Как определить что автомобильный аккумулятор заряжен. Как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством: делаем этот правильно. Как выбрать автомобильный аккумулятор при покупке

Как определить зарядился ли аккумулятор, заряжаю дома

  1. Если батарея с глазком, то там можно посмотреть. . должен быть зелный цвет.. . а обычно, я ставлю на пониженный ток, на сутки!!!
  2. Аккумулятор заряжается максимальным током не более 0,1 от его емкости. Для авто лучше всего режим щадящий, когда зарядка производится током не более 3-х Ампер. В таком режиме аккумулятор должен заряжаться часов 6-12. Может меньше.
    Порядок зарядки рассказывается в инструкции к зарядному устройству. На своем я делаю так.
    Снимаю аккумулятор с авто. Устанавливаю так, чтобы не мешался под ногами или не попадал под руку. Зачищаю клеммы до блеска (надфиль, средний напильник, кордолента) . Очищаю поверхности, открываю банки. Проверяю уровень электролита, проверяю плотность ареометром. Подсоединяю зарядное устройство, соблюдая полярность к аккумулятору. Включаю зарядное устройство, ток при этом уменьшен до минимума. Увеличиваю зарядный ток до величины не более 0,1 от емкости. Периодически просматриваю банки (только с помощью фонарика) . Как только в банках начинается выделение отдельных пузырьков газа, зарядный ток начинаю уменьшать, до величины 2-3 А. После чего оставляю аккумулятор под зарядкой на 6-8 часов.
    Признаками полной зарядки я считаю:
    - интенсивное выделение пузырьков газа (кипение) , которое уменьшается при снижении величины зарядного тока или увеличивается быстро при увеличении величины зарядного тока.
    - плотность электролита должна быть одинаковой во всех банках. Для этого аккумулятор должен остыть.
    - в банках чистый электролит.
    Появление в банках аккумулятора бурого цвета - признак осыпания пластин.
    Второй признак - банка быстрее закипает (осыпание пластин) или наоборот, выделяется бурый цвет в банке и выделения газа в банке практически нет (замыкание пластины через шлам).
  3. У хороших зарядок ссылка заблокирована по решению администрации проекта вообще индикатор зарядки должен быть. Но по идее зарядился.
  4. Если не старый, если электролит в норме, если несколько часов простоял. если кипел (пузырьки поднимались), если напряжение ок 14.5 в, если нагрелся - то зарядился
  5. Если зарядное - автоматическое, и ток упал до нуля, то аккумулятор скорее всего зарядился. Чтобы убедиться в этом, нужно померить напряжение на аккумуляторе не отключа от зарядного. В вашем случае напряжение должно быть 15В. Если напряжение меньше, и тока нет, то нужно увеличить напряжение до 15В. В инструкциях к советсим батареям было указано напряжение в конце цикла заряда 16,2В. Связано это с тем, что использовалось неавтоматическое зарядное устройство. Ток при таком напряжении продолжал составлять 1/10 емкости. Если бы вы использовали неавтомат, то при напряжении 16,2 вольта в конце заряда ток должен быть не более 6,5А. Во втором случае полного заряда батарея достигнет быстрее, но есть большая вероятность перезаряда и перегрева.
  6. можно и надо зарядить ---он за 5 часов не зарядился ---если есть вольтметр --на зарядке он должен набрать не мене 16.2 вольта ---а заряжать можно до температуры около 40 градусов предельно
  7. заряжай 12 часов не меньше, током 7 ампер
  8. вольтметром, например померять
    чем больше батарея зарядилась, тем больше разность потенциалов
  9. Ну, раз ток не идет, значит он уже не заряжается. Следовательно - он полностью заряжен, стоит выключить.
  10. Было бы неплохо почитать инструкцию к заряднику. Скорее всего да, зарядился

Пока силовая установка автомобиля бездействует, питание бортовой сети осуществляется от внешнего источника питания – автомобильной аккумуляторной батареи. Также посредством электроэнергии аккумулятора производится и сам запуск силовой установки.

Любой автомобилист должен знать как и чем зарядить аккумулятор своего автомобиля

Необходимость правильной зарядки автомобильного аккумулятора

Но аккумуляторная батарея энергию для запитывания сети не вырабатывает, она лишь хранит ее в себе, при надобности отдает, после чего восстанавливает свой заряд от .

Цикличность заряда-разряда идет не на пользу самой батарее, со временем ее заряд уменьшается, то есть батарея потихоньку разряжается, полностью восстановить количество энергии от генератора не удается, в конечном итоге заряда батареи уже не будет хватать для запуска мотора. В таком случае остро встает вопрос: как зарядить аккумулятор автомобиля. Производится данная операция зарядными устройствами. Но перед описанием процесса зарядки аккумулятор, разберемся, какие бывают аккумуляторы на машинах, их основные параметры, которые учитываются при подзарядке, виды зарядных устройств, принцип их функционирования, правила зарядки автомобильного аккумулятора и что не следует делать при выполнении операции.

Видео: Взрыв аккумулятора

Все АКБ конструктивно схожи. Имеется набор пластин, которые играют роль электродов, одни – положительных, другие — отрицательных. Чтобы между пластинами происходила химическая реакция, в результате которой выделяется электроэнергия, пространство между пластинами заполняется электролитом. В зависимости от вида АКБ в качестве электролита выступает либо раствор кислоты с водой, либо раствор щелочи с водой.

