Как правильно ездить по плохим дорогам: Полет над ямой. Как правильно проехать лежачего полицейского. Техника проезда дорожных неровностей

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

В ходе выполнения поставленных задач на боевых машинах приходится преодолевать как естественные препятствия (реки, болота, крутые подъемы и спуски, овраги, густой лес, гряды камней и т. п.), так и искусственные заграждения (противотанковые рвы, воронки, уступы на спусках и подъемах, надолбы, завалы и т. п.). Наиболее сложные препятствия преодолеваются, как правило, после проведения работ по устройству проходов, разрушению крутостей или с использованием средств, повышающих проходимость машин (колейные мосты, фашины и др.).

При преодолении препятствий необходимо соблюдать следующие общие правила:

к препятствиям следует подходить на максимально возможной скорости, используя скрытые подступы и естественные маски;

при подходе к препятствию командир машины должен определить наиболее надежный способ его преодоления, подать команду снизить скорость и перейти на ту передачу, которая обеспечит быстрое, без остановок и повреждения машины преодоление препятствия;

направлять машину к препятствию следует под прямым углом к препятствию, и преодолевать его без переключения передач, остановок и по возможности без поворотов;

отходить от препятствия нужно быстро; если позволяют условия, то разогнать машину и перейти на высшую передачу.

Валики и выбоины являются самыми распространенными препятствиями на военных дорогах. Направляя машину к валику, следует выбирать участок его с меньшей высотой и крутизной, с более твердым грунтом. Подходить к нему под прямым углом, не снижая скорости. С выходом машины на гребень валика нужно уменьшить подачу топлива, а как только она начнет переваливать через гребень, отпустить педаль подачи топлива. Перевалив через гребень, в момент, когда передняя часть машины коснется земли, нужно быстро включить повышенную передачу и, увеличивая подачу топлива, быстро отойти от препятствия.

Уступы и вертикальные стенки могут преодолеваться с ходу, если их высота соответствует проходимости машины. Въезд на них возможен, если высота стенки не превышает высоты зацепа (для гусеничной машины) или 1/3 диаметра колеса (для колесной машины). Съезд с уступа возможен, если высота стенки не превышает 1/3 длины гусеничной или многоосной колесной машины. Уступы и вертикальные стенки большой высоты преодолеваются с помощью колейных мостов, бревен, фашин или после разрушения их крутостей. Плавность опускания носовой и кормовой частей достигается торможением машины двигателем и тормозами.

Окопы, траншеи, рвы и другие препятствия этого типа, ширина которых не превышает 0,3 длины корпуса гусеничной или многоосной колесной машины, преодолеваются под прямым углом со скоростью, допустимой условиями местности. Препятствия этого типа шириной 0,3–0,4 длины корпуса машины могут преодолеваться на низших передачах с использованием силы инерции. При этом в момент прохождения центра тяжести машины передней стенки рва надо резко увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя. Кроме того, для преодоления широких рвов на многоосных колесных машинах надо снизить давление воздуха в шинах до 0,15 МПа и включить все мосты.

Эскарпы, контрэскарпы и противотанковые рвы преодолеваются после разрушения крутостей, по проделанным проходам или по колейным мостам.

Воронки , встречающиеся на маршруте движения, как правило, обходятся. При невозможности обхода воронки командир должен определить ее диаметр и выбрать способ преодоления. Воронка, диаметр которой не превышает ширины колеи машины, пропускается между гусеницами (колесами). Воронки больших размеров, если по ним возможно движение, преодолеваются, как и противотанковые рвы, по проходу.

ВОЖДЕНИЕ В КОЛОННЕ

Успешное вождение машин в колонне и совершение маршей на большие расстояния во многом зависят от подготовки экипажей и командиров машин.

Перед маршем командир машины обязан:

организовать подготовку машины к маршу так, чтобы обеспечить безопасность движения днем и ночью и исключить вынужденные остановки по техническим причинам;

ознакомиться с маршрутом движения и его особенностями по картам или схемам;

изучить правила и порядок преодоления труднопроходимых и опасных участков пути;

изучить сигналы управления.

