Как тормозить с ABS на льду и снегу зимой. Как правильно тормозить на автомобиле с разными коробками передач и абс Абс не дает тормозить

Приступая к обсуждению темы торможения зимой, первым делом необходимо отметить, что практически самым главным условием правильного торможения в период гололеда является выбор водителем «зимней» скорости. Обычно водители с достаточным опытом вождения, с наступлением зимы, автоматически переходят на более спокойный способ езды. Этот способ заключается не только в снижении средней скорости движения, но и в увеличении дистанции с соседними автомобилями, а также в переходе на специальную технику управления машиной.

Водители же с небольшим стажем постепенно нарабатывают опыт, учась на собственных ошибках и анализируя все временные недостатки собственного стиля вождения. То есть, чтобы научиться чувствовать себя уверенно на покрытой льдом дороге, следует постоянно совершенствовать собственную водительскую технику, независимо от стажа нахождения за рулем авто.

Торможение без ABS

Если ваша машина не оснащена системой автоблокировки колес, а сами вы являетесь водителем-новичком – от вас потребуется повышенная внимательность и умение «прислушиваться» к поведению вашего автомобиля. Здесь следует отметить способность различать характерный звук блокируемых колес при нажатии педали тормоза. Этот звук должен служить водителю сигналом о том, что , и автомобилю будет трудно остановиться – по принципу детских санок, катящихся с горки до тех пор, пока на их пути не возникнет какое-либо препятствие.

Чтобы не довести ситуацию до встречи с препятствием, при возникновении характерного звука следует отпустить тормозную педаль, чтобы разблокировать колеса – тогда контроль над управлением снова перейдет к водителю, благодаря силе инерции. Для того, чтобы такая опасная ситуация не повторилась в дальнейшем, водителю следует отрабатывать специальную технику так называемого прерывистого торможения, которая достигается путем частого, но недолгого нажатия на педаль тормоза. В этом случае торможение на льду будет удобно тем, что машина снизит скорость, однако колеса не заблокируются – это позволит автомобилю не только правильно затормозить, но и не отклониться от выбранной траектории движения.

Внимание – распространенная ошибка!

Вообще торможение на льду способом «в пол» является главнейшей ошибкой водителей. Любые резкие движения – рулем или педалями тормоза и газа – вообще категорически , когда коэффициент сцепления шины с дорогой крайне низок. При резких движениях на скользкой дороге колеса неизбежно блокируются, что приводит к заносам задней или передней осей автомобиля. Поэтому, как уже говорилось выше, тормозить нужно прерывисто или ступенчато – тогда машина сможет притормозить еще до того, как колеса заблокируются и, таким образом, вы сможете избежать заноса

В случае если вы располагаете достаточно обширным местом для торможения, можно использовать так называемый комбинированный способ торможения зимой, который заключается во включении понижения передачи одновременно с торможением. При использовании этого метода главное не сбить двигатель – для этого необходимо включать передачи только при соответствующем им диапазоне скорости, чтобы избыточная тяга, направленная на ведущие колеса, не помешала устойчивости машины

Торможение с ABS

К сожалению, не всегда совершенна – особенно ее первые вариации. Владельцам авто, оснащенных ABS, следует помнить о том, что тормозной путь их машин, при определенных обстоятельствах, может стать даже длиннее, нежели на автомобилях без антиблокировочной системы.

Компьютерный «мозг» ABS рассчитан на считывание и анализ колесных тормозных импульсов, чтобы система имела возможность уравновешивать колеса, если одно из них начинает блокироваться. Все бы хорошо, но вот на скользких участках АБС «не понимает», как ей действовать – именно с этим, и связана излишняя длина тормозного пути. Конечно, ABS последних годов выпуска таких проблем обычно не имеют, и благодаря работе системы в экстренной ситуации можно вовремя остановиться, а также еще некоторое время «дотянуть» на незаблокированных колесах, чтобы разминуться с препятствием.

Чтобы правильно осуществить торможение зимой на авто, экипированном антиблокировочной системой, следует до упора надавить на тормозную педаль и выжать сцепление. В этом случае ABS самостоятельно начнет импульсно тормозить, однако колеса не будут блокироваться. Такой необходимо доводить до совершенства на учебных площадках, чтобы досконально изучить поведение вашей машины при экстренном торможении на ледяном «катке».

Метод торможения двигателем

Торможение двигателем зимой относится к наиболее полезным профилактическим навыкам водителя во избежание заносов на покрытой льдом дороге. Для выполнения такого торможения следует отпустить педаль газа, в то время как сцепление будет включено на определенной передаче. В этом случае прекратится подача горючей смеси к двигателю, однако он будет получать крутящий момент посредством трансмиссии. То есть мотор, потребляя энергию, будет тормозить трансмиссию и, как итог – затормаживать и колеса. Передние колеса получат дополнительный вес, благодаря силе инерции, и, соответственно повысится устойчивость транспортного средства в целом.

Колеса не будут блокированы тормозными колодками, в отличие от воздействия на них рабочей системы тормозов. Тормозящее усилие, с помощью дифференциала, распределится среди всех ведущих колес машины. Именно поэтому торможение двигателем зимой так популярно среди водителей в качестве профилактической меры безопасности на скользком или мокром дорожном покрытии.

В целом торможение двигателем должно происходить по определенной схеме, дабы избежать возможной поломки и/или быстрого износа деталей синхронизаторов. Необходимый порядок действий следует досконально знать каждому водителю – особенно новичку.

Итак, первым делом следует отпустить педаль акселератора. Затем водитель выжимает педаль сцепления, после чего . Когда передача выключена, нужно отпустить сцепление (не включая передачу!). После этого выжимаем сцепление, включаем пониженную передачу и, как заключительный этап – отпускаем педаль сцепления. Если четко действовать данной инструкции – можно избежать возможного вреда для синхронизаторов и, кроме того, значительно повысить уровень безопасности при торможении двигателем.

