Как защитить себя от молнии. Разряд, еще разряд

Погибших от грозовых разрядов. Ученые исследует причины и условия их возникновения, разрабатывают тактику поведения во время грозы. Однако статистика молний по-прежнему фиксирует высокую степень травматизма и смертность от электрических разрядов.

Как образуется разряд

Молния – это мощный разряд электричества, который обычно образовывается во время грозы, сопровождается громом и проявляется яркой вспышкой. Сила молнии достигает от 10 до 500 тыс. ампер, а напряжение – от 10 млн. до 1 млрд. вольт. Такой разряд причиняет серьезный вред вплоть до гибели пострадавшего. Статистика молний информирует о 2000 грозовых явлений происходящих ежедневно по всему миру.

Природа молнии – облачный пар из воды, охлаждается и застывает в виде кристаллов изо льда. Воздушные потоки поднимают маленькие льдинки вверх и сталкивают их с более крупными образованиями, которые стремятся осесть внизу. Процесс столкновения сопровождается выделением электрических разрядов – от мелких элементов «+», а от крупных льдинок «-». При большом скоплении образуется участок с повышенным уровнем концентрации ионов.


Когда разность между заряженными частицами становится большой, то в облаке происходит удар молнии. Повышенная концентрация ионов возникает в дождевых тучах кучевого или слоистого типа, при извержении , торнадо ) и пустынных бурях.

Разновидность природных стихий


Статистика молний описывает несколько разных разрядов, которые отличают по тому, как они бьют и в какое место. Известные виды молний:

  1. Линейная . Раскат на небе выглядит как перевернутое дерево с главным каналом и короткими отхождениями. Длина разряда не менее 20 км. Силы удара около 20 тыс. ампер. Скорость разряда достигает 148–150 км/час.
  2. Жемчужная . Она является продолжением линейного разряда. Однако такая молния в небе выглядит как драгоценные бусы, находящиеся на определенном расстоянии друг от друга. Подобные проявления встречаются крайне редко. Статистика смертей от разрядов подобного типа не ведется.
  3. Молния внутри облака . Разряды сопровождаются изменением магнитного и электрического поля и радиоволнового излучения. Может ли попасть такая молния в самолет? Да, если он наэлектризован. При попадании разряда в борт может произойти . Подобные разряды обычно встречаются ближе к экватору.
  4. Молния на земле. Разряд образуется в несколько этапов. Статистика молний показывает, что основная причина их образования заключается в быстрой ионизации воздуха. Частицы набирают скорость из-за действия электрического поля и сталкиваются с воздушными потоками, создавая стримеры – лавины электронов. Они образовывают термоизолированный разряд, который достигает поверхность, обходя различные преграды со скоростью 50 тыс. км/сек. После полного прохождения пути свет разряда тускнеет. Второй этап заключается в повторном прохождении траектории. Окончательный разряд будет самым ярким и сильным. Канал электрического образования имеет температуру – 25 тыс. градусов. Последствия после удара молнии очень разрушительны из-за ее продолжительности.
  5. Шаровая молния. Она опасна своей непредсказуемостью. Как выглядит шаровая молния? Одни утверждают, что она белая или желтая, вплоть до яркого зеленого цвета, другие говорят о черном оттенке. Она появляется из-за большого скопления энергии в облаке и может быть продолжением первоначального электрического разряда. Статистика смертей от шаровой молнии в России не ведется.
  6. Молния-спрайт . Она была открыта в конце 80 годов. Отличается высотой от 50 до 128 км и диаметром до 100 км. Вспышка электрического разряда выглядит как столб света расположенный вертикально. Часто проявляется в группе и имеет красный цвет.

Если цвет электрических разрядов различается, то запах молнии одинаков. В воздухе ощущается серный и озоновый аромат.

Почему молния сверкает? Из-за высокого напряжения между ионами происходит мини взрыв. Как следствие, разряд подсвечивается изнутри.

Какая статистика попадания молний в человека? Ежегодно поступают данные о травмировании 240 тыс. человек.