Движение в колонне должно начинаться одновременно всеми машинами. Установленные дистанции между машинами принимаются на ходу. По условиям безопасности размеры дистанции в метрах должны быть не менее численного значения скорости движения боевой машины. Например, при скорости движения 30 км/ч дистанция должна быть 30 м.

Управление на марше осуществляется флажками и световыми средствами. Команды, подаваемые командирами подразделений, должны дублироваться всеми командирами машин.

При движении машин в колонне требуется строго соблюдать дисциплину марша:

вести машину с заданной скоростью и на установленных дистанциях, выдерживая свое место в колонне;

двигаться только по правой стороне дороги, не мешая встречному движению и не препятствуя обгону;

при движении по проселочным дорогам с глубокой колеей выбирать направление так, чтобы гусеницы (колеса) не попадали в колею;

следить за подаваемыми командами, сигналами регулировщиков, знаками регулирования дорожного движения и точно их выполнять;

соблюдать светомаскировку в ночных условиях;

внимательно следить за дорогой, обстановкой на маршруте и за движением впереди идущей машины;

объезжать остановившиеся машины только слева и при отсутствии встречного транспорта;

выходить из машины при остановках на дороге только на правую сторону.

При вынужденной остановке необходимо съехать с дороги, чтобы обеспечить беспрепятственный объезд другой технике, и при необходимости подать сигнал «Авария».

Если машина остановилась на проезжей части дороги, то экипаж следующей за ней машины должен отбуксировать ее с дороги. На первой же остановке колонны экипаж, заметивший сигнал аварийной машины, докладывает командиру подразделения, в каком месте и какая машина сделала вынужденную остановку.

После устранения неисправности машина должна продолжать движение. Занимать свое место в колонне можно только на привалах с разрешения начальника колонны.

При движении командир машины должен организовать ведение всеми членами экипажа воздушного и наземного наблюдения в заданных секторах.

В ходе марша командир машины для предупреждения дорожных происшествий должен систематически проверять бдительность водителя, помогать ему в оценке дорожной ситуации.

На остановках и привалах командир должен организовать обслуживание машины и устранение выявленных недостатков, по возможности освобождая водителя от тяжелого физического труда.

ВОЖДЕНИЕ В БОЮ

Боевые действия проводятся, как правило, на пересеченной местности, вне дорог. Тактически грамотное вождение машины в таких условиях заключается в правильном использовании рельефа местности и местных предметов для движения с максимально допустимой скоростью и уменьшения уязвимости машины от огня противника. Умелые действия на пересеченной местности обеспечиваются непрерывным наблюдением, правильным и быстрым ориентированием.

При движении машины по пересеченной местности вне дорог командир машины должен руководствоваться следующими правилами вождения:

по ровной местности с твердым грунтом, вести машину на возможно высшей передаче;

участки местности с рыхлым грунтом преодолевать по заранее выбранному направлению, не переключая передач, и без крутых поворотов, короткие участки преодолевать с разгона, используя инерцию машины;

избегать крутых подъемов, спусков и косогоров, при движении по скользкому грунту не допускать заноса или юза машины;

по вспаханному полю по возможности двигаться вдоль борозд или под острым углом к ним;

на песчаных влажных участках двигаться по следу машины, идущей впереди; на сухом песке избегать колеи, не переключать передачи, не допускать остановок и поворотов.

При преодолении трудно проходимых участков пути на колесных машинах необходимо снижать давление в шинах, включать передние мосты, а в особо тяжелых условиях и понижающую передачу в раздаточных коробках. Движение с пониженным давлением в шинах должно осуществляться на небольших скоростях.

Вождение вне дорог в зимних условиях имеет следующие особенности: увеличивается сопротивление движению в глубоком снегу; понижается сцепление гусениц и колес с грунтом; при движении возможны буксования и заносы; трудно определить характер препятствий под снегом; блеск снега в ясную погоду быстро утомляет зрение.

