Как выбрать шины правильно? Летняя, зимняя, всесезонка. Чем шины отличаются друг от друга

Основа безопасного вождения - это смена резины на колесах соответственно текущему сезону. Это требование обуславливается огромным количеством факторов. Но иногда летом можно встретить автомобиль на зимней резине. Мотивов для такого решения практически нет, просто некоторые автолюбители таким образом хотят без труда решить проблему обновления колес. Чтобы понять, можно ли эксплуатировать автомобиль на зимних шинах летом, нужно знать, как отличить зимнюю резину от летней, а также понимать свойства и тех, и других шин.

Зимняя резина летом

Начинающие водители, которые решают не менять зимние шины летом, обычно думают, если покрышка вполне способна справиться со снегом или льдом, то на ней можно себя вполне безопасно чувствовать на сухом или мокром асфальте. Автомобиль на зимних шинах летом может лишь казаться более безопасным. Факторы риска попадания в ДТП зачастую не является в этом случае главным. Часто такой выбор делают, желая сэкономить. При этом такая экономия будет лишь разовой.

Кроме того, многие ездят на зимней резине летом еще и потому, что протектор на покрышке уже сильно изношен и больше не выполняет своих функций в зимнее время на льду или снегу. Единственный приемлемый вариант эксплуатации таких покрышек - движение по сухому асфальту или грунту. Но и здесь все не так однозначно.

Чем отличаются зимние покрышки от летних

Опытные автомобилисты знают, что зимняя резина не эффективна на асфальте. Для новичков же зимние шины летом - обычное дело. Здесь важно знать, как отличить зимнюю резину от летней, а также в чем же разница между этими типами покрышек.

Должна обеспечивать наиболее стабильный коэффициент сцепления с покрытием вне зависимости от различных характеристик качения на высоких скоростях. Летние шины отличаются несимметричным рисунком - это сказывается на высокой шумоизоляции.

Чтобы прояснить ситуацию, можно ли эксплуатировать летом зимнюю резину, необходимо оценить, насколько эта покрышка подойдет для езды на ней летом. На протекторе имеются «шашечки» с довольно сложным рельефом. Именно благодаря им автомобиль может вполне безопасно ездить по зимнему снегу и льду - это метод, как отличить летнюю резину. Такие элементы есть только на покрышках, предназначенных для зимы. Также безопасность повышается за счет различных канавок, прорезей и разветвлений - все это позволяет хорошо держать сцепление со снегом или льдом.

Но вот насколько эффективны эти элементы летом на зимней резине? Эффективность сводится к нулю. «Шашечки» могут даже мешать при езде по асфальту на высоких скоростях - есть серьезный риск потерять управление автомобилем.

Состав резины

Как отличить зимние шины от летних шин, в чем разница между этими видами покрышек? Важный фактор различий заключается в составе резиновой смеси. Покрышка, которая изготовлена специально для зимних условий, отличается особенной мягкостью. За счет такой структуры колесо успешно удерживает автомобиль на зимней дороге и в непогоду. Но это качество может полностью оправдать себя лишь зимой или во время небольших оттепелей.

Профессионалы рекомендуют во все остальные периоды использовать все-таки летнюю резину. Она имеет иной состав. Такая шина отличается большей жесткостью, упругостью и стойкостью к износу. В мороз летняя резина задубеет, из-за чего зимой ее эксплуатировать не стоит. Естественно, сильно мягкая покрышка летом - это также не лучший выбор.

Зимняя резина летом

Максимально яркая разница в использовании летних и зимних шин летом проявиться на мокром асфальте. Кроме того, зимняя резина в летнее время может навредить водителю в момент экстренного торможения.

Чтобы лучше показать, как отличить зимнюю резину от летней, можно провести небольшие испытания - аквапланирование. На мокрой дороге после дождя с лужами и потоком воды на летней резине нежелательные эффекты появляются уже на скорости около 80 км/ч. В случае, если будет установлена зимняя, то такой же эффект будет наблюдаться уже при 70 км/ч.

Если провести тестирование экстренным торможением, то не остается никаких сомнений в том, что летом зимние покрышки использовать совсем нецелесообразно. Тормозной путь, в сравнении с летними колесами, будет больше на 30% и более. Это говорит о том, что ездить летом на зимней резине очень рискованно и небезопасно.

