Какие бывают поезда

Поездом считается железнодорожный состав, состоящий из нескольких вагонов, прикрепленных к центральному локомотиву, благодаря которому осуществляется движение электропоезда. За границей ЖД фирмы предпочитают нумерацию поездов, чтобы не путаться. Машинисты также получают назначение номера для своего состава.

Виды и типы поездов РЖД

Какие бывают поезда? Классификация пассажирских поездов производится по различным признакам:

  1. По времени следования: подразделяются на дневные и ночные.
  2. По скорости передвижения (по преодолимому расстоянию): обычные, скорые (средняя скорость), скоростные.
  3. По типу сообщения (соответствуют дальности маршрута): международный, пригородный, региональный, городской.
  4. Определение класса по названию: «Интерсити», региональный экспресс, отправительский поезд, экспресс ночного следования, скорый состав, пассажирский ночной состав дальнего следования, «Сапсан», «Ласточка», «Евронайт» и «СитиНайт», пригородный или городской поезд.

Пассажирский поезд России

Классификация вагонов по типу подразделяется на пассажирские и грузовые.

Типы вагонов Обозначение Описание
Сидячий С Имеются места (мягкие или жесткие) для сидения.
Общий О Плацкартный вагон, где люди располагаются рядом по трое внизу, верхние полки отсутствуют или просто не используются.
Плацкартный П 4 стандартных места (два нижних и два верхних) и через проход 2 боковых. Нет ограждений у отсеков.
Купейный К 4 стандартных места – пассажирское купе, имеются раздвижные двери.
Мягкий М В большинстве трехместные купе, иногда двухместные, имеются дополнительные условия (душ, телевизор).
Люкс/СВ Л/СВ Двухместные купе, где обе полки располагаются внизу. Повышенная комфортность, обеспечиваемая дополнительными услугами – работает интернет, есть телевизор.

Категории вагонов поездов РЖД

СВ (Л) – мягкий с 2–х местными купе;

Люкс (М) — мягкий с 2-х местными купе с ванной комнатой;

К (К) – купейный с 4–х местными купе;

ПЛ (П) – спальный пассажирский вагон открытого типа (плацкартный);

О (О) – вагон открытого с местами для сидения (общий);

С (С) – вагон с местами для сидения;

Классы обслуживания в поездах

Обслуживание зависит от категории поездов:

1А – VIP (с кондиционером);

1Б – бизнес–класс (вагон СВ с услугами, кондиционером);

1Л – люкс (вагон СВ без услуг);

1М – продается только целое купе (на одного или двух пассажиров);

1Е – вагон СВ;

1С – бизнес–класс в сидячих вагонах (с услугами, системой кондиционирования);

2Е – эконом–класс в сидячих вагонах (с услугами, системой кондиционирования);

2К – купейный (вагон без услуг);

2С – сидячий вагон (без услуг);

3О – общий (без услуг);

3П – плацкартный (без услуг);

2Э – эконом–класс (с услугами, системой кондиционирования);

Э – приравнивается к эконому–классу;

Б – приравнивается к бизнес–классу.

Купе с системой кондиционирования

Классификация поездов зависит от длины состава, скорости движения, времени следования. Виды поездов подразделяются по другим значениям. Некупейные составы обычно имеют 54 спальных места в группе плацкарта и 81 – в общем режиме. А в купейных составах имеется 4 спальных места, причем нижние койки имеют нечетные номера.

С каждым годом компании задаются вопросом, как еще больше повысить условия обслуживания пассажиров, и движутся в верном направлении.

Поезда дальнего и ближнего сообщения

Еще одними видами поездов РЖД являются составы дальнего и ближнего сообщения.

Для справки! Согласно статье 12 пункту 3 Федерального закона РФ пассажирам поездов западного, восточного, южного или северного направления запрещено использовать табакосодержащую продукцию.

Пассажирские составы подразделяются на дальние и пригородные в зависимости от расстояния следования и условий проезда.