Способы проявления

Образование разряда всегда сопровождается звуковым эффектом. Молния без грома физически не может существовать. Иногда в природе можно наблюдать зарницу – когда грозовое облако находится на большом расстоянии от земли и звук просто не доходит.

Статистика ударов молнии сообщает о том, что возможность поражения человека составляет – 1: 600 тыс.

Степень поражения

Существует четыре степени тяжести:

  1. Средняя . Проявляется краткосрочными судорогами, с дыхательным и сердечным нарушением, но без потери сознания. Если молния ударила в человека, то на его теле остаются глубокие ожоги и мышечные разрывы.
  2. Тяжелая . Проявляется сильными судорожными сокращениями, потерей сознания, нарушением сердечной и дыхательной функции.
  3. Очень тяжелая . Проявляется потерей сознания, требует проведения сердечно-легочной реанимации.
  4. Мгновенная смерть .

Статистика смертей от ударов молнии неутешительна. По данным Национальной метеорологической службы мужчины погибали в 80% случаев. Большинство случаев связано с пребыванием людей на воде, когда бушевала гроза.

Может ли молния ударить в человека, который спрятался под деревом? Да, деревья притягивают электрический разряд.

Действия в экстренной ситуации

Что делать, если в человека ударила молния? Необходимо вызвать скорую и провести сердечно-легочную реанимацию. Позже медики проведут комплекс мероприятий по спасению. При необходимости интубируют трахеи, предоставят кислородную маску, введут седативные средства внутривенно (диазепам, морфин или кетамин), наложат повязку на ожоги.

Известны ли случаи выживания людей? Статистика ударов молнии в человека зафиксировала американского рейнджера, который выжил после семи прямых попаданий.

Никто до сих пор не знает, почему молния ударяет в человека. Если разряд попал в голову, то человек умирает сразу. После поражения других участков тела обычно остаются шрамы причудливой формы.

От молнии в России фиксировала мгновенную гибель людей, которые пользовались мобильными во время грозы. По неофициальным данным в России ежегодно погибает около 550 человек.

В одно место два раза не бьет

Красивое природное явление может быть опасным не только на открытом пространстве, но и в жилом доме. Когда за окном гром и молния, самое время задуматься о собственной безопасности.

Может ли молния ударить через окно? Если оно закрыто, то не может. Попадание в дом происходит через электрические коммуникации и вентиляционные отверстия. Иногда достаточно небольшого сквозняка, чтобы шаровая молния влетела в дом. Как она поведет себя – предсказать невозможно.

Что делать при молнии? К ней нельзя приближаться и поворачиваться спиной. При возможности нужно уйти в сторону с траектории полета. Запрещено также кидать в нее какие-либо предметы.

Может ли ударить молния в машину? Если двигается, то не исключено прямое попадание.

Статистика молний показывает, что чаще всего грозы происходят в сельской местности, где большое количество высоких деревьев и домов. от молнии обычно возникает во время прямого попадания.

Лучшая защита от молнии – укрытие на месте с небольшим контактом с землей. Желательно использовать изоляционные материалы типа камня, палатки или рюкзака. Нужно уйти от деревьев, высоких конструкций из металла. На дом следует установить громоотвод и не пользоваться бытовыми приборами во время грозы.

Молния является красивым и вдохновляющим явлением природы, однако также она может быть смертельно опасной. Статистика последних 30 лет говорит о том что, в результате удара молнии погибает 67 человек ежегодно, в одних только Соединенных Штатах. Однако большинство этих смертей можно было бы предотвратить. В следующий раз, когда вы увидите молнию, последуйте нижеизложенным советам.

Шаги

Найти укрытие и оставаться в безопасности

    Быстро найти укрытие. Если вас застигла гроза, вы можете обезопасить себя, укрывшись в защитном сооружении. Хотя большинство людей пытаются укрыться, когда молния совсем близко, некоторые люди не спешат искать укрытие. Если вы видите молнию, то значит она достаточно близко, чтобы поразить вас. Не ждите, пока она ударит в землю в метре от вас (или в вас самих), чтобы бежать в укрытие. Никогда не становитесь под дерево (высокое или низкое), или вблизи опор линий электропередач, так как и то и другое, хорошо проводит ток, и крайне опасно для жизни и здоровья. Ищите каменное укрытие, например пещеру.

