Как поменять масло в двигателе своими руками. Самостоятельная замена масла в двигателе: что нужно знать. Какой объем масла приобретать

В любом двигателе автомобиля используется несколько рабочих жидкостей, которые выполняют определенные задачи. Одной из таких жидкостей является масло.

Смазка выполняет в силовой установке несколько функций:

  1. снижает трение между составными элементами двигателя;
  2. отводит от них тепло;
  3. а также омывает части двигателя, за счет чего убирает с рабочих поверхностей сор и продукты износа, от чего напрямую зависит ресурс мотора.

Масло – достаточно сложная по составу жидкость, состоящая из минеральной или синтетической основы, их смеси (так называемые полусинтетические масла), а также пакета присадок, придающих смазочному материалу определенные свойства.

При работе масло постепенно вырабатывает ресурс и утрачивает свойства. А поскольку эта жидкость играет важную роль, то требуется периодическая ее замена.

Официальные дилеры, проводящее техническое обслуживание по гарантии, выполняют замену масла при каждом ТО, прописанном в регламенте.

Но не у всех автомобиль обслуживаются на официальных СТО, поэтому автовладельцам приходится самостоятельно следить за состоянием двигателя и менять масло после определенного периода эксплуатации авто.

Периодичность замены масла

Периодичность замены масла указывается в сопроводительной тех. документации к автомобилю. Там же указывается и рекомендованный для использования смазочный материал.

Срок службы масла зависит от состава и особенностей эксплуатации авто. Так, минеральное масло может отработать до 10 тыс. км, а после должна проводиться его замена. Но такой тип масла практически не используется, в машину заливается либо полусинтетическое, либо синтетическое масло. Эти виды масел уже могут отработать до 15 тыс. км.

Но есть одна важная особенность. Большой пробег при замене масла возможен, если машина эксплуатируется в «тепличных» условиях. То есть, условия работы смазки должны быть почти идеальными, что в действительности же бывает очень редко. Перепады температур, повышенные нагрузки, езда без прогревов, простои в пробках оказывают влияние на смазочный материал, из-за чего срок эксплуатации снижается. При обычных условиях эксплуатации замену масла в моторе следует проводить через 10-12 тыс. км, если же авто подвергается жестким режимам работы, то периодичность снижается уже до 5-7 тыс. км.

Если масло не менять, то оно постепенно утратит свои качества – смазка трущихся поверхностей будет проводиться в недостаточной мере, что приведет к быстрому износу узлов.

Что потребуется проведения работ?

Замена масла в двигателе – одна из самых часто выполняемых операций по обслуживанию мотора. Она не сложная, сделать её можно самостоятельно даже начинающему автовладельцу. Для ее выполнения потребуется не так уж много:

  • ключи рожковые;
  • специальный ключ для откручивания масляного фильтра;
  • емкость для сбора отработки;
  • новое масло;
  • масляный фильтр;
  • воронка (обрезанное горлышко пластиковой бутылки);
  • ветошь.

При переходе на другой вид смазки рекомендуется проводить дополнительно промывку двигателя Также эту операция делается при первой замене масла на машине, приобретенной с рук, ведь достоверно неизвестно, какое масло использовал предыдущий владелец.

Поэтому рассмотрим как заменить масло на примере Chevrolet Lanos.

Пошаговая инструкция

Подготовив необходимые инструменты и приспособления, можно приступать к работе. Для этого:

1. Прогреваем мотор до оптимальной температуры, в течение 10 минут. Можно также менять масло сразу после поездки, но нужно время на остывание двигателя, иначе можно получить ожог. Прогревать машину следует обязательно, чтобы масло «подняло» все осевшие загрязняющие вещества, а также стало более жидким.

2. Устанавливаем машину на смотровую яму, чтобы добраться до пробки было легче. Можно, конечно, обойтись и без ямы, но доступ к сливной пробке будет не очень удобным.

3. Снимаем крышку с маслозаливной горловины. Это обеспечит более быстрое стекание смазочного материала. Если этого не выполнить, масло будет вытекать медленно, поскольку внутри мотора будет образовываться разрежение, так как воздух внутрь мотора не проникнет.

4. Протираем ветошью сливную пробку и прилегающие к ней поверхности поддона.

5. Берем емкость для сбора отработки (это может быть старая канистра от масла с вырезанной боковиной) и ставим ее под сливную пробку.

6. Ключом срываем с места сливную пробку (по часовой стрелке). После срыва пробка откручивается легко даже от руки. Откручивая, придерживаем ее, поскольку при полном откручивании напор масла может выбить ее с руки, потом придется «вылавливать» ее из отработки.

7. Оставляем масло сливаться и переходим в подкапотное пространство. Специальным ключом срываем и меняем масляный фильтр.

8. Если такого ключа нет, можно пробить корпус фильтра отверткой, задвинуть ее до упора, а затем использовать отвертку как рычаг. Откручивать фильтр тоже нужно по часовой стрелке. Масляный фильтр находится либо на передней, либо на задней стенке блока цилиндров.

9. Берем новый фильтрующий элемент и смазываем чистым маслом уплотнительное кольцо фильтра.

10. Устанавливаем фильтр на место и закручиваем его. Ключ для этого не нужен, для затяжки достаточно усилия руки.