Предельная глубина снежного покрова, преодолеваемого гусеничной машиной, зависит от плотности снега. Колесные машины могут двигаться по снежной целине глубиною 0,25– 0,3 м без снижения давления в шинах, при большей глубине давление в шинах нужно снижать до 0,075–0,15 МПа.

Двигаться по снежной целине нужно прямолинейно, без крутых поворотов, остановок и резкого изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Переключение передач и повороты производить на участках с неглубоким снежным покровом. В случае буксования подать машину назад и снова повторить движение вперед.

При выполнении боевой задачи в составе подразделения командир машины должен:

вести машину строго в заданном направлении по указанным ориентирам, при необходимости самостоятельно выбирать вспомогательные ориентиры;

четко и быстро выполнять команды при перестроениях и совершении маневра;

выдерживать установленные интервалы и дистанции, наблюдать за местностью и движением соседних машин, за сигналами командира;

маневрировать, используя складки местности и скрытые подступы для занятия наиболее выгодных и удобных позиций для ведения огня;

своевременно обнаруживать препятствия и заграждения и правильно выбирать способы преодоления или обхода их.

Преодоление крутых подъемов.

Перед крутым подъемом или спуском следует убедиться, что в пневмосистеме тормозов установилось необходимое давление (кроме ГАЗ-66). Если перед преодолением подъема или спуска автомобиль прошел по грязной дороге с лужами, необходимо проехать перед спуском небольшой участок для просушки тормозов с притормаживанием.

Автомобили высокой проходимости способны преодолевать подъемы при сухом грунте до 30°. Перед преодолением крутого подъема, близкого к предельному, необходимо пройти пешком по трассе подъема, выбрать лучшее направление для движения, а также осмотреть место выхода с подъема на ровный участок, чтобы убедиться в безопасности выхода. Выбрав место для выхода и наметив трассу с учетом крутизны, ровности и плотности грунта, следует вешками обозначить направление движения или наметить ориентиры. После этого можно начинать подъем.

Для улучшения сцепления колес с грунтом на предельных подъемах целесообразно снизить давление в шинах до 1,0–0,75 кгс/см 2 .

В коробке передач и раздаточной коробке должны быть установлены первые передачи.

Преодолевать крутые подъемы следует «в лоб» строго по прямой. Поворот на склоне может привести к соскальзыванию и опрокидыванию автомобиля. Если подъем не удалось преодолеть из-за пробуксовки колес, следует понизить давление в шинах до 0,5 кгс/см 2 и повторить преодоление подъема.

Преодоление крутых спусков.

Спускаться с крутых спусков следует на тех же передачах, которые необходимо было бы включать при подъеме (в зависимости от крутизны). Выключать двигатель, передачу и сцепление на спуске категорически запрещается.

В процессе спуска следует плавно притормаживать автомобиль ножным тормозом.

На выходе с крутого спуска может иметь место утыкание буфером в грунт. Однако грунт перед буфером, если он нескальный, обычно сдвигается легко и не оказывает большого сопротивления.

Преодоление уступов.

Перед препятствием необходимо остановиться на расстоянии около 1 м, осмотреть место въезда и сопоставить величину порога с высотой буфера автомобиля и радиусом колеса.

При въезде на пороговое препятствие, высота которого близка к половине диаметра колеса, необходимо понизить давление в шинах до 1,0–0,75 кгс/см 2 . Включить первую передачу в раздаточной коробке и первую передачу в коробке передач.

При движении на уступ остановка не допускается. В момент, когда передние колеса упрутся в грунт, необходимо увеличить открытие дросселя настолько, чтобы сохранить поступательную скорость постоянной. После того как передние колеса войдут на уступ, увеличивать частоту вращения коленчатого вала двигателя не следует. Необходимо продолжать плавный въезд на препятствие с той же скоростью, пока последняя ось не пройдет через него. При понижении давления в шинах до 0,5 кгс/см 2 автомобили высокой проходимости могут преодолевать уступы высотой около 0,6 от диаметра колеса. Так, автомобиль ЗИЛ-131 преодолевает грунтовой уступ высотой 0,65 м, а автомобиль Урал-375 уступ высотой 0,7 м.

