Как проверить октановое. Способы определения октанового числа в топливе

Попадалось ли вам на АЗС плохое топливо?

Вот почему нельзя верить дешевым тестерам октанового числа бензина.

Многие из вас наверняка видели в сети не один уже видеоролик, где показано, как блогеры проверяют октановое число на известных страны. К большому сожалению многие автолюбители верют подобным ненаучным экспериментам. Одни считают, что известные сетевые автозаправки по всей стране продают "откровенный суррогат", другие -им верят. Но задумывался из них кто-нибудь, а стоит ли верить подобным экспериментам? Особенно, если учесть тот факт, что блогеры для проверки октанового числа используют дешевые тестеры, которые не входят в Государственный реестр средств измерений. О чем это может говорить? Ну как минимум о том, что к результатам "народной" проверки автозаправок надо относиться скептически, с недоверием.

Например, в наши дни, благодаря многочисленным видеороликам в сети очень стал популярен прибор для измерения октанового числа, как - "ОКТИС-2", который скорее относится к бытовым а не к профессиональным приборам. Но, все же не смотря на большие погрешности при измерении им октанового числа этот дешевый прибор (средняя стоимость в стране составляет 4 750 рублей) стал за короткое время очень популярным среди огромной армии автолюбителей, которые, просмотрев видео рекламу про тестер решили все разом массово проверить качество топлива на заправках нашей страны.


В итоге таких проверок в сети каждый день стали появляться новые ролики с "разоблачениями" всех подряд АЗС без исключения. В том числе и сетевых автозаправок.

Но можно ли верить показаниям измерений октанового числа данного прибора? И можно ли с помощью него достоверно установить, что на определенной АЗС отпускается некачественный бензин?

Наш ответ- конечно нет. Во-первых, этотдешевый имеет очень большую погрешность замеров, а во-вторых, "ОКТИС-2" не способен проводить тщательный анализ измеряемых им данных. Но главное в другом, этот прибор не входит в Государственный реестр средств измерений.

Здесь также хочется отметить, что совсем недавно при поддержке государства прошли публичные слушания касающиеся вопроса, о качестве топлива в стране. Во время публичных слушаний специалисты сравнили результаты проверок по различным способам тестирования качества топлива. Специалистами были обнародованы например, результаты тестирования топлива с помощью тест-полосок и в том числе сами результаты дешевых тестеров.

В итоге было выяснено и установленно, что результатам тест-полосок и дешевым приборам замера октанового числа, ни в коем случае верить нельзя.

Более подробно узнать о публичном обсуждении качества топлива в России можно узнать здесь же.

Каким-же тогда приборам можно доверять? К сожалению в данный момент в нашей стране совсем простые мобильные устройства или приборы проверки качества бензина и дизельного топлива пока еще не используются. Однако недавно, в Госреестр средств измерений был включен новый прибор проверки качества топлива, который сам может проводить экспресс-тест и анализ как бензина, так и дизельного топлива. Речь идет о Российском экспресс-анализаторе качества топлива- "ЭЛМЕР-001" , который прошел недавно успешные испытания, в целях утверждения данного типа средств измерений октанового числа различного топлива.


Что это за прибор и, что он может конкретно замерять?

Вот официальные технические данные экспресс-анализатора:

  • Предназначен для экспресс-анализа качества моторного топлива: автомобильных бензинов и разного дизельного топлива на соответствие их требованиям Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
  • Определяемые параметры:
  • - октановое число
  • - цетановое число
  • - содержание серы
  • - наличие металлов:Pb, Fe, Mg

Как мы видим из его технических данных, этот экспресс-анализатор качества топлива может не только замерять октановое число бензина, но и также способен замерять цетановое число дизельного топлива, плюс содержание в топливе серы и наличия различных металлов.


Так как прибор уже прошел успешные испытания и был включен в Государственный реестр средств измерений, то его показаниям можно официально доверять.

Кстате, благодаря широкому спектру анализа топлива данный экспресс-прибор может еще и выявлять самые распространенные нарушения при продаже топлива на АЗС.

Стоит отметить, что несоответствие бензина заявленному октановому числу, не самое распространенное нарушение всех заправок в стране. Чаще всего со слов экспертов, топливо не соответствует качеству по содержанию в нем серы и различных металлов, которые чаще всего и являются причиной преждевременного износа двигателя в автомобиле.

Как-же остро на сегодня в нашей стране стоит вопрос о качестве топлива? К глубокому сожалению, несмотря на существенное улучшение качества топлива на АЗС, в стране по-прежнему ни как не могут отладить его контроль. Напомним, что еще в 2015 году по поручению Президента РФ прошли глобальные проверки АЗС во всей стране. В итоге, результаты этих проверок повергли всех в шок. На каждой 5-ой заправке в стране продавалось топливо не соответствующее стандарту его качества.

Недавно прошла новая волна проверок в результате которой эксперты отметили снижение уровня некачественного топлива, отпускаемого на заправках страны. Но по словам главы Росстандарта Алексея Абрамова, несмотря на улучшение качества топлива в России по-прежнему все еще остается высокая доля некачественного топлива, которое серьезно вредит сотням тысяч автомобилей.


Стоит отметить, что после первой волны таких жестких проверок АЗС по стране, на свет появился грозный законопроект, который, в случае утверждения Государственной думой РФ должен ужесточить ответственность заправок за продажу некачественного топлива.