11. После замены и установки фильтра смотрим, вытекает ли масло. Если оно продолжает стекать, ждем, пока этот процесс не прекратиться. Меняем уплотнительную прокладку на сливной пробке (если требуется) и ставим её на место. Усилие для затяжки пробки должно быть средним. Сильно затягивать не нужно, иначе можно сорвать резьбу.

12. После слива приступаем к заливке.

В тех. документации узнаем количество масла, которое должно быть в двигателе. К примеру, указано, что в мотор заливается 4,7 литра. Зная это, осуществляем заливку, причем делаем это в несколько этапов. Сначала посредством воронки, установленной в маслозаливную горловину, заливаем примерно 3,5 литра.

Выжидаем время, чтобы масло полностью опустилось в поддон, затем щупом проверяем уровень. Если масла недостаточно, то доливаем еще 0,5 литра, ждем и проверяем уровень. Обычно в двигатель войдет чуть меньше смазочного материала, чем указано в документации, потому что все масло с мотора не сольется, часть его будет оставаться. Важно добиться, чтобы уровень масла располагался между отметками «Мин» и «Макс» на щупе, можно, чтобы он находился ближе к «Макс», но не доходил до него.

  1. Полностью залив смазку, устанавливаем на место крышку горловины и запускаем мотор для того, чтобы масло прошлось по каналам системы.
  2. После первой поездки после смены следует проверить уровень, а также осмотреть пробку и фильтр на наличие подтеков.
  3. Теперь один момент. Если масла недолили – ничего страшного, его можно довести до уровня. Но бывает так, что перелили, и его уровень выше «Макс». Машину эксплуатировать при таком уровне нельзя, поскольку это приведет к выдавливанию сальников коленчатого вала.

Чтобы восстановить уровень в требуемых границах, воспользуйтесь обычным медицинским шприцем (20 мл) и трубкой от капельницы. Эту трубку надеваем на шприц. Конец капельницы опускаем в поддон через отверстие для щупа и откачиваем масло. Операция эта муторная, поскольку смазка откачивается медленно, и возможно, потребуется вытянуть не один шприц, чтобы добиться необходимого уровня. Зато не потребуется выкручивать пробку, полностью сливать масло и по новой заливать.

Как менять масло с промывкой мотора

Что касается замены смазки с промывкой мотора, то она проводится примерно так же, как описано, но дополнительно придется выполнить некоторые действия. Также для замены потребуется наличие специальной промывочной жидкости.

Если масло заменяется с промывкой, то сразу снимать отработанный фильтр не нужно. После слива отработки, ставим на место сливную пробку, причем прокладку на ней менять не нужно. Затем заливаем в двигатель промывочную жидкость. Количество масла, требуемого для промывки, обычно указывается производителем на упаковке.

После заправки промывкой, заводим мотор и даем поработать некоторое время (5-15 минут). Глушим мотор, берем другую емкость для сбора и сливаем с установки промывочную жидкость (сливается так же, как и отработка).

И только после промывки меняем фильтр и прокладку пробки, заливаем новое масло, делая это, как описано выше.

Вот и вся последовательность проведения замены масла в моторе и подходит процедура для любого автомобиля.

Видео: Замена моторного масла.

Печать

Все автолюбители меняют масло в двигателе — это факт. Но вот два опытных автомобилиста могут менять масло как на разных пробегах авто, так и разные типы масла и фирмы. Попробуйте ради эксперимента поднять вопрос о том, как правильно менять масло в двигателе автомобиля на любом форуме и вы получите жаркую дискуссию. Многие также задаются вопросом о том, сливать масло или откачивать. Мы придерживаемся того,что масло должно стекать из горловины и последняя должна обязательно быть в правильном положении.

Всем автомобилистам необходимо помнить, что основным свойством масла является свойство моющее. Если вы проехали 2 тыс км, проверили масло, а оно чистое, проверили на 5 тыс км — чистое и на 10 тыс км — чистое. Немедленно меняйте масло, оно банально не моет двигатель. Масло обязательно должно сливать те отложения, которые появляются в моторе. Но если масло очень быстро превращается в солидол — это конечно плохо.


Мы можем советовать только то, что делаем сами. Перед тем как сливать масло мы рекомендуем выехать на трассу и дать машине высоких оборотов и высокой скорости. А потом сразу ехать на сто или в гараж и сливать масло. Также лучше всего на подъемнике поставить автомобиль таким образом, чтобы горловина для слива масла была в низшей точке, чтобы максимально все масло стекло из картера.


Вот наша пробка, откручиваем ее и сливаем масло.


Все наверное видели какие бывают отложения в двигателе. Вот именно эти отложения и получаются, когда заливают масло, которое плохо моет двигатель. В нашем понимании моющая функция масла не менее важна чем смазывающая.


Если масло не смазывает — в двигателе будут появляться задиры, а если масло не будет мыть, то двигатель закоксуется и придет в неисправное состояние. Также необходимо сказать о охлаждающей функции масла — она очень важна. Вот такое черное масло мы слили с двигателя.


Мы после слива масла делаем 2-3 щелчка стартером. После этого выливается еще масло, которое было в масляном насосе. На наш взгляд — это действенный способ. В идеале еще оставить так автомобиль на ночь. Что нибудь да сольется.

