Как узнать что залито тосол или антифриз. Чем отличается тосол от антифриза? Что лучше заливать? Как узнать что залито в систему охлаждения

Хладагенты: как отличить ТОСОЛ и антифриз по цвету и вкусу

Сегодня все автомобилисты знают, что без охлаждающей жидкости далеко не уедешь, и вместе с тем бытует мнение, что можно использовать жидкости разных марок для заливки, страшного ничего не произойдет.

Так ли это? Попробуем разобраться.

Предназначение хладагентов: защита системы охлаждения от кипения, замерзания и коррозии, предотвращение перегрева двигателя

Главная составляющая любого механизма - двигатель, который обладает способностью во время работы разогреваться и требует охлаждения, а во время низких температур перестает работать от замерзания. Сохранению двигателя в рабочем состоянии способствуют охлаждающие жидкости.

Основным свойством хладагента является защита системы охлаждения от кипения, замерзания и коррозии, предотвращение перегрева двигателя и других механизмов во время работы. Качественная охлаждающая жидкость значительно продлит сохранность и работу передвижного средства. Поэтому при ее выборе и покупке будьте внимательны.

В качестве охлаждающих жидкостей используют антифриз или тосол. В чем различие и схожесть этих охладителей?

Сходство - в их использовании. Различие - в составе и действии на двигатель.

Состав охлаждающих жидкостей

Антифриз - производится зарубежными производителями по карбоксилатной технологии и состоит из смеси воды, этиленгликоля, различных присадок. Используемые присадки разрабатываются на основе солей органических кислот или карбонатов. Присадки в составе антифриза делятся на 4 группы:

  1. карбоксилатные, имеют наиболее длительный срок эксплуатации (5 лет и более), обеспечивают высококачественную защиту от коррозии и кавитации, поддерживают оптимальную температурную среду для работы двигателя.
  2. гибридные, в составе присадок кроме органических соединений, содержат небольшой процент неорганических - фосфатов, нитритов, силикатов. Добавление неорганических соединений снижает срок службы антифриза до 3 лет.
  3. лобридные, в составе присадок содержат минеральные соединения и органические ингибиторы коррозии.

Антифриз характеризуется как антипенный и антикоррозийный состав и рекомендуется для охлаждения двигателей всех марок автомобилей зарубежного и отечественного производства.

Антифриз характеризуется как антипенный и антикоррозийный состав и рекомендуется для охлаждения двигателей всех марок автомобилей

Тосол - это тот же антифриз, но отечественного производства. Технология изготовления традиционная. В составе - вода, этиленгликоль и присадки. В отличие от антифриза, присадки разработаны на основе неорганических кислот. Тосол изначально предназначен для использования в автомобилях отечественного производства. Не выносит нагревания выше +150С.

Охлаждающие жидкости, изготовленные по традиционной технологии, в составе своих присадок содержат соединения фосфора, бора, нитратов и нитритов, амины в различных комбинациях. Состав присадок ограничивает время эксплуатации жидкостей 2 годами.

Эксплуатационные характеристики антифриза и тосола

Водители-практики с большим стажем работы рекомендуют использовать в качестве охладителя антифриз и приводят следующие преимущества его применения :

  • антифриз отличается высокой стабильностью своих качественных показателей,
  • имеет отличную совместимость с пластиками,
  • длительный срок использования. Замена антифриза производится после пробега 250 тысяч км,
  • во время работы не создает защитный слой, который ухудшает теплопередачу, не наблюдается никаких отложений в радиаторах,
  • охлаждающая жидкость стабильно работает при высоких температурах. Комплектующие узлы хорошо защищены от воздействия высоких температур,
  • обеспечивает защиту водяному насосу, чем продлевает срок его службы,
  • максимально защищает от кавитации гильзы цилиндров,
  • состав антифриза отличается экологической чистотой ингибиторов коррозии.

Единственный недостаток антифриза - это его высокая стоимость, но остальные качества свидетельствуют о том, что экономия на стоимости может обернуться большими неприятностями. Прежде чем покупать ту или иную охлаждающую жидкость, внимательно ознакомьтесь с ее составом и свойствами.

Замену тосола нужно производить уже при пробеге 30-40 тысяч км, так как он теряет свои антикоррозионные свойства

Тосол по своим эксплуатационным характеристикам отличается от антифриза:

  • он утрачивает свои свойства при работе в диапазоне высоких температур. Он не способен обеспечить полноценную защиту узлов и деталей при температуре более +105С,
  • неорганические соединения присадок в виде соединений азота, бора, фосфора, амины и силикаты ограничивают положительные качества охлаждающей жидкости. Изменить качество присадок можно, только изменив технологию приготовления тосола,
  • замена тосола нужна уже при пробеге 30-40 тысяч км, так как он теряет свои антикоррозионные свойства, в охлаждающей системе начинают формироваться различные отложения,
  • присадки, используемые в тосоле, препятствуют разрушению резиновых и алюминиевых деталей двигателя.

В настоящее время преимущества на стороне антифриза, и задача водителя научиться их различать, чтобы не приобрести контрафакт под названием антифриз.