Для того, чтобы выбрать подходящие покрышки, автолюбитель должен понимать, чем одни шины отличаются от других. Дорогие и дешевые шины могут внешне выглядеть абсолютно одинаково, однако стоит понимать, что отличие в них заключается в таких важных и не заметных глазу не специалиста вещах, как материал из которого они сделаны, и технология их производства.
Эти факторы и являются основными при определении цены. Некоторую роль в формировании цены играет так же и бренд производителя, который может быть разрекламирован, а значит в стоимость изделия уже изначально входят расходы на рекламу.

Как правило, дорогие шины, обладают свойствами, которые отличают их от более дешевых моделей. К ним можно отнести:

  • уменьшение уровня шума, производимого шинами;
  • улучшенное сцепление с дорогой (улучшенная управляемость);
  • увеличение срока службы (уменьшенная истираемость);
  • меньший вес (обеспечивает более динамичную езду);
  • уменьшение тормозного пути транспортного средства;
  • уменьшение расхода топлива.

Состав автомобильных шин

Чем дороже шины, тем, как правило, они мягче, чем их более дешевые аналоги. Это связано с тем, что в их состав входит более десятка компонентов.

Мягкость резины обеспечивается за счет процентного соотношения в ней такого материала, как каучук. Это дорогой компонент, поэтому производители недорогих шин включают его в состав своих изделий в гораздо меньшем количестве. Из-за этого дешевые шины на ощупь более твердые и «дубовые».

Состав компонентов, из которых делают шины, производители держат в строжайшем секрете. Однако имеются и основные компоненты, которые входят в состав: как уже было отмечено ранее, это каучук (40-60%) , сажа (30%) , кремневая кислота, сера, масла, селика, экологические смеси и др.

Различия шин по рисунку протектора

Шины различаются также по рисунку протектора. Он может быть симметричным, асимметричным или направленным.

Во время установки симметричных шин нет никаких особенностей и отличий. Их рисунок выполнен абсолютно симметрично и не имеет отличий с разных сторон, в отличии от асимметричных. На ассиметричных указано какой стороной наружу и во внутрь необходимо производить их установку.

Асимметричный продольный рисунок шин пользуется большим спросом у автовладельцев, несмотря на более высокую стоимость. Это объясняется их свойствами при управлении транспортным средством – улучшенные свойства при выбросе снега и воды из-под колеса, а, следовательно, более надежное сцепление с дорогой.

Выбор шин в зависимости от времени года

При покупке автомобильных шин, необходимо определиться в какое время года будет эксплуатироваться транспортное средство.

Если температура воздуха во время эксплуатации будет опускаться ниже 7 градусов по Цельсию, то летние шины уже не подойдут.

В зависимости от погодных условий, шины делятся на летние, зимние и всесезонные. Они отличаются по составу и рисунку протектора.

Необходимо подбирать шины под конкретный стиль езды.

Летние шины бывают для комфортной езды, скоростной езды. Как правило, производители маркируют их словом комфорт, спорт и т.д. Они отличаются по составу и рисунку протектора.

Как выбрать зимние шины

Зимние шины бывают шипованные и нешипованные.

Шипованные шины

Предназначены для езды по утрамбованному снегу и льду, обеспечивает высокий коэффициент сцепления с данными видами покрытия. Это позволяет водителю контролировать ситуацию даже при наклоне дороги. Они подходят для автомобилей с передним приводом – предотвращают попадание в занос и пробуксовку.

Следует отметить, что для езды зимой по очищенным от снега и льда дорогам такие шины не подходят. На асфальте они не обеспечивают необходимого сцеплении и даже проскальзывают, а также обладают повышенными шумовыми свойствами.


Нешипованные шины

Подходят для езды зимой практически во всех дорожных условиях, кроме льда и сильно утрамбованного снега. Они минимизируют занос, однако, не способны удержать автомобиль при большом наклоне дороги. Подходят также для езды в межсезонье.

Каким должен быть радиус и ширина резины?

