зачастую рассматривают ТТН как документ, который подтверждает не только факт и стоимость транспортных услуг, но и сам факт поставки в целом.

Что касается формы ТТН, то с 18.03.16 г. предприятия наряду с типовой формой № 1-ТН ( приложение 7 к Правилам № 363 ) могут применять ТТН произвольной формы , разработанную с учетом специфики деятельности конкретного предприятия. Главное, чтобы в такой произвольной ТТН были все обязательные реквизиты, перечисленные в абз. 2 п. 11.1 указанных Правил .

Самостоятельно разработанную форму ТТН нужно утвердить приказом руководителя или другим распорядительным документом по предприятию.

Внимание! Упрощение формы ТТН, введенное приказом Мининфраструктуры от 27.01.16 г. № 26 , не касается тех хозсубъектов, которые оформляют специальные ТТН при перевозках:

Спирта этилового, высокооктановых кислородосодержащих добавок и алкогольных напитков - в этих случаях обязательно применяют формы № 1-ТН (спирт), № 1-ТН (вкд), № 1-ТН (алкогольные напитки), утвержденные приказом Минтранссвязи от 28.04.05 г. № 154 ;

Нефти и нефтепродуктов - оформляют ф. № 1-ТТН (нефтепродукт), утвержденную приказом Минтопливэнерго, Минэкономики, Минтранссвязи, Госпотребстандарта от 20.05.08 г. № 281/171/578/155 ;

Хлебобулочных изделий - оформляют ф. № 1-ТТН (хлеб), утвержденную приказом Минагрополитики от 06.06.01 г. № 153 ;

Молочного сырья - обязательна ф. № 1-ТН (МС), утвержденная приказом Минагрополитики от 01.12.15 г. № 457 ;

Древесины - обязательна ф. № ТТН-лес, утвержденная приказом Мининфраструктуры и Минагрополитики от от 29.11.13 г. № 961/707 . .

Литры, приведенные к 15 °C

Реализаторы ГСМ знают, что единицей учета объемов топлива в системе электронного администрирования реализации топлива являются литры, приведенные к температуре 15 °C. Эта единица учета должна использоваться в первичных бухгалтерских документах , акцизных накладных/расчетах корректировки к акцизным накладным ( п. 232.1 НКУ ).

К чести НКУ , в нем содержится норма, позволяющая обойтись без сложной процедуры приведения литров к указанной температуре в случае отпуска топлива через топливораздаточные колонки на автомобильных заправочных станциях (комплексах) и на автомобильных газовых заправочных станциях. Для целей разд. VI НКУ такие литры приравниваются к литрам, приведенным к температуре 15 °C ( абз. 3 п. 232.1 НКУ ).

Как же быть в остальных случаях?

Некоторые продавцы скажут: «Зачем заморачиваться с переводом, если можно приравнять фактически полученные/реализованные литры топлива к литрам, приведенным к 15 °C?».

Подобная беспечность может быть чревата как минимум расхождениями в данных учета с фактическими данными, что влечет за собой необоснованные потери/излишки топлива.

Также это нарушение в ведении налогового учета. Хотя, чтобы его выявить, налоговикам придется доказать необоснованность подобных расчетов и самим проводить правильные (что, скажем прямо, задача не из легких).

Кроме того, пренебрежение переводом в 15-градусные литры может привести к необходимости пополнения своего электронного счета с целью последующей регистрации заявки на пополнение объемов топлива, так как может оказаться, что фактический объем реализованных ГСМ превышает «входящие» объемы.

Таким образом, перевод литража топлива к температуре 15 °C - процедура обязательная. Минфин предписывает руководствоваться для этого действующей нормативно-технической документацией ( п.п. 7 п. 2 разд. IV Порядка заполнения и подачи Акта инвентаризации объемов остатка топлива , утвержденного приказом Минфина от 25.02.16 г. № 219 ).