Как отличить тосол от антифриза

Говорят, тосол похож на подсолнечное масло, а антифриз больше похож на воду

  • Принято считать, что тосол разных марок окрашен в разные цвета, включая светло- и темно-синий, розовый, зеленый, а антифриз практически бесцветен (сегодня встречаются и окрашенные антифризы). Естественно, при покупке обратите внимание на цвет жидкости, это поможет отличить тосол от антифриза по цвету. Помните, что цвет не влияет на качество охлаждающей жидкости. Цветность может быть отличительным признаком компании-производителя.
  • Этиленгликоль по своей природе имеет сладкий вкус, он сохраняется и в охлаждающих жидкостях. Сладкий привкус этиленгликоля не поможет определить, тосол или антифриз продают придорожные умельцы подделок. Можно только отличить от воды с солями - раствор будет безвкусный или слегка солоноватый. Помните, что охлаждающие жидкости ядовиты! Не увлекайтесь апробированием на вкус.
  • Практики говорят, что тосол похож на подсолнечное масло, жирный и медленно высыхает. Антифриз больше похож на воду.
  • Чтобы четко определить, что вы покупаете - тосол или антифриз, покупку необходимо делать на СТО или в специализированных центрах и магазинах, которые сотрудничают с производителями охлаждающих жидкостей и несут ответственность за качество проданного товара.
  • Покупая товар, обратите внимание на емкость. Фирменные емкости имеют определенную форму с выдавленными данными, аккуратно приклеенной этикеткой с указанием изготовителя, даты изготовления, состава и срока эксплуатации.
  • Проверьте герметичность упаковки, прозрачность жидкости, отсутствие осадка.
  • Встряхните емкость с жидкостью: быстрое оседание пены свидетельствует о качестве товара.

Как правильно заменить тосол антифризом

Если охлаждающая жидкость выработала свой ресурс, самое правильное - полностью ее слить и заменить другой.

Допускается долив охлаждающей жидкости при ее выработке только в случае, если вы пользовались постоянно одной и той же маркой от одного производителя. Система охлаждения и двигатель стоят намного дороже жидкости. Поэтому, если необходимо залить охлаждающую жидкость, а тем более с заменой тосола на антифриз или наоборот, необходимо :

  • поставить машину с небольшим уклоном передней части вниз,
  • слить отработанный тосол из блока цилиндров, радиатора и бачка,
  • промыть систему охлаждения раствором дистиллированной воды со специальной очистительной смесью. Для промывки заливаем раствор смеси в систему, плотно закрываем крышки. Включаем двигатель и печку на полную мощность. Двигатель работает, пока не откроются все клапаны, и жидкость не омоет все участки,
  • сливаем отработанный раствор и повторяем промывку еще 2-3 раза,
  • заливаем 2/3 объема приемника антифризом и при открытой крышке радиатора запускаем двигатель. Этим приемом изнутри выгоняются воздушные пробки. Передняя часть машины при этой процедуре должен быть несколько поднят вверх. Глушим мотор и заливаем антифриз до верха, плотно закрываем крышку.

Если охлаждающая жидкость выработала свой ресурс, самое правильное - полностью ее слить и заменить другой

Читайте внимательно этикетку на емкости. Если вы купили концентрат антифриза, то перед заливкой его нужно развести дистиллированной водой в пропорции, указанной на этикетке.

Чтобы дольше сохранить систему охлаждения в рабочем состоянии, не смешивайте антифриз с тосолом и даже две марки тосола. Но, если так хочется, то проверьте жидкости на совместимость. В отдельной посуде слейте вместе две испытуемые жидкости и размешайте их.

Если образовался хлопьевидный или гелеобразный осадок, жидкости ни в коем случае нельзя использовать вместе. Если внешне ничего не изменилось, все равно не рискуйте. Смесь может при любой температуре изменить свои свойства и вывести систему охлаждения из работы.

Я уже долгое время при замене охлаждающей жидкости в своих автомобилях, использую концентраты известных торговых марок. Во-первых, на всех емкостях есть пломбы. Не возможно открыть крышку, не повредив ее. Во-вторых, добавлением дистиллированной воды я сам могу отрегулировать, на какую минимальную температуру рассчитать плотность тосола.

Да-да, внимательно читайте, концентрат это или нет, а то у меня жена чуть концентрат не залила! ???? Сама вычитала, какой объем нужен, и купила с запасом, аж 4 литра! Хорошо хоть заливать сама побоялась))
Насчет сладкого вкуса - в одном из медицинских пособий было написано, что при диабете становится сладкой моча))

Утверждение о том, что «антифриз практически бесцветен» - не выдерживает никакой критики. Никогда не видел бесцветного антифриза. Он бывает синего, зеленоватого и насыщенного оранжевого или красного цвета. Во время сервисного обслуживания проверяют его концентрацию и доливают, разбавляя водой, с учетом того, чтобы он не замерзал при температуре минус 40°.
Если с авто все в порядке, то антифриз доливают лишь после пробега 30 тыс.км. Механик на СТО как-то пытался мне доказать, что вне зависимости от цвета, антифриз можно доливать любым из них и разбавлять обычной водой из крана. Конечно, это чушь, но обидно, что на фирменной лицензионной СТО допускают такие безобразия. А потом получается, что только заканчивается срок гарантии, у авто начинает, как по расписанию, выходить из строя то одна, то другая деталь или система.