Виды аккумуляторных батарей

На автомобилях применяются аккумуляторы следующих видов: кислотные, щелочные и гелевые. Есть еще один вид батареи – литий-ионных, но в силу своих особенностей данные АКБ не могут запустить двигатель, поэтому в авто они применяются пока только, как дополнительный элемент питания.

Так устроен аккумулятор автомобиля

У кислотных батарей электроды выполнены из свинца, в котором имеются дополнительные примеси. Свинец, как материал электродов, используется потому, что этот материал имеет хорошую энергоемкость и может за малый промежуток времени выдать токи больших значений. Электролитом у этих АКБ выступает раствор кислоты. Это самые распространенные батареи, которые применяются на автомобиле.

У щелочных батарей установлены не свинцовые, а никель-кадмиевые или никель-железные пластины. А пространство между ними заполнено раствором едкого калия. Эти АКБ на легковых авто применяются не часто, поскольку сила тока у них ниже, чем у кислотных.

Появились сравнительно недавно. По сути, этот тот же кислотный аккумулятор, только у него электролит приведен в желеобразное состояние. Эти АКБ являются перспективными, но ряд технологических особенностей данных батарей не позволяет их широко использовать, да и стоят они не солидно.

Помимо этого АКБ делятся еще на обслуживаемые и необслуживаемые. Кислотные аккумуляторы бывают только обслуживаемыми. А все потому, что при химической реакции часть воды из раствора испаряется. Для того чтобы электролит имел соответствующую плотность, периодически нужно проверять состояние электролита и при надобности доливать воду.

Вода для доливки в аккумулятор используется только дистиллированная.

Необслуживаемыми являются гелевые АКБ. Они имеют герметичный корпус. При химической реакции вода у них не испаряется. Поэтому и доливки не требует.

Виды зарядных устройств для зарядки аккумулятора

В дальнейшем будем рассматривать правильную зарядку аккумулятора на примере распространенных кислотных АКБ. Но пока пройдемся по зарядным устройствам.

Зарядное устройство для аккумулятора

Любое зарядное устройство – это преобразователь электроенергии. Самая простая схема зарядного устройства (ЗУ) – это трансформатор понижающий и диодный мост. Принцип работы таков: переменное напряжение сети 220 В, проходя через трансформатор и диодный мост, преобразуется в постоянное напряжение в 14-15 В, которое требуется для зарядки АКБ.

Часто в конструкцию зарядного устройства включают дополнительные контрольные датчики – амперметры и вольтметры, регуляторы напряжения и силы тока, предохранители. Хотя есть и ЗУ, у которых сила тока и напряжение для каждого АКБ подбираются в автоматическом режиме.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Особенности зарядки аккумулятора автомобиля

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует учесть несколько параметров для зарядки аккумулятора.

  • Самой оптимальной силой тока для зарядки аккумулятора является показатель в 10% от номинальной энергоемкости АКБ. То есть, при показателе энергоемкости батареи в 60 Ач сила тока должна не превышать 6 А.
  • Оптимальное напряжение на клеммах ЗУ — это +10% от номинального напряжения полностью заряженной батареи. Для примера, у полностью заряженного аккумулятора напряжение на клеммах составляет 12,6 В. 10% от номинального напряжения — это 1,26 В, добавляем его к 12,6 В и получаем оптимальное напряжение в 13,86 В.
  • Провести быструю зарядку батареи возможно. Выполняется такая зарядка токами больших значений – 20-30 А. Но такая зарядка повреждает батарею, поэтому от такой зарядки лучше воздержаться.
  • При зарядке гелевого аккумулятора важно не превышать критического для такого АКБ напряжения, которое обычно составляет 14,2 В.

Это основные критерии, учитывающиеся для того, чтобы правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Перейдем непосредственно к тому, как зарядить аккумулятор автомобиля.

Подготовительные работы

Вначале нужно убедиться, что аккумулятор действительно разряжен. Для этого его нужно извлечь из ниши в автомобиле. Помимо естественного разряда батареи из-за его эксплуатации, причиной разряда может быть повреждение корпуса АКБ, в результате чего электролит вытек и химическая реакция в нем не проходит. Поэтому после извлечения его нужно отчистить от пыли, грязи и следует внимательно осмотреть корпус аккумулятора. Если трещина имеется и через нее вытек электролит – такой АКБ дальше использовать нельзя.

Определить, разряжена ли аккумуляторная батарея, можно по цветовому индикатору, который часто устанавливают на крышке корпуса. Цвета в индикаторе могут быть разные, поэтому следует обратить внимание на наклейку с пояснением, которая обычно наклеена рядом с индикатором.

Проверить состояние заряда батареи можно и по напряжению на клеммах. Для этого можно воспользоваться обычным тестером. При разряженной батарее напряжение будет ниже номинального.

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует также проверить электролит. Через заливные пробки можно проследить за состоянием и количеством электролита, в нормальном состоянии электролит должен быть чистым, прозрачным и не иметь примесей, а уровень его должен быть выше пластин. При меньшем уровне – нужно долить дистиллята.