Нумерация поездов

Типы РЖД составов и их нумерация (номера присваиваются без букв):

Разновидности РЖД поездов Номера
Современные круглогодичные 1-150
Скорые сезонные 151-298
Пассажирские круглогодичные 301-450, 601-698
Разового назначения и детские 451-598
РЖД скоростные классические поезда 701-750
Высокоскоростные 751-788
Скорые на основе моторвагона 801-898
Туристические 921-940

Скоростные и скорые поезда: есть ли разница

Разница есть, несмотря на то, грузовой это или пассажирский состав. Скоростные способны развивать скорость до 140 км/час. Также такие электровозы останавливаются лишь на главных станциях. Для скоростных составов требуется специальная железная дорога, предназначенная для высоких нагрузок. К данной группе относятся известные поезда «Ласточка» и «Стриж».

Скорый поезд способен разогнаться от 50 до 90 км/час. По техническим характеристикам он напоминает обычный состав, только делает меньше остановок. Останавливается лишь в крупных городах и на узловых станциях. Скорые составы способны курсировать в основном на дальние расстояния.

Скоростные поезда в странах Европы и Азии

Какие поезда относятся к внеочередным? Это составы чрезвычайного назначения, которые пользуются старшинством по сравнению с другими электричками в отношении отправления на перегон. К внеочередным составам относятся восстановительные поезда и отдельные локомотивы, назначаемые:

  • для предоставления помощи при крушениях и авариях с поездами;
  • для восстановления связи и контактной сети в случаях их нарушения;
  • для восстановления путей при перерыве движения;
  • для тушения пожаров;
  • при снежных заносах.

Фирменные поезда: уровень сервиса

Обратите внимание! После ремонта в новых поездах должны находиться вентиляционные системы, телевизоры, wi-fi, кабельное и многие другие привилегии.

В фирменных составах работают только лучшие машинисты. На проводниках фирменная одежда. В таких составах персонал сам застилает и убирает постельное белье, предлагает напитки. Пассажирам надевают ремни безопасности и выдают газеты и журналы, чтобы веселее проводить время в дороге. Также пассажирам предлагается ряд дополнительных услуг.

В фирменных составах можно вкусно покушать. Для этого достаточно пройти в вагон-ресторан. Там найдутся блюда на любой вкус:

  • национальная кухня;
  • комплексные обеды;
  • постные блюда.

В вагоне-ресторане стоят столики для взрослых и детей. Также предусмотрены столы для инвалидов. В общую стоимость билета входит несколько рационов питания.

Вагон-ресторан в «Сапсане»

Заказ билетов онлайн и в кассах ЖД вокзалов

Большинство туристов уже давно заказывают железнодорожные билеты через онлайн-сервисы. На первый взгляд может показаться, что на вокзале можно приобрести билет гораздо дешевле. Но стоит только подумать, сколько времени придется добираться до кассы и сколько отстоять в очереди. Поэтому граждане предпочитают покупать билеты через интернет. Для этого нужно выбрать надежный сайт.

Для справки! Обычно, покупая билет на сайте, турист попадает прямо в кассу ЖД вокзала. Сами билеты после оплаты отправляют на электронную почту.

Такой способ очень удобный, так как можно не выходя из дома оформить проездной талон. Сайт не хранит данные и защищает их. Утечка информации не произойдет, так как все данные поступают по защищенным каналам.

Предназначенной для перевозки людей или транспортировки грузов. В связи с этим их делят на грузовые и пассажирские. Кроме железнодорожных, есть еще пассажирские вагоны, предназначенные для метрополитенов. Каждый этот вид представлен несколькими типами и моделями, обеспечивающих различные условия перевозки.