https://www.facebook.com/profile.php?id=100007182435077 Spiridon Uspensky

Виталий, антифриз действительно бесцветен. Его специально окрашивают в такие яркие цвета, чтобы человек его не спутал с водой и не выпил, так как он очень токсичен. В статье все правильно написано. Смешивать тосолы разных марок можно, страшного ничего не будет.

http://avtomotospec.ru

В отличие от электромоторов, двигатели внутреннего сгорания, помимо крутящего момента, вырабатывают много тепла. В связи с этим им требуется охлаждение. На некоторых автомобилях оно воздушного типа. Но если рассматривать большинство современных авто, то в 97 случаев из 100 будет использоваться жидкостная система охлаждения. Так, в СОД используются тосолы или антифризы. В отличие от обычной воды, эти продукты не кипят при 100 градусах Цельсия. Но как и любой расходный материал, эти продукты имеют свой срок и периодически требуют замены. Многих автовладельцев пугает разнообразие ассортимента. На полках есть канистры разных цветов. Но какой лучше выбрать, ответить затруднительно. В сегодняшней статье мы рассмотрим, какого цвета бывает антифриз и тосол, а также опишем их свойства.

Характеристика

Антифриз происходит от английского слова, которое дословно переводится как «незамерзающий». Что это такое? Это охлаждающая жидкость, что защищает двигатель от перегрева и позволяет ему работать в оптимальном температурном режиме. То же самое касается и тосола. В состав обоих продуктов входят этиленгликоль и дистиллированная вода. Средняя температура закипания данной жидкости составляет 140 градусов Цельсия. А кристаллизуется она при 50 градусах мороза.

Стоит отметить, что некоторые зарубежные производители производят концентрат охлаждающей жидкости. При его использовании нужно самостоятельно добавлять воду. Но не обычную, а именно дистиллированную. Иначе могут быть проблемы с элементами СОД.

Что входит в состав дополнительно? Кроме вышеперечисленных составляющих, в составе имеются различные присадки. Они предотвращают вспенивание жидкости и уберегают элементы системы от внутренней коррозии и окисления (в том числе радиатор). Также ОЖ обладает смазывающими присадками, которые положительно сказываются на работе помпы. В отличие от обычной воды, антифриз жирный на ощупь. Это и свидетельствует о наличии необходимых присадок.

Разновидности

В мире автохимии данные продукты принято различать по группам:

  • G12+;

Все они имеют свой оттенок и технические характеристики. Почему антифризы бывают разного цвета? Рассмотрим ниже, обозревая каждую группу жидкостей.

Тосол

И начнем мы с отечественного продукта. Он появился во времена СССР с выходом первых «Жигулей». До этого периода во всех советских авто применяли обычную воду. В зимнее время ее сливали на ночь, а утром заливали снова. Процесс довольно трудоемкий, поэтому инженерам был дан указ разработать новую жидкость, которая не будет замерзать при нуле градусов и будет пригодной для эксплуатации в северных регионах. Так появился тосол А40, который производится и по сей день. Он синего цвета и не имеет оттенков. Такую жидкость используют в «ГАЗелях», УАЗиках и ВАЗах. На рынке это самый дешевый продукт. Но для иномарок он может не подойти.

На каких иномарках можно применять данный продукт? Только на тех, где с завода рекомендуется использовать охлаждающую жидкость G11. Именно к такой группе принадлежит российский «Тосол», хотя официально к ней не привязан. Температура кипения жидкости составляет 110 градусов, а замерзает она при минус 40. Этого порога вполне хватает для гражданских отечественных авто.

Антифриз G11

Это продукт импортный. Какого цвета бывает этот антифриз? Он имеет зеленый цвет. Характеристики данной жидкости схожи с тосолом. Да и по стоимости этот антифриз самый дешевый среди импортных. Такой применялся на бюджетных авто 90-х годов, а также на некоторых «корейцах» начала 2000-х. В составе присутствуют этиленгликоль и вода. Что касается присадок, здесь имеется набор химических и органических элементов. Это бораты, фосфаты и карбоновая кислота в небольшом количестве. Последняя призвана бороться с коррозионными процессами внутри системы.

Есть ли недостатки у данной жидкости? Отзывы отмечают малый срок службы - всего три года или 90 тысяч километров (наравне с тосолом). К этому времени антифриз из данной группы начинает выпадать в осадок. В расширительном бачке можно увидеть характерные хлопья зеленого цвета. Это говорит о том, что антифриз изжил свой срок.

