Как увеличить срок эксплуатации АКБ? Что нужно делать для продления жизни аккумулятора автомобиля

Считается, что современный автомобильный аккумулятор может прослужить 4-5 лет, практически не требуя особого ухода. На самом деле этот срок может быть заметно снижен или продлен, опираясь на условия эксплуатации автомобиля. Конечно, любому автовладельцу хочется, чтобы аккумулятор его автомобиля «прожил» как можно дольше, особенно если учесть высокую стоимость новой аккумуляторной батареи. Какими способами можно продлить срок ее службы?

Учитывая то, что большинство современных аккумуляторов, использующихся в автомобилях, являются необслуживаемыми или малообслуживаемыми, то рассказывать, как измерять плотность электролита или добавлять дистиллированную воду в аккумулятор, нет смысла. Проще всего, если у вас малообслуживаемый аккумулятор, один раз в полгода обратится в сервисный центр, где его обслужат, то есть дольют воду, проверят плотность электролита, проведут замер напряжения и силы тока. Если на автомобиле установлен необслуживаемый аккумулятор, то минимальный уход, который для него потребуется, вы сможете проводить самостоятельно у себя в гараже, в других случаях, необходимо обратиться на СТО, где приводится обслуживание автомобильных аккумуляторов.

Есть несколько несложных правил, которые ответят на вопрос
как продлить срок службы аккумулятора.

1. Не эксплуатируйте разряженный аккумулятор, особенно зимой. Следует учитывать то, что в зимний период нагрузка на аккумуляторную батарею увеличивается, ввиду того, что повышается расход энергии на обогрев зеркал, приходится длительное время пользоваться фарами, усложняется запуск мотора при низких температурах и т.д. При этом аккумулятор не всегда успевает полностью зарядиться, особенно во время коротких поездок по городу. Поэтому есть смысл перед постановкой машины на ночь в гараж, отключить все потребители электроэнергии, и дать возможность, немного поработать двигателю, чтобы генератор успел зарядить аккумулятор.

2. Постарайтесь максимально облегчить запуск двигателя при низких температурах. Непрерывная работа стартера при запуске мотора не должна превышать 10-15 секунд. Если запуск не удался с первой попытки, то перед следующей попыткой нужно сделать минутную паузу. Непосредственно перед запуском желательно «разогреть» аккумуляторную батарею, включив на 10-15 секунд дальний свет фар. Во время запуска мотора полностью выжмите педаль сцепления, чтобы рассоединить двигатель и КПП, таким образом, избавив стартер от необходимости проворачивать шестерни КПП в загустевшем на морозе масле.

3. Регулярно чистите клеммы аккумулятора и проверяйте его крепление. Также следите за чистотой корпуса аккумулятора. От потеков электролита его можно очистить, протерев тряпкой, смоченной в слабом растворе нашатырного спирта или пищевой соды. Прочищайте вентиляционные отверстия. Для очистки клемм можно купить специальное средство, или хотя- бы просто протирайте их тряпкой. Следите, чтобы аккумулятор был надежно закреплен на автомобиле. Учитывайте, что аккумуляторы очень плохо переносят вибрацию, именно вибрация является одной из основных причин преждевременно го выхода аккумулятора из строя, так как она приводит к осыпанию активной массы с пластин аккумулятора.

4. Заряжайте аккумулятор. Аккумулятор плохо переносит разряженное состояние, чем дольше он разряжен, тем интенсивнее разрушаются пластины. Для зарядки аккумулятора пользуйтесь специальными зарядными устройствами. Зарядный ток должен составлять максимум 1/10 номинальной емкости аккумулятора, например, для аккумулятора емкостью 55 А/ч максимальный ток зарядки составит 5,5 А, а полный заряд будет длиться 10 часов. Зимой проводить такую дополнительную зарядку нужно один раз в 2 месяца, а летом один раз в 4 месяца. Соблюдайте меры предосторожности во время зарядки аккумулятора, не курите и не пользуйтесь рядом с ним открытым пламенем, потому что во время процесса зарядки из электролита аккумулятора активно выделяется гремучий газ.

Зарядка автомобильного аккумулятора

Правильная зарядка автомобильного аккумулятора не маловажный момент для продолжительности его срока службы. Перед тем, как подключить АКБ к зарядному устройству стоит помнить ряд правил и советов.