    • Наилучшим вариантом будут жилые дома (с водопроводом, электричеством и, по возможности, с громоотводом).
    • Если поблизости нет жилых домов, спрячьтесь в машине с железным кузовом. Если молния ударит в машину, металлический корпус отведет ток. Проверьте, чтобы все окна и двери в машине были закрыты. Не прислоняйтесь к металлическим частям машины, иначе, ток, проходящий по ним при ударе молнии, перейдет на вас. Не включайте радио.
    • Не прячьтесь в маленьких строениях, таких как обособленно стоящие общественные туалеты. Открытые укрытия тоже не вариант. Они только притягивают молнии и не дают никакой защиты.
    • Ни в коем случае не становитесь под дерево. Молния поражает высокие объекты, и если она ударит в дерево, под которым вы стоите, ток может распространиться и на вас, или же вас может травмировать падающее дерево или ветка.
    • Обезопасьте своих домашних животных. Собачьи будки и другие виды укрытий для домашних животных не защищают от ударов молнии. Животное, привязанное поводком к забору, имеет гораздо более высокий риск получения удара молнией.
  1. Не стойте у окон. Закройте все окна, и старайтесь находиться во внутренних частях комнат. Окна обеспечивают прямой путь для прохождения молнии.

    Не прикасайтесь к металлическим предметам и электрическим приборам. Использование стационарных телефонов во время грозы является главной причиной несчастных случаев в США. Молния может попасть в дом через любой материал, проводящий электричество, в том числе, через стационарные телефоны, электропроводку, и элементы сантехники.

    • Не прикасайтесь к розеткам во время грозы. Не отключайте устройства от сети во время грозы, так как электрический ток может перейти на вас.
    • Не лежите на бетонном полу и не прислоняйтесь к бетонным стенам. В бетоне есть металлическая арматура, которая может проводить электричество.
    • Держитесь подальше от ванной и душа, а также избегайте крытых бассейнов.
    • Находясь в автомобиле, старайтесь не прикасаться к его металлическим или стеклянным частям.
  2. Оставайтесь в укрытии. Не покидайте укрытия в течение 30 минут после последнего удара молнии. Не выходите, если дождь начинает утихать. Все еще есть риск удара молнии от удаляющейся грозы.

    Примите соответствующую позу. Наиболее безопасной позой считается следующая: присесть, ступни поставить вместе, опустить голову и грудь на колени и предплечья, руками обхватить колени. Не ложитесь плашмя на землю - так вы увеличите площадь попадания молнии.

    • Это неудобное положение, но оно обеспечит вам безопасность. В таком положении молния не заденет жизненно важные органы, а пройдет сквозь тело, причинив вам меньше вреда.
    • Закройте уши и глаза, чтобы защитить слух и зрение от грома и молнии.
  3. Обращайте внимание на предвестники молнии. Непосредственно перед ударом молнии ваши волосы могут встать дыбом, или вы можете почувствовать легкое покалывание в коже. Легкие металлические предметы могут вибрировать, и может раздаться треск. При обнаружении любого из этих признаков, немедленно примите описанную выше позу.

    Носите резиновые сапоги. Они хорошо изолируют ток.

Меры предосторожности

    Планируйте заранее. Лучший способ избежать травмы от молнии - это избежать саму молнию. Планируйте дела с учетом возможности грозы. Слушайте местный прогноз погоды, чтобы не пропустить штормовое предупреждение.

    Наблюдайте за небом. Когда вы на улице, наблюдайте за изменениями в небе, которые говорят о приближении грозы: дождь, потемнение или образование кучево-дождевых облаков. Предвидев молнию до ее первого удара, вы можете избежать опасной ситуации.

