Как определить работу кондиционера в автомобиле. Как проверить автомобильный кондиционер. Диагностика кондиционера авто – для чего и когда ее нужно проводить

Естественно, под проверкой кондиционера в подавляющем большинстве случав речь идёт о необходимости проверки оборудования перед сезоном. Проблем могут быть совершенно различными. Однако, большая их часть возникает по причине некорректного монтажа (как правило, он выполнялся лично владельцем недвижимости, а не специалистами).

Установка кондиционера обеспечивает главные принципы длительного функционирования этого устройства. Однако не стоит забывать о том, что диагностику перед сезоном использования рекомендуется проводить в несколько этапов.

Изначально следует отметить,что внешний блок кондиционера в обязательном порядке должен быть установлен на стене, при этом отступая от неё на расстояние в 10 см. Только в этом случае может быть достигнуто корректное функционирование в летний период времени.

Ведь иначе, внешний блок будет существенным образом перегреваться. В результате возникает вероятность выхода всего устройства из строя.

  • работа с медными трубками должна осуществляться исключительно при помощи трубореза и вальцевателя;
  • и внешние, и внутренние блоки устанавливаются таким образом, чтобы их можно было обслуживать, не вызывая специалистов;
  • категорически запрещается устанавливать внутренний блок кондиционера, если
  • перед ним существует препятствие (мебель, оконный текстиль и т.д.);
  • проверяем возможность отвода конденсата на улицу;
  • процедура вакуумирования является обязательной.

Дело в том, что если использовать не труборез, а другие инструменты для резки медных трубок, то возникнет вероятность попадания металлической пыли в само устройство. А это означает, что длительность его эксплуатации находится под серьёзным вопросом.

Крайне важно, чтобы кондиционер не «захлёбывался». На профессиональном жаргоне это обозначает, что конденсат всегда должен отводиться на улицу. Для этого вся магистраль находится под весьма острым углом.

Однако, как известно, кондиционер может быть использован и в зимний период времени, в качестве обогревателя.

Проверка кондиционера выполняется следующим образом. Закрываются все окна, выставляется температурный режим и запускается кондиционер. Если через 20 минут температура в помещении не соответствует установленным значениям, кондиционер требует сервисного обслуживания.

В видео будет продемонстрировано, как осуществить диагностику кондиционера голыми руками:

Зачастую утечки вызваны вибрацией, которая расшатывает соединения в цепи циркуляции фреона, но фреон может также вытекать через стенки резиновых шлангов или сальник (масляное уплотнение) компрессора.

В современных системах на фреоне R134a утечки может быть сложно найти, так как синтетическое компрессорное масло в этих местах не будет оставлять масляный налет. Если автокондиционер требует частых заправок – необходим тест на утечки. Если источник утечки фреона нельзя установить визуально, существуют другие методы.

ВНИМАНИЕ: утечка 50-100 г в год – это норма.

Подготовка к тесту

Цепь циркуляции фреона должна находиться под давлением во время теста. Если система еще функционирует, давление должно быть достаточным (как минимум 3.5 бар), чтобы провести эффективный тест. Если в системе слишком мало фреона, его нужно будет извлечь.

ВНИМАНИЕ: если система пуста, НЕ заправляйте ее – проведите тест с помощью OFN (oxygen freenitrogen — азот без примеси кислорода).

Места проверки автокондиционера на утечки

  • Все соединения и трубки
  • Вал компрессора
  • Сервисные клапаны и уплотнительные прокладки компрессора
  • Трубки конденсора и испарителя
  • Соединения ресивера/осушителя
  • Датчики давления
  • Парные соединения пружинного замка
  • Шланги

Тест кондиционера автомобиля помощью OFN

OFN (oxygen free nitrogen) – это азот без примеси кислорода. Его молекулярная структура хорошо подходит для поиска утечек. К тому же, OFN сравнительно недорогой.

  • Если система еще функционирует, извлеките фреон.
  • Подключите баллон с OFN к сервисному разъему с помощью подходящей насадки.
  • Откройте клапан на баллоне, чтобы установить в цепи давление 10-15 бар и закройте клапан.
  • Протрите места возможных утечек мыльным раствором – там образуются пузырьки.
  • Выпустите весь азот из системы перед каким-либо ремонтом.

Тест с помощью электронного течеискателя

Такое оборудование может находить очень маленькие утечки.

Тестирование может усложняться в условиях сквозняка, поэтому нужно закрыть точку возможной утечки от ветра, чтобы не давать фреону испаряться. Если он попадет в атмосферу, течеискатель будет все время сигнализировать утечку. Лучше всего проветрить помещение перед тестом.

  • Убедитесь, что система заправлена. Частичной заправки около 225 г тоже достаточно.
  • Проверьте место возможной утечки, начав с самой высокой точки цепи (фреон тяжелее воздуха).
  • Когда утечка установлена, течеискатель издает сигнал, интенсивность которого зависит от концентрации фреона.
  • Если утечку нельзя установить при выключенном кондиционере, запустите двигатель и включите кондиционер, чтобы создать давление в системе.