Так например, планируется ввести штраф за продажу «суррогата», он может составить до 1 процента от годового оборота компании, которая занимается реализацией топлива. Напомним, что этот законопроект был принят Госдумой в первом чтении. В скором времени, во втором чтении запланировано рассмотрение поправок в административный кодекс.

Хочется отметить, что в продаже некачественного топлива виноваты не одни только действующие заправки, нередко, когда качественное топливо в буквальном смысле слова разбавляют с контрафактным суррогатом на самих наливных нефтяных базах, которые и занимаются хранением бензина и диз.топлива.

Как же работает подобная мошенническая схема? А все очень просто. По словам Главы Ростандарта нефтяные базы изначально закупают топливо на крупных нефте-перерабатающих заводах, которые, как правило отгружают им качественное топливо со всеми соответствующими документами. Затем это качественное топливо поступает в хранилище на нефтебазу. Далее владельцы нефтебаз закупают уже суррогатное , т.е. с нелегальных заводов или маленьких НПЗ по производству топлива.

Далее качественное топливо смешивается с откровенным суррогатом и с официальными бумагами от крупного нефтеперерабатывающего завода поставляется на АЗС. В итоге, таким образом на заправку поступает , в котором частенько отсутствует заявленное октанового число, или оно содержит другую, большую концентрацию серы и различных металлов указанных по документам.


Чтобы предотвратить подобные "хитрости" вредно сказывающиеся на миллионах автовладельцев, планируется следующее, обязать все нефтебазы в стране, проводить проверку поступаемого к ним на базу топлива только в специально-аккредитованных лабораториях.

Правда это будет пока первым шагом к улучшению по всей стране качества топлива. Ведь каждый должен понимать, что в нашей стране на каждую ужесточающую государством меру сразу же придумают не одну тысячу способов обмана. Так что нашим законодателям надо думать не только об ужесточении мер по проверке качества топлива, но и учитывать все будующие возможные пути обхода данного закона очень предприимчивыми владельцами АЗС и нефтебаз.

Конечно необходимо в срочном порядке разработать и пустить в широкую продажу для масс автовладельцев, компактные и мобильные экспресс-анализаторы качества топлива, которые смогут приобрести себе автолюбители, чтобы самостоятельно проверять качество бензина и дизельного топлива на АЗС.

Не воспламеняется при сжатии, тем сильнее можно его сжать. Другими словами, если из топлива нужно выжать больше энергии, то в камере сгорания топливовоздушную смесь нужно сильнее сжать, а от этого она может взрывоподобно самовоспламеняться.

Поэтому для двигателей с высокой степенью сжатия применяются бензины, способные выдерживать большое сжатие, при этом не взрываясь. Достигается это за счет введения в бензин на нефтеперерабатывающих заводах специальных присадок.

Как влияет октановое число топлива на его расход?
Для примера возьмем условный двигатель одного условного современного автомобиля. Степень сжатия топлива в данном двигателе не зависит от вида применяемого топлива, это характеристика, которая связана только с геометрическими параметрами. На расход топлива может влиять лишь энергия топлива, выделяемая при его сгорании. А есть ли отличия в энергии сгорания бензина с октановым числом 95 от энергии сгорания 92-го бензина? Принятая удельная теплота сгорания бензина составляет от 42 до 44 мДж/кг. Если даже предположить, что 42 мДж/кг относится к 92-му бензину, а 44 мДж/кг для 95-го, то все равно прироста мощности даже в 10 % никак не получится.

Для нашего условного двигателя между бензинами разница следующая: в том случае если степень сжатия у двигателя 6 — 8:1, то для его топлива будет вполне хватать октанового числа 76-80 - в цилиндрах не будет детонации, однако если тот же бензин с октановым числом 80 залить в наш условный двигатель, степень сжатия у которого 8 - 9:1, то такой бензин начнет детонировать (самовоспламеняться взрывоподобным образом) раньше, чем искра свечи зажигание подожжет его, а пользы от этого двигатель не получит. При нормальной работе двигателя бензин внутри цилиндра не должен взрываться, он должен «мягко» сгорать. Если же в этот двигатель налить бензин с октановым числом 98, то детонировать он не будет точно, зато вместо этого после поджига он будет медленнее гореть, т. к. рассчитан под большее высокую степень сжатия и поэтому не полностью будет сгорать в камере сгорания. Кстати от этого раньше на старых автомобилях прогорали клапана. В современных двигателях к счастью есть «мозги», позволяющие ему решать самостоятельно, в какой момент поджигать в цилиндре топливо, поэтому в современных автомобилях в обоих случаях топливо будет поджигаться раньше, чем если бы в качестве топлива применялся «родной» 92-95 бензин.

В том случае если применяется бензин с пониженным октановым числом, то это вызывает слишком раннее его сгорание, увеличивается расход, а двигатель откровенно «тупит». В случае применения бензина с повышенным октановым числом из-за увеличенного времени сгорания топлива просто снижается КПД двигателя с потерей его мощности, при этом расход возрастает не критично.
Отвечая на вопрос о влиянии октанового числа на расход можно сказать так: если октановое число ниже расчетного, то расход увеличится, если же выше - то не снизится как минимум. Если двигатель рассчитан под 95-й бензин, то при работе на 92-м его расход увеличится. Если же лить 95-й бензин в двигатель рассчитанный под 92-й, то не будет никаких преимуществ.
Некоторые автопроизводители для привлечения покупателей прибегают к маркетинговым уловкам, заявляя заниженное октановое число в требованиях к применяемому топливу. Поэтому чтобы иметь представление, есть ли смысл заливать более дорогой бензин следует обращать внимание на степень сжатия двигателя.

