Как сэкономить на платных автомобильных дорогах. Как сэкономить на платной дороге


Количество автомобилей на дорогах продолжает увеличиваться и автомобильные заторы стали нормой. Эффективно регулировать транспортные потоки позволяют платные автомобильные дороги. А у водителя есть возможность выбора - стоять в пробке бесплатно (на самом деле нет) или сэкономить время на платной дороге. В России платных участков дорог пока не так много: это строящаяся М-11 от Москвы до Питера, М-4 Дон, М-1 объезд Одинцова, ну и Западный скоростно диаметр в Питере, преимущественно они расположены рядом с Москвой.

Тема сегодняшнего репортажа - платная автомобильная дорога М11 «Москва-Солнечногорск» (ее еще называют «платная Ленинградка» или «новая Ленинградка») и как сэкономить на проезде с помощью транспондера. Поехали!


Первый платный участок трассы М11 начинается сразу же за МКАД и заканчивается рядом с Солнечногорском. Но не всем за неё надо платить. Например, те, кто ездит в Долгопрудный или вот те, кто съезжает из Левобережных Химок. Дорогу там отстроил концессионер, а шлагбаумы поставил ближе Шереметьево.

Также эта дорога является самым коротким и быстрым маршрутом во все терминалы аэропорта Шереметьево. Ведь далеко не всегда удобно добираться до Шереметьево поездом: большая компания, много багажа, нужен терминал D, а ещё и маленькие дети – конечно, автомобиль! Но время дорого, и поэтому лучше платная дорога – быстрее и спокойнее.

Важным отличием данной платной трассы является то, что магистраль была построена с нуля, как альтернатива существующего Ленинградского шоссе, да и не только, альтернатив много, это и Пятницкое шоссе, Дмитровское шоссе, смотря кому куда надо.

Платными дорогами тоже надо уметь пользоваться. Как в общественном транспорте Москвы вы пользуетесь проездным «Тройка», так и на платных дорогах стоит пользоваться транспондером - специальным устройством, которое позволяет не только экономить на стоимости проезда, но и делать это без остановки на пунктах оплаты. Взять транспондер можно в офисах, которые находятся перед въездом на дорогу, если ехать из Москвы, и при выезде, направляясь в сторону Москвы, а также в ТЦ Зеленопарк. Ближайший к Москве такой офис находится непосредственно перед въездными шлагбаумами.

Транспондер - это небольшой автономный гаджет, который крепится внутри автомобиля на лобовое стекло за зеркалом заднего вида. Встроенной батарейки должно хватить более, чем на 5 лет эксплуатации, а если она разрядится или транспондер сломается - оператор его бесплатно поменяет.

Для получения транспондера нужен паспорт и примерно 5-10 минут времени на оформление договора. Также транспондер можно предзаказать на сайте и получить его на любом выезде с дороги в информационных офисах, это ещё быстрее.

Транспондер платного участка Москва-Солнечногорск (или еще 15-58) на трассе М11 не продаётся, а выдаётся в аренду. В первый календарный месяц стоимость аренды 0 рублей, а в последующие месяцы арендная плата составляет 50 рублей в месяц, но только при его использовании (то есть, если в какой-то месяц вы не пользовались платной дорогой, то арендная плата списываться не будет). Это удобно, не нужно сразу платить за него 1500 рублей, а платишь, только если пользуешь. Даже если на море раз в год ездить, или на дачу только в сезон, а зимой можно его убрать и платить не надо.

Учитывая тот факт, что стоимость проезда по транспондеру дешевле (экономия достигает 60%), чем при оплате на месте - его аренда окупается с первой же поездки. Берёте транспондер и получаете скидку 20% на все поездки. Но есть ещё и абонементы (как в метро). Они распространяются практически на все маршруты и бывают на 10, 20 или 30 поездок. Израсходовать их надо в течение месяца. 10 поездок подойдёт дачникам, если его активировать в день проезда на дачу, то как раз получается 5 поездок туда-обратно в течение 30 дней. А 20 и 30 поездок подходит для тех, кто поблизости работает или живёт.

