Как устанавливать парктроник: инструкции, советы специалистов. Установка парктроника своими руками Электрическая схема парктроника

Парктроник - это система помощи водителю для безопасной парковки автомобиля. Каждый год на улицах городов появляется много новых автомобилей. А число мест для парковки автотранспорта увеличивается совсем незначительно, и водители вынуждены ставить свои автомобили более плотно друг к другу, что часто приводит к возрастанию количества дорожных происшествий.

Для предотвращения неприятных ситуаций при парковке существует парковочный радар, который называется парктроником. Он помогает водителю совершить безопасную парковку своей машины в сложных условиях. Это будет коротким ответом на вопрос: что такое парктроник. Это устройство будет особенно актуально для начинающих водителей и женщин.

Существует несколько исполнений таких устройств. Имеются парктроники:

  1. Принудительного типа.
  2. Постоянно работающие. Такие устройства будут неподходящими для условий городского движения, где эта система будет постоянно выдавать звуковой сигнал об опасном приближении, что будет для водителя утомительным. Поэтому для города лучше применять парктроники с выключением и включением принудительным способом.

Подаваемые сигналы водителю от этой системы могут быть разными. Популярными являются сигналы звуком, а также с видеомониторами и графической шкалой. Подбор монитора следует осуществлять с учетом опыта и мастерства водителя. Часто современные парктроники включают в себя несколько типов сигнала: видеомонитор или шкала, плюс звуковой сигнал.

Для начинающих водителей звуковой сигнал не подходит, так как по сигналу, который меняет свою тональность, трудно определить удаление от объекта, а форма объекта тем более будет неразличима. Это может быть ветка, бордюр или бампер другого автомобиля.

  • Цифровой дисплей изображает удаление до возможного объекта и служит для водителей с хорошим глазомером и умением определять расстояние.
  • Графический экран также хорош. Он имеет больше информации, по сравнению со звуковым сигналом, и определяет препятствие, удаление до него и ориентировочное расположение. На индикаторе графическом можно наглядно увидеть изменение удаления до объекта.
  • Парктроник с видеоэкраном показывает предмет, расположенный по пути движения, и сам путь. Но полноценное изображение будет, когда на машине есть несколько датчиков одновременно.
  • Современные модели парктроников имеют высокотехнологичные функции, например, измерение температуры внешней среды, говорящие голосом человека и т. д.

Принцип действия

Будем рассматривать наиболее популярный ультразвуковой парктроник. Его принцип действия довольно прост: в автомобильный бампер встраиваются сенсорные датчики, передающие и принимающие звуковые сигналы. Система определяет расстояние до объекта по принципу времени прохождения звукового сигнала от датчика до объекта и обратно. Такой расчет возможен благодаря постоянной величине скорости звука.

Водитель получает разные виды сигналов: звуковой, визуальный или комплексный. В разных видах парктроника вмонтирован жидкокристаллический дисплей, на котором видно расположение машины относительно объекта и удаление между ними. Практически более понятным является звуковой сигнал, однако это зависит от навыка водителя.

Необходимые материалы для монтажа

Для установки системы парковки самостоятельно не нужны профессиональные навыки. Такую работу может выполнить любой водитель. Для этого необходимо просверлить отверстия в бампере и выполнить электрическое соединение проводов. Основная часть инструмента имеется в любом гараже.

Набор многих парковочных радаров включает в себя:

  • Ультразвуковые датчики. Количество зависит от приобретаемой модели.
  • Соединительные провода.
  • Дисплей.
  • Электронный блок.

В комплектации некоторых исполнений включена фреза для выполнения отверстий для датчиков, и другие мелочи. Если такой фрезы нет в комплекте, то можно воспользоваться обычным сверлом, которое легко приобрести в любом магазине. Перед этим необходимо точно измерить посадочный диаметр датчика, учитывая, что фреза должна превышать диаметр датчика на величину 1 мм.

Для монтажа и подключения системы парковки потребуются следующие материалы:

  • Комплект элементов парктроника.
  • Фреза для отверстий датчиков.
  • Дрель или шуруповерт.
  • Гаечные ключи.
  • Мультиметр, рулетка, изолента и карандаш.

Все автомобили разные и сразу невозможно учесть все нюансы установки, поэтому могут понадобиться и другие инструменты, и разные мелочи, например, паяльник, пассатижи или схема электропроводки автомобиля.

Установка парктроника своими руками

Перед монтажом целесообразно убедиться в исправности комплекта оборудования. Для этого нужно соединить блок управления сигналами с сенсорными датчиками с помощью проводников и проверить, есть ли реакция парктроника на различные объекты.

Схема установки

Такая схема монтажа является универсальной, и может применяться для многих автомобилей. По этой схеме в задний и передний бампер устанавливаются датчики и камера, соединяемые проводами с управляющим блоком. Экран парктроника может монтироваться как на панель приборов, так и сзади автомобиля в салоне, и также соединяется с блоком проводами.

Установку начинают со сверления отверстий для сенсоров. Это наиболее ответственная задача, к которой подходят с большой тщательностью. На многих автомобилях бампер можно не снимать, однако если для вас это удобнее, то можно снять бампер.

В первую очередь следует разметить места на бампере для установки датчиков. В руководстве к парктронику можно найти правила установки - наилучшее расстояние между сенсорами и до земли. Эти правила являются важными, и их необходимо учитывать при разметке отверстий.

Затем следует наклеить скотч на места сверления отверстий, и разметить шилом их центры.

Перед сверлением отверстий следует еще раз проверить правильность разметки, так как потом уже ничего не исправить. С использованием фрезы или сверла следует просверлить отверстия в бампере размеченные отверстия. Важно, чтобы датчики после установки имели строго горизонтальное направление, поэтому сверлить необходимо строго перпендикулярно поверхности бампера.

