Как получить профессию дальнобойщика. Каким личностными качествами должен обладать дальнобойщик? Что Вам больше всего не нравится в своем деле

Дальнобойщик – это профессия настоящих мужчин (иногда и женщин). Ибо не каждый сможет водить грузовой автомобиль на большое расстояние. Профессия требует выносливости и неприхотливости к бытовым условиям. Рейсы по доставке грузов длятся не один день, и за все время водители дальнобойщики ограничены в удобствах и должны быть постоянно на рабочем месте – за рулем. По характеру занятости дальнобойщики либо работают на себя, либо по найму.

В обязанности водителя дальних перевозок входит:

  • Доставка груза по месту назначения;
  • Ремонт автомобиля по пути следования;
  • Ведение предусмотренной документации.
  • Разгрузка тоже может возлагаться на дальнобойщика.

Для того чтобы работать в этой профессии, водитель должен иметь:

  • водительские права с разрешенной категорией «Е»;
  • Медицинское подтверждение состояния здоровья, допускающее к управлению автомобилем;
  • Стаж вождения грузовых машин от 3-х лет;
  • Знание технической конструкции грузовика;
  • Знание ПДД, своих прав и обязанностей в отношении перевозимого груза;
  • Правила заполнения технической документации.

Дальнобойщик профессия: плюсы и минусы

Среди положительных моментов профессии следует назвать достойные заработки, возможность побывать в разных городах страны, престиж, востребованность профессии, возможность организовать собственный бизнес путем частных перевозок, сплоченное сообщество представителей профессии, взаимопомощь между водителями дальних перевозок.

Недостатками работы дальнобойщика являются длительное нахождение без домашнего уюта, необходимость ремонта фуры, в случае поломки, в дорожных условиях, соблюдение сроков доставки товаров, независимо от дорожной обстановки, медлительность и неповоротливость грузовых автомобилей, дорожная монотонность, отсутствие удобств, разбойные нападения.

Про жизнь дальнобойщиков

Подробности профессии часто остаются за кулисами. Опыт, сноровка, умение находить выход из непредвиденных ситуаций — качества, необходимые для дальних путешествий по стране и за границу. Жизнь дальнобойщиков полна романтики и опасностей: быть готовым к отражению атаки дорожных грабителей, соблюдение осторожности, двигаясь в неблагоприятных погодных условиях. Плохие дороги – бич дальнобойщиков. Тяжелый грузовик уязвим перед некачественным покрытием, требуется взять в поездку несколько запасок. Есть риск иметь проблемы из-за некачественного топлива, особенно это опасно зимой. Это лишь часть возможных ситуаций, но она дает понять, насколько мужественен человек, выбравший себе эту профессию. Последняя суббота августа – профессиональный праздник людей, благодаря которым мы имеем возможность приобрести в магазинах необходимые товары. Не забудем поздравить с ним этих суровых и правильных парней.

О них пишут книги и слагают стихи, им посвящают песни и не забывают поздравить с профессиональным праздником, об их нелегкой работе снимают фильмы и сериалы, а случаи из их жизни обрастают легендами и мифами. Кто же они? Рыцари с большой дороги, неисправимые романтики и бродяги на колесах. А если по простому, то шоферы-дальнобойщики, которые практически всю свою жизнь проводят в дороге и колесят по всему миру.

О них пишут книги и слагают стихи, им посвящают песни и не забывают поздравить с профессиональным праздником, об их нелегкой работе снимают фильмы и сериалы, а случаи из их жизни обрастают легендами и мифами. Кто же они? Рыцари с большой дороги, неисправимые романтики и бродяги на колесах. А если по простому, то шоферы-дальнобойщики , которые практически всю свою жизнь проводят в дороге и колесят по всему миру.

Несмотря на кажущуюся простоту (ну в самом деле, что может быть сложного в том, чтобы перевозить груз из одного города в другой) и некоторый ореол романтики профессию дальнобойщика очень сложно назвать легкой и безопасной. Незнание особенностей этой профессии приводит к тому, что большинство из тех, кто впервые садится за руль фуры только приблизительно представляет себе, чего следует ожидать от дальней поездки. Поэтому мы предлагаем Вам поближе познакомиться с профессией дальнобойщика и, перед тем как принять решение о выборе будущей специальности, взвесить все "за" и "против" этой работы.

