Как промыть радиатор охлаждения двигателя. Как лучше выполнить промывку системы охлаждения двигателя? Виды промывок системы охлаждения

Для чего нужна система охлаждения в автомобиле? В первую очередь, это поддержка активного рабочего состояния двигателя на длительный период. Антифриз должен обязательно меняться, так как от этого зависит работоспособность машины. Рекомендуется делать это каждые 3 года (это приравнивается почти 50 тысячам км езды). Если полностью сменять жидкость не нужно, можно просто долить ее сверху. Охлаждающая жидкость может прийти в негодность, а за ней придет в неисправность мотор. важно выполнять промывку системы, которую несложно выполнить своими силами в гараже.

Для чего нужно промывать систему

Охладительная система состоит из множества комплектующих, которые должны взаимодействовать между собой правильно – цель антифриза своевременно поступить в участки, которые разгорячены больше всего во время рабочего процесса. Наиболее уязвимый элемент – шланга, при неправильной эксплуатации которой можно получить обрыв или засорение. Дело в том, что во время езды под капот может попадать большое количество мусора, насекомых и прочего.

Основная часть может попадать в систему охлаждения, производит нагар, слой накипи, который способен попасть в шланги и привести к поломке. Система барахлит или ломается окончательно. Чтобы избежать проблем, желательно просто проводить очистку на регулярной основе.

Типы загрязнений

Избежать засорения невозможно, так как оно происходит во время эксплуатации. Из – за постоянного попадания посторонних веществ внутрь, антифриз плохо остывает, практически не циркулирует и медленно нагревается. Проблема может быть в таких веществах:

  • образование накипи происходит от нечистой, не дистиллированной воды, которая применяется вместо охладителя;
  • проблему могут создавать герметичные масла, смазки, песок, моторное масло, грязь;
  • еще один пункт – старение раствора – с течением времени может выпадать осадок.

Особенности промывки

Есть два вида очистки: внешняя и внутренняя. Первая включает промывку поверхностей системы радиатора, от всего мусора, который собрался за период эксплуатации – насекомые, пыль, грязь. Один раз в году важно делать промывку изнутри: желательно не в зимний период. На автомобилях с автоматической коробкой передач часто можно встретить значок на панели приборов – специальная лампочка, на которой нарисован радиатор. Если она загорается, это верный знак о понижении уровня антифриза, редко – что пора сменить рабочую жидкость. Рассмотрим основные «симптомы», которые указывают на необходимость замены:

  • двигатель часто перегревается;
  • помпа работает неслаженно, есть проблемы;
  • замедленна инерционность, сигналы реостата замедленны;
  • поднимается температура от датчика;
  • печка плохо греет или слишком интенсивно работает;
  • повышенные обороты работы вентиляционной системы.

Если двигатель слишком интенсивно и часто перегревается, это свидетельствует о необходимости приобрести новый антифриз.

Процесс промывки системы охлаждения

Алгоритм действий достаточно прост:

  • мотор необходимо предварительно разогреть, потом выключить, прождать немного, почти до полного охлаждения;
  • аккуратно отвинчивается крышка, из двигателя выкачивается использованный антифриз, но исключительно на холодном моторе – чтобы не получить серьезные ожоги и не разбрызгать жидкость под сильным напором;
  • в бачок заливается новая смесь. Нередко, некоторые необходимо дополнительно разбавлять водой (обязательно дистиллированной). Если вы применяете специальные средства, приобретенные в магазине – следуйте инструкции на упаковке;
  • когда процесс заливки завершен, нужно оставить мотор заведенным на некоторое время, чтобы посмотреть на «реакцию» авто;
  • после того, как процесс завершен, промывка сливается и внутрь емкости для охлаждающей жидкости заливается дистиллированная чистая вода, которая вымывает остатки средства для мойки. Важно: если потребуется повторить процесс – не пренебрегайте этим, так как нужно полностью удалить моющее;
  • новый антифриз стоит влить уже после всех проведенных процессов. Рекомендуется отдать предпочтение тем средствам, которые были использованы до очистки.

Применение лимонной кислоты

Лимонная кислота – известное во всем мире средство, позволяющее победить ржавчину, нагар, накипь. Ее также активно применяют для очищения системы охлаждения. Кислоту растворяют в большом объеме воды, а раствор, который получился, вливают в емкость системы охлаждения. Если система очень загрязнена, нужно подбирать пропорции таким образом: 1 кг лимонки на 10 л воды. Если загрязнений не очень много и налет не толстый, пропорции можно сократить – взять на 200 грамм меньше активного компонента. После того, как раствор будет залит, мотора нужно работать в активном режиме – в идеале, проехать несколько километров.

Кислота является отличным средством для такой специфической работы, она рекомендует себя не хуже, чем профессиональные дорогостоящие средства. После пробега на средних оборотах, специалисты рекомендуют оставить еще на час залитую жидкость, для полного растворения загрязнений. Добавлять новый антифриз нужно аккуратно, после того, как полностью удалятся остатки лимонного раствора. Убрать раствор можно длительным промыванием несколько раз чистой водой.

Кока – кола – альтернатива дорогому средству


Состав газированной воды позволяет использовать ее в целях очищения поверхностей от загрязнений, накипи. Автомобилисты широко применяют напиток для промывки охлаждающей системы. Хорошо справляется именно оригинальная марка напитка – аналоги могут давать прямо противоположную реакцию, в лучшем случае, будут просто бесполезны. В чем состоят особенности работы:

  • минимальное количество времени, которое должен работать двигатель с залитой колой – 5 минут, далее двигатель должен быть отключен и оставлен на полчаса для откисания;
  • чтобы на поверхности не оставалось следов сахара, который полностью не растворяется, необходимо выполнить тщательное промывание системы и труб.

