Как правильно прогревать машину зимой с акпп? Как прогревать акпп зимой Как правильно прогревать акпп зимой главная

Представители компаний-производителей единодушно высказали мысль, что коптить воздух на холостом ходу нет никакого смысла. И двигатель прогревать надо - но ничто не мешает делать это в движении. Читатели АвтоВестей отнеслись к этой информации противоречиво - а некоторые вспомнили, что езду без предварительного прогрева не очень любят автоматические коробки.

Если сразу же начать движение, то неадекватно себя ведет автоматическая коробка... которой очень не хватает прогрева... замечено лично не на одной марке авто. И на немцах и на японцах.

Алекс Алексов

Мы решили проконсультироваться по этому вопросу с техническими специалистами ООО "ММС Рус" (официального дистрибьютора автомобилей марки Mitsubishi) - и получили ответ, что ситуация с коробками передач принципиально не отличается от ситуации с двигателями. Да, агрегат требует прогрева - ведь температура масла и деталей коробки не может подняться до рабочей мгновенно. А помимо металла и масла в конструкции КПП есть множество деталей, имеющих в своем составе резину - уплотнительные манжеты, сальники и так далее. Конечно, за последние 20-30 лет и в этой области достигнут определенный прогресс, и соответствующие детали стали гораздо лучше работать при экстремальных температурах - но в любом случае у них есть свои пределы.

Дело не в том, переведете ли вы ручку АКПП в положение Drive сразу после запуска двигателя, - а в том, насколько агрессивно вы будете работать педалями после этого.

"Здесь можно привести прямую аналогию с человеческим телом, являющимся по своей сути весьма совершенной биологической машиной, - разъясняют представители ООО "ММС Рус". - Как человек себя чувствует, если после сна сразу резко вскочить и побежать? Наверняка все согласятся с тем, что ощущения далеки от приятных, поскольку крови в мышцах и кровеносных сосудах минимум, частота сердечных сокращений минимальна, а синовиальной жидкости в суставах по минимуму. Ситуацию "вскочить и побежать" организм расценит как стресс. Другое дело, если размяться. И это не просто аналогия. Мы состоим из тех же самых химических элементов и на нас действуют те же законы физики".

Поэтому никто из технических специалистов и не утверждает, что через пять секунд после запуска двигателя уже можно разгоняться, утопив педаль в пол до максимума. "Нельзя давать сразу максимальную нагрузку - это непосредственно влияет на состояние деталей, узлов и агрегатов. Действовать надо неспешно и аккуратно, щадяще нагружая мотор и трансмиссию", - резюмируют представители ООО "ММС Рус". Опять же, сложно представить, что среднестатистический автомобилист сразу после трогания с места (особенно зимой, которую часто упоминали читатели в обсуждениях материала о прогреве мотора) начинает крутить мотор до отсечки и пытаться разогнаться до сотни быстрее, чем обещает производитель в таблице технических характеристик. Таким образом, в большинстве реальных жизненных ситуаций двигатель и автомат не работают даже близко к пиковым режимам, что вполне позволяет прогревать их на ходу.

Как выяснилось из нашего разговора, "гонять" селектор АКПП туда-сюда моей собеседнице посоветовал менеджер в автосалоне. Причем это мнение довольно часто встречается и на различных интернет-форумах, где "бывалые" поучают "новичков". Приведу несколько примеров:

«Для владельцев АКПП открою "секрет" прогрева коробки. После того как температура двигателя только сдвинулась с мертвой точки, нужно нажать на тормоз, включить D (15-20сек), затем N (5-10 сек), затем R (15-20 сек) и так раз пять. Это - не панацея и не говорит о том, что потом можно со свистом наваливать. Но это сбережет вашу трансмиссию от протеков сальников и некорректной работы».

«Следует буквально "прогнать" селектор по всем точкам, задерживаясь в каждом положении на короткое время. Последнее действие - перевести селектор в точку D или R. После чего необходимо пару минут сдерживать машину при помощи тормоза и только потом трогаться. Эти действия абсолютно несложные. Достаточно пораньше выйти из дома, и вы избавите себя от будущих неприятностей».

«Надо помнить, что за ночь ATF подмерзла и находится в густом и вязком состоянии. И коробке для движения не хватает давления. А почему? Вопрос состоит в том, что жидкость тоже должна прогреться до рабочей температуры. Иначе все механизмы АКПП будут работать в режиме "голодания" без жидкости (она ведь еще не прогрелась и не начала свой "круговорот"). К тому же и фильтр не работает в нормальном режиме. Загустевшая ATF оказывает на фильтр большое давление, с которым он не справляется, и в результате чего выдавливаются все прокладки, резиновые уплотнения и кольца. В итоге владелец автомобиля успешно сокращает имеющийся ресурс АКПП».