Пассажирские вагоны в поездах РЖД

Для перевозки людей предназначены пассажирские вагоны. Типы вагонов здесь выделяют следующие: общие (сидячие 1 и 2 класса), плацкартные, купейные, СВ (Люкс) и Премиум (VIP), а также следует указать вагон-ресторан, багажный и почтовый. Дополнительно можно выделить несколько категорий, которые свидетельствуют о наличии тех или иных преимуществ. Ну и, конечно же, разным может быть класс обслуживания.

Вагоны без спальных мест

Рассмотрим подробнее перевозящие непосредственно пассажиров вагоны. Типы вагонов зависят от созданных в них условий. Сидячий оборудован креслами, расположенными рядами с проходом посредине, что делает салон похожим на самолетный. В пригородном сообщении могут быть установлены жесткие кресла, в межобласном - мягкие. В первом классе всего 10 мест, более просторно и дополнительных услуг предоставляется больше, чем в бизнес- или эконом-классах, где может быть 43-68 мест.

Общий вагон - это плацкартный, но люди в нем едут сидя по трое на каждой нижней полке, верхние просто не используются или вообще отсутствуют. Сидячий и общий при этом неудобны для дальних поездок. Остальные типы пассажирских вагонов предусматривают наличие спальных мест, поэтому более подходят для подобных целей.

Вагоны со спальными местами

Плацкартный пассажирский вагон предусмотривает открытые купе для пассажиров, с одной стороны по два нижних и два верхних места, а напротив через проход еще и 2 боковых (тоже верхнее и нижнее). Под нижними местами предусмотрено место для багажа. Есть два складных столика - в открытом купе и на боковых местах.

Купейные вагоны разделены на 9 4-местных купе с раздвижными дверями, которые можно запирать. В каждом купе есть по паре верхних и нижних спальных мест, багажные отделения под нижними местами, складной столик и радио. Также предусмотрено постельное белье и полотенце. Дополнительно может быть предусмотрено кондиционирование. Мягкие вагоны - это те же купейные, но более комфортные и удобные.

Спальные вагоны повышенной комфортности

СВ (или пассажирский вагон «Люкс») также разделены на 9 купе, но с двумя спальными местами, обычно нижними. В остальном комплектация купе схожа с обычной, но предоставляет больше комфорта. Обязательно есть кондиционирование.

Вагоны премиум-класса разделены на 4-5 купе большого размера с различной планировкой, обставленные для комфортного путешествия. К примеру, они могут быть с раскладным диваном-кроватью или двуспальной кроватью. Здесь часто предусмотрены не только место для хранения багажа и стол, но и кресло, биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, шкаф, телевизор, DVD и WiFi. В одном из купе также может находиться салон-бар. Иногда душ один на весь вагон. Ряд дополнительных услуг включен в стоимость: белье, пресса, закуски и напитки, а также туалетные принадлежности. Рассчитано купе на 1-2 человек, но приобретается в любом случае целое купе, без подселения.

Грузовые вагоны

Грузовые поезда предназначены для осуществления грузоперевозок железнодорожным транспортом. Так как перевозиться могут самые разные товары и вещества, то согласно характеру груза подбираются и вагоны. Типы вагонов характеризуют основные свойства, а особенности реализуются в конкретных моделях. Разные типы и модели предназначены каждый для определенных категорий грузов, имеют разную конструкцию кузова, отличаются способами погрузки и выгрузки, обеспечивают определенную степень сохранности.

Основные типы грузовых вагонов

Вагоны отличаются как внешне, так и своими характеристиками и возможностями. Среди наиболее популярных можно выделить следующие типы грузовых вагонов: крытые, полувагоны, платформы, цистерны, хопперы, изотермические и рефрижераторные, термосы. Они могут отличаться формой, линейными размерами, объемом, площадью пола, грузоподъемностью и массой тары.

Наиболее простые вагоны

Крытые вагоны конструктивно состоят из рамы с полом, стен по периметру и крыши. Для погрузки и выгрузки предусмотрены двери в боковых стенах. Они позволяют перевозить грузы, защищая их от атмосферных осадков и других неблагоприятных внешних воздействий. Такой товарный вагон может перевозить как штучные товары, так и зерновые, автомобили и даже животных. Обычно грузоподъемность составляет 25-72 т.