Определение октанового числа бензина.
Определить примерное октановое число бензина можно с помощью специализированного прибора — октанометром, который имеет погрешность в 5-10 единиц. Проще говоря, без лабораторного исследования проверить качество бензина не представляется возможным.
В лабораторных условиях существует два метода определения октанового числа - исследовательский и моторный. При исследовательском методе производится исследование топлива по отношению к эталонному. При моторном методе применяется специальный одноцилиндровый ДВС со специальной конструкцией головки блока цилиндров, которая позволяет находу изменять степень сжатия.

В США понятие октанового числа заменено так называемым октановым индексом, который представляет из себя среднеарифметическую составляющую октановых чисел, которые получены по исследовательскому и моторному методу для данного вида топлива. В Японии же для обозначения марки бензина используется только исследовательский метод. Именно исследовательский метод используется при декларировании октанового числа бензина и на наших АЗС.

Водители часто даже не подозревают, что плещется в баке их автомобиля. Точнее, они вынуждены верить наклейкам на заправках: «АИ-92», «АИ-95» и пр. А вдруг это бензин с меньшим октановым числом? «Троение» двигателя, потеря мощности, клацанье клапанов, забитые фильтры, нагар на свечах часто списывают именно на некачественное топливо. Но фактических доказательств автослесари обычно не предоставляют и просят во время судебных споров на них не ссылаться. Уличить АЗС в разведении топлива и, соответственно, клиентов можно единственным способом - в специальной лаборатории на дорогом оборудовании. Туда мы и доставили восемь канистр с белорусским бензином. Специалисты нас сразу удивили, буквально по запаху определив, в какой канистре находится 80-й, 95-й и 98-й. Впрочем, все самое интересное только начиналось.



Жидкость прозрачная, не мутная, без лишних примесей. Сразу могу сказать, что образец №3 напоминает 80-й бензин. У него много ненасыщенных углеводородов, и он имеет характерный запах «оригинального» бензина без присадок. А вот в канистре №1, похоже, 98-й. Неужели вы не чувствуете эфиров? Тонкий, не резкий аромат, но бьет прямо в нос, - лексика Сергея Безверхого, старшего лаборанта моторного топлива в испытательной лаборатории, очень напоминает терминологию профессиональных дегустаторов.


Старший лаборант Сергей Безверхий


Для нас вообще было удивительным, как можно по запаху определить октановое число бензина. Кажется, от любого топлива несет, иначе не скажешь, примерно одинаково. Или мы просто не принюхивались? В любом случае, попадание специалиста еще до настоящего анализа было стопроцентным. Сразу оговоримся: сотрудники испытательной лаборатории видели только цифры на абсолютно одинаковых канистрах. О происхождении топлива и его октановом числе им ничего не было известно. Так что за чистоту эксперимента можем ручаться.



Наклейки на канистрах были размещены еще в Минске



Как и в прошлый раз, заборы проб были сделаны на заправках пяти крупнейших сетей АЗС Беларуси - «Белоруснефть-Оргнефтехим», «Лукойл», «А-100», «Газпромнефть» и United Company. «Как так - заправок пять, а канистр восемь?» - сразу заметит читатель. Отвечаем: решено было залить пять проб АИ-92 со всех сетей АЗС - все-таки это самый «популярный» бензин в стране. А также взять по одной пробе «Нормаль-80», АИ-95 и АИ-98.



В этот раз исследование проводили в испытательной лаборатории ТД «Нефтьмагистраль», имеющем свою сеть заправок в России. Почему там? Во-первых, это одна из наиболее оснащенных лабораторий в РФ (есть ли такие в Беларуси вообще?). Во-вторых, компания не имеет интересов в Беларуси, поэтому у нас не было сомнений, что ее специалисты проведут независимый анализ. В-третьих, только там согласились показать сам процесс исследования. Поначалу мы обратились по старому адресу, где ранее тестировали на «морозоустойчивость» дизтопливо, - в Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина. Однако прибор по определению октановых чисел бензина, как оказалось, находится в закрытом для посторонних помещении и фотосъемка там запрещена. Для нас же было принципиальным показать испытание в подробностях и то, что процесс полностью прозрачный.











Лаборатория ТД «Нефтьмагистраль», где нам пообещали показать все от и до, буквально напичкана самым современным оборудованием по определению качества топлива. В шкафах - десятки емкостей с различными эталонами, без которых работа была бы невозможна.







Мы сразу обратили внимание на «старого знакомого» - автоматический анализатор Tanaka: с помощью точно такого же в прошлый раз исследовали дизтопливо. Кстати, рядом находились еще несколько приборов этой же японской фирмы.