Далее в отверстия необходимо вставить сенсоры проводами вовнутрь. На некоторых машинах под бампером имеется специальная подкладка, которая называется демпфером. Тогда провода следует протянуть с помощью гвоздя, примотав к нему изолентой провод. Перед этим необходимо сделать отверстие в демпфере для протяжки провода, и также с помощь гвоздя или проволоки затянуть внутрь.

Затем нужно вставить датчик и зафиксировать его с обратной стороны крепежными кольцами, находящимися в комплекте. Важным моментом является правильная последовательность установки датчиков, обозначенных буквами А, В, С и D. На бампере они должны стоять в этом же порядке слева направо.

Обычно датчики обладают серебристым или черным цветом, а при надобности их можно красить в цвет бампера. Эта работа не влияет на долговечность и чувствительность, а ваш автомобиль выглядит элегантнее. Выбрать краску можно путем компьютерного подбора или примерно.

Обычно блок сигналов монтируют в багажнике, но он может фиксироваться внутри крыла или в салоне под панелью приборов. Рассмотрим наиболее популярный пример установки.

Работа будет происходить в багажнике и под бампером. Сначала нужно освободить багажник и снять облицовку. Провода от датчиков нужно смотать вместе изолентой или пластиковыми стяжками, либо провода проложить в гофре, защищающей их. Скрепленные вместе проводники нужно провести в багажник под бампером через отверстие. Если нет отверстий в багажнике, то следует просверлить его и после протяжки проводников загерметизировать его герметиком.

Затем следует подобрать место для установки управляющего блока сигналов. Такое место должно быть безопасным, чтобы его не сорвало багажом при перевозке. Блок фиксируется к любой поверхности на двухсторонний скотч. Нужно сорвать пленку и зафиксировать блок.

Парктроник начинает работать, когда включается задняя скорость. Поэтому после фиксации блока управления, его нужно подключить от фонарей заднего хода, учитывая полярность. Сначала нужно найти провода заднего хода и выяснить из них плюсовой проводник. Обычно эти провода имеют красную и черную окраску, поэтому красным должен быть положительный провод. Для верности следует проверить полярность мультиметром.

Подключение проводов производится двумя методами:

  1. Старый «дедовский» метод - очистить изоляцию с концов проводов и скрутить их вместе. Далее соединение проводов обмотать изолентой. Эту операцию нужно повторить со всеми парами проводов - отрицательным и положительным проводом.
  2. Современный способ - применяем специальные заклепки. При сжатии они образуют хороший контакт проводов. Это наиболее удобный способ, так как нет необходимости снимать, или срезать изоляцию. Такие заклепки могут быть в комплекте оборудования, но также продаются отдельно в магазине.

На положительный провод от фонаря заднего хода установить заклепку. В другое отверстие вставляем проводник питания блока. Далее пассатижами вдавливаем металлическую перемычку, протыкающую два кабеля и образующую между проводами контакт.

Затем нужно подключить датчики к блоку управления - каждый проводник от сенсора и каждый разъем на корпусе имеет маркировку.

Следующим шагом нужно определить, куда установить дисплей и закрепить его там. Чаще всего он монтируется на панель приборов. Однако некоторые умельцы могут устанавливать экран сзади салона так, чтобы смотреть на него через салонное зеркало. Экран, как и блок, фиксируется к ровной плоскости на двусторонний скотч. Далее нужно подключить дисплей к устройству обработки сигналов.

Важным моментом является установка экрана сзади салона. При этом нужно учитывать, что на него придется смотреть через зеркало. Это означает, что все объекты, находящиеся на пути, будут отражаться в зеркале наоборот, то есть, в зеркальном отражении. Чтобы отображение было правильным, необходимо поменять последовательность подключения проводов от сенсоров, которые подключены к электронному блоку.

Заднее местонахождение экрана обладает достоинством в том, что не нужно протягивать провода по всему салону к панели приборов. В таком случае электропроводка прокладывается по специальному отверстию под ковриком сиденья, и дальше под облицовкой между крышей машины и бортом. Если дисплей расположен впереди, то провода протягиваются под боковой обшивкой юбки, либо под ковриками.

Всю электрическую проводку нужно зафиксировать изолентой или хомутами. Это же правило применимо и к лишним концам проводов, которые могут создавать шум при движении по неровностям. После окончания прокладки и подключения проводов, нужно включить зажигание, далее включить заднюю скорость и наблюдать, светится ли экран. Если он загорелся, то установка прошла правильно.

​Работа по подключению переднего парктроника такая же, как и заднего, но есть небольшие отличия. При этом необходимо протянуть провода от переднего бампера через подкапотное пространство и салон машины к багажнику, где находится электронный блок обработки. На некоторых машинах перед установкой передней системы парковки необходимо снимать патрубок воздуховода и радиаторную решетку.

Дальнейшие операции необходимо проводить по инструкции. Разметить и просверлить отверстия для сенсоров. Применяем проволоку для протяжки проводов под бампером и фиксируем провода хомутами или изолентой. По технологическому отверстию электропроводка выходит в подкапотное пространство. Чтобы не мешал бачок омывателя, его можно демонтировать.

Провод от левого переднего сенсора целесообразно проложить по другой стороне подкапотного пространства под батареей аккумуляторов. Чтобы протянуть другие провода, необходимо применить имеющуюся гофру. Проводка прокладывается в салон по технологическому отверстию.

