Как промыть систему охлаждения двигателя. Как промыть систему охлаждения автомобиля Чем промыть систему охлаждения ваз 2109

Важность промывки системы охлаждения двигателя очевидна. Если кто-то из водителей этого еще не понимает, то сразу пересаживайтесь на гужевой транспорт, он точно не перегреется и не подведет.

Из статьи вы узнаете как промыть систему охлаждения водой, лимонной кислотой, уксусом, каустической содой, молочной кислотой, сывороткой, кока-колой, специальной автохимией, поговорим про ошибки, который не следует допускать.

Последствия неправильного ухода за системой охлаждения

Система охлаждения (СО), это важный элемент любого автомобиля, особенно если охлаждение его двигателя жидкостное.

Неправильное ее функционирование может привести к непоправимым последствиям, а это:

  1. , и как следствие, полный выход его из строя;
  2. Поломка или другого аналогичного устройства;
  3. Выход из строя помпы;
  4. Малоэффективная работа .

Как правило, причина в неэффективной работе жидкостной системы охлаждения любого автомобиля лежит в загрязнении радиатора, патрубков, полостей рубашки охлаждения блока цилиндров.

Если бы мы смогли проникнуть вовнутрь данной системы, то увидели интересную картину.

Ржавчина, отложения накипи на стенках, остатки от разложенной охлаждающей жидкости, жирные пятна от масла и другие неприятности.

Стоит отметить, что речь идет об двигателях бывших в эксплуатации от 2 – х лет и более. Про новые автомобили здесь речь не идет.

Когда нужно промывать систему охлаждения двигателя?

Нужно понимать, что любая охлаждающая жидкость (ОЖ), будь то тосол или антифриз, со временем теряет свои эксплуатационные качества.

Происходит разложение жидкости на отдельные химические элементы, одни из которых выпадают в осадок и частично перекрывают каналы, по которым она же и циркулирует, другие оседают на стенках в виде накипи.

Как следствие, антифриз или тосол через один-два года эксплуатации, за единицу времени начинают меньше забирать тепло от двигателя.

Период обращения жидкости по кругу увеличивается и КПД работы всей системы уменьшается.

Поэтому, чтобы у вас в дороге не возникали проблемы с перегревом двигателя, при каждой новой замене охлаждающей жидкости следует делать промывку всей системы.

Какой способ промывки выбрать

Нужно понимать, что способов промывки системы охлаждения двигателя несколько:

  1. Дистиллированной, кипяченной или подкисленной водой;
  2. Промывка специальными средствами.

В зависимости от степени загрязнения применяются различные способы промывки.

Определяем степень загрязнения.

В данной случае для получения максимального результата придется применять подкисленную воду или специальные средства.

Если отработанная охлаждающая жидкость имеет больше светлого оттенка, чем темного, без явного наблюдения осадков, то смело можно использовать дисцелированную или кипяченую воду.

Промывка системы охлаждения водой

Оденьте резиновые перчатки, чтобы кожа рук не соприкасалась с вредной жидкостью. Поднимите капот и откройте расширительный бачок.

Слейте старую охлаждающую жидкость из системы. Для этого выкрутите пробку (болт) на блоке цилиндров и откройте краник на радиаторе.

Верните пробку (болт) и краник в исходной положение. Сильно не зажимайте их.

Залейте через расширительный бачок дистиллированную или кипяченую воду согласно норме.

Заведите двигатель. 15 – 20 минут его работы на пониженных оборотах будет достаточным.

Слейте воду обратив внимание на ее состояние. Если вода грязная, значит повторите процедуру. Добейтесь, чтобы сливаемая вода была чистой.

Только потом заливайте свежие антифриз или тосол.

Использование подкисленной воды

Если в старой охлаждающей жидкости наблюдаются частицы накипи, ржавчины и т.д., то можно сделать вывод, что обычная вода с очисткой системы охлаждения не справиться.

Нужно использовать более агрессивные средства и тут подойдет подкислённая вода.

В качестве окислителя можно использовать столовый уксус, лимонную кислоту, каустическую соду или молочную кислоту.