В общем, подобных сообщений нашлось великое множество. Писали их, по всей видимости, не мастера-"коробочники", а некие теоретики-любители. Из личного опыта я знаю, что по вязкости масло для автоматических коробок обычно близко к моторному и неплохо выдерживает низкие температуры.

Циркулировать внутри коробки оно начинает сразу с пуском двигателя и прекрасно разогревается, пока селектор находится в положении P. Но чтобы не разводить спор любителей с любителями, я обратился к профессионалам.

Комментируют сервисмены

У специалистов, по долгу службы занимающихся ремонтом АКПП, подобные советы вызывают улыбку, недоумение, а иногда даже агрессию.

В частности, как считает Сергей Сергеев, мастер "К-14", все эти манипуляции с "перещелкиванием" селектора совершенно излишни. Если в коробке уже имеется какой-либо дефект, либо она требует немедленного обслуживания, то избавиться от него или отсрочить сервис таким способом будет невозможно. В целом "зимний" режим с "автоматом" мало отличается от режима езды с механической коробкой: прогреваем двигатель до того, как стрелка тахометра сбросила обороты в рабочее положение, и начинаем движение в спокойном ритме, избегая резких ускорений.

С этим мнением согласен и Максим Шибаев, мастер "Питер АТ", а также Рамиль Мамедов, мастер "Питер Авто Трансмишн", считающие, что на сильном морозе достаточно прогреть двигатель и далее ориентироваться на его температуру. Например, при -20 °С для возможности начала движения достаточно будет прогрева до 10 минут.

Довольно категорично высказался Андрей Арипов, мастер сервиса дилерского СТО "Форд Озерки", который считает, что на современном автомобиле после прогрева двигателя можно ехать, хоть и без "фанатизма", в любом режиме, насколько этого требует поток. Никаких предварительных манипуляций с селектором коробки перед этим делать не нужно.

Технический специалист СТО "Тойота на Невском" Баланд Нилан напомнил о том, что масляный насос начинает работу, как только запущен двигатель, и сразу же "разгоняет" масло по всей коробке. Дергать рычаг нет никакого смысла.

Что в итоге?

Если вы вовремя меняете масло и фильтр внутри АКПП, то никаких проблем с циркуляцией масла не должно быть в любой мороз. Перещелкивание селектора - это такой же "шаманизм", как открывание-закрывание капота и пинание колес. Ну а если вы поверили, что коробка "необслуживаемая" или просто ездите восемь лет, не задумываясь о состоянии АКПП, то от скорой замены агрегата в сборе после гибели гидроблока никакие манипуляции вас не спасут.

Есть, конечно, предположения скептиков о злом умысле ремонтников, которые специально дают дурные советы, чтобы почаще ремонтировать АКПП… Но их мы оставим, пожалуй, одержимым теорией заговора.

А в качестве эпилога расскажем веселую историю про девушку, которая любила по утрам греть свой "автомат". Как-то раз она переключала режимы селектора, набирая, чтоб не скучать, СМС, да вдруг дрогнула туфелька, соскочила с педали тормоза, и машинка въехала в стену. И поменяла девушка бампер и фару.

Многие водители под влиянием общепринятых заблуждений продолжают убивать двигатели, подолгу грея машины в мороз на холостых оборотах. При этом часто эти же автолюбители забывают о таком важном процессе, как прогрев АКПП. Мы уже рассматривали, почему не стоит прогревать современные бензиновые ДВС на холостом ходу. Настало время поговорить о том, как правильно прогреть коробку автомат гидротрансформаторного вида.

Зачем нужно прогревать коробку автомат?

Для нормального переключения передач в мороз необходимо соблюдение как минимум 2-х условий:

  • каналы гидроблока заполнены жидкостью ATF;
  • в системе создается рабочее давление масла.

Несоблюдение данных факторов ведет к пинкам, ударам при переключении передач, ускоренному износу пакетов фрикционов. Из-за недостаточного давления фрикционные и стальные диски смыкаются с запозданием, поэтому происходит более интенсивное истирание фрикционного слоя. Впоследствии взвесь продуктов износа переносится с маслом в каналы гидроблока.


Выступая в качестве абразива, фрикционная пыль ускоряет износ соленоидов, каналов, а также засоряет магистрали. В итоге, если вовремя не , в скором времени вы почувствуете удары при переключении передач, запаздывание при смене ступеней и другие признаки неисправности. Прогрев АКПП уменьшает вред негативных факторов и продлевает срок службы.

Особенности конструкции

Необходимость прогрева АКПП обуславливается особенностями . Напомним, что в АКПП трансмиссионное масло играет роль рабочей жидкости. ATF используется не только для смазывания и охлаждения элементов трансмиссии, но и для передачи крутящего момента между входным и выходным валами, смыкания пакетов фрикционов.

Управляет всеми процессами блок управления АКПП, который через общение с ЭБУ двигателя () решает, какую именно передачу включить. Но внутри корпуса АКПП блоку управления подвластны только соленоиды. Подавая/отключая в нужные моменты питание соленоидов, блок управления закрывает либо открывает каналы для циркуляции масла через гидравлическую плиту. Именно перенаправление потока жидкости ATF позволяет замыкать пакеты фрикционов, соответствующие необходимому в данном режиме передаточному числу.

Что происходит с маслом в мороз?

Необходимость прогрева коробки автомат в первую очередь обуславливается негативным воздействием отрицательных температур на вязкость жидкости ATF. Скорее всего, зимой после начала движения вы не раз наблюдали, как уже при -15°С тяжелеет руль на авто с гидравлическим усилителем. А ведь внутри АКПП масло, которое крайне близко по базовому составу и пакетам присадок к жидкостям, использующихся в гидроусилителе руля.

За давление в системе отвечает масляный насос, который с наступлением морозов вынужден прокачивать более густую жидкость. Теперь вы понимаете, что главная цель прогрева автоматической коробки передач – стабилизация давления в масляной системе. Также не стоит забывать о планетарном редукторе и других трущихся парах, которые при движении смазываются все той же жидкостью ATF. При таком взгляде прогрев АКПП нужен по той же причине, по которой многие водители прогревают в движении механическую КПП, раздаточную коробку, редуктор заднего моста.

Как все сделать правильно?

Прогревать коробку автомат зимой следует в 2 этапа:


Зимой грейте машину комплексно

В статье « » мы рассказали, почему долгие прогревы на холостом ходу ведут к перегреву поршневых колец, задирам в ЦПГ и пустой трате денег. В случае с АКПП, рекомендованные многими владельцами, прогрев в режиме P без движения не причинит вреда коробке передач, но и не сэкономит ваши средства. Масло внутри коробки автомат прогревается за счет циркуляции через гидроаккумулятор, масляный насос и каналы масляной системы. Правильно прогревая коробку автомат в движении, вы сэкономите средства на топливо, продлите ресурс КПП и двигателя.

Наиболее разумное решение зимой – прогревать АКПП вместе с двигателем, раздаточной коробкой передач, мостами и ГУР.

Поскольку масло в системе гидроусилителя также густеет, после начала движения в мороз воздерживайтесь от резкого маневрирования, вращения рулевого колеса на асфальте, грунте без движения автомобиля.

Как известно, езда на непрогретом автомобиле в холодное время года не только некомфортна и неэкономична, но и снижает срок службы отдельных узлов и агрегатов. В случае с АКПП это особенно актуально. Поэтому нередко у автовладельцев возникает вопрос о том, сколько нужно прогревать машину автомат зимой.

Читайте в этой статье

Зачем нужно прогревать машину

Большинство автомобилистов уверены в . И температура воздуха играет здесь второстепенную роль. Прогрев проводится для того, чтобы привести масло в моторе, а также и в коробке передач в состояние, более подходящее для работы.

Оптимальная температура для функционирования большинства двигателей . В таких условиях узлы и детали воспринимают нагрузки с минимальным ущербом, что, в свою очередь, способствует продлению их срока службы.

В определенной степени можно провести аналогию с человеческим организмом. Ведь при нагрузках, особенно резких, без предварительной разминки (прогрева) велика вероятность получить растяжение или даже разрыв связок и мышц. С агрегатами то же самое, только в и тепловые зазоры после прогрева приходят в норму, размягчаются уплотнения, разжижается масло и т.д.

Что в итоге

По большому счету, ответ на вопрос о том, сколько надо прогревать машину с коробкой-автомат, зависит от температуры воздуха на улице, а также от того, как долго машина простаивала. Главное, добиться нормальной рабочей температуры масла без значительного износа трансмиссии.

На практике многие прогревают АКПП как на месте, так и в движении. Если мороз сильный, тогда до полного прогрева масла в автомате нужно избегать режима кик-даун, высоких оборотов, пробуксовок, активных разгонов и т.д. Если говорить о том, сколько нужно греть зимой автомат в движении на той или иной марке и модели машины, обычно для прогрева нужно проехать в щадящем режиме около 10-15 км.

Напоследок отметим, несмотря на скептицизм некоторых мастеров и продавцов в автосалонах, привычка переключать (рычаг) АКПП при прогреве зимой лишней не будет, хотя летом от такой манипуляции можно отказаться. Тем более, это нередко прописано в мануале, так что несколько переключений в зимний период не причинят особого вреда.

Читайте также

Толчок в АКПП, появление рывков при переключении передач АКПП, толчки коробки автомат на месте: основные причины подобных неисправностей автоматической КПП.

  • Греть или не греть двигатель зимой перед поездкой. Почему двигатель следует прогревать, как правильно прогревать мотор перед началом движения и при езде.
  • Полезные советы

    Каждое новое поколение водителей задается вопросом, стоит ли греть машину перед тем, как тронуться в путь, особенно после долгого простаивания автомобиля .

    Многие специалисты по охране окружающей среды считают, что, если машина на парковке, то трогаться стоит сразу после того, как завел машину. Таким образом, меньше ядовитых газов будет выбрасываться в атмосферу.

    Можно согласиться с экологами, особенно учитывая, что при движении мотор быстрее прогревается и сжигание топлива происходит более эффективно. Однако стоит отметить, что такой метод может повлиять на здоровье двигателя, и не в лучшую сторону.

    Автокомпании успокаивают владельцев машин, считая, что после того, как они завели машину, нужно сразу ехать, так как на заводе все рассчитали и двигатель в таком режиме может вполне нормально работать.

    На самом же деле имеется в виду эксплуатация двигателя на время гарантийного срока. После этого, они за машину не отвечают.

    Прогревать ли машину


    И летом и зимой, если завести машину и сразу поехать, то ресурс двигателя существенно сокращается.

    Стоит пояснить, что по большей части, рабочая температура двигателей автомобилей составляет 90 градусов или выше. Именно на такую температуру они рассчитаны. Такая температура позволяет машинному маслу лучше смазывать зазоры между трущимися деталями машины.

    Даже если на улице +25 С, для масла это мало, а значит двигатель все равно нужно прогревать. Ну а зимой и подавно.

    В итоге ответ на главный вопрос прост: прогревать автомобиль нужно.


    По поводу возмущения экологов стоит сказать, что в большом городе, где очень много машин, основными загрязнителями воздуха являются не выхлопы, а пыль от резины колес, которая стирается об асфальт, и истирающиеся колодки.

    А в сельской местности прогрев машинынесет в себе и вовсе мало вреда.

    Интересный факт: Эрвин Роммель - немецкий генерал-фельдмаршал, и предположительно один из заговорщиков покушения на Гитлера, всегда требовал, что войска 10 минут прогревали двигатели.

    Это правило распространилось даже, когда он командовал войсками в пустынях Африки. Как результат, его моторизированные войска показывали, в среднем, меньший процент поломок в сравнении с другими войсками.

    Прогрев машины зимой

    Как долго нужно прогревать двигатель?


    Если у вас относительно новый автомобиль, то прогревать его долго не нужно. В среднем время прогревания составляет 3-5 минут. Стоит отметить, что во время езды двигатель быстрее прогревается.

    Сколько прогревать машину

    * Если температура воздуха на улице от +5 до 0 С , то время прогрева составляет 1-2 минуты .

    * При температуре воздуха от 0 до -10 С , время прогрева двигателя 2-3 минуты . За данное время успеют прогреться все технические жидкости.

    А вот, чтобы прогреть салон машины при такой температуре, понадобится 5 минут или даже чуть больше.


    * Если на улице от -10 до -20 С , то прогревать машину стоит 3-5 минут . При таком морозе стекла у машины замерзают, а значит, понадобится еще несколько минут, чтобы их разморозить. Наилучшим вариантом будет прогреть сначала двигатель, а потом начать размораживать стекла.

    * Если температура воздуха ниже -20 С , то прогревать двигатель стоит минимум 5 минут, а может и чуть дольше . Это время зависит от технического состояния машины. Более современная машина – меньше времени на прогрев.

    При этом салон стоит прогревать от 10 минут и более.

    Надо ли прогревать машину (видео)


    Как прогреть машину (видео)


    Прогрев дизельного авто

    Самым лучшим вариант является прогрев двигателя зимой - от 5 до 10 минут, в зависимости от температуры воздуха. Чем холоднее на улице – тем дольше прогревать.


    Летом время прогрева дизельного двигателя – 1-2 минуты.

    После прогрева (при температуре двигателя в 40-50 градусов) масло разжижается, детали в двигателе нагреваются, и топливо в цилиндрах сгорает полноценно.

    Когда вы разогрели двигатель, начните плавное движение. Во время движения двигатель быстрее прогреется до нужной температуры.

    Стоит также отметить, что прогревать стоит не только двигатель, но и трансмиссию. Это касается автоматической коробки передач, куда заливается специальное трансмиссионное масло.

    Прогрев АКПП


    Прогревать автоматическую коробку передач необходимо для того, чтобы она дольше вам прослужила. Чтобы ее прогреть вам стоит:

    1. Прогреть двигатель.

    2. После прогрева двигателя нажать на тормоз и перевести коробку передач в режим "Drive" (D).

    3. Подождите 2 минуты.

    4. Начните плавное движение и начните двигаться несколько километров на скорости не выше 50 км/час.

    Как прогревать АКПП


    Как прогревать машину с АКПП (видео)