Оттачивать такой метод торможения лучше всего сначала на учебной площадке, а начинать использовать его на дороге только тогда, когда он будет досконально освоен. Кстати, помимо прочего, этот способ полезен еще и тем, что водитель сможет лучше ознакомиться с поведением своей машины и получить более четкое представление о ее остановочном пути.

В заключение необходимо сказать несколько слов о разных ситуациях зимнего торможения.

Например, тормозя на пешеходных переходах, водитель должен всегда помнить о том, что дорожное покрытие на этих участках, как правило, гораздо более скользкое, чем на остальных отрезках дороги. Это связано с тем, что в этих местах наиболее часто притормаживают различные транспортные средства. Тормозить на светофорах рекомендуется импульсно или же комбинированно – причем делать это следует заблаговременно. Трогаться же с места лучше тоже начинать не сразу, поскольку другие водители к этому моменту могут еще не успеть закончить преодоление перекрестка, несмотря на красный сигнал светофора. Особенно внимательным следует быть на пешеходных переходах – там возможен риск падения пешехода, что тоже представляет серьезную опасность на зимней дороге.

В заторах и потоках тоже нужно быть предельно внимательным и тормозить прерывистым, ступенчатым или же комбинированным способом. Следите за перспективой и начинайте торможение тогда, когда начинают тормозить автомобили, находящиеся далеко впереди (третий – пятый автомобиль перед вами). Эти меры предосторожности позволят увеличить расстояние для безопасной остановки в случае необходимости.

Двигаться по обледенелым спускам следует с включенным сцеплением, чтобы избежать потери устойчивости автомобиля.

Видео — торможение на автомобиле с ABS и без

Заключение!

Если на покрытой льдом дороге вам неожиданно встречается препятствие – тормозите импульсно. Хотя, в зависимости от ситуации, можно постараться и объехать внезапно появившийся предмет, главное при этом – внимательно осмотреться вокруг при помощи зеркал заднего вида.

Желаем всем водителям безопасной езды по зимним дорогам!

  • Новости
  • Практикум

Парковку в Москве можно будет оплатить картой Тройка

Пластиковые карты «Тройка», использующиеся для оплаты общественного транспорта, этим летом получат полезную для автомобилистов функцию. С их помощью можно будет оплатить стоянку в зоне платной парковки. Для этого паркоматы оборудуют специальным модулем для связи с центром обработки транспортных транзакций Московского метрополитена. Система сможет проверять, достаточно ли средств на балансе...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

Acura NSX: готовятся новые версии

В мае этого года, на заводе Honda в американском городе Мэррисвиль начался выпуск суперкара Acura NSX второго поколения. Японцам потребовалось несколько лет, чтобы определиться с типом силовой установки Acura NSX, и, в конце концов, выбор был сделан в пользу шестицилиндрового 3,5-литрового бензинового турбированного двигателя, на пару с которым трудятся...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

В Петербурге угнали автомобиль без двигателя и крыши

По данным издания «Фонтанка.ру», в полицию обратился бизнесмен, который и рассказал, что из двора его дома на проспекте Энергетиков похитили зелёную ГАЗ М-20 «Победа», которая была выпущена еще в 1957 году и имела советские номера. По словам потерпевшего, машина вообще не имела мотора с крышей и предназначалась для реставрации. Кому потребовался автомобиль...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Российская сборка Мазд: теперь будут делать и моторы

Напомним, производство автомобилей Mazda на мощностях СП «Мазда Соллерс» во Владивостоке стартовало осенью 2012 года. Первой моделью, которую освоил завод, стал кроссовер Mazda CX-5, а затем на конвейер встали седаны Mazda 6. По итогам 2015 года было выпущено 24 185 автомобилей. Теперь ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг...

О пробках в Москве будут предупреждать за неделю

На такую меру специалисты центра пошли из-за работ в центре Москвы по программе «Моя улица», сообщает Официальный портал Мэра и правительства столицы. В ЦОДД уже сейчас анализируют автомобильные потоки в ЦАО. На данный момент на дорогах в центре бывают затруднения, в том числе на Тверской улице, Бульварном и Садовом кольце и Новом Арбате. В пресс-службе ведомства...

Пробег Магадан-Лиссабон: есть мировой рекорд

Они проехали через всю Евразию из Магадана до Лиссабона за 6 дней 9 часов 38 минут и 12 секунд. Этот пробег был организован не только ради минут и секунд. Он нес культурную, благотворительную и даже, можно сказать, научную миссию. Во-первых, 10 евроцентов с каждого пройденного километра было перечислено в пользу организации...

В новом календаре Pirelli снимется профессор МГУ

В съемках культового календаря приняли участие голливудские звёзды Кейт Уинслет, Ума Турман, Пенелопа Круз, Хелен Мирен, Леа Сейду, Робин Райт, а специально приглашенным гостем стала профессор МГУ Анастасия Игнатова, сообщает Mashable. Съемки календаря проходят в Берлине, Лондоне, Лос-Анджелесе и французском городке Ле Туке. Как...

К ним можно относиться как угодно - восхищаться, ненавидеть, любоваться, испытывать отвращение, но равнодушным они не оставят никого. Часть из них - это просто памятник человеческой бездарности, выполненный из золота и рубинов в натуральную величину, часть настолько эксклюзивны, что при...

Рейтинг надежных машин 2018-2019 года

Надежность, безусловно, является наиглавнейшим требованием к автомобилю. Дизайн, тюнинг, любые «навороты» – все эти ультрамодные ухищрения по степени своей важности неизбежно меркнут, когда заходит речь о надежности транспортного средства. Машина должна служить своему владельцу, а не доставлять ему проблемы своими...

КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.