Пересчет (приведение) массы к объему при определенной температуре (в частности, 15 °C) на сегодня регламентирован ДСТУ ГОСТ 8.599:2016 (ГОСТ 8.599-2010, IDT) «Метрология. Плотность светлых нефтепродуктов. Таблицы пересчета плотности к 15 °C и 20 °C и к условиям измерения объема» . Этот межгосударственный стандарт введен в действие в качестве национального стандарта Украины с 01.09.16 г. приказом ГП «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества» от 02.08.16 г. № 223 .

На этот документ ссылаются в своих разъяснениях и налоговики (

Надбавки к нормам расхода топлива.

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 года, предусматривают повышение или снижение норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.

2. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, изменяющих норму расхода топлива, производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок) , регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

3. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 метров) – до 15%. (один случай снижения).

4. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

5. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

6. Нормы расхода повышаются при следующих условиях:

а) работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 до 20% включительно. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций.

Пример: срок действия зимних надбавок в одном из регионов России – 5 месяцев. Администрация региона,города, района, поселения своим распоряжением может установить срок действия надбавок по месяцам зимнего периода по единой предельной величине (например 10 % на ноябрь, декабрь, январь, февраль, март) или дифференцированно по каждому месяцу. Если распоряжения администрации нет, то предприятие (организация) своим приказом устанавливает зимние надбавки самостоятельно.

б) работе автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий (дорогах с усовершенствованным покрытием) в горной местности , включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

– от 300 до 800 метров– до 5% (нижнегорье);

– от 801 до 2000 метров– до 10% (среднегорье);

– от 2001 до 3000 метров– до 15% (высокогорье);

– свыше 3000 метров– до 20% (высокогорье).

в) работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом , вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500 поворотов) – до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%.

К IV категории относятся дороги с твердым покрытием из булыжника и гравия, к V категории относятся профилированные дороги, не имеющие твердого покрытия (проходящие по естественному грунту).

г) работе автотранспорта в городах с населением:

– свыше 5 млн. человек – до 35%;

– от 1,0 до 5,0 млн. человек – до 25%;

– от 250 тысяч до 1,0 млн. человек – до 15%;

– от 100 до 250 тысяч человек – до 10%;

– до 100 тысяч человек – в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%.

д) работа автотранспорта при частых технологических остановках , связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутных таксомоторов – автобусов, грузопассажирских и грузовых автомобилей малого класса, автомобилей типа «пикап», «универсал», включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при условии в среднем более чем одна остановка на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков, и переездов не учитываются) – до 10%;

е) перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженной скоростью движения автомобилей 20-40 км/час – до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/час – до 35%;

ж) при обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) – до 10%; При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10%; при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном состоянии – до 15%, при перегоне – буксировке в строенном состоянии – до 20%;

з) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км – до 5%, более 8 лет или с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10%;

и) при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%;

к) при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%

л) при работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. – до 20%;

м) при работе в карьерах , при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

– для АТС в снаряженном состоянии (без груза) – до 20%;

– для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля – до 40%;

н) при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий – до 35%, для дорог IV и V категорий – до 50%;

о) при учебной езде на дорогах общего пользования – до 20%. При учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом – до 40%;

п) при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%;

р) при использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается);

с) при использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы;

т) при простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем – до 10% от базовой нормы за один час простоя;

у) в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем – до 10 % от базовой нормы.

7. Примеры применения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива приведены в приложении №5 методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» 2008 года.

8. В условиях конкретного предприятия издается приказ (распоряжение) о значениях применяемых поправочных коэффициентов.

8.1. Зимние надбавки: ноябрь – 7%, декабрь, январь, февраль, март -10% (по распоряжению органов власти или же приказом по предприятию);

8.2. Движение в городе (400 тыс чел.) – 15%, движение в городе (1,3 млн.чел.) – 25%, движение в городах до 100 тыс. чел. – 5% (с указанием городов);

8.3. Движение за городом (маршрут – протяженность загородной зоны – снижение 8%);

8.4. Для конкретных марок автомобилей по госномерам – 5 или 10% в зависимости от их возраста;

8.5. При работе без учета массы перевозимого груза – 10%.

