Как узнать что залито тосол или антифриз. Определяем, какая охлаждающая жидкость залита Как отличить тосол от

Моторный отсек современного легкового автомобиля представляет собой сложную и запутанную для простого обывателя систему последовательно работающих механизмов, электрических сетей и жидкостных линий. Сердце любой машины - её двигатель. В наше время высоких мощностей, малых объемов и крошечных габаритов его работа невозможна без качественной системы отвода теплоты в окружающую среду. Воздушные системы охлаждения постепенно изживают себя, а вот жидкостные, наоборот, с каждым годом все больше и больше совершенствуются. Новые мощные моторы получают улучшенные механизмы для повышения мощности, снижения расхода топлива и повышения класса экологичности двигателя внутреннего сгорания. А каждая такая деталь, как правило, выделяет при своей работе значительные порции теплоты, которую также необходимо отводить из подкапотного пространства, во избежание перегрева, разложения масла и последующего выхода из строя самого двигателя.

Почему не вода?

Для того чтобы разобраться, чем отличается тосол от антифриза, необходимо сначала понять, зачем вообще использовать эти жидкости. Ведь самый простой и бюджетный вариант - это набрать воды из-под крана и залить её в систему. И ведь всё верно. У воды, как у теплоносителя, способного переносить киловатты из одной среды в другую, самый высокий коэффициент удельной теплоёмкости, равный 4,2 кДж/кг*ºС. И ведь многие так и делают, особенно в летний период. Однако у воды есть огромный недостаток, который сводит на нет полезный эффект от её использования. При переходе через нуль градусов Цельсия вода замерзает, расширяясь при этом и разрывая шланги, арматуру, в том числе и рубашку двигателя, полностью размораживая систему. Поэтому даже те, кто летом льёт в систему воду, стараются заранее, ещё до наступления ночных заморозков, её дренировать, заменив на жидкость с более низкой температурой замерзания.

Другие варианты

Рассолы

Не те рассолы, которые остаются в стеклянной банке после солёных огурцов, а так называемые растворы соли (сокращённо: рассолы) входят в состав многих охлаждающих жидкостей. Моногликоли - основной и практически единственный подвид рассолов, которые используются в автомобильных системах охлаждения. Моноэтиленгликоль (или сокращенно MEG) в чистом виде представляет собой прозрачную жидкость, без запаха, немного сладковатую на вкус. Употребление внутрь чистого этиленгликоля, даже в небольших количествах, неминуемо приводит к летальному исходу. Да и в чистом виде его используют редко. Разведение его водой в пропорции 60 % (и 40 % воды) даёт максимально низкую температуру начала кристаллизации раствора (около -50 ºС). И здесь кроется основной ответ на вопрос, чем отличается тосол от антифриза. В состав тосола входит MEG, а в состав антифриза - нет. Антифриз - это карбоксилатная жидкость. А вот монопропиленгликоль практически не используется в таких системах, хоть он и менее ядовит. Сказывается его высокая стоимость на рынке.

Тосол

Тосол был разработан советскими инженерами автозавода ВАЗ в 60-70 гг. XX века. В те времена уже применяли различные незамерзающие жидкости, например «ПАРАФЛЮ», но указом сверху было поручено разработать собственную технологию. Для этого в Тольятти даже создали специальный «Отдел Технологии Органического Синтеза», сокращенно ТОС. Эта аббревиатура плюс суффикс «-ол» как аналог большинства других химических элементов (этанол, метанол) и легли в основу названия новой марки охлаждающей жидкости. В её составе, кроме воды и этиленгликоля, присутствуют специальные неорганические присадки и антивспениватели. После выхода этой охлаждающей жидкости на рынок в советских автомобилях стали повсеместно использовать тосол. Цена его была на порядок ниже конкурентов, а функцию свою он выполнял исправно. Сейчас стоимость литра тосола варьируется от 100 до 250 рублей, в зависимости от компании производителя и розничной сети.