Теперь следует определиться с тем, каким образом будет включаться передняя система парковки. В этом случае имеется несколько способов:

  1. Активировать систему индивидуальной кнопкой. При этом придется подсоединять передний парктроник к стандартной кнопке на торпеде или монтировать новую кнопку. Такой метод имеет преимущество в том, что дает возможность применять его, когда это нужно.
  2. Активировать переднюю систему парковки путем включения зажигания. Такой метод будет удобнее, так как нет необходимости всегда нажимать на кнопку. Нужно добраться до проводников под рулевым колесом и выявить провод зажигания, открыть панель руля. Найти проводник зажигания можно с помощью тестера. Вначале подключить зажигание и найти провод, где имеется напряжение бортовой сети. Затем выключить зажигание, при этом напряжение на проводнике должно пропасть. Такой провод у нас обозначен символом «К». подключим от него питание.
  3. Активировать переднюю систему парковки с помощью педали тормоза. При этом нужно подключить питание от лампы тормоза. Найти необходимый проводник можно мультиметром, как и в прошлом способе.

Теперь остается вывести электропроводку по салону машины к установленному блоку обработки. У нас он находится в багажнике. Подключаем провода по инструкции, по такой же схеме, как задний парктроник.

Возможные неисправности

Перед установкой оборудования всегда следует проверять его на работоспособность. Если перед монтажом все работало, то нужно проверить подключение всех основных элементов. Все части должны подключаться по инструкции, находящейся в комплекте.

Следует проверить подключение питания от зажигания или фонарей заднего хода. Также может быть и брак с завода.

Наиболее надежным и быстрым способом определения неисправности является компьютерная диагностика. В настоящее время такую услугу можно заказать во многих автосервисах. Если вы решили самостоятельно найти неисправность, то следует разобраться в ситуации. Чаще всего причиной являются сенсоры, и на них нужно обратить внимание с самого начала. Наиболее популярной проблемой является непрерывный сигнал. На датчик может прилипнуть посторонний предмет, или окислились провода, и произошло замыкание.

Парктроник - это специальное вспомогательное устройство, дающее дополнительное удобство, особенно начинающему автолюбителю, при парковке благодаря расчету расстояния до ближайших к автомобилю препятствий и сигнализирующее о приближении к ним звуковыми и визуальными знаками. Все парктроники работают как радар, т.е излучают ультразвуковые волны специальными ультразвуковыми датчиками и анализируют отраженный от препятствий звуковой сигнал. Чем ближе автомобиль будет от препятствия, попадающего в зону действия ультразвуковых колебаний, тем короче будут звуковые паузы между сигналами, или тем меньшее расстоянии будет отображено на шкале индикации. Если препятствие совсем близко около 30 сантиметров прерывистый сигнал станет непрерывным, говоря о возможном столкновении.


Схема парктроника на цифровой микросхеме

Схема работает по принципу сонара. Ультразвуковой передатчик посылает импульсы, а приемник регистрирует их, если они отразятся от препятствий или преград. Генератор ультразвуковых импульсов, выполнен на элементах микросхемы К561ТЛ2 или ее аналоге. Генератор генерирует частоту около 40 кГц, но ее можно регулировать сопротивлением R14. Питание схемы парктроника происходит от бортовой сети автомобиля от аккумуляторной батареи, через стабилизатор.

Каждый новый импульс на передатчике TX генерируется каждый раз, когда десятичный счетчик К561ИЕ8 находится в состоянии сброса выход Q0. Другие выходы используются для визуализации расстояния от радара до преграды. Отраженный от другого автомобиля или бордюра сигнал улавливается приемником RX и усиливается транзисторами VT1-VT4 и временно переключает триггер на элементах DD1.1 и DD1.2 останавливая работу счетчика. На светодиодном индикаторе загорается соответствующий светодиод, говорящий расстояние до преграды. О самом большом расстояние говорит светодиод HL9, а о минимальном светодиод HL1 и при этом еще заработает звуковая сигнализация.

Регулировкой сопротивления R14 добиваются лучшей чувствительности с частотой около 40 кГц. Настройкой резистора R15 можно задать диапазон между светодиодами. Советую использовать максимальный диапазон на 90 см - по 10 см для каждого светодиода.

Схема парктроника состоит из таймера на микросборке (отечественный аналог КР1006ВИ1)к выходу которого подключен излучающий светодиод HL1; приёмного фотодиода HL2 с ОУ и детектором; трёх компараторов. Операционный усилитель и компараторы собраны на одной микросхеме LM324 (К1401УД2). Выходная световая сигнализация выполнена на светодиодах HL3-5, звуковое оповещение о препятствие выполнено на таймере LN555 и звуковом динамике Z1. Для стабилизации питания схемы использован стабилизатор напряжения на 15 вольт и конденсатор С5.

Работа схемы: Таймер 555 создает последовательность прямоугольных импульсов, частота следования которых задается цепочкой пассивных компонентов R1, R2, C1 и равна в данной случае 120 Гц. Излучающий инфракрасный светодиод HL1 постоянно посылает эти импульсы на препятствие перед автомобилем. Инфракрасный луч, отражается от них и попадает в приемник на фотодиоде HL2. С фотодиода HL2 сигнал следует на операционный усилитель.

Усиленный сигнал детектируется диодами D2-3 и идет на компаратор, собранный на трех ОУ. Напряжение на входах компараторов прямо пропорционально расстоянию до преграды. Делитель напряжения, собранный на сопротивлениях R7–R10 задает необходимый порог срабатывания компараторов. Через диоды D4–D5 и сопротивления R15–R17 сигнал с компараторов проходит на таймер VD3. К третьему выходу таймера подсоединен звуковой пьезоэлемент Z1 типа Зп-22. При расстоянии до преграды около 30см начинает светится первый светодиод и начинают звучать редкие звуковые сигналы - 1-2 раза в секунду. При расстоянии около 15 см - светится второй светодиод и слышны более частые 3-4 раза в секунду звуковые команды. При расстоянии в 7 см и менее– светится последний светодиод и слышны частые звуковые сигналы. Приведенные расстояния можно отрегулировать в зависимости от использованных в конструкции типов инфракрасных компонентов.