Следует проверить и вентиляционное отверстие в крышке АКБ. Оно не должно быть забито, иначе испарениям не будет выхода.

Как зарядить аккумулятор автомобиля? Процесс зарядки

Далее можно выполнить непосредственно зарядку батареи. Важным моментом является испарение электролита при подзарядке, поэтому не стоит это делать в жилом здании. Также сначала подключают зарядное устройство к батарее, а уже потом в сеть. Внимательно нужно отнестись к правильности подключения ЗУ к батарее, иначе при неправильном подключении выйдут из строя предохранители зарядного устройства.

Видео: Как зарядить автомобильный аккумулятор

Процесс зарядки аккумулятора зарядным устройством производится двумя методами :

  1. при первом методе зарядка производится при постоянном значении напряжения, обычно это значение 14-16 В. А сила тока – величина изменяемая. В начале зарядки сила тока большая, может достигать 25-30 А, но по мере зарядки сила тока снижается.
  2. при втором методе сила тока является постоянной, а напряжение меняется. Данный метод более сложный, и нужно полностью знать, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор таким зарядом.

Заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством, у которого используется метод постоянного напряжения – несложно. Достаточно выставить регулятором силу тока на уровне 10% от энергоемкости батарей. По мере подзарядки сила тока будет падать. Сигналом того, что батарея полностью восстановила заряд, будет опускание стрелки амперметра до «0». Обычно на полную подзарядку с такой силой тока уходит 10-13 часов.

Подзарядка устройством методом постоянного тока сложнее, и нужно знать, как подзарядить аккумулятор автомобиля таким ЗУ. Поскольку у данного устройства задается параметр силы тока, то вначале зарядки задается сила тока в размере 10% от энергоемкости. При такой силе тока АКБ заряжается до показателя напряжения в 14 В, после чего следует понизить силу тока наполовину и заряжать таким током до показателя напряжения в 15 В, после чего еще следует понизить вдвое ток. Сигналом полной зарядки АКБ будет удержание показателя напряжения на одном уровне в индикаторе на протяжении часа.

Проверка напряжения аккумулятора

После зарядки, если есть возможность, проверить напряжение на клеммах АКБ путем применения нагрузочной вилки. Если же ее нет, убедиться в полном заряде аккумулятора можно, установив ее на автомобиль. Заряженная батарея должна «бодро» крутить стартер и запускать силовую установку. В принципе, вот и все, что нужно и важно знать для зарядки аккумулятора своего автомобиля.

Каждый из нас, автомобилистов, хотя бы раз в жизни оказывался (или еще окажется) в ситуации, когда разрядившийся аккумулятор не позволяет запустить двигатель. Особенно частое это явление для зимнего периода, поскольку при отрицательных температурах АКБ держит заряд плохо. А если автомобиль простоял на сильном морозе больше недели, проблемы с аккумулятором практически гарантированы, вплоть до полного разряда.

Что делать в такой ситуации? Конечно же, можно «прикурить» от аккумулятора другого автомобиля , и это поможет, если впереди долгая поездка, но будет совершенно бесполезно, если проехать предстоит всего пару километров. Аккумулятор просто не успеет зарядиться. В этом случае лучше всего зарядить батарею внешним устройством. О том, как сделать это правильно и безопасно, знаем и расскажем Вам мы.

Принцип работы автомобильного аккумулятора

Автомобильный аккумулятор – небольшая емкость с электролитом, содержащим серную кислоту, в которую опущены металлические пластины. Принцип работы аккумуляторных батарей основывается на химических реакциях между свинцом и диоксидом свинца в сернокислотной среде, в результате которых вырабатывается электричество.

Во время разряжения аккумуляторной батареи (в моменты расхода энергии) происходят реакции восстановления диоксида свинца на катодной пластине (на схеме 5-й пункт) и окисление свинца на анодной пластине (на схеме 4-й пункт). При обратной реакции, а именно при зарядке аккумулятора, на его пластинах происходят зеркально обратные реакции, к которым на завершающей стадии присоединяется еще электролитическая реакция воды (электролиз), которая в свою очередь сопровождается значительным выделением кислорода на аноде и водорода - на катоде.

Говоря простым языком при разряжении аккумулятора активно расходуется серная кислота, в результате чего образуется вода. С образованием воды, общая плотность электролита снижается. При зарядке аккумуляторной батареи, все происходит в обратном порядке. Вода «используется» на создание серной кислоты, соответственно общая плотность электролита повышается.

Таким образом, при работе аккумуляторной батареи, в те периоды, когда расходуется его энергия, реактивы находящиеся в емкости аккумулятора (электролит и свинцовые платины) взаимодействуя друг с другом «генерируют» электричество. При создании электрического заряда, расходуется серная кислота, входящая в состав электролита и образуется вода. Вода «разбавляет» электролит, плотность его снижается, генерация электрического заряда уменьшается. В этот момент аккумулятор необходимо поставить на зарядку.

В результате зарядки батареи (момент накопления заряда) происходит восстановления прежней плотности электролита, уровень серной кислоты в нем повышается, уровень воды уменьшается. Аккумулятор снова готов к использованию. Но ничто не вечно в этом мире, и поскольку эти основные реакции сопровождает еще ряд других процессов (например, сульфатация и разрушение металлических пластин), аккумулятор со временем теряет свои свойства. Потенциал накапливания электрической энергии снижается и аккумулятор приходится заменять на новый.