Примечание. Если имеют место разовые случаи применения других надбавок (поправочных коэффициентов), то ответственным за использование автомобиля лицом вносится соответствующая запись в графу «Особые отметки».

Распоряжение Министерства транспорта РФ
№НА-51-р от 06.04.2018

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ", ВВЕДЕННЫЕ В ДЕЙСТВИЕ РАСПОРЯЖЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 МАРТА 2008 Г. N АМ-23-Р

Внести изменения в Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р, согласно приложению к настоящему распоряжению.

Приложение
к распоряжению Минтранса России
от _________ N ___

1.В пункте 7 таблицу подпункта 7.1.1 дополнить позициями 103 - 111 в следующей редакции:

Lada Granta 219010 1.6
(ВАЗ-11186)

Lada Granta 219170 1.6
(ВАЗ-21127)

Lada Priora 217020 1.6
(ВАЗ-21116)

Lada Kalina 219410 1.6
(ВАЗ-11186)

Lada Largus 1.6 (RSOY5L)
(Renault K4M 490)

Lada Vesta 1.6
(ВАЗ-21129)

Lada XRay 1.6
(ВАЗ-21129)

Lada XRay 1.6
(Renault H4M)

УАЗ-3163-10 Patriot
(ЗМЗ-40905)

2.В пункте 8 таблицу подпункта 8.1.2 изложить в следующей редакции:

Модель, марка, модификация автомобиля

Число и расположение цилиндров

Мощность двигателя, л.с.

Рабочий объем, л

Базовая норма расхода топлива, л/100 км

326031
(вед. 25 мест ш. Урал 43203-1151-41;
ЯМЗ-236НЕ2-24)

476110
(вахт. 32 места; КамАЗ-43118-15;
КамАЗ-740.31)

А09214 "Богдан"
(вед. 23 места; Isuzu)

А09202 "Богдан"
(вед. 21 место; Isuzu)

А09204 "Богдан"
(вед. 21 место; Isuzu)

6270-10
(гор. 125 мест; Scania DC903)

2217
(6 мест; Chrysler)

2217
(6 мест; ЗМЗ-40524)

2217
(6 мест; УМЗ-421600)

2217
(7 мест; ЗМЗ-40522T)

22171
(10 мест; ЗМЗ-40630D)

22171
(10 мест; ЗМЗ-40630D)

22171
(10 мест; УМЗ-421600)

22171
(11 мест; ЗМЗ-405240)

22171
(6 мест; Chrysler)

22171-730
(7 мест; Chrysler)

221710 "Соболь"
(7 мест; Chrysler)

2217-288 "Бизнес"
(7 мест; УМЗ-421600)

22171
(11 мест; ГАЗ-560)

22177
(6 мест; ЗМЗ-40522R)

2752
(7 мест; Chrysler)

3221 "Бизнес"
(9 мест; УМЗ-421600)

3221
(школьный 13 мест; УМЗ-4216)

3221-216
(8 мест; УМЗ-4216)

3221-218
(8 мест; УМЗ-4216)

32213
(13 мест; ЗМЗ-405220)

32213
(13 мест; Chrysler)

32213
(14 мест; ЗМЗ-40260F)

32213
(7 мест; ЗМЗ-405240)

32213
(13 мест; УМЗ-421600)

322132
(14 мест; УМЗ-421600)

32213-408
(13 мест; ЗМЗ-405240)

322173
(14 мест; ЗМЗ-405220)

322173
(14 мест; УМЗ-421600)

323810 "Баргузин"
(7 мест; ЗМЗ-40630D)

32590C
(11 мест; УМЗ-421600)