Перед тем как залить новое масло, лучше всего при открытой пробке сливной пролить в систему от 300 до 500 грамм свежего нового масла. Чего мы этим добьемся? Масло стекая по головке, по стенкам мотора, по картеру смывает отложения, которое предыдущее масло подняло, но смогло за собой увлечь.

По поводу того, нужно ли заливать масло в фильтр. Одни говорит, что нужно и что именно этим мы облегчаем работу масляному насосу. Другие говорят, что это бесполезно и что масло само прогоняется. Мы склоняемся к тому, что масло в фильтр стоит заливать.

Нужно смазывать всегда резинку на фильтре.


Промываем свежим маслом на открученной крышке двигатель. Можно сказать что мы делаем замену масла в двигателе с промывкой, но новым маслом, а не керосином и прочим. Видео о том, как правильно менять масло в двигателе автомобиля смотрите в конце статьи.


Мы заливали новое масло, а вот смотрите какое черное стекает в результате.


Ну и последнее затягиваем пробку, но не усердствуя.


Таким способом можно менять масло в двигателе как в автомобилях ВАЗ: 2108, 2109, 2110 и более новые и старые модели, а также на иномарках, как в нашем случае Fiat. Придерживаться или не придерживаться нашим советам решать только вам. А наша задача делится с вами интересными советами.

Как правильно менять масло в двигателе видео — часть 1

Как правильно менять масло в двигателе видео — часть 2

Как, когда и как часто следует менять моторное масло? Если вы являетесь счастливым обладателем автомобиля, то вы наверняка задавались этими вопросами Конструкции автомобилей с каждым годом становятся все более совершенными, что обусловлено и ужесточением экологических требований, и все повышающимися запросами покупателей к техническим характеристикам автомобилей. Более совершенные силовые агрегаты требуют смазочные материалы, более высокого качества. В настоящее время существует огромное количество различных масел, удовлетворяющих этим требованиям, только вот покупать их лучше у официальных дистрибьюторов, ведь на рынке автомасел существует множество подделок. Сэкономив на покупке масла, вы можете потом долго расплачиваться за ремонт двигателя.


Выбор масла для вашего авто

Автопроизводители в сервисной книжке указывают минимальные требования к характеристикам масла. Оно должно смазывать двигатель при больших нагрузках и высоких температурах и обеспечивать запуск двигателя при низких температурах, ведь при -30°С масло становится киселеобразным. И в последнем случае водителю очень не помешала бы , с помощью которой двигатель можно прогреть до рабочей температуры: и двигатель доволен, и вам не пришлось на морозе прыгать вокруг машины. В специализированных магазинах по специальным каталогам вам подберут масло необходимой вязкости и типа.


В качестве «ликбеза» сообщаю (на всякий случай), что существует три типа масла: синтетическое, минеральное и полусинтетическое. Использование масла неправильного типа может привести к сокращению ресурса работы двигателя и его скорому ремонту.

Чем выше вязкость масла, тем лучше смазываются кольца поршней и другие узлы двигателя, и тем толще остаточная пленка масла, которую оставляют поршневые кольца в цилиндре и выше компрессия. Следовательно, чем выше вязкость, тем выше ресурс работы мотора, но тем больше будет угар. Поэтому автопроизводителям надо находить компромисс при определении класса вязкости рекомендуемого масла: либо увеличение ресурса двигателя, либо уменьшение угара масла. Что касается подержанных автомобилей с изношенным мотором, то для них стоит выбирать масло погуще, например, 15W-40, и смириться с постоянной доливкой масла.


Выбор периодичности сервисного обслуживания

Периодичность замены масла в двигателе также определяется производителем. Этот период рассчитывается исходя из средних условий эксплуатации двигателя, таких как:

  • Загрязненность воздуха
  • Качество топлива
  • Качество моторного масла
  • Региональные особенности эксплуатации (температурные характеристики, рельеф и т.д.)
  • Класс автомобиля и т.п.



При выборе интервала замены масла в двигателе следует учитывать некоторые особенности условий эксплуатации, сокращающие этот интервал. К таким особенностям относится следующее:

  • В России топливо не самого высокого качества, одна из ее особенностей (не считая того, что октановое (у бензина) и цетановое (у дизеля) число ниже, чем должно быть по нормам) - наличие серы. Кстати, автопроизводители интервалы замены рассчитывают исходя из свойств европейского топлива…
  • Пробки и затрудненное движение, когда автомобиль работает в режиме «старт-стоп», а также при движении в гору или с прицепом. В этом случае нагрузка на двигатель увеличивается в разы, а, следовательно, и масло выгорает интенсивнее
  • Нерегулярное использование автомобиля (например, поездки раз в неделю летом на дачу): перерыв в 3-4 дня уже считается значительным для автомобиля, т.к. во время простоя в моторе образуется конденсат, который, смешиваясь с продуктами сгорания топлива, образует кислоту. Из-за этого масло быстрее утрачивает свои щелочные свойства, благодаря которым оно нейтрализует кислую среду.
  • Постоянные поездки на короткие расстояния также способствуют образованию конденсата, особенно если двигатель не прогревается до рабочей температуры
  • Запыленный и загрязненный воздух (при этом условии следует еще и чаще менять воздушный фильтр, что позволит снизить расход топлива и увеличить ресурс мотора)
  • Холостая работа двигателя - когда отсутствует обдув мотора и снижается эффективность системы охлаждения, в результате чего моторное масло нагревается. Но в условиях нашего климата просто необходимо

Если учесть все перечисленные выше факторы, то можно делать вывод, что сокращать интервал замены масла стоит большинству водителей как минимум на треть, если не вдвое.