Если аккумулятор принесен с мороза, обязательно необходимо дождаться момента его оттаивания. Перед самой зарядкой, необходимо отвернуть пробки и проверить уровень электролита, по необходимости добавить дистиллированной воды и оставить пробки открытыми, чтобы заряжаясь, выделяемые пары могли беспрепятственно выходить из АКБ. Исходя из этого, следует, заряжать аккумулятор необходимо в проветриваемом помещении, чтобы не надышаться паров щелочи.

Очень важный момент, на котором можно «подколоться» по невнимательности даже опытному водителю, это соблюдение полюсности при подсоединении зарядного устройства к аккуму, в противном случае, он может выйти из строя. Проверьте после зарядки АКБ плотность в каждой из ячеек, и если хотя бы в одной из них разница в плотности будет на 0,05 г/см, то такой аккумулятор стоит заменить, он не исправен.

"У меня выпуска. Весной прошлого года сменил аккумулятор у офф. дилера и она он уже мёртв. Кроме того я выбрал не дешевый вариант. Почему так получается что новый аккумулятор служит год а то и меньше? Как продлить жизнь аккумулятора? "

Как я, так и любой опытный водитель, наверняка сталкивался с подобной ситуацией, которая происходит даже с «не дешевыми» аккумуляторами. Одна из причин которая портит аккумулятор - это тепло, потому что вода в электролите испаряется и ускоряется процесс сульфатации. Именно в этот момент основные пластины частично разряженной батареи в свинцовый сульфат. Сульфат свинца нарушает химическую способность к заряду/разряду, уменьшает мощность тока, и в конце концов ваш автомобиль не заведется.

Если ваш аккумулятор пережил летнее время не спешите радоваться, аккумулятор подвержен поломке и в холодную погоду. Проблема в том что масло сгущается и следовательно увеличивается нагрузка на стартер, плюс в зимнее время энергопотребление авто выше из-за фар, обогрева стекла, салона и т.д. В любом случае 1 год службы аккумулятора слишком короткий, по всей видимости брак изделия или проблемы с электрикой авто.

Как продлить срок службы аккумулятора автомобиля

  1. «без обслуживания».
  2. Периодически проверяйте уровень электролита и добавляйте дистиллированную воду по мере необходимости.
  3. Выбирайте аккумуляторы с теплопоглощающей пластиной. Избегайте парковки на солнце.
  4. Следите что бы автомобиль регулярно эксплуатировался для своевременной подзарядки. Если ваши поездки коротки этого может не хватить для подзарядки и в следующий раз вы не заведётесь.

Регулярно состояние цепи стартера. Очищайте от коррозии и окисления клемм аккумулятора. Большое накопление ржавчины и окислов сокращают жизнь АКБ ее на 11%.

Такие, на первый взгляд, очень простые действия, помогут на дольше продлить срок службы АКБ и спасут вас от преждевременной покупки нового аккумулятора. Соблюдайте простые правила ухода за аккумулятором и этим сэкономите свои деньги.

«У меня Hyundai Santa Fe 2007 года выпуска. Весной прошлого года сменил аккумулятор у офф. дилера и она он уже мёртв. Кроме того я выбрал не дешевый вариант. Почему так получается что новый аккумулятор служит год а то и меньше? Как продлить жизнь аккумулятора?»

Как я, так и любой опытный водитель, наверняка сталкивался с подобной ситуацией, которая происходит даже с «не дешевыми» аккумуляторами. Одна из причин которая портит аккумулятор - это тепло, потому что вода в электролите испаряется и ускоряется процесс сульфатации. Именно в этот момент основные пластины частично разряженной батареи окисляются в свинцовый сульфат. Сульфат свинца нарушает химическую способность к заряду/разряду, уменьшает мощность тока, и в конце концов ваш автомобиль не заведется.

Если ваш аккумулятор пережил летнее время не спешите радоваться, аккумулятор подвержен поломке и в холодную погоду. Проблема в том что масло сгущается и следовательно увеличивается нагрузка на стартер, плюс в зимнее время энергопотребление авто выше из-за фар, обогрева стекла, салона и т.д. В любом случае 1 год службы аккумулятора слишком короткий, по всей видимости брак изделия или проблемы с электрикой авто.