    • Однако помните, что молния может ударить и без всех этих признаков.
  1. Рассчитайте расстояние до молнии. Если нельзя различить молнию визуально, воспользуйтесь правилом 30 секунд: если время между вспышкой молнии и звуком грома составляет 30 секунд или менее (10 км или меньше), немедленно спрячьтесь в укрытие.

    Составьте план действий. Если вы находитесь в местности, где велика вероятность появления грозы, узнайте, где можно укрыться. Обсудите план действий с группой, чтобы все знали, как вести себя в чрезвычайной ситуации.

    Приготовьте аварийный комплект. У вас под рукой должны быть средства для оказания первой помощи и прочие вещи на случай бедствия. Во время грозы вы можете остаться без электричества, поэтому имейте альтернативные источники света.

    Установите молниеотвод. Если вы живете в зоне, привлекающей молнии, установите у себя молниеотвод, чтобы защитить свою семью и имущество.

    • Установите молниеотвод правильно. Неправильно установленный молниеотвод только увеличит вероятность попадания молнии.

Помощь пострадавшим от удара молнии

  1. Звоните в службу спасения. Так как удар молнии может вызвать остановку сердца, человеку может потребоваться реанимация. Если вы не можете набрать 9-1-1, попросите это сделать кого-то другого.

    Помогите пострадавшему, у которого шок. Уложите пострадавшего на спину так, чтобы его голова находилась немного ниже туловища. Поднимите его ноги и удерживайте их.

  • При приближении грозы обезопасьте электроприборы, заранее отключив их от сети. Не пользуйтесь стационарными телефонами, так как молния может пройти через провод. Не отключайте приборы от сети во время грозы, а делайте это только заблаговременно.
  • Не находитесь во время грозы в маленьких лодках. Однако если нет другого варианта добраться до берега, не стоит прыгать в воду - оставайтесь в лодке, даже если это парусное судно с мачтой. Есть ошибочное мнение, что находиться во время грозы в воде безопасно. На самом же деле, молния легко может ударить в воду (или она может провести электрический разряд), а находясь на плаву не желательно терять сознание.
  • Заняв описанную в этой статье позу, защитите свой слух. Звук грома опасен для барабанных перепонок.
  • Молния распространяется по земле в радиусе нескольких метров от места удара, поэтому держитесь подальше от высоких, изолированных объектов. По этой же причине помните, что человек может пострадать от удара молнии, даже если вы не видели, как она в него ударила.
  • Устройства для обнаружения молнии и службы предупреждения грозы доступны на полях для гольфа, парках и т.д.
  • Молнии - типичное явление летом на большей части территории США. Флорида является рекордсменом по количеству молний на квадратный километр в год.
  • Молния случается не только во время грозы, но может произойти и во время извержения вулкана. Поэтому убедитесь, что вулкан спящий. Чем больше вы видите пепла, тем больше вероятность молнии.
  • Ношение электронных устройств с наушниками во время грозы увеличивает вероятность получения тяжелой травмы при ударе - причем, пострадают не только уши, но и другие части тела, над которыми проходит провод наушников.
  • Носите как можно больше резинового. Резина - хороший изолятор, и при ударе молнии, она отразит ее, или поглотит. Также, не прикасайтесь к металлу, так как молния проходит по всей его площади, и при прикосновении, перейдет на вас.
  • Держитесь подальше от окон.

Предупреждения

  • При поиске низинного укрытия удостоверьтесь, что это место не затопится водой.
  • Не наблюдайте за молниями через открытое окно, дверь, или с крыльца. Открытые места небезопасны, даже если они находятся в удобном укрытии.
  • Сильные грозы могут вызвать (и иногда вызывают) смерчи без всякого предупреждения. Будьте настороже при изменении погоды, если в вашей местности случаются сильные грозы. Будьте бдительны, даже если не передавалось штормовое предупреждение.

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Гроза - завораживающее явление природы. Она притягивает и одновременно отпугивает своей мощью. После неё воздух чист и свеж, насыщен ионами. Но молнии, образующиеся во время этого сложного природного процесса, представляют большую опасность. Обратите внимание, много действительно полезной информации о молниезащите Вы можете найти на сайте http://www.amnis.ru/.