Этот прибор (сделан в Японии) определяет фракционный состав топлива


Тоже измеряет фракционный состав. Но производства Австрии



Прибор по измерению плотности нефтепродуктов



Спектрометр определяет содержание серы в бензине



Данный аппарат измеряет давление насыщенных паров бензина



А это (на снимке ниже) австрийский прибор для определения химсостава. Стоит, между прочим, около 100 тыс. евро. Зато ему нужно всего несколько капель топлива и пара секунд, чтобы выдать подробный анализ.



Наша компания посчитала выгодным инвестировать средства в собственную лабораторию по анализу топлива, чтобы контролировать его качество. В Москве такие лаборатории можно пересчитать по пальцам одной руки. Без преувеличения можно сказать, что здесь собрано лучшее оборудование, - говорит заведующий испытательной лабораторией Александр Кевхиев. - Среди наших клиентов - Shell, British Petroleum и другие нефтяные компании.


Александр Кевхиев






А вот один из самых больших аппаратов в лаборатории, с советским названием УИТ-85М (производства Савеловского машиностроительного завода). На нем мы и будем высчитывать октановое число. Сотрудники сразу попросили не обращать внимания на брутальный вид установки. Говорят, лучшего прибора пока никто не придумал. Американцы используют аналогичное оборудование, а китайцы сделали фактически копию УИТ-85М, лишь слегка изменив внешний вид.



Но перед началом испытаний установку... заводят. Перед работой ее как заправский мотор нужно прогреть, и только потом можно приступать к исследованиям. Лаборатория заполняется выхлопными газами и шумом. С непривычки даже заболела голова.


Прибор имитирует работу двигателя, правда здесь используется всего один цилиндр, - объясняет Сергей Безверхий. - Принцип, не вдаваясь в подробности, можно описать так: установка сравнивает эталон с поступившим на исследование бензином. У японцев есть похожая аппаратура, но она обращается к электронным данным, которые хранятся в памяти, а не к конкретному образцу из колбы. Это все равно как измерять скорость с точностью до десятых с помощью спидометра пятнадцатилетней машины.






Проба №1. Бензин made in?


В первую канистру мы залили самый дорогой бензин, который продается на наших АЗС, - АИ-98. «Заправлялись» на United Company. Говорят, это топливо возят из-за границы. Подтверждения этому у нас нет. Но автомобилисты качество дефицитного для Беларуси бензина хвалят. А какой он на самом деле? Отвечает заявленному критерию?




Еще переливая топливо в емкость из канистры, Сергей Безверхий обратил внимание на запах:


Чувствуются эфиры, которые обычно используются в качестве антидетонационных присадок, то есть для повышения октанового числа.


Прежде чем залить пробу в громоздкий УИТ-85М, сотрудники лаборатории проверяют химический состав на австрийском аппарате. Напомним, мы не называли даже октановое число бензина, и им нужно было представлять, с чем имеют дело. Анализ, как мы уже отмечали, занимает буквально несколько секунд.


Вот теперь я не сомневаюсь, что это высокооктановый бензин, - старший лаборант бегло просматривает распечатку.


Затем топливо заливают в УИТ-85М. Непосредственное испытание начинается! Если прислушаться, то можно расслышать серию звонких ударов, микровзрывов, это и есть детонация. Прибор измеряет количество детонаций в определенный промежуток времени.





На дисплее наконец высвечивается цифра 56. Пока это все равно условность, «сырой» результат. Сергею еще предстоит произвести точный расчет с помощью нескольких формул с учетом давления, температуры и т. д.




Октановое число - 98,8. Почти 99-й! - объявляет результат старший лаборант. - Присадки творят чудеса! А конкретнее - метилтретбутиловый эфир, судя по данным анализа химсостава. Сразу скажу, что на данный момент только с помощью антидетонационных присадок и можно получить высокооктановый бензин - с числом 95 и выше. Поверьте, в Европе бензин тоже с добавками, понижающими детонацию. Как-то нам привозили топливо из Австрии. Там используется в качестве присадки этиловый спирт. Но наш народ, наверное, не понял бы.


Проба №2. Хочет быть 95-м


Бензином АИ-95 мы специально «заправились» на АЗС «Лукойл». Грешат на это топливо водители, мол, некачественное, машина ехать не хочет, а разницы между ним и АИ-92 якобы вовсе нет.


Однако у сотрудников лаборатории насчет образца №2 было другое мнение.


Вот этот хочет быть 95-м, - смотрит результаты анализа химсостава Сергей Безверхий.


То, что это «желание» обоснованное, подтверждается через пару минут. 95,7!





Да, похожий бензин к нам уже как-то поступал, как раз из Беларуси. Очень приличное, кстати говоря, высокооктановое топливо. Как правило, 95-й - это АИ-92 с пятипроцентным содержанием метилтретбутилового эфира. Это и есть антидетонационная присадка. Главное, чтобы не было превышено содержание кислорода, в присутствии которого образуются оксиды, так как для машины это нежелательно. Но здесь все в порядке. Никаких претензий к данному образцу быть не может, - комментируют сотрудники лаборатории.



Проба №3. Нормальная «Нормаль»


Найти «Нормаль-80» оказалось делом непростым. Этот бензин продавался только на третьей заправке «Белоруснефть-Оргнефтехим», на которую мы заехали. Сокращение объемов его продаж, впрочем, не новость. В начале года было объявлено, что реализация постепенно будет прекращаться. Причина - «выпуск в бóльших объемах высокооктановых марок бензина». Этакое замещение.




