Как работает двигатель автомобиля? А также основные причины неполадок и перебоев в машине. Запуск двигателя внутреннего сгорания Устройство системы пуска двигателя



План:

    Введение
  • 1 Мускульная сила человека
  • 2 Электростартёр
  • 3 Вспомогательный двигатель внутреннего сгорания
  • 4 Сжатый воздух
  • 5 Direct Start (Непосредственный запуск)
  • 6 Экзотические способы
  • 7 Зажигание при запуске
  • Примечания

Введение


Двигатель внутреннего сгорания любого типа не создаёт вращающего момента в неподвижном состоянии. Прежде чем он начнёт работать, его нужно раскрутить с помощью внешнего источника энергии. Практически используются следующие варианты:

1. Мускульная сила человека

Используется при запуске двигателей небольшой мощности. На лодочных моторах и бензопилах дёргают за тросик, намотанный на маховик или пусковой барабан («верёвочный стартёр »); на мотоциклах используют резкое нажатие ногой на специальный рычаг (кикста́ртер ); на мопедах - вращение педалей велосипедного типа; на автомобилях - проворачивают коленвал пусковой (заводной) рукояткой («кривой стартёр»). Мускульная сила всегда доступна и не зависит от заряда аккумуляторов и т. п. Однако такой метод запуска не очень удобен в эксплуатации; чаще он используется в качестве резервного. На современных автомобилях, как правило, использование «кривого стартёра» вообще не предусматривается. Помимо всего прочего, «кривой стартер» крайне травмоопасен при неправильном использовании.

Существуют также ручные инерционные стартеры , при которых ручкой (через повышающий редуктор) раскручивается небольшой маховик, а когда он запасет необходимое количество кинетической энергии, этот маховик через редуктор (понижающий) соединяется с коленвалом пускаемого двигателя. Такой способ позволяет повысить пусковую мощность и не создавать чрезмерных усилий на пусковой рукоятке. В СССР такие стартеры устанавливались на часть тракторов Т-16 , Т-25 [источник не указан 780 дней ] и небольшие судовые дизели.

Долгое время ручной способ был основным для запуска поршневых двигателей самолётов - всем знакомы кадры хроники, когда коленвал авиадвигателя раскручивают, дёргая рукой пропеллер. Данный способ перестал применяться с ростом мощности моторов, поскольку мускульной силы уже просто не хватало, чтобы провернуть вал тяжёлого и мощного двигателя, зачастую ещё и снабжённого редуктором.


2. Электростартёр

Наиболее удобный способ. При запуске двигатель раскручивается коллекторным электродвигателем - машиной постоянного тока, питающейся от аккумуляторной батареи (после запуска аккумулятор подзаряжается от генератора, приводимого в движение основным двигателем). При низких температурах обычно применяемые кислотные аккумуляторы теряют ёмкость (главным образом - из-за роста вязкости электролита; также происходит снижение электродвижущей силы батареи), а вязкость масла в системе смазки увеличивается. Поэтому запуск двигателя зимой затруднён, а иногда и невозможен. При наличии электрической сети в этом случае возможен запуск от сетевого пускового устройства (практически неограниченной мощности).

Электродвигатели автомобильных стартёров имеют особую конструкцию с четырьмя щётками, которая позволяет увеличить ток ротора и мощность электродвигателя.


3. Вспомогательный двигатель внутреннего сгорания

Главный двигатель запускается другим двигателем внутреннего сгорания, меньшей мощности (так называемый «пускач»); такой способ используется на многих тракторах. Пусковой двигатель обычно карбюраторный двухтактный, его мощность составляет примерно 10 % от мощности основного двигателя. Это обеспечивает надёжный запуск в любых условиях. Сам же вспомогательный двигатель запускается вручную (дёрганием тросика) или от электростартёра.


4. Сжатый воздух

Используется для запуска больших дизелей на тепловозах, судах и бронетехнике. Ранее такой способ был основным для запуска поршневых двигателей в авиации. В цилиндрах, кроме обычных впускных и выпускных клапанов, устраиваются дополнительные пусковые клапаны. При запуске они открываются в таком порядке, чтобы входящий через них в цилиндры воздух толкал поршни и раскручивал двигатель. Ёмкости со сжатым воздухом пополняются от компрессора, приводимого главным двигателем при его работе.