Антифризы

Название пошло от английского слова antifreeze (против замерзания, незамерзающий). С появлением на рынке доступных по стоимости антифризов у советского обывателя возник резонный вопрос: можно ли смешивать антифриз с тосолом. Ведь рабочую жидкость из системы сливать было жалко, а доливать теплоноситель приходилось регулярно, особенно на отечественных двигателях того времени. И ответ на этот вопрос - категорическое «нет». Технология изготовления и состав жидкостей, как и говорилось выше, абсолютно разные, и их совместная работа будет приводить к повреждениям системы охлаждения и частым вскипаниям во время работы двигателя. Температура кипения тосола и антифриза различаются: 105 ºС против 115 ºС. Такой температурный глайд будет негативно сказываться на работе дисперсной смеси. Карбоксилаты не смешиваются с MEG, образуя коллоидный раствор с выпадением осадка. В критические моменты работы системы этот осадок может выпадать на стенки трубопроводов, сужая проходное сечение и приводить к закипанию жидкости.

Что лучше: тосол или антифриз

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но следует помнить, что семейство тосолов разрабатывали под наши, советские автомобили. Иномарки требуют к себе повышенного внимания, и именно для них в Европе были созданы антифризы. Однако в настоящее время отечественные автомобили производят из большого числа импортных деталей, да и страну постепенно заполняют корейские и китайские модели, двигатели которых оптимизированы под любой теплоноситель. И хотя в сервисе вам, скорее всего, ответят утвердительно на вопрос о том, можно ли смешивать антифриз с тосолом, профессионалы советуют этого не делать. Подумайте о ресурсе жидкости. Тосол меняют через 30-50 тысяч километров, а антифризы - через 240-250 тысяч. Смесь из двух жидкостей придется менять с интервалом тосола, иначе машина начнёт закипать. Да и на вопрос, чем отличается тосол от антифриза, любой продавец в магазине вам ответит, что в первую очередь ценой. Цена последнего в два-три раза выше.

Мифы

Ходят мифы, что отличить две жидкости друг от друга можно по их цвету. Однако это далеко не так. Так же, как и антифриз, тосол тоже бывает синего, красного и зелёного цвета. Ещё одно заблуждение, мол, можно смешивать две жидкости одного цвета, развенчивается выводом из первого мифа. Две синие жидкости могут оказаться, мало того, что разными по составу присадок, так ещё и изготовлены могут быть по разным технологиям.

Идентификация

Тогда как отличить тосол от антифриза? Ответ на этот вопрос можно найти лишь на шильдике канистры. Все остальные факторы, а именно: цвет, запах, консистенция, прозрачность, вязкость, и уж тем более вкус - не дадут вам точного ответа на этот вопрос. В крайнем случае можно связаться с автодилером и узнать, какую жидкость для заливки рекомендует завод-изготовитель. Скорее всего, она и будет залита в систему. Профессиональный сервисмен также расскажет вам, чем отличается тосол от антифриза и каковы будут последствия их смешивания. Ну а если не удалось найти ни одной зацепки, проще слить загадочную жидкость, промыть систему водой, залить новый теплоноситель, а себе на будущее оставить записку, что же всё-таки у вас используется в системе.

Важность охлаждающей системы для двигателя машины не требует разъяснений. Рабочей жидкостью в охлаждающей системе является антифриз, он же охлаждающая жидкость, он же тосол. Рассмотрим подробно принцип действия и свойства антифриза, позволяющие эффективно охлаждать детали агрегата. Как правильно выбрать антифриз, чтобы не нарваться на подделку? Ответы в нашей статье.

Вода как первый антифриз

На заре автомобилестроения охлаждающей жидкостью была обычная вода. Если бы машины ездили только в теплых широтах, то иной антифриз им никогда бы не понадобился. Ведь вода имеет высокую температуру кипения, отлично отводит тепло от нагретых элементов и аккумулирует его. Кроме того, вязкость воды очень мала, что позволяет без проблем прокачивать её насосом. Но есть у воды и серьезные минусы. Это замерзание при достаточно высокой температуре (при нуле градусов), резкое расширение объёма при замерзании, приводящее к разрыву трубопроводов, проявление коррозии металла, образование накипи.

Изначально предполагалось добавлять к воде необходимые вещества, чтобы нивелировать её недостатки. Но, в результате, уменьшались положительные качества воды. Решением проблемы стало применение гликолей.

Этиленгликоль — основа современного антифриза

В качестве антифриза стали применять этиленгликоль. Его температура кипения выше, чем у воды, а точка замерзания -65 градусов Цельсия. Потери на испарение минимальны. Теплоёмкость и теплопроводность этиленгликоля незначительно ниже, чем у воды. Интересно, что даже при замерзании гликоли не образуют сплошную массу льда и не расширяются в объёме. Образуется этакая «каша» с кристаллами льда, плавающими в этиленгликоле. Из недостатков этиленгликоля стоит выделить расширение при сильном нагреве. Потому в системах охлаждения стали применять расширительные бачки. Этиленгликоль не менее агрессивен к металлам, чем вода. Потому к нему добавляют антикоррозионные присадки.