Схема парковочного радара выполнена на печатной плате. Инфракрасные фото и светодиоды можно взять почти любые, но обязательно разделить светонепроницаемой трубкой. Также требуется продумать защиту от солнечной засветки. Устанавливать излучающий и приёмный компоненты можно впереди или сзади транспортного средства.

Парковочный датчик своими руками на AN6884

Данная радиолюбительская разработка, это еще одна попытка создать простой парковочный датчик своими руками, сигнализирующего о приближении транспортного средства к препятствию. В схеме применяется отраженный ИК-луч, точнее инфракрасный светодиод излучает вспышки с частотой следования 5-6 кГц.

ИК светодиод должен быть направлен в сторону вероятного препятствия. Излученный им свет отражается от препятствия и принимается фотодиодом, на котором генерируется переменное напряжение с частотой идущих вспышек. Сила светового потока, попадающего на фотодиод прямо пропорционально расстоянию до преграды. Поэтому, чем она ближе, тем выше значение этого переменного напряжения. Схема представляет собой типовой двух каскадный усилитель переменного тока и индикатор уровня переменного напряжения на микросборке AN6884.

Индикация реализована на пяти светодиодах, чем больше их светится, тем ближе препятствие. Регулировкой подстроечного потенциометра на выходе фотодиода можно настраивать чувствительность приемного тракта, т.е дальность действия и индикации, чтобы получить наилучший результат.

Генератор ИК-импульсов состоит из ИК-светодиода, транзисторного токового ключа VT3-VT4 и генератора импульсов на двух элементах микросборки D1. В роли D1 подойдет любая КМОП микросборка, у которой имеется как минимум два инвертора. Импульсы с генератора следует на транзисторный ключ, который осуществляет коммутацию ток протекающего через ИК-светодиод.

Принимает отраженные вспышки фотодиод FD1. Эго можно позаимствовать от ПДУ старых телевизоров. Кроме ИК-света фотодиод фиксирует и солнечный свет, поэтому, чтобы отделить от них нужный сигнал применяется схема, в которой фотодиод включен как фоторезистор, через который протекает некоторый ток через R1. Напряжение в точке соединения R1-FD1 обладает постоянной составляющей, которая зависит от резистора R1 и солнечного излучения.

Затем, сигнал попадает на усилительный каскад на биполярных транзисторах VT1 и VT2, по схеме с ОЭ. Переменный резистор чувствительности R7 включен на входе усилителя, чтобы защитить усилитель от возможной перегрузки.

Степень близости к преграде оценивают по величине переменного напряжения на коллекторе биполярного транзистора VT2. Измеритель этого напряжения собран на микросборке AN6884 по типовой схеме. Чем выше уровень переменного напряжения, следует на восьмой вывод, тем большее горит светодиодов HL1-HL5.

Фотодиод и ИК-светодиод должны быть расположены в одной плоскости и ориентированы в одну сторону (не друг на друга, а на преграду). Расстояние между ними где то 30 мм. Между ними должна быть смонтирована непрозрачная перегородка, блокирующая попадание прямого света от HL6 на HD1. Сверху рекомендуется сделать подобный непрозрачный козырек, понижающий в разы количество солнечного света, идущего на датчик.

Парктроник на LM567 и LM555

ИК-датчик способен заметить препятствие на расстоянии до одного метра, при обнаружении он посылает импульсную посылку на детектор тонального сигнала, который запускает таймер типа LM555 генерирующий ШИМ-сигнала для пьезозуммера. По звуку этого зуммера водитель ориентируется, на каком расстоянии от транспортного средства имеется препятствие.


В роли ИК датчика в данном случае служат два ИК-светодиода LED1 и LED2 и фототранзистор Q1. Светодиоды создают луч, который при его отражении от препятствия идет на фототранзистор, тем самым, открывая его. Выходной сигнал с транзистора следует с частотой 20 КГц, поэтому мы используем детектор тонального сигнала LM567. Микросхема способна интерпретировать частоту, генерируемую другим элементом, и дать выходной сигнал в соответствии с текущим приложением. Поэтому, LM567 генерирует подходящий сигнал для запуска таймера на LM555, который собран по схеме нестабильного мультивибратора. Выходной сигнал таймера следует на светодиод для рабочей индикации и на пьезозуммер для звуковой сигнализации о наличии препятствия, а также идет через транзистор Q3 на лампу DS1 для световой сигнализации обнаружения преграды.

Собранная радиолюбительская конструкция легко встраивается в задний бампер автомобиля с заранее изготовленными отверстиями для светодиодов и фототранзистора ИК датчика. Пьезозуммер и лампа индикации монтируются в приборной панели перед глазами у водителя.

С каждым годом на улицах городов появляется все больше автотранспортных средств. Вместе с этим возникает закономерная проблема с наличием, а точнее, отсутствием парковочных мест. Водители все чаще вынуждены «ютиться», в результате чего количество дорожных инцидентов увеличивается. Избегать неприятных ситуаций позволяет специальное устройство - парктроник. Этот гаджет представляет собой парковочный радар, который позволяет водителю ориентироваться во время парковки, сообщая ему о том, сколько метров осталось до ближайшего объекта. Полезный девайс удобен и прост в использовании и подходит как опытным шоферам, так и начинающим водителям.

Принцип работы парктроника одинаков для любой модели устройства. Сначала датчики, которых может быть от 2 до 8, определяют месторасположение препятствия благодаря ультразвуковому сигналу. Как только объект обнаружен - волна возвращается на датчик и через ЭБУ (электронный блок управления) передает звуковой, визуальный или комплексный сигнал о риске столкновения водителю. Некоторые модели имеют ЖК-дисплеи, которыми оснащаются парктроники задние с видеокамерой. Такие устройства стоят дороже, но они позволяют видеть все происходящее позади машины, а также указывают водителю, по какой траектории ему лучше двигаться, чтобы вписаться в узком пространстве.