5. Direct Start (Непосредственный запуск)

Немецкая фирма BOSCH опубликовала результаты экспериментов по исследованию возможности прямого (без внешнего прокручивания) запуска бензинового двигателя с непосредственным впрыском топлива. Суть заключается в следующем: в неработающем двигателе с 4-мя и более цилиндрами в одном из цилиндров поршень стоит в положении, соответствующем рабочему ходу. Зная положение коленчатого вала, можно рассчитать объём воздуха в этом цилиндре, впрыснуть туда необходимую дозу топлива и поджечь его искрой. Поршень начнет двигаться, вращая коленчатый вал. Далее процесс развивается лавинообразно и двигатель запускается. Эксперимент признан удачным, но, как заявляет руководство фирмы BOSCH, до применения Direct Start на серийных автомобилях ещё далеко.


6. Экзотические способы

Автомобиль (как и мотоцикл) с механической КПП можно завести, буксируя его другим автомобилем (или толкая руками, это называется «завести с толкача»), а также разгоняя его при включенной передаче по наклонной дороге. Однако таким способом есть большая вероятность поломки ходовой части, которая тем выше, чем более низкая передача включена; в руководствах по эксплуатации многих автомобилей есть запрет на такой запуск.

Разновидностью первого способа является ручное раскручивание одного из колёс автомобиля, предварительно вывешенного с помощью домкрата при включенной одной из верхних передач, для защиты рук при этом необходимо использовать рукавицы. Главной особенностью способа является возможность запуска двигателя водителем в одиночку.

При разряде аккумулятора часто приходится подключаться к аккумулятору другого автомобиля (это называется «прикурить»). Делать это рекомендуют с не работающим двигателем другого автомобиля, чтобы его электронная система не вышла из строя.

В принципе, можно запускать мотор, раскручивая его электродвигателем, питающимся от внешней электросети. Мощность и время работы такого сетевого стартёра почти не ограничены, однако подключиться к электросети можно далеко не везде.

Для запуска двигателя после кратковременного выключения предлагался маховик-накопитель: раскручиваемый двигателем при движении, он затем позволяет запустить двигатель, не нагружая аккумулятор.

Двигатель танка или другой самоходной установки можно запустить выстрелом. Для этого включается зажигание и соответствующая передача, башня танка поворачивается в сторону, противоположную предполагаемому направлению движения. Производится выстрел. Отдача заставляет танк начать движение, а следовательно - производится запуск двигателя.


7. Зажигание при запуске

Для двигателей с искровым зажиганием актуальна также проблема питания системы зажигания в момент запуска. Обычные генераторы с электромагнитами требуют некоторого времени для самовозбуждения, поэтому в момент запуска зажигание питается только от аккумулятора. В итоге мотоциклы «ИЖ» и «Урал» не заводятся при разряженном аккумуляторе, хотя запуск производится кик-стартером, а не электростартером. Эта проблема решается использованием генератора с постоянными магнитами (как на мотоциклах «Минск» и «Восход») или магнето, которые дают ток сразу, однако такие генераторы имеют меньшую мощность. Проблема становится намного слабее при использовании электронного зажигания, но и оно неспособно работать при полностью разрядившейся батарее. Проблема полностью разряженного аккумулятора усугубляется тем, что в современных генераторах вместо постоянных магнитов используют обмотку возбуждения. Это значит, что даже при вращающемся моторе (например, буксируемая машина) искры не будет.

Кроме проблем с питанием системы зажигания, существует также проблема со смесеобразованием при пуске холодного двигателя. При низких температурах топливо недостаточно полно испаряется, из-за чего попадает в камеру сгорания в виде капелек, которые могут «залить» свечу зажигания, не позволяя высокому напряжению пробить этот изолирующий слой диэлектрика, бензина. От этого недостатка свободны свечи зажигания с форкамерой и соплом Лаваля [источник? ] .

В современных автомобилях производителем нередко также предусмотрен режим «продувки» цилиндров, при котором прекращается активная подача топлива, а работа поршней освобождает объём от излишков топлива. Чтобы использовать данный режим необходимо до упора выжать педаль газа и начать прокручивать стартер.


Примечания

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 13.07.11 06:46:42
Похожие рефераты:

Система запуска двигателя предназначена для создания первичного крутящего момента коленвала двигателя с оборотами, необходимыми для образования нужной степени сжатия, для воспламенения горючей смеси. Управление системой запуска может быть ручным, автоматическим и дистанционным.

Система пуска двигателя состоит из основных функциональных устройств:

· Аккумуляторная батарея

· Стартер

· Механизмы управления запуска (замок зажигания, блок управления автоматическим пуском, система дистанционного управления)

· Соединительные провода большого сечения (многопроволочные медные).