Чтобы понимать по экономии – вот пример:

Поездка по платной дороге из Москвы до аэропорта Шереметьево D, E и F стоит 300 рублей днем и 100 рублей ночью при оплате наличными или банковской картой. А с транспондером стоимость этой же поездки составит 240 рублей днем и 80 рублей ночью. А поездка по абонементу по этому же маршруту стоит от 160 до 220 рублей.

Вы сразу же окупаете транспондер и экономите время на проезде пунктов оплаты. Для этого нужно воспользоваться специальными воротами с автоматическим шлагбаумом. Остановка не требуется, достаточно лишь снизить скорость до 30 км/ч (чтобы шлагбаум гарантированно успел открыться после того, как электроника считает данные транспондера).

«Транспондер принят» и зелёный сигнал светофора означают, что можно продолжать движение без остановки.

Альтернатива транспондеру - оплата проезда через оператора или терминал. Это не только медленнее, но и дороже.

Специальные датчики автоматически определяют класс транспортного средства (в частности его высоту и количество осей) для точного расчёта стоимости проезда.

Середина дня в будни не самый показательный момент по количеству автомобилей на трассе, но даже здесь видно, что при оплате наличными собираются очереди из 5-6 автомобилей. В то время как по крайним левым полосам можно проехать с помощью транспондера без остановки.

Платной дорогой активно пользуются автомобили такси, это гораздо быстрее, чем стоять в пробке на Ленинградке. Дорогу в таком случае обычно оплачивают клиенты, чтобы сэкономить своё время.

Пункты оплаты проезда расположены на съездах с трассы (а если у вас нет транспондера, то на въезде нужно взять проездной билет), поэтому нет необходимости для остановки на промежуточных участках, вы просто едете до пункта назначения и на выезде стоимость проезда рассчитывается и списывается с баланса вашего счёта автоматически.

Кстати, с транспондером М11 можно ездить и по другим платным дорогам: таким как Северный обход Одинцова (МКАД - М1), платные участки М3, М4 и М11 (объезды Торжка и Вышнего Волочка), а также по Западному скоростному диаметру (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Это называется интероперабельность. Кстати, на большинстве «чужих» платных участков тоже предоставляется скидка на проезд до 15%.

Это центр контроля дорожной обстановки на платном участке трассы. Безопасности здесь уделяется повышенное внимание.

В случае возникновения аварийной ситуации на место выезжают аварийные комиссары.

Также у компании обслуживающей платную дорогу имеется большой парк дорожной техники, которая используется для уборки трассы.

Кстати, платный участок М11 «Москва-Солнечногорск» построен с нуля и большая часть (2/3) инвестиций - частные вложения. Государство вложило в строительство всего 1/3. И у этой трассы совершенно другая модель использования, в отличие от хорошо всем известной дороги на юг, в Сочи - трассы М4. Ведь М4 это изначально бесплатная дорога, которую реконструировали и поставили шлагбаумы. Аналогичная история и с не так давно запущенными участками трассы М3 - бесплатная трасса стала платной, а в качестве альтернативы для бесплатного проезда предлагается узкая дорога петляющая по населённым пунктам с постоянными ограничениями скорости.

В то время как платный участок М11 является альтернативой бесплатной трассы М10, которая сама по себе является дорогой высокого качества с несколькими полосами в каждую сторону. Платная дорога забирает на себя достаточный поток с сильно загруженного Ленинградского шоссе, таким образом его разгружая. В среднем по платной магистрали проезжает более 40 тысяч автомобилей в день, а в дни высокой загрузки трафик повышается до 75 тысяч автомобилей.

Выходит, что транспондер должен быть в каждом автомобили, независимо от того, как часто вы ездите по платным дорогам. Точно также, как в кармане каждого жителя Москвы должна быть карта или брелок «Тройка».