Как продлить жизнь автомобильного АКБ

  1. Выбирайте аккумулятор «без обслуживания».
  2. Периодически проверяйте уровень электролита и добавляйте дистиллированную воду по мере необходимости.
  3. Выбирайте аккумуляторы с теплопоглощающей пластиной. Избегайте парковки на солнце.
  4. Следите что бы автомобиль регулярно эксплуатировался для своевременной подзарядки. Если ваши поездки коротки этого может не хватить для подзарядки и в следующий раз вы не заведётесь.
  5. Регулярно проверяйте состояние цепи стартера. Очищайте от коррозии и окисления клемм аккумулятора. Большое накопление ржавчины и окислов сокращают жизнь АКБ ее на 11%.

Такие, на первый взгляд, очень простые действия, помогут на дольше продлить срок службы АКБ и спасут вас от преждевременной покупки нового аккумулятора. Соблюдайте простые правила ухода за аккумулятором и этим сэкономите свои деньги.

После моей статьи как выбрать аккумулятор (почитайте познавательно), ко мне стали часто приходить письма и комментарии от моих зрителей и читателей с таким вопросами – «купил новый АКБ, по твоему совету, а он через неделю опять не запускает автомобиль — почему?» Другие просят рассказать — как увеличить срок службы (эксплуатации) батареи. И знаете таких комментариев достаточно много. Собственно поэтому и решил написать статью и снять видео, чтобы разом ответить на все вопросы …


Если честно с эрой необслуживаемых батарей, многие автомобилисты просто не знают, как правильно обслуживать АКБ своего автомобиля. Думают, прокатал пару-тройку (если повезло — пять) лет и сдал в утиль, но это не всегда так. Элементарно самый банальный и простой совет, если машина «не крутит» проверить заряд, возможно от каких-то коротких поездок, от большого количество «потребителей» он разрядился и его банально стоит подзарядить. Не нужно сразу бежать и менять его на новый.

Сегодня я вам дам несколько советов, которые помогут вам продлить срок службы вашей батареи, а иногда и понять, почему идет разряд нового АКБ так быстро. Не будем тянуть поехали:

Генератор (недозаряд или перезаряд)

Генератор это наше все, он восполняет заряд АКБ (когда тот его отдает на запуск). У этой генерирующей установке может быть много различных поломок (особенно через большие пробеги), сильно углубляться не буду, сейчас не в этом суть, но опишу основные:

  • Вышел из


  • Вышли из строя щетки
  • Да банально ремень порвался или проскальзывает


Все это может приводить к недозаряду (тогда либо сульфатация, а зимой аккумулятор замерзнуть может) или перезаряду (выкипит вода из электролита, оголяться пластины, могут разогреться и банально осыпаться). Это никак не продлит срок службы, а наоборот его максимально укоротит (можно убить буквально за неделю). У меня есть статья — , рекомендую к прочтению.

Утечка тока

Сейчас в машину может устанавливаться много различных СТОРОННИХ электронных устройств – сигнализации, гаджеты (навигаторы, видеорегистраторы, КОМБО и прочее). Все это выпитывает энергию из АКБ. Сами подумайте, заглушили машину поставили на сигнализацию, она же должна от чего-то «питаться», вот она и сосет понемногу АКБ. Реально немного, крупные производители за этим смотрят (обычно около 20-30 миллиампер в час). Но не всегда сигнализация может быть качественной, либо неправильно установленной, потому утечки могут возрастать в разы (где-то читал, что аж до 200 миллиампер в час) – а теперь представьте, сколько потратиться за ночь! ДА еще если холодный пуск, короткие поездки и т.д.


Если вы купили новый аккумулятор, а он у вас через неделю опять «сдох», нужно , возможно причина именно в этом.

Упал уровень электролита

В любом АКБ со временем падает уровень электролита, соответственно падает емкость, оголяются пластины, (потому как концентрация становится выше), да банально могут пластины нагреться и осыпаться — если не добавить дистиллированной воды.

В «обслуживаемых» батареях сделать это легко и просто, просто открутили пробки и добавили.


А вот в «необсуживаемых» сделать это ОЧЕНЬ проблематично, они на это не рассчитаны (хотя умельцы у нас умудряются это делать), возможно и у меня будет статья про восстановление.

В любом случае, нужно следить за уровнем, если это возможно, это НАМНОГО продлит срок службы.

Может происходить по многим причинам, но основная, это пары электролита между токовыводом и корпусом. Пары поднимаются и окисляют клеммы. Из-за этого пятно контакта падает, заряд идет хуже, да и токоотдача также ухудшается.