Как выбрать и купить автомобиль Выбор автомобилей, как новых, так и подержанных, на рынке огромен. И не потеряться в этом изобилии поможет здравый смысл и практичный подход к выбору машины. Не поддавайтесь первому желанию купить понравившийся автомобиль, внимательно изучите все...

Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение

Сегодня мы будем рассматривать шесть кроссоверов: Toyota RAV4, Honda CR-V, Mazda CX-5, Mitsubishi Outlander, Suzuki Grand Vitara и Ford Kuga. К двум очень свежим новинкам мы решили добавить ещё и дебюты 2015 года, чтобы тест-драйв кроссоверов 2017 года был более...

ГДЕ можно купить новую машину в Москве?, где продать машину в москве быстро.

Где можно купить новую машину в Москве? Количество автосалонов в Москве скоро достигнет отметки в тысячу. Сейчас в столице можно купить практически любой автомобиль, даже Ferrari или Lamborghini. В борьбе за клиента салоны идут на всевозможные хитрости. Но ваша задача...

ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.

Выбираем автомобиль: «европеец» или «японец» Собираясь приобрести новый автомобиль, автолюбитель несомненно столкнется с вопросом о том, что же предпочесть: левый руль «японца» или правый – законный – «европейца». ...

Самые покупаемые машины в 2018-2019 году в России

Как выбрать новый автомобиль? Кроме вкусовых предпочтений и технических характеристик будущего автомобиля, вам может помочь список или рейтинг самых продающихся и популярных автомобилей в России в 2016–2017 году. Если автомобиль пользуется спросом, значит, он заслуживает вашего внимания. Очевидный факт россияне...

Какие машины самые безопасные

При принятии решения о приобретении автомобиля в первую очередь многие покупатели обращают внимание на эксплуатационные и технические свойства машины, ее дизайн и прочую атрибутику. При этом не все из них задумываются о безопасности будущего автомобиля. Безусловно, это печально, поскольку зачастую...

Автомобили для настоящих мужчин

Какой автомобиль способен вызвать у мужчины чувство превосходства и гордости. На этот вопрос попытался дать ответ один из самых титулованных печатных изданий финансово-экономический журнал Forbes. Данное печатное издание пыталось определить самый мужской автомобиль по рейтингу их продаж. По мнению редакции, ...

Самые угоняемые автомобили Москвы в2018-2019году

Рейтинг самых угоняемых машин в Москве остается почти неизменным в течение нескольких лет. Ежедневно в столице угоняется около 35 автомобилей, причем 26 из них являются иномарками. Самые угоняемые марки По сведениям портала «Прайм Страхование» наиболее угоняемые машины 2017 года в...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

И преимущества, которые она дает водителю. Как же правильно пользоваться антиблокировочной системой? А как правильно тормозить на автомобиле без АБС? Эти вопросы и обсудим…

Как правильно тормозить с АБС?

Очень просто, надо всего лишь соблюсти два правила:

  1. нажмите на педаль тормоза достаточно сильно, чтобы привести в действие АБС . Если нажмете слабо, то не доведете колеса до грани скольжения и не обеспечите максимальное замедление. Насколько сильно? Вообще, чем сильнее, тем лучше – не ошибетесь:) А работу АБС вы почувствуете по биению педали тормоза: педаль начнет часто «отдавать» в ногу, а тормозные колодки – «стрекотать». Иногда водители боятся этого явления, думая, что что-то неисправно. Не волнуйтесь, все в порядке! «Стрекочет» - значит работает:) Еще иногда водители боятся сломать педаль тормоза. Вот чего-чего, а этого бояться точно не нужно: не сломаете при всем желании! Наоборот, вы должны жать на педаль как будто хотите ее сломать, и тогда торможение будет максимально эффективным!
  2. нажмите на педаль быстро, резко, хлестко, чтобы включить АБС как можно быстрее . Насколько быстро? Думаю, многие из нас хоть раз в жизни пытались поймать рукой муху:) Помните, как быстро нужно двигаться? Малейшее промедление, и муха на свободе! Здесь – то же самое! Представьте, что на педали тормоза сидит муха… Ваша задача – не дать ей улететь!

Говоря короче, для экстренного торможения нужно резко ударить по педали тормоза и держать ее нажатой до полной остановки автомобиля или до необходимого снижения скорости.

Выжимать ли педаль сцепления?

Еще важный вопрос: выжимать ли педаль сцепления при торможении с АБС и механической коробкой передач? В инструкциях к иномаркам сказано «выжимать». Вообще, это не столь важно. Разница только в том, что при торможении с включенной передачей требуется сильнее нажать на тормоз, чтобы достичь максимального замедления, чем при выжатой педали сцепления. Но, поверьте, тормоза настолько сильны, что справятся со своей задачей в обоих случаях. Так что выжимать ли сцепление – решать вам, но вы должны знать все плюсы и минусы обоих способов торможения. А они следующие.

Ломка водительских шаблонов - нехорошо…

Если вы в повседневной езде привыкли тормозить на включенной передаче без выжима педали сцепления (что очень даже правильно!), то выжимать ее при экстренном торможении – означает делать лишнее действие, ломать шаблон. Это не очень хорошо: в экстремальной ситуации чем меньше вариантов выбора, тем лучше. Иначе мозг может «заклинить», и либо будет потеряно время на выбор подходящего варианта торможения (или любого другого действия, это касается не только торможения), либо, в худшем случае, может вообще не получиться нажать на тормоз…

Заглохший мотор - еще хуже

Если не выжимать педаль сцепления, точнее, выжимать ее только перед моментом остановки автомобиля, то есть риск заглушить мотор. Ведь при экстренном торможении мысли любого водителя о чем? О том, как избежать столкновения, а не о том, как бы вовремя выжать педаль сцепления. Криминала в этом нет, но и хорошего тоже мало. Ведь когда отключается двигатель, и вы не сможете в случае необходимости ускориться. Зачем? Мало ли, вдруг вы успели оттормозиться, а водитель за вами не успевает? Вообще, торможение – это такая вещь, за которой часто следует ускорение, и двигатель бывает нужен.

