Как заменить радиатор системы охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя своими руками

Даже для людей, довольно далеких от техники, назначение радиатора охлаждения понятно – он отводит лишнее тепло от двигателя, тем самым не позволяя ему перегреваться и выходить из строя.

Однако проходит какое-то время, главнейшая деталь системы охлаждения может выйти из строя, попросту – потечь. Тогда возникает необходимость в замене радиатора охлаждения ВАЗ 2110, которую можно провести не только на СТО, но и самостоятельно своими руками.


Корпус, который чаще может быть изготовлен из алюминия, реже – медный, составляют два бачка (один сверху, другой – снизу) и примыкающие к ним патрубки, по которым охлаждающая жидкость циркулирует.

Сердцевина – это ряды латунных трубок, спаянных с ребрами охлаждения. Они находятся внутри корпуса.

Через заливную пробку жидкость охлаждения попадает в радиатор, через сливной кран, соответственно, при потребности, сливается.

Кроме того, к силовому агрегату для поддержания теплового режима относятся электровентилятор и термостат.

Причины перегрева двигателя

К причинам перегрева двигателя ВАЗ 2110, прежде всего следует отнести недостаточно эффективную работу системы охлаждения. Причинами могут быть:

  1. Засорились патрубки радиатора. Вещь, сегодня редко встречающаяся, и то – лишь при применении охлаждающей жидкости крайне низкого качества. В таком случае поможет их замена;
  2. Низкий уровень ОЖ из-за подтекания в местах крепления патрубков или же возникновения трещин в самих патрубках. Нужна замена крепежных деталей или патрубков;
  3. Загрязнение корпуса. Тут следует учесть маленькую деталь: за всей машиной, радиатором - в частности, требуется уход. Не следует ему позволять «обрастать» грязью, опавшими листьями, другим мусором. Из-за этого значительно снижается эффективность его работы;
  4. Потек радиатор. Необходимо его снять, чтобы уже по месту, величине течи, общей изношенности агрегата решить, нужен ему ремонт или замена.

Выбор модели

Для ВАЗ 2110 можно подобрать либо алюминиевый, либо медный радиаторы. В большой мере выбор зависит от того, какой результат вам нужен: экономия денег или долговечность, надежность.

Их недостатки и преимущества:


Демонтаж и установка

Чтобы своими руками снять радиатор охлаждения с ВАЗ 2110, необходимо:

  1. Слить ОЖ через нижнюю пробку;
  2. Снять аккумулятор, поскольку он мешает;
  3. На инжекторном ВАЗ 2110 необходимо также снятие воздушного фильтра;
  4. Верхнее крепление к раме необходимо разобрать, одновременно освободив вентилятор;
  5. Снять электрический вентилятор;
  6. Снять два шланга – на подвод/отвод пара;
  7. Наклонить радиатор в сторону двигателя и снять.

То есть, снятие производится довольно просто. Теперь, если радиатор потек незначительно, при этом не сильно поврежден коррозией, можно его отремонтировать. В противном случае – заменить. При выборе нового радиатора на ВАЗ 2110 обязательно учитывайте модель ранее установленного, чтобы новый подошел идеально.

При установке проследите, чтобы резиновые подушки, на которые опирается корпус нижней частью, крепко вошли в отверстия на поперечине.

Необходима, когда он дал течь, и заделка трещины не принесла положительных результатов или когда радиатор настолько забит грязью, что двигатель начинает перегреваться.
Для замены радиатора необходимо приобрести новый, предварительно визуально проверив его на отсутствие следов ударов или видимых трещин.

Радиаторы выпускаются двух типов исполнения: медный или алюминиевый. Медный радиатор стоит дороже, но он более надежный, как в плане теплоемкости, так и в плане возможности неоднократного ремонта.
Если приобретается алюминиевый для замены радиатора охлаждения ВАЗ , то необходимо учесть, что к нему нужен новый комплект патрубков.