Если вы приобрели автомобиль с рук и не уверены в качестве его обслуживания, то первые 2 замены произведите с интервалом, уменьшенным в два раза. Так вы лучше промоете двигатель от отложений, образовавшихся на стенках цилиндров.


Если вы решили сэкономить от 200 до 1000 рублей (такова средняя стоимость замены масла в автосервисах для разных моделей автомобилей, хотя речь, конечно, идет не об официальных дилерах) и провести замену масла двигателя самостоятельно, то для начала убедитесь в наличии необходимого инструментария, салфетки, канистры для слива отработанного масла. Также лучше выбрать просторный участок, где вы никому не помешаете. Не забудьте поставить автомобиль на ручной тормоз во избежание отката автомобиля.


  • Прогрейте двигатель минут 15 - так сольется больше отработанного масла, т.к. его вязкость снижается; кроме того с ним выйдет большее количество взвешенных частиц, образующихся в процессе сгорания топливо-воздушной смеси (попросту говоря, грязи)
  • Отработанное масло слейте в заранее приготовленную емкость, примерный объем которой вы можете определить исходя из количества необходимого масла.
  • После того, как вы слили отработанное масло, закрутите пробку в поддон. Затем поменяйте масляный фильтр. При замене не надо заливать масло в фильтр, смажьте только его уплотнительное кольцо. Закручивать его лучше просто руками, без использования каких-либо инструментов, не перетягивая.
  • Залейте такое количество свежего масла, чтобы уровень его на щупе был между отметками максимума и минимума.
  • После этого запустите двигатель, пусть он поработает на холостом ходу минут пять. Масляный фильтр заберет в это время необходимое количество. Проверьте уровень масла на щупе, при необходимости долейте его.

Подробнее технологию замены масла можно посмотреть на видео.

После замены масло в двигателе иногда меняет цвет. Это означает, что оно хорошо реализует свои моющие и диспергирующие свойства, т.е. вымывает и удерживает во взвешенном состоянии продукты окисления и сгорания, сохраняя чистоту поверхностей двигателя.

После первой поездки стоит проверить уровень масла. Делать это надо на ровной поверхности спустя минут 10 после остановки автомобиля. Ни в коем случае не проверяйте уровень масла холодного двигателя - покажет неверный уровень.


Популярные мифы о замене масла

В настоящее время существует немало мифов, которые способны сбить с толку не только обывателя, но и специалиста. Попытаемся развеять некоторые из них.

Миф №1. Абсолютно любое качественное масло можно купить на любом рынке и в любом гараже.

Контрафактное масло в наши дни встречается даже чаще, чем бензин. Участились случаи задержания подобных партий масел даже в сетевых гипермаркетах, что уж говорить об авторынках и сомнительных киосках. Поэтому лучше, приходя в магазин, спрашивать сертификат той фирмы, масло которой вы хотите приобрести - его выдают официальные дистрибьютеры. Вы же не будете в подозрительном месте, так почему же вы не беспокоитесь о гарантиях качества при покупке «крови» вашего любимца?


Миф №2. Перед тем как перейти на другое масло, необходимо промыть двигатель, использую специальное промывочное средство - это, пожалуй, один из самых популярных мифов.

Если бы это было действительно так, то производители масел непременно указывали бы это требования в инструкциях по эксплуатации автомобилей. Промывать двигатель не рекомендуется! Во-первых, по тому, что современные масла обладают очень хорошими моющими свойствами. Моторное масло очищает мотор от старых отложений и препятствует образованию новых. Во-вторых, моющие средства (промывки) не сертифицированы, не являются маслами, и это «химия», которая вступив в реакцию с присадками масла, может быстро подвести вас к ремонту двигателя.


Если вы считаете, что существует необходимость в дополнительной очистке мотора, сократите периодичность замены масла.

Миф №3. Смешивание различных моторных масел допустимо, оно не вредит двигателю.

Смешивание масел разных видов - вредное занятие, ведь каждое масло содержит комплекс специфических присадок, даже если вы используете масла с одинаковыми допусками, но произведенное разными брендами. Ведь каждая фирма использует свою специфическую формулу, поэтому даже характеристики масел со сходными спецификациями могут разительно отличаться. В результате смешения образуется непонятная смесь, в которой может произойти любая химическая реакция. В экстренном случае, например на трассе, вы можете долить другого масла, но долгое время на такой смеси ездить не рекомендуется, ее следует заменить.


Миф №4. Если масло почернело, а межсервисный интервал не завершен, то это указывает на низкое качество масла, его следует заменить.

Как уже упоминалось в статье, изменение цвета масла - не повод для беспокойства. Напротив, это показатель хорошей реализации своих моющих свойств. Наоборот, если масло не темнеет в процессе эксплуатации, то это говорит о том, что масло не справляется с одной из основных своих функций - поддержанием двигателя в рабочем состоянии и защите от отложений.