Когда системы будет очищена, нужно залить новый антифриз и дать мотору поработать с открытой радиаторной крышкой, чтобы выпустить оставшиеся пузыри воздуха. Дальше, рекомендуется отключить мотор и добавить антифриз до отведенной линии.

Другие компоненты, которые малоэффективны

Существуют и другие возможные варианты жидкостей для домашнего «гаражного» использования:

  • кислота уксусная. Простое и доступное для каждого средство, которое отлично справляется с всевозможной накипью, ржавчиной. Рекомендуемые пропорции: 250 гр уксуса смешать с 5 литрами очищенной, дистиллированной воды. Процесс аналогичен работе с лимонкой – полностью слить старый антифриз, смешать раствор, нагреть до рабочей оптимальной температуры. Работа мотора – не меньше 1 часа, далее все сливается с емкости и тщательно промывается. Заполняем новым антифризом и готово;
  • кислота борная – народное эффективное средство от ржавчины. Пропорции, при среднем загрязнении: упаковки по 5 грамм в количестве 10 штук на 5 литров дистиллированной воды. Всего получается 50 грамм средства в сухом виде. Сливаем старый раствор, вливаем борную кислоту, выполняем прогревание и пусть двигатель работает на холостом ходу около 1 часа. Сливаем, наполняем магазинным средством;
  • малоизвестный «Трилон Б», который отлично справляется с ржавчиной и окислениями. Он часто применяется в аккумуляторе, очищает сульфаты и свинец. Можно приобрести его в специальных банках, вместительностью по 250 грамм. Используется два распространенных метода работы: банку разбавляем на 5 литров дистиллированной воды, заливают внутрь радиатора и пропускают на холостом полчаса. Дальше, по стандарту, сливают и тщательно промывают, добавляют новое охлаждающее. Второй метод: разбавить им старый тосол, дать поработать те же полчаса, вылить и вымыть от остатков;
  • привычная бытовая «белизна» широко применяется автовладельцами. Однако, есть подводные камни: состав имеет неприятный пункт – гипохлорид натрия, который «кушает» алюминий, а это основной составляющий компонент аккумулятора. Если при этом характерна высокая температура, процедура происходит ее быстрее;
  • бытовое средство «крот» для очистки сливных труб. Используются его аналоги. Но специалисты против применения этого порошка – в его состав входит каустик (сода), активно разъедающая материал, с которого изготовлены составляющие – алюминий;
  • сыворотка молока – неплохой метод, который однако, сложно найти. Стоимость так же не радует, а если сделать ее самостоятельно, можно испортить процесс – если плохо процедить молоко, оно забьет систему;
  • «Калгон» и другие неплохо справится с налетом, но никак не поможет против окисления и ржавчины;
  • «Фейри» — пищевой жир, пыль он уберет, но накипь и ту же ржавчину – нет. Кроме того, это средство характеризуется большим количеством пены, которая очень сложно вымывается потом.

Классификация профессиональных средств

Рассмотрим основные виды, которые помогут водителю разобраться и определится с выбором:

  • для профилактики, нейтральные, которые могут быть использованы для предотвращения загрязнений, характеризуются полным отсутствием агрессивных составляющих. При серьезных проблемах они бессильны;
  • содержащие щелочь справляются с налетами извести, отложениями органического характера;
  • содержащие кислоту способны активно бороться со всеми видами загрязнений, окисью, отложениями солей, органическими и неорганическими отложениями;
  • щелочно – кислотные считаются самыми эффективными и быстродействующими. Прекрасно помогают в борьбе со ржавчиной.

Современный выбор профессиональных средств и «домашних» альтернатив достаточно широк, поэтому выбрать необходимый компонент не составит труда. Если у владельца авто нет возможности купить дорогостоящее средство, всегда можно воспользоваться советом по изготовлению молочной кислоты или подручных материалов. Важно серьезно подойти к выбору – некоторые компоненты агрессивны, поэтому могут негативно повлиять на дальнейшую эксплуатацию машины и ее запчастей.

Требуется автомобилю довольно регулярно. Это связано с тем, что данный элемент конструкции транспортного средства нужен для поддержания рабочей температуры мотора, для защиты его от перегрева и так далее.

В процессе активного использования радиатор начинает забиваться мусором и грязью. В этом случае тепло, исходящее от радиатора, передается окружающей среде не полностью, а возвращается обратно к двигателю.

Вследствие этого может произойти перегрев силового агрегата. Почистить радиатор автомобиля необходимо в зависимости от того, насколько сильно он засорен. Если этого не сделать, то рано или поздно транспортное средство выйдет из строя.

Необходимо сказать, что засориться может и радиатор охлаждения отопителя, автоматическая коробка передач автомобиля, испаритель кондиционера и так далее.

Радиатор засоряется во время использования автомобиля вследствие того, что в машину так или иначе с дороги летят пыль и мусор. Эта деталь грязнится значительно быстрее, если транспортное средство передвигается по проселочным дорогам или же по местности, где наблюдается серьезное запыление.

В радиатор также могут попасть насекомые, которые в дальнейшем вместе с пылью превращаются в довольно твердую массу.

Чтобы почистить радиатор, не снимая его, можно использовать обыкновенную воду, которая очистит его наружную поверхность, однако зачастую добраться до этой детали автомобиля бывает не слишком просто.

Для произведения качественной очистки радиатор нередко снимают.

Бывает даже и такое, что обыкновенная чистка водой снаружи оказывается недостаточной, так как грязь засела настолько прочно, что убрать ее с поверхности традиционными методами не получается.

Чтобы избавиться от загрязнения, применяют специальное средство для очистки радиатора транспортного средства снаружи.

Как правило, отопительный радиатор или же радиатор кондиционера промывается проточной водой, но на автомойках это делают под довольно большим давлением. При этом операцию необходимо производить максимально осторожно, так как здесь можно нанести повреждение сотам, что вызовет попросту протечку радиатора. Он в итоге потеряет свою герметичность.

