Как проверить целостность аккумуляторной батареи. Показания заряженного аккумулятора. Детальная инструкция, как проверить аккумулятор автомобиля, видео. Тест аккумуляторной батареи при включенном моторе

Большинство автолюбителей хотя бы раз сталкивались с необходимостью узнать состояние батареи, особенно если транспортное средство долго простаивало. Ведь при низком показателе напряжения в бортовой сети виновником может быть не только аккумулятор, но и генератор. Нельзя не упомянуть и о покупке запчастей, бывших в употреблении — для них выполнение подобного теста обязательно. Такая проверка позволяет определить дальнейшую судьбу устройства – можно ли его починить или ему прямая дорога на свалку? О том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, мы и поговорим в нашем сегодняшнем материале.

Методы быстрой диагностики

Некоторые аккумуляторные батареи (АКБ) могут похвастаться наличием индикатора, предназначенного для диагностики. В таком случае достаточно лишь открыть капот и посмотреть в специальный глазок, расположенный на устройстве. Цвет индикатора «расскажет» о состоянии батареи. Возможные варианты:

  • Зеленый – аккумулятор полностью заряжен и исправен.
  • Белый – проблемы с уровнем электролита (об этом – чуть ниже).
  • Черный – АКБ нуждается в зарядке.

Индикатор заряда аккумулятора

Следует отметить, что подобные модели стоят на 20-30% дороже, чем аналогичные, но не имеющие такой функции. Поэтому в большинстве случаев такой вариант диагностики подходит не всем.

Внешний осмотр устройства также важен, ведь при наличии грязи на корпусе контактное соединение может быть нарушено, а снижение уровня электролита может свидетельствовать о его утечке и, как следствие, о потере напряжения.

При наличии в машине бортового компьютера и встроенного вольтметра некоторую информацию о состоянии батареи можно получить сразу. Показатель в 14,2В является нормальным. Обратите внимание, что эта величина может колебаться в зависимости от времени простоя аккумулятора автомобиля, температуры воздуха, плотности электролита и других факторов. Также следует понимать, что первое время после запуска двигателя генератор работает на полную мощность, чтобы восполнить заряд АКБ, снизившийся во время простоя. Однако если напряжение сильно отличается от указанного значения, то с высокой вероятностью можно утверждать о наличии проблем с батареей или генератором.

Важно! Показатель, снимаемый бортовым компьютером, неточен, поскольку вольтметр, встроенный в систему автомобиля, подключен к АКБ не напрямую.

Качество электропроводки, контактное соединение, количество потребителей (фары, магнитола, кондиционер, дворники) – все это влияет на показания, а потому доверять такому тесту в полной мере не следует. Также напряжение может быть низким из-за плохого контактного соединения, поэтому, прежде чем грешить на АКБ, не забудьте проверить все контакты на наличие грязи или ржавчины и, при необходимости, почистить их.

Использование мультиметра

Этот прибор служит для измерения силы тока, напряжения, наличия обрывов в цепи и других параметров, необходимых в электрике. В народе его называют тестером.

Состояние аккумулятора можно определить по уровню напряжения, которое он выдает, а при утечке электролита выяснить, теряет ли АКБ электрический ток. Для этого следует:

  • Переключить тестер в режим изменения напряжения до 20В.
  • Соединить клемму батареи с красным (плюсовым) щупом прибора.
  • Черным (минусовым) щупом провести по местам утечки.

Если потерь нет — на дисплее высветится 0. В остальных случаях следует отнести батарею в сервисный центр.

Для измерения мультиметром уровня напряжения аккумулятора нужно подключить обе его клеммы к щупам прибора, предварительно переключив его в режим измерения напряжения до 20В. По результатам, полученным в ходе тестирования, можно вычислить процентную емкость заряда. Ориентироваться нужно на следующие значения:

  • Более 12,7В – аккумулятор полностью заряжен.
  • 12,5В – 75% от номинальной емкости.
  • 12,3В – 50%.
  • 12,1В – 25%.
  • Менее 11,9В – глубокий разряд, необходимо использование зарядного устройства.