Предъявляемые требования к системе запуска: надежность работы стартера (отсутствие поломок в 45-50 тыс. км пробега) возможность уверенного запуска в условиях пониженных температур, способность системы к многоразовым пускам в течение короткого времени.

Рис. 4.13. Электрическая схема включения системы пуска двигателя

Устройство стартера автомобиля Основным узлом системы запуска двигателя является стартер. Представляет собой электродвигатель постоянного тока напряжением 12 (24) В и развивающий на холостом ходу примерно 5000 об\мин.

Рис. 4.14. Стартер легкового автомобиля:

1 – шестерня привода, 2 – ролик обгонной муфты, 3 – обгонная муфта, 4 – поводковое кольцо, 5 – резиновая заглушка, 6 – рычаг привода, 7 – крышка со стороны привода, 8,9 – якорь и обмотка реле, 10 – контактная пластина, 11 – крышка реле, 12 – контактные болты, 13 – крышка со стороны коллектора, 14,15 – тормозные диски крышки и вала якоря, 16 – якорь, 17 – втулка подшипника, 18,19 – обмотка и полюс статора, 20 – корпус, 21 – ограничительное кольцо, 2 – регулировочное кольцо

Рис. 4.15. Узлы стартера легкового автомобиля

Рис. 4.16. Схема стартера грузового дизельного тяжелого автомобиля

Стартер состоит из пяти основных элементов:

· Корпус стартера выполнен из стали, имеет форму цилиндра (рис.15). На внутреннюю стенку корпуса крепятся обмотки возбуждения 16 (обычно четыре) совместно с сердечниками (полюсами). Крепеж происходит винтовым соединением. Винт закручивается в сердечник, который прижимает обмотку к стенке. Корпус имеет резьбовые технологические отверстия для крепления передней части, в которой происходит движение обгонной муфты 3.

· Якорь стартера представляет собой ось из легированной стали, на которую запрессован сердечник якоря (поз. 23 рис.16) и коллекторные пластины (поз. 1 рис. 16).

· Сердечник (поз. 23 рис.16) имеет пазы для укладки обмоток якоря. Концы обмоток надежно крепятся к коллекторным пластинам.

· Коллекторные пластины (поз. 1 рис. 16) расположены по кругу и жестко установлены на диэлектрической основе.

Диаметр сердечника напрямую связан с внутренним диаметром корпуса (совместно с обмотками). Якорь крепится в передней крышке стартера и в задней крышке при помощи втулок (поз.12, рис.16), изготовленных из латуни, реже из меди. Втулки одновременно являются и подшипниками.

· Втягивающее реле или тяговое реле (поз.4, рис.16 или поз.8, рис. 15) устанавливается на корпус стартера. В корпусе тягового реле, в задней части находятся силовые контакты 12 (рис. – «пятаки», и подвижный контакт-перемычка 10 (рис.18), выполненные из мягких металлов. «Пятаки» представляют собой обыкновенные болты, запрессованные в эбонитовую крышку тягового реле. При помощи гаек к ним крепятся силовые провода от аккумулятора и от плюсовых щеток стартера. Сердечник тягового реле 5 (рис.17) соединяется, через подвижное «коромысло» 7 с обгонной муфтой 15 (бендиксом) .

Механизм привода стартера имеет обгонную муфту (муфта свободного хода) 9 (рис.4.16), которая передает крутящий момент от стартера на маховик и исключает передачу вращения от маховика на вал стартера после пуска двигателя, предотвращая тем самым разнос якоря.

Рис. 4.16. Роликовая муфта свободного хода (обгонная муфта)

Муфта состоит из шлицевой втулки 3, установленной на шлицах вала якоря стартера, обоймы 5, в которой выполнены 4 клиновидных паза, роликов 6 с плунжерами 11, нагруженными пружинами 10, ступицы 7, изготовленной совместно с шестерней 8. Плунжеры с помощью пружин 10 зажимают ролики между поверхностями обоймы и ступицы.

При пуске двигателя крутящий момент передается от шестерни на зубчатый венец маховика. При этом ролики, сдвигаясь в узкую часть клиновидного паза обоймы, жестко заклиниваются между ней и ступицей шестерни.

После пуска двигателя из-за большого передаточного числа зубчатой передачи, маховик начинает вращать шестерню привода с большой частотой, чем вращается вал стартера и связанная с ним обойма 5, которая в этом случае начинает отставать от ступицы 7 шестерни 8, в следствие чего обойма и ступица расклиниваются. Стартер при этом работает в режиме холостого хода до размыкания цепи размыкателя.

