Как проводится регистрация самодельного автомобиля в гибдд? Как зарегистрировать самодельный автомобиль в гибдд

Среди автолюбителей найдётся немало умельцев, которые могут собственноручно собрать функционирующее транспортное средство из подручных материалов, старых автомобилей и запасных частей. При этом до недавнего времени ездить на таком автотранспорте по дорогам было невозможно, поскольку не существовало закона, разрешающего регистрацию самодельных моделей.

В наше время ситуация относительно самоделок изменилась – теперь любой мастер сможет зарегистрировать созданный своими руками транспорт, однако для осуществления данной процедуры согласно законодательству необходимо запастись деньгами и терпением.

До восьмидесятых годов минувшего столетия были времена, когда самодельное авто можно было эксплуатировать и без учёта, однако на сегодняшний день регистрация созданных своими руками автомобилей является обязательной процедурой.

Первый закон об обязательном учёте самоделок был принят в отношении автомобилей, которые имели мощность, превышающую 50 л.с. и размеры 1,8×4,7 м, поэтому многие использовали существующие ограничения в свою пользу и уходили от обязательной регистрации.

Следующим этапом стал запрет на сборку транспортных средств из запчастей от серийных автомобилей, поэтому на учёт таким моделям было не встать. В этот период было разрешено собирать транспортные средства из подручных деталей. В 2005 году самоделки оказались под запретом на регистрацию, и только 2 года назад учёт таких автомобилей стал обязательным – только благодаря ему можно использовать самодельный транспорт по назначению. Зарегистрировать при этом можно только модель, общий вес которой не превышает 3,5 тонны.

Зарегистрировать самодельный транспорт в МРЭО можно таким же путём, как и обычное серийное авто. Однако на этом этапе могут возникнуть сложности, так как у создателя вряд ли имеется технический паспорт на созданную модель.

Для получения техпаспорта необходимо подтверждение того, что авто было создано его хозяином, а все конструктивные составляющие приобретались законно. Иными словами, нужно предъявить договор о покупке автомобиля-основы. Такое ТС, в свою очередь, должно было сняться с регистрационного учёта, и об этом у создателя также должен быть соответствующий документ.

Этапы регистрирования самодельного авто

Чтобы узнать, как поставить на учет самодельный автомобиль, нужно рассмотреть все этапы процесса.

В первую очередь, для успешного прохождения процедуры регистрации, нужно получить специальный документ, который удостоверит соответствие созданного авто государственным стандартам – пройти сертификацию изделия.

О деталях проведения процедуры можно узнать из приказа Ростехурегулирования, принятого в 2014 г.

Сертификация авто

Перед проведением сертификации необходимо уточнить, где расположен пункт сертификации. Далее необходимо договориться о времени встречи и доставить на указанное место свой автомобиль. При этом следует знать, что запрещено доставлять до места сертификации авто своим ходом, поэтому для такого случая понадобится эвакуатор или машина с прицепом. Автомобиль будет сертифицироваться как транспортное средство малой серии по довольно упрощенному порядку.

В первую очередь сертификационная комиссия обратит внимание на следующие детали:

  • Соответствие собранной модели необходимым стандартам экологии (Евро-3 или 4);
  • Шумовой уровень автотранспорта;
  • Состояние всех важных систем автомобиля, а также его устойчивость, размеры, безопасность на трассе и т.п.

По результатам пройденной оценки владелец самоделки получит экспертное заключение в виде одобрения ТС, не имеющего срока давности. Помимо прочего, собранную модель будут тестировать на специально приспособленном треке.

После успешного завершения испытаний и прохождения тестов водителю будет выдано экспертное заключение – оно понадобится для следующего этапа регистрации.

Если на первоначальном этапе сертификат не был получен, водитель имеет право обращаться за ним повторно, однако при этом он должен предоставить чертежи, согласно которым были внесены изменения в конструкцию.