Установку парктроника можно доверить мастеру из автосервиса, но если вы хотите сэкономить деньги, то произвести монтаж можно самостоятельно. Для этого не потребуется никакого специализированного оборудования или особых навыков. Итак, с чего начать?

Что потребуется для установки парктроника

Перед монтажом вам понадобится подготовить следующее:

  • сам парктроник;
  • фрезу (она часто идет в комплекте с устройством);
  • дрель или шуруповерт;
  • набор ключей;
  • маркер, изоляционная лента или хомуты, тестер и рулетка.

Перед тем как начать сверлить отверстия под датчики приобретенной модели парктроника убедитесь, что девайс работает. Для этого нужно соединить ЭБУ и датчики с помощью проводов. Если устройство будет издавать соответствующий сигнал при приближении к препятствию, значит, все хорошо.

Также ознакомьтесь с инструкцией по установке изделия, так как в зависимости от модели машины или самого устройства вам могут потребоваться дополнительные инструменты. После этого можно переходить к практической работе.

Устанавливаем задний парктроник

В первую очередь необходимо определиться, куда вы планируете установить ЭБУ. Большинство автовладельцев ставят эти элементы в багажнике машины, но некоторые предпочитают размещать блок управления в нише под обшивкой, приборной панелью или на крыле автотранспортного средства. Особой разницы нет, поэтому выбирайте самое удобное, на ваш взгляд, место.

Что касается сенсоров движения, то они устанавливаются на бампере автомобиля, который лучше тщательно вымыть перед установкой парктроника.

После того переходим к следующим шагам.

Разметка

На вымытом и высушенном бампере делаем разметку под датчики. Допустим, парктроник оснащен 4 сенсорами (кстати, это оптимальное количество). 2 элемента необходимо разнести на радиусные части бампера, после этого расстояние между ними необходимо разделить на три равных отрезка для оставшихся двух датчиков. Если в парктронике больше сенсоров, то расстояние между двумя крайними элементами необходимо разделить на большее количество равных частей.

Совет! Разметку лучше делать маркером, так как карандаш может стереться и вы «промахнетесь». Следы от маркера легко удаляются спиртом, который не вредит лакокрасочному покрытию бампера.

Если говорить о высоте, на которой необходимо разместить датчики, то оптимальной считается 50 см от земли. Но этот параметр может отличаться в зависимости от выбранной модели, поэтому обязательно загляните в инструкцию к устройству.

Отверстия

После того как вы несколько раз проверили правильность разметки можно перейти к сверлению отверстий.

Важно! Отверстия сверлятся строго перпендикулярно по отношению к поверхности бампера. Датчики должны «смотреть» на мир в горизонтальном положении.

Используя фрезу, аккуратно просверлите дырки в намеченных ранее местах. После этого с внешней стороны установите датчики, так чтобы сенсоры смотрели наружу и пропустите их провода внутрь бампера. С обратной стороны элементы необходимо зафиксировать стопорными кольцами (идут в комплекте). Если вы опасаетесь что датчики парктроника выскочат из отверстий, перестраховаться можно с помощью клея или силикона.

Совет! Если бампер вашей машины оснащен дополнительной подкладкой - демпфером, то для того, чтобы просунуть провода используйте проволоку, гвоздь или шило.

Еще один важный момент - сенсоры нужно устанавливать в строгой последовательности (слева направо). Для удобства они обозначаются буквами A, B, C, D.

Если датчик отличается от бампера по цвету, то не бойтесь его перекрасить. Это никак не отразится на работоспособности сенсора.

Установка блока управления

Как уже было сказано ранее ЭБУ можно установить в наиболее удобном для вас месте. Мы рассмотрим монтаж блока питания в багажнике автомобиля. Для этого в первую очередь необходимо снять обшивку багажника и смотать провода от всех датчиков вместе с помощью изоленты или хомутиков. После этого их нужно провести под бампером в багажник через специальное технологическое отверстие, которое вы можете просверлить самостоятельно. Далее, заливаем провода герметиком, чтобы защитить и зафиксировать их. После этого бампер устанавливается на свое законное место.

Совет! Блок обработки сигналов необходимо надежно закрепить на поверхности (например, на двухсторонний скотч), чтобы его не сорвало грузом.

Подключение проводов

Подключение парктроника своими руками почти завершено, осталось запитать ЭБУ от ламп заднего хода, соблюдая при этом нужную полярность. Первым делом определитесь с задними фонарями и найдите «плюс», которым чаще всего является красный провод. Если вы сомневаетесь - воспользуйтесь тестером.

Существует два способа подключения проводов:

  • Проверенный метод «дедовский». Для этого нужно снять изоляцию с двух проводов и скрутить их вместе. Место их соединения плотно обмотайте изоляционной лентой. Тоже самое нужно проделать с остальными проводами («плюсом» и «минусом»).
  • Современный метод, для которого используются специальные заклепки. Когда они сжимаются - создается контакт между проводами. При этом резать ничего не придется, также как и снимать изоляцию.

На «плюсовой» провод лампы заднего хода наденьте заклепку, а во второе отверстие подключите провод от блока питания. Плоскогубцами вдавите перемычку, пронизывающую оба провода, создав тем самым необходим контакт между двумя кабелями. После этого таким же образом подключите каждый провод к блоку, каждый разъем которого будет соответственно промаркирован.

Установка дисплея

Дисплей лучше закрепить в самой удобной для вас позиции. При этом также как и для ЭБУ можно использовать двухсторонний скотч. Если вы решили установить дисплей в задней части салона, чтобы видеть его через зеркало заднего вида, не забудьте установить его в правильной позиции, так как в зеркальном отображении право меняется на лево (D, B, C и А).

После этого закрепите проводку с помощью хомутов или изоленты и протестируйте парктроник. Для этого включите зажигание. Если экран загорелся, значит, вы все сделали правильно.