Как тормозить без АБС?

А как быть, если в автомобиле нет АБС или она неисправна? Конечная цель та же: добиться торможения на грани блокировки колес. Только в отсутствие АБС ваша задача усложняется тем, что нужно точно дозировать усилие на педали тормоза. А необходимое усилие на педали будет сильно отличаться в различных условиях движения. Например, на снегу блокировка колес наступит при заметно более слабом нажатии на тормоз, чем на асфальте. Аналогично, пустой автомобиль пустить в «юз» гораздо легче, чем груженый. Если коробка передач в автомобиле механическая, то при торможении на нейтрали или с выжатой педалью сцепления колеса заблокируются при меньшем нажатии на тормоз, чем на включенной передаче. И так далее. Поэтому при торможении без АБС правильно угадать усилие с первого нажатия на педаль практически невозможно . Тем более что речь идет об экстренном торможении, когда все мысли и чувства любого нормального человека за рулем будут о том, как избежать столкновения, а не об усилии на педали.

Спортивное торможение и экстренное торможение

Однако это удается профессиональным гонщикам, но в результате многолетних тренировок. Да и тормозят они все же перед хорошо известными им поворотами, а не перед внезапно выбежавшим на трассу ребенком… Так что нащупать грань скольжения шин при торможении возможно, но либо в теории, либо на тренировке на закрытом автодроме, и вряд ли – в экстремальной ситуации на дороге. Поэтому правильно разделять торможение спортивное - с максимальной интенсивностью, но запланированное и не связанное с избежанием ДТП, и торможение экстренное - незапланированное и нацеленное на избежание ДТП . То есть с точки зрения физики эти два вида торможения, казалось бы, идентичны, а с точки зрения психологии и физиологии принципиально отличаются.

Импульсное торможение - спортивное торможение

Один из способов «находиться на грани» – импульсное торможение. Оно напоминает работу АБС и иногда этот прием даже называют имитацией АБС, хотя исторически АБС появилась позже, как раз на смену импульсному торможению. Поэтому правильнее сказать, что АБС имитирует действия водителя при импульсном торможении.

Суть приема в том, что после начала блокировки колес вы сразу ослабляете нажим на тормозную педаль, чтобы колеса снова начали вращаться. После чего повторяете описанный цикл действий, в результате чего торможение выглядит как импульсное. Прием тем эффективнее, чем чаще водитель нажимает на педаль тормоза. Рекомендуется делать 3-4 нажатия в секунду. Но и у этого приема есть свои плюсы и минусы. Плюсы: интенсивное замедление, минимальный риск заноса. А недостаток импульсного торможения один и очень весомый: этот способ идет вразрез с физиологией человека . Любой нормальный человек в экстремальной ситуации нажимает тормоз в пол, и мало что может заставить его ослабить нажатие. Чтобы прочувствовать правильность этого утверждения, представьте: у вас на пути женщина с коляской, вы что есть силы давите на педаль тормоза и вдруг вспоминаете об импульсном торможении (хотя, вряд ли вспомните, но допустим). Как думаете, у вас получится снять ногу с педали тормоза?

Дозированное торможение на грани - спортивное торможение

Еще один способ торможения на грани сцепления шин с дорогой - обычное торможение, при котором водитель перемещает педаль ровно в то положение, которое соответствует грани блокировки колес, то есть максимальному замедлению. Хорошо бы так тормозить водителю в экстремальных ситуациях, но вряд ли возможно психологически. Опять же, в состоянии шока от того, что твоя машина «летит» на человека, невозможно дозировать усилие на педали. Нога машинально упрется в педаль тормоза, переместит ее в пол, и машина пойдет юзом . Однако, этот прием - торможение на грани отлично подходит для гонщиков. Так можно тормозить перед поворотами на трассах, когда каждое торможение запланированное и без шока от предстоящей аварии.

Даже Шумахер в экстремальной ситуации тормозит юзом!

В качестве иллюстрации вышенаписанного приведу такой пример. В 2011 году на гонке Формулы 1 Гран-при Сингапура Михаэль Шумахер попал в аварию. Его болид подлетел над трассой, приземлился, после чего направился прямо в отбойник. Вот видео, смотрите с 42-й секунды:

Обратите внимание на следы после торможения - черные и непрерывные. Вывод? Михаэль Шумахер (Шумахер!!!) тупо нажал тормоз в пол. Хотя он - один из старейших и опытнейших гонщиков, 7-кратный чемпион мира в Формуле 1, и лучше других умеет тормозить на грани скольжения. Тем более, известно, что торможение юзом в Формуле считается грубой ошибкой, поскольку увеличивает время на круге и убивает шины. Почему же он тормозил юзом? Точно ответить на этот вопрос может только он сам, но мои соображения следующие. Все просто: Михаэль тормозил не перед очередным поворотом, все холодно просчитав и подготовившись. Он тормозил в результате неожиданного столкновения и понимал неизбежность другого столкновения в ближайшие секунды. Испугался, не ожидал, ситуация его застала врасплох. Как следствие, неконтролируемо нажал на тормоз, что и привело к юзу.

Что это значит для нас с вами? Если даже Шумахер не может контролировать себя в реально опасных ситуациях и дозировать усилие на педали тормоза, нам-то с вами что остается? Какое еще торможение на грани??? :)

Вообще, я скажу так. Если вдруг у водителя, летящего на человека, что-то срабатывает внутри и он отпускает на секунду тормоз, чтобы выправить машину и подрулить - неплохо. Я допускаю, что это возможно. Но рассчитывать на это неправильно. Правильно готовиться к тому, что в подобной ситуации нога упрется в тормоз и никакими силами ее оттуда уже не поднять . А если вдруг она поднялась, значит, реализовалось редкое исключение из железного правила: в опасной экстремальной ситуации водитель тормозит в пол.

