Как правильно ездить зимой. Правила движения по зимнику имеют свои особенности

Может, зимой лучше пересесть на общественный транспорт?

Не надо. Если вы думаете, что обезопасили себя на зимний период от происшествий, то, возможно, вы их получите весной. За три месяца спячки в маршрутке вы забудете, как водить автомобиль. Поэтому, чтобы не учиться по‑новому и не получить звание подснежника, лучше перебороть страх, подготовить машину и себя и осторожно ездить.

Как подготовить машину к зиме?

Перед холодами необходимо тщательно проверить состояние автомобиля, а ещё лучше пройти техобслуживание.

Специалисты рекомендуют сменить ещё и масло – на менее вязкое, чтобы оно не замерзало. Для холодов лучше приобрести масло класса 5w40 (на таком масле машина может ездить от –25 до +35 градусов). Это облегчит запуск двигателя. На техосмотре обязательно проверят охлаждающую и тормозную жидкости, которые при необходимости меняют.

Разумеется, надо переобуться в зимнюю, например шипованную, резину. А для непредвиденных ситуаций купите трос, лопатку и «крокодилы» – стартовые провода, которыми от другого автомобиля можно завести ваш, если сел аккумулятор.

Фото Натальи Малыхиной

Зачем прогревать машину?

Постоять 5–10 минут с работающим двигателем нужно, чтобы масло прогрелось. Это обеспечит смазку всех цилиндров двигателя.

Если масло не нагреется и пойдёт по двигателю в холодном вязком состоянии, нарушится его работа и машина может сломаться. Кроме того, если вы прогреете машину, то уменьшите расход топлива.

Как правильно ездить на дороге в зимнее время?

Нужно внимательно следить за спидометром: зимой особенно опасно превышать скоростной режим. Нужно двигаться в потоке на безопасной друг от друга дистанции. Рассчитывать её надо так, чтобы вы могли затормозить, не применяя экстренного торможения – когда педаль тормоза приходится давить в пол. Все манёвры нужно совершать на низкой скорости, чтобы избежать заноса.

В Белгороде очень много спусков и подъёмов. Чтобы начать движение в гору, машина с механической коробкой передач откатится назад. По ледяной поверхности автомобиль скатывается ещё сильнее. Если вы попадёте в ДТП на горке, знайте: виноват тот, кто сзади.

Не стоит без надобности совершать обгон. Если всё‑таки собрались его сделать, помните о том, что необходимо посмотреть в зеркала и убедиться, что никто не начал обгон до вас.

Фото Натальи Малыхиной

Как правильно тормозить при гололёде?

Чтобы сократить зимой тормозной путь, нужно прерывисто нажимать педаль тормоза. Кроме того, тормозить лучше двигателем, то есть постепенно понижая передачи.

Не стоит надеяться, что вас спасёт антиблокировочная система: даже применив её, вы не сможете мгновенно остановить машину.

Что делать, если машину занесло?

Если что‑то пошло не так, то нужно крутить руль, как ни странно, в сторону заноса. Нельзя резко жать на тормоз или выдёргивать ручник. Дальнейшие действия зависят от того, какой у вашей машины привод. Если задний, то поворота рулевого колеса будет достаточно. С передним приводом нужно немного нажать на газ.

Умение выходить из заноса пригодится и осенью: мокрые листья на дороге опасны так же, как и гололёд.

Схема с сайта drive2.ru

Что делать с автомобилем, который не заводится?

Первым делом проверяем аккумулятор: тут понадобятся те самые стартовые провода. Если двигатель запустился после соединения с другой машиной, значит у вас сел аккумулятор. Это часто случается, если машина долго стоит на морозе и не ездит.

Главное в таких случаях – не заводить с толкача: машина может покатиться по льду, и вы не сможете её остановить. Кроме того, если у машины дизельное топливо, то при морозе оно может замёрзнуть.

Как выехать из сугроба?

Действуем так же, как при буксовании в грязи. Нужно откопать колёса, которые буксуют, и подложить под ведущие колёса что‑то твёрдое. Это обеспечит сцепление с дорогой и поможет выбраться из сугроба. Можно попытаться стартовать со второй передачи: количество оборотов увеличится, за счёт этого больше шансов выехать из сугроба.

Если не удалось выехать, тогда звоним другу или на станцию техобслуживания, чтобы вас взяли на буксир.

Как проехать в сильный снегопад?

Как и при любой другой погоде, нужно соблюдать скоростной режим и держать дистанцию. Из‑за ограниченной видимости в снегопад лучше увеличить расстояние до следующей машины, насколько возможно.

Кстати, моросящий дождь опасен даже больше ливня или снегопада тем, что вода с бензином и маслами образует тонкую плёнку. На ней может занести машину, как на льду.