Кто такой дальнобойщик?


Дальнобойщик - водитель (шофер) крупнотоннажного автотранспорта, который осуществляет транспортировку грузов на дальние расстояния. Дальнобойщик может быть как индивидуальным предпринимателем (при условии наличия собственного грузового автомобиля), так и наемным работником в транспортной или логистической компании.

О происхождении названия профессии дальнобойщик можно только предполагать. Согласно наиболее правдоподобной версии, слово дальнобойщик произошло от "дальнобой" - то есть, попадать с дальнего расстояния. Появление профессии относят к началу становления международных торговых отношений. Правда в древние времена товар доставляли из одной страны в другую по большей части с помощью гужевого транспорта (лошадей, верблюдов, ишаков и т.д.), а в роли дальнобойщиков выступали погонщики. В привычном нам понимании профессия дальнобойщика сформировалась только в начале 20 века, когда появились грузовые автомобили.

Современный дальнобойщик это не просто водитель грузовика, а в какой-то мере многоплановый специалист, который должен с легкостью ориентироваться в нормативно-правовых актах, регулирующих осуществление грузоперевозок, разбираться в особенностях работы автотранспортного средства, на котором он работает, обладать навыками автомеханика, знать и эффективно применять на практике основы дипломатических отношений (иногда дипломатия помогает сэкономить время и, чего уж тут греха таить, денег при общении с сотрудниками ГАИ или таможни).

В обязанности дальнобойщика, помимо управления транспортным средством, входит: проверка работоспособности и техническое обслуживание автомобиля (заправка, мойка, смазка и т.д.), регулярное прохождение техосмотра, устранение незначительных поломок. По договоренности с работодателем или заказчиком дальнобойщик также может взять на себя обязанности экспедитора и грузчика.

Каким личностными качествами должен обладать дальнобойщик?


Как уже упоминалось выше, работа дальнобойщика относится к достаточно тяжелым. Помимо того, что дальнобойщику приходится поднимать тяжести и иногда лежать на холодной земле под машиной (если в дороге произошла поломка), само управление многотонной фурой требует наличия большой физической силы. Прибавьте к этому большое эмоциональное напряжение, неизменно сопровождающее любые длительные поездки, стремление доставить груз в четко назначенные сроки, а также предельную концентрацию внимания на протяжении всего пути, и перед Вами предстанет "портрет" дальнобойщика, который должен быть:

  • ответственным;
  • пунктуальным;
  • выносливым;
  • сильным;
  • стрессоустойчивым;
  • здоровым;
  • коммуникабельным;
  • дисциплинированным;
  • неприхотливым;
  • терпеливым;
  • усидчивым.

И самое главное, сами дальнобойщики говорят, их профессия это не работа, а состояние души, поэтому настоящий дальнобойщик должен любить свою машину и чувствовать себя за "баранкой", как дома.

Преимущества профессии дальнобойщика

Основное преимущество профессии дальнобойщика очевидно - это возможность много и долго путешествовать как по необъятной территории России, так и далеко за ее пределами. Кроме того, к преимуществам этой профессии можно отнести:

  • высокий уровень доходов - среди всех специализаций профессии водителя дальнобойщики являются одними из самых высокооплачиваемых;
  • востребованность - грузоперевозки относительно небольших партий товара автотранспортом сегодня являются наиболее экономически оправданными, поэтому услуги дальнобойщиков пользуются повышенным спросом;
  • большая география друзей - не секрет, что дальнобойщики часто "подбирают" в дороге попутчиков, мимолетное знакомство с которыми может перерасти в тесную дружбу. Да и практически в каждом пункте назначения, куда дальнобойщик хотя бы раз доставлял груз, у него обязательно возникают дружеские отношения с кем-нибудь из местного населения.

Недостатки профессии дальнобойщика


Недостатки профессии дальнобойщика так же очевидны, как и преимущества. Прежде всего, это те опасности, которые подстерегают его на пути:

  • аварии - попасть в аварию может даже самый опытный водитель, особенно если он управляет автомобилем несколько часов подряд;
  • плохие погодные условия - практически каждую зиму в СМИ появляются заметки о дальнобойщиках, застрявших посреди трассы из-за снежных заносов;
  • бандиты - случаи разбойного нападения на грузовые машины, увы, до сих пор встречаются;
  • проблемы с местными властями - особенно часто дальнобойщики сталкиваются с проблемами на погранично-пропускных пунктах.