Дело в том, что лимонная кислота вступает в реакцию только при больших температурах, 70 – 90 градусов.

Также очень важно правильно подготовить раствор, чтобы не навредить резинотехническим изделиям и металлу.

Обычно в 5 литров воды засыпают 100 – 120 грамм лимонной кислоты, соответственно на 4 литра – 80 — 100 грамм. Если не хотите рисковать, пропорцию можно уменьшить.

Другие водителя наоборот увеличивают пропорцию. Но указанные цифры наиболее оптимальные.

Алгоритм действий тот же. Сливаем старую ОЖ и заливаем подготовленный раствор. Далее, заведите двигатель прогрейте его. Проедьтесь на автомобиле пару километров.

Это делается для того, чтобы температура раствора поднялась до нужной нам в 70 – 90 градусов и произошла необходимая реакция. Работать двигатель должен 30 – 40 минут.

На окончательном этапе промойте систему охлаждения дистиллированной или кипяченой водой, чтобы удалить остатки лимонной кислоты.

Если вы решили использовать столовый уксус, то тут тоже нужно знать правильную пропорцию раствора.

К примеру, в 10 литров воды вливается 500 мл столового уксуса. Полученный раствор заливают в систему охлаждения. Заводят автомобиль и прогревают двигатель до рабочих температур.

После этого выключаем зажигание и оставляем прогретый раствор в двигателе на ночь или 8 часов.

Сливаем, смотрим результат. При необходимости повторяем. В конце обязательно промываем дистиллированной водой.

При очень тяжелых случаях, некоторые водителя сразу заливают 9% столовый уксус, не разбавляя. Для нескольких раз придется купить 20 бутылок по 0,5 литра.

Если используете уксусную кислоту, то она имеет 70% концентрации, учтите это.

Каустическая сода применяется только для промывки снятых медных радиаторов системы охлаждения двигателя и радиаторов печки салона.

Если у вас данные устройства алюминиевые, что свойственно для многих современных автомобилей, то забудьте про этот вариант.

Двигатель каустической содой не промывается, так как, многие знают, что головка блока цилиндров изготовлена из алюминия, да и прокладки под головкой будут разъедены.

Если ваш радиатор не подпадает под категорию алюминиевый, то для его промывки можно использовать раствор каустической соды из расчета на 1 литр дистиллированной воды, 50 – 60 гр. вещества. Но перед промывкой его желательно снять.

Такой способ дает неплохой результат, но тут тоже нужно уметь правильно подготовить раствор.

Но проблема даже стоит не в этом, а в том, где достать молочную кислоту, ведь в свободной продаже ее трудно найти.

Если в вашем городе есть возможность ее достать, то отлично.

Также на специализированных автофорумах, особенно по бу автомобилям, можно найти людей, которые продают молочную кислоту. В общем, как говориться, было бы желание.

Для прочистки системы охлаждения нужен 6% раствор молочной кислоты. Как правило, концентрат имеет 36%.

Но расчет тут прост, делаем соотношение 1:5, т.е. в 5 литров дистиллированной воды заливаем 1 кг концентрата, получив этим нужные проценты.

  1. Залить раствор молочной кислоты и дождаться пока прекратиться выделение углекислого газа, затем слить отработанную смесь;
  2. Проехать на автомобиле несколько километров, затем слить грязную смесь.

Многие водителя ездят с залитой молочной кислотой сутки, сливают, заливают снова и опять ездят.

Так тоже можно делать, ведь молочная кислота не так агрессивно воздействует на алюминий и резинотехнические изделия.

Однако при этом было замечено, что двигатель начинает сильно греться, больше обычного.

Это происходит потому, что, выделяясь, углекислый газ создает в патрубках и блоке цилиндров, так называемые воздушные пробки.

Поэтому нужно быть осторожным и более внимательно следить за показаниями панели приборов.

В конце не забудьте нейтрализовать кислотность. Для этого лучше использовать 0,5% раствор хромпика или дистиллированную воду. Двигатель должен поработать 10-20 минут.

Только после этого заливайте новую охлаждающую жидкость.