Иногда на рынке встречаются продукты G11+ и G11++. В чем их отличия? Разница с обычным антифризом небольшая. Заключается она всего лишь в концентрации карбоновой кислоты. В плане стоимости такие продукты на 10-15 процентов дороже. Какого цвета бывает антифриз с такой маркировкой? Ответ - зеленым. Хотя есть некоторые продукты, окрашенные в желтый цвет.

G12

Каких цветов бывает антифриз из данной группы? Ответ - только красным. Эти антифризы пришли на смену зеленым и имеют более расширенный пакет присадок. Основа же у них все та же. Это вода и этиленгликоль. Что касается присадок, химические здесь отсутствуют в большом количестве - преобладает органика. Также у такого антифриза отзывы выделяют хорошую коррозийную стойкость. Срок службы такого продукта - 5 лет или 150 тысяч километров. Среди недостатков можно выделить лишь большую стоимость. Но она вполне оправдана - отмечают отзывы. Благодаря присадкам внутри не образуются хлопья, как у зеленого антифриза. Также у продуктов из 12-й группы лучший теплоотвод. Это удалось достичь за счет отсутствия толстой пленки, что образовывалась ранее на стенках патрубков.Обратите внимание: антифризы из данной группы не рекомендуются для использования на авто с алюминиевым радиатором.

Еще можно выделить продукты G12+. Какого цвета бывает антифриз для авто? G12+ тоже красный - отличия только в меньшей части силикатов. Вместо нее используется больше карбоновой кислоты (так же, как и в G11+). Поэтому такие продукты лучше защищают металлические детали от внутренней коррозии.

G13

Какого цвета бывает этот антифриз? Если у первых двух групп оттенки стабильны, то здесь имеются отличия. Так, антифриз из 13-й группы может быть желтым либо фиолетовым. Появился данный продукт относительно недавно - в 2012 году. Иное название данных антифризов - лобридные. В основе имеется экологически чистый пропиленгликоль.

Он менее агрессивен и ядовит, что благотворно влияет на окружающую среду. Что касается присадок, они такие же, как в 12-й группе. Это органика - силикатные составы, а также карбоновая кислота, призванная защищать от ржавчины. Температура замерзания у этих антифризов разная. Все зависит от того, в какой пропорции автомобилист разбавит концентрат. Однако для средних широт России специалисты рекомендуют разбавлять его в пропорции 50 на 50. Так, температура кристаллизации будет в районе 35 градусов мороза. Кипит же 13-й антифриз при температуре +130-140 градусов, что приемлемо как для обычных, так и для спортивных двигателей. Однако стоимость такого продукта вдвое больше, чем у антифриза предыдущего поколения. Да и не каждый производитель рекомендует его использовать - в большинство современных моторов достаточно заливать красную охлаждающую жидкость, а в отечественную «Калину» и вовсе зеленую. К плохим последствиям это не приведет.

Почему у антифриза различие цвета?

Составы у продуктов G13 на удивление одинаковые. Кстати, группы «Дженерал Моторс» и «ВАГ» намеренно используют окрашенные в желтый цвет антифризы, хотя они принадлежат не к 13-й, а к 12-й группе по характеристикам. А некоторые фирмы под этим цветом предлагают и вовсе G11-й антифриз. Так зачем же такая путаница? Это лишь маркетинговый ход. Каждая компания окрашивает антифриз так, как ей вздумается. Поэтому выбирать его необходимо не по цвету, а именно по группе. Иначе возникнут проблемы с системой охлаждения.

Не стоит относить антифризы с ядовитым цветом к особой группе. Это сделано лишь для того, чтобы в случае утечки водитель смог отличить данную жидкость от ряда других и вовремя принять меры.

Можно ли смешивать?

Вне зависимости от того, какого цвета бывает антифриз, смешивать его можно только с дистиллированной водой. Категорически запрещено мешать его с другими марками, даже если по оттенку они похожи. Если вы не помните, в какой пропорции разбавляли ОЖ с водой, воспользуйтесь аэрометром. Это специальный прибор, замеряющий плотность охлаждающей жидкости. Он работает на продуктах любой марки и группы. Неважно, какого цвета будет антифриз - плотность должна быть не менее 1,07 грамма на кубический сантиметр. В таком случае температура кристаллизации составляет минус 40 градусов Цельсия.

Заключение

Итак, мы выяснили, какого цвета бывает антифриз. Как видите, охлаждающая жидкость может быть разного оттенка. Она бывает красной, зеленой, синей. Антифриз не стоит различать по цвету. Ведь желтый продукт может быть как из 11-й, так и из 13-й группы. Всегда смотрите на маркировку и заливайте ту жидкость, что прописана производителем и есть в инструкции по эксплуатации.

Предназначение хладагента заключается в качественном охлаждении силового агрегата машины и предотвращении его перегрева. Если в системе используется жидкость, несоответствующая спецификации двигателя, это приведет к серьезным проблемам. Как узнать, что залито Тосол или антифриз, и зачем это нужно водителю, мы расскажем ниже.

[ Скрыть ]

Зачем это нужно знать?