Даже по химсоставу видно, что это бензин, близкий к 80-му. В нем нет оксигенатов, которые добавляют для сопротивляемости детонации, - смотрит распечатку с австрийского аппарата Сергей Безверхий. - Я бы даже сказал, что он будет выше по октановому числу.




Прогноз оправдался: 83,4. Кстати, именно с 80-м бензином связано определенное заблуждение. Многие владельцы американских автомобилей решали заправлять именно «Нормаль-80», при этом ссылались на руководство по эксплуатации - мол, там указано «Fuel Selection 87 Octane». Но это неверно, поскольку американцы используют другую классификацию для октановых чисел.



Во время нашего испытания мы анализировали бензин по исследовательскому методу, потому что такая классификация принята в Беларуси уже давно, о чем свидетельствует буква «И» в обозначении марок бензина - АИ-92, АИ-95, АИ-98 («Нормаль-80» также измеряется по исследовательскому методу). Но есть еще моторный метод, который предполагает совершенно другой режим испытания топлива.


Исследовательский метод щадящий, это как работа двигателя при прогреве, на холостом ходу. А моторный гораздо более напряженный, на более высоких оборотах, словно педаль газа выжали в пол, - проводят аналогию в лаборатории. - Разница автомобилистам, думается, понятна.


Но в США решили, что истина где-то посередине. Американцы вывели «свое» октановое число. Оно определяется как среднее арифметическое между октановым числом по моторному методу и по исследовательскому. Так, возможно, честнее, но более запутанно для белорусов. Так что Fuel Selection 87 Octane - это не меньше АИ-92!



Наконец добрались до самого популярного в Беларуси бензина АИ-92. В четвертую канистру был залит 92-й с одной из заправок «Белоруснефть-Оргнефтехима» (но не на той, где мы брали образец №3). Каков вердикт профессионалов?


Не 80-й точно, - еще во время забора образцов отмел этот вариант Сергей Безверхий. Уже после химанализа он заговорил увереннее: - Похож на 92-й, по составу неплохой.



Заливаем в УИТ-85М. Несколько минут тот его сосредоточенно перерабатывает. Готово! 92,1. Опять норма.



АИ-92 - это смесь, состоящая из 92% изооктана и 8% н-гептана, - объясняет Александр Керхиев. - Изооктан вообще не дает детонации, его октановое число априори 100. А вот н-гептан, наоборот, порождает ее, поэтому у него октановое число - 0. Главное, чтобы баланс не был нарушен. Звонкие удары, которые мы слышим при работе установки, это детонационная волна, много раз отражающаяся от цилиндра. Нужно ли объяснять: чем меньше таких микровзрывов, тем лучше. Детонация - это сопротивляемость топлива к воспламенению при сжатии, причем хаотичному воспламенению. Именно из-за нее снижается мощность двигателя, увеличиваются расход и износ мотора.



Проба №5. 92 с половиной


Взята была на заправке «А-100».


Бензин как бензин. Ничего подозрительного мы не заметили. По цвету как и все остальные. Что ж, слово за экспертами.



Я бы даже назвал бензин красивым - без осадков, прозрачный. Случалось, привозили коричневую жидкость, которую топливом язык не поворачивается назвать. Так там сразу по запаху можно было сказать, что намешано, - рассматривает на свет образец Сергей. - Но этот я бы и себе в машину залил.



Стандартная процедура исследования через несколько минут выдает результат 92,5.


Вообще-то, образцы №4 и 5 между собой схожи по составу. Отличие, например, в том, что олефины (ненасыщенные углеводороды) здесь не содержатся, это хорошо для экологии, - замечают сотрудники лаборатории. - Знаем, уже сталкивались с таким бензином. Вот если его по моторному методу исследовать, то получатся очень приличные показатели. Заливаешь такой АИ-92, педаль в пол и стартуешь первым с перекрестка даже при полной загрузке автомобиля. У каждого бензина тоже есть свои особенности, и они проявляются при разной манере езды.




Проба №6. Помните про разницу в экологических классах


Снова в нашем списке фигурирует АЗС «Лукойл», на этот раз с АИ-92. К слову, когда стали сравнивать чеки, заметили, что стоимость 92-го бензина разная. Где-то 7400 за литр, а где-то - 7300. Разница - в экологических классах (К2, К3, К4, К5), которые проставляются в чеках. Так что имейте в виду: 1 литр бензина К5 на 100 рублей, к примеру, дороже, чем К3.


У новых автомобилей всегда есть книжка, в которой указаны все данные о том, что делать чтобы ваш мотор жил долго и счастливо. Также производитель заранее говорит вам, какое топливо необходимо заливать в мотор, например, только АИ-95. Именно поэтому владельцы стараются заправлять машину только на известных АЗС с именем и большой сетью. Но бывают разные ситуации и для того, чтобы не навредить вашему мотору, мы расскажем вам как проверить качество бензина в домашних условиях, но при этом обсудим как это сделать прям на месте заправки.

Проверка дома

При желании можно набрать несколько тар из разных АЗС в вашем городе и дома их проверить для того, чтобы выяснить, где лучше заправлять в своем городе. Для этого не нужно делать ничего сложно. В топливо часто добавляют примеси и именно это зачастую является основной проблемой.