22171
(11 мест; УМЗ-421640)

22177
(7 мест; УМЗ-421640)

32213
(13 мест; УМЗ-421640)

A65R32
(вед. 17 мест; Cummins ISF2.8s R148)

A65R33
(вед. 18 мест; A27400 Evotech 2.7)

4235-33
(вед. 26 мест; Cummins 4ISBe185B)

4235-01
(гор. 54 места; Cummins 4ISBe150B)

4235-31
(вед. 31 место; Cummins 4ISBe185B)

4235-32
(вед. 30 мест; Cummins 4ISBe185B)

4235-33
(гор. 56 мест; Cummins 4ISBe185B)

4238
(вед. 36 мест; Cummins 6ISBe 210)

423800
(м/г 37 мест; Cummins EQB210-20)

4238-02
(м/г 35 мест; Cummins 6ISBe 210)

4238-01
(вед. 40 мест; Cummins 6ISBe 210)

4238-45
(школьный 34 места; Cummins 6ISBe4210B)

5256.23-01
(вед. 28 мест; Caterpillar 3126)

5256.23-01
(пригор. 44 места; Caterpillar3126E)

5256.26
(гор. 110 мест; Caterpillar 3126E)

5256.26

5256.26
(гор. 104 места; Caterpillar 3126E)

5256.26
(пригор. 104 места; Caterpillar 3126E)

5256.36
(гор. 110 мест; ЯМЗ-6563.10)

5256.36

5256.36-01
(пригор. 88 мест; ЯМЗ-6563.10)

5256.45
(гор. 110 мест; КамАЗ-740.31)

5256.46-01
(пригор. 94 места; КамАЗ-740.65)

5256.53
(гор. 116 мест; Cummins 6ISB245B)

525623-01
(гор. 66 мест; Caterpillar 3126EA)

525623-01
(м/г 44 места; Caterpillar 3126)

525623-01
(пригор. 66 мест; Caterpillar 3126EA)

525633-01
(вед. 45 мест; ЯМЗ-236HE)

525653
(пригор. 88 мест; Cummins 6ISB245B)

525653-01
(вед. 45 мест; Cummins 6ISB245B)

5293
(гор. 100 мест; Caterpillar 3126E)

62132
(гор. 145 мест; MAN D0836LOH02)

62132
(пригор. 145 мест; MAN D0836LOH02)

103.003
(вед. 25 мест; Д-260.5E)

103.062
(вед. 25 мест; OM906LA)

103.065
(гор; 96 мест; OM906LA)

103.465
(гор. 100 мест; OM906LA)

103.565
(гор. 96 мест; OM906LA)

107.466
(гор. 145 мест; OM906LAIII)

226060
(вед. 31 место; OM904LA)

103485
(гор. 98 мест; OM906LA.V/3)

4251-01
(вед. 25 мест; Cummins ISDe140-30)

5277
(вед. 27 мест; ЯМЗ-236HE)

5277-01
(вед. 45 мест; Cummins 6ISBe270)

5299-10-15
(вед. 25 мест; КамАЗ-740.31)

5299-0000010-32
(гор. 109 мест; Cummins 6ISBe270B)

5299-0000010-33
(гор. 109 мест; КамАЗ-740.65)

5299-0000017-33
(м/г. 51 место; КамАЗ-740.62)

5299-10-15
(гор. 114 мест; КамАЗ-740.31)

5299-10-16
(вед. 45 мест; КамАЗ-740.31)

5299-10-33
(вед. 30 мест; КамАЗ-740.65)

5299-11-33
(вед. 46 мест; КамАЗ-740.62)

5299-17-32
(вед. 45 мест; Cummins 6ISBe270B)

5299-30-31
(гор. 101 место; КамАЗ-820.61-260)

5299-30-32
(гор. 101 место; Cummins 6ISBe270B)

32031-01
(вед. 23 места; Cummins 4ISBeB150)

320401-01
(гор. 52 места; Cummins B3.9-140)