Измерение напряжения аккумулятора мультиметром

Работа с мультиметром должна проводиться на снятой и отключенной от бортовой сети автомобиля АКБ. В противном случае результаты будут неточными.

Проверка уровня электролита и его плотности

Электролит – «кровь» любой батареи. От состояния этой жидкости напрямую зависит срок службы устройства и его КПД. Уровень электролита можно измерить мерной трубкой, а ее плотность специальным прибором – ареометром. Все измерения необходимо проводить с каждой из банок отдельно.

Для проведения измерения следует:

  • Открыть банку.
  • До упора опустить в нее мерную трубку.
  • Зажать пальцем ее верхнюю часть и вытащить из емкости.

Нормальными показателями считают значения в 10-15 мм. При более низком уровне необходимо долить дистиллированную воду, а при высоком – слить часть жидкости. Кстати, обратите внимание на цвет — жидкость должна быть прозрачной. В противном случае имеет место окисление пластин или попадание каких-то посторонних предметов внутрь устройства, что может привести к его порче. В некоторых случаях может потребоваться изготовить собственный электролит (смесь дистиллированной воды с серной кислотой) или купить его в специальных магазинах.

Измерение плотности электролита аккумулятора

Плотность электролита измеряется следующим образом – в «банку» с жидкостью опускается патрубок ареометра, затем при помощи груши внутрь устройства втягивается некоторое количество электролита (пока поплавок или палочки не всплывут). Плотность тоже является одним из способов, как проверить заряд, поскольку она снижается на 0,01 г при потерях 5-6%. Таким образом, зная номинальные значения, можно вычислить оставшуюся емкость АКБ. Эти значения колеблются в пределах от 1,22 до 1,29 в зависимости от температуры воздуха (чем она ниже, тем выше плотность жидкости).

Использование нагрузочной вилки

Измерения, полученные мультиметром, не всегда дают точную картину о состоянии батареи и степени ее заряда. Часто бывает, что и напряжение есть, и уровень электролита в порядке, а АКБ все равно плохо держит емкость. В таких случаях можно прибегнуть к самому надежному методу – к использованию нагрузочной вилки. Это устройство, подобно мультиметру, также измеряет напряжение, однако во время тестов оно имитирует работу стартера или других «потребителей», т.е. нагружает аккумулятор дополнительной работой. Алгоритм проведения замеров практически ничем не отличается от работы с мультиметром, однако нагружать батарею более, чем на 5 секунд не следует, поскольку это приведет к выходу ее из строя. Показатели работы под нагрузкой высчитываются на пятой секунде испытаний и дают наиболее полную картину работоспособности батареи. Кроме этого, с помощью номинальных значений напряжения можно определить заряд аккумулятора:

  • Более 10,2В – полная емкость,
  • 9,6В – 75%,
  • 9В – 50%,
  • 8,4В – 25%.
  • Менее 7,8В – АКБ полностью разряжена.

Измерение напряжения аккумулятора нагрузочной вилкой

Более точную диагностику аккумулятора автомобиля можно произвести при помощи специального цифрового мультиметра, сочетающего в себе функции нагрузочной вилки, тестера и, в некоторых случаях, зарядного устройства. Однако такие приборы стоят достаточно дорого и, как правило, требуют специальных навыков для обращения с такой техникой.

Подводя итоги

В заключение еще раз напомним основные моменты, на которые следует обратить внимание при диагностике аккумулятора:

  • На устройстве не должно быть подтеков электролита и, тем более, внешних повреждений.
  • Нормальный показатель напряжения в бортовой сети автомобиля – 14,2В.
  • Оптимальный уровень электролита в батарее должен находиться в пределах 10-15 мм.
  • Нормальная величина плотности примерно 1,27 г.
  • При проверке батареи с помощью мультиметра напряжение должно быть больше, чем 12,9В.
  • При использовании нагрузочной вилки – более 10,2В.

При соответствии всех показателей можно с уверенностью утверждать, что ваш аккумулятор в полном порядке и проблему, если таковая имеется, следует искать в другом автомобильном модуле.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Достаточно большое количество устройств и приборов, будь то дома или на работе, используют в качестве источника питания пальчиковые элементы и их разновидности. Рано или поздно становится вопрос, как проверить аккумулятор, как измерить емкость и определить работоспособность батарейки и целесообразность дальнейшего ее использования.

Аккумуляторные и обычные батарейки

Принципиальным отличием акб от обычной батарейки является возможность подпитки элемента, используя специальное устройство. Задавшись вопросом, как проверить емкость аккумулятора, достаточно взглянуть на сам элемент – на корпусе такой батареи отображена ее емкость, выраженная в mAh (миллиампер/час). На всех аккумуляторах, начиная от микро пальчикового до аккумулятора телефона, должна быть указана емкость. Поскольку аккумулятор телефона имеет ряд особенностей в строении, то целесообразно рассматривать только цилиндрические элементы питания.

Гальванические элементы бывают щелочными (алкалиновыми) и солевыми. Химические реакции, происходящие внутри таких батареек, являются необратимыми, что свидетельствует о невозможности восстановить батарейку, израсходовавшую свой заряд, хотя при большом желании такие батарейки можно нагреть феном, побить молотком, подключить к зарядному устройству, что приведет к восстановлению до 15% емкости. Однако такие операции стоит проводить на свой страх и риск, поскольку при таких манипуляциях корпус батарейки может разгерметизироваться и может произойти химический ожог рук либо другие неприятности.

Советы:

  • Не рекомендуется хранить разряженные батарейки в корпусе электроприбора либо рядом с другими предметами, ввиду возможности вытекания электролита и порчи окружающих предметов;
  • По причине своей токсичности элементы питания необходимо утилизировать в специально отведенных местах, а не выбрасывать в обычные мусорные баки. Месторасположения таких мест легко узнать с помощью интернета.

Проверка заряда элемента питания

Существует несколько способов, отвечающих на вопрос, как проверить заряд батарейки с помощью дополнительных приборов и без них.

С помощью мультиметра без нагрузки

Наиболее достоверными измерениями будут проведенные с помощью тестера. Первоначально целесообразно провести измерения без нагрузки с целью исключения изначально севших элементов питания.

Порядок проведения измерений:

  1. Выбрать режим работы тестера, предназначенный для измерения постоянного напряжения;
  2. Зафиксировать предел измерений – 20В;
  3. Приложить щупы тестера к контактам проверяемой батарейки и определить напряжение;
  4. Зафиксировать показания мультиметра.

Измерения тестера свидетельствуют:

  • При напряжении на батарейке более 1,35В ее можно использовать в любом домашнем электроприборе;
  • При показаниях тестера в диапазоне 1,2-1,35В питающий элемент будет полезен для менее требовательных устройств;
  • Показания мультиметра менее 1,2В свидетельствуют о непригодности элемента для дальнейшего использования.

Вопрос, как проверить батарейку тестером, раскрыт, но данный способ измерения характеризует только ЭДС или разность потенциалов батарейки, более точно проанализировать состояние элемента питания возможно при подключении к нему некоторой нагрузки.

С помощью мультиметра с нагрузкой

В качестве нагрузочного элемента целесообразнее всего использовать обычную лампочку от фонарика, потому как она обеспечивает наличие необходимого тока величиной 100-150мА.

Чтобы проверить батарейку мультиметром, необходимо:

  1. Соединить щупы тестера с контактами элемента питания;
  2. Параллельно подключить лампочку и подождать 30-40 секунд;
  3. Зафиксировать полученный результат.

Вывод из проверок батареек мультиметром:

  • Показания в 1,1В и ниже характеризуют тестируемый элемент как непригодный для дальнейшего использования;
  • Пригодным для использования в фонарике или пульте дистанционного управления считается элемент с величиной напряжения до 1,3В;
  • При величине напряжения от 1,35В есть возможность применять батарейку в любых электроприборах.

Путем измерения силы тока

Измерения таким путем хоть и наиболее точные, но крайне негативно влияют на длительность функционирования батарейки в целом. Этот метод применим для новых элементов питания и позволяет оценить их мощность сразу при покупке.

Методика проведения тестирования батарейки мультиметром:

  • Выбрать режим работы мультиметра, предназначенного для измерения максимального значения постоянного тока;
  • На короткое время приложить щупы к контактам элемента питания;
  • Зафиксировать показания тестера.

Нормальная величина тока для новой батарейки составляет 4-6А. Показания от 3А до 3,9А свидетельствуют о сниженном эксплуатационном ресурсе, однако, элемент можно применять в электроаппаратуре. При величине тока от 0,7А до 1,1А аккумулятор способен удовлетворить устройства с низким энергопотреблением.

Проверка без мультиметра

Сталкиваясь с проблемой, как проверить батарейку без прибора измерений, не стоит отчаиваться. При необходимости можно проверить заряженность батарейки и без мультиметра. Для проведения такой проверки необходимо поднять элемент над ровной горизонтальной поверхностью на высоту порядка 2-3 см и аккуратно отпустить. С большой вероятностью разряженная батарейка отскочит от поверхности и упадет горизонтально. Заряженная батарейка упадет с более глухим звуком и останется в вертикальном положении.

Объяснение такому поведению элементов питания довольно простое. Если батарейка новая, то внутри нее находится электролит в виде геля. При ударе батарейки о поверхность гель гасит удар, и батарейка не отскакивает. В случае если батарейка разряженная, то ввиду химических реакций гель переходит в более твердое состояние. При ударе о поверхность батарейка амортизирует и отскакивает от нее. Такой метод определения заряда батареек менее точный, но при необходимости и он может помочь.

Предоставленная информация знакомит с элементами питания для электроприборов и устройств, их строением и особенностями эксплуатации и утилизации. Рассмотренные методы расскажут, как проверить емкость батарейки, работоспособность батареек с помощью дополнительного оборудования и без него.

Видео

Эксплуатация автомобиля требует определенных знаний, пусть нынешние модели машин и учат нас по любому поводу обращаться к профессионалам. Необходимо знать, как определить и устранить небольшие неполадки, а также найти причину поломки в условиях пустой трассы. Попадать в неприятные ситуации, когда вам просто некому помочь, не слишком приятно, потому лучше обладать необходимыми навыками. Часть информации, которую современному водителю необходимо знать о нынешних машинах и их конструкциях, связана с аккумулятором. Этот узел часто выходит из строя неожиданно и вызывает самые разные проблемы с эксплуатацией машины.

Необходимо уметь проверить аккумулятор автомобиля на предмет исправности и сделать вывод по поводу реальности его дальнейшей эксплуатации. Существуют различные поломки и варианты неисправностей аккумулятора, о большинстве из которых мы поговорим ниже. Чтобы без проблем эксплуатировать автомобиль, необходимо обладать исправным аккумулятором, мощности которого вполне хватает на работу всех систем вашего авто.

Проверка аккумулятора автомобиля на предмет заряда разными способами

Существует несколько методов проверки аккумулятора, но современные водители предпочитают пользоваться одним проверенным и эффективным вариантом - заменой. Поменять АКБ на новый элемент питания вы успеете всегда, а вот сэкономить деньги и проездить на старом аккумуляторе еще несколько месяцев - это достаточно непростая задача, требующая вашего внимания и определенных умений.