Чем опасна молния?

Молния - огромный электрический разряд в атмосфере между положительно и отрицательно заряженными частями облаков или между грозовым облаком и землёй. Разряд проходит по пути наименьшего сопротивления. Объектами разряда становятся наиболее высокие сооружения с наибольшей электропроводимостью.

Причина пожаров и разрушений во время поражения молнией - выделение тепловой энергии в момент, когда она проходит через источник разряда. Чем выше сопротивление материала источника разряда, тем больше тепла выделится. Соприкосновение молнии с горючими материалами мгновенно их воспламеняет.

Вторичные воздействия

Опасны и вторичные воздействия молнии. При её разряде в металлических элементах, которые находятся внутри здания (трубопроводах, электрических кабелях), может возникнуть большое напряжение. Его величина зависит от параметров тока электроприборов, размеров и расположения контура молнии. Под действием этого напряжения может появиться искра, способствующая возгоранию. Или же произойдет значительный нагрев кабелей, который выведет из строя дорогостоящую электроаппаратуру.

Какие строения подвержены риску?

Наибольшему риску стать для молнии разрядом подвержены деревянные одиноко стоящие дома. В древесине под действием большого напряжения атмосферы скапливаются заряды, которые притягивают молнию и способствуют поражению, а электрический ток образует усиленное выделение тепла. Поэтому разряд молнии в деревянный или щитовой дом обязательно спровоцирует мгновенный пожар.

Кирпичные сооружения менее подвержены ударам молнии. Они плохие проводники и не скапливают зарядов. Сооружения из бетона более устойчивы к ударам благодаря металлической арматуре, которая снижает сопротивление электрическому току всего строения.

На вероятность поражения строения также оказывает значение уровень грунтовых вод - чем ближе они залегают к поверхности, тем значительнее опасность, что молния ударит именно в это место.

Как защитить строение от разряда?

Загородный дом, садовый домик необходимо защитить от опасного природного явления. Защита сооружения должна стать комплексом средств, который убережёт строение и от прямых ударов молнии и будет препятствием её вторичным воздействиям.

Защитить строение от природного бедствия во время грозы поможет молниеотвод. Составные части громоотвода (молниеотвода):

  • Молниеприёмник - конструкция, крепящаяся на крыше здания;
  • Заземление;
  • Токоотвод (проводник, соединяющий молниеприёмник и заземление).

Если крыша строения покрыта листовым металлом толщиной более 1 мм, то достаточно лишь тщательно провести её заземление в нескольких местах. Для сооружений, имеющих стреловидную форму, лучшим громоотводом будет металлический трос, который натянут строго над коньком крыши на высоте 0,5-1,5 метра. Плоскую крышу накрывают сеткой из металлических тросов с ячейкой 100-200 см или устанавливают в центре крыши металлический стержень длиной 3-4 метра.

На кирпичные трубы также необходимо установить молниеотводы. Эти трубы часто бывают влажными, они пропитаны смолами, которые снижают изоляционные свойства керамики. Металлические трубы достаточно заземлить. Нуждаются в заземлении телевизионные антенны, установленные даже на стене сооружения. Ведь они притягивают молниевый разряд, так как связаны с устройствами, подключенными к электросети.

Заземление

Заземление обустраивается вдали от колодцев, скважин и фундамента дома. Для него используется лист металла, металлическая труба. Лист площадью 1 кв. м зарывают в землю на глубину, где почва всегда находится во влажном состоянии. На такой же уровень забивают в землю двухметровую трубу диаметром 10 см, предварительно выкопав яму для грунтовых вод.

Оптимальные материалы для заземляющих устройств - медь и нержавеющая сталь толщиной 2-3 мм. При использовании простого железа оно должно быть достаточной толщины, чтобы не успело сгнить. К заземляющему устройству при помощи болтов с шайбами или сварки крепится токопроводник.