320401-01
(пригор. 37 мест; CumminsB3.9-140)

320401-03
(вед. 26 мест; Cummins ISBeB185B)

320402-03
(гор. 43 места; Cummins ISBeB185B)

32053
(вед. 25 мест; ЗМЗ-523400)

32053
(приг. 41 место; ЗМЗ-5234.40S)

3205-30
(вед. 25 мест; ЗМЗ-511)

32053-70
(вед. 23 м; ЗМЗ-523400)

320538-70
(школьный 22 места; ЗМЗ-5234)

3206-110-60
(вед. 25 мест; ЗМЗ-52340S)

3206-110-70
(школьный 26 мест; ЗМЗ-5234)

3237-01
(гор. 55 мест; Cummins 4ISBe B150)

REAL
(вед. 23 места; Hyundai D 4AL)

REAL
(вед. 23 места; Hyundai D4DD)

320414-05
(гор. 64 места; Cummins ISF3.8s4 R168)

220600
(11 мест; ЗМЗ-409110)

22069-04
(13 мест; УМЗ-4218)

220695
(11 мест; ЗМЗ-409100)

220695-04
(9 мест; ЗМЗ-409100)

396252-03
(9 мест; ЗМЗ-40210L)

396254
(10 мест; УМЗ-42130A)

3255-0010-41
(вахт. 22 места; ЯМЗ-236-HE2)

32552-0010-01
(вахт. 23 места; ЯМЗ-236 M2)

ВОЛЖАНИН

32901-0000010
(вед. 18 мест; TATA 697 TC55)

5270-0000020-06
(вед. 33 места; Deutz BF6M1013)

5270-0000020-06

5270-0000020-06
(гор. 104 места; Deutz BF6M1013)

52701-10-06
(вед. 46 мест; Deutz BF6M1013ECP)

52701-000001-06
(вед. 41 место; Deutz BF6M1013)

52702-000001-06
(вед. 41 место; Deutz BF6M1013)

52702-000001-02
(вед. 45 мест; ЯМЗ-236HE2)

5270-0000010
(гор. 97 мест; MAN D0836LOH64)

3.В пункте 9 таблицу подпункта 9.1.1 дополнить позициями следующего содержания:

330202 (УМЗ-421640)

A22R32 Next (Cummins ISF2.8s 4129P)

A21R23 Next (A27400 Evotech 2.7)

ГАЗон Next C41R11 (ЯМЗ-53441)

4.В пункте 12 таблицу подпункта 12.1.1 дополнить позициями следующего содержания:

ГАЗ-2752 (УМЗ-421640)

ГАЗ-27527 (г/п; УМЗ-421640)

ГАЗ A23R33 Next (A27400 Evotech 2.7)

ГАЗ A32R32 Next (г/п; Cummins ISF2.8s4 R148;)

5.Таблицу в приложении N 2 изложить в следующей редакции:

"Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам Российской Федерации и их частям

Субъект Российской Федерации или его часть <1>

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок не более, % <2>

5.0
01.XI..31.III

Белгородская область

4.0
15.XI..15.III

Брянская область

5.0
01.XI..31.III

Владимирская область

5.0
01.XI..31.III

Воронежская область

5.0
01.XI..31.III

Ивановская область

5.0
01.XI...31.III

Калужская область

5.0
01.XI...31.III

Костромская область

5.0
01.XI...31.III

Курская область

5.0
01.XI...31.III

Липецкая область

5.0
01.XI...31.III

Московская область

5.0
01.XI...31.III

Орловская область

5.0
01.XI...31.III

Рязанская область

5.0
01.XI...31.III

Смоленская область

5.0
01.XI...31.III

Тамбовская область

5.0
01.XI...31.III

Тверская область

5.0
01.XI...31.III

Тульская область

5.0
01.XI...31.III

Ярославская область

5.0
01.XI...31.III

Санкт-Петербург

5.0
01.XI..31.III

Республика Карелия

5.5
01.XI...15.IV

Республика Коми (за исключением городского округа Воркуты и городского округа Инты)