Ваша задача взять обычный белый лист бумаги, капнуть на него немного топливо. В идеальном варианте бензин должен испариться и оставить лист таким же идеально белым. Если же присутствуют добавки, то они не испаряются и на бумаге остаются различные пятна, цвет у них может быть разный, точно сказать не получится. Если пятно жирное, то в топливе находится масло.

Также производитель может использовать смолы и это нормально, но нужно их добавлять в определенном количестве. Был проведен эксперимент, который выяснил, что наличие смол больше нормы сразу снижает ресурс силового агрегата аж на 24%. Согласитесь, страшновато за мотор. Ваша задача взять небольшой кусочек стекла и капнуть на него бензин. После чего его необходимо поджечь. Если стекло остался чистым или остаются небольшие белые кольца, то все идеально, смол, либо нет, либо они в нужном количестве. Если какие-то капли остались, это свидетельствует о том, что было добавлено дизельное топливо, так называемая солярка. Если же после сгорания остались пятна коричневого цвета или желтого, то сразу можете помечать это топливо, как содержащие смолы в высоком количестве.


Также можно изучить плотность, но для этого понадобиться дополнительный прибор, это аэрометр АНТ-1. Он хоть и не дорогой, но мы прекрасно понимает, что тратиться не хочется. Он вам поможет, ведь бывает очень нечестные владельцы АЗС, которые в АИ-76 добавляют присадки и продают его как АИ-92.

Показатели плотности для конкретных марок топлива:

  • А-76 от 730;
  • А-80 от 775;
  • АИ-92 от760;
  • АИ-95 от 750;
  • АИ-98 от 780.

Также вы можете проверить качество бензина через цвет как на самой АЗС, так и дома. Производители обязаны окрашивать топливо в определенный цвет. АИ-92 должен иметь примерно оранжево-красный оттенок, а АИ-98 синий. Это позволит вам понять, обманули вас или нет.

Также некоторые добавляют воду, что тоже сказывается не лучшим образом. Идете в аптеку и покупаете всем известную марганцовку. Затем ваша задача найти прозрачный сосуд, налить туда немного топлива и бросить кусочек марганца. В бензине данное вещество не растворяется, но если будет присутствовать вода, то топлива окраситься в фиолетовый цвет.


Помимо этого, некоторые добавляют еще и сероводород или сжиженный газ. Налейте топливо, в какую-либо емкость, взмахните рукой по направлению к себе. Ваша задача понюхать его и если вы учуете запах тухлых яиц, можете быть уверены, что сероводород присутствует.

Проверка сразу на АЗС

Итак, мы с вами выяснили, как проверить качество в домашних условиях, с помощью этого вы можете найти лучшую станцию в своем городе и заправляться там. Но бывают ситуации, когда нужно срочно заправиться на трассе. Что делать в этой ситуации, особенно если ближайшая АЗС не самая известная из всех. Благо сейчас современный мир и присутствует множество приборов, которые кажутся простыми, но помогут они очень хорошо.

Один из таких, это Октис 2, он стоит около 5-ти тысяч рублей, многовато. Но суть в том, что всего лишь 100 миллилитров понадобиться, чтобы выявить точное количество октана в топливе. Также есть и другие приборы, которыми можно также узнавать про солярку (дизельное топливо), насколько оно хорошее.


Можно также проверить уже после того как заправились, но тут уже возникнут проблемы, если качество будет не самым лучшим, то придется ругаться с администрацией и все остальное. Об этом мы уже рассказывали в одной из статей, ссылка выше.

Если бак практически пуст, залейте новое топливо и запустите мотор. Если же прыгают обороты, слышны какие-то подозрительные звуки мотора, а также слышно, что топливо сгорает неравномерно. То мы вас поздравляем, то что у вас в баке, так себе "еда" для мотора. Также все это можно проверить при езде, прислушайтесь, есть ли так называемая детонация пальцев. Ваша задача разогнаться до максимальной передачи, 5-й или 6-й, в зависимости от автомобиля. Затем резко нажмите педаль газа в пол, если есть звук детонации пальцев, то все плохо, бегом исправлять.


Также обратите внимание на дым из системы выпуска, если топливо плохое, то он будет черным с сажей. Качественное топливо выпускает коричневый или сизый дым. Помимо всего этого, узнать о плохом топливе можно, если вы заметили резкое увеличение расхода, что может плохо сказать или даже ужасно на инжекторе.

Вот все симптомы:

  • скачки оборотов на холостом ходу;
  • проблемы с запуском;
  • увеличение расхода;
  • черный дым и выхлопной трубы;
  • плохая отзывчивость на педаль газа;
  • упала динамика;
  • детонация пальцев.

К чему это может привести

Надеюсь вы понимаете, что если вы будете постоянно заливать топливо не самое лучшее, то постепенно много узлов агрегата попрощается с вами. Свечи зажигания очень быстро придут в негодность и если вы на них заметили красный налет, то все плохо, быстро в сервис. Также вы можете обнаружить некорректную работу катализатора. Так как это топливо, то очень быстро придут в негодность практически все элементы топливной системы, это бензонасос, фильтра и форсунки.