Сыворотка.

Неплохая альтернатива молочной кислоте. Сначала сыворотку процеживают, в емкость не менее 5 л.

Затем заливают через расширительный бачок в систему охлаждения.

Ездят с сывороткой 1000-1500 км, затем ее сливают. При необходимости цикл повторяют. Однако каждые 100-200 км пробега рекомендуется проверять степень загрязненности сыворотки.

Постоянно нужно следить за температурой двигателя.

Соса-соlа.

Как это ни странно звучало, но раньше промывка системы охлаждения кока-колой давала неплохой результат.

Эффект достигался за счет входящей в состав напитка ортофосфорной кислоты.

Но по слухам, сейчас эту кислоту в Соса-соlа не добавляют, поэтому прошлого эффекта ожидать уже не приходиться.

Но перепроверку слухов никто не отменял, вреда двигателю Соса-сола точно не нанесет.

Используемые средства – авто химия

Преимущество средств для промывки системы охлаждения в том, что они идут в ногу со временем.

Их состав разрабатывается таким образом, чтобы не навредить двигателю. К примеру, для медных радиаторов раньше использовали одни средства, сейчас для алюминиевых, другие. Или комбинированные для всех типов двигателей.

Стоят они недорого, поэтому практически каждый владелец автомобиля может себе позволить купить такое средство.

Многие автовладельцы ВАЗ-2109 замечают, что со временем производительность системы обогрева салона постепенно снижается, и в конечном итоге она перестает подавать в салон теплый воздух. Это не только сказывается на комфортабельности при поездках, но и безопасности. Ведь без поступающего теплого воздуха стекла очень быстро покроются инеем, который значительно затруднит обзорность.

Причины падения эффективности отопителя

Снижение производительности печки может произойти по двум причинам. Первая – это внешнее загрязнение радиатора печки (соты забиты пылью, пухом и пр.), а также повреждение корпуса обогревателя. В случае с засоренностью сотов печки вентилятор просто не может продуть воздух через радиатор, чтобы он нагрелся. Если же поврежден корпус, то нагнетаемый воздух будет двигаться по пути наименьшего сопротивления и выходить через трещину или увеличившийся зазор между составными частями корпуса.

Такая неисправность сопровождается сильным падением потока нагнетаемого вентилятором воздуха в салон. То есть, электродвигатель работает исправно на всех режимах, а из воздуховодов и дефлекторов практически не дует.

Решается такая проблема снятием и разборкой отопителя, выяснением, что стало причиной падения потока воздуха. При проведении этих работ во время сборки отопителя желательно все места соединений частей качественно промазать силиконом, чтобы полностью исключить потери потока. Также после сборки можно сверху обклеить теплоизоляционными материалами, что повысит эффективность работы системы.

Второй причиной является внутренняя закупорка радиатора. (ОЖ) постоянно контактирует с металлами и резинотехническими изделиями внутри мотора. Это приводит к окислительным процессам и появлению загрязняющих веществ, которые в обычных условиях выпадают в осадок. Но поскольку жидкость постоянно циркулирует, то со временем грязь достигает радиатора печки, у которого проходные сечения трубок – небольшие. Из-за этого загрязняющие элементы оседают на внутренних поверхностях теплообменника, .

Видео: Тайна холодного радиатора печки. Работает ли промывка?

В конечном итоге пропускная способность радиатора падает настолько, что разогретая жидкость практически не проходит через него.

Решение такой проблемы зависит от степени загрязненности теплообменника. Если отмечено, что произошло лишь падение эффективности работы системы обогрева и тепло хоть и не сильное, подается в салон, то можно попробовать промыть печку.

А вот когда обогрев салона полностью отказал, то здесь уже может помочь только механическая чистка или же замена теплообменника. Но даже при такой степени засоренности все же можно попробовать промыть радиатор.

Средства, используемые для промывки

Промывка радиатора удобна тем, что снимать его с авто не нужно. Ведь отказ системы обогрева обычно выявляется вначале зимнего сезона, а снятие и разборка отопителя в ВАЗ-2109 – не такие уж и простые операции, поскольку необходимо демонтировать приборную панель, чтобы обеспечить доступ к корпусу печки.