Полувагоны состоят из рамы с полом и стен, но без крыши. Часто в них перевозят полезные ископаемые, металлы, лесоматериалы. Предназначенные для транспортировки сыпучих грузов полувагоны могут иметь дополнительные люки в полу или стенах, чтобы упростить выгрузку. Загрузка осуществляется сверху. Защиты от обычно нет, но есть варианты со съемной крышей. Четырехосные перевозят 22-75 т, а восьмиосные обеспечивают грузоподъемность 69-130 т.

Платформы предназначены для длинномерных грузов, металлоконструкций, техники, оборудования, машин, леса а также сыпучих грузов, которые нет необходимости защищать от атмсферных осадков. Грузоподъемность достигает 70-73 т.

Вагоны под специфические грузы

Цистерны - несколько специфические вагоны. Типы вагонов внешне иногда похожи, но данные чаще всего имеют цилиндрическую форму с одним или несколькими люками сверху. Они обладают повышенной герметичностью, так как в них перевозят жидкие наливные грузы, а также порошкообразные вещества и сжиженные газы. Дополнительно цистерны могут оснащаться теплоизоляционным покрытием или даже оборудованием для разогрева груза, а для контроля устанавливаются специальные приборы. Четырехосные имеют грузоподъемность 60-65 т, а восьмиосные перевозят до 120-125 т.

Хопперы - вагоны особой формы, более широкие сверху и немного сужающиеся внизу, предназначенные для сыпучих грузов вроде зерна, удобрений, цемента, руды, угля и т.д. Снизу они снабжены люком, а форма способствует саморазгрузке. Могут быть открытыми или же закрытыми, с люками для загрузки на крыше. Грузоподъемность до 70 т.

Вагоны с обеспечением особых температурных условий

Изотермические крытые вагоны снабжены теплоизоляцией на основе пенополиуретана или полистирола, системой охлаждения и системой принудительной циркуляции воздуха. Они позволяют перевозить так как в них поддерживается необходимая температура.

Термосы перевозят нескоропортящиеся продовольственные продукты в пакетах и таре, а также некоторые скоропортящиеся грузы, сохраняя длительное время определенный температурный режим, созданный при загрузке.

Рефрижераторы обеспечивают транспортировку скоропортящихся грузов, которые могут храниться долго лишь при Они не просто сохраняют температуру, как термосы, а охлаждают или отапливают пространство внутри вагона до нужной температуры. Рассчитаны на

Разнообразие моделей товарных вагонов

Следует заметить, что есть широкий выбор всевозможных моделей, которые предоставляют все типы вагонов. Цистерн, к примеру, много видов с разной конструкцией и дополнительными особенностями. Есть такие вагоны для молока, бензина, спирта, нефтепродуктов, ядохимикатов, порошков, сжиженных газов, кислот и т.д. И каждый груз требует соблюдения ряда условий, что и сказывается на внешнем виде и устройстве цистерны. Это же справедливо для других типов вагонов.

Типы вагонов метро

Свои вагоны используются и для метрополитена. Есть несколько видов, которые эксплуатируются сейчас. К примеру, в столице на маршруте находятся такие типы вагонов метро, как серия «Е» с модификациями, серия 81-717/714, «Яуза» (81-720/721), «Русич» (81-740/741) и серия 81-760/761. Возможно, где-то используются и более ранние версии.