6.0
01.XI...30.IV

Городской округ Воркута и городской округ Инта Республики Коми

6.5
15.X...30.IV

Архангельская область (за исключением Ненецкого автономного округа)

6.0
01.XI...30.IV

Ненецкий автономный округ

6.0
15.X...15.IV

Вологодская область

5.0
01.XI...31.III

Калининградская область

4.0
15.XI..15.III

Ленинградская область

5.0
01.XI...31.III

Мурманская область

6.0
01.XI...30.IV

Новгородская область

5.0
01.XI...31.III

Псковская область

5.0
01.XI...31.III

Республика Дагестан

3.0
01.XII...1.III

Республика Ингушетия

3.0
01.XII...1.III

Чеченская Республика

3.0
01.XII...1.III

Кабардино-Балкарская Республика

3.0
01.XII...1.III

Карачаево-Черкесская Республика

3.0
01.XII...1.III

Республика Северная Осетия - Алания

3.0
01.XII...1.III

Ставропольский край

3.5
01.XII..15.III

Республика Башкортостан

5.5
01.XI...15.IV

Республика Марий Эл

5.0
01.XI..31.III

Республика Мордовия

5.0
01.XI..31.III

Республика Татарстан

5.0
01.XI...31.III

Удмуртская Республика

5.0
01.XI...31.III

Чувашская Республика

5.0
01.XI...31.III

Кировская область

5.5
15.X...31.III

Нижегородская область

5.0
01.XI...31.III

Оренбургская область

6.0
15.X...15.IV

Пензенская область

5.0
01.XI...31.III

Пермский край (за исключением Коми-Пермяцкого округа)

5.5
01.XI...15.IV

Коми-Пермяцкий округ Пермского края

6.0
01.XI...15.IV

Самарская область

5.0
01.XI...31.III

Саратовская область

5.0
01.XI...31.III

Ульяновская область

5.0
01.XI...31.III

Курганская область

5.5
01.XI...15.IV

Свердловская область

5.5
01.XI...15.IV

Тюменская область (за исключением Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов)

5.5
01.XI...15.IV

Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области

6.5
15.X...30.IV

Ямало-Ненецкий автономный округ Тюменской области

6.5
15.X...30.IV

Челябинская область

5.5
01.XI...15.IV

Республика Алтай

5.5
01.XI...15.IV

Республика Бурятия

6.0
01.XI...30.IV

Республика Тыва

6.0
01.XI...30.IV

Республика Хакасия

6.0
01.XI...30.IV

Алтайский край

5.5
01.XI...15.IV

Красноярский край (за исключением Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского, Туруханского, Северо-Енисейского районов)

5.5
01.XI...15.IV

Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края

7.0
15.X...15.V

Эвенкийский район Красноярского края

7.0
15.X...15.V

Туруханский район Красноярского края

7.0
15.X...15.V

Северо-Енисейский район Красноярского края

7.0
15.X...15.V

Иркутская область

6.0
01.XI...30.IV

Кемеровская область

6.0
01.XI...30.IV

Новосибирская область

5.5
01.XI... 15.IV

Омская область

5.5
01.XI... 15.IV

Томская область

5.5
01.XI... 15.IV

Забайкальский край

6.0
01.XI...30.IV

Республика Саха (Якутия)

7.0
15.X...15.V

Приморский край

5.5
01.XI...15.IV

Хабаровский край (за исключением Охотского района)

5.5
01.XI...15.IV

Охотский район Хабаровского края

6.5
15.X...30.IV

Амурская область

6.0
01.XI...30.IV

Камчатский край

6.0
01.XI...30.IV

Магаданская область

6.5
15.X...30.IV

Сахалинская область (за исключением Курильского, Ногликского, Охинского, Северо-Курильского, Южно-Курильского районов)