Наиболее часто проверяют аккумулятор просто по визуальному состоянию. Если клеммы начали затекать и окисляться, а также греется корпус аккумулятора, значит, присутствуют проблемы с работой устройства. Такая батарея подлежит замене, ее ремонт или восстановление представляются невозможными. Также стоит подумать о прочих более точных методах проверки АКБ на автомобиле:

  • проверка аккумулятора с помощью мультитметра - нужно вымерять напряжение на клеммах и убедиться, что оно выше 12 В;
  • также можно померить плотность электролита с помощью специального прибора - это точный метод определения, когда АКБ пора на покой;
  • существует ряд специальный приборов, которые используются для зарядки батарей, а также для определения их состояния;
  • опыт водителя также может быть хорошим способом определения исправности батареи - если после зарядка аккумулятор не стал работать хорошо, пора его менять;
  • также можно проверить батарею под специально созданной нагрузкой, подключив определенное количество лампочек.

К примеру, вы можете подключить по одной лампочке ближнего света на каждые 10 Ач аккумулятора. Если в течение пяти-семи минут свет от лампочек тускнеет, АКБ уже не справляется со своими задачами. Также если батарея стала требовать частой зарядки, стоит подыскать ей замену. Не рассчитывайте на то, что в вашем автомобиле аккумулятор чудом прослужит намного дольше, чем ему положено служить.

Современный срок работы АКБ в автомобиле составляет весьма скромный период в три-четыре года. Батареи элитного класса, которые стоят достаточно дорого, могут прослужить пять-семь лет, но гарантии на такой срок никто дать не может. Срок службы батареи часто непредсказуем, ведь вы не всегда знаете, что покупаете именно оригинальное устройство с отличным качеством.

Основные признаки выхода аккумулятора из строя

Замена аккумулятора - это нормальный процесс, который периодически приходится осуществлять владельцам транспортных средств. Чем лучше батарею вы купите для своей машины, тем дольше сможете эксплуатировать приобретенное устройство. Нужно сказать, что большинство современных батарей предназначены для среднего срока эксплуатации в три года.

Производителям просто невыгодно, чтобы вы использовали аккумулятор дольше, но при соблюдении нехитрых правил можно получить более серьезный срок эксплуатации прибора. К примеру, нужно следить за работоспособностью генератора, а также стараться не оставлять АКБ на морозе без работы больше чем на одни сутки. Также следите за уровнем электролита в батарее. Основные показатели выхода из строя АКБ следующие:

  • электролит вытекает из батареи через трещину - такую поломку невозможно устранить, нужно быстро демонтировать батарею;
  • после зарядки аккумулятор служит не больше месяца - это означает разрушение пластин и постепенное умирание батареи;
  • во время запуска двигателя стартер крутится с большим напрягом - глубокая разрядка батареи и невозможность ее зарядить;
  • после максимальной разрядки АКБ не хочет брать заряд - разрушена вся система аккумулятора глубоким разрядом;
  • физические повреждения нарушили нормальную работу аккумулятора машины - никаких инструментов, кроме замены, здесь нет.

Никакого ремонта аккумуляторов и восстановления их нормальной работы не существует. Если вы решили вложить деньги в восстановление АКБ, то знайте, что через несколько недель все проблемы вернуться на их законное место и начнут доставать вас больше прежнего. Потому лучше сразу принимать верное решение о замене аккумулятора на новый, не тратить деньги на сомнительные по эффективности процессы.

Подбор аккумулятора - важный процесс, который зачастую определяет, сколько можно будет пользоваться устройством. Если вы подберете верно батарею хорошего производителя, а также получите подтверждение заводского производства аккумулятора, то эксплуатировать прибор можно будет достаточно долго. Качество таких предложений намного выше, чем у различного рода бюджетных вариантов. Предлагаем посмотреть интересное видео о тестировании аккумуляторов:

Подводим итоги

Учитывая все особенности современного рынка аккумуляторов, вы можете с помощью логических размышлений понять, что производителя совершенно не выгодна длительная служба батарей. Потому три года - это вполне нормальный срок работы батареи. Иногда случается, что приобретенная бюджетная батарея смогла прослужить на порядок дольше, чем фирменная немецкая. Но это случайность, и найти по каким-либо критериям такую АКБ достаточно сложно.