Я провёл сравнительный анализ транспондеров от разных операторов и пришёл к выводу, что даже если платный участок М11 не является для вас приоритетным, и вы ежедневно не пользуетесь каким-либо другим платным участком дороги по абонементу, то всё равно получается удобнее приобрести транспондер М11 15-58. Во-первых, он берётся в аренду (а не покупается за 1000-1500 рублей), во-вторых по нему предоставляется скидка при проезде по платным участкам М3, М4, М11 и ЗСД (скидки нет только при проезде по платному участку М1 в объезд Одинцова - они вообще никому из партнёров в рамках интероперабельности не дают скидок). В то время, как транспондеры от Автодора (М3, М4, М11) и ЗСД в Санкт-Петербурге не дают скидок при проезде по платному участку М11 «Москва-Солнечногорск».

И, естественно, транспондер стоит оформить всем, у кого дачи расположены по Ленинградскому, Пятницкому и Дмитровскому шоссе. Стоимость проезда варьируется в зависимости от дня недели и времени суток, таким образом достигается динамическое регулирование транспортных потоков в зависимости от спроса.

Что в итоге? Преимущества использования транспондера очевидны. Мне в последнее время часто приходится выезжать для контроля строительства домов в разные части Московской области и несмотря на то, что преимущественно они расположены на юге, по Ленинградскому направлению мне тоже приходится иногда ездить. С платной дорогой я могу более точно планировать свой рабочий день и не стоять в пробках.

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях!

И не забудьте подписаться на мой блог, чтобы не пропустить новые статьи!

В феврале 2016 года сервис для автомобильных попутчиков BlaBlaCar провел онлайн-опрос, посвященный использованию платных автотрасс в России. Сотрудники сервиса решили им заняться после возникшей в российских СМИ шумихи вокруг участка трассы М11 (МКАД - Солнечногорск). Он был введен в эксплуатацию, но пустовал из-за слишком высоких цен на проезд, и дело дошло до того, что в историю вмешался президент страны Владимир Путин. Результаты исследования получились довольно интересными. О них рассказывает руководитель BlaBlaCar в России и на Украине Алексей Лазоренко.


- Алексей, расскажите, пожалуйста, для кого предназначен сервис BlaBlaCar?
- Это крупнейшее в мире сообщество автомобильных попутчиков, объединенных простым и понятным интересом -- идеей экономии транспортных расходов на междугородние путешествия за счет их разделения между водителем и пассажирами. Важное условие: водители могут лишь компенсировать затраты на топливо, но не получать выгоду, поэтому в нашем сообществе нет таксистов и других коммерческих перевозчиков. Сервис предназначен для очень широкой аудитории отличающейся по возрасту, уровню достатка, образованию, месту проживания и т.д. Чтобы выяснить отношение этих людей к поездкам по платным дорогам, мы и провели онлайн-опрос.
- Какова аудитория исследования?
- Мы собрали и проанализировали мнения 675 респондентов. Это подписчики официальной группы «BlaBlaCar Россия» в социальной сети vk.com и те пользователи BlaBlaCar, чьи IP-адреса зарегистрированы в городах, расположенных вдоль трассы М11: Москва, Зеленоград, Солнечногорск, Клин, Тверь, Великий Новгород, Санкт-Петербург.
- Что показал опрос?
- Например, выяснилось, что лишь 10% российских водителей готовы ездить по платным дорогам, но этот показатель вырастет почти в 4 раза (до 39%), если водитель поедет с попутчиками, которые частично компенсируют транспортные расходы. Проще говоря, наши сограждане не любят платные трассы, но готовы ими пользоваться, если смогут делить стоимость проезда между всеми попутчиками.
- Какое количество российских автолюбителей и пассажиров уже пользуются платными дорогами?

Лишь 7% опрошенных пользователей BlaBlaСar - водители и пассажиры --регулярно ездят по платным трассам. Для основной же массы любителей автомобильных поездок (73%) это либо редкие эпизодические поездки, либо единичный опыт. Остальные 20% респондентов никогда не ездили по платным дорогам или затруднились с ответом на этот вопрос.
Таким образом, платные поездки медленно, но верно становятся неотъемлемой частью жизни россиян. Но, исходя из полученных ответов, можно сказать, что пока они остаются скорее диковинкой, чем привычным явлением. Впрочем, следует учесть, что в опросе приняли участие любители автомобильных поездок, т.е. среднестатистическая цифра по России, вероятно, могла быть и ниже.
-- Отмечали ли респонденты плюсы и минусы платных дорог?