Миф №5. Наличие расхода моторного масла на угар является показателем низкого качества масла.

В процессе эксплуатации двигателя происходит естественные потери масла на угар. У каждого автопроизводителя на каждую модель существуют нормы таких потерь. Хотя эти нормы могут и колебаться в зависимости от следующих показателей: режима эксплуатации и стиля вождения, правильного подбора масла, состояния зазоров в цилиндро-поршневой группе, настроек двигателя, соблюдение правильных интервалов замены масла. Кроме того, расход может увеличиваться из-за неисправностей в работе двигателя, турбонагнетателя, ТНВД и т.п.

Немаловажным фактором долговечности узлов двигателя автомобиля является своевременная и правильная замена масла. Насколько сложно заменить масло в двигателе, без привлечения сотрудников автосервиса? Практически любой автовладелец сможет это сделать самостоятельно.

Автолюбитель, самостоятельно решивший заменить масло в двигателе, должен обладать рядом несложных навыков. Заполнить пробел в знаниях поможет инструкция завода-производителя и данная статья.

Покупаем расходники

До начала работ внимательно изучите инструкцию. Запаситесь расходными материалами и необходимым количеством моторного масла. Если вы не знаете вашего автомобиля, то маркировку масла, рекомендуемую для данного автомобиля производителем, уточняем из руководства по эксплуатации.

Видео — как поменять масло в двигателе самому:

Не стоит покупать его в случайных точках, так как велик риск покупки некачественного продукта. Обратите свое внимание на специализированные автомагазины, где могут подтвердить документально качество своего товара. Кроме масла понадобится еще и масляный фильтр.

С чего начать

Замена масла будет проблематичной, без заезда на смотровую яму, эстакаду или подъемник. Нужно запастись емкостью пригодной для сбора отработанного масла.

Еще для замены масла понадобится:

  • ключ для масляного фильтра;
  • обтирочные материалы;
  • перчатки резиновые;
  • осветительный прибор (фонарь, лампа-переноска);
  • ключ для гайки сливного отверстия.

На поддоне картера находим отверстие для слива масла. Приготавливается ключ, по размеру гайки, закрывающей сливное отверстие. Под отверстие устанавливается заранее припасенная тара.

Сливаем старое масло из двигателя автомобиля

До начала работ нужно надежно зафиксировать автомобиль. Автомашина должна стоять на ручном тормозе или на паркинге (для машин с “автоматом”). Плоскость, на которую устанавливается автомашина, должна быть ровной и прочной, исключающей сползание автомобиля в сторону.

Двигатель автомашины выключается. Стоит подождать некоторое время, пока масло и детали двигателя охладятся, это поможет избежать ожогов при его замене. Далее снимаются защитные панели, блокирующие доступ к поддону картера. Все необходимые инструменты и емкость для слива “отработки” размещаются в доступном месте.

Затем емкость устанавливается непосредственно под поддоном. Ключом (против часовой стрелки) ослабляется закрывающая сливное отверстие гайка. Ослабленная гайка откручивается рукой. Стоит проконтролировать, чтобы уплотнительное кольцо, располагающееся на гайке, не свалилось в емкость с маслом.

Видео — замена масла в двигателе ВАЗ 2114:

После полного откручивания гайки, убираем ее быстрым движением руки. Следим, чтобы масло стекало в емкость во избежание чрезмерного загрязнения своего рабочего места. Неплохо использовать в качестве подстилки под емкость ткань или бумагу.

После полного слива масла снова закручиваем сливную пробку.

Замена масляного фильтра

Находим место расположения масляного фильтра. Обтирочным материалом протираем его корпус. Вручную (если получится) или ключом ослабляем фильтр, повернув его на пару сантиметров. Дожидаемся, пока масло перестанет течь. Устанавливаем пробку сливного отверстия точно по резьбе (во избежание ее повреждения при криво поставленной пробке), затем плотно затягиваем ее.

Откручиваем фильтр ключом, затем по мере ослабления снимаем его рукой. Затираем подтеки обтирочным материалом. Берем новый фильтр. Предварительно проверив его на наличие дефектов в месте посадочного гнезда. Следим, что бы в посадочном гнезде не осталось уплотнительное кольцо от старого фильтра.

Видео — замена масла в двигателе Ауди А6:

Перед установкой нового фильтра обязательно стоит залить в него свежее масло. Масляному насосу необходимо некоторое время, что бы прокачать свежее моторное масло по системе. Заливая масло в фильтр, вы частично делаете эту работу за него и уменьшаете с недостаточной смазкой. Новый фильтр осторожно устанавливается на посадочное место. Рукой, а затем ключом затягиваем фильтр. Убираем подтеки ветошью.

Заливаем моторное масло в двигатель

Ищем на двигателе заливную горловину. Откручиваем крышку и заливаем с помощью воронки моторное масло. Необходимый объем масла указан в руководстве по эксплуатации для каждой конкретной марки автомашины. Даем маслу отстояться некоторое время.