Торможение юзом - экстренное торможение

  • Это физиологично!
  • Машина пусть не максимально интенсивно, но все же будет замедляться. Подумаешь, замедление будет не на 100%, а на 90 – не все ли равно, особенно, когда нет выбора?
  • Да, невозможно рулить, но ничего не поделаешь, зато тормозной путь по прямой всегда короче, чем с маневрированием.
  • Да, машину может занести и закрутить по дороге, но это не страшно, ведь при торможении «юзом» машина движется точно по прямой. В смысле, она может как угодно крутиться и вертеться вокруг своей оси, но все это будет происходить вдоль прямой линии

Если начали тормозить вдоль дороги, то остановитесь тоже вдоль дороги. И потом, главная задача – остановить машину до препятствия, а не остановить ее, к примеру, строго под углом 90 градусов к препятствию:) Так что пусть вращается, лишь бы аварии избежать!

  • И еще один нюанс – если машина скользит по дороге, то тормозной путь при вращении всегда короче, чем по прямой. Ведь те, скажем, 40 метров тормозного пути по прямой свернутся в спираль, которая в длину будет те же 40 метров, на дороге займет куда меньше места. Так же как километровую нить можно уместить в кармане в виде клубка.

Не верите? Приезжайте на курсы контраварийной подготовки, попробуете и сами во всем убедитесь!

Выжимать ли педаль сцепления?

При торможении без АБС риск заглушить двигатель возникает не перед остановкой, как с АБС, а в самом начале торможения. Ведь заблокированные - остановленные колеса, соединенные с двигателем передачей, останавливают его… Особенно, на скользкой дороге при торможении «в пол» на передаче мотор глохнет в миг. И последующие попытки ускорения могут потерпеть неудачу. Кроме того, при заглушенном двигателе отключается усилитель тормозов и руля, что осложняет управление машиной.

Поэтому при экстренном торможении юзом выжимайте педаль сцепления сразу - в начале торможения .

Экстренное торможение. Итоги

Что ж, подведем итоги по теме экстренного торможения.

1. АБС дает следующие преимущества при экстренном торможении:

  • вам не нужно думать, как тормозить и дозировать усилие на педали тормоза;
  • вы можете изменять траекторию движения автомобиля;
  • вы избежите заноса и вращения автомобиля, особенно, когда под колесами справа и слева – участки дороги разной «скользкости».

2. Для экстренного торможения с АБС нужно соблюсти следующие правила:

  • вы должны нажать на педаль тормоза достаточно сильно, чтобы привести в действие АБС;
  • вы должны нажать на педаль быстро, резко, хлестко, чтобы включить АБС как можно быстрее;
  • держать педаль тормоза нажатой до полной остановки автомобиля.

3. Если на вашей машине механическая коробка передач, то при экстренном торможении выжимайте педаль сцепления.

4. При торможении на автомобиле без АБС учитывайте следующее:

  • максимальное замедление автомобиля достигается именно на грани скольжения шин по дороге, и совсем неважно, каким способом – с АБС или без нее.
  • правильно угадать усилие с первого нажатия на педаль практически невозможно
  • недостаток импульсного или дозированного торможений один и очень весомый: этот способ идет вразрез с физиологией человека
  • поэтому тормозите на машине без АБС так же, как с АБС: тормоз в пол!

В Москве обильно выпал снег. Согласитесь, довольно странное явления для января месяца в нашей полосе . Мокрые хлопья покрыли наши дома и дороги. Температура ноль градусов. На дорогах снежная каша. Во дворах – сугробы. Под снежным месивом, лужи грязной талой воды. Воду с салонного коврика приходится выливать ежедневно, благо коврик – корытце. Отличная погода для того, чтобы проверить работу ABS на вашей машине. А на вашей – нет? Тогда читайте дальше, чтобы понять стоит ли доплачивать при покупке вашего следующего авто.

Антиблокировочная система тормозов (ABS) стоит на многих автомобилях зарубежного производства. Принцип работы вы знаете, подробно останавливаться я думаю не стоит. Он заключается в том, чтобы не давать колесам уходить в юз и скользить по дороге (подробнее , кстати схема ABS с того же сайта). У машин, которые были в моем распоряжении до недавнего времени, таковой не наблюдалось, хотя в ВАЗах 10-го семейства уже предусмотрена возможность установки и подушек безопасности и ABS, кстати, для желающих ЛАДА Приора и Калина с ABS и подушками только-только поступила дилерам. Правда меня это не слишком касается, поскольку некоторое время назад я изменил нашему автопрому в пользу иномарки и, думаю, что надолго. Российскому автопрому, я отдал лучшие годы своей жизни, а точнее двенадцать лет я ездил на разных машинах исключительно российского производства. и это не считая покатушек на ЗИЛ 130 в годы службы в рядах Советской Армии.

О ЗИЛе у меня остались очень теплые воспоминания, особенно врезался в память тот момент, когда я при помощи резкого торможения зимой умудрился развернуть его практически поперек дороги, кстати ABS на нем небыло. Но вернемся в суровый (в ноль градусов) Московской климат.