Обслуживание аккумуляторной батареи

Срок службы и исправность аккумуляторной батареи во многом зависят от своевременного обслуживания и правильного ухода за ней. Батарея должна содержаться в чистоте, так как загрязнение ее поверхности приводит к повышенному саморазряду. При техническом обслуживании надо протереть поверхность батареи 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после чего вытереть чистой сухой ветошью.

Во время заряда в результате химической реакции выделяются газы, значительно повышающие давление внутри аккумуляторов. Поэтому вентиляционные отверстия в пробках нужно периодически прочищать тонкой проволокой. Учитывая, что при работе батареи образуется гремучий газ (смесь водорода с кислородом), нельзя осматривать батарею при открытом огне. Необходимо периодически проверять уровень электролита и его плотность, а при необходимости производить полную проверку батареи, как описано выше, в целях более точного определения ее состояния и пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Для длительного хранения батарею необходимо снять с автомобиля, полностью зарядить и хранить в заряженном состоянии в сухом месте при температуре не выше 00С и не ниже минус 3000С, имея в виду, что, чем ниже температура электролита, тем меньше саморазряд. Каждые 3 месяца следует контролировать заряженность батареи по плотности электролита и при необходимости производить ее подзаряд.

При хранении батареи непосредственно на автомобиле следует отсоединить провода от полюсных штырей (если отсутствует специальный выключатель). Надо помнить, что температура замерзания электролита плотностью 1,1 г/см3 составляет минус 70 градусов, плотностью 1,22 г/см3 - минус 370 градусов и плотностью 1,31 г/см3 - минус 660 градусов. Замерзание электролита приводит к разрушению и короблению пластин, появлению трещин в баке и выходу из строя аккумуляторов батареи.

При наличии белого или зеленоватого налета на выводах батареи и клеммах проводов необходимо снять клеммы и удалить налет влажной тряпкой, зачистить контакты до металлического блеска металлической щеткой или шлифовальной шкуркой и после установки клемм нанести на их поверхности тонкий слой смазки ВТВ-1 или другой кислотостойкой консистентной смазкой.

Как происходит зарядка аккумуляторной батареи?

Особенно сильно вопрос о зарядке аккумулятора встаёт в зимнее время – холод негативно влияет на аккумуляторную батарею , и поэтому так много автолюбителей сталкиваются с невозможностью завести машину с утра или после долгого простоя. При правильном обслуживании и своевременном уходе за аккумулятором этих проблем можно избежать, а также продлить срок службы устройства. И так, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор?

Перед зарядкой аккумулятор желательно снять, однако в экстренной ситуации это не обязательно. Помните, что заряжать аккумулятор нужно либо в хорошо проветриваемом помещении (балкон, в крайнем случае – открытые окна), либо в гараже подальше от легковоспламеняющихся предметов, либо на свежем воздухе. При зарядке аккумулятор выделяет взрывоопасную смесь водорода и кислорода, поэтому во время процесса оградите устройства от возможности появления искр. При зарядке без снятия из автомобиля на аккумуляторе нужно отключить все электрические кабели.

Для подготовки аккумулятора необходимо очистить клеммы от грязи и смазки, если вы их смазывали в процессе эксплуатации. Для качественного заряда аккумулятора сначала его надо полностью разрядить. Для этого можно подключить к аккумулятору внешние световые приборы и оставить на несколько часов.

Проверить плотность электролита. Это можно сделать с помощью специального прибора. Он называется Ариометр. В идеале плотность должна составлять 1,25-1,27 г/см3 при температуре +25, а плотность в банках аккумулятора не должна отличаться больше, чем на 0,01 г/см3. Электролит должен полностью покрывать свинцовые пластины, проводящие ток, поэтому при необходимости его можно долить или разбавить дистиллированной водой до необходимой плотности.

Со всех банок нужно снять крышки и подсоединить клеммы зарядного устройства к клеммам аккумулятора – плюс к плюсу, минус к минусу. Сначала всегда нужно подсоединять плюс, и только после этого минус, а в сеть зарядное устройство нужно включать после произведённого подсоединения. Выставить ток на зарядном устройстве. Ток должен быть равен строго одной десятой от ёмкости вашего аккумулятора, например, если ёмкость 65 А-ч, ток должен быть не больше 6,5А на зарядном устройстве. При глубокой разрядке аккумулятора эти показатели должны быть уменьшены до 1,5А – 2А.

Следите, чтобы стрелка амперметра двигалась к нулю и не повышалась температура электролита. Например, если электролит нагрелся до +40°С, уменьшите количество подаваемого тока вдвое. А если напряжение аккумулятора и плотность электролита в течение двух часов не меняются – ваш аккумулятор правильно зарядился. Зарядка аккумулятора в среднем занимает 10-12 часов, но если вы поставите его на полную ночь – хуже не будет.

Это основные принципы зарядки аккумулятора. В летнее время электролит выкипает быстрее, а находящиеся на открытом воздухе пластины подвержены разрушению, поэтому периодическая проверка уровня и плотности электролита должна стать для вас хорошей привычкой. Ну и, конечно, старайтесь не использовать аккумулятор при выключенном двигателе - это способствует его быстрой разрядке.