Видео — замена масла в двигателе BMW N52/N54/N55:

Собираем все предметы под автомобилем. Запускаем двигатель на малых оборотах. При помощи фонаря или переносной лампы проверяем двигатель на отсутствие протечек масла. После чего автомобиль аккуратно снимается с эстакады или смотровой ямы.

Не следует проверять уровень масла, если автомобиль стоит под наклоном, что нередко бывает на эстакадах. Для правильного отображения на щупе уровня масла необходимо установить авто на строго горизонтальную поверхность. В случае низкого уровня масла доливаем его до необходимой отметки. Вот собственно и вся процедура замены масла в двигателе автомобиля.

Видео — как самому заменить масло в двигателе:

Для того, чтобы ваш автомобиль дольше оставался на ходу, необходимо регулярно проводить его техническое обслуживание. И одна из главных процедур такого обслуживания – это замена масла в двигателе транспортного средства. Попробуем разобраться, для чего она нужна, с какой периодичностью ее производить, и какие существуют способы замены ГСМ.

Как бы банально не звучал вопрос замены масла в двигателе, у доброй трети автолюбителей-новичков он вызывает затруднение. Попробуем разобраться, для чего производится замена масла в двигателе.

Моторное масло

Основная функция, которую выполняет любая моторная жидкость, – это, конечно же, защита работающих механизмов от преждевременного износа. Обволакивая всю поверхность задействованных деталей, масло снижает силу трения между ними. Такая функция позволяет повысить ресурс мотора и продлить его срок службы.

Ежедневная эксплуатация автомобиля вызывает постоянные перепады температур внутри двигательной системы. Масло “смягчает” данный эффект, не позволяя рабочим механизмам перегреваться или перемерзать, но само оно со временем теряет свои свойства. Жидкость начинает терять вязкость, ухудшается ее структура, нагар и копоть, образующиеся в процессе работы двигателя, загрязняют ее состав. В результате, ГСМ уже не помогает автомобилю, а, наоборот, медленно выводит его из строя. Старое масло не сможет обеспечивать должного уровня антикоррозийной и износостойкой защиты, кроме того, большое содержание загрязнений и отложений на механизмах двигателя попросту затруднят их работу. Вот почему так важно вовремя производить смену моторной жидкости.

Несвоевременная замена масла: опасно ли?

Однократное нарушение периодичности замены масла в двигателе (в разумных пределах) может пройти незаметно для автомобиля. Но это не значит, что последующее повторение ситуации не приведет к серьезным результатам. В большинстве случаев, несоблюдение интервала между сменами масляных жидкостей вызывает:

  • формирование большого количества загрязнений и отложений. Устаревающие компоненты масляной жидкости постепенно начинают разрушаться и оставлять после себя непереработанные продукты сгорания. В результате, мотор теряет былую мощность, а содержание вредных примесей в выхлопных газах увеличивается.
  • износ деталей. Масло со временем теряет свою вязкость и начинает вытекать из двигателя через прокладки и сальники. «Беззащитные» детали работающего агрегата начинают тереться друг об друга с большой силой, повышать температуру внутри рабочей зоны и деформировать все прилегающие конструктивные элементы.

На заметку! Некоторые категории масел не теряют, а, наоборот, увеличивают свою вязкость со временем. Данный факт объясняется чрезмерным процессом окисления и нарушением полимеризации присадок, ввиду неправильного подбора автомасла. Высокая густота может значительно затруднять запуск мотора, препятствовать эффективной циркуляции масла, а также привести к отказу всей двигательной системы.

  • выход из строя турбокомпрессора (если имеется) и ротора. Переработавшее свой срок масло губительно влияет на состояние вала компрессора и подшипников. При длительной эксплуатации в «некомфортных условиях» на них появляются сильные царапины и трещины, что значительно снижает их ресурс. Также, имеющая в своем составе большое количество вредных примесей и отложений жидкость засоряет каналы смазки компрессорного агрегата, в результате чего может возникнуть его заклинивание.

Описанные выше проблемы составляют далеко не полный перечень возможных неполадок с устаревшим маслом. Все случаи индивидуальны, но имеют одно главное сходство – несвоевременная замена масла чревата дорогостоящим ремонтом.

Обязательно ли менять масляный фильтр?

Для чего нужна замена масла в двигателе разобрались, но почему она должна сопровождаться сменой фильтра? На первый взгляд может показаться, что данная прихоть – не что иное, как маркетинговое решение для обеспечения большего объема выручки. Но это не так.

Правильная замена масла в двигателе предполагает смену фильтра. Двигатель – это центр машины, ее сердце. Он подвержен серьезным перегрузкам, без которых “жизнедеятельность” автомобиля попросту невозможна. В момент температурных “скачков” на двигателе образуется незначительное количество копоти, которая может стать причиной серьезного ремонта. Масло убирает эту копоть, защищая мотор от загрязнений. Но где оседает эта грязь? В фильтре.

Прокачиваемое через фильтр масло очищается и снова принимается за “уборку” нагара. Но если масляный фильтр отслужил свой срок и сильно загрязнен, то вредные примеси перестают оседать в безопасной зоне, а накапливаются в самой смазочной пленке. В итоге, масло быстро устаревает, а двигательная система скоротечно изнашивается.