Сливается охлаждающая жидкость, через пробку блока или при ее отсутствии через пробку радиатора. На медных радиаторах при сливе через пробку радиатора необходимо действовать двумя ключами. Одним держите резьбовую часть, впаянную в радиатор, а вторым откручиваете пробку. Иначе можно отломать резьбовую часть от бачка радиатора, так как она туда лишь впаяна.
Снимается электровентилятор (на двигателях с электроприводом), предварительно раздав его разъем в проводке.
Отдается верхний и нижний патрубки радиатора.
Отдается само крепление радиатора.
Снимается старый радиатор.

Перед установкой нового радиатора необходимо проверить посадочные резиновые вставки, на которые опирается радиатор. Если они пришли в негодность, то их меняют.
Установив радиатор и закрепив его к щиту моторного отсека, соединяете верхний и нижний патрубки. Устанавливаете электровентилятор и соединяете его клеммную колодку. Ставите на место сливную пробку блока цилиндров.

Перед тем как заливать охлаждающую жидкость, проверьте ее на пригодность к эксплуатации. Если она потеряла свой цвет или присутствует много ржавчины ее необходимо поменять. Меняется жидкость и тогда, когда неизвестен срок ее эксплуатации, скажем, в случае если машина покупалась с рук.

Для того, чтобы не образовывались воздушные пробки при заливке тосола, открывается байпасный клапан (клапан для выпуска воздуха с системы охлаждения), а если такового нет, то снимается шланг в любой самой верхней точке системы охлаждения.

Скажем, при замене радиатора охлаждения ВАЗ снимается трубка с впускного коллектора под карбюратором. Затем заливая тосол необходимо дождаться когда из трубки пойдет охлаждающая жидкость, значит, воздух выдавило и ее можно ставить на место.
То же самое и с байпасным клапаном, когда перестанет выходить воздух и пойдет чистый тосол без пузырьков его закрывают.

После заливки тосола заводится двигатель, и система проверяется на предмет подтекания тосола в соединениях. При необходимости подтягиваются хомуты.
На этом замена радиатора охлаждения закончена.

Система охлаждения ВАЗ 2107 включает в себя множество элементов, главными из которых является радиатор и водяная помпа. Именно они отвечают за эффективное охлаждение двигателя при работе.

Кроме непосредственно охлаждения, система отвечает за нагрев воздуха для обогрева салона. Поэтому неисправный радиатор ВАЗ 2107 может повлиять на работоспособность двигателя и комфорт в салоне в холодный период.

Признаки неисправности радиатора

  1. Плохое охлаждение двигателя. При эксплуатации машины с некачественным антифризом или водой вместо него, на стенках трубок радиатора откладывается накипь и прочие загрязнения. При этом снижается пропускная способность и эффективность теплоотдачи и двигатель начнет перегреваться при исправном термостате и достаточном уровне охлаждающей жидкости.
  2. Утечка охлаждающей жидкости. Трубчатая конструкция радиатора не отличается большой прочностью. В ней могут появиться дырки и трещины в результате попадания камней, летящих из-под колес автомобилей. Иногда трещины имеют небольшой размер, поэтому охлаждающая жидкость утекает малыми «порциями», тут же испаряясь. Это может происходить лишь при прогретом двигателе.

Данные неисправности обычно требуют замены радиатора. В отдельных случаях можно обойтись лишь его ремонтом (пайкой), для чего необходимо снять его с автомобиля. Перед снятием радиатора ВАЗ 2107 следует слить охлаждающую жидкость

Удаление антифриза из системы охлаждения

Охлаждающая жидкость (антифриз) весьма токсична и требует соблюдения мер предосторожности при работе. Первое, в чем надо убедиться перед тем, как слить антифриз, это то, что мотор остыл. На горячем двигателе охлаждающая жидкость находится под давлением и, если попробовать открыть бачок радиатора или снять хомут со шланга, она способна вырваться в виде горячего фонтана, что чревато серьезными ожогами. По этой же причине не стоит проверять уровень жидкости на горячем двигателе, открыв крышку расширительного бачка.