Сколько по времени происходит зарядка аккумулятора?

Очень часто при зарядке аккумулятора у автомобилистов возникает вопрос – сколько нужно времени, чтобы полностью зарядить аккумулятор автомобиля? Для того чтобы ответить на данный вопрос необходимо определиться каким методом Вы будете заряжать: постоянным током или постоянным напряжением.

Особенности заряда постоянным током

Для того чтобы аккумулятор принял необходимый заряд его необходимо заряжать 10-12 часов током, равным 5%-10% от емкости аккумулятора. Например, если Вы заряжаете аккумулятор ёмкостью 60 А/ч с плотностью электролита 1,23 – его нужно заряжать током не более 6 А в течении 10 часов. При уменьшении тока заряда время заряда увеличивается. В то же время малый ток для АКБ считается более полезным.

Особенности заряда постоянным напряжением

Постоянным напряжением аккумулятор заряжается дольше, чем постоянным током. Стоит учесть, что большинство современных зарядных устройств-автоматов сами отключаются при окончании процесса заряда, который, как правило, длится 12-24 часа, поэтому Вам не нужно это контролировать. Стоит также отметить, что данный метод заряжает АКБ только на 80-90%, тогда как метод, описанный выше способен зарядить аккумулятор на 100%. Таким же методом происходит заряд аккумулятора от генератора в процессе эксплуатации автомобиля.

Какие бывают зарядные устройства?

Зарядные устройства можно классифицировать по нескольким критериям. В зависимости от метода, который используется для зарядки, зарядные устройства бывают:

- такие, что производят зарядку от постоянного тока;

Такие, что производят зарядку от постоянного напряжения;

Такие, что производят зарядку комбинированным методом.

Зарядку от постоянного тока нужно осуществлять при токе заряда в 1/10 от ёмкости батареи. Такая зарядка способна полностью зарядить батарею, но за процессом потребуется контроль, ведь во время неё электролит нагревается и может закипеть, что становиться причиной короткого замыкания и возгорания аккумулятора. Подобная зарядка не должна длиться больше одних суток. Зарядка от постоянного напряжения намного безопаснее, но она не способна обеспечить полный заряд батареи.

Потому в современных зарядных устройствах используется комбинированный способ заряда. При таком способе, зарядка сначала производится от постоянного тока, а потом переходит на зарядку от постоянного напряжения, чтобы исключить перегрев электролита. Зависимо от особенностей работы и конструкции, зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов разделяют на два вида:

Трансформаторные

Устройства, у которых вместе с выпрямителем подключён трансформатор. Такие устройства надёжны и эффективны, но очень громоздки (имеют большие габаритные размеры и заметный вес).

Импульсные

Главным элементом таких устройств является преобразователь напряжения, работающий на высоких частотах. Это такой же трансформатор, но значительно меньших размеров и веса, чем у трансформаторных зарядных устройствах. Именно по этой причины такой вид зарядных устройств стал очень популярным среди автомобилистов в последнее время. Кроме того, у импульсных приборов автоматизировано большинство процессов, что заметно упрощает управление ими. В зависимости от назначения зарядные устройства бывают двух видов:

Зарядно-предпусковые

Заряжают автомобильный аккумулятор от имеющегося источника тока.

Зарядно-пусковые

Способны не только зарядить аккумуляторную батарею от сети, а и произвести запуск двигателя, когда она разряжена. Такие устройства более универсальны и могут выдать ток в 100 В или более, если необходимо быстро зарядить аккумулятор без дополнительного источника электрического тока.

Существует также отдельный класс зарядных устройств – зарядные устройства на солнечных батареях. Они дают возможность зарядить аккумулятор без подключения к сети. Зарядка происходит при помощи блока солнечной батареи, которая аккумулирует энергию от солнца. А само устройство подключается к прикуривателю или к клеммам аккумулятора. Подобные устройства очень удобно использовать, если аккумулятор разрядился, а поблизости нет электросети.

В жизни любого водителянаступает момент, когда он сталкивается с проблемой разряженного аккумулятора. И это не даёт возможности запустить двигатель автомобиля. Особенно часто такое случается в зимний период, ведь при отрицательной температуре аккумулятор плохо держит свой заряд.

И тут у него возникает вопрос, что же делать дальше? Можно, конечно, купить и поставить новый аккумулятор . Но его стоимость отнюдь не мала, поэтому замена аккумулятора влетит в неплохие деньги. Есть и другой вариант, более выгодный экономически – произвести зарядку аккумулятора.

1. Как узнать, что сел аккумулятор?

Заряд аккумуляторной батареи можно проверить такими способами:

1. Измерив плотность электролита с помощью ареометра.

2. Токовой нагрузкой при помощи мультиметра или нагрузочной вилки.

Рассмотрим первый вариант. Ареометр – прибор, который измеряет плотность жидкости. Он состоит из ёмкости с грушей для забора жидкости и поплавка, плавающего внутри, и имеет соответствующую градацию. При полном заряде аккумулятора ареометр покажет плотность 1,28 г/куб. см. Когда аккумулятор разряжен на половину, плотность должна быть 1,20 г/куб. см. Если аккумулятор окончательно «сел», то плотность электролита будет 1,10 г/куб. см.