В Белгородской области часто бывают дождливые зимы, так что ещё одна опасность на дорогах – водяной клин. Попадая в него, водитель на несколько секунд может потерять управление, поэтому нужно быть особенно бдительным и ехать медленно на затопленных участках. Чтобы после этого просушить тормозные колодки, нужно прерывисто нажимать на педаль тормоза.

Фото Натальи Малыхиной

Что делать, если машина заглохла посреди дороги?

Прежде всего необходимо включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки. Только после этого можно предпринимать какие‑то действия.

Причиной может стать отсутствие топлива: иногда ломается датчик, и водитель не знает о том, что бак пуст.

Можно снять клемму аккумулятора, подождать 10 минут, вернуть её на место и попробовать завести. Если была ошибка в автомобильном компьютере, то это может помочь.

Под капотом можно проверить ремни подвесного оборудования: они могут соскочить или порваться. С первой проблемой можно справиться самому и вернуть его на место. С порванными ремнями и другими серьёзными поломками нужно вызывать эвакуатор или друга с тросом и везти машину в ремонт.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала автослесарей Константина Стерликова , Александра Малыхина и Владимира Калюша , а также инструктора по вождению Марину Загорельскую .

Наталья Малыхина

Зима всегда приходит неожиданно. Городские службы рапортуют о полной готовности к холодам и снегопадам, но все равно однажды утром мы просыпаемся и понимаем, что дороги, как обычно, замело и добраться на работу на автомобиле будет сложно. Вот в такие моменты и приходится вспоминать обо всех навыках зимнего вождения.

Первое, о чем нужно позаботиться — это правильная посадка за рулем . Забудьте о летней расслабленности, сидеть за рулем нужно так, чтобы всегда быть готовыми к экстренным ситуациям. Руль — это не дополнительная опора, весь вес тела должен приходиться на сидение, руки расположите в верхнем секторе руля. Голову не нужно наклонять в бок, назад или вперед, держите шею ровно — именно в таком положении создаются идеальные условия для органов равновесия.

Отрегулируйте сидение и подголовники таким образом, чтобы они могли принять на себя вес вашего тела в случае удара сзади. Не забывайте о ремнях безопасности.

Важно также научиться правильно трогаться с места . Если на сухой трассе даже у новичков с этим проблем не возникает, то в те моменты, когда дорога больше похожа на каток для фигурного катания, даже опытные водители буксуют и долго «сушат лед», в такие моменты машина может двигаться куда угодно, но только не вперед.

Специалисты советуют во время старта применять технику постепенного увеличения тяги. Легкая пробуксовка пойдет на пользу — очистит протектор от снега. Плавно выжимая сцепление, переходите на первую передачу, автомобиль должен тронуться с места, резко давить на газ не нужно, это может привести к пробуксовкам. Если вы жмете на газ, а автомобиль буксует, то нужно сбросить обороты, колеса будут крутиться медленнее и возможно произойдет зацепление с дорожным покрытием.

На автомобилях с задним приводом непосредственно перед началом движения можно затянуть до половины стояночный тормоз и сразу же отпустить, как только автомобиль начнет движение.

Чего нельзя делать, так это жать на газ до упора и резко отпускать его, такие резкие рывки не пойдут на пользу, а прорези протектора только забьются снегом и грязью. Тягу увеличивайте постепенно. Если автомобиль все равно буксует, то не забывайте о песке — подсыпьте его под ведущие колеса. Используйте технику разгона на сброс газа.

Торможение на скользкой трассе всегда представляет сложности и часто становится причиной многочисленных аварий и наездов на пешеходов. В экстренных ситуациях мы давим на тормоз чисто автоматически, но на льду делать этого ни в коем случае нельзя, потому что колеса блокируются и автомобиль несет из-за силы инерции, а на скользкой дороге длина тормозного пути возрастает многократно.

Профи советуют тормозить двигателем, то есть при выжатом сцеплении убирать ногу с педали газа. Колеса не блокируются резко, а постепенно. Приблизительно по такому же принципу работает и антиблокировочная система ABS. Но начинать тормозить двигателем нужно заблаговременно, потому что резко остановиться на месте не получится.

Также применяется импульсное торможение, когда водитель не резко жмет на тормоз, а короткими импульсам — несколько нажатий в секунду, причем важен именно первый импульс, который поможет продиагностировать насколько покрытие скользкое. При импульсном торможении можно воспользоваться быстрым переходом на пониженные передачи. Опытные водители могут использовать способ одновременного нажатия на педаль газа и тормоза, то есть вам нужно, не отпуская педаль газа, перенести левую ногу на тормоз, нажатие должно быть плавным, но достаточно резким. При таком способе колеса не блокируются полностью.