После того как убедитесь, что двигатель остыл, следует открыть кран радиатора отопителя салона. Для этого верхний рычаг управления отопителем нужно перевести в крайнее правое положение.

После этого работы переносятся в подкапотное пространство. Порядок действия таков:


Демонтаж радиатора охлаждения Ваз 2107

Радиатор охлаждения ВАЗ 2107 (инжектор) аналогичен радиатору карбюраторной модели. Поэтому их монтаж и установка ничем не отличаются.

После слива охлаждающей жидкости следует отсоединить от радиатора шланг расширительного бачка, предварительно ослабив хомут крепления.

Дальнейший порядок работы таков:

После демонтажа радиатор следует проверить. Наличие отложений, забивающих трубки, установить сложно. Если же причиной снятия радиатора был поиск причин утечки охлаждающей жидкости, можно провести простую проверку.

Проверка герметичности радиатора

Проверить радиатор (латунный или алюминиевый) можно в ванне с водой. Для этого надо заглушить отверстия, погрузить радиатор в воду и подать в него воздух под давлением 0,1 МПа. Если наблюдается появление пузырьков воздуха, радиатор нуждается в пайке и замене. Алюминиевые радиаторы, которыми комплектуется большинство новых моделей «классики» ВАЗ, следует проверять при давлении воздуха 0,2 МПа.

Небольшие повреждения латунного радиатора можно запаять. При больших повреждениях, или если радиатор сделан из алюминия, нужна его замена.

Установка радиатора Ваз 2107

Монтаж радиатора производится в порядке действий, обратном снятию. При установке радиатора на место следует соблюдать особую осторожность, чтобы не повредить его. Перед креплением патрубков стоит проверить тип и состояние хомутов и при необходимости заменить их на новые, имеющие затяжку червячного типа. Такие хомуты надежнее, их проще ставить, а цена их невелика.

После установки радиатора остается лишь залить охлаждающую жидкость. Можно отправляться в путь!

Радиатор в автомобиле ВАЗ-2110 представляет собой устройство, предназначенное для рассеивания тепла, тем самым, исключая возможность перегрева силового агрегата. Даже при оптимальной эксплуатации рассматриваемый агрегат может прийти в негодность.

Достаточно часто автомобилисты ремонтируют радиатор. Но практика показывает, что ремонтные работы не дают долговременный эффект. Поэтому оптимальный вариант в данном случае - замена радиатора охлаждения.

Радиатор состоит из 2 элементов корпуса и сердцевины. В верхней части агрегата находится пробка для залива жидкости, в нижний - сливной кран.

Также элементами конструкции является патрубки. Кроме этого, важнейшими элементами системы охлаждения являются электрический вентилятор и термостат.

Корпус состоит из двух емкостей. К ним примыкают патрубки для транспортировки антифриза. Непосредственно внутри корпуса находятся ребра охлаждения и латунные трубки, формирующие сердцевину агрегата. Заливная пробка предназначена для перенаправления антифриза непосредственно в радиатор.

Мотор на десятке чаще всего перегревается в результате нарушения функциональности системы охлаждения. Это происходит по следующим причинам:

  1. засорение патрубков. Такая проблема является редким явлением. Обычно автомобилисты сталкиваются с такой ситуацией, когда в систему охлаждения заливается антифриз или тосол плохого качества. Решением проблемы может стать замена патрубков с последующим использованием качественного антифриза;
  2. загрязнение корпуса. Непосредственно на поверхности радиатора со временем скапливается грязь. Это существенно отражается на результативности функционирования агрегата. Поэтому владельцам десятки рекомендуется периодически выполнять наружную чистку;
  3. утечка охладителя. Существует немало причин, из-за которых возникает утечка антифриза и тосола. В такой ситуации необходимо устранить недостатки;
  4. протечки в радиаторе. Для решения проблемы агрегат необходимо демонтировать и на основании оценки принимать соответствующее решение.