Принцип работы пусковой системы и стартера. Этапы работы стартера следующие:

· стыковка с зубчатым венцом маховика,

· пуск стартера,

· расстыковка стартера.

На деле это выглядит следующим образом: при включении замка зажигания и повороте ключа в положение «запуск», по цепи «+» АКБ - замок зажигания - обмотка тягового реле - «+» выхода стартера - плюсовая щетка - обмотка якоря - минусовая щетка, срабатывает тяговое реле.

Под действием сердечника реле подвижный контакт замыкает силовые пятаки, через которые подается ток от АКБ на плюсовой провод стартера. Плюс стартера соединен с плюсовой полюсной пластиной и плюсовыми щётками. Минус по умолчанию подключен постоянно. После подачи тока вокруг обмоток якоря и обмоток возбуждения возникают магнитные потоки, которые направлены в одну сторону, а, как известно, одинаковые полюса магнита отталкиваются друг от друга, так возникает круговое движение якоря.

В момент срабатывания втягивающего реле, «коромысло» приходит в движение вместе сердечником реле и выталкивает роликовую муфту свободного хода на шлицах якоря, в сторону венца маховика. Якорь в этот момент начинает вращаться и приводит в действие маховик.

Если двигатель автомобиля завелся, а ключ зажигания еще не отпущен, наступает момент, когда обороты двигателя превышают обороты стартера, в этом случае срабатывает обгонный механизм муфты. Для дизельных двигателей или двигателей большой мощности, применяется другой механизм подачи вращения на муфту.

Применяется редуктор, встроенный в корпус стартера (рис.16). Редуктор представляет собой механизм привода трансмиссии, т.е. по внутренней зубчатой обойме вращаются три сателлита, которые и приводят в действие вал, на котором подвижно находится муфта. Достоинство таких стартеров в малых габаритах и большой мощности.

Средства облегчения пуска дизельного двигателя.
Элек­трофакельное устройство (ЭФУ) предназ­начено для облегчения пуска холодного двигателя при температурах окружающего воздуха до -30 °С.

Условно систему электрофакельного устройства можно подразделить на две взаимосвязанные: топливную и электри­ческую. Топливная система обеспечивает также дозировку дизельного топлива на сгорание. Она подключена к системе пита­ния двигателя топливом.

Основным элементом электрофакель­ного устройства являются факельные све­чи. Они установлены во впускных трубо­проводах двигателя так, чтобы обеспечива­лась равномерная подача подогретого воздуха и паров топлива во все цилиндры.

Корпус 1 факельной свечи (рис. 4.17) неразборной конструкции, имеет нижнюю резьбовую часть для вворачивания во впускной трубопровод и фиксации на нем контргайкой 6. Нагревательный элемент 2 выполнен в виде штифтовой свечи и пред­ставляет собой металлический кожух, внутри которого запрессована спираль в специальном наполнителе. Наполнитель обладает хорошей теплопроводностью и электрически изолирует спираль от кожу­ха. Нагревательный элемент осуществляет нагрев свечи до рабочей температуры, что обеспечивает испарение и воспламенение дизельного топлива. Топливо поступает из системы питания к штуцеру, где очищается фильтром 7, а затем попадает в кольцевую полость, образованную поверхностью на­гревательного элемента и испарителем 5. Количество топлива дозируется жикле­ром 8.

Для увеличения поверхности испарения служит объемная сетка 4, окруженная экраном 3 с двумя рядами отверстий. Эк­ран защищает факел пламени от срыва потоком воздуха, засасываемого в цилинд­ры двигателя.

Принцип работы электрофакельного устройства заключается в следующем. Перед пуском двигателя с помощью ручно­го топливопрокачивающего насоса созда­ют избыточное давление топлива, которое в период провертывания коленчатого вала стартером поддерживается топливным насосом 7 (рис.4.17).

Клапан-жиклер фильтра тонкой очист­ки и перепускной клапан ТНВД, перекры­вающие дренажные топливопроводы, обес­печивают подачу топлива к факельным свечам 13 с минимальной задержкой во времени под давлением 20...40 кПа. При таком давлении обеспечивается минималь­ное время для образования факела пламе­ни. Увеличение или уменьшение этого давления приводит к задержке образования факела и соответственно к увеличению времени пуска.