Узнать, что залито, Тосол или антифриз, полезно по нескольким причинам:

  1. Автомобиль был недавно приобретен с рук. Логично узнать у предыдущего автовладельца, что используется в охладительной системе и когда последний раз менялся расходный материал. Это позволит узнать чтобы понять, когда надо производить замену.
  2. В работе охладительной системы произошли неисправности. Отопительное устройство стало хуже работать, иногда происходит перегрев силового агрегата. Такие проблемы часто обусловлены использованием некачественного хладагента. Полезно узнать, что конкретно залито в систему, чтобы больше никогда не использовать такой продукт.
  3. Даже если все работает нормально и перегрева двигателя нет, то автовладельцу все равно надо знать, что используется в охладительной системе. Как минимум для того чтобы при нехватке объема хладагента понимать, какую жидкость покупать для добавления.

Чем отличается Тосол от антифриза

Отличить обычный антифриз от Тосола в машине не так просто. Ведь оба типа расходных материалов имеют определенный состав и технические характеристики, которые рассмотрим ниже.

Какую жидкость целесообразно использовать в машинном двигателе, узнайте из ролика, снятого пользователем Александром Скрипченко.

Состав

Состав рабочих жидкостей и их технические особенности — основное отличие между хладагентами.

Тосол — продукт российского производства. Его основу составляют этиленгликоль и дистиллят, пропорции смешивания жидкостей определяются производителем. Состав жидкости дополняется добавками, выполненными на основе неорганических кислот.

Что касается антифриза, то, кроме этиленгликоля и дистиллированной воды, базу вещества составляют пропиленгликоль и спирт. Основную роль в работе вещества играют присадки, относящиеся к органическому типу. Их наличие в составе особенно важно для жидкости, так как благодаря им предотвращается образование коррозии на внутренних стенках компонентов охладительной системы и пены.

Характеристики

Тосол, залитый в систему охлаждения автомобиля, на поверхности металлических элементов радиатора и мотора образует защитный слой. Его толщина, как правило, составляет не более 0,5 мм. Образование слоя может отразиться на качестве теплоотдачи. В некоторых моторах это способствует увеличению расхода топлива и снижению срока службы силового агрегата. Ресурс эксплуатации охлаждающей жидкости в среднем составляет около 30-40 тысяч км пробега.

В результате присутствия силикатов и других неорганических кислот в основе жидкости, хладагент со временем может перейти в гелевое состояние. В системе появится осадок, который останется на стенках. Из-за появления отложений может произойти засорение радиаторного устройства, что приведет к его поломке. Эта же проблема станет причиной перегрева ДВС.

Основная информация по поводу характеристик и составов разных расходных материалов приведена на ролике, снятом каналом Накачанные колеса.

Благодаря технологичным присадкам в составе антифриза, жидкость образует пленку для защиты от коррозии только там, где уже зафиксированы очаги ржавчины. В результате этого теплоотдача в системе не нарушается. Использование антифриза благоприятно влияет на функциональность мотора в целом.

Как определить, что залито?

Проверить и распознать с помощью цвета, что залито в авто, не получится. Тосол всегда окрашен в синий оттенок. Но современные антифризы выпускаются и в синем цвете.

Если не знаешь, что залито в машине, то определить тип расходного материала можно по нескольким факторам:

  1. Понюхать и попробовать на ощупь. Антифризы обычно не имеют запаха, а если потрогать жидкость на ощупь, то она будет более маслянистой, в отличие от традиционного Тосола.
  2. Определение типа жидкости можно выполнить по диагностике совместимости хладагента с обычной водой. Надо взять из расширительного бачка немного вещества и смешать ее с водопроводной водой в пропорции 1:1. После емкость с хладагентом ставится в морозильную камеру примерно на один час. Если в результате произошло расслоение жидкостей, смешанное вещество стало мутным и на дне образовался осадок, то вы используете Тосол. Если в систему охлаждения вашего авто залит качественный антифриз, то таких проблем не возникнет.
  3. Еще один фактор — устойчивость к отрицательным низким температурам. Налейте небольшое количество хладагента в отдельную бутылку и поставьте ее в морозильную камеру. При использовании Тосола жидкость быстро замерзнет, если же залит хороший хладагент, этого не произойдет.
  4. С помощью ареометра можно выполнить диагностику показателя плотности вещества. Проверка должна производиться при температуре воздуха 20 градусов. С таким условием параметр плотности хладагента должен составить около 1,073-1,079 г/см3. Если это так, то вы используете антифриз.

Ареометр для диагностики уровня плотности Проверка параметра

Для диагностики можно прибегнуть к старому «дедовскому» способу:

  1. Вам понадобится пластина или другое приспособление из металла. Потребуется и резиновое изделие, к примеру, кусок шланга из системы охлаждения.
  2. Из резервуара под капотом автомобиля возьмите немного жидкости. Надо разливать ее в банку или бутылку, куда также следует поместить пластину и кусок шланга.
  3. Спустя 20 минут посмотрите на результат. Расходный материал российского производства создает защитный слой на всех компонентах охладительной системы. Соответственно, и на пластине, и на куске шланга вы увидите едва заметную пленку. Если же металл с коррозией, а пленка образовалась только там, где присутствует ржавчина, то вы используете антифриз. Извлеките изделия из емкости и проверьте их на ощупь.