ВНИМАНИЕ: имея дело с частично заправленной системой, рекомендуется включить кондиционер на короткое время и не превышать число оборотов холостого хода двигателя, так как масла в системе может быть недостаточно для смазки компрессора.

Тест автомобильного кондиционера помощью УФ лампы

Чтобы вытекающий фреон можно было увидеть с помощью ультрафиолетовой лампы, фреон смешивают со специальным красителем. Эффект подсветки фреона, который возникает под ультрафиолетовыми лучами, позволяет легко установить утечку.

ВНИМАНИЕ: краситель мог быть уже добавлен в систему производителем авто.

С помощью инжектора (впрыскивателя) краситель можно добавить со стороны низкого давления (всасывания) при заправке системы. Краситель соединяется с маслом, и даже если фреон извлечен, и система перезаправлена, краситель будет оставаться в системе.

  • Следуйте инструкциям производителя, добавляя правильное количество красителя.
  • Заведите двигатель и включите кондиционер.
  • Посветите УФ лампой в местах возможных утечек — они станут видны.

ОСТОРОЖНО: излишний ультрафиолет может быть вреден для глаз. Используя УФ лампу, всегда надевайте защитные очки.

Когда речь идет об автомобильных кондиционерах, почему то всегда хочется думать, что это герметичное и устойчивое оборудование способно работать без поломок на протяжении многих десятилетий. Ведь советские холодильники могут работать по полвека, почему же устройство со схожими функциями выходит из строя? Разница между ними заключается в условиях функционирования и если говорить об автомобильных кондиционерах – то им приходится очень несладко.

Каждый год они переносят сильные перепады температур и эксплуатируются в условиях с повышенной загрязненностью и влажностью воздуха. Поэтому и нестранно, что диагностировать и ремонтировать их также приходится регулярно.

Ниже Вашему вниманию представлена статья, которая подробно ознакомит Вас со всеми особенностями обслуживания автомобильного кондиционера. Отдельно ознакомимся на неисправностях, которые можно обнаружить при диагностике, самостоятельной заправке кондиционера и рекомендациях по эксплуатации устройства.

Диагностика кондиционера авто – для чего и когда ее нужно проводить?

Перед тем, как перейти к необходимости диагностировать состояние автомобильного кондиционера, стоит разобраться, что же являет собой это устройство и как оно функционирует. В самом общем понимание, автокондиционер является охладителем воздуха, который поступает в салон извне. Понятно, что необходимо это для повышения комфортности езды в автомобиле, так как в летнюю жару его железный корпус может буквально накалятся под палящим солнцем. А так, включил кондиционер – и уже через несколько минут у Вас в салоне альпийская прохлада.

Функционируют все автомобильные кондиционеры по одному, довольно простому, принципу. Когда Вы включаете саму охлаждающую систему, ее компрессор начинает сжимать фреон, который также используется и в холодильниках. Пока кондиционер не работает, это вещество находится в газообразном состоянии и свободно циркулирует по всей системе кондиционера. Под давлением фреон начинает разогреваться и перетекает в конденсор. От самого названия устройства понятно, что здесь происходит охлаждение фреона и его конденсация до состояния жидкости.

После этого наступает этап, когда фреон попадает в специальный ресивер осушитель. Здесь он очищается и дальше его путь лежит в испаритель. Однако, прежде чем туда попасть, жидкообразный фреон протекает через терморегулирующий вентиль, способствующий снижению давления жидкости, что, в свою очередь, приводит к ее охлаждению. Далее, уже из испарителя, фреон снова в газообразном состоянии попадает в компрессор, и весь этап его циркуляции начинается заново, пока кондиционер не будет отключен.

Понятно, что если в системе постоянно функционирует жидкость, она должна постоянно находиться в герметичном состоянии. В противном случае, фреон будет вытекать, что станет причиной серьезных поломок кондиционера. Однако, не смотря на очевидность подобного, случаются утечки довольно часто. При чем, ответственность за подобное должны нести мастера, халатность которых зачастую и приводит к разгерметизации системы кондиционирования автомобиля. Любой автомеханик согласится, что обслуживание автокондиционера – дело очень сложное и не каждому профессионалу хватит опыта, чтобы с эти справиться. По этой причине, самостоятельные манипуляции с охлаждающим устройством можно проводить только после предварительной и очень тщательной подготовки.

Ну что же, перейдем к сигналам, которые будут указывать об острой необходимости в диагностике. В первую очередь это шумность работы кондиционера, которая сопровождается пониженной эффективностью охлаждения салона. Виной всему может быть никто иной, как конденсор. Этот элемент системы охлаждения больше всего подвержен таким загрязнениям, как грязи и соли, накопление которых в большом количестве, несомненно, приводит к разгерметизации всей системы. Случается это из-за появления трещин и дыр различных размеров, через которые и начинает выкапывать жидкость. Поэтому, даже если Вы не отнеслись внимательно к звукам, которые издает во время работы кондиционер, то наличие на нем следов масла обязательно должно вызвать у Вас подозрения.