Топливо проходит через электромагнит­ный клапан 11 и попадает к предвари­тельно нагретым факельным свечам, где оно дозируется, нагревается и испаряется. Воспламенение топлива и образование факела пламени происходят в силу того, что в этот момент провертывается старте­ром коленчатый вал двигателя и во впуск­ных трубопроводах появляется поток воз­духа, обдувающий факельные свечи. Частицы не сгоревшего во впускных трубо­проводах топлива в виде паров попадают в цилиндры вместе с нагретым воздухом, где воспламеняются и способствуют вос­пламенению основного топлива, впрысну­того через форсунки. Для сокращения времени выхода двигателя на устойчивый режим предусмотрена возможность совме­щения его работы с работой электрофа­кельного устройства. При этом обеспечи­вается устойчивое удержание факела во впускных трубопроводах при работе двига­теля на холостом ходу.

Сейчас на дорогах города можно встретить как автомобили нового типа, так и устаревшие модели. Они отличаются друг от друга не только внешне, но и имеют различное устройство и ход работы, следовательно, запуск двигателя в машине, выпущенной в 2010 году, будет в значительной степени отличаться от активации мотора в авто марки «Жигули», выпущенной в 1995 году. Работа двигателя сильно влияет на качество езды, а также отвечает за маневренность автомобиля на дороге. Чем новее и совершеннее мотор, тем он лучше и безопаснее будет себя вести в пути.

В автомобилях нового плана, как правило, происходит запуск электродвигателя. Также этот процесс еще называют стартерной системой запуска, так как движок в таком авто постоянно подключен к аккумулятору и питается энергией для передвижения именно из системы электрооборудования. Система, которая постоянно снабжает двигатель током, позволяет ему работать безотказно при любой погоде и не сбоить даже в самых затруднительных ситуациях на дороге. Стоит знать, что электродвигатель можно вмонтировать практически в любую типа, главное, чтобы подобные работы выполнялись профессионалом.

Запуск двигателя любого типа происходит благодаря несложной системе, в состав которой входит стартер, обеспечивающий вращение цилиндров и коленвала, механизм привода, замок зажигания движка и необходимая проводка. Основную роль в процессе активации мотора играет, конечно же, своего рода неиссякаемый источник постоянного тока, который необходим для работы и передвижения автомобиля. Стартер состоит из корпуса, якоря и тягового реле. Когда происходит механизмы начинают раскручивать за счет чего движок набирает обороты.

Для того чтобы запуск автомобиля был простым для водителя с любым стажем, был разработан который находится в салоне. Принцип его работы предельно ясен для всех, ведь именно он является основным источником, благодаря которому активируется механизм привода. После того как осуществляется из салона машины с помощью ключа, в ход идет крутящийся момент, что обеспечивает непосредственно работу двигателя.

Система активации двигателя может функционировать по различным принципам, среди которых можно назвать систему-автомат, интеллектуальный запуск двигателя, систему "стоп-старт", а также непосредственный запуск двигателя. Однако во всех случаях машина активируется благодаря повороту ключа в замке зажигания. По системе проводов, которые смонтированы под капотом авто, необходимый сигнал поступает в тяговое реле, и после этого запускается постепенно весь механизм, благодаря которому машина начинает заводиться.

Каким бы опытным ни был водитель, активировать мотор автомобиля необходимо крайне осторожно и внимательно. Ведь зажигание двигателя моментально приведет в движение коленчатый вал, который начинет вращаться с большой амплитудой. Стоит отметить, что в автомобиле непременно должны находиться в исправном состоянии муфты, так как именно они отделяют коленвал от стартера. В противном случае двигатель будет сильно поврежден, и потребуется дорогостоящий ремонт.

3.1. Назначение и требования к системам пуска двигателя

Для запуска ДВС необходимо сообщить коленчатому валу вращение с определенной (пусковой) частотой, при которой обеспечивается нормальное протекание процессов смесеобразования, воспламенения и горения топлива. Пусковая частота вращения карбюраторных двигателей составляет 40...50 мин -1 . У дизелей частота вращения коленчатого вала должна быть не менее 100... 150 мин -1 , так как при более медленном вращении сжимаемый воздух не нагревается до необходимой температуры.

При пуске необходимо преодолеть момент сопротивления на трение, момент, создаваемый при сжатии рабочей смеси в цилиндрах, и момент инерции вращающихся частей двигателя.

Развиваемый стартером крутящий момент зависит от мощности и конструкции двигателя, числа цилиндров, степени сжатия, вязкости масла и частоты вращения двигателя стартера. Момент сопротивления зависит от окружающей температуры. Изменение температуры влияет на физико-механические свойства материалов (топлива, масла, охлаждающей жидкости). Наибольшие трудности вызывает пуск двигателя при низких температурах вследствие повышения вязкости масла и топлива, снижения его испаряемости. Ухудшение условий для воспламенения и сгорания топливно-воздушной смеси, а также характеристик системы зажигания обусловлено падением напряжения на зажимах аккумуляторной батареи при работе ее в стартерном режиме.

