Как понять что шина изношена

Статья о том, как определить износ автомобильных шин, и что на него влияет. В конце статьи - видео о дефектах автомобильных шин.

Когда необходимо менять шины. Причины и последствия износа


Средний срок службы покрышки - от 5 до 7 лет. Большинство производителей определяют срок эксплуатации в 10 лет, но в реальности замена требуется примерно на 6 год службы.

Конечно, колесо может прослужить и 10 лет, если покрышка изготовлена из качественного материала, машина используется неинтенсивно и по хорошей дороге, а владелец тщательно следит за состоянием колес и автомобиля в целом.

Но в реальности содержать автомобиль в идеальном состоянии довольно сложно, а времена, когда машину покупали «похвастать», а не для дела, давно канули в Лету. Сегодня автовладелец эксплуатирует своего железного друга по максимуму, а не трясется, как над величайшим сокровищем. И шины в процессе работы получают нагрузку (и не малую) в первую очередь.

Факторы, влияющие на износ шин

Качество дорожного покрытия

Дорога оказывает самое большее воздействие на состояние шин. К сожалению, идеальное асфальтное покрытие остается чем-то из области фантастики, особенно в небольших городах. Неровности дороги, ямы и выбоины не лучшим образом влияют на состояние протектора.

Интенсивность и особенности эксплуатации

Изношенная шина - показатель не только состояния дороги, но и навыков водителя. Шины автомобилиста-лихача выйдут из строя гораздо раньше, чем у спокойного и опытного автовладельца.

Уход за колесами и машиной в целом

Регулярные проверки состояния машины, внимательное отношение к нуждам «железного друга» и регулярная диагностика позволяют значительно увеличить срок службы автошин.

Качество резины

Экономия за счет качества может не только сказаться на безопасности, но и потребовать замены резины гораздо раньше, чем это требуется обычно.

Состояние подвески

Неисправности системы подвески сказываются на состоянии колес не лучшим образом.

Разбалансировка колес и другие причины

Стертый протектор может причинить много неприятностей и поставить под угрозу безопасность водителя и пассажиров транспортного средства, а также и кошелек автовладельца.

Чем опасны изношенные шины:

  1. Снижается сцепление колеса с поверхностью дорожного полотна. Это чревато заносами при поворотах и торможении, особенно на мокрой/обледенелой поверхности.
  2. Уменьшается проходимость автомобиля в условиях бездорожья.
  3. Повышается риск повреждения шины. Прокол прохудившейся резины - лишь вопрос времени.
  4. Высокий риск аквапланирования.
Норма износа шин определяется законодательством и прописана в ПДД.

Максимально допустимый показатель истирания летней резины - до 1,6 мм по всей поверхности протектора. Для зимней - 4 мм. Для грузовых автомобилей - 1 мм.

Эти показатели - предел, прописанный в законе, но с позиции безопасности рекомендуется менять резину раньше, когда уровень истираемости на 1 - 3 мм меньше.

Индекс износа шин


Каждый изготовитель обязан производить маркировку на боку шинной продукции в соответствии с международными требованиями. Изначально этот стандарт использовался лишь в США, но постепенно получил распространение по всему миру. Кроме страны изготовителя, модели, назначения, направления вращения и прочих характеристик на боку шин указывается уровень сопротивления износу.

Treadwear - определение, обозначающее коэффициент износостойкости. Treadwear, равный 100 (средний показатель), предполагает пробег в 48 000 км на стандартном дорожном покрытии, которое характерно для испытательного полигона.

Конечно, в естественных условиях этот показатель не столь точен - качество дороги, стиль вождения, погодные условия и прочие факторы значительно влияют на износ протектора и срок эксплуатации. Но, обратив внимание на индекс, можно все же определить уровень износостойкости шины.

Способы определения износа шин

Проверка уровня износа должна проводиться регулярно. Это позволит избежать не только штрафа со стороны госавтоинспекции, но и снизить риск неприятностей на дороге.

Есть несколько способов определить степень истертости протектора.