Случай первый: дело было осенью, ехал я еще на ВАЗе. Обычный светофор, моргающий зеленым, значит скоро переключится на желтый. Передо мной одна машина. Чтобы не стоять потом на красном чуть прибавляем газ (дурная московская привычка, всегда торопимся). Но что это, впереди идущая притормаживает, “ничего, просто аккуратный водитель, не вылетает на перекресток не глядя”, – мелькает у меня мысль, ” я как раз успеваю за ним на желтый,” Но “стопари” впереди идущей машины горят, она не притормаживает она… она уже СТОИТ на моргающем зеленом! Нога с педали газа на тормоз! Резко! Ну же! Тормоз! Слишком быстро… слишком. Колеса идут юзом по мокрому асфальту, руль не действует, машину разворачивает правым боком и несет вперед. Из ступора меня выводит визг моих же шин по мокрому асфальту. “Отпусти тормоз”, щелкает в мозгу, “если хочешь остановиться, – отпусти”. Я на мгновение отпускаю тормоз и жму его снова. И… колеса “хватают” асфальт, пошло торможение! Машину бросает в сторону, ловлю ее рулем и торможу дальше. В метре от впереди идущей я останавливаюсь, развернутый полубоком. Глубокий вдох, выдох “так, ругаться с водителем не будем, ничего же не случилось. Аккуратно едем дальше. Черт бы побрал чайников на иномарках с АБС!”

Случай второй: Еду на машине с АBS, вторая полоса, скорость около 60, для Москвы даже не слишком большая. Впереди меня Газель. Повинуясь внутреннему порыву, Газель со второй полосы резко бросается в правый боковой проезд. Он конечно нарушает, поскольку движение правостороннее, ну да ладно, успеет. Дистанция достаточная. Но, почему он остановился? Так, проезд занят, пропускает, кого-то, но Газель-то грузовая и хвост ее еще на моей полосе. Тормозим… Тормозим! Уже ТОРМОЗИМ! Что такое? Замедления явно недостаточно! Конечно, же шипы и влажный маслянистый асфальт. Колеса скребут, но не цепляют. Так, слышу стрекот ABS, значит работает и машина управляема. Спокойно выворачиваем руль влево не отпуская тормоза и объезжаем этого, не будем называть кого, и едем дальше как ни в чем не бывало. А ведь юзом бы в него точно доехал бы. Хочется сказать, спасибо производителям.

Теперь несколько правил вождения с ABS, которые я для себя вывел.

1. Скорость и интенсивность торможения должна быть такой, чтобы машина могла тормозить без использования ABS, если подключилась ABS, значит вы не рассчитали дистанцию или не учли скользкое покрытие, и машина пытается исправить вашу ошибку, на сколько сможет.

2. Юзом машина проедет дальше, чем с использованием ABS, поэтому не рекомендую ее отключать (на некоторых машинах это возможно). Говорят на снежной целине или на песке ABS не слишком-то помогает, (но вы же не собираетесь участвовать на своей машине в ралли Париж-Даккар) в таких случаях просто нельзя тормозить “в пол”, стараясь держать педаль на грани включения ABS.

3. Если подключается ABS, то замедление машины будет постоянным(но все-таки будет, даже на льду!), независимо от силы нажатия на педаль, возможно, этого замедления для предотвращения столкновения не хватит, поэтому можно и нужно маневрировать, благо ABS это позволяет.

4. Прерывистое торможение использовать не нужно, возможно в середине торможения полностью отпустить и еще раз нажать на педаль тормоза, стараясь не тормозить в пол. Тогда у ABS чуть меняется режим торможения в зависимости от скорости и интенсивности нажатия, и машина может тормозить более эффективно. Попробуйте на своей машине, и найдите золотую середину. Но в экстренных случаях, конечно, ни о чем не думать и “давить до упора”, не отпуская педаль, и полностью положиться на ABS.

И на последок, попробуйте ездить так, чтобы ABS включалась как можно реже. Удачи на дорогах!

С наступлением зимы напряженность на дорогах существенно возрастает, поскольку двигаться по заснеженной и местами обледенелой дороге в «летнем» режиме уже невозможно, а быстро изменить стиль вождения получается далеко не у каждого автовладельца. Ввиду отсутствия постоянного и качественного сцепления колес с дорожным покрытием, торможение, особенно в экстренных ситуациях, может привести к потере контроля над транспортным средством. Поэтому с наступлением холодов следует как минимум сменить агрессивный стиль вождения на более спокойный.

Опытные автовладельцы с многолетним стажем именно так и поступают, начинающие же учатся на своих ошибках. Для того чтобы чувствовать себя более уверенно на скользкой и обледенелой дороге, необходима постоянная практика, поскольку все вместе взятые теоретические советы не позволят обрести требуемый опыт, чувствовать автомобиль, интуитивно чувствовать приближающуюся опасность. При этом следует понимать, что несмотря на оснащение современных автомобилей разнообразными системами, помогающими в управлении, к примеру, ABS, слепо рассчитывать на них не следует.

ABS - помощь или помеха на льду

Оснащение автомобилей системами помощи в управлении привело к тому, что многие, особенно неопытные водители, стали слишком много доверять ей, забывая многие моменты безопасного вождения. Не следует забывать и о том, что с наступлением морозов следует заменить резину на шипованные варианты - это существенно сокращает тормозной пусть на скользкой дороге. Для того, чтобы знать, как правильно тормозить с АБС, следует познакомится с принципом работы этой системы, которая призвана предотвратить блокировку колес при торможении и потере контроля над транспортным средством.

При попытке резкого торможения на стандартном авто без АБС колеса просто блокируются, что приводит к резкому снижению управляемости и заносу ТС. Стоит отметить, что между заблокированной покрышкой и дорожным покрытием сила трения будет достаточно слабой, поэтому быстрая остановка автомобиля практически невозможна на скользкой дороге. Торможение, которое осуществляется без блокировки отличается большей эффективностью, нежели скольжение по обледенелому покрытию дороги. К тому же, это предотвращает неконтролируемое скольжение и занос автомобиля. О плюсах и минусах АБС подробно рассказано на видео:

Чтобы знать, как тормозить с АБС с максимальной эффективностью нужно понимать принцип работы этой системы, который достаточно прост. На каждой из ступиц автомобиля с АБС имеются специальные выступы по типу зубцов шестеренки. При движении авто они перемещаются под индуктивными датчиками, которые передают в систему управления авто импульсы. Датчиков несколько, и когда колесо при торможении перестает вращаться, передача импульсов прекращается, срабатывают перепускные клапаны и тормозное усилие ослабевает. Именно в этот момент водитель слышит характерный треск. Таким образом система АБС предотвращает стопорение колес, позволяя водителю контролировать процесс управление автомобилем.