Серия «Е» выпускалась в шестидесятых годах, но используется, в том числе с модификациями, до сих пор. В вагоне 42 сидячих места, хотя вместимость до 270 чел. Серия 81-717/714 выпускается с 1977 г., предоставляет 40-44 сидячих места и рассчитана на 308-330 человек. «Яуза» еще более современный: выпускается с 1991, предоставляя также 40-44 сидячих мест, а в общем вмещая до 330-350 человек. С 2002 выпускается «Русич», предоставляя уже 54-60 сидячих мест или же 344-370 мест всего. Серьезной модернизации подверглись вагоны в 2007-2008 гг., в результате чего появилась модель 81-717.6К/714.6К, более комфортная для машиниста, снабженная более эффективной системой вентиляции, для которой использовались лучшие материалы и технологии.

1.Роль ТРАНСПОРТА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО РАБОТЫ .

Транспорт является сферой материального про­изводства. В отличие от других отраслей промышленности транспорт не производит новых продуктов. Про­дукцией транспорта является само перемещение, сама перевозка пас­сажиров и грузов. Основным видом транспорта в России являются железные дороги. Они связывают в единое целое все области и районы страны, обеспе­чивают потребности населения в пе­ревозках и нормальный оборот продуктов промышленности и сель­ского хозяйства. Железнодорожный транспорт в большой мере способствует освоению новых районов и их природных бо­гатств, удовлетворению растущих материальных и культурных потреб­ностей советских людей и развитию связей России с другими странами; он имеет первостепенное значение и для обороны нашей страны. Продукция транспорта опреде­ляется рядом показателей. Для оцен­ки перевозочной работы использует­ся ряд показателей. В качестве основного установлен показатель р- объем перевозок гру­зов(т), обычно за год, утверждаемый для сети железных дорог правитель­ством. Грузооборот Σpl в тонно-километ­рах (т-км) представляет собой сум­му произведений массы перевезен­ных грузов на расстояние (даль­ность) l перевозки. Грузооборот является обоб­щающим показателем, планируемым на всех уровнях. Он используется для определения потребности в под­вижном составе и ремонтной базе, затратах труда, топлива, электро­энергии и т. д. К числу важнейших показателей относится и количество перевезен­ных пассажиров обычно за год. Установлены также показатели использования вагонов и локомо­тивов. Важнейшим качественным показателем на железнодорожном транспорте, отражающим работу всех основных служб дорог, подразделений и предприятий, является оборот вагона. Оборотом вагона называют время от начала погрузки вагона до начала следующей его по­грузки. К основным экономическим пока­зателям работы транспорта отно­сятся производительность труда, себестоимость перевозок, а также прибыль. Производительность труда опре­деляется объемом выполненной про­дукции в приведенных тонно-кило­метрах, пассажиро-километрах или тонно-километрах, приходящимся на одного работника эксплуатационно­го штата, а себестоимость перево­зок отношением эксплуатационных расходов по перевозке к объему вы­полненной продукции. Прибыль представляет собой раз­ность между суммарными доходами дороги, отделения и эксплуатацион­ными расходами на выполнение пе­ревозок.

2. Виды транспорта и их особенности. Роль железных дорог в единой транспортной системе.