Современная охлаждающая жидкость содержит воду, этиленгликоль, ингибиторы коррозии, краситель и антипенную присадку. В СНГ антифризы по привычке называют «тосолом», это название произошло от популярной во времена СССР торговой марки охлаждающих жидкостей.

Отличаем настоящий антифриз от подделки

Как выбрать настоящий тосол и не нарваться на подделку? Говорят, настоящий антифриз на вкус немного сладковатый. Это правда, но пробовать на язык его категорически нельзя, ввиду его чрезвычайной ядовитости. Отметим, что легенды о добавлении сахара в антифриз сегодня ушли в прошлое. Сахар для данных целей сегодня неоправданно дорог! Некоторые нерадивые продавцы умудрялись также добавлять соль. Это, конечно, превращало радиатор охлаждения и всю охлаждающую систему в замедленную бомбу. Ведь соль губительна абсолютно для всех металлических деталей. Но и это, скорее всего, в прошлом. Еще один народный «тест» – надо поместить антифриз на ночь в холодильник. Если жидкость осталась прозрачной, значит она не поддельная.

Отставим в сторону доморощенные методы определения настоящего тосола. Советуем полагаться на здравый смысл и логику. Во-первых, 1 литр охлаждающей жидкости не может стоить дешевле определенного уровня, определяемого ценой 0,5 литра этиленгликоля, входящего в её состав. Во-вторых, покупать антифриз следует у проверенных продавцов и в надежных магазинах.

Обращайте внимание на целостность заводской упаковки! Каждая упаковка с антифризом должна содержать изображение сертификата качества, также на упаковке должны указывать все основные показатели охлаждающей жидкости. Главные из них – плотность и температура кристаллизации . Не менее важным является уровень кислотности Ph . Он должен быть в пределах 7,0-11,5, что означает нейтральную или слабощелочную среду антифриза. Щелочной показатель позволяет антифризу противостоять кислоте, появляющейся при разложении этиленгликоля, из выхлопных газов и пр. Щелочной показатель измеряют количеством миллилитров разбавленной соляной кислоты, которая необходима для нейтрализации щелочи антифриза. Одним из ключевых показателей является и температура кипения (должна быть не ниже 100 градусов) и массовая доля антифриза, перегоняемая до температуры 150 градусов. Последний показатель должен быть не больше 50%. Он показывает способность жидкости выкипать при перегреве.

Менее важные показатели – вспениваемость, набухание резиновых элементов, коррозия металлов. Интересно, что за сутки любая металлическая поверхность площадью 1 кв.м. под воздействием антифриза не должна потерять более 1 грамма металла.

Напоследок отметим, что предельный срок эксплуатации антифриза в системе охлаждения автомобиля – 3 года или 60 тысяч километров пробега . Но это для нового радиатора и системы охлаждения. В остальных случаях необходимо менять антифриз один раз в два года . Это обезопасит вас от коррозии деталей системы охлаждения, «задубения» резиновых элементов и прочих неприятностей.

Заботьтесь о своём авто, проходите в срок, используйте качественные расходные материалы и машина прослужит вам верой и правдой.

В отличие от электромоторов, двигатели внутреннего сгорания, помимо крутящего момента, вырабатывают много тепла. В связи с этим им требуется охлаждение. На некоторых автомобилях оно воздушного типа. Но если рассматривать большинство современных авто, то в 97 случаев из 100 будет использоваться жидкостная система охлаждения. Так, в СОД используются тосолы или антифризы. В отличие от обычной воды, эти продукты не кипят при 100 градусах Цельсия. Но как и любой расходный материал, эти продукты имеют свой срок и периодически требуют замены. Многих автовладельцев пугает разнообразие ассортимента. На полках есть канистры разных цветов. Но какой лучше выбрать, ответить затруднительно. В сегодняшней статье мы рассмотрим, какого цвета бывает антифриз и тосол, а также опишем их свойства.

Характеристика

Антифриз происходит от английского слова, которое дословно переводится как «незамерзающий». Что это такое? Это охлаждающая жидкость, что защищает двигатель от перегрева и позволяет ему работать в оптимальном температурном режиме. То же самое касается и тосола. В состав обоих продуктов входят этиленгликоль и дистиллированная вода. Средняя температура закипания данной жидкости составляет 140 градусов Цельсия. А кристаллизуется она при 50 градусах мороза.

