Какие бывают зилы. Грузовики ссср: модели, характеристики. колхида, урал, зил. Трехосные грузовые автомобили

Грузовики ЗиЛ

Автомобильному предприятию ЗиЛ – без малого век. Этот завод занимается производством и выпуском автомобильного транспорта. Основано предприятие в январе 1916 года как Ремонтно-производственные мастерские. За время существования менялись названия завода, последнее ЗиЛ – в честь одного из выдающихся руководителей предприятия И.А. Лихачева. Грузовики ЗиЛ широко известны не только в России но и за ее пределами.

За время своей работы на заводе освоен выпуск: легковых авто представительского класса (изготовление выполнялось по спец заказам), грузовые автомобили, автобусы, спец техника и вездеходы.

Автомобили этого завода представлены во многих сферах: торговля, строительство, сельское хозяйство, коммунальная сфера, правительственные и специальные авто, вооруженные силы.

Типы грузовиков ЗиЛ

Грузовые автомобили ЗиЛ представлены разнообразным ассортиментом:

  • шасси
  • грузовики ремонтно-аварийного назначения
  • автоподъемники
  • манипуляторы
  • автозаправщики
  • автофургоны
  • автоцистерны для транспортировки пищевых продуктов
  • бортовые платформы
  • грузовики для очистки канализационных систем
  • грузовики сельскохозяйственного назначения
  • грузовые авто для осуществления дорожных работ
  • мусоровозы
  • пожарные машины
  • самосвалы
  • эвакуаторы

Модельный ряд грузовиков Зил

Универсальность грузовых шасси ЗиЛ выражена в широким их использовании для размещения различных видов оборудования.

  • Ремонтно-аварийные авто на базе грузовых шасси ЗиЛ-5301М2, ЗиЛ-433362, ЗиЛ-5301В2, ЗиЛ-4329В3 незаменимы для коммунальных служб. Оборудованы устройствами по ремонту систем теплоснабжения, канализации, водоснабжения, газификации и электричества.
  • Грузовик ЗиЛ “КОБРА” 5301М2 с КМУ (крано-манипуляторная установка) имеет на своей базе оборудование при помощи которого возможно осуществлять сварочные работы, транспортировку и погрузку-разгрузку необходимых материалов. Этот автомобиль ЗиЛ оснащен турбо-дизельным двигателем мощностью 130 л.с и его грузоподъемность составляет до 1 тонны.
  • Автоподъемники ЗиЛ нашли свое применение в строительстве, коммунальных службах, просто незаменимы при выполнении монтажных и высотных работ. Базируются на грузовых шасси ЗиЛ-433362, ЗиЛ-433362, ЗиЛ-432932, ЗиЛ-5301В2.
  • ЗиЛ “БЫЧОК” АПТ-14 – телескопический автомобильный подъемник служащий для выполнения строительных, монтажных, высотных работ в городской среде. Благодаря колесной формуле 4х2 он маневрен и легкопроходим., грузоподъемность люльки, которая поднимается на высоту до 14 метров, составляет 200 кг.
  • Авто грузовики ЗиЛ манипуляторы – бортовые грузовики на базе ЗиЛ-433360, ЗиЛ-433110, ЗиЛ-432930, ЗиЛ-4329В3, ЗиЛ-433110, ЗиЛ-433360, ЗиЛ- 432930, ЗиЛ-5301ЕЕ. При помощи крана-манипулятора, который установлен за кабиной водителя, такие автомобили осуществляют погрузку и разгрузку грузов, а так же их перевозку.
  • Бортовой грузовой автомобиль ЗиЛ R310 с КМУ UNIC – это небольшой манипулятор грузоподъемность которого достигает 5 тонн, а максимальная грузоподъемность трех секционного КМУ до 3 тонн. Полная масса автомобиля 11 т., колесная формула 4х2. Эти показатели позволяют работать в ограниченных размерами местах.
  • Автозаправщик ЗиЛ представлен на базе грузовых шасси ЗиЛ-433362 и ЗиЛ-432932. Такие грузовики позволяют перевозить и хранить в цистернах объемом до 7 м ³ горюче-смазочные материалы. Автомобиль оборудован насосом благодаря которому происходит слив и заполнение емкости. Двигатели в этих моделях могут быть как карбюраторные, так и дизельные.
  • Модельный ряд автофургонов ЗиЛ представлен широким разнообразием промтоварных фургонов разной грузоподъемности и объемом кузова на базе шасси ЗиЛ-5301В2, ЗиЛ-5301К2, ЗиЛ-5301Е0, ЗиЛ-433362, ЗиЛ-433112 и ЗиЛ-432932.
  • ЗиЛ-5301Р1 – цельнометаллический фургон для транспортировки различных грузов грузоподъемностью до 2,8 тонны. Этот коммерческий фургон оснащен турбо-дизельным двигателем мощностью 136 л.с. и колесной формулой 4х2.
  • А втоцистерны для транспортировки пищевых продуктов на базе ЗиЛ-433362, ЗиЛ-432932, ЗиЛ-5301В2 – незаменимые помощники в фермерском и сельском хозяйстве. Данный вид грузовиков имеет возможность перевозить пищевые жидкости объемом до 4900 литров.
  • ЗиЛ бортовой – это универсальный грузовой автомобиль для перевозки различных грузов. Основные модели: ЗиЛ-43272Н (с лебедкой и без), ЗиЛ-5301ВЕ, ЗиЛ-5301ЕЕ, ЗиЛ-5301КЕ, ЗиЛ-5301МЕ, ЗиЛ-433110, ЗиЛ-432930 и ЗиЛ-433360.
  • Бортовой ЗиЛ-5301КЕ оборудован комфортабельной семиместной кабиной. Его грузоподъемность – до 3 тонн, полная масса автомобиля – 7 тонн. Двигатель – турбо-дизель мощностью 136 л.с.
  • Коммунальная сфера не может существовать без грузовиков специального назначения которые служат для очистки ливневок, канализации, выгребных ям. Грузовики Грузовики ЗиЛ на базе шасси ЗиЛ-433362, ЗиЛ-494560 и ЗиЛ-432932 оборудованы цистернами до 5 м ³ , насосами производительностью до 360 м ³ в час и могут быть оснащены карбюраторными или турбо-дизельными двигателями.

    Грузовик ЗиЛ – 433362 шассси 4х2

  • Грузовики для перевозки кормов и фургоны для перевозки инкубационных яиц и птицы – это специальные автомобили ЗиЛ сельскохозяйственного назначения. Среди них: ЗАСК-10Б на базе ЗиЛ-433362 и ЗСК-10 на базе ЗиЛ-433362, ЗиЛ-432932 с установленными бункерами для кормов объемом до 10 м ³, а так же фургон 47511 для перевозки инкубационных яиц и птицы на базе шасси ЗиЛ-433362, ЗиЛ-5301В2 и ЗиЛ-5301К2.
  • Специальные автомобили для выполнения дорожных работ – незаменимые помощники в дорожном хозяйстве. ПУМ-69 на базе грузового шасси ЗиЛ-433362 осуществляет механическую уборку дорожного и тротуарного покрытия при помощи щеток установленных на автомобильной раме. МДК 433362 на базе ЗиЛ-433362 и ЗиЛ-432932 может обрадоваться кузовом для сыпучих смесей объемом до 4,5 м ³ или цистерной для жидких смесей до 6 м ³. В зимний сезон на дорогах работают СДК-454510 – машины оборудованы щеткой-ковшом для уборки снега и разбрасывающим механизмом для сыпучих. МДК-432932-88 на шасси ЗиЛ-4329В3 оборудована щеткой и агрегатом для мойки, а так же полива дорожного покрытия. Возможна смена агрегатов в зависимости от сезонов.
  • Модельный ряд ЗиЛ удачно дополнили мусоровозы разных типов: 440КО и МКМ-2701 с загрузкой сбоку, КО-440-АД и МКС-1/МКС-2700 с контейнерами, ЗиЛ-4329LB со сменным кузовом и МКЗ-2703 с загрузкой сзади.
  • Базовое шасси ЗиЛ-433115 послужило идеальной основой для создания скоростной пожарной машины с цистерной для воды объемом 3200 литров.
  • Особое место среди грузовых автомобилей занимает ЗиЛ самосвал предназначен для перевозки строительных материалов грузоподъемностью до 6 тонн на базовых шасси ЗиЛ-494560, ЗиЛ-497442, ЗиЛ-5301В2.
  • 33241Е и 5301AR – эвакуаторы производства ЗиЛ с грузоподъемность до 3 тонн.

Грузовые автомобили Завода имени Лихачева за весь срок своей службы, доказали, что могут быть достойными представителями автопарка любой компании.

Дата рождения завода ЗИЛ - 2 августа 1916 года. Отцы-основатели - владельцы торгового дома "Кузнецов, Рябушинские и К". Полноценно завод начал работать только в 1924 году, когда на предприятие пришел заказ на изготовление первых советских грузовых автомобилей.

За годы своей деятельности ЗИЛ не раз становился новатором и автором многих новинок машиностроения, которые после применялись и применяются по сей день на всех отечественных автозаводах. Так, ЗИЛ стал автором гидравлического привода тормозов, 12-вольтовой системы оборудования, восьмицилиндрового двигателя, гипоидной главной передачи и стеклоподъёмников с сервоприводом, четырёхкамерного карбюратора, автомобильного кондиционера, дисковых тормозов и четырёхфарной системы освещения.

Сегодня ЗИЛ - это крупнейший в России автомобильный холдинг, включающий в себя несколько крупных предприятий, выпускающих как собственно автомобильную технику, так и комплектующие к ней. ООО "РязаньАвтоагрегат АМО ЗИЛ" производит ведущие задние и средние мосты, передние оси, карданные валы, горячие штамповки, а также запасные части. ЗАО "Пензенский завод "Автозапчасть" производит автомобильные поршни к силовым агрегатам, колесный и главный цилиндр тормозов и металлокерамические направляющие втулок клапанов к моторам. ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" выпускает редукторы задних мостов, задних мостов и передних осей, механизмы сцепления, гидравлические амортизаторы и другую продукцию. ЗАО "Смоленский автоагрегатный завод" наладил производство спецавтосредств. ОАО "Каширский литейный завод "Центролит" выпускает фасонные отливки из черных и цветных металлов и сплавов.

ЗИЛ выпускает грузовые автомобили грузоподъемностью от 6,95 до 14,5 тонн, автобусы малого класса длиной от 6,6 до 7,9 метров и легковые автомобили представительского класса. Модельный ряд ЗИЛа очень обширный и состоит из аварийно-ремонтных автомобилей, автобусов, подъемников, самосвалов, топливо- и маслозаправщиков, автофургонов, пищевых автоцистерн, автомобилей для содержания дорог, шасси, бортовых платформ, техники для сельского хозяйства (под перевозку сыпучих кормов и машин для транспортировки инкубационных яиц и молодняка птицы). Также в модельном ряду ЗИЛа - подметально-уборочные, пожарные автомобили, манипуляторы и другая техника.

На шасси ЗИЛа выпускается также довольно обширный спектр специальной техники - бронетранспортёры, амфибии, специальные автомобили высокой проходимости, поисково-спасательные комплексы, грузовые и грузопассажирские вездеходы, КДМ и др. За годы своего существования ЗИЛ экспортировал больше 630 тысяч автомобилей в более чем 50 стран мира.

Все модели ЗИЛ 2019 года: модельный ряд автомобилей ZIL , цены, фото, обои, технические характеристики, модификации и комплектации, отзывы владельцев ЗИЛ, история марки ZIL, обзор моделей ЗИЛ, видео тест драйвы, архив моделей ZIL. Также вы здесь найдете скидки и горячие предложения от официальных дилеров ЗИЛ.

Архив моделей марки ZIL

История марки ZIL / ЗИЛ

История Завода имени Лихачёва начинается с 1916 года, когда торговый дом «Кузнецов, Рябушинские» основал фирму «Автомобильное Московское Общество» АМО. В ноябре 1924 года на заводе собрали первый грузовой автомобиль АМО-Ф-15, и это стало началом советского автомобилестроения. Выпуск грузовиков АМО-3 был налажен в 1931 году, и завод стал носить имя Сталина - ЗИС. Базой для АМО-3 послужил грузовик США «Autocar». Трехосные грузовики ЗИС 5 и ЗИС 6 сошли с конвейера в 1934 году. Выпуск легковых автомобилей ЗИС 101, основанных на американской марке Buick, был налажен на заводе в 1936 г. В это же время с конвейера сошли и первые городские автобусы.

Для высшего партийного руководства СССР был разработан в 1942 году ЗИС 110 - легковой автомобиль повышенной комфортности. В 1956 году завод переименовывается в «ЗИЛ» в честь И.А. Лихачева. В 1959 году появился первый правительственный ЗИЛ-111, который имел длину более 6 метров и восьмицилиндровый двигатель в 200 л.с. Модификация ЗИЛ-111А уже снабжалась кондиционером. На этих ЗИЛах передвигались члены Политбюро КПСС, поэтому в народе они получили название «членовозы». Именно на ЗИЛ-111В с открытым верхом Москва и вся страна видела первого космонавта земли Юрия Гагарина. В начале 1963 года сошел с конвейера парадный фаэтон ЗИЛ-111Д. В этом же году на заводе освоен выпуск легендарного ЗИЛ 130 . Для производства этого грузовика было обновлено большое количество оборудования.

Разработанный в 1967 году ЗИЛ-114 - эталон представительского автомобиля для советской России. Он имел длину в 6,3 метра и снабжался отличной подвеской, которая обеспечивала очень хорошую плавность хода. В 1983 году увидел свет ЗИЛ-41045, на котором салон был выполнен в виде бронекапсулы, выдерживающей снаряд малокалиберной пушки. На базе ЗИЛ-41047 были разработаны ЗИЛ-41042 для медицинских служб, «Скорпион» - для охранной системы и бронированный автомобиль ЗИЛ-41052. В 2013 году производство на заводе ЗИЛ было остановлено. К 2015 году большинство рабочих цехов и корпусов было демонтировано, кроме того, уничтожен музей ЗИЛа. На территории завода мэром Москвы Сергеем Собяниным инициировано строительство жилого комплекса.

Завод, известный сегодня под именем ЗИЛ (завод имени Лихачева) был основан более ста лет назад, 2 августа 1916 года. За это столетие конвейеры завода покинуло свыше 8 миллионов транспортных средств. Модельный ряд ЗИЛ включает в себя как легковые, так и грузовые автомашины, а также различные типы спецтехники. На сегодняшний день завод практически прекратил свое существование: уже не производятся, выпуск легкового транспорта также практически свернут. Тем не менее данное предприятие оставило очень яркий след в истории отечественной автомобильной промышленности.

Легенда автопрома - ЗИС 5 «Захар Иванович»

В 1933 году увидела свет ставшая впоследствии эпохальной для автозавода машина - знаменитейший ЗИС 5 (широко известный под прозвищем «Захар Иванович», или даже просто «Захар»). Вплоть до 1948 года только на московском заводе ЗИЛ было выпущено более 500 тысяч экземпляров этого автомобиля, способного перевозить грузы весом до 3000 килограмм. В целом же с учетом производственных мощностей заводов в Ульяновске (УльЗИС, будущий УАЗ) и Миассе (УралЗИС) тираж выпуска превысил один миллион экземпляров.

Автомобиль получил массу изменений и доработок по сравнению с предыдущей моделью - АМО 3. Грузоподъемность была повышена до трех тонн, мощность двигателя объемом 5,6 литра достигла 73 л. с. Грузовик был оснащен механическими тормозами, причем на ряде модификаций, в первую очередь выпускавшихся во время Великой Отечественной войны, тормоза устанавливались только на задние колеса. На базе модели ЗИС 5 за многие годы были выпущены самые различные модификации ЗИЛ, включая автомашины с газовым генератором и газовым баллоном, а также вариации ЗИС 11 и 12 с удлиненной базой.

В 1937 году на московском заводе состоялся выпуск первой опытной модели нового поколения грузового транспорта - ЗИС 150. Расчетный показатель грузоподъемности новой машины составляла пять тонн при движении по хорошей дороге и 3,5 тонны - по бездорожью или грунтовке.

Отличительные особенности нового грузовика.

Прототипы новой модели несколько раз выпускались еще до начала Великой отечественной войны, однако в серийное производство новый грузовой автомобиль попал лишь в 1947 году. В первые годы после войны автомобили ЗИЛ 150 имели кабину, выполненную частично из древесины, ведь с металлом в стране была огромная проблема. Показатель грузоподъемности был снижен до четырех тонн, зато мощность двигательной установки объемом 5,6 литра повышена до 90, а позже и до 95 лошадиных сил.

ЗИС 150 (позже - ЗИЛ 164) выпускался в самых различных модификациях, включая бортовой ЗИЛ и многие другие. Общий выпуск составил свыше 750 тысяч автомобилей.

Рекордсмен ЗИЛ 130 и его развитие

Вне всяких сомнений, абсолютным рекордсменом является грузовик . Разработка этой усовершенствованной модели началась в 1956 году. Планируемая грузоподъемность машины составляла четыре тонны, автомобиль должен был быть оснащен 130-сильным двигателем V6. Однако в процессе разработки вместимость была повышена до 5 тонн, а с учетом планов по созданию таких модификаций, как грузовик с постоянным прицепом и седельный тягач ЗИЛ, машина в результате была оснащена мотором V8. Объем установки составлял 6 литров, в его основе лежал агрегат, применявшийся в представительских ЗИС 111 и имевший мощность 150 л. с., которую многие изначально расценивали как избыточную.

Грузовики ЗИЛ 130 поступили в серийное производство в 1963 году и выпускались вплоть до 1995, то есть более 30 лет! За это время так называемый «колхозник» был выпущен в количестве свыше 3,5 миллиона штук. На его базе было изготовлено огромное количество модификаций, включая полноприводный тягач, вездеход с пластиковой кабиной, имитирующей американские машины и многие другие.

Со временем тест-драйв ЗИЛ выявил, что мощности двигателя в 150 л. с. уже оказывается недостаточно, поэтому модификация ЗИЛ 133 была оснащена дизельным мотором ЯМЗ-641, а позже - КамАЗ 740. Этот обновленный ЗИЛ 4×4 получил также усиление задней подвески и новые тормоза. Серийный выпуск новой модели начался в 1979 году.

Машина, габариты которой варьировались в зависимости от модификации, а объем кузова ЗИЛ позволял перевозить грузы массой до 10 тонн, была оснащена дизельным двигателем, имевшим объемом 10,85 литра при мощности 210 л. с. и максимальной скорости 85 км/ч. Трехосный ЗИЛ марки 133, оснащаемый различными моделями силовых установок, производился вплоть до 2000 года.

В 1968 году, задолго до выпуска капотного грузовика с дизельным мотором, заводу было выдано задание разработать восьмитонный полноприводный грузовик, имеющий кабиной без капота и три оси, позволяющие снизить нагрузку на дорожное покрытие. Первым образцом этой модели в 1968 году стал автомобиль ЗИЛ 170В75, из последних цифр в маркировке которого можно понять, что его серийный выпуск был запланирован на 1975 год. Передняя часть кабины автомобиля была украшена крупными буквами «ЗИЛ», однако впоследствии на базе этой разработки были выпущены шасси КамАЗ моделей 5510 и 5320. Отличительными особенностями новой модели стали:

  • мощность двигателя, равная 210 л. с.;
  • улучшенный расход бензина;
  • 5-ступенчатая коробка переключения передач, оснащенная делителем;
  • колесная формула 6×4;
  • функция блокировки межосевого дифференциала.

В 1971 году были проведены госиспытания автомобилей. Их серийный выпуск, как и планировалось, начался в 1975 году в Набережных Челнах и под маркой КамАЗ 5320, хотя на кабинах первых опытных образцов красовался логотип ЗИЛ.

Основные базовые модификации автомобилей ЗИЛ


ЗИЛ выпускает грузовые двухосные и трехосные автомобили, классифицируемые как автомобили общетранспортного назначения.

Двухосные грузовые автомобили

Семейство двухосных грузовых автомобилей предназначено для перевозки 6000 кг груза по автомобильным дорогам всех видов в составе одиночных автомобилей и в составе автопоездов с прицепами или полуприцепами с грузом массой 8000 кг.

Все автомобили имеют одинаковую компоновку агрегатов и колесную формулу 4х2.

Автомобиль-тягач ЗИЛ -431410 является базовой модификацией семейства двухосных автомобилей (рис. 1).

На автомобиле над передним мостом расположен силовой агрегат, состоящий из карбюраторного двигателя, однодискового сцепления, синхронизированной пятиступенчатой коробки передач. Ведущий мост автомобиля задний, в нем расположена главная передача (одинарная гипоидная либо двойная с косозубой и прямозубой парами). Усилие от силового агрегата к заднему мосту передают два последовательно расположенных вала с карданными шарнирами. Задний конец переднего вала имеет промежуточную опору, подвешенную к поперечине рамы.

Подвеска автомобиля выполнена на листовых полуэллиптических рессорах. Передняя подвеска имеет телескопические гидроамортизаторы.

Колеса дисковые с пневматическими камерными шинами, задние колеса двухскатные.

Управление автомобилем осуществляется через колеса переднего моста, привод управления снабжен гидроусилителем.

Торможение автомобиля происходит тормозными механизмами барабанного типа, воздействующими на все колеса. Привод тормозных механизмов пневматический.

Электрооборудование однопроводное, напряжение рассчитано на 12 В.

Кабина автомобиля цельнометаллическая, трехместная, двухдверная, с широким панорамным стеклом. Платформа комбинированная, деревянная, с металлическими поперечинами, откидными боковыми и задним бортами. Платформа может быть оборудована тентом с каркасом типа домик или надставками на передний и боковые борта.

Рис. 1. Автомобиль-тягач ЗИЛ -431410

Автомобиль-тягач ЗИЛ -431510 отличается от базового автомобиля увеличенными по длине размерами базы, карданного вала и платформы (рис. 2). Боковые борта платформы состоят из двух самостоятельных частей. Автомобиль предназначен для перевозки длинномерных грузов и грузов малой плотности.

Седельный тягач ЗИЛ -441510 служит для работы в составе автопоезда с полуприцепом полной массой 14 400 кг (рис. 3). Автомобиль отличается от базовой модификации укороченной базой, наличием двух топливных баков вместимостью 125 л каждый и отсутствием места для установки запасного колеса, которое размещено на полуприцепе. Карданная передача имеет один вал.

Рис. 2. Автомобиль-тягач ЗИЛ -431510

Рис. 3. Седельный тягач ЗИЛ -441510

На базе всех модификаций двухосных автомобилей завод производит автомобили ЗИЛ моделей 431810, 431610, 441610,

работающие на двух видах газового топлива - сжатом и сжиженном газе. Эти автомобили предназначены для работы в тех же условиях, что и базовой модификации, работающие на бензине.

Автомобили, работающие на газовом топливе, максимально унифицированы с базовыми модификациями и оснащены газовыми приборами, необходимыми для работы на газовом топливе, а также специальными емкостями для газа. На автомобилях предусмотрена в качестве резервной бензиновая система питания с наличием соответствующих емкостей для топлива. Для обеспечения пожарной безопасности на эти автомобили не устанавливаются пусковые подогреватели двигателя.

Трехосные грузовые автомобили

Семейство трехосных грузовых ацтомобилей высокой проходимости с колесной формулой 6 хб (все мосты ведущие) предназначено для перевозки грузов, людей и буксирования прицепов по дорогам всех видов и бездорожью.

Бортовой автомобиль ЗИЛ -131Н, на котором установлены силовой агрегат и кабина, является базовой модификацией этого семейства (рис. 4). Конструкция и компоновка силового агрегата и кабины аналогичны силовому агрегату и кабине, применяемым на двухосных автомобилях (со специфическими конструктивными особенностями).

Рис. 4. Бортовой автомобиль ЗИЛ -131Н

Усилие от силового агрегата на ведущие мосты передается карданной передачей открытого типа через раздаточную коробку, имеющую две передачи - прямую и низшую.

Передняя подвеска по конструктивной схеме аналогична подвеске, применяемой на автомобиле ЗИЛ -431410, но отличается размерами.

Задняя подвеска балансирная - на продольных листовых полуэллиптических рессорах. Толкающее усилие и реактивные моменты передаются реактивными штангами.

Колеса дисковые, оборудованы пневматическими камерными шинами переменного давления. На автомобиле смонтирована система регулировки давления воздуха в шинах, способная работать на движущемся автомобиле.

Автомобиль преодолевает брод глубиной до 1,4 м.

По заказу потребителя на автомобиль устанавливается передняя механическая лебедка с предельным тяговым усилием 50 кН и длиной троса 65 м.

Деревянная грузовая платформа со стальными поперечинами имеет откидной задний борт и приспособлена для перевозки 24 человек, размещаемых на откидных скамейках вдоль боковых бортов и дополнительной - по середине платформы. Платформа может быть оборудована тентом на деревянных дугах.

Электрооборудование автомобиля однопроводное, экранированное, герметизированное, с бесконтактно-транзисторным зажиганием, напряжение постоянного тока 12 В.

Автомобиль ЗИЛ -131HA является модификацией базового автомобиля ЗИЛ -131Н и отличается от него применением обычного электрооборудования с контактно-транзисторным зажиганием, отсутствием устройств герметизации агрегатов. В связи с этим автомобиль преодолевает брод глубиной до 0,9 м. В грузовой платформе автомобиля не устанавливается средняя скамейка, поэтому он имеет 16 посадочных мест для перевозки людей

Рис. 5. Седельный тягач ЗИЛ -131НВ

Автомобиль предназначен для эксплуатации в условиях, ха рактерных для сельской местности, а также для отдаленных районов страны.

Седельный тягач ЗИЛ -131НВ, разработанный на базе автомобиля ЗИЛ -131Н, служит для буксирования специальных полуприцепов, в которых учтены особенности автомобиля-тягача - значительная высота расположения плиты (в сравнении с седельным тягачом ЗИЛ -441510), большой задний свес рамы, колеса односкатные (рис. 5).

Полуприцепы общего назначения, имеющие низкое расположение опорной плиты, нельзя использовать для буксирования седельным тягачом ЗИЛ -131НВ. Кроме того, йри эксплуатации седельного тягача с полуприцепом общей массой 10 000… 12 000 кг нельзя снижать давление воздуха в шинах.

На седельном тягаче задняя тележка, колеса и рама закрыты крыльями. Кронштейны запасного колеса имеют два гнезда - для запасных колес тягача и полуприцепа.

Грузовой автомобиль ЗИЛ -133ГЯ

Грузовой автомобиль ЗИЛ -133ГЯ повышенной грузоподъемности (до 10 000 кг) с колесной формулой 6х4 предназначен для перевозки важнейших грузов в составе автопоезда на дорогах всех категорий, в том числе на грунтовых проселочных дорогах кроме периодов снежных заносов и дорожной распутицы (рис. 6).

Рис. 6. Грузовой автомобиль ЗИЛ -133ГЯ

По компоновочной схеме - это трехосный автомобиль с передним управляющим неведущим мостом и передними рессорами по типу автомобиля ЗИЛ -431410, задней балансирной подвеской, аналогичной подвеске автомобиля ЗИЛ -131Н. Кабина автомобиля ЗИЛ -431410 расположена за двигателем.

Автомобиль ЗИЛ -133ГЯ широко унифицирован с автомобилями действующего производства по ряду деталей, агрегатов, в том числе с автомобилями ЗИЛ моделей 431510 и 131Н. Отличие конструкций автомобиля и отдельных его агрегатов от базовых модификаций автомобилей основного производства заключается в следующем:

установлен силовой агрегат с дизелем КамАЗ-740 специальной комплектации, в основном унифицированный с силовым агрегатом, используемым в автомобиле КамАЗ-5320.

Основное отличие силовых агрегатов КамАЗ заключается в изменении места расположения вентилятора (для автомобиля ЗИЛ -133ГЯ вентилятор поднят выше оси коленчатого вала) и установке рычага переключения передач непосредственно на кулисный механизм коробки передач;
— установлен механизм блокировки межосевого дифференциала в конструкции промежуточного моста для улучшения проходимости автомобиля на скользкой дороге;
— применены дисковые колеса с шинами высокого давления, задние колеса двускатные;
— автомобиль оборудован вспомогательной тормозной системой- заслонкой в системе выпуска газов, что эффективно при движении по горным дорогам;
— электрооборудование рассчитано на два номинальных напряжения - 24 В в режиме пуска (Для стартера) и 12 В в остальных режимах;
— грузовая платформа усилена дополнительной балкой (в связи с увеличением грузоподъемности платформы по сравнению с автомобилем ЗИЛ -431510).

Северные модификации автомобилей

Все грузовые автомобили обычного исполнения работают при температуре окружающего воздуха до -40 °С. В районах Севера и Северо-Востока страны имеются обширные зоны, отличающиеся особенно суровым климатом и специфическими дорожными условиями.

Из-за ограниченного количества и протяженности постоянных дорог автомобильные перевозки в этих районах осуществляются только зимой и в большей части по временным дорогам (зимникам). Покрытие дорог может быть самым разнообразным: неровным на таежно-тундровых и скальных участках, гладким (лед рек, озер), укатанным, посыпанным мелкой крошкой пустой породы (отходы) и т. д.

Температура воздуха в указанных районах достигает 30 °С летом (30 … 50 дней) и - (60 … 65) °С зимой (примерно 200 … 250 дней). Короткий световой день, обильные снегопады, сопровождаемые сильными ветрами осенью, пурга весной осложняют условия работы водителя на автомобиле.

Такие суровые условия потребовали доработки базовых модификаций автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и 131Н для обеспечения работоспособности их в этих условиях, т. е. создания северных модификаций автомобилей, которым присвоены обозначения ЗИЛ -431411 и ЗИЛ -131 НС.

Основное отличие этих автомобилей от их базовых модификаций заключается в следующем:
— кабины дополнительно теплоизолированы матами из ПВХ волокон; на дверях установлены утеплители; все окна с двойным остеклением, между стеклами ветрового и заднего окон имеется влагопоглощающий порошок силикагель;
— на рычаге переключения передач раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ -131 НС установлен брезентовый чехол, защищающий от прямого проникновения окружающего воздуха в кабину;
— аккумуляторная батарея размещена в кожухе, утепленном жестким пенополиуретаном, и обогревается отработавшими газами двигателя. Газ для обогрева подводится через патрубок, вваренный в левую приемную трубу глушителя. Труба обогрева расположена внутри кожуха под аккумуляторной батареей.

В приемном штуцере установлена заслонка, которая управляется приводом с рукояткой, расположенной в кабине. Заслонка регулирует подачу газа в трубу обогрева. При вытягивании рукоятки заслонка открывается. В передней стенке кожуха установлен термодатчик, работающий в зависимости от изменения температуры воздуха. Указатель температуры воздуха размещен на панели приборов. Необходимо постоянно контролировать температуру воздуха в кожухе и не допускать ее увеличения выше 40 °С.

При движении автомобиля температура воздуха должна быть в пределах 0 … 30 °С;
— установлены противотуманные фары внутри передних буферов, для чего в них предусмотрены окна с решетками, защищающими стекла фар;
— шины колес, приводные ремни, шланги, резиновые прокладки, утеплительный чехол радиатора и капота изготовлены из мате-териалов, морозостойкость которых обеспечивает работоспособность при температуре - 60 °С;
— применены специальные арктические масла для двигателя и агрегатов трансмиссии, а также специальные консистентные смазочные материалы;
— на автомобиле ЗИЛ -431411 установлены передняя тяговая лебедка, аналогичная лебедке автомобиля ЗИЛ -131Н, и прожектор, управляемый из кабины;
— все двухосные автомобили в северном исполнении окрашены в красный или оранжевый цвет;
— для улучшения обзорности при разъездах и обгонах на всех двухосных автомобилях предусмотрен вывод газов из глушителя с правой стороны.

Техническая характеристика

Технические характеристики автомобилей и массы основных агрегатов и узлов приведены в табл. 1.1-1.4, размеры - на рис. 1.7.

Эффективность выпускаемых грузовых автомобилей оценивается рядом параметров, среди которых основным является производительность. Производительность автомобиля, в свою очередь, зависит от двух основных показателей - грузоподъемности и скорости движения.

В условиях все большего возрастания плотности движения на дорогах и ограниченных в связи с этим возможностей повышения скорости движения ведущее положение занимает грузоподъемность. На грузовых автомобилях ЗИЛ -431410 за последние годы были проведены конструктивные мероприятия, позволяющие увеличить массу перевозимого груза с 5000 кг при разработке до 6000 кг. Автомобили ЗИЛ -133ГЯ проектировались на массу перевозимого груза 8000 кг. На последней стадии испытаний масса перевозимого груза была доведена до 10 000 кг. В результате снижения собственной массы на 250 кг увеличена масса перевозимого груза автомобиля ЗИЛ -131Н.

Все автомобили ЗИЛ с V-образными двигателями работают как автомобили-тягачи. Использование автомобилей в составе автопоездов позволяет в 1,5 раза увеличить их производительность, что на 25 … 30% снижает себестоимость перевозок.

В случае доставки груза по заранее известному маршруту, пролегающему по дорогам с твердым гладким покрытием, может быть увеличена масса:
— перевозимого груза до 5000 кг для автомобилей ЗИЛ моделей 131И и 1.31 НА при движении без прицепа;
— прицепа до 6500 кг, масса груза в кузове автомобиля-тягача при этом должна быть не более 3750 кг;
— полуприцепа до 12 000 кг (10 000 кг при маршруте, пролегающем по улучшенным грунтовым дорогам), нагрузка на тягово-сцепное устройство при этом не должна превышать соответственно 50 и 40 кН.

Действующими правилами дорожного движения установлены основные предельные габаритные размеры автомобилей и автопоездов, которые не должны превышать по ширине 2,5 м, по высоте 4 м, по длине автопоезда с одним прицепом 20 м, а с двумя прицепами 24 м.

На всех бортовых автомобилях ширина платформы по бортам 2,5 м. Ширину седельного тягача определяют по размерам выступающих деталей кронштейна запасного колеса (за кабиной) и по ширине полуприцепа, которая не должна превышать 2,5 м. На автомобиле ЗИЛ -441510 ширину определяют по расстоянию между наружными плоскостями задних наружных колес. Она равна 2420 мм для моста с гипоидной главной передачей и 2360 мм для моста с двойной главной передачей. Для улучшения проходимости автомобилей при работе в полевых условиях на ведущие мосты устанавливают колеса с широкопрофильными или другими шинами. В этом случае допускается превышение предельной ширины автомобиля. Колея задних колес при этом также увеличивается.

Зеркала заднего бокового обзора в рабочем положении выступают за габарит, что не является нарушением.

В зависимости от применяемой конструкции главной передачи ведущего моста на автомобилях ЗИЛ моделей 431510 и 441510 могут быть два размера колеи задних колес. При установке заднего моста с гипоидной главной передачей размер колеи равен 1850 мм.

Требуемое конструктивное распределение нагрузки полуприцепа на оси автомобиля-тягача достигается смещением вперед оси тягово-сцепного устройства относительно оси заднего моста на автомобиле ЗИЛ -441510 на 132 мм и оси тележки на автомобиле ЗИЛ -131НВ на 50 мм.

При составлении автопоезда руководствуются данными справ-вочного материала о габаритных размерах прицепного состава и согласовывают их с габаритными размерами автомобилей. Например, при составлении автопоезда из седельного тягача и полуприцепа учитывается высота взаимного расположения плиты тягово-сцепного устройства седельного тягача и опорной плиты полуприцепа, передний угол свеса, а также габаритные радиусы оси тягово-сцепного устройства седельного тягача и внутренний габаритный радиус полуприцепа.

Установка надставок бортов на автомобилях ЗИЛ моделей 431410, 431510 и 133ГЯ увеличивает их высоту до 926 мм.

Платформа автомобиля ЗИЛ -133ГЯ имеет три боковых борта с каждой стороны: два длиной 2317 мм и один - 1340 мм.

Рис. 7. Размеры грузовых автомобилей: а - двухосный, б - трехосный

Эксплуатационные показатели являются контрольными для сравнения с фактическими показателями, получаемыми в результате проверок технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации.

Проверку соответствия автомобиля приведенным показателям проводят с соблюдением определенных условий:
— загрузка автомобиля должна быть номинальной;
— скоростные свойства, путь свободного качения, тормозной путь, контрольный расход топлива должны определяться на дороге с ровным твердым сухим покрытием. Окна и форточки кабины должны быть закрыты, тепловой режим агрегатов необходимо довести до рабочего состояния. Заезды проводятся в двух направлениях, полученные результаты осредняются;
— радиусы поворота следует измерять на ровной площадке.

К атегория: - Автомобили ЗИЛ