59% респондентов отметили возможность сэкономить время в пути, 32% - наличие хорошей дорожной инфраструктуры. Говоря про минусы подобных дорог, 79% опрошенных указали, что главным их недостатком является необходимость оплачивать проезд. По мнению 33% - качество инфраструктуры коммерческих трасс ничуть не лучше, чем бесплатных. Лишь 3% опрошенных считают, что у платных дорог в принципе нет минусов.
Из этих данных мы делаем вывод, что людям понятны преимущества платных дорог, но им пока тяжело свыкнуться с мыслью, что за них нужно платить.

- Поясните, пожалуйста, пассажиры готовы оплачивать только стоимость бензина или делить и цену проезда?
- 33% пассажиров согласились бы разделить с водителем не только расходы на топливо, но и стоимость проезда. 52% - отказались бы. В целом финансовый барьер - одна из основных причин, по которым люди не пользуются коммерческими трассами. Но эту проблему можно решить, предоставив понятный и удобный инструмент, который позволил бы разделить стоимость проезда между всеми участниками поездки.
- Что это за инструмент?
Например, онлайн-платформу, где пассажиры и попутчики могли бы находить друг друга с целью совместной оплаты транспортных расходов. То есть такую платформу как BlaBlaCar. Инструментарий нашего сервиса позволяет разделить только стоимость топлива на дорогу. О том, чтобы разделить стоимость проезда еще и по платной дороге попутчики уже договариваются без нашего посредничества - по телефону или непосредственно во время поездки в салоне. Возможно совмещение двух этих статей расходов на одном сервисе было бы следующей идей на миллион долларов.
- В последнее время много шума наделала история с платным участком трассы М11 между МКАД и Солнечногорском. Вы опрашивали пользователей насчет вариантов пользования этой трассой?
- Собственно, желание провести опрос возникло после того, как мы увидели, что наши пользователи активно обсуждают новости, связанные с М11 - важной автодорожной артерией между двумя крупнейшими городами России. Напомню, что владельцам легковых автомобилей предлагалось заплатить до 500 рублей за 43 км дороги. В ходе опроса выяснилось, что 41% пассажиров согласились бы разделить эту сумму между всеми участниками поездки, а 46% - отказались бы в любом случае. 3% опрошенных были бы не против оплаты водителю стоимости проезда полностью, лишь бы скорее добраться до пункта назначения.
- Какой вывод был сделан?
- Наш вывод таков: если говорить про проезд не по абстрактной, а конкретной дороге, в пользовании которой пассажиры заинтересованы, то количество тех, кто готов частично компенсировать водителю в том числе платный проезд, увеличивается с 33% до 46%. Транспортные расходы (бензин + платная дорога) не кажутся слишком обременительными, если разделить их между 3-5 участниками поездки.
Безусловно, 500 рублей за сравнительно короткий отрезок - это высокий ценник для регулярных поездок, например, для дачников или пенсионеров. Но если эту сумму распределить между попутчиками, то в среднем получится по 150 рублей с человека, что уже не так дорого.
- Что Вы думаете о перспективах развития платной дорожной инфраструктуры в условия ограниченной платежеспособности значительной части российских граждан?
Мы верим в то, что в условиях рынка рано или поздно (лучше рано) баланс спроса и предложения будет постепенно приходить в равновесие. То есть, если стоимость проезда по платной дороге завышена, значит дорога игнорируется простыми гражданами, значит владельцы дороги терпят убытки. Они будут вынуждены менять свою ценовую политику даже без вмешательства президента страны.
С другой стороны, мы с вами живем в эпоху цифровых технологий, которая позволяет людям получать преимущества там, где раньше это было невозможно. Недавно два жителя Тюмени нам рассказали, что еще год назад из-за высокой стоимости билета на автобус могли себе позволить ездить к родственникам в Курган в среднем раз в квартал. После того, как они открыли для себя сервис BlaBlaCar, стали ездить 1-2 раза в месяц. Совместные поездки по платным дорогам с попутчиками, с которыми можно «скинуться» на оплату проезда, тоже решение проблемы.
Беседовала Марина Ермоленко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Ввод в действие платного участка дороги по трассе М11 «Москва – Санкт-Петербург», пролегающего по печально известному Химкинскому лесу, показал две вещи – у нас есть платные дороги и они создают пробки. Сравни.ру решил рассказать, сколько в России построено платных километров и во сколько обойдется проехаться по ним.