При торможении двигателем эффективны перегазовки перед переходом на более низкие передачи: сбрасываем газ — выжимаем сцепление — перескакиваем на более низкую передачу — резко жмем на газ до максимальных оборотов и отпускаем.

Эффективность такого способа объясняется тем, что при замедлении автомобиль будет останавливаться плавно и уменьшится риск неконтролируемого заноса.

Езда по заснеженным трассам и городским магистралям тоже представляет трудности. Чтобы проблем возникало меньше, нужно двигаться по общей колее. Нужно следить за дорогой и избегать таких ситуаций, когда левые колеса едут, например, по наезженной колее, а правыми вы наехали на укатанный снег. В результате может произойти занос на 180 с въездом в сугроб или кювет.

Главное правило — соблюдение дистанции, нужно быть всегда готовыми к тому, что передние или задние водители не справятся с управлением. Очень осторожно ведем себя на перекрестках.

Если нужно проложить маршрут по свежему снегу, особенно если заезжаете в какой-нибудь двор или ищете место для разворота, то нужно сначала убедиться, что под снегом нет пеньков, ям и открытых канализационных люков.

Если видите препятствия в виде сугробов, заносов, хаотично проложенных колей, то проезжать их нужно плавно и на низкой скорости. Не забывайте зимой о лопате, потому что ею часто приходится работать, особенно с утра, откапывая машину.

Очень опасное явление на обледенелых дорогах — занос .

Чтобы выйти из него нужно повернуть руль в сторону заноса, центробежная сила по инерции вернет автомобиль в прежнее положение, а уже по мере выхода из заноса руль крутят в обратную сторону. На переднеприводных авто при заносе нужно газовать, а на заднеприводных, наоборот, отпускать педаль акселератора.

Как видим, зимой могут случиться самые разные ситуации, поэтому профессионалы советуют новичкам воздержаться от поездок в это время года.

Видео с советами о зимней езде.

На этом видео вы увидите как правильно нужно двигаться в зимнее время года по калее.


Правильно тормозим зимой.


Видео, о том что нужно иметь в автомобиле зимой.

Освоить вождение автомобиля зимой – жизненно необходимо и не так сложно, как может показаться. Если это первая для вас зима на колесах, следует усвоить несколько простых правил, чтобы избежать или свести к минимуму "зимние" неприятности. Секреты зимнего вождения ИА "Амител" раскрыл руководитель автошколы БЦВВМ "Барнаульский центр высшего водительского мастерства" Антон Мищенков.

Езда по скользкой дороге отличается от летних поездок, и чтобы не попасть в аварию, нужно строго соблюдать технику зимнего вождения. Как избежать аварий в холодное время года, рассказал руководитель автошколы БЦВВМ "Барнаульский центр высшего водительского мастерства" Антон Мищенков .

Заранее и плавно

Главные условия зимнего безопасного вождения - это "заранее и плавно". Интенсивность перестроений, разгонов, торможений и поворотов должна быть в разы меньше, чем летом. Нужно заблаговременно просчитывать свои действия и предугадывать действия других водителей, ведь зимой гораздо сложнее исправить свою или чужую ошибку на дороге.

"Всегда просчитывайте дорожную ситуацию по наихудшему варианту развития. Зимой особо строго нужно соблюдать дистанцию и боковой интервал, так как увеличивается тормозной путь. Рекомендуется останавливаться на перекрестках подальше от впереди стоящего авто и постоянно контролировать по зеркалам движение позади идущих транспортных средств. В случае, если вы видите, что приближающийся автомобиль не успевает затормозить, вы сможете проехать немного вперед или в сторону и тем самым избежать аварии", — рассказал Мищенков.

Занос

Сначала пару слов о посадке. У грамотных водителей не существует "удобной позы", есть одна единственная и зимой и летом – "поза готовности к экстренным действиям". Обе руки находятся только в верхнем секторе руля по аналогии с часами - руки должны быть расположены на 10 и 14 или 9 и 15 часов, пояснил руководитель автошколы. Спина при этом прижата к спинке сиденья в положении ближе к вертикальному – так водитель будет лучше чувствовать все, что происходит с задней осью авто.


Все знают с автошколы, что нужно выворачивать руль в сторону заноса. А как быстро, а на сколько градусов? Если автомобиль пошел в занос, ни в коем случае не нажимайте педаль тормоза, это сильно усугубит ситуацию. Когда вы управляете автомобилем с передним приводом, необходимо немного добавить газ. На заднеприводном авто в первое мгновение заноса следует бросить педаль газа. Поведение полноприводной машины очень непредсказуемо, где-то надо немного прикрыть газ, где-то добавить, иногда бросить, делится рекомендациями эксперт.