Еще один, не менее заметный признак, который обязан сподвигнуть Вас на проведение диагностики, это неприятный запах внутри салона автомобиля. Конечно же, он может быть вызван и другими поломками, однако при неисправности работы испарителя кондиционера, он также обязательно появляется. Сопровождаться такая поломка будет плохим качеством работы кондиционера.

Как проверить кондиционер на наличие неисправностей: поэтапное описание работ

Проверять кондиционер необходимо независимо от того, какое время года на улице, и насколько активно проводится его эксплуатация. Для того, чтобы диагностика кондиционера была максимально полной и дала результат о реальной ситуации его состояния, ее необходимо проводить в два этапа.

1. Перед тем, как начать ковыряться во «внутренностях» кондиционера, необходимо произвести тщательный осмотр его внешних деталей. Делается это для того, чтобы обнаружить механические или другого рода повреждения (если они конечно имеются). Однако, даже если явных признаков разгерметизации Вам обнаружить не удалось, радоваться нет причин. Не забывайте, что фреон может находиться как в состоянии жидкости, так и состоянии газа, который может вытекать даже через микрощели. Для того, чтобы установить наличие такой утечки, эффективнее всего использовать специальный «течеискатель». Этот прибор способен улавливать даже самое незначительное количество фреона, который присутствует в воздухе.

Еще один способ поиска протечек в системе охлаждения салона автомобиля – это ультрафиолетовая диагностика. Такой способ проверки обычно предлагают на очень крутых автосервисах. Суть ее заключается в том, что в систему кондиционера до отказа заливается фреон, в который предварительно была подмешана ультрафиолетовая присадка. После этого водитель должен определенный период времени поездить на авто с включенным кондиционером. Если протечки есть, то мастера смогут обнаружить их при помощи специальной ультрафиолетовой лампы и примут необходимые меры.

2. Второй этап диагностики предусматривает проверку того, как работает компрессор и насколько эффективна его производительность. Как мы уже упоминали, наиболее характерным признаком его неисправность является неестественный шум во время его работы. Также, желательно произвести диагностику исправности электрических составляющих системы кондиционирования салона автомобиля, которыми являются все датчики, вентиляторы и электромуфты. Однако, самостоятельно осуществлять подобные проверки не рекомендуется.

Неисправности кондиционера автомобиля, которые наиболее часто встречаются в практике автомехаников

Мы уже упоминали о неисправном компрессоре и разгерметизации системы кондиционера. Однако, это далеко не единственные поломки, которые можете обнаружить Вы сами или же на которые Вам укажут в автосервисе. К примеру, не менее серьезные последствия имеет неисправность конденсора (в народе его именую радиатором кондиционера, поскольку он выполняет туже функцию, что и радиатор двигателя, охлаждая фреон). В случае, если он не будет выполнять свои функции, в салон автомобиля будет поступать такой же горячий воздух, как и на улице. Основная причина неисправности может крыться в загрязнении, что приведет к недостаточному охлаждению. В следствие, климат-контроль может периодически сам отключаться. Оставлять подобную поломку без ремонта просто недопустимо. Если радиатор не почистить, он будет постоянно перегреваться повышая давление в системе. Подобное может иметь очень неприятные последствия.

Испаритель кондиционера страдает не менее часто. Случается это из-за коррозии, которая является результатом загрязнений и закупоривания трубки, через которую сливается влага. В подобной ситуации Вы будете замечать не только снижение эффективности работы всего устройства, но и появившуюся в салоне воду и характерный запах.

Халатность во время заправки кондиционера зачастую приводит к неисправной работе ресивера-осушителя (или же фильтра-осушителя). Это устройство предназначено для удаления влаги и очистки фреона от мусора, который попадает в него из-за износа компрессора. Если же во время заправки или ремонта системы кондиционирования в фреон попало большое количество грязи – фильтр будет безнадежно захламлен и не сможет выполнять своих функций. Как следствие, шланги кондиционера могут периодически обмерзать из-за застоя жидкости, что также может привести к самопроизвольному отключению всей системы.

Не менее важную роль в работе системы кондиционирования салона автомобиля выполняет и терморегулирующий вентиль . При помощи его расширительного клапана контролируется и регулируется подача фреона, которая осуществляется с учетом температуры и давления внутри системы. Если терморегулирующий вентиль приходит в неисправность, Вы обязательно столкнетесь с такими последствиями: цикличная работа кондиционера, когда холодный воздух поступает с перебоями; обмерзание шлангов испарителя; периодические бесконтрольные отключения системы. Подобные неисправности могут быть вызваны несколькими причинами:

- повреждения клапана, которые имеют механический характер;

Неправильное регулирование режимами работы кондиционера;

Сильное загрязнение внутренней части системы охлаждения;

Падание внутрь системы воздуха или воды.