Проверить состояние старого фильтра невозможно, и оценить его загрязненность можно только после снятия. Даже если его визуальный осмотр дает основания полагать, что он находится в рабочем состоянии, ставить его обратно нельзя. Представим на секунду, что вы решили дать фильтру второй шанс и вкрутили его обратно. Засорившись, предположим, через пару тысяч километров пробега (вы об этом и не узнаете), фильтр перестанет собирать грязь, а начнет ухудшать свежезалитое масло. В результате, полезные свойства дорогостоящего смазочного материала мгновенно улетучатся, сменившись серьезными сбоями в работе двигателя.

Опираясь на вышеуказанные факты, ответ на поставленный вопрос становится очевидным: менять фильтр надо при каждой замене масла.

Частота замены моторной жидкости

Проверка уровня масла

Как часто менять масло в двигателе сказать невозможно. Периодичность замены масла в двигателе для каждого автомобиля уникальна. И устанавливают ее производители транспортного средства. Периодичность замены масла в двигателе определяется не только на основании пробега, но и по временной шкале.

Возьмем, к примеру, магистральное и городское вождение. Ориентироваться только на пробег будет неправильно: по трассе вы “накатаете” – 10-15 тысяч км за более короткий период, нежели проедете это же расстояние в условиях городских пробок. Временная шкала позволяет предотвращать устаревание масла и вовремя производить его замену.

Кстати, стоит заметить, что чем чаще вы льете под капот новую смазочную жидкость, тем лучше себя «чувствует» автомобиль. К сожалению, ввиду затратности процедуры позволить ее могут не все автолюбители. Установите себе за правило менять жидкость не реже раза в год.

Важно! Если вы пользуетесь автомобилем ежедневно, не экономьте на его обслуживании и строго соблюдайте рекомендации производителя.

Многие автолюбители заблуждаются, думая, что если авто не эксплуатировалось длительное время, то замена масла не нужна. Даже если ваше транспортное средство простояло всю зиму в гараже с новым (как вам казалось) маслом под капотом, сменить его придется. Дело в том, что, если мотор длительное время не заводился, в нем образуется конденсат, который, попадая в рабочую смесь, повышает кислотность среды. Такие мероприятия способствуют быстрому разрушению конструктивных элементов.

Задуматься о замене масла можно и после покупки поддержанного автомобиля. Продавцы наверняка будут утверждать, что произвели техническое обслуживание мотора «буквально на прошлой неделе», но рисковать не нужно. После слива старой жидкости обязательно промойте всю систему. Не лишним будет поинтересоваться у прошлого владельца о фирме и маркировке масла, которое до вас заливалось под капот.

Какие факторы влияют на частоту замены?

Периодичность замены масла в двигателе напрямую зависит от следующих факторов:

  • состояния автомобиля. Ваш автомобиль не так давно сошел с конвейера и находится на стадии обкатки? Значит, первая его замена будет произведена в срок, оговоренный производителем. Т.е. примерно в 3-5 тысяч километров пробега. До первого технического обслуживания следует воздержаться от агрессивного стиля вождения (резких стартов, торможений, чрезмерного нажатия на педаль газа). Все, что необходимо автомобилю в период обкатки – это бережное переключение передач, плавное нажатие на педали и полный отказ от спортивной езды.
  • стиля вождения. «Выжимая» из автомобиля всю мощь, на которую он способен, вы выжимаете все полезные свойства из масла, которое с бешеной скоростью циркулирует внутри мотора. Чем отрывистее и резче ваши манеры вождения, тем быстрее ресурс ГСМ уменьшается. Т.е. любителям «горячего старта» придется чаще производить замену моторного масла. В противном случае, они рискуют остаться «без колес».

  • качества топлива. От качества бензина или дизеля, заливаемого в топливный бак, также зависит состояние масла. Низкокачественная смесь плохо прогорает, оставляя после себя большое количество отложений, которые в итоге примешиваются к смазывающей жидкости и засоряют двигатель. Заливать дешевое топливо на сомнительных заправочных станциях запрещено.
  • химической основы жидкости. Частота замены масла также зависит от его химической основы. Низкокачественная минералка нуждается в замене каждые 5-7 тысяч километров пробега, полусинтетика должна обновляться каждые 8-9 тысяч километров, синтетика – 10-15. Такие рамки устанавливаются производителями не в целях обеспечения себе гарантированной выручки, а с целью сохранения работоспособности всей двигательной системы. Чем больше в масле натуральных ингредиентов (как, например, в минералке), тем быстрее они теряют свои потребительские свойства.
  • сезонности. Если вы – сторонник сезонных масел, то следить за их сменой нужно с особой внимательностью, ибо покататься на летней смазке в суровых низкотемпературных условиях не удастся (двигатель попросту не сможет завестись).
  • рекомендаций производителя. Пренебрегать требованиями производителя транспортного средства не стоит, ведь указанный в сервисной книжке интервал замены масла устанавливался не наобум, а рассчитывался по результатам многоэтапных испытаний.

Порядок замены масла в двигателе

С теоретической стороной вопроса все понятно, поэтому перейдем к практической. Процедура сама по себе не сложная, главное – запастись терпением и всеми необходимыми инструментами.

Если ваша цель – быстрая замена масла в двигателе без промывки, значит, следует руководствоваться следующей последовательностью действий:

  • Ставим автомобиль на ровную поверхность, обеспечивая беспрепятственный доступ к его нижней части. Идеальный вариант – это гараж с ямой. Если такого гаража нет, подойдет эстакада или помещение, оборудованное подъемными механизмами.

Важно! В двигателе автомобиля должна поддерживаться рабочая температура. Т.е. предварительно лучше погонять транспортное средство по городу в течение 30-40 минут.

  • Готовим емкость для слива. В ее роли может выступить старое ведро. Также рекомендуется заготовить канистру, куда в дальнейшем будет перелита отработанная жидкость для утилизации.
  • Снимаем защиту двигателя (при наличии). Крепится она на 3-4 болтах.
  • Откручиваем крышку маслозаливочной горловины, фильтр и вынимаем сливную пробку в нижней части транспортного средства. Для демонтажа и установки масляного фильтра целесообразно использовать специальный ключ с цепью.

На заметку! На некоторых пробках дополнительно устанавливается уплотнительное кольцо, которое рекомендуется менять при каждой замене масла в двигателе.

  • После того, как сливная крышка снята, дождитесь, пока вся старая смазка выльется. По ее состоянию вы сможете понять насколько загрязнен ваш двигатель и целесообразна ли замена смазочного материала.
  • Как только все моторное масло слилось, начинаем установку нового фильтра. Перед его прикручиваем рекомендуется смазать его уплотнительное кольцо. Такая манипуляция позволит обеспечить максимальный контакт фильтра с двигательной системой в месте его присоединения.
  • Закрываем сливную пробку.
  • Заливаем в горловину свежую смазку. Сколько масла вам потребуется, сказать сложно. Количество, необходимое для системы, у каждого автомобиля индивидуальное. Чаще всего оно колеблется в пределах от 3 до 5 литров. Но переливать жидкость нельзя, поэтому постоянно проверяйте его уровень масляным щупом. Масло должно быть между отметками min и max. Сразу заливать в движок требуемый объем масла не надо: сначала достигните отметки min, затем оставьте автомобиль в покое на 10-15 минут. За это время защитная пленка распределится по рабочей поверхности и займет свое привычное место. После такой процедуры долейте нужное количество жидкости, проверяя ее уровень щупом.
  • Закрутите крышку горловины и запустите двигатель. Первые несколько секунд работы мотора на приборной панели будет гореть лампочка давления масла, но затем, когда масляный насос заработает в полной мере, она отключится. Пока автомобиль работает на холостых оборотах, внимательно осмотрите места установки фильтра и пробки на предмет подтеков. Если все хорошо, то можно выезжать на дорогу. После пары десятков км рекомендуется повторно заглянуть под транспортное средство и убедиться в герметичности конструкции.

Экспресс-замена моторного масла в двигателе

Если традиционная способ замены масла вам не приглянулся, можно воспользоваться еще одним способом. Он носит название экспресс замена масла в двигателе. Его суть заключается в использовании автономного масляного насоса, который откачивает жидкость через отверстие щупа.

Чаще всего этим способом пользуются станции технического обслуживания. Главное отличие ручных аппаратов от профессиональных – объем откачиваемой жидкости. Ручные аппараты, как правило, имеют небольшой объем и рассчитаны на одну процедуру, профессиональные емкости вмещают до 45 литров и позволяют проводить 10-12 процедур.

Самостоятельная замена масла в двигателе при помощи автономного оборудования имеет следующие преимущества:

  • экономия времени,
  • не нужно лезть под машину,
  • легкость процедуры.

Недостатки:

  • высокий риск обламывания трубки внутри мотора,
  • невозможность полной откачки масляной жидкости.

Традиционный слив жидкости позволяет удалить ее в полном объеме, в то время как экспресс-замена такой возможности не представляет.

Промывка двигателя

Промывку мотора рекомендуется выполнять тогда, когда планируется использование продукции, обладающей другими техническими свойствами. Иными словами, если вы решили сменить производителя, химическую основу или купили масло повышенной или пониженной вязкости, то необходимо ознакомиться с процедурой промывки.

Она состоит из следующих этапов:

  1. откручиваем крышку маслозаливочной горловины и снимаем пробку для слива.
  2. ждем, когда вся смазка выльется из двигателя. Фильтр не снимаем, а пробку устанавливаем обратно на свое место.
  3. заливаем под капот промывочное масло или соляру, как всегда, ориентируясь на уровень щупа.
  4. заводим двигатель и ждем 10-15 минут. Газовать при этом нельзя: промывочный материал хоть и имеет некое сходство с обычной смазкой, но должного уровня защиты механизмам обеспечить не может.
  5. по истечении времени сливаем жидкость, меняем фильтр и заливаем уже необходимое вам масло.

Подведем итоги

Обслуживание дизельного или бензинового мотора требует от автовладельца особой внимательности. Если вы будете соблюдать рекомендации производителя, регулярно менять моторное масло и избегать агрессивного стиля вождения, ваш “железный конь” в долгу не останется. Повысить ресурс транспортного средства могут лишь высококачественные горюче-смазочные материалы, поэтому, выбирая минералку, полусинтетику или синтетику, не ориентируйтесь на цену и не ищите выгоды. Единовременная экономия может стать причиной дорогостоящего ремонта.