Установка переднего парктроника

Если вы справились с установкой задних сенсоров, то проблем с тем как подключить передний парктроник у вас не будет. Процедура ничем не отличается, так как и в этом случае, вам понадобится просверлить в бампере отверстия и разместить в них соответствующие датчики.

Единственная трудность заключается в том, что передние сенсоры будут постоянно срабатывать в пробках, поэтому продумайте, где разместить выключатель для них, чтобы вы всегда могли их выключить при необходимости.

В заключении

Парктроник - это очень удобный гаджет, который убережет ваш автомобиль от непредвиденных повреждений. Если во время монтажа у вас возникнут трудности, то вам поможет видео-установка парктроника, где наглядно продемонстрирован каждый шаг.

Фотографии сделаны с видео-ролика размещенного на видео-блоге Сделано в Гараже . Огромное спасибо автору!

Парковочный радар позволяет безопасно управлять автомобилем в тесных условиях. С помощью датчиков водитель контролирует расстояние корпуса машины до ближайших объектов, снижая риск столкновения. При этом качество работы парктроника зависит от конфигурации его установки. Существуют разные способы интеграции и расположения датчиков, а также каналов их взаимодействия с управляющим блоком. Производители рекомендуют устанавливать парктроник с максимальным охватом пространства перед автомобилем, но это не всегда целесообразно. В выборе важно учитывать множество нюансов, которые будут рассмотрены далее.

Количество датчиков и конфигурация их размещения

Обычно практикуется установка комплектов из 4, 6 и 8 сенсорных излучателей. В процессе работы каждый датчик путем обработки ультразвукового импульса позволяет оценить расстояние до стороннего объекта. Чувствительные элементы размещаются сзади и спереди автомобиля, а конкретное их количество на каждой стороне зависит от того, какую комплектацию предусматривает парктроник - 6 датчиков обычно делятся на 2 и 4. В передней части устанавливается 2, а 4 - сзади. Неравномерность обусловлена тем, что наиболее опасные «слепые» зоны приходятся именно позади.

Максимальный комплект на 8 датчиков предполагает единственную схемы размещения - по 4 сенсора на каждую сторону. Эксперты не рекомендуют использовать на одной стороне 6 датчиков по той причине, что они обеспечат слишком высокую чувствительность и соответствующий рост процента ложных срабатываний. Также устанавливать парктроник рекомендуется с соблюдением дистанции от земли и расстояния между отдельными излучателями. Высота точки установки от дорожного полотна согласно инструкции составляет 55-60 см. Промежутки между датчиками должны выдерживаться в диапазоне 10-15 см.

Установка по методу врезки

Это классический способ монтажа, который предусматривает создание отверстия в корпусе или бампере автомобиля. Для начала следует выбрать оптимальное место интеграции сенсора. Монтажная точка должна располагаться в удалении от выступающих конструкционных частей машины, среди которых - крепеж запасного колеса, буксирные проушины и т. д. Далее выполняется подводка кабеля, который свяжет датчик и управляющий блок. Провода не должны размещаться в непосредственной близости к системе выхлопа или силовым жгутам местного электрооборудования. Физически устанавливать парктроник желательно в отверстия, проделанные комплектным сверлом. В данном случае будет обеспечен оптимальный диаметр без риска получить зауженную или расширенную нишу. Встройка датчика в подготовленное отверстие реализуется с помощью резиновых уплотнителей, которые также поставляются в комплекте.

Установка накладным способом

Данный метод выгоден избавлением от потребности в отверстии для интеграции датчика. Надо отметить, что формирование монтажной ниши обусловлено необходимостью фиксации сенсорного элемента, а также прокладкой канала связи через проводку. Накладным способом устанавливать парктроник проще, так как в этом случае достаточно использовать специальный клеевой раствор, входящий в комплект. Собственно, по тому же принципу фиксируется электромагнитная лента парктроников - аналог ультразвуковых сенсоров.

Что касается проводки, то накладные модели чаще всего работают по беспроводному принципу. Поэтому вопрос о том, как правильно установить парктроник накладного типа, предполагает лишь выполнение корректной разметки, посадку на клей и дальнейшую настройку.

Монтаж других функциональных компонентов

Минимальная комплектация парковочного радара, кроме датчиков, также предусматривает наличие и дисплея. Первый производит обработку сигналов от сенсоров, а второй представляет уже водителю конкретные данные о расстоянии до объектов. Блок контроллера можно установить в багажном отсеке, но так, чтобы он был надежно защищен от механического повреждения, вибрационных воздействий и влаги. Монтаж осуществляется с помощью специального металлического каркаса, в который вводится сам блок. Как поставить парктроник самому? Для этого достаточно вооружиться шуруповертом, комплектными саморезами или болтами. В подготовленные технические отверстия необходимо прикрутить каркас, а затем шурупами другого формата установить и контроллер. Дисплей устанавливается на видное водителю место - обычно на передней панели. Его можно фиксировать и с помощью кронштейнов или же посадить на липучку, что, впрочем, ненадежно.

Схема подключения

Перед подключением следует отключить управляющий блок от питания, а затем определить визуально каналы проводки. Например, парктроник, 6 датчиков которого соединяются по классическому проводному способу, будет предусматривать двухстороннее подключение к блоку контроллера. То есть 4 линии необходимо будет подключить к одной стороне реле, а 2 - к другой, направленной к водителю. С лицевой передней стороны реле блока управления обычно имеет разъемы для подключения информационного провода, питающего контура и др.

Беспроводные системы предполагают только подключение блока контроллера и в некоторых случаях дисплея для энергоснабжения. Питание должно обеспечиваться только от аккумулятора и бортовой электросети. Импульсные источники для такой схемы подключения не подходят. Также следует оценить и совместимость с показателем напряжения. К примеру, парктроник Sho-Me в стандартных модификациях можно подключать только к источникам с напряжением 10-15 В.