Однако, нестабильность работы кондиционера и его самопроизвольное отключение может быть связано и с поломкой датчика давления. Он устанавливается на систему для того, чтобы в случаях повышения давления до критических значений, отключать систему. Зачастую к его неисправности приводят загрязнения или же неисправность электронных деталей – контактов, реле или предохранителя. На некоторых системах кондиционирования на конденсоре устанавливается вентилятор, который служит в качестве дополнительного охладителя фреона. Если этот вентилятор приходит в неисправность, он может либо вообще не работать, либо работать очень шумно. Причина такой поломки может быть очень банальна – изношенный подшипник или же нарушение в электрических соединениях, которые и приводят вентилятор в действие. Также, вызвать подобную поломку могут повреждения механического характера.

Что же приводит к подобного рода последствиям? Зачастую, это условия, в которых эксплуатируется автомобиль и все его системы. Среди них и те, которые являются причиной чрезмерного разогрева:

- слишком жаркие летние температуры, с которыми кондиционер не то что не справляется, так еще и сам от них страдает;

Езда на очень высоких скоростях и очень большом количестве оборотов двигателя, в результате чего разогревается не только пространство под капотом автомобиля, но и его салон;

Очень яркие лучи солнца, которые безпрепятственно пробиваются в салон сквозь окна автомобиля.

Можно ли самостоятельно отремонтировать автокондиционер и произвести его заправку?

Иметь дело с автомобильным кондиционером не так уж и просто, поскольку даже определить наличие поломки могут даже не все специалисты автосервиса. Тем более, если Вы нашли место утечки – залатать его необходимо не только правильно, но очень важно, чтобы это выглядело эстетично. Ведь большее количество наиболее уязвимых деталей системы кондиционирования находятся непосредственно в салоне автомобиля. Поэтому наш совет – в случае обнаружение неисправностей кондиционера или если Вам нужна заправка кондиционера авто, лучше обратится в сервисный центр, который предоставляет подобные услуги. Особенно важно, чтобы на станции техобслуживания Вам представили мастера, который занимается исключительно обслуживанием охладительных систем, что действительно будет свидетельствовать о его компетентности.

Но все же, если кондиционер Вашего железного коня нуждается только в заправке, то подобную процедуру вполне реально осуществить собственными руками. Однако, чтобы в последующей эксплуатации системы охлаждения не возникло проблем, перед началом работ необходимо уточнить некоторые детали. Во-первых , фреон имеет огромное количество разновидностей и чтобы подобрать именно тот, который Вам нужен, необходимо ознакомиться с потребностями конкретно Вашего кондиционера. Подобную информацию производители кондиционеров обычно указывают на деталях системы. Поэтому, подробно изучите поверхность корпуса конденсора, фильтра-осушителя или же испарителя и изучите указанную информацию. Если Вы не смогли интерпретировать ее самостоятельно, то можете просто сделать фотографию, которую покажете в магазине продавцу.

Во-вторых , у каждой охладительной системы есть своя норма жидкости, которую необходимо заливать. Эту цифру также можно найти либо под капотом автомобиля, либо же внимательно перечитать инструкцию по эксплуатации. Ну и последнее, что важно знать начинающим «автомеханикам», это то, что при наполненности системы кондиционирования всего на половину, необходимо также производить вакуумирование. Итак, чтобы заправка кондиционера авто была произведена правильно, Вам придется вооружиться следующими вспомогательными инструментами:

- шланги;

Переходник;

Баллон с фреоном;

Манометр.

Далее открываем капот автомобиля и ищем магистраль, по которой движется фреон. Отверстие, через которое можно залить жидкость, обычно защищается при помощи специального колпачка, который также необходимо отыскать на магистрали. Место вокруг него необходимо тщательно очистить, а сам колпачок снять. Вместо него на отверстие сразу же надевает заправочный шланг. Для осуществления дальнейших работ Вам обязательно понадобиться помощник. Попросите его завести двигатель на холостом ходу и поддерживать его работу на 1500 оборотах . Находясь в салоне Ваш помощник также сможет включить функционирование кондиционера на максимальном уровне. Вы же в это время выполняйте следующие действия:

- возьмите баллон с фреоном;

Переверните его и откройте кран-проколку;

На шланге необходимо открыть вентиль низкого давления;

Подключайте баллон с фреоном к магистрали.

Все, заправка осуществляется. Однако, оставлять процесс без присмотра нельзя. Вам необходимо следить за показателями манометра, а Ваш помощник должен поддерживать холостой ход двигателя. Уровень давления, которого должна достигнуть жидкость внутри магистрали, равен 285кПа. Однако, очень важно, чтобы фреон не пузырился, то есть, в него не попал воздух. Определить это можно через специальное окошко. Когда в салон начнут поступать довольно холодные потоки воздуха, градусов так в 5-8, баллон с фреоном можно перекрывать и потихоньку разбирать всю остальную конструкцию. Но еще раз подумайте, прежде чем вообще браться за подобную роботу. Ведь без специального опыта можно вызвать неисправность многих элементов системы охлаждения автомобиля. Перед тем как приступать, хотя бы ознакомьтесь со специальными видео, которых в сети Интернет можно найти великое множество.