Стоит отметить, что некоторые зарубежные производители производят концентрат охлаждающей жидкости. При его использовании нужно самостоятельно добавлять воду. Но не обычную, а именно дистиллированную. Иначе могут быть проблемы с элементами СОД.

Что входит в состав дополнительно? Кроме вышеперечисленных составляющих, в составе имеются различные присадки. Они предотвращают вспенивание жидкости и уберегают элементы системы от внутренней коррозии и окисления (в том числе радиатор). Также ОЖ обладает смазывающими присадками, которые положительно сказываются на работе помпы. В отличие от обычной воды, антифриз жирный на ощупь. Это и свидетельствует о наличии необходимых присадок.

Разновидности

В мире автохимии данные продукты принято различать по группам:

  • G12+;

Все они имеют свой оттенок и технические характеристики. Почему антифризы бывают разного цвета? Рассмотрим ниже, обозревая каждую группу жидкостей.

Тосол

И начнем мы с отечественного продукта. Он появился во времена СССР с выходом первых «Жигулей». До этого периода во всех советских авто применяли обычную воду. В зимнее время ее сливали на ночь, а утром заливали снова. Процесс довольно трудоемкий, поэтому инженерам был дан указ разработать новую жидкость, которая не будет замерзать при нуле градусов и будет пригодной для эксплуатации в северных регионах. Так появился тосол А40, который производится и по сей день. Он синего цвета и не имеет оттенков. Такую жидкость используют в «ГАЗелях», УАЗиках и ВАЗах. На рынке это самый дешевый продукт. Но для иномарок он может не подойти.

На каких иномарках можно применять данный продукт? Только на тех, где с завода рекомендуется использовать охлаждающую жидкость G11. Именно к такой группе принадлежит российский «Тосол», хотя официально к ней не привязан. Температура кипения жидкости составляет 110 градусов, а замерзает она при минус 40. Этого порога вполне хватает для гражданских отечественных авто.

Антифриз G11

Это продукт импортный. Какого цвета бывает этот антифриз? Он имеет зеленый цвет. Характеристики данной жидкости схожи с тосолом. Да и по стоимости этот антифриз самый дешевый среди импортных. Такой применялся на бюджетных авто 90-х годов, а также на некоторых «корейцах» начала 2000-х. В составе присутствуют этиленгликоль и вода. Что касается присадок, здесь имеется набор химических и органических элементов. Это бораты, фосфаты и карбоновая кислота в небольшом количестве. Последняя призвана бороться с коррозионными процессами внутри системы.

Есть ли недостатки у данной жидкости? Отзывы отмечают малый срок службы - всего три года или 90 тысяч километров (наравне с тосолом). К этому времени антифриз из данной группы начинает выпадать в осадок. В расширительном бачке можно увидеть характерные хлопья зеленого цвета. Это говорит о том, что антифриз изжил свой срок.

Иногда на рынке встречаются продукты G11+ и G11++. В чем их отличия? Разница с обычным антифризом небольшая. Заключается она всего лишь в концентрации карбоновой кислоты. В плане стоимости такие продукты на 10-15 процентов дороже. Какого цвета бывает антифриз с такой маркировкой? Ответ - зеленым. Хотя есть некоторые продукты, окрашенные в желтый цвет.

G12

Каких цветов бывает антифриз из данной группы? Ответ - только красным. Эти антифризы пришли на смену зеленым и имеют более расширенный пакет присадок. Основа же у них все та же. Это вода и этиленгликоль. Что касается присадок, химические здесь отсутствуют в большом количестве - преобладает органика. Также у такого антифриза отзывы выделяют хорошую коррозийную стойкость. Срок службы такого продукта - 5 лет или 150 тысяч километров. Среди недостатков можно выделить лишь большую стоимость. Но она вполне оправдана - отмечают отзывы. Благодаря присадкам внутри не образуются хлопья, как у зеленого антифриза. Также у продуктов из 12-й группы лучший теплоотвод. Это удалось достичь за счет отсутствия толстой пленки, что образовывалась ранее на стенках патрубков.Обратите внимание: антифризы из данной группы не рекомендуются для использования на авто с алюминиевым радиатором.