Удачные приобретения зачастую стоят дорого, потому и обращать внимание стоит именно на высокий ценовой сегмент. В данном варианте вы покупаете оригинальную батарею от известного производителя и получаете определенную гарантию на качественную службу. Если у вас есть опыт не столь давнего приобретения аккумулятора для автомобиля, расскажите о нем в комментариях.

Хороший аккумулятор - важная составляющая бесперебойной и беспроблемной работы любого современного устройства. Особенно это важно для автомобилей, так как аккумулятор, переставший работать посреди дороги, может ощутимо осложнить жизнь и водителю, и пассажирам. Проверка аккумулятора - несложное, не требующее специальных навыков действие, которое поможет избежать подобных казусов. Знания о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, пригодятся при покупке подержанного авто, батарейки с рук или в магазине, не внушающем особого доверия, при выявлении причин неработоспособности какого-либо устройства.

Сейчас существует три основных : , литиевые и щелочные. Из них чаще всего требуется проверить АКБ на свинцово-кислотной основе, так как этот тип источников питания обычно используется в автомобилях, мотоциклах и мопедах.

Время наибольшей уязвимости такой батареи - зима, так как электролит, состоящий из смеси серной кислоты и воды, чувствителен к холоду, и исправность аккумулятора может оказаться под угрозой. Не стоит забывать и о том, что сочетание отрицательной температуры и глубокого разряда могут прикончить батарею в кратчайшие сроки. Поэтому лучше не пренебрегать проверкой заряда аккумулятора и его работоспособности, тем более, что это не самая сложная процедура, в отличие от того, как проверить аккумулятор автомобиля на замыкание.

Методы проверки заряда автомобильных АКБ

Индикатор

Существует три распространенных способа проверки того, достаточное ли количество энергии находится в аккумуляторе автомобиля. Все методы можно применить в домашних условиях при соблюдении техники безопасности. Первый и самый простой подойдет только счастливым обладателям , оснащенных специальным индикатором (этот же способ используется для оценки уровня электролита). Для этого достаточно открыть капот и посмотреть на АКБ.

Там расположены три индикатора:

  • зеленый - все хорошо, устройство заряжено, электролит в норме;
  • черный - на автомобиле разряжается аккумулятор;
  • белый - электролита недостаточно для корректной работы.

Такие источники питания дороже обслуживаемых и требуют установки очень хорошего генератора, так как чувствительны к перепаду напряжения.

Мультиметр

Метод №2 тоже не требует особых усилий. Это использование прибора для проверки состояния аккумуляторной батареи. Прибор этот называется мультиметром и в базовой комплектации сочетает в себе функции вольтмера, амперметра и омметра. В дорогих моделях еще больше функций, но эти три - базовые, их вполне достаточно, чтобы оценить уровень заряда АКБ. Обычно мультиметр - компактное портативное устройство, приобрести которое можно без особых проблем в любом специализированном магазине.

Методы проверки других распространенных АКБ

Проверка технического состояния аккумуляторных батарей нужна не только для автомобилей. Источники питания, обслуживающие другую технику, особенно долго находившиеся в нерабочем состоянии, также нужно проверять перед эксплуатацией. Для щелочных АКБ часто применяется такая же нагрузочная вилка, как и для кислотных.

Чтобы проверить емкость литиевой батарейки, можно или воспользоваться специальным тестером, или проверять аккумулятор под нагрузкой, используя подходящий резистор. Далее нужно довести его до полной разрядки, подбирая и записывая напряжение и силы тока. Результатом испытаний является график, показывающий реальную емкость АКБ. Обратите внимание: этот метод подходит для технически подкованных пользователей.