Радиус шин

Он выбирается в зависимости от диаметра колеса, который предусмотрен заводом-изготовителем автомобиля и размера диска. Чем меньше размер диска, тем больше должна быть высота профиля резины.

Ширина резины

Для полноприводных и переднеприводных автомобилей ширина шин должна быть одинаковой на всех колесах, и она предусмотрена заводом-изготовителем транспортного средства.

Для конкретной модели автомобиля есть определенные типоразмеры (указаны в инструкции по эксплуатации). Для зимней езды более предпочтителен выбор резины более узкой, а для летней более широкой.

На мощные автомобили с задним приводом для езды в теплое время года на заднюю пару колес ставят шины шире, чем на переднюю.

Маркировка шин легковых и грузовых автомобилей. Расшифровка

Есть еще такие показатели, которые следует учитывать при выборе шин: индекс нагрузки и индекс скорости.

Индекс нагрузки на шины (таблица)

Он определяется по специальной таблице. Показатель нагрузки – это тот максимальный вес, который допустим при максимальной скорости автомобиля на одну шину.

индекс 70-80 80-90 90-100 100-110
масса (кг) 335-450 450-600 600-800 800-1090

Индекс скорости шин (таблица)

После того, как мы определились какие именно шины нам необходимы, можно заняться непосредственно их выбором и заказом. В этом нам поможет маркировка, которая имеется на шинах. Рассмотрим конкретный пример маркировки:

195 – ширина профиля. Обычно указывается в дюймах или мм. В данном случае это 195мм.
65 – показатель указывается в процентах соотношения высоты профиля к его ширине.
R радиальный тип каркаса шины.
15 – диаметр шины. Указывается в дюймах.
91 максимальная нагрузка на шину. Смотрим на таблицу – это 600кг.
Т максимальная скорость, которую можно развивать на ТС, используя данные шины.
Маркировка шин M и S что означает?
M+S – в данном случае брались за пример зимние шины. Эта маркировка обозначает грязь и снег (Mud+Snow).

Могут быть также указаны буквы AS, которые обозначают, что шины всесезонные (All Season), или Aw (All Weather), означает, что шины можно использовать в любую погоду.

Стоит обратить внимание, что лучше покупать проверенные временем и другими водителями марки автомобильных шин, и лучше это делать в проверенных местах, так как подделки автомобильных шин, к сожалению, не редкость в наше время. Сэкономив на шинах, можно потом пожалеть об этом на дороге.

В кругу автомобилистов слова «шина» и «покрышка» часто употребляются как синонимы. Но, если разобраться, каждое из них имеет собственное значение. Итак, углубимся в терминологию и выясним, чем отличается шина от покрышки.

Общие сведения

Шина – упругая оболочка, обтягивающая обод диска колеса. Предназначается для поглощения колебаний, передающихся колесу в процессе движения транспортного средства. Кроме того, шина обеспечивает оптимальное сцепление колеса с поверхностью дорожного полотна, позволяет уменьшить шум, возникающий при движении автомобиля, и смягчает разрушительное воздействие колеса на дорогу. Частью некоторых шин является покрышка.

Шина на колесе автомобиля

Сравнение

Чтобы лучше понять, в чем состоит отличие шины от покрышки, обратим внимание на некоторые детали. Итак, шина по своему устройству может относиться к одной из двух категорий: камерная и бескамерная. В конструкции камерной шины есть покрышка. Она находится снаружи и представляет собой своеобразный чехол из резины. Именно покрышка в этом случае отвечает за надежность сцепления колеса с дорожной поверхностью и выполняет защитную функцию. Под покрышкой в шине такого типа находится камера, удерживающая сжатый воздух.

Камерная шина является подходящим решением для тех транспортных средств, в отношении которых другой вариант неприемлем. Однако у современных автомобилей колеса уже давно снабжаются шинами другой разновидности – бескамерными, обладающими рядом бесспорных преимуществ. Камера как отдельный элемент в такой шине отсутствует. Ее заменяет специальный герметизирующий слой. А бортовая зона выполняет в своем роде роль покрышки.


Типы шин

Среди основных плюсов «бескамерки» можно назвать отсутствие риска быстрого спуска колеса в случае прокола (в отличие от камерной шины), меньшее нагревание и сравнительную легкость. Важно и то, что во многих ситуациях починить бескамерную шину можно, не снимая колеса.