Рыхлый снег

Коварность движения по рыхлому снегу кроется в том, что протектор колеса не имеет контакта с твердым покрытием, шина как бы плывет над дорогой на снежной подушке – это очень похоже на аквапланирование. Рыхлый снег опасен даже при прямолинейном движении, ведь не бывает идеальных условий для всех четырех колес. Автомобиль может утянуть в кювет или на встречную из-за разной плотности и толщины снега, а также под снегом могут быть участки льда.

Царь горы

Часто возникают вопросы - как подниматься в гору зимой и как с нее спуститься. Водителю необходимо просмотреть весь путь подъема или спуска при сильной гололедице и спрогнозировать возможные внештатные ситуации, а также запасные варианты "уходов" в непредвиденных случаях.

"Мы не можем быть на 100% уверены в поведении автомобиля, поэтому при спуске необходима маленькая скорость и движение "внатяг" с включенной передачей на механической коробке передач, а если у вас коробка-автомат, то в зависимости от крутизны склона включите первую пониженную. На крутом подъеме нужен равномерный разгон. Не допускайте сильной пробуксовки колес – она может вызвать занос задней или увод передней оси машины. Автомобиль не заедет в гору и может начать скатываться назад. Если на горке что-то пошло не так, будьте готовы к контактному торможению о сугроб на обочине, бордюр, кусты", – рассказал Антон Мищенков.

Вот новый поворот

Чтобы войти в поворот на зимней дороге, водителю нужно заблаговременно снизить скорость перед поворотом. Если водитель выбрал неправильную скорость или не учел состояние дорожного покрытия, то центробежная сила будет выталкивать автомобиль наружу поворота.

Еще не все потеряно, помочь ему сможет снег снаружи поворота. Он послужит своеобразной опорой, в него можно упереться, и ни в коем случае не пытайтесь тормозить в этот момент. Этот "упор" позволит немного погасить излишнюю скорость. Запомните: неподготовленному водителю нельзя тормозить в повороте и во время заноса.



Заснеженная дорога

Перед тем как ехать по сильно заснеженной дороге, взвесьте свои способности и возможности вашего автомобиля, не лишним будет бросить в багажник трос и лопату. Двигайтесь осторожно, ведь снег может утянуть в сторону. Снежные переметы преодолевайте с разгона.

Старайтесь ехать без остановок и переключений, поскольку это снижает силу инерции, которая помогает машине. Колеса в глубоком снегу постоянно упираются в снег, как будто едешь в гору, это и становится причиной снижения скорости или остановки и последующего застревания.

Забуксовали

В случае пробуксовывания и полной остановки автомобиля сдайте назад по колее, затем разгонитесь и повторите попытку. Если машина застряла и совсем не двигается, не буксуйте, этим вы нагреете снег, и под колесами образуется лед. Сначала нужно убрать снег позади и впереди всех четырех колес, затем "внатяг". Если у вас "механика", включаем вторую, третью передачу, если автомат – то вторую скорость или зимний режим, и на малом газу пробуем раскачать автомобиль. Важно пытаться выехать из снежного плена, очень аккуратно работая газом, и двигаться необходимо с минимальным крутящим моментом, чтобы колёса сильно не буксовали. Останавливайтесь, как только колёса начинают пробуксовывать, включайте заднюю передачу, сдавайте назад для разгона, а затем накатом пытайтесь пробить себе дорогу вперёд.

Как ездить зимой, многие начинающие водители начинают задумываться ещё при первом похолодании. Ведь в отличии от многих стран, у нас при обучении водителей летом, в автошколах никто не даёт советов новичкам, как вести себя на зимних дорогах (большинство водителей учатся на собственных ошибках, но цена такой учёбы, может быть очень дорогой). И первая же зима в жизни водителей новичков, обучавшихся вождению летом, может привести к печальным последствиям, при первом же выезде на зимнюю заснеженную или обледенелую трассу. В этой статье будут даны несколько полезных советов, которые помогут избежать начинающим водителям аварийных ситуаций, и позволят чувствовать себя на зимних дорогах более увереннее и спокойнее.

Во многих цивилизованных странах, зимний водительский сезон начинается с определённого числа (точная дата зависит от географического расположения страны), которое означает точную дату начала зимнего сезона. И это значит, что с этого числа, водители не имеют право выезжать на дороги общего пользования, пока не переобуют машину с летней резины на зимнюю. И это правило было придумано не просто так, а исходя из печального опыта. В некоторых северных странах, даже нельзя выезжать на дороги в определённые дни без противобуксовочных цепей или шипованной резины.