Для обеспечения стабильного приема сигнала рекомендуется изначально соблюдать корректность положения датчиков. Обычно монтаж своими руками реализуется без учета стороны ориентации чувствительного сенсора. Специалисты же советуют направлять широкую часть ободка вверх. К слову, премиальный парктроник Sho-Me в модификации Y-2616 включает 8 крупных датчиков с выраженными металлическими кольцами. При их установке особенно важно соблюсти это правило. Другой совет касается изоляции проводки. Все подводящие кабели должны быть не просто защищены, но и располагаться в каналах, исключающих контакт с металлической конструкцией или другими элементами электрооборудования.

Заключение

Технология монтажа парковочного радара гораздо сложнее, чем Этим обусловлена жесткая конкуренция между данными ассистентами водителя, в то время как на практике применения датчики более эффективны. И все же правильно продуманная схема расположения сенсоров и линий коммуникации помогает без особых проблем установить парктроник. Цена подобных услуг в специализированных мастерских может варьироваться от 5 до 10 тыс. руб. в зависимости от сложности работы. Для рядового же автолюбителя главная проблема данной операции будет заключаться в прокладке кабельной инфраструктуры. Работа с бортовой электросетью сама по себе накладывает высокую ответственность. Впрочем, можно выбрать и альтернативный способ беспроводного монтажа.

Установка парктроника позволяет избежать столкновения в насыщенном автомобильном потоке. Суть устройства крайне проста, но от этого оно не становится менее эффективным. Специальные датчики подают звуковые сигналы и таким образом считывают особенности внешней обстановки.

Правильно расположенные датчики позволяют определить не только расстояние до забора или бордюра, но и указать на расположение стеклянной витрины. Парктроник после установки отлично сигнализирует даже про мелкие препятствия вроде дорожного столба. Система подаёт звуковое оповещение водителю и тот сбавляет обороты, минуя столкновение с препятствием.

Современные парктроники могут оснащаться камерами и множеством дополнительных функций. При желании вы можете в деталях рассмотреть, что находится позади машины.

Датчики могут устанавливаться как сзади, так и спереди. Если вы хотите сэкономить, то можно обойтись и без установки передних датчиков парктроника. Но при этом вы должны учитывать, что авто становится уязвимо к препятствиям, которые тяжело заметить невооружённым глазом.

Ещё одна причина для установки парктроника с передними датчиками — удобство парковки в особенно сложных местах. Всё дело в том, что, опираясь исключительно на зрение, бывает крайне тяжело оценить расстояние к ближайшей машине на парковке. Парктроник полностью избавляет вас от таких проблем. Он укажет вам точное расстояние до ближайшего бампера, и вы сможете осуществить парковку по всем правилам.

Неудивительно, что множество людей задумывается о приобретении и установке парктроника. К счастью это устройство не является особенно дорогим. Его можно приобрести за 2—3 тысячи рублей. Конечно, такой парктроник будет обладать максимум шестью датчиками (три устанавливаются спереди и три сзади). Но даже этого будет вполне достаточно, чтобы с большим удобством ориентироваться в городе.

Сколько должно быть датчиков в хорошем парктронике

Минимальная комбинация 3 сзади и 2 спереди. Очень важна правильная установка датчиков парктроника. Если неправильно подключить провода, то даже самая хорошая система будет постоянно давать сбои.

Совет! Устройство начального уровня можно приобрести за 1,5—2 тысячи рублей.

Намного больше интереса представляет система, включающая контроль слепых зон со всех сторон. Цена подобного парктроника составляет порядка 10—15 тысяч рублей, но возможности устройства действительно поражают. Оно защищает автомобиль во время поездки, предупреждая водителя об опасности в режиме реального времени.

Важно! Установка дорогих парктроников с полным контролем слепых зон куда более сложная задача и требует вдумчивого подхода.

Установка парктроника, следящего за слепыми зонами, позволяет застраховать автомобиль от аварий, которые могут произойти во время перестройки из ряда в ряд. Специальный радар постоянно сканирует пространство. Мало того, умная система исключает из списка потенциальных опасностей машины, которые обгоняете вы.

Совет! Хорошим парктроником, установка которого позволит вам повысить безопасность на дороге, является ParkMaster Plus BS-4661.

Установка парктроников с контролем слепых зон позволяет контролировать те зоны, которые не попадают в поле видимости боковых зеркал. Оповещение осуществляется посредством звуковых сигналов и светодиодов. Светодиодная панель крепится возле зеркала заднего вида (в большинстве случаев).

Обычно в комплект установки парктроника с контролем слепых зон входит 6 датчиков, располагающийся на бамперах, и четыре по бокам. Правильно установленные модули незаметны невооружённым глазом. Чтобы их отыскать нужно быть специалистом или потратить много времени и сил на изучение бамперов.

Совет! Датчики монтируются с внутренней стороны бампера. Это делает их практически незаметными.

Хорошо помогает замаскировать датчики покраска. Отдельного упоминания в современных системах заслуживает интеллектуальный элемент. Встроенное программное обеспечение легко отличит парковочный столбик от машины, движущейся со скоростью 150 километров в час.

Установка парктроника с контролем слепых зон позволяет безопасно выполнять сложные манёвры на дороге без малейшего риска для безопасности пассажиров и транспортного средства. Мало того, датчики отлично выполняют свои функции в полной темноте.

Установка

Подготовка

Для установки переднего парктроника используется витая пара с сечением в 0,2 мм. Для того чтобы подключить всю систему нужно не менее 12 метров провода. Блок устанавливается в багажнике. Именно к нему будут тянуться провода.

Важно! От багажника идут провода к динамику и кнопкам.