Для того, чтобы потребность в заправке и ремонте кондиционера Вашего автомобиля вообще не возникала, необходимо придерживаться основных правил и рекомендаций по его эксплуатации и уходе за ним. Об этом расскажем далее.

Что делать, чтобы кондиционер работал без перебоев и дозаправок: правила и рекомендации

1. Даже когда в холодное время года потребность в охлаждении салона отсутствует, включать кондиционер необходимо в «профилактических» целях. Делать это нужно 1-2 раза в неделю и всего на 10-15 минут, однако подобные действия позволят сохранить работоспособность компрессора и всех его деталей, уберегут масло от засыхания.

2. Когда вы включаете кондиционер зимой, предварительно необходимо полноценно прогреть салон автомобиля. То есть, «торпедо» ни в коем случае не должна напоминать на ощупь ледяную глыбу. Иначе датчики кондиционера не смогут корректно выполнять свои функции.

3. Когда Вы моете автомобиль, не забудьте также промыть и продуть конденсатор автомобильного кондиционера. Хотя делать это нужно очень острожно, посколько без особых усилий можно погнуть ребра его ячеек.

4. Держите кондиционер в чистом состоянии и регулярно проводите очистку всех его узлов, которые больше всего подвержены загрязнениям. Ознакомьтесь со всеми правилами эксплуатации конкретно Вашего кондиционера.

5. Когда только садитесь в автомобиль, ни в коем случае не включайте кондиционер сразу же на максимальную мощность. Чтобы компрессор не пришлось преждевременно менять, охлаждать салон необходимо постепенно.

Будьте внимательны к своему автомобилю и всем его системам. Тогда он будет работать без перебоев и никогда не разочарует неожиданными поломками. Желаем Вам комфортной езды под потоками прохладного воздуха из кондиционера!

20 февраля 2017

С целью повышения комфорта для водителя и пассажиров большинство легковых машин оснащается не только системами отопления, но и охлаждения салона, причем в базовой комплектации. Такое удобство имеет и обратную сторону – возрастает цена авто и повышается расход горючего, особенно в городских пробках. Вдобавок конструкция автомобиля усложняется новыми деталями и агрегатами, требующими периодического контроля и обслуживания. Чтобы принимать правильные решения в случае возникновения неполадок этих узлов, владельцу желательно знать, как проверить компрессор кондиционера и автомобильную систему охлаждения салона в целом.

Устройство системы кондиционирования

Для проведения самостоятельной диагностики хозяин авто должен понимать общий принцип работы кондиционера, из каких деталей он состоит и где они располагаются. Система включает в себя такие элементы:

  1. Внешний теплообменник (техническое название – конденсор), устанавливаемый перед радиатором охлаждения двигателя либо рядом с ним.
  2. Внутренний теплообменник (испаритель). Спрятан под передней панелью автомобиля.
  3. Компрессор с электромагнитной муфтой стоит около двигателя и соединяется с ним ременным приводом.
  4. Магистрали в виде трубок, соединяющие оба теплообменника. По ним движется специальное вещество – хладагент (фреон).
  5. Вентиль терморегулирующий (ТРВ). Чаще всего находится под торпедо.
  6. Ресивер – осушитель в виде вертикального бачка. Устанавливается в подкапотном пространстве неподалеку от конденсора.

В некоторых моделях авто наружный теплообменник оборудован собственным электрическим вентилятором.

Работа любого кондиционера, в том числе и автомобильного, зиждется на свойстве фреона закипать и испаряться при невысокой температуре. В момент испарения, происходящего во внутреннем теплообменнике, это вещество отнимает много тепла из салонного воздуха и таким образом охлаждает его. После газ перемещается в компрессор, который поднимает его давление и температуру. Дальнейший процесс идет так:

  1. Горячий газообразный хладагент нагнетается в наружный теплообменник, обдуваемый потоком воздуха, и там конденсируется, отдавая забранное из салона тепло.
  2. Превратившись в жидкость, хладагент проходит через ресивер, отделяющий влагу, и попадает в ТРВ.
  3. После вентиля давление жидкого фреона снижается и он снова направляется к внутреннему радиатору, чтобы испариться.

Работа системы кондиционирования управляется электроникой , отключающей ее в случае превышения максимального давления фреона или при низкой температуре окружающего воздуха (-5 °С и меньше).

Почему важно следить за состоянием кондиционера?