Еще можно выделить продукты G12+. Какого цвета бывает антифриз для авто? G12+ тоже красный - отличия только в меньшей части силикатов. Вместо нее используется больше карбоновой кислоты (так же, как и в G11+). Поэтому такие продукты лучше защищают металлические детали от внутренней коррозии.

G13

Какого цвета бывает этот антифриз? Если у первых двух групп оттенки стабильны, то здесь имеются отличия. Так, антифриз из 13-й группы может быть желтым либо фиолетовым. Появился данный продукт относительно недавно - в 2012 году. Иное название данных антифризов - лобридные. В основе имеется экологически чистый пропиленгликоль.

Он менее агрессивен и ядовит, что благотворно влияет на окружающую среду. Что касается присадок, они такие же, как в 12-й группе. Это органика - силикатные составы, а также карбоновая кислота, призванная защищать от ржавчины. Температура замерзания у этих антифризов разная. Все зависит от того, в какой пропорции автомобилист разбавит концентрат. Однако для средних широт России специалисты рекомендуют разбавлять его в пропорции 50 на 50. Так, температура кристаллизации будет в районе 35 градусов мороза. Кипит же 13-й антифриз при температуре +130-140 градусов, что приемлемо как для обычных, так и для спортивных двигателей. Однако стоимость такого продукта вдвое больше, чем у антифриза предыдущего поколения. Да и не каждый производитель рекомендует его использовать - в большинство современных моторов достаточно заливать красную охлаждающую жидкость, а в отечественную «Калину» и вовсе зеленую. К плохим последствиям это не приведет.

Почему у антифриза различие цвета?

Составы у продуктов G13 на удивление одинаковые. Кстати, группы «Дженерал Моторс» и «ВАГ» намеренно используют окрашенные в желтый цвет антифризы, хотя они принадлежат не к 13-й, а к 12-й группе по характеристикам. А некоторые фирмы под этим цветом предлагают и вовсе G11-й антифриз. Так зачем же такая путаница? Это лишь маркетинговый ход. Каждая компания окрашивает антифриз так, как ей вздумается. Поэтому выбирать его необходимо не по цвету, а именно по группе. Иначе возникнут проблемы с системой охлаждения.

Не стоит относить антифризы с ядовитым цветом к особой группе. Это сделано лишь для того, чтобы в случае утечки водитель смог отличить данную жидкость от ряда других и вовремя принять меры.

Можно ли смешивать?

Вне зависимости от того, какого цвета бывает антифриз, смешивать его можно только с дистиллированной водой. Категорически запрещено мешать его с другими марками, даже если по оттенку они похожи. Если вы не помните, в какой пропорции разбавляли ОЖ с водой, воспользуйтесь аэрометром. Это специальный прибор, замеряющий плотность охлаждающей жидкости. Он работает на продуктах любой марки и группы. Неважно, какого цвета будет антифриз - плотность должна быть не менее 1,07 грамма на кубический сантиметр. В таком случае температура кристаллизации составляет минус 40 градусов Цельсия.

Заключение

Итак, мы выяснили, какого цвета бывает антифриз. Как видите, охлаждающая жидкость может быть разного оттенка. Она бывает красной, зеленой, синей. Антифриз не стоит различать по цвету. Ведь желтый продукт может быть как из 11-й, так и из 13-й группы. Всегда смотрите на маркировку и заливайте ту жидкость, что прописана производителем и есть в инструкции по эксплуатации.

Определяем, какая охлаждающая жидкость залита

Как известно, охлаждающая жидкость является важным расходным элементом в системе любого автомобиля. Поэтому выбор хладагента является приоритетной задачей при его замене. Сегодня мы расскажем вам, как определить - «Тосол» или антифриз залит, и в чем заключаются различия между этими веществами.

Многие опытные автолюбители знают, что оптимальная и эффективная работа мотора транспортного средства обеспечивается качественной залитой охлаждающей жидкостью. Если расходный материал действительно добротный, то он может продлить ресурс эксплуатации комплектующих элементов двигателя, а также обеспечить их нормальную работу.

Антифризы и «Тосолы» разных производителей, дистиллированная вода

Как же быть, если вы не знаете, какая именно охлаждающая жидкость (далее - ОЖ) залита в вашем авто? Определить это не так легко, как кажется на первый взгляд.

Зачем автомобилисту это знать?