Способ 1. Проверить индикатор износа шин

Индикатором называют протекторный блок, расположенный внутри углублений протектора. Его высота равняется допустимой норме износа (1,6/4 мм). Если протектор стерся до уровня индикатора, то резину необходимо срочно заменить.

Чтобы найти место, где расположен индикатор, следует обследовать бок шины. Напротив протекторного блока обычно наносится небольшое клеймо в виде треугольника, логотипа компании-производителя, снежинки или аббревиатуры TWI.

Последнее время получили распространение цифровые индикаторы. На поверхности протектора располагают цифры, которые показывают уровень углубления. По мере износа они стираются, начиная от самой большой по значению и заканчивая малой и наиболее «глубокой». Например, если на летней резине остаются видны только цифры 2 и 4, то это сигнал к скорой смене шин. После того, как исчезнет цифра 2, шина достигает максимально допустимого уровня износа и требует немедленной смены.

Способ 2. Использовать специальный измеритель

Индикатор не всегда точен, поэтому водителю желательно приобрести измеритель глубины профиля протектора. С помощью этого небольшого и недорогого прибора автовладелец самостоятельно может проконтролировать уровень истирания в нескольких местах.

Способ 3. Использовать монету

Если истертость вызывает сомнения, а измерителя не оказалось под рукой, можно прибегнуть к помощи 10-копеечной монеты. Она помещается надписью «копеек» в борозду протектора.

Слова«копеек» не должно быть видно. Если же оно хорошо читается, то шину стоит сменить или подвергнуть более тщательной проверке.

Эти способы применяются, чтобы определить допустимый износ шин, который происходит равномерно. Но часто под действием неисправности автомобиля или других факторов протектор изнашивается совершенно не так, как положено. Чтобы выяснить, нет ли неестественных повреждений, нужно тщательно осмотреть колеса.

Как визуально выявить износ автомобильных шин

Протектор изношен посередине

Если резина более интенсивно стирается посередине колеса, значит наибольшая нагрузка в результате трения приходится именно на это участок.

Возможные причины:

  1. Шина неравномерно прилегает к дорожному полотну. Чаще всего такое случается, если давление в шине не соответствует требованию производителя.
  2. Еще одна причина - перепад давления в результате изменения температуры. Например, во время заморозков давление в камере снижается, а после повышение температуры или разогрева камеры в процессе движения - повышается и часто превышает допустимую норму.
  3. Колеса слишком сильно накачаны. Это может случиться из-за невнимательности водителя или с определенной целью - некоторые таким способом пытаются снизить расход топлива.

Резина стерта по краям

Если износ по краям значительно сильнее, чем по центру, следует насторожиться.

Возможная причина - слишком низкое давление. В этом случае шина склонна к постоянной деформации и протектор прилегает к дорожному покрытию неравномерно. Чтобы избежать подобной неприятности (а от недокачанного колеса зависит работа и долговечность подвески), следует регулярно измерять давление в камере, особенно в зимний период.

Интенсивно стирается передняя кромка рисунка протектора

Если углы рисунка стираются неравномерно (передние края более гладкие, а задние практически не истерты), это говорит о недостаточном вращении колеса.
Возможные причины: проблемы с работой подвески, выход из строя шаровых опор либо подшипников.

Такое случается довольно часто; при обнаружении подобного износа следует проверить машину на исправность подвески.

Шина чрезмерно изношена с какой-либо одной стороны


Виновником является все то же неплотное прилегание к дорожному покрытию.

Возможные причины: неисправности подвески или неотрегулированный сход-развал.
Подобные симптомы характерны также для грузовых автомобилей - причиной служит чрезмерная нагрузка на определенные участки колеса.

Трещины по бокам шин

Возможные причины: езда по бездорожью, низкое давление, некачественная резина или длительные срок эксплуатации.

Такие деформации обычно возникают при наезде на ямы и выбоины при недостаточно накачанных (или наоборот, перекачанных) шинах. Если давление колеса соответствует требованиям, то неровности на дороге сглаживаются за счет своеобразной амортизации. Но при нарушении этих требований колесо подвергается нагрузке и принимает весь удар на себя, деформируясь под давление извне.