Не стоит также забывать, что практически все свое время дальнобойщик проводит сидя, а питается преимущественно в сухомятку, что негативно сказывается на его здоровье. Поэтому уже через несколько лет работы многие дальнобойщики начинают страдать от гастрита, радикулита и сердечно-сосудистых заболеваний.

Где можно получить профессию дальнобойщика?

Для того чтобы получить профессию дальнобойщика не нужно иметь "за плечами" высшее образование. Да и вообще образование, в принципе, здесь не важно. Главное, уметь управлять транспортным средством, иметь права с открытой категорией "Д" (для этого необходимо пройти обучение в автошколе, и сдать экзамен в ГАИ), и иметь опыт управления грузовым автомобилем (не менее 3-х лет).

Но! Как мы упоминали выше, дальнобойщик должен уметь не только "крутить баранку", но и в случае необходимости отремонтировать автомобиль. Поэтому лучше всего, перед тем как "податься" в дальнобойщики, пройти обучение в средне-специальном учреждение по специальности автомеханик. Во-первых, Вы научитесь ремонтировать свою машину, и гарантированно не "застрянете" посреди трассы, а во-вторых, если по какой-либо причине (например, по семейным обстоятельствам или состоянию здоровья) Вам придется отказаться от профессии дальнобойщика, у Вас "в кармане" будет дополнительная специальность.

Получить специальность автомеханика можно в таких средне-специальных учреждениях, как:

  • Балаковский промышленно-транспортный техникум;
  • (Санкт-Петербург);

Дальнобойщик — водитель большегрузного автотранспорта, занимающийся перевозкой грузов на дальние расстояния.

Заработная плата

20.000–150.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Дальнобойщики работают в компаниях, осуществляющих грузовые перевозки.

Обязанности

Главная задача дальнобойщика — в целости и сохранности доставить груз в назначенные место и время. Дальнобойщик принимает груз и сопутствующую документацию, осуществляет перевозку и передаёт ее покупателю.

Грузовой автомобиль выдаёт транспортная компания, она же собирает заказы от клиентов. Вместе с транспортным средством дальнобойщику достаётся и полная ответственность за его техническое состояние.

Во время поездки необходимо постоянно оценивать работоспособность механизмов и приборов, заблаговременно принимать меры по устранению возможных поломок. Дальнобойщик может работать один или с напарником.

Важные качества

В работе дальнобойщика важны физическая сила, стрессоустойчивость, коммуникабельность, уверенность в себе, способность принимать решения в экстренных ситуациях, высокий уровень ответственности.

Отзывы о профессии

«Как-то я подошел к водителю фуры и попросил просто посидеть за рулем. Ведь я никогда ещё не сидел за рулем иностранного грузовика. Он мне разрешил, и я сел. Я взялся за руль и понял, вот оно, чем я хочу заниматься. У меня возникло чувство, что я этим уже занимался. Водитель на меня посмотрел и дал телефон свой. Ему нужен был напарник, и он был готов меня взять, увидев в глазах желание этим заниматься. С тех пор с ним и ездим!».

Из интервью с опытным дальнобойщиком.

Стереотипы, юмор

Дальнобойщики являются излюбленными персонажами современных анекдотов.

«Когда дальнобойщики приходят в кинотеатр, то один смотрит, а второй спит. Через час меняются».

Поздняя ночь, шоссе. Чтобы не заснуть, водитель-дальнобойщик включает радио. Ведущий передачи говорит:
— А сейчас, передача для тех, кто не спит!
Включается запись и занудным голосом:
— Раз прыгнул слоник через забор, два прыгнул слоник через забор, три прыгнул слоник через забор, четыре…

Обучение

Специального образования для работы дальнобойщиком не требуется. Необходимо водительское удостоверение, позволяющее вести грузовой транспорт. Права выдаются в ГАИ после обучения в автошколе и успешной сдачи квалификационных экзаменов.

Одной из довольно тяжелых, опасных и затратных по времени профессий по праву можно назвать профессию дальнобойщика. В советские времена люди данной профессии часто ставали объектами зависти окружающих, ведь профессия дальнобойщика была одной из наиболее высокооплачиваемых. Также часто водители грузовых автомобилей получали возможность выезжать за границу, что в те времена, в принципе, было роскошью. Однако, ранее дальнобойщиков, отправляющие в другие страны было немного, ведь автомобильные перевозки являлись удовольствием не из дешевых. Для иностранных перевозок чаще использовался железнодорожный транспорт. Так, кто такой дальнобойщик сегодня и, какое распространение получила данная профессия в наши дни?