Но вернемся к главному вопросу и попытаемся предположить, почему происходит путаница с названием наружного элемента колеса. Вероятно, по старой памяти, с тех времен, когда еще выпускались автомобильные колеса с покрышками. Возможно, понятия подменяются и потому, что шина все-таки что-то покрывает, а именно обод диска.

В любом случае не стоит на словах упрощать значение шины, применяя к ней другое название. Зная, в чем разница между шиной и покрышкой, будет правильней употреблять термины согласно их определениям.

13 Марта 2018

1. Протектор. Направленный, симметричный, ассиметричный.

Направленный протектор - великолепно справится с лужами и не допустит аквапланирования. А в отношении остальных показателей, даже просто на мокрой дороге, - такая резина ничем не отличается от своих «собратьев». Также из-за строения рисунка протектора (так называемая «елочка») данная покрышка является достаточно шумной и подвержена быстрому износу протектора. Еще одним недостатком является то, что колесо, с данным типом протектора, не получиться использовать в качестве запасного. (Определенное направление вращения, то есть только либо с правой либо с левой стороны авто можно поставить)

Симметричный протектор - обладает умеренной стоимостью и неплохими показателями, по основным характеристикам. Помимо хорошей курсовой устойчивости, у данного типа покрышек самая большая площадь соприкосновения с дорогой, поэтому и их износ будет наименьшим.

Ассиметричный рисунок протектора - сочетает в себе преимущества двух типов покрышек, т. к. одна половина колеса направленная, а другая - нет. Поэтому у нее будут улучшены качества сопротивления аквапланированию, а также повышена износостойкость. Для среднестатистического автолюбителя, который не проверяет предельную скорость своей машины и не наезжает несколько сотен километров в день — подойдут шины с симметричным протектором. Для частых гостей автотрасс подойдут лучше — направленные покрышки (в наших широтах достаточно дождливое лето, да и дороги не отличаются качеством и комфортабельностью). А вот для любителей быстрой езды, или (и) для тех, кто ездит много, подойдут шин с ассиметричным рисунком протектора. Но, не все так просто - за них нужно буде выложить из собственного кармана достаточно «кругленькую сумму».

2. Характеристики шин

1) Вес. Чем легче колесо, тем меньше нагрузка на подвеску, а соответственно расход и управляемость лучше. Масса зависит от ширины профиля, а также от материалов, используемых в производстве.

2) Шумность. Этот параметр зависит от протектора и рисунка. Чем выше протектор, тем шумнее шины.

3) Комфортность. Это параметр, связан с шумностью. Есть так называемые скоростные жесткие шины, их лучше использовать на ровной дороге. Такая покрышка создана для скоростных треков, но на обычной дороге вы будете чувствовать каждую мелкую ямку. Также есть средний и мягкий тип. Мягкая достаточно вязкая, она отлично глотает все неровности плохой дороги, но вот на скорости ведет себя не очень хорошо. Золотая середина это средняя - не жесткая и не мягкая. Она одинаково хорошо ведет себя на ровных дорогах, а также на плохих разбитых дорогах.

4) Курсовая устойчивость. Этот показатель очень важен, он поможет вывести ваш автомобиль из неконтролируемого заноса и очень крутых поворотов. Тут важную роль играют ширина и рисунок протектора, а также материал из которого она сделана.

5) Сцепление с сухим покрытием. Важный показатель - многие летние шины плывут на сухом и нагретом (летом асфальт раскаляется) покрытии. Поэтому разгон и торможение на сухом асфальте должен быть уверенным. Важные составляющие - состав шины, ширина, рисунок структура профиля колеса.

6) Сцепление на влажном покрытии, аквапланирование. В нашем вопросе, аквапланирование очень важный вопрос. Летом часто идут дожди, и если ваша покрышка только для сухой погоды, то вы можете попасть в аварию, так как сцепление во влажную погоду будет на минимуме. Важные параметры - протектор, рисунок и ширина.

7) Износостойкость. Чем лучше этот параметр, тем больше сезонов покрышка проходит.

8) Скоростной режим. Этот параметр характеризует резину по подгруппам. Указываемый скоростной режим говорит о том, что при постоянном удерживании такой скорости машина может двигаться. Продолжительность такого движения на пиковом значении у каждого производитея и модели свои.

9) Цена. Конечно же, чем ниже цена, и выше качество, тем больше покупают эти шины. Но нужно помнить, бесплатный сыр в мышеловке, поэтому нужно держать баланс. Не может хорошая резина, стоить дешево.

Параметров очень много, как вы заметили. И еще не один производитель не воплотил их в своих шинах. Нужно понимать, что если вы гоняете по ровным магистралям на больших скоростях, то это будет один тип, если вы ездите по плохим “грунтовкам” - другой. А вот для города с разными дорогами - третья. Какая это будет резина выбирать вам. Вам нужно вспомнить по каким дорогам вы в большинстве случаев ездите.

Насколько важно соответствие шин различным погодным условиям, можно понять, посмотрев хотя бы один заезд «Формулы 1». Больше половины комментариев составляет обсуждение того, какие шины на каком болиде стоят, нужно ли их менять, сколько они прошли кругов и т. п. В гран-при изменение температуры воздуха или асфальта на пару градусов может серьёзно повлиять и на результат, и на безопасность. Что же говорить про сезонные колебания в нашем континентальном климате?

Так какая связь между температурой и выбором покрышки? - Прямая. Все когда-нибудь видели эффектные кадры, как разбиваются предметы, опущенные в жидкий азот: супернизкие температуры разрушают связи и предмет становится хрупким. Но даже разница в 10-20 ˚С может кардинально изменить свойства материи. Всё это справедливо и по отношению к резине как основному компоненту автомобильных шин. Чем ниже температура, тем твёрже покрышка. При этом снижаются её сцепные свойства, что отрицательно сказывается на управляемости и торможении. При повышении температуры увеличиваются сцепные свойства, возникает большее сопротивление качению, и как следствие, растёт расход топлива и износ шины.

Для того чтобы эти процессы сбалансировать, шинные компании разработали летние и зимние покрышки, которые отличаются химическим составом и рисунком протектора.

Резина, используемая в летних шинах, более жёсткая , выдерживает контакт с разогретым в жару асфальтом, достаточно износостойка. Её свойства сбалансированы между сцеплением с поверхностью и сопротивлению качению, шина достаточно эластична, чтобы «держать» автомобиль на заложенном курсе, но при этом не изнашивается за 100 км пробега. При низких температурах покрышка становится жёсткой, а способность к уверенному контакту с дорогой стремительно уменьшается, процесс качения начинает больше походить на скольжение.

Зимние шинные имеют более мягкий состав резины , поэтому при плюсовых температурах она становится очень мягкой и быстро изнашивается. Но когда показания термометра ниже 0, зимняя шина достаточно эластична, чтобы давать возможность уверенно управлять автомобилем. Помимо самого химического состава, зимняя шина может быть более пористой для увеличения площади контакта. Особенно это хорошо сказывается на движении по льду, когда мельчайшие неровности цепляются за почти гладкую поверхность, сокращая тормозной путь.

Пограничной температурой для обоих типов шин является +10 ˚С. При её установлении лучше «переобуться».

Что же касается рисунка , то в летнем варианте он имеет больше продольных и выводящих канавок, которые необходимы для увода влаги из пятна контакта и уменьшения последствий аквапланирования. Такие же выводящие канавки характерны и для зимних шин, но они более глубокие, а блоки, которые они разделяют, более крупные. Часть рисунка имеет поперечную направленность для лучшего сцепления со скользкой поверхностью.

Этому же служит большое количество ламелей (мелких разрезов в блоках профиля), которые делают покрышку более эластичной и приспосабливаемой к поверхности. Для улучшения сцепления на скользких поверхностях и снегу на зимних шинах могут устанавливаться шипы.

Есть ещё и так называемые «всесезонные» шины . Это самый бюджетный вариант, но он имеет больше недостатков, позаимствованных у летних и зимних покрышек, чем достоинств. Так, летом эти шины из-за большей мягкости быстрее изнашиваются, а зимой менее эластичны. Лучше всего «всесезонка» ведёт себя в околонулевых температурах.