К сожалению, не всегда получаете обнаружить проблемы сразу, так как они образуются постепенно и все сломаться может через несколько месяцев. Но бывают случаи, когда проблемы появляются через пару дней. Это зависит как от бензина, так и от самого автомобиля, а также от того насколько уже были изношены некоторые детали.

Бензин – это один из самых важных частей в моторе, агрегат не будет работать без него. Поэтому не стоит относиться к нему не серьезно, ведь он может, как продлить жизнь, так и быстро забрать ее у мотора. Проверяйте качество бензина, следите за мотором, и если что-то для вас было непонятно, то вот вам видеоматериал.

Видео

Многие автомобилисты сталкиваются с проблемой выбора бензина для своего «железного друга». Особенно трудно приходится тем, кто только купил машину и впервые сел за руль, они просто теряются, как проверить качество бензина. Более опытные коллеги определяют качество по работе двигателя автомобиля. Машина может глохнуть или плохо заводится, сам двигатель в таком случае начинает работать с перебоями, могут быть слышны посторонние звуки. О плохом качестве бензина сигнализирует также повышения при привычных условиях эксплуатации автомобиля. Более современные автомобили имеют датчики работы двигателя. При плохом бензине они сигнализируют о проблемах с агрегатом. Конечно, такие методы определения качества бензина очень относительные, примитивные и следует, проверив бензин на нескольких заправках более эффективными способами, найти наилучшую заправку. Благодаря ниже перечисленным методам проверку можно сделать, как в домашних условиях, так и на АЗС.

Как проверить бензин в домашних условиях

Качество бензина можно проверить перед заправкой автомобиля

Проверка качества бензина вполне доступна в домашних условиях, для этого не придется делать сложных анализов. Зачастую проблема качества нынешнего бензина заключается в том, что он очень часто имеет посторонние примеси, которые негативно сказываются на работе двигателя. Чтобы проверить бензин на наличие добавок достаточно взять лист белой бумаги и капнуть на него немного бензина. Через некоторое время бензин полностью испарится. Если бензин хорошего качества, то бумага останется такой же белоснежной. Посторонние добавки не испаряются, при их наличии на бумаге останется пятно какого-нибудь цвета. Может быть также жирное пятно, это свидетельствует о наличии в бензине масел.

Иногда в бензине бывают примеси смол, если таких добавок больше нормы, то это может нанести вред двигателю автомобиля. Вред от некачественного бензина по этому параметру может быть весьма ощутимым, ресурс двигателя уменьшается на 24 %. Нормой считается содержание не более 7-12 мл смол на 100 мл горючего. Этот стандарт действует относительно всех марок бензина. Проверить наличие смол в бензине также достаточно просто. Для этого понадобится кусок любого стекла. На него нужно капнуть бензин и поджечь. Качественный бензин сгорает полностью, если после сгорания бензиновой капли все же остались маленькие капельки жидкости, это означает, что бензин разбавляли дизельным топливом. В идеале после сгорания на поверхности стекла должны остаться белые кольца, тогда вы можете быть уверены, что в бензине нет смол или они содержатся в незначительном количестве, то есть безопасном для вашего авто. Желтые и коричневые разводы на стекле означают большое наличие в бензине смол.

Бензин с примесями может нарушить работу двигателя

Любому автомобилисту неплохо было бы купить аэрометр марки АНТ-1 для измерения плотности нефтепродуктов. Такой несложный прибор для проверки качества бензина стоит совсем немного, а принести пользы может много. Некоторые заправки, например, в бензин АИ-76 добавляют присадки и продают его под видом бензина с большим октановым числом.

Разные марки бензина имеют следующие показатели плотности

Не стесняйтесь проверять бензин прямо перед запрвкой

А-76 – от 730
А-80 – от 775
АИ-92 (А-92) – от 760
АИ-95 (А-95) – от 750
АИ-98 (А-98) – от 780.

Сам по себе бензин представляет бесцветную жидкость, только А-76 несколько мутный, поскольку имеет больше посторонних примесей. При производстве бензин окрашивают в определенный оттенок. Так, АИ – 92 должен иметь оранжево-красный оттенок, АИ – 98 – синий оттенок. По цвету также можно определить, продали ли вам честно бензин или попытались обмануть.

Некоторые заправки разбавляют бензин водой. Это тоже можно определить в домашних условиях. Для этого понадобится такой простой реактив, как марганцовка. Такой препарат можно купить в любой аптеке. Все дело в том, что в бензине марганцовка не растворяется, при наличии в бензине воды он окрасится в фиолетовый цвет. Такой эксперимент лучше всего проводить в прозрачном стеклянном сосуде, тогда можно будет четко увидеть эту химическую реакцию.

С качественным топливом ваш двигатель прослужит долго

В бензине может содержаться сероводород, нафталин или сжиженный газ. Чтобы определить наличие этих добавок нужно налить бензин в емкость и рукою сделать движения над ним по направлению к себе. Бензин не должен иметь запах тухлых яиц (сероводорода).

Как проверить качество бензина на любой заправке

«ОКТИС 2» современный прибор для проверки бензина

Все выше перечисленные способы проверки без сомнения хороши и эффективны. Таким образом, можно найти «свою» заправку и там постоянно заправлять свое авто. Но что делать, когда нужно заправляться на незнакомой заправке в дороге? Как проверить октановое число бензина тогда? Современные технологии и здесь шагнули вперед, теперь автомобилистам предлагаются достаточно простые, но очень функциональные приборы для оценки качества бензина.