При съезде с порогового препятствия следует иметь в виду, что в большинстве случаев край порога обваливается и крутизна спуска существенно уменьшается, что облегчает преодоление препятствия. Если при съезде с порогового препятствия есть опасение, что после опускания с порога передних колес «низшие точки» средней части автомобиля врежутся в грунт, рекомендуется выполнять съезд на низших передачах в раздаточной коробке и коробке передач при пониженном давлении воздуха в шинах.

Преодоление траншей, канав, рвов и оврагов.

Возможности преодоления траншей с крутыми стенками у автомобилей высокой проходимости массового производства ограничены шириной, равной 0,8-7-0,9 D колеса. Ширина преодолеваемой траншеи с крутыми стенками составляет: для автомобилей ГАЗ-66 и ЗИЛ-157 - 0,9, для автомобилей ЗИЛ-131 и Урал-375 - 1,0 м.


Рис. 23. Положение автомобиля «в распор».

Преодолевать траншею рекомендуется на первой передаче в раздаточной коробке и второй передаче в коробке передач при давлении в шинах 1,0 кгс/см 2 . Для того чтобы передние колеса не провалились сразу на большую глубину при переезде через траншею шириной, близкой к предельной, проезжать через нее следует под углом 80°. При этом колеса опустятся в траншею последовательно. Очень важно при проходе траншеи поддерживать постоянную скорость движения и не делать рывков и резких изменений частоты вращения коленчатого вала двигателя до полного выхода с препятствия. Канавы с пологими стенками, если они неглубокие и не происходит утыкания буфера в стенку канавы, целесообразно преодолевать тем же приемом, что и траншею, но под углом 90°.

Если грунт мягкий, то для выхода из канавы допускается сдвиг слоя грунта высотой 10–15 см. Если с первого захода сдвинуть грунт не удалось, можно повторить попытку прохода с несколько большей скоростью. При повторной неудаче следует снять лопатой мешающий грунт, использовать лебедку или забросать дно канавы камнями, ветками или другим подручным материалом,

При проезде через рвы и овраги необходимо остерегаться положения, показанного на рис. 23. При этом положении в случае невозможности преодоления препятствия с первого захода автомобиль почти полностью лишается подвижности. Из приведенного положения вывести автомобиль можно только с помощью самовытаскивания лебедкой или скопать лопатой уступы грунта, мешающие автомобилю набрать разгон для преодоления препятствия. При выборе места для проезда через овраг следует выбирать более широкие участки с меньшей высотой уступов.


К атегория:

Управление автомобилем

Преодоление препятствий на автомобиле


Подъезжая к препятствию, водитель должен убедиться в возможности его преодоления как по габаритам автомобиля, так и по параметрам его проходимости. При появлении малейшего сомнения водитель выходит из машины, осматривает препятствие и убеждается в возможности дальнейшего движения. Если геометрические параметры проходимости не позволяют преодолеть данное препятствие, водитель, где это возможно, срывает откосы, подкладывает подручный материал и, если надо, надевает на колеса средства повышения проходимости.

Перед препятствием переходят на низшие передачи. Торможение обязательно заканчивается до наезда на препятствие, так как при торможении сила инерции вызывает перераспределение массы автомобиля по ос-ям и передняя подвеска перегружается.

По косогору двигаются на низшей передаче, плавно, без поворотов, ускорений и торможений. Здесь всегда возникает опасность сползания автомобиля в сторону уклона, которая значительно возрастает на мокром грунте. Если началось сползание, рулевое колесо поворачивается в сторону сползания и автомобиль выравнивается. Нельзя поворачивать руль в обратную сторону: автомобиль поворачивается к вершине косогора и дальнейшее движение становится невозможным.