У нас же многие водители затягивают с переобувкой шин до последнего, а некоторые так и ездят первые месяцы зимы (а первые дни зимы самые опасные), а то и всю зиму на летней резине. И для таких водителей, каждый новый день за рулём — это постоянный вопрос: повезёт-не повезёт?

Зимняя резина и летняя . Для начала выясним разницу между летней резиной и зимней, и это поможет более адекватно решить для себя, можно ли ездить на летней резине зимой?

Состав зимней резины существенно мягче летней, и если кататься на зимней резине летом, то она быстро сотрётся, да и расход бензина будет больше. А если кататься на летней резине зимой, то более жёсткая летняя резина, на морозе дубеет и уже имеет свойства не резины, а пластмассы. Такая покрышка на снегу имеет плохое сцепление, а что уж говорить про гололёд.

Для примера возьмите пластмассовую шариковую ручку и проведите её тыльной стороной по письменному столу — разумеется сцепления никакого. А теперь возьмите простой карандаш с резинкой на его кончике и проведите резинкой по столу. Разница ощутимая, и такая же разница будет между летней и зимней резиной при минусовой температуре. И чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже сцепление летней резины с зимней дорогой, и даже с сухим мёрзлым асфальтом.

Зимняя резина на морозе наоборот из слишком мягкой становится нормальной упругости, но не дубовой, и хорошо держит дорогу, а протектор за счёт отличной упругости резины, хорошо сцепляется с дорогой, даже покрытой снегом. Конечно нормального сцепления со льдом не будет, как у шипованной резины, но лёд в городах бывает редок, так как дороги посыпаны реагентами.

Некоторые водители в целях экономии ставят зимнюю или шипованную резину только на два ведущих колёса. Делать этого очень нежелательно, так как из-за разного сцепления передних и задних колёс, занос машины более вероятен, даже более, чем на летней резине.

Ещё раз напоминаю, что если нет денег на зимнюю резину, то лучше сэкономить на бензине и никуда не выезжать зимой, чем экономить на собственной безопасности и окружающих. Зимняя резина намного дешевле и потраченных нервов в случае аварии. Ну а своё здоровье или здоровье пассажиров (или пешеходов) дороже зимних шин в миллионы раз.

Советы как ездить зимой.

  • Самый первый совет: если пока нет возможности заменить летние шины зимними, то тогда вообще не стоит выезжать на зимние дороги (как выбрать шины и их маркировке читаем ). Поверьте — новые зимние шины стоят ощутимо дешевле разбитого кузова вашей машины и машины встречного водителя. А ваша, или чья то человеческая жизнь вообще бесценны.
  • Желательно ещё до первых морозов проверить как работают дворники, желательно перед началом зимы заменить их новыми (свежими резинками). Иначе старая резина на дворниках, при первых же морозах задубеет, растрескается и не будет нормально работать. А ухудшение обзора в плохую погоду (в метель, мокрый снег и т.п.) чревато аварийными ситуациями.
  • Проверьте работу отопителя салона и нормальную работу обдува (обогрева) лобового стекла. В идеале следует установить лобовое стекло с подогревом (подробно о нём ), и тогда вам не нужно будет каждое морозное утро мучиться со скребком, а обзор лобового стекла будет отличным уже в первые минуты поездки. Не помешает установить и зеркала с подогревом, или самостоятельно изготовить подогрев зеркал (об этом читаем вот в ).
  • Проверьте работу фар и омывателя фар, так как в слякоть стёкла фар постоянно придётся очищать от грязи, которая заметно снижает эффективность освещения. Зимой темнеет рано и не стоит напоминать, что хороший свет гарантирует хороший обзор и безопасность на дороге.
  • Не забудьте в омыватели фар и лобового стекла залить вместо воды незамерзающую жидкость.
  • По возможности посетите автосервис, для проверки одинакового тормозного усилия на каждом колесе вашей машины. Если какое то из колёс будет затормаживаться слабее, а какое то колесо затормозится резче, то занос машины на скользкой дороге неизбежен. Желательно ещё в тёплые осенние дни свежей (если ей более полутора лет).
  • При торможении на скользкой дороге не давите на педаль тормоза резко, давите плавно (если у вас нет ). При этом полезно ещё и тормозить двигателем (особенно на спуске) оперативно переключая передачи с повышенных на пониженную.
  • Помните — при заносе машины тормозить бесполезно — это только ухудшит ситуацию на скользкой дороге (особенно если у вас нет системы АБС). При заносе машины, чтобы выйти из заноса, колёса должны начать вращаться, а не быть заблокированными. На переднеприводных машинах, чтобы вывести машину из заноса, следует немного прибавить газ, но так, чтобы не было пробуксовки ведущих колёс.
  • На заднеприводных машинах при заносе следует вообще убрать ногу с педали газа и позволив машине катиться на холостых оборотах, выравнивать машину рулём и снижать скорость торможением двигателем.
  • При покупке машины, начинающим водителям которые собираются ездить первую зиму, советую по возможности покупать автомобиль с системой АБС и с противобуксовочной системой.
  • В поездках на зимней (скользкой) дороге, всегда старайтесь держать как минимум в два раза большую дистанцию перед впереди идущим автомобилем, чем при поездках в тёплое время (по сухому асфальту).
  • Такие действия как разгоны, торможения, поворот руля, всегда старайтесь делать плавно, так как любое резкое действие может спровоцировать занос автомобиля.
  • Особенно плавно добавляйте газ в плотном городском трафике и даже на заполненной машинами стоянке. У новичков бывает даже так, что они при трогании с места со стоянки, не могут тронуться из-за слишком большой подачи газа, и машина с буксующими колёсами сползает в сторону, пока не упрётся боком в стоящую рядом машину соседа.
  • Новичкам с механической коробкой передач, которые ещё не научились правильно дозировать газ (особенно на мощных машинах) полезно начинать трогаться на скользком покрытии со второй передачи. И именно так работают большинство автоматических коробок, когда на них включается специальный зимний режим (ссылка на автоматы ниже).
  • Выехать при пробуксовке например в сугробе можно используя раскачку машины — для этого плавно подаем газ (машина чуть перемещается вперёд), затем отпускаем педаль газа и выжимаем сцепление, при этом машина возвращается назад, и опять подаём газ и плавно отпускаем сцепление — всё повторяется и при этом машина раскачивается. При очередной подаче машины вперёд, даём чуть больше газку и выезжаем за счёт помощи момента инерции от толчка машины вперёд.
  • Выезжать из сугроба без пробуксовок, поможет простейшая противобуксовочная система, которая изготавливается на машине из штатного ручника (стояночного тормоза). А как это сделать я подробно написал в .