Токопроводник

В этой роли хорошо зарекомендовали себя стальная проволока и трос. Сечение проводника должно быть не менее 100 мм, чему соответствует диаметр троса 11 мм и металлическая полоса примерно 4х2,5 см. Проводник можно укладывать по стене здания не используя специальную изоляцию.

Для установки громоотводной системы можно пригласить квалифицированных специалистов, которые помогут обезопасить строение от поражения ударом молнии.

Гроза - явление не всегда предсказуемое и порой разрушительное. Страшную опасность представляют собой разряды молнии, которые при определенных условиях способны убить. Больше всего рискуют те, кого гроза застигла на открытой местности, в горах, в полях или в дороге.

Лучше всего не попадать в такие ситуации и перед путешествиями тщательно изучать прогноз погоды, не надеясь на авось. Но синоптики не всегда точны, да и неотложные поездки в грозу тоже случаются. Поэтому вопрос о том, что будет, если в машину ударит молния, для некоторых весьма актуален.

Предположим, гроза с дождем и молниями застигла вас где-то в дороге, вдали от возможных укрытий. В таком случае спасти вам жизнь может ваш автомобиль. Так как его корпус сделан из металла, то в случае грозы он будет служить громоотводом. Конечно, это не стопроцентная защита и необходимо будет соблюдать определенные правила. Насколько это все же опасно, и что будет, если в машину ударит молния?

Не все автомобили одинаково безопасны

Считайте, что вам повезло, если в грозу вы будете находиться в машине с цельнометаллическим кузовом. Потому что, как правило, он служит своеобразной клеткой Фарадея (защитная оболочка от электромагнитного поля). Люди в такой машине будут заэкранированы и защищены от внешнего воздействия. И все же может ли молния ударить в машину? И при каких условиях это неизбежно?

Пропустить электричество внутрь при ударе молнии автомобиль сможет, если металлические предметы в салоне будут соприкасаться с кузовом. Еще одной причиной может послужить обилие электроники в машине.

Однако не стоит впадать в панику и, тем более, выходить на улицу и бежать куда-то. В таком случае вы очень сильно сократите свои шансы на выживание. А вот повысить их вы сможете, если будете соблюдать некоторые правила безопасности.

Как вести себя в грозу, находясь в машине?

Прежде всего, не паниковать и трезво оценить обстановку. Чтобы максимально исключить попадание молнии в авто, необходимо опустить антенну (если есть), закрыть все окна, отключить радио, GPS-навигатор, мобильные телефоны и другие приборы, которые могут притягивать заряд. Ни в коем случае не продолжайте движение. Во-первых, молния может ударить в движущийся объект. Во-вторых, сама ее вспышка может ослепить, а на мокрой дороге очень легко потерять управление и попасть в аварию.

Но и место, где остановиться, тоже нужно выбирать правильно. В грозу нельзя останавливаться вблизи деревьев и столбов. В высокое дерево молния может угодить с большей вероятностью. Оно может загореться и упасть на машину. В салоне не дотрагивайтесь до дверных ручек или других металлических предметов.

Может ли молния ударить в машину, когда все меры предосторожности соблюдены? Да, такое возможно, особенно если транспортное средство находится на возвышении. Также существуют места, в которых сама почва имеет большую электропроводность. Их можно определить по наличию поврежденных в округе деревьев.

Что будет, если в машину ударит молния?

Вероятнее всего, заряд молнии ударит в верхнюю точку, то есть в крышу автомобиля. Ток разойдется по поверхности кузова и через колеса уйдет в землю. Также хорошей изоляцией послужит материал салона. Есть несколько возможных вариантов развития событий в данной ситуации.

Вас могут ожидать следующие последствия от удара молнии в машину. В лучшем случае будет поврежден корпус, пробиты покрышки, сгорит электроника, а вы отделаетесь легким испугом. В худшем случае машина может загореться, ведь температура молнии превышает температуру на поверхности Солнца. Тогда выживание будет зависеть от быстроты вашей реакции. Нужно успеть как можно скорее покинуть горящий автомобиль. Как бы то ни было, машина после удара молнии будет слишком повреждена, чтобы продолжать на ней поездку. Однако, по статистике, число погибших от удара молнии в машине не так уж и велико. Гораздо опаснее находиться на открытом воздухе.