Электрический стартер - машина кратковременного действия. Продолжительность пуска карбюраторного двигателя составляет 10 с, дизеля- 15. В связи с этим тепловые и электромагнитные нагрузки, допускаемые для стартера, значительно выше (в 2 раза), чем для машин, работающих в длительном режиме. Стартер должен обладать большим крутящим моментом для преодоления момента сопротивления двигателя поэтому применяется электродвигатель с последовательным возбуждением. При запуске он развивает больший крутящий момент на валу якоря, чем двигатель с параллельным возбуждением. Вместе с тем, электродвигатель с последовательным возбуждением при холостом ходе увеличивает частоту вращения ротора теоретически до бесконечности. Практически возрастание частоты вращения ротора в этом случае ограничивается наличием механических потерь на трение в подшипниках, щеток на коллекторе и т.п.

В стартерах большой мощности КПД выше, потери на трение относительно меньше, поэтому частота вращения ротора значительно возрастает. Так как диаметр якоря стартера большой мощности также большой, то создается опасность "разноса" якоря при холостом ходе, т.е. вырывания его обмотки из пазов центробежной силой. Поэтому в мощных стартерах для ограничения числа оборотов холостого хода применяют добавочную параллельную обмотку, т.е. смешанное возбуждение. Магнитный поток параллельной обмотки составляет только 4...5% общего магнитного потока, поэтому она мало влияет на характеристики двигателя.

В зависимости от конструкции и принципа действия различают стартеры с инерционным и с принудительным электромеханическим перемещением шестерни привода, с принудительным вводом шестерни в зацепление и с самовыключением ее после пуска двигателя.

Наибольшее распространение получили в настоящее время стартеры с принудительным вводом шестерни и самовыключением ее посла пуска двигателя.

3.2. Устройство стартера

На рис. 3.1 показан разрез автомобильного стартера с электро- магнитным реле и дистанционным управлением.

На одном из концов вала имеется муфта свободного хода 9 с ведущей шестерней 8. Тяговое электромагнитное реле 3 с помощью рычага перемещает шестерню и вводит ее в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. Одновременно с перемещением шестерни контактным диском 2 замыкается электрическая цепь стартера. Обмотка электромагнитного реле состоит из двух обмоток - втягивающей и удерживающей. Кроме тягового реле стартер имеет реле включения, обмотка которого включена на разность напряжения между батареей и генератором. После пуска, когда генератор начнет работать и разность напряжений между аккумулятором и генератором начнет уменьшаться, реле включения отключает удерживающую обмотку и электромагнит. Тяговое реле стартера 4 выключается, а возвратная пружина 6 выводит шестерню из зацепления с зубчатым венцом маховика двигателя. Одновременно происходит электрическое отключение стартера от батареи.

Корпус стартера и полюсные наконечники изготавливаются из листовой электротехнической стали. Обмотки якоря статора и полюсов из голой медной прямоугольной шины с небольшим количеством витков, изолированных друг от друга бумагой и покрытых лаком.

Рис.3.1. Схема стартера с электромагнитным тяговым реле и дистанционным управлением: 1-контакт зажима; 5-якорь реле; 10-корпус стартера; 11-якорь; 12-обмотка возбуждения; 13-щетка; 14-коллектор; (остальные позиции указаны в тексте)

3.3. Устройство и работа приводных механизмов

Приводной механизм - устройство, обеспечивающее ввод и удержание шестерни стартера в зацеплении с венцом маховика во время пуска ДВС, передачу необходимого вращающего момента коленчатому валу и предохранение якоря электродвигателя от разноса вращающимся маховиком после пуска двигателя.

Приводные механизмы электростартера с принудительным механическим или электромеханическим перемещением шестерни имеют роликовые фрикционные или храповые муфты свободного хода, которые передают вращающий момент от вала стартера к коленчатому валу двигателя во время пуска и, работая в режиме обгона, автоматически разъединяют стартер и ДВС после пуска.

Наибольшее распространение получили приводные механизмы с роликовыми муфтами свободного хода, в которых ролики заклиниваются в связи с возникновением сил трения в сопряженных деталях.

Муфта свободного хода (рис. 3.2) обеспечивает передачу вращающего момента только с вала якоря на венец маховика и предотвращает вращение якоря от маховика после пуска двигателя.