Производители предлагают достаточно скромный выбор. Тем не менее, к покупке необходимо отнестись максимально ответственно.

Перед тем как снять радиатор на ВАЗ 2110 , желательно ознакомиться с преимуществами и недостатками охлаждающих устройств, которые представлены алюминиевыми и медными конструкциями.

Остановимся на каждой из них:

  1. медные радиаторы. Известно, что медь отличается высокой устойчивостью к коррозии. Несмотря на то, что агрегат имеет достаточно большой вес, он максимально эффективно выполняет свои функции. Также медь обладает высоким запасом механической прочности. Наибольшую эффективность демонстрирует двухрядные агрегаты с высоким уровнем КПД;
  2. алюминиевые конструкции. Характерной особенностью является небольшой вес и доступная цена. При этом алюминий существенно уступает меди по теплопроводности. Существенным недостатком таких конструкций является быстрое появление коррозии. Зато автомобилисту не понадобится нести значительные финансовые затраты. Стоимость таких агрегатов в несколько раз дешевле, чем медных радиаторов. Наиболее надежными брендами считаются Прамо и Luzar.

Работа по замене агрегата не требует наличия специальных навыков. Предварительно автомобилисту рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации транспортного средства. Также выполнять работу помогут видеоматериалы, которые можно найти на YouTube. Замена выполняется в следующей последовательности:

  1. вначале необходимо слить охладитель, воспользовавшись краном;
  2. полный демонтаж аккумулятора. Батарея нужно убрать для того, чтобы она не мешала выполнять работу;
  3. владельцам карбюраторного двигателя можно сразу приступать к замене. Если же на десятке установлен инжекторный силовой агрегат, тогда необходимо демонтировать воздушный фильтр;
  4. затем нужно снять верхние крепежи рамы, а затем демонтировать электрический вентилятор;
  5. на следующем этапе демонтируются два патрубка;
  6. для того чтобы снять радиатор охлаждения, его нужно немного наклонить в сторону двигателя.

Таким образом осуществляется замена радиатора охлаждения ВАЗ 2110 в гаражных условиях, причем без привлечения специалистов и лишних трат.

Если агрегат не имеет следов коррозии, а в конструкции существует незначительная часть течь, можно выполнить ремонтные работы. Но практика и отзывы владельцев десятки говорят о том, что даже качественный ремонт не позволяет эксплуатировать радиатор продолжительное время.

При установке конструкции необходимо обратить внимание на резиновую подкладку. Они должны быть надежно установлены в отверстиях, которые находятся на поперечине. Резиновые прокладки предназначены для установки корпуса радиатора. Если говорить точно, то его нижней части.

На завершающем этапе необходимо залить в систему антифриз или тосол, предварительно подключив патрубки. Затем устанавливаются аккумуляторная батарея и закручиваются все пробки. После выполнения всех работ, нужно завести силовой агрегат и проверить функциональность системы.

Всю работу по демонтажу и установке нового радиатора охлаждения на отечественной десятке можно выполнить собственноручно. В процессе замены существуют некоторые детали. Так, автомобилисту необходимо придерживаться последовательности действий, соблюдать все меры безопасности, выполнять работу тщательно и аккуратно.

Нужно ли владельцу автомобиля ВАЗ-2110 обращаться на станцию технического обслуживания для замены радиатора охлаждения? Вероятнее всего, не стоит. В автосервисах действительно работают специалисты.

Но, к сожалению, многие автосервисы устанавливают отремонтированные агрегаты, которые пришли в негодность. Также не исключено, что автовладельцу предложат дорогостоящий радиатор, который на самом деле окажется дешевой подделкой.