Реальный случай из жизни

Примером того, что будет, если в машину ударит молния, может послужить один случай с автомобилем "Пежо". Электрический заряд угодил как раз в его антенну. Она сгорела, а краска на крыше оплавилась. Также были повреждены шины и диски на колесах. Но самое интересное, ударом молнии пробило даже асфальт под машиной. При этом люди в салоне остались целы и невредимы.

Сильно бояться не стоит. Статистика подтверждает, что даже в самых неблагоприятных погодных условиях шанс попадания молнии в машину весьма невелик.

Что происходит, когда молния попадает в самолет? August 21st, 2015

Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.

Да, и видео этого случая под катом …

По сути, не происходит ничего страшного.

Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.

Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.

На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния - они отводят электричество в воздух.

Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.

В прошлом году 10 июня в самолет авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Москву, ударила молния. Аналогичный инцидент произошел 4 июня с Boeing 737, выполнявшим рейс по маршруту Симферополь - Москва. При осмотре самолета во Внуково выяснилось, что молния оплавила 18 заклепок по обеим сторонам фюзеляжа, поврежден датчик угла атаки и статические разрядники на стабилизаторе.

«Электрический разряд не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», - рассказал «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».

Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос.

В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать. Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным. «Молния попадает в самолет в среднем раз в два года. Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения - поверхностную точку входа и выхода молнии - или несерьезные повреждения электрических систем. Хотя обычно молния не оставляет следов», - уверен пилот.

Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки - ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.

Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.

Хаддад уверен, что еще более важным является то, что топливные баки самолетов, размещенные в крыльях, защищены от любых искр. Это достигается за счет того, что вся обшивка, структурные соединения, люки, отверстия и заливные горловины должны выдерживать разряд молнии, температура которого может достигать 30 тыс. градусов Цельсия.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождево-кучевых облаках, на высотах 2–5,5 км. Часто пролетающие самолеты могут сами вызвать разряд в сильно наэлектризованных облаках. Считается, что в частные легкомоторные самолеты молнии попадают реже, так как они меньше по размерам и могут избегать встреч с грозами.

«Ток при молнии может достигать 200 тыс. ампер - люди могут услышать шум, увидеть свет или вспышку в иллюминаторе, но они не почувствуют ничего, - поясняет Хаддад. - Одним из эффектов может быть небольшое локальное расплавление там, где ударила молния, однако авиапромышленность довольно консервативная, испытания проводятся жесткие, так что пассажиры не рискуют».

За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, действительно можно пересчитать по пальцам. В январе этого года на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, который попал в грозу и был поражен молнией. Тогда погибли четыре находившихся на борту человека. В 2010 году один человек погиб после того, как в самолет Boeing 737-700, летевший из Боготы, при посадке ударила молния, и лайнер развалился на три части. Однако, по данным расследования, сама молния не была единственной причиной крушения. К нему привели внезапный порыв ветра и воздушная яма, вызванная разрядом во время снижения, которые произошли почти одновременно.

Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.

Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.

Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.

Менее трагичные и вовсе незаметные удары молний происходят куда чаще, и от них не застрахованы даже самолеты президентов. Так было с лайнером Франсуа Олланда, который летел на переговоры с Ангелой Меркель в 2012 году. Из-за удара молнии президенту пришлось пересесть на другой самолет и опоздать к канцлеру на полтора часа.

«Угроза травмирования лиц, находящихся на борту, серьезных отказов оборудования и систем воздушного судна в результате поражения самолета минимальна. Попадание молнии в самолет редко приводит к изменению плана полета, а повреждения, как правило, незначительны», - уверен Валерий Макаров.

источники

http://www.gazeta.ru/science/2014/06/15_a_6067281.shtml

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82

А вот вам еще что нибудь интересного про молнии: вот например , а вот почему и . Ну и конечно мои любимые Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -