Как вытащить машину из колеи. Помощь автомобилю, застрявшему в грязи. На видео - как выбраться из снега на автомобиле

Посадить автомобиль по самые пороги может абсолютно любой, будь то заядлый джипер или начинающий водитель. Как показала практика, даже «бывалые» шоферы-профессионалы порой не знают основ внедорожного вождения. И эти правила не так просты, как кажется на первый взгляд: техника преодоления оффроуда может серьезно отличаться в зависимости от состояния дорожного покрытия, шин, типа трансмиссии, двигателя и еще многих факторов. Мы же постараемся кратко и доходчиво рассказать азы сей хитрой науки.

ПРОФИЛАКТИКА САМОКОПАНИЯ

КОЛЕСО - ВСЕМУ ГОЛОВА. На первом месте стоят именно шины, ибо от их типа и состояния зависят приемы преодоления того или иного участка. Как показали многочисленные тесты, в большинстве случаев для любого зимнего покрытия более предпочтительной является зимняя шипованная резина. Дело в том, что чаще всего такой тип шин из-за особенностей резиновой смеси (он, как правило, более жесткий, чем у «липучек») имеет наиболее агрессивный рисунок протектора. Хотя и среди таких шин нередко встречаются откровенно слабые в плане проходимости изделия. Есть и другой аргумент в пользу шипов. Так, например, в момент пробуксовки в пятне контакта шины со снегом может образовываться ледяная канавка, бороться с которой фрикционные шины зачастую не в силах.

ПОЧТИ ГУСЕНИЦЫ. Даже откровенно шоссейный рисунок протектора можно заставить работать лучше, достаточно лишь стравить давление. Пренебрегать этим методом ни в коем случае нельзя: сэкономив 10 минут на накачке, можно потерять пару-тройку часов на выкапывании автомобиля. Суть этого приема предельно проста: ведущие колеса необходимо подспустить примерно до 0,8–0,9 атм, если резина низкопрофильная, и до 0,5–0,7 атм, если шины с высоким профилем, чтобы было видно «сплющивание» шины. Главное - не перестараться, ибо так и разбортироваться немудрено. После этого проходимость любой «пузотерки» ощутимо улучшится: площадь контакта колеса с покрытием увеличивается, а давление на грунт - снижается, делая из обычных шин подобие маленьких тракторных гусениц. Но для этого неплохо иметь в запасе подходящий электрический компрессор, и чем мощнее, тем лучше. К примеру, насос производительностью 36 л/мин накачивает стандартное колесо от «Нивы» до рабочего давления за 3 минуты.

При стравливании шин не помешает мощный насос

ПРИЕМЫ ВОЖДЕНИЯ. Без условно, правильные автомобильные навыки - уже половина успеха. В первую очередь, нужно не полениться и пройти пешком предполагаемый «спецучасток»: точное знание глубины снега (и любой другой субстанции) поможет вам выбрать необходимый ритм движения. Если, к примеру, участок долгий, а снег плотный и глубокий (февральский или мартовский наст здесь хуже всего), то лучше придерживаться принципа «шаг вперед - два назад», особенно если машина движется с ощутимым сопротивлением. Проехали немного и, как только почувствовали, что колеса начинают пробуксовывать больше обычного, а автомобиль движется не вперед, а вниз, стоит сразу же прекратить движение. Включаем заднюю передачу, «протаптываем» колею назад и - снова вперед. Автоматическая коробка передач в этих случаях бывает удобнее, чем МКП, из-за более плавного трогания. «Механика» в свою очередь удобна при движении накатом: после небольшого разгона перед сугробом выжимаем педаль сцепления, и автомобиль пробивает себе путь за счет своей инерции (так меньше вероятность закопаться). Бывает, что по целине автомобиль может комфортно двигаться с постоянной низкой скоростью, но и здесь в случае чего нужно вовремя остановиться. Иногда целину можно преодолеть и на весьма большой скорости, то бишь ходом. Это актуально в нескольких случаях: к примеру, нужно «пролететь» короткий и глубокий заснеженный участок, или когда снег достаточно мягкий, а почва твердая, или когда есть немалая уверенность в своих силах, а поблизости на всякий случай заготовлен подходящий буксир. Но учтите, тут могут быть подводные, точнее подснежные камни: на большой скорости есть риск влететь во что-то действительно тяжелое и погнуть элементы подвески, рулевого управления или еще хуже - пробить поддон двигателя или коробки. Также не стоит забывать про тип привода автомобиля: понятно, что полный привод в этом случае предпочтительнее. Но если вас угораздило-таки оказаться в поле на заднеприводной машине, нужно по возможности нагрузить задний мост (вещами или людьми, неважно). Так немного оптимизируется развесовка автомобиля, тяжелый передок разгрузится и не будет играть роль грейдера, вспомните, каким проходимцем был простой «Запорожец»! Если автомобиль передне- или полноприводной, нужно не забывать почаще вращать рулем на малые углы: у шины появляется дополнительный зацеп.

Не дожидайтесь, пока автомобиль начнет закапываться - лучше лишний раз сдать назад

ЦЕПНОЙ ЭФФЕКТ. Цепи противоскольжения - один из самых недооцененных автомобильных аксессуаров в России. Ведь эти не столь дорогие причиндалы из любой легковушки могут сделать залихватский внедорожник! Сегодня рынок просто переполнен различными цепными продуктами. Есть даже пластиковые и резиновые ремни и чехлы, но их надежность и эффективность, как правило, не очень высоки. Лучше всего присмотреться к классическим цепям, которые можно разделить на несколько видов. Импортные цепи, такие как Pewag или Thule, обычно недешевы, зато радуют быстротой и удобством установки, легкостью конструкции, комфортной эксплуатацией и нержавеющими звеньями цепей. Последние чаще всего имеют квадратное сечение, что улучшает сцепление со льдом. Российские цепи обычно на порядок дешевле: они сделаны из обычной стали, которая тяжелее, больше подвержена ржавчине, а ее звенья имеют скругленные края, что на льду отнюдь не достоинство. Но что касается проходимости в глубоком снегу, те и другие, как правило, сопоставимы. Большая часть предлагающихся цепей имеют ромбовидную или ячеистую структуру. Они обычно комфортнее и работают равномернее в обоих направлениях (продольном и поперечном). Другой тип цепей, «лесенка», применяется реже: проходимость в этом случае лучше, но поперечное сцепление почти отсутствует (машину может сносить вбок), да и перемещаться на таких цепях на скорости выше 20 км/ч весьма проблематично. Есть еще один интересный тип устройств - так называемые «браслеты». Неплохие изделия этого типа выпускает, например, компания «Такелаж»: на каждое колесо надевается от 2 до 5 весьма толстых цепей, которые затягиваются на диске специальным ремешком. Главное преимущество такой схемы - возможность установки на уже застрявший автомобиль. Также при выборе цепи надо иметь в виду диаметр самой цепи (звена): чем он больше, тем проходимость выше. Но здесь есть маленький подвох: чем «рисунок» протектора зубастее, тем охотнее колесо зарывается. Потому с правой педалью при установленных цепях нужно обращаться особенно деликатно: лучше лишний раз сдать задним ходом и повторить заход.

Цепи эффективны почти на любом бездорожье

СНОВА В СТРОЮ!

Но что делать, если, несмотря на все ваши старания, автомобиль все-таки сел на брюхо? Вспоминаем Карлсона: «Только спокойствие!» Поверьте, даже если вы один, сотовая связь не ловит, и помощи ждать не откуда, существует масса способов самостоятельно выбраться к цивилизации. Не будем касаться серьезных «джиперских» атрибутов: хай-джеки и электролебедки большинство людей не используют в повседневной жизни.

Такой «спасательный набор» лучше иметь в запасе

КОПАЙТЕ, ШУРА, КОПАЙТЕ! Если вы послушались предыдущих советов и вовремя убрали ногу с акселератора, не дав автомобилю приблизиться к центру земли, то ситуация, скорее всего, безобидная. Пока что. Поэтому берем в руки лопату или любой другой подходящий предмет (книгу, ноутбук, портфель) и начинаем откапывать автомобиль. Порой достаточно лишь немного убрать снег под днищем (обычно, это более тяжелая передняя часть) и около колес, и можно пробовать аккуратно, без пробуксовки, выбираться задним ходом. Не выходит? Закапывается еще глубже? Тогда достаем из багажника домкрат (уж он-то точно должен быть с собой) и поднимаем наиболее углубившуюся часть автомобиля. Если площадка ровная, то может сработать такой фокус: добиваемся, чтобы автомобиль стоял на домкрате без «ручника» и не падал, после чего сталкиваем его, к примеру, назад. Главное, смотреть, чтобы домкрат не навредил целостности автомобиля, а автомобиль не скатился при этом обратно в яму. Но обычно такой способ сложно осуществить, поэтому под вывешенное колесо нужно что-то подложить. Подойдет все: доски, ветки, ненужные вещи… А профессионалы этого дела, то есть джиперы, придумали даже специальные устройства - сенд-траки разной конструкции. Но даже если твердых предметов под рукой нет, можно попытаться утрамбовать под вывешенным колесом снег и положить на него резиновый коврик или плотное одеяло, которые не дадут колесу провалиться.

Порой вызволить застрявший автомобиль можно с помощью обычного домкрата

САМ СЕБЕ МЮНХГАУЗЕН. Странно, что этот весьма дешевый аксессуар не пользуется большим спросом: штуковина стоимостью 2–3 тысячи рублей поможет вам, подобно великому барону, запросто вытащить самого себя из болота (или сугроба). Главное, подобрать это устройство по весу автомобиля и внимательно ознакомиться с инструкцией: при правильном подходе даже один человек может вытащить засевший автомобиль.

Ручная лебедка - не менее эффективный способ

УРА, БУКСИР! Тракторист все-таки подъехал, так и не дождавшись вашего геройского самовытаскивания? Не спешите ликовать, здесь тоже все нужно делать с умом. Первым делом повесьте на трос что-нибудь тяжелое (куртку, коврик и т. д.) - нередки случаи, когда сломавшийся крюк отлетал прямиком в лобовое стекло. «Утяжелитель» в данном случае сыграет роль гасителя энергии. По возможности не используйте дешевые и непрочные изделия: лучше приобрести трос с запасом (должен выдерживать массу, большую, чем у вашего автомобиля, минимум в два раза). Но лучше всего для «выдергивания» использовать специальную (рывковую) стропу, которая эффективнее при эвакуации машины, так как способна удлиняться под нагрузкой и амортизировать рывок.

При выдергивании автомобиля на трос нужно вешать что-то тяжелое, например, коврик

ВЕРДИКТ

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно просто быть к ней готовым. Для этого советуем иметь в автомобиле «спасательный набор» - хороший трос, ручную лебедку, железную лопату, цепи противоскольжения, удобный домкрат (лучше два) и пару маленьких досок. Масса небольшая, а выручить может неплохо. Ну и главное в этом деле - смекалка: из любой западни, особенно снежной, при должном подходе всегда можно найти выход.

Стоимость выезда профессиональных спасателей для оказания услуги помощи по освобождению автомобиля из плена – от 5000 рублей

Мы сможем вытащить застрявшую машину из грязи, снега, ямы, канавы, кювета, болота, песка или воды.

Вытащим любой автомобиль: легковой/грузовой, джип/внедорожник, автобус. Время прибытия спасателей по Москве — от 15 минут , по Московской области — от 25 минут.

Цена указана за единовременный вызов службы спасения, сложность работ определяется на месте. Дополнительные услуги оплачиваются отдельно, в соответствии с действующими тарифами.

Чтобы вытащить машину, застрявшую на бездорожье, потребуется помощь третьих лиц. Надеясь на понимание таких же автомобилистов, незадачливый водитель просит их посодействовать в такой сложной ситуации. Однако результатом такого взаимодействия чаще всего становится оторванный бампер или изувеченный багажник. И дело не в том, что посторонний человек захотел зло пошутить или умышленно повредил автомобиль, пытаясь вытащить его из кювета. В таком тонком деле, как застрявшая машина, нужно иметь не только практический опыт и знания, но и соответствующее снаряжение. Именно поэтому, правильнее всего просить помощь по телефону аварийно-спасательной службы.

Как самостоятельно вытащить машину из грязи?

Но прежде, чем хвататься за телефон, попробуйте самостоятельно решить проблему. Если машина не слишком глубоко увязла, Вы можете использовать некоторые средства, которые улучшат сцепление колес и дороги. Для процедуры самопомощи Вам потребуется лопата и песок (каменная соль, наполнитель кошачьего туалета, опилки). В качестве отступления, совет для автолюбителей, живущих в суровых климатических условиях: возите в своем багажнике перечисленные выше предметы, так как при определенных обстоятельствах эти средства могут сильно пригодиться.

Итак, действовать нужно путем улучшения сцепления. Для этого необходимо очистить небольшой лопатой передние колеса автомобиля, насыпать на них песок или сухой наполнитель, попробовать выехать из сугроба или грязи. Если этот метод был малоэффективен, то Вам потребуется профессиональная помощь, чтобы вытащить машину из непроходимых дебрей. Оцените всю серьезность ситуации: если это возможно и безопасно, нужно выйти и обойти вокруг автомобиля, чтобы определить насколько все печально. Если при осмотре Вы обнаружили, что колеса похоронены достаточно глубоко, а шасси упираются в землю, то для аварийной службы будет много работы. Аналогичная помощь потребуется застрявшим машинам, если более одного колеса погрузилось в рыхлую землю или скользкую грязь.

Машина застряла. Что делать и куда звонить?

Застряли на машине в лесу, снегу или болоте? Не знаете что делать и куда звонить? Центр экстренной помощи в чрезвычайной ситуации предлагает свои услуги 24 часа в сутки и при любых обстоятельствах. Вы можете быть уверены, что наши специалисты всегда готовы выехать к Вам на помощь. Какой бы сложной ни была ситуация, профессионалы смогут аккуратно эвакуировать Ваше транспортное средство без малейших повреждений. Согласитесь, что стоит воспользоваться помощью тех, кто гарантирует результат, чем надеяться на случайных помощников. Кстати, по рассказам водителей, которым мы уже помогли, многие из них тщетно пытались остановить хоть один проезжающий мимо автомобиль. Очень редко кому-то удавалось упросить другого водителя помочь. Но обычный автолюбитель не владеет специальными средствами и навыками, чтобы вытащить машину из грязи, поэтому чаще всего такая помощь заканчивалась необходимостью серьезного ремонта и вызовом платного эвакуатора.

Раскачка


Если колеса буксуют в небольшой яме, расширяй ее, двигаясь вперед и назад. Каждый раз, когда машина достигает конечной точки движения, тормози, укрепляй завоеванные рубежи ветками и камнями и двигайся обратно. Повторяй эту комбинацию, пока не выедешь из ямы.



Если тебе предстоит выезд на труднопроходимую магистраль, еще недавно именовавшуюся канавой, а в багажнике вопреки обыкновению не бренчит комплект цепей противоскольжения, найди веревку потолще и обмотай ею покрышки, пропустив через колесный диск.


Передний привод


Если вполне привычное бездорожье еще и обрамлено таинственным непроходимым лесом, а тебе приспичило разворачиваться, то маневрируй таким образом, чтобы ведущие колеса оставались на тропе. Пока этот принцип соблюдается, у тебя есть шанс выбраться из любой трясины.


Стремительный домкрат

Способ столь же грязный, сколь нудный, зато сработает наверняка. Подопри автомобиль домкратом, а затем наполни ямы под колесами ветками, камнями, досками, раритетными CD и трогайся вперед. Домкрат, кстати, следует устанавливать на твердую поверхность, которая в экстремальных ситуациях конструируется с помощью доски или кирпича. А для пущей страховки, когда поднимаешь машину, положи под порог запасное колесо.


Держись колеи

Оказавшись наконец на дороге, не пытайся выехать на уступ посередине колеи или на высокие края. Почва в желобах уже утрамбована твоими предшественниками, а рыхлый грунт по сторонам наверняка размок до полной непроходимости. Если же тебе выпало ехать по разбитой сухой дороге, то, наоборот, не объезжай кочки и холмики, а старайся проехать прямо по ним, иначе рискуешь застрять днищем.


Как тронуться на льду или снежном накате

Мы рекомендуем тебе прямо сейчас положить в багажник мешок с песком или гравием, но понимаем, что ты не сделаешь этого, понадеявшись на альтернативный способ выехать с заброшенного катка. Он действительно есть. Собери на обочине либо наломай с деревьев ветки. Теперь подложи их под покрышки и медленно начинай движение на минимальных оборотах, чтобы не допустить срыва колес в пробуксовку.


Вытягивание за дерево


Веревка и дерево - комбинация, позволяющая не только избежать лишней судебной волокиты, но и решить ряд транспортных проблем. Если рядом с застрявшей машиной есть крепкое дерево, оберни буксировочный трос вокруг ствола, а оба его конца закрепи на буксировочной петле автомобиля. Найди крепкую длинную палку или монтировку, вставь ее между концами троса примерно по центру и закручивай трос этим импровизированным рычагом. Длина троса будет сокращаться, и машина сдвинется.


Наш эксперт

Приведенные здесь рецепты вполне жизнеспособны. Правда, хочется добавить пару моментов: собираясь выехать на снежную целину или, скажем, на рыхлый грунт, помните, что такой участок надо постараться проехать без остановок. Для этого следует заранее включить первую или вторую передачу и двигаться на ровном газу. Имеет также смысл приспустить колеса: при этом увеличится пятно контакта покрышки с поверхностью и, как следствие, улучшится проходимость автомобиля. Что касается вытягивания автомобиля при помощи буксировочного троса и дерева, тут нужно обязательно помнить: скрученный и изрядно натянутый трос является мощной пружиной. И если ее случайно отпустить, это может привести к существенным проблемам со здоровьем.

Поделюсь еще одним способом выбраться из грязи. Однажды я ехал из Петербурга в Архангельск на Ford Probe и по совету навигатора, утверждавшего, что есть более короткий путь, свернул со знакомой дороги. В скором времени асфальт сменился хорошей извилистой грунтовкой. Отличная тренировка, решил я, и бодро двинулся вперед. Внезапно утрамбованный грунт закончился, и я на хорошей скорости влетел в раскисшую глину, усадив тяжелое американское спорткупе чуть ли не до середины дверей. Согласно навигатору, до ближайшей деревни оставалось километров восемьдесят, а назад до трассы - все сто пятьдесят. Бежать за помощью было некуда. Хорошо, в багажнике нашелся тросик замка капота, с помощью которого удалось спилить дерево, послужившее опорой для домкрата в мягкой глине. А дальше я поднимал машину на максимальную высоту домкрата и ронял ее назад, пока не выбрался обратно на твердую землю.

Движение по незнакомой местности, дорогам часто приводит к тому, что автомобиль застревает в грязи, песке или снеге, особенно в плохую погоду. Безопасным методом вытаскивания автомобиля считается вызов эвакуатора. Но это не всегда возможно.

Если принято решение своими силами освобождать авто, нужно знать, как вытащить машину самостоятельно, не нанося вред узлам, конструкции.

Что делать, если машина застряла

Если автомобиль застрял, нельзя паниковать, усиленно давить на педаль газа. Следует выйти из него, оценить ситуацию. Схема дальнейших действий определяется конкретной ситуацией и местом происшествия.

  • используют лопаты для удаления грязевого плена, расчистка ведется перед машиной или за ней;
  • силовой прием в виде толкания подходит, если есть пассажир;
  • раскачивание используется, если нет никаких подручных средств; предполагается включение передачи, плавное давление на газ, периодическое включение и отключение сцепления; когда машина сильно раскачается, стоит попытаться выбраться из ловушки;
  • домкрат – надежный помощник, устанавливающийся на твердую землю или специальную опору; поднимая колеса, под них подкладывают ветки, камни, что создает условия для выезда.
  • раскачка – самый действенный метод в этой ситуации; для переднеприводных моделей поворот руля для выезда выполняют при включении передней передачи, а для заднеприводных используют заднюю и ручник;
  • песок, соль, средство для очистки стекол – вещества, разъедающие лед под колесами, облегчающие выезд.
  • рекомендуется снизить давление в колесах, увеличивая площадь соприкосновения с основанием, попытки освобождения проводят без резких движений, важно избегать пробуксовки;
  • пневматическая подушка – автомобиль оставляют на ручнике, очищается пространство под днищем, устанавливается подушка, шланг крепится к выхлопной трубе; происходит поднятие кузова, позволяющее подложить под колеса ветки, камни для выезда.

Продумывая, как вытащить автомобиль в одиночку, стоит помнить – если попытки не дают результата, потребуется помощь службы эвакуации или проезжих авто.


Эксплуатируя авто, лучше хранить в багажнике специальный инструмент – лопату, домкрат, веревку. Это поможет вытащить транспорт, если он застрянет. Также стоит знать, как вытащить машину с помощью веревки.

Действенные способы:

  1. Используется веревка, дерево, палка или монтировка. Здесь необходимо закрепить концы троса на буксировочной петле, предварительно обернув его вокруг дерева. По центру, между автомобилем и деревом, вставляется монтировка, палка, позволяющая закручивать трос. Так, образуется рычаг, происходит сокращение расстояния, авто сдвигается.
  2. Вторая схема сложнее, необходима веревка и дерево. Один конец троса привязывают к петле, затем, на расстоянии 1,5 м делается петля, так, чтобы она не скользила и не затягивалась. Веревку пропускают через эту петлю для образования новой, более широкой. Оставшийся конец пропускают вокруг дерева, а потом захватывают большую петлю, вытягивают транспорт.

Подобные схемы – это мощные рычаги, позволяющие с меньшими усилиями сдвинуть авто, особенно когда нужно сделать все самому.


Буксировка – метод, способствующий быстрому освобождению другого авто, если оно застряло или у водителя не получается выбраться своими силами. Автомобили с АКПП требовательнее к нагрузкам, условиям эксплуатации, в сравнении с МКПП.

Но если возникает вопрос, можно ли на автомате вытаскивать другую машину, ответ – можно. Главное, правильно подойти к выполнению задачи.

Тонкости буксировки на автомате:

  • исключают резкие движения, рывки;
  • включается передача L 1 (2), активируется ручное управление, если есть такая функция;
  • автомобиль начинает тихонько двигаться, пока трос не натянется;
  • после натяжения троса, когда буксируемое авто начнет двигаться, давят на газ, вытаскивают машину;
  • нужно быстро преодолеть порог 1500–1800 оборотов, после натяжения разогнать авто, перейдя в режим D.

Важно исключить повреждения АКПП, поэтому учитывают характеристики машины и вес авто, которое вытаскивают. Если оно крупнее, стоит исключить буксировку, даже на МКПП.


Машины с автоматической коробкой также застревают в снегу, песке или грязи. И если обычные методы не позволяют выбраться, рекомендуется вызвать эвакуатор или буксировать. Стоит обратить внимание, можно ли вытаскивать машину на автомате.

Метод подходит не для всех моделей, некоторые только эвакуируют. В инструкции к транспорту указывается возможность буксировки, скорость, допустимое расстояние.

Например:

  • для авто с 3-скоросной КПП допускается 25 км при скорости 40 км в час;
  • 4-скоростная модификация предполагает 50 км на скорости 50 км в час.

Превышать показатели нельзя – масляный насос не работает, возрастает износ элементов, произойдет перегрев. Предварительно заливают дополнительную рабочую жидкость, ее сольют потом в сервисе. В процессе вытаскивания мотор работает, АКПП находится в режиме N.


Ситуации, когда автомобиль садится на брюхо, возникают во время путешествий, поездок за пределами города. Преимущественно, в осенний, весенний период, когда погода меняется.

Если предполагается дальняя поездка, желательно подготовить снаряжение, которое может потребоваться для вытаскивания машины. Не лишним будет узнать и номер службы эвакуации, действующей в этом районе. Но если помощи нет или ее придется ждать долго, а машина села на днище, как вытащить ее могут подсказать опытные водители.

Для начала нужно выйти и оценить ситуацию, затем следовать плану:

  1. Если машина не села полностью, сохраняется небольшой ход. Тогда поочередно колеса поднимают домкратом, подкладывая ветки, камни, доски. Далее, пробуют выезжать враскачку.
  2. Когда авто застряло без движения, нужно откапывать снег, грязь. Под ведущие колеса также подкладывают ветки, пробуют выезжать. Сильно давить на газ нельзя.
  3. Расчищают грязь, снег, крепят буксировочный трос, предварительно обвязав вокруг дерева, делают рычаг, используя палку, монтировку.

Главное условие успешного освобождения – это возможность понять, что держит машину и постараться быстрее устранить причину.


Если все методы испробованы или подручных средств нет, а машина села на пузо, как вытащить ее – звонить знакомым с большими джипами, искать трактор. Для вытаскивания лучше использовать стропы, но не стальные тросы, вырывающие проушины, бампера, элементы кузова.

Важные моменты:

  • вытаскиваемое авто нельзя дергать, необходимы плавные движения тракториста или ведущей машины;
  • при неуспешных попытках газовать не стоит, застрянут оба автомобиля;
  • буксирующему транспорту нужно выбирать твердые, устойчивые участки, чтобы не застрять самому и не создать колею, из которой также придется вытаскивать машину;
  • правильная оценка ситуации позволит избежать разворота, повреждения застрявшего авто.

Осторожности, внимания требуют моменты буксирования большой техникой, тракторами.

  • важно договориться о сигналах с водителем трактора, джипа, чтобы контролировать ситуацию;
  • когда тягач вытаскивает авто, ему помогают силовым агрегатом, но это требуется не всегда, в зависимости от ситуации, иногда легче проехать накатом;
  • при неудачных попытках пробуют выехать с разгона;
  • если сохранился небольшой ход, вместе с тягачом используют способ раскачки.

Если перечисленные способы не дают требуемых результатов или нет трактора, подключают пассажиров, ищут помощь, чтобы своими силами вытолкнуть транспортное средство.

Автомобиль увяз в грязи, или в снегу, или в изысканном коктейле из того и другого? Если поблизости нет гастронома и местные жители продолжают безучастно сидеть на корточках, то следуй этим инструкциям.

Раскачка

Если колеса буксуют в небольшой яме, расширяй ее, двигаясь вперед и назад. Каждый раз, когда машина достигает конечной точки движения, тормози, укрепляй завоеванные рубежи ветками и камнями и двигайся обратно. Повторяй эту комбинацию, пока не выедешь из ямы.