Как понять, какой антифриз в автомобиле с завода?

Чтобы понять, хладагент какой марки доливать в охладительную систему, нужно знать, что изначально заливается с завода. Самостоятельно определить это не получится. Точное заключение могут дать только результаты лабораторных исследований. Как вариант, можно обратиться к дилеру или прочитать сервисную книжку по эксплуатации. В ней указывается, хладагент какого стандарта надо использовать.

О смешивании хладагентов и результатах можете узнать из видео, снятого каналом Avto-Blogger.ru.

Можно ли что-то залить, если не знаешь?

Если ситуация экстренная, к примеру, во время движения вам пришлось остановиться из-за перегрева двигателя, то в систему охлаждения можно залить и воду. Если это происходит в холодное время года, то рекомендуем долго не ездить на воде, а доехать до ближайшего СТО или гаража, чтобы решить проблему. Даже при заливе жидкости в теплое время года после эксплуатации авто выполняется промывка охладительной системы. В мороз вода быстро замерзнет, а она имеет свойство расширения, поэтому замерзание приведет к повреждению расширительного бачка и патрубков.

Возможно смешивание только тех хладагентов, которые соответствуют друг другу составом и стандартом. не допускается. Это приведет к химической реакции, в результате чего жидкость потеряет свои свойства и не сможет выполнять возложенные на нее обязанности. В системе охлаждения образуются осадки, которые препятствуют нормальной циркуляции расходного материала по магистралям. Из-за потери свойств на внутренних частях радиаторного устройства появится коррозия, которая со временем приведет к серьезным повреждениям агрегата.

Если пришлось смешать Тосол с антифризом, то не оттягивайте процесс замены. Сливать расходный материал обязательно. При смене выполняется промывка мотора, причем процедура повторяется несколько раз. Она делается до того момента, пока из охладительной системы не начнет выходить чистая вода без отложений и следов накипи. Тогда можно считать, что прочистка выполнена успешно. Для промывки допускается применение специальных средств. При заливе учитывайте спецификацию двигателя и рекомендации производителя по использованию антифризов.

Важность охлаждающей системы для двигателя машины не требует разъяснений. Рабочей жидкостью в охлаждающей системе является антифриз, он же охлаждающая жидкость, он же тосол. Рассмотрим подробно принцип действия и свойства антифриза, позволяющие эффективно охлаждать детали агрегата. Как правильно выбрать антифриз, чтобы не нарваться на подделку? Ответы в нашей статье.

Вода как первый антифриз

На заре автомобилестроения охлаждающей жидкостью была обычная вода. Если бы машины ездили только в теплых широтах, то иной антифриз им никогда бы не понадобился. Ведь вода имеет высокую температуру кипения, отлично отводит тепло от нагретых элементов и аккумулирует его. Кроме того, вязкость воды очень мала, что позволяет без проблем прокачивать её насосом. Но есть у воды и серьезные минусы. Это замерзание при достаточно высокой температуре (при нуле градусов), резкое расширение объёма при замерзании, приводящее к разрыву трубопроводов, проявление коррозии металла, образование накипи.

Изначально предполагалось добавлять к воде необходимые вещества, чтобы нивелировать её недостатки. Но, в результате, уменьшались положительные качества воды. Решением проблемы стало применение гликолей.

Этиленгликоль — основа современного антифриза

В качестве антифриза стали применять этиленгликоль. Его температура кипения выше, чем у воды, а точка замерзания -65 градусов Цельсия. Потери на испарение минимальны. Теплоёмкость и теплопроводность этиленгликоля незначительно ниже, чем у воды. Интересно, что даже при замерзании гликоли не образуют сплошную массу льда и не расширяются в объёме. Образуется этакая «каша» с кристаллами льда, плавающими в этиленгликоле. Из недостатков этиленгликоля стоит выделить расширение при сильном нагреве. Потому в системах охлаждения стали применять расширительные бачки. Этиленгликоль не менее агрессивен к металлам, чем вода. Потому к нему добавляют антикоррозионные присадки.

Современная охлаждающая жидкость содержит воду, этиленгликоль, ингибиторы коррозии, краситель и антипенную присадку. В СНГ антифризы по привычке называют «тосолом», это название произошло от популярной во времена СССР торговой марки охлаждающих жидкостей.

Отличаем настоящий антифриз от подделки

Как выбрать настоящий тосол и не нарваться на подделку? Говорят, настоящий антифриз на вкус немного сладковатый. Это правда, но пробовать на язык его категорически нельзя, ввиду его чрезвычайной ядовитости. Отметим, что легенды о добавлении сахара в антифриз сегодня ушли в прошлое. Сахар для данных целей сегодня неоправданно дорог! Некоторые нерадивые продавцы умудрялись также добавлять соль. Это, конечно, превращало радиатор охлаждения и всю охлаждающую систему в замедленную бомбу. Ведь соль губительна абсолютно для всех металлических деталей. Но и это, скорее всего, в прошлом. Еще один народный «тест» – надо поместить антифриз на ночь в холодильник. Если жидкость осталась прозрачной, значит она не поддельная.