Количество проводов, идущих к заднему бамперу, зависит от числа датчиков, которые находятся в комплекте для установки. Необходимо подключить штекеры к кнопкам и блоку. Также нужно будет подсоединить динамик. Чтобы создать надёжные соединения при установке парктроника вам понадобится гофра и изолента.

В качестве примера для установки возьмём самую сложную систему, состоящую из 12 датчиков. Крепления передних боковых модулей немного отличаются от остальных. При установке системы особую роль играет место, начала проводки. В некоторых машинах — это левая фара, а в других правая.

Нужно знать из которой фары выходит проводка, чтобы сделать правильную распиновку. К заднему бамперу необходимо добавить два провода и столько же штекеров. Штекеры нужны для боковых датчиков.

Необходимый для работы инструмент

Важным этапом подготовки к установке парктроника является подбор нужного инструментария, в него входит:

  • бокорезы,
  • рулетка,
  • карандаш,
  • малярный скотч,
  • гаечные ключи,
  • отвёртки,
  • дрель,
  • изолента,
  • эпоксидный клей.

Естественно, что для установки парктроника вам понадобится сам набор, комплектность которого не помешает проверить перед непосредственным монтажом.

Процесс установки переднего парктроника

Чтобы процесс установки парктроника прошёл без эксцессов старайтесь выполнять всё по инструкции с учётом, конечно же, технической спецификации вашего авто. Сама процедура состоит из таких этапов:

  1. Снимите оба бампера.
  2. Демонтируете фары и удалите обшивку багажника.
  3. Выньте приборную панель. Тоже нужно сделать с правым подкрылком и бардачком.
  4. Провод протягивается по левому борту.
  5. От приборной панели сделайте ответвления к динамикам и кнопкам.
  6. Провода протягиваются к заглушке (обычно она устанавливается между дверью и передним крылом).
  7. Проделайте в заглушке отверстие и проденьте в него провода. Предварительно витую пару нужно упаковать в гофру.
  8. Провода дотягиваются до фары. Делается всё это под крылом автомобиля.

Собственно — это и есть основная методика установки парктроника. В процессе работы, лучше всего использовать тряпичную изоленту. Она обеспечивает хорошую изоляцию и приличный внешний вид.

Вариант установки парктроника 2

Установку парктроника своими руками можно провести и по-другому. В качестве наглядного примера можно взять парктроник BEA 300. Его цена находится в средней ценовой категории и обеспечивает высокий уровень контроля на дороге.

Датчики парктроника монтируются в бампер. Для установки вам понадобятся фрезы на 20 мм. При этом необязательно использовать оригинальные комплектующие, можно обойтись менее дорогими аналогами.

Чтобы осуществить установку парктроника снимите бампер и обивку внутри багажника. Болты находятся под накладкой, поэтому её придётся снять. Открутите внутренние крепления, которые фиксируют бампер.

Внимание! Чтобы открутить саморезы брызговиков при установке парктроника понадобится специальный ключ.

Внизу бампер фиксируется двумя саморезами. Их может быть и больше в зависимости от конкретной модели автомобиля. Чтобы установка парктроника прошла по плану придётся открутить их все.

Иногда возникают трудности при снятии бампера из-за ржавчины, которая образовалась в местах фиксации. Эту проблему лучше всего решит WD-40. Это уникальная смазка, которая позволит с лёгкостью снять бампер. Достаточно нескольких капель и саморезы открутятся.

Наметьте места, куда будете монтировать датчики. Учтите, что расстояние до земли должно быть не менее полуметра. В противном случае датчики будут постоянно срабатывать, принимая лежачих полицейских за препятствие.

Важно! Расстояние между каждым датчиком — 25 см.

Модули парктроника должны быть установлены так, чтобы центральное устройство находилось на осевой линии бампера. Вначале возьмите шило и наметьте будущие отверстия. Для дальнейшей работы вам понадобится дрель.

Учтите, что пластик может легко плавиться от работы дрели. Чтобы этого не происходило время от времени поливайте поверхность водой. Это позволит остудить материал и минимизировать вред, наносимый инструментом.

Минимальный размер отверстия 18 миллиметров. Здесь всё во многом зависит от модели парктроника, установку которого вы проводите. После того как дырки просверлены можно заняться прокладкой проводки.

Предварительно поверхность нужно протереть тряпочкой и просушить. Места, где будут устанавливаться датчики нужно обработать специальным клеем. Перед этим наносится обезжиривающий состав. Он обеспечивает прочность клеевого сцепления.

Когда вы наклеите датчики, следующим этапом установки парктроника будет закрепление бампера на авто. При этом нужно протянуть склейку проводов в предварительно приготовленное отверстие.

Самым ответственным этапом установки парктроника является монтаж блока управления. Подключение к электрической схеме автомобиля необходимо делать по мануалу, который идёт в комплекте с устройством. При этом нужно периодически сверяться с инструкцией авто, чтобы знать, какой кабель, куда подключать.

Динамики нужно размещать там, где их будет лучше всего слышно. Часть кузова между передним стеклом и дверью идеально для этого подойдёт. Питание всей системы будет осуществляться от задней лампы машины.

Установка парктроника своими руками подразумевает протягивание проводов под накладками. При этом излучатель можно вывести в левую стойку. Более традиционным считается размещение под скобами ремней.

В конце вся система тестируется. Если всё в порядке, значит, установка парктроника прошла успешно и можно его протестировать в реальных условиях. Тем не менее не стоит выезжать сразу на трассу лучше опробуйте новое устройство где-нибудь неподалёку от гаража.

Итоги

Установка парктроника позволяет обзавестись нужным гаджетом, который позволит вам парковаться даже в самых сложных местах. Мало того, продвинутые модели способны упростить маневрирование и обезопасить транспортное средство от столкновения с другими автомобилями. Главное в установке — это внимательность и скрупулёзность. Особое внимание стоит уделить проводке.