Что делать, если нет документов на установленные элементы?

Иногда случается так, что создатель не может подтвердить документами пути, по которым он получил запчасти и элементы. В этом случае необходимо написать соответствующее заявление, в котором будут указаны все обстоятельства. При этом желательно приложить к заявлению фотоотчёт, на котором будут изображены этапы сборки.

Если у транспортного средства отсутствуют идентификационные номера, то с большой вероятностью такая машина отправится на судебную экспертизу. Эксперты, в свою очередь, должны будут выдать справку о том, что автомобилю можно присвоить ИН.

Данная справка понадобится в отделении Госавтоинспекции, где ИН будет присвоен транспорту. Его набьют на специальную пластину из металла, после чего монтируют под капот. После того как номер будет присвоен, можно отправляться в МРЭО для получения государственного номера и СТС. Во время процедуры регистрации на все детали автотранспорта должно быть предъявлено право собственности на конструктивные детали автомашины.

Сколько стоит регистрация самодельной машины?

Наиболее дорогой этап – сертификация, цена на него может достигать 80 000 рублей.

При этом не последнюю роль для изменения цены играет географическое местоположение автолюбителя и конструкция авто. К этой сумме нередко прибавляется стоимость услуг эвакуатора или же другого способа доставки самодельного автотранспорта до места тестирования.

Во время регистрационной процедуры понадобится также оплатить государственную пошлину, ПТС, госномер и страховой полис. Как правило, общая цена процесса доходит до 200 000 руб.

Подведем итоги

Время чтения: 4 минут

Предположим, вы в состоянии сконструировать и собрать концепт-кар, который способен перевернуть автомобильный мир. Более того, вам удалось это сделать. Машина радует глаз как инновационным дизайном, так и техническим совершенством. Но на ней хочется ездить не только возле гаража, а для этого ее придется регистрировать. Вопрос в том, как поставить на учет самодельный автомобиль в 2019 году и стоит ли с этим связываться?

Необходимо ли регистрировать самодельный автомобиль

Еще каких-то лет тридцать с небольшим назад необходимости в регистрации не существовало вовсе. В Советском Союзе вплоть до начала 80-х можно было ездить на самодельных авто без серьезных ограничений. Но постепенно они появились.

Развитие мирового автопрома привело к ужесточению норм безопасности и сертификации транспортных средств. В СССР сначала ограничили мощность и размеры, а в середине двухтысячных – уже в РФ – даже совсем запретили эксплуатацию машин, собранных из серийных комплектующих.

Сегодня же выехать на широкую дорогу можно после прохождения длинного ряда процедур в соответствующих инстанциях. Регистрация самодельных транспортных средств разрешена, более того – является обязательной. В 2015 году вступил в силу приказ Федерального агентства Росстандарт, разрешающий эксплуатацию самодельных авто массой менее трех с половиной тонн, а также мотоциклов, прицепов и полуприцепов. В отдельной статье мы еще расскажем, .

Сертификация: что и как

Первым делом машину придется сертифицировать. Для этого нужно обратиться в специальную лабораторию Ростехрегулирования. Ближайшую можно найти на официальном сайте органа. Сразу оговоримся: начинать конструирование необходимо с определения технических требований к конструкции, установленных Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Доставка авто в лабораторию своим ходом запрещена.

Оценка вашего «болида» будет производиться на специальном треке, как транспортного средства, выпускаемого малыми партиями, что, в общем-то, соответствует действительности.

Основное внимание эксперты обратят на:

  • соответствие габаритов;
  • безопасность рулевого колеса, ремней безопасности и мест их креплений, стекол, зеркал;
  • эффективность тормозной системы, освещения и световой сигнализации;
  • управляемость и устойчивость;
  • соответствие европейским экологическим нормам: уровень шумов, содержание вредных веществ в выхлопе и салоне.