Как правило, автомобилисты знают, что залито в их охладительные системы. Но это в том случае, если речь идет о постоянном владельце авто. На самом деле причин, по которым автомобилист хочет узнать, что именно залито в расширительный бачок его авто, может быть очень много. К примеру:

  • Транспортное средство было недавно куплено - было бы логично узнать, какой хладагент залит в систему и когда он менялся в последний раз.
  • В системе охлаждения автомобиля возникли неполадки - плохо работает печка, периодически закипает двигатель. В некоторых случаях эти последствия могут быть причиной некачественной расходной жидкости. Тогда автомобилисту будет интересно знать, какой расходный материал залит в его авто, чтобы впредь никогда им не пользоваться.
  • Система охлаждения работает превосходно в течение долгого времени, в общем, нет никаких недостатков. В этом случае водителю тоже будет интересно узнать, что залито в систему - «Тосол» или антифриз, чтобы в дальнейшем заливать именно эту ОЖ.

Розовая охлаждающая жидкость в расширительном бачке

Основные различия между этими ОЖ

В чем же заключаются различия между традиционным антифризом и «Тосолом»? В первую очередь стоит отметить, что «Тосол» - это та же охлаждающая жидкость только отечественного производства. История того, как на постсоветском пространстве автомобилисты стали называть любой антифриз «Тосолом», уходит на несколько десятилетий.

Тогда при Советском Союзе на авторынке продавался единственный вид хладагента и он назывался «Тосолом». Отсюда это и пошло. Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что главным различием российского «Тосола» от любого другого хладагента является синий цвет. Однако это далеко не так. Цвет расходного вещества зависит исключительно от красителя, который в него добавляют, но ни на какие эксплуатационные характеристики он не влияет. Так что мнение о том, что синий цвет - главное различие между «Тосолом» и антифризом, ошибочное.

Долив дистиллированной воды в расширительный бачок

Состав

Собственно, эксплуатационные характеристики и состав вещества - это главное различие между ними. В составе ОЖ отечественного производства входит этиленгликоль и дистиллированная вода. Кроме того, в составе «Тосола » также присутствуют дополнительные присадки на основе солей неорганических кислот. В частности, речь идет о фосфатах, силикатах, нитритах и нитратах.

В основе любого антифриза присутствует этиленгликоль и дистиллят, а также пропиленгликоль и спирт. Но ключевую роль здесь играют именно органические присадки. Их состав особенно ценен для расходного вещества, поскольку данные присадки увеличивают антикоррозийные и антипенные свойства материала.

Характеристики

«Тосол». В результате того, что на поверхности металлических компонентов охлаждающей системы появляется защитный слой, толщина которого зачастую не превышает 0.5 мм, это отражается на теплопередаче. Именно из-за этого может вырасти расход бензина, а ресурс мотора транспортного средства будет сокращаться. На практике хладагенты отечественного производства теряют свои свойства уже спустя 30-40 тысяч километров пробега.

Залив зеленой охлаждающей жидкости в расширительный бачок транспортного средства

Поскольку в составе «Тосола» могут присутствовать фосфаты и силикаты, эта ОЖ может образовывать гели и осадки на стенках охладительной системы. Образование отложений в системе впоследствии может привести к засорению радиатора и, соответственно, выходу его из строя.

Антифриз. Качественный хладагент образовывает защитный слой только на тех компонентах системы, которые более подвержены коррозии. Кроме того, теплопередача не нарушается, а значит для деталей двигателя использование такой ОЖ более безопасно.

Как определить, что залито?

Как же узнать, какой расходный материал залит? Как сказано выше, по одному только цвету определить никак не получится. Ровно так же, как и понять это по вкусу. Существует миф о том, что вкус у антифриза сладковатый, но это не более, чем просто миф . Да и нужно быть осторожным при «дегустации» - химические вещества, входящие в состав ОЖ, чрезвычайно ядовиты.

Кипение двигателя - результат эксплуатации некачественного расходного материала

Что же делать автомобилисту, если он хочет узнать, какой хладагент залит в охладительную систему его авто?