Сегодня с развитием малого и среднего бизнеса необходимость в профессиональных дальнобойщиках резко возросла. В наше время автомобильные грузоперевозки являются более выгодным решением для транспортировки товаров, нежели их доставка с помощью других видов транспорта. Средние и большие фирмы преимущественно имеют в своем штате одного или нескольких водителей, которые перевозят грузы на автомобилях, принадлежащих непосредственно владельцу фирмы. Также многие фирмы, которым лишь время от времени нужно доставить товар, предпочитают пользоваться услугами частных перевозчиков. Имея грузовой автомобиль, более известный в народе, как фура, водитель может вполне прилично зарабатывать подобными «халтурками». Также существует класс водителей-дальнобойщиков, которые сами являются предпринимателями и выполняют доставку товара самостоятельно. Такое решение обусловлено условиями жесткой экономии, когда бизнес совсем молодой и нанимать дополнительных сотрудников не представляется возможным.

Какими качествами должен обладать профессиональный дальнобойщик?

Профессия дальнобойщик в основном является мужской прерогативой, однако, сегодня и многие женщины не прочь зарабатывать на жизнь именно таким способом. В любом случае, желая заниматься перевозками грузов на больших автомобилях, человек должен для начала получить права соответствующей категории (категория D) и набраться опыта в управлении грузовым автомобилем. Опыт здесь очень важен, ведь, вряд ли, какой предприниматель захочет доверить свой товар водителю, который никогда не сталкивался с ездой по оживленным трассам и не управлял автомобилем, весящим несколько десятков тонн и в длину имеющим порой до двадцати метров. Так, преимуществами при трудоустройстве пользуются водители, которые:
  • умеют в совершенстве управлять огромными фурами, соблюдая при этом скорость движения и ПДД на оживленных межгородских трассах;
  • не имеют вредных привычек, в первую очередь склонности к алкоголизму и увлечение наркотическими веществами;
  • умеют грамотно выходить из конфликтных ситуаций, к примеру, на таможне или в общение с сотрудниками ГАИ;
  • четко соблюдают сроки выполнения заказа;
  • хорошо ориентируются в обслуживаемых маршрутах;
  • обладать определенными знаниями и навыками автослесаря;
  • готовы сутками, а то и неделями отсутствовать дома;
  • обладают достаточной физической силой, чтобы противостоять злоумышленникам, защищая груз, производить при необходимости разгрузку/погрузку товара и т.д.
Естественно, старательный и целеустремленный человек всегда сможет обрести эти навыки в процессе работы, добиваясь положительного результата и для себя, и для заказчика.

Дополнительные обязанности дальнобойщика

В зависимости от масштабов деятельности предприятия, работа которого тесно связана с перевозкой грузов, маршруты для дальнобойщика могут пролегать, как между разными городами или областями, так и между разными странами. Дальнобойщик, транспортирующий грузы за границу, обязательно должен иметь все необходимые для этого документы (визу, загранпаспорт и т.д.). Крупные компании чаще всего имеют в своем штате водителей, экспедиторов, автомехаников и охранников. Но при необходимости экономить обязанности перечисленных сотрудников может выполнять один водитель. Ведь порой выгоднее доплачивать одному человеку, чем официально содержать в своем штате нескольких. Также на маршрутах дальнего следования могут работать сразу два водителя, заменяющих друг друга при необходимости отдохнуть. Это позволяет заметно сократить время доставки груза.

Стоит отметить, что в перечень основных обязанностей водителя-дальнобойщика входит уход за автомобилем, устранение поломок и совершенствование его технических возможностей. Каждый водитель преимущественно ездит на одном автомобиле, и меняет его только в крайних случаях. Поэтому прежде чем отправляться в путь, необходимо «подружиться» со своим грузовым автомобилем, и постоянно проверять его техническое состояние, чтоб непредвиденные поломки не застали водителя в пути и сорвали сроков доставки.

1. Как называется ваша профессия (должность)?