На шлице во и втулке жестко укреплена ведущая обойма 4. В ней имеются четыре клинообразных паза, в которых установлены ролики 3, отжимаемые в сторону узкой части паза усилием пружины 10 плунжеров 9. Пружина надета на упоры II плунжеров. Шестерня 7 выполнена вместе с ведомой обоймой. Упорные шайбы 5 и 6 ограничивают осевое перемещение роликов 3.

Рис. 3.2. Муфта свободного хода: 1 - кожух, 2- уплотнитель; 8 - пружины (остальные позиции указаны в тексте)

3.4. Принцип работы системы пуска двигателя

Система пуска (рис. 3.3) содержит стартер 1, аккумуляторную батарею 2 и выключатель стартера 3. Стартер состоит из электродвигателя постоянного тока 4, тягового реле 5 и механизма привода 10. Тяговое реле обеспечивает ввод шестерни 12 привода 8 зацепления с венцом маховика 13, а также подключение электрической цепи электродвигателя стартера к аккумуляторной батарее. Механизм привода 10 передает вращение от вала якоря на венец маховика 13 двигателя и предотвращает передачу вращения от маховика на вал якоря после начала работы двигателя.

Шестерня стартера должна находиться в зацеплении с зубчатым венцом только во время пуска двигателя. После пуска частота вращения коленчатого вала достигает порядка 1000 мин -1 . Если при этом вращение будет передаваться на якорь стартера, его частота вращения повысится до 10000... 15000 мин -1 . Даже при кратковременном увеличении частоты вращения до такого значения возможен разнос якоря. Для предотвращения этого, усилие от вала якоря к шестерне привода у большинства стартеров передается через муфту свободного хода, которая обеспечивает передачу крутящего момента только в одном направлении от вала якоря к маховику. Шестерня в современных стартерах перемещается электромагнитным включением и дистанционным управлением. Для увеличения крутящего момента на коленчатом валу используется пониженная передача с передаточным числом 10...15.

При замыкании контактов выключателя по обмотке электромагнита протекает ток, и якорь электромагнита 8 втягивается, а соединенный с ним рычаг II перемещает шестерню 12. Одновременно якорь давит на пластину 6, которая в момент ввода шестерни в зацепление с венцом маховика замыкает контакты.

Рис. 3.3. Принципиальная схема системы пуска

Ток через замкнутые контакты поступает в обмотку электродвигателя, и якорь начинает вращаться. После пуска двигателя водитель выключает цепь обмотки электромагнита, и шестерня возвращается в исходное положение.

Для обеспечения длительной работоспособности привода и стартера в целом важное значение имеет своевременное отключение стартера. При задержке отключения увеличивается продолжительность работы муфты свободного хода привода, она нагревается, смазка разжижается и вытекает, что приводит к быстрому износу муфты.

Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с проблемой запуска двигателя в условиях полной разрядки аккумуляторной батареи. Обычно это происходит от того, что водитель оставил включенными фары или лампочки в салоне, не закрыл плотно двери или же оставил включенным замок зажигания. Безусловно, есть и другие варианты событий, приводящих к внезапной разрядке аккумулятора, что неизбежно приводит к возникновению проблем с запуском двигателя. Ниже мы предложим читателям возможные пути решения данной проблемы.

Запуск двигателя автомобиля.

1. Для автомобилей, оснащенных механической коробкой передач , можно запустить двигатель с «толкача». Как правило, для этого используют другой автомобиль, который буксирует первый, на котором затем отпускают сцепление. Благодаря тому, что автомобиль успел разогнаться до второй или даже третьей скорости, его двигатель проворачивается. При тех условиях, что зажигание окажется включенным, а двигатель - исправным, произойдет его запуск. Если попытка запуска двигателя происходит на первой или задней передаче, проворачивания нужной степени достичь, как правило, не удается. Однако, если состояние двигателя близко к идеальному, толчка, произошедшего за счет освобождения сцепления, хватит для его запуска даже на таких передачах. Если другого автомобиля нет, то есть буксировка невозможна, вероятно, среди пассажиров найдутся те, кому можно поручить вручную разогнать вашу машину и запустить ее с «толкача».