Краш-тест, к радости владельцев, проводиться не будет. Вместо этого предусмотрена экспертная оценка конструкции. Потребуется полный комплект технической документации со всеми чертежами и расчетами.

Важно тщательно подготовиться к данной проверке, поскольку повторная сертификация запрещена. После успешного прохождения всех экспертиз счастливый владелец получит одобрение. Этот документ бессрочный и именно он дает теоретическую возможность получения техпаспорта в ГИБДД. Но необходимо учитывать, что с введением более суровых экологических норм машина автоматически перестает соответствовать требованиям эксплуатации. Так что регистрация самодельного автомобиля в России совсем не выглядит простым делом.

В МРЭО и ГИБДД

Сначала вы должны подтвердить в МРЭО, что автомобиль на самом деле собран вами, а все конструктивные части и комплектующие были приобретены легально.

Самодельный лимузин – особый случай?

Учитывая развернувшуюся борьбу с «крокодилами», заполонившими наши улицы, вопрос, как оформить лимузин в ГИБДД, волнует множество самоделкиных, построивших свой бизнес на проведении свадеб или аренде элитных авто. Как правило, даже серийные машины подвергаются такому бешеному тюнингу, что автоинспекция просто не может пройти мимо. Что уж говорить о настоящих «лимузинах», сваренных из нескольких жигулевских кузовов.

Раньше в большинстве случаев дело обходилось регистрацией изменений конструкции. Теперь переоборудованные лимузины приравнены к самоделкам. Соответственно, самодельным лимузинам, не прошедшим вышеописанную регистрацию, эксплуатация запрещена. Любой сотрудник ГИБДД, остановивший такое чудо, имеет право аннулировать регистрацию ТС.

Узаконить эксплуатацию лимузина будет непросто. Впрочем, так же, как и любого другого самодельного ТС. Дополнительную сложность вызовет сертификация. Дело в том, что доказать соответствие нормам безопасности конструктора, ослабленного длинной рамой из нескольких кузовов, существенно сложнее. А вероятнее всего, просто невозможно. Но если экспертную оценку удастся пройти, то и в ГИБДД проблем быть не должно.

Как видим, процесс получения разрешения на эксплуатацию самодельного автомобиля требует много времени, нервов, сил и средств. Всегда нужно лишний раз хорошенько подумать, стоит ли овчинка выделки.

МРЭО отказывает в постановке на учет: Видео

Российские мастера на все руки не упустят момента что-нибудь изобрести. Что уж говорить о собственном прицепе. Сегодня эти темы горячо обсуждаются: «Можно ли зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля? И нужно ли это делать вообще?»

Львиная доля автомобилистов знает, что за неправильно оформленную или вовсе не оформленную технику со стороны инспекторов дорожного движения применяются штрафные санкции вплоть до лишения прав. Поэтому следует тщательно разобраться в данном вопросе.

Как зарегистрировать самодельный прицеп

Автомототранспортные средства и буксируемые транспортные устройства к ним, как правило, ставятся на учёт через подразделение ГИБДД или портал Госуслуги. Первая операция кропотливая, но точная. Вторая требует от владельца автомобиля как минимум умения управляться с компьютером и пользоваться интернетом. Это более лёгкий и быстрый способ во всех отношениях.

Нужно ли ставить на учет автоприцеп собственного производства

Согласно приказам МВД №282 02.03.02, №1001 24.11.08 и постановлению правительства РФ №938 12.08.94, любое эксплуатируемое транспортное средство подлежит регистрации в течение десяти дней, в том числе изготовленное самостоятельно. Не знание закона не освобождает от ответственности, а нарушение и подавно. Поэтому каждого новоиспечённого «товарища» следует поставить на учёт в ближайшем подразделении ГИБДД.