Итак, при покупке свинцово-кислотных аккумуляторов в непроверенном магазине или с рук обязательно нужно внимательно изучить приобретаемую вещь. Во-первых, важен тщательный визуальный осмотр. Потеки, трещины, иные механические повреждения - повод отказаться от покупки. В дальнейшем они могут оказаться причиной полной неработоспособности батареи.

Во-вторых, нужна проверка напряжения на клеммах аккумулятора автомобиля. Для 12 В АКБ этот параметр должен быть не менее 13–13,5 В. Если ниже - это разряженный источник питания, и покупать его не рекомендуется. Вы имеете право попросить продавца проверить новый аккумулятор в магазине, чтобы точно знать, какое у него состояние.

И напоследок о дате выпуска. За рубежом эта информация важной не считается, но в России, особенно, если покупать у непроверенного продавца, лучше обращать внимание и на неё. Единых стандартов нанесения этой маркировки не существует, так что, возможно, придется поискать. На аккумуляторы заграничных производителей, попавшие в Россию законным путем, обязательно дается гарантия от 12 до 24 месяцев, поэтому после приобретения нового товара стоит хранить гарантийный талон с печатью магазина и чек до тех пор, пока не истечет время обслуживания.

В процессе эксплуатации аккумуляторной батареи автомобиля всегда нужно помнить о том, что регулярная проверка уровня ее напряжения предотвращает «внезапную» остановку работы двигателя и позволяет не пропустить тот момент, когда АКБ будет нуждаться в том, чтобы подсоединить к ней зарядное устройство. Понять, что аккумулятор заряжен, можно при использовании такого прибора, как мультиметр. Он должен присутствовать в арсенале каждого автомобилиста. Любому водителю необходимо знать о том, как проверить заряд аккумулятора мультиметром самостоятельно.

Что такое мультиметр

Это многоцелевой электрический прибор, с помощью которого можно замерять, как минимум, вольтаж, ампераж и уровень сопротивления. Для простоты его часто называют тестером. Используется во всех сферах электроники. Бывают мультиметры с опцией измерения даже температуры воды или окружающего воздуха.

Любой мультиметр имеет два провода с контактами с возможностью подключения в разные «гнезда» - в зависимости от того, какие показатели нам нужно измерить. Всегда важно помнить о том, что красный провод - это «плюсовой» полюс , а черный - минусовой. Основное назначение металлических контактов на конце проводков - прямое подсоединение их к клеммам автомобильного аккумулятора.

Проверка заряда аккумулятора этим прибором может проводиться, где угодно: на улице, в гараже, в домашних условиях. Во время проверки можно установить мультиметр в удобное место на автомобиле. Главное - знать верную последовательность простых действий для того, чтобы правильно определить все нужные показатели.

Как правильно пользоваться мультиметром

Измеряя напряжение батареи, следует помнить о том, что такая проверка зарядки начинается с установки переключателя прибора в правильный режим.

В данном случае нам потребуется режим вольтажа (не путать с амперажем) :

  • Переключатель должен быть установлен на отметке «20 вольт». Это означает, что нам будут доступны все показатели ниже 20 вольт.
  • Провода от тестера важно правильно вывести на аккумулятор автомобиля , подсоединив к его клеммам так: провод черного цвета выводим на минусовой полюс АКБ, а провод красного цвета - на плюсовой.
  • Теперь мультиметр покажет, каков уровень зарядки аккумулятора.

Как узнать, в норме ли показатель напряжения и нуждается ли батарея в том, чтобы подпитать ее штатным зарядником? Для этого есть определенная схема, позволяющая проверить, насколько заряжен аккумулятор и каков уровень разряда АКБ, если он имеется.