  • На ощупь и запах. Традиционный антифриз не имеет запаха, а на ощупь это вещество маслянистое. Российский «Тосол» на ощупь не будет таким же маслянистым.
  • По устойчивости к морозу. Если налить небольшое количество ОЖ в бутылку и поместить ее в морозильную камеру, то она не должна замерзнуть. Если замерзла, то скорее всего это «Тосол» некачественного производства, если нет - то это, по всей вероятности, антифриз высокого качества.
  • Совместимость расходного материала с водопроводной водой. Возьмите немного ОЖ из системы своего автомобиля и налейте ее в бутылку. В пропорции один к одному налейте в эту бутылку обычной воды из-под крана, подождите около часа. Если вы увидели расслоение веществ, смесь помутнела или налицо осадок, то это «Тосол» российского производства. При использовании качественного зарубежного антифриза этого всего возникнуть не должно.
  • Узнать, какой хладагент залит, можно по плотности. Но для этого вам понадобится ареометр - специальный прибор для проверки плотности ОЖ. Проверка вещества осуществляется при температуре окружающей среды или помещения более 20 градусов тепла. Если плотность вещества составляет от 1.073 до 1.079 г/см3, то перед вами, скорее всего, хороший антифриз.

Проверка плотности охладительной жидкости при помощи специального прибора ареометра

Есть еще один, так сказать, гаражный способ определения.

  1. Возьмите металлическую пластину или любое другое изделие из железа. Также вам понадобится какая-либо вещь из резины (идеально подойдет кусочек патрубка охладительной системы).
  2. Из расширительного бачка своего авто возьмите немного ОЖ в резервуар и поместите в него металлическую и резиновую детали.
  3. Подождите 10-20 минут. Как известно, российский «Тосол» образовывает защитную пленку на всех без исключения элементах системы, а значит как на металлических деталях, так и на резиновых деталях. Антифриз же считается более «умным» веществом, и защищает только те элементы, которые более подвержены образованию коррозии. То есть он будет защищать только металлические компоненты.
  4. Теперь достаньте обе детали из резервуара и внимательно проверьте их на ощупь. Если вы почувствуете, что пленка образовалась на обоих элементах, то в вашем расширительном бачке залита ОЖ российского производства. Если же пленочку вы чувствуете только на металлической детали, то в системе вашего транспортного средства залит антифриз.

Антифриз закипел и вспенился в расширительном бачке

Более точно определить, что именно залито в системе, никак не получится. Стопроцентный правильный ответ может дать только заключение экспертов в лаборатории. Если вы недавно приобрели авто и не знаете, какая ОЖ в нем залита, то мы посоветуем вам сразу же заменить ее на ту, которую рекомендует производитель машины. Лучше один раз немного потратиться на замену хладагента, чем потом отдавать немалые деньги за ремонт всей системы.

от Сергея Масольда «Как отделить ОЖ от воды?»

http://avtozam.com

Можно ли смешивать тосол с антифризом в системе охлаждения авто? Этот вопрос занимает умы автомобилистов на протяжении многих лет – с самого первого момента, когда на рынке появились различные типы охлаждающей жидкости для двигателя.

Мы попытаемся разобраться в этом, а заодно и рассказать, чем отличается тосол от антифриза. В преддверии зимы данная информация, хочется верить, станет полезным подспорьем для автолюбителей нашей страны.

Откуда появились понятия «тосол» и «антифриз»

Начнем мы, пожалуй, с истории появления антифриза и тосола в нашей стране.

Как известно, во времена Советского Союза на большинстве автомобилей в системе охлаждения использовалась обычная вода. Она вполне неплохо справлялась со своими «обязанностями», то есть, эффективно охлаждала силовой агрегат авто.

Однако в зимнее время года использование воды оказывалось сущей проблемой для водителей. Имея низкую температуру замерзания и высокий коэффициент расширения при превращении в лед, вода грозила разрушить блок цилиндров, не говоря уже о патрубках системы охлаждения.

Этот фактор вынуждал автовладельцев сливать воду при стоянке, вновь заполняя систему перед поездками, либо добавлять в нее этиленгликоль, благодаря которому температура замерзания воды становилась ниже.

Собственно говоря, именно такая смесь и стала прообразом современных антифризов. Кроме того, использование этиленгликоля позволяло избежать появления коррозии на чугунных головках блока цилиндров, что также способствовало популярности данного метода.

Говоря об истории, стоит сразу сказать, что тосол и антифриз – одно и то же понятие. По сути, антифриз – заимствованное слово, обозначающее незамерзающую жидкость, то есть, тот же тосол является одной из разновидностей антифриза.

Видео — тосол и антифриз в чем разница:

Соответственно, когда в Советском Союзе появились более современные модели автомобилей (на тот момент это были «Жигули»), институту «ГосНИИОХТ» было доведено задание разработать и внедрить в производство более эффективный хладагент, устойчивый к низким температурам и при этом нейтральный к деталям из алюминия, который широко применялся в более современных двигателях.