Перевозки пассажиров и грузов осуществляются различными, тесно связанными и взаимодействующими видами транспорта, образующими единую сеть путей сообщения стра­ны. Современный магистральный транспорт подразделяется на желез­нодорожный, водный (речной и мор­ской), автомобильный, воздушный и трубопроводный (нефтепродукта и газопроводы). Рас­пределение перевозок между этими видами транспорта зависит от наличия их в том или ином районе и технико-экономической эффективно­сти каждого вида. Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта наиболее при­способлен к массовым перевозкам, функционирует днем и ночью неза­висимо от времени года и атмосферных условий, что особенно важно для России с ее разными климати­ческими зонами. Также оченьважен в ос­воении новых районов страны. По размерам грузооборота ж/д транспорт занимает первое место. Железные дороги име­ют высокую провозную способность. На железных дорогах сравнитель­но небольшая себестоимость пере­возок и высокая скорость доставки грузов. Железные дороги являются уни­версальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в меж­районных и во внутрирайонных сообщениях. Однако постройка желез­ных дорог требует больших капи­тальных вложений, зависящих от то­пографических, климатических и эко­логических условий. Железные дороги, по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют мень­шую энергоемкость перевозочной ра­боты. Автомобильный транспорт. По объему перевозимых грузов в тон­нах этот вид транспорта занимает первое место. Он обладает большой маневренностью, благодаря чему груз может быть доставлен от места погрузки отправителем до получателя, минуя перегрузочные операции, и с большей скоростью, чем по воде и железной дороге. При малых потоках пассажиров и грузов автомобильный транспорт требует меньших затрат, чем желез­нодорожный, так как в этом случае постройка автодороги может быть упрощена и удешевлена. На короткопробежных перевоз­ках автомобильный транспорт явля­ется наиболее экономичным благодаря значительно меньшим расхо­дам по начальным и конечным операциям по сравнению с железнодо­рожным и водным транспортом. Автомобиль­ный транспорт применяется глав­ным образом для внутрирайонных перевозок пассажиров и грузов, а также для завоза и вывоза грузов с железнодорожных станций и пор­тов. Водный транспорт. Этот вид транспорта требует сравнительно небольших затрат на освоение путей сообщения. Средняя себестоимость перевозок по внутренним водным пу­тям примерно такая же, как и на же­лезных дорогах. По скорости до­ставки грузов речной транспорт уступает железнодорожному. Речной транспорт применяют преимущественно для перевозок ме­жду пунктами, расположенными на речных путях, а также в смешан­ных железнодорожно-водных сооб­щениях и в последние годы в пере­возках река-море. Перевозка водным транспортом массовых грузов (круглый лес, руда, соль, строительные материалы и др.) обходится значительно дешевле, чем по желез­ной дороге. Экономичность речного транспорта повышается при перевоз­ках на дальние расстояния, так как при этом в себестоимости перево­зок уменьшается доля затрат по начальным и конечным опера­циям. Воздушный транспорт. Это самый скоростной вид транспорта, обеспе­чивающий беспосадочные полеты на большие расстояния со скорос­тями 1000 км/ч и выше. Важным преимуществом воздуш­ных путей сообщения является воз­можность быстрой организации ре­гулярной связи между любыми райо­нами страны, где отсутствуют дру­гие виды транспорта, притом по кратчайшим направлениям. Воздушный транспорт требует меньших удельных (на 1 км линии) капиталовложений по сравнению с другими видами транспорта. Одна­ко он уступает им по удельному расходу топлива и себестоимости перевозок. Трубопроводный транспорт. На трубопроводном транспорте самая низкая себестоимость перевозок. Стоимость сооруже­ния 1 км нефтепровода почти в 2 раза меньше стоимости строительства1 км железнодорожной линии, при­чем нефтепровод может быть проло­жен повсеместно и по наиболее ко­роткому направлению.

3.СООРУЖЕНИЯ и УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА . Для выполнения перевозочного процесса железные дороги имеют технические средства, состоящие из подвижного состава и железнодо­рожных сооружений и устройств, в которые входят:*железнодорожный путь с необхо­димым путевым развитием на раз­дельных пунктах для приема, скре­щения, обгона, расформирования, формирования и отправления поез­дов и выполнения других операций; *сооружения для посадки, высад­ки и обслуживания пассажиров; *устройства для хранения, погруз­ки и выгрузки грузов; *устройства автоматики, телеме­ханики, связи и вычислительной тех­ники для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения про­изводственных процессов; *сооружения для экипировки и ре­монта локомотивов и вагонов; *устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и кон­тактную сеть на электрифицирован­ных линиях; *устройства водоснабжения; *устройства материально-техни­ческого снабжения.

При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.

Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.

Поезда «Сапсан»

Все вагоны кондиционируются.