Как в ГИБДД зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля

Можно ли поставить на учет самодельный прицеп к легковому автомобилю? – Конечно, можно. Для проведения данной процедуры следует:

  • Собрать необходимые документы для постановки на учёт;
  • Пройти обязательную экспертизу в аккредитованной центре;
  • Получить свидетельство о безопасности конструкции с результатами экспертизы;
  • Обратиться с заявлением в отдел ГИБДД;
  • Получить свидетельство о государственной регистрации автоприцепа для легкового автомобиля.

Пошаговый план регистрация самодельного прицепа

Прохождение процедуры регистрации в ГИБДД собранного своими руками прицепа подразумевает следующее:

  • Перечень документов, место, стоимость экспертизы уточняются в отделе ГИБДД;
  • Подача заявления о постановке на учёт самодельного автоприцепа для легкового автомобиля осуществляется там же;
  • Прибытие автовладельца на проверку соответствия устройства в аккредитованную лабораторию;
  • Проведение осмотра на соответствие установленным нормам, характеристикам;
  • Принятие решения о проведении исследования самодельного агрегата. В случае отказа, сообщаются его причины;
  • Выдача свидетельства о безопасности конструкции;
  • Обращение в ГИБДД с пакетом документов для последующей регистрации;
  • Проверка достоверности документов;
  • Принятие решения о постановке на учёт прицепа для легкового автомобиля;
  • Получение государственного знака и свидетельства о регистрации ТС.

Оформление через официальный сайт Госуслуги подразумевает то же самое, только с онлайн-заявкой и безналичной оплатой пошлин. Такой способ существенно экономит время, эмоции, деньги.

Правила регистрации прицепов

Для того, как оформить самодельный прицеп для легкового автомобиля, существует не так много правил, соблюдение которых помогает автомобилисту без особых хлопот осуществить процедуру:

  • Делать всё вовремя и по предусмотренным нормам;
  • Подготовить документацию заранее;
  • Всегда предоставлять только правдивую точную информацию.

Какие документы необходимы для постановки на учет самодельного прицепа

Прохождение государственной регистрации самодельного прицепа для легкового автомобиля требует следующей документации:

  • Паспорта заявителя: собственника, доверенного лица;
  • Доверенности на третье лицо, заверенной у нотариуса;
  • Документы, подтверждающих право собственности на прицеп, ПТС заменой которого выступит свидетельство о безопасности конструкции, выданное специализированным сертификационным центром.
  • Заявления на оказание государственной услуги ГИБДД, заполненное на месте или распечатанное с портала Госуслуги;
  • Квитанции об уплате государственной пошлины;
  • Четырёх фотографий прицепа для легкового автомобиля формата 10х15, отображающих каждую из сторон агрегата;
  • Страхового полиса ОСАГО и свидетельство технического осмотра, являющихся обязательными для юридических лиц, грузовых автомобилей или приспособленных под перевоз опасных грузов;
  • Других официальных документов, подтверждающих аспекты или факты, связанные с изобретением конструкции.

Экспертиза самодельного прицепа

Проведение экспертизы проводится в аккредитованном сертификационным центре по месту нахождения структурного подразделение ГИБДД. Данная организация должна иметь предоставленное службой Росаккредитации разрешение на осуществление этого вида деятельности.
Необходимо собрать следующий перечень документов:


До выдачи свидетельства проводят экспертизу, в ходе которой прицеп проверяется на соответствие требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 “О безопасности колёсных транспортных средств”.
В ходе проверки соответствия безопасности легкового прицепа выявляют:

  • Устойчивость к магнитным излучениям;
  • Надлежащее освещение (госзнака/поворотников/световозвращателей/сигналов торможения/боковых габаритных огней/противотуманных фар/фонаря заднего хода);
  • Пожаробезопасность автоприцепа для легкового автомобиля;
  • Безопасность прицепа для крепления к легковому автомобилю;
  • Устойчивость буксируемого транспортного средства;
  • Соответствие шин нормам, и поведение их на мокром асфальте;
  • Эффективность тормозной системы (при наличии);
  • Защиту от брызг колёс;
  • Соответствие уровню производимого шума;
  • Ограничения по грузоподъёмности.