Отставим в сторону доморощенные методы определения настоящего тосола. Советуем полагаться на здравый смысл и логику. Во-первых, 1 литр охлаждающей жидкости не может стоить дешевле определенного уровня, определяемого ценой 0,5 литра этиленгликоля, входящего в её состав. Во-вторых, покупать антифриз следует у проверенных продавцов и в надежных магазинах.

Обращайте внимание на целостность заводской упаковки! Каждая упаковка с антифризом должна содержать изображение сертификата качества, также на упаковке должны указывать все основные показатели охлаждающей жидкости. Главные из них – плотность и температура кристаллизации . Не менее важным является уровень кислотности Ph . Он должен быть в пределах 7,0-11,5, что означает нейтральную или слабощелочную среду антифриза. Щелочной показатель позволяет антифризу противостоять кислоте, появляющейся при разложении этиленгликоля, из выхлопных газов и пр. Щелочной показатель измеряют количеством миллилитров разбавленной соляной кислоты, которая необходима для нейтрализации щелочи антифриза. Одним из ключевых показателей является и температура кипения (должна быть не ниже 100 градусов) и массовая доля антифриза, перегоняемая до температуры 150 градусов. Последний показатель должен быть не больше 50%. Он показывает способность жидкости выкипать при перегреве.

Менее важные показатели – вспениваемость, набухание резиновых элементов, коррозия металлов. Интересно, что за сутки любая металлическая поверхность площадью 1 кв.м. под воздействием антифриза не должна потерять более 1 грамма металла.

Напоследок отметим, что предельный срок эксплуатации антифриза в системе охлаждения автомобиля – 3 года или 60 тысяч километров пробега . Но это для нового радиатора и системы охлаждения. В остальных случаях необходимо менять антифриз один раз в два года . Это обезопасит вас от коррозии деталей системы охлаждения, «задубения» резиновых элементов и прочих неприятностей.

Заботьтесь о своём авто, проходите в срок, используйте качественные расходные материалы и машина прослужит вам верой и правдой.

Определяем, какая охлаждающая жидкость залита

Как известно, охлаждающая жидкость является важным расходным элементом в системе любого автомобиля. Поэтому выбор хладагента является приоритетной задачей при его замене. Сегодня мы расскажем вам, как определить - «Тосол» или антифриз залит, и в чем заключаются различия между этими веществами.

Многие опытные автолюбители знают, что оптимальная и эффективная работа мотора транспортного средства обеспечивается качественной залитой охлаждающей жидкостью. Если расходный материал действительно добротный, то он может продлить ресурс эксплуатации комплектующих элементов двигателя, а также обеспечить их нормальную работу.

Антифризы и «Тосолы» разных производителей, дистиллированная вода

Как же быть, если вы не знаете, какая именно охлаждающая жидкость (далее - ОЖ) залита в вашем авто? Определить это не так легко, как кажется на первый взгляд.

Зачем автомобилисту это знать?

Как правило, автомобилисты знают, что залито в их охладительные системы. Но это в том случае, если речь идет о постоянном владельце авто. На самом деле причин, по которым автомобилист хочет узнать, что именно залито в расширительный бачок его авто, может быть очень много. К примеру:

  • Транспортное средство было недавно куплено - было бы логично узнать, какой хладагент залит в систему и когда он менялся в последний раз.
  • В системе охлаждения автомобиля возникли неполадки - плохо работает печка, периодически закипает двигатель. В некоторых случаях эти последствия могут быть причиной некачественной расходной жидкости. Тогда автомобилисту будет интересно знать, какой расходный материал залит в его авто, чтобы впредь никогда им не пользоваться.
  • Система охлаждения работает превосходно в течение долгого времени, в общем, нет никаких недостатков. В этом случае водителю тоже будет интересно узнать, что залито в систему - «Тосол» или антифриз, чтобы в дальнейшем заливать именно эту ОЖ.

Розовая охлаждающая жидкость в расширительном бачке

Основные различия между этими ОЖ

В чем же заключаются различия между традиционным антифризом и «Тосолом»? В первую очередь стоит отметить, что «Тосол» - это та же охлаждающая жидкость только отечественного производства. История того, как на постсоветском пространстве автомобилисты стали называть любой антифриз «Тосолом», уходит на несколько десятилетий.

Тогда при Советском Союзе на авторынке продавался единственный вид хладагента и он назывался «Тосолом». Отсюда это и пошло. Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что главным различием российского «Тосола» от любого другого хладагента является синий цвет. Однако это далеко не так. Цвет расходного вещества зависит исключительно от красителя, который в него добавляют, но ни на какие эксплуатационные характеристики он не влияет. Так что мнение о том, что синий цвет - главное различие между «Тосолом» и антифризом, ошибочное.