  • Нужно устранить окислы
  • Нужно найти причину их появления. Если есть микротрещины в корпусе АКБ, то нужно их устранить. Есть много видео на эту тему, есть специальные составы (композитные клеи), так что нужно просто желание устранить эту проблему


Плохо это еще и потому что пары при поднимании на поверхность, образуют влажные пятна, которые могут долго не засыхать и через них также может идти небольшой саморазряд.

Крепление корпуса

Многие пренебрегают этим, но это также важно. Любая батарея, практически на любом автомобиле имеет жесткое крепление к кузову. Не стоит его убирать.


Делается это как раз специально, что она не болталась в подкапотном пространстве и чтобы не разбила себе «токовыводы» (микротрещины про которые писал выше), да и в тяжелых случаях корпус

Термокейс для аккумулятора

Это вещь достаточно хорошая, но только если сделана правильно. Если без подогрева, то он НАОБОРОТ будет ухудшать работу батареи. Смысл в чем – если на улице очень холодно, то батарея за ночь сильно промерзнет.


После пуска и прогрева двигателя, теплый воздух наоборот не будет поступать к корпусу АКБ, ему будет мешать термокейс который внутри будет держать холод. Таким образом, вам нужно понимать, что он должен быть именно с подогревом, только тогда от него есть польза. Во всем остальном только ВРЕД.

Большое потребление энергии – долгое прослушивание музыки

Если на вашем автомобиле много различных потребителей (каких-то обогревателей, инверторы, большие колонки-сабвуферы, усилители), вам нужно понимать что штатный генератор со всем этим может — не справится. И тогда он часть энергии, будет брать с аккумулятора, даже если автомобиль работает. ТО есть будет идти разряд. НЕ превышайте потребление своего автомобиля, особенно в зимней период времени, ведь ему и так не легко!


Также дело обстоит и с теми, кто слушает музыку на заглушенном автомобиле, особенно если ее много и она опять же таки мощная. Батарея очень быстро сядет и это никак не способствует ее долгому сроку службы. Если вы меломан, то вам нужно ставить дополнительную батарею в автомобиль.

Холодный пуск – профилактический заряд

Зима для наших с вами АКБ это еще то испытания. При крайне отрицательных температурах он очень плохо берет заряд (однако все же берет). При холодном пуске, помимо того что батарея сама по себе (от холода, потеряла часть емкости), так еще и двигатель нужно прокрутить. Вот вы запускаете мотор, далее пару-тройку минут его прогреваете, 10 минут до работы, батарея не успела взять заряд потраченный при пуске. Затем вы идете на работу, машина опять весь день на морозе и опять холодный пуск – недозаряд. И все это может повторяться каждый день.


Для того чтобы увеличить срок службы, вам нужно делать профилактический заряд, хотя бы раз в месяц-два (причем чем холоднее у вас в регионе, тем чаще его нужно проводить). Если у вас нет зарядника, тогда есть простой способ подзарядить АКБ – просто делайте длительные поездки хотя бы раз в неделю-две (от 40 минут и выше). Тогда ваша батарея и прогреется и подзарядиться.

Стартер – полярность аккумулятора

Зачастую в плохих пусках может быть виноват совсем не аккумулятор, а стартер. Она также может выходить из строя (банально клинит или не работает нормально втягивающее реле) и поэтому запуск двигателя не возможен. Опять же перед покупкой нужно проверить старый, напряжение (должно быть 12,7В), уровень электролита (если есть возможность), можно пройтись . Да и не работающий стартер в любом случае даст о себе знать.

Многие меня спрашивают, а что будет АКБ — если нечаянно перепутал клеммы, взял не той полярности? Ничего хорошего, хотя и не смертельно! Скорее всего вы спалите проводку, предохранители (у меня даже стоит на плюсовой клемме), ну и (есть большая вероятность). Так что осторожнее.

Вот такие вот советы, думаю было полезно. Сейчас видео версия статьи

На этом заканчиваю, ухаживайте за своей батареей и срок службы ее ОДНОЗНАЧНО увеличится. НА это все – искренне ваш АВТОБЛОГГЕР

Ничто не вечно под луной - и, к сожалению, в случае с аккумуляторами это «не вечно» иногда наступает очень и очень быстро. Буквально полгода-год неправильной эксплуатации батареи - и всё: электросамокат, который без подзарядки легко пробегал 30 километров и больше, сейчас едва-едва проползает 15-20. Как сохранить ёмкость аккумулятора в близком к заводскому состоянии? Давайте разбираться.