Проверенный временем этиленгликоль в данном случае показал себя неэффективно, вызывая бурную коррозию деталей.

Сотрудники института решили задачу довольно просто – они внедрили в состав проверенного антифриза на основе этиленгликоля особые присадки, которые защищали алюминиевые детали от активного воздействия основного рабочего вещества. Полученный состав доказал свою эффективность и начал производиться советской промышленностью под торговой маркой «Тосол».

Собственно говоря, полученный состав оказался не только удачным, но и единственным в Советском государстве антифризом. По этой причине название конкретного типа антифриза превратилось в имя нарицательное.

Соответственно, после появления на рынке антифризов других брендов их мир разделился для рядовых автомобилистов на «Тосол» и остальные марки. Само собой, что и восприятие людей сильно изменилось – считалось, что использовать тосол можно лишь в отечественных авто, а его качество находится на весьма посредственном уровне и уж никак не сравниться с антифризами известных марок.

Каковы отличия современных охлаждающих жидкостей

О «Тосоле» мы немного рассказали. Как вы уже поняли, он также является антифризом определенного химического состава.

Однако это вовсе не значит, что все антифризы по своему составу – суть один и тот же тосол. Дело в том, что основным различием между антифризами различных типов выступает его химический состав, в котором главную роль играют присадки, обеспечивающие защиту внутренних частей системы охлаждения от возникновения коррозии.

Видео — классификация антифризов:

В частности, целый ряд в свои новые авто заливают антифриз неизвестного состава и, нередко, весьма низкого качества.

Как уже говорилось, тосол отличается собственным химическим составом, который очень часто может «пересекаться» с таковым у целого ряда антифризов зарубежного производства. По этой причине определить самостоятельно состав залитого в систему охлаждения антифриза практически невозможно.

Видео — замена антифриза, промывка системы (Рено Меган.1,4. 16V K4J 750):

В таких случаях можно посоветовать сразу менять расходники: масло в картере двигателя, а также тормозную жидкость. Конечно, такая замена несколько накладна с финансовой точки зрения, однако она поможет вам избежать возможных проблем при необходимости долива.

Кроме того, неизвестно, что до вас заливал в систему охлаждения предыдущий владелец авто и не допускал ли смешения антифризов с разными свойствами.

К слову, перед заливом в систему новой охлаждающей жидкости, имеет смысл произвести ее промывку. Это позволит удалить несливаемый остаток старой ОЖ и очистить радиатор и патрубки от возможных нерастворимых отложений.

Допустимо ли смешивание фирменных антифризов?

Наряду с вопросом о том, можно ли смешивать антифриз и тосол в системе охлаждения автомобиля, водители нередко спрашивают и о том, стоит ли допускать смешивание различных антифризов от крупных производителей.

Здесь действуют все те же принципы, которые мы обозначили в отношении смешивания тосола с антифризом.

Видео — как произвести замену охлаждающей жидкости (тосола или антифриза) на автомобилях ВАЗ 2110, 2115:

Дело в том, что антифризы от различных поставщиков могут иметь как аналогичный химический состав, так и весьма сильно различающийся. То есть, в случае, если вы хотите смешать составы для постоянного использования, вам следует тщательно изучить состав антифриза по указаниям на канистре и подбирать антифриз с аналогичными свойствами.

Ели же такой возможности нет, то смешивать составы можно лишь в крайней ситуации, после чего производить замену охлаждающей жидкости в системе.

Выводы

Как видим, смешивание тосола и антифриза является вполне допустимым, однако с рядом оговорок. Делать это можно лишь в случае, когда для долива нет возможности приобрести оригинальных антифриз, используемый в системе охлаждения вашего автомобиля.

Кроме того, после подобного смешивания систему следует промывать и производить полную замену ОЖ.

При этом нужно четко понимать, что само название «Тосол» является лишь именем нарицательным, а вовсе не обозначением какого-либо особого антифриза. Само собой, что если в автомобиль залит антифриз аналогичного состава, но импортного производства, то долив отечественной жидкости никак не повлияет на ее эксплуатационные свойства.

По этой причине приучите себя заранее изучать состав антифриза по указаниям на этикетке и подбирать охлаждающую жидкость с аналогичным набором химических компонентов. Это позволит избежать возможных хлопот и даст возможность подобрать антифриз с требуемыми параметрами по доступной цене.