Замер плотности необходимо сделать во всех банках аккумулятора, при чём допускается разность показателей в пределах +- 0,01 г/куб. см. Если плотность электролита в разных банках будет отличаться на 0,10-0,15 г/куб. см, то, скорее всего, аккумулятор неисправен и требует замены.

Рассмотрим второй вариант оценки заряда аккумулятора. Нагрузочная вилка – это, по сути, вольтметр с параллельно подключённым сопротивлением к его выводам, которое имеет величину 0,018-0,020 Ом (для батарей 40-60 Ач). Нагрузочная вилка подключается к выходам аккумулятора, а через 5-10 секунд снимаются её показания.

Для измерения необходимо нагрузить аккумулятор, включив, например, дальний свет или габаритные огни. Если аккумулятор заряжен достаточно, то напряжение должно достигать 11,2 В. Измерить напряжение также можно при пуске двигателя. В таком случае, напряжение должно быть не меньше 9,5 В. Если напряжение ниже, то либо аккумулятор частично разряжен, либо присутствуют неисправности стартера. Для измерений необходимо использовать вольтметры высокой точности, так как заряд батареи измеряется в десятых долях от вольта. Для точной оценки, погрешность прибора должна быть не ниже 0,1%.

2. Как правильно заряжать?

Заряжают аккумуляторы автомобилей при помощи зарядных устройств, которые способны преобразовать переменный ток в постоянный. Производить зарядку можно в гараже, изъяв батарею из автомобиля или не вынимая его. Главное – соблюдать все правила техники безопасности.

Правила техники безопасности при зарядке аккумуляторных батарей:

1. Обязательно необходимо одеть стойкие химически (к кислотам) очки и перчатки.

2. Зарядку следует проводить в помещении, которое хорошо проветривается. Во время зарядки аккумулятор выделяет ядовитые вещества (арсин, сернистый газ и др.). Эти вещества оседают на всех поверхностях помещения и способны ещё долго травить владельцев.

3. Нельзя использовать для зарядки жилое помещение.

4. Нельзя при зарядке поблизости к аккумулятору (или в том же помещении) использовать открытое пламя, курить или пользоваться приборами, которые искрят. Это связано с тем, что во время зарядки выделяется очень много водорода. А водород, смешиваясь с кислородом, образует очень взрывоопасную смесь.

5. Сеть, которая питает зарядное устройство, должна снабжаться предохранителем. Предохранитель способен отключить питание, если произойдёт короткое замыкание.

Процесс подготовки к зарядке аккумуляторных батарей можно описать такими шагами:

1. Очистить аккумулятор от грязи и пыли, и аккуратно извлечь клеммы.

2. Осмотреть его на механические повреждения, «выкипание» электролита и протекания.

3. Открыть пробки батареи, осмотреть каждую из банок и оценить уровень электролита в них. Если электролита недостаточно, то эту недостачу следует восполнить дистиллированной водой.

4. Обратить внимание на цвет электролита и его прозрачность. Электролит должен быть полностью прозрачным. Если электролит имеет тёмный или другой цвет, напоминает взвесь или в нём плавают хлопья, то такой электролит не пригоден к зарядке.

После подготовительной работы можно приступить к самой зарядке. Важный момент! Клеммы от зарядного устройства сначала присоединяют аккумулятору, и лишь после этого подключают зарядное устройство к сети.

Существует три основных метода зарядки аккумуляторных батарей, влияние которых на саму батарею почти не отличается:

1. Используя постоянное напряжение.

2. Используя постоянный ток.

3. Комбинированным методом.

Зарядка аккумуляторных батарей с использованием постоянного напряжения подразумевает прямую зависимость между уровнем заряда батареи и величиной зарядного напряжения. К примеру, при зарядном напряжении в 14,4 В, аккумулятор зарядится через 2 суток, а при напряжении в 16,5 В – всего через 1 сутки. Так как сила тока порой может достигать больших значений (45-55 А), зарядные устройства имеют ограничения, которые подают не более 20-25 А.

Этот метод безопасный, щадящий к батарее, не требует постоянного присутствия человека и контроля с его стороны. Об окончании зарядки оповестит индикатор. Полное напряжение заряженного исправного аккумулятора должно быть 14,4 В.

Зарядка аккумуляторных батарей с использованием постоянного тока требует постоянного присутствия и контроля со стороны человека. При подобной зарядке важно на протяжении всего процесса корректировать силу тока. Выбирать нужно такую силу тока, которая равна 1/10 от ёмкости аккумулятора. Например, если ёмкость 70 Ач, то нужно будет использовать силу тока в 7 А, а полная зарядка займёт 10 часов.

Силу тока необходимо ежечасно контролировать. Аккумулятор будет считаться полностью заряженным, если на протяжении 1-2 часов зарядное напряжение будет стабильным. Последний этап зарядки сопровождается «кипением» электролита в банках и обильным выделением газа, так что тут следует быть предельно осторожным. Это «кипение» и необходимость постоянного контроля со стороны человека – главные недостатки такого метода зарядки.