Совокупная протяженность федеральных платных дорог в России составляет 468 километров, проехаться по ним в одну сторону на легковом автомобиле можно в пределах 1 610 рублей.

Общая протяженность трассы М4 «Дон», которая ведет из Москвы до Новороссийска, составляет 1517 километров, из них 334,2 км – платные. В совокупности, за водителю легковой машины придется заплатить 520 рублей при условии, что проезд по ним осуществлялся в дневные часы.

На трассе М4 действуют семь платных участков:

1. Тянется по направлению МКАД – Кашира в Московской области с 48 км по 71 км. Стоимость проезда для легкового автомобиля составляет 35 рублей (минимальный тариф – 15 рублей, если ехать с полуночи до семи утра). Таким образом, каждый платный километр этой дороги обойдется водителю в 1,75 рубля.

Если съехать требуется раньше – на 62-м километре, то проезд подешевеет до 20 рублей за весь участок (ночной тариф – 10 рублей).

2. Проходит по дороге в обход Богородицка в Тульской области с 225-го по 260-й километры. Стоимость варьируется от 35 до 60 рублей в зависимости от времени суток (с 21:00 до 9:00 и наоборот). В дневное время один километр стоит 1,69 рубля.

3. Начинается через 27 километров после второго платного участка и тянется до 321 км (в обход Ефремова), стоит это удовольствие 35 рублей в ночное время (с 21:00 до 9:00) и 60 рублей в дневное. Максимальная плата за один километр достигает 1,68 рубля.

4. После прохождения третьего участка у водителя есть только 9 километров для бесплатной езды, далее начинается четвертый «кусок» протяженностью 82 км (с 330 по 414 км в Липецкой области), за которые придется заплатить еще 100-120 рублей. Километр этого пути будет стоить 1,46 рубля. Здесь у водителя также есть возможность заплатить меньше, если ему не надо проделывать весь путь по платному участку (от 45 до 100 рублей в дневное время).

5. Начинается сразу же после четвертого – с 414 по 464 км в обход Задонска и села Хлевного. Стоит путь 60-80 рублей (день/ночь) – до 1,71 рубля за километр.

6. С 492 километра, который ведет в обход Воронежа, и до 517 километра проходит шестой участок платной дороги стоимостью 20-35 рублей (под ночным временем здесь подразумевается период с 00:00 до 07:00). По дневному тарифу километр обходится в 1,4 рубля.

7. Последний платный участок трассы М4 проходит с 544 по 633 км. Это уже Воронежская область. Проехать его можно за 100-130 рублей (минимальный тариф действует с 00:00 до 09:00), стоимость одного километра днем – 1,46 рубля.

Тем, кто хочет свернуть с этого пути раньше до 588,7 км в пределах Новоусманского района или же они, наоборот, заезжают на этот участок позже (Каширский, Бобровский и Лискинский районы) потребуется заплатить меньше. В первом случае 50-70 рублей, во втором – 50-60 рублей.

* все цены указаны для оплаты наличными или банковской картой за легковой автомобиль

Общая протяженность платных дорог на федеральной автомагистрали М11 «Москва – Санкт-Петербург» составляет 115,3 километра. Чтобы их проехать придется заплатить максимум 840 рублей.