По окончанию проверки экспертного органа, выдается свидетельство о безопасности конструкции, которое является основанием для регистрации прицепа в ГИБДД. Этот документ оформляют на бланке установленного образца, имеющем несколько степеней защиты. Каждому такому свидетельству присваивается уникальный государственный номер.

Видео с комментариями сотрудника ГИБДД

Казалось бы, сделанный своими руками, прицеп должен быть намного дешевле заводского. Но на деле разница в цене окажется намного меньше. А время, потраченное на многочисленные походы по различным инстанциям, вам никто не вернет. Своевременная регистрация буксируемого транспортного средства для легкового автомобиля предостережёт от последующих проблем и конфликтов с законодательством, а значит и лишней головной боли.

У нас в стране много талантливых механиков. Поэтому количество самодельных авто более чем внушительное. Тем не менее чтобы выехать на дорогу недостаточно просто собрать самодельное транспортное средство, его нужно зарегистрировать. А для этого необходимо обратиться в соответствующие инстанции и пройти сертификацию.

Внимание! Вес самодельного авто, которое вы хотите зарегистрировать не может превышать трёх с половиной тон. Кроме машины, вы также можете легализировать самодельный мотоцикл и даже прицеп.

История самодельных авто

Наиболее стремительно строительство самодельных автомобилей развивалось в Советском Союзе. Именно тогда в нашей стране впервые возник вопрос о том, чтобы зарегистрировать новую машину.

Дело в том, что в те времена создавались машины только для массового сектора. Если вам нужно было что-то уникальное, заточённое под определённые цели, приходилось заниматься этим самостоятельно.

Внимание! Частым модификациям подвергались бензобаки машин. Они поддавались дополнительной обработке. Это позволяло заливать в них бензин более низкого качества.

Были и более радикальные случаи создания самодельных автомобилей. Очень часто отечественные умельцы из двух старых авто, собирали одно новое, и потом всё что им оставалось — это поставить его на учёт.

Если говорить про самые отдалённые уголки страны, то в деревнях и сёлах крайне популярно было превращать легковые авто в грузовые. Правда, в таком случае о том, чтобы поставить авто на учёт и речи быть не могло.

Кузов легковой машины удлинялся, увеличивалась грузоподъёмность. Подобная изобретательность напрямую была связана с отсутствием грузовиков в личном пользовании граждан.

Самыми известными автомобилями того времени, сделанными своими руками, были амфибии, способные преодолевать водные преграды с удивительной лёгкостью. Правда, такие устройства на учёт точно никто поставить бы не смог.

В это тяжело поверить, но уже тогда создавались первые самодельные спортивные авто, которые тем не менее было вполне реально поставить на учёт. Эти творения принимали участие в выставках и вполне законно ездили по дорогам.

Внимание! Поначалу автомобили, сделанные своими руками, в Советском Союзе, вообще, не нужно было регистрировать.

Первые ограничения появились в 80-годах. Именно тогда, чтобы свободно ездить нужно было поставить самодельное авто на учёт. Тем не менее данный закон касался далеко не всех ТС, а лишь тех, чья мощность была выше 50 лошадиных сил на тонну, а габариты более 4,7 метра в длину и 1,8 в ширину.

Правда, уже тогда использовались определённые хитрости, которые давали возможность не ставить самодельное авто на учёт. В результате внедорожники регистрировались как тракторы.

Важно! Из-за лояльного к изобретателям закона в тот период автолюбители смогли поставить на учёт тысячи авто, которые до сих пор колесят где-то по территории нашей страны.

Ставим авто на учёт

Тестирование

Самые серьёзные требования выдвигаются к конструкции авто. Она тестируется в специальной лаборатории, и только после одобрения учёных вы сможете поставить машину на учёт. Но это будет только ваш первый шаг на пути к легализации.