  • 1Р — купе-переговорная, продаётся только целиком. Напитки, кожаные кресла, гардеробная, оборудованная проектором переговорная и многое другое.
  • 1В — просто места в вагоне 1 класса, без переговорной. Все удобства и сервис самого ».
  • 1С — вагон бизнес-класса. Кресла и столы, шкафы для вещей, опоры для ног. Высококлассное обслуживание. Розетки при каждом блоке кресел, напитки, горячее питание по меню, свежая пресса и т.п.
  • 2С — сидячий вагон эконом-класса. Места у стола и не у стола, вешалки для одежды, место для багажа, наушники.
  • 2В — класс «Экономический+» (вагон № 10 и № 20). От эконом-класса отличается тем, что просторнее, розетка возле каждого блока кресел, в стоимость билета входит ланч-бокс, доступен Wi-Fi.
  • 2E — места в вагоне-бистро, в стоимость билета включено питание на сумму 2000 рублей по меню. Через интернет можно купить в день отправления и на следующий день.

Поезда «Стриж»

Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе

  • 1Е — СВ (VIP). Продаётся купе целиком, в нём могут ехать 1 или 2 пассажира. Верхняя спальная полка складывается, нижнее место трансформируется в два кресла. В купе есть собственный санузел с душем, туалетом и умывальником. Сейф, розетки, расширенный набор путешественника, телевизор с выбором видеопрограмм. В стоимость билета входит питание и постельное бельё.
  • 1Э — аналогичен класссу 1Е, но можно выкупить одно место в купе.
  • 1Р — сидячие вагоны 1 класса. Просторно, удобные кресла, в стоимость проезда включено питание, санитарно-гигиенический набор и пресса.
  • 2С — сидячие вагоны 2 класса.

Общий вагон

  • 3О — общий вагон. Как правило, там расположены те же полки, что и в плацкартном, но продаётся по 3 билета на каждую нижнюю полку. Предполагается, что это места для сидения. В новых поездах эти вагоны делают более удобными и специализированными. Кондиционера и биотуалета может не быть.
  • 3В — общий вагон без номеров мест. Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано.

Сидячий вагон

Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.

  • 1С, 2С, 3С — вагоны с такой маркировкой встречаются в самых разных поездах (от скоростных до пригородных «экспрессов), и условия в каждом случае предполагаются свои. Как правило, 1 и 2 класс кондиционируются (не гарантировано), 3 — нет. Дополнительные услуги зависят от конкретного поезда. Класс (и цена проезда, соответственно) определяется количеством мест в вагоне, типом кресел и т.п.
  • 1Р — в двухэтажном сидячем вагоне так маркируются места в купе (например места 133, 134 в поезде 045/046 Москва — Воронеж). В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
  • 1В — вагон с индивидуальным размещением, то есть выкупаются все места. В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
  • 2Р — вагон повышенной комфортности, оснащён кондиционером и биотуалетом. В стоимость билета входят холодные закуски.
  • 2В, 3Ж — кондиционера может не быть, дополнительные услуги в стоимость проезда не включены. В вагонах этого класса можно перевозить животных. Учитывайте это, если для вас наличие животных может быть препятствием для проезда или же если вам самим нужно ехать с домашним питомцем. .
  • 2Е — сидячий вагон с кондиционером, наличие биотуалета не гарантировано.

Плацкартные вагоны

Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.

  • 3Э — плацкартный вагон с кондиционером и биотуалетом.
  • 3Т — вагон кондиционируется, биотуалета может не быть.
  • 3Д — в вагоне есть кондиционер. Наличие биотуалета не гарантировано.
  • 3У — аналогично 3Д, но не гарантировано наличие кондиционера.
  • 3Л — кондиционер и биотуалет не предусмотрен.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то в вагоне класса 3У предполагается наличие кондиционера и биотуалетов. Есть розетки в каждом отсеке, работает видеонаблюдение. Пассажирам предоставляется дорожный набор, постельное бельё. Животных провозить нельзя.

Купе

Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.