При поездках зимой даже по сухому асфальту, перед выездами на мосты, развязки, возвышенности трассы, или продуваемые ветрами дороги рядом с полем, заранее сбавьте скорость и приготовьтесь к тому, что в таких местах может быть обледенение дороги (в некоторых местах стоят знаки, как на фото слева, а в некоторых нет). Такие места опасны тем, что водитель, двигаясь по сухой дороге на приличной скорости, привыкает к хорошему сцеплению колёс с асфальтом, и при попадании на такие участки, от неожиданности потери сцепления колёс, может потерять контроль над собой и машиной.

  • При управлении машиной зимой, следует учитывать её вес и то что более тяжёлая машина легче трогается без пробуксовки, но хуже останавливается, а лёгкая машина наоборот, легче останавливается но на ней труднее тронутся на скользкой дороги без пробуксовки. Если у вас лёгкая заднеприводная машина, то в багажнике не помешает мешок с песком как балласт, к тому же песок можно будет посыпать на скользкие участки под колёсами, если вы где нибудь забуксовали и не можете выехать.
  • Но тормозной путь, точнее его протяжённость в метрах даже на скользкой дороге, у своей машины желательно знать каждому водителю. Это приходит с опытом, а пока его нет, не разгоняйтесь до больших скоростей и держите повышенную дистанцию.
  • Если нет возможности держать повышенную дистанцию (например в плотном городском трафике), а опыта у вас нет, то займите крайнюю правую полосу и спокойно двигайтесь по ней. Левые ряды в плотном трафике занимайте заранее и только в случае поворота налево.
  • При затяжных спусках (зимой) никогда не двигайтесь на нейтрали, а всегда на передаче, и если нужно сбавить скорость на скользких спусках, не пользуйтесь тормозами (если нет АБС), а тормозите двигателем, переходя на пониженные передачи, которые должны соответствовать скорости (на тахометре при этом обороты должны быть примерно 2 — 2,5 тысячи). Если у вас автомобиль с автоматической коробкой, то выберите соответствующий режим — об этом написано .
  • В конце затяжного спуска можно сымитировать систему АБС (у кого её нет), используя так называемое прерывистое торможение. То есть нажимаете на тормоз и тут же отпускаете тормозную педаль, не допуская блокировку колёс, и так несколько раз, пока машина не остановится. Но если впереди идущая машина достаточно близко, то используйте и торможение двигателем и прерывистое торможение.
  • При подъёме на скользкой дороге, у заднеприводной машины меньше вероятность пробуксовки даже с пустым багажником, потому что весь вес машины при подъёме в горку перемещается назад, на ведущие задние колёса. У переднеприводной машины в таком случае передние ведущие колёса разгружаются, и вероятность пробуксовки больше. Если вы не можете въехать на скользкий подъём на переднеприводной машине из-за пробуксовки, то попробуйте въехать задним ходом, при этом передние ведущие колёса больше будут загружены и меньше будут пробуксовывать.

Ну и самый главный совет новичкам: помните, что большинство аварий случается в первые дни зимы, когда у водителей, привыкших к сухим дорогам, ещё не выработалась привычка чувствования скользкого покрытия. Поэтому перед выездом на скользкие дороги общего пользования, советую сначала выехать на покрытый снегом (лучше льдом) замёрзший водоём (см. фото ниже) или открытую безлюдную площадку, и попробовать поездить на ней с подачей газа, с поворотами, торможениями и т п.

То есть почувствовать свою машину на скользком покрытии и добиться того, чтобы неуправляемый занос, благодаря вашим действиям, стал управляемым.

Если вам это удастся, то на дороги общего пользования можно смело выезжать, не переживая за свою безопасность и безопасность окружающих. А если даже и не получится научиться управлять заносом машины, зато вы уже будете знать, не по книжкам, а на собственном бесценном практическом опыте, что может привести к заносу вашей машины, и уже на скользких дорогах общего пользования вы будете намного увереннее и безопаснее для окружающих.

Действия для новичков при заносе машины.

При заносе машины в повороте, многие неопытные водители допускают распространённую ошибку. Когда руль машины повёрнут в повороте, а машину несмотря на повёрнутый руль выносит из поворота на обочину, то многие новички пытаются довернуть руль в сторону поворота ещё больше. В результате, повёрнутые боком к направлению заноса колёса, ещё хуже сцепляются с дорогой и машину нессёт с ещё большей скоростью не в поворот, а на обочину.

А делать следует вот что: к примеру при левом повороте, если вы увидели и почувствовали, что вы повернули руль влево, но машина не движется в сторону поворота, а её несёт на обочину вправо, то следует тут же сбросить газ и чуть повернуть руль вправо (в гонках опытные гонщики руль ещё больше поворачивают в сторону заноса, а не в сторону поворота, и чем быстрее это сделать, тем быстрее выравнивается машина). При сбросе газа, за счёт инерции и массы передней части машины и двигателя, автомобиль тут же делает клевок, загружая передние управляемые колёса, а это позволяет им лучше сцепиться даже с скользкой поверхностью дороги.

К тому же колёса чуть вывернуты в сторону заноса вправо, а не стоят боком к направлению заноса (если бы они были повёрнуты влево), а значит площадь контакта шин с дорогой больше, что тоже увеличивает сцепление колёс с дорогой. В итоге машина уже начинается слушаться руля и двигаться уже туда, куда повёрнуты передние колёса, и останется чуть довернуть руль влево, чтобы вписаться в поворот.

Конечно на словах всё просто, но нужен практический опыт, и именно для этого я и посоветовал новичкам выше в тексте, что прежде чем выезжать первый раз в гололёд, полезно потренироваться где нибудь на пустынной и скользкой площадке.

Ещё следует помнить, что при управлении заднеприводной машиной, занос может произойти если вы при прохождении поворота и повороте руля в сторону поворота, резко добавляете газ. Не забываем, что на заднеприводной машине ведущие задние колёса меньше нагружены, чем на переднеприводной (конечно если у вас не Порше с движком сзади — специалисты Порше знают своё дело).

На переднеприводной машине в таком случае занос мало вероятен, но возможна пробуксовка передних ведущих колёс, и если долго не сбрасывать газ при этой пробуксовке, то можно так же спровоцировать занос и не вписаться в поворот.

Надеюсь эта статья и видеоролик под ней, поможет начинающим водителям ответить на вопрос, как ездить зимой на машине и не бояться гололёда, и надеюсь постепенно этот теоретический опыт перейдёт в практический и позволит ездить так же уверенно как и летом, успехов всем.

На курсах в автошколах потенциальных водителей предупреждают, что в первый год после выдачи прав лучше отказаться от идеи самостоятельного управления автомобилем в зимний период. Связано это с повышенной сложностью вождения транспортного средства по заснеженным дорогам. Даже в крупных городах дорожные службы не всегда справляются со снежным покровом на дорогах, а в сельской местности или за пределами основных трасс и вовсе очистке дороги не уделяют должного внимания. В целях собственной безопасности водитель должен заучить основные правила езды по снегу и в гололед в зимнее время года. К тому же, эти правила совсем простые и очевидные, но их несоблюдение может стоить водителю и пешеходам жизни.