Используя же метод промывки радиатора, можно за сравнительно короткое время (1,5-2 часа) восстановить эффективность работы системы обогрева салона.

Но отметим, что промывку радиатора печки лучше применить в виде профилактической меры еще при подготовке авто к зимнему периоду, чтобы исключить вероятность появления проблемы при наступлении морозов.

Сейчас на рынке автоаксессуаров можно найти специальные радиаторов, но можно и не тратиться на них, а воспользоваться народными средствами.

Выбирать используемое средство необходимо, исходя из материала изготовления радиатора печки. Так, для алюминиевых изделий следует применять слабые растворы кислот. В этом случае отлично себя зарекомендовали лимонная и ортофосфорная кислоты. Первая продается в развесном состоянии, вторая же входит в состав такого популярного напитка как «Кока-кола».

Что касается медных и латунных радиаторов, то для них следует использовать щелочной раствор. В этом случае подойдет для использования каустическая сода, которая входит в состав средства для очистки канализации «Крот». То есть, все перечисленные средства очень доступны и стоят недорого.

Что потребуется для проведения работ?

Во время эксплуатации в летне-осенний период в отопитель автомобиля ВАЗ-2109 попадает и скапливается различный мусор (листва деревьев, тополиный пух и т. д.). Помимо этого, внутри находится различная техническая грязь, внутренние стенки его элементов покрываются отложениями и накипью. Всё это негативно отражается на работе системы отопления салона машины, поскольку затрудняет циркуляцию рабочей жидкости и прогретого воздуха по патрубкам и магистралям обогревателя.

Устранить подобную неполадку, очистить печку от листьев и промыть её радиатор на ВАЗ-2109 можно самостоятельно, не прибегая к услугам мастеров автосервиса.

Процесс очистки печки на ВАЗ-2109

Для этого необходим минимальный набор инструментов, которые непременно есть у каждого автовладельца: червячные хомуты, две прокладки из резины, новая охлаждающая жидкость и ёмкость для её слива из системы. Перед тем как приступить к проведению этой процедуры, потребуется заглушить автомобиля и дать ему остыть. После этого желательно подложить под все места соединения патрубков ветошь. Очистка обогревателя осуществляется следующим образом:

  1. Поднимаем капот и через моторный отсек ослабляем затяжку хомутов на подводящих охлаждающую жидкость магистральных шлангах.
  2. Патрубки радиатора и краник отопителя нужно освободить от шлангов, перед этим под них нужно поставить приготовленную ёмкость, в которую будет стекать тосол.
  3. Торцевым ключом на «7» необходимо вывернуть крепёжные саморезы, которые удерживают уплотнитель технологического отверстия в перегородке моторного отсека.
  4. Как только уплотнитель снят, сразу же нужно демонтировать корпус вентилятора, и отсоединить приводную тягу с краника.
  5. Далее следует вывести из отверстия перегородки моторного отсека патрубки радиатора печки.
  6. Снимаем радиатор печки.
  7. Необходимо сразу же очистить его посадочное место от грязи.
  8. Освобождаем выходной патрубок отопителя, ключом на «10» выкрутив его болты с крепления.
  9. Снимаем патрубок.
  10. Очищаем его от грязи и меняем уплотнитель из резины в местах соединения фланцев.
  11. С обогревателя следует снять краник, после чего очистить радиатор от листьев.
  12. Прочищаем краник печки, все шланги и патрубки.
  13. Эффективно убрать загрязнения внутренней части патрубков и шлангов поможет ёршик.
  14. Сборка системы осуществляется в обратной последовательности.