Итак:

  • составляет 12,7 В (иногда бывает 13,2 - это максимум). Если после зарядки показатель выше, батарее нужно дать возможность «отстояться» несколько часов. Тогда U будет составлять 12,7 В. Это - стопроцентный заряд, аккумулятор хорошо зарядился.
  • Если напряжение аккумулятора составляет 12,1-12,4 В, разряд составляет около 50%. Скоро потребуется зарядить батарею.
  • При показателях 11,6-11,7 В - полный разряд аккумулятора, на 100%. Ему срочно нужно заряжаться, иначе внутри батареи может начаться разрушение. Пластины начнут покрываться солью, и потребуется . Либо аккумулятор может замерзнуть в холод, потому что падает.

После выяснения того, как проверить заряд аккумулятора мультиметром, важно еще принять к сведению, что рабочий уровень заряда батареи, а также уровень ее емкости лучше проверять с помощью . Мультиметр показывает напряжение без нагрузки, когда машина находится в покое. А вилка помогает измерить U при имитации запуска автомобиля. Во время проверки под нагрузкой напряжение «проседает» до 9 вольт, а потом должно восстановиться до исходного уровня. Если оно падает ниже 6 В, емкость батареи очень низкая.

Проверка заряда АКБ автомобиля от генератора

Для того чтобы понимать, как проверить зарядку аккумулятора от генератора, следует, прежде всего, знать о том, что генератор выполняет важную роль в текущем питании автомобильного аккумулятора. Когда двигатель автомобиля находится в рабочем состоянии, именно генератор производит определенное напряжение, благодаря которому батарея автомашины заряжается на ходу. Аналогичным образом в процессе движения питается и вся бортовая электрическая система машины. Идет зарядка на аккумулятор от генератора - значит, батарея имеет возможность всегда находиться в подзаряженном состоянии и дольше работать.

Что касается показателя напряжения, уровень U генератора и плюсового полюса аккумулятора всегда являются одинаковыми - вследствие того, что соединены между собой одним и тем же проводом.

Если двигатель машины находится в рабочем состоянии, напряжение должно быть больше 12 вольт и не идти вниз , независимо от того, включена вся бортовая нагрузка автомобиля, или нет.

Для того чтобы проверить, как батарея заряжается от генератора, исправен он или нет, нужно как обычно подсоединить провода мультиметра к батарее и вначале измерить показатели напряжения без нагрузки. В данном случае, на холостом ходу уровень U составляет 13,5-14 вольт .

После предварительных замеров в покое проверяем напряжение системы уже под нагрузкой. Можно включить последовательно все обогревы, вентилятор, аварийную систему и свет. Обратите внимание на то, что напряжение не должно «проседать» ниже 13,3-13,8 вольт. Если показатель таков - это означает, что и генератор, и аккумулятор работают исправно, и зарядка АКБ от генератора идет хорошо. Если же показатель U ниже указанного, генератор, скорее всего, неисправен.

Прежде чем задуматься о смене генератора, нужно проверить, как натянут его ремень. Может быть, дело просто в том, что ослабло натяжение ремня, а сам генератор исправен. Также проверяется сопротивление того самого общего провода, соединяющего батарею с генератором. Проверка сопротивления осуществляется при выключенном двигателе автомобиля, и его показатель должен быть не больше 20 Ом. Когда двигатель работает, сопротивление, безусловно, возрастает, но не сильно. 40, максимум, 50 Ом.

В случае увеличения сопротивления до нескольких килоОм попробуйте произвести зачистку контактов на массе, а также на кабеле. Установите все обратно и проверьте исправность системы. Если все работает нормально, а уровень зарядного U при этом остается низким, проблема точно в генераторе, и он нуждается в ремонте.

Внимательный автомобилист всегда будет вовремя проверять и снимать все показатели, необходимые для того, чтобы контролировать уровень заряда батареи и ее состояние. Он знает - если у меня есть машина, я прекрасно понимаю то, что, если не следить за аккумулятором, можно в любое время оказаться в такой ситуации, когда он выходит из строя в самое неподходящее время.