Комбинированный метод зарядки – самый современный и самый распространённый среди новых зарядных устройств. При таком методе сначала аккумулятор заряжается постоянным током, а под конец – постоянным напряжением. Весь процесс полностью автоматизирован и не требует участия и контроля со стороны человека. При полной зарядке батареи, зарядное устройство самостоятельно отключается.

Порой случается, что времени нет и для запуска двигателя нужна очень быстрая подзарядка. Для экспресс-зарядки необходимо снять клеммы аккумулятора и подсоединить клеммы зарядного устройства, соблюдая полярность. Регулятор тока выставить на максимум и засечь 15-20 минут , после чего отключить зарядное устройство. Подобный вариант не сильно полезен для аккумулятора и уменьшает срок его службы, поэтому использовать его слишком часто не рекомендуется.

Всегда лучше отдавать предпочтение полной и тщательной зарядке аккумулятора. Полная зарядка намного лучше сохранит функционал аккумулятора, и с такой зарядкой он прослужит намного дольше, чем с экспресс-зарядкой.

Новые аккумуляторные батареи, как правило, заряжены полностью. Но порой случается так, что из-за долгого лежания на прилавках, они частично теряют свой заряд. Такие батареи перед эксплуатацией стоит «довести до ума». Для этого нужно несколько часов заряжать их методом постоянного напряжения с низким значением тока. К новым аккумуляторам нельзя применять метод зарядки постоянным током и экспресс-зарядку.

Иногда, автомобилисты при полной разрядке аккумулятора в экстремальных условиях делают так называемое «прикуривание» от аккумулятора другого автомобиля. Это очень опасный процесс, не разрешённый официально автопроизводителями. Так что при неправильном обращении автомобиль может быть снят с гарантии или со страховки. «Прикуривать» можно только используя специальные кабели и при полной уверенности в исправности аккумулятора-донора и аккумулятора-акцептора.

Процесс происходит в течении 2-10 минут и во время него лучше отойти подальше и не трогать руками кабели. Крайне не рекомендуется «прикуривать» при температуре ниже 15 градусов по Цельсию.

3. Сколько нужно заряжать?

Время заряда автомобильного аккумулятора зависит от многих факторов:

1. Как сильно аккумулятор был разряжен.

2. Каким методом производиться зарядка.

3. Качество самого аккумулятора и зарядного устройства.

В этом вопросе правильным решением будет ориентироваться на амперметр или индикатор зарядного устройства или на индикатор заряда в самом аккумуляторе, если он в него вмонтирован. Индикатор на самой аккумуляторной батареи очень прост для понимания. Все его значения должны быть указаны на наклейке. Как правило, зелёный свет значит, что аккумулятор заряжен, а красный, что он разряжен.

Что касается индикаторов на зарядном устройстве, то там может быть несколько лампочек, которые сигнализируют о разных этапах процесса зарядки. Чтобы точно в них разобраться, стоит почитать инструкцию по эксплуатации к зарядному устройству.

На зарядных устройствах, которые производят зарядку методом постоянного напряжения, лучший индикатор – это амперметр. Когда его стрелка опуститься до нуля – это явный признак полной зарядки аккумулятора. Обычно, полная зарядка методом постоянного напряжения занимает в среднем – одни сутки. Изменяя значение напряжения, её можно как ускорить, так и продлить.

Для зарядных устройств, которые производят зарядку методом постоянного тока, чтобы рассчитать время зарядки аккумуляторной батареи, используют такую формулу: ёмкость аккумулятора делят на значение тока заряда и умножают на 1,2. Она даст примерное значение времени для полного заряда. Обычно, полная зарядка методом постоянного тока занимает 10-12 часов, но зависит от силы тока (чем она ниже, тем дольше будет заряжаться аккумулятор и наоборот).

4. Как и для чего проверять уровень электролита?

Электролит состоит из дистиллированной воды и кислоты. Если аккумулятор использовать в стандартных условиях, то он не потребует дополнительного техобслуживания. Но, если часто отправляться в длительные поездки или воздействовать на аккумулятор высокой температурой , вода может испаряться.Поэтому для нормальной работы аккумулятора стоит периодически контролировать в нём уровень электролита.

Низкий уровень электролита приводит к окислению пластин аккумулятора и их разрушению, из-за чего он начнёт терять свою мощность и быстро выйдет из строя. Слишком высокое значение уровня электролита приводит к тому, что кислота повреждает внешнюю часть аккумулятора . Таким образом, надлежащийуровеньэлектролита является залогом нормального функционирования, как аккумуляторной батареи, так и автомобиля в целом.

Как же проверить уровень электролита в аккумуляторе? Перед началом проверки нужно определить, какой аккумулятор установлен в автомобиле: разборный или неразборный. Если аккумулятор неразборный, то узнать уровень электролита в нём можно по встроенной шкале. Неразборные аккумуляторы при низком уровне электролита не подлежат дальнейшей эксплуатации. Если аккумулятор разборный, то, чтобы проверить уровень электролита в нём также можно посмотреть на встроенную шкалу. Значение должно находиться между максимальной и минимальной отметками. Но, если шкалы нет или соответствующие отметки не нанесены на корпус, то для проверки уровня электролита необходимо произвести следующие действия:

1. Отсоединить от аккумулятора кабели и очистить его от грязи.

2. Извлечь крышку аккумулятора при помощи отвёртки.