Как правильно тормозить на автомобиле, оснащенным ABS

Перед тем как разбираться с вопросом - как правильно тормозить зимой на переднем приводе, следует вспомнить нехитрые правила «зимнего» поведения на дороге, которыми часто пренебрегают современные водители:

  • соблюдать дистанцию, которая отличается от летней чуть большим расстоянием;
  • резина должна соответствовать сезону - необязательно шипованная, но продолжать эксплуатировать авто на летних покрышках зимой недопустимо;
  • избегать резких торможений при совершении маневрирований, особенно при вхождении в повороты;
  • не следует чрезмерно сильно давить на педаль тормоза, когда авто преодолевает препятствия/неровности дорожного покрытия.

Последний пункт особенно актуален для автомобилей с АБС. Не стоит наивно полагать, что, если автомобиль новый и дорогой, все имеющиеся в нем системы безопасности и помощь водителю помогут сохранить управляемость в критичной ситуации, когда сам водитель не проявляет элементарного внимания к дорожной ситуации. Кроме того, существуют некоторые особенности, кроме вышеперечисленных, которые позволят тормозить на льду с АБС более корректно. К ним можно отнести следующие:


Внимание! Безусловная эффективность АБС резко снижается на таких покрытиях, как песок, лед, выраженные неровности - торможение на них должно проводится с учетом того, что АБС может сработать некорректно.

Как правильно тормозить зимой на механике

При торможении в зимнее время, когда дорога обледенелая или заснежена, необходимо понимать, что тормозной путь существенно увеличивается, и мероприятия по остановке автомобиля следует начинать заблаговременно. Наиболее оптимально использовать комбинированный способ торможения, то есть помимо педали тормоза, следует использовать коробку передач, особенно если позволяет дистанция. Такое торможение включает в себя не только нажатие на педаль тормоза, но и переход на пониженные передачи.

Но следует понимать, что понижать передачи следует постепенно, при соответствующих показателях на спидометре - если резко перейти на низкую передачу, когда скорость авто высока, есть вероятность «сбить» двигатель, что приведет к полной потере управляемости. Зимой необходимо полностью забыть о такой технике торможения, как «педаль в пол». Это не только неэффективно, но и опасно, поскольку при блокировке колес управление автомобилем становится практически невозможным.

Чтобы знать, как тормозить на льду, если автомобиль не оборудован АБС, следует вспомнить, как эта система работает. Достаточно часто и прерывисто нажимать на тормоз, когда требуется быстро снизить скорость, чтобы избежать потери управляемости и притормозить. Находясь на скользкой дороге очень важно сохранять спокойствие и избегать резких нажатий на педаль тормоза и движений рулевым колесом, помня о том, что такие действия в большинстве случаев способствуют потере контроля над автомобилем.

Особое внимание сложным участкам дороги

Если движение происходит преимущественно в городской черте, особую внимательность необходимо соблюдать на перекрестках. Они представляют повышенную опасность даже в летний период, зимой же риск ДТП здесь многократно повышается. Чтобы правильно тормозить с АБС зимой, процесс необходимо начинать за несколько десятков метров до самого перекрестка. Достаточно слегка нажать на педаль тормоза, позволив все остальное сделать АБС.

Важно! Если машина тормозит рывками не стоит паниковать - это нормальное явление, и любые действия водителя в этот момент могут помешать быстрой остановке.

На перекрестах соблюдать особую аккуратность необходимо не только в момент остановки. Не следует стремиться стартовать одним из первых, едва красный начнет мигать. Другие участники дорожного движения могут запросто не успеть закончить маневр и полностью прекратить движение, особенно, если их автомобиль не оснащен АБС.

При резком торможении на скользкой дороге могут возникнуть проблемы. Антиблокировочная система (ABS) принимает на себя это действие и бережет Ваши нервы. На самом деле, на скользкой дороге даже профессиональный водитель не может затормозить без ABS также быстро, как среднестатистический водитель с ней. В этой статье мы рассмотрим антиблокировочные системы - зачем они нам нужны, как они устроены, как они работают, какие они бывают, и какие проблемы могут возникнуть при их использовании?

Расположение компонентов антиблокировочной системы.


Насос и клапаны ABS

Система ABS

В теории, антиблокировочная система устроена достаточно просто. Если Вы буксуете на льду, то видите, как колеса вращаются, но сцепление с дорогой отсутствует. Это происходит из-за проскальзывания опорной площади колеса на льду. Антиблокировочная система предотвращает блокировку и проскальзывание колес, что дает Вам два преимущества: остановка происходит быстрее и Вы сохраняете управление автомобилем во время остановки. ABS включает в себя следующие компоненты:
  • Датчики скорости
  • Насос
  • Клапаны
  • Блок управления

Датчики скорости

Антиблокировочной системе необходимо отслеживать момент, пограничный с блокировкой колес. Датчики скорости, установленные на каждом колесе, или в некоторых случаях, на дифференциале, считывают эту информацию.

Клапаны

В тормозной системе установлены клапаны для каждого тормоза, контролируемого ABS. В некоторых системах клапан имеет 3 положения:
  • В положении 1 клапан открыт; давление от главного цилиндра передается на тормоз.
  • В положении 2 клапан блокирует линию, изолируя тормоз от главного цилиндра. Это предотвращает повышение давления при более сильном нажатии на педаль тормоза.
  • В положении 3 клапан немного снижает давление в тормозе.