Трещины могут говорить о том, что качество материала изготовления оставляет желать лучшего. Также они сигнализируют о старости шин и необходимости сменить их на новые.

Выпуклости по бокам шин

Возможные причины: повреждение резины в результате удара о твердую поверхность боковой частью колеса.

Выпуклости проявляются через некоторое время после удара. Колесо, имеющее подобные повреждения, становится опасным для эксплуатации; желательно заменить шины в ближайшее время.

Вмятины на протекторе

Возможные причины: недостаточная амортизация, неотрегулированный сход-развал.

Амортизатор отвечает за сглаживание и равномерное распределение ударной нагрузки в процессе движения. Если он выходит из строя, колесо страдает первую очередь, получая усиленный удар на определенные участки шины. В результате формируются вмятины и выпуклости на всей поверхности колеса.

При первых же признаках следует отогнать машину на диагностику и проверить исправность подвески.

Износ в виде отдельных пятен на протекторе

Возможные причины: интенсивное торможение, резкий поворот или занос автомобиля с блокировкой колес.

Также причиной может стать длительная фиксированная нагрузка на один и тот же участок шины, например, когда автомобиль оставляют на долгий срок без движения, уезжая отдыхать или не используя в зимний период.

Проводя регулярные проверки, сложно упустить момент, когда будет пора менять шины или побеспокоиться о причинах неестественного износа. Внимательное отношение к машине поможет избежать многих неприятностей и устранить неполадки, пока не стало слишком поздно.

При эксплуатации автомобиля неизменно возникают проблемы с износом покрышек. Необходимо своевременно выявлять такой износ шин и проводить регулярную замену шин, что и позволит гарантировать беспроблемность эксплуатации автомобиля, а водитель всегда будет уверен в машине вне зависимости от качества дорожного полотна. Расскажем вам поподробнее как определить износ шин.

В среднем при активной эксплуатации автомобиля срок службы покрышек не превышает семи лет. Многие автопроизводители заявляют эксплуатационный срок службы своих моделей колес в десять лет, однако в реальности уже на пятый-шестой год автомобильным шинам требуется замена.

В каждом конкретном случае эксплуатационный срок службы покрышек будет различаться, в зависимости от конкретной модели колес, стиля управления автомобилем, ежегодным пробегом и так далее. Не редкость ситуации, когда при агрессивном стиле вождения и большом пробеге за год требуется менять покрышки раз в два-три сезона.

Необходимо помнить о том, что износ покрышек напрямую влияет на показатели безопасности эксплуатации автомобиля. Даже наполовину истершаяся шина уже не сможет обеспечить столь качественного сцепления с дорогой. Соответственно, чем меньше осталось на шине протектора, тем аккуратнее следует управлять автомобилем, в конце концов выполняя замену изношенных колес.



На износ шин могут оказывать влияние следующие факторы:

1. Состояние подвески.

2. Качество резины.

3. Правильная балансировка колес.

4. Качественный уход за машиной и покрышками.

5. Особенности интенсивности эксплуатации автомобиля.

6. Качества дорожного полотна.

Необходимо сказать, что на разбитых дорогах и при агрессивном стиле вождения автомобилей, которые находятся не в лучшем техническом состоянии, на используемые покрышки приходится повышенная нагрузка, соответственно нам буквально уже через два-три года появляются проблемы с минимальным остаточным протектором и в итоге приходится выполнять дорогостоящую замену шин.



При минимальном остаточном протекторе существует риск аквапланирования. То есть, если автомобиль попадает в лужу или на мокрый участок дороги, то может появиться скольжение и неконтролируемый занос.

Также такие стертые покрышки могут часто повреждаться, в особенности при эксплуатации на разбитых дорогах. Поэтому, если вы хотите защитить себя от частных проколов шин, то необходимо следить за их износом, определять минимальный остаточный протектор и обеспечивать равномерное истирание шин.