На трассе М11 запущены два платных участка:

1. Начинается от Бусиновской транспортной развязки на МКАДе и тянется до Солнечногорска (с 15-го по 58-й км). На этом участке предусмотрена расширенная , состоящая из 224 различных вариаций цен. Они зависят от дня недели, направления (туда или обратно едет машина), отправной и конечной точки (Москва, Левый берег, Шереметьево-2, Зеленоград, Московское малое кольцо, Солнечногорск), времени движения (оно разбито на несколько промежутков), а также зарегистрирован или нет пользователь.

Максимальная стоимость составляет 600 рублей (13,86 рублей за один километр). Столько заплатит водитель, следующий из Солнечногорска в Москву в будний день в период с 06:00 до 10:00. Минимальная цена за весь промежуток, если ехать, наоборот, из Москвы до Солнечногорска в воскресенье с 06:00 до 14:00, либо в любой день в ночное время (с 22:00 до 06:00) – 200 рублей.

2. Начинается в Тверской области с 258 по 334 км, которые ведут в обход города Вышний Волочек. С полуночи и до 09:00 составляет 150, в остальное время – 240 рублей или 3,33 рубля за километр.

* все цены указаны для оплаты наличными или банковской картой за легковой автомобиль

Протяженность нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск (в обход г. Одинцово)» составляет 18,5 километров. Если их проехать в дневное время, здесь оно тянется с 05:00 до 01:00, то заплатить придется 250 рублей (13,5 рубля за 1 км). При условии ночного движения цена снижается до 100 рублей.

Дорога «разбита» на три участка, каждым из них можно воспользоваться отдельно, в таком случае стоимость проезда будет от 30 до 150 рублей.

Как снизить стоимость платного километра?

В большинстве случаев стоимость проезда по платным участкам зависит от времени суток – днем примерно в два раза дороже, чем ночью. Однако при выезде из Москвы по Минскому шоссе и при проезде по трассе М11 от МКАДа до Солнечногорска цена дороги будет зависеть еще и от способа оплаты. Самые выгодные тарифы для зарегистрированных пользователей, которые купили или арендовали транспондер «T-pass» – радиопередающее устройство, предоставляющее возможность безостановочного проезда (автоматическое списание средств и поднятие шлагбаума).

Так, если в будний день с 6 до 10 утра проезд на легковом автомобиле из Солнечногорска в Москву, как уже отмечалось, стоит 600 рублей, то с использованием «T-pass» – 480 рублей (размер скидки составит 20%). А в случае оплаты транспондером платного участка дороги по Минскому шоссе в дневное время со счета будут списаны 190 рублей, тогда как при использовании наличных или банковской карты – 250 рублей (экономия составит 24%).

Для автовладельцев, использующих «T-pass» на платных участках дороги М4 «Дон» и М-11 (в обход Вышнего Волочка) предусмотрена . После регистрации в за каждый оплаченный проезд через пункт или 50 оплаченных километров, когда платный участок составляет 100 км и более, водителю будут начисляться 100 баллов. Потом их можно будет обменять на определенную скидку на следующий месяц.

Количество автомобилей на дорогах продолжает увеличиваться, и автомобильные заторы стали нормой. Эффективно регулировать транспортные потоки позволяют платные автомобильные дороги. А у водителя есть возможность выбора - стоять в пробке бесплатно (на самом деле нет) или сэкономить время на платной дороге.

В России платных участков дорог пока не так много: это строящаяся М11 от Москвы до Питера, М4 «Дон», М1 объезд Одинцова, ну и Западный скоростной диаметр в Питере, преимущественно они расположены рядом с Москвой.

Тема сегодняшнего репортажа - платная автомобильная дорога М11 Москва - Солнечногорск (ее еще называют «платная Ленинградка» или «новая Ленинградка») и как сэкономить на проезде с помощью транспондера. Поехали!

Первый платный участок трассы М11 начинается сразу же за МКАД и заканчивается рядом с Солнечногорском. Но не всем за неё надо платить. Например, те, кто ездит в Долгопрудный, или вот те, кто съезжает из Левобережных Химок. Дорогу там отстроил концессионер, а шлагбаумы поставил ближе Шереметьево.