Грунтозацепы

Если тебе предстоит выезд на труднопроходимую магистраль, еще недавно именовавшуюся канавой, а в багажнике вопреки обыкновению не бренчит комплект цепей противоскольжения, найди веревку потолще и обмотай ею покрышки, пропустив через колесный диск.

Передний привод

Если вполне привычное бездорожье еще и обрамлено таинственным непроходимым лесом, а тебе приспичило разворачиваться, то маневрируй таким образом, чтобы ведущие колеса оставались на тропе. Пока этот принцип соблюдается, у тебя есть шанс выбраться из любой трясины.

Стремительный домкрат

Способ столь же грязный, сколь нудный, зато сработает наверняка. Подопри автомобиль домкратом, а затем наполни ямы под колесами ветками, камнями, досками, раритетными CD и трогайся вперед. Домкрат, кстати, следует устанавливать на твердую поверхность, которая в экстремальных ситуациях конструируется с помощью доски или кирпича. А для пущей страховки, когда поднимаешь машину, положи под порог запасное колесо.

Держись колеи

Оказавшись наконец на дороге, не пытайся выехать на уступ посередине колеи или на высокие края. Почва в желобах уже утрамбована твоими предшественниками, а рыхлый грунт по сторонам наверняка размок до полной непроходимости. Если же тебе выпало ехать по разбитой сухой дороге, то, наоборот, не объезжай кочки и холмики, а старайся проехать прямо по ним, иначе рискуешь застрять днищем.

Как тронуться на льду или снежном накате

Мы рекомендуем тебе прямо сейчас положить в багажник мешок с песком или гравием, но понимаем, что ты не сделаешь этого, понадеявшись на альтернативный способ выехать с заброшенного катка. Он действительно есть. Собери на обочине либо наломай с деревьев ветки. Теперь подложи их под покрышки и медленно начинай движение на минимальных оборотах, чтобы не допустить срыва колес в пробуксовку.

Вытягивание за дерево

Веревка и дерево - комбинация, позволяющая не только избежать лишней судебной волокиты, но и решить ряд транспортных проблем. Если рядом с застрявшей машиной есть крепкое дерево, оберни буксировочный трос вокруг ствола, а оба его конца закрепи на буксировочной петле автомобиля. Найди крепкую длинную палку или монтировку, вставь ее между концами троса примерно по центру и закручивай трос этим импровизированным рычагом. Длина троса будет сокращаться, и машина сдвинется.

Эксперт

Денис Николаев, профессиональный пилот ралли.

Приведенные здесь рецепты вполне жизнеспособны. Правда, хочется добавить пару моментов: собираясь выехать на снежную целину или, скажем, на рыхлый грунт, помните, что такой участок надо постараться проехать без остановок. Для этого следует заранее включить первую или вторую передачу и двигаться на ровном газу.

Имеет также смысл приспустить колеса: при этом увеличится пятно контакта покрышки с поверхностью и, как следствие, улучшится проходимость автомобиля. Что касается вытягивания автомобиля при помощи буксировочного троса и дерева, тут нужно обязательно помнить: скрученный и изрядно натянутый трос является мощной пружиной. И если ее случайно отпустить, это может привести к существенным проблемам со здоровьем.

Поделюсь еще одним способом выбраться из грязи. Однажды я ехал из Петербурга в Архангельск на Ford Probe и по совету навигатора, утверждавшего, что есть более короткий путь, свернул со знакомой дороги. В скором времени асфальт сменился хорошей извилистой грунтовкой. Отличная тренировка, решил я, и бодро двинулся вперед. Внезапно утрамбованный грунт закончился, и я на хорошей скорости влетел в раскисшую глину, усадив тяжелое американское спорткупе чуть ли не до середины дверей.