В случае, если одновременно с грязью на радиатор сядет соль, то ее следует убирать с поверхности детали максимально быстро. Дело в том, что деталь выполнена из алюминия, а солевой раствор способен его разъесть буквально за несколько минут. В результате это закончится такой же протечкой радиатора автомобиля.

Стоит также отметить, что вода вряд ли сумеет убрать стойкие отложения, а это значит, что придется использовать специальное средство для того, чтобы избавить его от грязи.

Химических веществ, разработанных непосредственно для того, чтобы химическую очистку радиатора можно быть произвести, не снимая данную деталь, довольно-таки много.

Среди водителей широкой популярностью пользуются химические средства, выпускаемые следующими производителями:

  • Хадо;
  • VERYLUBE;
  • Liqui Moly.

Имеются в продаже и универсальные очищающие вещества, с помощью которых можно вычистить не только грязь из радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля, но и из всего мотора.

Стоимость подобного вещества бывает самой разной – это зависит от того, какая фирма выпустила данное средство. В частности, стоимость одного флакончика, объем которого будет составлять порядка 250 мл, может достигать тысячи рублей.

Слишком дешевые средства приобретать нежелательно, так как в недорогих препаратах могут применяться слишком активные вещества, которые могут оказаться такими же вредными, как и само загрязнение.

Помыть радиатор охлаждения кондиционера или двигателя внутреннего сгорания можно за счет снятия теплообменника. Если загрязнение не слишком значительное, то можно воспользоваться самым простым способом – продуть его сжатым воздухом, причем делают это снаружи машины, не вынимая и не отключая сам радиатор.

Последовательность действий здесь будет следующей.

  1. Сначала необходимо снять верхнюю переднюю облицовку.
  2. Удаляют решетку радиатора, которая закреплена в автомобиле на четырех шурупах, к тому же снизу она держится дополнительно на трех клипсах. Здесь же убирают привод замка капота.
  3. Теперь специальным ключом убирают крепления воздухозаборников, которые находятся спереди автомобиля, а также снимают все находящиеся снаружи пластиковые элементы.
  4. Берут шланг, на конце которого должна располагаться трубка, и из него продувают все соты радиатора, после чего их промывают проточной водой.

Автомобильная мойка понадобится в случае, если под рукой отсутствует компрессор со сжатым воздухом и устройство, необходимое для промывки элемента. Работники аккуратно снимут радиатор и качественно очистят его от всех загрязнений.

Стоит отметить, что самостоятельно снимать радиатор весьма нежелательно, так как он на многих моделях автомобилей расположен не слишком удобно. Снять его будет весьма проблематично, а еще сложнее будет вернуть его на свое место.

Радиатор отопления далеко не всегда снаружи забивается грязью, бывает, что пыль пробивается вовнутрь. Это, в свою очередь, также приводит к перегреванию мотора.

Чтобы теплообменник забивался грязью как можно реже, специалисты советуют минимум один раз в год менять охлаждающую жидкость.

Кроме того, желательно также производить промывку всей системы, которая производится по мере того, как тосол будет мутней.

Есть различные народные средства, используемые для промывки охладительной системы: некоторые автолюбители советуют промывать ее с помощью молочной сыворотки, раствора лимонной кислоты или электролита, кока-колой, едким натром и так далее. Однако все они непроверенны и могут привести к тому, что радиатор полностью разъест.

Наиболее надежное средство, позволяющее очистить охладительную систему от всякого рода загрязнений, заключается в ее промывке чистой водой.

Технология в данном случае будет следующей.

  1. Сначала требуется прогреть мотор до рабочей температуры.
  2. Всю загрязненную охладительную жидкость нужно будет полностью слить, причем это делают как с радиатором, так и с блоком цилиндров.
  3. Нужно подождать немного времени, чтобы из автомобиля стекла вся эта жидкость.
  4. Все сливные пробки возвращаются на свои места, в систему снаружи заливают чистую воду и дают мотору поработать приблизительно 15 минут.
  5. Мотор останавливают и удаляют воду из системы. Если она вытекает грязной, то операцию следует повторить вплоть до тех пор, пока не будет возвращаться чистая вода.
  6. Теперь можно залить свежую охлаждающую жидкость.

Очистка радиатора снаружи с помощью специальных химических средств

В продаже сегодня можно найти автомобильную химию самого разного предназначения, в частности, есть вещества, позволяющие довольно эффективно промыть охлаждающую систему с первого раза. Однако стоит сказать, что далеко не каждое средство позволяет сделать это качественно. Бывают вещества, серьезно нарушающие работу как двигателя, так и автомобиля в целом.

В этом случае хорошо работает правило – чем дешевле средство, тем хуже оно взаимодействует с радиатором. Лучше всего использовать для промывки товары, которые предлагают всемирно известные предприятия, занимающиеся выпуском автомобильной химии, которые к тому же успели завоевать себе положительную репутацию.

По составу и предназначению данные средства бывают довольно разными. В частности, некоторые из них добавляют к охлаждающей жидкости, чтобы они работали наподобие присадки и не допускали образования накипи и ржавчины.

Кроме того, в продаже можно найти химические вещества, которые позволяют убрать течь тосола с патрубков или из радиатора. Однако использовать ее следует как можно осторожнее, так как она довольно вязкая и неаккуратное ее применение приводит к забивке трубок и тонких шлангов системы.

По ряду внешних признаков можно определить, что радиатор начинает забиваться.

  1. Вентилятор, охлаждающий двигатель, начал запускаться довольно часто, причем он делает это не только на холостых оборотах, но и на ходу.
  2. Мотор начинает нагреваться очень быстро. При этом когда открывают расширительный бачок системы отопления, из него вытекает охлаждающая жидкость.
  3. Нижняя часть радиатора вместе с нижним патрубком имеют нормальную температуру окружающей среды, а верхние шланги, относящиеся к системе охлаждения, весьма горячие.
  4. Печка нагревает салон очень медленно.