Также эта дорога является самым коротким и быстрым маршрутом во все терминалы аэропорта Шереметьево. Ведь далеко не всегда удобно добираться до Шереметьево поездом: большая компания, много багажа, нужен терминал D, а ещё и маленькие дети, - конечно, автомобиль! Но время дорого, и поэтому лучше платная дорога - быстрее и спокойнее.

Важным отличием данной платной трассы является то, что магистраль была построена с нуля, как альтернатива существующему Ленинградскому шоссе, да и не только, альтернатив много, это и Пятницкое шоссе, Дмитровское шоссе, смотря кому куда надо.

Платными дорогами тоже надо уметь пользоваться. Как в общественном транспорте Москвы вы пользуетесь проездным «Тройка», так и на платных дорогах стоит пользоваться транспондером - специальным устройством, которое позволяет не только экономить на стоимости проезда, но и делать это без остановки на пунктах оплаты.

Взять транспондер можно в офисах, которые находятся перед въездом на дорогу, если ехать из Москвы, и при выезде, направляясь в сторону Москвы, а также в ТЦ «Зеленопарк». Ближайший к Москве такой офис находится непосредственно перед въездными шлагбаумами.

Транспондер - это небольшой автономный гаджет, который крепится внутри автомобиля на лобовое стекло за зеркалом заднего вида. Встроенной батарейки должно хватить более чем на 5 лет эксплуатации, а если она разрядится или транспондер сломается - оператор его бесплатно поменяет.

Для получения транспондера нужен паспорт и примерно 5-10 минут времени на оформление договора. Также транспондер можно предзаказать на сайте и получить его на любом выезде с дороги в информационных офисах, это ещё быстрее.

Транспондер платного участка Москва - Солнечногорск (или еще 15-58) на трассе М11 не продаётся, а выдаётся в аренду. В первый календарный месяц стоимость аренды 0 рублей, а в последующие месяцы арендная плата составляет 50 рублей в месяц, но только при его использовании (то есть если в какой-то месяц вы не пользовались платной дорогой, то арендная плата списываться не будет).

Это удобно, не нужно сразу платить за него 1500 рублей, а платишь, только если используешь. Даже если на море раз в год ездить или на дачу только в сезон, а зимой можно его убрать и платить не надо.

Учитывая тот факт, что стоимость проезда по транспондеру дешевле (экономия достигает 60%), чем при оплате на месте, - его аренда окупается с первой же поездки. Берёте транспондер и получаете скидку 20% на все поездки. Но есть ещё и абонементы (как в метро). Они распространяются практически на все маршруты и бывают на 10, 20 или 30 поездок. Израсходовать их надо в течение месяца. 10 поездок подойдёт дачникам, если его активировать в день проезда на дачу, то как раз получается 5 поездок туда-обратно в течение 30 дней. А 20 и 30 поездок подходит для тех, кто поблизости работает или живёт.

Чтобы понимать по экономии - вот пример:

Поездка по платной дороге из Москвы до аэропорта Шереметьево D, E и F стоит 300 рублей днём и 100 рублей ночью при оплате наличными или банковской картой. А с транспондером стоимость этой же поездки составит 240 рублей днём и 80 рублей ночью. А поездка по абонементу по этому же маршруту стоит от 160 до 220 рублей.

Вы сразу же окупаете транспондер и экономите время на проезде пунктов оплаты. Для этого нужно воспользоваться специальными воротами с автоматическим шлагбаумом. Остановка не требуется, достаточно лишь снизить скорость до 30 км/ч (чтобы шлагбаум гарантированно успел открыться после того, как электроника считает данные транспондера).

«Транспондер принят» и зелёный сигнал светофора означают, что можно продолжать движение без остановки.

Альтернатива транспондеру - оплата проезда через оператора или терминал. Это не только медленнее, но и дороже.

Специальные датчики автоматически определяют класс транспортного средства (в частности, его высоту и количество осей) для точного расчёта стоимости проезда.

Середина дня в будни не самый показательный момент по количеству автомобилей на трассе, но даже здесь видно, что при оплате наличными собираются очереди из 5-6 автомобилей. В то время как по крайним левым полосам можно проехать с помощью транспондера без остановки.