5.0
15.XI...15.IV

Курильский район Сахалинской области

6.0
01.XI...30.IV

Ногликский район Сахалинской области

6.0
01.XI...30.IV

Охинский район Сахалинской области

6.0
01.XI...30.IV

Северо-Курильский район Сахалинской области

6.0
01.XI...30.IV

Южно-Курильский район Сахалинской области

6.0
01.XI...30.IV

Еврейская автономная область

5.5
01.XI...15.IV

Чукотский автономный округ

6.5
15.X...30.IV

Острова Северного Ледовитого океана и морей районов Крайнего Севера

7.0
01.XI...31.V

Республика Адыгея

3.0
01.XII...1.III

Республика Калмыкия

5.0
15.X...15.III

Краснодарский край

3.0
01.XII...1.III

Астраханская область

5.0
15.X...15.III

Волгоградская область

5.0
15.X...15.III

Ростовская область

4.0
15.XI..15.III

Республика Крым

4.0
01.XI..01.III

Город Севастополь

4.0
01.XI..01.III

<1> Названия субъектов Российской Федерации даны в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России с изменениями на 2018 год.

<2> Значения зимних надбавок учитывают перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029".".


Заместитель Министра Н.А. АСАУЛ

Если у организации есть автомобиль, но автотранспортной она не является, то для целей налогообложения и бухгалтерского учета израсходованных ГСМ каких-либо ограничительных нормативов нет. Поэтому затраты на ГСМ плательщики налога на прибыль могут списывать исходя из фактического расход аподп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ ; Письма Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 , от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 , от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 .

Однако многие приходят к тому, что подобные нормативы нужны прежде всего для себя - чтобы понимать, сколько реально тратится бензина на деловые поездки, а что «сгорает» в угоду каким-то иным целям водителей. Да и экономическую обоснованность расходов на топливо при общении с проверяющими проще подтвердить с помощью нормативов.

Мы посмотрим, как установить нормативы расходов на бензин для легковых автомобилей с учетом изменений, внесенных прошлым летом Минтрансом в Методические рекомендации.

Упрощенцы на «доходно-расходной» УСН списывают расходы на приобретенное топливо на день оплаты поставщику независимо от даты его фактического расходования (списания его в производств о)подп. 5 п. 1 ст. 346.16 , подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ .

Однако их расходы тоже должны быть экономически обоснованн ып. 1 ст. 252 , п. 2 ст. 346.16 НК РФ ; Письмо Минфина от 23.12.2009 № 03-11-09/413 . Поэтому и упрощенцам нужно следить за целевой направленностью расходования автомобильного топлива.

Разрабатываем топливные нормы

Сначала лучше определить базовую норму расхода топлива для конкретного автомобиля. А затем в зависимости от условий эксплуатации автомобиля применять те или иные корректирующие/поправочные коэффициенты.

ШАГ 1. Определяем базовую норму

Базовая норма расхода топлива - его расход в условиях, приближенных к идеальным (без пробок и прочих факторов, препятствующих движению).

Для этого есть несколько способов:

  • <или> по минтрансовским норматива мМетодические рекомендации, утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее - Методические рекомендации); Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 ;
  • <или> исходя из данных о расходе топлива, указанных заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль;
  • <или> на основании самостоятельных контрольных замеров. Важно обратить внимание на условия, в которых они проводятся. Чтобы результаты таких замеров показывали именно базовую норму расхода топлива, их надо проводить при хорошей плюсовой погоде, без использования кондиционера или системы климат-контроля, при отсутствии пробок и т. д. Результаты таких замеров должны быть зафиксированы в акте или другом внутреннем документе. Понятно, что подобные замеры и разработки - дело не бухгалтерии. Руководство должно это кому-то поручить.

Чтобы не напрягаться, часто руководство поручает бухгалтерии взять базовую норму из минтрансовских Рекомендаций. Это проще, чем самостоятельно проводить замеры и изыскания.