2. Для автомобилей с автоматической коробкой передач тоже возможен с «толкача». Но при этом пытаться разогнать автомобиль целиком смысла не имеет, так как современные автоматы оснащены единственным масляным насосом, то есть если двигатель не запущен, давления в насосе не будет. Отсутствие давления, создаваемого насосом, приведет к тому, что не будет работать АКПП, что означает отсутствие сцепления между двигателем и трансмиссией. Следовательно, сколько бы вы не буксировали машину, запуска двигателя не произойдет. Тем не менее, проворачивание двигателя все-таки возможно. Для этого нужно снять крайний ремень привода и намотать веревку на шкив. Затем необходимо включить зажигание и потянуть за эту веревку. Для этих действий нужно обладать достаточной силой, а объем двигателя не должен превышать 1500 см 3 . Естественно, рычаг переключения передач при этом должен находиться в положении «Р» или «N», в противном случае могут возникнуть дополнительные проблемы. Этот метод также годится и для запуска двигателя автомобиля с МКПП. Запуск двигателя такого автомобиля также возможен и при проворачивании вывешенного колеса ведущего привода. Для этого нужно включить не только зажигание, но и третью или четвертую передачу, а также быть в очень хорошей физической форме. Также можно поискать того, кто поможет во время раскручивания колеса выжать сцепление.

3. Наиболее широко используемым методом запуска двигателя при полностью разряженном аккумуляторе является «прикуривание». Для «прикуривания» нужно либо поставить рядом вторую машину, либо принести заряженный аккумулятор или пуско-зарядное устройство. Во всех случаях необходимо, чтобы провода и клеммы устройства для «прикуривания» имели толщину, достаточную для пропускания тока нужной величины. Наилучшим вариантом является использование самодельного устройства для «прикуривания». Для того, чтобы сделать такое устройство, понадобится приобрести пять метров кабеля для сварки (затем кусок такого кабеля нужно разрезать на две части, чтобы в итоге получить устройство для «прикуривания» длиной в два с половиной метра), который должен держать ток не менее ста ампер для бензиновых двигателей (для дизельных не менее 150 ампер), а также четыре сварочных «крокодила». Два сварочных «крокодила» нужно покрасить в красный цвет (обозначив их тем самым как «плюс») и надежно присоединить к одному куску кабеля. Оставшиеся два «крокодила» подсоединяются ко второму куску кабеля - устройство для «прикуривания» готово! Дело в том, что далеко не каждое готовое устройство для «прикуривания», которое можно купить в магазине, особенно если оно сделано в Китае, поможет вам запустить двигатель с первого раза. Проблема заключается в недопустимо маленьком сечении проводов и «хлипких» «крокодилах». Такое устройство поможет зарядить разряженный аккумулятор, однако, ток, необходимый для запуска двигателя , оно не пропустит. Необходимо отметить, что зарядить разряженный аккумулятор можно даже с помощью простого куска провода. Так, один раз меня попросили «прикурить» от моей «Висты» с бензиновым двигателем севший аккумулятор дизельного «Бигхорна», застрявшего в болоте в нескольких десятках метрах от трассы. Для этой цели подошел кусок стандартного осветительного провода из алюминия, подсоединённый к «Висте», после чего ей пришлось не менее получаса проработать на холостых оборотах. В результате огромный севший аккумулятор дизельного джипа зарядился и оказался в состоянии без особых проблем запустить двигатель.

4. Также хорошо известен следующий способ запуска двигателя . Разряженный аккумулятор необходимо снять с автомобиля и принести в теплое место. Если в наличии имеется зарядное устройство, подсоединяем к нему аккумулятор. Всего несколько часов - и согревшийся (замечательно, если еще и заряженный) аккумулятор с легкостью сможет провернуть и запустить двигатель.

Запуск двигателя в мороз.

5. Бывают ситуации, когда можно использовать единственный способ запустить двигатель . Он заключается в том, чтобы вынуть севший аккумулятор и установить на его место новый. Его можно «одолжить» у другого автомобиля или же взять из дома. С его помощью двигатель запустится, прогреется и начнет работать на холостых оборотах. Затем нужно выключить в автомобиле все потребляющие энергию устройства (фары, обогрев салона - для того, чтобы снизить напряжение генератора) и вытащить одолженный аккумулятор. Вместо него нужно как можно быстрее поставить севший аккумулятор, подсоединить клеммы и выключить все, что потребляет электроэнергию. Этим способом рекомендуется пользоваться вдвоем. Помощник сможет подержать отсоединенные клеммы, что позволит избежать короткого замыкания и значительно ускорит процесс переустановки аккумуляторов.

6. Без сомнения, всегда лучше иметь в наличии запасной рабочий аккумулятор. Цена аккумулятора (примерно 2000 - 3000 рублей) в среднем не превышает месячную стоимость платной стоянки. Значительно сэкономить можно, покупая в качестве запасного не новый, а б/у аккумулятор в хорошем состоянии, который несложно найти на разборках.