Долив дистиллированной воды в расширительный бачок

Состав

Собственно, эксплуатационные характеристики и состав вещества - это главное различие между ними. В составе ОЖ отечественного производства входит этиленгликоль и дистиллированная вода. Кроме того, в составе «Тосола » также присутствуют дополнительные присадки на основе солей неорганических кислот. В частности, речь идет о фосфатах, силикатах, нитритах и нитратах.

В основе любого антифриза присутствует этиленгликоль и дистиллят, а также пропиленгликоль и спирт. Но ключевую роль здесь играют именно органические присадки. Их состав особенно ценен для расходного вещества, поскольку данные присадки увеличивают антикоррозийные и антипенные свойства материала.

Характеристики

«Тосол». В результате того, что на поверхности металлических компонентов охлаждающей системы появляется защитный слой, толщина которого зачастую не превышает 0.5 мм, это отражается на теплопередаче. Именно из-за этого может вырасти расход бензина, а ресурс мотора транспортного средства будет сокращаться. На практике хладагенты отечественного производства теряют свои свойства уже спустя 30-40 тысяч километров пробега.

Залив зеленой охлаждающей жидкости в расширительный бачок транспортного средства

Поскольку в составе «Тосола» могут присутствовать фосфаты и силикаты, эта ОЖ может образовывать гели и осадки на стенках охладительной системы. Образование отложений в системе впоследствии может привести к засорению радиатора и, соответственно, выходу его из строя.

Антифриз. Качественный хладагент образовывает защитный слой только на тех компонентах системы, которые более подвержены коррозии. Кроме того, теплопередача не нарушается, а значит для деталей двигателя использование такой ОЖ более безопасно.

Как определить, что залито?

Как же узнать, какой расходный материал залит? Как сказано выше, по одному только цвету определить никак не получится. Ровно так же, как и понять это по вкусу. Существует миф о том, что вкус у антифриза сладковатый, но это не более, чем просто миф . Да и нужно быть осторожным при «дегустации» - химические вещества, входящие в состав ОЖ, чрезвычайно ядовиты.

Кипение двигателя - результат эксплуатации некачественного расходного материала

Что же делать автомобилисту, если он хочет узнать, какой хладагент залит в охладительную систему его авто?

  • На ощупь и запах. Традиционный антифриз не имеет запаха, а на ощупь это вещество маслянистое. Российский «Тосол» на ощупь не будет таким же маслянистым.
  • По устойчивости к морозу. Если налить небольшое количество ОЖ в бутылку и поместить ее в морозильную камеру, то она не должна замерзнуть. Если замерзла, то скорее всего это «Тосол» некачественного производства, если нет - то это, по всей вероятности, антифриз высокого качества.
  • Совместимость расходного материала с водопроводной водой. Возьмите немного ОЖ из системы своего автомобиля и налейте ее в бутылку. В пропорции один к одному налейте в эту бутылку обычной воды из-под крана, подождите около часа. Если вы увидели расслоение веществ, смесь помутнела или налицо осадок, то это «Тосол» российского производства. При использовании качественного зарубежного антифриза этого всего возникнуть не должно.
  • Узнать, какой хладагент залит, можно по плотности. Но для этого вам понадобится ареометр - специальный прибор для проверки плотности ОЖ. Проверка вещества осуществляется при температуре окружающей среды или помещения более 20 градусов тепла. Если плотность вещества составляет от 1.073 до 1.079 г/см3, то перед вами, скорее всего, хороший антифриз.

Проверка плотности охладительной жидкости при помощи специального прибора ареометра

Есть еще один, так сказать, гаражный способ определения.

  1. Возьмите металлическую пластину или любое другое изделие из железа. Также вам понадобится какая-либо вещь из резины (идеально подойдет кусочек патрубка охладительной системы).
  2. Из расширительного бачка своего авто возьмите немного ОЖ в резервуар и поместите в него металлическую и резиновую детали.
  3. Подождите 10-20 минут. Как известно, российский «Тосол» образовывает защитную пленку на всех без исключения элементах системы, а значит как на металлических деталях, так и на резиновых деталях. Антифриз же считается более «умным» веществом, и защищает только те элементы, которые более подвержены образованию коррозии. То есть он будет защищать только металлические компоненты.
  4. Теперь достаньте обе детали из резервуара и внимательно проверьте их на ощупь. Если вы почувствуете, что пленка образовалась на обоих элементах, то в вашем расширительном бачке залита ОЖ российского производства. Если же пленочку вы чувствуете только на металлической детали, то в системе вашего транспортного средства залит антифриз.

Антифриз закипел и вспенился в расширительном бачке

Более точно определить, что именно залито в системе, никак не получится. Стопроцентный правильный ответ может дать только заключение экспертов в лаборатории. Если вы недавно приобрели авто и не знаете, какая ОЖ в нем залита, то мы посоветуем вам сразу же заменить ее на ту, которую рекомендует производитель машины. Лучше один раз немного потратиться на замену хладагента, чем потом отдавать немалые деньги за ремонт всей системы.

от Сергея Масольда «Как отделить ОЖ от воды?»

http://avtozam.com