Два способа очистить радиатор отопителя ВАЗ-2109

Большинство автовладельцев считают, что разборка печки и снятие её радиатора довольно проблематичная и сложная процедура, которая отнимает немало времени, усилий и нервов. Если же устройство забилось, его необходимо срочно очистить, иначе салон автомобиля будет по-прежнему оставаться холодным, а замерзать. Существует два эффективных способа очистки радиатора печки на ВАЗ-2109, опишем каждый из них подробно:

Способ №1 (дедовский)


Для начала следует слить всю охлаждающую жидкость из системы, перед этим предварительно необходимо купить в продуктовом магазине несколько пакетиков лимонной кислоты, чтобы её общий вес составлял примерно 100 гр. Далее разводим кислоту в чистой, прокипячённой воде, объём которой полностью соответствует объёму тосола в системе охлаждения силового агрегата. После чего через заливное отверстие заливаем эту смесь в систему. Теперь следует продолжать эксплуатировать автомобиль в обычном режиме на продолжении недели, после чего освободить систему от этой смеси. Количество грязи в ней впечатлит любого водителя.

Стоит заметить, что такую чистку радиатора отопителя проводят исключительно во время его подготовки к зимней эксплуатации в тёплую пору года, иначе вода в системе замёрзнет, а это обернётся уже большими проблемами.

Способ №2 (современный)


Для него потребуется газированный напиток Кока-Кола. Необходимо снять подводящие и отводящие патрубки с радиатора отопителя, после чего довести до кипения 2 литра Колы, и при помощи лейки залить её через вход устройства. Выжидаем после этого примерно час (при условии, что чистка осуществляется при тёплой погоде), и продуваем радиатор. Чтобы значительно ускорить процесс очистки, можно после первой продувки сжатым воздухом наполнить его кипятком, затем опять продуть. В обратной последовательности подсоединить все патрубки и восполнить уровень жидкости в системе охлаждения. Заметим, что во время проведения этой процедуры может образоваться воздушная пробка, которую нужно будет удалить.

Теперь, зная основные способы чистки печки ВАЗ-2109, каждый автовладелец сумеет выполнить процедуру самостоятельно, без привлечения специалистов.

Промывка системы охлаждения такого авто как ВАЗ 2114 является обязательной процедурой, если автолюбитель хочет, чтобы его автомобиль прослужил длительный период времени. Как промыть систему охлаждения двигателя ВАЗ 2114? Для этого потребуется соблюдать целый ряд правил, иначе пользы от промывки системы охлаждения и вовсе не будет.

Насколько сложно заниматься промывкой

Данная процедура не представляет собой никакой сложности, поэтому водителю не придётся беспокоиться о том, что он не сможет этого сделать. Любую неисправность, которая касается загрязнения каналов системы охлаждения, можно исправить именно промывкой.

Как часто следует производить данную процедуру? Промывка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2114 должна производиться как можно чаще, хотя даже в случае, если владелец автомобиля делает этот только 1 раз в год, он всё равно может добиться положительного результата. С помощью промывки можно предотвратить возникновение разнообразных проблем, которые связаны с охладительным узлом машины.

Дополнительная информация. Чаще всего необходимость в промывке возникает из-за недостаточно грамотного использования антифриза. Многие автолюбители даже не обращают внимание на то, что у используемого антифриза истёк срок годности. Когда это происходит, то антифриз может нанести серьёзный урон автомобилю. В таком случае в системе охлаждения рано или поздно возникнут неполадки. В итоге мотор может неожиданно перегреться.

Особенности проведения процедуры очистки системы охлаждения

Как предотвратить появление неисправностей в системе охлаждения?

Для этого следует соблюдать всего 3 правила:

  1. Нужно всегда внимательно следить за цветом тосола, когда происходит его слив. Если он имеет тёмный оттенок, то это свидетельствует о наличии загрязнения системы.
  2. Ни в коем случае не стоит злоупотреблять частичной доливкой жидкости для охлаждения. Лучшим решением будет произвести полную замену отработанной жидкости. Это снизит вероятность возникновения какой-либо проблемы.
  3. Одна порция антифриза не должна использоваться более 2-х лет.

Существующие виды очистки двигателя автомобиля

На текущий момент существует несколько способов для того, чтобы как можно скорее покончить с такой процедурой, как промывка системы охлаждения ВАЗ 2114. Особое внимание во время проведения этой процедуры следует отводить радиатору. Дело в том, что он является ключевым агрегатом любой охладительной системы. Именно в зависимости от того, в каком состоянии находится двигатель, можно судить об эффективности очистки.

Её можно производить несколькими способами:

  1. Внутренняя очистка. С её помощью можно эффективно удалить налёты ржавчины, а также накипи и любых других видов загрязнения. Эта процедура нужна в первую очередь тогда, когда в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода. Вода является одной из причин возникновения солевого слоя.
  2. Внешняя очистка. С её помощью можно осуществлять процедуру без необходимости снимать агрегат. Это связано с конструкционными особенностями ВАЗ 2114. Любые загрязнения можно будет удалить при помощи водяной струи. Она отлично подходит для очистки автомобиля от какой-либо пыли, грязи и даже насекомых.

Как лучше осуществлять очистку системы охлаждения? Существует несколько вариантов сделать это.

Для этой процедуры можно использовать различные химические вещества, а также кулинарные добавки и другие средства, позволяющие как можно скорее восстановить работоспособность системы охлаждения.

Проще всего использовать для промывки дистиллированную воду. Она не является самым эффективным средством, однако вода есть в распоряжении каждого автолюбителя.

Как же нужно выполнять процедуру очистки при помощи обычной воды?

  • сначала нужно слить всю охлаждающую жидкость из системы, а уже после этого наполнить систему водой;
  • когда это будет сделано, потребуется завести двигатель и оставить его в таком состоянии на полчаса;
  • после этого нужно слить всю оставшуюся воду.

Данную процедуру следует повторять до тех пор, пока автолюбитель не увидит чистую воду. Подобным образом вряд ли удастся очистить систему при слишком серьёзном загрязнении. К примеру, вода не сможет помочь против накипи или коррозионных отложений.

Другой метод включает в себя использование концентрата воды с кислотой, а также уксусом.

Для того, чтобы раз и навсегда удалить все инородные элементы, находящиеся в системе охлаждения, следует воспользоваться традиционными кулинарными ингредиентами:

  • молочной кислотой;
  • каустической содой;
  • уксусом.

Эта процедура полностью идентична промывке дистиллированной водой за исключением того, что воду требуется смешать с перечисленными продуктами.

Совет. Следует проявлять осторожность с дозировкой кислоты. Если она будет слишком велика, то может нанести серьёзный урон резиновым, а также пластиковым деталям автомобиля.

После того, как пройдёт примерно 300-600 минут прогревания машины, следует слить всю оставшуюся жидкость. Когда с этим будет покончено, нужно залить абсолютно чистую воду для окончательной промывки. Она должна удалить все химически элементы, которые могли остаться от предыдущего раствора.

Промывка при помощи различных специальных средств

В данном случае речь идёт о специально созданных средствах, которые используются для очистки. Их главный недостаток заключается в высокой стоимости, а главное преимущество — это то, что они чрезвычайно эффективны. В составе этих средств имеются различные чистящие вещества, которые отлично справляются с удалением органики, а также накипи и жира.

Промывочные средства можно разделить на 4 вида:

  1. Нейтральные.
  2. Щелочные.
  3. Двухкомпонентные.
  4. Кислотные.

Щелочные и кислотные используются сравнительно редко. Обычно они продаются уже разбавленными, ведь обладают чрезвычайно агрессивным воздействием на систему охлаждения автомобиля.

Совсем иначе обстоит ситуация с двухкомпонентными средствами. Они весьма востребованы и прекрасно справляются с очисткой.

Нейтральные средства чаще всего используются в целях профилактики. Это связано с тем, что в их составе нет каких бы то ни было агрессивных веществ.

Если же автолюбитель не хотел бы заниматься этим самостоятельно, то он может обратиться на СТО. Этот совет особенно актуален для тех, кого вопрос о том, как промыть систему охлаждения ВАЗ 2114, вводит в смятение. Далеко не каждый автолюбитель хотел бы заниматься промывкой, ведь эта процедура требует терпения, сил и свободного времени. Однако промывка на СТО может обойтись сравнительно дорого, поэтому нужно хорошенько подумать о том, как лучше поступить.