ВАЖНО : Сразу смиритесь с тем, что со временем аккумулятор всё равно потеряет часть ёмкости, такова особенность его конструкции. При правильной эксплуатации максимальный заряд батареи будет уменьшаться от ~1% до 5% ежегодно, и сделать с этим ничего нельзя. Поэтому далее мы будем говорить только о том, как избежать ещё более быстрой «усадки» аккумулятора.

Избегайте глубокой разрядки

Первый - и, наверное, самый главный - совет: никогда не сажайте батарею «в ноль». Почти во всей современной технике используются аккумуляторы, а они очень не любят оставаться пустыми. Выбрали заряд батареи до дна? После следующей зарядки она восстановит уже не 100, а 95-97% ёмкости. При повторных «инцидентах» ёмкость продолжит падать дальше.

Идеальное значение для подзарядки - 35-50% от максимальной ёмкости. Но далеко не всегда и не со всей техникой получается ставить аккумулятор на зарядку именно на этих отметках: если в случае с телефоном, как правило, проблем не будет, то велосипед с пробегом 50% вряд ли порадует. В любом случае, старайтесь не допускать разрядки батареи ниже 10% - это серьёзно продлит жизнь аккумулятору.

Сразу отключайте батарею после зарядки

Перезаряд - поступление тока уже после того, как аккумулятор на 100% заряжен - влияет на ёмкость батареи даже негативнее, чем глубокая разрядка. Большинство современных батарей (и зарядных устройств) автоматически прекращают подачу энергии сразу после того, как аккумулятор будет заряжен, но, если Вы используете неоригинальное зарядное устройство - или если речь идёт о дешёвой батарее без встроенного контроллера - ток продолжит поступать. Поэтому, если есть такая возможность, отключайте зарядное от розетки сразу после окончания процесса зарядки.

Не допускайте перегрева или переохлаждения батареи

Литий-ионные батареи крайне чувствительны к перепадам температуры. На морозе они разряжаются быстрее обычного (в чём тоже ничего хорошего нет), а на жаре начинают терять максимальную ёмкость.

Оптимальной температурой для аккумулятора считается 15 о Цельсия. Любое отклонение от этой «комфортной» отметки приводит к тому, что максимальная ёмкость батареи будет падать - причём жара влияет гораздо негативнее, чем холод:

  • При «нуле» по Цельсию аккумулятор будет терять ~6-7% ёмкости в год;
  • При 25 градусах падение составит до 15-20%;
  • При постоянных 40 градусах батарея может «похудеть» на 35-40%.

Это не значит, что нельзя кататься на, к примеру, или в жаркие летние дни - просто старайтесь не заряжать аккумулятор полностью. Держите заряд на уровне 80-90%, тогда жара нанесёт батарее значительно меньше вреда.

Храните аккумулятор правильно

На примере : летний сезон закончился, на улицах воцарилась осенняя грязь, которую потом сменят зимние холода. Двухколёсный электротранспорт, скорее всего, месяцев на 6-7 - а то и дольше - отправится на полку. Так вот, чтобы сохранить ёмкость аккумулятора максимальной, убедитесь, что батарея перед длительным хранением не осталась пустой.

Максимально заряжать её тоже не следует. Оптимальный уровень заряда - это те же 45-50% от общей ёмкости. И, конечно, батарею очень желательно хранить при температуре +15-18 о C, не допуская попадания прямых солнечных лучей.

Если аккумулятор проведёт на полке полгода или больше, раз в 3 месяца устраивайте ему «контрольный прогон». Достаёте гаджет, разряжаете его до 10-15% батареи, потом полностью заряжаете и снова разряжаете до 45-50%. Процедура очень простая, но она хорошо помогает сохранить максимальную ёмкость аккумулятора.

Пользуйтесь только оригинальным зарядным устройством

Универсальных зарядок для полно, и все они, в общем-то, работают… но пользоваться подобными устройствами можно только в том случае, если оригинальное зарядное утеряно и его вот вообще никак не достать.

Дело в том, что оригинальная зарядка точно рассчитана на особенности конкретной модели аккумулятора: оптимальная сила тока, оптимальная вольтаж, оптимальная режим зарядки. Производитель делает всё возможное для того, чтобы батарея прослужила как можно дольше, и создаёт для неё идеальные условия, продлевающие жизнь аккумулятора. Универсальные зарядники такого преимущества лишены.

Следуйте приведённым выше советам, и Ваша батарея прослужит Вам долгие годы!