Совет! Лаборатория имеет целый перечень жёстких критериев, которым должна соответствовать машина, и их лучше всего уточнять ещё на этапе проектирования.

Как только машина пройдёт испытание в научно-исследовательском центре, вы получите протокол. Это главное свидетельство того, что вы собрали безопасную машину, которую можно ставить на учёт, не подвергая риску чьи-либо жизни.

Важно! На каждую деталь у вас должен быть документ, способный подтвердить законность её приобретения.

Многие механики-автолюбители собирают авто из запчастей другого транспортного средства. Если это так, то вы должны позаботиться о снятии старого ТС с учёта. Только после этого вы получите законодательное право на использование данных запчастей.

Очень часто приходится тратить множество времени и сил на поиск нужных деталей, и когда везёт найти владельца машины, комплектующие которой идеально вам подходят, вы, конечно же, её покупаете. В таком случае не забудьте сохранить договор купли-продажи. Он вам понадобится, когда нужно будет поставить на учёт самодельное авто.

После получения протокола испытания, вам для того чтобы поставить авто на учёт понадобится поехать в ИБДЖ. В компетенции этого института выдавать заключения, которые засвидетельствуют безопасность самодельного ТС.

Внимание! Сертификация осуществляется в течение одного месяца.

Заключение МРЭО и присвоение номера в ГИБДД

После окончания сертификации вам следует поехать в МРЭО. В этой инстанции необходимо получить постановление об отсутствии идентификационного номера у вашего самодельного авто, которые вы хотите поставить на учёт.

С полученной в МРЭО бумагой нужно подъехать в бюро судебной экспертизы. Там вам дадут направление в ГИБДД. При получении идентификационного кода для самодельного авто, вам понадобятся такие документы:

  • паспорт,
  • заключение исследовательского института,
  • документ из МРЕО от эксперта-криминалиста.

После того как вы получите идентификационный код, ваше самодельное авто поставят на учёт в МРЭО. При этом вы должны иметь при себе пакет документов, которые вы использовали на всех предыдущих этапах.

Внимание! На каждом этапе получения нужных вам свидетельств, заключений и протоколов — придётся платить государственные пошлины.

После того как вы поставите самодельное авто на учёт, вам выдадут технический паспорт. В нём в главе марка будет надпись: «Самодельный». Здесь указывается на основе конструкции какой машины вы создали новое ТС.

С прицепами ситуация немного другая. В принципе, поставить его на учёт даже проще, но есть определённые нюансы. Во-первых, вам понадобится фаркоп. Чек о покупке нужно предоставить в отделении ГИБДД. Во-вторых, нужен технический паспорт автомобиля, к которому вы будет цеплять самодельную конструкцию.

Нормы сертификации

Перед тем как поставить самодельное авто на учёт не помешает узнать, какие требования к ТС, сделанному своими руками, выдвигают компетентные органы сертификации.

Оценка самодельного авто проходит согласно стандартам, которые действуют для транспортных средств, производимых малыми сериями. Они намного мягче, нежели к серийным автомобилям.

Интересно, что в Европе всё совершенно по-другому. Там никаких поблажек для самодельных авто нет. Если вы захотите поставить его на учёт, то придётся проходить тестирование наравне с серийными моделями.

Важно! Европейские нормы сертификации включают в себя множество параграфов, которые контролируют даже такие технические нюансы, как надёжность ремней безопасности и уровень шума.

Итоги

Как видите, поставить самодельное транспортное средство на учёт не так-то уж и просто. Прошли те времена, когда можно было создать собственную машину-амфибию и бороздить на ней просторы родины. Теперь чтобы выехать на дорогу понадобится не один месяц.

Процедура сертификации включает в себя тестирование в лаборатории и сбор всевозможных документов. Также не стоит забывать про госпошлины. Вам придётся ещё не раз заплатить перед тем, как поставить авто на учёт.