Главная причина – дорогостоящий ремонт системы охлаждения. Стоимость заправки фреоном стартует от 1000 руб, а замена поломанного компрессора может обойтись и в 1000 у. е. Малоопытные водители нередко «попадают на деньги» в следующих ситуациях:

  • продолжают эксплуатировать барахлящий кондиционер, отчего выходит из строя компрессор или ТРВ;
  • покупают подержанную машину с неисправной системой кондиционирования, не подозревая, во что это выльется.

Ушлые продавцы авто на вторичном рынке зачастую отключают неисправный охладитель с целью обмана покупателя – снимают приводной ремень, выпускают фреон из контура и так далее. Чтобы избежать лишних затрат после приобретения, надо знать, как проверить работу кондиционера в автомобиле. При подозрении на неисправность вы сможете потребовать снижения цены на величину ремонта .

Когда кондиционер начинает плохо охлаждать воздух, а то и вовсе отказывать, желательно сразу проверить его работоспособность. При утечке либо перегреве фреона одинаково страдает наиболее дорогостоящий агрегат – компрессор.

Диагностика системы охлаждения салона

Лучший способ досконально разобраться с кондиционером – обратиться в специализированную мастерскую, где герметичность системы испытают вакуумным стендом и проконтролируют работу нагнетателя, ТРВ и ресивера. Если подобной возможности нет, вам придется действовать самостоятельно. Ниже представлен алгоритм, как проверить компрессор кондиционера и остальные элементы климатической установки:

  1. Запустите двигатель и нажмите кнопку «А/С» включения охладителя. Если в машине установлен климат-контроль, отрегулируйте его на минимальную температуру воздуха.
  2. Проверьте подачу холодного воздуха через салонные решетки на холостом ходу и в процессе движения.
  3. Нет или мало холода при работе двигателя на месте? Скорее всего, внешний радиатор забит грязью и листьями, его нужно срочно прочистить. Иначе фреон в трубках перегреется, давление поднимется и может случиться прорыв либо излишек газа будет сброшен клапаном в атмосферу.
  4. Заглушите мотор и откройте крышку капота. Найдите все узлы и трубки охлаждающего контура – ресивер, конденсор и компрессор. Отличить последний от насоса гидроусилителя руля можно по трубкам, идущим к радиатору.
  5. Срабатывание электромагнитной муфты компрессора вы можете проверить без фреона в системе и даже без приводного ремня. Для этого отключите от нее штатный разъем и куском провода соедините контакт с плюсовой клеммой аккумулятора. Муфта должна сработать и «подтянуть» шкив, чтобы ремень мог вращать ось нагнетателя.
  6. Снова заведите двигатель, включите систему в режим охлаждения и возьмитесь ладонью за толстую трубку, идущую из салона к компрессору. В течение 3-5 сек. после включения она должна стать ледяной. Если это не так, то в контуре нехватка хладагента из-за утечки через соединения или пробитый радиатор.
  7. Аккуратно потрогайте трубку, соединяющую нагнетатель с конденсором. При температуре на улице до 20 °С она должна быть теплой, а во время жары – сильно горячей.
  8. Прикоснитесь к тонкой магистрали, проложенной от внешнего радиатора внутрь салона. Она не должна быть очень горячей в любую погоду.
  9. Напоследок внимательно осмотрите стыки и видимую часть конденсора на предмет масляных потеков, свидетельствующих о разгерметизации системы.

Подобное тестирование нельзя назвать объективным, ведь обычный автолюбитель может и ошибиться. Поэтому при малейшем подозрении стоит посетить автосервис при первой возможности.

Определенные сложности с диагностикой системы кондиционирования возникают в зимнее время, когда электроника не желает включать охлаждение из-за низкой температуры воздуха. Чтобы его запустить, следует прогреть двигатель до рабочей температуры и максимально натопить салон . Тогда сработают соответствующие датчики и кондиционер включится, если он исправен.

Если при покупке авто вам говорят, что система кондиционирования работает, но просто порвался ремень или надо заправить фреон, не доверяйте такому продавцу. Досконально проверить охладитель без привода вы не сможете, поэтому сразу договаривайтесь о снижении цены автомобиля на 300-500 у. е.

Покупая подержанный автомобиль с кондиционером, вы должны помнить, что ремонт неисправного кондиционера запросто может вылиться в сумму, превышающую 1000 у.е. Идеальный вариант — перед покупкой автомобиля заехать на диагностику к специалистам.

Мы понимаем, что такая возможность есть далеко не у всех и не всегда. Поэтому и хотим дать некоторые советы, которые, может быть, уберегут вас от разочарований.

Начать следует с опроса продавца. Спросите его, работает ли в машине кондиционер. Если вам ответят, что:

* кондиционер работает, но его надо только заправить;
* в прошлом году кондиционер заправляли, работал;
* спустили на зиму фреон;
* сняли ремень с компрессора (ремень порвался и т.д.);
* камнем пробило радиатор, треснула трубка и т.д.