ШАГ 2. Устанавливаем коэффициенты/надбавки

В этом случае также проще ориентироваться на Рекомендации Минтранса. Если же указанные в них значения повышающих коэффициентов по каким-то причинам не устраивают вашу организацию, можно делать самостоятельные замеры расхода топлива при движении автомобиля в различных условиях.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Использовать данные о среднем расходе топлива из внутреннего компьютера автомобиля невыгодно, потому что подсчитанный машиной расход не всегда соответствует реальному. Зачастую он бывает сильно занижен.

Учтите, что если вы установили нормы расхода топлива и применяемые коэффициенты по минтрансовским Рекомендациям в 2015 г. или ранее, то их можно пересмотреть, поскольку летом 2015 г. Минтранс внес изменения в свои Рекомендации. В частности, увеличились некоторые повышающие коэффициенты, причем существенно.

Мы посмотрим наиболее востребованные коэффициенты:

  • «городской» - зависит от численности населения в населенном пункте. К примеру, при численности свыше 5 млн человек возможно применение коэффициента до 35% включительн оп. 5 Методических рекомендаций , от 1 до 5 млн человек - до 25%;
  • «возрастной» - к примеру, для автомобилей старше 5 лет или с пробегом более 100 тыс. км можно применить коэффициент до 5%;
  • «зимний» - может составлять от 5 до 20% в зависимости от климатического район априложение № 2 к Методическим рекомендациям . Так, в Москве и Московской области срок действия зимних надбавок - с 1 ноября по 31 марта (5 месяцев). Предельный зимний коэффициент - 10%;
  • коэффициент для кондиционера - до 7%, такой же коэффициент предусмотрен и при использовании системы «климат-контроль»;
  • чрезвычайные погодные коэффициенты - к примеру, при сильном снегопаде и гололедице можно использовать коэффициент до 35%;
  • коэффициенты за сложность - например, можно применить повышающий коэффициент для поездок с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, опасных грузов, грузов в стекле и т. п.) в диапазоне: 20- 40 км/ч - до 15%, со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

ШАГ 3. Считаем итоговую (рабочую) норму

Для этого надо взять базовую норму и учесть применяемые коэффициенты. Если их несколько, то надо их суммировать:

Учтите, что, если базовая норма установлена в организации путем самостоятельных контрольных замеров, применение некоторых повышающих коэффициентов может быть неоправданно. К примеру, применение возрастного коэффициента, если контрольный замер сделан на конкретном автомобиле в том же году, или зимнего коэффициента, если замер расхода топлива был сделан в зимний период.

Документируем утвержденные нормы и коэффициенты

Посмотрим на примере, как организация может установить норматив расхода топлива, если она решила самостоятельно провести базовые контрольные замеры, но использовать корректирующие коэффициенты, рекомендованные Минтрансом (в тех случаях, когда их применение обоснованно). Условия следующие:

  • автомобиль - Lexus RX 300, оснащен кондиционером;
  • пробег - более 110 тыс. км;
  • используется на территории Москвы (численность населения свыше 5 млн человек);
  • замер сделан летом в хорошую погоду, при отключенном кондиционере.

Общество с ограниченной ответственностью «Организация»

Акт установления норматива расхода топлива

г. Москва

Комиссия в составе:
- председатель комиссии Иванов А.С. - директор ООО «Организация»;
- члены комиссии:
– Петров В.С. - начальник транспортного цеха;
– Сидоров О.И. - водитель

1. Произвела контрольный замер расхода топлива по автомобилю Lexus RX 300, гос. номер Н878КК177, по ровной свободной городской дороге с асфальтовым покрытием, без пробок.

2. На основании проведенного замера утвердила для автомобиля Lexus RX 300 базовую норму расхода топлива - 16 л/100 км.

3. Утвердила применение следующих повышающих коэффициентов из Методических рекомендаций Минтранса: