Какие бывают ремни безопасности. Двухточечные статические и инерционные

Ремень безопасности (далее — РБ) представляет собой инструмент защиты автолюбителя и пассажиров авто во время движения. Правильная эксплуатация РБ позволяет снизить риск травмирования человека во время аварии. Из этой статьи вы узнаете, что представляет собой двухточечный, многоточечный и трехточечный ремень безопасности, насколько эффективно его использование и какой лучше использовать для ребенка и коляски.

[ Скрыть ]

Типы ремней безопасности

Как мы уже сказали, видов РБ может быть несколько. Они разделяются между собой по количеству мест крепления, а также конструкции. Рассмотрим по очереди каждый из них.

Двухточечные

Двухточечный РБ — это регулируемое средство защиты автомобилиста, которое крепится в районе талии.

Бедренные

Впервые такие элементы были введены в эксплуатацию в 1949 году. На сегодняшний день такой тип РБ используется только в старых машинах, поскольку он является невостребованным в легковых транспортных средствах.

Поясные

Поясные, как и бедренные РБ, также сегодня практически не используются. Еще около десяти лет назад поясные РБ использовались автомобильными производителями для обустройства защиты задних кресел. Сегодня их можно встретить в некоторых автобусах, но все-такие поясные РБ активно используются на самолетах, благодаря тому, что могут надежно удержать человека на сидении. Таким образом, пассажир может удобно сидеть на кресле во время взлета или посадки. Но ни детей в автомобиле, ни тем более коляски пристегивать такими элементами нельзя.

Плечевые

Популярность плечевых РБ также в последнее время сошла на нет. Такие РБ проходят от плеча к бедру. Активно применялись автомобильными производителями в 60-х годах прошлого века. Но, как показала практика, они не особо защищали автолюбителей при авариях из-за того, что попадая в ДТП, человек мог попросту выскользнуть из-под плечевого РБ. Соответственно, ни детей, ни коляски с малышами пристегивать плечевыми РБ нельзя.

Трехточечные


По конструкции трехточечный ремень безопасности представляет собой единое средство защиты, сочетающее в себе плечевой и поясной ремешки. По отрезку РБ проходит пряжка, позволяющая с удобством использовать конструкцию водителю или пассажиру. Трехточечные ремни безопасности в случае ДТП смогут равномерно распределить силу торможения по нескольким частям тела — бедренному поясу, плечам, а также груди. А это, в свою очередь, по многом облегчает удар человеку. Впервые такие РБ были введены в эксплуатацию в 1959 году.

До середины 80-х годов прошлого века такие ремешки, как правило, эксплуатировались исключительно на передних сидениях. Но со временем, как показали испытания, ПДД во многих странах были пересмотрены, в результате чего авто-производители стали устанавливать и на передние, и на задние кресла трехточечные РБ. Однако это касается развитых стран — здесь такое требование было введено в 2007 году.

Несмотря на свою относительную безопасность, для маленьких детей и колясок такие РБ не пригодны. Если габариты нетипичны, то верхняя часть ремешка при аварии будет слишком близко подходить к горлу пристегнутого человека. Что касается колясок, то даже не думайте пристегивать коляску с ребенком трехточечным РБ.

По своему типу такие ремешки делятся на:

  1. Инерционные. Такие РБ являются самыми распространенными и именно такие ремешки встречаются почти во всех авто. Если инерционный РБ не пристегнут, то в таком состоянии он крепится на боковой стойке авто, а для использования его достаточно вытянуть из места установки и установить в замок. Если вы решите отстегнуть инерционный РБ, то он в автоматическом режиме вернется на свою исходную позицию.
  2. Неинерционные отличаются от инерционных не только тем, что при отстегивании они не возвращаются на место, но и способом пристегивания. К примеру, инерционный РБ сам выстроит необходимую длину, исходя из габаритов водителя или пассажира. А вот что касается неинерционных ремешков, то в этом случае человеку необходимо сначала выставить длину, а уже потом садиться и одевать его. При этом следует учесть, что чрезмерно ослаблять или перетягивать такой РБ не стоит, иначе это может быть чревато во время ДТП. Поэтому в любом случае перед эксплуатацией такие ремешки следует подстраивать под себя.
  3. РБ с натяжителем. Устройство натяжителя позволяет автоматически отрегулировать силу удержания водителя или пассажира при ДТП. Такие РБ срабатывают сами при аварии.

Многоточечные

К многоточечным элементам относятся четырехточечные и пятиточечные ремни безопасноти. На сегодняшний день чаще всего используются в гоночных машинах, а также в воздушном транспорте. Что касается гоночных авто, то в них многоточечные РБ также выполняют роль дополнительного компонента боковой поддержки, кроме основной функции. То есть многоточечные РБ позволяют удержать тело водителя болида на своем кресле. Также следует отметить, что поскольку пятиточечные РБ являются самыми надежными, ими вполне можно пристегивать коляску или ребенка. Практически во всех удерживающих устройствах для детей применяются пятиточечные РБ.


Применение ремней безопасности

Во многих странах в ПДД прописано требование в обязательном порядке применять РБ во время езды на автомобиле, разумеется, если машина оснащена ремешками. Что касается Украины, России и Беларуси, то в этих странах использование РБ является обязательным не только для водителя, но и пассажиров. В случае неиспользования ремешков при движении сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф.

Удерживающие устройства

Как вы сами можете понять, обычные РБ рассчитаны на рост взрослых людей, поэтому при перевозке детей и колясок вы не сможете их использовать. Для этого, чтобы защитить жизнь и здоровье ребенка, существуют удерживающие устройства или специальные автомобильные так называемые коляски — автокресла. Если ребенок будет пристегнут трехточечным РБ без кресла, то вероятность того, что он получит травму шеи, как минимум в пять раз больше, чем если бы он сидел в специальном удерживающем устройстве.

В РФ, согласно правилам ПДД, все дети возрастом до 12 лет должны перевозиться в удерживающих устройствах, при использовании которых можно применять ремень.

РБ и подушки безопасности

Применение ремешков является обязательным в том случае, если транспортное средств оснащено , в противном случае есть большой риск получения травм. Учтите, что принцип функционирования подушек безопасности продумывается при разработке таким образом, что водитель при их раскрытии должен быть пристегнуть РБ. Соответственно, если в случае аварии водитель не пристегнут, а его тело может пусть даже немного сместиться, то последствия открытия подушек могут быть очень печальными. К примеру, если удар будет лоб в лоб, то автомобилист как минимум получит удар подушкой по голове, и уж поверьте, этот удар будет значительно сильнее, чем если бы вы просто ударились головой о торпеду. На сегодняшний день многие автомобильные производители оборудуют свои транспортные средства функцией блокировки подушки, если РБ не пристегнут во время езды.

Эффективность

Перейдем к вопросу эффективности ремней безопасности автомобиля. Наверное, объяснять не нужно, насколько этот элемент защиты водителя и пассажиров является важным, ведь его эффективность была проверена годами и многочисленными проверками на практике. С уверенностью можно сказать, что при критичных ДТП, когда вероятность выжить очень низка, именно ремешки безопасности позволяют обеспечить защиту. В целом процент защиты составляет около 70 из 100%, чего нельзя сказать о подушках безопасности. Последние позволяют защитить только в 20% случаев.

Данный раздел нашего каталога (интернет-магазина) посвящён Многоточечным спортивным ремням безопасности для автомобильного транспорта и аттракционов. Выбирая нужный вам товар вы сможете подробно ознакомиться с его комплектацией, размерами, регулировками, вариантами замков и крепления. Мы постоянно добавляем информацию, как о новой продукции так и о ранее представленной. При оптовой закупки цена товара может корректироваться с учётом скидок. В разделе указана розничная цена товара.

Спортивные ремни безопасности в зависимости от количества точек крепления делаться на:

  • Трёхточечные;
  • Четырёхточечные;
  • Пятиточечные.

Спортивные ремни безопасности применяются, кроме автомобильного транспорта ещё на скоростном водном транспорте, летающих ранцах, спецтехнике, аттракционах и других видах транспорта с повышенной степенью опасности.

Многоточечные ремни безопасности самые эффективные, благодаря:

  • надёжной фиксации в поясе;
  • двум плечевым лентам;
  • ленты между ног (пяти-шеститочечные ремни);
  • множеству точек крепления к каркасу спортивного автомобиля, аттракциона.
Элементы вашей безопасности.

Ремни безопасности Артикул 4405R, 4405B, 4402, 5502B, 5502R, 5501 укомплектованы металлическим замком, позволяющим одним движением руки освободить все ленты из замка и покинуть спортивное транспортное средство. Ремни с артикулом 3031, 4404, 4403 укомплектованы обычными пряжками-замками (пластиковыми), встречающимися на большинстве серийных автомобилях. Проверенная временем конструкция замков с пластиковым корпусом зарекомендовала себя, как простой и надёжный механизм.

Все замки-пряжки и регулировочные механизмы, а также детали крепления и т.д., сконструированы таким образом чтобы не иметь острых углов, которые могут приводить к износу или разрыву ленты в процессе эксплуатации, трения.

Жесткие части ремней безопасности полностью удовлетворяют требованиям безопасности, предназначены для поглощения энергии либо для нанесения или передачи нагрузки. Детали изготовленные из пластмассы отвечают нормам токсичности и должны располагаться и устанавливаться так, чтобы при нормальной эксплуатации транспортным средством они не могли попасть под передвижное сиденье или быть зажаты дверью этого транспортного средства.

В случаи если лента не натянута, пряжка-замок всё равно остаётся застегнутой независимо от положения автомобиля. Конструкция пряжки изготовлена таким образом, чтобы ею можно было легко пользоваться и держать рукой, а также отстегивать простым движением одной руки в одном направлении как при отсутствии нагрузки, так и при нагрузке.

Плечевые ремни крепятся сзади за сидением к кузову, каркасу транспортного средства и должны быть закреплены крест на крест. На рисунке вы можете увидеть, как правильно крепить плечевые ленты. Плечевые и поясные ременные лямки Takata (лента — зелёного цвета, см рисунок), с помощью карабинов легко монтируются на спортивные автомобили, в каркас которых предварительно вкручены (в закладные кузова), специальные болты со стальными петлями.

Регулировки натяжения спортивного ремня безопасности производятся вручную непосредственно во время посадки в автомобильное кресло. Следуя правилам безопасности, лента должна плотно прилегать к телу гонщика, штурмана, пассажиров.

Водитель транспортного средства должен серьёзно относится к своей безопасности и своих пассажиров. Поэтому перед тем как начать движение водителю необходимо проверить чтобы все члены экипажа были правильно пристёгнуты и их жизням ничего не угрожает.

Ремни безопасности относятся к пассивной системе безопасности автомобиля, а так же призваны уменьшить вероятность получения травм водителем и пассажирами в аварийной ситуации.
Условно можно разделить на две группы — по типу крепления, и системе срабатывания.

Крепление бывает:

  1. двухточечное;
  2. трехточечное;
  3. четырехточечное и более (применяется в основном в спортивных авто).

Принципы срабатывания:

  • статический (в данное время не используется);
  • динамический (самый распространенный);
  • срабатывающий на опережение.

История появления ремней

Массовое распространение ремней безопасности пришлось на 50-е годы прошлого столетия. Связано это было с тем, что при все более возрастающих скоростях, аварии стали приводить к довольно серьезным травмам, а зачастую и смертельным исходам.

Густав Лебе, французский ученый, еще в 1903 году предложил устанавливать на автомобили пятиточечные ремни безопасности. Но в те времена его идея особого энтузиазма не встретила, и как следствие, не прижилась. За время изысканий наилучшей конструкции, был изобретен не один десяток устройств, но ни одно из них, по ряду причин, не прижилось. Какие-то из-за сложности конструкции и креплений, другие по причине недостаточной надежности.

Взять хотя бы те же двухточечные ремни безопасности. Фиксируя пассажира или водителя на уровне пояса, они в случае столкновения, не спасали от ударов о приборную панель, руль или лобовое стекло. Ведь верхняя часть тела не была зафиксирована совсем. Некоторые модели автомобилей ГАЗель, и по сей день имеют подобное крепление (переднее сиденье рядом с водителем).

Первопроходцем, чье изобретение не только прижилось, но и приобрело массовый характер, а впоследствии стало прародителем всех современных трехточечных ремней безопасности, стал Нильс Болин. Инженер из Швеции, занимавшийся системами безопасности катапульт в авиакомпании, придя в Volvo, предложил трехточечную систему.

Трехточечный статический ремень безопасности

Устройство данной конструкции было простым. Диагональная и поясная лямка с замок, который фиксировался у бедра. Крепление как в современном автомобиле, с той лишь разницей, что система фиксации была статической.
Существенный недостаток данной системы — необходимость регулировки. Сев и пристегнувшись, пассажир должен был настроить крепление таким образом, чтобы под лямку пролазило не более двух пальцев. Если же длина была больше, безопасность была вновь под угрозой. При столкновении, тело успевало набирать ускорение, прежде чем встречало препятствие в виде ремня безопасности.

Эволюция ремня

Инерционные трехточечные ремни безопасности, пришедшие на смену статическим в 70-х годах, стали прорывом в области безопасности. Они не только поправили статистику смертности и травматизма в ДТП, но и увеличили число пристегивающихся практически в два раза. Ведь отпала нужда регулировать ремень при посадке в автомобиль. Сел, пристегнулся, а инерционная катушка сама забирает излишки.


Конструкция такова, что в случае аварии, шариковый или маятниковый механизм катушки фиксирует ленту и не дает ей разматываться, тем самым надежно удерживая тело. Устройство катушки инерционного ремня блокирует ленту при опрокидывании автомобиля, в случае крена или заноса, а так же при резком торможении. Казалось бы, трехточечные ремни безопасности идеальны в плане безопасности, но как и любое другое, имеет существенный недостаток.

Это опоздание в срабатывании, а при аварии, когда счет идет на доли секунд, эта задержка может быть опасной. В зимний период, когда человек одет в большое количество одежды, устройство создает то опасное пространство между ремнем и телом, вследствие чего, тело успевает набрать нешуточную скорость. Поэтому следующим этапов в развитии стали системы, срабатывающие на опережение.

Преднатяжители ремней

Первыми в этой области стали пиропатроны, которые получая сигнал от системы управления, срабатывая, натягивали ремень безопасности, длина уменьшалась, сокращая то самое опасное расстояние. Чтобы натяжение не оказалось критически сильным, конструкция натяжителя содержала ограничитель усилий, устройство, которые фиксируя превышение нагрузки на грудную клетку (приблизительно 150 кг) начинало давать слабину, тем самым ослабляя мертвую хватку ремня. Единственным недостатком данных устройств, была и остается их одноразовость. После срабатывания пиропатрон необходимо заменять.


Напрочь данного недостатка лишена система электрических натяжителей. Они способны многократно выполнять данное действие. Работая в связке с радарами и датчиками, они способны определить критическое сближение ещё до момента столкновения, а значит обезопасить пассажиров и водителя заранее. Если устройство фиксирует опасность, длина ремня сокращается, и человек надежно фиксируется в кресле.

Другие виды ремней

Существуют еще четырехточечные и пятиточечные ремни. Это спортивные ремни безопасности, и используются они для надежной фиксации автогонщиков. Первый имеет крепление в четырех точках, а второй соответственно в пяти. Пятиточечный ремень безопасности так же используется, в ставших обязательными в последнее время, детских автомобильных креслах. Данное крепление наиболее надежно фиксирует тело и распределяет нагрузку на него.


Еще появилась такая разновидность как надувные ремни безопасности, наполняющиеся газом во время аварии. Крепление таких ремней в основном трехточечное.


Какой же вывод можно сделать из всего выше перечисленного? Многие умы озабочены безопасностью водителя и пассажиров, много людей трудится над усовершенствованием систем безопасности, призванных сохранить наши жизни и здоровье. Стоит ли пренебрегать этим решать вам, но садясь в автомобиль, вспомните, что для вашей безопасности сделано все возможное, от вас требуется лишь пристегнуться.

Как бы не развивалась автомобильная промышленность, одно из устройств всегда остается на своем первоначальном месте. Мы говорим о ремнях безопасности, которыми оборудуются все посадочные места автомашины. Наша сегодняшняя статья будет посвящена видам, устройству и назначению автомобильных ремней.

Что такое ремень безопасности?

Страховочный ремень является средством пассивной безопасности, предназначенным для удерживания пассажиров транспортного средства в креслах во время возникновения дорожных аварий или осуществления экстренного торможения. Именно ремни должны предотвратить контакт тела человека, в основном головы и грудной клетки, с твердыми частями кузова — рулем, боковыми стойками или лобовым стеклом.

Немного истории. Когда появились первые ремни?

Массовость появления страховочных ремней в салоне автомобилей приходится на 50е годы прошлого столетия. Причинами этого стали существенно возросшие скорости движения, которые нередко приводили к дорожным происшествиям с тяжелейшими последствиями для людей, находящихся внутри. В этот период значительно выросло и количество смертельных исходов от травм, полученных в авариях.

Первое предложение по монтажу ремня безопасности было осуществлено французским ученым Густавом Лебе. В 1903 году им были разработаны страховочные ремни со сложным пятиточечным устройством. Развития идея в то время не получила, и, как следствие, о ней благополучно забыли на несколько десятков лет.

Главным изобретателем современных страховочных ремней считается шведский инженер Нильс Болин. Разрабатывая системы безопасности авиационных катапульт, он сконструировал трехточечный ремень безопасности, который по его инициативе был применен в автомобилях марки Volvo.

Дальнейшая эволюция приводила к появлению новых систем, изменению количества точек статического закрепления, появлению всевозможных механизмов и т.д. Были и попытки полностью отказаться от автомобильных ремней. Это было связано с изобретением специальных подушек, однако их эффективность без дополнительных мер пассивной безопасности оказалась невысокой.

Какие бывают ремни безопасности?

Все автомобильные ремни разделяются по разновидностям креплений и системам срабатывания.

Крепления бывают нескольких видов:

  • Двухточечные. Они встречаются лишь в качестве средних ремней на заднем диване, либо в устаревших моделях отечественных автомобилей. В основном этот тип поясной, напоминающий страховочные ремни кресел самолета. Второй вариант двухточечных ремней — диагональный, проходящий от верхней точки закрепления, расположенной на центральной стойки боковой части машины, до замка, установленного в районе межпассажирского тоннеля. В случае диагонального исполнения дополнительного поясного ремня не предусматривается.

  • Трехточечные. Этот вид является наиболее распространенным. Такими ремнями оборудуются практически все современные машины. Трехточечные диагонально-поясные ремни выстраиваются V-образно, что позволяет равномерно распределять энергию инерционного движения тела между грудью, плечами и областью таза.
  • Четырехточечные. Основная сфера применения ремней подобного типа – спортивные модели. Их сидения наделены четырьмя точками крепления. В серийных машинах подобные решения применить нереально из-за отсутствия конструктивной приспособленности.

  • Помимо этого, существуют пятиточечные и шеститочечные ремни безопасности, однако в общегражданских автомобилях они не применяются. Ими оборудуются исключительно гоночные болиды.

По принципам срабатывания ремни подразделяются также на три вида:

  1. Статические. Это устаревший тип, который на современных авто не применяется. Такие ремни представляют собой обычную широкую ленту, строго отмеренной фиксированной длины с возможностью ручной регулировки. В случае срабатывания ремни удерживаются за счет статических точек закрепления.
  2. Динамические. Ремни подобного устройства имеют специальный механизм, обеспечивающий их преднатяжение. При плавном движении водителя он позволяет ремню удлиняться или равномерно сматываться, однако если происходит резкий рывок, ремень переходит в статическое положение, плотно удерживая автолюбителя в кресле.
  3. Опережающие. Принцип действия ремней, работающих на опережении, имеет достаточно тесное переплетение с различными системами безопасности автомобиля. За натяжение и удержание таких ремней отвечает специальный электромотор, регулирование работы которого осуществляет специальный блок управления. Постоянно считывая показания с датчиков скорости, ускорения, курсовой устойчивости и т.п., управляющее устройство определяет наличие опасных ситуаций на дороге. Если, по мнению электроники, таковые имеются, система заранее подтянет страховочные ремни и статически зафиксирует их. После возвращения автомобиля в привычный ритм движения «хватка» будет ослаблена. Нередко электрические преднатяжители опережающих ремней дополняются еще и специальными пиропатронами. Они выстреливают в случае сильных ударов автомобиля для максимально крепкого удержания членов экипажа на своих посадочных местах.

Зачем нужно пристегиваться?

Упрямая статистика утверждает, что ремни безопасности способны снизить риск получения тяжелых и фатальных повреждений при фронтальном ударе почти в 2,5 раза, во время бокового столкновения почти в 2 раза, а во время опрокидывания транспортного средства аж в 5 раз!

В случае удара требуется сохранение тел всех членов экипажа на своих местах. Совершенно не имеет значения на каком ряду и с какой стороны они при этом сидят. Согласитесь, удариться головой о переднюю панель или стекло, переломать конечности о детали внутреннего убранства или наткнуться на трансмиссионный рычаг – перспектива малоприятная.

При фронтальном ударе ремни пытаются замедлить инерционное движение пассажиров, принимая основную силовую нагрузку на широкие страховочные лямки. В случае переворотов и вращения автомобиля не пристегнутый пассажир запросто вылетит из салона и в большинстве случаев будет раздавлен своей же машиной.

Ремень плотно прижимает человека к креслу, которое выполняет еще и защитные функции. Например, подголовник оберегает голову от повреждений, а шею от переломов и вывихов. Обволакивающие боковые изгибы предотвращают повреждения внутренних органов и ребер. Приподнятые части посадочной подушки спасут от травм таза. Вы наверняка видели, как «упакованы» автогонщики. Их тело буквально вжато в специальные кресла-ковши, закрывающие своим корпусом почти каждую часть тела спортсменов.

Вывод

В конце статьи, мы бы порекомендовали водителям не пренебрегать ремнями безопасности. Не успокаивайте себя отговорками о неудобствах их использования. Ради спасения собственной жизни и сохранения здоровья стоит потерпеть любые издержки. Не стоит полагаться и на русский «авось». Не надейтесь, что в случае ДТП именно вам повезет. «Кровавая» статистика, увы, говорит об обратном.