Фантазии на что-либо еще у людей редко хватает. Так вот, если вам отвечают что-то подобное, надо ехать к специалистам и оценивать ущерб. Либо торговаться, сбивая цену на автомобиль долларов на 300-500 — примерно столько обходится средний ремонт.

Если продавец говорит, что кондиционер работает, необходимо в этом лично убедиться. Хорошо, если на улице при этом выше + 15-ти. В основном автовладельцы опираются на индикацию внутри салона, не зная, что в большинстве случаев лампочка на кнопке кондиционера будет светиться, но сам кондиционер при этом может не работать.

Итак, при нажатии кнопки кондиционера (при установке минимальной температуры в салоне, если в машине климат-контроль) и включении салонного вентилятора, под капотом должен слышаться щелчок включившегося компрессора, на большинстве японских и на многих европейских и американских автомобилях одновременно с включением компрессора включаются дополнительные вентиляторы радиатора кондиционера. Идеальный вариант — попросить помощника включать кондиционер, а самому при этом разглядеть в подкапотном пространстве компрессор кондиционера, точнее, ту его часть, которую вращает ремень. При заведенном двигателе вращается только шкив компрессора. Торцевая часть компрессора (прижимная пластина, похожа на диск с выступающими 3-мя или 4-мя бобышками) стоит неподвижно. В момент включения кондиционера, прижимная пластина примагничивается к шкиву, отсюда и происходит слабый щелчок. Если это произошло — можете быть уверены, что кондиционер по крайней мере включается. Стоит оговориться, что для некоторых современных автомобилей такая проверка не будет корректной. Это такие машины, как Мерседес А-класса, 220-й кузов, на BMW E60, E65, E87, Ауди моложе 2003 года. На них прижимная пластина вращается постоянно — включение компрессора в работу происходит у него внутри. Иногда компрессор просто невозможно разглядеть из-за нагромождения агрегатов в подкапотном пространстве и недостаточного освещения. Кстати, не поленитесь захватить с собой фонарик.

Следующим этапом надо попытаться отыскать в подкапотном пространстве трубки и шланги кондиционера и его радиатор. Осмотр этих узлов будет не лишним хотя бы потому, что иногда людей нагло обманывают, установив в салоне кнопку со снежинкой, когда самого кондиционера в машине нет и в помине.

Итак. Радиатор кондиционера расположен прямо перед радиатором охлаждения двигателя, на расстоянии нескольких сантиметров от него. Оба радиатора, как правило, одинакового размера, и с непривычки можно подумать, что радиатор всего один. Чтобы как следует все разглядеть, посмотрите на радиаторы «с улицы» и из-под подкапотного пространства. Вы увидите, что радиаторы сильно отличаются друг от друга — у «тосольного» — пластмассовые бачки по бокам, кондиционерный — весь алюминиевый или медный. Иногда радиатор кондиционера стоит не перед основным радиатором, а слева от него. Яркие примеры — Хонда Цивик или старенькие «Ауди». В этом случае разглядеть радиатор кондиционера не представляет труда.

Дальше посмотрите снова на компрессор. От него в радиатор кондиционера должна идти довольно толстая трубка (где-то в 1 см. толщиной и больше) со вставкой резинового шланга. Это напорная магистраль — вход газа из компрессора в радиатор кондиционера. На трубке может быть заправочный порт высокого давления, закрытый пластмассовым колпачком. Теперь отыщите выход из радиатора. Тут трубка становится тоньше. Проследите за ней. Если у вас японский автомобиль, Мерседес, БМВ, Шкода, Фольксваген Гольф или Пассат до В4-го, Шаран (Форд Гэлакси), французский итальянский или корейский автомобиль (кроме Дэу-Нексия, Эсперо), некоторые модели «американцев» — тонкая трубка, выходящая из радиатора (около 8 мм толщиной), неизбежно приведет вас к ресиверу осушителю. Это такой вертикально расположенный бочонок 8-10 сантиметров в диаметре. На верхней части ресивера-осушителя может быть расположен смотровой глазок, через который на жидкий фреон можно посмотреть воочию. Часто смотровой глазок залеплен грязью и его просто не видно. Протрите верх ресивера тряпочкой.

Дальше тонкая трубка выходит из ресивера осушителя и тянется в сторону салона. Она может идти довольно хитрыми путями. Заходить и выходить под аккумуляторную площадку, идти под бачками для омывающей жидкости и т.д. В конечном итоге трубка заканчивается соединением, проходит через моторный щит и скрывается в салоне машины. На этой трубке также может быть расположен заправочный порт высокого давления с пластмассовым колпачком.

Теперь осмотрите место, где тонкая трубка вошла в салон. Рядом из моторного щита должна выходить самая толстая трубка — сантиметра 2 толщиной. Это обратная магистраль. Она идет из салона в компрессор кондиционера, в нее перед компрессором врезан кусок шланга. На обратной магистрали также может быть заправочный порт низкого давления с пластмассовым колпачком.