Снаружи можно почистить конструкцию при помощи специального спрея. Для этого на решетку радиатора распыляют данное вещество и оставляют приблизительно на пять минут.

Берут обыкновенный садовый опрыскиватель и смывают данную жидкость. Делать это следует несколько раз вплоть до того момента, пока грязь не смоется с его поверхности.

Садовый опрыскиватель используют для того, чтобы не повредить соты устройства. Они довольно чувствительны к разного рода нагрузкам, поэтому от сильного давления могут лопнуть.

Такой опрыскиватель не создает чересчур сильного давления, поэтому его можно смело использовать.

Стоит отметить, что самостоятельная чистка радиатора вряд ли поможет полностью избавиться от загрязнений, однако основную долю мусора она убрать сможет.

Это уже позволит в дальнейшем нормально ездить и не бояться перегрева или даже полной поломки мотора.

Система охлаждения двигателя, как и любой другой постоянно функционирующий элемент автомобиля, нуждается в регулярной профилактике. Игнорирование отложений внутри радиатора и всей охлаждающей системы может привести к плачевным последствиям.

Промывку радиатора можно без проблем провести самостоятельно с использованием подручных и спецсредств.

Как работает охлаждение двигателя?

Учитывая среднюю температуру двигателя (особенно при долгой работе), его качественное охлаждение является жизненно важным. Вся ОС устроена достаточно просто – трубки, выходящие из радиатора, проходят через все жизненно важные и наиболее греющиеся точки двигателя. Постоянно циркулирующий по ним тосол (антифриз) забирает на себя часть тепла, чтобы в дальнейшем передать его в радиатор системы охлаждения двигателя.

Устройство радиатора охлаждения двигателя по принципу действия во многом схоже с аналогичными бытовыми устройствами. В бачок, находящийся снаружи в верхней части радиатора, заливается охлаждающая жидкость. Вверху и внизу есть два патрубка, через один из которых антифриз уходит к двигателю, а через другой приходит обратно, чтобы передать излишки тепла на соты радиатора. Будучи сделаны из материала с хорошей теплопроводностью (как правило, медь или алюминий), они хорошо принимают тепло из антифриза, пришедшего от двигателя, который таким образом охлаждается. Передавший тепло охладитель заново отправляется по трубкам.

Отложения и различные осадки могут образоваться на любом элементе системы охлаждения и радиатора, поэтому промывка, обычно, проводится комплексная. На тип возможного налета сильно влияет то, какое средство используется для охлаждения. Многие автомобилисты и сейчас кормят свой радиатор водой. Что ж, это личный выбор каждого, но вода, в последствии, непременно приведет к образованию накипи. К тому же, при серьезной нагрузке, она будет просто циркулировать, толком ничего не охлаждая. Чтобы избежать серьезных последствий, рекомендуется делать профилактическую промывку каждые полгода – год. Лучше соблюдать график, чем попасть на ремонт радиатора охлаждения.

Верные признаки надвигающейся промывки

По мере приближения критической точки, ваш автомобиль будет всеми возможными способами предупреждать вас о проблемах с СО.

В первую очередь, вы заметите следующие признаки:

  • Температура движка будет постоянно переступать нормированные значения. Не заметить это сложно, т.к. будут постоянно гореть лампочки температурных датчиков;
  • Если у вас на панели приборов присутствует значок радиатора, то он тоже будет гореть постоянно. На этот признак стоит обратить внимание в первую очередь;
  • Антифриз в бачке приобретет грязный, мутноватый оттенок. Это связано с тем, что при циркуляции охладитель будет приносить не только тепло, но и фрагменты отложений, уже плотно обосновавшихся в СО;
  • Отклик на смену положения реостата станет ощутимо медленнее;
  • В особо запущенных случаях, вы сможете заметить наросты, которые могут образоваться на радиаторной крышке.

Как происходит промывка двигателя?

Перед тем, как приступать непосредственно к процедуре, нужно определить характер загрязнения. Если просто есть определенные подозрения без явных признаков, то получится обойтись без снятия радиатора, так как речь здесь идет о профилактике. Прочистка радикальных загрязнений, мешающих нормальной работе системы, происходит со снятием СО и тщательной прочисткой проблемных участков.

Стандартная промывка вплоть до средних загрязнений проходит просто. Сначала происходит слив отработанного тосола или антифриза. После этого в бачок заливается выбранное средство для удаления накипи и прочих отложений. Как правило, для промывки и очистки полостей СО хватает 20 – 30 минут работы двигателя в холостом режиме. Затем средство вместе с накипью и грязью сливается, а в полость заливается дистиллированная вода. Это нужно для удаления остатков грязи и чистящей жидкости. После этого можно заливать свежий охладитель.

Если ситуацию запустить, то есть риск попасть на замену отдельных фрагментов системы охлаждения, а то и на всю целиком. При наличии глобальных отложений и непроходимости, промыть радиатор охлаждения не снимая не получится — поможет только съем радиатора со всем причитающимся и попытка грубой прочистки. Один из пиков поражения системы – это образование течи в радиаторе, вызванной распространением коррозии. В этом случае вас ждет или полная замена, или пайка сот радиатора охлаждения двигателя.

Средства для промывки СО

Несмотря на неплохой выбор специализированной химии, многие отдают предпочтение совсем уж кустарным способам очистки. Однако, в данном случае, они неплохо работают, если знать специфику применения. Почти во всех методах получится провести очистку, не снимая радиатор и других частей системы охлаждения. В любом случае, остановится поподробнее нужно на всех возможных вариантах.

Специальные средства

  1. Лавр Radiator Flush . Несмотря на редкость реальных положительных отзывов о качестве продукции отечественного брэнда LAVR, химия для промывки радиатора у них получилась вполне неплохая. Она хорошо борется с различными видами загрязнений, накипи и т.п. По инструкции, средство, предварительно разбавленное теплой водой, должно поциркулировать по СО около получаса. Для этого достаточно подержать запущенный мотор на холостых оборотах. Как и со всей прочей химией, новый охладитель заливается только после промывания радиатора дистиллированной водой. Кстати, большая часть хороших отзывов об этом средстве приходит от владельцев отечественных авто. Так что, если вы все ломаете голову о том, как и чем на детищах завода ВАЗ – вот вам неплохой вариант.
  2. Hi Gear . Считается очень хорошим профильным средством для очистки СО. Хоть Хай Гир и сделан в Америке, цена у него вполне демократичная к нашему брату. Одна банка обойдется вам не более 400 рублей. Из главных плюсов этой химии – рекордно короткое время обработки загрязнения. Всего семь минут. Одной банки (325мл) хватит чтобы обработать радиатор вместимостью до 17 литров охладителя, что делает средство подходящим как для легкового авто, так и для грузового. По заверениям знающих, эта химия иногда справляется там, где более дешевые аналоги не принесли результатов. А кому–то не помогло вообще. Впрочем, это больше зависит от силы поражения системы охлаждения. Автохимия эффективна, но не способна сотворить чудо.
  3. Liqui Moly. Ну что тут скажешь, в этот раз педантичные немцы слегка разочаровали. Да, средство работает, но многие жалуются на не убирающуюся после обработки пену. Да и против коррозии эта химия работает неважно. Лучше выбрать более серьезное средство.

Домашние методы

  1. Промывка всей системы охлаждения двигателя лимонной кислотой . Да, это вполне действенный метод. Он будет очень эффективен, если в качестве охладителя двигателя использовалась вода, т.к. кислотные составы максимально эффективны против ржавчины. Рецепт простой – сорок грамм чистой лимонной кислоты на литр воды. Чтобы метод сработал, нужно сначала прогреть двигатель (с предварительно залитой кислотой), потом заглушить его и оставить на ночь. Затем слить/промыть. Можно встретить рецепты и с большей концентрацией, но при сильных отложениях лимонная кислота неэффективна в принципе. Можно, кстати, использовать Фанту, она тоже содержит кислоту в достаточной концентрации. Причем именно Фанту. Кока Кола и прочие «аналоги» не подойдут. Кола может навредить радиатору из-за особенностей состава.
  2. Сюда же можно отнести и уксусную кислоту . Разведите 0.5 уксуса (70%) в десяти литрах воды. Залитый раствор гонять по СО полчаса при заведенном моторе. Потом слить. После нескольких повторений легкие загрязнения смоются.
  3. Едкий натр. Каустическая сода, если точно. Метод неплох, но нужно будет почистить радиатор, предварительно его сняв. Раствор готовится из расчета 80 — 100г порошка на литр воды (концентрация 10%). Не доводя до кипения, залить горячий раствор в радиатор охлаждения двигателя и оставить на 30 минут. После слива нужно долго промывать полости горячей водой. Будет еще лучше, если сделать продувку горячим воздухом, но только против направления движения работы помпы.

Не стоит делать промывание Кока Колой и различной бытовой химией (в том числе средствами для удаления пищевых жиров.). Если Фэйри будет просто не эффективен против технических жиров, то Калгоны, Кроты и пр. могут фатально повредить алюминиевый радиатор. Да и для медного они не очень хорошие варианты.

Промывка системы охлаждения двигателя — важная регулярная процедура, необходимая при прохождении ТО. Контролирование объема антифриза в системе (поддержание среднего уровня в расширительном баке) и чистка технологических каналов специальными средствами обеспечат оптимальную температуру и продолжительную работу ДВС.

Обязательно прочитайте статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, что лучше — .

Более подробную информацию о том, как правильно разводить , вы сможете найти в материале нашего эксперта.

Когда необходимо промывать систему охлаждения двигателя

О загрязнении технических каналов ДВС свидетельствует постоянная работа вентилятора на радиаторе охлаждения и сбои в работе отопительной системы. Устранить проблему необходимо в кратчайшие сроки. Это можно сделать своими руками.

О потребности промывки системы охлаждения двигателя свидетельствует ряд признаков:

  • регулярные перегревы и проблемы с последующим запуском силового агрегата;
  • замедленный отклик на сигнал реостата;
  • высокие показания после запуска двигателя;
  • работа помпы с постоянными перебоями;
  • изменение оттенка охладителя в бачке.

При возникновении подобных признаков необходимо незамедлительно сменить жидкость для промывки системы охлаждения двигателя.

Очистить систему можно бытовыми средствами или специальными химическими присадками.

Рабочая охлаждающая жидкость имеет склонность к «выкипанию». В системе циркулирует тосол, дистиллированная вода или антифриз — это рабочие охладители, которые контролируются по отметкам в бачке и периодично доливаются. Перегрев и выкипание приводит к потере свойств охлаждающей жидкости (ОЖ), образованию налета в трубопроводах и на внутренних стенках радиатора.

Возможные причины забивания:

  • пыль и механические вкрапления;
  • химические отложения;
  • образование солей (при доливке обычной воды);
  • коррозия материала внутренних элементов СО с выпадением в закупоривающий осадок.

Изменение цвета и запаха — сигналы для замены дистиллята. При изменении консистенции, появлении посторонних вкраплений или образовании загрязненой эмульсии необходимо немедленно воспользоваться средствами для промывки системы охлаждения двигателя.

Общие правила

Мягкую промывку системы охлаждения двигателя можно произвести дистиллированной водой. Для удаления накипи со стенок трубопроводов потребуются специальные растворы.