3. Используя стеклянную трубку с внутренним диаметром не более 5 мм, измерить уровень электролита (опустить трубку в аккумуляторную жидкость и, заткнув её выходное отверстие пальцем, вытащить и посмотреть на уровень электролита).

Нормальным считается уровень электролита от 12 до 15 мм. Если уровень электролита слишком низкий, то его восполняют дистиллированной водой. После доливки воды, аккумулятор подлежит зарядке. Если же имеется излишек электролита, то его извлекают при помощи шприца или груши.

5. Сколько должен служить аккумулятор?

Большинство современных аккумуляторов являются неремонтопригодными. Средний срок их службы составляет 2-3 года либо 70 тис. км. Именно на такой период производитель и даёт гарантию на свою продукцию. По сути, аккумулятор – это расходный материал, как картридж в принтере. Конечно, иногда случается, что аккумуляторы служат и по 5-6 лет, но положиться на такие устройства нельзя. Они могут выйти из строя в любой момент. Так что, если отправляетесь в длительную поездку и у вас в автомобиле старый аккумулятор, лучше заменит его.

Причины выхода из строя аккумуляторных батарей:

1. Коррозийные процессы внутри аккумуляторов, которые разрушают металлические пластины и превращают их в труху.

2. Короткое замыкание, что равноценно, в большинстве случаев, окончательному выходу из строя. Если такое случилось с новым аккумулятором, то его должны поменять по гарантии.

3. Глубокая разрядка, которая провоцирует образование кристаллов сульфата свинца, а это снижает параметры работы устройства. Кроме того, глубокий разряд повышает температуру замерзания электролита в батарее до -5 градусов Цельсия, а если электролит замёрзнет, то возобновить работу аккумулятора будет невозможно, так как лёд повредить внутренние элементы устройства.

4. Сильная перезарядка аккумулятора, что приводит к быстрому «выкипанию» воды из электролита. А если аккумулятор не подлежит обслуживанию, то это равноценно его выходу из строя.

Владельцев новых автомобилей не волнует вопрос заряда аккумулятора. Разумеется, если техника эксплуатируется в соответствии с инструкцией. Но уже через 3-5 лет АКБ изнашивается, и может подвести в самый неподходящий момент.

Или вы слишком долго слушали музыку в гараже, с выключенным мотором. А может быть оставили включенными фары головного света на ночь. Причин для незапланированного разряда аккумулятора достаточно.

И далеко не всегда удается «прикурить» от другого автомобиля, и восстановить работоспособность от штатного генератора. Для этого придется проехать на высоких оборотах несколько сотен километров.

Не надо отчаиваться. Всегда можно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, даже если уровень напряжения опустился ниже критического. Поэтому такой прибор должен быть в арсенале автолюбителя.

Как правильно подзарядить аккумулятор?

Универсального ответа на этот вопрос нет. Общее правило следующее: продолжительная зарядка меньшим током более полезна для АКБ, чем ускоренный заряд высоким током. Однако такой режим не всегда возможен. Иногда требуется в срочном порядке восстановить работоспособность перед выездом.

Сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля чтобы не перезарядить? Подробности в этом видео

Да и штатная система подзарядки далека от совершенства: даже при нормальной работе регулятора напряжения, продолжительность поездки разная. В результате АКБ на эксплуатируемом авто заряжается рывками, бессистемно.

Существует несколько способов автономной зарядки

Оптимальный ток заряда

Не должен превышать 10% от емкости батареи. То есть, если у вас аккумулятор 60СТ (емкость 60Ач), правильный ток заряда не должен превышать 6А. Таким током вы заряжаете АКБ, если времени для восстановления достаточно много.

Важно! Необходимо делать поправку при зарядке необслуживаемых батарей. Поскольку клапан выхода паров электролита слишком мал, ток следует уменьшить до 5% от емкости. Иначе в случае закипания, батарея может треснуть.

Экспресс метод

Если вам надо быстро зарядить аккумулятор зарядным устройством (срочный выезд), можно ускоренно восстановить емкость, достаточную для старта двигателя.

Важно! При любом способе заряда, оставлять батарею без контроля небезопасно. Даже если у вас интеллектуальное зарядное устройство, автоматика может выйти из строя.

Как определить емкость заряда? По напряжению на контактах АКБ.
Таблица ЭДС батареи в вольтах при температуре:

+20...+25°С -5...+5°С -10...-15°С Степень заряда батареи, %
12,70 – 12,90 12,80 – 13,00 12,90 – 13,10 100
12,55 – 12,65 12,65 – 12,75 12,75 – 12,85 75
12,20 – 12,30 12,30 – 12,40 12,40 – 12,50 60
12,00 – 12,10 12,10 – 12,20 12,20 – 12,30 25
11,70 – 12,00 11,80 – 12,00 11,90 – 12,10 нет заряда


ЭДС замеряется без нагрузки на контактах аккумулятора. Обязательно учитывайте температуру. Показания в таблице могут немного отличаться, это не принципиально. Определив процент разряда, вы сможете правильно рассчитать время и ток зарядки.

Например, батарея емкостью 60 Ач. При температуре +5°С ЭДС на контактах 12,4 вольта. Значит, аккумулятор потерял 50% емкости. При токе заряда 6А, на зарядку уйдет 5 часов.