Овраги с мокрым грунтом для легкового автомобиля являются, как правило, непреодолимым препятствием. Сухие овраги преодолеваются только там, где есть слеДы от прошедших ранее машин, под прямым углом к скату оврага и на первой передаче в КП, которая включается заранее. При съезде в овраг производится подтормажи-вание рабочим тормозом с включенным сцеплением. Как только передние колеса минуют середину оврага, водитель резко увеличивает подачу топлива и выезжает из оврага при частоте вращения коленчатого вала выше средней. Останавливаться на дне оврага не рекомендуем. Если при движении на подъем машина забуксует и остановится, нужно выжать педаль сцепления и скатиться вниз. Затем включить заднюю передачу, подать автомобиль как можно дальше назад на противоположный скат оврага и затормозить его стояночным тормозом, включить первую передачу в КП, растормозить автомобиль и, резко увеличив подачу топлива, выехать из оврага с разгона. Таким же образом преодолеваются большие ямы диаметром более длины автомобиля. Ямы малого диаметра пропускают между колесами.

Холм преодолевается по колее прошедших ранее машин на низшей передаче, включенной заранее. При движении на холм передачи не переключают. Когда позволяет местность, его лучше преодолевать с разгона. Если есть пассажиры, водитель посылает одного из них на вершину холма для просмотра местности за вершиной.

Спуск с холма производится также на низшей передаче с подтормаживанием рабочим тормозом и включенным сцеплением.

Пороговые препятствия типа вертикальной стенки встречаются довольно часто. Это бетонные плиты, бордюры дорог, въезды на временные мосты и другие. Опыт показывает, что автомобиль может преодолевать вертикальную стенку высотой примерно в одну треть диаметра колеса. Такое препятствие преодолевается на самой малой скорости и обязательно под прямым углом. Сначала водитель при выжатой педали сцепления подводит автомобиль до упора передними колесами в стенку и, не дав ему остановиться, отпускает несколько педаль сцепления и одновременно увеличивает частоту вращения коленчатого вала. Регулируя скорость педалью управления дроссельной заслонкой и педалью сцепления, водитель плавно заезжает на порог передними колесами. Таким же образом въезжает и задними колесами. Преодоление пороговых препятствий с разгона на большой скорости приводит к поломкам передней подвески, а проезд под острым углом - к перекосам, крайне нежелательным для кузова, и даже к опрокидыванию. На стенку небольшой высоты можно въехать и под острым углом, но обязательно на небольшой скорости.

Легковые автомобили преодолевают броды, по глубине равные примерно значению клиренса. Признаками брода являются дороги или следы машин, подходящие к берегу, уширение реки, мелкая рябь на поверхности воды, пологие берега и др. Подъехав к броду, необходимо убедиться, что он преодолим легковым автомобилем. Если состояние дна неизвестно, на ведущие колеса надевают цепи противоскольжения. При наличии других машин брод преодолевают после того, как впереди идущий автомобиль выйдет на противоположный берег. Перед въездом в воду закрывают жалюзи радиатора и переходят на самую малую скорость. По дну двигаются на первой передаче по кратчайшему расстоянию на ориентир, намеченный на противоположном берегу, под небольшим углом в сторону течения. Частота вращения коленчатого вала выдерживается средней и равномерной. Остановки в воде недопустимы, так как вода тут же начинает вымывать грунт и колеса погружаются глубже. Перед выездом на противоположный берег частота вращения коленчатого вала плавно увеличивается.

Если при преодолении брода двигатель заглох, пытаются пустить его стартером. При безуспешности попыток принимаются меры к эвакуации автомобиля из воды выталкиванием или буксированием. Если расстояние до берега небольшое, автомобиль можно вывести из воды с помощью стартера, включив в КП первую передачу.

После переправы вброд тормозной эффект снижается. Поэтому сразу же необходимо просушить намокшие тормозные колодки, для чего в движении делается несколько раз легкое подтормажнвание.