Автомобиль устанавливают на площадку. Процесс начинают со слива старой ОЖ. Внизу радиатора и на блоке цилиндров откручивают специальные сливные пробки. Отработанный антифриз или тосол сливают в предварительно подставленную емкость.

Во избежание ожога слив ОЖ проводите на остывшем двигателе.

Систему промывают дистиллированной водой или слабым специальным раствором. Для приготовления понадобится один из компонентов:

  • сода;
  • уксус;
  • лимонная или молочная кислота.

Иногда используют «Кока-Колу», но следует внимательно отнестись к такому процессу. «Кола» агрессивно воздействует на внутренние стенки радиатора.

Двигатель понадобится завести и погонять жидкость около 10 минут. По завершении процесса нужно промыть ОС дистиллированной водой, а потом залить новый тосол или антифриз.

Промывка домашними средствами

Профилактические работы по устранению накипи и грязи проводят раз в 6-12 месяцев. В советское время проводилась регулярная чистка технических каналов «подкисленной» водой. Использовалась пищевая сода, лимонная кислота и уксус. Раствор делали небольшой концентрации, чтобы внутренние стенки не окислялись в агрессивной среде. Работы проводились осмотрительно, с учетом загрязненности каналов. Такие способы остаются актуальными и сегодня, а процесс демонстрирует нужный эффект.

Если не промывать систему охлаждения, можно столкнуться с неприятными проблемами:

  • поломкой подогревателя дистиллята;
  • нестабильной работой печки отопления;
  • закупоркой водяного насоса.

Чтобы избежать плачевных последствий, нужно разобраться, чем промыть систему охлаждения автомобиля. Современные методы чистки на крупных СТО основаны на применении специальных дорогих составов. Их спектр использования рассчитан на удаление всех возможных загрязнений, позволяет избавиться от органических отложений и ржавчины.

Присадки производят на основе двухкомпонентных составов. Встречаются нейтральные варианты, состоящие из кислотного или щелочного раствора. Присадки предусматривают направленное действие на устранение конкретного вида загрязнения.

Промывка дистиллированной водой

После слива старой ОЖ систему заполняют дистиллированной водой.

Необходимо:

  • закрыть клапаны на радиаторе и блоке цилиндров;
  • завести автомобиль;
  • подержать двигатель в режиме холостого хода — до 20 мин;
  • дождаться охлаждения и произвести повторную процедуру.

Промывка считается завершенной, когда дистиллят на выходе очистится от посторонних включений. Данный метод позволяет вымыть скопившуюся грязь, но не очистит каналы и внутренние плоскости от отложений.

Как промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой

Необходимо подготовить концентрированный раствор. Расчет производится в оптимальной пропорции — 200 граммов лимонной кислоты на 10 литров кипяченой воды. Состав заливают в расширительный бачок до полного заполнения системы, но не выше максимального уровня.

Чтобы раствор прогрелся и вступил в реакцию, нужно проехать несколько километров.

Температуру ОЖ контролируют на датчике. Реакция расщепления накипи эффективна при t в 80 градусов. После охлаждения двигателя повторите процесс с меньшей концентрацией раствора (100 г на 10 литров воды). Следующая промывка проводится чистой водой, а после заливается антифриз или тосол.

Промывка уксусной кислотой

Эффективна процедура и столовым 9%-ным уксусом. Бутылку 0,5 л растворяют на ведро кипяченой воды. Процедура состоит из этапов:

  • прогреть двигатель около 30 мин;
  • оставить заправленную систему минимум на 8 часов или на ночь;
  • слить отработанную жидкость и сделать промывку дистиллятом.

При заливке антифриза стравите пузыри воздуха из охлаждающей системы.

Промывка молочной сывороткой

Вариант с молочной кислотой или сывороткой — эффективный способ очистки ОС. Автомобилю понадобится проработать в активном режиме (на средних оборотах двигателя) около получаса или проехать 40-50 км без остановки.

Домашняя сыворотка эффективнее «покупной». Вам понадобится несколько раз процедить ее через толстый слой марли. Возможно фильтрование через сито, но с мелкой ячейкой.

Сыворотку заливают в радиатор в чистом виде, без разбавления водой. После промывки залить воду и повторно проехать 5-10 км. Это необходимо для удаления запекшихся молочных продуктов в технологических каналах. Убедившись в очищении ОС, залейте чистый дистиллят.

Чистка содой — тщательная и особенная процедура. Халатный подход может привести к чрезмерному окислению металлических и резиновых деталей. К процедуре прибегают 1 раз в году или после прохождения километража в 50-60 тыс. км. Особое внимание уделяют соотношению компонентов комбинированного раствора:

  • 3 % каустической соды;
  • 7-10 % кальцинированной соды;
  • 85-90 % кипяченной или дистиллированной воды.

После заполнения системы понадобится проехать на автомобиле до 100 км, но не следует оставлять содовый раствор в радиаторе больше 1 суток.

На 10 литров воды используют не более 1 кг пищевой соды.

При использовании раствора гидрокарбоната натрия понадобится тщательно промывать систему несколько раз. Убедившись в окончательной очистке от загрязнений и отложений солей, залейте новый дистиллят.

Промывка c помощью Coca-Cola

Народный метод предполагает использование газированного напитка «Кока-Колы». Это эффективный способ со своими нюансами. В напитке содержится ортофосфорная кислота, которая вступает в реакцию с полимерными частями СО ДВС. Минус метода — большое содержания сахара в «Коле», который при перегреве откладывается на внутренних стенках металлических элементов трубопровода.

Особенности способа:

  • перед использованием выпустить весь углекислый газ из газировки;
  • циркуляция жидкости в работающем двигателе — не более 15 мин при t менее 100 градусов.

Несмотря на хорошее качество очистки, не следует часто прибегать к этому варианту. При частом применении выявлено негативное влияние «Колы» на резиновые патрубки.

Промывка с помощью специальных средств

На рынке автомобильных деталей представлено несколько вариантов присадок для СО. Специальные средства бывают 4 типов:

  • кислотные;
  • нейтральные;
  • щелочные;
  • двухкомпонентные.

Отличаются присадки концентрацией химических веществ и агрессивностью влияния на внутренние детали двигателя.

Во время эксплуатации и обслуживания двигателя внутреннего сгорания в обязательном порядке требует периодическая замена рабочих технических жидкостей. К таковым относят моторное масло, трансмиссионное масло в коробке передач, тормозную жидкость и жидкость . Перед заменой в ряде случаев требуется предварительная промывка указанных систем и агрегатов.

Промывка системы охлаждения двигателя и замена охлаждающей жидкости (ОЖ) является ответственной процедурой, которую желательно производить не реже 1 раза в 2-3 года или каждые 70-80 тыс. км. пробега, что будет зависеть от качества залитой жидкости в системе охлаждения. От нормальной работы системы охлаждения и качества ОЖ напрямую зависит противодействие перегреву мотора, эффективность поддержания рабочей температуры двигателя при любых условиях и режимах работы двигателя, ресурс , радиатора отопителя, (помпы) и соединительных патрубков

Читайте в этой статье

Когда и почему нужно менять антифриз

Начнем с того, что вода в системе охлаждения сегодня практически не используется, уступив место антифризу или тосолу. Одним из свойств такой рабочей жидкости в системе независимо от типа (антифриз или тосол) является склонность к постепенному выкипанию.

Другими словами, уровень в расширительном бачке понемногу падает. В этом случае большинство автолюбителей доливают обычную дистиллированную воду, так как сама ОЖ представляет собой концентрат, который в определенной пропорции разводится с дистиллированной водой. Добавим, что такая жидкость (при условии хорошего качества самого концентрата и дистиллированной воды) выполняет сразу две функции:

  1. Основной задачей является отвод тепла от двигателя и перенос нагрева в радиатор, где происходит последующее охлаждение циркулирующей ОЖ;
  2. Дополнительной функцией является защита, очистка и частично смазка внутренних поверхностей и элементов системы охлаждения;

В силу значительного нагрева и выкипания ОЖ, что требует периодической разбавки водой, а также по ряду других причин происходит постепенная потеря свойств охлаждающей жидкости. Следовательно, срок службы такой рабочей жидкости ограничен. Результатом становится необходимость ее замены. Также имеет место факт образования накипи и грязи в системе охлаждения. По этой причине происходит заметное изменение цвета (потемнение) и запаха антифриза, что указывает на окончание ресурса ОЖ и/или загрязненность системы охлаждения.

С учетом вышесказанного требуется не только периодически менять жидкость в системе охлаждения, но также производить промывку системы охлаждения двигателя перед заменой охлаждающей жидкости. Игнорирование данного правила приводит к тому, что свежий тосол или антифриз темнеет или даже чернеет через несколько десятков километров пробега, так как заливается в грязную систему охлаждения. Добавим, что загрязненная система не может нормально функционировать даже при учете замены ОЖ.

Как самому промыть и почистить систему охлаждения двигателя

Начнем с того, что очистка системы охлаждения предполагает разделение на два этапа. К первому относят наружную очистку сот радиатора и самого от пыли, пуха, грязи и другого мусора. Для очистки будет достаточно воспользоваться любой влажной ветошью, которой можно протереть лопасти вентилятора. Что касается радиатора, его соты промываются направленной струей воды под небольшим давлением. Обратите внимание, мойка аппаратами высокого давления типа Керхер может повредить мягкие ячейки-соты автомобильного радиатора.

Теперь перейдем к так называемой внутренней очистке, то есть непосредственно к промывке системы охлаждения. Промывать указанную систему необходимо для удаления накипи и ржавчины, а также отложений, которые неизбежно возникают после разложения присадок в составе тосола/антифриза. В двигателях, которые имеют определенные неисправности, в систему охлаждения может дополнительно попадать моторное масло или газы из камеры сгорания, что также негативно сказывается на общем состоянии системы.

Такая промывка осуществляется при помощи различных специальных средств, растворов или воды (как обычной, так и дистиллированной). Каждый из используемых очистителей имеет определенные преимущества и недостатки, о которых мы поговорим чуть позже.

Начинать промывку необходимо со слива старого антифриза из системы путем откручивания сливной пробки на радиаторе, которая конструктивно расположена в нижней точке. Также потребуется открутить сливную пробку и на (при наличии) для удаления остатков ОЖ из рубашки охлаждения двигателя. Для слива открутите крышку расширительного бачка, подставьте емкости под радиатор и БЦ, открутите сливные пробки.

Следует помнить, откручивать верхнюю или нижнюю пробку радиатора, пробку на БЦ, а также крышку расширительного бачка на горячем двигателе запрещено! В системе образуется повышенное давление, в результате чего жидкость может выплеснуться и вызвать серьезные ожоги и другие травмы!

Сам дальнейший процесс промывки предельно прост:

  • после слива все пробки завинчивают. Затем в систему через расширительный бачок заливается вода или специальная жидкость-промывка.
  • затем двигатель работает на холостых оборотах около 10-15 минут (до того момента, пока мотор полностью не выйдет на рабочую температуру и включится вентилятор охлаждения).

Отклонения в процессе нагрева двигателя до рабочей температуры могут указывать на наличие образовавшейся воздушной пробки. Такую пробку необходимо устранить посредством прогазовки на холостых или отсоединения патрубков для последующей прокачки системы на заведенном двигателе.

Обратите внимание, включение вентилятора может произойти неожиданно. Не допускайте нахождения посторонних предметов в подкапотном пространстве, которые могут попасть в вентилятор. Это приведет к его поломке. Также берегите конечности от удара лопастями вентилятора системы охлаждения!

После выхода на рабочую температуру двигателю дают остыть, затем жидкость снова сливают описанным выше способом. Не забывайте, что во время промывки печка в салоне должна быть включена на максимальный обогрев. Это позволяет промыть радиатор отопителя, по которому также циркулирует ОЖ. Окончанием промывки можно считать момент, когда после очередного слива из системы охлаждения будет вытекать чистая промывочная жидкость или вода.

Почему загрязняется система охлаждения: основные причины

Главной причиной быстрого загрязнения системы охлаждения является использование обычной проточной воды, так как вода в системе охлаждения вызывает обильное образование накипи и ржавчины. Также простая вода имеет в своем составе большое количество солей, которые в условиях высоких температур оседают на внутренних поверхностях системы охлаждения. Что касается дистиллированной воды, накипи в результате ее использования меньше, но она все равно не способна обеспечить должной защиты от коррозии.

Заливка в систему охлаждения качественного тосола или антифриза не приводит к образованию накипи и замедляет процессы коррозии. Параллельно с этим антифриз после определенного времени теряет свои защитные свойства, присадки в его составе прекращают действовать. В результате может наблюдаться выпадение осадка, продукты разложения скапливаются на стенках патрубков и на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения. Общая эффективность работы системы снижается, в отдельных случаях может произойти закупорка магистралей.

Чем и как лучше промыть систему охлаждения двигателя

Начнем с того, что примеры с использованием популярного напитка Кока-Кола для промывки радиатора и системы охлаждения двигателя мы рассматривать не будем. Остановимся на общепринятых решениях:

  • обычная или дистиллированная вода, вода с окислителем;
  • специальные очистители системы охлаждения двигателя;

Что касается проточной воды, указанный способ промывки наименее эффективен, а еще может вызывать дополнительное образование накипи. Лучше заранее накипятить литров 10-15 воды, а уже после заливать кипяченую воду в систему. Более щадящим вариантом можно считать использование дистиллированной воды, которая продается на АЗС или в крупных гипермаркетах. Некоторые автомобилисты предпочитают также использовать дистиллированную воду из аптеки, ссылаясь на лучшее качество.

В любом случае, результативность промывки водой будет низкая и подходит только для относительно чистых систем, так как кипяток не способен удалить большую часть загрязнений. Если в сливаемой ОЖ или воде после промывки обнаружена накипь, но под рукой нет специальных средств для очистки, тогда отмывать подобные отложения лучше при помощи подкисленной воды. Для решения задачи потребуется слабый раствор, который должен состоять из воды, в которую добавляется на выбор каустическая сода, уксус или молочная кислота.

Раствор не должен быт слишком активным, то есть в воду нужно добавлять кислоту в умеренном количестве. В противном случае существует риск повреждения элементов из резины и пластика. Такой раствор заливается в систему охлаждения и предполагает нахождение в контуре несколько часов (от 4-х до 7-и), что зависит от степени загрязнения.

Первые 2-3 часа мотор с залитым составом нужно прогревать на холостых до рабочих температур, затем глушить и ожидать остывания. Необходимо, чтобы нагретый кислотный раствор оставался в системе не менее 3-х часов. Затем раствор сливается, заливается новый и процедура повторяется. Завершением очистки можно считать слив раствора, после чего обязательна итоговая промывка дистиллированной водой.

Наиболее эффективным способом очистки системы охлаждения мотора от грязи является приобретение специальных средств. Для удаления накипи нужны кислоты, для органических соединений и жиров требуется щелочной раствор. В обычных условиях кислотно-щелочной раствор изготовить нельзя, так как кислота и щелочь не являются совместимыми и нейтрализуют друг друга. Также щелочи и кислоты оказывают влияние на различные элементы в системе, которые выполнены из резины и пластика.

С учетом данных особенностей в продаже довольно слабо представлены отдельно щелочные и кислотные составы, так как риск негативных последствий очень высок. Главной причиной является повышенная агрессивность по отношению к резине и пластику, а также необходимость нейтрализации и тщательной промывки системы после применения подобных средств.

На этом фоне более популярны так называемые двухкомпонентные очистители системы охлаждения двигателя. В упаковке находятся сразу два состава, щелочной и кислотный. Указанные составы поочередно выливаются в радиатор или бачок. Также в комплекте может присутствовать и промывочная жидкость-нейтрализатор.

Самыми дорогими являются нейтральные очистители. Такие средства исключают негативные последствия, которые возникают после использования воды, кислоты и щелочи, комплексно ведут борьбу с разными типами загрязнений в системе: накипью, органическими отложениями и жирами. Их можно использовать как для профилактики при очередной замене антифриза, так и для удаления обильных загрязнений.

В состав подобных средств для очистки входят:

  • активные чистящие вещества для комплексного удаления загрязнений;
  • пакеты диспергентов, которые не позволяют ранее отмытым от стенок отложениям повторно прилипать к поверхностям и деталям;
  • средства для защиты резиновых и пластиковых элементов системы охлаждения от воздействия на них кислот и щелочей;
  • компоненты для борьбы с коррозией;

Напоследок добавим, что к замене антифриза следует относиться с таким же вниманием, как и к вопросу замены моторного масла. Только своевременная замена ОЖ и использование качественной охлаждающей жидкости позволит содержать жидкостную систему охлаждения двигателя в исправности и чистоте.

Читайте также

Ржавчина в системе охлаждения мотора и двигателе: что делать и как удалить загрязнения. Доступные способы очистки системы охлаждения своими руками.

  • Отличие тосола от антифриза, совместимость разных видов охлаждающей жидкости. Что выбрать, тосол и антифриз. Как заменить охлаждающую жидкость в автомобиле.