Водитель грузового автотранспорта, водитель большегрузного транспорта или попросту дальнобойщик

2. В чем заключается Ваша работа и какие у Вас обязанности?

Главные мои обязанности – вовремя и в целости-сохранности доставить груз в назначенное место.

Моя работа заключается в том, что бы следить за состоянием автомобиля, выполнять порученную мне работу и собственно управлять автомобилем (водить его). Еще одна особенность этой работы – это мужская работа, поскольку управлять машинной, в которую загружено 20 тонн груза и длинной в почти 20 метров, очень сложно и тяжело.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Высшее образование не требуется, важен опыт работы на грузовом транспорте и права с открытой категорией соответствующего типа.

4. Опишите свой рабочий день.

Рабочий день обычно начинается очень рано, в зависимости от того как далеко необходимо ехать, иногда рабочий день для конкретной поездки начинается и в 12 ночи, а иногда в 5-6 утра. Поскольку сейчас мы работаем с фирмой по поставкам строительных материалов, то в нужном городе и в нужном месте машина должна быть к 8 утра (иногда просят еще и раньше подать машину). Грузчики тоже приходят к этому времени и до 9-10 утра, когда будет открываться магазин, машину уже выгрузят и товар поступит в продажу. И потом, когда все приняли и пересчитали, можно забирать уже пропечатанную товаротранспортную накладную (ТТН-ка в народе) и ехать обратно домой. Это краткое описание моего рабочего дня, если работать только в Украине и по ближайшим городам. В случае работы заграницей сроки доставки товара могут увеличиваться до месяца, а иногда и больше.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Условия труда сложно назвать комфортными, так как практически целый день приходится проводить за рулем или крутить гайки под машиной, зачастую в мороз или в сильную жару на холодной земле или на мокром снегу. Облегчило условия труда сейчас только то, что купили новую машину (1998 года), уже не КАМАЗ, а Мерседес-Бенц, здесь уже есть печка зимой с автономный отоплением. Да и ломается меньше. Ах, еще бы купить вообще нового, то это была бы сказка…. Там и климат-контроль есть и компьютерное управление. Но это, лично для меня, пока лишь мечты….

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Я фанат своего дела, еще с детства с отцом постоянно ездил в командировки, понравилось, потом уже свой семейный бизнес построили на этом. А другого то я ничего уже и не умею, за 20 лет в этом бизнесе уже познали и свои плюсы и минусы, да и поздно, наверное, в 40 лет что-то новое начинать.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Не нравится, наверное, то что, как и в любом другом деле есть свои профессиональные проблемы и болезни. Они связанны с поднятием тяжестей, лежанием на холодной земле и просто отмораживанием некоторых участков в сильный мороз, ведь в кабине нельзя ж сутками сидеть, вот и приходиться выходить и работать, что-то ремонтировать, солярку лампой греть в мороз.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Не секрет, устраивает. Хоть это и тяжелая работа, но зарплаты, поверьте, достаточно, что бы содержать семью и жить хорошо. Это профессия и бизнес, который в любое время приносит достаточный заработок.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Из коллектива можно назвать диспетчеров, заказчиков, работников СТО и т.д. Таких людей, которые работали бы рядом со мной нет. Хотя, если ездить заграницу, то необходимо брать с собой напарника, такого же водителя, что бы было кому сменять тебя.

10. Какие человеческие качества, по Вашему мнению, наиболее важны в вашем деле?

Коммуникабельность, сила, умение управлять тяжелым и длинным автомобилем и умение выходить из экстремальных ситуаций.

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

Возможность постоянно бывать в различных странах и городах. А еще иногда есть возможность ездить с дочкой и женой, пока машину будут выгружать, я успею поспать и отдохнуть после бессонной ночи в дороге, а жена с дочкой могут в это время погулять по тому городу, куда мы приехали. Вот такой вот бесплатный вид туризма выходит.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

3 или 4 балла из-за трудности работы и недостаточно комфортных условий труда.

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Этим занимался мой отец, а на сегодня это весьма прибыльный семейный бизнес. Да и в школе учился плохо и последнее годы все время работал в колхозе. Поступать в университет никогда и не собирался, так как еще с детства видел себя только в роли дальнобойщика или водителя комбайна, трактора.

Все отлично, всего хватает, но можно было бы добавить вопрос о половой принадлежности профессии. Годится ли эта работа и для мужчин и для женщин? Или же нет? Почему?