Езда по снегу – основные правила

С опытом водители начинают лучше чувствовать свой автомобиль, и они даже не задумываются о том, как водить машину зимой. Но в первые годы за рулем, во время движения по участкам дороги, которые замело снегом, следует помнить об основных правилах предосторожности:


Озвученные выше правила применимы к любому типу снега. Всего же автомобилисты разделяют снег на дороге на 3 основных категории. Для каждого типа снега характерен свой стиль вождения, который позволит избежать аварий.

В середине или начале зимы снег часто идет без дождевых осадков, и он рыхло ложится на землю. Часто за пределами города на проселочных или небольших дорогах, где практически нет трафика, такой снег может лежать нетронутый автомобилями и дорожными службами. Данный тип снега преодолевать проще всего – его необходимо проехать на хорошей скорости, старясь не тормозить.

Рыхлый снег должен разлетаться из-под колес автомобиля, и застрять в нем невозможно, если соблюдать правила движения по заснеженным дорогам.

Сложным условием для водителя автомобиля является движение по мокрому снегу. Главное правило при езде по «тяжелому» снегу – необходимо максимально исключить возможность полной остановки автомобилю. Машина должна создать собственную колею и по ней двигаться, закатывая в нее новый снег и преодолевая его шинами. Исходя из законов геометрии, чтобы задние шины на поворотах могли пройти по колее, созданной передними, лучшим вариантом будет проходить их с максимальным радиусом.

Внимание: Если машина полностью остановилась в мокром снегу, по которому она двигалась с большим трудом, лучше немного сдать назад, а после этого вновь начать движение. Это позволит вернуть автомобиль в нужную колею и дальше двигаться накатом на нее.

Обратите внимание, что если ставится задача преодолеть на автомобиле большой участок дороги с мокрым снегом, лучше озаботиться спуском давления в шинах. При движении по дороге со столь сложными погодными условиями, опустите давление в шинах до 0,7-1 атмосфер. Двигаться рекомендуется на заранее выбранной передаче, стараясь держать обороты двигателя на одном уровне. Если вы стали ощущать, что автомобиль может заглохнуть, лучше остановиться, но не с помощью тормозов, а продолжая движение на сцеплении (для ручной коробки передач) или без нажатия педали акселератора (для автоматической трансмиссии).

Снежный наст является одним из самых сложных условий для движения автомобиля. Если предстоит долгая поездка по снежному насту и избежать ее нельзя – важно подготовить к данному испытанию шины, а еще лучше найти партнера, которому также необходимо преодолеть тяжелый участок заснеженной дороги.

Двигаться по снежному насту следует на спущенной резине до значения в 0,3-0,4 атмосфер. Из-за льда, образованного на снежной массе, сцепление колес автомобиля снижается практически до нуля. При этом жесткая ледяная корка имеет большое сопротивление и с трудом проминается под шинами. Опускать давление в шинах рекомендуется, чтобы увеличить площадь давления на снежный наст, что позволит прогибать и разламывать ледяную корку.

  1. Полностью остановиться перед поворотом не используя тормоза;
  2. Далее руль слегка выкручивается в сторону противоположную повороту, а автомобиль сдает назад;
  3. После этого руль поворачивается немного в сторону поворота, и автомобиль движется вперед.

В зависимости от крутизны поворота, массы автомобиля, мощности двигателя, обледенелости снега и других параметров, может потребоваться повторить описанную выше процедуру 2-3 раза. Это необходимо чтобы максимально расширить колею, с которой будет производиться поворот.

Если удалось найти партнера для езды через дорогу, на которой образовался снежный наст, он будет выступать в качестве страховки. Один из автомобилей должен двигаться вперед, продавливая под собой ледяную корку, а второй при необходимости сможет вытянуть его назад, если машина застрянет.

Езда в гололед

Правила безопасного движения в гололед практически не отличаются от методов продвижения по снегу. Однако если снежная насыпь часто встречается на дорогах малой интенсивности, то гололеду свойственно образовываться на трассах, протяженных дорогах общего пользования и в городе. При езде в гололед требуется быть предельно внимательным и не забывать о следующих правилах:


Перед тем как выезжать на дороги зимою, внимательно отнеситесь к подготовке автомобиля:

  • На нем должна быть «обута» зимняя резина;
  • Зеркала и стекла очищены от наледи;
  • С крыши должна быть удалена «снежная шапка», которая рискует оказаться на лобовом стекле при торможении, что приведет к опасной ситуации;
  • Фары, задние фонари и другие средства освещения и индикации должны быть очищены.

Если вы направляетесь в дальнюю поездку, обязательно убедитесь, что аккумулятор хорошо заряжен, и не придется