Также может отмечаться ухудшение сцепления колес с дорожным полотном, что в особенности проявляется при торможении и прохождении поворотов. Если вы хотите обеспечить полную безопасность эксплуатации автомобиля, то следует оперативно менять покрышки с полностью истершимся протектором.

На сегодняшний день минимальный остаточный протектор у летних и зимних покрышек прописан в правилах дорожного движения. Для грузовых автомобилей этот показатель равняется 1 миллиметру. Для легковых авто максимально допустимый показатель по истиранию у летней резины составляет 1,6 миллиметра, по всей поверхности рисунка протектора, для зимней резины этот показатель минимального рисунка протектора составляет 4 миллиметра.



Большинство автопроизводителей в маркировке своих шин указывает индекс износа, который отображает износоустойчивость покрышек и максимальный пробег до потери ими сцепных свойств. На покрышках иностранного производства вы можете найти надпись Treadwear и рядом цифровой индекс. Так, например, если на покрышках стоит надпись Treadwear 420, то такие шины могут пробежать порядка 42000 километров пробега. Соответственно, вы сможете рассчитать возможный пробег по каждой модели покрышек при их приобретении и эксплуатации.



Отметим, что такую проверку необходимо проводить регулярно, что позволит не только избежать штрафов от Госавтоинспекции, но и обеспечит безопасность эксплуатации автомобиля. Существует несколько проверенных способов определения такого износа, причём выполнить такую работу сможет каждый из нас.

Качественные покрышки будут иметь специальные индикаторы на протекторных блоках, расположенных внутри углубления. В том случае, если протектор истерся до появления такого индикатора износа, то необходимо срочно заменить покрышки. Найти такой индикатор можно по маркировкам на боковине покрышек, где будет указано небольшое треугольное клеймо, напротив которого в протекторе будет располагаться соответствующий блок с индикатором.



В продаже можно найти специальное устройство, предназначенное для измерения остаточного протектора покрышек. Стоимость таких устройств не слишком высока, при этом вы сможете получить максимально точную информацию по истиранию протектора, причём проверка может быть проведена не только в каком-либо одном участке протектора, но и по всей поверхности пятна контакта.

Проще всего выполнить такую проверку износа шин при помощи десятикопеечной монеты. Вам необходимо лишь будет поместить монету в протектор надписью «копейка». У шины с изношенным протектором надпись «копейка» не будет видна. Если же это слово хорошо читается на монетке, то остался минимальный протектор и покрышки следует как можно скорее заменить.



Степень износа протектора и его равномерность позволит вам определить наличие у автомобиля проблем с подвеской и развалом-схождением. В том случае, если колесо истерто неравномерно, то это свидетельствует о возможных проблемах с шаровыми или нарушении геометрии развал-схождения. В любом случае вам необходимо будет обратиться на соответствующие СТО за проведением диагностики автомобиля, выявить имеющиеся поломки и оперативно их устранить.

Заключение

Эксплуатация покрышек с изношенным протектором может привести к проблемам с управляемостью автомобиля, кроме всего прочего, инспекторы ГИБДД вправе будут оштрафовать вас за использование таких некондиционных шин. Проверка протектора не представляет сложности, и выполняется при помощи подручных средств. В том случае, если вы выявили, что протектор ваших покрышек изношен, необходимо как можно скорее выполнить замену шин, что и позволит гарантировать беспроблемность эксплуатации автомобиля.

Регулярная проверка уровня износа протектора шин должна входить в привычку каждого автомобилиста. Протектор шины - единственная её часть, которая находится в контакте с дорожным покрытием. Качество резины шины и глубина протектора напрямую влияют на показатели сцепления автомобиля с дорогой.

Изношенная шина подвергается большему риску прокола и аквапланирования . Помимо этого качество торможения и устойчивость на дороге снижаются соответственно уровню износа, особенно в зимних погодных условиях.

Предельно допустимый уровень износа определяется российским законодательством и равен 1,6 мм резины на всей поверхности протектора для летних автомобильных шин . Для зимних шин предельный уровень износа, допустимый законом, равен 4 мм.