Недобросовестные сотрудники автосервисов используют множество схем по обману доверчивых автовладельцев. В процессе установки радиатора человеку могут заявить о том, что необходимо заменить целый ряд деталей и расходных элементов. То есть, фактически, предложат услуги для решения проблем, которых не существует. В результате, некачественная работа может вылиться в крупную сумму. Именно по этой причине владельцам автомобиля ВАЗ-2110, также как и другим автомобилистам, рекомендуется обращаться в надежные мастерские. Если же владелец десятки обладает хотя бы минимальными навыками по обслуживанию своего автомобиля, то заменить радиатор своими силами не составит труда.

Замену радиатора стоит производить при потере его герметичности, т.к. запайка не всегда является эффективной. Замену радиатора стоит начинать со слива охлаждающей жидкости. Лучше это делать на остывшем двигателе. Всю жидкость сливать нет необходимости, сливаем непосредственно из радиатора. Сам радиатор удобнее снять вместе с электровентилятором, а потом разъединить.

Начинаем с того, что ключом «на 8» откручиваем защиту двигателя, если она имеется, со стороны сливной пробки радиатора.

Если нет сливного крана, а стоит вентиль, то для того, что бы слить охлаждающую жидкость без потерь, проливаний и т.п., необходимо выкручивать его при закрытой крышке расширительного бачка. Сначала необходимо выровнять давление в системе охлаждения до атмосферного путем открытия крышки бачка.

ВНИМАНИЕ: НЕ ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТЫ НА ГОРЯЧЕМ ДВИГАТЕЛЕ! Существует риск выплёскивания жидкости и получения ожогов!

Подставляем под место слива посуду, куда будет сливаться охлаждающая жидкость. При закрытой крышке …

откручиваем вентиль …

Слегка открывая и закрывая крышку расширительного бачка, регулируем эти самым напор. Далее откручиваем винты крепления корпуса воздушного фильтра:

и хомута воздушного шланга:

Вынимаем разъем датчика массового расхода воздуха и снимаем корпус воздушного фильтра,

открывая при этом доступ к той части радиатора, где находятся патрубки и пароотводящий шланг:

Начинаем снятие радиатора. Головкой «на 8» отворачиваем две гайки крепления прижимной пластины…

… и снимаем ее.

Отклонив радиатор к двигателю ослабляем хомуты на радиаторе подводящего патрубка и пароотводящего шланга.

Обозначения на рисунке следующие:
1. Паровой шланг
2. Подводящий патрубок
3. Хомут подводящего патрубка
4. Хомут пароотводящего шланга

Также ослабляем хомут отводящего патрубка, находящегося внизу радиатора:

Отсоединяем шланги и разъем вентилятора. Вынимаем радиатор вместе с вентилятором и снимаем вентилятор. Для этого ключом «на 8»

откручиваем две гайки и два болта крепления радиатора.

Переставляем вентилятор на новый радиатор:

Собираем всё в обратном порядке. Внизу радиатор опирается на две резиновые подушки,

которые при сборке должны войти в отверстия поперечины. Надеваем патрубки на штуцеры радиатора и затягиваем хомуты. Прикручиваем радиатор и воздушный фильтр. Заливаем охлаждающую жидкость до максимума. При заливке, для уменьшения образования паровых пробок внутри системы охлаждения, необходимо снять шланг со штуцера дроссельного узла:

Заводим двигатель и проверяем, есть ли течи. Через некоторое время проверьте уровень охлаждающей жидкости, он может слегка понизится. Это говорит о том, что ушли все парообразования и воздушные пробки. При необходимости охлаждающую жидкость необходимо долить.

Пожалуйста поставьте оценку статье

К записи "Замена радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099" оставлено 10 коммент.

    Подскажите кто сталкивался с такой проблемой отломился вентиль слива радиатора на 15ке, т.е. половина осталась в нем, а половина в руке). Реально как нить вывернуть его от туда?