Чтобы из-за «лежачих полицейских» не страдала автомобиля, в особенности передняя подвеска, необходимо освоить правильную технику их проезда.

Для чего нужны «лежачие полицейские»

Искусственные дорожные неровности (ИДН) или «лежачие полицейские» предназначены для принудительного снижения скорости автотранспортного потока у нерегулируемых пешеходных переходов, въездов в пешеходные и жилые зоны, вблизи учебных и культурных заведений.

В результате даже те из водителей, которые привыкли ездить, не соблюдая скоростной режим, игнорируя дорожные знаки и разметку, вынуждены сбавлять скорость при подъезде к «лежачим полицейским».

Однако сбавить скорость еще недостаточно, искусственную дорожную неровность необходимо правильно проехать.

Немного физики

Во время нажатия на педаль тормоза движущегося автомобиля в точке контакта его с дорожным покрытием возникают тормозные силы, направленные в сторону, противоположную движению.

Сила инерции, приложенная к центру массы машины, тянет автомобиль вперед. Возникающий в результате момент сил стремится прижать переднюю часть автомобиля вниз, а заднюю его часть – приподнять вверх.

Вследствие этого пружины передней подвески сжимаются, нагрузка на рычаги и возрастает.

Если в этот момент передние колеса машины преодолевают препятствие в виде «лежачего полицейского», передняя подвеска автомобиля получает дополнительный удар снизу – от дорожного препятствия.

Неудивительно, что от частого и многократного, да еще и безграмотного проезда «лежачего полицейского» довольно скоро детали подвески износятся и придут в негодность.

Техника проезда

Подъезжая к дорожной неровности в виде «лежачего полицейского», сбавьте скорость примерно до 15 км/ч, а за 2 метра до препятствия (линия А) нажмите на педаль тормоза.

В полном соответствии с законами физики передняя часть автомобиля слегка опустится вниз, к поверхности дорожного покрытия, а пружины передней подвески сожмутся.

В полуметре от «лежачего полицейского» (линия В) резко с педали тормоза. Передняя часть машины приподнимется, пружины передней подвески разгрузятся и в разжатом положении мягко примут удар снизу в момент касания с дорожной неровностью.

После того, как передние колеса минуют дорожную неровность, а задние на нее еще не заедут, кратковременным нажатием на педаль тормоза приподнимите вверх заднюю часть автомобиля, разгрузив при этом пружины задней подвески.

В итоге автомобиль легко и плавно перекатится по «лежачему полицейскому».

Усложненная техника проезда

В случае, когда препятствие в виде искусственной дорожной неровности обнаружено поздно, и сбросить скорость до рекомендуемых в предыдущем разделе 10 км/ч невозможно, используйте интенсивное торможение, а за 2 метра до препятствия отпустите педаль тормоза, сразу после этого нажав на газ.

В результате центр тяжести автомобиля сместится назад и в момент прохождения препятствия передними колесами пружины передней подвески будут разжаты и машина легко, без удара, минует «лежачего полицейского» своими передними колесами.

Только лишь передние колеса проедут препятствие, ногу с педали газа снимите и, нажав на тормоз, приподнимите заднюю часть машины.

Со стороны этот динамичный маневр выглядит как перепрыгивание через препятствие и требует опыта и определенных навыков.

Проезд препятствия по диагонали

Если позволяют дорожные условия, «лежачего полицейского» можно проезжать немного наискосок, обеспечивая поочередной проезд колесами через дорожное препятствие.

При такой технике проезда машина не будет приподниматься над препятствием, а лишь слегка раскачиваться из стороны в сторону, как бы мягко переваливаясь через «лежачего полицейского».

И самое главное – во время выполнения маневра проезда дорожной «лежачего полицейского» не теряйте контроль за дорожной обстановкой впереди машины.

Ведь эта искусственная дорожная неровность создана не для того, чтобы позлить вас или дать вам возможность , а исключительно с целью обезопасить пешеходов, находящихся в зоне, огражденной «лежачим полицейским».

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!