Способы измерения уровня износа протектора шин

Индикатор износа

Эта наиболее известная система. Речь идет о протекторном блоке толщиной в 1,6 мм, расположенном, как правило, в глубине продольных канавок. Если протектор приравнивается к уровню индикатор, то шина достигла своего предельного срока эксплуатации, установленного законом, и, следовательно, должна быть заменена. Переходя эту грань, автомобилист совершает правонарушение.

Фото © : rezulteo

Классический индикатор уровня износа шин.

Для того, чтобы определить расположение индикатора уровня износа на протекторе шин, необходимо найти на боковине шины одну из следующих отметок:

  • Знак TWI (tread wear indicator)
  • Логотип марки
  • Треугольник

Фото © : Michelin

На шинах Michelin индикатор уровня износа в центральной канавке обозначен маленьким Бибендумом.

Некоторые фирмы выпускают также промежуточные индикаторы износа шин . Их исчезновение указывает на то, что шина больше не обеспечивает оптимальных качеств на мокрой поверхности.

Фото © : Continental

Промежуточный индикатор уровня износа на шинах Continental

Цифровой индикатор износа.

Согласно данному методу определение уровня износа происходит с помощью системы цифр, расположенной на протекторе шины. Цифры указывают глубину резины и стираются по мере износа протектора. Этот способ используется многими компаниями, такими как Nokian или Matador .

Фото © : Matador

Цифровой индикатор уровня износа на шинах Matador

Фото © : Nokian

Цифровой индикатор уровня износа шин Nokian

Цветовое изменение шины.

Два китайских дизайнера создали прототип шины, меняющей свой цвет при изнашивании. Принцип здесь простой: при износе шины происходит окрашивание внутренней части протектора в ярко оранжевый цвет . Необычный и интересный метод, но, по мнению наших специалистов, трудно реализуемый!

Фото © : All Rights Reserved

Идея, предложенная агентством Yanko Design


Измеритель глубины профиля

Индикаторы износа являются быстрым способом оценки уровня износа протектора, но они не могут заменить точность, получаемую благодаря измерителю глубины профиля шин . Этот небольшой прибор, который находится в продаже во всех автоцентрах и имеет довольно низкую стоимость, позволяет замерить глубину канавок протектора в различных местах автомобильной шины в соответствии с законодательством.

Фото © : All Rights Reserved

Профессиональный измеритель глубины протектора шины

Предопределить срок службы шин невозможно. Его размер находится в прямой зависимости от нескольких факторов в комплексе: конструкция, темп и уровень автовождения, климат, состояние дорожных покрытий, уход. Текущее состояние покрышек находится в прямой зависимости от пробега автомобиля и стоит в одном из первых рядов рейтинга по безопасному движению на дорогах.

Для его обеспечения необходимы неукоснительное соблюдение правил эксплуатации транспортного средства, неустанный контроль за состоянием шин и степенью их изношенности. Недопустимо использование авто при понижении остаточной высоты протектора шин ниже минимально допустимого уровня. Как определить износ шин? Каковы его признаки? Речь пойдет об этом.

Виды износа шин, причины возникновения

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Протектор – единственная составляющая шины, имеющая непосредственный контакт с дорогой. Основными техническими показателями при сцеплении машины с дорожным покрытием являются качественная резина глубина протектора.

Норматив допустимого износа составляет 0,16 см по всей площади протектора летом, 0,4 см – зимой.

№ п/п Нарушения в эксплуатации Вид износа Причины
1 Перегрузка шин в результате несоответствия нормативов внутреннего давления воздуха. Двусторонний, вдоль периметра колеса. Занижена норма давления в шине.
2 Отсутствие систематического техобслуживания и ремонта шин. Посередине по всему периметру. Завышена норма давления в шине.
3 Монтаж и демонтаж покрышек производится с нарушениями ПТЭ. Согласно рейтинга, занимает ведущие позиции. Передние колеса подвержены износу по внешней стороне. Неверно отрегулированы углы развал-схождения,

Высокая скорость движения на криволинейной дороге (рейтинг зашкаливает). Исключить продолжение износа помогает перевертывание шин на дисках или замена местами передних и задних колес. При истирании покрышек по наружному краю сильнее, нежели по центру, указывает на длительную эксплуатацию машины при пониженном уровне давления в шинах.