Платной дорогой активно пользуются автомобили такси, это гораздо быстрее, чем стоять в пробке на Ленинградке. Дорогу в таком случае обычно оплачивают клиенты, чтобы сэкономить своё время.

Пункты оплаты проезда расположены на съездах с трассы (а если у вас нет транспондера, то на въезде нужно взять проездной билет), поэтому нет необходимости для остановки на промежуточных участках, вы просто едете до пункта назначения, и на выезде стоимость проезда рассчитывается и списывается с баланса вашего счёта автоматически.

Кстати, с транспондером М11 можно ездить и по другим платным дорогам: таким как Северный обход Одинцова (МКАД - М1), платные участки М3, М4 и М11 (объезды Торжка и Вышнего Волочка), а также по Западному скоростному диаметру (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Это называется интероперабельность. Кстати, на большинстве «чужих» платных участков тоже предоставляется скидка на проезд до 15%.

Это центр контроля дорожной обстановки на платном участке трассы. Безопасности здесь уделяется повышенное внимание.

В случае возникновения аварийной ситуации на место выезжают аварийные комиссары.

Также у компании, обслуживающей платную дорогу, имеется большой парк дорожной техники, которая используется для уборки трассы.

Кстати, платный участок М11 Москва - Солнечногорск построен с нуля, и большая часть (2/3) инвестиций - частные вложения. Государство вложило в строительство всего 1/3. И у этой трассы совершенно другая модель использования, в отличие от хорошо всем известной дороги на юг, в Сочи - трассы М4. Ведь М4 это изначально бесплатная дорога, которую реконструировали и поставили шлагбаумы. Аналогичная история и с не так давно запущенными участками трассы М3 - бесплатная трасса стала платной, а в качестве альтернативы для бесплатного проезда предлагается узкая дорога, петляющая по населённым пунктам с постоянными ограничениями скорости.

В то время как платный участок М11 является альтернативой бесплатной трассе М10, которая сама по себе является дорогой высокого качества с несколькими полосами в каждую сторону. Платная дорога забирает на себя достаточный поток с сильно загруженного Ленинградского шоссе, таким образом его разгружая. В среднем по платной магистрали проезжает более 40 тысяч автомобилей в день, а в дни высокой загрузки трафик повышается до 75 тысяч автомобилей.

Выходит, что транспондер должен быть в каждом автомобиле, независимо от того, как часто вы ездите по платным дорогам. Точно так же, как в кармане каждого жителя Москвы должна быть карта или брелок «Тройка».

Я провёл сравнительный анализ транспондеров от разных операторов и пришёл к выводу, что даже если платный участок М11 не является для вас приоритетным и вы ежедневно не пользуетесь каким-либо другим платным участком дороги по абонементу, то всё равно получается удобнее приобрести транспондер М11 15-58.

Во-первых, он берётся в аренду (а не покупается за 1000-1500 рублей), во-вторых, по нему предоставляется скидка при проезде по платным участкам М3, М4, М11 и ЗСД (скидки нет только при проезде по платному участку М1 в объезд Одинцова - они вообще никому из партнёров в рамках интероперабельности не дают скидок).

В то время как транспондеры от Автодора (М3, М4, М11) и ЗСД в Санкт-Петербурге не дают скидок при проезде по платному участку М11 Москва - Солнечногорск.

И, естественно, транспондер стоит оформить всем, у кого дачи расположены по Ленинградскому, Пятницкому и Дмитровскому шоссе. Стоимость проезда варьируется в зависимости от дня недели и времени суток, таким образом достигается динамическое регулирование транспортных потоков в зависимости от спроса.

Что в итоге?

Преимущества использования транспондера очевидны.

Мне в последнее время часто приходится выезжать для контроля строительства домов в разные части Московской области, и несмотря на то, что преимущественно они расположены на юге, по Ленинградскому направлению мне тоже приходится иногда ездить.

С платной дорогой я могу более точно планировать свой рабочий день и не стоять в пробках.