Насос

Т.к. клапан может ослаблять давление тормозов, необходимо как-то его нагнетать в исходное положение. Для этого используется насос; когда клапан стравливает давление в линии, насос нагнетает его до необходимого уровня.

Блок управления

Блок управления представляет собой компьютер. Он отслеживает показания датчиков скорости и контролирует клапаны.

Работа ABS

Существуют различные варианты алгоритмов и их комбинаций для управления ABS. Мы рассмотрим принцип работы наиболее простой системы. Блок управления непрерывно считывает показания датчиков скорости. Он отслеживает любые уменьшения скорости, которые не являются нормальными. Например, перед блокировкой колеса, скорость его вращения резко падает. При игнорировании этого, колесо останавливается намного быстрее, чем автомобиль. В идеальных условиях для остановки при скорости движения 100 км/ч, автомобилю требуется примерно 5 секунд, но колесо блокируется менее, чем за 1 секунду. Блок управления ABS знает, что такое резкое прерывание движения невозможно, поэтому он снижает давление на тормоза до тех пор, пока не начнется ускорение, затем опять повышает давление до повторного торможения. Это происходит настолько быстро, что колесо не успевает резко изменить скорость. В результате колеса тормозят с той же скоростью, что и автомобиль, при этом колеса тормозят в положении, пограничным с блокировкой. При этом система достигает максимального тормозного усилия. При срабатывании ABS вы почувствуете пульсацию педали тормоза; это происходит из-за быстрого открытия и закрытия клапанов. В некоторых ABS происходит до 15 циклов открытия/закрытия клапанов в секунду.

Типы антиблокировочных систем

В автомобилях используются различные типы антиблокировочных систем в зависимости от типа установленных тормозов. Мы будем рассматривать ABS по числу каналов - т.е. количеству клапанов, которые контролируются по-отдельности - и количеству датчиков скорости.

Четырехканальная ABS с четырьмя датчиками

Данный тип является наилучшим. Датчики скорости установлены на каждом колесе, а также для каждого колеса установлен отдельный клапан. При таком типе ABS, блок управления контролирует каждое колесо в отдельности для обеспечения наивысшего усилия торможения.

Трехканальная ABS с тремя датчиками

Обычно такой тип используется на небольших грузовиках (пикапах) при действии ABS на все четыре колеса. Передние колеса имеют два датчика и клапана, по одному для каждого колеса, а для задних колес устанавливается один датчик и клапан. Датчик скорости задних колес расположен на заднем мосту. Такая система предусматривает индивидуальный контроль для каждого переднего колеса, обеспечивая максимального усилия торможения. Задние же колеса отслеживаются в паре, т.е. для срабатывания ABS необходима блокировка обоих задних колес. Такой тип ABS допускает блокировку одного заднего колеса при торможения, что снижает его эффективность.

Одноканальная ABS с одним датчиком

Такой тип обычно устанавливается на небольших грузовиках (пикапах) при действии ABS только на задние колеса. Такая ABS имеет только один клапан для контроля обоих задних колес и один датчик, расположенный на заднем мосту. Данный тип функционирует также, как и задняя часть трехканальной ABS. Задние колеса отслеживаются в паре, т.е. для срабатывания ABS необходима блокировка обоих задних колес. Такой тип ABS допускает блокировку одного заднего колеса при торможения, что снижает его эффективность. Такую ABS легко узнать. Обычно она имеет одну тормозную магистраль, идущую к обоим задних колесам через тройник. Вы также можете найти датчик скорости по электрическому соединению рядом с дифференциалом заднего моста.

Часто задаваемые вопросы по ABS

Нужно ли мне тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза на скользкой дороге?

При езде на автомобиле, оборудованном ABS, не нужно тормозить прерывистым нажатием на педаль. Прерывистое нажатие на педаль тормоза используется при торможении автомобиля без ABS для предотвращения блокировки колес и сохранения управления машиной. В автомобилях с ABS блокировка колес не происходит никогда, поэтому прерывистое нажатие на педаль лишь продлит время остановки. При экстренном торможении на автомобиле с ABS необходимо уверенно нажимать на педаль тормоза и удерживать ее нажатой, пока ABS осуществляет торможение. Вы можете почувствовать сильную пульсацию педали, но так и должно быть, не отпускайте педаль.

Правда ли работает антиблокировочная система?

ABS делает торможение более эффективным. Она предотвращает блокировку колес и обеспечивает наименьший тормозной путь на скользкой дороге. Но способствует ли ABS предотвращению ДТП? Американский институт дорожной безопасности провел ряд исследований для определения, насколько часто автомобили ABS участвуют в ДТП со смертельным исходом. Результаты исследования 1996 г. показали, что ABS не предотвращает возникновение ДТП со смертельным исходом. Также было отмечено, что автомобили с ABS реже участвуют в ДТП со смертельным исходом для водителя и пассажиров автомобиля, с которым произошло столкновение, но чаще со смертельным исходом для водителя и пассажиров машины с ABS, особенно при ДТП с участием одного автомобиля. По этой причине до сих пор ведутся споры по поводу эффективности ABS. Некоторые считают, что водители автомобилей с ABS неправильно осуществляют торможение и отпускают педаль, когда чувствуют ее пульсацию. Некоторые считают, что если ABS позволяет управлять автомобилем при экстренном торможении, то многие в приступе паники съезжают с дороги и разбиваются. Последние исследования показывают, что автомобили, оборудованные ABS, реже участвуют в ДТП, однако это еще не является основанием полагать, что ABS повышает безопасность движения.

Схема расположения компонентов ABS

Компоненты антиблокировочной системы.

Давайте соединим все части ABS вместе и посмотрим, как она работает. На рисунке представлен как пример, так и крупный план расположения компонентов ABS в автомобиле.