4 Нарушение баланса в работе колес Боковые части рабочей поверхности подвержены частичному истиранию. Нарушена статическая и динамическая балансировка колес. Не исключено избыточное биение диска сбоку, увеличенных размеров люфт в колесных подшипниках или рычагах подвески.
5 Нарушение рабочего состояния ходовой части с рулевым управлением автомобиля. Рабочая поверхность покрышки частично истирается по центру. Статическая балансировка колес отсутствует. Может иметь место избыточное биение обода.
6 Сопровождение перегрузками или занижением давления до 10% может снизить пробег на 20%. При выборе шин по заданным параметрам рейтинга следует придерживаться показателей, характеризующих предельную нагрузку. Запас в 10-15 процентов сохранит резину даже при частичной перегрузке. Значительная степень износа. Результат блокировки колес при экстренном торможении. Либо блокирование сопровождается неизменным положением овального тормозного барабана.
7 Гравий и щебенка на дорожном покрытии провоцируют образование повреждений резины. Износ чешуйчатого или зубцеобразного формата в результате разрывов каркаса. Превышение максимально возможной нагрузки; необходимо обследование внутренней части покрышки для выявления растрескивания.
8 Систематическое движение в высокоскоростном режиме. Образующаяся тепловая энергия, как следствие внутреннего трения, приводит к разогреву резинового покрытия. Неблагоприятные температуры наружной и внутренней частей разрушают поверхность протектора, ведут к расслоению между соединительными деталями покрышки. Температура в 120 градусов снижает прочность резины на сорок процентов. Острые грани на передних колесах. Результат частой и скоростной езды по «разбитым» дорогам, на поворотах.
9 Формат спортивной езды с частыми и резкими разгонами и торможениями приводит к увеличению износа. Эта ситуация базируется на проскальзывании протектора в пятне контакта. Длительное по своей продолжительности экстренное торможение на высоких скоростях провоцирует создание пятен износа, не исключая отрыв элементов протектора. Разрыв каркасной основы. Скоростная езда в экстремальном режиме по опасному покрытию (лидирующая позиция в рейтинге -острые камни, рельсовые стыки и т.п.).


Протектор шин. Определение износа

Отследить степень изношенности покрышек автомобиля можно с помощью:

  • индикатора износа,
  • маркировки глубинности профиля,
  • изменения цветогаммы шины.

Индикатор износа – знакомая всем автолюбителям система, занимающая одно из первых мест в рейтинге. Индикатор, иначе протекторный блок (1,6 мм) находится в продольных канавках. Соединение уровней канавки и протектора свидетельствует об окончании сроков использования покрышки и подлежит замене. В противном случае это рассматривается, как правонарушение.

В качестве классического метода определения на боковой стороне шины фиксируются отметки:

  • маркировки TWI;
  • логотипа маркера;
  • индикатора в форме треугольника.

Отдельные производители практикуют использование промежуточных индикаторов, исчезновение которых на поверхности резины сигнализирует об опасности применения на скользком покрытии.

В основе работы цифрового индикатора износа заложено нанесение цифровых символов на шинных протекторах. Цифры, соответствующие глубине канавок, подвергаются истиранию в соответствии с достигнутым уровнем износа. Таким способом определения износа шин пользуются рейтинговые компании Nokian и Matador.

Измеритель глубины профиля. Предлагается в формате небольшого прибора. Можно приобрести в специализированном автоцентре по оптимальной цене. Наделен функционалом замерения глубинности канавок протектора. Если индикаторы износа относятся к быстрому способу определения износа, то измеритель глубины профиля покрышек – прогноз высокой точности.

Определение износа шин шин очень важный процесс, от которого зависит комфорт и безопасность водителя. Стоит всегда следить за состоянием вашего автомобиля и уметь вовремя определить состояние покрышек.