  • 2Э — кондиционируемый вагон повышенной комфортности с 4-местными купе. В стоимость билета входит питание, пресса, санитарно-гигиенический набор. Можно ехать с В вагоне есть биотуалет.
  • 2Э — в двухэтажных поездах — аналогично 2Э в обычных поездах, но не предоставляется гигиенический набор и пресса.
  • 2Б — аналогично 2Э, но наличие биотуалета не гарантировано.
  • 2К — кондиционер и биотуалет в вагоне, Дополнительные услуги (кроме постельного белья) в стоимость билета не входят.
  • 2У — аналогично 2К, но не гарантировано наличие биотуалета в вагоне.
  • 2Л — никаких дополнительных опций, в стоимость проезда входит только бельё. В вагоне может не быть кондиционера и биотуалета.
  • 2Д — купе без дополнительных услуг, можно отказаться от оплаты постельного белья (в других купейный вагонах нельзя). Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано (зависит от того, в каком вагоне выделены места этого класса). Перевозка животных не предусмотрена.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 2Т подразумевает ужин или завтрак на выбор (есть вегетарианское меню), санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагоны кондиционируются, работают биотуалеты. В купе есть ЖК-монитор, индивидуальные розетки, сейф. Детям выдают подарки, по запросу детский манеж. В вагоне за дополнительную плату можно заказать свежесваренный кофе или чай, приобрести у проводника сувениры или необходимые в дороге мелочи. Провоз животных запрещён.

Люкс (СВ)

Это вагоны с 2-местными купе. Мягкие полки для лежания, в вагоне от 16 до 20 мест. Бельё всегда входит в стоимость проезда , все вагоны кондиционируются. Маркируется как 1 класс.

  • 1Б — бизнес-класс. В стоимость билета входят напитки, питание, пресса, гигиенические принадлежности и т.п. Стоимость указана за целое купе, в котором едет 1 взрослый пассажир.Можно везти с собой
  • 1Э — то же, что и 1Б, но можно купить одно место в купе, а не выкупать его целиком.
  • 1У — дополнительные услуги в стоимость билета не включены (кроме постельного белья), но уровень комфорта соответствует первому классу.
  • 1Л — вагон СВ. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят, предполагается наличие кондиционера, но биотуалета может не быть. Постельное бельё входит в стоимость билета, провоз животных разрешён.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 1Б «Бизнес ТК» подразумевает ужин и завтрак, напитки, санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагон кондиционируется, работают биотуалеты и гигиенический душ. В каждом купе — 2 телевизора и индивидуальные розетки, сейф.

Мягкий вагон

Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8-12 мест на вагон.

  • 1А — вагон состоит из 4 купе и салона-бара. В каждом купе — душ, биотуалет, умывальник. В купе два места: широкий раскладной диван (120 см) и верхняя полка (90 см, стандартная). Есть кресло. Предусмотрено питание, напитки, пресса. Цена всегда указана за целое купе, ехать могут 1-2 взрослых плюс ребёнок до 10 лет бесплатно (по России). Можно ехать с мелкими
  • 1И — аналогично 1А, единственное отличие — нет бара, вместо него в вагоне расположено пятое купе.
  • 1М — то же самое, но 6 купе в вагоне.
  • 1Г — маркировка вагона в поездах международного сообщения (кроме Финляндии). 4-6 купе в вагоне, в каждом может ехать 1-2 пассажира. С одним взрослым могут ехать вместе двое детей до 12 лет (бесплатно), с двумя взрослыми —один ребёнок до 12 лет. В каждом купе — кресло, широкий раскладной диван и стандартной ширины верхняя полка. Можно выкупать как целое купе, так и одно место в нём.

Вагоны РИЦ

В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.

  • 2-местные вагоны РИЦ — по условиям и маркировке аналогичны вагонам класса люкс.
  • 3-местные вагоны РИЦ (класс 2И) — трёхместные купе с вертикальным расположением полок. Есть кресло, умывальник. Постельное бельё включено в стоимость билета.

Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.

Приятных путешествий!