Когда вы нашли основные узлы системы, самое время приступить к пусть примитивной, но достаточно показательной самодиагностике кондиционера.

Включите кондиционер. Если компрессор начал работать, как следует, возьмитесь рукой за металлическую часть (не за шланг) обратной магистрали (та, что самая толстая, из салона в компрессор). Взяться надо не двумя пальчиками, а обхватить трубку всей ладонью. Почти сразу или через непродолжительное время, секунд через 5-10, ваша рука должна ощутить, как трубка леденеет и становится очень холодной. Если все работает нормально, ощущения примерно такие, как если бы вы взяли в руки сосульку. Компрессор может иногда отключаться (это нормально), через несколько мгновений после его включения ваша ладонь будет ощущать новую волну холода. Идеальный вариант — если от холода на вашей руке едва ли не начинает ломить кости.

Теперь осторожно потрогайте металлическую часть напорной трубки, которая ведет из компрессора в радиатор. Она должна быть либо сильно теплой, если на улице не очень жарко, либо прилично горячей, если на улице больше 20.

Теперь потрогайте самую тонкую трубку, которая ведет из радиатора кондиционера в салон. В зависимости от погоды, ее температура может варьироваться от комнатной до сильно теплой и даже почти горячей. Если самая тонкая трубочка горячая до такой степени, что на ней нельзя удержать руку — это тревожный симптом. Либо не включается вентилятор, либо грязный радиатор, либо система перезаправлена.

Само собой, если при включении компрессора никаких из вышеперечисленных симптомов вы узнать не можете, (толстая труба не холодеет, тонкие не нагреваются) надо ехать к нам. Скорее всего, в системе мало фреона из-за утечек, или же присутствуют более глубинные причины. Без манометров и опыта тут уже не обойтись.

Системы с расширительной трубкой (большинство «американцев», «Ауди», некоторые модели «Фольксваген», «Дэу», «Вольво» и некоторые другие автомобили) конструктивно немного отличаются. Ресивер-осушитель у них выполняет еще и функцию доиспарителя, чтобы компрессор не хлебнул жидкого фреона, и расположен на обратной магистрали. В этом случае ресивер гораздо больших размеров, простите за сравнение, как крупный баклажан, и при работе кондиционера становится тоже холодным. Самая тонкая трубка перед входом в салон также становится холодной. В ней запрессована расширительная трубка-дроссель, холодеет она сразу же после дросселя.

Самый верный признак рабочего кондиционера, конечно же, холод в салоне. Возьмите градусник, удобнее всего электронный, продается в любом хозяйственном магазине, вставьте его щуп поглубже в дефлектор, направьте туда поток воздуха, включите кондиционер на самый холод, салонный вентилятор врубите на полную мощность. Можно еще и включить рециркуляцию. Если температура опустится ниже 10 по Цельсию — поводов для беспокойства нет. Если опустится до 5-6 градусов — ваш кондиционер просто зверь.

Что еще следует посмотреть?

Конечно, кондиционер могли заправить непосредственно перед продажей. Внимательно осмотрите все доступные взгляду узлы системы. Придирчиво осмотрите трубки, особенно в районе хомутов, которыми они крепятся, ресивер-осушитель, радиатор кондиционера, компрессор. Масляные подтеки или запотевания, промасленная грязь — верный признак утечек.

Теперь по поводу проверок кондиционера зимой.

Если температура за бортом ниже минус 10, то с проверкой, скорее всего, придется повременить. Это вызвано тем, что давление хладагента сильно падает и, не имея опыта, можно ошибиться. Если все же хотите проверить, то прежде чем пытаться включать кондиционер, прогрейте салон, не просто до состояния «пошел теплый воздух», а так, чтоб прогрелась вся «торпеда». В этом случае датчик испарителя, который находится под «торпедой» и не допускает его обмерзания сможет «понять», что в салоне тепло и его можно остудить. В части системы под капотом от нагрева поднимется давление и датчики контроля минимального давления тоже разрешат запуск. Если у вас, например, «Ауди» с климат-контролем, и датчик забортной температуры показывает ниже плюс 5, то кондиционер не включится.

Не лишним будет нажать в салоне кнопку рециркуляции, многие машины, оборудованные автоматическим климат-контролем, перестают в этом случае опираться на температурные данные и запускают компрессор принудительно.

После того как вы запустили компрессор, можно на ощупь, как описано выше, проконтролировать работоспособность системы.

Конечно, все вышеописанное не дает 100 процентной гарантии точной и правильной диагностики. Для нормальной диагностики автомобильного кондиционера нужно соответствующее оборудование и опытные специалисты.

И еще — во избежание серьезных затрат, самостоятельно лучше не экспериментировать с замыканиями фишек каких-либо датчиков, если компрессор все же не включается. Если в чем-то нет уверенности, приезжайте, мы поможем разобраться.

Как самостоятельно проверить автокондиционер

3 (60%) 1 голос[а]