Например, таким является прибор «Октис 2». С его помощью можно определить октановое число бензина за считаные секунды. Достаточно взять пробу в 100 мл и вся информация появится на дисплее прибора.

Прибор фирмы «Shatox» позволяет проверить качество любого топлива в полевых условиях

Для проверки любого типа топлива существуют приборы компании «Shatox», они также достаточно компактны и их можно использовать для проверки бензина и дизельного топлива в дороге.

  • Новости
  • Практикум

Новый кроссовер Skoda: будет и купе

Новинка станет одной из версий нового кроссовера Kodiaq (именно так, с буквой Q на конце!), премьера которого состоится в ближайшие несколько лет. Об этом со ссылкой на главу Skoda Бернхарда Майера сообщает Auto Bild. По словам Майера, в чешской компании приняли решение «значительно расширить линейку» доступных версий Skoda ...

В России пройдет массовый отзыв Mitsubishi Lancer

Кампания затронет 141 588 автомобилей Mitsubishi Lancer, выпущенных в период с июня 2003 г. по декабрь 2008 г. Как сказано в официальном сообщении Росстандарта, причиной отзыва послужила вероятность некорректного срабатывания подушки безопасности переднего пассажира. В рамках отзывной кампании на всех автомобилях будет произведена замена патрона подушки...

Mercedes-Benz запустит новую марку

В настоящее время название новой марки еще не выбрано, однако известно, что новые модели будут конкурировать с электрокарами Tesla и BMW, сообщает Bloomberg. Как рассказали изданию два источника, знакомых с планами Mercedes-Benz, изначально линейка новой марки будет состоять из двух электрических кроссоверов и двух седанов. В июне глава...

Эрик Давидыч обратится в Европейский суд по правам человека

Об этом со ссылкой на адвоката обвиняемого Сергея Жорина сообщает ТАСС. С февраля 2016 года Эрик Китуашивили, также известный как Эрик Давидыч, находится под стражей. Блогер обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере, легализации денежных средств похищенных в особо крупном размере у одной из страховых компаний и в клевете. Напомним, ...

Nissan сделает электромобиль с запасом хода 550 км

Автомобиль, который появится на рынке в 2018 году, будет предлагаться в нескольких версиях, одна из которых получит батареи с запасом хода 340 миль (примерно 550 км). Об этом со ссылкой на главу экологического департамента Nissan Гарета Дансмора сообщает Autocar. Предвестником будущего Nissan Leaf II стал концепт IDS, продемонстрированный...

АвтоВАЗ выпустит спецверсию Lada Vesta за 760 000 рублей

АвтоВАЗ представил специальные лимитированные седана Vesta и кросовера XRAY, которые посвящены 50-летию автозавода. В качестве основы для спецверсий были взяты богато оснащённые версии машин, которые вдобавок получили красно-черную отделку салона, особые колёсные диски и дополнительный логотип. Отмечается, что машины юбилейной серии будут выпущены ограниченным тиражом...

Рестайлинг Nissan Note рассекретили в сети

Об этом стало известно благодаря брошюре, посвященной обновленному Nissan Note, которая была отсканирована участником форума Livedoor. Как можно убедиться по фотографиям, после рестайлинга у Nissan Note поменяется формы решетки радиатора и бампера, появятся более крупные противотуманки, а также другие фары. Вероятнее всего, изменения схожего характера...

Страховщики отказались компенсировать ущерб от грозы по ОСАГО

Это связано с тем, что по закону действие полиса автогражданки не распространяется на случаи стихийных бедствий. Об этом со ссылкой на Российский союз автостраховщиков (РСА) сообщает агентство «Москва». «За сегодня в РСА поступило три звонка о повреждении транспортных средств упавшими деревьями или сломанными ветками. Мы разъясняем, что эти случаи относятся только к каско, если...

Путин ответил на вопрос про дороги

«Яма на яме… Машины ломаются, колеса отваливаются, а власть мимо всё проходит», - отметила местная жительница, пожаловавшаяся президенту на дороги в регионе. Она также добавила, что скоро Омск будет отмечать 300-летие, и попросила Путина помочь решить существующую проблему. В. Путин в свою очередь отметил, что проблема состояния дорог...

Эксперты сочли обманом автобус, который не боится пробок

Целый ряд ведущих изданий КНР обрушились с разгромной критикой на новый вид транспорта, первые испытания которого состоялись неделю назад в китайском Циньхуандао. Напомним, TEB представляет собой некий синтез привычного автобуса, трамвая и портального крана и способен передвигаться, пропуская автомобили под собой. Как считают создатели, такое...

Каждый владелец автомобиля стремится обезопасить себя от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на дорогах или иного причинения вреда своему ТС. Одни из вариантов - заключение договора КАСКО. Однако в условиях, когда на рынке страхования присутствуют десятки фирм, предоставляющих услуги по...

КАК выбрать машину, Покупка и продажа.

Как выбрать машину Сегодня рынок предлагает покупателям огромный выбор машин, от которого просто разбегаются глаза. Поэтому прежде чем купить автомобиль, стоит учесть много важных моментов. В итоге, определившись с тем, что именно вы хотите, вы сможете выбрать авто, которое будет...